История смоленщины с древних времен. История Смоленска

21 октября 2016

Западная Сибирь является географической областью обширного региона Сибири. Чем характеризуются природа и природные ресурсы Западной Сибири? Как развивается экономика региона?

География

Прежде чем узнать про природные ресурсы Западной Сибири, поговорим о её географических границах. Регион размещается на территории между рекой Енисей на востоке и Уральскими горами на западе. С севера границу определяют заливы Карского моря, а на юге - Алтайские горы и Казахстан.

С площадью 2,5 миллиона квадратных километров Западная Сибирь составляет почти 15 % от общей территории государства. Кемеровская, Омская, Новосибирская, Томская, Тюменская области, Республика Алтай и Алтайский край - все это Западная Сибирь. Природные ресурсы региона являются важной частью экономики страны.

Большая часть территории расположена на Западно-Сибирской равнине, в пределах которой находятся две крупные впадины, разделенные Сибирскими увалами. В юго-восточной части начинаются предгорные районы, идущие к подножию гор Алтая.

Климатические условия

Природные условия и ресурсы Западной Сибири взаимосвязаны друг с другом. Характер одних влияет на формирование других. Регион находится в глубине материка, поэтому здесь сформировался континентальный климат. Близость Северно-Ледовитого океана сделала его более жестким и суровым. Горные массивы юго-востока мешают проникновению теплых и влажных воздушных масс с азиатской стороны.

Для Западной Сибири характерен холодный зимний период с максимальной температурой до -60 градусов. Грунт здесь быстро промерзает, способствуя распространению вечной мерзлоты. Лето жаркое, особенно на юге, температура может достигать 30-35 градусов.

Согласно особенностям сформировались степная, лесостепная, лесная, лесотундровая и тундровая зоны. Климатические природные ресурсы Западной Сибири вполне подходят для ведения сельского хозяйства. В степных районах достаточно теплых дней и осадков, большая часть которых выпадает летом, для выращивания зерновых и технических культур.

Видео по теме

Водные ресурсы

Гидрологические природные ресурсы Западной Сибири представлены разнообразием подземных вод. Регион находится в районе артезианского бассейна, на различных участках минерализация воды может значительно отличатся.

Главным богатством являются реки, их насчитывается около двух тысяч. Речная сеть негустая и колеблется в зависимости от особенностей рельефа и климата. Крупнейшими являются Обь, Енисей, Иртыш. Для них характерно снеговое питание весной, дождевое - осенью и летом. Из-за равнинного рельефа и небольших уклонов скорость рек, как правило, небольшая.

Конечно, реки - это не все, чем обладает Западная Сибирь. Природные ресурсы также составляют озера, которых в регионе больше миллиона, и болота. По происхождению выделяют термокарстовые и моренно-ледниковые озера. Для приуральской части региона характерно наличие озер-туманов. Их главной особенностью является резкое снижение уровня воды летом, вплоть до полного исчезновения.

Лесные ресурсы

Природные зоны с севера на юг плавно перетекают одна в другую. В соответствии с этим изменяются и природные ресурсы Западной Сибири. В южных районах из-за большого количества песка преобладают сосны. На территории Алтая распространена реликтовая черная тайга.

Для лесостепи характерна луговая, травяная и злаковая растительность, березы и осины. Лесная зона протянулась на 1000 километров. Она совмещает таежную и болотистую растительность. Здесь растут темнохвойные деревья, например сибирская ель и сосна, пихта, а также березы и осины.

Зона лесотундры является пограничной между тайгой и собственно тундрой. Попеременно в ней встречаются болотистые участки, редколесья и кустарники. Лесные участки расположились в основном в речных долинах. Преимущественно они представлены лиственницами. Для тундры характерно наличие мхов и лишайников, кустарников, невысоких трав. Здесь можно встретить голубику, княженику, морошку, карликовые виды ивы и березы.

Почвы

В степных и предгорных районах Западной Сибири распространены каштановые почвы и плодородные черноземы, позволяющие использовать эту местность для выращивания различных культур. На юге присутствуют солоди и солонцы.

Выше степных районов располагаются участки с подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами. Для лесной зоны характерна слабая дренированность почв, что приводит к образованию болот и новых лесов. На заболоченных участках формируются полугидроморфные, а в поймах рек - аллювиальные почвы.

Тундрово-глеевые и торфянистые участки характерны для северных районов Западной Сибири. На плодородие почв сильно влияет вечная мерзлота. В отличие от других, в основном лесистых районов, оглеение выражено не сильно.

Полезные ископаемые

Основу ресурсной базы региона составляют полезные ископаемые. Добыча нефти и газа - то, чем славится Западная Сибирь. Природные ресурсы и хозяйство, основанное на них, являются важной частью общей экономики страны. На западно-сибирской территории выделяют шесть нефтегазовых районов. Крупнейшими месторождениями нефти являются Приобское, Мамонтовское, Самотлорское. Газовые месторождения находятся в Ямало-Ненецком районе.

В южной части расположено крупнейшее в регионе месторождение угля. В Алтайском крае, Кемеровской области и Горной Шории находятся месторождения магнетитовых руд. В Западной Сибири добывают марганцевые руды, нефелин, глинозем.

Алтайский край богат запасами полиметаллических, вольфрамовых, молибденовых, железных, циркониевых руд, золота, ртути, мрамора, в степных озерах содержатся соли и сода. В Кемеровской области находятся месторождения доломитов, известняков, тугоплавких глин. Омская область обладает запасами титановых руд.

Природные ресурсы Западной Сибири (таблица)

Естественные богатства региона издавна служат основой развития различных отраслей хозяйства (см. таблицу).

Условия и ресурсы

Особенности

Применение

Климатические

Резко континентальный, суровый на севере, более мягкий на юге

Тундровая, лесотундровая, степная, лесостепная, лесная природные зоны

Животноводство, выращивание пшеницы, технических культур на юге

Реки, озера, грунтовые воды

Густота речной сети и полноводность изменяются с севера на юг

Рыбный промысел, перевозка грузов, гидроэнергетика

Луга, сосновые боры, хвойные и мелколиственные леса

Больше 80 миллионов гектаров леса, 10 % лесного фонда страны

Пастбища, деревообрабатывающая промышленность

Почвенные

Тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, черноземы и каштановые

В центральных районах благоприятны для появления лесов, в южных - для сельского хозяйства

Пастбища, выращивание различных культур

Минеральные

Газ, нефть, каменный уголь, марганцевые, вольфрамовые, молибденовые, железные, магнетитовые руды, соль, сода, известняк, золото, ртуть

Топливно-энергетические ресурсы

Энергетика, черная и цветная металлургия

Природные ресурсы и экологическая безопасность Западной Сибири

Обеспеченность региона различными ресурсами достаточно высокая. Протяженность с севера на юг способствовала формированию нескольких природных зон, которые отличаются друг от друга растительным и почвенным покровом, речными режимами и густотой речной сети, климатическими условиями.

Западная Сибирь обладает огромным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. Плодородные южные почвы отлично подходят для выращивания сельскохозяйственных культур. Богатые травами луга служат пастбищами, благодаря чему развивается животноводство. В промышленности наиболее развитыми областями являются добыча нефти, каменного угля и газа, а также деревообработка. В регионе добывают больше 70 % всей российской нефти.

Развитие нефтегазовой и деревообрабатывающей сфер способствует экономическому росту, но вместе с тем является главным фактором загрязнения среды. Последствием активной промышленной деятельности является загрязнение вод, что, в свою очередь, приводит к недостатку водных ресурсов.

Негативно влияет также использование ядохимикатов. Это непосредственно отражается на воздухе и почве. Земля постепенно становится менее пригодной к ведению сельского хозяйства. Помимо этого, важно помнить, что чрезмерное и некорректное добывание природных ресурсов может бесповоротно снизить их запасы.

Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км 2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская . В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва

Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек, или 11,5% населения России. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов.

Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км 2 , в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км 2 , а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км 2 . в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа.

На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей).

Омская область 2017 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа.

Алтайский край 2508 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа.

Республика Алтай 207.1 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа.

Новосибирская область 2635 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа.

Томская область 1034 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа.

Тюменская область 1325 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа.

Ханты-Мансийский автономный округ 1505 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа.



Ямало-Ненецкий автономный округ 542.7 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа.

Кемеровская область 2823 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа.

Удельный вес района в общероссийской территории составляет 14%. В нем проживает 47% населения, производится 53% товарной промышленной продукции, сосредоточенно 46% основных производственных фондов, выпускается 66% валовой продукции сельского хозяйства восточной зоны.

Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газоваяпромышленность.

Отраслью специализации является также черная металлургия. Она, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами. На западную Сибирь приходится 20% от российского производства черных металлов.

Следующей отраслью специализации является машиностроение . Оно представлено энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов – в Новосибирской области, котлов – в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроением (новосибирская область и Алтайский край) . Основные центры машиностроения западной Сибири – Новосибирск, Омск, Барнаул, Кисилевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др.

Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

На западг.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства.

Пунктом строительства в Западно-Сибирском экономическом районе был выбран г. Калачинск Омской области.

Город расположен на левом берегу реки Омь (приток Иртыша), в 80 км от Омска. Город Калачинск является восточным экономическим центром Омской области. В городе расположены: механический завод; завод керамических стеновых материалов; обувная фабрика; маслодельный комбинат; мясокомбинат; пищекомбинат; элеватор; завод кондитерских изделий. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Население 23,9 тыс. чел.

С целью экономического обоснования выбора пункта строительного завода необходимо определить:

1. Транспортные показатели снабжения проектируемого предприятия материалами (грузооборот в тонно-километрах).

2. Транспортные показатели сбыта готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах).

3. Сводные транспортные показатели (по снабжению и сбыту) в тонно-километрах.

4. Средневзвешенный пробег каждой тонны грузов: материалов, готовой продукции, всех грузов.

5. Соотношение между стоимостью всех перевозок и стоимостью готовой продукции


Таблица 2

Наименование материалов г. Братск
База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм
Литьё Новокузнецк (40%)
Машнитогорск (10%)
Челябинск(50%)
Ст.прокат Красноярск(30%)
Екатеринбург(30%)
Челябинск(40%)
Цв.металл Абакан(100%)
Эл/аппаратура Эл/моторы Красноярск(50%)
Новокузнецк(50%)
Эл/моторы Челябинск(20%)
Канск(20%)
Карсоярск(60%)
Итого
150508677,2 225763015,8

Количество материалов на программу получаем умножением нормы расхода материала на единицу продукции на программу предприятия.

Грузооборот получаем умножением расстояния на количество материалов. Стоимость перевозок – это грузооборот умноженный на 1,5 руб. (Стоимость перевозки материалов за 1 ткм)

Суммарные затраты на перевозку материалов получаем:

164131600*1,5*0,917=225763015,8

При увеличении размера предприятия вдвое, норма расхода уменьшается на 10% соответственно при увеличении мощности (10000/6000≈1,66) в 1,66 раза норма расхода уменьшается на 8,3%. Т.е. в формулу для расчета количества материалов нужно ввести понижающий коэффициент 0,917.

Таблица 3

Транспортные показатели по снабжению материалов.

Наименование материалов Количество материалов на программу г. Нефтьюганск
База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм Стоимость перевозок материалов, р
Литьё Новокузнецк (40%)
Машнитогорск (10%)
Челябинск(50%)
Ст.прокат Красноярск(30%)
Екатеринбург(30%)
Челябинск(40%)
Цв.металл Абакан(100%)
Эл/аппаратура Эл/моторы Красноярск(50%)
Новокузнецк(50%)
Эл/моторы Челябинск(20%)
Канск(20%)
Карсоярск(60%)
Итого
182035045,5

Таблица 4

Экономичес кие районы потребления Условные Транспортн ые центры Удельный вес в потреблении, % Количество грузов г. Братск
шт. т. Расстояние Грузооборот Стоимость перевозок готовой продукции, р.
Восточно – Сибирский Канск 10440ё
Красноярск
Чита
Абакан
Челябинск
Улан – Удэ
Иркутск
Назарово
Ангарск
Минусинск
Итого:

Пример расчета(Канск):

1. Количество грузов: 0,12*10000=1200 шт

2. Количество грузов(т.): 1200*8,7=10440т. (8,7 вес одного станка)


Таблица 5

Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям
Экономичес- кие районы потребления Условные Транспорт- ные центры Удельный вес в пот – реблении Количество грузов г. Нефтьюганск
шт. т. Расстояние Грузооборот Стоимость перевозок готовой продук- ции, р.
Западно – Сибирский Новоси- бирск
Новоку- знецк
Ишим
Кемерово
Тюмень
Томск
Рубцовск
Барнаул
Славгород
Сургут
Итого:

Таблица 6

Стоимость перевозок по вариантам

Годовой выпуск продукции - 125% от себестоимости выпуска (т.е. Re = 25%).

618243788,04 =772804735,05

Таблица 7

Стоимость перевозок в % к стоимости готовых изделий

Анализируя данные таблиц 4 и 5, 6, 7делаем вывод, что экономически выгоднее построить завод в Нефтьюганске, а не в Братске.

Сумма экономии, полученная на перевозках (по сбыту и снабжению) при этом:

Э = 228018288,8- 184498885,5= 43519403,3 рублей

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес. Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводятся работы по осушению земель Барабинской лесостепи и орошению земель в Кулундинской степи. Созданы Алейская и Кулундинская оросительные системы. Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства в горном Алтае разводят лошадей, яков-сарлыков, маралов и пятнистых оленей. На юге Западной Сибири занимаются верблюдоводством.

Транспорт и экономические связи

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженостью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производственных сил Кузбасса и Алтая. От неё отошли ряд линий в северном и южном направлениях. Была построена железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень на Оби - Алтайская. Новой железной магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь-Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией. Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

Внутрирайонные различия

Кемеровская область имеет огромные природные богатства - высококачественный коксующийся уголь, железные руды, разнообразные руды цветных металлов, строительные материалы, лесные ресурсы. Это первая в России угольная база и вторая после Урала металлургическая база. Ведущими отраслями рыночной специализации области являются угледобыча, черная и цветная металлургия, химическая промышленность и металлоемкое машиностроение, особенно производство оборудования для отраслей специализации. В сельском хозяйстве области ведущую роль имеет земледелие, которое специализируется на производстве зерновых, картофеля овощей, а также развито животноводство молочно-мясного направления. Крупнейшим промышленным центром области является Кемерово. В городе особенно развиты машиностроение и химическая промышленность. Второй крупнейший промышленный центр - Новокузнецк, где работает один из крупнейших в России Новокузнецкий металлургический комбинат, а в 30 км. от него находится Западно-сибирский металлургический завод. Центрами угледобычи являются Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий. Центром цветной металлургии является Белово.

Тюменская область - главная база России по добычи нефти и газа. Она является и крупным лесопромышленном регионом. Основными отраслями рыночной специализации являются нефтедобывающая, газодобывающая, нефтехимическая - в Тобольске сложился крупный нефтехимический комплекс. Отраслью специализации является лесная промышленность. В сельском хозяйстве имеются условия для земледелия. Возделываются рожь, яровая пшеница, овес, лен, картофель, овощи. Животноводство специализируются на разведении крупного рогатого скота и овцеводстве, в северных районах развито оленеводство. Крупным промышленным центром является Тюмень, где развиты машиностроение, деревообработка, легкая пищевая промышленность и особенно нефтехимия.

В области выросли города с основной специализацией на нефти и газе - Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Стрежевой, Уренгой идр.

В Ханты-Мансийском автономном округе важнейшей отраслью специализации является нефтегазовая промышленность. Её центры - Усть-Бальск, Сургут. Шаим, Березово. Развиты также лесная, рыбная промышленность, пушной промысел. В сельском хозяйстве важнейшее место занимают оленеводство и молочное животноводство. В пригородах выращивают овощи и картофель. Центр округа - Ханты-Мансийск.

Ямало-ненецкий автономный округ обладает обладает уникальными ресурсами газа, особенно перспективными на полуострове Ямал и континентальном шельфе Карского моря. Богат округ и нефтяными ресурсами. Главными отраслями специализации являютя добыча нефти и газа, рыбная промышленность, пушной промысел, звероводство и оленеводство. Центр округа - Салехард.

Томская область также богата природными ресурсами - нефтью, газом, железными рудами, разнообразными строительными материалами, а также лесными ресурсами с высококачественной древесиной таких ценных древесных пород, как ель, сосна, кедр и пихта. Развиты речное рыболовство и пушной промысел. Сельское хозяйство специализируется на производстве таких сельскохозяйственных культур, как рожь, яровая пшеница, овес, овощи, картофель. Развито и животноводство молочного направления. Крупным промышленным центром области является Томск. В городе развиты машиностроение, металлообработка, деревообрабатывающая, химико-фармацевтическая, резинотехническая промышленность. Особенно выделяется область крупным нефтехимическим комплексом. В г. Асине создан крупнейший в Западной Сибири Асинский лесопромышленный комплекс.

Алтайский край является крупнейшей сельскохозяйственной базой Западной Сибири и в тоже время выделяется развитой промышленностью, особенно машиностроением, химической промышленностью, легкой и пищевой. Получили развитие горнодобывающая промышленность, деревообработка, и пушной промысел.

В сельском хозяйстве ведущее место занимают земледелие. Выращиваются яровая пшеница, подсолнечник, картофель, овощи. Развито животноводство мясошерстного направления. Крупным ценром края является Барнаул. В этом городе развиваются такие отрасли промышленности, как машиностроение, производящее котлы, моторы, механические прессы и др. Химические предприятия производят резинотехнические изделия, вискозное и капроновое волокно и др. Получила развитие текстильная пищевая промышленность. Центром тракторостроения является Рубцовск. Также здесь хорошо развита и пищевая промышленность. Крупнейшим промышленным центром является Бийск - центр машиностроения и разнообразной пищевой промышленности.

Республика Алтай характеризуются богатейшими лесными ресурсами с ценными древесными породами (кедр, сосна, ель), цветными металлами, особенно ртутью. Ведущими отраслями специализации республики являются тонкорунное овцеводство, пушной промысел, добыча цветных металлов, особенно ртути и золота. Создан единственный в России заповедный район мараловодства. Из рогов оленей-маралов получают пантокрин. Республика дает 60% всех пантов а стране. Развивается сельское хозяйство. Разводят яков и сарлыков. Выращивают серые хлеба, картофель, овощи. Центр республики - г. Горно-Алтайск.

Новосибирская область выделяется прежде всего такими отраслями, как машиностроение, преимущественно станкостроение и энергетическое машиностроение. Развиты и такие отрасли, как химическая, легкая промышленность, производство строительных материалов. Область имеет высоко развитое сельское хозяйство, которое специализируется на производстве яровой пшеницы и животноводстве молочно-мясного направления. В Новосибирске находится Сибирское отделение Российской академии наук. Научно-исследовательские многопрофильные институты размещаются в специально построенном академгородке около Новосибирска. Крупным центром области и самым большим городом по численности населения является Новосибирск. В городе размещается ряд машиностроительных предприятий, выпускающих генераторы к турбинам, электродвигатели, металлорежущие станки, различное оборудование. Металл производится на металлургическом заводе имени Кузьмина. Он выпускает листовую сталь, электросварные трубы.

Предприятия химической промышленности, размещенные в городе, производят пластмассы, предметы бытовой химии, медицинские препараты. Имеются также предприятия текстильной, швейной, трикотажной, обувной и пищевой промышленности. В городах Бердск, Искитим, развито производство строительных материалов, в Барабинске и Куйбышеве - машиностроение и пищевая промышленность.

Омская область специализируется на переработке нефти, поступающей по нефтепроводу из Тюменской области, химической промышленности, машиностроении и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве область специализируется на выращивании яровой пшеницы, овощей, картофеля и молочно-мясном животноводстве.

Крупным промышленным центром области является Омск. Так же как и Новосибирск, Омск один из крупнейших городов России. Развито в городе машиностроение, которое выпускает запасные части к тракторам, автомобилям и сельскохозяйственным машинам для восточных районов страны. Заводы им. Куйбышева и «Омсксельмаш» выпускают оборудование для животноводческих комплексов и приспособления к сельскохозяйственной технике. Работает завод кислородного машиностроения, завод «Омск-газоаппарат» выпускает оборудование для газового хозяйства.

Химическая промышленность помимо нефтеперерабатывающего завода выпускает шины, сажу, синтетический каучук, волокна. Получила развитие легкая и пищевая промышленность.

По особенностям экономико-географического положения, характеру природных условий и ресурсов, по своеобразию исторического развития и специализации хозяйства на территории Западно-Сибирского экономического района можно выделить два подрайона - Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский. В перспективе они могут стать самостоятельными крупными экономическими районами.

Кузнецко-Алтайский подрайон включает Кемеровскую, Новосибирскую области, Алтайский край и Республику Алтай. Хотя этот подрайон занимает менее 20% территории Западной Сибири, в нем проживает около 60% всего населения района. Кузнецко-Алтайский подрайон выделяется угольной, металлургической, химической, машиностроительной промышленностью, развитым агропромышленным комплексом при несколько ограниченных масштабах лесозаготовок.

В подрайоне сосредоточена вся добыча руд цветных металлов, руд черных металлов, все производство кокса, химических волокон, производство алюминия и ферросплавов, паровых котлов, железнодорожных вагонов, тракторов. Металлоемкое машиностроение Кусбасса в значительной мере ориентировано на потребности угольной и металлургической промышленности, а машиностроение Новосибирской области и Алтайского края - это в основном транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное. Пищевая и легкая промышленность в Кузбассе связана с рациональным использованием трудовых ресурсов, особенно женского труда, в то время как в Алтайском крае и Новосибирской области эти отрасли связаны с наличием сельскохозяйственной базы и необходимостью наращивания промышленного потенциала. Сельское хозяйство Кемеровской области в значительной мере имеет пригородный характер, тогда как в Новосибирской области и Алтайском крае сельское хозяйство носит межрайонный характер и ориентировано на поставки сельскохозяйственной продукции в другие районы страны. Однако эти внутренние различия подрайона укрепляют экономическое единство Кузбасса и Алтая.

Западно-Сибирский подрайон расположен в пределах Тюменской, Омской, и Томской областей. За исключением полосы вдоль Транссибирской магистрали его территория - наименее освоенная часть Западной Сибири. В то же время благодаря наличию здесь больших и высокоэффективных нефтяных, газовых, лесных и водных ресурсов ускоренными темпами идет процесс формирования крупного программно-целевого Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса (ТПК). Он расположен на севере Тюменской и Томской областей, и его отраслями рыночной специализации являются нефтедобывающая, газовая, лесная, рыбная промышленность, оленеводство, охотопромысловое хозяйство. Южная же часть этого подрайона стала базовой зоной центров этого ТПК, в которых перерабатываются ресурсы севера и изготавливаются для ТПК необходимое промышленное оборудование, продовольственные товары.

Западно-Сибирский экономический район имеет специфические экологические проблемы, связанные с размещением производительных сил, особенно с развитием нефтяной, газовой и угольной промышленности на территории района, которые ведут к серьёзным экологическим нарушениям.

Особенно высока чувствительность экологических систем севера Западной Сибири к антропогенному воздействию, влиянию транспорта, уничтожению оленьих пастбищ. Все это снижает продуктивность территории, поэтому необходима такая организация производства, которая бы обеспечивала сохранность окружающей среды.

В условиях становления и развития рыночных отношений, проведения экономических реформ Западная Сибирь сохранит свою роль крупнейшей топливно-энергитической и экспортной базы страны. Ведущую роль играют газовая, нефтяная, угольная отрасли промышленности. Новые формы организации и собственности дадут возможность уже в ближайшие годы остановить спад производства в этих отраслях и вывести их на активную рыночную деятельность. Опыт вхождения в рынок в Западной Сибири уже имеется. Государственный газовый концерн предотвратил не только спад производства, но и смог в условиях кризиса в России наращивать мощности. В настоящее время интенсивно идет процесс акционирования и в других отраслях и в первую очередь в угольной и нефтяной. В качестве основных факторов дальнейшего развития экономики Западно-Сибирского района является конъюнктура на мировом нефтяном, газовом и угольном рынках, а также на рынках государств СНГ.

Приоритетное развитие отраслей топливно-энергетического комплекса в Западной Сибири потребует централизованных капиталовложений из федерального бюджета и привлечения иностранных инвестиций в разработку новых месторождений нефти и газа, особенно на полуострове Ямал.

Население и хозяйство которой будут описаны далее, представляет собой обширный географический регион. Он расположен на территории Евразии.

Общие сведения

С юга Сибирь граничит с сопредельными РФ государствами: Китаем, Монголией, Казахстаном. С севера к нему примыкает Ледовитый океан. Западная часть Сибири ограничивается Уральскими горами, восточная - водораздельными хребтами Тихого океана. Письменные источники, накопленные этнографические, археологические, фольклорные материалы позволяют связать название территории с наименованием этнической группы, которая расселилась на части лесостепной территории Прииртыша в конце 1 000 до н. э. В нее входили предки угров, которые вступили в продолжительное взаимодействие с прочими общностями Казахстана и Западной Сибири.

Происхождение названия

В топониме "Сибирь" воспроизводится имя кагана Шибирь-хан тюрк-шада. Название позднее закрепилось и за поселением сипыров, проживавших на берегу р. Иртыш.

В первой половине 13-го столетия монгольские военачальники знали лесной народ, именовавшийся "шибир". Со 2-й половины 13-го и в 14-м веках Сибирь уже достаточно широко встречается в качестве названия определенной территории, протянувшейся к северу от границ золотоордынских владений. Наименование использовалось и в русских летописях. Так, в 15-м столетии в рукописях встречается "Сибирская земля". В летописях достаточно точно описывается ее расположение. Она характеризуется как территория в нижнем течении Тобола и среднем Иртыша. Там, вероятно, проживали потомки сипыров. Они были в значительной степени ассимилированы тюркскими элементами. Это отличало их от прочих групп угров на нижнем Иртыше и Приобье. В конце 15-го века возникла государственность тобольских татар, а также тюркизированных угров-сипыров. В результате появилось Вместе с ним в 16-м веке были известны Мангазея, Югра и Тюменское ханство. После того как Московская Русь завоевала Астраханское и Казанское ханства, начались перемещения в сторону Сибири. Продвижение пошло с в 1582-м году.

Дальнейшие периоды

В царское время Сибирь стала аграрной провинцией. Она также была местом каторги и ссылки. На рубеже 19-20 вв. была сооружена Транссибирская магистраль. Ее строительство позволило переселить на территорию более 3-х млн человек. За счет притока людей стало формироваться хозяйство Западной и Восточной Сибири. В советский период аграрное производство снизилось. Это повлияло на повышение значения территории в качестве источника гидроэнергии и полезных ископаемых.

Ресурсы и природные особенности

Климат региона резко-континентальный. Большая часть территории занята Западно-Сибирской равниной. В южной части находятся горные массивы Алтая, хребты Шории, а также В связи с тем, что регион проходит по всем природным зонам, от тундровой и до степной, то здесь представлено все разнообразие почв, вплоть до чернозема. Специализация хозяйства Западной Сибири выражена достаточно четко. Она обуславливается качеством, составом и объемом существующих здесь топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. По уровню обеспеченности различными полезными ископаемыми, показателям их добычи регион находится на ведущем месте в стране.

Топливно-энергетический комплекс

Именно за счет него происходило активное развитие хозяйства Западной Сибири. На территории находятся почти все известные виды топливно-энергетических ресурсов. Здесь встречаются бурый и каменный уголь, газ, нефть, торф. Территория богата также энергетическими ресурсами нетрадиционных видов. Углеводородные месторождения располагаются в нефтегазоносной провинции Западной Сибири. Она находится в пределах Омской, Новосибирской, Томской и Тюменской областей, а также Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского АО. В этой части сосредоточено порядка 58 % государственных начальных запасов нефти и более 60 % залежей газа. В Западной Сибири уже добыто больше 7-ми млрд тонн первого и 8 трлн м 3 второго ресурса. Однако провинция отличается огромным потенциалом нефтегазоносности. На территории есть и неразведанные запасы газа и нефти. Их объемы составляют 45 % и 56 % (соответственно) от общего начального. Это говорит о сравнительно низкой геологической изученности региона.

НХК

Действующие Западной Сибири поставляют около 14 % общего валового продукта в стране. Среди существующих экономических районов государства эта территория находится в первой пятерке. За счет высокой обеспеченности качественными ресурсами в регионе хорошо сформировано промышленное хозяйство. Западная Сибирь выпускает порядка 12 % продукции. На территории сосредоточено более 14 % основного фонда страны и 20 % продукции, выпускаемой строительным комплексом России.

Промышленность

На ней базируется хозяйство Западной Сибири. На долю промышленного комплекса приходится 74 % от суммарного объема ВРП региона. Этот сектор отличается четко выраженной специализацией. Отсюда поставляется большая часть топлива (угля, нефти и газа) в остальные регионы. Хозяйство Западной Сибири немыслимо без электроэнергетики, нефтехимической и химической промышленности, машиностроения. Все они тесно связаны с топливной добычей. Химический комплекс представлен предприятиями Тобольска, Томска и Омска, а также Кемеровской области. Машиностроительные заводы выпускают продукцию для энергетического комплекса, для угольной промышленности и станкостроения. Несмотря на уникальность своей структуры, хозяйство Западной Сибири понесло значительные потери в 90-е годы. Промышленная продукция снизилась почти вдвое. Около 30% приходится сейчас на грузооборот автотранспорта. 65 % дореформенного уровня занимает сельское хозяйство Западной Сибири.

Электроэнергетика

По уровню потребления регион занимает третью позицию в стране. Основной сферой использования электроэнергии выступает промышленный комплекс. Снабжение потребителей осуществляется за счет станций ОЭС Урала и ОЭС Сибири. Основа электроэнергетики территории - крупные ТЭЦ и КЭС. Они работают на в Томской и Тюменской областях, а также угле (в Новосибирской и Кемеровской обл. - на местном, в Омской - на дальнепривозном). Район считается практически самосбалансированным по электроэнергии.

Актуальные направления работы

Западно-Сибирская территория в перспективе остается основой для формирования России. Из этого следует, что первоочередными направлениями для района должны стать:

  • Совершенствование угольного и нефтегазового комплексов.
  • Социальное обеспечение работников промышленности.
  • Совершенствование ТЭБ в регионе. В первую очередь эта задача реализуется за счет электрификации, газификации, выполнения технологического и технического перевооружения почти всех действующих экономических сфер.
  • Решение экологических вопросов в основных угле-, газо- и нефтедобывающих отраслях региона.

Заключение

Западная Сибирь считается одним из богатейших по природным ресурсам регионом страны. Здесь представлено огромное разнообразие запасов. Исследование и освоение территории, однако, затрудняется в первую очередь климатическими условиями. Отдаленность региона от административного центра государства не позволяет в полной мере изучить и решить все проблемы территории. Тем не менее в планах Правительства заложены программы развития хозяйства Западной Сибири. Усилия в первую очередь будут направлены на привлечение рабочей силы в регион. Для этого разработаны специальные социальные программы, создаются соответствующие условия для людей. Идет и постепенная модернизация оборудования предприятий.

Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.

Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводятся работы по осушению земель Барабинской лесостепи и орошению земель в Кулундинской степи. Созданы Алейская и Кулундинская оросительные системы. Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства в горном Алтае разводят лошадей, яков, моралов и пятнистых оленей. На юге Западной Сибири занимаются верблюдоводством.

В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России. 4 / 5 всей пашни размещается на юге ЗСЭР, в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные, каштановые и аллювиальные почвы речных долин. При правильной агротехнике и оптимальном увлажнении эти почвы способны обеспечивать высокие урожаи.

Западная Сибирь – один из важнейших районов зернового хозяйства и животноводства России. Главная отрасль сельского хозяйства – растениеводство. Основная культура – яровая пшеница. По площади посевных культур в Западной Сибири, а также в целом по России лидирует Алтайский край, где под посевными культурами находилось на 2009 год 5219,3 тыс га. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий. Но эти площади с каждым годом убывают, в основном, из-за опустынивания и засухи.

В Горном Алтае разводят лошадей. Хорошо здесь развито и животноводство. Алтайский край занимает третье место по России по поголовью крупного рогатого скота, на 2009 год насчитывалось 865 голов (но это ровно в 2 раза меньше, чем в Республике Башкортостан). На юге Западной Сибири занимаются также разведением верблюдов, яков, а на Крайнем Севере, в пределах тундры и лесотундры, развиты оленеводство и звероводство.

Ковроделие – старинный промысел района (в Ишиме и Тобольске – механизированные ковровые фабрики). На местном и привозном сырье работают предприятия текстильной, кожевенной и обувной отраслей. Главные центры по переработке сельскохозяйственного сырья – Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.

Рыбопромышленный комплекс – добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах.

    1. Транспорт и экономические связи

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

На западг.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района – Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...