Графика Доменико Жилярди: общественные здания, жилые дома, малые формы. Известные сооружения Жилярди

Доменико Жилярди был создателем и самой яркой звездой архитектуры московского ампира. И родился, и умер он далеко от Москвы, в швейцарской Монтаньоле, где и похоронен на монастырском кладбище. Но более 30 лет его жизни и все время творческого расцвета связаны с Россией и конкретно - с Москвой. От Жилярди осталось на удивление мало проектной графики. В России вообще сохранились считанные чертежи, сделанные его рукой. Ситуацию немного спасает графика, сохраненная потомками в Швейцарии. Она недавно целиком опубликована (Pfister Alessandra , Angelini Piervaleriano . Press . Mendrisio , 2007 ), впервые в хорошем качестве и частично в цвете. Есть мнение, что Жилярди предпочитал делать беглые наброски, а окончательные рабочие чертежи изготавливали его помощники и, в первую очередь, близкий друг и коллега Афанасий Григорьев. Но подлинные листы самого Жилярди из Архива Нового времени в Мендризио (там теперь хранится архив семьи Жилярди) доказывают, что это не совсем так. И сам Жилярди блестяще выполнял законченные проекты, всегда тонко и изысканно нарисованные.

Проект ванного домика в усадьбе Голицыных Кузьминки. 1820 г. Archivio del Moderno, Mendrisio

Доменико Жилярди (1785-1845) родился в Монтаньоле (сейчас это Колина-д-Оро) рядом с городом Лугано. Это земли кантона Тичино к северу от Милана, тяготевшие всегда к итальянскому миру и итальянскому искусству. Земли красивые, но в то время бедные и бесперспективные с точки зрения какой-либо серьезной карьеры. Потому немало талантливых творческих людей из Тичино разъезжались по всему миру, предлагая свои услуги просвещенным монархам и аристократам. Оттуда родом Борромини, Фонтана, Руска, Трезини, Кампиони, Скотти, Бруни...

В 1787 году отец, Джованни Баттиста, уехал искать счастья в далекую Россию, куда уже ранее отправились его знакомые и земляки Джакомо Кваренги (уроженец Бергамо) и Джакомо Тромбара. Обосновался в Москве, заняв в 1799 году пост архитектора Воспитательного дома, покровительствуемого императрицей Марией Федоровной. Сына он вызвал к себе в 1796 году и стал первым его учителем. Спустя три года Доменико был им отправлен в Петербург, для обучения у давнего друга, художника и декоратора Карло Скотти. Так что даже в России у Доменико была исключительно итальянская школа. С 1803 по 1806 годы он учился и вовсе на родине, в Милане, в знаменитой Академии Брера. Сохранилась переписка отца с профессором Джокондо Альбертолли, который сообщал, что Доменико решил переориентироваться с живописи на архитектуру, в каковой делает первые успехи. После окончания Академии Жилярди-младший поездил по Италии, изучая ее древности и прочие художественные сокровища. Лишь летом 1810 года он вернулся к отцу в Москву, сразу заняв должность его помощника по Воспитательному дому.

Отец вышел в отставку и уехал на родину в 1817 году, передав пост архитекттора Воспитательного дома сыну. Но сын оказался гораздо талантливее, и его творчество не ограничивалось рамками служебной деятельности. Он уже в 1811 году представил альбом своих проектов вдовствующей императрице, а в следующие годы быстро завоевал популярность в аристократических кругах Москвы, став архитектором князей Голицыных, Волконских, Гагариных, графов Паниных и Орловых. На два десятилетия он стал самым влиятельным московским зодчим со связями в высших кругах. Он плодотворно работал по частным заказам, поэтому многие проекты осели в семейных архивах заказчиков и погибли после революции. По некоторым знаменитым шедеврам Жилярди нет проектной графики или сохранились отдельные эскизы или помежуточные варианты. По другим московским замыслам Жилярди есть только чертежи Григорьева, который был верным помощником Жилярди все это время.

Жилярди привез в Москву стиль наполеоновского ампира Северной Италии, главным центром которого был Милан, вторая столица новой империи, расположенная между Парижем м Римом. Милан в 1800-е годы, осознаваемый как новый Рим, был на пороге грандиозной реконструкции в новом имперском стиле. Из-за провала политики Наполеона почти все осталось на бумаге, но Жилярди за эти несколько лет впитал в себя дух модного архитектурного стиля, постиг его эстетику и формальный язык. Именно эта архитектура и была им предложена московским заказчикам. В Москве она подверглась некоторым метаморфозам, стала менее масштабной и пафосной, зато более лиричной. Жилярди был безупречен в чувстве пропорции, в изысканности деталей, умении сочетать большое с малым. Никому из работавших в Москве современников не удавалось постоянно удерживать столь высокий уровень.

Он покинул службу и уехал из России в 1832 году. Все Жилярди уезжали, никто здесь не заканчивал свои дни. И отец, и оба дяди, и двоюродный брат. В Монтаньоле он прожил еще почти тринадцать лет, был избран почетным членом Миланской Академии. Но почти ничего больше не строил. Ничего значительного. Все его творчество досталось России.



Ученический рисунок. 1805 г. Копия с рисунка Джокондо Альбертолли. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект публичных бань. Академия Брера. 1805 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект павильона. Из альбома, преподнесенного императрице Марии Федоровне. 1811 г.


Проект монумента в честь победы над Наполеоном. 1813-1814 гг. Не был осуществлен.



Проект реконструкции здания Московского Университета на Моховой. Главный фасад. 1817 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


План здания Московского Университета. 1817 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект конного завода в селе ХреновОм Воронежской губернии. Конец 1810-х гг. Здание Конного завода графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской было построено с отказом от декоративных деталей, оно хорошо сохранилось и до сих пор используется по первоначальному назначению.


Проект дома Веры Есиповой в Москве. 1822 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект жилого дома в Москве. 1820 г. Archivio del Moderno, Mendrisio. Есть предположение, что чертеж выполнен А.Г. Григорьевым или при его участии.


Он же, в цвете. Archivio del Moderno, Mendrisio


Интерьер зала. 1820 г. Предположительно, изображает интерьер в московском доме князя С.С. Гагарина на Поварской. Из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина


Проект здания Опекунского Совета на Солянке. 1821 г. Здание было построено, но потом реконструировалось учеником Жилярди М.Д. Быковским, несколько изменившим фасад и интерьеры.


Фасад со стороны двора. Прорисовка с проекта Жилярди. 1821 г.


Проект здания Ремесленного заведения Воспитательного дома. Первый вариант. 1826 г. Это здание известно также как Слободской дворец, сейчас старый корпус Бауманки. Реализован был другой вариант проекта.


То же, одно из боковых крыльев.


То же. Второй вариант проекта. 1826 г.


То же. Окончательный вариант фасада, который был утвержден для реализации. 1827 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


То же. Дворовый фасад. 1827 г. Archivio del Moderno, Mendrisio


Проект женского сиротского училища при Воспитательном доме. 1820-е гг. Archivio del Moderno, Mendrisio


Городская усадьба Усачевых на Земляном валу близ Яузы. 1829 г. Комплекс зданий на высоком берегу Яузы известен как усадьба Усачевых-Найденовых, большинство построек сохранились. Опубликованный З.К. Покровской и Е. А. Белецкой комплект чертежей по этому ансамблю, насколько можно понять, не принадлежит руке самого Жилярди.


Чайный домик в парке усадьбы Усачевых. Не сохранился. Чертеж поздний, вероятно, сделан по фотографии, из издания 1963 г.


Каменная беседка в парке усадьбы Усачевых. Чертеж 1829 г.


Музыкальный павильон конного двора в усадьбе Голицыных Кузьминки. 1820 г. Чертеж Жилярди. Как можно видеть, первоначально никаких укротителей коней Клодта не предполагалось. И Жилярди предлагает на выбор два варианта руста - квадровый и ленточный.


Музыкальный павильон в Кузьминках. Это уже обмерный чертеж ХХ века, с конями и укротителями.


Проект оранжереи для усадьбы Кузьминки. 1821-1823 гг. Archivio del Moderno, Mendrisio


Колодец (Октагон) в парке усадьбы Закревских Студенец. Чертеж 1830-х гг. Павильон, типологически восходящий к афинской Башне ветров, сохранился на Краснопресненской, на территории студенецкой усадьбы, хотя сам барский дом давно не существует. Чертеж не авторский, а, возможно, обмерный.


Павильон в парке усадьбы Студенец. Чертеж 1830-х гг., тоже не самого Жилярди.


Эскиз фасада жилого дома.


Эскиз фасада жилого дома

Чертежи опубликованы в изданиях:
Всеобщая история архитектуры. Под ред. Б.П. Михайлова. М., 1963
Е.А. Белецкая, З.К. Покровская. Д.И. Жилярди. М., 1980.
Александрова Н. Русский рисунок 18 - первой половины 19 века. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Книга 1. М., 2004.
Pfister Alessandra , Angelini Piervaleriano . Gli architetti Gilardi a Mosca. La raccolta dei disegni conservati in Ticino. MendrisioAcademy Press . Mendrisio , 2007

Дата рождения: 4 июня 1785
Дата смерти: 26 февраля 1845
Место рождения: Монтаньола, Швейцария

Доменико Жилярди - потомственный архитектор.

В Россию приезжали многие видные творческие личности в поисках заработка, и бывало так, что именно эта страна становилась для них родной.
Семья Жилярди была именно из тех семей, которые приехала из Швейцарии в Россию в поисках лучшей доли. С 1780 годов в России работало восемь мастеров сразу трех поколений династии Жилярди.

Первыми ласточками стали три брата этой прославленной семьи. Осип и Иван поступили на работу при ведомстве Московского воспитательного дома, рассчитанного на незаконнорожденных детей, а также детей-сирот.

Один из братьев Иван отработал в России двадцать восемь лет, второй Осип ─ тридцать три года. После этого они вернулись к себе домой. И их действия переняли уже их дети. В четырнадцать лет приехал в России приехал сын Осипа ─ Александр. Здания, построенные под руководством Александра Жилярди отличались величием.

Стоит упомянуть несколько католических костелов в Москве (на Малой Лубянке и в районе Милютинского переулка). Позднее Александр Жилярди вошел в комиссию, которая занималась строительством храма Христа Спасителя.

В одиннадцать лет приехал покорять Россию один из сыновей Ивана Жилярди ─ Доменико, которого здесь прозвали Дементием. Он прославился, как архитектор, работающий в жанре классицизм.

Дементий Иванович Жилярди ─ сын известного архитектора Джованни Жилярди, родился в Швейцарии в 1785 году. В возрасте одиннадцати лет он, вместе со своей матерью, приехал к отцу в Россию. Их поездка была очень трудной и утомительной. На лошадях они уже уставшие и измученные добирались из Петербурга в Москву.

В детстве Доминико не думал о карьере архитектора, он интересовался живописью и планировал стать художником. Даже учился в Петербурге у известного художника Феррари живописи. Мальчик получал стипендию, благодаря стараниям императрицы Марии Федоровны.

Свои рисунки он отправлял отцу, который всегда был в курсе того, чем занимается сын. Далее была поездка в Италию в качестве стипендиата, но критически оценив свои возможности, Доминико пришел к выводу, что архитектура для него более значима, чем живопись.

Доминико Жилярди закончил академию в Милане, изучал архитектуру Флоренции, Рима и Венеции. В 1810 году он приезжает в Москву и в знак благодарности императрицы Марии Федоровны за стипендию и возможность учиться в Италии, создает свой первый масштабный проект красивейшего парка. К сожалению, этот проект не был сохранен.

Памятник в честь победы России в1812 году ─ стал самым значимым проектом Дементия, показавшие его патриотическое отношение к свой второй родине. Он так же участвовал в конкурсе на проект Большого театра, в восстановлении разрушенного во время пожара, здания Московского университета.

Московский университет восстанавливало огромное количество людей, а весной 1819 года комиссия, принимавшая работу, сделала заключение, что здание отстроено надежно и прочно.

Во время пожара 1812 года частично сгорел и Вдовий дом, в тот день вместе со здание сгорело семьсот воинов, находящихся внутри. Здание отремонтировали, чтобы оно было годным для эксплуатации, а в 1818 году Дементию Жилярди доверили составление проекта для полной перестройки Вдовьего дома.

Современное здание театра Российской Армии было также переделано при участии Жилярди. Строения Академии медицинских наук, имение Голицыных, Московский технический университет Баумана строились под руководством и при активном участии Дементия.

Мавзолей в Отраде стал последней работой великого архитектора перед его возвращением на родину. Связано это было с ухудшением здоровья, подавленным состоянием, тем более жена его умерла, а в Швейцарии жила его дочь. Вернувшись домой Дементий Жилярди построил всего одно здание ─ часовню.

Достижения Доменико Жилярди:

Восстановил в Москве разрушенные при пожаре 1812 года здания.
Автор многих архитектурных проектов.
Лучший архитектор Москвы.

Даты из биографии Доменико Жилярди:

1785 ─ появился на свет;
1799 ─ 1833 ─ учеба в Петербурге;
1803 ─ 1810 ─ учеба в Европе;
1813 ─ приступил к работе по восстановлению разрушенных пожаром зданий Москвы;
1832 ─ вернулся в Швейцарию;
1845 ─ умер.

Интересные факты Доменико Жилярди:

После возвращения Жилярди в Швейцарию в Москве у него остались ученики, которые продолжали работать.
Первая самостоятельная работа архитектора ─ восстановление университета Москвы.

Краткая биография

Доменико Жилярди (1785 – 1845) – швейцарский архитектор, работавший в Москве. Лично и в соавторстве с русским архитектором А. Г. Григорьевым он занимался восстановлением общественных сооружений в Москве после пожара 1812 года. Под его руководством были реконструированы такие здания, как:

  • Императорский Московский Университет;
  • Слободской дворец;
  • Екатерининский институт.

Замечание 1

На русский манер имя Доменико Жилярди интерпретировали как Дементий Иванович Жилярди.

Семья Жилярди поселилась в Москве в конце XVIII века. Отец – Джованни Жилярди был штатным архитектором в Москве в Воспитательном доме. Доменико Жилярди был рожден в Швейцарии и в возрасте 11 лет переехал с семьей в Москву. Азам архитектурного ремесла Жилярди учился у художника Феррари. С 1803 года продолжил обучение в Европе, учился в Академии живописи Брера в Милане. После возвращения в Россию в 1810 году работал в «семейной фирме» Воспитательного дома.

Московский пожар 1812 года для архитекторов оказался золотой жилой. Тысячи разоренных семей нуждались в новом жилье. В 1813 году Доменико Жилярди вступил в государственную организацию кремлевского строения и начал работать над Колокольней Ивана Великого и некоторыми другими постройками Кремля. В 1817 году состарившийся отец отправился в Швейцарию и Доменико Жилярди занял его должность в Воспитательном доме. С этого момента Жилярди начал работу по восстановлению здания Московского Университета на Моховой улице. Через год Жилярди получает несколько проектов по восстановлению разрушенных зданий, среди них - Екатерининский институт и Вдовий дом на Кудринской площади. К 1832 году Жилярди заканчивает восстановление Слободского дворца на Лефортовской площади.

Замечание 2

Одной из крупнейших работ Доменико Жилярди в строительстве является здание Опекунского совета на территории, принадлежащей Воспитательному дому. Данное сооружение примечательно тем, что являлось единственной постройкой Жилярди «с нуля», без использования старых фундаментов.

Известные сооружения Жилярди

В Москве Доменико Жилярди занимался строительством таких зданий, как:

  • Усадьба Гагариных на Поварской улице. Это здание Жилярди запроектировал в стиле ампир, строительство было завершено в 1829 году. Заказчиком усадьбы был князь и заведующий императорскими театрами Сергей Гагарин. Позднее, в 1843 году сооружение перешло к государственному коннозаводству. Данное строение было возведено на месте сгоревшего дома. Примечательно, что из-за располагающихся более ранних сооружений на прилегающих участках усадьбу выстроили на удалении от красной линии, это позволило создать симметричную архитектурную композицию, которая отлично просматривается с улицы.
  • Дом Лунина на Никитском бульваре. Строительство этого комплекса сооружений было завершено Жилярди в 1818 году для дворянской семьи Луниных. Главное здание комплекса представляет собой трехэтажный дом, украшенный портиками и лепниной. Двухэтажные флигели соединялись с основным зданием парадными коридорами, образуя закрытые дворы. В 1821 году дворянская семья была вынуждена продать особняк Коммерческому банку из-за тяжелого материального положения;
  • Усадьба Усачевых-Найденовых на Земляном Валу. Изначально усадьба включала в себя два участка, на одном из которых был расположен двор купца Невежина. Возведенное строение было построено по заказу купцов Усачевых в 1831 году. Проект данной усадьбы был одним из последних для Жилярди в России. Основное здание усадьбы расположено на вершине холма. Примечательно, что на данный момент оно стоит на красной линии улицы, хотя первоначально перед домом располагался палисадник, характерный для домов Садового кольца. Вдоль улицы простирается широкий пандус, поднимающийся до уровня парадного этажа главного здания, имеющего высокий цокольный этаж;
  • Усадьба «Студенец» на Пресне. Данное сооружение представляло собой дачу для будущего генерал-губернатора Москвы.
  • Музыкальный павильон Конного двора. Сооружение было построено в 1823 году. Конный двор располагался на противоположном берегу верхнего пруда и прекрасно виден с дальних и ближних точек зрения. Совокупность сооружений, из который состоит Конный двор образует в плане замкнутое каре. Главный фасад расположен вдоль пруда и состоит из двух флигелей, объединенных каменной оградой, Музыкальный павильон был расположен в центре. За ним был выстроен сам Конный двор, включающий здание конюшни и ряд хозяйственных строений. Основные несущие конструкции Музыкального павильона были намеренно сделаны из дерева, это придавало хорошие акустические характеристики помещениям. Монументальность здания в целом была декоративной. Такой декор является одной из особенностей развития архитектуры позднего классицизма в России.

Примечательно, что все вышеперечисленные работы были построены Жилярди совместно с Григорьевым. Собственный архитектурный стиль Жилярди был основан на европейском ампире и творчестве некоторых итальянских архитекторов, с работами которых Жилярди мог ознакомиться, путешествуя по Европе в начале XIX века.

Конец карьеры

Отступление Доменико Жилярди от архитектурной деятельности было отмечено довольно четко. Оно совпало с вступлением на престол Николая I, который принес другие идеалы в области архитектуры. В последние годы жизни Жилярди испытывал определенные проблемы со здоровьем, об этом свидетельствуют некоторые найденные письма архитектора. Весьма угнетенное состояние вкупе с плохим здоровьем натолкнули Жилярди на решение об отъезде.

Известно, что Жилярди в 1832 году отправился в Швейцарию. Единственным сооружением, построенным на родине, стала придорожная часовня недалеко от Монтаньолы. Доменико Жилярди внес вклад в образование таких специалистов, как Алессандро Жилярди, Е. Д. Тюрин, М. Д. Быковский, которые продолжили свою деятельность после отъезда Жилярди в Швейцарию.

(1785-1845) российский архитектор

В историю русского искусства и культуры вписано немало имен иностранных мастеров, которые приезжали в Россию в поисках работы и счастья, и Россия нередко становилась для них второй родиной. Здесь они получали условия для творческой работы и обретали безбедное существование.

Много мастеров приезжало в Россию и из Швейцарии. Среди них особенно ценились строители и архитекторы. Благополучная Швейцария уже не нуждалась в их услугах, и они уезжали в другие страны, где могли применить свои способности. То же самое произошло и с родом архитекторов Жилярди. Их семья жила близ швейцарского города Лугано, откуда в поисках лучшей доли отправилась в Россию.

Начиная с 1780-х годов в России работало восемь архитекторов и каменных дел мастеров двух, а возможно, и трех поколений Жилярди. Первыми приехали в Россию в 1787 году три брата Жилярди. Иван и Осип были приняты на государственную службу в ведомство Московского Воспитательного дома, которое ведало домами для незаконнорожденных детей и сирот, казенными учебными заведениями и больницами. Иван проработал в России 28 лет и уехал на родину в 1817 году. Осип оставался здесь 33 года и уехал домой в 1822 году. С самого раннего возраста обучались архитектуре и работали в России представители следующего поколения семьи Жилярди. В возрасте четырнадцати лет приехал в Москву сын Осипа Жилярди Александр (1808-1871). Впоследствии под его руководством в Москве было выстроено несколько зданий, в том числе католические костелы на Малой Лубянке и в Милютинском переулке. С 1827 года Александр Жилярди становится архитектором ведомства Воспитательного дома, а в 1838-1845 годах входит в комиссию по строительству храма Христа Спасителя, который осуществлялся по проекту К.Тона.

С одиннадцатилетнего возраста был связан с Россией и ее культурой и сын Ивана Жилярди - Доменико, которого здесь звали Дементий, а потом и Дементий Иванович. Он стал одним из выдающихся архитекторов русского классицизма первой трети XIX века.

Доменико родился в швейцарском городке Монтаньоле. В 1796 году мальчик вместе с матерью впервые приехал к отцу в Россию. Это была длинная и трудная дорога - по воде и суше через Лугано, Инсбрук, Нюрнберг, по Эльбе до Любека, оттуда по Балтийскому морю до Петербурга и потом уже на лошадях до Москвы.

Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, он не сразу увлекся архитектурой. Он мечтал стать художником, пейзажным живописцем. В 1799 году отец отправил его в Петербург к художнику Феррари учиться рисованию и живописи. При содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны мальчик получает государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, иногда посылает свои рисунки отцу, который внимательно следит за успехами сына.

В конце 1803 года Доменико Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию, где он должен был продолжать свои занятия живописью в Миланской Академии искусств. Но художником Доменико Жилярди все же не стал. Он критически оценил свои возможности и способности, подумал о своей будущей деятельности в России и решил заняться архитектурой, которая больше отвечала особенностям его дарования.

В1806 году Жилярди окончил Миланскую Академию, а потом еще в течение четырех лет совершенствовал свои знания, изучая искусство и архитектуру городов Италии - Рима, Флоренции и Венеции. В июне 1810 года он вернулся в Россию и 2 января 1811 года был определен помощником отца в ведомство Московского Воспитательного дома, с которым оказалась связана вся его последующая творческая судьба.

По возвращении в Россию Жилярди создал свой первый проект грандиозного парка и преподнес его императрице Марии Федоровне, очевидно, в знак признательности за стипендию, которая позволила ему учиться в Италии. Этот проект, который Жилярди рассчитывал осуществить сам, не сохранился или, может быть, до сих пор не опознан.

Одной из самых значительных работ Дементия, в которой проявилось его мастерство как архитектора и патриотическое отношение к своей новой родине, был памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Жилярди решил построить не храм, а триумфальную колонну, подобно памятникам в честь Чесменской и Полтавской побед. Патриотическим содержанием была наполнена тема этого памятника: «Россия, дарующая мир Европе».

Жилярди участвовал в конкурсе на проектирование Петровского (Большого) театра, который был объявлен в 1816 году. В следующем году началось восстановление здания Московского университета, пострадавшего от пожара 1812 года, и Жилярди тоже принял в нем участие.

Архитектор учел проекты реконструкции всего центра Москвы, которые он знал. Предполагалось создать совершенно новый облик центра, и работы по его реконструкции уже начались: заново была спланирована Красная площадь, перестроенные О.И.Бове Верхние торговые ряды с колоннадой и широким куполом усилили ее торжественный характер, разрабатывался ансамбль Театральной площади, где тогда только еще планировалось выстроить Большой театр; река Неглинка заключалась в подземную трубу, у Кремлевской стены должен был появиться Александровский сад, только что был построен Манеж.

Над восстановлением здания Московского университета трудилось множество людей - одних только каменщиков и плотников было около трехсот человек. В марте 1819 года работы были закончены, и комиссия нашла, что здание университета отстроено прочно и в надлежащей исправности.

В 1818 году Жилярди поручили составить проект кардинальной перестройки Вдовьего дома и здания Екатерининского училища. Во время пожара 1812 года Вдовий, бывший Инвалидный, дом горел, и в нем погибло до 700 тяжело раненных воинов. В 1813 году здание отремонтировали, чтобы его можно было как-то использовать. А здание Екатерининского училища, в котором теперь находится театр Российской Армии, было переделано почти полностью. Кроме того, Жилярди принимал участие в строительстве и проектировании частных домов: дома А.П.Хрущева, дома Луниных, где сейчас располагается Музей народов Востока.

Очень важным этапом в его творчестве стало строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (ныне это Академия медицинских наук). Опекунский совет - единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди. До сих пор он занимался тем, что перестраивал или восстанавливал старые постройки, а в этом проекте он сумел более полно осуществить задуманные идеи.

Одновременно с работами в Москве Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки находятся в Кузьминках, подмосковном имении князей Голицыных. После этого ему поручили строительство здания для Ремесленного заведения Воспитательного дома, где сейчас находится Московский технический университет имени Баумана.

В 1832 году Жилярди создает проект своего последнего сооружения в России - мавзолея в Отраде, после чего уезжает к себе на родину, в Швейцарию. Причин, которые побудили архитектора покинуть Россию, было несколько. В последние годы он испытывал угнетенное состояние, у него ухудшилось здоровье, к тому же он давно уже был вдовцом, а единственная дочь воспитывалась в Швейцарии.

С отъездом из России творческая деятельность Жилярди тоже постепенно сошла на нет. На родине он построил только одну часовню, придав ей в память о Москве формы московского классицизма.

Остаток своей жизни Жилярди провел между своим поместьем в Швейцарии и Миланом, где он жил зимой и где умер в феврале 1845 года. Он не оставил прямого потомства. Франческа была единственной из его детей, достигших зрелого возраста. Род Жилярди продолжается по косвенной линии от вернувшихся в Швейцарию и также работавших в Москве его двоюродных братьев, потомки которых хранят оставшееся наследие зодчего.

Другим известным архитектором, работавшим в Москве с 1810 по 1832 год, был итальянец Доменико Жилярди. Его отец – архитектор Джованни Батиста Жилярди – приехал в Россию в конце 80-х годов XVIII века с годовалым сыном Доменико, который до восемнадцати лет учился архитектуре у отца, а с 1806 по 1810 год – в Миланской академии художеств. Возвратившись в Россию и по-прежнему поселившись в Москве, Доменико вскоре был избран почетным членом Императорской академии художеств и стал играть одну из первых ролей в восстановлении Москвы после пожара 1812 года. Среди его работ – здание университета на Моховой улице (1817–1819). Им же была осуществлена капитальная перестройка Вдовьего дома, созданного в 1803 году по проекту его отца – Жилярди-старшего. Ныне в этом доме (Садовая-Кудринская, дом 1) размещается Центральный институт усовершенствования врачей, а учрежденный в 1803 году Вдовий дом был задуман как приют для вдов, чьи мужья прослужили на военной и гражданской службе не менее десяти лет. В 1812 году Вдовий дом стал лазаретом, в котором лежало около трех тысяч раненых. Во время пожара семьсот из них погибли. Жилярди принадлежал и проект одного из семи находившихся в Москве Институтов благородных девиц – Екатерининского; ныне в нем размещается Центральный дом Российской армии. Вместе с А. Г. Григорьевым в 1823–1826 годах Жилярди построил здание Опекунского совета Воспитательного дома, руководившего всеми внутренними делами и финансами приюта. Сейчас в доме Опекунского совета по улице Солянка, дом 14, размещается Президиум Российской академии медицинских наук. Жилярди в 1827–1832 годах перестроил Слободской дворец для ремесленных училищ Воспитательного дома (ныне Технический университет, 2-я Бауманская улица, дом 5). До наших дней сохранились дом-усадьба дворян Лукиных (Суворовский бульвар, 12 а), дом князя С. С. Гагарина – ныне Институт мировой литературы имени Горького (ул. Поварская, 25 а), усадьба Усачевых-Найденовых, где Жилярди проявился как выдающийся мастер садово-паркового искусства (Садовая-Земляной вал, 53). Эту усадьбу Жилярди строил вновь с А. Г. Григорьевым в 1829–1831 годах. И наконец, в 20-х годах Жилярди принимает участие в строительстве усадьбы князей Голицыных – Кузьминки – и разбивке огромного парка площадью в двести пятьдесят гектаров с прудами, мостиками, беседками, декоративными деревьями. В регулярной части парка, примыкающей к усадьбе, располагались оранжерея, Музыкальный павильон, Египетский павильон, Ванный домик, Конный двор, Скотный двор, Пропилеи, ворота со львами работы скульпторов П. К. Клодта и Г. Т. Замараева и другие постройки, дошедшие до наших дней в неплохой сохранности.

Афанасий Григорьевич Григорьев

Третьим выдающимся архитектором, работавшим преимущественно в стиле ампир, был Афанасий Григорьевич Григорьев. Он родился 10 февраля 1782 года в слободе Васильевская Тамбовской губернии, в семье крепостного крестьянина, принадлежавшего генерал-майору Н. В. Кретову, и до 22 лет находился в крепостной зависимости. Освободившись, Григорьев поехал в Москву и, выучившись архитектуре, в 1808 году стал служить в Воспитательном доме помощником у Жилярди. В 1832 году, когда Жилярди уехал в Швейцарию, Григорьев стал архитектором в ведомстве Воспитательного дома, заняв место своего учителя и руководителя. В истории архитектуры Москвы Григорьеву принадлежит особое место мастера, создавшего стилевое единство города при его застройке после пожара 1812 года.

До наших дней сохранились такие шедевры, созданные А. Г. Григорьевым, как дом Хрущевых-Селезневых (ныне музей А. С. Пушкина на Кропоткинской улице, 122), построенный в 1814 году; дом Лопухина-Станицкой (ныне музей Л. Н. Толстого на той же улице, дом 11), строившийся в течение пяти лет – с 1817 по 1822 год. Уже шестидесятилетним построил Григорьев и собственный дом (ныне ул. Мархлевского, в то время Милютинский переулок, 8), который тоже стал выдающимся памятником русского зодчества. В 20-е годы Григорьевым построена церковь Большого Вознесения у Никитских ворот, где в феврале 1831 года произошло венчание А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Среди подмосковных усадеб достойно упоминания имение графов Олсуфьевых – Ершово, расположенное в трех километрах от Одинцова, где Григорьев построил двухэтажный барский дом, а в селе – церковь в классическом стиле. Афанасий Григорьевич Григорьев прожил 64 года и умер в Москве 1 мая 1868 года. Похоронен он был на Калитниковском кладбище.

Пушкин о Москве 20-х годов XIX века

И вот какой увидел Москву в середине 20-х годов XIX века Пушкин, не только запечатлев ее облик, но и выразив сложнейшую гамму чувств, воспоминаний, отношений, какие вызывала она в сердце каждого русского человека. Седьмой главе «Евгения Онегина» предпосланы три эпиграфа – Дмитриева, Баратынского и Грибоедова, раскрывающие ее смысл и блестяще выражающие коллизию, идею и настроение и автора, и поэмы. Вспомним их. Москва, России дочь любима, // Где равную тебе сыскать? – спрашивает, восклицая, И. И. Дмитриев. Как не любить родной Москвы? – сохраняет интонацию Дмитриева Е. А. Баратынский. И наконец, язвительный и мудрый А. С. Грибоедов, спрашивая, сам же и отвечает: Гоненье на Москву! что значит видеть свет! // Где ж лучше? / Где нас нет. И вот сюда-то, в любимую Москву, равной которой нигде не сыскать, посылает Пушкин провинциальную барышню Татьяну Ларину, и она, преодолев семь суток долгого пути, видит наконец Москву: Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Ах, братцы! Как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он Недавнею гордится славой. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Отселе, в думу погружен, Глядел на грозный пламень он. Прощай, свидетель падшей славы, Петровский замок. Ну! не стой, Пошел! Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри. Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. Ей-Богу, лучше не напишешь!

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...