Дефис между наречиями. Наречия — написание через дефис и слитно

Наречия – это довольно обширная группа частей речи, обозначающая признак действия или признак признака.

Наречия могут писаться слитно, раздельно или через дефис. Следующие правила регулирует написание этой части речи:

1. Наречия, которые пишутся слитно.

а). Образованные от соединения первообразных предлогов с простыми наречиями:

  • доныне, поныне, отныне, издалека, задаром, навсегда, извне и т.д.

Примечание. Следует отличать от данной группы предлоги, употребляемые с неизменяющимися словами, которые в данных случаях будут выступать в качестве имен существительных, например:

  • до завтра, на авось, на нет, на ура.

б). Образованные соединением предлогов «в» и «на» с порядковыми числительными. Например:

  • вдвое, втрое, вчетверо, надвое, натрое. Однако: по двое.

в). Образованные соединением первообразных предлогов с краткой формой прилагательных, например:

  • насухо, издавна, сгоряча, попусту, запросто, набело и т.д.

г). Образованные соединением первообразных предлогов с полными формами прилагательных, местоимениями и порядковыми числительными, например:

  • впустую, зачастую, вничью, впервые, наверное, вовсю и т.д.

Примечание. Однако наречия, образованные от полного прилагательного, начинающегося на гласный, с предлогом «в», пишутся раздельно: в открытую.

д). Образованные соединением предлогов и имен существительных:

  • сбоку, вперед, назад, встать, взапуски, набок и т.д.

К этой группе можно отнести следующие наречия:

  • слова, имеющие ярко выраженное наречное значение, в состав которых входят ныне не употребляемые существительные (или их падежные формы): вблизи, исстари, вдребезги, взаймы, воочию, внутрь (внутри), дотла, спозаранок, наяву, восвояси, снаружи, сдуру, спросонок, наружу, натощак, насмарку, настежь и т. д.;
  • слова, имеющие ярко выраженное наречное значение, в которых связь между предлогом и существительным стала настолько прочной, что между ними нельзя вставить без изменения смысла наречия, определяющее прилагательное (местоимение, числительное) и к существительному просто не может быть задан падежный вопрос. То есть, это такие слова, в которых предлог и существительные, образовавшие их, находятся в прочной неразрывной связи. Например: вдобавок, влет, взатяжку, втайне, вправе, вправду, насилу, насмерть, назло, отчасти, подряд, кряду, поневоле, слишком, сплеча, слишком, сразу и т.д.;
  • слова, имеющее пространственное или временное значение, которые имеют в своем составе имена существительные «верх», «низ, «перед», «зад», «глубь», «высь», «даль», «век», «начало», несмотря на то, что перед некоторыми из них можно поставить определяющее слово. Например: вверх, кверху, доверху, снизу, донизу, наперед, вперед, ввысь, назад, вдаль, навек, ввек, вначале, сначала и т.д. Однако, если в предложении есть слова относящиеся к данным существительным, тогда пишется раздельно: в начале года, в глубь леса, с начала учебного года и т.д.

е). Образованные путем слияния предлогов с местоимениями, например:

  • почему, зачем, затем, почём (= «по какой цене»). Их следует отличать от предлогов с местоимениями: за чем ты спрятался? (= «за каким предметом ты спрятался»), по чему мы идем? (= «по какой поверхности мы идем?»)

2. Раздельно пишутся следующие группы слов.

а). Некоторые близкие по своему значению к наречиям сочетания имен существительных и предлогов:

  • «без» — без оглядки, без спроса, без толку, без ответа, без устали и т.д.;
  • «до» — до смерти, до отвала, до упаду, и т.д., но доверху, донизу (см. выше);
  • «с» — с разгона, с налету, с разбегу и т.д.;
  • «на» — на бегу, на лету, на скаку, на смех, на грех и т.д.

б). Сочетания предложных форм существительных с отрицательными частицами «не» и «ни»:

  • не в меру, не в зачет, ни на шаг, ни шагу, не к добру, ни на йоту, ни за грош и т.д.

в). Существительные в предложном падеже, во множественном числе с предлогами «в» и «на», которые обозначают местонахождение, время, физическое или душевное состояние, например:

  • в головах, на днях, на часах, в ногах и т.д.

3. Наречия, которые пишутся через дефис.

Через дефис всегда пишутся наречия, определяющие порядок изложения мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д., а также наречия, имеющие приставку «по-« и заканчивающиеся суффиксами «-ки», «-ьи», «-ому», «-ему», например:

  • по-русски, по-щучьи, по-осеннему, по-старому и т.д. (в том числе и «по-латыни»)

Примечание 1. Наречия. образованные путем слияния предлога «по» и краткой формы прилагательного, пишутся слитно (см. выше).

Примечание 2. В наречиях, образованных от сложных имен существительных и имеющих приставку «по-», дефис пишется только после приставки: по-социалдемократически.

Примечание 3. Через дефис пишется наречие «на-гора».

    Приведем примеры наречий:

    1). С раздельным написанием: в шутку, на смех, в одиночку, без устали, до полуночи, на двоих.

    2). Со слитным написание: сгоряча, сослепу, впятеро, вдвое, вблизи, назло, нарочно, спозаранку.

    3). Написанием через дефис: по-научному, по-весеннему, по-разному, куда-то, кое-где, чуть-чуть, еле-еле.

    Наречие - самая молодая часть речи, поэтому в нем отчетливо наблюдаются следы предшественников (например, существительных с предлогами), а также поэтому с ним связаны самые запутанные орфографические правила.

    Большинство наречий пишется слитно. Примеры: подолгу, напропалую, невтерпеж, изредка.

    Группа наречий пишется через дефис. Примеры: по-итальянски, во-первых, как-то, когда-нибудь, едва-едва.

    Раздельно пишутся в открытую, под мышками, на ходу.

    Наречия, которые пишутся слитно, можно посмотреть в таблице ниже:

    Раздельное написание наречий можно посмотреть в этой таблице:

    Правила и примеры наречий, которые пишутся через дефис, указаны в этой таблице:

    Вот еще некоторые примеры:

    Наречия, которые пишутся слитно: спозаранку, недаром, врасплох, вручную, назубок, наперед, надвое.

    Наречия, которые пишутся через дефис: еле-еле, давным-давно, перво-наперво, где-нибудь, когда-то, где-то, как-то, где-либо, когда-либо.

    Наречия, которые пишутся раздельно: в одиночку, без ведома, за границу, в сердцах.

    Через дефис будут писаться (пишутся) такие наречия (с приставкой -по-), которые образованы от прилагательных с помощью суффиксов -ому-, -ему-, -цки-, -ски-, -ьи-, а также наречия, которые образованы от числительных с приставками -в-/-во-.

    Это такие наречия, как по-прежнему, по-русски, по-летнему, во-первых, в-третьих и другие:

    Примерами раздельного написания наречий могут быть следующие: без спросу, без устали, а также следующие наречия:

    Также раздельно пишутся наречия до зарезу, до смерти, за глаза, на глаз, на славу.

    Слитно же пишутся следующие наречия: издали, доверху, донизу, наспех, наконец, наяву.

    Также ниже есть небольшой список наречия, одни из которых пишутся слитно , а другие раздельно :

    Среди наречий, которые пишутся слитно , замечено много слов, которые в свободном плаванье, то есть без приставки, не употребляются, например:

    вдребезги, врасплох, впотьмах, спросонку, спозаранку, понаслышке, впопыхах, сгорячах, натощак, наобум, дотла.

    Слитно пишутся наречия, образованные от кратких и полных форм прилагательных. Нужно внимательно посмотреть на слово и увидеть в нем эти формы производящего слова, например: сгоряч а, смолод у, сослеп у, докрасн а, добел а, замертв о.

    Раздельно пишутся наречия - дети форм существительных с предлогом, в которых еще ощутима эта связь, то есть можно между предлогом и словом вставить вопрос или прилагательное, местоимение, например:

    в тупик, под гору, за глаза, под стать,в убыток, за полночь, под носом, за границей, под утро, в корне, в розницу, под шумок, в одиночку, на ногах, с молотка, с разбегу.

    С дефисом , согласно известному орфографическому правилу, пишутся наречия с приставкой по- и суффиксами -ому/-ему, -ск-и/ цк-и, -ьи, -и, например:

    журчит по-весеннему, светит по-летнему, одеться по-вечернему, приветствовать по-дружески, похлопать по плечу по-приятельски, отнестись по-человечески, по-горняцки, по-казацки, по-лисьи, по-волчьи, по-латыни.

    Примеры наречий, которые пишутся слитно:

    Запросто, неспроста, загодя, спозаранку, рано, поздно, недавно, давно, налицо, неспроста, недаром, ненадолго, зачастую, откровенно, необычно, непривычно, отлично, хорошо, плохо, удовлетворительно, великолепно.

    Примеры наречий, которые пишутся раздельно:

    За город, до полудня, в гору, с разбегу, на днях, в сердцах, на память, в одиночку, с глазу на глаз, бок о бок, без оглядки, во что бы то ни стало, как ни в чм не бывало, под стать, в потмках.

    Примеры наречий, которые пишутся через дефис:

    Кое-как, куда-либо, когда-либо, по-летнему, по-зимнему, по-весеннему, по-осеннему, во-первых, где-то, по-кошачьи, крест-накрест, быстро-быстро, точь-в-точь, когда-то, нежданно-негаданно.

Подготовила урок

учительница русского языка и

литературы

МБОУ «Вишенская СШ»

Калимбет Анна Викторовна

2017 г.

7 класс Русский язык

Тема урока: Правописание наречий. Дефис в наречиях

Тип урока: урок закрепления знаний

Дидактическая задача урока: формирование навыка правильного правописания наречий

Цели:

Обучающие:

Повторить условия дефисного написания наречий;

Учить детей находить наречия в тексте;

Формировать навык правильного написания наречий;

Повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений.

Развивающие:

Способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность, воображения;

Способствовать формированию познавательного интереса учащихся, формированию жизненных установок.

Воспитывающие:

Повышать интерес к изучению русского языка.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Проверка домашнего задания

ΙΙΙ. Работа по теме

Задание на повторение предыдущей темы

- Какую тему вы изучаете?

Что вы уже знаете о правописании наречий?

Найдите наречия:

Правильный ответ:

Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Молодцы!

ΙV Сообщение темы и целей урока

Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

Наблюдение:

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока, цели нашего урока.

Тема: “Дефис в наречиях”

Запись в тетрадь числа, вида работы, темы.

Давайте еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их.

Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?

-То, -либо, -нибудь. Кое-.

Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис

Запись в тетрадь: Через дефис:

1) кое-…

2) …-то

3)…-либо

4)… -нибудь

5) повторение однокоренных слов или синонимов.

Примеры.

Еще есть суффиксы: ОМУ, ЕМУ, И, и приставка ПО. Если они есть, то наречие будет писаться через дефис.

То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.

Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий.

Сверим наши наблюдения, находки с учебником. С. (чтение правила).

Схема:

1) КОЕ- …;

2) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ;

3) сложение слов или основ;

4) ПО-…, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ;

5) В-, ВО-…, если есть суффиксы -ИХ, -ЫХ

Распределительный диктант.: распределите данные слова на три группы. Запишите их в тетрадях.

(Учащиеся предлагают свои варианты. В итоге слова распределяют на три группы: имена существительные, имена прилагательные, наречия. В процессе выполнения задания учащиеся могут советоваться в группе как по поводу распределения по группам, так и по поводу правописания. По итогам работы осуществляется проверка.)

Изжелта(синий), юго(запад), к кому(то) диван(кровать), шахматно(шашечный), пол(лимона), кое(кто), северо(восточный), луно(ход), железно(дорожный), что(нибудь), темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во –первых.

IV . Закрепление знаний и умений

    Упражнение 118

2. Творческая работа. Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу: гл.+ наречие. (слайд 5)

    Поступил, как товарищ. (Поступил по-товарищески)

    Поступил, как друг.(Поступил по-дружески)

    Решил подстричься, как прежде.(Подстричься по-прежнему)

    Решил одеться, как в старые времена(Одеться по-старому)

    Получилось, как ты предполагал.(Получилось по -твоему)

3. Словарный диктант с комментированием

Запишите наречия в четыре колонки: 1 – с префиксом по- и суффиксами – ому(-ему), -и, а также префиксом во - и суффиксами – ых(-их);

2 – местоименные с суффиксами и префиксами, пишущимися через дефис;

3 – образованные путём повторения одинаковых или близких по значению слов; 4 – с раздельным или слитным написанием. Объясните правописание слов.

По-ребячьи, видимо-невидимо, втрое, в одиночку, кое-где, в-третьих, подобру-поздорову, покрепче, по-деловому, как-нибудь, точь-в-точь, в точку, в-последних, по-человечески, волей-неволей, понемногу, бок о бок, куда-либо, никогда, вот-вот, в убыток, в обнимку.

4. Запишите в две колонки наречия: 1 – со слитным написанием; 2 – с раздельным написанием. Объясните правописание. Составьте несколько предложений с данными наречиями. Сделайте синтаксический разбор предложений.

Настрого, затемно, вдевятером, без оглядки, до упаду, дочерна, смолоду, под стать, под шумок, снаружи, замужем, запанибрата, в оба(глядеть), за границу, наизусть, наверху, не с руки, на цыпочки, по совести, впотьмах, на часах (стоять), из-под мышки, наизнанку, невзначай, вприкуску.

5. Творческий диктант

Составьте с данными словами предложения, так чтобы они употреблялись как наречия, пишущиеся слитно, и как сочетания предлога и существительного.

(На)лицо, (по)началу, (в)правду, (на)встречу, (на)много, (с)плеча, (в)конец.

Всё общество было налицо, в полном составе.

6. Проверочная работа

Тестирование



В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди

А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.

А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.

А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.

А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых
Г) (по)зимнему холодно.




V . Рефлексия

Проверим ваши знания. Довольны ли вы полученным результатом? Оцените работу на уроке, продолжив фразы:

    Что узнали нового за урок? Чему научились?

    Когда наречия пишутся через дефис?

    Сегодня я узнал(а)…

    У меня получилось…

    Было трудно…

    Было интересно….

    Теперь я умею…

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное, разноуровневое, но уровень ученикам не сообщается, т.к. предполагается, что ученик сделаем выбор сам, оценив свой уровень знаний.

VII . Итог урока

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки

Найдите наречия:

(В)начале пути все было хорошо.

(В)начале я с трудом разбирался в этой игре

Правильный ответ:

В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.

(Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.

Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.

Мы вернулись (в)пустую комнату.

Правильный ответ:

День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.

Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

Найдите наречия: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Объясните написание наречия: Мужестве…о

Правильный ответ:

Мужественно от прил. “мужественный”.

Найдите наречия: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво.

Объясните написание наречия: (не)уверенно, а сбивчиво

Правильный ответ:

Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

Найдите наречия: Он чувствует себя неплохо.

Объясните написание наречия: (не)плохо.

Правильный ответ:

Неплохо – пишется слитно, нет отрицания.

Тестирование

1. В какой строке оба слова пишутся через дефис?

А) видимо(невидимо), (с)легка;
Б) сделать (по)своему, мало(помалу)
В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди

2. Раздельно пишется наречие:

А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.

3. Через дефис пишется наречие:

А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.

4. Укажите строчку со слитным написанием наречия:

А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.

5. В каком примере дефис не ставится:

А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых
Г) (по)зимнему холодно.

6. В какой строке все слова пишутся через дефис?

А) Шиворот(навыворот), (по)китайски, (по)ровну;
Б) нежданно(негаданно), (с)права, точь(в)точь;
В) видимо(невидимо), (во)первых, (в)троем;
Г) (в)третьих, давным(давно), крепко(накрепко).

Урок содержит материал в рамках изучения темы "Дефис между частями слова в наречии" для 7 класса.

Цели :

· познакомить с дефисным написанием наречий;

· формировать навык написания дефиса в наречиях;

· повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

· уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе.

Тема «Дефис между частями слова в наречиях»

И литературы Рогоза Т.А.

2015 год.

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели :

  • познакомить с дефисным написанием наречий;
  • формировать навык написания дефиса в наречиях;
  • повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
  • уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование : карточки, экран, проектор, тетради, учебник.

Ход урока

1. Словарная диктовка.

Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.

2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.

(По вариантам)

1 вариант.

Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.

2 вариант.

Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.

3. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный,

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский и английский – русско-английский ,

Лимонный и желтый – лимонно-желтый .

Местоимения, образованные с помощью суффиксов: - то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-:

Кое-кто, что-либо, какой-нибудь.

Существительные с пол- :

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

Новый материал.

Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.

«Дефис в наречиях».

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по-

и суффиксом -и-, -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки кое-;

перед суффиксами -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.

Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

  1. Приставку по- и суффикс - ому (-ему): по -прежн ему , по -мо ему , по -стар ому ;
  2. приставку по- и суффикс -и в составе конечных -ьи, -ски,-цки : по -заячь и , по -русск и , по -немецк и ;
  3. приставку во- (в)- и суффикс - их в словах, образованных от числительных: во -перв ых , в -треть их ;
  4. суффиксы - то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда- то , где- либо , откуда- нибудь , кое -как.
  5. Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V . Работа с учебником.

И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.

Революция поднимала,

обнимала по-пролетарски,

и без слов она понимала

по-латышски и по-мадьярски,

по-французски и по-немецки,

и по-чешски и по-словацки,

чтоб со всеми жить по-соседски.

6.Физкультминутка .

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис:
1) Говорил на русском языке (по-русски)
2) Жить не так, как раньше (по-новому)
3) Очень крепко (крепко-накрепко)
4) Неизвестно куда (куда-то)
5) Небрежно сделанная работа (кое-как)
6) Ехал медленно (еле-еле)
7) Много ягод (видимо-невидимо)
8) Ушел не прощаясь (по-английски)
9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)


- Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному.
По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом)
Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)

3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот.
2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба.
3) В городе было по-праздничному шумно.
4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман.
5) Он сделала работу кое-как.
6) Они уехали давным-давно из этого города.
7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды.
8) Кое-где еще вспыхивали искры костра.
9) Он чуть-чуть смутился.
10) Они где-то это слышали.

7. Рефлексия. Итог урока.
1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?

2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?

3) Назовите условия дефисного написания наречий.

Домашнее задание : п.42, упражнение 253.


Правописание наречий

Наречие – часть речи, вокруг которой в отечественном языкознании на протяжении последних трех веков идут непрекращающиеся дискуссии. Еще А. А. Барсов (1730–1791), автор первой «Российской грамматики», считал, что этимологический смысл термина «наречие» (по-латыни ADVERBUM – «предглаголие», от слова VERBUM – «глагол») не соответствует реальным функциям этой части речи в языке, ведь наречия употребляются также перед прилагательным и перед другими наречиями. Рассмотрите примеры:

КРАСИВО НАРИСОВАТЬ (наречие + глагол)

ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ (наречие + прилагательное)

ОЧЕНЬ ТРУДНО (наречие + наречие)

В XIX веке мнения ученых об этой части речи разделились более радикально. К. С. Аксаков и Ф. И. Буслаев считали, что такой части речи вообще не существует. Но А. А. Потебня «вернул» наречие в морфологию русского языка, а академик А. А. Шахматов даже считал, что наречие занимает центральное место в системе частей речи. Причина этих споров в том, что слова, которые принято называть наречиями, образуются из слов других частей речи (из существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов) и очень похожи на них. Рассмотрите несколько примеров:

    наречие НАВСТРЕЧУ («плыть /куда?/ навстречу ветру») образовалось из сочетания предлога НА с существительным ВСТРЕЧУ («опаздывать на встречу с коллегой»);

    наречие ПО-НАШЕМУ («все вышло /как?/ по-нашему») образовалось из сочетания предлога ПО и местоимения НАШЕМУ («по нашему делу»);

    наречие КРАСИВО («говорить /как?/ красиво») очень похоже на краткое прилагательное КРАСИВО («вечернее море /каково?/ красиво»).

Иногда при переходе слова из какой-либо части речи в наречие оно полностью сохраняет свое написание. Так произошло с наречием КРАСИВО. Но бывает, что вновь образованное наречие меняет свой графический облик по сравнению с исходным словом или сочетанием слов: пишется через дефис (ПО-НАШЕМУ) или слитно (НАВСТРЕЧУ). Именно с этим связаны трудности при выборе правильного варианта написания наречий.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий зависит от того, как они образовались. Рассмотрим по порядку каждый из вариантов написания.

СЛИТНО наречия пишутся в шести случаях :

    Если наречие образовалось сравнительно давно и в его составе есть не употребляемые ныне в литературном языке именные формы, например: ВДОВОЛЬ, ВДРЕБЕЗГИ, ВЗАПЕРТИ, ВОСВОЯСИ, ВПРИТЫК, ВРАСПЛОХ, ВТИХОМОЛКУ, ЗАПАНИБРАТА, ЗАПОДЛИЦО, НАСПЕХ, НАСТОРОЖЕ, НАТОЩАК, НЕВПОПАД, ОЗЕМЬ, СПОЗАРАНКУ и др. Иными словами, наречие ВДРЕБЕЗГИ пишется слитно, так как формы ДРЕБЕЗГИ в современном литературном языке нет.

    Если наречие образовалось соединением приставки с другим наречием, например: ДОНЕЛЬЗЯ, ЗАДАРОМ, НАВСЕГДА, ПОСЛЕЗАВТРА, ПОВСЮДУ, ЗАРАНЕЕ и пр. Рассмотрим подробнее последнее слово: к наречию РАНЕЕ присоединяется приставка ЗА, и образуется более сложное наречие ЗАРАНЕЕ, которое, естественно, пишется слитно.

    Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с прилагательным. В образовании наречий могут участвовать и полные, и краткие формы. Полные прилагательные отвечают в именительном падеже на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? Например, наречие из словосочетания СДЕЛАТЬ ВРУЧНУЮ образовалось благодаря слиянию предлога В с прилагательным РУЧНУЮ (в им. падеже – РУЧНОЙ). Подобным образом появились наречия ВПЛОТНУЮ, ВРАССЫПНУЮ, ВТЕМНУЮ, ВЧИСТУЮ и др. Краткие прилагательные отвечают в именительном падеже на вопросы КАКОВ?, КАКОВА?, КАКОВО? и КАКОВЫ? и имеют усеченные по сравнению с полными прилагательными окончания, сравните: ГОРЯЧ-АЯ (отвечает на вопрос КАКАЯ? – это полная форма) и ГОРЯЧ-А (отвечает на вопрос КАКОВА? – это краткая форма). Например, наречие, которое получилось благодаря слиянию предлога С и краткого прилагательного ГОРЯЧА, надо писать слитно. Подобным образом образовались наречия ВЛЕВО, ДОСУХА, ЗАМЕРТВО, ИЗДАЛЕКА, НАСКОРО, ПОНЕМНОГУ, ПОПУСТУ, ПОТИХОНЬКУ.

    Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с существительным, но между предлогом и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к cyществительному не может быть поставлен падежный вопрос: ВДОБАВОК, ВБРОД, ВЛЕТ, ВНОВЬ, ВОИСТИНУ, ВОКРУГ, ВОСЛЕД, ВПЕРЕБОЙ, ВПЕРЕГИБ, ВПЛОТЬ, ВПОРУ (КОСТЮМ), ВОВРЕМЯ (ПРИЕХАТЬ), НАБОК (НАДЕТЬ ШЛЯПУ), НАВСТРЕЧУ, НАВЫЛЕТ, НАГОЛОВУ (РАЗБИТЬ), НАЗЛО, НАЗУБОК (ВЫУЧИТЬ), НАПЕРЕВЕС, НАПОЛОВИНУ, НАПЕРЕХВАТ, НАПОКАЗ, НАПОСЛЕДОК, НАПРИМЕР, НАПРОКАТ, НАРАСПЕВ, НАРЯДУ, НАСИЛУ, НАУДАЧУ, НАУТРО (ВЕРНУТЬСЯ), ПОДРЯД, ПОДЧАС и др. Это не относится к словам, которые образовались от существительных ВЕРХ, НИЗ, ПЕРЕД, ЗАД, ВЫСЬ, ДАЛЬ, ВЕК, НАЧАЛО и имеют пространственное или временное значение. Несмотря на возможность постановки перед некоторыми из них определяющего слова, они пишутся слитно, например: ВВЕРХ, ВВЕРХУ, КВЕРХУ, ДОВЕРХУ, НАВЕРХ, СВЕРХУ; ВНИЗ, ВНИЗУ, КНИЗУ, ДОНИЗУ, СНИЗУ; ВПЕРЕД, НАПЕРЕД; НАЗАД; ВВЫСЬ; ВДАЛЬ, ВДАЛИ, ИЗДАЛИ; ВВЕК, ВОВЕК, ВОВЕКИ, НАВЕК, НАВЕКИ; ВНАЧАЛЕ, СНАЧАЛА.

    Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с местоимением, например: ПОТОМУ, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОЭТОМУ, СОВСЕМ, ВНИЧЬЮ. ВОВСЕ.

    Если наречие образовалось благодаря соединению предлога В или НА с собирательными числительными. Числительные в русском языке делятся на три группы: количественные (например, ДВА, ПЯТЬ, ДЕСЯТЬ), порядковые (ВТОРОЙ, ПЯТЫЙ, ДЕСЯТЫЙ) и собирательные (ДВОЕ, ПЯТЕРО, ДЕСЯТЕРО). В соответствии с правилом слитно пишутся наречия, образованные только из числительных последней группы, например: ВДВОЕ, НАДВОЕ, ВШЕСТЕРО. Правописание наречий, образованных из числительных других типов, будет рассмотрено ниже.

Наречие пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС в четырех случаях .

    Если оно образовано повторением одного и того же слова (например, БЫСТРО-БЫСТРО), той же основы (КРЕСТ-НАКРЕСТ) или синонимичных слов (ТИХО-МИРНО).

    Если наречие образовано от полных прилагательных и местоимений, оканчивающихся на -ОМУ, -ЕМУ, -ЦКИ, -СКИ, -ЬИ с помощью приставки ПО, например: ПО-НОВОМУ, ПО-ВАШЕМУ, ПО-НЕМЕЦКИ, ПО-РУССКИ, ПО-ПТИЧЬИ.

    Если наречие образовалось от порядкового числительного, имеющего на конце -ЫХ или -ИХ, с помощью приставки В или ВО, например: ВО-ВТОРЫХ, В-ПЯТЫХ.

    Если наречие образовалось с помощью частиц, которые всегда пишутся через дефис: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, -ТАКИ. Такие наречия называются неопределенными, например: КОГДА-ТО, КАК-НИБУДЬ, ВСЕ-ТАКИ, КОЕ-ГДЕ.

Наречия, которые пишутся раздельно , справедливее называть наречными сочетаниями, так как это сочетания слов, которые принадлежат другим частям речи и лишь приобрели некоторые признаки наречий. Возможно, пройдет какое-то время, и они превратятся в полноправные наречия и будут записаны в словаре через дефис или даже слитно, но сейчас такие слова только встали на путь превращения в наречия. Среди наречных сочетаний, пишущихся раздельно, можно выделить четыре группы.

    К первой группе принадлежат сочетания существительных с различными предлогами, в которых существительное сохранило хотя бы некоторые падежные формы. Рассмотрите следующие примеры: НА КОРТОЧКИ, НА КОРТОЧКАХ; ЗА ГРАНИЦУ, ЗА ГРАНИЦЕЙ, ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ; НА ДОМ, НА ДОМУ; НА ПАМЯТЬ, ПО ПАМЯТИ; НА COВЕСТЬ, ПО СОВЕСТИ; НА РУКУ, НЕ С РУКИ; ПОД МЫШКАМИ, ПОД МЫШКИ, ПОД МЫШКОЙ, ПОД МЫШКУ, ИЗ-ПОД МЫШЕК; НА ПОРУКИ, НА ПОРУКАХ. Наречие – это неизменяемая часть речи: оно не склоняется и не спрягается. Но если слово имеет несколько падежных форм, то это не наречие и писать его надо с предлогом раздельно.

    Вторая группа наречных сочетаний, которые пишутся отдельно, состоит из предлога, оканчивающегося на согласный звук, и существительного, начинающегося на гласный звук. Например: В ОБНИМКУ, В ОДИНОЧКУ, В ОТМЕСТКУ, В УПОР, В УГОДУ, БЕЗ УДЕРЖУ, БЕЗ УСТАЛИ и другие.

    Третью группу составляют наречные сочетания, состоящие из двух повторяющихся существительных, иногда с предлогом между ними. Например: ЧЕСТЬ ЧЕСТЬЮ, ЧУДАК ЧУДАКОМ, БОК О БОК, С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ, ДВЕРЬ В ДВЕРЬ.

    Четвертая группа представляет из себя менее четко определенное множество сочетаний существительных с предлогами, которые употребляются в наречном значении или просто похожи на наречия, потому что отвечают на вопрос КАК?. Например: БЕЗ ВЕДОМА, БЕЗ ЗАПРОСА, БЕЗ ОГЛЯДКИ, БЕЗ ТОЛКУ, БЕЗ УСТАЛИ, В СТЕЛЬКУ, ДО ОТВАЛА, ДО СМЕРТИ, НА БЕГУ, НА ВИДУ, НА ГЛАЗОК, С РАЗБЕГУ, С ХОДУ и другие. Написания таких слов необходимо запоминать, а в случае сомнений обращаться за помощью к орфографическому словарю.

Необходимо запомнить слова-исключения, которые пишутся иначе, чем указано в правиле: В ОТКРЫТУЮ, НА-ГОРА, ПО-ЛАТЫНИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ.

УПРАЖНЕНИЕ

Хомутов и телег немного, надо будет зимой все это завести и хорошо, и в_доволь . [А. А. Фет. Осенние хлопоты]

Одно ухо – из четырех – висело совсем по_собачьи . [Ю. Мамлеев. Конец света/Черное зеркало]

Мне хотелось бы вам оставить что-нибудь на_память . [А. С. Пушкин. Кирджали]

К выходу надо готовиться за_ранее (особенно, если много пассажиров). [Правила поведения в наземном транспорте]

Вслед за нею немец-лекарь, в чёрном кафтане и в учёном парике, вошёл, пощупал у Наташи пульс и объявил по_латыни , а потом и по-русски, что опасность миновалась. [А. С. Пушкин. Арап Петра Великого]

Стали они с Валюшей жить-поживать, и по_тихоньку до них стало доходить, что они напрочь чужие друг другу люди. [В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала]

Да, была тогда дисциплина, не то что сейчас, и работали на_совесть , сил не жалели.. [О. Глушкин. Последний рейс]

Мне сразу становится холодно, хотя одет я в теплую обезьянью дошку и меховую шапку, поверх которой натянут еще башлык–буденновка, и крест_накрест обвязан шерстяной шалью. [А. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени]

Мне нужны деньги не после_завтра , а сегодня. [А. П. Чехов. Медведь]

Ему надоело каждый день собираться за_границу и уж хотелось домой, к себе в Новоселки. [А. П. Чехов. Расстройство компенсации]

За чашку вина платится в_пятеро , в_шестеро больше, чем в кабаке. [Ф. М. Достоевский. Записки из мертвого дома]

Нужно видеть мир по_новому . [Ю. Олеша. Записки писателя]

Катавшаяся по льду детвора бросилась в_рассыпную на берег, как воробьи. [Д. Мамин-Сибиряк. Дурной товарищ]

Звонит в парадное крыльцо: фигура аристократическая, костюм, взятый на_прокат , приличный. [В. Гиляровский. Москва и москвичи]

Связи прерваны, секрет на_всегда утерян... тайна – рождена! [А. Битов. Записки гоя]

Директор школы написал ему по_немецки пропуск в город, в штаб армии. [А. Н. Толстой. Странная история]

Все шлюпки разбило в_дребезги , в щепки, растрепало по небу и по морю последние остатки. [Б. Житков. Урок географии]

А мы ждали тебя до семи часов, потом решили, что ты не приедешь во_все . [А. П. Чехов. Калека]

Во_вторых было куда более важно, чем во_первых . [Э. Лимонов. У нас была Великая Эпоха]

Француз не имел таких денег и поехал во_свояси , несолоно хлебав. [В. Шукшин. Чужие]

По мостовой в_притык друг к другу, отливая лаком и оглашая ночь гомоном клаксонов и магнитол, медленно, в несколько рядов ползли бесконечные вереницы автомобилей диковинных иноземных пород. [С. Гандлевский. <НРЗБ>]

Со_всем недавно в центре Ленинграда, на Каменном острове, отправлявшиеся в школу ребята увидели утром двух бродивших под деревьями лосей. [И. Соколов-Микитов. Лоси]

Михаил Храбрый шел на_ряду с другими, как простой воин. [Н. М. Карамзин. Марфа Посадница]

Они все меж собой за_панибрата ; платьем пообносились, так не узнаешь, кто капрал, кто генерал. [М. Н. Загоскин. Рославлев]

От этого он отвечает часто несвязно, иногда не_впопад , и мешающиеся в его голове предметы еще более увеличивают его робость. [Н. В. Гоголь. Невский проспект]

Живет мужик в_открытую , от людей не таится, худого другим не делает, а кому и помогает по своей силе-возможности. [П. П. Бажов. Круговой фонарь]

По_немногу ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала. [В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе]

Вы не думайте, что он на_тощак , нет, он поутру фунта два калача смял да в полдень обедал, как полагается. [М. Горький. В людях]

Небось не за_даром пишешь, за деньги! [А. П. Чехов. На святках]

В глазах у него была тоска, а под_мышкой – шахматная доска. [В. Высоцкий. Об игре в шахматы]

У нас в столовой, на_пример , нет тараканов! [В. Высоцкий. Опять дельфины]

Население жило тихо_мирно . [Саша Черный. Солдатские сказки / Мирная война]

Она стучала по ним, и они отлетали, точь_в_точь как краска со старых манекенов. [Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света]

Различны их виды и образы, но корень благ по_всюду одинаков ибо природа себе неизменна нигде. [А. Н. Радищев. Положив непреоборимую преграду...]

– А что такое, по_вашему , любовь? – спросила девушка. [А. А. Фет. Кактус]

А? Кто вас подослал, кому это на_руку ! [В. Высоцкий. Опять дельфины]

Во_истину останавливается кровь и отравляется мозг от одной мысли, что люди со столь преступными намерениями дышат одним воздухом и похожи на нас своим внешним образом. [Н. Эйдельман. Письмо царю]

Дело в диспансере, как и в любом другом учреждении, было поставлено до_нельзя рутинно и бессмысленно. [Л. Улицкая. Дочь Бухары]

Наконец_таки я буду бухгалтером! [А. П. Чехов. Из дневника помощника бухгалтера]

В ходе сборки многие детали приходилось переливать и перетачивать, пригонять, подчищать в_ручную . [А. Бек. Талант]

Отгуляли честь_честью , сколько достатку хватило. [П. П. Бажов. Круговой фонарь]

Когда еще государь был в Вильне, армия была разделена на_трое … [Л. Н. Толстой. Война и мир]

Когда они умирали, ему было горько и тяжко, а когда вырастали, то уходили от него, чтобы в_одиночку биться с тяжелою нуждой. [В. Г. Короленко. Сон Макара]

Иной обозник где_нибудь на выезде из завода прихватит барашка, да и ведет его потихоньку за своим возом. [П. П. Бажов. Васина гора]

Сидит Мальчиш у трубы на крыше, и видит Мальчиш, что скачет из_далека незнакомый всадник. [А. Гайдар. Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово]

Жизнь есть жизнь, и если какой-то вопрос никак не удается решить, человек живет с этим вопросом бок_о_бок . [В. Маканин. Сюр в Пролетарском районе]

Последовал приказ выдавать Хабарову в_добавок к жалованью по двести рублей в год. [И. А. Гончаров. Превратность судьбы]

Бабы громко ругались и толкали друг_друга кошелками. [Д. Хармс. Начало очень хорошего летнего дня]

Противники сыграли в_ничью . [А. Бек. Талант]

Те трое смотрели на нее в_упор , как можно смотреть лишь на свою знакомую. [Георгий Владимов. Все мы достойны большего]

Нужно почистить, потом обвалять в толченых сухарях и жарить до_суха , чтобы на зубах хрустели. [А. П. Чехов. Иванов]

В носу судна за_под_лицо заделан кубрик с двумя круглыми фрамугами, застекленными авиационным стеклом. [В. Астафьев. Царь-рыба]

Нередко того, что выставляется на_показ , как раз и нет на самом деле. [В. Постников. Почему у змеи такая длинная шея?]

Сидя высоко на сучке дерева, держа шишку в передних лапах, белки быстро_быстро выгрызают из неё семена, роняя вертящиеся в воздухе чешуйки, бросают на снег обгрызенный смолистый стержень. [И. Соколов-Микитов. Белки]

Отец, в_отместку за переключение программы, рассказывал о космических пришельцах – самая ненавистная для матери тема. [А. Битов. Лес]

А я вот в_двое старше вас, а не могу разобраться в жизни. [А. Аверченко. Знаток женского сердца]

Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...