Что нужно чтобы получить доцента вак. Министерство образования и науки ликвидирует ученые звания доцента и профессора по кафедре - евгений савин

Это закрепляется в новом положении о порядке присвоения ученых званий, которое планируется ввести с 1.01.2014. (Проект размещен на сайте regulation.gov.ru). Его комментирует глава ВАК:

Что же касается звания доцентов и профессоров по кафедрам, то они, согласно проекту Положения о порядке присуждения ученых степеней, уйдут в прошлое. Ученые звания будут присуждаться только по научной специальности:
- Вопрос «ухода» званий доцента и профессора по кафедре неоднократно ставился сотрудниками вузов и Академии наук, - пояснил глава ВАК. - Прежняя система приводила к тому, что, поскольку наименования кафедр устанавливаются вузами самостоятельно, а достаточно часто они прекращают свое существование, доценту или профессору приходится быть ученым по этой уже не существующей в стране кафедре. Поскольку номенклатура научных специальностей регламентируется постановлением правительства, вводимая система ученых званий по научной специальности становится более понятной.

Тут требуются определенные пояснения для тех, кто далек от вузовской жизни. Дело в том, что система ученых степеней (кандидат-доктор) и система ученых званий (доцент-профессор) до сих пор представляли собой параллельные траектории движения. Продвижение в рамках первой из них было связано с научными достижениями, и предполагало защиту соответствующей работы (кандидатской или докторской диссертации). Продвижение по второй траектории было связано не столько с научными, сколько с учебно-методическими достижениями (то есть успехами в преподавании). Эти звания и назывались доцент и профессор «по кафедре» и представляют собой большинство присвоенных званий (звания «по специальности» присваивались значительно реже, в основном научным работникам). Две эти разные траектории хотя и коррелировали, но все же теоретически не зависели друг от друга. Так, звание доцента могло быть присвоено и не кандидату, а звание профессора - не доктору (такие случаи были сравнительно редкими, но не исключительными). Кроме того, при присвоении званий смотрели в первую очередь на наличие учебно-методических работ, а требования к собственно научным были не столь значимы. Новое положение по сути ликвидирует описанную параллельную систему, причем ликвидирует ее путем своего рода слияния и усиления требований. С одной стороны, для получения званий теперь требуется большая научная активность (ужесточаются требования к научным публикациям, требуются три защищенных кандидата для профессора и пр.), а с другой - к усиливаются требования к методической активности. Например, для доцента теперь требуется авторство или соавторство в пособиях, изданных под «грифом», а не любых, как это было ранее (это условие, впрочем, может быть заменено соавторством в коллективной монографии). Фактически это положение закрепляет линейную последовательность «кандидат-доцент-доктор-профессор» и делает систему российской «табели о научных рангах» четырехуровневой, жестко и однозначно привязывая движение по уровням к научным достижениям.

В этом есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что получение звания облегчается для тех людей, которые ведут более-менее активную работу в области, которая не совсем совпадает с профилем кафедры на которой они преподают. Тем более, что кафедры у нас часто именуются достаточно произвольно и, в пределе, название может вообще не соответствовать ни одной из научных специальностей (к примеру, вполне может существовать кафедра валеологии). Ситуация не столь уж редкая: только из моих знакомых три человека столкнулись с такой сложностью за последние полтора года. Минусы в том, что принятие такого положения окончательно закрывает возможность хоть какого-нибудь «рангового» роста для педагогических работников – людей, которые мало занимаются научной работой, но преуспевают в преподавании. Таких людей достаточно много и это отнюдь не всегда плохие преподаватели. (Будем реалистами: многие ли из тех, кто работает скажем на кафедрах высшей математики в региональных вузах ведут сколь-нибудь значимую научную работу в этой области?) Ранее такие люди, по каким-либо причинам не защитившие диссертацию или защитившие ее достаточно давно, могли рассчитывать на то, чтобы получить звание доцента на основании их учебно-методической работы. Теперь эта возможность, похоже, закрывается окончательно.

UPD. Что касается ранее присвоенных званий, то они как следует из

Современная наука многогранна, а занятые в ней ученые носят самые разные звания. Они зависят и от исследовательских заслуг, и от страны проживания. В России и многих странах постсоветского пространства сохранилось научное звание "доцент". Это аналог американского ассистента профессора или лектора.

История и современность в наименовании научных работников

Термин "доцент" - это форма латинского слова, в переводе она обозначает "обучать" или "учить", что, конечно, применимо к современным работникам высшей школы. В российских вузах эта должность появилась в середине XIX века как ступень между магистром и профессором.

До 30-х годов прошлого века эта должность и звание оставались неизменными. После реформ образования такое наименование было упразднено, и появились научные сотрудники. Однако со временем возникла необходимость функционально разграничивать работников институтов, занимающихся исключительно наукой, и тех, кто совмещал исследовательскую деятельность с обучением студентов.

В современном российском вузе доцент - это работник, занимающийся научно-педагогической деятельностью, обязательно имеющий определенные достижения в своей области знаний. Чаще всего кандидат или даже доктор наук. Кроме того, предъявляются определенные требования к преподавательской работе и общественным обязанностям.

Профессор и доцент: сходства и отличия

И профессор, и доцент - это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.

Профессора - это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.

Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.

Независимо от того, доцент - это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.

Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.

Как стать доцентом после изменений в законодательстве РФ 2013 года

Современная российская наука все дальше уходит от советских корней. Меняются номенклатуры научных специальностей. Изменился и порядок присвоения звания "доцент". Это раньше достаточно было проработать определенный срок на кафедре. Теперь необходимо приложить несколько больше усилий.

В 2013 году были приняты новые правила присвоения ученых званий и степеней. Отныне упраздняется должность "доцент по кафедре". Остается только научная специальность, и кандидатуру рассматривает непосредственно Минобрнауки, с привлечением экспертов из различных областей.

Теперь для того, чтобы получить научное звание доцента, необходимо:

  • быть кандидатом наук;
  • иметь стаж преподавания по научной специальности не менее трех лет;
  • иметь научные публикации в реферируемых журналах, монографии, учебники и учебные пособия, изданные курсы лекций;
  • заниматься не только педагогической, но и научной деятельностью, руководить выпускными квалификационными работами, трудиться над диссертацией;
  • читать лекции и проводить практические занятия на высоком профессиональном уровне.

Тем не менее вопрос о том, доцент - это должность или ученая степень, остается открытым. Вузы сохранили за собой номенклатуру работников с соответствующей записью. Теперь эта должность присваивается не по кафедре, а по учебному заведению в целом. Чаще всего на данную должность избираются сотрудники, уже имеющие ученую степень доцента и защищенную кандидатскую диссертацию.

Квалификационные требования к должности доцента

Большинство аспирантов хотят защитить кандидатскую диссертацию и впоследствии получить звание и должность доцента. Научное достижение считается неотчуждаемым, и даже если кандидат наук перестанет заниматься наукой, присвоенное звание остается навсегда.

Другое дело должность "доцент". Это работа, связанная чаще всего с преподаванием определенных дисциплин, проведением семинарских и практических занятий, руководством курсовых и дипломных работ. В трудовом договоре должны быть четко прописаны обязанности и права доцента.

Квалификационные требования:

  • защищенная кандидатская диссертация;
  • активное участие в научной жизни вуза;
  • чтение лекций и проведение семинаров на высоком уровне.

Карьера доцента

Большинство современных ученых четко ориентированы на карьерный рост. Этому способствует грантовая система оплаты труда и большие возможности для особо талантливых представителей науки.

Для молодого ученого предоставляется три карьерных пути:

  1. Расти в своей научной области, писать и защищать докторскую диссертацию, становиться профессором. Впоследствии открывать персональную научную школу.
  2. Развиваться профессионально как преподаватель.
  3. Заняться административной деятельностью, с перспективой руководства кафедрой, факультетом, университетом.

Любой вариант имеет свои достоинства и недостатки. Выбирая перспективу дальнейшего движения, ориентироваться следует только на особенности личности.

Зарубежные аналоги звания доцента

Такое разделение на кандидатов и докторов наук, также на доцентов и профессоров, практикуется только в России и странах бывшего соцлагеря.

В большинстве европейских стран и в США отсутствует такая промежуточная ступень. Молодые ученые защищают научную работу и сразу получают звание доктора наук. После этого они могут претендовать на должность профессора. Аналогом доцента является американский "ассистент профессора" или европейский "лектор".

Относительно ученых званий очень часто возникают вопросы: что это такое и как это получить? В данной статье мы расскажем, что такое доцент. Это слово одновременно может обозначать несколько понятий, по существу сходных. Во-первых, доцент - это ученое звание преподавателя высших учебных заведений. Во-вторых, степень сотрудников научных учреждений. В-третьих, должность в вузах. С понятием «профессор» все гораздо проще - это лицо, которое является высококвалифицированным специалистом в определенной области науки, экспертом.

Кому присваивается звание доцента?

Находиться на позиции доцента в вузе - не значит обладать которая присваивается ученым советом научного учреждения (или высшего учебного заведения) и одобряется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Такая степень присуждается на всю жизнь.

Критерии присвоения должности и звания «Доцент»:

  • должность присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим звание после конкурсного избрания на ученом совете;
  • научным работникам присваивается степень доцента по специальности (раньше - «Старший научный сотрудник»);
  • лекторы и преподаватели имеющие работы 5 и более лет, проработавшие не менее одного года в должности доцента и имеющие научные работы, также могут получить данное звание.

Чем занимается доцент?

Таким образом, доцент - это должность в вузе или ученое звание, получить которое могут лекторы, научные сотрудники и лица, с ученой степенью «Кандидат» .

Что входит в его обязанности?

  1. Доцент наук ведет методическую и учебную работу.
  2. Осуществляет руководство над собственными занятиями и научными исследованиями студентов.
  3. Читает лекции, проводит занятия и внедряя их результаты в народное хозяйство.
  4. Готовит научные и педагогические кадры.

Кто такой «профессор»?

В переводе с латинского «профессор» обозначает «преподаватель». Занимается он тем, что преподает в вузах, проводит научные исследования, внедряя их итоги в народное хозяйство, готовит педагогические и научные кадры, руководит научными исследованиями студентов и собственными занятиями. Профессор - это и звание, и должность в высшем учебном учреждении. Для получения первого необходимо:

  • Иметь степень «Доктор наук», собственные изобретения или научные труды. Быть по конкурсу избранным на должность «Заведующий кафедрой» или год успешно проработать в данной должности.
  • Проработать на должности профессора не менее года, иметь большой научно-преподавательский стаж, собственные труды.
  • Быть без какого-либо научного звания, с большим производственным стажем. Должность может быть присвоена ученым советом на конкурсной основе.

Из данной статьи мы узнали, что слово «профессор», как и «доцент», - это одновременно и звание, и должность. Только в первом случае присваивается пожизненно, а во-втором - на период работы. Звания доцента и профессора похожи по своему значению. Заслужить их довольно сложно, нужно действительно разбираться в своей области и быть специалистом.

Один из научных титулов, который довольно часто встречается в среде высших учебных заведений, - это доцент. Это звание, как и многие другие, имеет латинские корни и напрямую связано с нашими университетами и академиями. Интересно и то, что старинное наименование хорошо прижилось в русском языке. В зарубежных вузах ни должность доцента, ни аналогичное звание практически нигде не упоминаются.

Происхождение слова

Термин «доцент» - это одна из форм латинского глагола docere, что в переводе означает «учить», «обучать». Как ни странно, такой емкий научный титул не прижился в европейских вузах. Первые доценты появились в России в 1863 году. Начало новой должности положила реформа образования, утвержденная императором Александром II. Данное постановление ставило своей целью стандартизировать научные звания и унифицировать их в соответствии с европейскими требованиями.

Первые доценты

В Российской образовательной системе доцент - это лицо, имеющее магистерскую степень и читающее лекции в научном учреждении. Это звание имели право носить лишь штатные сотрудники высшего учебного заведения. К лицам, ведущим частные лекции и работающим во внештатном режиме, так не обращались. С 1884 года данная должность была переименована в «приват-доцент» и сохранялась в таком виде до начала 1930-х годов. После этого звание пропало из научной терминологии. На смену ему пришло новое - старший научный сотрудник (или работник).

Возрождение научного звания

В настоящее время в России и странах бывшего Советского Союза существует и звание доцента, и производные от него. Различия в определениях должности и научной степени очертили круг обязанностей указанных специалистов.

В русском языке возникает некоторая путаница с применением этого термина, ведь это и человек, и научное звание. Например, доцент кафедры - это научный сотрудник, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы преподавателем не менее трех лет. Данная должность вменяет в обязанности организовывать исследовательскую и административную работу кафедры. Как правило, доцент - кандидат наук, ведущий собственную исследовательскую работу. Занимающий эту должность сотрудник подчиняется непосредственно заведующему кафедрой. Если научный работник перестает вести преподавательскую деятельность и уходит из вуза, он перестает называться доцентом.

Другое дело, если это звание передается не по должности, а по специальности. Здесь в первых рядах стоит доцент наук. Претендент на данный титул должен иметь ученую степень не ниже кандидатской и постоянно вести научную работу. Обязательно и наличие тематических публикаций по профилю за определенное количество времени. После истечения определенного срока (не менее трех лет) доцент имеет право подавать документы на предоставление ему соответствующего звания. Это присуждение оформляется в стенах того же вуза, где вел свою научно-преподавательскую деятельность кандидат. Доцент представляет все необходимые документы в совет факультета, и его кандидатуру рассматривают на эту должность и принимают соответствующее решение.

Требования

Для того чтобы быть уверенным в получении этого звания, соискатель должен:

  • иметь научную степень доктора или кандидата наук;
  • иметь опыт преподавания в высших учебных заведениях по собственной специальности;
  • научно-педагогический стаж претендента должен быть не менее пяти лет;
  • должна быть представлена хотя бы одна методическая тематическая статья, по тому перечню дисциплин, которые читаются на данной кафедре;
  • должна быть предоставлена хотя бы одна научная статья, опубликованная уже после защиты диссертации.

Это необходимый минимум для рассмотрения кандидатуры претендента на звание доцента. Иногда учитывается также производственный стаж кандидата.

Заветная мечта

Стремление стать доцентом наблюдается у большинства молодых ассистентов, которые продолжают трудиться в стенах родного вуза после защиты диплома. Новоиспеченные магистры и аспиранты мечтают о собственных лекциях, об имени в научных кругах, о собственных учебниках и научных открытиях. Ведь доцент - это непосредственный руководитель учебного процесса. При соответствующих условиях и должном усердии научный сотрудник может стать завкафедрой, деканом факультета, быть куратором. Бытует мнение, что доцент - лишь ступенька к заветному званию профессора, а следом - и академика наук. Но этот путь очень и очень непрост.

Обязанности доцента

Для продолжения научного роста важно задуматься над темой следующего своего исследования и диссертации.

Также следует очень внимательно отнестись к выбору руководителя. Его статус в научных кругах и репутация в стенах вуза помогут сделать окончательный выбор в пользу той или иной кандидатуры. Следует учесть, что добродушный научный руководитель быстрее примет вашу работу. Но лишь жесткий и придирчивый сделает ее безупречной. У снисходительного научного руководителя мало шансов получить перспективную и действительно передовую тему. Как правило, они не ищут тяжелых путей и предлагают соискателям проверенные, избитые варианты. Требовательный руководитель достаточно придирчиво отнесется и к выбору научной темы, и к методам ее раскрытия, но зато перед ученым советом кандидат на следующее научное звание представит идеальную и тщательно проверенную работу, которую легко можно будет защитить.

Хороший доцент в течение учебного года прочитывает более ста пятидесяти часов лекций по тематическим дисциплинам. В его обязанности входит проводить семинары и лабораторные работы, помогать студентам в подготовке и сдаче курсовых и дипломных проектов. Одной из самых трудных обязанностей в деятельности доцента является кураторская деятельность над одной из групп студентов. Такие специалисты также часто дежурят в общежитиях студентов, на их плечи возлагаются административные и общественные нагрузки. За эти обязанности доцентам полагается дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 48 рабочих дней.

Доцент, который мечтает о дальнейшей научной карьере, обязан заниматься и научно-исследовательской деятельностью, публиковать собственные статьи в научной периодике, быть в курсе всех событий ученого мира. В настоящее время у каждого специалиста есть возможность напечатать свой труд в зарубежном издании. Такие публикации ценятся выше, да и оплачиваются лучше.

Доценты за рубежом

В настоящее время должность доцента в зарубежных вузах отсутствует. В учебных заведениях США его обязанности выполняет лектор (Lecturer). Он же организовывает и проводит лекции для студентов. Другая должность - адъюнкт-профессор или ассистент профессора - предполагает организаторскую работу. Таким образом, обязанности одного отечественного доцента иногда выполняют два и более человек.

Уважаемые научно-педагогические работники КФУ!

На сайте ВАК выставлены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, с ними можно ознакомиться

Во избежание недоразумений рекомендуется до формирования полного комплекта документов подойти в секретариат Ученого совета КФУ с трудовой книжкой (можно с ее копией), списком публикаций за все время научной деятельности и индивидуальными планами учета учебной работы преподавателя за 3 прошедших учебных года (для соискателей ученого звания доцента) и за 5 лет (для соискателей ученого звания профессора) + за текущий учебный год для получения консультации!!!

Специальности, по которым можно представляться к присвоению ученых званий, перечислены в (добавлены спец-сти 14.01.31, 26.00.01, основной перечень спец-стей - без изменений). Перейдя по ссылке, можно ознакомиться с паспортами номенклатуры специальностей научных работников

Публикации в изданиях Scopus и Web of Science могут быть приравнены к "ваковским" в случае, если они проиндексированы в базах данных Scopus и Web of Science после 1 января 2016 г.

ВНИМАНИЕ! К статьям ВАК "по специальности", изданным с 2016 года, относятся труды, опубликованные в журналах, рекомендованных по соответствующему специальности научному направлению. В перечне рецензируемых изданий для публикаций с 2019 года указаны конкретные специальности - следите, чтобы журнал, в котором будет опубликована статья, был рекомендован по специальности, по которой планируется представление к присвоению ученого звания!!!

- (указываются только те курсы, НАЗВАНИЯ которых соответствуют выбранной специальности!!! направления подготовки должны быть аккредитованы!!!) - 2 экз. (Внимание! Помимо 3 учебных лет для доцентов и 5 - для профессоров (уч.года могут быть приведены не подряд) обязательно приводятся курсы по специальности, читаемые в текущем учебном году. Шифры и наименования направлений подготовки (колонка 3) указываются по действующей аккредитации - см. базу Рособрандзора . С отрудники филиалов дополнительно прикладывают хорошего качества копии (сканы) индивидуальных планов учета учебной работы преподавателя за указанный в справке период - в 1 экз. и высылают их на адрес эл.почты секретарю Ученого совета КФУ)

- (при необходимости) - 2 экз. (Внимание! Работа на условиях почасовой оплаты труда приравнивается к педагогическому стажу, только если в течение одного учебного года были проведены занятия в объеме более 225 часов.)

- - составляется за все время научно-педагогической деятельности - 2 экз. (только для специалистов в области искусства) - 2 экз.

- (только для специалистов в области искусства) - 2 экз.

- (только для специалистов в области физ.культуры и спорта) - 2 экз.

Формы аттестационных документов могут меняться, следите за информацией на странице!

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....