ABCD -параллелограмм. его координатам

В области геометрии я неудачница. Так что, пожалуйста, прошу вас помочь, ибо нужно очень срочно. Заранее огромное спасибо.

ABCD - параллелограмм. На стороне AD отмечена точка М так, что AM:MD=1:2.
Выразите векторы АС, МВ, МС, DM через векторы АВ=а и АD=b.

  • Итак, рисунок с условием выложил, начину объяснять по этому рисунку.
    1)Для начала выразим вектор AC через вектора a и b. Тут всё просто, достаточно увидеть, что вектор AB отложен от начала вектора AC, а затем от конца вектора AB отложен BC и подходит прямо к концу этого вектора, то есть AC = AB + BC = AB + AD = a + b(вектора BC и AD равные, так что я легко могу заменить один другим для удобства).
    2)Выразим вектор MB через a и b. Для этого будем рассуждать таким образом. Ну наверное вектор MB тоже является суммой некий векторов(а иначе и быть не может!), тогда мы просто отметим начало вектора MB(точку M) и пойдём к его концу(точке B). Соберём все векторы, которые попадутся у нас на пути.
    MB = MA + AB. Основная задача, выразить вектор MA через вектор b. Заметим, что длина отрезка AM составляет 1/3 от AD, а MA противоположно направлен вектору AD. Отсюда MA = -1/3 * AD. Теперь всё подставляем обратно и получим:
    MB = -1/3 AD + AB = -1/3 * b + a. Задача выполнена.

    3)Здесь практически полная аналогия. Приведу сразу решение без рассуждений
    MC = MD + DC.
    DC = AB = a
    MD = 2/3 AD = 2/3 b
    MC = 2/3 b + a

    4)Вектор DM противоположно направлен вектору AD, то есть берём его уже со знаком -. Кроме того, MD = 2/3 AD, откуда
    DM = -2/3 AD = -2/3 b

Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • В трапеции abcd ab|| cd,ab=3cd.Выразите через векторы m=DA и n=dc,векторы am и mn, где м-середина вс,а n-точка на стороне ab,такая,что an:nb=2:3 Люди помогите срочно надо прям вообще срочняк!! пожалуйста как-то…

  • Точка К лежит на стороне АВ, а точка М- на стороне СD параллелограмма АBCD, причем АК=КВ, СМ:MD=2:5а) Выразите вектор КМ через вектор p=АВ и q=AD б) Может ли при каком-нибудь…

  • Ответы на вопросы к главе 9 из геометрии, на странице 213… Ответы на вопросы к главе 9 из геометрии, на странице 213 анастасян.Плиз побыстрее ответьте буду очень благодарен) 1) Перемещение, скорость, сила тяжести, сила трения, ускорение, импульс2) вектор - это отрезок,…

Амонжалова Лариса Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 644
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Векторы на плоскости. Метод координат
Дата публикации: 10.11.2016
Раздел: среднее образование

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по математике занимает не

малую часть времени из жизни выпускника. В современном

мире много информации и много источников, которые могут

использовать учащиеся и их учителя при подготовке к

экзаменам. Однако, среди всего множества тем существует одна,

которая освещена не так глубоко как остальные. Но это не

умаляет ее значимости, ведь благодаря знаниям этой темы

задачи части С формата ЕГЭ решаются намного проще. Тема

«Векторы» рассматривается как в курсе общего среднего

образования, так и в курсе полного среднего образования, как в

геометрии, так и в физике. Предлагаю вашему вниманию более

150 заданий по этой теме, из которых вы можете составить

тесты любого уровня сложности для повторения и закрепление

материала 9 класса темы «Векторы».

Список литературы:

1. Тесты по геометрии. 9кл. к учебн. Атанасяна_Фарков

А.В_2009 -96с

Геометрия. 9кл. КИМы_Рязановский А.Р_2016 -80с

3. Геометрия. 9кл. Экспресс-диагностика_Мельникова Н.Б_2015

4. Геометрия. 9кл. 148 диагност. вариантов_Панарина В.И.

5. Математика. Комплекс материалов для подготовки

учащихся. ОГЭ 2016-192с

Тема «Векторы на плоскости. Метод координат»

1.Понятие вектора. Длина вектора

Понятие коллинеарных векторов. Сонаправленные,

противоположно направленные вектора. Равные вектора

1.01
. Векторной величиной является: а) масса тела; б) скорость тела; в) время; г) площадь. Ответ: б
1.02
. На рисунке ABCD – ромб. Тогда вектор ⃗ СВ будет равен вектору: а) ⃗ AD ; б) ⃗ DA ; в) ⃗ ВC ; г) ⃗ AВ. Ответ: б
1.03
.Коллинеарные сонаправленные векторы изображены на рисунке: а) б) в) г) Ответ: б
1.04
. На рисунке ABCD – прямоугольник. Тогда вектор ⃗ B C будет равен вектору: а) ⃗ AD ; б) ⃗ DA ; в) ⃗ CB ; г) ⃗ AВ. Ответ: а
1.05
. Длина вектора а, изображенного на рисунке равна ______.
Ответ: 5 ед.
1.06
. Векторной величиной является: а) плотность вещества; б) расстояние; в) сила; г) объём тела. Ответ: в
1.07
. Коллинеарные противоположно направленные векторы изображены на рисунке: а) б) в) г) Ответ: в
1.08
. На рисунке ABCD – параллелограмм. Тогда вектор ⃗ AD будет равен вектору: а) ⃗ CB ; б) ⃗ DA ; в) ⃗ ВC ; г) ⃗ AВ. Ответ: в
1.09
. В четырехугольнике ABCD ⃗ AВ = ⃗ DС, точка K - середина AB. Прямая DK пересекает прямую ВС в точке N. Среди указанных пар векторов не являются коллинеарными векторы: а) ⃗ AD и ⃗ NC ; б) ⃗ AK и ⃗ DC ; в) ⃗ BK и ⃗ DA ; г) ⃗ ВN и ⃗ DA . Ответ: в
1.10
. Нулевой вектор изображается _____________________: Ответ: точкой
1.11
. Длина стороны квадрата ABCD равна 4 см. Тогда длина вектора ⃗ BD равна ___________.
Ответ: 4 √ 2 см
1.12
. . На чертеже ABCD – параллелограмм, BM = MC, ⃗ a = ⃗ AB , ⃗ b = ⃗ AD . Тогда через векторы ⃗ a и ⃗ b вектор ⃗ c = ⃗ DM будет выражаться как, ⃗ c = ______________________. Ответ: ⃗ a - 1 2 ⃗ b
1.13
. В четырехугольнике ABCD ⃗ AВ = ⃗ DС. Через точку О пересечения его диагоналей проведена прямая, пересекающая стороны BC и AD соответственно в точках N и M . Тогда среди указанных пар векторов не являются коллинеарными векторы: а) ⃗ AD и ⃗ NC ; б) ⃗ OM и ⃗ BN ; в) ⃗ AM и ⃗ NB ; г) ⃗ ON и ⃗ NM . Ответ: б
1.14
. Вектор ⃗ BC через векторы ⃗ BA , ⃗ AD и ⃗ CD выражается так: ⃗ BC =______________. Ответ: ⃗ BA + ⃗ AD - ⃗ CD
1.15
. В прямоугольнике ABCD стороны AB и BC равны соответственно 5 м и 12 м. Тогда длина вектора ⃗ DB будет равна _______________. Ответ: 13 м
1.16
. На чертеже ABCD – параллелограмм, BM =MC, ⃗ a = ⃗ AB , ⃗ b = ⃗ AD . Тогда через векторы ⃗ a и ⃗ b вектор ⃗ c = ⃗ MD будет выражаться как, ⃗ c = ______________. Ответ: 1 2 ⃗ b - ⃗ a

1.17
. В четырёхугольнике ABCD ⃗ AB = ⃗ DC , точка К ̶ середина AD. Прямая CK пересекает прямую BA в точке N. Среди указанных пар векторов не являются коллинеарными векторы: а) ⃗ AD и ⃗ NK ; б) ⃗ AK и ⃗ BC ; в) ⃗ AK и ⃗ DA ; г) ⃗ BN и ⃗ DC . Ответ: а
1.18
. Вектор ⃗ AD через векторы ⃗ AB , ⃗ CB и ⃗ CD выражается так: ⃗ AD = ___________________ Ответ: ⃗ AB ̶ ⃗ CB + ⃗ CD
1.19
. Длина стороны квадрата ABCD равна 5 см. Тогда длина вектора ⃗ CA равна: ___________________ Ответ: 5 √ 2 см
2.20
. На чертеже ABCD ̶ параллелограмм, DM = MC, ⃗ a = ⃗ AB , ⃗ b = ⃗ AD . Тогда через векторы ⃗ a и ⃗ b вектор ⃗ c = ⃗ BM будет выражаться как ⃗ c = ___________________ Ответ: ⃗ b ̶ 1 2 ⃗ a
2. Сложение и вычитание векторов.

Умножение вектора на число

2.01
. Равенство ⃗ a + ⃗ b = ⃗ b + ⃗ a называется: а) переместительным законом; б) сочетательным законом; в) правилом параллелограмма; г) правилом треугольника. Ответ: а

2.02
. Вектор ⃗ c является суммой векторов ⃗ a и ⃗ b на рисунке: Ответ: в
2.03
. На рисунке изображены векторы. Вектором, равным вектору 2 ⃗ a , будет вектор: а) ⃗ b ; б) ⃗ c ; в) ⃗ m ; г) ⃗ n . Ответ: г
2.04
. Отрезок MN является средней линией треугольника ABC. Число k, для которого ⃗ MA = k* ⃗ AВ, равно: а) 2 ; б) -2 ; в) 1 2 ; г) − 1 2 . Ответ: г
2.05
. ABCD – параллелограмм, O – точка пересечения его диагоналей. Тогда верным будет равенство: а) ⃗ AO – ⃗ OD = ⃗ AD ; б) ⃗ AO – ⃗ DO = ⃗ AD ; в) ⃗ AB + ⃗ BO = ⃗ OA ; г) ⃗ AB + ⃗ BO = ⃗ AC . Ответ: б

2.06
. Вектор ⃗ AВ через векторы ⃗ AD , ⃗ СD и ⃗ СВ выражается так: AB = __________________________. Ответ: ⃗ AВ = ⃗ AD − ⃗ СD + ⃗ СВ
2.07
. Равенство ⃗ AB + ⃗ BC = ⃗ AC , где A, B, C – произвольные точки, называется: а) переместительным законом; б) сочетательным законом; в) правилом параллелограмма; г) правилом треугольника. Ответ: г
2.08
. Вектор ⃗ c является разностью векторов ⃗ а и ⃗ b на рисунке: Ответ: в
2.09
. На рисунке изображены векторы. Вектором, равным -3 ⃗ a , будет вектор: а) ⃗ b ; б) ⃗ c ; в) ⃗ m ; г) ⃗ n . Ответ: б
2.10
. ABCD – трапеция, BC || AD, BC = 4 см, AD = 16 см. Число k, для которого ⃗ AD = k ∙ ⃗ CB , равно: а) 4; б) -4; в) 1 4 ; г) - 1 4 .
Ответ: б
2.11
. ABCD – параллелограмм, О – точка пересечения его диагоналей. Тогда верным будет равенство: а) ⃗ AO – ⃗ O B = ⃗ AB ; б) ⃗ AO – ⃗ BO = ⃗ AD ; в) ⃗ AB + ⃗ BO = ⃗ AO ; г) ⃗ CB + ⃗ BO = ⃗ АO . Ответ: в
2.12
. Равенство (⃗ b + ⃗ c ⃗ a + ⃗ b ¿+ ⃗ c = ⃗ a +¿) называется: а) переместительным законом; б) сочетательным законом; в) правилом параллелограмма; г) правилом треугольника. Ответ:б
2.13
. Вектор ⃗ c является суммой векторов ⃗ а и ⃗ b на рисунке: Ответ: г
2.14
. На рисунке изображены векторы. Вектор равный вектору 3 ⃗ a , будет вектор: а) ⃗ b ; б) ⃗ c ; в) ⃗ m ; г) ⃗ n . Ответ: б
2.15
. Отрезок MN является средней линией треугольника ABC. Число k, для которого ⃗ AB = k ∙ ⃗ MA , равно: а) 2; б) -2;
в) 1 2 ; г) - 1 2 . Ответ: б
2.16
. ABCD ̶ параллелограмм, О ̶ точка пересечения его диагоналей. Тогда верным будет равенство: а) ⃗ AO ̶ ⃗ OD = ⃗ AD ; б) ⃗ AO ̶ ⃗ BO = ⃗ AD ; в) ⃗ AB + ⃗ BO = ⃗ AO ; г) ⃗ AB + ⃗ BO = ⃗ AC . Ответ: в
2.17
. Правило построения суммы нескольких векторов называется: а) правилом параллелограмма; б) правилом многоугольника; в) правилом трапеции; г) правилом треугольника. Ответ: б
2.18
. Вектор ⃗ c является разностью векторов ⃗ b и ⃗ а на рисунке Ответ: б
2.19
. На рисунке изображены векторы. Вектором, равным -2 ⃗ a , будет вектор: а) ⃗ b ; б) ⃗ c ; в) ⃗ m ; г) ⃗ n . Ответ: б
2.20
. ABCD – трапеция, BC || AD, BC = 4 см, AD = 16 см. Число k, для которого ⃗ CB = k ∙ ⃗ AD , равно: а) 4;
б) -4; в) 1 4 ; г) - 1 4 . Ответ: г
3. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

Скалярный квадрат. Скалярное произведение в координатах.

3.01
.В треугольнике, изображенном на рисунке, косинус угла С равен 1 3 . Найдите скалярное произведение векторов ⃗ CA и ⃗ CB . а) 11; б) 6; в) 22; г) 66. Ответ: г
3.02
.Найдите скалярное произведение векторов ⃗ a {2; -3} и ⃗ b {4; 2}. а) 5; б) 2; в) -6; г) 8. Ответ: б
3.03
.Треугольник МАВ – равнобедренный с основанием АВ, его боковая сторона равна 6. Найдите косинус угла между векторами ⃗ MA и ⃗ MB , если ⃗ MA · ⃗ MB = 12. а) 1 3 ; б) 2; в) 1 2 ;
г) 1 6 . Ответ: а
3.04
.Какие из указанных векторов перпендикулярны? а) ⃗ a {2; 1} и ⃗ b {-3; 4}; б) ⃗ m {2; -3} и ⃗ n {6; 4}; в) ⃗ c {-2; 3} и ⃗ d {4; 6}; г) ⃗ h {4; -6} и ⃗ l {4; 6}. Ответ: б
3
.
05
. В треугольнике, изображенном на рисунке, косинус угла A равен 2 3 . Найдите скалярное произведение векторов ⃗ AC и ⃗ AB . а) 8; б) 15; в) 80; г) 40. Ответ: в
3.06
.Найдите скалярное произведение векторов ⃗ a {3; 5} и ⃗ b {-2; 1}. а) 1; б) -11; в) 7; г) -1. Ответ: г
3.07
.Треугольник KBC – равнобедренный с основанием BC, его боковая сторона равна 8. Найдите косинус угла между векторами ⃗ KB и ⃗ KC , если ⃗ KB · ⃗ KC = 16. а) 1 2 ; б) 2; в) 1 4 ;
г) 4. Ответ: в
3.08
.Какие из указанных векторов перпендикулярны? а) ⃗ a {2; 1} и ⃗ b {-2; 1}; б) ⃗ m {2; -3} и ⃗ n {4; 6}; в) ⃗ c {-2; 3} и ⃗ d {-4; 6}; г) ⃗ h {4; 3} и ⃗ l {6; -8}. Ответ: г
3.09
.В треугольнике, изображенном на рисунке, косинус угла A равен 3 4 . Найдите скалярное произведение векторов ⃗ AC и ⃗ AB . а) 63; б) 21; в) 12; г) 7. Ответ: а
3.10
.Найдите скалярное произведение векторов ⃗ a {-2; 6} и ⃗ b {5; 1}. а) -7; б) -4; в) 10; г) -17. Ответ: б
3.11
.Треугольник PAE – равнобедренный с основанием AE, его боковая сторона равна 6. Найдите косинус угла между векторами ⃗ PA и ⃗ PE , если ⃗ PA · ⃗ PE = 9. а) 2; б) 1 3 ; в) 3 4 ; г) 1 4 . Ответ: г
3.12
.Какие из указанных векторов перпендикулярны? а) ⃗ a {-2; 1} и ⃗ b {-3; 4};
б) ⃗ m {1; -3} и ⃗ n {2; -6}; в) ⃗ c {-2; 8} и ⃗ d {4; 1}; г) ⃗ h {3; -6} и ⃗ l {3; 6}. Ответ: в
3.13
.В треугольнике, изображенном на рисунке, косинус угла C равен 2 5 . Найдите скалярное произведение векторов ⃗ CA и ⃗ CB . а) 16; б) 10; в) 32; г) 80. Ответ: в
3.14
.Найдите скалярное произведение векторов ⃗ a {2; -4} и ⃗ b {6; 2}. а) 4; б) 6; в) -2; г) 20. Ответ: а
3.15
.Треугольник MBC – равнобедренный с основанием BC, его боковая сторона равна 4. Найдите косинус угла между векторами ⃗ MB и ⃗ MC , если ⃗ MB · ⃗ MC = 2. а) 1 4 ; б) 1 8 ; в) 8; г) 1 2 . Ответ: б
3.16
.Какие из указанных векторов перпендикулярны? а) ⃗ a {2; -6} и ⃗ b {1; -3}; б) ⃗ m {3; 9} и ⃗ n {6; -2}; в) ⃗ c {-2; 3} и ⃗ d {6; 9}; г) ⃗ h {5; -6} и ⃗ l {5; 6}. Ответ: б

3.17
.Какую градусную меру имеет угол между векторами, если их скалярное произведение равно 0? а) 180 0 ; б) 90 0 ; в) 0 0 ; г) 360 0 . Ответ: б
3.18
.Чему равно скалярное произведение векторов, если угол между ними равен 90 0 ? а) 1; б) -1; в) 90; г) 0. Ответ: г
3.19
. Треугольник MBC – равнобедренный с основанием BC, его боковая сторона равна 3. Найдите косинус угла между векторами ⃗ MB и ⃗ MC , если ⃗ MB · ⃗ MC = 1. а) 1 9 ; б) 1 3 ; в) 9; г) 1. Ответ: а
3.20
. Какие из указанных векторов перпендикулярны? а) ⃗ a {2; -6} и ⃗ b {9; -3}; б) ⃗ m {-3; 9} и ⃗ n {6; -2}; в) ⃗ c {-2; 3} и ⃗ d {6; 9}; г) ⃗ h {5; -6} и ⃗ l {5; 6}. Ответ: а
4. Применение векторов к решению задач. Средняя линия

трапеции.

4.01
.Основания трапеции ABCD равны 10 см и 17 см. Средняя линия трапеции равна... 1. 13 см; 2. 27 см; 3. 13,5 см;
4. 7,5 см. Ответ: 3
4.02
. Основания трапеции ABCD равны 6 см и 12 см. Средняя линия трапеции равна... 1. 18 см; 2. 9 см; 3. 8 см 4. 8,5 см Ответ: 2
4.03
.Средняя линия трапеции равна 16, а одно из оснований 23. Найдите другое основание трапеции. 1. 11; 2. 13; 3. 9; 4. 15. Ответ: 3
4.04
.Средняя линия трапеции равна 19, а одно из оснований 7. Найдите другое основание трапеции. 1. 19; 2. 31; 3. 21; 4. 12. Ответ: 2
4.05
.Основания трапеции равны 5 и 12. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию одна из ее диагоналей. 1. 6; 2. 2,5; 3. 8,5; 4. 5. Ответ: 1
4.06
. Основания трапеции равны 37 и 40. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию одна из ее диагоналей. 1. 38,5; 2. 18,5; 3. 20; 4. 27. Ответ: 3
4.07
.Основания трапеции равны 5 и 12. Найдите меньший из отрезков, на которые делит среднюю линию одна из ее диагоналей.
1. 6; 2. 2,5; 3. 8,5; 4. 5. Ответ: 2
4.08
. Основания трапеции равны 37 и 40. Найдите меньший из отрезков, на которые делит среднюю линию одна из ее диагоналей. 1. 38,5; 2. 18,5; 3. 20; 4. 27. Ответ: 2
4.09
.Основания трапеции ABCD равны 14 см и 19 см. Средняя линия трапеции равна... 1. 17 см; 2. 33 см; 3. 16,5 см; 4. 17,5 см. Ответ: 3
4.10
. Основания трапеции ABCD равны 8 см и 14 см. Средняя линия трапеции равна... 1. 22 см; 2. 11 см; 3. 9 см 4. 10,5 см Ответ: 2
4.11
.Средняя линия трапеции равна 11, а одно из оснований 17. Найдите другое основание трапеции. 1. 14; 2. 13; 3. 9; 4. 5. Ответ: 4
4.12
.Средняя линия трапеции равна 15, а одно из оснований 6. Найдите другое основание трапеции. 1. 10,5; 2. 21; 3. 24; 4. 12.
Ответ: 3
4.13
.Основания трапеции равны 17 и 12. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию одна из ее диагоналей. 1. 17; 2. 14,5; 3. 8,5; 4. 6. Ответ: 3
4.14
. Основания трапеции равны 37 и 30. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию одна из ее диагоналей. 1. 37; 2. 18,5; 3. 15; 4. 33,5. Ответ: 2
4.15
.Основания трапеции равны 15 и 12. Найдите меньший из отрезков, на которые делит среднюю линию одна из ее диагоналей. 1. 6; 2. 7,5; 3. 13,5; 4. 12. Ответ: 1
4.16
. Основания трапеции равны 37 и 30. Найдите меньший из отрезков, на которые делит среднюю линию одна из ее диагоналей. 1. 30; 2. 33,5; 3. 18,5; 4. 15. Ответ: 4
4.17
. Основания трапеции ABCD равны 24 см и 19 см. Средняя линия трапеции равна... 1. 21 см; 2. 12 см; 3. 21,5 см; 4. 17,5 см. Ответ: 3
4.18
. Основания трапеции ABCD равны 18 см и 14 см. Средняя линия трапеции равна... 1. 32 см;
2. 12 см; 3. 9 см 4. 15,5 см Ответ: 2
4.19
.Средняя линия трапеции равна 14, а одно из оснований 17. Найдите другое основание трапеции. 1. 14; 2. 15,5; 3. 9; 4. 11. Ответ: 4
4.20
.Средняя линия трапеции равна 12, а одно из оснований 9. Найдите другое основание трапеции. 1. 15; 2. 13; 3. 10,5; 4. 12. Ответ: 1
5. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах.

Координаты середины отрезка. Вычисление длины вектора по

его координатам. Расстояние между двумя точками.

5.01
. Точка D(-3;4) находится в: а) I четверти; б) II четверти; в) III четверти; г) IV четверти. Ответ: б
5.02
. Координаты вектора ⃗ а =3 ⃗ i - 2 ⃗ j равны: а) ⃗ а {-2; 3}; б) ⃗ а {3; -2}; в) ⃗ а {0; -2}; г) ⃗ а {3; 0}. Ответ: б
5.03
. Векторы ⃗ а =2 ⃗ i + 3 ⃗ j и ⃗ b = –6 ⃗ i + k ⃗ j будут коллинеарны, если число k равно:
а) 3; б) 9; в) -9; г) -5. Ответ: в
5.04
. Если А(3; 4) и В(-2; 5), то вектор ⃗ AB имеет координаты: а) {1; 9}; б) {5; -1}; в) {-5; 1}; г) {-5; 9}. Ответ: в
5.05
. Длина вектора ⃗ MN {-4; 3} равна ______________________. Ответ: 5
5.06
. Даны точки A(2; 0), B(-1; 3), C(4; 6). Тогда вектор ⃗ a = ⃗ BA – ⃗ BC имеет координаты ___________________. Ответ: {-2; -6}
5.07.
Точка А(2; 3) – один из концов отрезка АВ. С(2; 1) – середина отрезка АВ. Тогда координаты точки В будут _____________. Ответ: (2; -1)
5.08
. АВ – диаметр окружности. А(1; 4), В(-3; 7). Тогда координаты центра данной окружности будут __________________. Ответ: {-1; 5,5}
5.09
. Точка S(2; -4) находятся в: а) 1 четверти; б) 2 четверти; в) 3 четверти; г) 4 четверти; Ответ: г
5.10
. Даны точки A(2; -3) и B(-1; 2). Векторы ⃗ AB и ⃗ CA равны. Тогда координаты точки C будут равны: а) С (5; -8) б) C (-1; 2) в) С (1; -2) г) C (-1; -1) Ответ: а

5.11
. Радиус-вектор точки M изображен на рисунке: Ответ: в
5.12
. Расстояние от точки B (-8; 6) до оси ординат равно; а) -8; б) 6; в) 10; г) 8. Ответ: г
5.13
. Если окружность задана уравнением (x-3) 2 + (y+2) 2 =9, то координаты ее центра M и радиус r равны: а) M (3;2), r=9; б) M (3;-2), r=3 ; в) M (-3;2), r=3 ; г) M (-3;-2), r=9 . Ответ: б 5.14. Координаты вектора ⃗ a , изображенного на рисунке, будут равны__________________ Ответ: {4;-2}
5.15
. Расстояние между точками A(2;6) и B(4;8) будет равно _____________________ _ _____________________ _ __
Ответ:√8
5.16
. L(5;9), K(1;7). Тогда координаты точки C – середины отрезка LK будут равны ______________________________________ Ответ: (3;8)
5.17
. Даны векторы ⃗ a {4;-3}, ⃗ b {-2;6}. Тогда координаты вектора ⃗ c = -3 ⃗ a + 0,5 ⃗ b будут равны______________________________ Ответ: {-13;-6}
5.18
. Координаты вектора ⃗ a =-3 ⃗ i +4 ⃗ j равны: А) {-3;4} Б) {4;-3} В) {0;4} Г) {-3;0} Ответ: А
5.19
. Векторы ⃗ a =-2 ⃗ i +4 ⃗ j и ⃗ b =k ⃗ i -8 ⃗ j будут коллинеарные, если k равно: А) -4 Б) 4 В) -1 Г) 1 Ответ: Б
5.20
. Если А(-2;4) и B(1;-3), то вектор ⃗ AB имеет координаты: А) {-1;1} Б) {-3;7} В) {3;-7} Г) {3;-7} Ответ: В
5.21
. Даны точки А(2;-3) и В(-1;2). Векторы ⃗ AB и ⃗ AC равны. Тогда координаты точки С будут равны: А) С (-3;5); Б) С (-1;2); В) С (1;-2); Г) С (-1;-1); Ответ: Б
5.22
. Даны точки А(2;4), В(-1;3), (0;5). Тогда вектор ⃗ a = ⃗ AB - ⃗ CA имеет координаты: Ответ: {-5;0)
5.23
. Координаты из концов отрезка B(-1;1), С(2;1)- середина отрезка АВ. Тогда координаты точки А будут: Ответ: {5;1}
5.24. Даны точки А(-2;4) и В(3;8). Векторы ⃗ AB и ⃗ CA равны. Тогда координаты точки С будут равны: Ответ: (-7;0) 5.25. 5.26. Расстояние от точки B(-3;-4) до оси абсцисс равно: А) -4; Б) 3; В) 4; Г) 5; Ответ: В 5.27. Координаты вектора ⃗ a , изображенного на рисунке, будут равны:_________ Ответ:{3; 2} 5.28. Расстояние между точками А(1;5) и В(2;7) будет равно: __________________________________________________ Ответ:√5 5.29. А(2;7), В(4;-1). Тогда координаты точки С - середины отрезка АВ будут:_____________________________________ Ответ:(3; 3) 5.30. Координаты точки М(х,у) - середины отрезка АВ, где А(х 1 ,у 1), В(х 2 ,у 2), будут:______________________________________ Ответ: х = x 1 + х 2 2 , у = y 1 + y 2 2 5.31. Даны векторы ⃗ a {6;-9}, ⃗ b {1;-3}. Тогда координаты вектора ⃗ c = 1 3 ⃗ a -2 ⃗ b будут равны:______________________________ Ответ: {0;3} 5.32. Даны 4 вектора (см. рис.) Какой из них имеет координаты (-1;2)?
Варианты ответа: 1. a → 2. b → 3. c → 4. d → 5. Ни один из векторов на рисунке Ответ: 5 5.33. Даны 4 вектора (см. рис.) Один из них равен вектору − 2 ⃗ i − 4 ⃗ i . Запишите, какой. Варианты ответа: 1. a → 2. b → 3. c → 4. d → Ответ: 1 5.34. Даны векторы a → = i → − 2 j → ; b → =− 4 i → + 6 j → . Найдите координаты вектора a → + 3b → .
Варианты ответа: 1. 5 i → − 7 j → 2. − 11 i → + 16 j → 3. − 13 i → − 20 j → 4. 11 i → − 18 j → 5. 5 i → + 7 j → Ответ: 2 5.35. Найдите модуль вектора a → + b → , если a → = 5 i → − 7 j → ; b → =− i → + 10 j → . Варианты ответа: 1. 1 2. 7 3. 3 4. 10 5. 5 Ответ: 5 5.36. Даны 4 вектора (см. рис.) Какой из них имеет координаты (5;-3)? Варианты ответа: 1. a → 2. b → 3. c → 4. d → 5. Ни один из векторов на рисунке
Ответ: 2 5.37. Даны 4 вектора (см. рис.) Один из них равен вектору − 2 ⃗ i + 4 ⃗ i . Запишите, какой. Варианты ответа: 1. a → 2. b → 3. c → 4. d → 5. Ни один из векторов на рисунке Ответ: 4 5.38. Даны векторы a → = 3 i → + j → ; b → =− i → − 2 j → . Найдите координаты вектора 2 a → + b → . Варианты ответа: 1. 5 i → 2. − 7 j → 3. 2 i → − j → 4. i → − 2 j → 5. − 3 i → − j → Ответ: 1 5.39. Найдите модуль вектора a → − 2 b → , если a → = 8 i → − 2 j → ; b → =− 2 i → − 9 j → .
Варианты ответа: 1. 9 2. 10 3. 14 4. 20 5. 40 Ответ: 4 5.40. Найдите координаты вектора ⃗ a = 2 ⃗ i − 1 2 ⃗ j . Ответ: (2; -0.5) 5.41. Разложите вектор ⃗ b (-3; 6) по координатным векторам. Ответ: ⃗ b =− 3 ⃗ i + 6 ⃗ j 5.42. Найдите координаты вектора ⃗ a + 3 ⃗ b − 1 2 ⃗ c , если ⃗ a (4; 9), ⃗ b (- 1; 2) и ⃗ c (-6;8) Ответ: (4; 11) 5.43. Найдите координаты вектора ⃗ m =− 7 ⃗ i + 3 8 ⃗ j . Ответ: (-7; 0.375) 5.44.Разложите вектор ⃗ c (3; -7) по координатным векторам. Ответ: ⃗ c = 3 ⃗ i − 7 ⃗ j 5.45.Найдите координаты вектора ⃗ a − 4 ⃗ b + 1 3 ⃗ c , если ⃗ a (4; 9), ⃗ b (-1; 2) и ⃗ c (-6;9) Ответ: (6; 4) 5.46. Найдите координаты вектора ⃗ k = 1 7 ⃗ i − ⃗ j Ответ: (1 7 ; -1) 5.47.Разложите вектор ⃗ a (0; -9) по координатным векторам. Ответ: ⃗ a =− 9 ⃗ j 5.48.Найдите координаты вектора 2 ⃗ a − ⃗ b + 1 4 ⃗ c , если ⃗ a (2; 1), ⃗ b (-5; 7) и ⃗ c (8; -12) Ответ: (11; -8) 5.49. Найдите координаты вектора ⃗ a = − 2 5 ⃗ i + 6 ⃗ j Ответ: (-0.4; 6) 5.50.Разложите вектор ⃗ b (3; 2) по координатным векторам. Ответ: ⃗ b = 3 ⃗ i + 2 ⃗ j 5.51.Найдите координаты вектора ⃗ a − 2 ⃗ b − 1 3 ⃗ c , если ⃗ a (10; -3),
⃗ b (2; -5) и ⃗ c (12; -6) Ответ: (2; 9) 5.52. Даны точки М(3;-1) и К(4;-3). Найдите координаты вектора ⃗ MK . 1){-1;-2} 2){1;-2} 3){1;2} 4){-1;2} Ответ:2 5.53.Найдите длину отрезка, изображенного на рисунке. Ответ:10 1) 5.54. ;2} 2) {-5;2} 3) {5;-2} 4) {-5;-2} Ответ:4 5.55. Найдите длину отрезка, изображенного на рисунке. Ответ:13 5.56. Даны точки В(3 ;-4) и D(1;2). Найдите координаты вектора ⃗ BD .
1) {-2;-6} 3) {-2;6} 2) {4;6} 4){2;-2} Ответ:3 5.57. Найдите длину отрезка,изображенного на рисунке. Ответ:13 5.58. Даны точки О (5;1) и Р(3;-4). Найдите координаты вектора ⃗ OP . 1) {-2;-5} 3) {-2;5} 2) {2;-5} 4) {2;-3} Ответ:1 5.58. Найдите длину отрезка изображенного на рисунке. Ответ:10
6. Уравнение прямой в прямоугольной системе координат.

Условие перпендикулярности ненулевых векторов. Вычисление

косинуса угла между ненулевыми векторами.

6.01
. Уравнением прямой, перпендикулярной оси абсцисс, будет уравнение: а) у = х; б) у = - 4;
в) х = 3; г) у + 1 = 0. Ответ: в
6.02
. Управлением прямой, проходящей через точку C (2; 3), будет уравнение: а) 2x-3y-5=0; б) x+2=0; в) y+3=0; г) x-4y+10=0. Ответ: г
6.03
.Не является уравнением прямой уравнение линии под буквой: а) y=4; б) y 2 +x 2 =4; в) x=0; г) x-2y+3=0. Ответ: б
6.04
. Укажите уравнение, которое задает прямую, параллельную оси ординат и проходящую через точку А(-4;5). 1) х=-4 3) -4х+5у=0 2) у=5 4) у=-4х+5 Ответ: 1
6.05
. Чему равен угловой коэффициент прямой, заданной уравнением у= -х + 2? 1) -2 2) 2 3) -1 4) -х Ответ: 3
6.06
. Уравнение прямой перпендикулярной оси ординат, будет уравнение: 1) y=x 2) y=-4 3) x=-3 4) x-4=0 Ответ: 2
6.07
. Не является уравнением прямой уравнение линии под буквой: 1) х = 4; 2) у + х 2 = -3; 3) у = 0;
4) 3х + у - 4 = 0; Ответ: 2
6.08
. Укажите уравнение, которое задает прямую, параллельную оси ординат и проходящую через точку А(-2;4). 1) х=-2 3) -2х+4у=0 2) у=4 4) у=-2х+4 Ответ: 1
6.09
. Чему равен угловой коэффициент прямой, заданной уравнением у= х – 4? 1) -4 2) 4 3) 0 4) 1 Ответ: 4
6.10
. Какая из прямых,изображенных на рисунке,задается уравнением y=2x-3 ? 1)a 3)m 2)b 4)n Ответ:3
6.11
. Укажите уравнение, которое задает прямую, параллельную оси ординат и проходящую через точку М(-2;6). 1) х=-2 3) -2х+6у=0 2) у=6 4) у=-2х+2 Ответ: 1
6.12
. Какая из прямых,изображенных на рисунке,задается уравнением У=-2х+3?
1)a 3)m 2)b 4)n Ответ:2
6.13
. Укажите уравнение, которое задает прямую, параллельную оси ординат и проходящую через точку М(-1;5). 1) х=-1 3) -х+5у=0 2) у=5 4) у= -х+4 Ответ: 1
6.14
. Какая из прямых, изображенных на рисунке, задается уравнением У=-2х-3? 1) a 3)m 2) b 4)n Ответ: 1
6.15
.Укажите уравнение, которое задает прямую, параллельную оси абсцисс и проходящую через точку М(-3;4). 1) -3х+4у=0 3) у=4 2) у=-3х+5 4) х=-3 Ответ: 3
6.16
. Какая из прямых,изображенных на рисунке,задается уравнением у=2х+3? 1) a 3)m
2) b 4)n Ответ: 4
6.17
.Укажите уравнение, которое задает прямую, параллельную оси абсцисс и проходящую через точку М(-2;3). 1) у=3 3) -2х+3у=0 2) х= -2 4) у= -2х-1 Ответ: 1
6.18
.Чему равен угловой коэффициент прямой, заданной уравнением у=3х – 7? 1) -7 2) 3 3) -3 4) 7 Ответ: 2
6.19
.Какие координаты имеет точка пересечения прямой, заданной уравнением у=3х – 7 и оси ординат? 1) (0;3) 2) (0;-7) 3) (3;-7) 4) (0;7) Ответ: 2
6.20
. Какие координаты имеет точка пересечения прямой, заданной уравнением у=-2х + 3 и оси ординат? 1) (0;3) 2) (0;-2) 3) (-2;3)
4) (0;-3) Ответ: 1
6.21

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ГИА И ЕГЭ 2012 ГОДА» Бисярина Н. В., учитель математики ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ: 1. В КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГИА ВКЛЮЧАЮТСЯ ЗАДАНИЯ ПО ГЕОМЕТРИИ. 2. В ЗАДАНИЯХ ГИА СТАНЕТ БОЛЬШЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, В КОТОРЫХ ПРОВЕРЯЕТСЯ ОБЩЕМАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА. КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ: 1 часть – 18 заданий, из них 4 – по геометрии; 2 часть – 5 заданий, из них 2 по геометрии. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В 2012 ГОДУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ (В НОВОЙ ФОРМЕ) ПО МАТЕМАТИКЕ. Пример 1. Укажите номера верных утверждений: 1) Диагонали параллелограмма равны. 2) Два различных диаметра окружности пересекаются в точке, являющейся центром этой окружности. 3) Сумма углов трапеции равна 360°. 4) Площадь прямоугольного треугольника равна произведению катетов. 5) Синус острого угла прямоугольного треугольника равен отношению противолежащего катета к гипотенузе. Ответ: 235 ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЯ: 1. Для выполнения этого задания необходимо знать: Свойства параллелограмма. Свойства окружности. Свойства трапеции. Формулу площади прямоугольного треугольника. Формулу нахождения sin острого угла. 2. Возможность выбора нескольких вариантов. 3. Специфика задания: «Укажите номера верных (или НЕ верных) утверждений» ПРИМЕР 2. Площадь треугольника АВС равна 40. Биссектриса AD пересекает медиану ВК в точке Е, при этом BD:CD = 3:2. Найдите площадь четырехугольника EDCK. ДАНО: B S = 40. BD: CD = 3:2 НАЙТИ: SEDCK РЕШЕНИЕ: 1. По св. медианы АК = КС = х AB BD 3 2. По св. биссектрисы =>   AС CD 2 AB 3 AB 3  => АВ  2 х  3  3 хA  => AС 2 2х 2 3. Рассмотрим ∆ ABK 2 АВ ВЕ 3 х   3 АК КЕ х BC  h K => ВЕ  3 КЕ 4. Пусть S – площадь ∆ АВС, тогда S  2 и S ACD  DC  S 2S CD 2 S h S ACD  S  S BC BC CB 5 Тогда S AEK  KE  S ABK  KE  AK  S  BK S EDCK  S ADC  S AEK BK AC D E C DC  h 2 x x S  S  3x  x 2 x 8 2 S 2 1 16 5   S   S ()  S ()  11 5 8 5 8 40 40 5. Т.о. Ответ: 11 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии оценивания выполнения задания Баллы Решение задачи верное, все его шаги обоснованы, получен верный ответ 4 Решение задачи в целом верное, получен верный ответ, но решение обосновано недостаточно; или: решение задачи в целом верное, но допущена одна вычислительная ошибка, из-за которой получен неверный ответ 3 Другие случаи, не соответствующие указанным выше критериям 0 Максимальный балл 4 О ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ЕГЭ. ИЗ 6 ЗАДАЧ РАЗДЕЛА С ЭКЗАМЕНА ЕГЭ 2011 ГОДА ЗАДАЧИ С2 И С4 - ПО ГЕОМЕТРИИ: - С2 - ЗАДАЧА ПО СТЕРЕОМЕТРИИ, - С4 - ПО ПЛАНИМЕТРИИ. С5: НАЙДИТЕ ВСЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ А, ПРИ КАЖДОМ ИЗ КОТОРЫХ СИСТЕМА ИМЕЕТ ЕДИНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ). 2 2      х  5  y  4 4   2 2    x  2  y a  Задача является также геометрической, соответствуя таким разделам планиметрии как «Окружность» и «Координатный метод». РАССМОТРИМ ЗАДАЧУ ПО ГЕОМЕТРИИ ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ ЕГЭ 2011 ГОДА. Задача С4 (планиметрическая, максимальный балл - 3). Прямая, перпендикулярная боковой стороне равнобедренного треугольника, отсекает от него четырехугольник, в который можно вписать окружность. Найдите радиус окружности, если отрезок прямой, заключенный внутри треугольника, равен 6, а отношение боковой стороны треугольника к его основанию равно 5/6. ДВА РЕШЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧЕРТЕЖА. ЗАДАЧУ МОЖНО РЕШИТЬ ЕЩЕ И БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМУЛ ТРИГОНОМЕТРИИ. ЕСЛИ УЧАЩИЙСЯ ЗАМЕТИЛ, ЧТО ОКРУЖНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ВНЕВПИСАННОЙ ДЛЯ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА ANM, ТО ОН МОЖЕТ НАЙТИ ЕЕ РАДИУС, ИСПОЛЬЗУЯ ФОРМУЛУ ДЛЯ РАДИУСА ВНЕВПИСАННОЙ ОКРУЖНОСТИ: 7 6 S AM  MN 21 4 ra     p  a AM  AN  MN 7  25  6 4 4 4 ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ: 3 БАЛЛА - ЗА ВЕРНЫЙ ОТВЕТ; 2 БАЛЛА - ЗА ВЕРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОДНОГО ИЗ ДВУХ СЛУЧАЕВ; 1 БАЛЛ - ЗА РАССМОТРЕНИЕ ХОТЯ БЫ ОДНОГО ИЗ ВОЗМОЖНЫХ СЛУЧАЕВ, СОДЕРЖАЩЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ, ПРИВЕДШУЮ К НЕВЕРНОМУ ОТВЕТУ. ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ ПОДОБНЫХ ЗАДАЧ НЕОБХОДИМО: 1. На уроках геометрии, разобрать не простую задачу, для которой легко создать подобную, после чего предложить учащимся в качестве домашнего задания самостоятельно придумать несколько подобных задач и решить их. На следующем уроке необходимо уделить внимание разбору домашней работы и авторов лучших задач поощрить положительной отметкой. 2. Решить на уроке (или задать на дом) несколько весьма простых задач, в которых требуется рассмотреть два или более вариантов решения. РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: 1. Отработка навыков применения знаний, полученных на уроках. 2. Развитие творческой активности учащихся. 3. Выработка умений и навыков быстрого нахождения связей между уже решенными и новыми, более трудными, задачами. ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ: АВ 2 Задача 1. Точки А, В и С лежат на одной прямой, причем АС  3 Найдите АВ, если АС =15. (Два варианта.) Задача 2. Точки А, В и С лежат на одной прямой, причем точка С расположена вдвое дальше от одной из точек А и В, чем от другой. Найдите АВ, если АС = 18. (Четыре варианта.) Задача 3. Катет прямоугольного треугольника равен 5, а один из углов в два раза больше другого. Найдите периметр треугольника. (Три варианта.) Задача 4. Даны два подобных треугольника. Стороны первого равны 8; 10 и 16. Одна из сторон второго равна 2. Найдите периметр второго треугольника. (Три варианта.) С4 Найти длину отрезка общей касательной к двум окружностям, заключенного между точками касания, если радиусы окружностей равны 23 и 7, а расстояние между центрами окружностей равно 34. Решение. Возможны два случая: В 23 Н А 7 О Н  В 23 О1  О 7 34 О1 34 А ОАВО1 – прямая трапеция, ОН=АВ - высота ОНО1 – прямоугольный, AB  OO 21   R  r   AB  OO 21   R  r    342  162  30  342  302  16 2 Ответ: 30 или 16 ОН=АВ - высота 2 №2 В треугольнике АВС АВ=15, ВС = 12, СА = 9. Точка D лежит на прямой ВС так, что BD:DC = 3:8. Окружности, вписанные в каждый из треугольников ADC и ADB, касаются стороны AD в точках E и F. Найдите длину отрезка EF. Решение. А Возможны два случая: точка D лежит на отрезке ВС и точка D лежит вне отрезка ВС. Рассмотрим 1 случай. А E E F F С В D 8ч 3ч С В 8ч 3ч D №3 В треугольнике АВС АВ=15, ВС = 12, СА = 9. Точка D лежит на прямой ВС так, что BD:DC = 3:8. Окружности, вписанные в каждый из треугольников ADC и ADB, касаются стороны AD в точках E и F. Найдите длину отрезка EF. Решение. А Возможны два случая: точка D лежит на отрезке ВС и точка D лежит вне отрезка ВС. Рассмотрим 1 случай. Найдем: BD  3 36 8 96  BC  , DC   BC  . 11 11 11 11 AD  DC  AC AD  DC  9  , 2 2 Из ADВ, DF  AD  BD  AB  AD  BD  15 . 2 2 Значит, 6  DC  BD 63 EF  DE  DF   . 2 11 Из ADC, DE  E F С В D 8ч 3ч В треугольнике АВС АВ=15, ВС = 12, СА = 9. Точка D лежит на прямой ВС так, что BD:DC = 3:8. Окружности, вписанные в каждый из треугольников ADC и ADB, касаются стороны AD в точках E и F. Найдите длину отрезка EF. Решение. А Возможны два случая: точка D лежит на отрезке ВС и точка D лежит вне отрезка ВС. Рассмотрим 2 случай. E F С В 8ч 3ч 5 96 BC   DC  8, DC  , 8 5 96 36 BD  DC  BC   12  . 5 5 Из ADC, DE  AD  DC  AC  AD  DC  9 , 2 2 AD  BD  AB AD  BD  15  . Из ADВ, DF  2 2 D 6  DC  BD Значит, EF  DE  DF   9. 63 . Ответ: 9 или 11 2 №2 Точка H – основание высоты треугольника со сторонами 10, 12, 14 , опущенной на сторону, равную 12. Через точку H проведена прямая, отсекающая от треугольника подобный ему треугольник и пересекающая сторону, равную 10, в точке M . Найдите HM . Пусть АВ = 10, ВС = 12, АС = 14. Решение. AB 2  BC 2  AC 2 100  144  196 1 cos B    . 2  AB  BC 2  10  12 5 А АВН – прямоугольный, BН = АВ·cosB = 2. 10 14 По условию АВСНВМ, и имеют общий угол В, значит возможны два случая. М 1 случай. ВМН = ВАС; С 12 Н В значит, k BH 2 1   , BC 12 6 1 1 7 HM   AC   14  . 6 6 3 BH 2 1 , значит, HM  1  AC  1  14  14 . 2 случай. ВМН = АСВ; k    5 5 5 AB 10 5 7 14 или. Ответ: 3 5 №3 Площадь трапеции ABCD равна 240. Диагонали пересекаются в точке O , отрезки, соединяющие середину P основания AD с вершинами B и C , пересекаются с диагоналями трапеции в точках M и N . Найдите площадь четырехугольника OMPN , если одно из оснований трапеции втрое больше другого. Решение. S ABCD Возможно два вида трапеции. В обоих случаях: BC  1) ADнижнееa основание  3a 4вдвое больше верхнего, BC = a, АD = 2a,  h   h   ah  2ah  240, ah  120. 2) верхнее основание 2 2 2вдвое больше нижнего, AD = a, BC = 2a. Найдем площадь ОMPN: SMONP=SAOD – SAMP – SPND. В С O Рассмотрим первый случай. N M А P D а По условию BC = a, АD = 3a, аh = 120. SMONP=SAOD – SAMP – SPND. h 1) BOCAOD , по трем углам k 3а BC a 1   . AD 3a 3 Значит высота AOD равна 3 ,h 4 тогда: 1 3 3 9 SAOD   AD  h   3ah   120  135. 2 4 8 8 2) BMCAMP , по трем углам, k BC a 2   . AP 3a / 2 3 Тогда высота треугольника АМР равна 3/5 высоты трапеции. 1 3 1 3a 3 9 SAMP  SPND   AD  h    h   120  54. 2 5 2 2 5 20 SMONP=SAOD – 2SAMP =135 - 2·54 = 27. 3) Находим искомую площадь: 3а В С По условию BC = 3a, АD = a, аh = 120. SMONP=SAOD – SAMP – SPND. h 1) BOCAOD , по трем углам O M А k N P а D Значит высота AOD равна 1 1 1 1 SAOD   AD  h   ah   120  15. 2 4 8 8 2) BMCAMP , по трем углам, BC 3a   3. AD a k 1 ,h 4 тогда: BC 3a   6. AP a / 2 Тогда высота треугольника АМР равна 1/7 высоты трапеции. 1 1 1 a 1 1 30 SAMP  SPND   AD  h    h   120  . 2 7 2 2 7 28 7 30 3) Находим искомую площадь: SMONP  SAOD  2SAMP  15  2   5. 7 Ответ: 27 или 5. В параллелограмме ABCD AB=12, биссектрисы углов при стороне AD делят сторону ВС точками M и N, так что BM:MN=1:7. Найдите ВС. №4 Решение. Пусть О – точка пересечения биссектрис. По условию B BM 1   1, значит М лежит между точками В и N. MN 7 М N C O B М C N 12 O A D A Возможны два случая. 1) точка О – лежит внутри параллелограмма; 2) точка О – лежит вне параллелограмма. Рассмотрим первый случай. D №4 В параллелограмме ABCD AB=12, биссектрисы углов при стороне AD делят сторону ВС точками M и N, так что BM:MN=1:7. Найдите ВС. Решение. Пусть О – точка пересечения биссектрис. По условию М B 1,5 BM 1   1, значит М лежит между точками В и N. MN 7 N 10,5 C 1,5 ВNА=NAD- накрест лежащие; АN – биссектриса А, 12 O A 1) ABN – равнобедренный, т.к. D значит ВNА= ВAN и AB=BN=12, 1 1 тогда BM  BN   12  1,5. 8 8 Найдем MN=BN-BM=12-1,5=10,5. 2) Аналогично, DMC – равнобедренный, MC=DC=12. Тогда NC= MC-MN=12-10,5=1,5. 3) Значит, ВС=ВМ+MN+NC=13,5. Рассмотрим первый случай. №4 В параллелограмме ABCD AB=12, биссектрисы углов при стороне AD делят сторону ВС точками M и N, так что BM:MN=1:7. Найдите ВС. Решение. Рассмотрим второй случай: точка О – лежит вне параллелограмма. O B 12 М N C 12 1)ABМ– равнобедренный, т.к. ВMА=MAD- накрест лежащие; 12 12 АМ – биссектриса А, значит ВMА= ВAM. D A По условию BM 1  значит, MN 7 1 BM  BN ,  BN  8  12  96. 8 2) Аналогично DNC– равнобедренный, 3) Значит, ВС=ВN+NC=96+12=108. Ответ: 13,5 или 108. Тогда АВ=ВМ=12. тогда NC=DC=12. Презентация к урокам по геометрии по теме «ПАРАЛЛЕЛОГРАММ» Параллелограмм определение В Четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны называется А параллелограммом ABCD – четырехугольник AB ║CD BC ║AD => ABCD -параллелограмм С D Свойства параллелограмма В С O А D 1.Противоположные стороны попарно равны AD=BC AB=CD 2.Противоположные углы попарно равны  В = D  А = С 3.Диагонали точкой пересечения делятся пополам AO=OC BO=OD Свойства параллелограмма В А F N К С D 4.Сумма смежных углов равна180 А + В = 180 5.Биссектриса угла отсекает от него равнобедренный треугольник. BF – биссектриса, ∆ ABF –равнобедренный, AB=BF 6.Биссектрисы соседних углов перпендикулярны.  AF, BK – биссектрисы, AF BK 7.Биссектрисы противоположных углов параллельны или совпадают. AF, CN – биссектрисы, AF|| CN Признаки параллелограмма Если в четырехугольнике противоположные стороны параллельны и равны, то этот четырехугольник параллелограмм. В ABCD – четырехугольник AB || CD AB = CD С => ABCD- параллелограмм А D Признаки параллелограмма Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно параллельны, то этот четырехугольник - параллелограмм ABCD – четырехугольник ВС = АD AB = CD В С => ABCD- параллелограмм А D Признаки параллелограмма Если в четырехугольнике диагонали точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник - параллелограмм В ABCD – четырехугольник AО = CО ВО = ОD С => ABCD- параллелограмм О А D ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА СУММА СОСЕДНИХ УГЛОВ РАВНА 180 ГРАДУСОВ: Сумма расстояний между серединами противоположных сторон выпуклого четырехугольника равна его полупериметру. Сумма квадратов диагоналей равна удвоенной сумме квадратов сторон параллелограмма: Задачи на готовых чертежах В 1) С F В 2) 10 см С 60 2 см 32 А E D ABCD – параллелограмм Найти  C ,  D Ответ:С  64, D  116 А D ABCD – параллелограмм Найти AD , CD Ответ:AD=4 cм, CD=10 см Задачи на готовых чертежах В F С 25 60 С 40 N M NMCF – параллелограмм Найти все углы NMCF Ответ: F  M  115, N  C  65 А 2 см E 3 см ABCD – параллелограмм Найти PABCD Ответ: PABCD  16см D Задачи на готовых чертежах В С F В С E 60 M 5 см F N А 4 см M NBCM – параллелограмм Найти BF, FM Ответ: BF=4 см, FM=5cм А K ABCD – параллелограмм PABCD = 20 cм Найти ME, MK Ответ: ME=3 см, MK=7см D кроссворд 4 2 3 1.Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны 8 1 5 11 3.Отрезок, соединяющий две несмежные вершины 6 9 4.Луч, делящий угол пополам 7 10 Посмотреть ответ 8.(вертикаль) Точка из которой исходят стороны многоугольника 9. «+», 2.Единица измерения угла  - это … 10.Стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол. 11Отрезок исходящий из вершины треугольника к середине противоположной стороны (множественное число). 5.Множество точек прямой, заключенных между двумя точками. 6.Фигура,состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки. 7.Сколько сантиметров в метре? 8.(горизонталь) Отрезок, перпендикулярный к стороне. кроссворд 4 б и 2 г 3 д с 8 в р и с е п а р а л л е л о г р т г к ш д 5 р у г о л т и е н р н с 9 а з н а и л 7 т о с 10 ь к а т а ы с о т а 2.Единица измерения угла а м м е д и к а н е т ы 3.Отрезок, соединяющий две несмежные вершины 4.Луч, делящий угол пополам назад 8.(вертикаль) Точка из которой исходят стороны многоугольника 9. «+», 1.Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны  - это … 10.Стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол. 11Отрезок исходящий из вершины треугольника к середине противоположной стороны (множественное число). 5.Множество точек прямой, заключенных между двумя точками. 6.Фигура,состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки. 7.Сколько сантиметров в метре? 8.(горизонталь) Отрезок, перпендикулярный к стороне. ИЗУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ В 7 – 9 КЛАССЕ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБУЧЕНИИ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА 2012. 1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ. 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. МАТЕМАТИКА. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 3. МАТЕМАТИКА 9 КЛАСС. ПОДГОТОВКА К ГИА 2012. ПОД РЕД. Ф. Ф. ЛЫСЕНКО, Ф. Ю. КАЛАБУХОВА. 4. ГЕОМЕТРИЯ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА В 9 КЛАССЕ. А. Д. БЛИНКОВ, Т. М. МИЩЕНКО. 5. ЕГЭ 2011. МАТЕМАТИКА: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ / И.Р. ВЫСОЦКИЙ [И ДР.]; ПОД РЕД. А.Л. СЕМЕНОВА И И.В. ЯЩЕНКО. - М.: 1 НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 2010. 6. ГОРДИН Р.К. ЕГЭ 2011. МАТЕМАТИКА. ЗАДАЧА С4. ГЕОМЕТРИЯ. ПЛАНИМЕТРИЯ / ПОД РЕД. А.Л. СЕМЕНОВА И И.В. ЯЩЕНКО. - М.: МЦНМО, 2011. 7. ПОТОСКУЕВ Е.В, ЗВАВИЧ Л.И. ГЕОМЕТРИЯ, 10 КЛАСС: ЗАДАЧНИК ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УГЛУБЛЕННЫМ И ПРОФИЛЬНЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ / ПОД НАУЧ. РЕД. А.Р. РЯЗАНОВСКОГО. - М.: ДРОФА, 2003-2011. 8. ПОТОСКУЕВ Е.В, ЗВАВИЧ Л.И. ГЕОМЕТРИЯ: КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ. 10-11 КЛАССЫ. - М.: ДРОФА, 2007. 9. ЗВАВИЧ Л.И., РЯЗАНОВСКИЙ А.Р. ГЕОМЕТРИЯ В ТАБЛИЦАХ. 7-11 КЛ.: СПРАВ, ПОСОБИЕ. - М.: ДРОФА, 1997-2011. 10. ПОТОСКУЕВ Е.В, ЗВАВИЧ Л.И. ГЕОМЕТРИЯ. 10 КЛАСС: УЧЕБ. ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УГЛУБЛЕННЫМ И ПРОФИЛЬНЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ / ПОД НАУЧ. РЕД. А.Р. РЯЗАНОВСКОГО. - М.: ДРОФА, 2003-2011. 11. СМИРНОВ В.А. ЕГЭ 2011. МАТЕМАТИКА. ЗАДАЧА С2. ГЕОМЕТРИЯ. СТЕРЕОМЕТРИЯ / ПОД РЕД. А.Л. СЕМЕНОВА И И.В. ЯЩЕНКО. - М.: МЦНМО, 2011. 12. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СПАСИБО ЗА Спасибо за ВНИМАНИЕ! внимание!

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...