Индивидуальное занятие автоматизация звука ш. Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи

Цели:

Коррекционно-образовательные

  • закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
  • закрепление понятия "согласный звук";
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов типа "ка-ша";

Коррекционно-развивающие

  • упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах и в предложениях;
  • развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
  • развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
  • развитие речеслухового внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные

  • воспитание желания говорить красиво, правильно.
  • активация словаря: звук согласный, глухой, твердый, символ.

Предварительная работа:

Оборудование: мягкая игрушка - "заяц", символы звуков, карандаш, фишки, предметные картинки на заданный звук, дидактическая игра "Логопедическое лото", дидактический столик с песком и наполнителями (пластмассовые кубики с буквами, макет кастрюли, ложка), фотографии с изображением событий в группе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прискакал зайчишка-трусишка.

Из-под ёлки спозаранку
Выбегает на полянку
Длинноухий шалунишка,
Зайка беленький, трусишка.
Он зверушек сторонится.
Зайка всех всегда боится.

II. Сообщение цели занятия (психогимнастика).

Когда зайчик к нам скакал по лесу, он прислушивался, а лес шумел:

ш-ш-ш - (зайчишка насторожился),

ш-ш-ш - (трусишка испугался),

но тут ветки тихо "зашептали" ш-ш-ш - и зайчишка-трусишка успокоился.

Какие звуки в шуме леса ты слышал?

Ребенок. Звук - ш-ш-ш.

Логопед. Сегодня зайчишка будет помогать тебе произносить этот звук.

Ш. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а зайчишка будет наблюдать за нами.

"Лягушка-хоботок"

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.

"Лопаточка"

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

"Чашечка"

Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.

"Вкусное варенье"

"Фокус"

IV. Звукокоподражание.

Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.

Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.

V. Артикуляция и характеристика звука [ш].

В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).

Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).

Воздух встречает преграду? (Да)

Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный? (согласный)

Проверяем: "колокольчик" в горлышке звенит или нет? (нет)

Значит, звук [ш] какой? (глухой)

Он еще всегда твердый.

Каким символом обозначим звук [ш]? (синим квадратом без колокольчика).

VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Поиграем в игру "Слушай внимательно, выполняй старательно"

"Услышишь звук [ш] - подними символ"

та, ша, ак, шу, ама, ос, уш, ошка.

VII. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог - аш столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;

б) повтори слог - аша столько раз, сколько раз я отстучу карандашом по столу;

в) повтори слог - ашма столько раз, сколько я выложу фишек;

VIII. Закрепление произношения звука [ш] в словах.

Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.

Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]

(шапка, шуба, шина, машина, бабушка, дедушка, подушка, мыши, камыши)

Физкультминутка.

Зайчишка устал сидеть, он хочет поиграть с тобой.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так.

X. Звуковой анализ и синтез слова "каша".

Зайчишка пришел из леса, принес тебе картинки, поиграл с тобой, утомился, давай угостим его чем-нибудь.

Дидактическая игра "Угостим зайку обедом"

В песочнице приготовлен макет кастрюли без дна. Логопед предлагает ребенку ложкой помешать то, что варится в этой кастрюле. Мешать нужно тщательно, чтобы еда получилась вкусная. В результате помешивания появляются кубики с буквами, закопанные в песок. Из кубиков ребенок составляет слово "каша".

Назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.

Какое слово получилось? (каша)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Выложи схему этого слова с помощью символов.

XI. Закрепление произношения звука [ш] в чистоговорках.

Зайчишка сыт, доволен и снова готов играть, он просит повторить за ним:

  • Ша-ша-ша - ах, как каша хороша!
  • Шу-шу-шу - морковь я в кашу покрошу.
  • Ши-ши-ши - ешьте кашу, малыши.

XII. Автоматизация звука [ш] в предложениях.

Тебе понравилось играть с зайчишкой? Он скоро снова уйдет к себе в лес. Расскажи ему немного о нашей группе по фотографиям, которые у нас есть. Он в лесу расскажет обо всем и тогда другие звери тоже захотят прийти к нам в гости.

Ребенок по фотографиям составляет предложения.

У нас в группе много игруш ек.

Мы строим гараж для маш ин.

Миш а и Даш а играют в ш аш ки.

На занятиях мы пиш ем буквы.

XIII. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

Артикуляция, характеристика звука.

Кто был у нас сегодня в гостях? ("Зайчишка-трусишка")

XIV. Оценка работы ребенка.

Цели:
1. Коррекционно - обучающие:

Активизация словаря;
- развитие лексико-грамматического строя;
- автоматизация звука «Ш» в словах, словосочетаниях и предложениях.

2. Коррекционно - развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия, мышления и памяти;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие тактильного восприятия.

3. Коррекционно - воспитательные:

Формирование эмоционально благоприятного микроклимата во время занятия;
- воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: наглядное пособие лягушка, конверт с письмом, зеркало, карточки с заданиями; предметные картинки «Лягушка», «Болото», предметные картинки по теме занятия, разрезные карточки со слогами, песочница.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуй!
Посмотри, все ли у тебя готово к занятию. Садись. Сегодня на занятии мы познакомимся поближе с одной очень «зелёной особой». Угадай, кто это:
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Правильно, это - лягушка.
Давай посмотрим на неё внимательно и подберём слова-признаки, т.е. те слова, которые, ответят нам на вопрос какая? и помогут описать лягушку.
Лягушка земноводная, зеленая, маленькая, шершавая, пугливая.
Сегодня наша гостья поможет нам сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка».
«Трубочка».
«Блинчик».
«Вкусное варенье».
«Качели».
«Чашечка».

3. Упражнения для выработки воздушной струи

Посмотри, наша лягушка поймала мошку, давай поможем насекомому улететь. Подуй на мошку.
Если ты заметил, то лягушка принесла с собой конверт, давай его откроем! А вот и письмо, его передали для нас лягушата и поведали о своей истории. Послушай его.

История лягушат.

Неподалеку от лесной опушки, в небольшой речушке жили-были лягушата... И вот однажды решили они устроить соревнования и забраться на вершину высокого каштана. Собралось много зрителей. Соревнования начались... Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину каштана. Слышны были реплики: "Это слишком сложно! Нет шансов!» Маленькие лягушата начали падать. Один за другим. За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше... Толпа всё равно кричала "Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!" Ещё больше лягушат устали и упали. Только ОДИН поднимался всё выше и выше... Приложив все усилия, лягушонок забрался на вершину.

Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы? Оказывается, победитель с детства был лишен возможности слышать.
Как ты думаешь, почему лишь один лягушонок добрался до цели?
(ответ ребенка)
Лягушонок добрался до вершины потому, что не слышал пессимизм и негативное настроение зрителей. Не забывай о силе слов. Всегда будь настроен положительно!
Я надеюсь на твой положительный настрой во время сегодняшнего занятия.

4. Задание «Вспомни слова»

Прослушав рассказ, ты, наверное, услышал слова, в которых встречался звук «Ш». Вспомни их. (лесная опушка, в небольшой речушке, лягушата, решили, вершина, каштан, слишком сложно, нет шансов, выше и выше, лишен возможности слышать)

5. Задание «Повтори рифмовки»

Шка - шка - шка - прыгала лягушка;
Шах - шах-шах - она затаилась в камышах;
Шку-шку-шку - поймала она мошку.

6. Задание «Найди предметы»

Как ты, наверное, уже догадался, лягушка живет в небольшом болоте. Посмотри на картинку найди и назови те предметы, окружающие болото, в названии которых есть звук Ш. (лесная опушка, каштан, шишки на ёлке, рыбёшка, камыши, шалаш, мошки, ромашки)

7. Задание «Режим дня»

У нашей лягушки на болоте много забот: утром, затаившись в камышах, лягушка ловит мошек, днем - греется на солнышке, катается на кувшинке и прыгает вдоль речушки, а вечером она пьет чай с плюшками и ватрушками, слушает чудесную песенку маленькой пташки.
Составь режим дня лягушки, используя картинки.
(выполнение задания)



8. Задание «Соедини слова».

В двух столбиках записаны слова, соедини их парами таким образом, чтобы получились верные словосочетания:
Лягушка красивая
Солнышко зеленая
Пташка маленькая
Кувшинка ласковое
Мошка высокий
Камыш быстрая
Каштан мелкая
речушка старый

9. Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку»

У лягушки есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.
Шка-тул-ка
Шо-ко-лад
Ша-рик
Кры-ша
По-ва-рёш-ка
Ка-туш-ка

10. Задание «Новое слово»

Из первых слогов предложенных слов, составь новое слово: водитель, домовой, ёмкость.
(Водоем). Как ты думаешь, что оно означает? Кто в нем обитает? Найди соответствующие картинки. (рыбёшки, лягушки, раки)

11. Изоритмика «Солнышко»

Давай немного отдохнём. Я буду читать тебе стихотворение, а ты выполняй всё сказанное мною.
Круг рисуем, раз, два, три.
Очень круглый, погляди.
А от круга, а от круга
Много линий проведёшь.
Их лучами называют.
Что получилось - узнаёшь?

12. Вставь в текст пропущенные слова:

У речушки, вдоль ….,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые …..
В гости к …..своей.
(И. Демьянов)

13. Задание «Подбери предметы к признакам»

Ласковое, большое, горячее (солнышко)
Маленькая, еловая, коричневая (шишка)
Мелководная, прозрачная, тихая (речушка)
Красивая, белая, болотная (кувшинка)

14. Прочитай текст, сделай звуко-буквенный анализ выделенных слов.

Шахматы и лягушата.
Два лягушонка шумели и шутили на опушке. У каштана лягушата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли лягушат шахматы.
(выполнение задания)

Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлую лягушку, ну, а если нет, то - грустную.

ТАЯ РУПЫШЕВА
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [ш] в старшей группе

Цель : формирование правильного произношения звука [ш] и автоматизация звука [ш] в словах , слогах, предложениях.

Коррекционно-образовательные :

1. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие артикуляционной моторики

2. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] в слогах , в словах, в предложениях

3. Развитие фонематических процессов

4. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Коррекционно-воспитательные :

1. Привитие навыков самоконтроля за речь

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

Оборудование : предметные картинки, ИКТ, мышонок, мяч, паровозик,

Ход занятия

1. Сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Давай поздороваемся с ними. А чтобы продолжить наше занятие надо потренировать язычок – сделать зарядку.

(звучит музыка, выполняем артикуляционную гимнастику)

Кто-то к нам собирался в гости, если ты отгадаешь загадку, то он обязательно придет.

Кто шуршит за шкафом нашим?

По ночам пугает Машу.

Прячется в углу шуршонок.

Крошка серенький. (мышонок) .

2. Где-то он шуршит. Скорее всего, спрятался в шкафу. Как может шуршать мышонок? Шур-шур-шур, ши-шо-шу, аШта-аШна-аШка, анШа-амШа-акШа, шта-што-шту-шты (ребенок повторяет слоговые ряды, сжимая и перекладывая колючий мячик с левой руки в правую и наоборот).

А вот и он. Где спрятался мышонок? Как мы узнали, что мышонок спрятался в шкафу?

Мышонок хочет познакомиться. Его зовут Мыша.

Расскажи Мыше, что ты уже знаешь о звуке [ш] . Давай вспомним, как работают губы, зубы и язык при произношении звука [ш] .

3. Характеристика звука [ш] : согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок отвечает, какое положение занимают артикуляторные органы : губы «трубочкой» , зубки заборчиком, язык чашечкой.

Чтобы прийти к нам в гости, Мышонок одевался, наряжался

(подходим к ноутбуку)

4. Он надел только ту одежду и обувь, в названии которой есть звук [ш] . Что одел Мыша? Футболку, рубаШечку, колготки, брючки, Шортики, кофточку, сандалики, баШмачки, тапочки.

5. Мышонок любит, чтобы его называли ласково. Давай сделаем ему приятное, назовем его ласково :

Мыша, Мышуля, Мышаня, Мышутка, Мышулечка, Мышик

6. Мыша маленький и все предметы у него маленькие.

У Мыши не большая рубаха, а маленькая… .

У Мыши не большая шапка, а маленькая… .

У Мыши не большие шорты, а маленькие… .

У Мыши не большой шар, а маленький… .

У Мыши не большие уши, а маленькие… .

У Мыши не большая машина, а маленькая..

Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.

А теперь давай поиграем с мячиком. Я кидаю тебе мячик, называю слово, а ты его превращаешь в маленькое словечко – для нашего мышонка.

Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, шишка - шишечка, шапка - шапочка, катушка - катушечка, подушка-, лягушка-…

7. Мышонок Мыша – растеряша. Он так спешил к тебе, что по пути растерял и перемешал картинки. Предлагаются картинки : ландыш, шишка, груша, вишня, мошка, камыш, мишка, мышка, лук, помидор, апельсин, банан, корова. Помоги Мыше отобрать и назвать картинки, в названии которых есть звук [ш] .

Слайд 3 – работа с предметными картинками.

Устали, давай немного отдохнем.

Физминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем)

Пролетел веселый жук (Машем руками-крыльями)

Гуси шеи выгибают,

Ш-ш-ш! (Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют.

Ш-ш-ш! (Повороты туловища влево-вправо)

Ветер ветки раскачал.

Ш-ш-ш! (Качаем поднятыми вверх руками)

Мыша тоже зашуршал : шур-шур-шур.

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш,

Ыш-ыш-ыш! (Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь,

Ишь-ишь-ишь… (Присели)

Вот и отдохнули.

8. А Мышонок Мыша приготовил для тебя еще задание : нужно расселить по вагончикам картинки :

В первый вагончик разместить картинки, где звук Ш в начале слова , во второй вагончик – картинки, где звук Ш в середине слова , а в третий вагончик – картинки, где звук Ш стоит в конце слова.

9. Закончи предложение, используя слово мыШонок.

Под шкафом шуршит … (мыШонок)

Чуткие ушки у … (мыШонка)

Пушистая кошка подкралась к … (мыШонку)

Не поймать кошке … (мыШонка)

Мы наблюдаем за … (мыШонком) .

Итог занятия

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие . А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

Ребенок. Ш-ш-ш.

Мышонку очень понравилось, как ты занимался и он дарит тебе воздушный шарик.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах, .

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] Возраст: 5 лет (старшая группа). Диагноз: ОНР IV уровень. Цель: Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука «Л» «Поможем ласточке». Цель: Закреплять правильное произношение звука «Л».

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш]» Индивидуальное логопедическое занятие Тема: " Автоматизация звука Ш" Цели: 1. Автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях. 2.

Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук р в слогах и словах. Закреплять умение согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже. Развивать.

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Л] Задача. Автоматизировать звук "л" во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. "Вкусное.

Подготовила учитель - логопед Салтанова Людмила Генриевна

Государственное казенное учреждение Самарской области

"Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"

Цели:
1. Автоматизация правильного произношения звука «Ш» в словах, фразах.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
4. Активизация и обогащение номинативного словаря по теме «Мебель».
5. Развитие навыка словообазования имен существительных при помощи уменьщительно-ласкательных суффиксов.
6. Практическое употребление существительных в форме родительного падежа.
7. Практическое употребление существительных в форме единственного множественного числа.
8. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
9. Развитие связной речи.

Коррекционная цель: развитие зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти.

Оборудование: пособие «Друзья Шиполины»,пособие «Кто больше?»; пособие «Играем со звуком «Ш»; пособие «Что забыл нарисовать художник?"; фланелеграф по теме «Мебель»; панно «Комната»; пособие «Четвёртый лишний»; пособие «Вышли мыши…».

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Это Шиполина. Шиполина рада, что ты научилась правильно произносить звук Ш, и хочет с тобой поиграть.
Шиполина хочет познакомить тебя со своими друзьями, которые тоже умеют шипеть. Давай пошипим вместе: Ш-Ш-Ш…

Вводная часть.
Уточнение артикуляции звука «Ш»:

  • Когда мы произносим звук «Ш», кончик языка широкий и упирается в верхние зубы.
  • Губы округлены и выдвинуты вперед.
  • Зубы сближены, верхние и нижние обнажены.
  • Воздушная струя теплая, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
  • Звук «Ш» согласный, глухой, твёрдый. Звук «Ш» живет в букве «Ш».

Логопед: Помоги детям запустить воздушный шар: ш-ш-ш.
Проводи пальчиком по дорожке, по которой ползет змейка: ш-ш-ш.
Покажи как шипит гусь: ш-ш-ш..

Основная часть

1. Игра «В магазине!»
Логопед: Шиполина любит ходить по магазинам. Догадайся, какие предметы она купила подбери рифму!
Шок-шок-шок - мешок
Ишка-ишка - мишка и т.д

2. Игра «Подбери признак»

Образец: Швейная…(машинка), шаловливый….(малыш)…

3. Игра «Кто больше?
Логопед: Шиполина нарисовала картинки. На картинках предметы у нее получились одинакового размера, а на самом деле это не так. Расскажи ей, какой предмет на самом деле больше, а какой меньше.

4. Игра «Подбери действие»
Логопед: Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.
Образец: Уж (Что делает?) шипит.

5. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Шиполина нарисовала для тебя картинки. Назови их, какая картинка лишняя, объясни почему! Ковш, чашка, хлопушка, нож.

Пособие «Четвертый лишний».

Физминутка.
Вышли мыши как-то раз, (шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в сторону)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мыши дернули за гири. (движение руками сверху вниз)
Вдруг раздался страшный звон. (закрывают руками уши)
Убежали мышки вон. (бегут)

Основная часть

6. Игра «Доскажи словечко!»
Логопед: Шиполина приглашает тебя к ней в дом.
Какие предметы мы увидим у нее в квартире? (Шкаф, стул, тумбочка, вешалка, табурет и т.д.)
Как их можно назвать одним словом? (МЕБЕЛЬ)
Шиполина предлагает тебе немного посочинять стихи. Я начну стихотворение, а ты закончишь: доскажешь последнее слово!

Пушистый Васька плут и хулиган -
Стащил сосиску, лег на мой …(диван)

Смотреть картинки в книжке интересно,
Присев на мягкое со спинкой ….(кресло)

Если ты устал играть,
То ложишься на …(кровать)

Вася прыгал и скакал
И, конечно же, устал.
Что бы Вася отдохнул
Ему присесть надо на…(стул)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …..(табуретка)

7. Игра «Один-много»
Логопед: Я назову один предмет мебели, а ты - много.
Я скажу «шкаф», а ты - «шкафы» и т.д.

8. Игра «Назови маленький предмет!»
Логопед: я буду называть большой предмет, а ты - маленький. Например, шкаф - шкафчик. И т.д.

9. Игра «Чего не хватает?»
Логопед: Шиполина попросила нарисовать художника картинки. Только художник все время забывал что-нибудь нарисовать. Помоги художнику, скажи, чего нет на каждой картинке.

Ребенку нужно отвечать на вопрос «чего нет?», образовывая родительный падеж от нужных слов.

10. Игра «Убираемся в комнате!» (фланелеграф, панно «Комната»)
Логопед: Поможем Шипелочке навести порядок в комнате! Расставим все предметы по местам! Посуду поставим в буфет. Книги - на полку. и т.д.

Итог
Логопед: Вот и закончились наши игры с Шиполиной. С каким звуком мы играли? Какие игры тебе больше всего понравились?

Ещё по данной теме:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Провела:

учитель–логопед Чудакова Е. А.

«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Форма занятия: подгрупповая.

Тип занятия : закрепление изученного материала.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Закрепить навык правильного произношения звука [ш],

Учить четко, произносить звук [ш] в слогах, словах,

Развивать речевое дыхание,

Развивать фонематическое восприятие,

Учить сопоставлять звук [ш] с буквой,

Упражнять в определении на слух звука [ш] с другими звуками в словах,

Упражнять в согласовании существительного с числительным,

Обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

Развивать дикцию, интонационную выразительность,

Продолжать развивать память, мышление, внимание,

Формировать готовность к самостоятельному выбору, решению.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.

Оборудование: Картинки с изображением героев занятия (Бараш, Лосяш, Крош, Нюша), игрушка - смешарик «Крош», презентация с картинками артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, речевые игры на логопедическом тренажере, компьютеры, колонки, тетради, индивидуальные карточки - задания.

Ход занятия

I Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие.

Ребята, что означает слово «Путешествие»? Каким вы себе его представляете?

(Учащиеся отвечают на заданные вопросы).

Мы сегодня отправимся с вами в страну «Смешариков».

(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев).

Живут в стране Смешариков

Шарики – смешарики.

Это баран, зовут его (Бараш),

Умный лось, зовут его (Лосяш),

Шустрый кролик, зовут (Крош),

До чего же он хорош!

Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).

(Учащиеся сами называют имена героев).

II . Развитие фонематического слуха.

Ребята, послушайте еще раз, как звучат имена наших героев. Что их объединяет?

Какой общий звук вы услышали?

Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком. А помошником в нашем с вами путешествии будет шустрый кролик Крош. (логопед показывает учащимся игрушку героя). Он будет нашим путеводителем.

Ребята, а может быть, кто нибудь из вас знает, что означает слово «Путеводитель»?

(логопед знакомит учащихся с новым словом, объясняет его значение).

III . Артикуляционная гимнастика.

Перед нашим путешествием, нам надо немного размяться (проводится артикуляционная гимнастика). Учащиеся выполняют упражнения «Часики», «Чашечка», «Качели», «Лошадка» перед зеркалом по картинкам, которые им выставляет логопед.

IV . Автоматизация изолированного звука [ш]

По дороге в страну подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давайте, вместе с вами покажем, как шелестят листья (учащиеся длительно произносят звук [ш]). Ручки у Кроша замерзли, давайте поможем ему согреться (учащиеся подносят ладошки ко рту и длительно произносят звук [ш]).

V . Акустика – артикуляционная характеристика звука.

А вот и звук [ш]. (Логопед показывает на мониторе изображение звука [ш]).

Ребята, что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? Что делают зубки, когда мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук [ш]? (учащиеся отвечают, что губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при произнесении звука [ш]? (учащиеся отвечают, что теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту, чтоб ощутить тепло).

Ребята, а какой у нас звук [ш], гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый). Какую преграду мы встречаем, когда произносим звук [ш]? (зубки нам мешают и язык).

Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. (Логопед показывает на мониторе изображение буквы «Ш»)

Работа на логопедическом тренажере. Задание: Найди 4 буквы «Ш» среди остальных букв. (Учащиеся работают за компьютером).

VI . Автоматизация звука[ш] в слогах.

Кролик Крош предлагает нам поиграть в игру «Повторялки». Мы с Крошем будем произносить слоги, а вы нас внимательно слушайте и повторите за нами так, как мы их произнесем (логопед произносит слоги, дети следом проговаривают слоговые ряды).

ША – ША – ША АШ – АШ - АШ

ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ - ОШ

ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ - УШ

ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ - ИШ

ША – ШО – ШУ – ШИ АШ – ОШ – УШ – ИШ

VII . Автоматизация звука [ш] в словах.

- Ребята, скажите, а какие слова со звуком [ш] вы знаете? (Учащиеся называют слова).

- А давайте выполним задания на логопедическом тренажере.

Работа на логопедическом тренажере. Задание 1. Найди 4 слова, начинающихся на буку «Ш». Задание 2. Найди 4 слова в которых есть звук [ш].(учащиеся работают у компьютеров с логопедическим тренажером).

VIII . Физ. минутка

IX . Закрепление навыка звука – буквенного анализа и синтеза.

Работа на логопедическом тренажере. Задание. Посчитай количество звуков [ш] в слове. (Учащиеся вместе с логопедом выполняют задание).

Ребята, Крош по дороге в страну нашел неизвестные ему предметы. Он не знает что это за предмет, давайте ему подскажем. (На экран выводится картинка с изображением шишек). Ребята, что это за предмет? Сколько звуков [ш] в слове «шишки»? Давайте мы попробуем их посчитать. Я начну, а вы продолжите. Одна шишка…..(Учащиеся продолжают проговаривать две…., три….., четыре…., пять….., много……)

X . Итог занятия. Домашнее задание.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажите, что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему мы сегодня с вами учились? Ребята, а как вы думаете, все сегодня правильно произносили звук [ш]? Ребята, а что нового у нас сегодня было на занятии? Скажите, а чем наше сегодняшнее занятие отличалось от тех, которые мы с вами проводили? (Учащиеся отвечают на вопросы)

Ребята, у вас в тетрадях лежат карточки с заданием. (Логопед раздает тетради с домашнем заданием). Дома поработайте с этими карточками. Сегодня были все молодцы! Спасибо Вам за занятие!

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...