Как хорошо уметь читать аудио. Как хорошо читать

Цели : расширение кругозора учащихся, приобщение к изучению исторического и культурного наследия, привитие чуткого и бережного отношения к книгам, любви к чтению, сплочение классного коллектива.

Оснащение : выставка книг, необходимый инвентарь для сценки, иллюстрации к сказкам, плакаты с названием классного часа и кроссвордом, магнитофон, аудиокассета с записью песни.

Вступительное слово учителя.

С самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с книгами. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины, бабушкины сказки или прибаутки. А сказки и прибаутки – из книг. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, и целое море знаний, которое мы черпаем из книг, подхватывает нас. Через книги мы узнаём о том, чего еще никогда не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через книги мы узнаём, какие мысли были у наших предков. Через книги мы имеем возможность обратиться к нишам правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря книгам.

Книги играют очень важную роль в нашей жизни, и поэтому к ним нужно относиться бережно, с любовью. Для хранения книг человечество придумало библиотеки. Именно о них я сейчас вам и расскажу, ведь 22 октября вся планета празднует Всемирный день библиотек.

Об истории появления библиотек в нашем государстве.

В переводе с греческого слово «библиотека» означает «книгохранилище» (от « biblion » - книга и « teke » - хранилище).

Первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. В Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире переводили, переписывали и хранили церковные книги. В летописи сказано. Что в 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов, которые « списаша книги многи». Часть этих книг князь «положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку. Сам Ярослав очень любил книги и грамоту. Вообще в XI веке Русь была одной из самых грамотных стран Европы. Лишь во время татаро-монгольского нашествия число школ и библиотек сократилось, но совсем они не исчезли. На одной из миниатюр, посвящённых жизни Сергия Радонежского, изображён школьный класс: на скамье рядышком сидят пять учеников с книгами, за ними и сбоку сидят ещё несколько человек, а учитель объясняет Сергию урок.

Девушки обычно учились дома, особенно дочери князей или знатных бояр. Например, о дочери полоцкого князя Георгия Евфросинье писали, что, не учась в Афинах, она достигла афинской мудрости.

Славились образованностью и дочери великого князя Ярослава Мудрого. Одна из них, Анна, вышла замуж за французского короля Генриха I , который не знал грамоты. Именно Анна подписывала государственные документы, так как король ставил вместо подписи крестик. Широко образован был и брат Анны Всеволод – он знал пять иностранных языков. Сам же Ярослав Мудрый «книгам прилежа, и почитая часто в нощи и в дне», то есть любил книги и читал часто и ночью, и днём. Летописцы, давая характеристику князьям, никогда не забывали подчёркивать их образованность.

Высоко ценил книги и князь Владимир Мономах. Он не только много читал, но и сам писал книги. В знаменитом «Поучении детям» он даёт наставления, которые пригодятся и современному молодому человеку: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков…».

Многие русские библиотеки не пережили монголо-татарского нашествия. Со временем главными хранителями «книжной премудрости» становятся крупные монастыри – Киево-Печерский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиевский…

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой Геннадиевской библии, переведённой и переписанной в Новгороде в конце XV века. На полях возле незнакого читателю слова «библиотека» переводчик сделал пояснение – «книжный дом». До этого в разных городах помещения для книг называли по-разному: «книгохранилица», «хранительная казна», «книжная клеть», «книжная палата».

Одна из самых загадочных библиотек того времени – библиотека Ивана Грозного. Её привезла с собой из Византии его бабка – греческая царевна Софья Палеолог, которая вышла замуж за Ивана III . По рассказам, в библиотеке, которая хранилась в Кремле в тайных подвалах, находились многие бесценные, ныне утраченные книги. По приказу царевны Софьи в 1862 году Дьяк Василий Макарьев прошёл подземным ходом от Тайницкой башни до Арсенальной. По пути он видел две палаты, заставленные сундуками до самых сводов. Предполагают, что именно в них хранилясь библиотека Ивана Грозного. Эти сундуки искали князь Щербатов в конце XIX века. Игнатий Стеллецкий в начале XX века… работы в Арсенальной башне археологи проводили и в 1975 году. Тогда был окончательно расчищен родник в подземелье башни, но катакомбы Московского кремля так и остались загадкой. До сих пор учёные надеются, что библиотека эта не пропала, а ждётсвоего часа в таинственных кремлевских подземельях. Возможно, кто-то из клепоманов сумеет разгадать тайну царской библиотеки.

Другой царь – Петр I – основал Академию наук и при ней библиотеку. Для неё книги закупались на родине и за границей, много книг поступало в подарок от частных лиц. Очень много для библиотеки Академии наук сделал М.В. Ломоносов.

Простые же люди – не цари, не академики и не монархи – могли брать книги в библиотеках для чтения при книжных магазинах. За небольшую плату книги для чтения выдавались всем желающим.

По высочайшему поведению Екатерины II от 16 мая 1795 года была основана публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Для неё построили специальное здание, в котором библиотека находится и сегодня. Первый директор, А.Н. Оленин, создавал библиотеку почти с нуля – в его собрании были всего 4 русские книги. Для читателей библиотека открылась в январе 1814 года. Знаменитые библиотекари Публички так активно собирали книги, что сегодня она славится крупнейшим фондом именно русских книг, в том числе изданных за границей. В Российской национальной библиотеке, как она называется сейчас, находится 32 млн. книг.

В настоящее время самой крупной библиотекой в России и Европе является Российская государственная библиотека, её фонд насчитывает 43 млн. единиц.

Это интересно и необычно!

    Лучше поздно, чем никогда! Забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так увлекалась ею, что держала 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета: книгу туда вернули через … 300 лет!

    Живая библиотека. Принадлежала богатому римскому торговцу Ицелу. Она состояла из … рабов. Каждому из них он приказал быть говорящей книгой. Однажды после пышного обеда речь зашла об учёных предметах. «Приведите-ка ко мне «Илиаду», - приказал Ицел управляющему. «Прости, господин! У «Илиады» заболел живот! Он не может подняться», - с ужасом признался управляющий, ожидая сурового наказания.

    На службе Её Величества. Известна приверженность англичан к традициям. Одна из них соблюдается в библиотеке Британского музея: для защиты книг от мышей в штате сотрудников состоят кошки!

    Драгоценный узник. В средние века книги были очень дороги. Именно поэтому особо ценные экземпляры приковывали к стене или специальным пюпитрам – чтобы никто из читателей не прихватил «по рассеянности» книгу с собой.

И действительно, сколько интересного можно узнать из книг! Как хорошо уметь читать!

Ученик читает наизусть стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать…» :

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Группа учеников разыгрывает сценку «Милое дело – книжка» :

Действующие лица: дед, бабка, внучка.

Д е д (зевает в кресле) . А-а! Ну вот и чудненько, поспал чуток, и будет. Зарядочку сделаем: ать, два, ать, два. Теперь и делом заняться можно. Вот только чем? (Оглядывается.) А погода-то, погода! Снег так и сыплет, так и сыплет. Белым-бело. Пум – пуру – рум – пу – рум. Чем заняться, а? Вот незедача (поёт) : «Жили у бабуси два весёлых гуся…» Их… Ох (сгибается от боли) . Старость – не радость. Посижу теперь так (играет на губах). «дедка, дедка, съешь конфетку». - «Нет зубов! Нет зубов!» - «Дедка, дедка, вот газетка.» - «Нет очков! Нет очков!» Эхе-хе-х! Ну и скукотища! А-а-а! Покличу-ка я бабку с внучкой. Авось веселее будет. Бабка! Внучка! Куда-то они запропостилися! Ау! Бабка! Ау! Внучка! А? Не слышу! А, вот вы где, сердешные. Эй, вы, что уткнулись в столы и молчите? А?

В н у ч к а. Дедушка, не мешай, пожалуйста.

Д е д. А?

В н у ч к а. Не мешай, пожалуйста.

Д е д. Ишь ты: не мешай! Буду мешать! Скучно мне. Бабка, а бабка, пойди, что ль, чугуны да кастрюли почисть!

Б а б к а. Что ты, старый? Сказано тебе: не мешай. Сегодня выходной, а тебе всё чугуны.

Д е д. Ишь, скажите, пожалуйста! Некогда им! А мне, думаете, есть охота с вами лясы точить?

В н у ч к а. Не сердись, дорогой дедушка. Лучше садись с нами, почитай что-нибудь.

Д е д. Я читал уже газету «Стрекоза»…

Б а б к а. Скажешь тоже – газету. Не смеши кур. От газеты лишь беспокойство. То тебе конец света насулят, то колорадского жука, то саранчу, то террористов накличут… Век прожила, а ничего такого, слава богу, не видела. Солнце как всходило – так и всходит. Ну, про что там пишут-то в твоей «Стрекозе»?

Д е д. Про многое пишут. Про кризисы там разные, указы…

Б а б к а. Скукота-скукотища!

Б а б к а. Как что? Книжку. Вот она – друг и помощница.

Д е д. Какую такую книжку? Отродясь у нас их в доме не водилось.

В н у ч к а. А теперь будут водиться, дедушка! Вот посмотри, сколько их здесь, самых разных, на любой вкус.

Д е д. Да откуда, внученька?

В н у ч к а. Из детской библиотеки, дедушка. Возьми, какую захочешь, почитай. Я вот русские народные сказки читаю.

Д е д. Хм… Сказки. Это про Колобка и про куриные окорочка?

Б а б к а. Ты что, старый, какие окорочка?

Д е д. Не серчай, бабка. Это я шучу. (Рассматривает книжки.) Так… Это не по моему характеру, это сказки. Бабка, а бабка, ты чего читаешь? Дай гляну. «Ку – ли – на – ри – я». Ой, какие картинки, слюнки потекли. Неужто, бабка, ты это будешь стряпать?

В н у ч к а. Дедуля, выбери себе книжечку и садись с нами.

Д е д. Ишь ты, выбери… «Незнай – ка». Гм, какая-то незнайка. Внучка, а внучка, что за незнайка тут такая?

В н у ч к а. Не такая, а такой. Незнайка – это мальчик, который ничего не знал, книг не читал и попадал в самые невероятные истории. Почитай, дедушка, тебе понравится.

Д е д. Так это для маленьких! Мне бы посолиднее книжку. Ишь, какая красивая – «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна. Скажи, пожалуйста, в пятнадцать лет, а капитан! Так! Что тут ещё? Энциклопедия «Сделай сам». Сделай сам! Хм. Хорошая книжка, незаменимая вещь в хозяйстве! «Как прибить вешалку». «Как починить стул». О! Это то, что надо. Теперь скучать некогда. Ай да внучка, ай да умница.

В н у ч к а. Это не мне спасибо, а тем, кто эти книжки пишет, печатает, оформляет…

Д е д. И то правда, внучка, спасибо и школьной библиотеке! Ну ладно, я пошёл табуретку чинить!

Б а б к а. А я пойду пироги с яблоками печь. Шарлотка называется!

В н у ч к а. А я отнесу подружке вот эту книжку. Она давно хотела её почитать. (Уходит.) Дедушка! Бабушка! Я скоро!

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами вспомним о сказках, ведь сказки – ваши первые прочитанные книги. И все вы, конечно же, их любите. Читая сказки, вы проникаете в загадочный, чудесный мир. В сказках совершается необыкновенное: то Змей Горыныч уносит красавицу в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблоками, то хитрющая лиса обманывает всех. Сейчас мы с вами проведем конрусрс, посвящённый сказкам.

Учащиеся делятся на две команды, придумывают им сказочные названия, выбирают командиров команд. В это время звучит песня «В мире много сказок» в исполнении К. Румяновой (слова Ю.Энтина, музыка В.Шаинского.)

Конкурс – разминка «Кто здесь живёт?»

Командам по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

    Это жилище изготовлено из древесины дуба. А рыжая нахалка-лиса выгнала хозяина избушки, когда её собственная ледяная растаяла. Назовите хозяина-горемыку. (Заяц.)

    У одного из них домик сделан по-быстрому из соломы, у другого более прочен – из веток и прутиков, а вот у третьего каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех троих. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)

    Это пристанище расположено на крыше стокгольмского дома. И в нём есть что посмотреть: на полу вишнёвые косточки, ореховая скорлупа и обёртки от конфет. Кто хозяин? (Карлсон.)

    Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует «русский дух». (Баба Яга.)

    Очень тесное и бедное обиталище, однако, на стене висит холст, за которым маленькая дверца, отпирающаяся волшебным ключом, который получен от черепахи Тортилы. (Буратино.)

    В доме восемь, дробь один

На заставе Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча. (Дядя Стёпа.)

Конкурс «Почтовый адрес»

Команды должны правильно написать адреса сказочных героев. Каждый правильный ответ приносит один балл команде.

    Кот Матроскин (Простоквашино.)

    Гулливер (Лилипутия.)

    Василиса Премудрая (Тридевятое Царство.)

    Незнайка (Цветочный город.)

    Рассеянный (улица Бассейная.)

    Великий Гудвин (Изумрудный город.)

    Капитан Врунгель (Яхта «Беда».)

    Алиса (Зазеркалье.)

Конкурс «Нарисуем Буратино»

По одному человеку от каждой команды должны нарисовать с закрытыми глазами Буратино.

Конкурс «Доска объявлений»

По тексту объявления командам предлагается угадать, кто его написал. За каждый верный ответ – 1 балл.

    Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать, писать, также хорошим манерам. (Мальвина.)

    Всем принцам! Ближайшие сто лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать хочется. (Спящая красавица.)

    Опытный столяр из материала заказчика настрогает вам детишек, причём одних мальчишек. (Папа Карло.)

    Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и т. п. (Вини – Пух.)

    Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино.)

    Продаю окорочка куриные, оставшиеся после перепланировки избушки. (Баба Яга.)

    Обучаю художественному свисту. (Соловей – разбойник.)

    Туристическое агентство предлагает исключительное путешествие на Сером Волке. (Иван Царевич.)

    Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит.)

    Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения . (Черномор.)

    Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями . (Карлсон.)

    Золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба.)

    Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная Шапочка.)

    Отмою всё! (Мойдодыр.)

    Развлечение для Вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка.)

Конкурс капитанов «Ромашка»

Капитанам команд предлагается выбрать лепесток из ромашки, на обратной стороне которого написаны различные вопросы. За каждый правильный ответ капитан получает два балла.

Вопросы:

    Где баба взяла муку на Колобок? (По сусекам поскребла, по амбарам помела.)

    О ком идёт речь? Появилась девочкав чаще цветка, и была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

    Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)

    Назовите три сказки с главным героем Иваном.

    Кто одолел Тараканище из сказки Корнея Чуковского «Тараканище»? (Воробей.)

    Назовите имя девочки, спасшей брата Кая. (Герда.)

    Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого цвета.)

    О ком речь? Не лежалось на окошке, покатился по дорожке. (Колобок.)

Конкурс «Сказочный кроссворд»

На доску вывешивается плакат с кроссвордом. Учащиеся разгадывают его, при этом в выделенных клеточках получается фамилия известного сказочника (Андерсен). Командам вопросы зачитываются по очереди. Член команды, давший правильный ответ, выходит к доске и заполняет клеточки кроссворда, команда при этом получает один балл.

Вопросы:

    Как звали мальчика, чьё сердце чуть было не превратилось в лёд? (Кай.)

    Кто смог смастерить волшебный кувшинчик, который рассказывал. Что говорят в каждом доме? (Свинопас.)

    Каким был утёнок, пока не стал лебедем? (Гадкий.)

    Как звали девочку, которая в сказке совершает далёкое путешествие? (Герда.)

    Что помогло принцессе стать женой принца? (Горошина.)

    Кто хотел поменять хвост на ноги? (Русалочка.)

    Кто улетел осенью зимовать в тёплые страны? (Лебеди.)

    Что было нужно старой ведьме в дупле? (Огниво.)

Подведение итогов.

Учитель подводит итоги конкурса, вручает необходимые для чтения книг призы командам (закладки), благодарит учащихся за активную работу.

Ребята, я вижу, что все вы читаете много, и владеете большим количеством информации. Я желаю вам никогда не обижать книги и не забывать о них. Читайте больше и узнавайте много нового!

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Что даёт ребёнку чтение? Чтение даёт новые знания, развивает творческое воображение, фантазию, память, зрительное и слуховое внимание, эмоциональную сферу, усидчивость, собранность, расширяет кругозор. Самостоятельное чтение улучшает словарный запас, лексикон ребёнка. Из всех доступных ребёнку источников информации, только чтение книг помогает зрительному восприятию правописания. Ребёнок может не знать некоторых правил, не иметь представления о значении некоторых слов, но он научиться правильно писать и говорить, если будет достаточно много читать.

Говорят дети:

Я научилась читать в 4 года.
Сейчас в садике книги учусь читать, читаю. Мне нравится читать книжки по слогам, люблю читать слоги, сказки «По щучьему велению», «Три котёнка». Я читаю для того, чтобы узнавать много нового, цифры, буквы и много всего интересного.

Я научился читать, когда мне было почти 5 лет. Чтение мне пригодилось везде: дома, в садике, в магазине, пригодится в школе. Я люблю читать всё! Сейчас, например, дочитываю книгу «Всё о Дедморозовке». Я читаю, чтобы всё знать!

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. "Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты", - так можно перефразировать мудрое изречение.

Чтение - это двигатель познания жизни, без него она лишается чего-то очень важного, тускнеет, мертвеет и напоняется пустотой. Книга, особенно умная и добрая, добавляет оптимизма и учит размышлять, изменяет жизнь и преобразовывает пространство.

Но как все это объяснить своему ребенку, которому вместо чтения хочется поноситься во дворе с футбольным мячом или посидеть у экрана телевизора и компьютера?

Ничего не имею против футбольных мячей, ракеток, скакалок, кроссовок и спортивных костюмов. Свежий воздух, здоровый сон после хорошей прогулки, подвижные игры - это зорово! Но если единственным способом познания мира для вашего ребенка становятся боевики, сериалы и компьютерные игры, пожалуй, пора забить тревогу.


ИГРЫ С КНИГОЙ


Игра - основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игра - основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игры формируют привычки, интересы и нравственные ориентиры. В игре нет никакого принуждения, напротив, очень высокая мотивация и эмоциональная насыщенность информации. Поэтому то, что усвоено в игре, надежно закрепляется в сознании и входит в золотой запас вашего ребенка.

Самые простые игры с книгой:

"Озвучивание" - это рассматривание картинок с самыми маленькими и их звуковое сопровождение. Ребенку очень нравится мычать, как коровка, мяукать, гавкать, шипеть. Очень важно и самой играть всей душой, чтоб эмоционально вовлекаться в процесс. Тогда контакт и удовольствие будут полными.

"Игра в прятки" - еще одна интересная форма игровой деятельности, развивающая внимательность. Ослик потерялся, шел, шел по лесу и заблудился, давай-ка его найдем. Вы увидите, с каким восторгом обнаружит ваш ребенок этого ослика на самой последней странице книги. Только если вы тоже будете участвовать в этом процессе и комментировать ваши долгие и упорные поиски. Варианты пряток могут быть самые разнообразные. Все зависит от вашей фантазии. Вы можете искать что-то определенного цвета, размера, формы. Таким образом расширяя кругозор ребенка, впоследствии, когда начнете изучать буквы, можно сыграть в прятки с буквой "А" и др.

"Копирование картинки"- это очень интересная игра, которая заставляет вашего малыша внимательно всматриваться в изображенное. Вы вместе с ним изображаете в лицах и с помощью предметов то, что изображено на картинках. Вы не просто комментируете происходящее, а как будто все время обращаетесь к тексту книги: “Посмотрим, что там написано дальше про Медвежонка, тут сказано, что он очень развеселился. Как, по твоему, смеется наш медвежонок? Молодец! Очень здорово! А потом он присел на пенечек." И т.д. Нужно все время провоцировать малыша, чтоб он заглянул в книгу. Она должна стать ему другом, и не просто другом, а самым любимым и интересным. Очень часто в процессе такой игры ребенок учится творить книгу самостоятельно, он сам придумывает сценарий. Поощряйте подобные проявления. Это бесценный опыт его самостоятельной творческой вовлеченности в процесс чтения. На картинке не всегда изображено именно то, что написано в книге. Поэтому большинство картинок вы имеете возможность воспроизвести самостоятельно вместе с ребенком, опираясь на текст.

"Иллюстрирование книги" - эта игра подойдет детям постарше, которые еще не умеют читать, но уже умеют рисовать. Прочитайте какой-то эпизод и попросите своего ребенка нарисовать его. Чем младше ваш иллюстратор, тем большая помощь ему потребуется. Но не увлекайтесь. Было бы ошибкой самому схватить кисти и краски и начать рисовать за маленького художника. У вас, конечно, получится намного лучше. Но польза от такого рисунка минимальная.

Сложные игры начинаются тогда, когда простые уже освоены и стали неинтересны. По мере взросления малыша, можно усложнять его общение с книгой.

"Игра в Карлсона" или в Красную шапочку, Серого волка, кота Матроскина и т.д.- это совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных вами эпизодов из жизни любимых героев. Ваш ребенок может стать на какое-то время деревянным мальчиком Буратино и будет убирать за собой игрушки в полосатом колпачке. Ему придется научиться двигаться, как Буратино, как будто он деревянный. Все должно быть предельно достоверным, иначе игра теряет смысл. К слову сказать, эти игры дают вам возможность использовать заинтересованность ребенка и научить его одеваться, убирать за собой, аккуратно есть, чистить зубы и т.д. вы можете играть в любимых героев и в трамвае, и на даче, и в магазине. Не забывайте все время „советоваться" с любимой книжкой. Она должна быть под рукой. Вы продолжаете читать ее вместе с ребенком. Увлекаться этой игрой не стоит, потому что ребенок, идентифицируя себя с Буратино, котом в сапогах или еще кем-нибудь, может оторваться от действительности и забыть, что он на самом деле Петя Иванов. Поэтому иногда побыть Буратино придется и вам.

"Сочинение сказки" - игра, которая вам понравится, но потребует определеных творческих способностей. Сочинять сказки не так-то просто, но чрезвычайно интересно. Если у вас есть компьютер, вы можете напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями. И пусть ваше чадо активно участвует в этом процессе. Но лучше создавать книгу вручную. Каждый день по страничке. Бережно храните эти алмазы творческой активности ребенка. В процессе создания книги все большая доля участия должна приходиться на него. Когда он научится писать, постарайтесь минимально участвовать в этом.

Если вы не смогли заинтересовать малыша, никогда не заставляйте его играть насильно. Такие действия могут только навредить ему и не принесут ни удовольствия, ни пользы.

И все это время читайте ребенку умные и красивые книги!


УЧИМСЯ ЧИТАТЬ


Помните о формировании у ребенка нетерпеливого желания наконец научиться самостоятельно проникать в увлекательный мир книги: "Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, не надо бабушку просить…"

Но первые неудачные опыты могут начисто отбить охоту. Он понимает, что научиться читать не так-то легко и с трудом повторяет попытки. Еще буквы выучить туда-сюда. А вот соединить их в слова и прочитать, а потом понять, что ты прочитал - это довольно тяжело. Но постепенно вы преодолеете и эту трудность.

Учитесь читать в игре. Существует много методик обучению чтению. Но главное, о чем вы должны помнить, не насилуйте себя и малыша. Не превращайте это в неприятную обязанность, не сравнивайте своего ребенка с соседским мальчиком, который давно сам читает, ни в коем случае не ругайте, если что-то не получается. Это только затормозит процесс. Тут вам пригодятся терпение, любовь, последовательность, фантазия. Можно процесс обучения обыграть, превратить в праздник, в увлекательную игру. Пусть она будет коротенькой, но ежедневной и действенной.

"Дружные ребята" - модификаций у этой игры может быть множество. В ней буквы одушевляются. Они друзья и вместе составляют слово. Одна буковка словно бежит навстречу другой. И мы произносим, тянем звук "Д", пока он не достигнет нового звука "А". А вместе они заговорят и скажут нам коротенькое слово "да".

Можно пробовать соединять разбежавшихся друзей в любую свободную минутку. Мы, например, занимались этим на кухне, в троллейбусе, рисуя буковки на стекле, сидя на диване. Несколько минут неутомительного занятия. И ребенок постепенно начинает привыкать связывать буквы в слоги, а потом в слова.

"Найди близнецов" - игра заключается в том, что уже прочитанный слог ребенок ищет в печатном тексте. Интереснее, когда это любимая книга или просто подвернувшийся по руку текст газеты, журнала, вывески. Малыш понимает, что книги бывают разные, не только с красивыми иллюстрациями. Все это нужно неизменно соповождать вашими комментариями и хвалить за достигнутые успехи, тогда играть в эту игру интересно. Обязательно проговаривайте найденные слоги, чтоб они ассоциировались не с двумя разными звуками, произнесенными раздельно, а с одним. Постепенно визуальное привыкание к виду слогов приведет к автоматическому соединению букв в слоги.

"Абракадабра" - попытайтесь из абракадабры, которая получается, когда читаешь слово по буквам, составить слово, чтоб понять смысл зашифрованной записки. Не умеющий читать Разведчик-слоненок должен обязательно понять задание центра, чтоб выполнить секретную миссию. Вы увидите, как будет смешно ребенку услышать исковерканные неумелым разведчиком слова. И как он будет гордиться своей способностью помочь ему. Иногда абракадабры получаются такие смешные, что вы от души посмеетесь вместе со своим „слоненком".


НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЧИТАТЬ


Уже после того, как ваше чадо научилось самостоятельно складывать буквы в слоги и слова, пройдет еще немало времени, пока он овладеет беглым чтением. И это не будет вызывать у него негативных переживаний, связанных с медленным воспроизведением и пониманием прочитанного. Поэтому в этот период, кроме его самостоятельных опытов, ребенок должен чувствовать вашу поддержку.

Продолжайте читать ему вслух и обсуждать прочитанное. Умышленно дочитывайте до самого интересного места и вдруг неожиданно вспоминайте о необходимости срочно отойти в магазин, приготовить ужин, постирать и т.д. Книгу, естественно оставляйте на самом видном месте. Рано или поздно ребенок сам потянется к ней, чтоб узнать, что там дальше. Можете спровоцировать его на это, если он не догадывается. Выкажите заинтересованность в судьбе героев книги и удивитесь, что он до сих пор сам не дочитал ее. А если дочитал, обязательно похвалите и попросите пересказать интересующий вас эпизод. Только искренне интересуйтесь. Он должен понимать, что это не обязанность, что его не заставляют, что это он сам. И поэтому молодец!

Я читала своим детям лет до 8. Мы вместе придумывали продолжения сказок и сочиняли свои. Иногда перед сном хохотали до упаду. Потому что любили юмористические развязки или неожиданные повороты сюжета.

Истина, которую я усвоила, пройдя период обучения чтению и сына, и дочери - это никогда не заставлять! Напротив, предлагалась такая мотивация: "Если ты уберешь со стола, я разрешу тебе перед сном немного почитать."

Чтение - это познание, удовольствие, развитие. Когда вы сами понимаете это, не надо читать на эту тему морали сыну или дочери. Потому что ваш пример оказывается очень заразительным!

ТВОРЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПРОЕКТА «НАШИ ДЕТИ»

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Эти строчки такого знакомого стихотворения Валентина Берестова приходят на ум (а иногда и озвучиваются вслух) каждый раз, когда мои дети просят меня прочитать книжку, где «много букв», но которую они вполне могли бы уже прочитать сами. В детстве я как-то не очень понимала, почему мама так назидательно произносит эти слова. Но вот пришло время и мне цитировать эти строки моим детям.

И все-таки сначала было… нет, не слово.

Сначала были картинки!

Когда дети были совсем малышами, мы познакомились с необычной книгой с непривычным для русского слуха названием – виммельбух. Это немецкое слово переводится как «мельтешащая книга» и как нельзя лучше описывает то, что происходит на ее страницах. По-русски такую книгу называют по-разному: и книга-гляделка, и большая книга картинок, и книга для разглядывания, и книга со спрятанными рисунками – но смысл всегда один.

Практически полное отсутствие текста и наличие больших, подробных и очень красивых картинок. Многочисленные герои становятся участниками разнообразных ситуаций, город открывает свои тайники для внимательного наблюдателя, а природа демонстрирует феерическое разнообразие флоры и фауны. Конечно, для нашего восприятия больше походит название книга – гляделка.

Чаще всего формат такой книги превышает стандартный – встречались мне и книги-гиганты в метр высотой – тут даже и не знаю, что приводит в восторг в первую очередь. Это настоящее сокровище: все страницы просто усыпаны героями, деталями и секретиками! Иллюстрации и впрямь захватывают – недаром их придумывают и создают талантливейшие художники. Благодаря детальным рисункам такую книгу можно «читать» много раз, но все равно каждый раз открывать ее заново, находя что-то, что не увидел или пропустил в прошлый раз. Очень часто такие книжки выходят целыми сериями – каждая посвящена своей теме и герои путешествуют с вами по всем страницам книг.

Герои мультфильмов – отличные спутники в книгах такого формата. Малышу приятно узнавать на страницах книги персонажей, знакомых ему по любимым мультикам, и наблюдать за тем, что происходит в их игрушечной жизни.

Не так давно я познакомилась с первой книгой-гляделкой с героями известного российского мультфильма. Издательский дом «Комсомольская правда» выпустил серию книг про Лунтика , который, без сомнения, полюбился многим детям.

Трогательный фиолетовый Лунтик и его многочисленные друзья – главные участники книг для разглядывания и творческого общения с детьми «Как Лунтик знакомился с праздниками» и «Как Лунтик ходил в гости».


Книга для разглядывания «Как Лунтик знакомился с праздниками» знакомит читателя с традиционными русскими праздниками. Тут и день рождения с хороводом, и День знаний с букварем и осенними цветами, и Новый год с «Письмом Деду Морозу» и шариками-хлопушками на елке, и Масленица со скоморохами и Масленой. Это те праздники, которые любим мы сами и про которые так хочется рассказать детям. Блины, масленица и новогодняя ночь, катание на коньках и санках… Сколько душевных воспоминаний приходит с этими образами!

Книга про Лунтика – хорошая возможность погрузиться с малышами в «праздничную» тему. Эта серия будет пополняться новыми книгами. Думаю, дети с радостью встретят старых знакомых!

Самое удивительное то, что книга, в которой нет текста, может обучать и воспитывать. Для детей, которые только начинают говорить, пополнение словарного запаса – задача трудная, но первостепенная. Новые понятия и слова, ситуации и их описания – все это отлично стимулирует речевые навыки.

Одна книга дает множество вариантов обучающих игр – недаром в ее названии упоминается творческое общение с детьми. С самыми маленькими можно учить цвета, изучать цифры и счет – например, сосчитать гостей за столом или количество шариков. С теми, кто осваивает азбуку, легко закреплять пройденные буквы и расширять словарный запас, играя в игру «Найди все слова на букву А (или любую другую)».

Развивать фантазию лучше всего, придумывая необычные истории про героев: скажем, куда бежит муравей с мешком муки, что рассказывает Генерал Шер про грибы и кто отправлен на поиски морковки, которой так не хватает снеговику. Каждый разворот книги может стать мотивом отдельной истории, а можно выбрать одного героя и рассматривать, чем он занимается на разных разворотах. Дайте малышу подсказку – и вы будете удивлены полетом его фантазии. Кстати, такая книга – отличное занятие в долгой дороге.

Но, пожалуй, самое главное умение, которое тренирует книга для разглядывания, – это умение замечать нюансы и скрытые от беглого взгляда подробности.

Со временем это внимание к деталям и наблюдательность обязательно проявятся и в обычной жизни: и вот уже среди городского шума и «мельтешения» ваш малыш сможет заметить маленького жука, ползущего по своим делам в трещине здания…


Разворот книги «Как Лунтик знакомился с праздниками»

Как только глаз ребенка научится выискивать самые маленькие детали, его мир наполнится множеством интересных открытий.

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...