Анализ стихотворения “Два великана” Лермонтова. Рождённые в ссср: мимо волгограда прошли старички-сухогрузы и могучий «семён будённый» 

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою.
Ахнул дерзкий – и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
“Два великана” – стихотворение М. Ю. Лермонтова (1832 г.), где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г.
Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню; это сказывается и в лексике (“за горами, за долами”, “хвать за вражеский венец”), и в особой “простоте” стиховой (4-стопный хорей) и синтаксической организации поэтической речи.
Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение Лермонтова. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” – “старый русский великан” – спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” – воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” – проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
Обратившись к патриотической теме, Лермонтов противопоставил спокойную уверенность “старого русского великана” самонадеянной дерзости “трехнедельного удальца” из “чуждых стран”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. “Родина” Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: “Люблю отчизну я, но странною любовью не победит ее рассудок мой” – задают стихотворению интонацию эмоционально Read More ......
  2. В стихотворении Лермонтова “Родина” Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал: “Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством Read More ......
  3. Если вспоминать наиболее известные стихотворения М. Ю. Лермонтова, то, несомненно, одним из наиболее известных будет стихотворение “Парус”. Это стихотворение небольшое по объему, однако очень запоминающееся. Оно не может оставить равнодушным. Надо сказать, что стихотворение имеет два уровня. Первый из них Read More ......
  4. В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, “горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет “странной” потому, что он любит Read More ......
  5. “Бородино” (1837) стало первым произведением Лермонтова, в котором раскрывается тема русского народа как активной силы истории. Стихотворение было написано в связи с исполнявшимся 25-летием Отечественной войны 1812 г. В противовес консервативной поэзии и публицистике рассказ о героических подвигах был доверен Read More ......
  6. Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и все общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт Read More ......
  7. Стихотворение “Смерть Поэта” написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на смерть Пушкина, выразивший беспредельное горе и гражданское негодование всех передовых людей эпохи. Стихотворение, проникнутое искренним Read More ......
  8. “Выхожу один я на дорогу…” Если б знал он, как во все века Будет волновать людей и трогать, Обжигать сердца его строка. Рыцарь чести, юный светоч разума, Если б знал, что до грядущих дней Родина как сына мудроглазого Сбережет его Read More ......
Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. “Два великана”

Произведение посвящено войне 1812 года. Впервые произведение было напечатано в журнале «Колокол» в 1842 году, уже после смерти автора.

Стихотворение было написано к 20-ой годовщине победы русского оружия, когда боль потерь и разочарований, которые были вызваны нападением Бонапарта, уже поутихла и можно было посмотреть на минувшие события отстраненно, как на историческое событие. Тем более, это легко мог сделать юноша, которым и был Лермонтов на момент написания произведения. Для него происходившее два десятилетия назад представлялось, как старинное предание. Поэтому вполне понятно сравнение двух армий с древними героями - великанами.

В форме аллегории описывается противостояние русской армии и Наполеона Бонапарта с его трехсоттысячным войском. В произведении поднимается тема подвига русского народа, представленного в образе великана. Автор не умаляет роли Наполеона Бонапарта, также изображая его исполином. Надо отдавать себе отчет, что пока Наполеон не напал на Россию, его авторитет и величие были очень значимы, его считали военным гением и сильным лидером. Нападение европейской коалиции было расценено в обществе, как предательство со стороны французов.

Свойственным только ему языком аллегории Михаил Юрьевич рассказал историю противостояния двух богатырей, но каждому придал узнаваемые черты. Разница только в том, что образ русского великана собирательный, а «трехнедельный удалец» - это французский император. Наполеон, без сомнения, был военным гением и отличным организатором. В России не было такой же харизматичной личности и войну выиграл не один полководец, а весь народ.

Стихотворение имеет черты фольклорного произведения, старорусского сказания. Это показывает лексика («за горами, за долами», « хвать за вражеский венец»). Простая организация поэтического стихосложения свойственна народному творчеству.

В качестве приема, усиливающего впечатление, используется антитеза, представленная следующими противопоставлениями: русский витязь спокоен и невозмутим, враг изображается наглым, дерзким. Русский богатырь старый, могучий, стоит на своей земле, за ним вся Россия с золотыми куполами («в шапке золота литого старый русский великан»), а иноземец - скороспелый «трехнедельный удалец». Видимо автор дает понять, что Наполеон быстро захватил власть, всего в течение трех недель. Хотя Лермонтов отдает должное силе и власти чужестранца, - он тоже богатырь и силы у него столько, что вполне можно вступить в бой.

Но преимущество русского исполина очевидно, достаточно только одного движения головы, чтобы незваный гость «испугался и упал». При этом он покинул русские земли, растерял всю силу и власть. Лермонтов намекает на ссылку Бонапарта. «Неведомый гранит» - это каменистая земля острова Святой Елены, где жил французский император после изгнания. Он не смог оправиться после поражения от России и в 1815 году был сослан на остров, там он и умер в 1821 году.

Все произведение построено на олицетворении русской армии (народа) с былинным героем. Автор объединяет всю силу и величие русского духа и отождествляет ее со сказочным богатырем (образ всем знакомого с детства Ильи Муромца). Используется олицетворение и в качестве тропы. «Гремит рассказ» - прием, который говорит об известности и славе Наполеона.

Аллегория выражена во фразе «В шапке золота литого» - изображение православной церкви. Использование прилагательного после существительного - это фигура речи, которая называется инверсией.

Поэтичность творчества Лермонтова обеспечивается красочными эпитетами и сильными метафорами. «Помериться главами» - эта метафора кратко, но очень емко характеризует воинственность и равную мощь противников, их готовность вступить в бой. Эпитеты «рукою дерзновенной», «неведомый гранит», «улыбкой роковою» усиливают впечатление от рассказа.

Но самое впечатляющее в произведении - это великодушие русского великана. Он не взялся за оружие, хотя мог полностью уничтожить врага. Он только повернул голову, что говорит о том, что сила воина безгранична, но он не использует ее, чтобы полностью уничтожить незваного гостя, достаточно просто прогнать его с родной земли.

Стихотворение состоит из пяти строф, имеет 20 строк. Размер - хорей, стопа - четырехсложная, имеет перекрестную рифмовку.

Благодаря силе поэтического таланта Лермонтова в двадцати строчках уместилась целая поэма.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. "Два великана"

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами

Уж гремел об нем рассказ,

И померяться главами

Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной

Трехнедельный удалец,-

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел - тряхнул главою.

Ахнул дерзкий - и упал!

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

«Два великана» - стихотворение М.Ю. Лермонтова (1832 г.), где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г.

Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню; это сказывается и в лексике («за горами, за долами», «хвать за вражеский венец»), и в особой «простоте» стиховой (4-стопный хорей) и синтаксической организации поэтической речи.

Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение Лермонтова. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” - “старый русский великан” - спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” - воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” - проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.

Обратившись к патриотической теме, Лермонтов противопоставил спокойную уверенность «старого русского великана» самонадеянной дерзости «трехнедельного удальца» из «чуждых стран».

Ускорение темпа жизни, неритмический характер времени, обилие постоянно меняющейся информации, которую вынужден перерабатывать, не проживая, современный человек, - всё это лишает нас каких-то очень важных, традиционных, хрестоматийных культурноречевых пластов. Теряя их, мы утрачиваем свое родство с землей, на которой живем, наивно считая себя гражданами Вселенной.

Есть в нашей литературе стихотворения, которые, независимо от времени, помогают ощутить себя русским человеком, причастным к великой истории, великой культуре и великому народу.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» еще четверть века назад знал наизусть почти каждый школьник. Сегодня дело обстоит по-другому. Современным детям куда более знаком язык рекламы, чем язык пушкинских сказок и «Бородино». Сознавая насущную необходимость включения этого произведения в читательский опыт школьника, поразмышляем над тем, как организовать процесс работы над стихотворением в 5 классе.

Отчетливый событийный ряд, простота слога, лиро-эпический характер повествования, сказовая интонация - все это располагает пятиклассников к чтению «Бородино».

Изучение лермонтовского стихотворения имеет давнюю методическую традицию, поскольку оно входило во все программы.

Детские воспоминая «про день Бородина» и притягательный образ Наполеона для мятежной души поэта запечатлелись уже в ранних стихах: «Наполеон» (1829), «Наполеон. (Дума)» (1830), «Эпитафия Наполеона» (1830), «Поле Бородина» (1830), «Два великана» (1832). Если первые три стихотворения посвящены «мужу рока», который «выше и похвал, и славы, и людей», то в последних рассказывается о знаменитом Бородинском сражении.

В стихотворении «Два великана», написанном еще совсем юным поэтом, грандиозные события войны 1812 г. представлены иносказательно, как борьба «двух великанов».

К работе над стихотворением можно привлечь картины художника В. Верещагина «М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения» и «Наполеон I на Бородинских высотах», а также картину Ж.-Л. Давида «Наполеон I Бонапарт». На картине Ж.-Л. Давида Наполеон изображен на белом коне. Конь взвился к небу, всадник победно смотрит на зрителя. Его фигура окутана красным стягом. Художник передал молодость, порывистость, дерзость молодого императора, «вздыбившего» весь мир. На картине И. Прянишникова «В 1812 году» изображено поражение французской армии: русские мужики ведут плененных французов. Их лица понуры, вид жалок, не по плечу им оказалось противостоять русской отваге и суровой российской зиме.

(При этом необходимо помнить о том, что если образ в стихотворении Лермонтова исторически совершенно отчетливо соотносится с Наполеоном Бонапартом, то от подобного прямолинейного истолкования образа «русского великана» как полководца Кутузова нужно предостеречь учащихся, о чем говорится в учебной статье).

У Лермонтова портреты полководцев даны в фольклорном ключе: «старый русский великан» и «другой», т.е. «не наш», «чуждый». Отношение автора к героям передается в первом случае через деталь убора - «в шапке золота литого», во втором - через слово-определение «трехнедельный удалец». Деталь одежды подчеркивает законность, преемственность власти, которой обладает «старый русский великан». Сочетание фольклорного слова «удалец» с эпитетом «трехнедельный» содержит уничижительный оттенок: «удалец», т.е. ловкий, сильный, смелый, но - «трехнедельный», значит, скороспелый, ненадежный, не по праву носящий титул «великана». Эпитет «дерзкий» подчеркивает как смелость поступка, который отважился совершить «великан», так и несправедливость его мотива. Обратим внимание учащихся на характер глаголов, передающих движения двух великанов: «старый русский великан» - «поджидал», «отвечал»; «удалец» - «пришел», «хвать», «посмотрел», «ахнул», «упал». В первом случае мы ощущаем степенность поведения «великана», во втором - самонадеянность, суетливость.

Фольклорные формулы («золото литое», «русский великан», «чуждые страны», «за горами, за долами», «вражеский венец»), эпическая интонация, размеренный ритм напоминают былину. И сам характер битвы двух великанов дан предельно обобщенно:

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал;

Посмотрел - тряхнул главою...

Ахнул дерзкий - и упал!

Вопросы, помещенные в учебнике, помогут организовать работу над стихотворением, анализ которого несложен для пятиклассников. Текст дает прекрасную возможность повторить особенности фольклорного повествования и в то же время является примером синтеза фольклорного и авторского сознания.

Выражения «трехнедельный удалец», «улыбкой роковою», «неведомый гранит» требуют истолкования: исторического в отношении первого и третьего выражений и лексического ко второму (исторические сведения даны в учебной статье после вопросов к стихотворению). Сочетание «роковая улыбка» носит противоречивый характер. Попросим учащихся дать ассоциативный ряд к слову «улыбка»: радостный, веселый, праздничный... При необходимости объясним значение слова «роковой», т.е. ведущий к гибели, предопределенный судьбой.

Таким образом, цена победы «старого русского великана» над «трехнедельным удальцом» здесь как бы обусловлена, с одной стороны, законом сказки - добро всегда побеждает зло, с другой - законом справедливости: законный «венец» не может достаться «трехнедельному удальцу».

В ином стилистическом и идейном ключе даны исторические события в стихотворении «Поле Бородина», повествующем о драматическом эпизоде войны с Наполеоном, первом обращении Лермонтова к теме Бородинского сражения.

Судя по речи, рассказчик событий «роковой ночи» - участник сражения, дворянин. Стиль повествования более характерен для молодого человека, не так давно пережившего ужас битвы, потерю товарищей, горечь поражения:

Что Чесма, Рымник и Полтава?

Я, вспомня, леденею весь,

Там души волновала слава,

Отчаяние было здесь.

Несмотря на драматический исход битвы, в душе героя побеждает не отчаяние, а восхищение подвигом товарищей. Все стихотворение проникнуто восхищением «чудо - победы», а финальные строки стихотворения звучат как клятва памяти боевой доблести друзей - участников великого сражения:

Однако же в преданьях славы Все громче Рымника, Полтавы Гремит Бородино.

Скорей обманет глас пророчий,

Скорей небес погаснут очи,

Чем в памяти сынов полночи Изгладится оно.

Уже в этом раннем стихотворении о Бородинской битве родятся знаменитые впоследствии строчки «И клятву верности сдержали / Мы в Бородинский бой».

Смена рассказчика, иная временная дистанция, с которой повествуется о далеких событиях, обращенность речи, конкретизации событий и современность звучания исторической темы будут характерны для стихотворения Лермонтова «Бородино», написанном в 1837 г., к 25-летию со дня знаменитого сражения. В том же году было написано и стихотворение «Смерть поэта». Именно эти стихи возвестили России о том, что родился новый Поэт.

Прежде чем приступить к чтению и анализу стихотворения, напомним ребятам о том, как проходило Бородинское сражение и какую роль оно сыграло в победе над Наполеоном. Для оживления представления и «вхождения» в события далекого прошлого совершим с учащимися заочную экскурсию на место знаменитого сражения. Рассматривание панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» поможет учащимся представить грандиозный размах сражения.

Анализ стихотворения предварим комментарием незнакомых для учащихся слов. На доске запишем значение слов: бивак, редут, уланы, драгуны, картечь, лафет, кивер. Слова «мусью», «басурманы» требуют не только лексического, но и стилистического пояснения.

Перед чтением стихотворения очень важно, чтобы учащиеся смогли представить рассказчика. Оживить воображение поможет картина П. Е. Заболотского «Ветеран 1812 года (Андреев)».

Спросим у ребят, приходилось ли им когда-нибудь слушать рассказы участников войны - дедов, братьев. С каким чувством эти люди вспоминали войну, что для них было самым страшным? Что им запомнилось больше: победы или поражения?

Учащимся необходимо пояснить характер битв, которые совершались в прежние времена, когда на полях сходились армии, прояснить их отличие от современных войн.

Чтение учителя должно быть подготовленным. При исполнении учителем стихотворения дети должны отчетливо слышать разных участников повествования - молодого солдата и старого солдата, наглядно представлять картины боя, чувствовать смену интонаций рассказчика, искренность переживаний простого солдата. Избегая пафосности, необходимо в то же время передать патриотизм чувств рассказчика и его горькое сожаление о том, что нет больше «лихого племени», «богатырей», - ив этом его упрек молодому поколению.

От того, как будет создана установка на слушание и насколько точно учитель передаст в исполнении картины и чувства героя, зависит качество предстоящего анализа.

В начале анализа стихотворения необходимо обратить внимание на характер вопроса, который задает молодой солдат участнику знаменитого сражения: «...ведь не даром / Москва, спаленная пожаром, / Французу отдана?» Слово «не даром» не случайно здесь является именем существительным с частицей, а не наречием, что подчеркивает надежду на небесцельность поражения, ненапрасность огромных потерь. Во втором случае слово «недаром», являясь наречием, утверж-

бб дает величие произошедшего события: «Недаром помнит вся Россия / Про день Бородина!»

Повествовательный характер стихотворения определяет и ход нашего анализа - «вслед за рассказчиком». Почему старый солдат начинает свой рассказ с противопоставления богатырей «нынешнему племени»? Наличие конкретного адресата, слушателя и в то же время обобщенный характер обращения к иному поколению актуализирует смысл дальнейшего рассказа. Бородинское сражение для старого солдата - не «дела давно минувших дней», а пример служения отчизне, потерявшей своих лучших сынов.

Рассказчик повествует о героических событиях так, как и полагается обыкновенному русскому солдату, человеку из народа: просто и образно. В его речи много фразеологизмов: «не будь на то господня воля», «тут как тут», «золки на макушке», «ломить стеною» и др.

Композиционно текст может быть разделен на три части:

  • 1. Диалог участника бородинского сражения и молодого солдата.
  • 2. Рассказ о сражении.
  • 3. Мысли старого солдата, звучащие как обращение к современникам.

Во второй части также можно выделить этапы: настроение солдат

перед боем, сцена Бородинской битвы, финал сражения. Выделение частей в стихотворении поможет нам организовать анализ стихотворения. В учебнике даны вопросы и задания к стихотворению. Предложенные ниже вопросы и задания могут рассматриваться как вариант.

Вопросы и задания

  • 1. Каким чувством пронизано все стихотворение? Какие строчки стихотворения вам понравились больше всего?
  • 2. Какими вы представляете себе участников разговора? Как вы понимаете вопрос молодого солдата?
  • 3. Как меняются чувства старого солдата на протяжении рассказа о сражении?
  • 4. Охарактеризуйте речь старого солдата. Как вы думаете, почему рядом с просторечной лексикой в ней находят место слова высокого, торжественного стиля?
  • 5. Докажите по тексту, что чувства, которые испытал рассказчик, были ведомы каждому русскому солдату.
  • 6. Какой эпизод стихотворения вам представляется особенно зримо, ярко? Составьте по нему киносценарий.
  • 7. Почему в первом случае, в начале стихотворения, фраза «Богатыри - не вы!» произносится с восклицательной интонацией, а в конце - с повествовательной?
  • 8. Как вы думаете, почему Лермонтов решил написать не о победном сражении русского войска, а о его поражении? Какова главная мысль автора в стихотворении?

Проследим, как воспоминание одушевляет чувства рассказчика, он словно заново переживает события тех дней. Меняются чувства, темп, ритм, интонации повествования.

В начале его речи чувствуется некоторая угрюмость. Как укор звучат слова: «Богатыри - не вы». Воспоминания возвращают его к былым героическим временам. Оживают картины далекого боя, и мы уже ярко и зримо представляем все то, что видел и пережил солдат. Досаду и недоумение вызывает вынужденное бездействие войска: «Не смеют, что ли, командиры / Чужие изорвать мундиры / О русские штыки?» Азарт, бесстрашие и порыв отстоять русскую землю овладевают солдатами накануне предстоящего боя: «Уж мы пойдем ломить стеною, / Уж постоим мы головою / За родину свою!» Бесполезность «перестрелки» вновь вызывает в солдате чувство досады: «Что толку в этакой безделке?» Значительность предстоящего события ощущает каждый накануне боя.

Сцена решающего сражения передана ярко и динамично: быстро сменяющие друг друга картины напоминают смену кадров в кино:

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...

Удачным приемом для анализа этого эпизода может быть составление киносценария. «Наличие» в тексте всех необходимых элементов (кадр, смена планов, звук) позволяет ребятам легко справиться с этим заданием. Данный эпизод может использоваться также и в процессе непосредственного обучения составлению киносценария.

Народный язык, кинематографичность повествования, звукопись, обилие сравнений помогают автору воссоздать атмосферу сражения.

При наличии на уроке времени после анализа стихотворения можно предложить ученикам прочитать текст по ролям. Мы предлагаем увеличить количество чтецов, говорящих от лица старого солдата. Такая работа поможет прочувствовать народный характер произведения, ведь чувства, испытываемые рассказчиком, были в душе каждого русского солдата. Коллективное исполнение дает также возможность большему числу учащихся прочитать выразительно текст, создает особую атмосферу общего действа и, на наш взгляд, отвечает духу произведения.

“Два великана” (1832). Стихотворение написано об Отечест­венной войне 1812 года, о поединке России и Наполеона. Произ­ведение построено на аллегории: столкновение русских и фран­цузов изображено как состязание великанов:

В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран.

У Лермонтова сюжет дан обобщенно, а главным оказывается выражение отношения поэта к соперникам. “Старый русский ве­ликан”, неторопливый и уверенный в своей силе, изображен с гордостью. Пришелец дерзновенный - с иронией, которая обо­рачивается в конце стихотворения сочувствием к судьбе побеж­денною. Такое изображение смены чувств: от любования рус­ским богатырем - к тревоге, гордости, торжеству и печали, - главное в лермонтовском стихотворении.

Глоссарий:

– два великана лермонтов анализ

– Анализ стихотворения два великана

– лермонтов два великана анализ

– анализ стихотворения лермонтова два великана

– два великана анализ


Другие работы по этой теме:

  1. Стихотворение “Два великана” (1832) написано об Отечественной войне 1812 года, о поединке России и Наполеона. Произведение построено на аллегории: столкновение русских и французов изображено как...
  2. “Тучи” (1840). У поэта тучи ассоциируются со странничест­вом, с изгнанничеством: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,...
  3. “Молитва” (1837). По мнению С. Наровчатова: “Молит­ва” - шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть назва­ны...
  4. “Поэт” (1828). Уже в этом раннем стихотворении Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, Как он пером своим прольет Всю душу;...
  5. “Монолог” (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов об­ращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт...

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...