Хорошо уметь читать не. Стихи для чтения и заучивания наизусть

ТВОРЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПРОЕКТА «НАШИ ДЕТИ»

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Эти строчки такого знакомого стихотворения Валентина Берестова приходят на ум (а иногда и озвучиваются вслух) каждый раз, когда мои дети просят меня прочитать книжку, где «много букв», но которую они вполне могли бы уже прочитать сами. В детстве я как-то не очень понимала, почему мама так назидательно произносит эти слова. Но вот пришло время и мне цитировать эти строки моим детям.

И все-таки сначала было… нет, не слово.

Сначала были картинки!

Когда дети были совсем малышами, мы познакомились с необычной книгой с непривычным для русского слуха названием – виммельбух. Это немецкое слово переводится как «мельтешащая книга» и как нельзя лучше описывает то, что происходит на ее страницах. По-русски такую книгу называют по-разному: и книга-гляделка, и большая книга картинок, и книга для разглядывания, и книга со спрятанными рисунками – но смысл всегда один.

Практически полное отсутствие текста и наличие больших, подробных и очень красивых картинок. Многочисленные герои становятся участниками разнообразных ситуаций, город открывает свои тайники для внимательного наблюдателя, а природа демонстрирует феерическое разнообразие флоры и фауны. Конечно, для нашего восприятия больше походит название книга – гляделка.

Чаще всего формат такой книги превышает стандартный – встречались мне и книги-гиганты в метр высотой – тут даже и не знаю, что приводит в восторг в первую очередь. Это настоящее сокровище: все страницы просто усыпаны героями, деталями и секретиками! Иллюстрации и впрямь захватывают – недаром их придумывают и создают талантливейшие художники. Благодаря детальным рисункам такую книгу можно «читать» много раз, но все равно каждый раз открывать ее заново, находя что-то, что не увидел или пропустил в прошлый раз. Очень часто такие книжки выходят целыми сериями – каждая посвящена своей теме и герои путешествуют с вами по всем страницам книг.

Герои мультфильмов – отличные спутники в книгах такого формата. Малышу приятно узнавать на страницах книги персонажей, знакомых ему по любимым мультикам, и наблюдать за тем, что происходит в их игрушечной жизни.

Не так давно я познакомилась с первой книгой-гляделкой с героями известного российского мультфильма. Издательский дом «Комсомольская правда» выпустил серию книг про Лунтика , который, без сомнения, полюбился многим детям.

Трогательный фиолетовый Лунтик и его многочисленные друзья – главные участники книг для разглядывания и творческого общения с детьми «Как Лунтик знакомился с праздниками» и «Как Лунтик ходил в гости».


Книга для разглядывания «Как Лунтик знакомился с праздниками» знакомит читателя с традиционными русскими праздниками. Тут и день рождения с хороводом, и День знаний с букварем и осенними цветами, и Новый год с «Письмом Деду Морозу» и шариками-хлопушками на елке, и Масленица со скоморохами и Масленой. Это те праздники, которые любим мы сами и про которые так хочется рассказать детям. Блины, масленица и новогодняя ночь, катание на коньках и санках… Сколько душевных воспоминаний приходит с этими образами!

Книга про Лунтика – хорошая возможность погрузиться с малышами в «праздничную» тему. Эта серия будет пополняться новыми книгами. Думаю, дети с радостью встретят старых знакомых!

Самое удивительное то, что книга, в которой нет текста, может обучать и воспитывать. Для детей, которые только начинают говорить, пополнение словарного запаса – задача трудная, но первостепенная. Новые понятия и слова, ситуации и их описания – все это отлично стимулирует речевые навыки.

Одна книга дает множество вариантов обучающих игр – недаром в ее названии упоминается творческое общение с детьми. С самыми маленькими можно учить цвета, изучать цифры и счет – например, сосчитать гостей за столом или количество шариков. С теми, кто осваивает азбуку, легко закреплять пройденные буквы и расширять словарный запас, играя в игру «Найди все слова на букву А (или любую другую)».

Развивать фантазию лучше всего, придумывая необычные истории про героев: скажем, куда бежит муравей с мешком муки, что рассказывает Генерал Шер про грибы и кто отправлен на поиски морковки, которой так не хватает снеговику. Каждый разворот книги может стать мотивом отдельной истории, а можно выбрать одного героя и рассматривать, чем он занимается на разных разворотах. Дайте малышу подсказку – и вы будете удивлены полетом его фантазии. Кстати, такая книга – отличное занятие в долгой дороге.

Но, пожалуй, самое главное умение, которое тренирует книга для разглядывания, – это умение замечать нюансы и скрытые от беглого взгляда подробности.

Со временем это внимание к деталям и наблюдательность обязательно проявятся и в обычной жизни: и вот уже среди городского шума и «мельтешения» ваш малыш сможет заметить маленького жука, ползущего по своим делам в трещине здания…


Разворот книги «Как Лунтик знакомился с праздниками»

Как только глаз ребенка научится выискивать самые маленькие детали, его мир наполнится множеством интересных открытий.

Не надо умолять сестрицу: «Ну почитай ещё страницу!» Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать.

В. Берестов

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Нежарким солнышком согреты,

Леса еще листвой одеты.

У первоклассников букеты.

День хоть и грустный, но веселый.

Грустишь ты: - До свиданья, лето!

И радуешься;

Здравствуй, школа!

В. Берестов


Пошёл Серёжа в первый класс. С Серёжей не шути! Считать умеет он у нас Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу Задрать курносый нос! Вот как-то за столом отцу И задал он вопрос:

Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь - на пари!

Я доказать могу всегда, Что их не два, а три!

Считаем вместе: Вот ОДИН

А вот и ДВА, смотри!

ОДИН и ДВА, - закончил сын, -

Как раз и будет ТРИ!

Вот молодец! - сказал отец, -
И в самом деле три!

И потому я два возьму, А третий ты бери!

Б. Заходер

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Вчера лишь тебе говорили - малыш, Порой называли - проказник. Сегодня уже ты за партой сидишь, Зовут тебя все - первоклассник!

Серьезен. Старателен. Впрямь - ученик! Букварь. За страницей - страница. А сколько вокруг замечательных книг... Великое дело - учиться!..

Р. Фархади


Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.


Чёрный Ивашка - Деревянная рубашка, Где носом ведёт, Там заметку кладёт.

(Карандаш)

А. Рождественская


Это что тут за зверёк Ходит вдоль и поперёк? В краске выпачканный нос, Деревянный длинный хвост. (Кисточка)

В. Данько

Крошки-птички Сели в ряд И словечки говорят. (Буквы)

В. Фетисов


На чёрном поле Скок-поскок - Гуляет зайчик-белячок. (Доска имел)

В. Кремнев


Открыть свою тайну любому готова, Но ты от неё не услышишь ни слова.

(Книга)

А. Костаков

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец!..

Но нельзя, я школьный... (ранец).

Текст для пересказа

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш!

А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что, позволил брат? - на другой день спрашивает Лена.


Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко...
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Уди
вилась Катя, побежала за ней.

Ну что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

По В. Осеевой

Вопросы:

Почему Лена попросила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Что случилось на другой день? На третий?

Почему Лена не взяла карандаш?

Что произошло на уроке?

Почему Катя покраснела?

Что сказал учитель девочкам?


ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ

Новая лексика

Существительные:

названия полевых цветов (фиалка, колокольчик, мак, ромашка, лютик, кашка, клевер, незабудка, василёк), луг, поле, поляна, аромат, стебель, лист, бутон, венок, букет.

Прилагательные:

ароматный, красивый, нежный, душистый, свежий, алый, лиловый, белоснежный, голубой, розовый, редкий, хрупкий.

Глаголы:

рвать, срезать, собирать, нюхать, плести, уничтожать, оберегать, охранять, опылять.

Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. А сейчас появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка, как привить ребенку интерес и любовь к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Валентин Берестов

Книги всегда рядом с нами. Книгу называют «аптекой души». О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят нам на любой вопрос. Книги – это верные надежные друзья. Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. А сейчас появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка, как привить ребенку интерес и любовь к чтению. Как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка? Выбирая для ребенка книги, помните, что они должны быть с красочными, четкими, реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Книга должна соответствовать возрасту ребенка. Желательно, чтобы сюжет ее был простым. С четкой последовательностью событий. Лучше если это будут книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд детской литературы. Информация, содержащаяся в книге, должна соответствовать уровню развития ребенка, доставлять ребенку эстетическое удовольствие. Шрифт для чтения ребенком должен быть простым и соответствовать возрасту. Для начинающих читать шрифт должен быть высотой 6-8 мм с достаточными интервалами между словами и строчками. Хорошо, если на одной странице большой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строчками текста. Не старайтесь хитростью, а тем более, силой заставить ребенка читать или слушать чтение. Ваши действия могут стать причиной снижения у него интереса к книге. Всегда хвалите ребенка, если он/она читает. И конечно, разрешите самому выбирать книгу для чтения. Читать вместе со своим ребенком рекомендуется не менее 10 минут в день. Читайте каждый день, попеременно по одному предложению, абзацу, странице. И никогда не отговаривайте ребенка от чтения, читать что-то лучше, чем ничего не читать.

Сделайте чтение приятным времяпровождением, когда вы читаете со своим ребенком, то:

*Найдите спокойное место

*Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу

*Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему

*Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения

*Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем он прочитал

Развивая интерес ребенка к книге, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг. Старайтесь посещать с ребенком книжный магазин или библиотеку. Правильно поступают родители, которые читают детям вслух с самого раннего возраста, которые сами относятся к чтению книг, как к удовольствию: цитируют отрывки, делятся о прочитанном. Очень ценно показать детям, как вы цените книгу, радуясь ей как подарку. Обратите внимание, Дом книги и книжные магазины часто проводят праздники детских книг, обычно они бывают в дни школьных каникул. Это и захватывающие путешествия по сказкам, викторины и смешные конкурсы, а также живые встречи с писателями. Не забудьте посетить с детьми это увлекательное и очень полезное место. Прививая любовь к книге, учите ребенка бережному отношению к ней. И пусть общение с книгой доставляет ребенку радость!

Итак, давайте подведем итог. Хотите, чтобы Ваш ребенок
много и с удовольствием читал? Тогда попробуйте:

* использовать каждую свободную минутку для общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;

* разрешать ребенку свободно пользоваться карандашами, красками, пластилином, что бы ребенок мог нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению;

* записывать истории, которые Ваш малыш будет рассказывать, сочинять их вместе с ним, делать маленькие книжки, авторами которых будете Вы и Ваш ребенок;

* устраивать своему ребенку походы в цирк, театр, зоопарк и т.д. Обязательно обменивайтесь с ним своими впечатлениями;

* создать в семье доброжелательную обстановку ко всем творческим начинаниям Вашего ребенка;

* всегда иметь дома достаточно «материала» для чтения;

* подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

* отвечая на вопросы малыша, делайте ссылку на прочитанное, чтобы показать ему, что книга - источник знаний;

* познакомьте малыша с библиотекой задолго до школы;

* берите его время от времени с собой в библиотеку, чтобы он видел огромное количество книг, мог брать их с полки и рассматривать, сам выбрать несколько книг домой;

* сделайте чтение приятным времяпрепровождением;

* дарите ребенку книги.


Альфия Кадырова
Конспект занятия по заучиванию стихотворения «Как хорошо уметь читать»

1) Вводная часть 3 мин.

Организационный момент

Создание мотива для деятельности детей

2) Основная часть 23 мин.

Беседа на тему «Школа» .

Чтение стихотворения воспитателем В . Берестова «Как хорошо уметь

Игра «Что лишнее?» .

Беседа с детьми о школьных принадлежностях.

Придумывание загадок с детьми по схеме.

Заучивание стихотворения .

Игра «Вопрос – Ответ» .

Рассказывание стихотворения детьми .

Физминутка «Переменка» .

Беседа с детьми о первой книги первоклассника.

Продуктивная деятельность, аппликация.

Заключительная часть 3 мин.

3) Оценка деятельности детей

Подведение итогов НОД

Длительность НОД 30 мин.

Тема : «Заучивание стихотворения В . Берестова «Как хорошо уметь

Цель : заучивание стихотворения детьми наизусть и выразительное его

Задачи :

Образовательные :

Систематизировать знания детей о школе.

Продолжать учить детей слушать поэтическое произведение, понимать его.

Добиваться хорошего запоминания стихотворения , используя различные

Развивающие :

Развивать поэтический слух.

Развитие мышления, памяти.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к поэзии.

Воспитывать желание заучивать стихи .

Оборудование : портрет В. Берестова; схема загадок; букварь; закладка;

цветные полоски; геометрические фигуры; клей; клеенки; салфетки.

Предварительная работа : разучивание стихотворений , составление загадок

по схеме.

Ход образовательной деятельности

Здравствуйте, дети!

Придумано кем – то мудро и просто

При встречи здороваться : «Доброе утро»

Доброе утро – солнцу и птицам

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро – длиться до вечера!

Улыбнемся друг другу, чтоб у нас с вами было хорошее настроение .

Присаживайтесь на стульчики.

Скажите ребята, чем вам нравится заниматься?

Играть, танцевать, петь, рисовать.

Вы сказали, что любите играть, предлагаю вам поиграть в игру «Что

1) Букварь – резинка – машина Почему?

2) Тетрадь – фиалка – ручка – портфель

3) Ручка – альбом – линейка – ласточка

4) Дневник – книга – яблоко

Правильно ребята, я перечислила школьные принадлежности. Кому нужны

школьные принадлежности?

Ученикам.

Скажите для чего нужен букварь?

Алина, а тетрадь для чего нужна?

Чтобы писать в ней, заниматься.

Ребята, а портфель зачем?

Чтобы школьные принадлежности складывать, носить.

Володя, а альбом нужен ученикам?

Чтобы рисовать в нем.

Ребята, а дневник зачем?

Чтобы записывать домашнее задание, чтоб оценки ставили.

Молодцы! Мы с вами умеем хорошо отгадывать загадки и еще умеем и

составлять их. Я вам сейчас буду загадывать загадки по схеме.

Например :

По цвету он бывает разноцветный, НО не радуга;

По форме он квадратный или прямоугольный, НО не стол;

Его носят в школу, НО не книга;

Он кожаный, НО не обувь. Что это? «Портфель»

Молодцы, ребята, а теперь вы попробуйте составить загадку по схеме, а мы

с ребятами отгадаем. (Дети составляют загадки о школьных

принадлежностях).

Осталось совсем мало времени и вы пойдете в школу. Для чего нужно

ходить в школу?

Чтобы учиться, получать знания, быть умным.

Молодцы, в школе вы узнаете много интересного. Чему вы научились,

ребята в детском саду?

Правильно вы научились многому и конечно же ЧИТАТЬ ! Недаром

говорят : Чтение - лучшее учение. Я вам сейчас прочитаю стихотворение

Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать » .

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти :

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу :

«Ну, почитай ещё страницу » .

Не надо звать,

Не надо ждать,

Кто написал стихотворение ?

Валентин Берестов

Как называется стихотворение ?

О чем стихотворение ?

Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «Вопрос – Ответ» . Я вам задаю

вопросы, а вы мне отвечаете предложениями стихотворения .

Надо к маме приставать? (не надо к маме приставать)

Надо бабушку трясти? (не надо бабушку трясти, прочти, пожалуйста!

Надо умолять сестрицу? (не надо умолять сестрицу, ну, почитай еще

страницу)

Надо звать? (не надо звать)

Надо ждать? (не надо ждать)

Молодцы. Я еще раз вам прочитаю стихотворение , а вы постарайтесь

запомнить его. В. Берестов «Как хорошо уметь читать » .

закончит. (2 раза)

Молодцы! 2 – 3 человека читают полностью .

Спасибо. Ребята, а как называется то время, когда ученики занимаются в

А время, когда ученики отдыхают?

Переменка.

Правильно, и у нас с вами сейчас переменка.

Переменка! Переменка! – идут по кругу др за др

Отдохните хорошенько : - выполняют поскоки

Можно бегать и шуметь , - бегут по кругу

Танцевать и песни петь – танцевальные движения

Можно сесть и помолчать – приседают

Только – чур! Нельзя скучать! – выполняют прыжки на носочках.

Ребята, вы когда пойдете в первый класс, у вас там будет ваша первая книга

Букварь. А вы знаете, что с книгами надо пользоваться аккуратно, не пачкать,

не мять их, для этого пользоваться закладкой.

Я – красивая закладка.

Я – нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай.

Где закладка, там читай .

И сегодня мы с вами сделаем закладку для нашей первой книги.

Чтобы сделать закладку нам нужно будет : взять длинные полоски и

украсить их узором из геометрических фигур. Скажите, а какие

геометрические фигуры вы видите на столах?

Треугольники, овалы, круги, прямоугольники.

(Дети выполняют аппликацию – закладку) .

Молодцы, какие сегодня у всех получились красивые закладки. Посмотрите

какое интересное сочетание цветов, как аккуратно выполнена работа. Все

ребята молодцы. А чем мы сегодня с вами занимались?

Говорили о школе; делали закладки, учили стихотворение .

Валентин Берестов

А как называется стихотворение ?

«Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать», - учили мы в детстве и даже не подозревали того, что овладеваем навыком, который отличает человека от всех других представителей живой природы. Только вот незадача. В детстве мы читаем очень много, упиваемся приключениями, детективами, романами, пьесами… А потом времени становится меньше, но тяга к чтению не ослабевает. Поэтому надо знать, как хорошо читать книги, чтобы за меньшее время можно было прочитывать большее количество книг, и чтобы качество чтения не снижалось.

Техника быстрого чтения

Техника быстрого и качественного чтения отличается от обычного чтения степенью восприятия текста. К примеру, при обычном чтении мы читаем слова, предложения, не спеша проговариваем его внутри себя, одновременно представляем его образ, если образов несколько, соединяем их в единую мысль и единую картинку, словно просматривая в своем воображении кинофильм. Это очень верное и качественное восприятие информации. Но если вам интересно, как читать лучше, быстрее, чтобы все прочитанное запоминалось, то надо будет освоить совершенно другую технику. При чтении книги, газетной статьи, документального материала, параграфа учебника, не проговаривайте слова текста про себя, старайтесь просто представить образ того, что описано в тексте. Окидывайте взглядом текст, скользите им сверху вниз по странице. Увидите, как по отдельным словам в вашем воображении начнет складываться картинка. В начале таких упражнений далеко не весь смысл прочитанного будет понято вами досконально, не ожидайте мгновенных результатов. Если вы будете упорно заниматься, то вы поймете, как лучше читать книги, чтобы делать это быстро и понимать весь смысл прочитанного.

Чтение стихов

Чтобы понять, как хорошо читать стихи, надо опять вспомнить про внутреннее видение того, о чем вы читаете. Прочитайте одно четверостишие, представьте его сюжет, действие, которое в нем происходит. Выстройте видеоряд этого действия в своем воображения. Точно так же надо сделать со всеми четверостишиями. После того, как вы полностью «увидите» стихотворение, его намного легче можно будет выучить. Если вы все-таки переживаете за то, что вы забудете текст стиха, видеоряд, выстроенный вами, поможет вспомнить слова из любого места произведения. Кстати, этот прием, рассказывающий, как научиться хорошо читать стихи, поможет вам сделать это очень красиво с актерской точки зрения, ведь именно на нем основано искусство художественного чтения. Обязательно уловите ритм стихотворения, чередование ударный и безударных слогов в словах. Ритмичность дает возможность не только выразительно читать стихи, но и запоминать их довольно легко.

Удобство при чтении

Очень важно при чтении находиться именно в том состоянии, в тех условиях, когда чтение становится очень продуктивным. Во-первых, должна быть тишина, хотя бы относительная. Во-вторых, поза читающего должна быть удобной. Лучше всего, если при чтении сидеть на стуле или в кресле. Лежа читать очень вредно для зрения, утверждают врачи. Книга должна находиться на расстоянии 30-40 см от глаз. Освещение должно быть достаточно ярким. В этих условиях смысл прочитанного будет понятен и максимально зафиксирован в памяти. А если еще и книга попадется интересная, тогда вы очень хорошо поймете, как хорошо уметь читать!

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...