Евгений замятин мы сюжет. Жанр и сюжет романа "мы"

Антиутопия является совершенно особым жанром литературы. С одной стороны, это описание мира, которого просто не может существовать: мира жестокого, нетерпимого к проявлению человеческой индивидуальности. С другой же - обыкновенная жизнь без каких-нибудь фантастических элементов, только на бумаге. И от такой похожести на нашу с вами действительность порой становится немного страшно…

Таков роман, который написал русский писатель Евгений Замятин, «Мы». Он стал первым, кто создал подобного рода произведение. Великий Олдос Хаксли вместе с Джорджем Оруэллом стали его последователями.

Замятин, «Мы». Краткое содержание произведения

Роман написан в форме дневника, который ведет гражданин Единого Государства. Имя его - Д-503. Точнее, это его «нумер». Имен здесь нет, ведь даже они могут повлиять на что так порицает Благодетель - всемогущий и всезнающий правитель.

Из первых дневниковых записей мы узнаем об устройстве жизни в Едином Государстве. Все здесь носят одинаковую одежду - юнифы, и лишь цвет их идентифицирует пол. На каждом написан его нумер. По сути, люди, живущие здесь, и гражданами не являются: все так и зовут друг друга - нумерами.

Стоит отметить, что написал Замятин «Мы», краткое содержание которого мы сейчас рассматриваем, в 1920 году. Поскольку в романе четко прослеживается параллель с советской действительностью, книгу, естественно, при жизни писателя в нашей стране не издали.

Далее мы узнаем, что Д-503 - один из талантливых ученых, великий математик, который, как и многие другие жители Единого Государства, трудится над созданием ИНТЕГРАЛА - космического корабля, который в скором будущем должен будет вместе с экипажем отправиться на исследование далеких планет. Написал Замятин «Мы», краткое содержание которого вы сейчас читаете, так, что невозможно не поверить в ужасающее Единое Государство огорожено Зеленой Стеной, за которой живут так называемые дикари - люди, оставшиеся там после Великой Двухсотлетней войны.

Все здесь имеют возможность половых отношений с любым другим нумером противоположного пола - нужно лишь взять специальный розовый талон. Чаще всего Д-503 встречается с О-90 - невысокой пышнотелой девушкой. Главный герой так и живет - по расписанию, регламентируемому Часовой Скрижалью, пока не встречает I-330 - революционерку, которая вместе с некоторыми другими жителями Единого Государства собирается взорвать Зеленую Стену, чтобы вырваться на свободу. Поначалу Д-503 считает это вздором, а женщину находит ужасно неприятной. Однако постепенно, неожиданно для него самого, в нем проявляется чувство к I-330, которое он никогда не испытывал ранее - любовь.

Как же закончил Замятин «Мы», краткое содержание которого мы с вами уже почти дочитали? Д-503 вместе I-330 и с другими революционерами добились того, чего хотели. Стена была взорвана, нумера впервые за долгое время увидели дикарей, в Едином Государстве наступил хаос. Некоторые успели сбежать - туда, на волю. Однако все те, кого успели задержать (среди них - и главный герой), подвергаются Великой Операции, которая лишает фантазии. Тех же, кто являлся главными организаторами взрыва, в том числе и I-330, казнят с помощью Газового Колокола.

Только что вы прочитали краткое содержание «Мы». Замятин вложил в это произведение всю свою душу, а потому ознакомиться с ним целиком в любом случае просто необходимо.

“Мы”

(Роман)

Пересказ.

Запись 1-я.

Автор приводит объявление в газете о завершении по­стройки первого Интеграла, который призван объединить космические миры под властью Единого Государства. Из восторженного комментария автора следует, что Единое Государство – государство будущего, охватывающее весь земной шар и основанное на справедливых и непреложных принципах математики. Автор намерен написать поэму, восхваляющую мудрую политику Единого Государства.

Запись 2-я.

Автор (один из строителей Интеграла) наблюдает на очи­щенном от облаков небе движение строительных устройств и восхищается эстетичности механизмов. Движение машин прекрасно, потому что оно воплощает в себе абсолютную не­свободу – символ высшего порядка (тогда как свобода – признак хаоса). Люди в упорядоченном мире носят число­вые обозначения и называются “нумерами”. Автор, номер которого Д-503, вспоминает встречу в музее с женщиной I-330, удивленной его реакцией на картину XX в. В женщи­не было что-то, что не укладывалось в обычные уравнения (некий икс), поэтому автор

сильно разгорячился, отвечая на ее вопросы.

Запись 3-я.

Понимая, что его поэма может быть не совсем понятна “дикому” читателю, автор дает некоторые пояснения каса­тельно быта своей эпохи на планете Земля. Точно так же чело­век XX в. объяснял бы дикарю, что такое пиджак. Для нача­ла автор объясняет азы – такие, как Часовая Скрижаль, Лич­ные Часы, Материнская Норма, Зеленая Стена, Благодетель. Все это различные ограничения, расписания и преграды, ко­торые делают поведение человека строго контролируемым. Научная регламентация образа жизни позволяет сохранить самое жизнь, поэтому столь важна для всего человечества. Ве­ликие путешествия, открытия “разных америк” и другие вы­дающиеся события прошлого на самом деле несли с собой хаос и приводили к медленной гибели миллионов.

Запись 4-я.

Автор посещает лекцию, на которую его приглашала загадочная женщина I-330. Все ему кажется подозритель­ным: непонятно, откуда незнакомка знала, что у него на­ряд на эту лекцию; непонятно, почему критика былых эпох кажется пустой и бессодержательной; игра I-330 на ста­ринном рояле не вызывает поначалу смеха. И тем не ме­нее автор принимается смеяться вместе со всеми над искус­ством древности, считая вдохновение эпилепсией. Истин­но прекрасна лишь музыка математической гармонии. Be – чером автор встречается с любимой женщиной, которая хо­чет каких-то изменений от него, но не может объяснить, что именно ей нужно. Автор негодует на свою подругу.

Запись 5-я.

Автор сетует на свое “квадратное” положение, когда приходится объяснять читателю прописные истины вроде той, что у квадрата все углы равны. Дается пояснение, что благополучие жителей Единого Государства установилось после того, как человечество ценой колоссальных жертв одолело двух владык прежнего мира – Голод и Любовь. По­беда над голодом оказалась возможной, когда люди отка­зались от хлеба и перешли на нефтяную пищу. Победа над любовью была сведена к жесткой регламентации интимной жизни на основании медико-биологических показателей. Благодаря этому “нумера” свободы от ревности, зависти, сердечных страданий. Во время написания этих строк автор признается, что его смущает некий “икс внутри”. В мысли автора проникает крамольное подозрение, что далеко не все страсти и колебания взяты под контроль.

Запись 6-я.

Запись 7-я.

После тяжелой ночи, когда Д-503 впервые в жизни уви­дел сны, он проснулся с уверенностью, что заболел. Одна­ко бодрый подъем соседей, видимых через прозрачные сте­ны, подействовал на него бодряще. Автор восхваляет систе­му “древнего” американца Тэйлора (тэйлоризм, научное управление трудом), которую, впрочем, этот пророк не до­гадался распространить на все сферы жизни. Автор твердо намерен идти в Бюро Хранителей, однако 0-90 высказыва­ет мысль, что он болен, и Д-503 охотно пользуется этой ла­зейкой. Тем не менее он счел своим долгом объяснить, что шпионы нынешнего дня и шпионы прошлого так же раз­нятся, как запах ландыша и запах белены. 0-90 пытается воздействовать на автора, изменить его отношение к вещам.

Запись 8-я.

Автор сравнивает свое состояние с детским ужасом пе­ред иррациональным корнем. Д-503 убежден, что у него внутри сидит нечто, похожее на квадратный корень из ми­нус единицы. Автор вновь собрался идти в бюро, но этому сначала “помешал корень”, а затем появление поэта R-13. Поэт приглашает в гости. Д-503 не особенно приятно обще­ство поэта, поскольку тот обладает “смешливой логикой”. Однако автору сейчас трудно оставаться наедине с собой, поэтому создатель Интегратора согласился. Нервный разго­вор поэта о рациональном и нерациональном вызывает смя­тение в мыслях Д-503.

Запись 9-я.

Д-503 присутствует на празднике победы суммы над единицей, проводимый на площади Куба. Автор испыты­вает восторг, сравнимый с тем, какой переживали древ­ние во время своих “бессмысленных” литургий. На празд­нике присутствуют осужденный (тот, кто не соблюдает пра­вил) и Благодетель (тот, кто управляет Единым Государ­ством). По знаку Благодетеля перед собравшимися высту­пает какой-то поэт. В своем стихе, написанном ямбом, этот “нумер” воспевает мудрое устройство их мира и клеймит позором тех, не признает мудрости математического поряд­ка. После этого поэта неожиданно перед публикой выхо­дит другой – R-13. Он, чрезмерно волнуясь и словно под­невольно, читает написанный хореем стих о преступлении. После декламации стихов наступает очередь свершения казни. В качестве палача выступает сам Благодетель: “чу­гунной рукой” он запускает Машину, которая уничтожает человека мощным электрическим разрядом.

Запись 10-я.

На следующий день Д-503 получает письмо от I-330 – извещение, в котором сообщается, что она получила талон на вечер с ним. Автор в смятении, так как у него должно быть свидание с 0-90, а кроме того, он боится этой женщи­ны с “иксом” внутри. И тем не менее он приходит к ней, го­ворит как всегда робко и односложно, больше слушает, как бы превратившись в мембрану – устройство, для прослу­шивания уличных разговоров. I-330 обставляет встречу по – старинному: надевает платье, наливает ликер, закуривает сигарету. Автор напуган: курение и употребление алкоголя карается смертью. Женщина уверена, что Д-503 не донесет на нее, она угощает его ликером. Внутри “нумера Д-503” словно пробудился кто-то другой, дикий и первобытный. Д-503 задержался у I-330 сверх положенного, не смог за­снуть по возвращении домой и теперь терзаем страхом за свои преступления.

Запись 11-я.

К автору вновь наведывается друг-поэт. Он сам не свой, жалуется, что надоело писать о приговорах. Однако вы­браться из стереотипов не может, поэтому более радостные, доставляющие ему удовлетворение стихи сочиняет в преж­нем духе. Случайно выясняется, что R-13 знаком с I-330. Поэт посмеялся над ситуацией, в которой оказался автор, но постарался утешить заверением, что “все понимает”. За­тем поэт ушел, оставив Д-503 наедине с собой.

Запись 12-я.

Автор поглощен чтением стихов друга-поэта. Восхвале­ние таблицы умножения и упорядоченной жизни их мира приводит Д-503 в восторг. Он вновь обретает покой и стано­вится “самим собой”, то есть прежним. Автор испытывает глубокое умиротворение о того, что его мысли вновь приня­ли прежнее течение.

Запись 13-я.

Начало нового дня оказалось испорчено из-за высо­кой облачности: такого прежде почти и не случалось в Еди­ном Государстве. Когда Д-503 спешно собирался на работу, ему позвонила I-330. Женщина звала его к себе, убежден­ная, что он послушается и придет. Д-503 покорно приходит и вместо задуманного чтения нотаций признается, что лю­бит туман. Автору хорошо, хотя и тревожно в тумане на­едине с этой женщиной, впервые обратившейся к нему на “ты”. Она провожает его в клинику, где знакомый врач вы­писывает им справку о болезни, чтобы не последовало нака­зания за прогул. Затем они уединяются в старинном доме, где женщина таинственно исчезает.

Запись 14-я.

Вечером, в личный час к Д-503 приходит 0-90. Она что-то подозревает. “Вы не прежний, вы не мой”, – гово­рит она. Женщина оскорблена холодностью автора и поки­дает его. Д-503 понимает, что I-330 лишила его друзей, но почему-то не злится на нее.

Запись 15-я.

Придя на следующий день на работу, автор узнает, что в его отсутствие на эллинге был пойман нарушитель – “че­ловек без нумера”. Сейчас неизвестного пытают в газовом колоколе – разумеется, на благо государства. Автор окуна­ется в ритмичную работу по строительству Интеграла, слов­но в зеркальное море. На какой-то момент его жизнь вновь входит в привычную колею. Однако он вынужден ото всех прятать глаза. Д-503 понимает, что уже не вписывается в привычный ритм, чем вызывает изумление окружающих.

Запись 16-я.

Автор поглощен мыслями о I-330, о ее таинственном ис­чезновении. Она должна была прийти на свидание, но не при­шла, и теперь Д-503 мучается ревностью. Он пытается дозво­ниться до нее, затем едет к ней сам. Автора, оставшегося в не­положенный час на улице замечают, но не наказывают, а отво­дят в клинику (Медицинское Бюро). Там врачи обнаруживают у Д-503 опасную болезнь – у него образовалась душа. Чело­век без души – отражающее зеркало; человек с душой не от­ражает, а впитывает, запечатлевает навеки. Врач дает справ­ку о болезни, советует больше гулять, но говорит это словно с каким-то лукавством. Автор узнает, что таких, как он, мно­го. Единое Государство охвачено эпидемией.

Запись 17-я.

Автор прогуливается, как велели врачи. Он задается во­просом, могут ли звери, от которых людей отгородила Зе­леная Стена, быть счастливы. Потом оказывается у старин­ного дома и принимается спрашивать у хранительницы, не появлялась ли здесь I-330. Получив утвердительный ответ, Д-503 бросается в дом. Однако в доме появляется S, от кото­рого автор спешит спрятаться. Д-503 укрывается в шкафу, который оказывается лифтом: машина отвозит автора куда – то вниз. Здесь он сначала обнаруживает знакомого доктора, а после – I-330. Женщина назначает ему новое свидание. В голове автора сумятица, он не знает, происходило ли все на самом деле или это сон.

Запись 18-я.

Автор описывает свои переживания и размышления о странной болезни. Ему непонятно, почему нельзя спра­виться с душой. Непонятно, что такое душа и почему ее трудно описать математически. В совершенном мире мате­матика никогда не ошибается – как и смерть. Д-503 полу­чает письмо от 0-90, которая сообщает, что отказывается от положенного по графику свидания с ним. Она уверена, что так для Д лучше. И автор тоже в этом уверен, хотя не пой­мет почему.

Запись 19-я.

На испытаниях Интеграла погибло десять человек, но никто не сожалел об этом, поскольку 10 “нумеров” для Еди­ного Государства – это бесконечно малая третьего поряд­ка. Когда после рабочего дня Д-503 оказался дома, к нему пришел малознакомый нумер, принесший письмо от I-330. Женщина говорит, что придет в личный час. Автор опять в смятении, ему это кажется неправильным, но он не может сопротивляться. Затем Д-503 на лекции по детоводству, но слов лектора не слышит – поглощен внешними события­ми: 0-90 спасает демонстрируемого ребенка, который едва не свалился со стола. Вечером она оказывается дома у Д-503 с намерением навсегда проститься с ним, но вместе с тем хо­чет родить от него ребенка. Автор относит талон I-330 к де­журной Ю, чтобы остаться наедине с О.

Запись 20-я.

Автору становится безразлична судьба 0-90, как и своя. Он даже будет рад, если О попадет под колокол и назовет имя Д-503 как “соучастника”. Автор размышляет о правах человека: грамм не может уравновесить тонну, поэтому еди­ница получает обязанности, а масса – права. И все Благоде­тель оставил за каждой единицей неприкосновенное право понести кару за проступок. Автор боится, что “дикие” чи­татели (инопланетяне) не поймут его, поставят вместо знака “плюс” знак “минус”. Точно так же, описывая круг, чело­век возвращается к нулю, но с другой стороны. И нуль вос­принимается иначе, как некий утес. Человечество покину­ло ночной берег нулевого утеса и причалило к дневному бе­регу, где находится Единое Государство.

Запись 21-я.

Автор вновь ищет встречи с I-330 и летит в старинный дом, поскольку считает своим долгом раскрыть все “неиз­вестные” в этом “уравнении”. Город снизу кажется Д-503 набухающей глыбой льда. Старая хранительница не желала впускать автора, но он настоял на своем. Никого в доме он не находит, здесь только следящий за ним S. Вернувшись к себе, Д-503 принимает в гости дежурную Ю. Она расска­зывает, как дети нарисовали на нее карикатуру и она реши­ла их строго наказать, поскольку лучшая любовь – это же­стокость. Автор с ней соглашается.

правила и наказываемого за это электрическим кнутом. Д-503 на миг узнал в женщине I-330 и поспешил ей на по­мощь, но затем понял, что обознался и даже готов был за­кричать “держи ее!”. Охрана схватила автора, но затем от­пустила, поскольку он считается больным. Д-503 вновь проникается мыслью, что личное сознание – просто бо­лезнь.

Запись 23-я.

Автор получает розовый талон: I-330 придет к нему в личный час. Д-503 испытывает “ненормальное” веселье, он сравнивает себя с кристаллом, растворяющимся от сча­стья. Но вместе с тем он печален из-за того, что любимая женщина каждый раз что-то недоговаривает. Она обещает, что скоро поведает ему обо всем, что он должен знать. По­сле I-330 уходит.

Запись 24-я.

Автор выводит формулу, которая связывает воедино любовь и смерть. Смерть – это предел функции любви, но несмотря на это, Д-503 жаждет любви. Близится День Еди­ногласия, такой же прекрасный, как Пасха древних. В этот день полагалось вручить Благодетелю ключи от счастья, то есть проголосовать за него. Автор вновь пытается настроить жизнь на привычный лад, но тщетно. Поздно вечером он по­звонил I-330 и попросил ее о встрече. Она ответила отказом, сказав, что назавтра Д-503 сам все поймет.

Запись 25-я.

На выборах автор сильно нервничает. Хотя он и испы­тывает восторг от появления Благодетеля, но внутри у него неспокойно. Беспокойство только нарастает, когда Д-503 видит I-330, R-13 и шпиона S вместе. На голосовании ав­тор поднимает руку “за”. Когда наступает черед голосовать “против”, но видит тысячи взметнувшихся рук, и среди них – руку I-330. Толпа бросается на тех, кто голосовал “неправильно”. Поэт выносит на руках тяжело раненную I-330, но автор бросается на него и силой берет ее к себе на руки, чтобы спасти.

Запись 26-я.

Хранители попытались замять происшествие, жизнь во­шла в привычное русло. Только на стенах появились, как сыпь, какие-то бумажки с непонятными буквами “Мефи”. Автор помог сорвать одну из таких бумажек своему ангелу-хранителю S. Д-503 ожидает встречи с I-330, ощущает непо­нятный внутренний жар, словно его температура – 41 гра­дус. На эллинге автор замечает бумажку с надписью “Мефи” и разражается хохотом, вызывая недоумение окружающих.

Запись 27-я.

Автор опять посещает подземелье старинного дома, где встречается с I-330. Она по подземному переходу вывела его за Зеленую Стену – в мир дикой природы. Д-503 ис­пытывает головокружение. Женщина и неизвестно откуда появившийся врач ведут его на поляну. Здесь собрались 300 человек, которых уже нельзя назвать “нумерами”. Женщина говорит им, что Д-503 – строитель Интеграла и он поможет им улететь на Интеграле в другие миры. Все охвачены весельем, только автор на миг заподозрил, что среди этих людей затесался шпион.

Запись 28-я.

На следующий день I-330 приходит домой к автору. Ее не пускает дежурная, но Д-503 грубо велит Ю убирать­ся вон. I-330 рассказывает о жизни лесных людей, которых видел автор. Рассказывает об их поклонении энергии в виде антихриста, Мефи. В это время появляется “сплюснутый” с сообщением о приближении охраны. I-330 не боится это­го, но уступает настойчивой просьбе Д поберечься и скры­вается. Охрана, включая S, проверяет бумаги автора, но на­ходит только записи, восхваляющие Благодетеля. При обы­ске присутствует Ю, позиция которой непонятна – то ли она доносчица, то ли заступница.

Запись 29-я.

Автор спешит на свидание с I-330 – к старому дому. На пути он встречает 0-90, у которой уже заметно округлился жи­вот. Желая спасти ее, он предлагает ей обратиться за помощью к I-330, так как впервые ощутил жалость (абсурдную компрес­сию в сердце). Но 0-90 отказывается принимать помощь из рук соперницы и убегает прочь. Д-503 идет в старый дом.

Запись 30-я.

I-330 излагает автору план захвата Интеграла для осу­ществления революции. Он недоумевает, спорит с женщи­ной. Он против революции – за статичность, в которой ви­дит всеобщее счастье. Женщина доказывает, что с покоем, всеобщей энтропией, заканчивается развитие и наступает смерть. Подлинное развитие бесконечно, как бесконечны числа. Наконец, автор уступает и соглашается.

Запись 31-я.

Утром автор узнает из газет, что отныне человек маши­норавен: ученые получили возможность уничтожить фанта­зию, которая стояла препятствием на пути к полному сча­стью. Всех жителей Единого Государства сгоняют на Опера­цию, в ходе которой они будут лишены фантазии. Из-за Опе­рации срываются испытания Интеграла, а значит, срывает­ся и план его захвата людьми I-330. Женщина предлагает ав­тору выбор: либо стопроцентное счастье и потеря фантазии, либо мучения, но вместе с I-330. Д-503 отказывается от “аб­солютного счастья”. Захват Интеграла откладывается.

Запись 32-я.

Во время работы на эллинге автор видит тех, кому уда­лили фантазию. Они агитируют других последовать их при­меру. Д-503 прячется от охранников, опасаясь, что его тоже поведут на Операцию. В это время он наталкивается на 0-90, которая умоляет спасти ее: она согласна на помощь I-330. Однако автор вовремя замечает шпиона и ведет 0-90 в дру­гую сторону, громко рассказывая ей о предстоящем полете Интеграла. Д-503 приводит 0-90 к себе домой и пишет ей записку, с которой нужно было идти к I-330.

Запись 34-я.

Автор на эллинге, он жалеет окружающих его рабочих, сравнивая их с тремя отпущенниками. Отпущенники – это трое нумеров из глубокого прошлого, которых ради экспе­римента на месяц освободили от всякой работы, так что те с непривычки на десятый день покончили жизнь самоубий­ством. На борту Интеграла автор замечает людей I-330 и по­нимает, что опасная борьба продолжается. Но заговорщики были обнаружены, им не удалось сорвать испытания.

Запись 35-я.

Д-503 знает, что доносчицей оказалась Ю. Он ищет ее по городу, желая убить. На улицах он становится свидетелем беспорядков. Люди восстают против “абсолютного счастья”. По возвращении домой автору удается найти Ю на привыч­ном месте. Он порывается убить ее, но в это время получает звонок от Благодетеля, немедленно требующего его к себе.

Запись 36-я.

Благодетель пробует увещевать Д-503. Он внушает, что насилие над личностью в Едином Государстве – кажущее­ся, на самом деле оно ведет к счастью. Счастье масс веками строилось на насилии, и даже христианского Бога можно сравнить с палачом. Автор смеется над Благодетелем и убе­гает от него. Блуждая по улицам словно в полусне, Д-503 мечтает о том, чтобы у него была мать.

Запись 37-я.

Во время обеда в столовой автор слышит грохот. “Нуме­ра” выбегают на улицу, ничего не понимая. Как оказалось, непойманные заговорщики взорвали Стену. В город попали лесные птицы, крики которых усилили всеобщую панику. Д-503 пытался разыскать в этой суматохе I-330, но не на­шел ее. Он вернулся домой и заснул.

Запись 38-я.

Д-503 проснулся от падавшего на лицо света. Рядом си­дела I-330. Автор попробовал объяснить ей все. Они прости­лись.

Это было писательское кредо Замятина. Мы» - роман-антиутопияЕвгения Замятина с элементами сатиры (1920). Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. В конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей.


Испытание будет доведено до конца, вы не посмеете его сорвать. Действие романа происходит в далеком будущем. У граждан Государства нет имен в том смысле, в каком это было в прошлом – всем им присвоены нумера.

Употребление этих ядов в Едином Государстве запрещено, и Д-503 должен сообщить об этом, но не может. Теперь он другой. И вот он за одним столом с Благодетелем в знаменитой Газовой комнате. Тогда её вытаскивают, с помощью электродов быстро приводят в себя и снова сажают под колокол.

Д-503 вызывает к себе Благодетель и говорит ему, что он нужен был заговорщикам только как создатель «Интеграла». Заканчивается роман записью Д-503: «Я уверен – мы победим. Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» (статья «Я боюсь»).

К тому же роман содержал аллюзии на некоторые события гражданской войны («война города против деревни»). Роман построен как дневник одной из ключевых фигур гипотетического общества будущего. Однако затем всех, кто был рядом, загоняют в ближайший аудиториум с до боли знакомым номером 112 (там происходило его первое «запретное свидание»).

Идейный смысл романа Замятина «Мы»

С ним заговаривает незнакомка с очень белыми и острыми зубами, с каким-то раздражающим иксом в глазах или бровях. Д-503 приходит в Древний Дом, в «их» квартиру, открывает дверцу шкафа, и вдруг… Строитель «Интеграла» теперь в новом мире: кругом что-то корявое, лохматое, иррациональное.

А назавтра в Единой Государственной Газете: «В 48-й раз единогласно избран все тот же Благодетель». А в городе повсюду расклеены листки с надписью «Мефи». Д-503 не может выдать заговорщиков, ведь среди них… Но вдруг думает: что, если она с ним только из-за… На углу, в аудиториуме, широко разинута дверь, и оттуда - медленная колонна из оперированных. Теперь это не люди, а какие-то человекообразные тракторы.

Д-503 вбегает передохнуть в какой-то подъезд, и тотчас же там оказывается и 0–90. Она тоже не хочет операции и просит спасти её и их будущего ребёнка. А потом…» У I - бешеные, синие искры. На ухо Д: «А, так это вы? Вы - „исполнили долг“?» И он вдруг с ужасом понимает: это дежурная Ю, не раз бывавшая в его комнате, это она прочитала его записи.

На следующий день оказывается, что взорвана Стена и в городе летают стаи птиц. На улицах - восставшие. Д-503 прибегает в Бюро Хранителей и рассказывает S-4711 все, что он знает о «Мефи». Опрометью Д-503 - из Бюро Хранителей и - в одну из общественных уборных. В голове у Д-503 теперь пусто, легко… Когда из-под колокола выкачивают воздух, она откидывает голову, глаза полузакрыты, губы стиснуты - это напоминает Д-503 что-то.

Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. В рукописи рассказывается о том, как счастливо живут граждане Великого Государства, во главе которого стоит Благодетель. Вместо этого он идет в Медицинское Бюро, где его освобождают от работы. Но он не может этого сделать. Более того, он вдруг понимает, что становится совсем другим и не может больше выполнять свои обязанности перед Государством, о чем и пишет в своей рукописи.

Он в ужасе – она еще не дошла до Материнской Нормы, и за нарушение ее ожидает Машина Благодетеля. На следующий день в Газете опубликован Декрет о Великой Операции. Этой операции должны подвергнуться все нумера государства, и она поможет им избавиться от фантазий, от души, и стать совершенными и полностью равными. Граждане государства забывают обо всех правилах, в городе царит хаос и беспорядок.

Вместе с Благодетелем он наблюдает за тем, как пытаются добиться показаний от какой-то женщины в Газовой камере. Это что-то ему напоминает, но он не может понять, что именно. Потому что разум должен победить». Государственная Газета призвала всех желающих внести вклад в написание послания жителям далёких планет, которые должны встретиться будущему экипажу «ИНТЕГРАЛА». В начале он пишет так, как обычно мыслит человек, пребывающий в блаженном неведении относительно любого другого образа жизни и общественного строя, кроме заведённого властями в его стране.

Это говорит нумер, сидящий на соседнем с Д унитазе в общественной уборной

Между тем I-330 поверяет Д в тайны революции. Расы перестали существовать, и лишь отдельные антропологические черты выдают в нумерах те или иные черты предков. Но, увидев ещё один, не запомнив даже цифры, лишь только букву «Ф», он в ярости выбегает из комнаты.

Обнаруживается и ещё один женский нумер, влюблённый в Д-503, но до поры скрывавший это. Это Ю, дежурная при входе в дом, где находится квартира Д. Ю также работает в сфере «детоводства». С I-330 в последний раз он видится в своей комнате: она пришла узнать, о чём же они разговаривали с Благодетелем, и не более того. После встречи она уходит.

Далёкое будущее. Д-503, талант-ливый инженер, стро-и-тель косми-че-ского корабля «Инте-грал», ведет записки для потомков, расска-зы-вает им о «высо-чайших вершинах в чело-ве-че-ской истории» — жизни Единого Госу-дар-ства и его главе Благо-де-теле. Название руко-писи — «Мы». Д-503 восхи-ща-ется тем, что граж-дане Единого Госу-дар-ства, нумера, ведут рассчи-танную по системе Тэйлора, строго регла-мен-ти-ро-ванную Часовой Скри-жалью жизнь: в одно и то же время встают, начи-нают и кончают работу, выходят на прогулку, идут в ауди-то-риум, отходят ко сну. Для нумеров опре-де-ляют подхо-дящий табель сексу-альных дней и выдают розовую талонную книжку. Д-503 уверен: «„Мы“ — от Бога, а „я“ — от диавола».

Как-то весенним днем со своей милой, кругло обто-ченной подругой, запи-санной на него 0–90, Д-503 вместе с другими одина-ково одетыми нуме-рами гуляет под марш труб Музы-каль-ного Завода. С ним заго-ва-ри-вает незна-комка с очень белыми и острыми зубами, с каким-то раздра-жа-ющим иксом в глазах или бровях. I-330, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, читает мысли Д-503.

Через несколько дней I-330 пригла-шает Д-503 в Древний Дом (они приле-тают туда на аэро). В квар-тире-музее рояль, хаос красок и форм, статуя Пушкина. Д-503 захвачен в дикий вихрь древней жизни. Но когда I-330 просит его нару-шить принятый распо-рядок дня и остаться с ней, Д-503 наме-ре-ва-ется отпра-виться в Бюро Храни-телей и донести на нее. Однако на следу-ющий день он идет в Меди-цин-ское Бюро: ему кажется, что в него врос ирра-цио-нальный № 1 и что он явно болен. Его осво-бож-дают от работы.

Д-503 вместе с другими нуме-рами присут-ствует на площади Куба во время казни одного поэта, напи-сав-шего о Благо-де-теле кощун-ственные стихи. Поэти-зи-ро-ванный приговор читает трясу-щи-мися серыми губами прия-тель Д-503, Государ-ственный Поэт R-13. Преступ-ника казнит сам Благо-де-тель, тяжкий, каменный, как судьба. Свер-кает острое лезвие луча его Машины, и вместо нумера — лужа хими-чески чистой воды.

Вскоре стро-и-тель «Инте-грала» полу-чает изве-щение, что на него запи-са-лась I-330. Д-503 явля-ется к ней в назна-ченный час. I-330 дразнит его: курит древние «папи-росы», пьет ликер, застав-ляет и Д-503 сделать глоток в поцелуе. Употреб-ление этих ядов в Едином Госу-дар-стве запре-щено, и Д-503 должен сооб-щить об этом, но не может. Теперь он другой. В десятой записи он призна-ется, что гибнет и больше не может выпол-нять свои обязан-ности перед Единым Госу-дар-ством, а в один-на-дцатой — что в нем теперь два «я» — он и прежний, невинный, как Адам, и новый — дикий, любящий и ревну-ющий, совсем как в идиот-ских древних книжках. Если бы знать, какое из этих «я» насто-ящее!

Д-503 не может без I-330, а её нигде нет. В Меди-цин-ском Бюро, куда ему помо-гает дойти двоя-ко-изо-гнутый Храни-тель S-4711, прия-тель I, выяс-ня-ется, что стро-и-тель «Инте-грала» неиз-ле-чимо болен: у него, как и у неко-торых других нумеров, обра-зо-ва-лась душа.

Д-503 приходит в Древний Дом, в «их» квар-тиру, откры-вает дверцу шкафа, и вдруг... пол уходит у него из-под ног, он опус-ка-ется в какое-то подзе-мелье, доходит до двери, за которой — гул. Оттуда появ-ля-ется его знакомый, доктор. «Я думал, что она, I-330...» — «Стойте тут!» — доктор исче-зает. Наконец! Наконец она рядом. Д и I уходят — двое-одно... Она идет, как и он, с закры-тыми глазами, закинув вверх голову, закусив губы... Стро-и-тель «Инте-грала» теперь в новом мире: кругом что-то корявое, лохматое, ирра-цио-нальное.

0–90 пони-мает: Д-503 любит другую, поэтому она снимает свою запись на него. Придя к нему проститься, она просит: «Я хочу — я должна от вас ребенка — и я уйду, я уйду!» — «Что? Захо-те-лось Машины Благо-де-теля? Вы ведь ниже санти-метров на десять Мате-рин-ской Нормы!» — «Пусть! Но ведь я же почув-ствую его в себе. И хоть несколько дней...» Как отка-зать ей?.. И Д-503 выпол-няет её просьбу — словно броса-ется с акку-му-ля-торной башни вниз.

I-330 наконец появ-ля-ется у своего люби-мого. «Зачем ты меня мучила, зачем не прихо-дила?» — «А может быть, мне нужно было испы-тать тебя, нужно знать, что ты сделаешь все, что я захочу, что ты совсем уже мой?» — «Да, совсем!» Сладкие, острые зубы; улыбка, она в чашечке кресла — как пчела: в ней жало и мед. И затем — пчелы — губы, сладкая боль цветения, боль любви... «Я не могу так, I. Ты все время что-то недо-го-ва-ри-ваешь», — «А ты не побо-ишься пойти за мной всюду?» — «Нет, не побоюсь!» — «Тогда после Дня Едино-гласия узнаешь все, если только не...»

Насту-пает великий День Едино-гласия, нечто вроде древней Пасхи, как пишет Д-503; ежегодные выборы Благо-де-теля, торже-ство воли единого «Мы». Чугунный, медленный голос: «Кто „за“ — прошу поднять руки». Шелест милли-онов рук, с усилием подни-мает свою и Д-503. «Кто „против“?» Тысячи рук взмет-ну-лись вверх, и среди них — рука I-330. И дальше — вихрь взве-янных бегом одеяний, расте-рянные фигуры Храни-телей, R-13, уносящий на руках I-330. Как таран, Д-503 пропа-ры-вает толпу, выхва-ты-вает I, всю в крови, у R-13, крепко прижи-мает к себе и уносит. Только бы вот так нести её, нести, нести...

А назавтра в Единой Государ-ственной Газете: «В 48-й раз едино-гласно избран все тот же Благо-де-тель». А в городе повсюду расклеены листки с надписью «Мефи».

Д-503 с I-330 по кори-дорам под Древним Домом выходят из города за Зеленую Стену, в низший мир. Нестер-пимо пестрый гам, свист, свет. У Д-503 голова кругом. Д-503 видит диких людей, обросших шерстью, веселых, жизне-ра-достных. I-330 знакомит их со стро-и-телем «Инте-грала» и говорит, что он поможет захва-тить корабль, и тогда удастся разру-шить Стену между городом и диким миром. А на камне огромные буквы «Мефи». Д-503 ясно: дикие люди — поло-вина, которую поте-ряли горо-жане, одни Н2, а другие О, а чтобы полу-чи-лось Н2О, нужно, чтобы поло-вины соеди-ни-лись.

I назна-чает Д свидание в Древнем Доме и откры-вает ему план «Мефи»: захва-тить «Инте-грал» во время проб-ного полета и, сделав его оружием против Единого Госу-дар-ства, кончить все сразу, быстро, без боли. «Какая неле-пость, I! Ведь наша рево-люция была последней!» — «Последней — нет, рево-люции беско-нечны, а иначе — энтропия, блаженный покой, равно-весие. Но необ-хо-димо его нару-шить ради беско-неч-ного движения». Д-503 не может выдать заго-вор-щиков, ведь среди них... Но вдруг думает: что, если она с ним только из-за...

Наутро в Государ-ственной Газете появ-ля-ется декрет о Великой Операции. Цель — уничто-жение фантазии. Операции должны подверг-нуться все нумера, чтобы стать совер-шен-ными, маши-но-рав-ными. Может быть, сделать операцию Д и изле-читься от души, от I? Но он не может без нее. Не хочет спасения...

На углу, в ауди-то-риуме, широко рази-нута дверь, и оттуда — медленная колонна из опери-ро-ванных. Теперь это не люди, а какие-то чело-ве-ко-об-разные трак-торы. Они неудер-жимо пропа-хи-вают сквозь толпу и вдруг охва-ты-вают её кольцом. Чей-то прон-зи-тельный крик:

«Заго-няют, бегите!» И все убегают. Д-503 вбегает пере-дох-нуть в какой-то подъезд, и тотчас же там оказы-ва-ется и 0–90. Она тоже не хочет операции и просит спасти её и их буду-щего ребенка. Д-503 дает ей записку к I-330: она поможет.

И вот долго-жданный полет «Инте-грала». Среди нумеров, нахо-дя-щихся на корабле, члены «Мефи». «Вверх — 45!» — коман-дует Д-503. Глухой взрыв — толчок, потом мгно-венная зана-весь туч — корабль сквозь нее. И солнце, синее небо. В радио-те-ле-фонной Д-503 находит I-330 — в слуховом крылатом шлеме, свер-ка-ющую, летучую, как древние валь-кирии. «Вчера вечером приходит ко мне с твоей запиской, — говорит она Д. — И я отпра-вила — она уже там, за Стеною. Она будет жить...» Обеденный час. Все — в столовую. И вдруг кто-то заяв-ляет: «От имени Храни-телей... Мы знаем все. Вам — кому я говорю, те слышат... Испы-тание будет дове-дено до конца, вы не посмеете его сорвать. А потом...» У I — бешеные, синие искры. На ухо Д: «А, так это вы? Вы — „испол-нили долг“?» И он вдруг с ужасом пони-мает: это дежурная Ю, не раз бывавшая в его комнате, это она прочи-тала его записи. Стро-и-тель «Инте-грала» — в командной рубке. Он твердо прика-зы-вает: «Вниз! Оста-но-вить двига-тели. Конец всего». Облака — и потом далекое зеленое пятно вихрем мчится на корабль. Иско-вер-канное лицо Второго Стро-и-теля. Он толкает Д-503 со всего маху, и тот, уже падая, туманно слышит: «Кормовые — полный ход!» Резкий скачок вверх.

Д-503 вызы-вает к себе Благо-де-тель и говорит ему, что ныне сбыва-ется древняя мечта о рае — месте, где блаженные с опери-ро-ванной фанта-зией, и что Д-503 был нужен заго-вор-щикам лишь как стро-и-тель «Инте-грала». «Мы ещё не знаем их имен, но уверен, от вас узнаем».

На следу-ющий день оказы-ва-ется, что взорвана Стена и в городе летают стаи птиц. На улицах — восставшие. Глотая раскры-тыми ртами бурю, они двига-ются на запад. Сквозь стекло стен видно: женские и мужские нумера сово-куп-ля-ются, даже не спустивши штор, без всяких талонов...

Д-503 прибе-гает в Бюро Храни-телей и расска-зы-вает S-4711 все, что он знает о «Мефи». Он, как древний Авраам, приносит в жертву Исаака — самого себя. И вдруг стро-и-телю «Инте-грала» стано-вится ясно: S — один из тех...

Опро-метью Д-503 — из Бюро Храни-телей и — в одну из обще-ственных уборных. Там его сосед, зани-ма-ющий сиденье слева, делится с ним своим откры-тием: «Беско-неч-ности нет! Все конечно, все просто, все — вычис-лимо; и тогда мы победим фило-софски...» — «А там, где конча-ется ваша конечная вселенная? Что там — дальше?» Отве-тить сосед не успе-вает. Д-503 и всех, кто был там, хватают и в ауди-то-риуме 112 подвер-гают Великой Операции. В голове у Д-503 теперь пусто, легко...

На другой день он явля-ется к Благо-де-телю и расска-зы-вает все, что ему известно о врагах счастья. И вот он за одним столом с Благо-де-телем в знаме-нитой Газовой комнате. Приводят ту женщину. Она должна дать свои пока-зания, но лишь молчит и улыба-ется. Затем её вводят под колокол. Когда из-под коло-кола выка-чи-вают воздух, она отки-ды-вает голову, глаза полу-за-крыты, губы стис-нуты — это напо-ми-нает Д-503 что-то. Она смотрит на него, крепко вцепив-шись в ручки кресла, смотрит, пока глаза совсем не закры-ва-ются. Тогда её вытас-ки-вают, с помощью элек-тродов быстро приводят в себя и снова сажают под колокол. Так повто-ря-ется три раза — и она все-таки не говорит ни слова. Завтра она и другие, приве-денные вместе с нею, взойдут по ступеням Машины Благо-де-теля.

Д-503 так закан-чи-вает свои записки: «В городе скон-стру-и-ро-вана временная стена из высо-ко-вольтных волн. Я уверен — мы победим. Потому что разум должен побе-дить».

Евгения Замятина и его антиутопию «Мы» обычно проходят в 11 классе в школе, но заостряют на нём внимание, в основном, те, кто сдаёт литературу на ЕГЭ. Однако это произведение заслуживает быть прочитанным каждым из нас.

Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли, теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением – нео-реализмом. Замятин в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придет единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.

Роман «Мы» Евгений Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе, Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».

Из-за того, что антиутопия «Мы» увидела свет, пусть и за рубежом, писателя стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока Замятин не уехал за рубеж по разрешению Сталина.

Жанр

Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Она дала точку опоры для рождения нового пласта фантастической литературы ХХ века, которая была посвящена мрачным прогнозам на будущее. Основной проблемой в этих книгах является тоталитаризм в государстве и место человека в нём. Среди них выделяются такие шедевры, как романы , и , с которыми нередко сравнивают роман Замятина.

Антиутопия – это реакция на перемены в социуме и своеобразный ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто бывает так, что писатели предугадывают ещё не сформировавшиеся социальные отношения. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предугадывал, за основу своего романа он брал идеи из произведений Богданова, Гастева и Мора, которые выступали за машинизацию жизни и мысли. Таковыми были идеалы представителей пролеткульта. Помимо них, он иронически обыграл высказывания Хлебникова, Чернышевского, Маяковского, Платонова.

Замятин высмеивает их уверенность в том, что наука всемогуща и не ограничена в возможностях, и в том, что всё на свете можно покорить коммунистическими и социалистическими идеями. «Мы» — это доведение идеи социализма до гротеска с целью заставить людей задуматься о том, к чему ведет слепое поклонение идеологии.

О чем?

Произведение описывает происходящее спустя тысячу лет после окончания двухсотлетней войны, которая была самой последней революцией в мире. Повествование ведётся от первого лица. Главный герой по профессии инженер «Интеграла» — механизма, который настроен на популяризацию идей Единого Государства, интеграцию вселенной и её обезличивание, лишение индивидуальности. Суть романа заключается в постепенном прозрении Д-503. В нём зарождается всё больше сомнений, он обнаруживает недостатки в системе, в нём просыпается душа и выводит его из общего механизма. Но в финале произведения операция превращает его вновь в бесчувственный номер, лишённый индивидуальности.

Весь роман – это сорок записей в дневнике главного героя, которые начинаются прославлением Государства, а заканчиваются правдивыми описаниями угнетения. У граждан нет имён и фамилий, но есть номера и буквы – у женщин гласные, у мужчин – согласные. У них одинаковые комнаты со стеклянными стенами и одинаковая одежда.

Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, а расписание определяет Часовая Скрижаль. В нём существует два часа, отведённые специально на личное времяпровождение: можно совершать прогулки, заниматься за письменным столом или заниматься «приятно-полезной функцией организма».

Мир Интеграла огорожен от диких земель Зеленой стеной, за которой сохранились естественные люди, чей вольный образ жизни противопоставлен суровым порядкам Единого государства.

Главные герои и их характеристика

Замятин считает идеальным человеком номер I-330, которая демонстрирует философию автора: революции нескончаемы, жизнь – это разности, а если их нет, то кто-то обязательно их создаст.

Главный герой – инженер «Интеграла», Д-503. Ему тридцать два года, и то, что мы читаем – записи его дневника, в котором он то поддерживает идеи Единого Государства, то противится им. Его жизнь состоит из математики, вычислений и формул, что очень близко писателю. Но он не лишён фантазии и замечает, что многие номера тоже не вырезают себе это умение – значит, даже тысяча лет подобного режима не победила главенство души в человеке. Он искренний и способен чувствовать, но приходит к предательству любви из-за операции, которая лишила его фантазии.

В произведении два главных женских образа. О-90, чья душа цветёт и живёт, – она розовая и круглая, ей не хватает десяти сантиметров до Материнской нормы, но, тем не менее, она просит у главного героя подарить ей дитя. В конце романа О-90 с ребёнком оказываются по другую сторону стены, и этот ребёнок символизирует проблеск надежды. Второй женский образ — I-330. Это острая и гибкая, с белыми зубами девушка, которая любит тайны и испытания, нарушает режимы и установки и которая после умирает, отстаивая идеи борьбы с Единым Государством.

В основном, номера верны режиму Государства. Номер Ю, например, сопровождает воспитанников на операции, сообщает о проступке Д хранителям – остаётся верна своему долгу.

Государство в антиутопии

В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.

Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.

Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.

Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.

Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.

В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.

Проблемы

Проблематика романа «Мы» связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определенный функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово «счастье» уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их номера лишены.

Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема – это противостояние с тоталитарной властью, бунт против нее. Но за этим конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.

В романе описывается социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О любит одного мужчину, но ей приходится «принадлежать» всем, кто захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении номера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.

Смысл романа

Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.

Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.

Критика

Ю. Анненков пишет, что Евгений Замятин виноват перед режимом только в том, что умел мыслить иначе и не равнялся с обществом под одну гребёнку. По его словам, идеи, вписанные в его антиутопию, были его собственными идеями – о том, что нельзя искусственно вписывать человека в систему, потому что в нём, помимо всего прочего, есть иррациональное начало.

Дж. Оруэлл сравнивает произведение Замятина с романом Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оба романа говорят о протесте природы против механизации в будущем. У русского автора, по мнению писателя, более явно читается политический подтекст, но сама книга построена неудачно. Оруэлл критикует слабоватый и отрывочный сюжет, о котором невозможно сказать в нескольких предложениях.

Э. Браун писала, что «Мы» — это одна из самых смелых и перспективных современных утопий потому, что она веселее. Ю. Н. Тынянов в статье «Литературное сегодня» считал фантастический сюжет Замятина убедительным, потому что он сам шёл к писателю из-за его стиля. Инерция стиля и вызвала фантастику. В конце Тынянов называет роман удачей, произведением, колеблющимся между утопией и Петербургом того времени.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...