Городская усадьба Ю.Т. Крестовниковой

Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ находилось в здании до 2017 года

В разное время в доме № 8 на Покровском бульваре располагались знаменитая женская гимназия Виноградской, квартира художника-анималиста Степанова и редакция «Большой советской энциклопедии».

Владение Медынцевых

Жилые строения в этой части Покровского бульвара, в том числе и дом № 8, появились на карте Москвы лишь во второй половине XIX века. Сам Покровский бульвар был устроен в 1820-е годы. До этого здесь проходила стена Белого города. Вновь образовавшиеся после сноса древней крепостной стены территории в начале XIX века стали активно скупать представители московского купечества, но участок нынешних домов № 6-8 довольно долго пустовал.

Во второй половине XIX века значительную территорию ближе к началу бульвара купил потомственный почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Василий Алексеевич Медынцев. Фирма «В. и. П. братья Медынцевы и К°» успешно торговала шелковыми и парчовыми тканями. Братья Медынцевы владели золототкаными и текстильными фабриками в Вышнем Волочке и доходными домами в Москве. Все братья Медынцевы состояли в дружеских отношениях с купеческой семьей Третьяковых, увлекались музыкой, театром, литературой, покровительствовали художникам. Василий Алексеевич помогал художнику Виктору Алексеевичу Боброву, написавшему известный портрет Медынцева.

В 1878 году Медынцев построил на приобретенном участке Покровского бульвара нынешний дом № 6 по проекту архитектора Дмитрия Ивановича Певницкого. В 1881 году, в год смерти Медынцева, был построен следующий дом, № 8, по проекту того же архитектора. Он представлял собой трехэтажный, в шесть окон особняк, составляющий правую половину нынешнего дома. Фасады его были решены в стиле эклектики с использованием классических элементов. В левой части здания имелся проезд во двор. Строительство было закончено уже при следующем владельце - сыне Василия Алексеевича Николае Васильевиче Медынцеве. Новый дом задумывался как доходный - для квартир и учебного заведения.

В 1894 году к дому слева был пристроен новый объем по плану архитектора Флегонта Флегонтовича Воскресенского. Оба здания стали представлять собой одно целое с проездным проемом посередине. С небольшими изменениями дом дожил до наших дней.

Воскресенский известен в Москве в первую очередь великолепными постройками модерна. Но здесь, на бульваре, перед ним была другая задача - органично вписать здание в уже имеющуюся застройку, объединив старый и новый объемы единым декоративным решением.

Вензель «М»

Основные членения фасада строго симметричны и подчеркнуты тремя вертикальными осями с имитацией ризалитов, оформленных рустованными пилястрами. Размеры ризалитов одинаковы, но элементы декора отличаются. Каждый этаж разделен горизонтальными тягами, вместе с ризалитами они как бы делят фасад на сегменты в один этаж высотой и в пять окон шириной.

И каждый такой сегмент представляет собой совершенно самостоятельную, отличную от других декоративную поверхность. На сравнительно небольшой плоскости фасада использованы шесть различных принципов оформления окон. Нижний этаж здания рустован, но рустом двух видов. Верхние этажи имеют лепные украшения - то в виде мелких геометрических форм, то в виде классицистических декоративных узоров. Наличники обрамляют окно то целиком, то фрагментарно, сандрики окон то отсутствуют, то вдруг акцентированы или выступают треугольником. Два входа в здание также асимметричны: один ближе к центру, другой в боковом ризалите. Крайний подъезд венчает балкон - единственный во всем здании, служащий одновременно и козырьком над входом с полуциркульным завершением.

Все эти различные элементы применены в декоре крайне деликатно. На первый взгляд здание кажется выдержанным в строгой симметрии, а легкие расхождения в декоре лишают фасад монотонности и делают дом нарядным и примечательным.

Даже на дворовом фасаде с единственным украшением в виде фигурного фриза из кирпичной кладки применен тот же декоративный принцип асимметрии. Во двор выходит и черная лестница, пристроенная слева к основному объему.

В более старой части здания, построенной в 1881 году, сохранилось пышное убранство парадного. Главным его украшением служат фигуры косматых атлантов, скорее, сатиров со смешными животиками. Их верхняя часть вылеплена объемно, почти натуралистично, нижняя часть закрыта уплощенной рельефной драпировкой, перевязанной пышным бантом. Выразительные фигуры атлантов соединяют лепные фризы потолка с растительным орнаментом.

Другой примечательной частью интерьера является римская мозаика пола перед лестницей. Ее четко очерченный узор прекрасно вписывается в общее солидное и помпезное, но с деликатной долей гротеска оформление подъезда.
Разнообразные лепные украшения сохранились и на стенах главной лестницы.

Оформление парадного более позднего левого крыла не имеет ни лепнины, ни мозаики. Пожалуй, главным ее украшением является весьма примечательная кованая решетка лестницы.

Энергично очерченные завитки разных размеров образуют четко читающийся рисунок решетки на протяжении всех пролетов. Отличительной чертой решетки является наличие в середине каждого пролета вплетенного в узор решетки вензеля «М» - начальной буквы фамилии владельцев дома Медынцевых. Причем буква «М» на пролете первого этажа имеет несколько отличный графический рисунок, чем вензель решетки следующих этажей.

Сразу же после постройки нового дома в 1881 году, еще до его переделки Ф.Ф. Воскресенским, здание заняли жильцы и женская гимназия Ольги Виноградской, просуществовавшая здесь долгие годы.

Гимназия Виноградской

Ольга Афиногеновна Виноградская всю жизнь посвятила делу женского образования в России. Родилась она в Петербурге в 1853 году, но, когда ей было 13 лет, семья переехала в Москву. Здесь Ольга Афиногеновна получила образование и приступила к педагогической деятельности. Работая в различных детских садах, начальных классах гимназий, она совершенствовала свои знания и получала необходимый опыт. В 1880-х годах она стала начальницей школы для девочек-сирот болгар и сербов, которая вскоре слилась с пансионом госпожи Керкоф. В 1883 году Виноградская вместе с пансионом переехала в новый дом Медынцева на Покровском бульваре. Здесь она открыла свою собственную женскую гимназию, где, помимо общего руководства, преподавала русский язык и литературу вплоть до самой смерти в 1914 году.

Первоначально учебное заведение Виноградской называлось школой для девочек, но уже в 1902 году она получила статус женской гимназии и стала одной из самых известных в Москве. В ней преподавали видные деятели, профессора, такие как историки Александр Кизеветтер и Матвей Любавский, психолог, философ Павел Блонский, физик Михаил Коновалов и другие. Музыкальные уроки вел в будущем известный оперный хормейстер Ульрих Авранек.

Девочки-гимназистки изучали закон Божий, русский и церковнославянский языки, математику, географию всеобщую и русскую, естественную историю, физику, русскую и всеобщую историю, математическую географию. Из необязательных предметов желающие успешно сдать выпускные экзамены учили немецкий, французский языки и рисование. По окончании девушки, прошедшие экзаменационное испытание, получали право быть учительницами на дому и в начальных классах училищ.

Приобретая все большую популярность, гимназия уже не вмещала в отведенные помещения в доме Медынцева всех желающих. В 1910 году рядом по бульвару Медынцевы выстроили новое здание специально для гимназии по проекту архитектора Зверева (нынешний адрес - Покровский бульвар, д. 8, стр. 1А). И два дома на уровне второго этажа были соединены переходом, сейчас не использующимся.

При поступлении в гимназию родители должны были представить свидетельство о рождении дочери и личное заявление. В Центральном историческом архиве Москвы хранится следующее заявление (ф. 245, оп. 1, ед. х. 17, л. 299):

Госпоже начальнице Московской женской
гимназии О.А. Виноградской от жены Академика
живописи Людмилы Николаевны Степановой.

Прошение

Желаю определить в женскую гимназию О.А. Виноградской мою дочь Екатерину Степанову в старший преготовительный класс, родившуюся 24 октября 1903 года и до сего времени обучавшуюся дома, в число учениц.

Место жительства имею против Покровских казарм, дом наследниц Медынцевой.

С 1911 по 1915 год в новом здании гимназии училась дочь художника-передвижника Алексея Степанова и его жены Людмилы, урожденной Медынцевой.

Владелец дома купец Николай Васильевич Медынцев был женат на Александре Ермаковой, дочери промышленника, к концу жизни занимавшегося исключительно благотворительностью. У Медынцевых были единственный сын Николай и дочери Мария, Александра, Маргарита, Анна и Людмила.

Сам Николай Васильевич, как и его отец, был не только успешным купцом, но и коллекционером русской живописи, оказавшим помощь многим художникам. В 1894 году он вместе с семьей отправился в путешествие по Германии, Швейцарии, Франции и Северной Италии. С собой в поездку он пригласил выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества художника Алексея Степанова. А через год состоялась свадьба младшей дочери Медынцевых Людмилы и молодого художника. Молодожены поселились на Покровском бульваре в доме № 8, в той его части, что была отведена под квартиры.

Художник-передвижник Степанов наряду с Левитаном, с которым он дружил всю жизнь и жил по соседству (Б. Трехсвятительский пер., д. 3), считается мастером русского лирического пейзажа. Помимо этого, с 1899 года он руководил так называемым «классом животных» в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Талант анималиста Степанова ценили многие известные художники, в том числе Серов и Нестеров.

Описание мастерской Степанова в рассказе Владимира Гиляровского «Начинающие художники»

…Мастерская А.С. Степанова в Училище живописи помещалась во флигельке, направо от ворот с Юшкова переулка. Огромная несуразная комната. Холодно. Печка дымит. Посредине на подстилке какое-нибудь животное: козел, овца, собака, петух... А то - лисичка. Юркая, с веселыми глазами, сидит и оглядывается; вот ей захотелось прилечь, но ученик отрывается от мольберта, прутиком пошевелит ей ногу или мордочку, ласково погрозит, и лисичка садится в прежнюю позу. А кругом ученики пишут с нее, и посреди сам А.С. Степанов делает замечания, указывает.

Ученики у А.С. Степанова были какие-то особенные, какие-то тихие и скромные, как и он сам. И казалось, что лисичка сидела тихо и покорно оттого, что ее успокаивали эти покойные десятки глаз, и под их влиянием она была послушной, и, кажется, сознательно послушной…

Первая картина, с которой Степанов дебютировал на выставке передвижников, называлась «Лоси», и ее сразу приобрел Павел Третьяков. С этих пор у Степанова появилась своеобразная подпись на посланиях друзьям. Если он не заставал кого-нибудь дома, то оставлял листок не с запиской, а с рисунком лося, и все безошибочно определяли визитера.
Друзей у Алексея Степановича было много. Помимо перечисленных к нему на Покровский бульвар часто заходили братья Коровины, Абрам Архипов, ученики Степанова Павел Корин, Аркадий Пластов и многие другие. Все они были знакомы с его дочерью Катериной, которую Степановы определили в гимназию Виноградской. А после смерти художника в 1923 году его вдова и дочь остались практически без средств. Тогда художник Нестеров выхлопотал для них пенсию.

Из письма Михаила Васильевича Нестерова

В Совет Государственной Третьяковской галереи

Настоящим прошу обратить внимание Закупочной комиссии Совета Третьяковской галереи на картины, оставшиеся после смерти академика А.С. Степанова, художника, признанного Академией, П.М. Третьяковым, признаваемого до наши дней: еще год назад семья А.С. Степанова получила приглашение дать на выставку и конкурс Института Карнеги в Америке картину А.С. «Качели» (последнего периода его деятельности, в галерее не имеющихся). Вдова А.С. Степанова, Людмила Николаевна, до сих пор пенсии не получает и нуждается. Адрес ее - Покровский бульвар, д. 8, кв. 8.

После 1917 года

До середины XX века уже бывший дом Медынцевых - последним его владельцем был Николай Николаевич Медынцев - оставался жилым. В доме было чуть более двадцати квартир, и состав их жильцов был весьма разнороден. Рядом с сотрудниками научных институтов жили работники фабрик, был также дирижер театра «Буфф», до 1926 года - владелец булочной Василий Пульфер. До 1930-х годов в доме жил один из основоположников советской цитохимии, работавший в области исследования биотерапии рака, - Григорий Роскин. Его соседями были отец и сын Броуде. Михаил (Мендель) Данилович Броуде был купцом 1-й гильдии, имевшим до 1917 года дом на углу улицы Забелина и Старосадского переулка, недалеко от Покровского бульвара. Его сын - советский химик Лев Михайлович Броуде - получил образование на медицинском факультете Московского университета, по окончании которого стал работать в медико-химической лаборатории МГУ. Участвовал в Гражданской войне, вернувшись, стал научным сотрудником на кафедре биологической химии МГУ. В доме на Покровском бульваре Броуде поселились после реквизиции их собственного дома. Прожили в нем до 1930-х годов - Михаила Даниловича выслали в Сыктывкар, Льва Михайловича направили на работу в Казанский университет.

Жильцом верхнего этажа была концертмейстер Государственной Оперной студии К.С. Станиславского Елизавета Георгиевна Ворледж. Ее первой и самой значительной работой в оперной студии было музыкальное создание оперы «Евгений Онегин», которое высоко оценил Станиславский. В 1928 году Ворледж была вынуждена уйти на преподавательскую деятельность и съехать из этого дома.

С 1945 года в бывшем доме Медынцевых и в соседнем доме (бывшей гимназии Виноградской) разместилось Министерство вкусовой промышленности, через три года оно стало называться Министерством пищевой промышленности и его перевели в другое место. А в освободившихся двух домах стали работать издательство и главная редакция «Большой Советской энциклопедии». В 2004 году у издательства (теперь «Большой Российской энциклопедии») остался один дом - бывшей гимназии, а дом Медынцевых вновь стал доходным.

Нынешние владельцы весьма бережно относятся к наследию Медынцевых, поддерживая декор фасада и интерьеров в прекрасном состоянии. Получив здание в сильно запущенном виде, они провели качественную реставрацию и надлежащий ремонт. Для увеличения внутренних площадей был надстроен мансардный этаж, видный только со двора. На уличном фасаде появились верхние этажи ризалитов, сильно выступающие над линией крыши, и верхний фриз с геометрическим рисунком. Это слегка нарушило первоначальный замысел архитектора -

Знаменитые Покровские казармы долгое время являлись самой крупной постройкой Покровского бульвара. А строительство их началось 7 июля 1798 года по указу императора Павла I, предложившего жителям города в обмен на освобождение от тягот постойной повинности добровольно профинансировать строительство казарм. На их устройство требовалась огромная по тем временам сумма в два с половиной миллиона рублей. Однако собрать удалось только около полумиллиона. На дома тех, кто участвовал в пожертвовании, была прикреплена табличка «Свободен от постоя». Одна такая табличка до сих пор сохранилась на пилоне ворот бывшей усадьбы генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского на Маросейке.

Строительством казарм ведала специально созданная комиссия, в неё входили 12 представителей от дворянства и шесть - от купечества. Руководство осуществлял светлейший князь Александр Андреевич Безбородко. До наших дней в коридоре первого этажа здания сохранилась закладная доска.

В 1801 году строительство дома было завершено. Примечательно, что это первое в Москве здание, построенное специально для казарм. Первоначально оно было двухэтажным и предназначалось для размещения мушкетёрного батальона (рот Навашинского полка). Затем, с 1904 года здесь размещались третий и четвертый батальоны лейб-гренадерского Екатеринославского полка и седьмой гренадер­ский Самогитский полк. С начала Первой мировой войны эти части ушли на фронт, а Покровские казармы занял пятьдесят шестой пехотный запасный полк. Солдаты этого полка на стороне революционных частей участвовали и в февральских, и в октябрьских событиях 1917 года.

При пожаре 1812 года дом сильно пострадал. И в 1830-е годы он был перестроен архитектором при участии Ф. К. Соколова. Более чем вдвое расширилось здание, был возведён третий этаж. Дом в стиле позднего классицизма приобрёл фасад с восьмиколонным портиком тосканского ордера, увенчанным фронтоном с изображением российского двуглавого орла.

Внутренняя планировка здания была устроена симметрично, вдоль всего дома тянутся коридоры, в которые выходят единообразные помещения. В центральной части расположена парадная трёхмаршевая лестница и вестибюль с колоннами.

Изначально перед зданием был устроен обширный плац, предназначенный для воинских учений. Бульвара перед казармами не было - он начинался только от Казарменного переулка. И конка, а позже и трамвай ходили здесь только по внутреннему бульварному проезду в оба направления. В 1891 году территорию плаца уменьшили и вдоль линии конки высадили ряд деревьев, а в 1954 году плац был полностью преобразован и стал частью Покровского бульвара.

В 1890 году в правом крыле казарм в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года была освящена церковь Осии Пророка. Эта церковь служила полковым храмом седьмого гренадерского Самогитского полка. Она находилась на верхнем (тогда третьем) этаже дома. Храм был закрыт в 1919 году, а большая часть его имущества была передана в церковь Успения на Покровке. В 1930-х годах интерьер храма был варварски уничтожен, а само здание надстроили четвертым этажом. Двуглавого орла в тимпане фронтона сменил герб СССР.

В советское время казармы продолжали выполнять свою изначальную функцию, и с 1933 и по 1960 год носили имя Ф. Э. Дзержинского. А в мае 1960 года старинный дом получил новых хозяев - здание передали Госснабу СССР.

В настоящее время здесь располагается один из офисов ОАО «Лукойл». Этот факт не лучшим образом отразился на облике дома. Пластиковые окна и современные пристройки диссонируют с обликом исторического памятника, имеющего статус объекта культурного наследия федерального значения.

Покровский бульвар – часть бульварного кольца Москвы. Это самый восточный бульвар. Он начинается на севере, от Хохловской площади и заканчивается на юге, при пересечении с улицей Воронцово поле и Подколокольным переулком. Далее от этого перекрёстка начинается Яузский бульвар.

Трасса Покровского бульвара определилась в 1585-1591 годах, когда, в царствование царя Фёдора Иоанновича, зодчий Фёдор Конь по распоряжению Бориса Годунова построил здесь третью линию московских укреплений – стены Белого города. Возможно, крепость Белого города была похожа на Смоленскую крепость, построенную тем же мастером чуть позже, в 1595-1602 годах.

Название «Белый город» однозначного объяснения не имеет. Предполагают, что внутри стен лежали преимущественно белые земли, то есть не облагаемые податями. По другой версии кирпичные стены белили, и город стал Белым по контрасту с красными стенами Кремля и Китай города.

К середине XVIII века крепостные стены безнадёжно устарели как фортификационное сооружение, они требовали постоянных ремонтов и больших вложений для поддержания крепости в приличном виде. Жители уже давно самовольно разбирали части стены на кирпич для своих нужд, строили на месте разобранных стен в людных местах трактиры, а в малолюдных сараи, кузницы, погреба. Поэтому приняла решение разобрать стену Белого города. За разборку отвечал Каменный приказ, а полученный материал шёл на новое строительство. Значительная часть кирпича и камня была использована для возведения на Москворецкой набережной.

На месте старых стен решено было разбить бульвары. Покровский бульвар был распланирован в 1820-е годы. Тогда он начинался от Дурасовского переулка, то есть от Покровских казарм (Покровский бульвар, 3). Перед казармами сажать деревья не стали, там уже был плац для военных упражнений. Только в 1881 году вдоль плаца, по внутренней, чётной стороне была посажена узкая аллея деревьев. Окончательно плац ликвидировали в 1954 году, подлив на север аллеи бульвара.

Покровский бульвар называется так по улице Покровка и Покровским воротам, стоявшим близ начала бульвара, за Хохловской площадью. Есть две версии происхождения названия улицы. По одной, весьма вероятной, она названа по Покровскому монастырю в старых Садех. Он был основан Иваном III на месте дома 2 на современной Маросейке (тогда – Покровке). По другой версии улица называлась Покровкой потому, что вела в село Покровское.

По Покровскому бульвару была проведена линия конки, конной железной дороги. В 1911 году её заменил электрический трамвай, который ходит вдоль бульвара до сих пор.

Покровский бульвар проходит по высоким местам. Центр города, Кремль, по отношению к нему оказываются в низине. Когда-то от бульвара в прозоры между домами и вдоль переулков открывались дальние широкие виды. Сегодня остался небольшой фрагмент такого вида, его можно увидеть от конца бульвара, если посмотреть вдоль Подколокольного переулка на Кремль. С внутренней стороны бульвара к нему примыкают кварталы, в которых сохранились старинные палаты и усадебные дома XVII - начала XVIII столетий.

Параграфъ 18.

"Въ почетные Члены избираются мужи, любовiю къ наукамъ
и заслугами къ Отечеству знаменитые".

Устав Общества любителей коммерческих знаний,
Высочайше утвержденный Императором Александром I
17 го Декабря 1810 г.

Усадьба дворян Дурасовых.
Покровский бульвар д.11
(Современный вид)


От Практической академии коммерческих наук до

Высшей школы экономики.

(29 декабря 2010 года исполняется 200 лет со дня основания Императорской Московской Практической Академии коммерческих наук).

Покровский бульвар дом 11.
Здание усадьбы является памятником архитектуры, построено в 1790-х годах на средства дворян Дурасовых (Архитектор школы М. Ф. Казакова).
В 1825 году усадьба перешла к графу Матвею Дмитриеву-Мамонову.

В 1839 году — за 200 тысяч рублей усадьбу покупает, основанная в 1810 г. Московская Практическая академия коммерческих наук.

Московская практическая академия коммерческих наук
— среднее учебное заведение для подготовки коммерсантов в Российской империи.



Московская практическая академия коммерческих наук. 1906 год.
Покровский бульвар д.11 (Собств. дом)

17 декабря (29 декабря по новому стилю) 1810 года Его Императорскому Величеству Александру Первому угодно было утвердить Устав Московской Коммерческой Практической Академии, представленный Сенатором, Действительным Тайным Советником, Кавалером Петром Степановичем Валуевым.
Император сопроводил подписание Устава следующим рескриптом:

«Петр Степанович! Утвердив представленный от вас проект Учреждения Коммерческой Практической Академии, Я поручаю вам, по званию Попечителя Академии, открыв оную, привесть в исполнение все содержащееся в Учреждении ея распоряжения.
Видя в сем новом опыте усердия вашего к пользе общей, ту же благонамеренность которою руководствуетесь вы во всех возлагаемых на вас делах, Мне приятно изъявить Мою признательность за доставление сему полезному Заведению прочного основания без всякого от казны пособия.
В знак Моего благоволения к благотворительности купечества, участвовавшего в сем Заведении, вслед за сим получите вы чрез Министра Финансов награждения тем лицам, которые означены в представлении вашем.
Пребываю впрочем вам благосклонный».

На подлинном собственно Его Императорского Величества рукою подписано:

«Александръ».
В С.П.Бурге
17 го Декабря, 1810.

Академия была основана в 1810 году в результате преобразования коммерческого пансионата, созданного в 1804 году К. И. Арнольди . Название «Коммерческая Практическая Академия» было дано 1806 году (до официального «учреждения») для отличия от «классических» школ, по аналогии с «реальными училищами» более позднего времени.

Карл Иванович Арнольди родился в прусском городе Ландеке в 1775 году, учился в Берлинском университете, поселился сначала в Риге, потом в Москве, где в 1804 году основал коммерческий пансион, преобразованный в 1806 году в Практическую коммерческую академию.

В 1810 поступил на службу в министерство финансов, а в 1840 вышел в отставку и поселился в Фридрихсгаме, где умер 23 ноября 1845.
Его литературная деятельность посвящена практической части коммерческих наук. Он издал: "Taschenbuch fur Banquiers und Kaufleute" (Митава, 1804); "Самоучитель бухгалтерии" (2 ч., Москва, 1809); "Опыт гражданской бухгалтерии" (СПб., 1814); "О системе государственного счетоводства" (1 ч., СПб., 1823); "Разные сведения о российской внешней торговле" (СПб., 1829) и др.


Императорским указом от 8 октября 1834 Практическая академия признана «учебным заведением, высшим гимназий находящихся в ведомстве Министерства финансов».

Целью Академии было предоставление общего образования, а также подготовки к коммерческой деятельности. Для этого в восьмилетний курс обучения были введены товароведение, бухгалтерия, политэкономия, торговое и вексельное право, международный рынок. Также, Академия была единственным средним учебным заведением Москвы, где изучался английский язык (вместе с немецким и французским).

По окончании Академии выпускники получали звание «потомственного личного гражданина» и «кандидата коммерции», после чего обычно продолжали образование в Коммерческом институте или Университете.



Медаль выпущенная к 50-летию Московской Практической академии коммерческих наук (1860 г.)
На медали изображены Александр I
и здание Академии по адресу - Покровский бульвар д.11

Московское купечество активно поддерживало Академию; при ней было создано Общество любителей коммерческих знаний, 30-рублёвый (100-рублёвый в 1835 году) ежегодный взнос членов которого поступал в бюджет училища. Кроме того, академия собирала деньги за обучение (500 рублей в год) и с 1871 года получала пособие от «Московского купеческого общества взаимного кредита (ОВК) » в размере 5% от чистой годовой прибыли. Денег от государства, города или земства Академия не получала.

По основании в академии обычно было около 30 воспитанников, в 1837 году около 100, позднее около 300 воспитанников, как живущих в заведении — интернов (или «полных пансионеров»), так и экстернов (приходящих полупансионеров и слушателей). В числе полных пансионеров было около 60 стипендиатов.

Не имея постоянной субсидии от казны и рассчитывая только на свои силы, Академия была первым и долгое время единственным в России учебным заведением, обязанным своим существованием исключительно поддержкой со стороны сочувствовавшего ему определенного круга московского общества.

Но взамен денежной помощи Академия получила от правительства известную свободу и самостоятельность в определении своих целей и средств, в развитии всей дальнейшей деятельности.
Ее организация послужила примером при устройстве других коммерческих училищ, возникших в конце ХIХ века.

Согласно рескрипту Государя от 1818 года, Академия вошла в ведомство Министерства Финансов , в котором и находилась в течении почти ста лет.
В 1905 году Академия перешла в ведомство Министерства Торговли и Промышленности.

Всеми делами в Академии ведал Совет , избираемый из членов Общества любителей коммерческих знаний и именитого купечества.


Декабря 17 дня 1810 года (по старому стилю) ВЫСОЧАЙШЕ, Императором Александром Первым, был подписан Устав Московской Практической Коммерческой Академии.
В 1851 году, в новой редакции Устава, утвержденной Императором Николаем Первым, Академия получила название - Московская Практическая Академия коммерческих наук.

День 17 декаря 1810 года - считается днем основания Академии.
17 декабря 1910 года Академия торжественно отметила Столетие со дня своего основания.



Памятный нагрудный знак в честь Столетия
Императорской Московской Практической Академии коммерческих наук
.

Знак утвержден 4 декабря 1910 года.
В верхней части знака помещается двуглавый орел Александровского времени, увенчанный Императорской короной. Орел опирается на зубчатое колесо, на оси которого приделаны крылья, под колесом инициалы академии «И.М.А.К.Н.», а под ними цифра «100», внизу которой находится лента, перевязывающая лавровую и дубовую ветки, из коих лавровая огибает знак с левой стороны, а дубовая — с правой. Знак из серебра величиной в длину 33 мм имеет овальную форму; буквы и цифра его позолочены. Знак предназначался для лиц, окончивших курс Академии, а также педагогического и административного персонала.
Носился на правой стороне груди.

100 лет
Московской Практической Академии коммерческих наук.
Рис. С. Ягужинского.
Из Юбилейного издания посвященного столетию Академии (1810-1910). М., 1910.



Титульный лист Устава

Московской Практической Коммерческой Академии.
1810 год.


29 декабря (17 декабря по старому стилю )
2010 года исполняется

200 лет со дня основания Академии.


Февраля 2-го, 2010 года.
Андрей Абрикосов.

Мы уже гуляли по улице Воронцово поле и дошли до Покровского бульвара.

.
Покровский бульвар тянется от Хохловского переулка до улицы Воронцово поле, а мы пойдем от Воронцова поля, раз уж туда пришли, к Хохловскому переулку.

Часть бульвара от Воронцова поля до Казарменного переулка была создана еще в 1820 году, когда Москва отстраивалась после пожаров 1812 года. А дальше тянулся открытый плац Покровских казарм. Только после 1945 года была создана вторая часть бульвара.

Как только поворачиваешь с улицы Воронцово поле направо, сразу оказываешься около этого здания № 11/1. До 2009 года это была Военно - инженерная академия им. Карбышева. Знаете такого генерала? Это известный фортификатор, ученый, инженер, генерал - лейтенант. Он погиб в лагере смерти Маунтхаузен.

Д.М. Карбышев.
Сейчас в этом и в следующем зданиях находится Высшая школа экономики.


№ 11 - особняк Дурасовых. Один из лучших образцов зрелого классицизма в Москве. Архитектор - Матвей Казаков.


№ 9/1 - угловой дом Покровский бул. - Дурасовский пер.
Доходный дом Крестовниковых, Архитектор - Николай Марфин.
А дальше, № 9 - главный дом усадьбы фабрикантов Крестовниковых, построенный в стиле классицизма в 1816, а в 1880 он уже принадлежал
миллионерам Найденовым.


Это здание отдано посольству Ирана. Ему же принадлежит следующее здание № 7 усадьбы Крестовниковых - Найденовых.

Здание № 7 полностью перестроено. Посольство Ирана.

Если выходить из Казарменного переулка на бульвар, то сразу окажешься около Таганской телефонной станции:

№ 5 - поздний конструктивизм. Сейчас этого здания нет, несмотря на протесты жителей, его снесли и зачем-то вырубили деревья.

Дом №3 - это Покровские казармы. Сейчас в этом здании офис ОАО Лукойл. Покровские казармы были построены в 1798 г. Но здания пострадали при пожаре 1812 года. На их месте архитектором Жилярди было построено здание в стиле классицизма для мушкетерских частей. В начале ХХ века здесь размещались гренадеры Екатеринославского и Самогитского полков.

Дом № 1 - этот дом я хорошо знаю. Он числится № 20 по Покровке. Здесь отцу предлагали квартиру, но он отказался, нам нравился Земляной вал, школа. Правда, когда мы с сестрой обе вышли замуж, квартира оказалась маловата для трех семей из семи человек. Пришлось мне уходить в коммуналку в переулок Обуха к мужу. И началось наше продвижение от коммуналки к огромной квартире опять же на Земляном валу. Но это был уже только наш путь.
В этом доме жила семья адмирала Воробьева. Мы вместе жили на даче, и я дружила с его сыном Игорем. Нам было лет по 13 - 14.

Дом № 1.

Четная сторона улицы тоже имеет несколько интересных зданий.
Дом № 18/15 - Дом Телешова с Покровского бульвара. Сначала это была усадьба Федора Толстого. Потом богатый купец Карзинкин купил усадьбу у графа Толстого. Наследники Карзинкина умножили богатства отца. Писатель Телешов женился на Карзинкиной, и дом стали называть домом Телешова.


Отлично помню этот дом. Он казался маленьким. Через дорогу от него стоял "дом с фигурами". Во дворе этого дома была церковная лавка. Я иногда туда заходила. Там было много интересного.


Вот этот двор.

Дом № 16 -

Доходный дом, архитектор Василий Барков, 1894 год.
Слева к дому № 16/10 примыкает домик, где был и есть Сбербанк. За этим домом перпендикулярно бульвару идет Трехсвятительский пер.

Дом № 14/5 - Дом ВСНХ, так называемый "Второй дом Совнархоза", архитектор В. Мартынович, 1930. Здесь снимала комнату Марина Цветаева с сыном, отсюда она уехала в Елабугу.

Между домами 14 и 16 начинается Малый Трехсвятительский переулок, ведущий к женскому монастырю.

Дом № 14/6 - стоит на углу Большого Трехсвятительского пер. и Покровского бульвара.

Доходный дом Ю.Т. Крестовниковой, архитектор Иван Герман. 1913.
Кстати, Юлия Крестовникова - родная сестра Саввы Морозова, она вышла замуж за купца Г. Крестовникова, за свои полезные дела семья была пожалована дворянским титулом.
Дом № 12 - был построен в 1834 для гвардии капитана Горихвостова, но вскоре был куплен Юлией Крестовниковой.

Здесь была Московская прокуратура.
За этим домом находится Милютинский сад. Когда - то он принадлежал дому № 10 (XVIII век), в 1936 году парк был отдан детям.
Справка: Владимир Милютин был комиссаром земледелия, потом наркомом, возглавляющим статистическое управление.


Дом № 8, стр.2 (фото вверху) - административное здание, не представляющее большого интереса:

Дом № 8, стр.1 - жилой дом купчихи Н. А. Медынцевой, здесь размещалась женская гимназия Виноградовой.

Дом № 6/20 - доходный дом, архитектор Пивницкий, 1878. Под этим номером - целых восемь построек.

Начало Покровского бульвара. Справа дом № 2 (XVIIIв.), за ним шестиэтажное здание № 4.

Дом № 4/17 - доходное владение фабрикантов Оловянишниковых. Всего четыре строения: три из них заняты под складские помещения, а строение 1 - обслуживание дипломатов.
Дом № 4/17 - доходный дом, построенный в 1913 году архитектором Сергеем Воскресенским для фабрикантов Оловянишниковых.

Дом № 2 - комплекс небольших домов XVIII—XX веков.

Это последний дом по Покровскому бульвару.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...