Егэ биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по биологии




Прописи рекомендуются всем участникам образовательного процесса: педагогам, родителям, а самое...

Читать полностью

"Прописи для детей 5-6(7) лет" входят в комплект учебно-наглядных пособий, разработанный в русле авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты.
В них детям предлагаются игровые задания и упражнения по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к следующему этапу обучения ("Прописи для детей 6-7 лет").
Вместе со сказочными героями он будет обводить по пунктирным линиям предметы, писать печатные буквы, дорисовывать недостающие элементы печатных букв, рисовать символические изображения предметов в клетках. Герои предложат ему также задания по развитию зрительного внимания "Закрась по образцу", "Помоги найти" и т. д. В процессе выполнения игровых упражнений у ребёнка сформируются предпосылки учебной деятельности - умение понять учебно-игровую задачу и самостоятельно её решить, у него сформируется навык самоконтроля и самооценки.
Прописи рекомендуются всем участникам образовательного процесса: педагогам, родителям, а самое главное - ребёнку, для которого они сделаны творческим коллективом нашего издательства.
Прописи продаются в двух вариантах оформления обложки (красная и синяя), содержание идентично.
3-е издание, переработанное.

Для всех учащихся, кто в 2017-2018 учебном году планирует принять участие в борьбе за бюджетные места в самых популярных ВУЗах России, начинается один из самых непростых периодов в жизни – этап подготовки к сдаче ЕГЭ. В этом году обязательными к сдаче останутся русский язык и математика, а выбор профильных предметов, таких как биология, химия, физика, информатика, иностранные языки и др. зависит от специальности, которую для себя выберет будущий абитуриент. В данной статье мы поговорим о том, что в 2018 году ожидает всех тех, кто планирует подавать заявку на ЕГЭ по биологии.

Предлагаем обсудить такие темы:

Итак, для тех, кто на протяжении долгих лет обучения в школе или лицее показывал высокие результаты по биологии, открываются такие направления:

  1. Биологические факультеты различных российский ВУЗов, выпускающие биологов и биотехнологов, зоологов и биофизиков, экологов и палеонтологов
  2. Медуниверситеты России.
  3. Факультеты ветеринарной медицины.
  4. Факультеты психологии, дающие возможность стать дипломированным психологом, дефектологом, психоаналитиком или психотерапевтом.
  5. Факультеты физической культуры, выпускники которых могут получить диплом тренера, спортивного инструктора или учителя физкультуры.

Все перечисленные направления требуют успешной сдачи ЕГЭ по биологии. Но, во многих университетах помимо базовых предметов могут понадобиться также , физика или обществознание.

Даты проведения в 2018 году ЕГЭ по биологии

В 2017-2018 учебном году Единый Государственный экзамен будет проходить в три этапа:

  1. Предварительный (4 апреля 2018 — основной и 11 апреля 2018 резервный день) – для выпускников прошлых лет и тех, кто предоставит документы, предоставляющие право на досрочную сдачу ЕГЭ.
  2. Основной (18 июня 2018 — основной, а также 26 и 29 июня 2018 резервные дни) – для выпускников 2017-2018 года.
  3. Дополнительный (в сентябре) – для тех, кто по уважительной (документально подтвержденной) причине не смог принять участие в основном этапе ЕГЭ.

Следите за новостями в официальных группах нашего сайта! Как только будут утверждены конкретные даты по всем предметам ЕГЭ, мы первыми расскажем об этом!

Нововведения, которые ожидаются в ЕГЭ по биологии

Реформирование системы образования продолжается, те или иные изменения в ЕГЭ происходят ежегодно. Потому, одним из важнейших вопросов, волнующих будущих абитуриентов 2018 года, их родителей и учителей, на плечи которых ложится подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ – какие изменения могут внести в ЕГЭ по биологии.

В 2017 году КИМы по биологии были доработаны.

  • Исключены тестовые вопросы с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа.
  • Изменено количество вопросов. Теперь их только 28 вместо 40.
  • На выполнение работы теперь отводится 210 минут (по 5 минут на каждый вопрос 1 блока и по 10-20 минут для каждого задания 2 блока).
  • В блоке №1 появились новые виды заданий, требующие умение работать с графическими схемами и таблицами, а также производить анализ и синтез предоставленной информации.
  • Задания расположены не по уровню сложности, а сгруппированы по блокам.
  • Минимальный проходной порог составляет 36 баллов.

С учетом внесенных изменений структура КИМ предполагает, что при выполнении заданий 1 блока выпускник должен справиться с такими видами работ, как:

  1. множественный выбор;
  2. установление соответствия;
  3. установление правильной последовательности;
  4. дополнение схемы, таблицы;
  5. анализ информации, проставленной в графической либо табличной форме.

Во 2 блоке каждое из заданий потребует полного развернутого ответа.

Для выпускников прошлых лет эти изменения стали неприятным сюрпризом. Тот факт, что в этом году уже сейчас есть возможность ориентироваться на структуру экзаменационной работы – весомое преимущество. Нынешний министр не приветствует резкие и радикальные перемены, что дает надежду на то, что прошлогодний стандарт, признанный оптимальным, не будет сильно изменен в новом сезоне ЕГЭ.

Скорее всего, по результатам обсуждений билетов прошлого года в КИМы по биологии будут внесены некоторые изменения. Вероятнее всего они коснутся вопросов, вызвавших ряд негативных отзывов со стороны экзаменуемых.

Можно ли сдать этот экзамен на наивысший балл? Конечно! Это доказали выпускники, набравшие максимальные 100 баллов и успешно вступившие на бюджетные места в лучшие университеты страны. Главное – правильно организовать процесс подготовки и сосредоточится на достижении поставленной цели.

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Хотя на первый взгляд биология кажется наукой интересной и не сложной, и тут существуют свои подводные камни, а также ряд сложностей, с которыми могут столкнуться ученики школ, в которых предмет не является профильным.

Согласно действующих КИМов единый государственный экзамен по биологии призван проверить знания по таким темам:

  • Биология как наука.
  • Клетка как биологическая система.
  • Организм как биологическая система.
  • Система и многообразие органического мира.
  • Экосистемы и их закономерности.
  • Эволюция живой природы.
  • Организм человека и здоровье.

Материал в этих семи пунктах заключен довольно объемный, поэтому не стоит откладывать подготовку на последние месяцы! Оптимально приступить к повторению всего пройденного в школе уже с июля-августа, если вы не начали заниматься раньше.

План подготовки достаточно прост:

  1. Ознакомление с теорией.
  2. Решение практической части и закрепление навыков.
  3. Проверка знаний путем решения тестовых заданий ЕГЭ.

Для работы с теорией подойдут любые учебники, рекомендованные Минобрнауки. Но, просто читать и пытаться запомнить мало. Такой формат не даст высокой эффективности при подготовке к экзамену в формате ЕГЭ. Педагоги с большим опытом рекомендуют:

  1. Учите терминологию . Биология имеет свой язык, без знания которого при сдаче ЕГЭ 2018 возникнут затруднения с заданиями высокого уровня сложности, а потому подготовка должна базировать на умении оперировать биологическими понятиями.
  2. Визуализируйте понятия . Если в учебнике нет фотографий, ищите необходимую информацию в интернете. Это поможет сделать сложные моменты более понятными и связать их с жизнью.
  3. Используйте различные методы запоминания. Подбирайте методику, которая поможет именно вам. Возможно, это представление информации в виде схем, таблиц, зарисовок, или метод ассоциаций.
  4. Поддерживайте систематичность занятий .
  5. Задавайте вопросы . Если что-то вызывает трудности, обратитесь к своему школьному учителю, задайте вопрос на форуме, посвященном ЕГЭ по биологии, или воспользуйтесь помощью репетитора.

Главное же правило подготовки к ЕГЭ по биологии 2018 и успешной сдачи экзамена – это начинать готовиться не за несколько недель до «часа Х», а с самого начала учебного года.

Во время подготовки к ЕГЭ 2019 по биологии уделите большое внимание изучению теории. Сложность экзамена заключается в большом объёме проверяемых знаний. В отличие от испытаний по другим предметам, на ЕГЭ по биологии может попасться вопрос, который изучали в 6-7 классе, поэтому без повторения теории за весь курс школьной программы не обойтись.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по биологии

Чтобы получить высокий балл, лучше обратиться к репетитору или пройти специализированные курсы. Преподаватель в процессе обучения следит за вашим индивидуальным прогрессом, контролирует уровень освоения материала, даёт ценные рекомендации. Такой подход более эффективен и помогает сэкономить много времени. Но если по каким-либо причинам у вас нет возможности заниматься с профессиональными педагогами, изучить предмет можно и самостоятельно. Представляем вам краткий план пошаговой подготовки к ЕГЭ по биологии.

  • Изучите демоверсию КИМов, спецификацию и кодификатор. При этом важно использовать КИМы досрочного периода текущего года. Их структура, количество вопросов, уровень сложности идентичны тем, что будут использоваться на реальном испытании. В демонстрационных вариантах есть ответы, что поможет оценить имеющийся уровень знаний и определить темы, повторению которых нужно уделить особое внимание. Полный перечень элементов содержания, который будет проверяться на госэкзамене, указан в кодификаторе.
  • Для подготовки к ЕГЭ по биологии с нуля и изучения теории можно использовать пособия Пименова, Лернера или Соловкова. В них рассмотрены разделы из школьного курса, приведены примеры тестовых заданий с ответами и разъяснениями.
  • Если вам необходимо освежить имеющиеся знания, используйте следующие материалы: пособие Кириленко А.А., а также справочник «ЕГЭ. Биология в таблицах и схемах».

Подготовка к ЕГЭ по биологии 2019: теория и практика на онлайн-курсах от «Новиссе»

Хотите быстро изучить теорию по биологии? Приглашаем вас в центр обучения «Новиссе». Со знаниями, полученными у нас, вы сдадите экзамен на «отлично» и легко поступите в вуз. При этом вы можете заниматься в любом месте, главное – доступ в интернет и желание учиться.

Теорию можно изучать в формате видеоуроков или вебинаров.

Вебинары – полный курс подготовки к ЕГЭ. Занятия проходят в режиме реального времени по принципу обычного урока. На них можно задавать вопросы преподавателю. В конце каждого урока вы получаете домашнее задание – учитель проверяет его, даёт рекомендации.

Если времени осталось совсем мало, попробуйте наш экспресс-курс подготовки к ЕГЭ. Эти информативные видеоуроки содержат весь необходимый минимум. Для проверки знаний и закрепления пройденного материала в кратком курсе предлагается пройти тесты после каждого раздела.

В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по биологии 2018 г. изменения по структуре и типам заданий не планируются. Они остаются такими же, как и в 2017 году.

КИМы учитывают специфику нашего предмета и проверяют то содержание, которое отражено в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Это тот самый стандарт, который действует у нас с 2004 года.

Контрольно-измерительные материалы конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование, как на базовом, так и профильном уровнях - это новшество, так как до 2017 года разработчики оценивали уровень овладения знаниями и учебными умениями только на базовом уровне, никак не на профильном. Сегодня задания нацелены на проверку сформированности биологической компетентности выпускников.

Приоритетом контроля является контроль сформированности знаний и способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии (чего не было раньше); овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений в различных ситуациях, как в новой, так и в измененной ситуации, решении количественных и качественных биологических задач.

Большой акцент делается на работу с информацией, которая представлена в различных видах: это и тексты, и схемы, и рисунки, и таблицы, и графики, и диаграммы.

Экзаменационная работа включает в себя семь содержательных блоков:

  • «Биология как наука. Методы научного познания»
  • «Клетка как биологическая система»
  • «Организм как биологическая система»
  • «Система и многообразие органического мира»
  • «Организм человека и его здоровье»
  • «Эволюция живой природы»
  • «Экосистемы и присущие им закономерности»

Структура КИМ

Каждый вариант экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, которые включают в себя задания, различные по форме предъявления, уровню сложности и способам оценки их выполнения.

ТАБЛИЦА СТРУКТУРА КИМ

Часть 1 (21 задание) Часть 2 (7 заданий)
- множественный выбор- 7 - ПОЗ (практико-ориентированное задание)
- соответствие – 6 - изображение
- последовательность-3 -текст
-задача – 2 -обобщение(2)
- недостающая информация-2 - задача (2)
- анализ графика или таблицы - 1

Часть 1 содержит 21 задание, из них 7: заданий с множественным выбором (с рисунком или без него); 6 – на установление соответствия (с рисунком или без него); 3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 – на дополнение недостающей информации в схеме; 1 – на дополнение недостающей информации в таблице; 1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Часть 2 состоит из 7 заданий с развернутым ответом. Задания этого типа дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.

В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2 проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования.

КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ

Содержание блока Вся работа Часть 1 Часть 2
«Биология как наука. Методы научного познания» 2 1 1
«Клетка как биологическая система» 5-4 4-3 1
«Организм как биологическая система» 4-5 3-4 1
«Система и многообразие органического мира» 4 3 1
«Организм человека и его здоровье» 5 4 1
«Эволюция живой природы» 4 3 1
«Экосистемы и присущие им закономерности» 4 3 1
Итого: 28 21 7

Обращаю Ваше внимание, что количество заданий уменьшилось. Раньше их было 40, из них 33 в первой части и 7 во второй части. Сейчас вы видите, что в первой части 21 задание, во второй – 7

Т.е. Каждый вариант, как и прежде, состоит из двух частей. В целях повышения объективности оценки качества итоговой аттестации обучающихся за среднее общее образование, из части 1 экзаменационной работы были исключены задания с выбором одного верного ответа, чтобы предотвратить случайное угадывание. Подобная модернизация привела к сокращению с 33 до 21 количества заданий части 1 и с 40 до 28 во всей работе.

Как распределяются эти задания по уровню сложности?

В таблице красным цветом выделено количество заданий, которые были в работе 2016 года, и синим с 2017 года.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности Всего Часть 1 Часть 2
Базовый 10
(24)
10
(24)
-
Повышенный 12
(9)
11
(9)
1
(0)
Высокий 6
(7)
- 6
(7)

Обратите внимание, базовых заданий остается 10, а было 24, все они расположены в первой части. Задания повышенного уровня – их было 9, теперь их будет 12, причем 11 из них находятся в первой части и 1 задание во второй части. В 2016 году практико-ориентированные задания относились к заданиям высокого уровня сложности, а с 2017 года его перевели в категорию повышенного уровня.

Задания высоко уровня сложности – их шесть, а было семь. Все они находятся во второй части, начиная с 23 задания.

Как распределяются задания по видам умений и способам действий?

Распределение заданий по видам умений и способам действий

Группы Видов Число заданий
- Знать, уметь 9
- Умения 16
- На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни 3

Задания можно условно разделить на три группы:

  • знать, понимать. Таких заданий 9 из 28
  • На умения. Их 16
  • На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни - 3

Какие же существенные изменения произошли в структуре и содержании работы ЕГЭ?

  1. Полностью исключены задания с выбором одного из четырех предложенных
  2. Уменьшилось число заданий с 40 до 28
  3. Поменялся максимальный первичный балл (в 2016 – 61балл, с 2017 – 59балл)
  4. Увеличилась продолжительность экзамена. Было 180 минут, стало 210 минут (3,5 часа)
  5. НОВЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ!!! В первой части

Новые типы заданий

С использованием рисунков, схем (базовый, повышенный, уровень) ;

С множественным выбором ответов (базовый и повышенный уровень) ;

На установление соответствия биологических процессов или явлений (повышенный уровень);

На определение последовательности биологических объектов, процессов (базовый и повышенный уровень);

С (не кратким) свободным ответом на примере биологических знаний в практической ситуации (уровень);

Со свободным развернутым ответом на обобщение и применение знаний в новой ситуации (высокий уровень);

На анализ биологической информации (высокий уровень);

Со свободным развернутым ответом мс изображением биологического объекта (высокий уровень);

Биологические задачи по цитологии и генетике (высокий уровень)

Заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы

Эти задания предполагают, что выпускники хорошо владеют терминологией, у них хорошо сформирован понятийный аппарат.

Активный искусственный иммунитет возникает после введения вакцины. Вакцины (лат. vaccinus коровий) - препараты, получаемые из ослабленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.

Ответ: вакцина, или вакцины (и единственное и множественное число - верный ответ).

Пояснение.

Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).

Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число - верный ответ).

ИЛИ (повышенный уровень)

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
A возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В

Список терминов и понятий:

  1. мембраны тилакоидов
  2. световая фаза
  3. фиксация неорганического углерода
  4. фотолиз воды
  5. темновая фаза
  6. цитоплазма клетки
А Б В
- - -

Пояснение.

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
А - мембраны тилакоидов возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б - фиксация неорганического углерода темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В - световая фаза

Ответ: 132.

ИЛИ (высокий уровень)

Рассмотрите схему сердечного цикла на рисунках 1–3. На каком из рисунков изображена фаза систолы желудочков? В каком состоянии в этот момент находятся створчатые клапаны сердца? В какие сосуды, в момент систолы желудочков, поступает кровь?


Пояснение.

  1. на рисунке №2;
  2. створчатые клапаны в момент систолы желудочков закрываются;
  3. кровь поступает в аорту и лёгочный ствол (лёгочную артерию)

- нахождение правильно указанных обозначений в рисунке (базовый уровень )

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. наружный слуховой проход
  2. барабанная перепонка
  3. слуховой нерв
  4. стремя
  5. полукружный канал
  6. улитка

Пояснение

Три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха»: наружный слуховой проход (1); барабанная перепонка (2); улитка (6). Неверно: слуховой нерв - 3 - это слуховая труба (евстахиева труба); стремя - это слуховая косточка - 4 молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к молоточку); полукружный канал - это слуховая косточка - 5 наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку).

Ответ: 126.

- множественный выбор, в том числе с рисунком и без него, работа с текстом (базовый уровень )

Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите.

  1. Отсутствие в ней оформленного ядра
  2. Наличие цитоплазмы
  3. Наличие клеточной мембраны
  4. Наличие митохондрий
  5. Наличие эндоплазматической сети

Прокариоты, или доядерные - одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Но прокариоты - клетки, значит, у них есть цитоплазма и мембрана.

ВНИМАНИЕ!!! Новые формы заданий, которые требуют внимательного прочтения инструкций с той целью, чтобы правильно выполнить задание, а самое, главное, правильно записать ответ

ИЛИ (с рисунком)

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

  1. наличие ядрышка с хроматином
  2. наличие целлюлозной клеточной оболочки
  3. наличие митохондрий
  4. прокариотическая клетка
  5. способность к фагоцитозу

Пояснение

На рисунке изображена животная клетка. Верные утверждения: наличие ядрышка с хроматином; наличие митохондрий; способность к фагоцитозу. Неверные утверждения: наличие целлюлозной клеточной оболочки - это характеристика растительной клетки; прокариотическая клетка - на рисунке видно ядро, т.е. клетка эукариотическая.

- решение биологических задач (базовый уровень )

Решение простейших биологических задач в первой части – это задания базового уровня. Это задачи количественные и требуют вписывать ответ в виде цифр

Например, В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Клетки слизистой оболочки - соматические, имеют диплоидный набор хромосом, в гамете - гаплоидный, уменьшенный в 2 раза, а в зиготе он вновь диплоидный, т. е. равен 20.

ИЛИ

У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

В половых клетка число хромосом уменьшается в 2 раза, т. е. 4 хромосомы - гаплоидный.

ИЛИ

Сколько ами¬но¬кис¬лот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Ответ: 300.

Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

Одну аминокислоту кодируют 3 нуклеотида, значит, 900 нуклеотидов = 300 триплетов = 300 аминокислот.

Ответ: 300.

ИЛИ

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение

По правилу комплементарности количество гуанина равно количеству цитозина, значит, 20%, на тимин и аденин остается 60%, их так же равное количество, значит, по 30%.

ИЛИ

Каким будет соотношение генотипов и фенотипов потомства, полученного от скрещивания родителей с генотипами Аа и Аа, при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде правильной последовательности цифр, без дополнительных символов, показывающих соотношение получившихся генотипов и фенотипов.

Пояснение

При скрещивании двух гетерозиготных организмов с неполным доминированием ♀ Аа x ♂ Aа = F1 АА - 1 часть: Aa - 2 части: аа - 1 часть - потомство имеет три разных генотипа, каждому из которых соответствует свой фенотип.

Ответ: 121.

ИЛИ

- установление соответствия с рисунком и без него (повышенный уровень )

Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом.

СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА ОРГАНОИД
A) двумембранный органоид 1) хлоропласт
Б) есть собственная ДНК 2) аппарат Гольджи
B) имеет секреторный аппарат -
Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн -
Д) состоит из тилакоидов гран и стромы -
Е) одномембранный органоид -

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
-- -- -- -- -- --

Хлоропласт - под буквами А, Б, Д. Аппарат Гольджи - под буквами В, Г, Е.

Ответ: 112212.

ИЛИ

ВНИМАНИЕ!!! Новшество 2017 года: Соответствие с рисунком. Прежде не встречалось.

Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ СТРУКТУРЫ
А) осуществляет активный транспорт веществ
Б) изолирует клетку от окружающей среды
В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ
Г) образует секреторные пузырьки
Д) распределяет вещества клетки по органеллам
Е) участвует в образовании лизосом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
-- -- -- -- -- --

Мембрана: осуществляет активный транспорт веществ; изолирует клетку от окружающей среды; обеспечивает избирательную проницаемость веществ. Комплекс Гольджи: образует секреторные пузырьки; распределяет вещества клетки по органеллам; участвует в образовании лизосом.

Ответ: 111222

- установление последовательности (базовый, повышенный уровни )

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Мятлик луговой
  2. Мятлик
  3. Покрытосеменные
  4. Однодольные
  5. Растения
  6. Злаковые

Пояснение

Последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона: Царство Растения → Отдел Покрытосеменные → Класс Однодольные → Семейство Злаковые → Род Мятлик → Вид Мятлик луговой.

Ответ: 534621

ИЛИ

Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.

  1. левое предсердие
  2. легочные капилляры
  3. легочные вены
  4. легочные артерии
  5. правый желудочек

Пояснение

Из правого желудочка кровь идет по легочной артерии в легкие, в легочных капиллярах происходит обмен газами, по легочным венам кровь возвращается в левое предсердие.

Ответ: 54231

ИЛИ

Установите последовательность процессов пищеварения.

  1. всасывание аминокислот и глюкозы
  2. механическое изменение пищи
  3. обработка желчью и расщепление липидов
  4. всасывание воды и минеральных солей
  5. обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков

Пояснение

Ротовая полость - механическое изменение пищи.

Желудок - обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков.

Двенадцатиперстная кишка - обработка желчью и расщепление липидов.

Тонкий кишечник - всасывание аминокислот и глюкозы.

Толстый кишечник - всасывание воды и минеральных солей.

Ответ: 25314

- множественный выбор - работа с текстом (повышенный уровень )

1. ВНИМАНИЕ!!! Новое задание в части 1 – работа с текстом.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1) Современный человек во многом похож на своих предков - человекообразных приматов.
(3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов.
(4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения.

Пояснение

Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический - внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки.

Поведенческий - поведение, особенно, в момент размножения.

Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.)

Географический - ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетический - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Необходимо выбрать три предложения, описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе.
(5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза.
(6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.

Ответ: 256.

ИЛИ

Известно, что бактерия туберкулёзная палочка - аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

Пояснение

Анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм, таблиц со статистическими данными (повышенный уровень )

Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.


Выберите верные утверждения.

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала
3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды
4) Амилаза наиболее активна при температуре 100 °С
5) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от количества воздействующих веществ

Пояснение

Верные утверждения:

1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С.
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала.

Неверные утверждения:

Ответы 3) и 5), поскольку данных показателей нет в таблице.

Ответ 4), поскольку уже при 40 °С ферменты (белки) денатурируют.

ВЫВОД:

  1. Исключены полностью задания с выбором одного из четырех предложенных
  2. Вычеркнуты задания с выбором верного или неверного суждения. Хотя это задание раньше относилось к заданию повышенного уровня, но тоже предполагался только один правильный ответ в виде цифры. Поэтому таких заданий больше нет.
  3. Использование рисунков, схем остались. Это задания разных уровней сложности, т.е. встречаются как в первой, так и во второй части.
  4. Задания с множественным выбором ответов. Раньше такие задания встречались только в части 2 и считались заданиями повышенного уровня, теперь они встречаются и среди заданий базового уровня.
  5. Задания на установление последовательности биологических объектов и процессов.
    Во-первых, увеличилось их количество, их стало три; во-вторых, изменился уровень их сложности. Раньше это были задания повышенного уровня, сейчас встречаются довольно сложные задания, но отнесены они к категории базового уровня сложности.
  6. Что касается части 2, то предполагается не просто краткий свободный ответ. Разработчики требуют развернутого ответа. Не только перечисления каких-то закономерностей, но и также объяснений.

ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть1)

Уровень Балл Уровень Балл Уровень Балл
1 Б 1 8 П 2 15 П 2
2 Б 2 9 Б 2 16 П 2
3 Б 1 10 П 2 17 Б 2
4 Б 2 11 Б 2 18 Б 2
5 П 1 12 Б 2 19 П 2
6 Б 2 13 П 2 20 П 2
7 П 2 14 П 2 21 П 2

ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть2)

Уровень Балл
22 П 2
22 В 3
24 В 3
25 В 3
26 В 3
27 В 3
28 В 3

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....