Как быть в согласии с самим собой. Как жить в согласии с собой

Что значит быть в согласии с самим собой? Согласие с собой - это комплексное самоощущение, в которое входит согласие с собой настоящим, прошлым и будущим. Другим словами, оглядываясь назад, вы ни о чем не сожалеете, строя планы на будущее – вы понимаете, что это Ваши желанные цели, сформированные не под влиянием чьих-то требований или стереотипных убеждений, не потому что так модно или потому что так “все делают”. Принимая решения в настоящем, вы прислушиваетесь к мнению других, но окончательное решение выносите сами, уверенные, что это самое правильное именно для Вас из всех возможных.

Давайте разберем подробнее, что входит в согласие с самим собой? К чему нужно стремиться, чтобы жить в согласии с самим собой?

1. Быть в согласии с самим собой – подразумевает точное знание, чего вы хотите и занятие тем, что вы хотите без колебаний. Чтобы знать чего хочешь, нужно очень хорошее понимание себя, своего темперамента, жизненного опыта и того, что может доставить истинную радость.

2. Будучи в согласии с собой, человек действует, придерживаясь своей системы ценностей, не меняя ее под влиянием других людей или мимолетных событий. Наслаждается тем образом жизни, что он ведет, признает значимость своих достижений без оглядки на окружающих, без желания сравнивать себя с другими. Согласие с самим собой избавляет от тревожности и беспокойства, благодаря пониманию правильности для Вас вашей системы ценностей, взвешенному, осознанному подходу, зрелым, нравственным нормам, которыми вы руководствуетесь.

3. Степень согласия с самим собой оценивается по тому, насколько то, что у вас есть, что вы делаете, что вы имеете полезно вам, а что нет. Для этого иногда приходится отказываться от ранее поставленных целей, осознав, что это не ваши планы и мечты. Но это помогает открыться для новых горизонтов, именно ваших.

4. Человек, живущий в согласии с самим собой, может без сожаления, упреков и самобичевания оглядываться в свое прошлое, потому что понимает, что все события, все решения, ранее им принятые, пусть не самые лучшие исходя из сегодняшнего их понимания, служили одной единственной цели – его личностному росту, духовному обогащению, получению бесценного жизненного опыта. Не было бы препятствий, неверных поворотов на жизненном пути – не было бы и стимулов для лучшего понимания себя, своих истинных ценностей и потребностей. Нет трудностей - нет и развития, некоторые истины можно познать, только пережив на своем личном опыте. И в конечном счете, все что происходит – к лучшему.

5. Человек, живущий в согласии с самим собой, ставит перед собой реалистичные цели в краткосрочной перспективе. Можно хотеть многого, но необходимо правильно оценивать свои силы и ставить достижимые задачи на ближайшее будущее. Прислушиваться к себе, но не противоречить существующей реальности.

6. Быть в согласии с собой – это значит быть внимательным к телесным реакциям организма на то или иное событие: именно они помогают сделать правильный выбор. А для этого нужно уметь отличать импульсивные реакции от подлинных. Например, некоторые реакции организма бывают связаны с реакцией не на текущую ситуацию, а ну ту, что была ранее. Но постольку, поскольку она была тогда очень травмирующей, запускается реакция избегания впредь всех схожих ситуаций. И тогда человек может запереть себя в узкой зоне комфорта, страшась расширить ее границы. Необходимо научиться оценивать, насколько текущая реакция организма отражает именно актуально-происходящее и, исходя из этого, делать правильный выбор. В целом, человек, живущий в созвучии с самим собой, чувствует себя бодрым, имеет хороший аппетит, легко засыпает и высыпается.

7. Быть в согласии с самим собой – это значит самостоятельно принимать решения согласно своим принципам, нести ответственность за свои решения и отказаться от бессмысленного желания винить других в своих неудачах.

8. Быть в согласии с самим собой – это значит принять то, что не все ваши поступки и решения понравятся вашему окружению, действовать вопреки возможной обиде, разочарованию и непониманию со стороны близких и не очень людей.

9. Человек, который в согласии с самим собой не станет навязывать свою точку зрения другим, потому что он ценит и уважает не только свое право, но и право другого человека быть в согласии с самим собой. И потому что ему для согласия с самим собой не требуется такое дополнительное условие – обязательное согласие с его точкой зрения других.

10. Быть в согласии с собой подразумевает и то, что иногда мы отклоняемся от этого состояния. Иногда именно осознание своего неблагополучия помогает снова вернуться к себе, быть собой. Быть человеком, а не безгрешным богом – это значит научиться жить, зная, что мы ошибаемся и будем ошибаться, исправляя ошибки, признавая ошибки, но сохраняя с собой дружеские отношения, понимая и принимая себя всякого.

Быть в согласии с самим собой.

С.В. Усов: «В нашем районе проживает несколько десятков граждан различных национальностей: белорусы, украинцы, казахи, киргизы, армяне, эстонцы, литовцы, дагестанцы, чеченцы, татары, цыгане, немцы… Все они полноценные члены нашего муниципального сообщества».

«Дружба народов» — в последнее время это понятие стало настолько абстрактным и размытым, что не до конца и понятно-то, что это такое. «Да кто в это верит?! — скажете вы.- Гляньте, что творится: вспомните ситуации в Бирюлево, Волгограде; посмотрите, какие бойни бывают среди людей разных национальностей! О какой такой дружбе вы ведёте речь?» И в этих словах кроется частица правды, но кто хочет, чтоб все было именно так? Разве стоит судить обо всех по кому-то одному? У носителей любой нации есть люди, поступки которых весьма осудительны и не правомерны.

На 228 мигрантов один нелегал

По данным ТП УФМС России по Вологодской области в Кирилловском районе, с начала 2013 года на миграционный учёт поставлено 249 иностранных граждан. «Из них 228 человек состоит на миграционном учете по месту пребывания, среди них 188 граждан стран СНГ и 40 прибывших из стран дальнего зарубежья. К нам приезжают из Узбекистана, Киргизии и Беларуси. Большая часть иностранных граждан въехала в район с частной целью – это 76 человек, остальные преследуют другие различные цели: они прибыли для осуществления трудовой деятельности и туризма.

По разрешению на временное проживание числится 26 иностранных граждан, по виду на жительство – 23. Все сведения о поставленных на миграционный учет иностранных гражданах вносятся в региональную базу данных и передаются в УФМС. В настоящее время большинство мигрантов, трудящихся на территории области, работают по патентам. За истекший период в Кирилловском районе принято 21 заявление о выдаче патента, 11 – на выдачу разрешения на работу. За деятельностью иностранных граждан постоянно осуществляется контроль: за девять месяцев этого года к административной ответственности за осуществление трудовой деятельности без разрешения на работу или патента было привлечено к ответственности 11 граждан Узбекистана, выявлен один незаконно находящийся на территории Российской Федерации иностранный гражданин, к которому применена такая мера наказания, как штраф с выдворением. Кроме того, были выявлены и случаи правонарушений со стороны работодателей к мигрантам. Преступлений уголовной направленности не зарегистрировано», — об этом «Новой жизни» сообщила Р.А. Соловьёва, специалист-эксперт территориального пункта УФМС России по Вологодской области в Кирилловском районе. Как считаете, за того единственного гражданина, который подвергся выдворению из нашей страны, должны ли отвечать остальные 248 человек? Да вряд ли…

«Не было на Руси народов-господ

и народов-рабов!»

В преддверии Дня единства в Кириллове прошёл областной фестиваль национальных культур «Мир дому твоему». Его учредителем является УФМС России по Вологодской области. И это не случайно. Как сказал заместитель начальника УФМС России по Вологодской области С.Г. Жестянников, социальная адаптация мигрантов – это важная часть нашей работы. На протяжении всего воскресенья проходили мероприятия, посвященные празднику.

Кстати, о словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла… В своём выступлении о них говорил и помощник благочинного Белозерского округа, духовник Горицкого монастыря протоиерей Алексий Мокиевский, который во время того самого грандиозного мероприятия сделал в своем блокноте выписки и с некоторыми положениями ознакомил участников конференции. «России, как стране цивилизации, есть что предложить миру. Это наш опыт строительства справедливых мирных межнациональных отношений. Не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Здесь не было народов первого и второго сорта. Ни в этом ли кроется глубинное народное противление фашизму, который предлагал совершенно иную концепцию межнациональных отношений? Кроме того, мы, как цивилизация, имеем опыт многополярного бытия. Мы имеем установку самоограничения в столь важную обстановку надвигающегося истощения ресурсов и острого экологического кризиса. Это концепция нравственных ценностей, не позволяющая девальвировать институт семьи и разрушить ориентиры личности, а также Богом определённые отношения между мужчиной и женщиной. Однако в современном мире преобладает иная модель современного общества. В её основу вложена система перманентных противостояний, конкуренции и войны. Нашим же идеалом, напротив, является солидарное общество. Мы должны быть не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. Конкуренция поощряется, как соревновательность, но никак борьба за выживание, – цитировал о. Алексий Святейшего Патриарха и продолжал: – Святой Сергий Радонежский призывает нас к воззрению на Святую Троицу, которая побеждает рознь мира сего. Стремление к солидарности определяет весь исторический путь России, — продолжал протоиерей А. Мокиевский. — Солидарные ценности пронизывают все слои отечественной культуры. Высшей степенью подтверждения суверенитета Руси, как уникальной страны цивилизации, является суверенитет духовный. В его основе лежат моральные ценности, определяемые обществом. И невозможно вести диалог с теми, кто эти ценности принижает, высмеивает, топчет, нарушает межрелигиозный и межнациональный мир».

Святейший Патриарх всея Руси Кирилл назвал условия межнационального мира: это осуществление права народов нашей страны на этнокультурное развитие, а также формирование многонациональных гражданских обществ и осознание всеми людьми, принадлежащими к различным этносам и народам, своей причастности к единому обществу и стране. Вроде бы всё просто, но как начнешь разбираться…

В условиях межнационального мира

На своём примере, как это нелегко, рассказал отец Алексий: «Я имею опыт проживания в стране, где я не являлся представителем титульной нации. Это был Казахстан. Проживать я там сподобился как раз в момент становления суверенного государства, когда все эти межнациональные столкновения особенно обострялись. Мне пришлось пережить на себе много неприятного: нам стреляли по окнам, меня избивали в общественном транспорте, унижали, плевали, смеялись, и если все это вместе собрать, то из всего этого я должен был вынести ненависть и неуважение к тому народу, среди которого я жил. Но, зная культуру казахского народа и всех тех народов, которые проживали на территории Казахстана, а это котел национальностей, я прекрасно понимал, что не эти люди носители национальных традиций. Народ не должен отвечать за каких-то выродков, которые оскорбительно выражаются или распускают руки. Я как священник, как общественный деятель намерен стараться показывать людям другую сторону, не вражескую. Ведь среди тех, кто с нами живет, есть много добрейших и умнейших людей, лучших представителей своей нации».

Что ж? Условия межнационального мира многие готовы принять, к тому же мы знаем, с чего начинать – с «этнокультурного развития»… Именно ему-то и было посвящено мероприятие, состоявшееся в конференц-зале третьего октября. «В нашем районе проживает несколько десятков граждан различных национальностей: белорусы, украинцы, казахи, киргизы, армяне, эстонцы, литовцы, дагестанцы, чеченцы, татары, цыгане, немцы… – говорил, выступая на межэтнической конференции, глава района С.В. Усов. – Все они полноценные члены нашего муниципального сообщества. Все они активно участвуют в экономической, общественной, социальной жизни Кирилловского района. Работают в учреждениях, на предприятиях, занимают руководящие должности, занимаются бизнесом, избираются в представительные органы власти, избираются в главы поселений, работают в исполнительных органах власти местного самоуправления, а также во многих общественных организациях. Большой вклад граждане различных национальностей вносят в культурную и спортивную жизнь района. Все граждане различных национальностей на территории нашего района имеют равные права, равную свободу с коренными жителями и равную свободу их реализации, как это и написано в Конституции РФ».

Все собравшиеся на межэтнической конференции могут с легкостью подтвердить слова Сергея Васильевича. Каждый из них либо учится, либо работает, развивается, реализуется и имеет такие же права, как и любой местный житель. На мероприятии также присутствовали: атаман Вологодского областного казачьего общества во имя св. благ. Великого князя Александра Невского С.Л. Яковлев, сопредседатель Союза писателей России В.В. Дементьев, руководитель общественной организации «Местная национально-культурная автономия таджиков «ВАТАН» (Родина) города Вологды» А.М. Дороншоев, руководитель узбекской диаспоры (г. Вологда) А.А. Алабердиев, руководитель Вологодской региональной общественной организации «Союз армян Вологодчины» С.А. Мурадян, представитель Вологодской областной общественной организации «Вьетнамская диаспора Вологодчины» Нго Хуан, представитель осетинской молодежи Наталья Гуриева, представитель армянской молодёжи Арман Аганесян, представитель таджикской молодежи Ш.Б. Назмеддинов, глава таджикской диаспоры г. Череповца Д.М. Кулулов. Каждый из них выступал с небольшим докладом, поздравлял присутствующих с общим праздником – Днём народного единства – и чего-то желал: кто – здоровья и счастья, кто – семейного благополучия, но каждый добавлял: и мира!

Мне запомнились слова Авзалшо Мулкамоновича Дороншоева. Он спросил: «А вы знаете, почему Ташкент назвали городом хлеба?» В зале все ждали ответа. «Потому что когда в 30-х годах людям было тяжело, все приезжали к нам, и там их встречали хлебом с солью, – продолжал руководитель «Местной национально-культурной автономии таджиков «ВАТАН». – На сегодняшний день так сложилось, что стало тяжело там, и наши народы приехали в Россию. И нам тоже бы хотелось, чтоб нас хоть ни хлебом с солью встречали, так по-человечески. Нам этого не хватает. Когда отец Алексий говорил, что в свое время над ним надругались, мне было больно это слышать, потому что это и нас касается тоже. Я боюсь, когда у моих детей выключается телефон. Быть может, просто села батарейка, а я уже подумал неизвестно что. Не бывает плохого народа, бывают плохие люди… Во всех национальностях».

Но что все о грустном: правильно – бывают плохие люди, но бывают же и хорошие! Представитель осетинской молодежи Наталья Гуриева сказала: «Я считаю, что в многогранности нашей страны и многообразии этносов наша сила! Кстати сказать, День народного единства – мой любимый праздник. Вы спросите, почему? Да потому что я родилась в Узбекистане, воспитывалась в Украине, а живу в Вологде. Думаю, этим всё сказано!»

О творчестве, обычаях и национальной пище

Ничто не отражает так душу человеческую, как творческое самовыражение: будь то звонкая песня, яркий танец или стих! Здесь мы раскрываемся во всей красе. Если в простом разговоре можем скрыть эмоции, что-то утаить или и вовсе замкнуться, то в творчестве все мы! Как люди могут познать иную культуру? Через музыку, через стихи…

Вторая часть I Областной конференции по межэтническому взаимодействию народов Вологодской области прошла в форме концертной программы, в которой приняли участие представители десяти национальностей. Мы посмотрели татарский и таджикский народные танцы, послушали еврейскую песню и украинский стих, увидели молодежь, занимающуюся боевым искусством ушу, гимнастикой… Нам рассказали об обычаях народов разных национальностей, что вышло довольно интересно и познавательно, о национальных блюдах, которые участники конференции приготовили для дегустации!

Русские, таджики, киргизы, армяне, чеченцы, цыгане… — мы все сидели за одним большим столом и пили чай! Угощали друг друга яствами и восхищались вкусом необычных блюд: здесь и узбекские лепешки, которые готовят в специальной круглой печи – тандыр, и халва – национальное блюдо таджиков, и вьетнамские рисовые рулетики. На столе и чебуреки, и пироги, а также слоеные лепешки под звучным названием «каллама». Угоститься мог каждый, чем хотел.

Фестивалем национальных культур «Мир дому твоему» продолжился тот день в кинодосуговом центре. Маленький зал не вместил всех желающих, даже принесенные из кабинетов стулья не решали проблемы. Каждый хотел посмотреть на эффектное зрелище. Цыганский ансамбль этнической песни и танца «Вольный ветер» и его руководитель Русалина Полякова зажгли зал в полном смысле этого слова! Настроение поднялось в одну секунду. Яркие, горячие, жгучие, они выплясывали на сцене. В неменьший восторг публику привела армянская девушка Нарине Акопян, исполнившая песню, которой 270 лет. Её слушали, затаив дыхание. К слову сказать, русские тоже не упали в грязь лицом, а даже, наоборот. С песней «Летят утки» выступили Мария Янченко и Мира Чудинова. Исполнили её акапельно, чем вызвали к себе ещё большее уважение.

Мы все — люди

Конференция по межэтническому взаимодействию народов Вологодской области подошла к концу. И вроде должен быть бы занавес… А что там? Что за ним? Что скрывается за улыбками тех интересных незнакомцев? Чем живут? Чем дышат? Понятно, что на любой праздник хочется и одеться помоднее, и выглядеть получше или хотя бы казаться лучше… Но всегда так интересно узнать: а так ли все на самом деле? Не фальшивят ли они? Вам интересно? Тогда давайте пойдем и спросим.

Рядом с городской площадью красуется желто-белое здание, выполненное в особом архитектурном стиле. Там зачастую по вечерам горит свет, а из дверей выходят темноволосые ребята. Они говорят не всегда на русском языке, а чаще на родном. Кто они? Строители. Мужчины работают у индивидуального предпринимателя Ю.М. Ибрагимова. Он поясняет: «Можете с ними поговорить. Они Вам сами всё расскажут». Юлдашбай Момунжанович подводит меня к невысокому мужчине и знакомит: «Это Садык Юлбасов, бригадир. Он следит за выполнением всех работ».

— Здравствуйте, — обращаюсь я к нему. — А Вы можете рассказать о себе?

— Зовут меня Юлбасов Садык Нишанбаевич, приехал из Кыргызстана. Четвертый год пошёл, как тут живу.

— Тут – это в Кириллове? — уточняю я.

— Да… Мы снимаем дом на улице Пушкина, – подтверждает мужчина.

— Там, наверно, деревянные дома, печное отопление… Дрова нужно заготавливать?

— Конечно. Покупаем постоянно.

— А заработная плата велика?

— Нормальная. Денег хватает. Даже родственникам часть отправляю,- признается Садык Нишанбаевич.

— Хватает – понятие абстрактное. Знаете, один мой знакомый имел честь общаться с парнишкой, который трудился за 2000 рублей в месяц. И тысячу из этих денег он отправлял домой, а на остальное как-то жил…

— Нет, у нас не так! У нас, если с премиальными, и по пятнадцать может выйти, — уверял меня мой новый знакомый.

— А есть разница – 1000 в России и 1000 в Киргизии? – интересовалась я. – Что можно купить на одну и ту же сумму в разных государствах?

— Там все дешевле. Там снять квартиру можно за тысячу рублей в месяц, продукты также меньше стоят. Но и за работу платят меньше.

— А Вы с какой целью приехали в Кириллов?

— Работать. Жить. У нас с сыном есть вид на жительство, мы хотим в скором времени получить российское гражданство. Нам нравится здесь: тихо, мирно…

— А дома?

— Дома тоже.

— А почему Вы уехали оттуда – там работы мало?

— Да, мало. Заработать приехали.

— Садык Нишанбаевич, можно у Вас полюбопытничать: на ужин что готовите? Какой кухне отдаете предпочтение?

— Да все готовим: и плов, и пельмени: когда времени на что хватит.

— А выходные у Вас есть?

— Суббота — короткий день, воскресенье – выходной.

— А чем занимаетесь в свободное время?

— Всем. Только не пью. На рыбалку ходить люблю.

— А домой не хочется?

— Хочется! У меня же четверо детей! Скучаю по ним сильно. В отпуске выбираюсь домой. На билеты около 10 000 уходит на одного человека в одну сторону. Но раз в год можно!

— А как с местным населением общаетесь? Не возникает проблем?

— Нормально. На улицу выходим, как дома, – все здороваются.

Как видите, общаться можно со всеми и вполне в доброжелательном тоне. Кстати, в этом строительстве принимают участие и молодые ребята. Например, Салохиддину Абдухаликову 19 лет. Здесь он занимается отделочными работами. Живет в нашем городке второй год и обратно не собирается. Рассказывает, что проблем в общении с местным населением никогда не возникало, у Салохиддина даже друзья есть из Кириллова. Они вместе занимаются спортом. В районном молодежном центре «Альфа» они тягают гири и качают пресс, а по вечерам, когда есть время, гуляют по городу.

«Чем еще занимаешься?» — спросила я. «Стирает, — ответил за него другой парнишка.- И готовит. Всё сам делает. А со мной не хотите пообщаться?» «Конечно, хочу,- сказала я. — А как Вас зовут?» «Дайте листочик, сейчас сам напишу». В моём блокноте он выводил неизвестное для меня имя «Мухамаджон». М. Абдухаликов, брат Салохиддина. В Кириллов он приехал недавно. Правда, прибыл сюда уже из Вологды. «Я гражданин России,- поясняет он.- В Вологодской области живу с 2002 года. Переехал сюда из Киргизии. Как и местные ребята, закончил Вологодский строительный колледж и получил специальность «мастер общестроительных работ». Теперь тружусь». «А как с местными общаешься?» — спросила я. «Как? Хорошо! У меня все друзья вологодские. Мне что там, что здесь – одинаково хорошо. Здесь даже лучше», — признается Мухамаджон.

Вырос, отучился, работаю, занимаюсь спортом, хожу гулять… — тут есть принадлежность к какой-либо национальности? Или вы все-таки увидели тут какую-то разницу с собой? Нет? У вас все происходит примерно так же? Так откуда тогда берутся эти конфликты на межнациональной почве? Откуда происходит та гордыня, что ты принадлежишь к тому или иному народу? Чем ты лучше или хуже остальных? Мы одинаково участвуем в экономической, социальной, общественной, культурной сферах района, области, страны, и нужно помнить, что, несмотря на различия национальной культуры, веры, языка, традиций, все мы – люди. Давайте этим гордиться, а не выяснять, у кого были какие предки.

Заметьте, любого из нас могут заинтересовать люди, весьма отличающиеся от нас: кто-то другого телосложения, кто-то лучше тебя что-то делает, а может быть, наоборот – хуже. Человеку свойственно сравнивать и познавать. И чтобы не делать поспешных выводов, наверно, нужно узнать человека, пообщаться с ним, посмотреть на его поступки и только потом высказывать о нем свое мнение. Не судите и не судимы будете…

Врезка: Заместитель начальника УФМС России по Вологодской области С.Г. Жестянников сказал: «Миграция в своей массе носит производственную направленность. На территорию Вологодской области приезжает то количество иностранных граждан, которое нужно нашей экономике. Поэтому здесь большой динамики мы не отслеживаем. Не более 30 000 посещений в год. 51 процент из них – трудовая миграция. Труд иностранных граждан используется в таких отраслях, как промышленность, сельское и лесное хозяйство, а также сфера обслуживания. Вологодская область является моноэтническим регионом. 96 процентов составляет коренное население, но в то же время национальный состав представлен 110 народностями, которые имеют свои традиции и культуру.

"Для того, чтобы человечество развивалось, обращение к Ганди неизбежно. Он жил, мыслил, действовал и вдохновлял своим видением человечество, такого, которое эволюционирует к миру гармонии." - Мартин Лютер Кинг

Мир - это понятие не только для хиппи! Жить в мире означает жить в гармонии с собой, окружающими людьми и всеми живыми существами вокруг. Жизнь в мире с собой, можно рассматривать как процесс направленный вовнутрь и вовне. Направленный наружу - это такой образ жизни, при котором мы уважаем и любим друг друга, не взирая на наши религиозные, культурные и политические различия. Внутренне, мы должны взглянуть в глубь своего разума и сердца, чтобы осознать тот страх, который подталкивает нас к жестокости, ведь пока мы игнорируем ярость внутри нас, шторм, бушующий снаружи, никогда не прекратится.


В то время как вы сами можете найти способы достижения мира с собой и вселенной в соответствии со своими убеждениями и образом жизни, существуют некоторые базовые положения, которые нельзя игнорировать, если вы ищете гармонии. Например, нельзя быть жестоким, следует быть терпимым, придерживаться умеренных взглядов и принимать жизнь как чудо. Данная статья содержит некоторые советы, которые помогут на вашем пути к открытию внутренней гармонии, ведь это тот путь, за который ответственность несете только вы.

Шаги

    Стремитесь к любви, а не контролю над окружающими. Когда вы перестанете стремиться к контролю над людьми и происходящими в мире событиями, вы сделаете первый шаг к мирному существованию. Попытка контролировать людей - не что иное как стремление навязать им свою волю и реальность, не желая посмотреть на ситуацию их глазами. Такой контролирующий подход - будет держать вас в конфликте с окружающими. Замена стремления к контролю на любовь к окружающим, несмотря на их недостатки и различия - путь к мирной жизни.

    • Думайте о мире, а не о власти. Ганди говорил, что власть, основанная на любви в тысячу раз более эффективна и долговременна, чем власть, обретенная при помощи угроз. Если вы привыкли контролировать других людей при помощи угроз, они будут повиноваться из страха, а не из уважения или заботы о вас. Это немирный путь.
    • Изучайте навыки ведения переговоров, решения конфликтов и убедительного общения. Эти важнейшие конструктивные навыки общения помогут вам избежать конфликтной ситуации или выйти из состояния конфликта. Не всех конфликтов, впрочем, можно избежать, да и не все конфликты надо избегать, но следует уметь вести себя в конфликтной ситуации. Если вы не чувствуете себя уверенно в данной сфере взаимоотношений, больше читайте на эту тему. Ясность посыла необходима, чтобы обеспечить мир, ведь многие конфликты возникают из-за непонимания.
    • Общаясь с окружающими, старайтесь избегать командного тона, морализаторства, угроз или намеренного выпытывания информации. Любая из подобных форм поведения может стать поводом к конфликтной ситуации, поскольку люди будут чувствовать, что вы стараетесь контролировать их, а не разговаривать с ними на равных.
    • Будьте уверены, что другие люди вокруг вас могут жить счастливой жизнью при равных исходных. Исходя из этого, даже совет несет в себе тенденцию к контролю, потому что давая совет, вы вмешиваетесь в чужую жизнь, а не просто выражаете свое мнение, не ожидая, что человек поступит так как вы думаете. Шведский дипломат Даг Хаммерсколд однажды сказал: "Поскольку он не знал вопрос, ему было легко дать ответ". Когда мы даем совет, мы предполагаем, что знаем всю суть проблемы, но на самом деле, мы вряд ли знаем это, а значит пропускаем ситуацию через призму своего опыта. Но гораздо лучше просто поддержать человека, чем навязать свой опыт как "ответ". Таким образом, вы будете культивировать мир, уважение и уверенность в их интеллекте, а не оскорбление и отторжение.
  1. Уменьшите свои убеждения. Когда вы мыслите крайностями и убеждены в чем-то, не принимая во внимание взглядов и мнений других, вы не можете жить в гармонии с миром. Такой тип экстремистского мышления обычно приводит к резкому, необдуманному поведению, которому недостает обдуманности и саморефлексии. Хотя это может казаться удобным, поскольку позволяет вам действовать с уверенностью, но это блокирует другие реальности мира и может легко привести к конфликту с людьми, не разделяющими ваши убеждения. Гораздо сложнее оставаться открытыми к восприятию и готовыми пересмотреть свои убеждения, но это более ценно, потому что вы будете расти как личность и жить в гармонии с людьми вокруг.

    • Умеряйте свои крайние убеждения, будьте готовы задавать вопросы и переосмыслять факты. Примите то обстоятельство, что ваши убеждения, вера, желания и мнения ценностно не отличаются от многих других убеждений веры, желаний и мнений в мире. Следуйте этике умеренности, которая ценит человеческое достоинство и сущность, следуйте одной истинной крайности - обращайтесь с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами (Золотое правило)
    • Найдите себе разнообразные занятия, если чувствуете, что скатываетесь к крайностям в отношениях с людьми. Сложно быть нетерпимым, когда у тебя много дел и необходимо взаимодействовать с самыми разными людьми.
    • Развивайте чувство юмора. Юмор - это обезоруживающее заклинание борца за мир. Фанатики редко обладают чувством юмора, поскольку они слишком заняты тем, что принимают себя и свои убеждения слишком серьезно. Юмор помогает ослабить напряжение и показать репрессивные тенденции экстремистского мышления.
  2. Будьте терпимы. Терпимость во всех ваших мыслях изменит и вашу жизнь, и жизнь окружающих. Терпимость к другим людям проявляется в способности принимать различия, плюрализм современного общества и готовность жить самому и давать жить другим. Когда нам не удается с терпимостью относиться к другим, в конце концов, мы получаем дискриминацию, репрессии, жестокость и насилие. Практика терпимости - это основа мирного существования.

    Будьте мирными. Ганди сказал: "Есть много вещей за которые я готов умереть, но нет ни одной вещи за которую я готов убить". Мирный человек не использует жестокость и насилие в отношении другого человека или животного (разумного существа). В мире много насилия, но это ваш выбор - не позволять смерти и насилию быть вашей философией жизни.

    Анализируйте. Это очень важно, так как многие поспешные реакции приводят к трагическим последствиям, потому что в спешке не все возможности можно учесть. Естественно, бывают ситуации, в которых быстрые действия необходимы, чтобы обеспечить безопасность, но это не оправдывает многие другие случаи, в которых тщательное размышление могло бы привести к лучшему результату.

    • Если кто-то эмоционально или физически причинил вам боль, не следует отвечать им со злобой и жестокостью. Остановитесь и задумайтесь. Сделайте мирный выбор.
    • Попросите другого человека остановиться и подумать о том, что злоба и насилие не могут решить проблемы. Просто скажите "Пожалуйста, не делай этого". Если они отказываются остановиться, просто устранитесь из этой ситуации.
    • Останавливайте себя. Если вы чувствуете что вот-вот ответите в такой форме, которая демонстрирует вашу злобу, разочарование или раздражение, скажите себе "Стоп". Устраните себя из ситуации, которая рождает в вас смятение и неспособность рефлексировать. Дав себе пространство, вы также дадите себе время преодолеть первоначальную злость и заменить ее вдумчивыми решениями, одним из которых является отсутствие реакции.
    • Практикуйте рефлексивное слушание. Устная речь не очень точна, и иногда люди в состоянии стресса, говорят вещи, скрывающие истинный смысл. Джон Пауэлл сказал: "В подлинном слушании, мы стремимся за пределы слов, стараемся увидеть через них личность. Слушание - это поиск сокровища, коим является личность, выражающая себя вербально и невербально." Важность рефлексивного слушания для достижения мира заключается в том, что вы перестаете видеть человека только со своей стороны и стараетесь докопаться до сущности того, что человек действительно говорит и имеет в виду. Это эффективнее, чем расспросы и догадки.
  3. Стремитесь к прощению, а не возмездию. К чему приводит принцип "око за око"? Обычно к тому, что многие слепнут. Бессмысленно и мучительно, если принять во внимания уроки, которые преподносит история. Не важно, где мы живем, какой религии придерживаемся, или к какой культуре принадлежим, в своей основе все мы люди, с одинаковыми амбициями и стремлениями обеспечить свою семью и жить полной жизнью. Наши культурные, религиозные и политические различия не должны становиться яблоком раздора и причиной конфликтов, которые способны принести миру лишь горе и разрушение. Когда вы чувствуете необходимость причинить зло другому человеку, потому что пострадала ваша репутация или потому что вы чувствуете, что их действия заслуживают такой же жестокой реакции, вы культивируете гнев, насилие, сожаление. Замените это прощением, в попытке жить в мире с собой и окружающими.

    • Живите настоящим, а не прошлым. Когда вы думаете о том, как все должно было быть и заново переживаете прошлую боль, вы не отпускаете прошлое, но провоцируете постоянный внутренний конфликт. Прощение позволяет вам жить настоящим, смотреть с надеждой в будущее, и оставить прошлое. Прощение - это величайшая победа, потому что оно дает вам возможность примириться с прошлым и наслаждаться жизнью.
    • Прощение поднимает и освобождает вас от неприязни. Смысл прощения в том, чтобы научиться справляться с негативными чувствами появляющимися в результате действия, вызвавшего ваш гнев или печаль. Ваша задача научиться принимать их, а не подавлять. А прощение заставляет вас со-чувствовать другому человеку, понимать что им двигало. Вы не должны принимать то, что они сделали, достаточно понять это.
    • Осознайте, что маскировать свой гнев под "защиту чей-то чести" - оскорбительно. Во-первых, это лишает самостоятельности тех, кого вы "защищаете" (и это в свою очередь позволяет им быть беспомощными), а во-вторых, это жестокое оправдание для причинения вреда. Если вы считаете, что в определенной ситуации была задета чья-то честь, позвольте предполагаемой жертве высказаться самой (им это может видеться в ином свете чем вам) и искать пути решения при помощи прощения и глубокого понимания.
    • Даже если вы чувствуете, что прощение не может быть даровано, это не причина прибегать к насилию. Вместо этого отстранитесь и будьте лучшим человеком.
  4. Обретите внутренний мир. Без внутреннего покоя вы все время будете ощущать конфликт внутри себя. Попытки наполнить свою жизнь при помощи предметов, или подъема социального уровне без возможности остановиться и прислушаться к себе, заставят вас постоянно чувствовать себя несчастным. Когда вы жаждете что-то чего у вас нет, вы находитесь в состоянии конфликта. Очень легко забыть быть благодарным за то что у вас есть, если вы постоянно стремитесь улучшить свое благосостояние, карьеру, дом и жизнь. Точно также, избыточное благосостояние вызывает схожий конфликт, потому что владея многим, вы будете вынуждены следовать "нуждам" своих вещей, будь то ремонт чистка, страховка и безопасность.

    • Пересмотрите приоритеты и решите, что украшает вашу жизнь и делает ее лучше, и отбросьте остальное.
    • Когда вы злитесь, найдите спокойно место, где можно остановиться, глубоко вздохнуть и расслабиться. Выключите телевизор, магнитофон и компьютер. Если возможно, выберетесь на природу, или прогуляйтесь. Включите спокойную музыку и погасите свет. Когда вы вновь обретете спокойствие, возвращайтесь к своей жизни.
    • По меньшей мере раз в день проводите десять минут в спокойном месте, например, в тени дерева или в парке, в любом месте, где можно спокойно посидеть и ничто не будет отвлекать.
    • Жить в мире означает не просто отсутствие насилия и жестокости. Старайтесь культивировать мир во всех аспектах жизни - старайтесь снизить стресс. Когда есть возможность, необходимо избегать стрессовых ситуаций, таких как дорожное движение, скопление народа и тому подобное.
  5. Живите в радости. Выбор принять жизнь как чудо - противоядие от насилия. Трудно быть жестоким с тем, что кажется красивым, чудесным, удивительным и радостным. Действительно, величайшее отчаяние, которое приносят войны - разрушение невинности, красоты и радости. Радость приносит мир в вашу жизнь, потому что вы всегда готовы видеть то хорошее, что есть в людях и в мире, и благодарны чудесным проявлениям жизни.

    • Не лишайте себя права на счастье. Чувство будто вы недостойны счастья, беспокойство о том, как другие воспримут ваше счастье и страх о том ужасе, который ждет, когда счастье закончится - все это негативные схемы мышления, которые могут препятствовать поиску радости в жизни.
    • Делаете то, что вы любите. Жизнь это не только ваша работа. В то время как работа это то, что помогает вам обеспечить проживание, вам необходимо нечто, чтобы выразить себя в мире. Фич Нат Хан говорил так: "Не живите с призванием, которое подразумевает жестокость по отношению к людям и природе. Не вкладывайте в компании, которые лишают других возможности жить. Выберите призвание, которое позволит вам выразить ваш идеал сострадания." Решите для себя насколько буквально вы готовы принять эти слова, и стремитесь к работе, которая помогает вести мирный образ жизни.
  6. Будьте тем самым изменением, которое хотите увидеть в мире. Не просто так мы обращаемся к опыту Ганди. Есть много активных способов, которые помогут вас стать тем самым изменением, которое вы желаете видеть в мире.

  7. Расширяйте свое понимание мира. Вы свободны в выборе своего пути. Все что вы прочитали в этой статье лишь предложение. Не стоит следовать этому как догме, это не попытка навязывать вам мышление, воспринимайте это как любой другой текст. В конце концов, выбор жить в мире станет вашим собственным, сознательным решением, основывающимся на ваших стремлениях и взглядах, почерпнутых в разных уголках мира, от всех людей которых вы когда-либо встречали, а также из вашей собственной совести и познаний. Идите с миром.

    • Продолжайте учиться. Данная статья лишь коснулась поверхности того, что является глубинной личностной и мировой необходимостью. Читайте как можно больше материалов на тему мира, особенно об активистах и практиках этого направления, вы многое можете почерпнуть у них. Делитесь своими знаниями с другими и распространяйте учение о мире, куда бы вы ни направлялись.
    • Если вы ищите одобрения в других, вам не обрести свою жизнь - это путь вашей перестройки в соответствии с чужими желаниями. Вместо этого примите себя такими, какие вы есть, и живите в любви к себе и окружающим.
    • Примите то обстоятельство, что некоторые люди не смогут смириться с этим и не будут помогать вам, потому что они не помогают и самим себе. На такого человека надо взирать с состраданием, здесь не нужны страх и ненависть, но также и не надо действовать согласно их желаниям. Будьте вежливы, тверды и добры с такими людьми.
    • Если вас или ваших детей просят провести препарирование на занятии, ищите альтернативны такому вредоносному действию. Существуют адекватные альтернативы.

    Предупреждения

    • Мир "любой ценой" приведет вас к рабству или уничтожению. Среди нас есть люди придерживающиеся чрезвычайно агрессивной идеологии военных и тоталитарных систем. Они могут сосуществовать мирно, но не без внутренней настороженности.
    • Изучите особенности питания, если решите обратиться к вегетарианству. Необходимо придерживаться определенной стратегии питания, чтобы обеспечить организм необходимыми элементами.

Клеман Россе (Clement Rosset), профессор философии, исповедует радостный и парадоксальный взгляд на мир: лучше не переживать понапрасну и быть счастливым, потому что худшее наверняка произойдет.Среди его последних книг - "Вдали от меня и Тропиков" ("Loin de moi et de Тгоpique", Editions de Minuit, 2000).

Бесполезно разыскивать свое глубинное "Я", чтобы прийти к согласию с собой... потому что такого "Я" не существует! Просто, уверен философ, нам надо не пропустить свой шанс быть счастливыми...

Psychologies: Быть в согласии с собой - что это значит, по-вашему?

Клеман Россе: Это значит чувствовать себя в своей тарелке, быть счастливым, не задаваться вопросами о себе и своих поступках. Это такое состояние, которое обозначает нашу природную "доминанту"; получается, одни могут быть в согласии с собой, а другие - не могут. И нельзя сделать ничего такого, что вызвало бы у нас это состояние. Потому что нам удается только то, что мы делаем естественно, без лишних раздумий и усилий. Как правило, очень хорошо выстроенные планы рушатся. Наши заранее продуманные удары по мячу, в которые мы вкладываем и волю, и желание, часто заканчиваются тем, что мяч вылетает за пределы поля. Рефлексия в момент совершения поступка - это враг успеха. Только спонтанно мы делаем то, что позволяет нам чувствовать себя хорошо. Если оглядеться вокруг, присмотреться к тем, кто рядом, мы увидим, что многим людям это удается. Конечно, можно найти сотни современных книг, авторы которых рассказывают о своем неблагополучии, о том, как им неуютно и неудобно в собственной жизни. Но я не думаю, что так обстоит дело с большинством из нас.

Допустим. Но ведь наше окружение тоже влияет на то, будем мы в согласии с собой или нет?

Получается, мы никак не можем повлиять ни на наше внутреннее состояние, ни на самоощущение других?

К. Р.: Конечно, звучит довольно безнадежно. Но не совсем. Чувство согласия с собой -дар, который надо уметь принимать. И вот тут мы можем кое-что сделать, поскольку вопреки тому, как мы привыкли считать, жить в этом состоянии не так-то просто. Чувство вины и ложная боязнь проявить чрезмерный эгоизм заставляют некоторых из нас отказываться от радости жизни, к которой мы склонны от природы. "Кусочки неудачи проглотить легче, чем кусочки удачи", - заметил испанский философ Бальтасар Грасиан-и-Моралес. Мы умеем сжимать кулаки, стойко переносить трудности, всеми силами противостоять ударам судьбы, проблемам. А вот от "большого куска удачи" мы можем впасть в растерянность. Любовь, богатство, успех иногда труднее переварить, чем несчастье. Это тот страх победы, о котором говорят применительно к чемпионам, когда они зависают и проигрывают партию, хотя у них было все, чтобы победить.

Но чемпион знает, чего он хочет: выиграть матч. А если я не знаю, чего хочу, может, мне надо присмотреться к своему внутреннему «Я», чтобы выбрать верный путь, который приведет к согласию с собой?

К. Р.: Это неверная постановка вопроса, поскольку никакого внутреннего Я, которое было бы ключом к нашей личности и скрывалось бы за нашим обычным Я, не существует. Так что я не думаю, что надо пытаться отыскать его у себя - и у других, кстати, тоже. Мы слышим иногда от других: "Mнe бы хотелось узнать тебя поглубже". Но есть ли в нас это глубинное, тайное Я? Нет, это призрак, ловушка, фантом, который не дает нам покоя. Наше желание его выследить, ухватить, застать врасплох, взять силой - это предприятие, обреченное на неудачу. Я каждого из нас соткано из обстоятельств, случайных встреч и событий, которые наложили на нас свой отпечаток. Они превратили нас в лоскутное одеяло, сшитое из множества кусочков - особенных, уникальных. Это Я - общественное, а не личное - вполне реально и к тому же прекрасно умеет находить наилучшие для нас решения, не обращаясь за помощью к нашему личному, скрытому Я.

А как же бессознательное? Вы думаете, его не существует?

К. Р.: Существует, но это вовсе не наше тайное Я, то автономное Я, которое якобы находится в самой глубине нашего существа. Наша индивидуальность всегда строится в отношениях с другими. Наше бессознательное, импульсы, которые действуют в нас, приходят снаружи. Они возникают оттого, что мы пытаемся воспроизводить, копировать желания наших родителей и тех, кого мы выбрали себе в образцы. Если вы отправились полежать на кушетке психоаналитика, ошибка кроется уже в самом вопросе, который вы себе задаете: A чего же я хочу на самом деле? Лучший из миров - не тот, где получают желаемое, а тот, где вообще чего-то хотят. Желание - это жизнь. Главный источник неблагополучия - отсутствие намерения, ясного желания. Тот, кто чувствует разлад с самим собой, часто человек колеблющийся: Завтра я займусь плаванием, послезавтра - бегом трусцой... И, разумеется, ничего не происходит: если вы не знаете, чего хотите, то у вас нет никакого шанса этого добиться! "Eсть только один способ любить женщин - заключать их в свои объятия. Все остальное - дружба, уважение, интеллектуальная симпатия без любви - это фантомы, и фантомы жестокие. Потому что именно фантомы по-настоящему жестоки: с реальными фактами всегда можно договориться", - так считал писатель Анри де Монтерлан. Отсутствие согласия с собой или четкого, конкретного желания - как искривленное дерево, которое очень трудно выпрямить. И это не проходит с возрастом.

Все это не слишком радостно...

К. Р.: Ну почему же. Нередко происходят чудеса. Вмешивается случай. И когда так бывает, надо хвататься за протянутый шест. Некоторые умеют использовать свой шанс. Другие, к несчастью, обладают талантом отказываться от того, что было бы для них благом, и предпочитают мучить себя, потому что в страдании они кричат, чувствуют, что живы, и, главное, могут доставать окружающих своими несчастьями. Это не такая уж малая компенсация. Как бы там ни было, будьте покойны: все обстоит плохо. Давайте мужаться!

Как жить в согласии с собой?

Ж изнь доказывает , что вы никогда не можете быть лучше своего мнения о себе - то есть вашей самооценки, основанной на чувстве согласия с собой. Она имеет в основном неосознанный характер и была запрограммирована в вашем подсознании с раннего детства.

Позитивная самооценка - это не только интеллектуальное приятие своих талантов или достижений. Это личное согласие с собой. Развитие позитивной самооценки - не эгоизм. Вы просто понимаете, что являетесь истинно уникальной и достойной личностью, человеком, которому не требуется поражать других своими достижениями или благосостоянием. В сущности, постоянно хвастающийся человек проявляет один из классических симптомов негативной самооценки.

С первого взгляда многим людям вроде бы присуща позитивная самооценка. Но это не всегда так. Одна из трагедий нашего времени состоит в том, что многие лидеры, учителя, изобретатели, художники - люди, внесшие огромный вклад в развитие человечества, - страдают от низкой самооценки. Некоторые из наиболее уважаемых исторических личностей становились наркоманами, алкоголиками или даже совершали самоубийство лишь для того, чтобы избавиться от своего я», с которым они не соглашались и которое зачастую ненавидели.

Развитие позитивной самооценки - не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Если вы надеетесь обрести свободу, то должны серьезно подойти к этой задаче, в противном случае следует ожидать, что низкая самооценка с годами еще ухудшится, и вы пополните то трагически большое число людей, которые сейчас сидят дома и жалеют себя.

Чтобы соотнести усвоенное со схемой своего поведения, важно знать, как низкая самооценка развивается и как проявляется в других. Тогда вы сможете понять, что следует делать для продвижения вперед.

Начнем сначала.
Существуют три главные причины низкой самооценки:

Первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые вы заимствовали у родителей.
. Вторая причина - характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей.
. Третья причина - негативное религиозное воспитание с его чрезмерным акцентом на чувстве вины и недостойности.

Существует много других факторов, вызывающих низкую самооценку, но эти три являются наиболее важными.

Сильнейшим фактором, определяющим возникновение чувства вины в детстве, является низкая самооценка у наших родителей . Это справедливо особенно по отношению к матери - человеку, с которым мы обычно проводим наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, все это передается детям, словно заразная болезнь, через поведение и реакции. Если родители считают себя в каком бы то ни было смысле неполноценными и подчиненными другим, то дети чувствуют себя недостойными ив результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся «фактами» опыта детей.

Нижеописанное поможет вам понять, как это происходит.

Когда вы рождаетесь, размер вашего мозга не превышает одной восьмой мозга взрослого человека. К восемнадцати месяцам эта разница сокращается до одной второй, а в пятилетнем возрасте размер мозга ребенка составляет пять шестых мозга взрослого человека. Это наиболее быстро растущий орган. В течение периода быстрого роста, известного как «период накопления», ваш мозг получает основные впечатления, которые помогают сформировать схему вашего поведения. Нетрудно понять, что если в это время один из ваших родителей или оба страдают от низкой самооценки, она с легкостью усваивается впечатлительным сознанием ребенка.

Все начинается с того, когда вы совершаете свою первую ошибку и вас называют «плохой девочкой» или «плохим мальчиком» . Вы превратно истолковываете эти слова и считаете «плохим» себя, в то время как в действительности «плохими» были лишь ваши поступки. Считая себя «плохой девочкой» или «плохим мальчиком», вы отождествляли себя со своими поступками и не понимали того, что они всего лишь выбранные вами средства удовлетворения первоочередных потребностей и в некоторых случаях ваш выбор ошибочен и неприемлем. Если ребенок не научится этого понимать, он будет считать себя неисправимо плохим и в нем разовьется чувство собственной недостойности и второсортности, которое будет запрограммировано в его подсознании. Это чувство будет последовательно проявляться в стыде, презрении к себе, угрызениях совести и, что хуже всего, в ощущении своей вины.

Низкая или негативная самооценка развивается и в дальнейшем при унизительном сравнении ребенка с другими . Когда родители сопоставляют ребенка с братом, сестрой и особенно с кем-нибудь вне семьи, его зачаточное чувство собственной неполноценности вырастает и крепнет. Он сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребенок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате его наполняет разрушительное чувство неполноценности. Если бы родители смягчали свою критику поощряющими фразами вроде «этого не должно было случиться с таким славным мальчиком, как ты» то такую реакцию во многих случаях можно было бы предотвратить.

Другая ошибка родителей - отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребенка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей, забрасывая их такими репликами, как «ребенка должно быть видно, но не слышно» или «отец/мать лучше знает, что делать!» Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают, что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.

Вот один тревожный факт: многие родители живут опосредованно через своих детей. Решив, что их ребенок должен иметь все, к чему тайно стремились сами и чего так и не смогли достичь, они безжалостно толкают его к цели, не считаясь с пределами возможностей. Они хотят, чтобы их собственные нереализованные мечты об успехе воплотились в действительность. Разумеется, это делается за счет ребенка. Такие родители не понимают, что ребенок не может соответствовать их неразумно высоким стандартам просто потому, что он не развил - а может быть, даже не имеет - эмоциональных, умственных или физических способностей, необходимых для этого.

Внешность становится одной из причин низкой самооценки гораздо чаще, чем принято, думать.
Большое число детей сталкиваются с физическими, интеллектуальными и эмоциональными трудностями из-за своей необычной или ненормальной внешности. Постоянно сосредотачивая на этом внимание и убеждая себя в том, что они «слишком толстые», «слишком высокие», «слишком медлительные» и т.д., дети развивают в себе глубокое чувство неполноценности, которое впоследствии бывает трудно преодолеть.

Некоторые родители высоко ценят деньги и материальное состояние . Ребенок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. Он часто вступает в брак ради денег и платит очень дорого за то, что получает. В результате, как в поговорке, «тратит деньги, которых у него нет, на вещи, в которых не нуждается, чтобы произвести впечатление на людей, которых не знает». По мере того, как материализм разрушает в ребенке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности.

Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, они превращают своего ребенка в эмоционального калеку. Лишенный побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством, он медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно в свою очередь формирует основу для низкой самооценки.

Вопреки расхожему убеждению система воспитания, основанная на вознаграждении и наказании, является гарантией низкой самооценки. Ребенку нужно позволить проявлять инициативу и совершать столько ошибок, сколько необходимо для усвоения урока, не наказывая за них. Научившись на своих ошибках, ребенок скорее всего никогда их не повторит. Он поймет: что ни сделай, либо заслужишь вознаграждение, либо столкнешься с последствиями своих ошибок. И чем раньше, тем лучше.

Наиболее пагубным во взаимозависимости является то, что наша низкая самооценка переходит от одного поколения к другому . Исследования показали, что трагичная склонность к самоубийствам наследуется. Нетрудно понять, что если низкая самооценка передается от родителей к ребенку, то в некоторых случаях ее проявления могут доходить до крайностей.

Заражая детей своим чувством неполноценности, мы стремимся заразить и всех остальных, с кем входим в контакт. Если наше положение позволяет нам влиять на других (возьмем, к примеру, учителя или проповедника), мы распространяем болезнь на тех, кто смотрит на нас как на лидеров или как на источник вдохновения. Люди интуитивно ощущают недостаток чувства собственного достоинства и неизбежно начинают перенимать часть тех качеств, которые они с нами связывают. Я давал советы сотням людей, страдавших отсутствием уверенности в себе и, как следствие, неспособным успешно ориентироваться в жизненных ситуациях. Каждый из них представлял собой результат наличия низкой самооценки, развившейся дома, в школе и/или под влиянием негативного религиозного воспитания.

Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Они могут быть описаны как средства и привычки, которые мы вырабатываем для того, чтобы ускользнуть от требований повседневной жизни. Это алиби, позволяющее нам временно избежать встречи с реальностью. Пагубная сила наших пристрастий прямо связана с чувством неполноценности и страхом перед самим собой. Мы прикрываемся своим алиби, маскируя низкую самооценку, которую не хотим показывать окружающим.

Основные склонности человека, обладающего низкой самооценкой:

Жалобы и обвинения. Мы обвиняем других и жалуемся на них, поскольку отказываемся принять тот факт, что мы сами ответственны за все, что с нами происходит. Гораздо легче переложить вину на кого-то другого, чем сказать «это моя проблема» или «это я должен измениться». Человек, у которого вошло в привычку жаловаться и винить других в своих неудачах, чувствует себя неполноценным и пытается укрепить свое положение, принижая других.

Поиски виновного. Мы считаем других людей виновными в том, что они не принимают нашу систему ценностей или не соглашаются с ней. Мы компенсируем свое чувство неполноценности, пытаясь представить себя правыми, а их - неправыми. Заметьте, как часто мы обвиняем людей за то, что нам не нравится в нас самих. Осуждая их поступки, мы, в сущности, говорим: «Я не нравлюсь себе, когда такое делаю, поэтому не могу допустить, чтобы подобное поведение сошло с рук тебе». Мы стремимся порицать в окружающих именно те слабости и ошибки, в которых наиболее повинны сами, - это психологическая истина.

Потребность во внимании и одобрении. Многие люди испытывают страстную потребность во внимании и одобрении. Они не способны понять и оценить себя как достойных и полноценных индивидуумов. Это приводит к постоянной необходимости слышать, что с ними «все в порядке» и что их ценят и понимают.

Отсутствие близких друзей. У людей с низкой самооценкой, как правило, нет близких друзей. Питая неприязнь к себе, они становятся либо «одиночками», живущими отдельно от остальных, либо придерживаются противоположной схемы поведения и становятся агрессивными и напористыми, критичными и требовательными. Ни та, ни другая черта не способствует дружеским отношениям.

Агрессивная потребность побеждать. Если мы одержимы желанием всегда побеждать или быть правыми, то обычно страдаем от отчаянной потребности доказывать это всем окружающим. Мы пытаемся выставить на первый план свои достижения. Побуждение, движущее нами, - получить признание и одобрение других людей. Цель, таким образом, заключается в том, чтобы «быть лучше» соседа.

Чрезмерное потакание себе. Люди, испытывающие неприязнь к себе, не могут жить в мире с собой и обычно пытаются удовлетворить свои потребности, подменяя ориентиры. Чувствуя себя обделенными и обиженными, они стремятся к духовному и физическому «опиуму», притупляющему боль. Они переедают, принимают наркотики, пьют или чрезмерно много курят, получая временное физическое удовлетворение, притупляющее их эмоциональные муки и отчаянную потребность в самоодобрении. Чрезмерное потакание себе компенсирует чувство самоотрицания. Такое самоотношение временно оттягивает встречу с реальностью и растущей потребностью в переменах.

Депрессия. Мы впадаем в депрессию, когда полностью разочаровываемся в себе и в своей способности достичь того, чего хотим от жизни. Мы чувствуем себя неполноценными и недостойными, не совершив дел, которые должны были совершить, по собственному мнению или по мнению других людей. Крушение жизненных планов и постоянное беспокойство за оправдание своих ожиданий и ожиданий окружающих приводят нас к крайне низкому уровню самооценки.

Разводы. Многие разводы являются непосредственным результатом низкой самооценки одного или обоих партнеров. Чаще всего распадаются те связи, где один партнер испытывает постоянную потребность контролировать другого, доминировать над ним или безраздельно им обладать. Постоянные поиски вины приводят к горечи и негодованию, обычно накладывающимся на глубокие чувства неполноценности, незащищенности и отчаянную потребность любить и быть любимым.

Алчность и эгоизм. Алчные и эгоистичные люди испытывают всепоглощающее чувство собственной неполноценности. Они находятся во власти своих нужд и желаний и готовы удовлетворить их любой ценой, чтобы хоть как-то скомпенсировать отсутствие собственного достоинства. У них редко находится время или желание заботиться о других, даже о тех людях, которые их любят.

Неуверенность и промедление. Низкая самооценка часто сопровождается страхом перед совершением ошибок. Сомневаясь в возможности выполнить то, чего от него ожидают другие, человек обычно не предпринимает вообще ничего или по крайней мере откладывает действие на длительный срок. Он отказывается принять решение, поскольку считает себя неспособным сделать «правильный» выбор. Другой тип личности из этой категории - поборник совершенства. Он близок по характеру вышеописанному типу, но всегда испытывает потребность быть «правым». В основе его поведения также лежит глубокая неуверенность в себе. Он настаивает на том, что выше критики, и следовательно, может считать себя «лучше» тех, кто не вписывается в его критерии совершенства.

Жалость к себе. Чувство жалости к себе, или синдром «бедный я», происходит от нашей неспособности распоряжаться своей жизнью. Мы сознательно отдаемся на милость других людей или обстоятельств. Нас то и дело подталкивают в ту или иную сторону. Мы позволяем людям расстраивать, ранить, критиковать и сердить нас, поскольку обладаем зависимым характером и любим внимание и симпатию. Многие люди радуются своим болезням, так как в слабости заключена великая сила. Ведь окружающие начинают уделять нам столь желанное внимание и готовы услужить.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...