"изменение прилагательных по родам и числам". Изменение имён прилагательных по родам.doc - Изменение имён прилагательных по родам

Изменение имён прилагательных по родам и числам

Организационный момент

1.Самоопределение к деятельности

Цель: организация самооценки обучающихся к предстоящей деятельности на уроке

Краткая беседа:

Миша составил на доске текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?

Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересное приключения. (сл.1)

В чем ошибка в этом тексте? (В окончаниях прилагательных)

Чтобы помочь Мише, вспомним всё, что знаем об этой части речи?

самостоятельная часть речи

– обозначает признаки предметов (сл.2)

– отвечает на вопросы:

Какой? Какая? Какое? Какие?

– Как вы думаете, мы уже все знаем об этой части речи?

– Что еще нам предстоит узнать? (как изменяется, как пишется, какую роль играет в речи?)

Можем помочь Мише? Изменим окончание прилагательного.

Кто догадался, над чем будем работать на уроке?

Назовите тему урока. (Изменение имен прилагательных по родам и числам)

Что мы должны знать и уметь по данной теме?

– Сформулируйте цели урока

Изучение нового материала

Работа над словосочетаниями

Измените, окончания имен прилагательных, чтобы получилось верное словосочетание.

(Учащиеся изменяют)

Погода (ж.р., ед.ч.) стояла ясная. Мы сели на красивый парусник (м.р, ед.ч.). Вокруг было синее море (ср.р., ед.ч.). Нас ждали интересные приключения (мн.ч.). (сл.3)

Что должно помочь в работе? (Вопрос от сущ. к прил.)

Как вы думаете, почему окончания прилагательных оказались разными? (Потому что разный род у имен сущ.)

Давайте выделим окончания у прил.

Запишите в тетрадь получившиеся словосочетания, выделите окончания.

Погода ясная, красивый парусник, синее море, интересные приключения

Какие же окончания будут иметь имена прилагательные в женском, мужском и среднем роде? (-ая, -яя; -ое, ее; -ой, -ый, -ий) (сл.4)

От чего зависит род имени прилагательного? (от рода имени существительного)

Как же можно определить род у имени прилагательного?

Давайте составим алгоритм.

Алгоритм

Найди сущ., определи его число, род

Задай от сущ. вопрос к прил.

По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

Выдели окончание (сл.5)

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

Работа по учебнику.

– Как же изменяются прилагательные? (По родам и числам).

– Давайте заполним сравнительную таблицу на слайде

– Как можно назвать таблицу? (Изменение существительных и прилагательных по родам и числам)

Часть речи изменяются По родам По числам сл. 6.

Имя существительное - +

Имя прилагательное + +

Первичное закрепление новых знаний

Упражнение 113 с. 101-102

Прочитайте задание. Какое требование в задании?

(Прочитай выделенные существительные. Устно определи, в форме какого числа стоят эти существительные.)

Проверка основного задания в парах.

Тетрадь 2, с.56, упражнение№ 61

Проверка с комментированием по эталону.

Торговый центр, продуктовый магазин, меховое ателье, летнее кафе, детский сад, кондитерские изделия, обувная мастерская, верхняя одежда, автобусная остановка, театральная касса.

Дифференцированная работа

К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.

Голубой –

Красивый –

К данным существительным подбери имена прилагательные и напиши.

Повидло –

Полотенце –

Фамилия –

Картофель –

Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. Определи род прилагательных.

Яркое, ласковое, весеннее ____________.

Мягкий, теплый, пушистый __________.

Дальняя, трудная, незнакомая __________.

Смешной, забавный, короткий ________.

Домашнее задание. Ст. 103 № 115

Предмет: русский язык
(учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова 3 класс, Москва «Просвещение 2000г.).
Тема: Изменение имён прилагательных по числам и родам.
Родовые окончания имён прилагательных.

Цель: ознакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам;
развивать умение определять род и число имён прилагательных;
развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.

УУД: 1). сформировать умение определять род имён прилагательных;
2). совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;
3). воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска,сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.

Ход урока.
1.Орг. Момент.

Встали, подравнялись. Присаживайтесь.

2. Актуализация знаний.

  • Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пропускаем место для темы урока.

Чтобы узнать тему нашего урока, надо правильно выполнить тестовую работу.

Тест.
а). предмет;
б).признак предмета;
в).действие предмета;
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;

в). кто? что?
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5. Имена прилагательные:
а). не изменяются по числам;
б). изменяются по числам;
в) никак не изменяются.

3. Постановка учебной задачи.

На какой вопрос теста у вас возникли трудности и вы сомневались в решении своего выбора? (На последний 5 вопрос)

Кто сможет сформулировать тему нашего урока.(Число имен прилагательных)

Какие же цели урока мы поставим перед собой? (Повторить, что такое прилагательное, узнать, как оно изменяется по числам)

А сейчас послушайте стихотворение и отгадайте, о чем оно:

Пришла, улыбнулась- утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

О чем это стихотворение? (о весне).

Назовите первый звук в слове «весна» (в)

Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Пропишите ее, пожалуйста.

4. Работа с тестом.
– Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку урок у нас сказочный, он сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном. (Слайд 4).
- Чтобы очутиться в этом волшебном замке, надо правильно выполнить тестовую работу.
Ну что ж поплыли? (Слайд 5).
Тест.
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б).признак предмета;
в).действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5. Имена прилагательные:
а). не изменяются по числам;
б). изменяются по числам;
в) никак не изменяются.)
Тест раздаётся каждому на отдельном листе. Проверка по эталону. (Слайд 6).
Ученики меняются и проверяют тест соседа. (2-3 работы проверяются учителем на оценку).
Вывод: (Слайд 7).
Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывёт корабль
В невидимую даль.
4. Объяснение нового материала. (Слайд 8).
– Вот нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Он предлагает вам найти прилагательные в словосочетаниях: синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.
- Что происходит с прилагательным? (изменяется по родам и числам).
- От чего зависит род и число прилагательного? (от имени существительного).
И по взмаху волшебной палочки, гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные.)
Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.
Прочитайте слова, которые он подобрал. (Погода, ветер, море, паруса).
- Давайте составим и запишем словосочетания с вопросами.
Погода (какая?) тёплая. Ветер (какой?) резкий. Море (какое?) тихое. Паруса (какие?) раздутые.
- Почему мы каждый раз задавали разные вопросы? От чего это зависело?
Найдите прилагательное во множественном числе. От чего зависит число имени прилагательного? (от имён существительных).
- Можно ли определить род имён прилагательных? От чего он будет зависеть?
Окончания прилагательных тоже разные. (М.р. – ый, -ий, -ой; Ж.р. – ая,-яя; Ср.р.- ое,-ее; мн.ч.- ые, - ие).
Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.
Приложение 1. Флеш – родовые окончания.
Образуй от существительных прилагательные: (устно). (Слайд 9).
Солнце - …………………………………………..солнечный
Ночь -…………………………………………… ..ночной
Холод -…………………………………………….холодная

5.Разминка для глаз. (Слайд 10).
6. Работа с текстом. (Слайд11).
На стене висит большая картина. На ней светит яркое солнце. Длинная дорога ведёт к старинному замку. Рядом с замком растёт могучий дуб. Над замком летают белогрудые ласточки. Талантливый художник изобразил красивый пейзаж.
- Выписать словосочетание имён прилагательных с существительными, в скобочках указать род и число. (Один ученик выполняет задание за доской, один – на планшете, один на оценку в тетради).
7. Работа с учебником.
Найдите упр..71 на с.35.
- Прочитайте слова. В каком числе они употреблены? Можно ли определить у них род? Запишите их парами. Сначала в единственном, а потом во множественном числе.
Упр. 68 – устно.
8. Физминутка. (Слайды 12 - 13).
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы,
Оранжевым ребятам,
Оранжевые песни,
Оранжево поют.
- Что изменилось?
-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)
- С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)
9. Игра «Соединяй –ка». (Слайд 14).
Семья Мелкое
Озеро Маленькая
Лодка Дружная
Друзья Песчаный
Берег Высокое
Дерево Верные

10. Распределить прилагательные по родам. (Слайд 15).
Добрый, холодная, весёлая,
глубокое, белый, тёмное.
- Последнее задание в нашем сказочном путешествии устное. Распределите слова в 3 столбика. Запишите в тетрадь. (1 ученик выполняет задание на планшете).
- Как вы догадались? Объясните.
11. Обобщение об имени прилагательном. (Слайд 16).
- Давайте повторим всё, что мы знаем об имени прилагательном.
12. Итог урока.Рефлексия (Слайды17- 18).
Поднимите карточки те, у кого хорошее настроение. А у кого плохое?

  1. Домашнее задание.
    С.35 № 71. (Слайд 17).

Тема : «Изменение имён прилагательных по родам и числам»

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие : создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).

Оборудование : учебники, c игнальные карточки м. р., с.р., ж.р., экран, проектор.

Структура урока

1.Орг. момент.

3. Введение в тему урока.

5. «Открытие» нового знания.

1) -Что мы уже знаем о прилагательном?

Гимнастика для глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

7. Рефлексия. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Мотивация на урок .
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по «Стране знаний.» Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, интересного.
-А с каким настроением вы отправляетесь в путешествие? С этим настроением мы будем работать весь урок.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

А) Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

— О каком времени года говорится в этом четверостишие?(о весне)

Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна — это «утро года».

Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

— Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

— Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.(Вв).

Б) Словарная работа.

— А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)

1. Я румяную матрешку,
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка,
Упадет сама в траву.
(Ябл о ко)

2. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет . о рога)

3.. Как на нашей грядке,
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
о мидоры)

4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
( О сина)

5. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Ул и ца)

6. Что за дорога?
Кто по ней идет, —
Тот хромает?
(Лес т ница)

7. Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой,
Провезу вас под землей.
е тро)

8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кр о вать)

— Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

— Назовите слова в которых букв больше,чем звуков.(кровать, лестница)

3. Введение в тему урока.

— Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес лан дыш тёп сол лое нце (весна, ландыш, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите.Обратите внимание на получившийся ряд слов.

Назовите «лишнее» слово (тёплое).

Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)

Что вы знаете об имени существительном? (Слайд 1)

Записано на доске.

Определите род и число имен существительных.

    Ландыш – м.р., ед.ч.

    Трава –,ж.р., ед.ч.

    Солнце – с.р.; ед.ч.

    Ветерок – м. р.; ед.ч.

    Птицы – мн.ч.

Как изменяются имена существительные? (по родам и числам)

4. Постановка проблемной ситуации.

А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово тёплое.

— Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

Почему возникло затруднение? (Другая часть речи).

А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

Назовите цель нашего урока ?(Научиться определять род и число прилагательных).

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

5. «Открытие» нового знания.

Какой частью речи является наше слово ТЁПЛЫЙ ? (прилагательное)

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

Гимнастика для глаз .

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.

2) Связь имён прилагательных с существительными.

Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении. (у каждого ученика на парте)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.


Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

а) выразительное чтение

б) разбор стихотворения по вопросам

Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?

в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради.

снег (какой?) последний

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

лес (какой?) юный

дым (какой?) зелёный

гроз (каких?) летних

Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители».

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Давайте понаблюдаем.

Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

тёплый… день (м.р., ед.ч.)

тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)

тёплое… солнце (ср.р., ед.ч.)

тёплые …лучи (мн.ч.) — У прилагательных множественного числа род не определяем.

У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?

— Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

— Как определяется род имени прилагательного? (по существительному)

Работа по учебнику ( с. 56 правило)

Прочитайте группы слов:

лето, летний;

белая, белизна, белеет;

смех, смешное, рассмешил.

— Как называются слова каждой группы? Почему?

— Назовите имена прилагательные . (летний, белая, смешное)

— Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (у доски)

— Измените прилагательное летний по родам, затем белая, смешное.

— Сформулируйте вывод по следующему плану: (Слайд 2)

    Как изменяются имена прилагательные?

    Как определяется род имени прилагательного?

    На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

— Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.

В ходе работы на доске появляется схема:(слайд3)

(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое,-ее).

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)

6. Первичное закрепление.

Упражнение № 492.

Определите род и число имён прилагательных?

Проверка. (показать карточки)

Так как же определить род и число имени прилагательного?

7. Рефлексия. Итог урока.

Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Понравился вам урок?

Научились ли вы чему- то новому?

— Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

8. Домашнее задание: упр.494 .

Спасибо за урок!

Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.

Оборудование: интерактивное оборудование (персональный компьютер, доска, проектор), презентация к уроку (Приложение 1) .

Ход урока

1. Организационный момент, (психологический настрой), (Слайд 1 .

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится? Ответы детей.

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

2. Актуализация полученных знаний.

Учитель: Ребята, сегодня необычный урок мы будем с вами путешествовать по острову имени прилагательных. Но для того, что – бы до него доплыть, нам необходимо остановиться на острове существительных и вспомнить, что мы о них знаем. (Слайд 2).

Молодцы я вижу, что вы готовы покинуть Остров существительные, чтобы посетить другой, не менее загадочный остров – Остров прилагательных. Выясним, какую роль имена прилагательные выполняют в нашем языке, поупражняемся в определении рода и числа прилагательных, чтобы уметь правильно и красиво говорить. С собой в путешествие возьмем три существительные василек, облачко, речка. Но чтобы попасть на остров Прилагательного, нам необходимо вспомнить, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.

Дети: Это вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (Слайд 3).

Итак, в путь!

Лодочка бумажная,
Зато мы – отважные!
Дорогие части речи,
Приготовьтесь: снова встреча!

(Слайд 4).

Учитель: Мы с вами на Острове прилагательных. Чтобы свободно по нему перемещаться, ответьте на вопрос: что обозначают имена прилагательные?

Дети: Признак предмета.

Учитель: Посмотрите, нас вышли встречать прилагательные. Прочитайте их. (Дети, глядя на слайд, читают.)

Дети: Свирепый, маленький, дерзкий, кривой, воробьиный, голубой, черный, смелый, грустный, волшебный, старый, сильный.

Учитель: Что общего у всех этих прилагательных?

Дети: Все прилагательные отвечают на вопрос какой? Они стоят в единственном числе, мужском роде – это начальная форма имени прилагательного.

Учитель: Верно. Но мы совсем забыли про существительные, которые прибыли с нами на этот остров. Вспомним их…

Дети: Василек, речка, облачко

Учитель: Чтобы предметы, которые обозначают эти слова, приобрели определенный цвет, размер, необходимо назвать их признаки, используя прилагательные, которые вышли нам навстречу. К какому из трех имен существительных мы можем подобрать имена прилагательные из данной группы?

Дети: К слову василек.

Учитель: Почему?

Дети: Существительное василек стоит в единственном числе, он мужского рода, как и прилагательные, стоящие в начальной форме.

Учитель: Запишите существительное василек в тетрадь и самостоятельно припишите к нему подходящие по смыслу имена прилагательные. У прилагательных выделите окончания, укажите род.

В тетрадях появляется запись: (Слайд 5).

При проверке заполняется таблица родовых окончаний имен прилагательных (Слайд 6) , разбросанные по острову окончания, появляются в соответствующих окошках замка (Слайд 7).

Учитель: Посмотрите, наш василек стал не никакой, а очень даже какой? Он голубой, маленький, волшебный! Так кто же скажет, какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?

Дети: Мы называем признаки предметов, чтобы точно описать сам предмет: его цвет, величину, форму (Слайд 8).

Учитель: Что надо сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительному речка (облачко)!

Дети: Надо у имен прилагательных изменить окончания.

Подобная работа со словами речка и облачко (Слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).

К данным существительным приписываются те же имена прилагательные, что приписывали к слову василек, изменяя соответственно окончания.

Дети выделяют окончания прилагательных, указывают род.

Учитель: Почему прилагательные, которые относятся к существительному речка, женского рода, а прилагательные, которые относятся к существительному облачко, среднего рода?

Учитель: Послушайте, что о себе говорят жители этого острова.

При чтении стихотворения (Слайд 17) слова, выведенные на доску, дети прочитают хором.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если к нам им приложить,
То веселее станут жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.

Учитель: Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи связаны имена прилагательные.

Дети: С именами существительными.

Учитель: В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Имена прилагательные “прилагаются” к именам существительным. Во всем с ними согласуясь: в роде, числе, падеже, отображают их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество... Продолжите этот список (Слайд 18).

3. Физкультминутка.

Слайд 19.

Учитель: Встаньте из-за парт, руки на пояс. Ябуду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, приседают девочки, на настроение – мальчики. Руки перед собой.

Произносятся слова: веселый, ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый.

4. Работа с предложением.

Учитель: Послушайте, сколько предложений я прочитаю.

Чудесно в лесу зимой! Деревья стоят в серебристом инее.

Дети записывают предложения с комментированием. Второе предложение разбирают по членам предложения, указывают части речи под словами.

Учитель: Есть ли в предложении имена прилагательные?

Дети: Есть.

Учитель: Какую роль выполняет прилагательное в данном предложении?

Дети: Это прилагательное украшает предложение.

(Слайд 20).

Учитель: Каким членам предложения является прилагательное?

Дети: Второстепенным.

Учитель: С каким существительным это прилагательное связанно в предложении?

Дети: Со словом иней.

Учитель: Определите род и число прилагательного.

Дети: Это прилагательное мужского рода единственного числа.

Учитель: Как вы это определили?

Дети: Поставили существительное в начальную форму (ед.ч., И.п.), у существительного определили род и число.

Иней – м.р., ед.ч. Значит, прилагательное, которое согласуется с данным существительным будет м.р., ед.ч.

Учитель: Итак, чтобы определить род и число прилагательного, надо…

Дети читают хором памятку (Слайд 21).

Определение родовых окончаний имен прилагательных.

На столах лежат карточки желтого и зеленого цветов. Дети работают в парах по вариантам. (Приложение 3)

Учитель: Укажите род имен прилагательных.
Ученик читает словосочетания, четко выделяя голосом пропущенные окончания.

6. Развитие наблюдательности, логического мышления.

Учитель: Правители Острова прилагательных Род и Число просят вас выполнить два задания:

Дети: Слова морозные и холодные близки по смыслу. Это слова – синонимы. Слово вьюжные имеет другое значение.

Учитель: Запишите синонимы в тетрадь. Можно ли у них определить род?

Дети: Нет, потому что прилагательные стоят во множественном числе.

Задание 2. На доске вы видите пословицы, в которых пропущены слова большой , маленький . Какие это по смыслу слова?

Дети: Это слова, противоположные по смыслу – антонимы.

Учитель: Спишите пословицы, вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные. Определите род имен прилагательных. (Слайд 23).

Дети выполняют задание самостоятельно, после чего проверяют. К доске выходит ученик вставляет слова подходящие по смыслу, указывает род прилагательных.

7. Игра “Узнай предмет по его признаку”.

Учитель: А сейчас поиграем. Возьмите каждый со стола карточки зеленого цвета, прочитайте про себя слова, которые в них записаны. (Приложение 4.)

Учитель: Какие это части речи?

Дети: Это существительные.

Учитель: Внимание! Игра заключается в следующем. Я называю прилагательное. Каждый из вас должен правильно выбрать имя существительное, которое к нему подходит, составить словосочетание и записать его в тетрадь, указывая род прилагательного. Итак, прилагательное теплый.

8. Итог урока.

Сегодня вы побывали на Острове прилагательных, многое узнали о его жителях. А сейчас я хочу проверить, кто был на уроке особенно внимательным. Что нового каждый из вас узнал об имени прилагательном?

9. Домашнее задание

Детям заранее раздаются карточки на которых записаны словосочетания и задания. Дома составьте небольшой рассказ на тему “Зимний денек”, используя словосочетания, записанные на карточках.

Последние материалы раздела:

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...