Какие произведения нужны для егэ по литературе. К егэ по литературе

Единый государственный экзамен

по ЛИТЕРАТУРЕ

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню

подготовки выпускников общеобразовательных

учреждений для единого государственного

экзамена 2010 года по литературе

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

(использованы материалы сайта ФИПИ)

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Кодификатор составлен на основе следующих нормативных документов: Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе. базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.04); Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

Кодификатор 2010 года, как и в прошлые годы, опирается не только на стандарт среднего (полного) общего образования, но и на стандарт основного общего образования по литературе, что не приводит к изъятию из экзаменационного материала важнейших тем, которые всегда присутствовали как в государственном (итоговом) контроле, так и в программах для поступающих в вузы (древнерусская литература и литература XVIII века, значительная часть произведений первой половины XIX века и др.).

Приведение Кодификатора в полное соответствие с нормативными документами привело к исключению из него нескольких произведений, не названных ни в стандарте 2004 г., ни в образовательных минимумах 1998-1999 годов*:

А.П. Чехов. Рассказ «Крыжовник»;

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…»;

В.В. Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»;

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»;

О.Э. Мандельштам. Стихотворение «Батюшков»;

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Творчество», «Я научилась просто, мудро жить…».

При разработке кодификатора 2010 года опора на нормативную базу 1998-1999 гг. осуществлялась в минимальной степени, однако полный отказ от нее представляется преждевременным, т.к. она позволяет сохранить в итоговом контроле ряд важных терминов и понятий, рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», конкретизировать перечень сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и списки стихотворений (в стандарте 2004 года минимальный перечень стихотворений дан с установкой на дополнительный самостоятельный выбор 3–5 стихотворений). В приложении 1 дан Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор 2010 г. на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе

(приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99 г.).

* В кодификатор прошлых лет данные произведения были включены на основе Примерных программ по литературе основного общего и среднего (полного) общего образования. Учитывалось также, что государственный образовательный стандарт по литературе позволяет расширять перечень произведений малых жанровых форм.

Вместе с тем ЕГЭ по литературе 2010 года в большей степени ориентируется на государственный образовательный стандарт профильного уровня, что заложено в общей концепции единого государственного экзамена и соответствует следующим специфическим особенностям двухуровневого стандарта по литературе:

В стандарт профильного уровня полностью включен стандарт базового уровня;

Большая часть отличий стандарта базового и профильного уровней не сказывается на отборе материала для единого государственного экзамена**; различия в части материала, подлежащего контролю, минимальны (изучение профильного курса литературы предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углубленном, уровне).

Кодификаторы последних трех лет во многом были сориентированы на профильный уровень образовательного стандарта по литературе. Кодификатор 2010 года в полном объеме содержит элементы проверяемого содержания, названные в обязательном минимуме содержания среднего

(полного) общего образования, включенного в стандарт профильного уровня. В приложении 2 дан Перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор 2010 г. с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Следует подчеркнуть, что кодификатор элементов содержания формируется в первую очередь на основе перечня произведений, который включен в раздел «Обязательные минимумы содержания основных образовательных программ», являющийся составной частью Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни). КИМ ЕГЭ по литературе учитывает следующие четыре способа представления учебного материала в названном перечне, отличающиеся разной степенью детализации материала:

1. названо имя писателя с указанием конкретного(-ых) произведения(-ий);

2. названо имя писателя с указанием на обзорное изучение конкретного произведения (так представлены, например, роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» и роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака);

3. названо имя писателя без указания конкретных произведений, выбор которых предоставляется автору программы или учителю (так представлено, например, творчество Н.С. Лескова и А.П.Платонова);

4. предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю (так представлен,

например, раздел "Литература второй половины ХХ века").

В первом случае задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы. В остальных случаях задания формулируются только в части 3 экзаменационной работы. При этом в одном случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый), а в другом – формулировка задания не содержит указания на конкретное имя писателя и произведение (выбор также осуществляет экзаменуемый).

В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел стандарта «Требования к уровню подготовки

выпускников», т.е. не является объектом контроля.

** Список изучаемых произведений, включенный в образовательный стандарт профильного уровня, в сравнении со стандартом базового уровня расширен, прежде всего, за счет выделенных курсивом произведений. Маркировка курсивом означает, что данный материал изучается, но не проверяется в рамках государственного (итогового) контроля (например, трагедия А.С.Пушкина "Борис Годунов", поэма М.Ю.Лермонтова "Демон", роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", рассказы И.Э.Бабеля, роман "Мы" Е.И.Замятина и др.).

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином

государственном экзамене по литературе

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования 1998 и 1999 годов.

Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.14.А и 7.14.Б, поскольку экзаменуемым предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова.

1.2 Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества.

1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.

1.6 Историко-литературный процесс.Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

1.9 Деталь. Символ. Подтекст.

1.10 Психологизм. Народность. Историзм.

1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

1.13 Стиль.

1.14 Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

1.15 Литературная критика.

2. Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве».

3. Из литературы XVIII века

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

3.2 Г .Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

4. Из литературы первой половины XIX века

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».

4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».

4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».

4.5 А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка».

4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».

4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

4.8 М .Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий»,

«Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».

4.9 М .Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова».

4.10 М .Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».

4.11 М .Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».

4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».

4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

5. Из литературы второй половины XIX века

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…»,

«С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и

Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».

5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

5.8 М

5.9 М .Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзорное изучение).

5.10 Л .Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

6. Из литературы конца XIX – начала XX веков

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».

6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».

6.3 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

7. Из литературы первой половины XX века

7.1 М

7.2 М . Горький. Пьеса «На дне».

7.3 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь,

аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит

лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…».

7.4 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».

7.5 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и

немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».

7.6 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».

7.7 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять

в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

7.8 М .И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

7.9 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

7.10 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество».

7.11 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».

7.12 М .А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».

7.13 М .А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

7.14.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).

7.14.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).

7.15 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

7.16 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

7.17 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

7.18 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

7.19 А.П. Платонов Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

7.20 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

7.21 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

8. Проза второй половины XX века.

8.1 Из литературы второй половины ХХ века

Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев,

В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

8.2 Поэзия второй половины XX века.

Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

8.3 Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин (произведение одного автора по выбору).


Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников,

достижение которых проверяется на едином государственном экзамене

по литературе

Контрольные измерительные материалы разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1 элементов содержания, но с опорой на Требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного)

общего образования по литературе, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.04).

В названном документе сказано, что в результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен:

1. знать/понимать

1.1. образную природу словесного искусства;

1.2. содержание изученных литературных произведений;

1.3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

1.4. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых

произведений;

1.5. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения

об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и

течений;

1.6. основные теоретико-литературные понятия.

2. уметь

2.1. воспроизводить содержание литературного произведения;

2.2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства,

изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

2.3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

2.4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

2.5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

2.6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

2.7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

2.9. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

2.10. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

3.2. участия в диалоге или дискуссии;

3.3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

3.4. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Проверяемые в ЕГЭ умения, сформулированные на основе указанных требований, перечислены в соответствующем разделе спецификации КИМ ЕГЭ по литературе 2010 г.

Не все умения, соответствующие Требованиям к уровню подготовки выпускников, сформулированным в государственном образовательном стандарте по литературе, могут быть проверены в формате ЕГЭ (например, не проверяется умение выразительно читать изученные произведения, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы; писать рецензии на прочитанные произведения и др.). Кроме того, часть знаний и умений, сформулированных в Требованиях, прямо не отражаются в формулировках заданий, но могут быть проявлены выпускниками при выполнении заданий с развернутыми ответами (например, знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапов их творческой эволюции, творческой истории изучаемых

произведений; умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; сопоставлять различные художественные, критические и научные интерпретации литературных произведений, умение подать материал в дискуссионной форме, включить в сочинение анализ

самостоятельно прочитанного произведения, оценить его эстетическую значимость и др.).

Приложение 1.

Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор 2010 г. на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99)

1. Г.Р. Державин. «Памятник».

2. В.А. Жуковский. «Море».

3. А.С. Пушкин. «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт».

4. М .Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…» «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

5. Ф.И. Тютчев. «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…»;

6. А.А. Фет. «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…».

7. А. Некрасов. «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...».

8. М .Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

9. М . Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

10. А.А. Блок. «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…».

11. В.В. Маяковский. «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».

12. С.А. Есенин. «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

13. М .И. Цветаева. «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

14. А.А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество».

15. Б.Л. Пастернак. «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

Приложение 2

Перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор 2010 года с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

1. В раздел «Сведения по теории и истории литературы» добавлены следующие термины и понятия:

Художественное время и пространство,

Постмодернизм,

Песня,

Фабула,

Внутренняя речь,

Сказ,

Дольник, акцентный стих, верлибр,

Литературная критика.

2. В раздел «Из литературы первой половины XIX века» добавлены

следующие стихотворения:

А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»;

М.Ю. Лермонтов. «Валерик».

3. В раздел «Из литературы второй половины XIX века» добавлены следующие произведения:

Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней...»,

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение);

Н.С. Лесков. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого).

4. В раздел «Из литературы конца XIX – начала XX веков» добавлен рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой».

5. В раздел «Из литературы первой половины XX века» добавлены следующие произведения:

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом

фрагментов);

А.П. Платонов. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого);

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Единый государственный экзамен по литературе один из самых сложных. По данным статистики его выбирают не более 5% учащихся. Все дело в том, что задания составлены с расчетом на программу профильных гуманитарных классов и школ. Раньше, до введения ЕГЭ, экзамен в виде сочинения был обязательным и по нему выставляли сразу 2 оценки – по литературе и русскому языку. Теперь сдать единый государственный экзамен по литературе – достаточно сложная задача для выпускника обычной школы, поскольку вопросы охватывают темы, изучаемые в профильных классах, да и сама структура билета ежегодно меняется.

Большинство преподавателей едины во мнении, что для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2017-2018 учебном году мало просто прочесть все произведения из перечня школьной программы и уметь грамотно излагать свои мысли. Необходима профессиональная подготовка, учитывающая специфику актуальных на данный момент КИМов.

В данном материале мы расскажем:

Успешно сдав единый государственный экзамен по русскому языку, математике базового либо профильного уровня (в зависимости от требований ВУЗа) и литературе, выпускник может выбрать для себя различные направления.

В 2018 году такой набор предметов предоставит возможность поступления на абсолютное большинство творческих направлений:

  • факультет журналистики или военной журналистики. Журналистика является самым популярным гуманитарным направлением с большими перспективами трудоустройства. В большинстве ВУЗов огромный конкурс на данную специальность. Помимо литературы, в большинстве случаев, будет необходим и сертификат по иностранному языку;
  • стабильно высокий конкурс на место и в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • лингвистические и филологические факультеты;
  • в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • факультет журналистики или военной журналистики (в некоторых ВУЗах также требовали сертификат по иностранному языку);
  • факультеты, обучающие творческим специальностям: графика, живопись, скульптура, реставрация, дизайн, вокал, хореография, театральное искусство и др. (во многих ВУЗах обязательным является дополнительный творческий конкурс);
  • факультеты, дающие образование продюсера, звукорежиссера, кинооператора (необходим сертификат по математике профильного уровня).

Определиться с перечнем необходимых предметов стоит еще до начала 2017-2018 учебного года, ознакомившись с требованиями к абитуриентам определенного факультета, которые можно найти на официальном сайте соответствующего высшего учебного заведения.

Все изменения, которые будут внесены в 2018 году, а также самую актуальную информацию о ЕГЭ по литературе также всегда можно найти на нашем портале.

Изменения в ЕГЭ по литературе в 2018 году

В рамках усовершенствования КИМов, Министерство образования и науки РФ разработало кардинально новую перспективную модель билетов ЕГЭ по литературе и, скорее всего, уже в 2018 году выпускникам придется столкнуться с целым рядом инноваций:

  1. Из билетов полностью исключены вопросы с кратким ответом.
  2. Число заданий по выбору участника возросло.
  3. В заданиях на сравнение необходимо будет сопоставить текст только с 1 произведением (ранее было 2).
  4. Сочинения будут проверятся более тщательно, а критерии проверки ужесточатся.
  5. Минимальный объем развернутого ответа – 50 слов, а сочинения – 250 слов (сочинения, объем которых будет менее 200 слов, оцениваются в 0 баллов).

Также вы можете узнать о нововведениях в ЕГЭ по литературе, посмотрев видео интервью с Дмитрием Баком, профессором Российского Государственного Гуманитарного Университета:

На выполнение всех заданий отводится 235 минут.

Минимальный проходной балл – 32 балла.

Для получения оценки «отлично» необходимо набрать более 67 баллов.

При оценке сочинения члены комиссии будут опираться на такие критерии:

  1. Глубина понимания проблемы и наличие своих мыслей. Содержание ответов – главное. Правильность орфографии и пунктуации не влияют на ответ, но речевые ошибки, нарушение лексических норм, будут отнимать баллы.
  2. Уровень теоретико-литературных знаний экзаменуемого.
  3. Обоснованность приведенных отрывков из произведений.
  4. Логичность и последовательность изложения.
  5. Соблюдение норм и правил русского языка.

Список произведений для сдачи ЕГЭ по литературе

Один из самых актуальных вопросов, волнующий 11-классников – это список произведений, которые необходимо досконально изучить для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в предстоящем 2018 году.

Действительно, основная сложность экзамена в необходимости владения достаточно большим объемом информации, ведь в кодификаторе ЕГЭ по литературе перечислено:

  • более 150 стихов;
  • 11 романов;
  • 9 поэм;
  • 6 пьес;
  • 4 повести;
  • около 20 рассказов.

Полный список произведений можно найти в разделе «кодификаторы» официального сайта ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Важно понимать, что качественная подготовка к ЕГЭ заключается не только в ознакомлении со смыслом различных произведений, ведь для успешной сдачи экзамена по литературе в 2018 году потребуется:

  • глубокое понимание сути проблем, поднимаемых разными авторами;
  • владение информацией о портретах и характерах героев;
  • умение проводить параллели между сюжетом произведения и духовными переживаниями автора;
  • наличие собственного мнения и умение его отстаивать и обосновывать;
  • познания из области истории литературы.

Именно поэтому, читать романы, повести, поэмы, пьесы, рассказы и другие литературные произведения необходимо в оригинале, а не по критике, а в процессе прочтения, обращать внимание на мелочи и вести читательский дневник, в котором записывать основную информацию, которая будет необходима при подготовке к ЕГЭ и написании сочинений.

  1. Писать как можно больше тренировочных сочинений, выстраивая для себя определенные шаблоны для различных тематик.
  2. Создайте карточку для каждого писателя, в которую вынесите основные даты и важную информацию.
  3. Думайте над проблематикой произведений.
  4. Не ленитесь выписывать фразы, которые можно будет использовать в сочинениях.
  5. Если что-то очень сложно запоминается, используйте схемы и зарисовки.

Нужно использовать хотя бы 1 свой аргумент, взятый из художественной, публицистической или научной литературы. Чаще всего примеры приводятся из художественной литературы, поскольку именно эти произведения проходят на уроках литературы в рамках школьной программы.

Приведем примерный список литературы, аргументы из которого можно брать для обоснования своей точки зрения. Он составлен на основе произведений, из которых чаще всего приводятся аргументы при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку. Список отсортирован по фамилиям авторов по алфавиту.

Стоит отметить, что данный список литературы не является строго определенным и носит лишь рекомендательный характер. Аргументы можно привести и из любых других произведений, главное чтобы они соответствовали основной проблеме текста. Также не обязательно читать все нижеприведенные произведения, достаточно для каждой темы, которой может быть посвящен текст, подготовить по 2 аргумента из некоторых произведений.

Список литературы для аргументов сочинения ЕГЭ по русскому языку

Автор Произведения
Л.Н. Андреев «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
В.П. Астафьев «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
И. Бабель «Конармия»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
В. Бианки «Рассказы о животных»
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
А. Блок «Двенадцать»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
В. Быков «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
К. Воробьев «Немец в валенках»
Н. Галь «Слово живое и мертвое»
Е. Гинзбург «Крутой маршрут»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
И.А. Гончаров «Обломов»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
В. Дудинцев «Белые одежды»
С.А. Есенин «Песнь о собаке»
А. Железняков «Чучело»
А. Жигулин «Черные камни»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
М. Замятин «Мы»
И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»
А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»
В. Короленко «Дети подземелья»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок»
Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя…»
М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
Н.С. Лесков «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»
Д. Лондон «Любовь к жизни», «Мартин Иден»
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
М. Метерлинк «Синяя птица»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
А. Никитин «Хождение за три моря»
Е. Носов «Трудный хлеб»
А.Н. Островский «Гроза», «Свои люди - сочтемся!»
К.Г. Паустовский «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
А. Петров «Житие протопопа Аввакума»
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
М. Пришвин «Кладовая солнца»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
А. Рыбаков «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Семья Головлевых»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»
В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
Ю. Трифонов «Дом на набережной», «Исчезновение»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Г.И. Успенский «Выпрямила»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Э. Хемингуэй «Старик и море», «Там, где чисто, светло», «Непобежденный»
Н. Чернышевский «Что делать?»
А.П. Чехов «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
Л. Чуковская «Софья Петровна»
К.И. Чуковский «Живой как жизнь»
В. Шаламов «Колымские рассказы»
Е. Шварц «Дракон»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве"

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума"

В.А. Жуковский стихотворение "Море", баллада "Светлана"

А.С. Пушкин романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..."

М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени", "Песня про... купца Калашникова", стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен...", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу..."

Н.В. Гоголь пьеса "Ревизор", поэма "Мертвые души", повесть "Шинель".

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо", стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман "Отцы и дети"

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки, роман "История одного города" (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея "Война и мир"

Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание"

И.А. Гончаров роман "Обломов"

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть "Левша"

А.Н. Островский пьеса "Гроза"

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов пьеса "Вишневый сад", рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"

А.А. Ахматова поэма "Реквием", стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

В.В. Маяковский поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма "Двенадцать", стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"

М.А. Булгаков романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ "Матренин двор", повесть "Один день Ивана Денисовича"

В. Распутин одно произведение (по выбору экзаменуемого), например, "Прощание с Матерой"

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)


Проблема патриотизма:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»
К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»
М.Шолохов «Судьба человека»
Б.Васильев «В списках не значился»
В.Быков «Знак беды»
Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»

Бесчеловечности и бессмысленности войны:
В.Быков «Одна ночь»
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»
К.Воробьев «Убиты под Москвой»
М.Шолохов «Бахчевник»

Ностальгии (тоски по Родине, любви к Родине):
С.Довлатов «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»)
Н.Тэффи «Воспоминания»

Неразрывной связи с Родиной, с родной землей:
А.Солженицын «Матренин двор»

Искажения понятия патриотизм:
Л.Н.Толстой «Война и мир»

Проблема вандализма:

Проблема пьянства:
М.Горький «На дне»
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
В.Астафьев «Печальный детектив»

Человек и природа
Влияние природы на душу человека:
«Слово о полку Игореве»
А.П.Чехов «Степь»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
В.Астафьев «Царь – рыба»
Ю.Яковлев «Разбуженный соловьями»
И.С.Тургенев «Записки охотника»

Бережного отношения к природе:
Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
В.Астафьев «Царь – рыба»

Варварства, жестокости:
Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»

Проблема отношения к животным:
Сент – Экзюпери «Маленький принц»
С.Есенин «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
Проблема вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов):
М.Булгаков «Собачье сердце»
М.Булгаков «Роковые яйца»
Р.Брэдбери «И грянул гром»

Нравственные качества человека
Проблема дружбы, товарищеского долга:
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Б.Васильев «А зори здесь тихие»
К.Симонов «Живые и мертвые»
А.С.Пушкин « 19 октября»
Д. Лондон «Любовь к жизни»
Д.Лондон «В далеком краю»

Возвышающей силы любви:
А. Куприн «Гранатовый браслет»
А.Куприн «Суламифь»
В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
Стихи А.С.Пушкина о любви

Проблема роли совести в нашей жизни:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Проблема верности своим убеждениям:
М.Шолохов «Судьба человека»
А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Проблема самовоспитания:
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Н.Чернышевский «Что делать?»

Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей:
И.Гончаров «Обломов»
А.П.Чехов «Ионыч»

Проблема нравственного выбора:
В.Кондратьев «Сашка»
В.Распутин «Деньги для Марии»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни):
В.Г.Короленко «Парадокс»
Ф.М.Достоевский «Идиот»
Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Б.Васильев «Летят мои кони…»

Сострадания, милосердия:
В.Тендряков «Хлеб для собаки»
А.Приставкин «Золотая рыбка»
К.Воробьев «Сказание о моем ровеснике»

Гуманизма:
А.Адамович «Немой»
М.Шолохов «Чужая кровь»
Б.Екимов «Ночь исцеления»
Б.Екимов «Продажа»
Б.Екимов «Как рассказать…»

Человек и семья
Проблема взаимоотношений поколений:
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н.Толстой «Война и мир»

Роли детства в жизни человека:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
И.Гончаров «Обломов»
В.Астафьев «Последний поклон»

Роль матери в воспитании:
А.Фадеев «Молодая гвардия»
М.Горький «Сказки об Италии»
К.Воробьев «Тетка Егориха»
Л.Улицкая «Дочь Бухары»
В.Закруткин «Матерь человеческая»

Взаимоотношение отцов и детей:
А.Алексин «Безумная Евдокия»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
А.Алексин «Раздел имущества»

Роль учителя в жизни человека:
А.И.Куприн «Тапер»
В.Распутин «Уроки французского»
В.Быков «Обелиск»
А.Алексин «Безумная Евдокия»
А.Алексин «Третий в пятом ряду»
А. Сент – Экзюпери «Маленький принц»
Б.Васильев «Летят мои кони…»

Равнодушия мира взрослых:
Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на Елке»

Проблема исторической памяти:
В.Распутин «Прощание с Матерой»
А.П.Чехов «Студент»
В.Распутин «Поле Куликово»
Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В.Солоухин «Черные доски»
А.Ахматова «Реквием»
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Проблема роли книги в жизни человека:
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Горький «Детство»
М.Горький «Мои университеты»
Ю.Бондарев «Редкий дар»
Р. Брэдбери «Воспоминания»

Роль музыки в жизни человека:
К.Паустовский «Старый повар»
В.Короленко «Слепой музыкант»
А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда»
Л.Н.Толстой «Альберт»
Л.Н.Толстой «Война и мир»

Проблема ложного понимания счастья:
А.П.Чехов «Крыжовник»
А.П.Чехов «Попрыгунья»

Разрушающего влияния денег:
А.П.Чехов «Ионыч»
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
А.С.Пушкин «Пиковая дама»

Одиночества:
А.П.Чехов «Ванька»
А.П.Чехов «Тоска»
А.Островский «Бесприданница»

Хамства:
М.Зощенко «История болезни»
А.Н.Островский «Гроза»
Д.Фонвизин «Недоросль»

Добра и зла:
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Проблема чинопочитания, взяточничества:
Н.В.Гоголь «Ревизор»
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Сказки Салтыкова – Щедрина
Сатирические стихи В.Маяковского
М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»
А.П.Чехов «Хамелеон»
А.П.Чехов «Смерть чиновника»
А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
А.Платонов «Усомнившийся Макар»

Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих:
В.Распутин «Живи и помни»
Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
С.Львов «Друг моего детства»

Ещё одна подборка произведений:

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...