Интересные факты о химии. Ушная сера свидетельствует о характере потливости


Сера... Самый что ни на есть адский минерал! В преисподней, как известно, в половине котлов кипит смола, а в половине – расплавленная сера. И дело тут не только в том, что температура кипения серы втрое выше температуры кипения смолы. Разогретая сера легко окисляется, давая на редкость едкий дым – недаром в погребах, нуждающихся в дезинфекции, сжигают серные шашки. Дым горящей серы - дополнительная, так сказать, воспитательная мера для грешников...

Есть все основания полагать, что в мифический подземный мир люди поместили серу задолго до изобретения сколько-нибудь структурированной религии. Минерал этот в самородном виде обнаружен человеком невероятно давно, и в течение многих веков пытливые умы стремились найти – и находили! – применение сере.

Судя по всему, самородная сера входила в состав так называемого «греческого огня» - самовоспламеняющегося смолоподобного состава, с успехом использовавшегося в военном деле. Изобретая порох, китайцы не могли обойтись без серы. Врачеватели прошлого – как, впрочем, и медицина современности – широко использовали разнообразные соединения серы.

Смерть Плиния Старшего, знаменитого историка, современника Христа, случилась от серы... В 79-м году Плинию довелось стать свидетелем извержения Везувия. В процессе эвакуации местных жителей Плиний надышался вулканическим газом, полным сероводорода и сернистого газа, и, не в силах выдерживать развившийся астматический приступ, приказал рабу убить себя.

Сера в природе

В чистом виде природная сера встречается нечасто – хотя в земной коре её содержится не менее полупроцента (1,4∙1017 тонн). Это много! В большинстве случаев геологам приходится иметь дело с рудами, изобилующими прослойками серы.


В современной науке существует несколько гипотез образования месторождений серы – причем взаимоисключающих. Высокая химическая активность элемента предполагает многократное его связывание и выделение в процессах формирования верхних слоев земной коры – но как идут реакции, точно неизвестно.


Интересными представляются теории биогенного происхождения серных отложений: на планете, оказывается, есть несколько разновидностей бактерий, использующих соединения серы в пищу. По другим представлениям, сера – продукт вымывания сульфатов из глубинных углеводородов.

Учеными исследуются самые разные версии замещения элементов в породах земной коры, приводящие к выделению и накоплению серы. Однако окончательного понимания законов появления самородной и рудной серы пока нет.

Физические и химические свойства серы

Детальные исследования свойств серы состоялись лишь в XVIII веке. Провел их знаменитый французский естествоиспытатель Антуан Лавуазье. Он выяснил, что сера охотно кристаллизуется из расплава, причем поначалу кристаллы принимают игольчатый вид – но эта форма неустойчива, и при снижении температуры происходит перекристаллизация с образованием объемных полупрозрачных сростков золотистого или лимонно-желтого цвета.

Очень необычно поведение серы при нагревании. Расплавленная сера (t ≥ 113°C), будучи вылитой в холодную воду, превращается в резиноподобную пластичную массу. Требуется несколько суток, чтобы в серной массе начались процессы кристаллизации.

Нагревание серы до температур значительно выше точки плавления ведет к повышению вязкости вещества. Начинается «уплотнение» при 155°С, а при 187°С сера делается почти твердой. Лишь при 300°С к сере возвращается текучесть, а при 445°С она закипает (привет грешникам).

Разогретая до газообразного состояния, сера продолжает удивлять своими свойствами. При сравнительно невысоких температурах в молекуле газообразной серы содержится восемь атомов. При достижении почти двукратной температуры кипения в молекуле летучей серы остается два атома. Одноатомным газом сера становится лишь при 1700°С.

Добыча серы

Обычная добыча серы осуществляется карьерным способом – с использованием огромных экскаваторов, большегрузных самосвалов и обогатительных фабрик. Остроумный метод извлечения серы из недр был предложен Германом Фрашем в конце ХIХ века. Американский химик предложил закачивать под землю горячую воду, и через скважины выкачивать расплавленную серу.

Правда, температура плавления серы почти на 13°С выше температуры кипения воды, однако подача раствора под высоким давлением решает проблему. Итогом внедрения процесса стало получение достаточно чистой серы на первом же этапе производства.

В ХХ веке был предложен метод расплавления серы, находящейся под землей, токами высокой частоты с последующим извлечением расплава через скважины. Нагнетание горячего сжатого воздуха в серные пласты помогает подъему разжиженного минерала.

В нашей стране разработан чрезвычайно рациональный способ эксплуатации серных месторождений. Подземная залежь поджигается, на поверхность выкачивается сернистый газ, который затем транспортируется на химические заводы по трубопроводам.

Использование серы

Человечество уверенно конкурирует с преисподней за серу. Для изготовления одной резиновой покрышки для легкового автомобиля требуется почти 3 кг серы. Отбеливание килограмма бумаги происходит при расходовании ста граммов серы. Огромное количество серы мы сжигаем вместе со спичками. Немного меньше серы мы съедаем в виде лекарств...


Серная кислота широко используется в промышленности. Минеральная сера – известный и эффективный активатор фосфорных удобрений. Скоростная металлообработка – и та не обходится без серы! Эмульсии, применяемые для смазки и охлаждения обрабатываемых деталей, порой на одну пятую состоят из серы!

Между прочим, порошковая сера – первое средство для обеззараживания ртутных разливов. При контакте ртути и серы образуется сульфид металла, издавна называемый киноварью и являющийся весьма устойчивым веществом. Из киновари ртуть не испаряется – стало быть, простого опыления серой места разлива ртути достаточно для устранения опасности отравления ртутными парами.

Наверное, каждый в школе изучал важные факты в химии. При этом не каждый знает, что химия окружает нас повсюду. Невозможно представить себе жизнь современного человека без использования химических элементов, которые несут большую пользу человечеству. Кроме того, интересные факты о химии в жизни человека помогут больше узнать об этой удивительной и полезной науке. Каждый должен узнать о химических элементах и их неоценимой пользе для человека. Далее более подробно рассмотрим интересные факты по химии, и чем она полезна для жизнедеятельности человека.

1. Для обеспечения стандартного полета современного самолета необходимо около 80 тонн кислорода. Столько же кислорода производит 40 тысяч гектаров леса во время фотосинтеза.

2. Около двадцати граммов соли содержится в одном литре морской воды.

3. Длина 100 миллионов атомов водорода в одной цепи составляет один сантиметр.

4. Около 7 мг золота можно извлечь из одной тонны вод Мирового океана.

5. Около 75% воды содержится в человеческом организме.

6. Масса нашей планеты увеличилась на один миллиард тонн за последние пять столетий.

7. К тончайшей материи, которую может увидеть человек, относятся стенки мыльного пузыря.

8. 0.001 секунды — скорость лопание мыльного пузыря.

9. При температуре 5000 градусов Цельсия железо превращается в газообразное состояние.

10. Солнце за одну минуту производит больше энергии, чем нужно нашей планете на целый год.

11. Гранит считается лучшим проводником звука по сравнению с воздухом.

12. Наибольшее количество химических элементов открыл Карл Шелли, ведущий канадский исследователь.

13. Более 7 килограммов весит самый большой самородок из платины.

15. Джозеф Блэк открыл углекислый газ в 1754 году.

16. Под действием соевого соуса происходит химическая реакция, которая заставляет убитого кальмара «танцевать» на тарелке.

17. За характерный запах фекалий отвечает органическое соединение скатол.

18. Петр Столыпин сдавал экзамен по химии у Дмитрия Менделеева.

19. Переход вещества из твердого в газообразное состояние в химии называется сублимацией.

20. Кроме ртути при комнатной температуре в жидкое вещество переходит франций и галлий.

21. Вода с содержанием метана может замерзнуть при температуре выше 20 градусов Цельсия.

22. К самому легкому газу относится водород.

23. Также водород является самым распространенным веществом в мире.

24. Одним из самых легких металлов считается литий.

25. В молодости Чарльз Дарвин был знаменит своими химическими открытиями.

26. Во сне Менделеев открыл систему химических элементов.

27. В честь стран было названо большое количество химических элементов.

28. В луке содержится вещество сера, которое вызывает слезы у человека.

29. В Индонезии люди добывают серу из вулкана, что приносит им большую прибыль.

30. Кроме того, серу также добавляют к косметическим средствам, которые предназначены для очищения проблемной кожи.

31. Ушная сера защищает человека от вредных бактерий и микроорганизмов.

32. Французский исследователь Б. Куртуа в 1811 году открыл йод.

33. Более 100 тысяч химических реакции ежеминутно происходит в головном мозге человека.

34. Серебро известно своими бактерицидными свойствами, поэтому способно очищать воду от вирусов и микроорганизмов.

35. Берцелиусом было впервые использовано название «натрий».

36. Железо можно легко превратить в газ, если его нагреть до 5 тысяч градусов Цельсия.

37. Половину массы Солнца составляет водород.

38. Около 10 миллиардов тонн золота содержат воды Мирового океана.

39. Когда-то было известно только семь металлов.

40. Эрнест Резерфорд был первым, кому вручили Нобелевскую премию по химии.

41. Монооксид дигидрогена входит в состав кислотных дождей и опасен для всех живых организмов.

42. Сначала платина стоила дешевле серебра из-за своей тугоплавкости.

43. Геосмин — это вещество, которое вырабатывается на поверхности земли после дождя, вызывая характерный запах.

44. В честь шведского села Иттербю были названы такие химические элементы, как иттербий, иттрий, эрбий и тербий.

45. Александр Флеминг впервые открыл антибиотики.

46. Птицы помогают определить место утечки газа, благодаря наличию в нем запаха сырого мяса, который добавляется искусственным способом.

47. Чарльз Гудьир впервые изобрел резину.

48. Из горячей воды легче получить лед.

49. Именно в Финляндии самая чистая вода в мире.

50. Самым легким среди благородных газов считается гелий.

51. В изумрудах содержится бериллий.

52. Чтобы огонь покрасить в зеленый цвет используют бор.

53. Азот может вызвать помутнение сознания.

54. Неон способен светиться красным цветом, если через него пропустить ток.

55. В океане содержится большое количество натрия.

56. В компьютерных микросхемах используют кремний.

57. Для изготовления спичек используют фосфор.

58. Хлор может вызвать аллергические реакции органов дыхания.

59. В лампочках используют аргон.

60. Калий может гореть фиолетовым огнем.

61. Большое количество кальция содержится в молочных продуктах.

62. Для изготовления бейсбольной биты используют скандий, что улучшает их ударопрочность.

63. Титан используют для создания украшений.

64. Чтобы сделать сталь крепче используют ванадий.

65. Раритетные машины достаточно часто украшали хромом.

66. К интоксикации организма может привести марганец.

67. Кобальт используют для изготовления магнитов.

68. Для производства стекла зеленого цвета используют никель.

69. Медь прекрасно проводит ток.

70. Для увеличения эксплуатационного срока стали к ней добавляют цинк.

71. Ложки, содержащие галлий, могут расплавиться в горячей воде.

72. В мобильных телефонах используют германий.

73. К токсичному веществу относится мышьяк, из которого изготавливают яд для крыс.

74. Бром может расплавиться при комнатной температуре.

75. Для производства красных фейерверков используют стронций.

76. Для производства мощных инструментов используют молибден.

77. В рентгене используют технеций.

78. В ювелирном производстве используют рутений.

79. Родий имеет невероятно красивый естественный блеск.

80. В некоторых пигментных красках используют кадмий.

81. Индий может издавать резкий звук при сгибании.

82. Для производства ядерного оружия используют уран.

83. В детекторах дыма используют америций.

84. Эдуард Бенедиктус случайно изобрел ударопрочное стекло, что сегодня широко используется в различных отраслях.

85. Самым редким элементом атмосферы считается радон.

86. Вольфрам имеет самую высокую температуру кипения.

87. Ртуть имеет самую низкую температуру плавления.

88. Аргон был открыт английским физиком Реле в 1894 году.

89. Канарейки чувствуют в воздухе наличие метана, поэтому их используют для поиска утечки газа.

90. Небольшое количество метанола может привести к слепоте.

91. Цезия относится к самому активному металлу.

92. Практически со всеми веществами активно реагирует фтор.

93. Около тридцати химических элементов входят в состав человеческого организма.

94. В повседневной жизни человек часто сталкивается с гидролизом солей, например, во время стирки белья.

95. Из-за реакции окисления на стенах ущелий и карьеров появляются цветные рисунки.

96. Невозможно отстирать в горячей воде пятна от белковых продуктов.

97. Сухой лед является твердой формой углекислого газа.

98. В земную кору входит наибольшее число химических элементов.

99. С помощью углекислого газа можно получить большое количество других веществ.

100. К одному из самых легких металлов относится алюминий.

10 фактов из жизни химиков

1.Жизнь химика Александра Порфирьевича Бородина связана не только с химией, но и с музыкой.

2.Эдуард Бенедиктус – химик из Франции, который сделал открытие случайно.

3.Семен Вольфкович занимался опытами, связанными с фосфором. Когда он с ним работал, одежда тоже пропитывалась фосфором, а поэтому, возвращаясь поздно ночью домой, профессор излучал голубоватое свечение.

4.Александр Флеминг открыл антибиотики случайно.

5.Знаменитый химик Дмитрий Менделеев был 17-ым ребенком в семье.

6.Углекислый газ был открыт английским ученым Джозефом Пристли.

7.Дедушка Дмитрия Менделеева по отцовской линии был священником.

8.Знаменитый химик Сванте Аррениус с ранних лет становился полным.

9.Р. Вуд, который считается химиком из Америки, изначально работал служителем в лаборатории.

10.Первый русский учебник «Органическая химия» был создан Дмитрием Менделеевым в 1861 году.

Сера – химический элемент, располагается в периодической системе Менделеева под номером 16 и обозначается символом S (от лат. sulfur). Элементарная природы серы была установлена в 1777 году французским ученым и химиком Антуаном Лавуазье. Сера закипает при температуре в 444 градусов по Цельсию. При плавке переходит из твердого состояния в жидкое, меняя постепенно свой окрас, в зависимости от градации температуры плавления. К примеру, достигая отметки в 160 градусов Цельсия, этот химический элемент меняет свой окрас из желтого цвета в бурый, а нагреваясь до отметки в 190 градусов – цвет изменяется на темно-коричневый. Достигая температурного режима в 190 градусов, сера утрачивает вязкость структуры, понемногу становясь более жидкой. Окончательно жидкотекучим элемент становится при нагреве его до 300 градусов.

Помимо возможности переходить из твердого состояния в жидкое сера имеет ряд иных интересных особенностей. Так, она имеет отрицательную теплопроводимость и совершенно не проводит электрический ток. Абсолютно не растворяется в воде, однако отлично растворяется в жидкостях, не имеющими в своей структуре молекул воды (например, в аммиаке). Хорошо взаимодействует с растворителями и сероуглеродом, которые характеризуются органической природой. Также, к описанию сульфура можно добавить ее химическую изюминку. По своей природе, сера активна и может отлично вступать в химическую реакцию при нагреве с любым химическим элементом. Может взаимодействовать с такими веществами как:

  • – при комнатной температуре, вступает с ней в реакцию;
  • с металлами – создает сульфиды и является в то же время окислителем;
  • кислород – нагреваясь до температурной отметки в 280 градусов Цельсия, образовывает объединения оксидов;
  • фтор – в тандеме с этим веществом, сера показывает себя как восстановитель;
  • фосфор или углерод – в условиях отсутствия подачи воздуха, сера показывает себя как окислитель.

Исторические сведения

Химический элемент сера в своем самородном состоянии или в виде сернистых соединений, была известна человечеству еще много тысяч лет назад. Её уникальные свойства упоминаются не только на священных страницах Библии и Торы, но в поэмах Гомера и других источниках. Благодаря своим свойствам, серу использовали при всевозможных ритуальных и религиозных обрядах. Сера была одним из немаловажных компонентов «священных» курений, которые использовали как для изгнания духов, так и для их призыва. Ее использовали чтобы «одурманивать пришедших», используя серу в соединении со ртутью, древние шаманы полагали, что в горящем состоянии она способна отталкивать и изгонять демонов, духов и прочую нечистую силу.

Сера стала неотъемлемой частицей в создании и использовании «греческого огня», применяемого в создании зажигательных смесей для военных целей. В Китае, около 8 века, серу использовали как пиротехническое средство, ее точную формулу держали под запретом, ее распространение каралось смертной казнью.

Бытовало мнение, что сера (как начало горючести) и ртуть (как символ начала металличности) являются основными составляющими всех металлов. Такая гипотеза имела место в арабской алхимии.

Кроме того, Серой длительное время лечили кожные заболевания, считая такой метод наиболее эффективным в медицине.

Применение серы

Сфера применения серы достаточна многогранна и разнообразна. В первую очередь, сера используется в химической промышленности для создания серной кислоты; в сельском хозяйстве (для создания средств, помогающих в борьбе с вредителями и болезнями растений, в основном винограда и хлопчатника). Нашла свое применение сера также в производстве резины, она используется при изготовлении спичек, входит в состав красителей и люминесцентных составов. В медицине серу используют в грязевых ваннах; так называемая бальнеотерапия (от латинского «замачивать в воде») – помогает в лечении артрита и кожных заболеваний. Научно не доказано, но также серу применяют для лечения астмы, хотя многие ученые полагают, что именно пары серы способны провоцировать появление заболеваний дыхательных путей.

Сера в продуктах питания

Серой богаты такие продукты, как например:

  • крыжовник,
  • виноград,
  • хлебобулочные изделия,
  • чеснок,
  • спаржа,
  • капуста,
  • постная говядина,
  • куриные яйца,
  • молочные продукты,
  • злаковые культуры и т.д.

Недостаток серы в организме

Недостаток серы в человеческом организме (при суточной норме потребления в 4-6 мг) проявляется в виде таких заболеваний как:

  • выпадение волос или полное облысение,
  • болезни почек,
  • различные аллергии,
  • тусклость и ломкость волос,
  • боли в суставах,
  • запоры,
  • ломкость ногтей,
  • тахикардия.

Интересные и познавательные факты о сере

Сера является важнейшим элементом в организме человека, так как принимает участие в строении клеток, хрящевой ткани, нервных волокон. Также участвует в обменных процессах. Показывает себя как отличный стабилизатор работы и координации нервной системы. Сульфур уравновешивает уровень сахара в крови, что очень полезно для людей страдающих от диабета.

Сера уменьшает боли в суставах и хрящах, помогает выводить желчь. Также оказывает на организм противовоспалительный эффект, используется для регенерации тканей. Помогает укреплению мышечной ткани растущего организма.

Сама по себе сера не имеет запаха, однако при соединении с другими компонентами выделяет запах протухших яиц.

Как мы можем видеть, такая незаметная и обыденная на первый взгляд сера является незаменимым компонентом в полноценной жизни человека благодаря своему широкому спектру применения. Без серы, наша жизнь утратила свои блага, здоровье стало б не столь крепким.

Сера (Sulfur) является элементом периодической системы химических элементов и относится к группе халькогенов. Данный элемент является активным участником образования многих кислот и солей. Водородные и кислотные соединения содержат серу, как правило, в составе различных ионов. Большое количество солей, в состав которых входит сера, практически не растворяются в воде.

Сера в природе является достаточно распространенным элементом. По своему химическому содержанию в земной коре ей присвоен шестнадцатый номер, по нахождению в водоемах - шестой. Она может встречаться как в свободном, так и в связанном состоянии.

К наиболее важным природным минералам элемента относятся: железный колчедан (пирит) - FeS 2 , цинковая обманка (сфалерит) - ZnS, галенит - PbS, киноварь - HgS, антимонит - Sb 2 S 3 . Также шестнадцатый элемент периодической системы встречается в составе нефти, природного угля, природных газов, а также сланцев. Нахождение серы в водной среде представляется сульфат-ионами. Именно ее наличие в пресной воде является причиной постоянной жесткости. Также она является одним из важнейших элементов жизнедеятельности высших организмов, является частью структуры многих белков, а также концентрируется в волосах.

Таблица 1. Свойства серы
Характеристика Значение
Свойства атома
Название, символ, номер Сера / Sulfur (S), 16
Атомная масса (молярная масса) [комм. 1] а. е. м. (г/моль)
Электронная конфигурация 3s2 3p4
Радиус атома 127 пм
Химические свойства
Валентный радиус 102 пм
Радиус иона 30 (+6e) 184 (-2e) пм
Электроотрицательность 2,58 (шкала Полинга)
Электродный потенциал 0
Степень окисления +6, +4, +2, +1, 0, -1, −2
Энергия ионизации (первый электрон) 999,0 (10,35) кДж/моль (эВ)
Термодинамические свойства простого вещества
Плотность (при н. у.) 2,070 г/см³
Температура плавления 386 К (112,85 °С)
Температура кипения 717,824 К (444,67 °С)
Уд. теплота плавления 1,23 кДж/моль
Уд. теплота испарения 10,5 кДж/моль
Молярная теплоёмкость 22,61 Дж/(K·моль)
Молярный объём 15,5 см³/моль

Кристаллическая решётка простого вещества

Структура решётки орторомбическая
Параметры решётки a=10,437 b=12,845 c=24,369 Å
Прочие характеристики
Теплопроводность (300 K) 0,27 Вт/(м·К)
Номер CAS 7704-34-9

Серная руда

Нельзя сказать о том, что свободное состояние серы в природе является частым явлением. Самородная сера встречается довольно редко. Зачастую она является одной из составляющих некоторых руд. Серной рудой называется порода, в состав которой входит самородная сера. Серные вкрапления в породах могут образовываться вместе с сопутствующими породами или позже них. Время их образования влияет на направление поисковых и разведочных работ. Специалисты выделяют несколько теорий образования серы в рудах.

  1. Теория сингенеза. Согласно данной теории сера и вмещающие породы были образованы одновременно. Местом их формирования были мелководные бассейны. Сульфаты, содержащиеся в воде, с помощью особых бактерий были восстановлены до сероводорода. Далее происходило его поднятие вверх до окислительной зоны, в которой сероводород окислялся до элементарной серы. Она опускалась на дно, оседая в иле, который через время превращался в руду.
  2. Теория эпигенеза, которая утверждает, что образование вкраплений серы происходило позже основных пород. В соответствии с данной теорией считается, что происходило проникновение подземных вод в толщи пород, в результате чего воды обогащалась сульфатами. Далее данные воды соприкасались с месторождениями нефти или газа, что приводило к восстановлению ионов сульфатов с помощью углеводородов до сероводорода, который, поднимаясь к поверхности и окисляясь, выделял самородную серу в пустотах и трещинах пород.
  3. Теория метасоматоза. Данная теория является одной из подвидов теории эпигенеза. В настоящее время она все чаще находит подтверждения. Ее суть заключается в превращении гипса (CaSO 4 -H 2 O) и ангидрита (CaSO 4) в серу и кальцит (СаСО 3-). Теорию предложили два ученых Миропольский и Кротов еще в первой половине двадцатого века. Спустя несколько лет было найдено месторождение Мишрак, которое подтверждало образование серы именно таким путем. Однако, до настоящего времени остается неясным сам процесс превращения гипса в серу и кальцит. В связи с этим, теория метасоматоза не является единственно правильной. Кроме этого, сегодня на планете есть озера, имеющие сингенетические отложения серы, однако, в иле не обнаружены гипс или ангидрит. К таким озерам относится Серное озеро, расположенное вблизи Серноводска.

Таким образом, однозначной теории происхождения серных вкраплений в рудах не существует. Образование вещества во многом зависит от условий и явлений, протекающих в земных недрах.

Месторождения серы

Сера добывается в местах локализации серной руды - месторождениях. По некоторым данным, мировые запасы серы составляют порядка 1,4 миллиардов тонн. На сегодняшний день месторождения серы найдены во многих уголках Земли - в Туркмении, в США, Поволжье, вблизи левых берегов Волги, которые пролегают от Самары и т.д. Иногда полоса породы может распространяться на несколько километров.

Большими серными запасами славятся Техас и Луизиана. Отличающиеся своей красотой серные кристаллы также располагаются в Романье и Сицилии (Италия). Родиной моноклинной серы считается остров Вулькано. Также залежами шестнадцатого элемента периодической системы Менделеева славится Россия, в частности Урал.

Серные руды классифицируются в соответствии с количеством содержащейся в них серы. Так, среди них различают богатые руды (от 25% серы) и бедные (около 12% вещества). Серные месторождения, в свою очередь, распределяются по следующим типам:

  1. Стратиформные месторождения (60%). Данный тип месторождений связан с сульфатно-карбонатными толщами. Рудные тела располагаются непосредственно в сульфатных породах. Они могут достигать в размере сотен метров и иметь мощность в несколько десятков метров;
  2. Солянокупольные месторождения (35%). Для данного типа характерны серные залежи серого цвета;
  3. Вулканогенные (5%). К этому типу относятся месторождения, образованные вулканами молодой и современной структуры. Форма рудного элемента, залегающего в них, пластообразная или линзовидная. Такие месторождения могут содержать порядка 40% серы. Они характерны для Тихоокеанского вулканического пояса.

Добыча серы

Сера добывается одним из нескольких возможных способов, выбор которого зависит от условий залегания вещества. Основными являются всего два - открытый и подземный.

Открытый способ добычи серы является наиболее популярным. Весь процессы добычи вещества данным способом начинается со снятия значительного количества породы экскаваторами, после чего происходит дробление самой руды. Полученные рудные глыбы транспортируются на фабрику для дальнейшего обогащения, после чего отравляются на предприятие, где происходит плавка серы и получения вещества из концентратов.

Кроме этого, также иногда применяется метод Фраша, который заключается в выплавке серы еще под землей. Данный способ целесообразно использоваться в местах глубокого залегания вещества. После расплавки под землей, происходит выкачивание вещества наружу. Для этого формируются скважины, являющиеся основным инструментом для выкачки расплавленного вещества. Метод основан на легкости плавления элемента и небольшой его плотности.

Существует также метод разделения на центрифугах. Однако, он отличается своим одним большим недостатком, основанным на том, что сера, полученная с помощью такого метода, имеет много примесей и требует дополнительной очистки. В результате, метод считается достаточно затратным.

Кроме указанных методов добыча серы в отдельных случаях может также производиться:

  • скважинным методом;
  • пароводяным методом;
  • фильтрационным методом;
  • термическим методом;
  • экстракционным методом.

Стоит отметить, что вне зависимости от метода, используемого во время извлечения вещества из земных недр, необходимо особое внимание уделять технике безопасности. Это связано с присутствием вместе с залежами серы сероводорода, который является ядовитым для человека и способен воспламеняться.


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предоставленный урок проведен в 9-м классе при изучении темы «Неметаллы. Подгруппа кислорода» в форме урока-конференции.
За неделю до урока учащимся было дано задание найти материал о сере. Класс делится на шесть групп, каждая группа получает свое задание. Информационный материал (находится в приложении), собранный учащимися оформляется и сдается учителю в конце урока. По ходу урока все дети записывают в тетради основные моменты урока, т.е. составляют конспект.

Представленная презентация используется на уроке не в полном объеме, а лишь выборочно, отдельные слайды. Всю презентацию предлагаю отсутствующим на уроке и слабо усвоившим тему ребятам посмотреть дома при подготовке к уроку.

В приложении также имеются тренировочные тесты, выполненные в программе HotPotatoes, также даю на дом отсутствующим. На уроке их использовать нецелесообразно, только если есть у всех персональные компьютеры(у нас их не было).

Проведенный в такой форме урок-конференция имел очень высокий по сравнению с обычными уроками результат. Во-первых, к подготовке к уроку участвовали все ученики (таково было требование), тема была не сложная и все основные моменты, такие как строение атома, составление уравнений реакций и др., ребята усвоили ранее; во-вторых, нашли в литературе и в интернете очень много интересных сведений о сере, даже необязательных; в –третьих, очень активно работали на уроке, все хотели выступить, дополнить. Использование видео-ресурсов, презентации, демонстрационных опытов делает урок более ярким, запоминающимся и дает более высокий результат. Небольшое тестирование показало, что данная тема усвоена хорошо. В конце урока ребята оценили свою работу и высказали мнение о проведенном уроке.

Чтобы познать невидимое,
Смотри внимательно на видимое.

(Древняя мудрость)

Цели: на основе интеграции исторических, биологических и химических знаний изучить нахождение серы в природе и ее свойства, вскрыть причинно-следственные связи «строение – свойства» и «свойства – применение», установить связь науки с практикой, изучить влияние серы и некоторых ее соединений на окружающую среду и организм человека.

Задачи:

  • Образовательные :охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простого вещества, а следовательно, и её аллотропию, а также формы некоторых соединений серы; химические свойства серы рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций;
  • Развивающие : развитие логического мышления учащихся, умения проводить исследование, расширение их кругозора;
  • Воспитательные : воспитание чувства сотрудничества, сотворчества, сопереживания.

Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала, закрепление).

Методы обучения: частично-поисковый, проблемно-дискуссионный, использование информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование: набор минералов, видеофрагменты из фильма «Сера», видео-опыты (коллекция ЦОР), компьютерная презентация в программе PowerPoint, информационный материал, тестовые задания, компьютер, экран, проектор; химические стаканчики на 100 мл с водой, ложка для сжигания твердых веществ, колба с кислородом, шпатель, спиртовка, спички

Реактивы: сера, кислород (собрать заранее в колбу разложением KMnO 4)

Подготовка к уроку . За неделю до урока учащимся было дано задание найти материал о сере. Класс делится на шесть групп, каждая группа получает задание.

1 группа. Историческая справка: использование простого вещества серы в древности. Открытие элемента.
2 группа. Нахождение серы в природе. Круговорот серы в природе.
3 группа. Строение элемента № 16. Строение и физические свойства простого вещества серы.
4 группа. Химические свойства серы.
5 группа. Добыча серы в древности и в наши дни.
6 группа. Применение простого вещества серы и ее соединений. Биологическое значение серы.

На уроке класс работает по группам. В каждой группе докладчик, остальные содокладчики, ребята других групп участвуют в обсуждении, могут задавать вопросы. На выступление каждой группы дается 3-4 мин. В конце урока сдать:

  • Текст выступления
  • Конспект работы на уроке
  • Письменную работу

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Немало сера знаменита,
И в древности ее Гомер воспел,
С ней много тысяч лет прожито,
И человек в ней пользу разглядел.

Учитель: Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д.И.Менделеева и я не сомневаюсь в том, вас ждут сегодня открытия, потому что по словам Пиаже «Понять что-либо, значит открыть вновь». Урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности. В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ.

Видеофрагмент 1.

Сера – «начало начал» древнейших философов, алхимиков, элемент, окруженный мистикой и тайнами. Переходим к изучению новой темы. На доске записываем тему урока.

II. Изучение новой темы

1. История открытия элемента. (Приложение 1 ).Рассказ учащихся творческой группы 1 . (слайд 4)

2. Характеристика элемента серы на основании положения в ПСХЭ (по плану). Выступление учащихся группы 3 .

  • Положение в ПСХЭ.
  • Строение атома. Электронная схема строения атома.
  • Возможные степени окисления.
  • Сравнение атома серы с атомом кислородом.

Вариант ответа: 3 период, 6 группа, главная подгруппа, порядковый номер 16.
Заряд ядра +16, 16 электронов вращаются на 3 электронных уровнях, на внешнем уровне 6 электронов, как и у атома кислорода до завершения недостаёт 2 электрона. Сера может принять два электрона, проявляя степень окисления – 2 (H 2+ S –2). У кислорода два электронных уровня, а у серы три. Радиус серы больше радиуса кислорода. Сера может предоставить более электроотрицательному элементу 2 электрона, проявляя при этом степень окисления + 2 (S +2 O –2) (слайд 7)

Проблемный вопрос: «Может ли атом серы проявлять другие степени окисления?»

Для ответа на этот вопрос распределим электроны по уровням, подуровням, по орбиталям.
Это задание выполняет один из учащихся на доске, а остальные учащиеся в тетрадях. Учащийся объясняет распределение электронов.
На первом уровне один подуровень и одна орбиталь, заполненная полностью. На втором уровне два подуровня и четыре орбитали, заполненные полностью. На третьем уровне три подуровня и девять орбиталей. Появляется d-подуровень, он в спокойном состоянии атома не заполнен. Внешний электронный слой заполнен так же, как и у кислорода. Есть две орбитали, имеющие пары электронов.
В возбуждённом состоянии может происходить разъединение пары электронов. При разъединении одной пары электрон перескакивает на d-подуровень, образуется четыре не спаренных электрона, которые сера может предоставлять более электроотрицательным атомам, проявляя при этом степень окисления +4 (S +4 O –2 2). При разъединении ещё одной пары электронов образуется 6 неспаренных электронов, которые так же сера может предоставлять более электроотрицательным атомам, проявляя при этом степень окисления +6 (S +6 O –2 3). (слайд 8)

Вывод: Сера может быть и окислителем и восстановителем со степенями окисления: –2, 0, +2, +4, +6. По отношению к кислороду, сера проявляет восстановительные свойства. По отношению к водороду, металлам и менее электроотрицательным неметаллам сера проявляет окислительные свойства.

3. Нахождение серы в природе. (Приложение 2 ). Выступление творческой группы 2 . с использованием презентации (слайд 5) . Для закрепления смотрим видеофрагмент 2 .

4. Физические свойства серы. Аллотропные видоизменения серы. Отчет творческой группы группы № 3 . (Приложение 3 ).с использованием презентации (слайды 9-13) . Демонстрация видеофрагмента 3 .

5. Химические свойства серы. Выступление творческой группы 4 . (Приложение 4 ). Использование презентации для проверки записи уравнений реакций (слайды 22-27)

  • Демонстрация:
    • видеофрагмента 4 «Взаимодействие серы с металлами – Fe, Cu, Hg»
    • видео-опыта «Взаимодействие серы с натрием».
  • Демонстрация опыта: горение серы.
  • Демонстрация видеоопыта «Взаимодействие серы с хлоратом калия»

6. Получение серы. Добыча серы в древности и в наши дни. Отчет творческой группы №5. (Приложение 5 ). Презентация (слайд 29) Для закрепления смотрим видеофрагмент 5 .

7. Применение серы. Биологическая роль. Отчет творческой группы №6 . С использованием презентации (слайд 30) . (Приложение 6 ).

8. Круговорот серы в природе. Выступление группы № 2. Используется видеофрагмент 6 .

III. Оценочно-рефлексивный этап

1. Закрепление.

Вариант 1

1 уровень

1. Какие степени окисления проявляет сера:

а) +2, +3, +4.
б) –2, +4, +6.
в) –1, –2, +6.

2. Флотация – это свойство серы

а) растворяться в воде;
б) не смачиваться в воде;
в) частично растворяться в горячей воде.

3. При горении серы образуется:

а) сероводород;
б) сульфид;
в) сернистый газ.

4. В какой форме сера встречается в природе:

а) сульфатная;
б) гидросульфидная;
в) сульфитная.

5. С какой целью серу применяют в сельском хозяйстве:

а) как удобрение;
б) для борьбы с вредителями;
в) для подкормки скота.

2 уровень

6. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении K 2 SO 3 + H 2 SO 4 ––>

а) 11;
б) 12;
в) 13.

3 уровень

7. Составьте формулы сульфидов натрия, магния, алюминия.

8. Уравняйте методом электронного баланса уравнение Ba + H 2 SO 4 ––> BaSO 4 + H 2 S + H 2 O
Сумма коэффициентов равна: а)17; б)18; в) 19.

Вариант 2

1 уровень

1. Какая электронная формула принадлежит сере:

а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 4
б) 1s 2 2s 2 2p 6 ,
в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 .

2. При нагревании серы на воздухе образуется:

а) монооксид серы;
б) диоксид серы;
в) триоксид серы;
г) сероводород.

3. Как называется метод удаления и обезвреживания ртути из разбитого термометра серой:

а) флотация;
б) демеркуризация;
в) нейтрализация

4. В какой форме сера не встречается в природе:

а) самородная;
б) сульфидная;
в) сульфитная.

5. При растворении сероводорода в воде образуется:

а) серная кислота;
б) сера;
в) сероводородная кислота.

2 уровень

6. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении Na 2 SO 3 + HCl ––>

а)14;
б) 12;
в) 13.

3 уровень

7. Составьте формулы сульфатов калия, магния, железа(III).

8. Уравняйте методом электронного баланса схему Ca + H 2 SO 4 ––> CaSO 4 + S + H 2 O
Сумма коэффициентов равна а)10; б) 17; в) 15.

2. Самопроверка

IV. Домашнее задание: получившие за урок оценку «5» – творческое задание – написать рассказ-сказку про серу; получившие оценку «4» – составить схему-конспект;
получившие оценку «3» – учебник (автор О.С.Габриелян) §22, упр. 2, 3

V. Подведение итогов. Оценивание знаний. Рефлексия.

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.
2. На уроке было над чем подумать.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

Используемые ресурсы :

  1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и К0, 2001. – 397 с.
  2. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.
  3. Фото минералов:Каталог минералов. http://www.catalogmineralov.ru/mineral/
  4. Сайт «Алхимиков». http://www.alhimikov.net/element/S.html
  5. Академик. http://dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/776
  6. Популярная библиотека. http://n-t.ru/ri/ps/pb016.htm
  7. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сера
  8. Викитека.

Из-за большого объема отсутствуют в данной папке (рекомендуется вставить)

  1. Видеофрагменты фильм «Сера» http://www.youtube.com/watch?v=sdE8mVIc5do&feature=player_embedded
  2. Видеоопыты: Единая коллекция ЦОР:

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...