Чем занималась княгиня ольга до женитьбы. Княгиня ольга - биография, информация, личная жизнь

Князь Святослав Игоревич
(942- 972)
Годы правления: 966- 972
Княгиня Ольга уступила киевский престол Святославу в 966году. Он считал главной задачей для себя, преумножение славы русского оружия. Князь думал о сражениях и мечтал, чтобы о нём говорили, как о храбром воине. Святослав никогда не нападал на врага врасплох, всякий раз предупреждал: « Иду на Вы!»
Военная удача сопутствовала князю с тех пор, как он прошёл с войском по берегам Дона, Оки и Волги. Покорив вятичей, Святослав выступил против хазар. Русичи победили и завоевали главные города хазарского царства: Итиль и город- крепость Белую Вежу. Греческий император Никифор Фока обратился к князю выступить против дунайских болгар, пообещав русским за победу 30 пудов золота. Святослав согласился и собрал огромное войско- 60 тысяч воинов.
Он покорил много городов, в том числе хорошо укреплённые Доростол и Переяславец. Болгарская земля влекла князя. Переяславец очень понравился ему, что он даже решил перенести в этот город столицу русского государства. После смерти матери Святослав посадил своих сыновей княжить в главных русских городах: Ярополка в Киеве, Олега в Коростене, а Новгород отдал третьему сыну, Владимиру. Сам же князь уехал в любимый город Переяславец. Болгары приняли его плохо и выставили против него большое войско. Он сражался до полной победы. Эта победа не принесла князю спокойствия. Греческий император Иоанн Цимисхий потребовал от него покинуть Болгарию. Святослав не захотел уходить из Болгарии и вступил в войну с греками. Он потерял большое войско и решил просить мира, обещал никогда не воевать с Грецией.
В Киев Святослав решил вернуться на ладьях по Днепру. Печенеги навязали ему бой и вышли из него победителями. Святослав погиб в этом сражении. Предание гласит, что печенежский князь Куря отрубил ему голову и сделал из черепа чашу.
Князь Святослав, разделив управление в государстве между сыновьями, первый из русских князей ввёл обычай давать наследникам уделы ещё при своей жизни. Как показала история, это был пример несчастный, который принесёт много бедствий России.
Вехи правления
968-969годы- завоевание Болгарского царства.
969год- смерть княгини Ольги.
970-971годы- война с Византией.
Великий князь Ярополк Святославович
(961-980)
Годы правления: 972-980
У Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Святослав посадил княжить в Киеве своего старшего сына, Ярополка, и назвал его великим киевским князем.
Князю Владимиру досталась Новгородская область. После гибели отца мирные отношения братьев закончились. Первая ссора вспыхнула между Ярополком и Олегом. Опекуном Ярополка был воевода Свенельд, люто ненавидевший Олега. По вине Олега погиб его сын, так он считал. Месть за гибель сына Свенельда убедит Ярополка захватить владения брата и присоединить их к Киевскому княжеству.
В 975 году Ярополк во главе хорошо вооружённого войска двинулся на древлянскую землю. Олег битву проиграл и бежал, испугавшись расправы, в город Овруч. При бегстве на мосту через ров, возникла давка, в результате которой много воинов и лошадей упали в глубокий ров. Среди них оказался и Олег. Ярополк долго искал брата. Он не хотел его смерти и, когда увидел Олега погибшим, горько плакал над его телом.
Владимир, узнав о гибели Олега,решил бежать за море к варягам. Он решил собрать там войско и отомстить Ярополку за смерть брата.
Ярополк посадил в Новгороде своего наместника и стал единовластным правителем Киевской Руси. Он забыл о существование Владимира, но тот через два года напомнил о себе, вернувшись с дружиной из- за моря и сместив из Новгорода княжеского наместника.
Затем стал готовиться к решающей битве с братом Ярополком. Он начал свою месть с того, что посватался к невесте великого князя, полоцкой княжне Рогнеде. Она отвергла Владимира, и тогда он захватил Полоцк, убил отца и двух братьев Рогнеды и женился на княжне против её воли.
После свадьбы Владимир отправился к Киеву. Ярополк испугался и закрылся в городе. Владимир не стал осаждать Киев, а решил взять его хитростью. Он подкупил воеводу Ярополка по имени Блуд, и тот смог убедить князя уйти на время из Киева вместе с войском.
Он убедил князя в измене киевлян, которые будто бы тайно зовут Владимира. Ярополк поверил и отошёл в небольшой город Родню.
Владимир занял Киев и окружил город Родню. Когда осаждённые стали погибать от голода, воевода убедил Ярополка уехать в Киев, чтобы помириться с братом. Верные его слуги предупреждали об опасности и советовали покинуть Русь.

Когда Ярополк вошёл в дворцовые покои, два варяга, поджидавшие его, проткнули князя мечами.
Недолго правил великий князь Ярополк Святославович: 4года княжил в Киеве и 3 года был правителем всей русской земли.
Вехи правления
972год- смерть князя Святослава.
975год- гибель Олега; бегство Владимира к варягам; восстановление единовластия в Киевской Руси.
978год- возвращение Владимира на Русь с варяжским войском.
Великий князь Владимир Святославович Красное Солнышко
(?- 1015) Годы правления: 980- 1015
Младший сын Святослава, Владимир, был рождён рабыней, ключницей княгини Ольги Маклушей. Святослав не любил Владимира, да и княгиня Ольга не признавала его своим внуком. Воспитание Владимира было поручено его дяде, воеводе Добрыне.
Владимир вырос крепким и закалённым человеком, чем разительно отличался от своих братьев. Завоевать киевский престол ему помогли варяги, но Владимиру не нравилось, что они вели себя, как завоеватели и самовольно облагали русичей данью. Князь отправил их обратно на родину, оставив при себе достойных варягов.
В историю великий князь Владимир вошёл благодаря, Крещение Руси.
Проповедники многих религий пытались склонить князя к той или иной вере, особенно старались соседние народы. Он не знал какой религии отдать предпочтение, и по совету старцев и бояр отправил в разные земли своих послов. Более всего понравилось Владимиру описание христианских обрядов. Владимир вспомнил свою бабку, княгиню Ольгу, всем сердцем принявшую православную веру.
Выбор был сделан, но гордость не позволяла великому князю признать заблуждения язычества и просить о крещении греческого патриарха. Владимир решил завоевать новую веру и на судах двинулся к греческому городу Херсону. Долго пришлось бы стоять князю с войском, под стенами этого вольнолюбивого города, но один из горожан, указал на местонахождение городского водовода. Русские перекрыли водовод, и население Херсона, не выдержав жажды, сдались

После победы великий князь через послов сообщил в Константинополь о своём желании жениться на сестре императоров Василия и Константина царевне Анны, а в случае отказа угрожал захватить Константинополь.
В Греческой империи в это время царили мятежи и беспорядок. Императоры в надежде на помощь князя в укреплении их трона дали своё согласие на брак. Анна убедила Владимира немедленно принять святое крещение, тем более что у князя очень болели глаза. Летопись свидетельствует, что князь прозрел в ту самую минуту, когда священник в первый раз прикоснулся к нему рукой. Это чудо убедило бояр, сопровождавших князя, тоже принять христианство. Затем сразу же последовал обряд бракосочетания.
Князь спешил в Киев, чтобы обратить в новую веру свой народ. Войску было приказано деревянных идолов рубить на куски и сжигать. Народ поверил князю, новая вера должна быть мудрой и святой. Люди пришли на берег Днепра и по знаку Владимира вошли в воду. Когда торжественный обряд был завершён, великий князь громко прочитал молитву, обращаясь к небу: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать тебя, Бога истинного, утверди в них веру правую. Будь мне помощником в искушениях зла, да восхвалю имя твоё !»
Всенародное крещение было совершено в Киеве 1 августа 988г.

На Священном холме, Владимир приказал построить деревянную церковь Святого Василия.
Возведён каменный храм во имя Божьей Матери.
Многие принимали православную веру легко, но многие русичи не желали расставаться с язычеством. В Новгороде жители взбунтовались против новой веры. Князь отправил на новгородскую землю воеводу Путяту и дядю Владимира Добрыню с дружиной и прибегнуть к помощи силы. Владимир не хотел никого принуждать к новой вере. Он выбрал правильный путь, необходимо – просвещение, открыл на Руси специальные училища, где учились дети бояр. В училище изучали божественные книги, переведённые с греческого языка братьями Кириллом и Мефодием.
Христианство на Русь пришло вместе с грамотностью. За короткий срок выросло новое поколение просвещённых людей, послуживших распространению православной веры на всей территории Киевской Руси.
Великий князь уделял много времени заботе о бедных и больных. Он устраивал на княжеском дворе обеды, а тем, кто не мог сам прийти, везли хлеб, мёд, рыбу, квас в бочках. Князь не казнил преступников, заменяя физическое наказание денежным откупом.
По всей Руси воздвигались величественные православные соборы и храмы.
Язычество разрешало многоженство, и Владимир в полной мере использовал своё право. У него было пять законных жён и бесчисленное множество наложниц. Первой женой Владимира была Рогнеда, а последней супругой стала греческая царевна Анна. Рогнеда родила Владимиру четырёх сыновей и двух дочек, а всего у великого князя было двенадцать сыновей. В их числе и усыновленный Святополк, сын убитого Ярополка, которого князь называл своим старшим сыном.
Владимир, следуя примеру русских князей, разделил всё государство на области, распределил их между своими сыновьями и отправил малолетних княжичей каждого в свой удел под присмотром опекунов.
Удельные князья беспрекословно подчинялись своему отцу, единовластному правителю всего государства, но подчинение брата брату после смерти великого князя не было таким же естественным.
Владимир не учёл печального опыта своего деда Святослава, а последовал уже сложившейся традиции.
За долгие годы своего правления Киевской Русью великий князь много сделал для укрепления государства. Особенно надо отметить военный поход русского войска против печенегов в 993 году. Печенеги стали настоящим бедствием для страны и доставляли много хлопот.
Встреча русского войска с печенежским произошла на берегу реки Трубеж. Князь печенегов предложил Владимиру решить исход боя поединком между богатырями. В результате поединка юный русский воин сразил печенежского великана, а всё войско печенегов обратилось в бегство. В память об изгнании печенегов с русской земли великий князь приказал заложить на берегу Трубежа город, получивший название Переяславль. По всем границам русского государства возводились крепости и оборонительные рубежи. На службе у князя были сильнейшие воины, звавшиеся богатырями. В конце жизни князь Владимир испытал сильное разочарование: его родной сын Ярослав, княживший в Новгороде, в 1014 г году объявил свою область независимой и отказался платить дань в государственную казну. Владимир приказал дружине готовиться к походу на Новгород, чтобы наказать непокорного сына. Ярослав не желал больше подчиняться Киеву, обратился за помощью к варягам. От войны против отца Ярослава удержало вторжение на Русь печенежского войска и внезапная болезнь его отца Владимира. Владимир не мог сам встать во главе войска и поручил его своему любимому сыну Борису, ростовскому князю.
В это время в Киеве гостил усыновлённый племянник Владимира Святополк, сын убитого Ярополка. Придворные боялись ему сказать о смерти великого князя, зная о стремлении Святополка к власти. Они тайно доставили тело Владимира в Киев и спрятали в храме Богородицы до возвращения Бориса с войском. Но печальная весть быстро разнеслась по городу, церковь наполнилась плачущими людьми. Тело Владимира положили в мраморную раку и установили рядом с гробницей супруги великого князя Анны в центре храма Богородицы.
Горестно он заплатил за важную ошибку в политике, за назначение особенных уделов для сыновей.
Вехи правления
988год-Крещение Киевской Руси.
990год-крещение жителей Новгорода.
993год-изгнание печенегов.
1011год- кончина великой княгини Анны.
1014год- бунт новгородцев во главе с Ярославом.
1015год- вторжение печенегов.

Материал для обзора использован по книге: «Энциклопедия царей и императоров.»
Следующие продолжение правления великого князя Святополка.

Месть древлянам

Древляне после убийства Игоря при сборе дани прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.

Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.

В "ПВЛ" летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. После безуспешной осады в течении лета, Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Правление Ольги

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.

Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги).

В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством - установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») - «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»).

Крещение Ольги

Следующим деянием Ольги является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси.

В политических летописях христианского времени Ольгу называли предвозвестницей православной земли. Она первой в русской земле сбросила, по словам летописи, греховные одежды первого человека Адама и облеклась в одежды нового Адама – Христа. Первой из русских вступила в Царство Небесное. Православная церковь впоследствии признала Ольгу Святой.

В одной из древнерусских книг говорится еще о том, что после смерти некоторое время тело княгини лежало в специальном небольшом домике, куда мог придти каждый и, заглянув в маленькое окошко, посмотреть на Ольгу. Но, как утверждал автор книги, увидеть княгиню мог только чистый и просветленный душой человек. Конечно, неизвестно, насколько это правдоподобно… Ясно одно – Ольга стала почитаемой древними русичами княгиней.

Правительница княгиня Ольга, Василий Петрович Верещагин

  • Годы жизни: около 890 г. – 11 июля 969 г.
  • Отец и мать: неизвестны, предположительно не имели знатного происхождения.
  • Супруг: .
  • Дети: .

Княгиня Ольга (≈890 – 11 июля 969 гг.) – правительница Киевской Руси. Правила после смерти ее мужа ИгоряРюриковича с 945 г. по 966 г. Ольга была первой из русских правителей, кто приняла христианство. При крещении ее нарекли Еленой.

К сожалению, происхождение Ольги доподлинно неизвестно. Все еще историки не пришли к единому мнению на этот счет. Согласно «Повести временных лет» она была неблагородного происхождения – крестьянкой из Пскова.

Согласно мнению Пискаревского летописца и типографской летописи (XV в.) Ольга была дочерью Вещего Олега. Он правил Киевской Русью и был опекуном Игоря, а затем он же поженил Игоря и Ольгу.

Норманисты считали, что Ольга варяжского происхождения. В соответствии с Иоакимовской летописью Ольга знатного происхождения из рода Гостомыслова.

Историки из Болгарии полагают, что Ольга имеет болгарские корни. Существуют и другие теории.

Существует также предание о знакомстве Игоря и Ольге. Молодой князь поехал охотиться в Псковскую область. Там он захотел перебраться через реку. Игорь увидел лодку, в которой плыла Ольга, одетая в мужскую одежду, он попросил девушку переправить его на другой берег. Игорь стал приставать к Ольге, но в ответ получил отказ.

Когда Игорь решил жениться, в Киев съехались самые красивые девушки. Но князю ни одна не приглянулась. Тогда он вспомнил об Ольге – его случайной знакомой. Игорь послал за ней Вещего Олега. И Ольга стала женой князя Игоря.

Ольга имела во владении Вышгород, Ольжичи, село Будутино и т.д. Кроме того у нее была своя дружина, свой посол. Ольга, пока ее муж был в походах, занималась внутренней политикой.

Княжна подарила своему мужу сына Святослава.

В 945 году древляне убили Игоря. Святославу было всего три года, поэтому правительницей Киевской Руси становится княгиня Ольга.

Месть княгини Ольги за смерть мужа

Первая месть. Древляне боялись мести Ольги, поэтому они прислали к ней свататься князя Мала. Он вместе с 20 древлянами приплыли на ладье. Ольга ответила на их предложение согласием. Затем она приказала выкопать большую яму, в которую бросили ладью древлян, затем туда же отправили и сватов. Ольга приказала их закопать заживо.

Вторая месть. Ольга отправила гонца с требованием прислать ей лучших людей из древлян, чтобы она могла «с великою честью пойти» за их князя. Древляне повиновались и прислали ей лучших мужей. Ольга приказала растопить им баню, и пока древляне мылись, все двери заперли и подожгли баню.

Третья месть. Ольга направилась к древлянам, чтобы устроить тризну своему покойному мужу. Она приехала, поплакалась на могиле мужа, а потом устроила пир. Напоив древлян, Ольга велела отрубить им головы. По данным в тот день погибло около пяти тысяч древлян.

Четвертая месть. В 946 году Ольга надумала захватить Искоростень – столицу древлян. Осада затягивалась, и княгиня решила пойти на хитрость. Она отправила в город послов для заключения мира. Древляне должны были заплатить дань в размере трех голубей и воробьев. Конечно же, древлян обрадовала такая новость, они прислали дань. Ночью Ольга приказала привязать к птицам трут и отпустить их. Птицы полетели в свои гнезда, находившиеся в Искоростени. В городе начался пожар. Жители бежали из города, а там их уже поджидала дружина Ольги. Так княгиня захватила город. Часть древлян была убита, часть стала рабами, а также Ольга приказала им платить большую дань.

Княгиня Ольга: внутренняя политика

Ольга была официальным правителем до совершеннолетия Святослава. Хотя и после она была фактической правительницей, т.к. ее сын постоянно был в военных походах.

Ольга во время своего правления установила дань на землю. Княгиня установила систему «погостов». Погосты – это места сбора дани. Также Ольга установила «полюдья» (подати Киеву) и «оброки, уставы». Все земли были поделены на части, во главе каждой был назначен тиун (княжеский администратор). Шла централизация власти и ослабление власти племен.

При Ольге были построены первые каменные здания – терем Ольги и городской дворец. Также княгиня занималась благоустройством псковских, новгородских и других принадлежавших Киеву земель. Также во время ее правления воздвигались храмы Благовещения Богородицы, святителя Николая и Святой Софии, Святой Живоначальной Троицы.

Княгиня Ольга: внешняя политика

При Ольге не было крупных походов. Княгиня решила поднять престиж Киевской Руси в мире. Но она не стала завоевывать его силой, а решила поступить дипломатично.

Крещение Ольги

Ольга была первой правительницей, принявшей православие. В 955 году княгиня приняла крещение в Византии, а Император Византии стал ее крестным отцом. Но при Ольге христианство не прижилось на Руси.

Ольга пыталась приобщить Святослава к христианству. Но он отказался, т.к. боялся потерять уважение своей дружины.

11 июля 969 года Ольга умерла. Место ее погребения неизвестно. Во время правления Владимира в 1547 году ее причислили к лику святых, а ее мощи перенесли в Десятинную церковь.

Ольга почитается как покровительница новообращенных христиан и вдов.

Регентство жены Игоря при малолетнем князе Святославе.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Ольга - великая русская св. равноап. княгиня. Жена вел. кн. Игоря Рюриковича. Относительно происхождения кн. Ольги существует несколько летописных версий. Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие - Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV в. имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и приведена на Русь Олегом Вещим в качестве невесты для кн. Игоря.

В «Повести временных лет» под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость.

Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место - после великого кн. Игоря и его сына-наследника Святослава.

После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги весь (село) Выбутскую под Псковом. В поздних Раскольничьей и Иоакимовской летописях, бывших у В. Н. Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск. Поскольку во время появления Ольги на свет Пскова вроде бы еще не было, но, зато, в середине X века существовало село Ольги Выбутино-Будутино, то она, следовательно, в нем и родилась. Аналогично, возникла и легенда об изборском происхождении Ольги. Например, В. Н. Татищев, сохранивший это предание, повинуясь логике своих летописных источников, считал, что «изборская» версия более правильная, так как «тогда Пскова еще не было». А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как собственно город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, и версия об Изборске (расположен в 30 км от Пскова), и версия о Выбутской веси, как о местах, где родилась Ольга, помещают родину Ольги в Псковской области.

Любопытно сообщение ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью «Тмутарахана, князя Половецкого». За этим известием стоит, таким образом, определенная летописная традиция, но вряд ли можно считать русскую княгиню X века Ольгу дочерью половецкого хана.

Итак, смело можно утверждать только, что родиной Ольги был север территории расселения восточных славян, возможно, Псков или его окрестности. Тесные связи существовали, судя по всему, у Ольги и с Новгородом. Именно ей летопись приписывает в 6455 (947) году установление даней в Новгородской земле. Правда, летописный рассказ о походе княгини к Новгороду и установлении даней по Мсте и Луге вызывает справедливое сомнение исследователей в том, что все это действительно имело место. Ведь возле Новгорода в древности существовала своя «Деревская земля», «Деревский погост». В начале XI века Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности Искоростенем! Это может свидетельствовать об основании его выходцами из Древлянской земли, вероятно, бежавшими туда после подавления древлянского восстания. Летописец XI века, труд которого был использован при составлении Повести временных лет, мог неверно понять рассказ о том, что Ольга упорядочила сбор дани с Деревской земли, и расширить масштаб устроительной деятельности княгини, включив в нее и реформу Новгородской земли. Здесь проявилось стремление летописца упростить историю организации на Руси погостов, приписав всю реформу одному человеку - Ольге.

«Повесть временных лет» ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты. Историки уже на протяжении трех столетий сомневаются в том, что Ольга была низкого происхождения, и сомнения эти вполне обоснованны. Выше уже говорилось о том, что «Степенная книга» помещала родину Ольги в веси Выбутской, исходя из убеждения, что Пскова тогда еще не существовало. Истории о «крестьянском» происхождении Ольги, о том, как она работала перевозчицей, сохранились и в псковских устных преданиях. Здесь мы скорее всего имеем дело с известным стремлением сказителей приблизить героя к слушателям, сделать его представителем их сословия. Большинство же летописных сводов сообщает о знатном происхождении Ольги или ограничивается простым упоминанием о браке Игоря и Ольги. «Степенная книга», представляя Ольгу бедной поселянкой, оказывается почти в полном одиночестве. Ермолинская летопись (вторая половина XV века) называет Ольгу «княгиней от Плескова». Типографская летопись (первая половина XVI века) сообщает, что «некоторые» рассказывали, что Ольга была дочерью Вещего Олега. Известие о том, что Ольга была дочерью Олега, сохранилось в Пискаревском летописце и Холмогорской летописи.

О знатности Ольги свидетельствует и известие Константина Багрянородного в труде «О церемониях византийского двора» о том, что во время визита Ольги в Царьград ее сопровождала большая свита: «анепсий», 8 приближенных людей, 22 посла, 44 торговых человека, 2 переводчика, священник, 16 приближенных женщин и 18 рабынь. Самым интересным нам кажется присутствие 8 приближенных людей. Это не дружинники и не слуги. Для дружины этого количества людей мало, а весь обслуживающий персонал перечисляется позднее. Это и не союзные князья. От них с Ольгой было послано 22 посла. Возможно, это родственники Ольги, не случайно в том же источнике говорится, что вместе с Ольгой прибыли и «родственные ей архонтиссы». Кроме того, в составе русского посольства особо выделяется «анепсий» Ольги. «Анепсий» - термин, означавший в Византии того времени чаще всего племянника (сына сестры или брата), а также двоюродного брата или, гораздо реже, родственника вообще. Как известно, в договоре 944 года упомянуты племянники Игоря (Игорь и Акун). Поскольку племянник мужа мог считаться племянником и его жены, возможно, об одном из этих двух лиц и идет речь в данном случае. Правда, термин «анепсий» означал кровного родственника, каковыми в отношении Ольги не были ни Игорь, ни Акун. Может быть, речь здесь идет о совершенно неизвестном нам князе, относившемся к роду Ольги. Таким образом, Ольга не была простой поселянкой без роду, без племени, а являлась главой рода, пришедшего в Киев вместе с ней и участвовавшего в ведении дел.

Однако и еще одно обстоятельство усиливало позиции Ольги. Она была не просто женой Игоря, но и, как видно из рассказа о распределении ею дани с древлян, самостоятельной правительницей Вышгорода. Значение Вышгорода было велико. Город возник всего в 12-15 км от Киева и с самого начала представлял собой мощную крепость, которая позднее служила хорошим щитом для защиты Киева с севера. Подобное расположение Вышгорода по отношению к Киеву позволило ряду историков рассматривать его как некий «придаток», пригород «матери городов русских». Вряд ли это справедливо, по крайней мере, по отношению к Вышгороду X века. По данным археологии, в это время территория его была равна современному ему Киеву. Город располагал детинцем (кремлем). Вышгород являлся центром ремесла и торговли. О значении и силе этого города свидетельствует и упоминание «Вусеграда» в сочинении Константина Багрянородного, наряду с другими крупнейшими городами - Смоленском, Любечем, Черниговом. Скорее, правы те историки, которые склонны рассматривать Вышгород как независимый от Киева и, более того, конкурирующий с ним центр.

КРУЖЕНИЕ ОЛЬГИ

С именем Ольги связывают важные реформы, относящиеся к учреждению административных центров - погостов и упорядочению системы государственного управления. В доказательство приводят следующий отрывок из летописи XII в.: «В лето 6455 (947) иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоятъ въ Плескове и до сего дне». Для верности интерпретации приведенного отрывка следует сравнить его с Записками императора Константина Багрянородного, написанными во времена Ольги в середине X в. С приближением зимы, писал император, русские «архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдиа, что именуется «кружением», а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда тает лед на Днепре возвращаются в Киев».

Константин VII описал полюдье при жизни Ольги на основании бесед с послами. Киевский летописец почерпнул сведения о полюдье Ольги из преданий, спустя столетие. Он не знал термина «полюдье», зато приписал мудрой княгине важную реформу - установление «повостов» и «оброков». Слово «оброк» позднего происхождения, а понятие «погост» («повост») имело в X в. совсем иное значение, чем в XII в. При Ольге «погост» обозначал языческое святилище и место торга славян («погост» от слова «гость» - купец). С принятием христианства власти стали разорять капища и на их месте ставить церкви. Крупнейшие погосты превратились к XII в. в центры управления округой. Но при Ольге погосты оставались языческими святилищами по преимуществу.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

ИЗ ЖИТИЯ

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения. Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году 11 июля (ст. стиль), завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.
За свою миссионерскую деятельность, Ольга одной из первых была причислена к лику святых и удостоилась высокого звания равноапостальской.
В то же время до сих пор с именем этой княгине связано несколько спорных вопросов таких как:
- место ее происхождения, (согласно Начальной летописи Ольга происходила из Пскова
Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец сообщают, будто Ольга была дочерью Вещего Олега. И.Д. Иловайский считал, что Ольга происходила из славян и выводил ее имя от славянской формы «Вольга», кстати, в древнечешском языке так же имелся аналог Ольги Olha. Ряд болгарских исследователей считают, что Ольга происходила из болгар. В подтверждения чего приводят сообщение из Нового Владимирского Летописца («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу».), где автор ошибочно перевел летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска - болгарская столица того времени.
- время ее рождения (большинство летописцев считают ее ровесницей Игоря, другие полагают, что она была младше мужа лет на 15-20),
- место и время ее крещения. (по одной версии 954 – 955 г. по другой 957 г., ряд исследователь считают, что крещение произошло в Константинополе, другие в Киеве).

Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из самых больших, по тем временам, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была страшна, а правление сурово. Воспринималась княгиня неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой. В историю княгиня Ольга вошла, как создатель государственной культуры Киевской Руси, как первый правитель, принявший крещение, как первая русская святая..

Княгиня Ольга стала известна после трагической смерти своего мужа


Еще будучи совсем молодой девушкой, Ольга стала женой великого князя киевского, Игоря. Согласно преданиям, их первая встреча была довольно необычной. В один из дней, молодой князь, пожелавший переправиться через реку, с берега подозвал к себе плывущего в лодке человека. Разглядел он своего сопровождающего уже только после того, как они отплыли. На удивление князя, перед ним сидела девушка, к тому же невероятной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к порочным действиям. Между тем, поняв его помыслы, девушка напомнила князю о чести правителя, который должен быть достойным примером для своих подданных. Пристыженный словами юной девы, Игорь оставил свои намерения. Отметив разум и целомудрие девушки, он расстался с ней, храня в памяти ее слова и образ. Когда же пришло время выбирать невесту, ни одна из киевских красавиц не пришлась ему по сердцу. Вспомнив незнакомку с лодкой, Игорь послал за ней своего опекуна, Олега. Так Ольга стала женой Игоря и русской княгиней.


Однако, известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре, после рождения сына Святослава, князь Игорь был казнен. Он стал первый правителем в истории России, который погиб от рук народа, возмущенному неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольги. Правила она Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого, в действительности, правителем оставалась княгиня, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах

Получив власть, Ольга безжалостно отомстила древлянам


Первое, что она сделала — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти ее мужа. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня использовала любые методы. Заманивая в нужное для нее место древлян, по ее приказу, киевляне закапывали их живьем, сжигали, и кровожадно побеждали в бою. И только после того, как Ольга закончила свою расправу, она принялась за управление Киевской Русью.

Княгиня Ольга — первая русская женщина, официально принявшая христианство


Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику, которую старалась осуществлять дипломатическими методами. Объезжая русские земли, она подавила бунты мелких поместных князей и провела ряд важных реформ. Самой главной из них была — административно-налоговая реформа. Другими словами, она установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях. Благодаря правлению Ольги значительно выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, были установлены первые государственные границы России — на западе, с Польшей.

Княгиня укрепила международные связи с Германией и Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня, с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии, отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным.


Прежде, чем решиться на крещение, княгиня два года знакомилась с основами христианской веры. Посещая богослужения, она поражалась величию храмов и собранных в них, святынь. Княгиня Ольга, получившая при крещении имя Елена, стала первой женщиной, официально принявшей христианство в языческой Руси. По возвращении, она велела строить по погостам храмы. В период своего правления великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По ее указу был построен город Псков, где был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы. По преданию, место будущего храма ей было указано, сходящими с неба лучами.

Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси


Княгиня попыталась приобщить к христианству и своего сына. Несмотря на то, что многие дворяне уже приняли новую веру, Святослав остался верен язычеству. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси. Но ее внук, будущий князь Владимир, продолжил миссию своей обожаемой бабушки. Именно он стал крестителем Руси и основал церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, куда и перенес мощи святых и Ольги. При его правлении княгиня стала почитаться, как святая. А уже в 1547 году была официально причислена к лику святой равноапостольной. Стоит отметить, что такой чести удостоились только пять женщин в христианской истории — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. На сегодняшний день Святая княгиня Ольга почитается, как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...