Гдз по латинскому языку кравченко. Контрольные задания по грамматике латинского языка

Knowledge is power. France is bacon.

Мирошенкова В. И. и Федоров Н. А. Учебник латинского языка. М.: Простор , 1994.

ps. на сайте - warrax.net/Satan/latin.html я нашла кучу ошибок.

УРОК 1. Стр. 15. Текст 1.

1. Narramus [Мы рассказываем] . 2. Audimus. [мы слушаем] 3. Semper bene laboras. [Ты всегда работаешь хорошо] 4. Semper bene laborare debes. [Ты должен всегда хорошо работать] 5. Noctu dormimus. [Ночью мы спим] 6. Fortirer pugnat. [Он отважно сражается] 7. Bene legit sed male scribit. [Он хорошо читает, но плохо пишет] 8. Bene legere debetis. [Вы должны хорошо читать] . 9. Latine multum legunt et scribunt [На латыни много пишут и читают] . 10. Quid agunt? Latine legunt et scribunt [Что они делают? Они читают и пишут на латыни] 11. Quid agitis? Latine legimus et scribimus [Что вы делаете? На латыни мы читаем и пишем] 12. Quid agit? Venit dormitum. [Что он делает? Он идет спать] 13. Bene discere debetis. [Вы должны хорошо учиться] 14. Quid dicis? [Что ты говоришь?] 15. Quis legit? [Кто читает?] 16. Quo vadis? [Куда ты идешь?] 17. Saepe taces [Ты часто молчишь] . 18. Tacere non debes [Ты не должен молчать] 19. Quis venit? [Кто идет?] 20. Saepe Latine scribimus et legimus [Мы часто пишем и читаем на латыни] 21. Bene Latine discunt [Они хорошо учат латинский] 22. Dum spiro, spero [Пока дышу, надеюсь] 23. Veniunt spectatum [Они идут смотреть [зрелища] 24. Dum docemus, discimus Пока учим, учимся 25. Cum tacent, clamant. (Cicero) [Когда они молчат, [они] кричат (Цицерон)] (Своим молчанием они обвиняют) 26. Quid narras? [Что ты рассказываешь?] 27. Libenter audiunt [Они охотно (с удовольствием) слушают] . Latine non solum bene legitis, sed etiam non male scribitis et dicitis [Вы не только хорошо читаете на латинском, но и неплохо пишете и говорите]

№ 3. Стр. 15.

1. Ты хорошо читаешь. - Bene legis. 2. Вы всегда должны хорошо учиться. - Semper bene discere debetis. 3. Они храбро сражаются. - Fortiter pugnant. 4. Кто рассказывает? - Quis narrat? 5. Куда они идут? - Quo veniunt? . 6. Что ты делаешь? - Quid agis? 7. Я иду спать. - Venio dormitum. . 8. Вы не должны плохо читать. - Male legere non debetis. 9. Они не только хорошо читают, но и пишут по-латыни. - Latine non solum bene legunt, sed etiam scribunt.
_____________________________________________________________________________________

УРОК 2 . Стр. 21. Текст 1.

1. Amicitia vitam ornat [Дружба украшает жизнь] 2. Mala herba cito crescit [Сорная трава быстро растет] 3. Aqiula non captat muscas [Орел не ловит мух] 4. Epistola non erubescit [Письмо не краснеет] 5. Aquilam volare docet [Учит орла летать] 6. Fortuna caeca est [Судьба слепа] 7. Amat victoria curam [Победа любит старание] 8. Experientia docet [Практика учит] 9. Nemo patriam suam amat, quia magna, sed quia sua est [Никто не любит свою родину за то, что верликолепна; но за то, что - своя] 10. Aurora Musis arnica [Заря - подруга муз] 11. Persona grata [Желательная персона] 12. Terra incognita [Неизведанная земля] 13. Tabula rasa [Чистая доска] 14. Non scholae, sed vitae discimus [Не для школы учатся, а для жизни]

Стр. 21. Текст 2.

In Europa multae terrae sunt: Italia. Graecia. Germania, Britannia multaeque aliae terrae Europae. В Европе есть много стран: Италия, Греция, Германия, Британия и многие другие страны Европы. Varia est natura terrarum Europae. Природа стран Европы разнообразна. Nonnullae terrae in planitiis Europae, nonnullae, ut Britannia, in insulis sitae sunt. Некоторые государства находятся на равнинах Европы, другие, как Британия, расположены на островах. Forma Britanniae insulae triquetra est. Форма острова Британии треугольна. Incolae nonnullarum terrarum Europae agriculturae student. Жители некоторых стран Европы занимаются земледелием. Agricolae terram magna cum cura colunt et incolas terrarum alunt. Земледельцы заботливо (тщательно) обрабатывают большую страну и кормят жителей стран. Rossia est patria nostra. Россия - наша родина. Patria nostra partimin Europa, pariim in Asia sita est. Наша Родина расположена частично в Европе, частично - в Азии. Patria nostra est terra magna et pulchra. Наша Родина - это страна большая и красивая. Terra nostra silvis abundat. Наша страна изобилует лесами. In silvis multae et ferae bestiae sunt. В лесах есть (живут)разнообразные и дикие животные.

№ 5. Стр. 23.

1. Он любит свою родину. Patriam suam amat 2. Мы любим свою родину. Patriam nostram amamus 3. В лесах нашей родины много разных зверей. In silvis patriae nostrae multae bestiae sunt 4. Мы посылаем письма на родину. Epistolas in patria mittimus 5. Жители нашей страны занимаются земледелием. Patriae nostrae incolae agriculturae student. 6. Ты должен хорошо работать. Bene laborare debes.

УРОК 3. Стр. 27. Текст 1.

1. Lupus non mordet lupum. Волк не кусает волка . 2. Constat inter dominum et servum nullam amicitiam esse. Известно, что между хозяином и слугой не бывает дружбы. 3. Mala gallina, malum ovum. Плохая курица, плохое яйцо. 4. Errare humanum est. Человеку свойственно ошибаться.
5. Per aspera ad astra. Через тернии к звездам. 6. Notum est parvo esse naturam contentam. Известно, что природа довольствуется малым. 7. De mortuis aut bene, aut nihil. Про мертвых или хорошо, или ничего. 8. Ignorantia non est argumentum. Невежество - не довод. 9. Post sсriptum После написанного. 10. Deus ex machma. Бог из машины. 11. Verba movent, exempla trahunt. Слова побуждают, примеры влекут. 12. Otium post negotium. Досуг - после дела. 13. Tres faciunt collegium. Трое создают общность. 14. Aut cum scuto, aut in scuto. Со щитом или на щите. 15. Elephantum e musca facis. Ты делаешь из мухи слона. 16. Dictum, factum. Сказано - сделано. 17. Post factum. После сделанного. 18. Et cetera. И так далее. 19. Sine ira et studio. (Tacitus) Без гнева и пристрастия (Тацит) 20. Habent sua fata libelli. Книги имеют свою судьбу.

Стр. 27. Текст 2.

In terra multi et magni et parvi rivi sunt. На земле много малых и больших рек. Fluviis saepe adiacere campos herbosos et silvas densas videmus. Мы видим, что реки часто пролегают в травянистых лугах и густых лесах. Constat haud procul a ripis fluviorum et rivorum multos agricolas habitare. Известно, что многие земледельцы обитают недалеко от рек и ручьев. Viri agros fecundos, prope fluvios et silvas sitos, arant et frumentum serunt. Мужчины обрабатывают плодородные земли, расположенные возле рек и лесов, пашут и сеют зерно. Feminae hortos colunt et bestias domesticas, ut exempli causa, vaccas et vitulos, capras agnosque curant. Женщины обрабатывают сады, ухаживают за домашними животными, например, заботятся о коровах и телятах, козах и овцах. Liberi agricolarum ad rivos veniunt aquam petitum.
Дети земледельцев к ручьям приходят воду добыть.

Стр 28. № 7.

1. В нашей стране много садов (=многие сады). - In terra nostra multi horti sunt. 2. В лесах нашей страны много волков (=многие волки). - In silvis terrae nostrae multi lupi sunt. 3. Волки - звери дикие и жадные. - Lupi bestiae ferae et avidae sunt. 4. Басни римских поэтов рассказывают часто о волках. - Romanorum poetarum fabulae de lupis saepe narrant. 5. Даже дети знают, что волки жадны. - Lupos avidos esse liberi etiam sciunt. 6. Мы знаем, что слово побуждает, пример увлекает. - Verbum movere exemplum trahere scimus.
_______________________________________________________________________________________

УРОК 4 . Стр. 31. Текст 1.

1. Natura nihil facit frustra. Природа ничего не делает напрасно. 2. Notum est naturam nihil facere frustra. Известно, что природа ничего не делает напрасно. 3. Natura semper est invicta. Природа всегда непобедима. 4. Scire debemus naturam semper esse invictam. Мы должны знать, что природа непобедима. 5. Ibi victoria, ubi concordia. Там победа, где согласие. 6. Sapientia antiqua docet ibi semper victoriam esse, ubi concordia. Древняя мудрость учит, что всегда там, где есть победа, есть и согласие. 7. Rara est concordia formae atque pudicitiae. Красота и скромность редко встречаются вместе. 8. Iuvenalis poeta dicit raram esse concordiam formae atque pudicitiae. Поэт Ювенал говорит, что красота и скромность редко встречаются вместе. 9. Haud semper errat fama. Не всегда ошибается молва. 10. Inter omnes constat haud semper errare famam. Всем известно, что молва не всегда ошибается. 11. Scientia potentia est. Знание - сила. 12. Notum est scientiam potentiam esse. Известно, что знание - сила.

Стр. 31. Текст 2. О Греции и Италии.

Graecia et Italia sunt antiquae terrae Europae in paeninsulis sitae. Греция и Италия - это древние страны Европы, расположенные на полуостровах. In charta Europae videmus Italiam caligae formam habere. На карте Европы мы видим, что Италия имеет форму сапога. Notum est haud procul ab Italia Siciliam et Sardinian; insulas magnas sitas esse multasque alias insulas et magnas et parvas inter oras Graeciae et Asiae iacere. Известно, что недалеко от Италии расположены большие острова - Сицилия и Сардиния, и множество островов, больших и маленьких, лежат между берегами Греции и Азии. Praecipue nota est Creta insula. Особенно примечателен остров Крит. Multae insulae Graeciae formosae sunt. Многие острова Греции красивы. Inter omnes constat incolas insularum Graeciae et Italiae etiam nunc plerumque nautas esse. Всем известно, что жители островов Греции и Италии до сего дня по большой части моряки. Magnam gloriam poetae Graeciae et Italiae fabulis suis capiunt. Великую славу заслужилипоэты Греции и Италии своими рассказами. A prima infantia scimus Graeciam et Italiam partiam litterarum Europae esse. Мы с раннего детства знаем греческую и итальянскую часть европейской литературы. Etiam nunc libenter fabulas poetarum legirnus magnamque laetitiam ex litteris capimus. Даже сейчас мы с удовольствием читаем рассказы поэтом и получаем большое удовольствие от [этой] литературы.

Стр. 32. № 5.
1. Известно, что Греция и Италия расположены на полуостровах. Constat in paeninsulis Graeciam et Italiam sitae esse. 2. Мы знаем, что многие острова красивы. Scimus multas insulas formosas esse. 3. Известно, что наша страна богата (изобилует) лесами. Notum est terram nostram silvis abundare. 4. Всем известно, что в лесах много диких зверей. Inter omnes constat in silvis multas bestias feras esse. 5. Известно, что дурная трава быстро растет. Notum est malam herbam cito crescere. 6. Мы знаем, что в Европе много больших и малых стран (=многие большие и малые страны). Scimus multas magnas parvasque terras esse.
_______________________________________________________________________________________

УРОК 5 .

№ 4. Стр. 38.
1.He молчите, если должны говорить. Nolite tacere si debetis dicere. 2. Учитель видит, что все ученики присутствуют в аудитории. Magister videt cunctos discipulos in auditorium adesse. 3. Ученик рассказывает (о том), что наша страна расположена в Европе и Азии. Discipulus narrat terram nostram in Europa sitam esse. 4. Верь, люби, надейся! Crede, ama, spera! 5. 5. Что (quod) делаешь, делай хорошо. Quod facis fac bene. 6. Расскажите об улицах вашего города. De viis oppidorum nostrum narrate. 7. Покажите на карте Европы Грецию и Италию. Graeciam et Italiam in charta Europae monstrate.
_______________________________________________________________________________________

УРОК 7. Стр. 48. Текст 1.

1. Ego sum illius mater. [Я есть его мать] 2. Ubi nunc ea femina habitat? [Где теперь живет эта женщина?] 3. Scio illum amicum eius esse. [Я знаю, что это его друг] 4. Apparet id etiam caeco. [Это ясно даже слепому] 5. Hinc illae lacrimae. [Вот откуда эти слёзы] 6. Valde ipsas Athenas amo. [Я очень люблю именно Афины] 7. Ob ista verba gratias ei magnas ago. [За эти слова я ему очень благодарен] 8. Pro isto tuo officio gratias agree vix possum. [За эту твою услугу я едва ли могу сказать спасибо] 9. Ipsa scientia potential est. [Именно сила - знание] 10. Natura tu illi pater es, consiliis ego. (Terentius) [Ты ему отец природой, я - мыслями] . 11. Feminae formosae sunt plerumque superbae eo ipso, quod pulchrae sunt. [Красивые женщины по большей части самые надменные именно потому, что красивы] .

_______________________________________________________________________________________

УРОК 8 . Стр. 54. Текст 1.

1. Homo locum ornat, non hominem locus. [Человек место украшает, а не место человека] 2. Homo homini lupus ets, non homo. (Plautus) [Человек человеку волк, а не человек] 3. Nomina sunt odiosa. [Имена ненавистны (нежелательны)] 4. Suus rex reginae placet. [Свой царь царице нравится] 5. Amici – fures temporis. [Друзья - воры времени] 6. In vino veritas. [В вине истина] 7. Condicio sine qua (non). [Условие, без которого нет (знач. необходимое условие; условие, без которого невозможно что-то сделать)] 8. Cui bono? Cui prodest? [Кому на пользу? Кому выгодно?] 9. Cicero a Romanis pater patriae nominatus est. [Цицерона римляне называют отцом родины (досл.)] 10. Iacta est alea. [Жребий брошен] 11. Honores mutant mores. [Почести изменяют нравы] 12. Amicus Plato, sed magis amica veritas. [Платон друг, но истина ещё больший друг (Платон мне друг, но истина дороже)] 13. Alma mater. [Кормящая (питающая) мать] 14. Argumentum ad hominem. [Аргумент к человеку (знач. о доводах, которые аппелируют не к истинности высказывания, а к чувствам человека)] 15. Cantica gignit amor et amorem cantica gignunt. [Песня рождает любовь, и любовью песнь рождается] 16. Qui pingit florem, non pingit floris odorem. [Кто рисует цветок, не рисует запах цветка]

_______________________________________________________________________________________

УРОК 9. Стр. 61. Текст 1.

1. Alter ego. [Другое (второе) я] 2. Si vos valetis, bene est, ego valeo. [Если вы здоровы, это хорошо, я здоров (досл.)] 3. Vae mihi misero! [Горе мне несчастному!] 4. Da mihi veniam, si erro. [Прости меня, если я ошибаюсь] 5. Vita aliorum est nobis magistra. [Жизнь других нам учитель] 6. Dulce et decorum est pro patria mori. [Сладостно и прекрасно умирать за родину] 7. Vos mihi testes estis me vera loqui. [Вы мне свидетели, что я говорю правду] 8. Non progredi est regredi. [не идти вперед, значит идти назад (досл. не прогрессировать, значит регрессировать)] 9. Nil admirari. [Нечем восхищаться] 10. Memento mori! [Помни о смерти!] 11. Vincere scis, Hannibal, victoria uti nescis! [Ты знаешь, как побеждать, Ганнибал, но не умеешь пользоваться победой] 12. Nosce te ipsum. [Знай (изучай) себя самого] 13. Gratias tibi magnas pro auxilio tuo agimus. [Мы благодарим тебя за твою помощь (досл.)] 14. Vade mecum. [Иди со мной] 15. Vive valeque. [Живи и здравствуй]


Задание №1

Тема: Фонетика латинского языка

Теория: §§ 1–16 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

1. Цели и задачи изучения латинского языка.

2. Историческая справка о латинском языке.

3. Периодизация истории письменного латинского языка (см. учебник лат. яз. для начинающих В.К. Кочетковой, Е.В. Соболевой. М., 2007).

4. Проникновение латинской лексики в новые языки (там же).

5. Значение изучения латинского языка (там же).

6. Алфавит.

7. Правила чтения букв и буквосочетаний.

8. Долгота и краткость гласных.

9. Количество слога.

10. Правила ударения.

11. Слогораздел (самостоятельно).

Практика:

1. Упр. №1, с. 222; тексты с. 222–223 в учебнике (под ред. В.Ярхо): отработать правильное чтение слов и предложений и постановку ударения. Уметь объяснить правила чтения и ударения.

2. Переписать и выучить крылатые выражения:

1) Ab ovo. От начала (букв.: "от яйца").

2) Ad Kalendas Graecas. До греческих календ,

т.е. на неопределенный срок

(Ср. "После дождичка в четверг").

3) Confer! (cf., cfr.) Сравни! Смотри! (помета в

научных текстах).

4) Status quo. Существующий порядок вещей.

5) De facto. Фактически.

6) De jure. Юридически.

3.Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 1 (см. у маркетолога звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание № 2

Тема: Грамматический строй латинского языка. Характеристика имени. Первое склонение существительных

Теория: §§ 26-29, 31–33, 242 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

1. Латинский язык – язык синтетического типа.

2. Nomen substantīvum: грамматические категории имени существительного (род, число, падеж, склонение).

3. Типы склонения.

4. Общие правила (для всех пяти склонений).

5. Первое склонение.

6. Словообразовательные суффиксы существительных первого скло­нения (с. 55 в учебнике лат. яз. для начинающих В.К. Кочетковой, Е.В. Соболевой. М., 2007).

7. Употребление предлога "in".

8. Личные формы глагола esse.

Практика:

    Переписать в словарь лексический минимум 1-го раздела (с. 223-224) и выучить наизусть. Для этого разделите страницы словаря на четыре колонки. В первой запишите все формы слова полностью, а также указанные у него категории (род у существительных, номер спряжения у глаголов, падеж у предлогов и у некоторых глаголов), во второй колонке запишите варианты перевода, в третьей – слова, производные в русском языке, они указаны в учебнике под цифрой 2, в четвертой колонке запишите слова, производные от данного латинского слова, в изучаемом вами иностранном языке. Знать значение слов, производных в русском языке (см. словарь иностранных слов).

2. Учебник (под ред. В.Ярхо): читать, переводить предложения №1–15, с. 222–223, сделать письменный морфолого-синтаксический анализ существительных из этих предложений (образец: (in) lunā – nomen substantivum, luna, lunae f, declinatio prima, abl. sg., обстоятельство, «на луне»); письменно просклонять третье словосочетание из упр. 2, с. 222.

3. Переписать и выучить крылатые выражения:

1) Scientia potentia est. Знание – сила (Ф.Бекон).

2) Ibi victoria, ubi concordi а . Там победа, где согласие.

3) Experienti а est opt ĭ ma magistra . Опыт – лучший учитель.

4) Tabula rasa . Чистая доска (Аристотель,

древнегреческий философ).

5) Terra in со gn ĭ ta . Неизведанная земля

(надпись на старинных

географи­ческих картах).

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 2 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №3

Тема: Общие сведения о латинском глаголе. Четыре спряжения. Основы и основные формы глагола

Теория: §§ 154,157,158,160,161 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

2. Распределение глаголов по 4-м спряжениям.

3. Четыре основные формы и три основы латинского глагола.

Практика:

1. Выписать и выучить лексический минимум 2-го раздела (с. 226–228).

2. Учебник (под ред. В. Ярхо): упр. 1, 2, c. 224–225 (письменно).

3. Переписать и выучить следующие крылатые выражения:

1) Post scriptum . После написанного.

2) Post factum. После сделанного.

3) Dum spiro , spero . Пока я дышу, я надеюсь (Цицерон,

римский оратор и политический деятель).

4) Qui quaerit , rep ĕ rit . Кто ищет, тот находит.

5) Viv ĕ re est cogit ā re . Жить – значит мыслить (Цицерон).

6) Viv ĕ re milit ā re est . Жить – значит бороться (Сенека,

римский философ и писатель).

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 3 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №4

Тема: Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения). Личные и возвратное местоимения. Imperatīvus

Теория: §§ 108,109, 165–169, 184, 186, 239–242, 303 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

    Синтетический способ образования времен системы инфекта.

    Личные окончания актива.

    Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения).

    Правило соединительного гласного.

    Глагол esse в praesens indicatīvi actīvi.

    Imperatīvus praesentis actīvi (самостоятельно).

    Личные и возвратное местоимение. Их употребление с предлогом cum.

    Genetīvus partitīvus (самостоятельно).

Практика:

1. Переписать и выучить лексический минимум 3-го раздела (с. 229–231).

2. Проспрягать глагол ago 3 в praesens indicatīvi actīvi и образовать от него imperatīvus praesentis actīvi.

    Читать, переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного глагола и одного местоимения из каждого предложения (образцы анализа: 1) doces – verbum, doce o, docu i, doct um, doc ē re, conjugatio secunda, praesens indicatīvi actīvi, persona secunda, sg., сказуемое, «(ты) учишь»; 2) Docēte! – verbum, doceo, docui, doctum, docēre 2, imperativus praesentis activi, pl., forma positiva, сказуемое, «Обучайте!»; me(cum) – pronomen personale, ego, mei, abl.sg., дополнение, «со мной»).

    Упр. 1–2, с. 228 (письменно).

    Выучить крылатые выражения:

1) Aqu ĭ lam volare doces . Ты учишь орла летать (поговорка).

2) Cog ĭ to ergo sum . Я мыслю, следовательно,

я существую (Рене Декарт).

3) Vade mecum ! Иди со мной!(традиционное название путеводителей).

4) Epistula non erubescit . Бумага не краснеет (Цицерон).

5) Festina lente ! Спеши медленно!

(поговорка императора Августа).

6.Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): темы № 4, 5 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №5

Тема : Второе склонение существительных

Теория : §§34–39, 280–283, 299–300, 307–308 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

    Declinatio secunda, признаки склонения, окончания.

    Сигматический и асигматический номинативы.

    Правило среднего рода.

    Суффиксы существительных 2-го склонения.

    Genetīvus subjectīvus et objectīvus, datīvus commŏdi et incommŏdi (самостоятельно).

Практика :

    Переписать и выучить лексический минимум 4-го раздела (с.232-234).

    Упр. 1 (первое и третье словосочетания), с. 231 (письменно).

    Читать, переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного существительного второго склонения из каждого предложения).

    Выучить крылатые выражения:

1) Otium post negotium . Отдых после дела (поговорка).

2) Ignorantia non est argumentum . Невежество не доказательство

(Бенедикт Спиноза).

3) Periculum est in mor ā. Опасность в промедлении

(Тит Ливий).

4) Verbum movet , exemplum trahit . Слово волнует, пример увлекает (поговорка).

5) Lupus non mordet lupum . Волк волка не кусает (поговорка).

5.Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 6 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №6

Тема: Имя прилагательное. Притяжательные, указательные местоимения. Местоименные прилагательные. Причастие прошедшего времени страдательного залога и причастие будущего времени действительного залога

Теория: §§ 74–78, 110–120, 208–209, 220, 280b, 282b, 283b в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

    Имя прилагательное (nomen adjectivum), его категории (genus, numĕrus, casǔs, declinatio, gradūs comparatiōnis).

    Первая группа прилагательных: окончания, склонение, согласование с существительными.

    Суффиксы прилагательных первой группы (самостоятельно).

    Притяжательные местоимения (pronomĭna possessīva). Особенности склонения. Указательные местоимения (pronomĭna demonstratīva) (самостоятельно). Морфологический анализ притяжательных и указательных местоимений.

    Причастие прошедшего времени страдательного залога (participium perfecti passīvi) и причастие будущего времени действительного залога (participium futuri actīvi). Образование и склонение.

    Местоименное прилагательное (adjectīvum pronomināle). Особенности склонения.

Практика:

    Переписать и выучить лексический минимум 5-го раздела (с. 235–237).

    Упр.1 (2-е словосочетание без местоимения), упр. 2, с. 234 (письменно).

3. Читать, переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного прилагательного, одного местоимения и одного причастия из каждого предложения (если имеются) (образцы: 1) mală – nomen adjectīvum, malus, mala, malum, f, declinatio prima, nom.sg., определение, «сорная»; 2) tuus – pronomen possessīvum, tuus, a, um, m, declinatio secunda, nom.sg., определение, «твой»).

    Выучить крылатые выражения:

1) Err ā re hum ā num est . Человеку свойственно ошибаться (Сенека).

2) Plus sonat , quam valet . Больше звона, чем смысла (Сенека).

3) Cognosce te ipsum ! Познай себя самого! (Фалес)

4) Mala herba cito crescit . Сорная трава быстро растет (Цицерон).

5) Per asp ĕ ra ad astra ! Через тернии к звездам! (поговорка).

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 7 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №7

Тема: Страдательный залог в системе инфекта. Praesens indicatīvi passīvi (все спряжения). Страдательная конструкция

Теория: §§ 164, 170, 189, 292, 293, 326 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

    Genus passīvum – синтетический способ образования в системе инфекта.

    Praesens indicatīvi passīvi (все спряжения).

    Синтаксис страдательной конструкции.

Практика:

    Переписать и выучить лексический минимум 6-го раздела (с. 238–239).

    Проспрягать глаголы colo 3 и voco 1 в praesens indicatīvi passīvi.

    Выучить крылатые выражения:

    Nullum periculum sine periculo vincĭtur. Ни одна опасность

не побеждается без

опасности (поговорка).

    Tertium non datur . Третьего не дано

(закон исключения третьего

в формальной логике).

    Clavus clavo pell ĭ tur . Клин клином выбивают

(Цицерон).

    Sic transit gloria mundi . Так проходит мирская слава

(фраза, с которой обращаются

к будущему римскому папе во

время возведения его в сан,

сжигая перед ним кусок ткани

в знак призрачности земного

могущества).

    Margar ī tas ante porcos . (Метать) бисер перед свиньями

(Евангелие от Матфея).

6. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 8 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №8

Тема: Система инфекта изъявительного наклонения обоих залогов

Теория: §§ 171–178, 243, 244, 253, 254 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы)

    Синтетический способ образования времен системы инфекта индикатива.

    Imperfectum indicatīvi actīvi et passīvi.

    Futurum primum (I) indicatīvi actīvi et passīvi.

    Глагол essе в системе инфекта индикатива актива.

Практика:

    Переписать и выучить лексический минимум 7-го раздела (с. 240–242) (только слова: absum, adsum, dominus, eo, filius, is, lupus, multus, nullus, oculus, possum, servio, trado, ullus) и 8-го раздела (с. 244-245) (все слова, кроме apud, auxilium, quaero).

    Упр. 2 (tango 3), с. 243 (письменно).

    Выучить крылатые выражения:

    Ut sal ū tas , ita salutab ĕ ris . Как ты приветствуешь, так и тебя будут приветствовать (поговорка).

    Qui semĭnat mala, metet mala. Кто сеет зло, тот пожнет зло (поговорка).

    Post prandium stabis, post cenam ambulābis. После завтрака постой, после обеда погуляй (Ср. Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу).

    Ul ǔ lam Ath ē nas ferre . Везти сову в Афины (сова считалась священной птицей богини Афины, покровительницы Афин) (Ср. Ехать в Тулу со своим самоваром).

5. Подготовиться к терминологическому диктанту (принести с собой тонкую тетрадь для контрольных работ).

Задание №9

Тема: Терминологический диктант. Повторение пройденного материала

Домашнее задание: подготовиться к лексической работе (разделы I–VIII).

Задание №10

Тема: Лексическая работа. Повторение пройденного материала

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.

Задания контрольной работы:

    Написать четыре формы глагола, выделить основы. Образовать определенное лицо и число во всех временах инфекта индикатива, актива и пассива. Перевести на русский язык. Образовать 4 формы императива от того же глагола. Все формы перевести на русский язык.

    Образовать от того же глагола неопределенную форму настоящего времени страдательного залога. Образовать два изученных причастия. Все формы перевести на русский язык.

    Просклонять словосочетание.

    Перевести предложение на русский язык. Преобразовать его в страдательную конструкцию. Сделать морфолого-синтаксический анализ слов полученного предложения. Перевести его на русский язык.

Выполнить тренировочные задания:

    Проспрягать narro 1 и finio 4 во временах системы инфекта актива и пассива (во всех лицах и числах), образовать повелительное наклонение.

    Образовать infinitīvus praesentis passīvi, participium perfecti passīvi et participium futuri actīvi от глаголов narro 1, finio 4

    Просклонять alius liber magnus, nullum periculum longum

    Перевести: Poētae Romāni fabulas longas scribunt/scribēbant/scribēnt. Преобразовать в страдательную конструкцию. Сделать морфолого-синтаксический анализ слов полученного предложения. Перевести его на русский язык.

Задание №11

Тема: Контрольная работа. Существительные 3-го склонения

Теория: §§ 40–52, 282, 284, 315, 316, 333, 334, 335 в учебнике

1.Declinatio tertia (третье склонение): consŏnans (согласное), vocālis (гласное), mixta (смешанное).

2. Declinatio tertia consŏnans: род, историческая основа, склонение, виды номинатива (сигматический и асигматический).

3.Declinatio tertia vocālis: род, основа, отличие от согласного типа в склонении, асигматический номинатив.

4.Declinatio tertia mixta: род, историческая основа, отличие от согласного типа в склонении, сигматический номинатив.

5.Продуктивные суффиксы существительных третьего склонения.

6.Nominatīvus et accusatīvus duplex; ablatīvus tempŏris.

Практика:

1.Учить лексический минимум 9-го раздела (с. 247: слова № 1, 3, 5, 9, 10, 12–15; с. 248: слова № 1, 2, 4, 5, 7, 8); 10-го раздела (с. 250: слова № 1, 3–5, 10, 11; с. 251: слова № 3, 4, 6–9, 11; с. 252: слова № 3, 4); 12-го раздела (с. 256: слова № 1, 2, 4; с. 257: слова № 3, 4, 6, 7, 9, 11; с. 258: слово pars).

2.Упр. 2, с. 246 (1-е словосочетание) (письменно).

4.Выучить крылатые выражения:

1) Alma mater. Мать-кормилица (об учебном заведении).

2) Homo homǐni amīcus est. Человек человеку друг (поговорка).

3) Homo homǐni lupus est. Человек человеку волк (Плавт, римский комедиограф, III в. до н.э.).

4) Homo locum ornat, non homǐnem locus. Человек украшает место, а не место красит человека (поговорка).

5) O tempŏra, o mores! О времена, о нравы! (Цицерон).

Задание №12

Тема: Анализ ошибок контрольной работы. Прилагательные 3-го склонения

Теория : §§ 79–87, 190–192, 255, 280, 281, 283 (-ilis, -ibĭlis, -aris) в учебнике

2.Вторая группа прилагательных: прилагательные одного, двух и трех окончаний, гласное склонение.

3.Исключения.

4.Суффиксы прилагательных 3-го склонения.

5.Participium praesentis actīvi. Образование. Сигматический номинатив.

Практика :

1.Учить лексический минимум 11-го раздела учебника (с. 253–255).

2. В пособии «Неличные формы латинского глагола» (автор А.М. Брагова) письменно сделать упр. 2, с. 28, упр. 3, с. 29 (читать и переводить предложения №1, 6, 8, 9, сделать морфолого-синтаксический анализ причастий, образец анализа причастия в пособии, с. 23).

3. В учебнике читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать морфолого-синтаксический анализ прилагательных и причастий (по одному из каждого предложения); упр. 2, с. 252 (3-е словосочетание).

4. Учить крылатые выражения:

1) Omnia mea mecum porto. Все мое ношу с собой (Биант, один из легендарных «семи мудрецов» (VI в. до н.э.). Когда родной город Бианта Приена был взят неприятелем и жители в бегстве старались захватить с собой больше вещей, кто-то посоветовал ему поступить так же, на что он ответил: «Все мое ношу с собой», имея в виду, что только духовное богатство можно считать неотъемлемым имуществом).

2) Abiens, abi! Уходя, уходи!

3) Qualis vir, talis oratio . Каков человек, такова и речь.

4) Timeo Danaos et dona ferentes . Я боюсь данайцев и дары приносящих (слова жреца Лаокоона, относящиеся к огромному деревянному коню, сооруженному греками («данайцами») якобы в дар Минерве).

5) Volens – nolens . Волей – неволей, хочешь – не хочешь.

Задание №12

Тема: Система перфекта действительного залога

Теория: §§ 191–202, 224 (актив), 249–252 (индикатив), 319 в учебнике

1.Синтетический способ образования времен системы перфекта в активе.

2.Исходная форма – infinitīvus perfecti actīvi.

3.Perfectum indicatīvi actīvi; окончания перфекта.

4.Plusquamperfectum indicatīvi actīvi.

5.Futurum secundum (II) indicatīvi actīvi.

6. Морфологические показатели в системе перфекта в активе.

7. Accusatīvus tempŏris.

Практика:

1.Учить лексический минимум 13-го раздела (с. 261–262).

2. Упр. 1 (первые 2 глагола), упр. 3, с. 259 (письменно).

3. Читать и переводить текст “De Gallis” (с. 260) и 2 предложения не из текста “De Gallis” (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать морфолого-синтаксический анализ глаголов, стоящих во временах системы перфекта актива (по одному из каждого предложения в тексте и из предложений вне текста).

4.Учить крылатые выражения:

1) Veni, vidi, vici . Пришел, увидел, победил (Цезарь. Этой фразой Цезарь сообщил в письме к своему другу Аминтию о победе в сражении при Зеле в августе 47г. до н.э. над понтийским царем Фарнаком, сыном Митридата).

2) Nil sine magno vita labōre dedit mortalĭbus . Жизнь ничего не дала смертным без большого труда (Гораций).

3) Quod scripsi , scripsi . Что написал, то написал (Евангелие от Иоанна: о Пилате, который не согласился по совету священников иудеев исправить надпись на кресте Иисуса).

4) Oleum et opĕram perdĭdi . «Я потерял даром масло и труд», т.е. напрасно трудился (из комедии Плавта «Пуниец»: девушка жалуется, что она напрасно трудилась, наряжаясь, и напрасно тратила масло для умащения).

5) Acu rem tetigisti .«Попал иглою», т.е. попал в точку (Ср. Не в бровь, а в глаз).

Задание № 13

Тема: Система перфекта в страдательном залоге

Теория: §§ 208, 210–213, 217, 219, 224 в учебнике

1.Аналитический способ образования времен системы перфекта в пассиве.

2.Infinitīvus perfecti passīvi – исходная форма для времен системы перфекта в пассиве.

3.Perfectum indicatīvi passīvi.

4.Plusquamperfectum indicatīvi passīvi.

5.Futurum II indicatīvi passīvi.

6.Страдательная конструкция на примере времен системы перфекта. Правила перевода действительной конструкции в страдательную (повторение).

Практика:

1.Учить лексический минимум 14-го раздела (с. 264–265).

2.Читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать морфолого-синтаксический анализ глаголов во временах системы перфекта в пассиве (по одному из каждого предложения).

3.Упр. 1 (nomĭno 1), упр. 2, стр. 262 (письменно).

4.Учить крылатые выражения:

1) Acta est fabula. Представление окончено (Светоний в «Жизни 12-и Цезарей» сообщает, что Август в свой последний день несколько раз спрашивал, не вызывает ли его состояние тревоги в городе, а «вошедших друзей спросил, находят ли они, что он хорошо сыграл комедию жизни»).

2) Alea jacta est . «Жребий брошен» – о бесповоротном решении, о шаге, не допускающем отступления, возврата к прошлому Цезарь о своем переходе с войском через реку Рубикон в 49г. до н.э.).

Представлены элементы основ латинского языка и медицинской терминологии (анатомической, клинической и фармацевтической) с учетом их современного уровня развития. Терминологическая цель учебника определяет его построение и отбор языкового материала. Наиболее распространенные греко-латинские терминоэлементы последовательно распределены по всему учебнику в соответствии с изучаемыми грамматическими темами. Рецептура дана с учетом применения ее в сестринской и фельдшерской практике. Приведены частотные отрезки наименований лекарств. Весь учебный материал изложен дифференцированно с учетом разного профиля медицинских и фармацевтических колледжей и училищ.
Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения.
Для студентов и учащихся медицинских и фармацевтических колледжей и училищ.

УДАРЕНИЕ, ДОЛГОТА И КРАТКОСТЬ СЛОГА.
В латинском языке ударение никогда не ставится на последнем слоге, а ставится на предпоследнем, если он долгий, или же на третьем от конца слоге, если второй от конца (т.е. предпоследний) слог краткий.

Следовательно, постановка ударения зависит от долготы и краткости второго от конца (предпоследнего) слога.
В двусложных словах ударение всегда ставится на начальном слоге: statim (статим) - немедленно; cito (цито) - быстро, срочно.

Долгота и краткость слога зависят от входящего в его состав гласного: если гласный долгий, то и слог долгий, если гласный краткий, то и слог краткий.
I. Гласный бывает кратким (следовательно, и слог краткий), если он стоит перед другим гласным или перед h: aetherea (этэрэа) - эфирная arteria (артэрия) - артерия cinereus (цинэрэус) - серый contraho (контраго) - стягиваю

Содержание
Предисловие для преподавателей
Предисловие для учащихся
Введение
ФОНЕТИКА
Латинский алфавит (§1)
Произношение звуков (§2-7)
Ударение, долгота и краткость слога (§8, 9)
Контрольные вопросы (§10)
МОРФОЛОГИЯ
Глагол (§11-23)
Повелительное наклонение (§13, 14)
Образование форм сослагательного наклонения (§15, 16)
Употребление сослагательного наклонения в стандартных рецептурных формулировках (§17-19)
Спряжение глаголов в изъявительном наклонении
Спряжение вспомогательного глагола esse (§20-23)
Контрольные вопросы (§24)
Имя существительное. Склонение имен существительных (§25)
Первое склонение (§26-30). Несогласованное определение (§27)
Склонение существительных греческого происхождения на -е (§28)
Краткие сведения о рецепте (§31-32)
Краткие сведения о предлогах (§33-34)
Состав слова (§35)
Наиболее употребительные латинские и греческие терминоэлементы-приставки (§36)
Терминоэлементы (§37)
Греко-латинские дублеты (§38, 39)
Второе склонение (§40-49)
О названиях лекарственных веществ (§41)
О словах греческого происхождения на -on (§42)
О латинских названиях болезней и патологических состояний (§43)
Греко-латинские дублеты (§46, 47)
О частотных отрезках в названиях лекарственных веществ и препаратов (§48,49)
Имя прилагательное. Прилагательные первой группы (§50-58)
Согласованное определение (§50, 51)
Названия групп лекарственных средств по их
фармакологическому действию (§54, 55)
Названия химических элементов, оксидов и кислот (§57, 58)
Третье склонение (§59-78)
Определение рода (§60). Согласование прилагательных первой группы с существительными 3-го склонения (§61)
Мужской род (§62-64)
Женский род. О названиях солей (§65-68)
Средний род (§69-71)
Особенности склонения некоторых групп существительных 3-го склонения (§72-74)
О названиях болезней, патологических процессов (§75)
Греко-латинские дублеты. Греческие терминоэлементы (§76-78)
Прилагательные второй группы (§79-82)
Согласование и склонение прилагательных второй группы с существительными 1, 2 и 3-го склонений (§80-82)
Греческие терминоэлементы (§83-84)
Четвертое склонение (§85-87)
Пятое склонение (§88-90)
Таблица падежных окончаний пяти склонений
Степени сравнения прилагательных (§91 -93)
Имя числительное (§94-95)
Местоимения, наречия (§96-99), предлоги, союзы (§100-102)
Рецептурные сокращения (§103, 104)
Повторение (§105)
Список терминоэлементов (§106)
Список частотных отрезков, встречающихся в названиях лекарственных веществ и препаратов (§107)
Перечень-минимум значений для терминоэлементов (§108)

Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской Во втором, существенно переработанном и дополненном издании учебника (1-е изд. Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на.

  1. Решебник латинский язык чернявский. Гдз по физике а в пёрышкин. Тесты к учебнику сахарова - готовые решения. История учебник сахарова 10 класс.
  2. Решебник по геометрии для 9 класса а.в. Самоподготовка к контрольной работе по ii разделу курса на материале словообразования и мед терминологии раздел iii. Латинский язык и базы мед терминологии, чернявский.

В книжном интернет-магазине OZON можно купить учебник Латинский язык и основы фармацевтической этого, в нашем книжном каталоге собраны другие школьные учебники от автора Максим Чернявский. Интернет- магазин OZON.ru - онлайн мегамаркет №1. 1998-2015 ООО "Интернет Решения ". Парни помогите найти Решебник по латинскому языку чернявский, заранее благодарю! Средний онлайн - 100человек. Как я считаю, то если даже и выйдет Mafia III, то будет уже про других героев..

Латинский язык и основы медицинской терминологии (2- е издание) - Учебники, самоучители и словари латинского языка (латыни)Авторы: М. П. Чернявский, Е. П. Тверковкина, Л. М. Окатов и другие. Издан в 1. 98. 9 году. В формате DJVUВторое издание было существенно переработано и дополнено. Принцип системно- терминологического обучения по трем основым терминосистемам: комплексу клинических дисциплин, морфологическим дисциплинам и фармации получил более полное и последовательное развитие.

Добавлен материал для студентов- стоматологов.

Скачать бесплатно Чернявский М. Н. - Латинский язык и основы медицинской терминологии djvu. Название: Латинский язык и основы медицинской терминологии.

Размер: 4. 5. 5 МБФормат: djvu. Язык: Русский. Рассматриваемая книга включает в себя разделы наиболее значимой рассматриваемой медицинской терминологии: анатомо- гистологической, клинической и фармацевтической. Освещены исторические аспекты развития и становления латинского языка как профессионального языка доктора, рассмотрены основные сведенья греческого языка, как предшественника латинского.

Представлен терминоэлементный словарь, а также латинские пословицы и афоризмы. Для студентов- медиков, преподавателей латинского языка.

Название: Латинский язык для учащихся медицинских и фармацевтических училищ. Автор: Городкова Ю. И. Год издания: 2. Размер: 8. 5. 3 МБФормат: djvu. Язык: Русский. Описание: Книга "Латинский язык для учащихся медицинских и фармацевтических училищ" под ред., Городковой Ю. И., рассматривает алгоритмы образования слов, предложений, грамматику, фонетику, терминологию (топограф..

Скачать книгу бесплатно. Название: Латинский язык и основы медицинской терминологии.

А., включает в себя разделы наиболее употребляемой медицинской терминологии: как анатомо- гистологической.. Скачать книгу бесплатно. Название: Латинский язык. Автор: Ярхо В. Н., Лобода В. И.,Год издания: 1. Размер: 5. 8. 7 МБФормат: djvu. Язык: Русский. Описание: В учебном пособии "Латинский язык" под ред., Ярхо В.

Н., и соавт., рассмотрены материалы освещающие базовые знания латинского языка, исторические аспекты его становления. Освещены вопросы грамматики (м.. Скачать книгу бесплатно. Название: Латинська мова.

Язык: Украинский. Описание: В учебном пособии "Латинська мова" под ред., Ревака Н.

Г., и соавт., рассмотрены материалы освещающие базовые знания латинского языка для не специальных факультетов. Освещены вопросы грамматики (морфо.. Скачать книгу бесплатно. Название: Латинский язык.

Л., Иваненко Т. В. Год издания: 1. 99. Размер: 1. 6 МБФормат: djvu. Язык: Русский. Описание: В учебном пособии "Латинский язык" под ред., Ахтеровой О.

Л., и соавт., рассмотрены материалы освещающие базовые знания латинского языка для юриспруденции.

Последние материалы раздела:

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...