Фонология и фонетика отличия. Фонология

Лекция 3. Фонология (Функциональная фонетика)

Роль звуковых единиц в образовании языковых значений является объектом фонологии (функциональной фонетики – термин А. Мартине). Фонология – семиотическая дисциплина, изучающая звуковой строй языка в структурном, функциональном (собственно лингвистическом) аспекте. В отличие от фонетики, исследующей физические и артикуляционно-акустические свойства звуков речи, фонология изучает социально значимые различия и тождества звуковых элементов языка , служащие для распознавания (или опознавания), различения и образования морфем и слов.

Основоположником современной фонологии является Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), чьи взгляды были изложены в его фундаментальном труде «Основы фонологии» (1938).

Структурализм выводит фонетику за пределы языкознания; в отечественном языкознании принято считать, что фонология неразрывно связана с фонетикой и входит в нее как дисциплина. С этой точки зрения задача фонологии – установление состава фонем данного языка, выявление принципов их организации в систему и отношений между собой в речевой цепи.

Фонология делится на:

· линейную (сегментную) , имеющую дело с такими следующими друг за другом в речи единицами, как фонема и слог; в рамках сегментной фонологии различают учение о фонеме (в языках неслогового строя) и учение о слоге (в языках неморфемного строя);

· нелинейную (надлинейную, суперсегментную, супрасегментную) , которая занимается просодическими средствами (тон, ударение, интонация); в рамках супрасегментной фонологии различают тонологию, акцентологию, интонологию, изучающие соответственно такие просодические явления как тон, словесное ударение и синтаксическую интонацию.

Если единицей фонетики служат звук речи (аллофон); то единицей фонологии являетсяфонема – незначимая единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, и, через них, для опознавания и различения слов.

Функциональное назначение аллофонов – различать и отождествлять звуковые сигналы (звуковые цепочки); функция фонемы – различать знаковые единицы языка (морфемы и слова), т.е. единицы высших уровней.

Фонологическая структура морфем разного типа и использование фонологических чередований в морфологических целях изучается морфонологией . Морфонология рассматривается либо как связующее звено между фонологией и морфологией и как самостоятельный, но не базисный уровень языка, либо как часть грамматики (предморфология), либо как часть морфологии. Необходимость разделения фонологии и морфонологии основано на том, что хотя морфонологические явления имеют фонологическую природу, они не могут быть объяснены на основе чисто фонологических данных.

Фонема не тождественна звуку речи. Будучи абстрактной единицей языковой системы, она противостоит звуку - конкретной единице, реально существующей в речи. Иными словами, фонема реализуется в звуке, звук - представитель фонемы в речи. Не всегда одной фонеме соответствует один звук, возможны случаи, когда один звук реализует две фонемы. Например, в фонетическом слове с Женей фонемы <с> и <ж> произносятся как один звук [ж:]. И наоборот, одна фонема может быть представлена двумя звуками. Так, дифтонги, состоящие из двух звуков, представляют собой одну фонему (англ. boy).

I. Фонема – тип звука, представляющий собой совокупность акустико-артикуляционных признаков. Виды признаков :

· дифференциальные признаки различают звуковые оболочки значимых единиц языка,

· интегральные признаки не различают значимые единицы языка, а лишь дополняют состав фонемы.

Например, у фонемы /г/ в русском языке есть следующие признаки:

Один и тот же признак может быть дифференциальным для одних фонем языка и интегральным для других. Так, глухость является дифференциальным признаком русских фонем <п>, <к>, <с>, но интегральным для фонемы <х>.

II. Фонемы выполняют свои функции только в составе морфемы, которая представлена разными морфами . Поэтому одна и та же фонема может быть реализована в речи несколькими звуками . Например, в корневой морфеме дом- в словах [дом], [дАма], [дъмАвой] фонема <о> представлена тремя звуками - [о], [А], [ъ], каждый из которых находится в определенной позиции. Такие реализации одной фонемы называются вариантами , или аллофонами . Среди вариантов выделяют основные, комбинаторные и позиционные.

1. Основные варианты менее всего зависят от окружения и проявляют свои качества в наибольшей степени (например, аллофон [о] в словах ода, осы, оба ).

2. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения. Таковы, например, продвинутые вперед по ряду русские гласные [о], [у], [а], произносимые в словах [л’од], [т’ул’], [м’ат’] после мягкого согласного.

3. Позиционные варианты фонем возникают в определенном положении в слове. Так, аллофон [ъ] в слове [дъмАвой] является позиционным вариантом фонемы <о>, а утрата огубленности и принадлежности к заднему ряду обусловлена его позицией (второй предударный слог).

III. Произносительные условия, в которых фонема реализуется в потоке речи называются позицией . Позиция – условия употребления и реализации фонемы в речи. Позиционные чередования связаны с фонетическими и морфологическими позициями. Выделяют сильные и слабые позиции фонем. Сильные позиции – это позиции, в которых фонемы наиболее независимы и отчетливо проявляют свои свойства.

Сильные и слабые позиции фонем

В ряде случаев фонема, находясь в сильной позиции, может видоизменяться: сохраняя свои различительные признаки, она приобретает еще некоторые… Возможны случаи, когда фонему в слове нельзя поставить в сильную позицию.… Гиперфонема - это особая функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для…

Фонологическая Типология

· в количественном составе фонем, соотношении гласных и согласных. Так, в русском языке 39 фонем (5 гласных и 34 согласных), во французском - 35… · фонологическом содержании фонем. В английском, венгерском, сербском языках… · системе оппозиций фонем. Так, для фонематической системы немецкого языка характерно противопоставление задних и…

Чтобы описать фонематическую систему того или иного языка, необходимо выделить дифференциальные признаки фонем, типы позиций, оппозиций, варианты фонем и т.д.

Система фонем не остается неизменной. В ходе развития языка фонемы могут утрачиваться, так как утрачиваются различающие их признаки. Например, сокращение числа гласных фонем в праславянском языке (с 10 до 5) было вызвано утратой такого существенного для них признака, как долгота - краткость. И наоборот, в языке могут складываться новые противопоставления фонем. Так, в русском языке в определенный период его развития возникла противопоставленность согласных по твердости - мягкости.

История фонологии. Фонологические школы.

Как самостоятельная дисциплина фонология окончательно оформилась в 20-30-х гг. 20 в. в Европе (пражская лингвистическая школа, лондонская школа Д.… В России (СССР) сложились две фонологические школы: ленинградская и… МФШ и ЛФШ одинаково рассматривают фонему в сигнификативно сильной позиции (звуки в этих позициях объединяются в одну…

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Среди множества лингвистических дисциплин особенно стоит выделить такой раздел, как фонология. Это наука, изучающая звуковой строй языка, реализацию фонем в нем. Осваивают данную дисциплину на первых курсах специальностей, связанных с переводом, преподаванием языков, в особенности русского.

Мы с вами рассмотрим, что такое фонология, каковы ее предмет и задачи, строй нашего языка на данном уровне. Также познакомимся и с основной терминологией этого раздела.

Определение

Начнем наш разговор с самого определения.

Фонология - это раздел современного языкознания, который рассматривает звуковой строй языка, функционирование различных звуков в его системе и их характеристики.

Относится она к теоретической лингвистике. Основная которую изучает наука, - фонема.

Зародилась она в 70-80-х годах 19-го века в России. Основатель ее - Иван Александрович Бодуэн де Куртене, русский ученый с польскими корнями. В 30-х годах 20-го века оформилась как самостоятельная наука. Сегодня является одной из основных филологических дисциплин и занимает первое место в цикле предметов теоретической грамматики языка.

Предмет и задачи

Как и любая другая наука, данный раздел лингвистики имеет свои задачи и предмет.

Предмет фонологии - фонема, которая является минимальной языковой единицей. Именно ее изучают ученые-фонологи. Невнимательные студенты могут считать, что предметом является звук, но это вовсе не так. На самом деле их изучает другая дисциплина - фонетика.

Второй вопрос, который следует рассмотреть, - задачи. К ним относятся:

  • реализация в языке;
  • анализ сущности;
  • установление соотношений между фонемой и звуком;
  • описание системы фонем и их модификаций;
  • описание фонологической системы;
  • связь между фонемой и другими значимыми единицами языка - морфемами и словоформами.

И это далеко не все задачи фонологии. Стоит отметить, что вышеперечисленные приоритетны для всех существующих ныне фонологических школ.

Известные лингвисты-фонологи

Как уже отмечалось выше, основоположником науки стал Иван Александрович Бодуэн де Куртене. Он разработал ее основы, дал толчок к дальнейшему ее развитию.

Не менее известен и его ученик Николай Сергеевич Трубецкой, написавший знаменитые «Основы фонологии». Он значительно расширил научный аппарат дисциплины, описал основные классификации и понятия.

Работали в данном разделе языкознания и Роман Осипович Якобсон, Аврам Ноам Хомский и многие другие.

Немало научных трудов посвящено проблемам данного раздела языкознания. Следует отметить следующие статьи и монографии, которые дадут исчерпывающее представление о развитии науки, ее основных постулатах:

  • Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров издали в свое время монографию "Система фонем русского языка".
  • Довольно известна работа С. И. Бернштейна "Основные понятия фонологии".
  • Й. Вахек, "Фонемы и фонологические единицы".

Тем, кто интересуется историей вопроса, пригодится книга Л. Р. Зиндер "Основные фонологические школы".

Отметим также работы:

  • С. В. Касевич, "Фонологические проблемы общего и восточного языкознания".
  • Т. П. Ломтем, "Фонология современного русского языка на основе
  • В. И. Постовалов, "Фонология".

Студенты-филологи изучают ее на первом курсе университета, перед знакомством с фонетикой или же параллельно с ней. Знание основ данной дисциплины в дальнейшем помогает не только усвоить грамматику, но и правила орфографии и орфоэпии.

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки речи. Изучает звуковую сторону языка.Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика. Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Фонетика служит для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. В фонетике различают фонетику (звуки) и фонологию (фонемы).

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.
Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) - часть фразы, объединенная одним словным ударением.
Слог - наименьшая единица речевой цепочки.
Звук - минимальная фонетическая единица.

2) суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность - время звучания сегмента речи.

Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Трубецкой первым четко противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика - это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка

Зуки речи как природная материя языка

Наш язык – звуковой язык. Звук – «природная материя» языка, материальная оболочка морфем, слов и предложений. Многие слышат речь и понимают сказанное, но не обращают внимания на так называемые детали. Звуки речи представляют собой колебательные движения воздушной среды. Такие колебательные движения возникают в результате колебаний органов речи. Органы речи колеблются и непрерывно образуют упругие волны, состоящие из последовательного сгущения и разрежения воздуха. Эти волны достигают нашего уха и мы слышим звук.

Между тем звуки речи – явление сложное в связи с тем, что каждый звук речи оказывается одновременно фактом физическим (акустическим) , изучением физических свойств звука занимается физика; физиологическим, т. е. связан с работой определенных органов человека и занимаются этим медики, физиологи, а также социальным (языковым, собственно лингвистическим) , т. е. эта сторона интересует прежде всего лингвистов.

Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью и тембром. Высота звука речи зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук. За единицу высоты звука принят герц (1 колебание в сек). Например, высота звуков о и у – 400Гц.

Человек способен воспринимать звуки от 16 Гц до 20 000Гц. Звуки ниже 16Гц (инфразвуки) и звуки выше 20 000Гц (ультразвук) человек не слышит, хотя некоторые животные слышат их (мыши, собаки, дельфины). У каждого человека своя высота звуков речи. Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. Во многих языках изменением высоты звука выделяется ударный слог. Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук. В речи мы пользуемся звуками разной силы, что зависит от условий общения. Безударные гласные менее сильные, чем ударные. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью.

Длительность звука – это его продолжительность во времени. В зависимости от характера колебаний, звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы). Тон возникает в результате ритмичных колебаний органов речи (например, голосовых связок), шумы – в результате не ритмичных колебаний (например, губ). Только из тона (голоса) состоят гласные звуки. Из тона и шумов – звонкие согласные. Только из шума – глухие согласные.

Звук речи состоит из основного тона и обертонов. Основной тон является самым сильным, обертоны – несколько его выше. Соотношение основного тона и обертонов создает тембр звука, его индивидуальную окраску.

3. работа органов произносительного аппарата, необходимая для производства того или иного звука, называется его артикуляцией. Артикуляция звука состоит из 3х фаз:

1) экскурсии (от лат.Excursio– выбегание, вылазка), когда органы речи занимают необходимое для производства данного звука, положения;

2) выдержки , при которой органы речи находятся в занятом для производства звука положении или выполняют движения, необходимые для произнесения данного звука;

3)рекурсии (от лат.recursus– «обратное движение, возвращение»), когда органы речи возвращаются в первоначальное нейтральное положение.

Надо сказать, что эти этапы последовательно прослеживаются лишь для изолированно произносимого звука.

Звук и фонема

Фонема (1874 Л. Аве) Создатель учения о фонеме явл Бодуэн де Куртенэ.

Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи. Ф – не всякий звук речи, а только такой, который типичен для данного языка и способен различать звук оболочки морфем и слов. Фонема – мин единица звукового строя языка и служит для складывания и различия значений единиц языка (морфем и слов).

Функции, выполняемые фонемами

1)Конститутивная. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм) 2)Различительная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.

3) перцептивная –функция доведения до восприятия

Фонема - является минимальной единицей языка, это значит, что разделить ее дальше нельзя. тем не менее фонема представляет собой сложное явление, так как она состоит из ряда признаков, которые не могут существовать вне фонемы. Так, напр. в фонеме д в русс. яз. мы можем выделить признаки звонкости (в отличие от глухости т - дом - том), твердости (в отличие от мягкости д: дома - Дёма), взрывности (в отличие от фрикативности з:дал -зал; отсутствие назальности (в отличие от н: дам-нам), наличие переднеязычности(в отличие от заднеязычности г: дам-гам).

В реализациях отдельных фонем существуют различия, которые носят регулярный характер и поэтому свойственны речи всех носителей языка. Среди вариантов фонемы выделяется основной вариант, в котором качества данной фонемы проявляются в наибольшей степени.
Кроме основных вариантов выделяются также комбинаторные и позиционные варианты. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения.
Позиционные варианты возникают у фонем в определенных положениях в слове.

Отличие фонемн систем языков

1. Общим количеством фонем, соотношением гласных и согласных. Так в рус - 43 фонемы (37 согласных и 6 гласных), во франц -35 (20 согласных и 15 гласных), в нем 33(18 согласных и 15 гласных).
2. Качеством фонем, их акустико-артикуляторными свойствами.
3. Различия могут проявляться в позициях фонем. Если позиция конца слова в русском и немецком для звонких и глухих согласных - слабая, то во французском - сильная.
4. Отличаются организацией фонемных групп (оппозиций), н-р твердость-мягкость, глухость - звонкость, смычность - щелинность. Оппозиция - противопоставление фонем на основе их дифференциальных признаков, может быть двух типов: коррелятивной (фонемы отличаются только одним дифференциальным признаком, напр. б-п по признаку звонкости - глухости) и некоррелятивной (фонемы отличаются двумя и более дифференциальными признаками а- т.)

5. соотношением фонем при их чередовании. Н-р фонема о в рус соотносится с (а), (э) и нулем звука.

Звуки речи – минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами.

Звуки речи отличаются от прочих звуков тем, что они выполняют в речи определенные функции:

· строительную (из них стоятся морфемы и слова),

· опознавательную (слушающие воспринимают морфемы, слова, предложения),

· различительную (звуки различают материальные оболочки морфем и слов: честь ↔ шесть).

Следовательно, описание звуков речи должно учитывать не только их основные материальные свойства, но и их роль в образовании значимых единиц языка. Соответственно, в фонетике выделяется несколько аспектов изучения звуков речи:

· акустический (греч. akustikos ‘слуховой’) аспект: звуки изучаются как явление физическое (как звучат),

· артикуляторный (артикуляционный; лат. articulātio от articulo ‘произношу членораздельно’) аспект: звуки изучаются как явление физиологическое (как звуки производятся),

· перцептивный (лат. perceptio ‘восприятие’) аспект (как звуки воспринимаются),

· функциональный (лингвистический, социальный) аспект (как звуки функционируют в языке, в коммуникации людей).

Изучением разных сторон звуков речи и других фонетических единиц занимаются разные дисциплины – фонология, физиология речи, акустика и перцептивная фонетика.

Акустические параметры звуков

Звук речи, как и все другие звуки, является результатом колебаний частиц воздушной среды, а источником этих колебаний является какое-либо тело или система тел. В данном случае это органы речи.

Акустика выделяет несколько характеристик (параметров) звуков: высота, сила, длительность, тембр. 1) Высота звука определяется частотой колебаний в единицу времени и измеряется в герцах (1 колебание в сек.). Чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше звук.

2) Сила звука (интенсивность) прямо пропорциональная амплитуде (размаху) колебаний. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее звук.

Сила звука имеет для речи большое значение:

1) она обеспечивает ясность передачи и восприятия речи, что является решающим для языка как средства общения;

2) лежит в основе очень распространенного типа ударения [Зиндер, с. 101; Шайкевич, с. 13]

3) Длительность (долгота) звука – это протяженность его во времени. Для звуков речи важна не столько абсолютная, сколько относительная долгота. Во многих языках (англ., чешск., нем. и др.) звуки противопоставлены по длительности с длительностью звука связано различие в значении слов:

чеш. pás ‘пояс’ – pas ‘паспорт’, dráha ‘дорога’ – drahá ‘дорогая’;

финск. vapa ‘прут’ – vapaa ‘свободный’ [Кодухов, с. 124].

В рус. языке долгота и краткость не имеют смыслоразличительной функции. Долгота и краткость связана с ударностью – безударностью.

4) Тембр (фр. timbre ‘колокольчик’) – индивидуальное качество, специфическая окраска звука. Звук речи – это результат сложения нескольких одновременных колебаний (т.н. сложный звук). По характеру колебаний различаются тоны, шумы.

Тон – это музыкальный звук, возникает при равномерных (ритмических, гармонических) колебаниях источника звука (количество колебаний в единицу времени не меняется). В речи это колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа.

Шум – результат неравномерных, (неритмических, негармонических) колебаний (количество колебаний в единицу времени меняется). Это колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи.

Гласные звуки являются в основном тоновыми, а бóльшая часть согласных содержит шумы.

Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – лишь относительную: можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя. Выталкиваемый из легких человека воздух заставляет вибрировать голосовые связки, за счет чего образуется основной тон голоса. Это самая низкая по частоте составляющая звука.

Частота основного тона зависит от собственно физических особенностей связок (их длины и толщины: у мужчин, напр., связки более длинные и массивные) и от степени натяжения связок – это дает возможность изменять частоту колебания связок, т.е. изменять основной тон на протяжении высказывания (это основной компонент интонации).

Помимо основного тона, возникающего в результате колебания всей голосовой связки, звук речи содержит, большое число обертонов (нем. ober ‘верхний, высший’), или гармоник. Они возникают от колебания отдельных частей голосовых связок: половины, третьей части, четвертой, пятой и т.д.

В формировании звуков речи большую роль играет резонанс (фр. résonance ‘отзвук’). Сущность резонанса в том, что всякое упругое тело способно приходить в соколебание с другим звучащим телом, если собственные частоты их колебаний совпадают. Тело, в котором возникает резонанс, называется резонатором. Примеры резонаторов – деки струнных инструментов, корпус барабана. У человека резонаторами являются: ротовая, носовая и глоточная полости. Речеобразующий тракт представляет собой систему резонаторов, в которой могут усиливаться или подавляться отдельные составляющие звука. Однако тоны в резонаторе могут возникать и без наличия основного тона. Это резонаторные тоны (или собственные тоны резонатора). Они возникают от колебания воздуха в резонаторе, которое возбуждается, напр., при дыхании, дуновении. Каждый резонатор имеет собственный тон, который зависит от объема резонатора, его формы, его перегораживания и от состояния его стенок. Чем больше объем резонатора, тем ниже его собственный тон, и наоборот. При одинаковом объеме резонатор с меньшим отверстием имеет более низкий тон, чем резонатор с бóльшим отверстием. Задняя и передняя части резонатора резонируют отдельно. Резонаторы сложной формы соответственно резонируют на несколько разных частот. Напряженная мускулатура языка способствует излучению резонаторных тонов, а рыхлая поверхность ненапряженного языка поглощает и сглаживает резонаторные тоны. Резонаторы человеческого речевого аппарата могут быстро менять свой объем и форму благодаря подвижности языка, губ, мягкого неба, а также и степень напряженности. Таким образом, тембр звука содержит основной тон или шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны. Большую роль играет количество обертонов и их соотношение с основным тоном по высоте и силе

Акустические признаки звуков зависят от работы речевого аппарата, от артикуляции (от лат. Artikulatio- articulare - членораздельно выговаривать) звука.

С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для звукового восприятия.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебания.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний.
3. Длительность, или долготу, то есть продолжительность данного звука во времени.
4. Тембр звука, то есть индивидуальное качество его акустических признаков.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения. Трубецкой противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика - это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей. Соотношение фонологии и фонетики, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

34. Основные задачи лексикологии. Разделы лексикологии.

Лексикология - раздел языкознания, изучающий лексику языка и слово как единицу лексики.

Одной из основных задач лексикологии является исследование значений слов и фразеологизмов, изучение многозначности, омонимии, синонимии, антонимии и других отношений между значениями слов. В сферу ведения лексикологии входят также изменения в словарном составе языка, отражение в лексике социальных, территориальных, профессиональных характеристик людей, которые говорят на языке (их принято называть носителями языка). В рамках лексикологии исследуются пласты слов, выделяемые по разным основаниям: по происхождению (исконная и заимствованная лексика), по исторической перспективе (устаревшие слова и неологизмы), по сфере употребления (общенародная, специальная, просторечная и т. д.), по стилистической окраске (межстилевая и стилистически окрашенная лексика).

Разделы лексикологии: 1) Ономасиология - исследует процесс называния предметов. 2) Семасиология - исследует значение слов и словосочетаний. 3) Фразеология - изучает фразеологический состав языка, отношение слов между собой и с другими единицами языка. 4) Ономастика - изучает уже существующие имена собственные в широком смысле слова.

5) Этимология - изучает происхождение слов и словарного состава в целом. 6) Лексикография - занимается теорией и практикой составления словарей. 7) Стилистика - изучает коннотативное значение слов и выражений.

35. Слово как предмет лексикологии. Проблема определения слова.

Слово – минимальная относительно самостоятельная значащая единица языка.

Имеется расхождение между двумя подходами к определению слова, связанное с различной трактовкой служебных слов. Первая точка зрения уравнивает служебные слова со знаменательными, т.к. и те, и другие обладают признаком подвижности в предложении. Вторая точка зрения противопоставляет знаменательные слова служебным, которые не способны составить отдельное предложение. В русском языке некоторые сочетания предлога с существительными стали нерасторжимыми и превратились в наречия, но во многих случаях русская орфография сохраняет раздельное написание (на глазок). Одна из трудностей связана со сложными формами: р. буду читать, читал бы; англ. has read, will read, is reading, has been reading. – между этими компонентами возможна вставка других слов: я буду с интересом читать эту книгу; he has never read this book: 1.Комбинация слов между двумя пробелами. 2. Одно ударение (фонетический подход) 3.Принцип цельнооформенности. 4.Синтаксический.

К вопросу об отличии фонологии от фонетики

«Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н.С. Трубецкой и С.К. Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.
Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).» (http://ru.wikipedia.org/Фонология ).

Уважаемые коллеги.

Казалось бы как просто: функциональный аспект – это фонология , а не функциональный – фонетика . Как-то так...

К сожалению, лично мы не можем найти не то чтобы достаточных, а вообще никаких оснований для разграничения между названными разделами языкознания. Так, с точки зрения Московской фонологической школы «Фонема – языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков », то есть в этом случае в какой-то фонетической позиции фонема делегирует свои полномочия (выполнение своих функций) какому-то конкретному звуку речи . При этом просто нелепо говорить, что звук речи – это не функциональная единица! Но, если не звуки речи , то что же должна изучать фонетика ?

Лично для нас отличие названных выше разделов языкознания сводится к тому, что фонология является принципиально новым уровнем развития всё той же фонетики ! А потому различие между ними примерно такое же, как различие между алхимией (фонетика) и химией (фонология)...

Хотя, честно говоря, современное состояние фонологии очень и очень походит на ту самую алхимию: практически каждый теоретик в ней химичит по-своему...

По мотивам монографии «

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...