Вклад в географию древней индии. Научные достижения древней индии

Акватория этого бассейна находится в большей своей части в Окном полушарии и яв­ляется наименьшей по площади среди других океанов, занимая 76, 2 млн.км 2 , причем ей свойствен относительно небольшой шельф и при­легающие к нему участки материкового склона - всего 7, 14 млн.км 2 , т.е. 3, 3% общей площади. Преимущественно тропическое расположение и в то же время широкая сочлененность с приантарктическими райо­нами, относительно небольшое развитие мелководий, система мощных теплых течений и ряд других особенностей привели к тому, что фа­уна этого океана, наряду с исключительным разнообразием, относи­тельно бедна высокочисленными видами, в связи с чем ему свойст­венна относительно низкая полезная рыбопродуктивность. Рыбаками всех стран здесь вылавливается немногим более 6 млн.т водных объектов, что составляет всего 80 кг/км 2 для всего океана, т.е. значительно ниже других океанических бассейнов. Несомненно, что одной из причин является недостаточно развитый промысел и особен­но пелагических рыб, но имеющиеся представления говорят о том, что даже при значительной интенсификации лова и доведения вылова до предельно возможного (10-11 млн.т), нет оснований полагать, чтобы рыбопродуктивность его шельфа превысила 450 кг/км 2 , а прибрежной пелагиали - 350 кг/км 2 . т.е. уровень ее все же окажется значительно ниже, чем в других океанах. Наиболее рыбопродуктивными районами являются прибрежные зоны в северо-западной части океана (особенно в районе Аденского залива), в Бенгальском заливе вдоль восточно-африканского побережья Австралии, а также в откры­тых районах океана, в зоне соприкосновения водных масс различного происхождения и в участках поднятия океанического ложа.

Промысловыми объектами здесь являются сардина, крупные и мелкие тунцы, индийская скумбрия, акулы, а также сциеновые, луциановые и другие придонные рыбы. Много здесь кальмаров, лангустов (у африканского побережья), креветок и других промысловых беспоз­воночных. В прилегающих к Антарктике районах обитают несколько видов рыб (нототении, клыкачи и др.), которые могут иметь огра­ниченное промысловое значение, киты и тюлении, наконец, уже упо­минавшийся криль, характерный широким распространением в приантарктических районах.

Дальнейшее развитие рыболовства должно идти, прежде всего, за счет освоения рыбных ресурсов пелагиали и особенно сардин, скумбрийных, мелких тунцов, кальмаров и др., а также путем орга­низации промысла придонных рыб у западных берегов Австралии и восточного побережья Африки. Особое значение здесь будут иметь ресурсы мезопелагических рыб.

Таким образом, рыбохозяйственная изученность Мирового океа­на свидетельствует о реальной возможности существенно увеличить современный объем вылова традиционных промысловых морских рыб и крупных беспозвоночных.

В наибольшем объеме (на 10-15 млн. т) могут возрасти уловы этих объектов в Тихоокеанском бассейне. Самую существенную часть вероятного прироста дадут обитатели пелагиали и в меньшей - придонные объекты.

На полуострове Индостан расположено одно из древнейших государств -- Индия. На протяжении веков и тысячелетий в Индию проникали кочевники, земледельцы, торговцы. Поэтому формирование знаний об окружающем мире, хозяйственной деятельности людей, развитие научных представлений происходило не изолированно, а под влиянием других народов.

Найденные при археологических раскопках орудия труда, предметы быта, культуры, искусства, религии позволили в общих чертах восстановить особенности быта и хозяйственной деятельности населения Древней Индии.

Специалисты предполагают, что долина Инда была освоена раньше, чем долина Ганга. Люди занимались сельским хозяйством, различным ремеслом, торговлей. В свободное время жители любили слушать музыку, петь, танцевать, играть в различные подвижные игры на природе.

Среди дошедших до нас источников, раскрывающих представления древних индийцев о природе, здоровье и болезнях, особое место занимают письменные памятники -- Веды. Веды представляют собой сборник гимнов, молитв, однако для нас они интересны тем, что содержат конкретные естественнонаучные и медицинские знания. По некоторым источникам, создание Вед относят ко II тыс. до н.э., по другим -- к IX -- VI вв. до н. э.

Согласно данным Вед, болезнь объясняли неравномерным соединением пяти (по другим данным -- трех) соков человеческого тела в соответствии с пятью стихиями мира: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическим перенапряжениям, голоду, перенесенным заболеваниям. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют климатические условия, возраст, настроение больного.

В долинах крупных индийских рек с повышенной влажностью и высокими температурами в жаркое время года свирепствовали многие заболевания, уносившие в могилу тысячи людей.

Из признаков отдельных заболеваний были хорошо описаны симптомы малярии, сибирской язвы, слоновости, желтушно-гемоглобинурийной лихорадки, кожные и мочеполовые болезни. Одним из самых страшных заболеваний считалась холера. Люди периода Вед знали, что чума -- результат предшествующей эпизоотии среди грызунов, что бешенство у человека начинается с укуса бешеного животного, а проказа -- итог длительного контактирования здорового человека с больным.

В системе медицинских знаний важное значение придавалось диагностике. Врачу прежде всего вменялось в обязанность «разгадать болезнь и лишь потом приступать к лечению».

Профессиональная ценность врача, по ведической литературе, определялась степенью его практической и теоретической подготовки. Эти две стороны должны составлять полную гармонию. «Врач, пренебрегающий теоретическими сведениями, похож на птицу с обрезанным крылом».

Богатство растительного и животного мира Индии предопределило создание множества лекарственных средств, которых, по источникам того времени, насчитывалось более тысячи. Часть из них до сего времени не изучена. Из животных средств широко употреблялись молоко, жир, масло, кровь, железы, желчь животных. Ртуть, соединения меди, железа, мышьяк, сурьма использовались для прижигания язв, лечения глазных, кожных болезней, для приема внутрь.

Особенно широко использовались ртуть и ее соли: «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев, -- человек, знающий силу молитв -- пророк, знающий же действие ртути -- бог». Ртуть слыла панацеей от многих болезней. Парами ртути убивали вредных насекомых.

В Древней Индии знали о лечебных свойствах различных грязей, о чем свидетельствуют упоминания о грязелечении, которое рекомендовалось при многих известных тогда болезнях.

Постепенное накопление знаний из области ботаники, химии, начавшееся еще со времени Вед, все более способствовало развитию фармакологии Индии.

При исследовании больного принимались во внимание не только его возраст, но и природные условия места жительства, а также занятия больного. Медицина Древней Индии была знакома многим народам.

Ключевые слова: Веды, сибирская язва, холера.

Географические идеи древнего Востока

Научные географические знания или, вернее, их зачатки, появились в период рабовладельческого строя . Общество начинает делиться на классы, и оформляются первые рабовладельческие государства – Финикия, Китай, Индия, Ассирия, Египет. Люди в этот период начинают пользоваться металлическими орудиями, в земледелии применять орошение, развивать скотоводство. Затем появляются ремесла, и расширяется обмен товарами между различными народами. Но, без хорошего знания местности, все эти действия были бы невозможны.

    Некоторые географические сведения имеются в древнейших памятниках китайской письменности , появившихся в $VII-III$ веках до н.э. Так, например, в «Юйгуне» описываются горы, реки, растительность, налоговая система, транспорт и др.

    Целый ряд географических исследований провели китайские ученые – Чжан Жун выявил взаимоотношение скорости течения воды и стока. На основании этого впоследствии были разработаны мероприятия по регулированию р. Хуанхе. Китайцы имели приборы для определения направления ветра и количества осадков.

    Не только Китай, но, и Индия является древнейшим очагом культуры. «Веды» – письменные памятники древних индусов, кроме религиозных гимнов, содержат сведения о народах Индии, о природе её районов. В «Ведах» упоминаются такие объекты как Инд, Ганг, Гималайские горы. Индусы были знакомы с Цейлоном и Индонезией, знали путь через высокогорные пустыни Тибета. У них был хороший календарь, и имелись сведения о том, что наша планета вращается вокруг своей оси, а Луна светит отраженным солнечным светом.

    Вавилоняне , жившие в среднем течении Тигра и Евфрата, проникли в центральную часть Малой Азии и, как считают специалисты, могли доходить до побережья Черного моря.

    На восточном побережье Средиземного моря жили финикияне , смелые мореплаватели древнего мира. Своё главное занятие – морскую торговлю, они вели в пределах всего Средиземного моря и западного побережья Европы. Именно они совершили замечательное путешествие вокруг Африки по приказанию египетского фараона Нехо.

    Египтяне могли определять продолжительность года и ввели солнечный календарь, также им были известны солнечные часы. Тем не менее, имея реальный практический опыт, в теоретическом плане народы древнего Востока сохраняли мифологический характер. Например, Землю древние египтяне представляли в виде плоского вытянутого прямоугольника, который со всех сторон окружен горами.

Замечание 1

С учетом всего этого можно сказать, что география возникла в глубокой древности, и было это связано с практической деятельностью людей – охотой, рыболовством, примитивным земледелием. Первые рабовладельческие государства возникали вдоль больших рек и естественных природных рубежей – гор и пустынь. Появлялись первые письменные документы, в которых отражались географические познания народов древнего Востока с описанием известной тогда части Земли.

Географические идеи античных ученых

Взгляды ученых античности среди географических идей древнего мира, имеют особое значение. Своего расцвета античная география достигла в Древней Греции и Риме с $XII$ в. до н.э. – $146$ г. н.э. Объясняется это, прежде всего, очень выгодным географическим положением на путях из Передней Азии в южные и западные страны Средиземноморья.

Ранними письменными документами греков являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» , по которым можно составить представление о географических познаниях этой эпохи. Землю, например, греки представляли в виде острова, имеющего форму выпуклого щита. Им были известны страны, прилегающие к Эгейскому морю, некоторые сведения об Африке, о кочевых народах, обитавших к северу от Греции.

Древние греки предпринимали попытки составления географических карт известных им территорий. Парменид – греческий мыслитель, выдвигал идею о шарообразности Земли, правда, к этому заключению он пришел не опытным путем, а исходя из своей философии.

    Много сочинений географического содержания было написано Аристотелем . Одно из сочинений получило название « Метеорологика», которое явилось вершиной географической науки Античности. Рассматривая вопрос о круговороте воды, образовании облаков и атмосферных осадков, он делает вывод о том, что реки несут свои воды в моря в объеме, который равен количеству испарившейся воды, поэтому уровень моря остается стабильным. Он же писал о землетрясениях, громе, молнии, пытаясь определить причины их формирования. Не только явления природы интересовали ученого. Он делает попытку связать влияние природных факторов на человека и его поведение. В результате Аристотель приходит к выводу, что люди, обитающие в районах с холодным климатом, имеют мужественный характер, но менее развитый интеллект и художественный интерес. Они не способны к государственной жизни, дольше сохраняют свою свободу и не могут господствовать над своими соседями.

    Народности, населяющие Азию, обладают художественным вкусом и очень интеллектуальны. Их недостатком является отсутствие мужества, поэтому живут в рабском состоянии.

    Имя второго величайшего греческого ученого – Геродот . Его работы имели огромное значение для географии, ценность которых связана с его личными путешествиями и наблюдениями. Геродот не только побывал, но и описал Египет, Ливию, Палестину, Персию. Им была описана ближайшая часть Индии, Скифия, берега Каспийского и Черного морей.

    Труд Геродота под названием «История в девяти книгах» после смерти ученого был разделен на девять частей – по числу муз и каждая отдельная часть была названа их именами. «История» Геродота с одной стороны является обобщающим историко-географическим трудом, а с другой стороны – важнейшим памятником путешествий и открытий. Путешествия Геродота не способствовали открытию новых земель, но помогали накапливать более полные и достоверные сведения о Земле.

    Новое географическое направление возникло в эпоху эллинизма ($330-146$ гг. до н.э.), получившее впоследствии название математической географии. Наиболее ярким представителем этого направления был Эратосфен. В своем труде под названием «Географические записки» , он впервые употребляет термин «география». В книге ученый дает описание Ойкумены, рассматривает вопросы математической и физической географии, объединяя, таким образом, все три направления под одним названием, поэтому его считают истинным «отцом» географической науки. До нашего времени «География» Эратосфена, к сожалению, не уцелела.

Замечание 2

Помимо перечисленных ученых надо назвать имена и других античных географов, таких как Страбон, философ-материалист Демокрит, Гай Плиний Секунда Старший, Тит Лукреций Кар, Клавдий Птолемей и др.

Римские ученые этого периода создавали обобщающие географические произведения , в которых делали попытку показать все разнообразие известного мира. Очень большой материал для географии давали походы и войны, которые вели римляне. Весь накопленный материал обрабатывали в основном греческие ученые – Страбон и Птолемей. Грек по происхождению, Птолемей жил в Египте во II веке н.э. Его географические воззрения представлены в книге «Географический путеводитель». Объем географического материала, которым располагал Птолемей, был значительно шире, чем у Страбона.

Надо сказать, что вплоть до $XV$ в. географы наиболее развитых стран мира к имевшимся географическим познаниям греков и римлян, почти ничего не прибавили. С достаточной ясностью намечались два пути развития географической науки:

  1. Описание отдельных стран – Геродот, Страбон;
  2. Описание всей Земли как единого целого – Эратосфен, Птолемей, который был самым выдающимся и последним представителем античной математической географии. В его представлении главная задача географии заключалась в создании карт. Наиболее совершенная карта древнего мира была составлена именно К. Птолемеем во $II$ в. н.э. Впоследствии она неоднократно издавалась в средние века.

Оба пути сохранились до наших дней. Значительные географические знания, таким образом, были накоплены в эпоху рабовладельческого строя. Установление шарообразности Земли, измерение её размеров, составление географических карт, написание первых географических сочинений были главными достижениями географии того времени. Были сделаны попытки дать научное объяснение физическим явлениям, происходящим на Земле.

Замечание 3

Античные ученые создали первые письменные документы, в которых давались представления о географических познаниях народов древнего Востока, и описывалась известная часть Земли.

Индия. Ворота в ограде культового сооружения (называемого ступа) в Санчи украшены резьбой по камню и фигурами животных. II век до н.э.

Образец непрочитанного до сих пор письма Индской цивилизации и стеатитовая печать (стеатит - мягкий камень). Мохенджо-Даро. Середина III тысячелетия до н. э.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Одно из важнейших достижений Древней Индии - создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля - той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы. В хараппские времена (цивилизация долины Инда, III-II тысячелетия до н. э., или цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро, - по названию одного из городов, близ которого начались раскопки) индийцы, как полагают учёные, уже считали десятками.

Сначала, свидетельствуют древнейшие санскритские тексты, для записи чисел использовались слова: единица - «луна», «земля»; двойка - «глаза», «губы»... И лишь потом появились обозначения цифр. Но самое важное состояло в том, что числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим, так что одна и та же цифра, например «3», в зависимости от занимаемого места, могла обозначать и 3, и 30, и 300, и 3000.

Отсутствующие разряды обозначались маленьким кружочком и назывались «шунья» - «пустота». Чтобы оценить удобство этой системы, читателю достаточно написать римскими цифрами, например, число 4888 - MMMMDCCCLXXXVIII. Становится ясно, почему сирийский епископ и учёный Север Себохт считал, что для оценки десятичной системы не хватает хвалебных слов. Внешний мир, и прежде всего Запад, обошёлся с индийским открытием несправедливо: цифры, которые мы привыкли называть арабскими, сами арабы называли индийскими.

Самым знаменитым математиком Древней Индии был живший в гуптскую эпоху (IV-VI века) Арьябхата. Он систематизировал десятичную позиционную систему счисления, сформулировал правила извлечения квадратного и кубического корней, решения линейных, квадратных и неопределённых уравнений, задач на сложные проценты, наконец, создал простое и сложное тройное правило. Значение числа «пи» Арьябхата считал равным 3,1416.

Арьябхата был и выдающимся астрономом. Он утверждал, что Земля движется вокруг своей оси, верно объяснял причины солнечных и лунных затмений, чем вызвал резкую критику со стороны индусских жрецов и многих собратьев по науке. От гуптской эпохи до нас дошло несколько астрономических трактатов, обнаруживающих помимо оригинальных разработок знакомство индийских учёных с греческой астрономией, в том числе с трудами Птолемея. Древнеиндийская астрономия и математика оказали большое влияние на арабскую науку: заслуги индийских учёных признавал великий аль-Бируни.

Значительны достижения индийцев и в химии. Они были сведущи в рудах, металлах и сплавах, умели изготовлять прочные красители - растительные и минеральные, - стекло и искусственные драгоценные камни, ароматические эссенции и яды. В философских и научных трактатах учёные разрабатывали идеи о том, что все вещества в природе состоят из «ану» - атомов. Высокого уровня развития достигла медицина, прежде всего медицинская школа, известная как «аюрведа» - буквально «наука о долголетии» (она пользуется популярностью и в наши дни). В трактатах знаменитых врачей Чараки (I-II века) и Сушруты (IV век) описано лечение с помощью растительных и минеральных лекарств, диеты и гигиенических процедур множества заболеваний, включая и те, которые на протяжении многих последующих столетий в Европе лечили лишь «изгнанием бесов».

Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне: индийские врачи правильно объясняли назначение многих органов. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, которое определялось по совокупности самых различных показателей (пульс, температура тела, состояние кожных покровов, волос и ногтей, мочи и так далее), но и психологический настрой пациента.

Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции: трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей.

Операция по восстановлению деформированных ушей и носа вошла в историю современной медицины как «индийская» - эту технику европейские врачи позаимствовали у своих индийских коллег лишь в XVIII веке. Существовали в Индии и представления о врачебной этике: так, Чарака призывал своих учеников «всей душой стремиться к исцелению больных» и «не предавать их даже ценою собственной жизни». Речь врача, поучал он, всегда должна быть вежливой и приятной, он обязан быть сдержан, рассудителен и всегда стремиться совершенствовать свои познания. Идя в дом больного, врач, указывал Чарака, должен «направлять свои мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению». При этом строго соблюдать врачебную тайну, не рассказывать никому ни о состоянии больного, ни об увиденном в его доме. Во многих индийских городах существовали больницы (главным образом, для бедных и путников), открытые на средства царя или богатых горожан.

Помимо медицины своя «аюрведа» существовала для растений и животных.

См. в номере на ту же

Древняя Индия

Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.

Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века, именно тогда появились первые постоянные поселения, зародилось искусство, социальные отношения, появились предпосылки для развития одной из древнейших цивилизаций мира – Индской Цивилизации, возникшей в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. и считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление, как и первых двух-в Месопотамии и Египте, - было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Первые археологические находки изделий из керамики и терракотовых статуэток относятся к пятому тысячелетию до н.э., они были сделаны в Мехргархе. Таким образом, Мехргарх уже можно считать городом - первым городом в Индии, о котором нам известно по археологическим раскопкам.

И
сконным божеством у коренных жителей Древней Индии – дравидов, был Шива. Он входит в число трех главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну - его хранителем, Шива - его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. У коренных жителей Древней Индии Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, образцом, достигшим духовной самореализации.

Долина Инда лежит на северо-западе субконтинента в соседстве с древнейшей мировой культурой - Шумером. Между этими цивилизациями наверняка существовали торговые связи, и вполне вероятно, что именно Шумер оказал большое влияние на Индскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории главным путем вторжения новых идей оставался северо-запад. Все прочие пути в Индию были настолько перекрыты горами, лесами и морями, что, к примеру, великая китайская цивилизация почти не оставила в ней следов.

Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли чужеземцы, чье вторжение по многом определило будущее Индии. Это были кочевые племена ариев, владевшие бронзовым оружием и боевыми колесницами. Они на протяжении многих веков проникали в Индию через афганские перевалы, в конце концов расселились по всей северной Индии и вместо кочевого животноводства стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и ремесленников, создавая предпосылки для возникновения первых городов и бурного развития культуры (в том числе письменности), религии, техники. Покоренному местному населению, в основном дравидийским племенам с более темной кожей, на севере была уготована роль подданных низшего сорта, однако на юге им удалось сохранить независимость. Географические барьеры делали юг труднодоступным, и его развитие протекало обособленно, хотя и туда постоянно проникали с севера религиозные и культурные влияния.

За весь этот долгий период не сохранилось никаких письменных памятников, поэтому нельзя с точностью сказать, в какой мере арии переняли культуру и традиции презираемых ими дравидийских подданных, но роль самих ариев не вызывает сомнений, их язык, религия и социальная структура в значительной мере сформировали общество Индии. Арийские завоеватели принесли с собой поклонение богам Варуне и Индре, олицетворявшим силы природы, касту жрецов (брахманов) и ритуальные жертвоприношения животных. Их священные гимны позднее были собраны в четырех книгах, известных как «Веды» («ведать», «знать»), из-за чего религия получила название ведической. Претерпев немало изменений за тысячи лет, она обрела форму современного индуизма, который по-прежнему является религией многих индийцев и почитает «Веды» своим священным писанием.

А
рийское общество делилось на четыре главных класса или касты: брахманов, военной знати, крестьян и (позднее) купцов, а также слуг. Слуги и те, кто не принадлежал ни к одной касте - их позднее назвали «неприкасаемыми» - были почти бесправны по сравнению с высшими кастами. Эта система служила формой расового контроля, удерживая дравидийские племена в покорности арийским господам. С течением времени она все более ужесточалась и усложнялась, разделяя людей на все более мелкие группы и подгруппы. В результате каждому человеку отводились по праву рождения определенное положение в обществе и род занятий, разрешалось есть только предписанную его касте пищу и вступать в брак только с представителями своей касты. Эта жестокая и несправедливая система основывалась на индуистском учении о карме. Согласно ему, каждое живое существо получало в этой жизни награду и кару за поступки, совершенные в одной из прежних жизней, поэтому социальная приниженность была явным знаком греховности. Кастовая система прочно укоренилась в индийском обществе и, несмотря на все попытки правительства сломать древние классовые барьеры, жива до наших дней.

Тем не менее, в VI в. до н. э. жесткая кастовая система, всесилие жрецов и ритуальные жертвенные аспекты индуизма пробудили к жизни два могучих реформистских религиозных лечения: джайнизм и буддизм. Они нашли многочисленных приверженцев, но не сумев заменить собой индуизм, превратились в самостоятельные религии, хотя и разделяли индуистскую веру в жизнь как бесконечное круговращение рождений, смертей и реинкарнации, предопределенное кармой каждого живого существа.

Основными постулатами джайнизма были ненасилие, отрицание кастового деления общества и почитание жизни во всех ее формах. Последний принцип соблюдался столь неукоснительно, что джайны старались сделать все возможное, чтобы ненароком не раздавить даже насекомое. Джайнизм пустил глубокие корни в самой Индии, но не нашел особого распространения за пределами субконтинента.

Зато буддизму было суждено стать одной из величайших мировых религий. Его основатель Сидхартха Гаутама стал известен под именем Будда («просветленный»). Рассказывают, что он родился в семье владетельного князя и вырос в роскоши и довольстве, но испытал глубокое потрясение, впервые столкнувшись со смертью и страданиями. Достигнув просветления после долгих поисков истины, он провел остаток жизни, проповедуя «Срединный Путь», названный так потому, что идущий по нему человек не стремится ни к роскоши, ни к аскетизму (отказу от элементарных житейских благ). Будда проповедовал умеренность, сострадание и равенство всех людей. Но главным в его учении было то, что жизнь есть страдание, порожденное желаниями. Поэтому отказ от желаний позволяет душе вырваться из вечного круга перерождений и достигнуть состояния блаженства (нирваны). С буддизмом связано и развитие культуры, искусства, архитектуры и строительства из кирпича и камня в Древней Индии.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации - феодальной.

До сих пор цивилизация Древней Индии, этот таинственный субконтинент со своей бурной историей, религией и великой культурой задает много трудных и неразрешимых вопросов исследователям.

Литература.

1.Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 2000.

2.Вестник древней истории, М., 2008, №№4, 7.

3.Мифы народов мира. Энциклопедия, 2000.

4.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия, М.: Главная редакция восточной литературы, 1969.

Доклад по истории

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...