Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в образовании

Детство и ранние годы
Научная деятельность
Награды и достижения
Личная жизнь и наследие
Интересные факты
Детство и ранние годы

Альберт Бандура, младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его жилах смешалась украинская и польская кровь.

Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои первые знания Альберт получает в маленькой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить область своих знаний и их понимание.

Следуя наставлениям отца, Альберт поступает в Университет Британской Колумбии. Именно здесь он внезапно открывает для себя академическую психологию. Как-то, придя на занятия много раньше назначенного времени, мальчик решает чем-то заполнить свободное утро. И, совершенно случайно, ему в руки попадается курс по психологии. Вот тут-то простое «времяпровождение» и разжигает в нём подлинный интерес, формируя направление будущей деятельности. Проучившись около трёх лет, в 1949 г. Бандура выпускается из университета в степени бакалавра и поступает в аспирантуру Айовского университета, являвшегося сердцем теоретических знаний по психологии. В 1951 г. Альберт получает научную степень магистра, а уже через год - и степень доктора философии.


Научная деятельность

Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Вместо этого, он сосредотачивает свои усилия на описании психологического процесса, который не раз подвергнет экспериментальному изучению.

Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.

Получив научную степень, Бандура проходит медицинскую практику в Консультационном центре в г. Уичито, штат Канзас. Уже в следующем, 1953 г., он займёт должность преподавателя в Стэнфордском университете, на которой пребывает и по сей день.

В самом начале научной деятельности, сильное влияние на взгляды Бандуры оказывают работы Роберта Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия с Ричардом Уолтерсом, Бандура начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.

Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.

После детальных исследований данного вопроса, в 1959 г. Бандура публикует свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера – награды, наказания и положительные и отрицательные подкрепления – как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими агрессию. Вместо этого автор предлагает выяснять причину такой чрезмерной жестокости.

Дальнейшие исследования в этой области приводят к публикации в 1973 г. его второй книги – «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою работу, Бандура пишет научный труд «Теория социального научения» (1977 г.), в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в 1980-х г.г.

Полностью основываясь на проведённых автором практических экспериментах, которые легко подвергались проверке, новаторская «Теория социального научения» стала первым подобным трудом по психологии. Она резко выделялась на фоне превалирующих в то время теорий Зигмунда Фрейда.

В 1961 г. Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.

Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.

Пересмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, определяемой воздействием внешних факторов, и в 1986 г. пишет книгу «Социальные основы мыслей и действия: социальная когнитивная теория».

В этой книге он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе и познавательные, эмоциональные и биологические процессы.

В 1970-х г.г. Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.

Теория самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после произошедшего. И вот, в 1997 г. Бандура освещает данный вопрос в книге «Самоэффективность: тренировка контроля».


Награды и достижения

За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.

В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.

В 1980 г. он становится членом Американской академии искусств и науки. В том же году, Американской ассоциацией психологов ему присуждается премия «За выдающийся вклад в науку» как первому учёному, всерьёз занявшемуся изучением вопроса саморегулирования личности.

В 1999 г. Бандура был удостоен Премии им. Эдуарда Ли Торндайка «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».

В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.

Американское психологическое общество вручило Бандуре Премию Джеймса МакКина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил Золотой медалью «За значительные достижения в науке психологии».

За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.


Личная жизнь и наследие

В 1952 г. Альберт Бандура связал себя узами брака с Вирджинией Варнс. Этот союз был благословлён появлением на свет двух дочерей, Кэрол и Мэри.

Вирджиния Варнс скончалась в 2011 г.


Интересные факты

Альберт Бандура – величайший психолог современности, первым предложивший теорию социального научения и заложивший основы теории самоэффективности.

Понравилась биография?

Наиболее характерная черта в теории Альберта Бандуры - это способ научения посредством наблюдения и повторения действий других. Философское понятие зла ассоциируется с и человеческой агрессией. В истории человечества неоднократно возникали споры, является ли зло в человеке врожденным или приобретенным.

Но все же исследования показывают влияние окружающих факторов на агрессивность человека. К таким факторам относятся воспитание, наказания, социальная изоляция, унижения, запрет эмоциональных проявлений, плотность населения. Последний фактор особо актуален в наши дни в условиях крупных городов и большой скученности населения. Также остается актуальной проблема культуры и воспитания в целом, дестабилизирующего влияния окружающего мира.

Альберт Бандура: биография

В небольшой Канадской деревне Манделе, 4 декабря 1925 года родился мальчик. Это Альберт Бандура. Единственный сын в окружении пяти сестер, которые были старше него. Окончив школу, уехал работать на Аляску, участвовал в восстановлении шоссе. Через год Альберт Бандура поступил на учебу в университет. По окончании учебы по специальности психология, ему была присвоена степень бакалавра университета Британской Колумбии. В 1951 году получил степень магистра в университете Айовы, а через год там же защитил докторскую диссертацию. Во время учебы в университете, он познакомился со своей будущей женой, Вирджинией Варнс. Позже она родила ему двух дочерей, Мэри и Кэрол.

После окончания учебы, Альберт Бандура преподавал в Стэнфорде, там же получил диплом профессора. В 1969 году была опубликована его первая книга «Принципы модификации поведения».

Теория научения

Согласно теории Альберта Бандуры, человек всегда был агрессивен, и еще долго будет оставаться таковым. Но что делает его таким? Теории человеческой агрессии можно разделить на четыре категории: 1) врожденная или наследственная агрессия; 2) активация агрессии внешними стимуляторами; 3) эмоциональный и познавательный процесс; 4) проявление социума.

В период с 40-х по 70-е годы, исследования Долларда, Миллера и работы Бандуры, привели к продолжению теории подражания и агрессии. Так появился новый научный термин, который создал Альберт Бандура -

В 1974 году Альберта Бандуру выбрали президентом ассоциации психологов Америки, также он являлся президентом ассоциации психологов Канады.

Теория Альберта Бандуры гласит, что для того, чтобы научить детей совершенно новому поведению, недостаточно только наказания и поощрения. Новое поведение возникает при помощи имитации моделей поведения. Одно из таких проявлений - это процесс идентификации, при котором заимствуются чувства, мысли. Таким образом, происходит научение, посредством наблюдения и копирования.

Влияние наблюдаемого на поведенческие черты наблюдателя

Согласно теории личности, Альберт Бандура считает что, образец поведения может быть приобретенным посредством наблюдения за другими или же через личные опыты. Существует три возможных влияния наблюдаемого на наблюдателя: новая реакция приобретается посредством визуального наблюдения за моделью; через созерцание последствий возникших в результате действия модели; ослабление ранее приобретенных реакций в процессе наблюдения за поведением модели.

Анализ агрессии

С точки зрения Альберта Бандуры, можно регулировать ранее приобретенные реакции, посредством действий моделей. Пытаясь показать на практике ранее сформулированные принципы исследований агрессивности, Альберт Бандура провел работу «Агрессия: анализ с позиции теории социального научения». Его теория предполагает оптимистичный взгляд на человеческую деструктивность. Он вычленил проблему поведения при деструктивном потенциале и факторы, определяющие реализацию приобретенного поведения.

По мнению Бандуры, фрустрация является одним из важнейших факторов, которые влияют на человеческую агрессивность. Иными словами, чем хуже обхождение с человеком, тем более агрессивно его поведение.

Личность способна приобретать новые реакции, посредством наблюдения за моделью. Но вот реализация данных приобретенных реакций зависит от личного опыта. Освоение данной проблемы до сих пор не до конца изучено. Основное внимание уделялось подражанию, как одному из факторов агрессивности, но исследования не дали однозначного результата.

Радикальность бихевиоризма

Альберт Бандура подверг резкой критике бихевиоризм, так как он отрицает детерминанту человеческого поведения, возникающую из Также бихевиоризм подразумевает, что индивид не является самостоятельной системой, способной влиять на свою жизнь.

Альберт Бандура считал, что причины человеческого функционирования нужно искать во взаимодействии окружения, поведенческой и познавательной сферах. Таким образом, факторы ситуационные и предрасположенность - это две взаимозависимые причины человеческого поведения. Двойная направленность взаимодействия окружающих обстоятельств и открытого поведения показывает, что человек является как производителем, так и продуктом своего окружения. В социально-когнитивной теории описывается модель взаимопричастности, где аффективные, познавательные и прочие частные факторы и действия представляются как взаимосвязанные детерминанты.

Возможности изменения поведения индивидуумов

Признавая всю важность подкрепления извне, Бандура все же не рассматривает это как единственную возможность изменения человеческого поведения. Люди способны менять свое поведение, наблюдая за поведением других моделей. Результаты опытов показали, что человек может ожидать последствия своего поведения и в зависимости от ожидаемых последствий регулировать свое поведение. Таким образом, это показывает, что психические способности индивидуума позволяют предвидеть и изменить поведение.

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.


Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада – 1988) - американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.

На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).

Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии („Agression: A Social Learning Analysis“. Englewood Cliffts, 1973).

Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии („Adolescent Aggression“, N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).

Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения („Principles of Behavior Modification“, N.Y., 1969).

Альберт Бандура родился в Канаде, в городке настолько маленьком, что в местной школе было всего двадцать учеников и два учителя. После окончания школы он работал с бригадой строителей на территории Юкона на починке дорог Аляски. Бандура искренне восхищался теми людьми, с которыми ему пришлось работать на Севере. «Оказавшись среди разношерстной компании интересных личностей, большинство которых составляли те, кто прятался от кредиторов или уплаты алиментов, или условно осужденные, у Бандуры быстро развились способности оценивать психопатологию повседневной жизни, которая пышным цветом цвела посреди суровой тундры» («Выдающиеся ученые» 1981. P. 28).

Бандура получил степень доктора философии в университете штата Айова в 1952 году и поступил на факультет Стэнфордского университета. Еще в начале шестидесятых годов он предложил свою версию бихевиоризма, которую исходно определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией (Banciura. 1986).

Социальная когнитивная теория

Социальная когнитивная теория Бандуры является менее экстремальной формой бихевиоризма, чем бихевиоризм Скиннера; она отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.

Однако система Бандуры является не только бихевиоральной, но и когнитивной. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реакции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.

Несмотря на то, что Бандура соглашается со Скиннером, что человеческое поведение можно модифицировать посредством подкрепления, а также верит в то-и даже доказывает это эмпирическим путем, - что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого-либо подкрепления.

Нам далеко не всегда требуется подкрепление; мы можем учиться на чужом опыте, посредством косвенного подкрепления* , наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения.

Такая способность обучаться на примерах и на основе косвенного подкрепления предполагает, что человек обладает способностью прогнозировать и оценивать последствия того, что он наблюдал у других людей, что еще не пережито им на личном опыте. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая, как это предусматривается системой Скиннера. Он вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механизмом являются когнитивные процессы личности.


Таким образом, когнитивные процессы играют важнейшую роль в социальной когнитивной теории, их рассматривание является основным отличием взглядов Бандуры от системы Скиннера. Как полагает Бандура, не сама по себе схема подкрепления является эффективным фактором модификации поведения, а то, что именно человек думает об этой схеме подкрепления. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения. Согласно взглядам Скиннера, тот, кто контролирует подкрепление, контролирует и поведение. Согласно взглядам Бандуры, тот, кто контролирует <модели> в обществе, контролирует и поведение.

Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на наше поведение. Он обнаружил, что мы склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста - то есть человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими. Кроме того, на нас производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе. Различные типы поведения служат образцом для подражания в разной степени. Более простые типы поведения имитируются намного чаще, чем более сложные. Агрессивное и враждебное поведение имитируется с наибольшей готовностью, особенно детьми (Bandura.1986). Таким образом, то, что мы видим в реальной жизни и в средствах массовой информации, и определяет наше поведение.

Подход Бандуры получил название теории социального научения, поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях. Бандура критиковал исследования Скиннера, который использовал только отдельные виды подопытных животных, в основном крыс и голубей, а не людей, взаимодействующих друг с другом. Лишь немногие люди проживают в условиях полной социальной изоляции. Бандура утверждал, что не стоит ожидать новых научных открытий в психологии, если будет игнорироваться изучение социального взаимодействия, столь характерного для современного мира.

Эффективность личности

Бандура провел серьезные исследования такого понятия, как эффективность личности*, которую он описал как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы (Bandura.1982). Его работа показала, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Они ожидают от себя способности преодолевать препятствия. Они сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в своих силах.

Напротив, люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Если они наталкиваются на проблему или препятствие, и первая попытка преодоления не увенчивается успехом, то они быстро отказываются от дальнейших попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит.

Исследования показали, что представления, связанные с эффективностью личности, оказывают существенное влияние на многие стороны человеческой деятельности. Люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Модификация поведения

Задача, которую поставил перед собой Альберт Бандура при разработке социального когнитивного подхода к бихевиоризму, была чисто практической и прикладной: каким образом можно модифицировать те виды поведения, которые общество рассматривает как нежелательные или ненормальные. Согласно его рассуждениям, если все виды поведения - включая и ненормальное поведение - изучаются на основе наблюдений за другими людьми и моделирования их поведения, значит поведение можно <выучить заново> или хотя бы частично изменить его.

Подобно Скиннеру, Бандура сосредоточил свое внимание на внешних проявлениях ненормальности - то есть на поведении - а не на предполагаемых внутренних сознательных или подсознательных конфликтах. Лечение симптомов, по Бандуре, является одновременно и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание считаются единым целым.

При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в таких ситуациях, которые кажутся им пугающими или провоцируют у них чувство тревоги. Например, дети, которые боятся собак, наблюдают, как ребенок такого же возраста подходит к собаке и начинает играть с ней. С безопасного расстояния эти дети видят, как их сверстник постепенно приближается к собаке, гладит собаку сквозь прутья и наконец входит внутрь манежа и весело играет с ней. В результате такого обучения на наглядном примере страх, вызываемый у ребенка собакой, будет значительно ослаблен.

В качестве примера такого показательного обучения можно привести случай, когда испытуемые наблюдали игру с пугающей их змеей. Спустя какое-то время они постепенно приближались к змее и даже брали ее в руки.

Методы бихевиоральной терапии, разработанные Бандурой, широко применяются в клинической практике, в бизнесе, в сфере образования. Они получили подтверждение в сотнях экспериментальных исследований. Эти методы доказали свою эффективность при избавлении от различных фобий - страхов перед змеями, замкнутыми пространствами, открытыми пространствами, высотой. Кроме того, они полезны при лечении навязчивых неврозов, сексуальных дисфункций, некоторых форм тревожных состоянии, а также способствуют повышению эффективности личности.

американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии. Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...