3 век нашей эры какой год. Управление в Риме (3 в

Медицина эпохи эллинизма вобрала в себя, с одной стороны, греческую философию и врачебное искусство, а с другой - тысячелетний эмпирический опыт врачевания и теоретические познания народов Востока.

Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течение предшествовавших тысячелетий, и временем новых достижений и открытий.

В этот период центры греческой науки переместились на Восток-в Александрию, Пергам, Антиохию, Селевкию, Тир. Ведущее место среди них занимала Александрия. Птолемеи приглашали в свою столицу греческих ученых, писателей и поэтов из всех стран эллинистического мира. В эпоху эллинизма на семь миллионов коренных жителей Египта приходилось около одного миллиона греков (греческий язык был официальным языком эллинистического Египта).

Учитывая экономические и политические запросы государства, Птолемеи покровительствовали развитию различных областей знания. При них были основаны александрийский Мусейон (греч. museion - место пребывания муз; отсюда термин «музей») и знаменитое александрийское хранилище рукописей, самое большое в древности (еж. с. 100): как уже отмечалось, в начале I в. до н. э. в нем было более 700 тысяч папирусных свитков. Хранились рукописи в храме Сараписа {греч. sarapeion), который неоднократно подвергался пожарам, а в 391 г. н. э. был окончательно сожжен во время столкновений между язычниками и христианами.

Александрийский Мусейон был одним из главных научных и культурных центров античного мира. Помимо хранилища рукописей при нем имелись ботанический и зоологический сады, обсерватории и анатомическая школа. Он объединял в себе и исследовательскую академию, и высшую школу, и пансион для ученых, которые жили там на полном царском обеспечении и занимались исследованиями в области философии, астрономии, математики, ботаники, зоологии, медицины, филологии и других наук. Каждая отрасль знания того времени имела в александрийском Мусейоне своих выдающихся представителей. Среди них - математик Евклид, механик и математик Архимед из Сиракуз, астрономы Аристарх с о. Самос и Птолемей родом из Птолемиады в Египте, грамматик Зенодот из Эфеса, первым возглавивший александрийское хранилище рукописей, и врачеватели Геро-фил из Халкидона в Малой Азии и Эразистрат из Кеоса.

Медицина эпохи эллинизма характеризуется прежде всего бурным развитием анатомии и хирургии; многие выдающиеся достижения в этих областях теснейшим образом связаны с деятельностью александрийской врачебной школы.

Анатомия (от греч. anatome- рассечение) стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины. По мнению С. Г. Ковнера, ее развитию в Александрии в немалой степени способствовали древнеегипетский обычай бальзамирования, а также разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и производить живосечения на приговоренных к смертной казни. По описанию А. К. Цельса, Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до н. э.) отдавал ученым для вивисекции осужденных преступников: сначала вскрывалась брюшная полость, потом рассекалась диафрагма (после чего сразу же наступала смерть), затем открывалась грудная клетка и исследовалось расположение и строение органов.

Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в древней Греции в целом) считается Герофил из Халкидона (греч. Негор-hilos, ок. 335-280 гг. до н. э.), живший при Птолемее I Сотере (323-282 гг. до н. э.). Он признается первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы (рис. 48). Будучи учёником Праксагора с о. Кос, Геро-фил был сторонником гуморального учения и развивал традиции косской врачебной школы.

В труде «Анатомия» он подробно описал твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга, и особенно его желудочки (четвертый из которых он считал местом пребывания души), проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны некоторые внутренние органы: печень, двенадцатиперстная кишка, которой он впервые дал это название, и др. По его мнению, четырем важнейшим органам - печени, кишечнику, сердцу и легким - соответствуют четыре силы: питающая, согревающая, мыслящая и чувствующая. Многие из этих положений в последующем получили развитие в трудах Галена, который несколько столетий спустя также работал в Александрии.

Некоторые анатомические структуры до сих пор носят данные Герофи-лом названия: Calamus Scriptorius, Torcular Herophili, Plexus chorioidei, Sinus Venosi.

В сочинении «О глазах» он описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в трактате «О пульсе» изложил анатомию сосудов (описал легочную артерию, дал названия легочным венам) и учение об артериальном пульсе, который считал следствием деятельности сердца. Это важное открытке (намеченное еще Аристотелем) впоследствии было забыто на долгие века. (Заметим, что в древнем Китае самое раннее упоминание о пульсе содержится в трактате «Нэй цзин», который датируется приблизительно тем же временем - III в. до н. э.)

Преемником Герофила был Эразистрат (греч. Erasistratos, ок. 300 -■ ок. 240 гг. до н. э.).Согласно Плинию родился он на о. Кеос, медицине обучался у Хризиппа и Метрадора^-известных врачевателей книдской лы, а затем на о. Кос у последователей Праксагора. Долгое время Эразистрат был придворным врачевателем правителя Сирийского царства Селев-ка I Никатора (323-281 гг. до н. э.), а во времена Птолемея II Филадель-фа жил и работал в Александрии.

Эразистрат хорошо изучил строение мозга, описал его желудочки и мозговые оболочки, впервые разделил нервы на чувствительные и двигательные (полагая, что по ним движется душевная пневма, которая обитает в мозге) и показал, что все они исходят из мозга. Мозговые желудочки и мозжечок он определил как вместилище душевной пневмы, а сердце - центром жизненной пневмы. Впоследствии эти представления закрепились в трудах Галена. Эразистрат впервые описал лимфатические сосуды брыжейки (повторно открытые Г. Азелли (Q. Asel-li) в 1622 г.) и так тщательно исследовал строение сердца и его клапанов, которым дал названия, что Гален практически уже ничего не добавил к его описанию.

Эразистрат считал, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий; причем полагал, что в венах течет кровь (питательная субстанция), которая формируется из пищи, а в артериях - жизненная пневма, которая в легких контактирует с кровью. Заключив, что артерии и вены соединены между собой мелкими сосудами «синанастомо-зами», он весьма близко подошел к идее циркуляции крови (ее логическому завершению, по всей вероятности, мешало убеждение Эразистрата о том, что артерии заполнены воздухом; эта точка зрения, которой придерживался и Гален, существовала в медицине в течение почти 20 столетий).

Эразистрат частично отошел от широко распространенного в то время учения о преобладании роли соков в Организме (гуморализм) и отдал предпочтение твердым частицам. Он считал, что организм состоит из множества твердых неделимых частиц (атомов), которые движутся по каналам тела; нарушение этого движение в связи с несварением пищи, закупорка просвета сосудов и их переполнение- плетора (греч. plethora - наполнение) являются причиной болезни. По его мнению, воспаление легких есть результат захождения крови в артерии и воспламенение находящейся там пневмы, иными словами - влаги вызывают болезни не в силу их изменений, а из-за засорения просвета каналов, в которые кровь попадает через синанастомозы при нарушениях.

Исходя из этих представлений, Эразистрат направлял лечение на устранение причин застоя: строгая диета, рвотные и потогонные средства, упражнения, массаж, обливания; таким образом, была подготовлена почва для методической системы Асклепиада.

Согласно Цельсу, Эразистрат производил вскрытия умерших больных. Он установил, что в результате смерти от водянки печень становится твердой, как камень, а отравление, вызванное укусом ядовитой змеи, приводит к порче печени и толстого кишечника. Таким образом, Эразистрат сделал первые шаги по пути к будущей патологической анатомии.

Последователей Эразистрата называли эразистраторами; их учениками были видные врачи древнего Рима - Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.

Хирургия эпохи эллинизма объединила в себе два мощных источника: греческую хирургию, связанную в основном с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран, и индийскую хирургию, которой были знакомы сложные операции. Среди важнейших достижений хирургии александрийского периода--введение перевязки сосудов, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера (приписывается Эразистрату), проведение сложных операций на почке, печени и селезенке, ампутация конечностей, лапаротомия при завороте кишок и асците. Так, Эразистрат делал дренирование при эмпиеме, при заболевании печени накладывал лекарства прямо на печень после лапаротомии, спускал асциты и т. п. Таким образом, в области хирургии александрийская школа сделала значительный шаг вперед по сравнению с хирургией классического периода истории древней Греции (когда не производились вскрытия трупов и не делались полостные операции, а оперативные вмешательства практически сводились к лечению рая и травм).

Эллинистический период явился временем самого плодотворного развития медицины в древней Греции. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Начатки точного исследования природы получили... развитие впервые лишь у греков александрийского периода...».

12) Особенности образования. Схоластика. Подготовка врачей. Университеты: Париж (XIII), Болон (XII), Оксфорд (XIII), Кембридж (XIII).

История

Началом истории средних веков в Западной Европе (как уже отмечалось выше) условно считается 476 г., когда был низложен последний император Западной Римской империи - Ромул Аугустул.

В то время в Северо-Западной Европе еще не было ни одного государства. Ее земли были покрыты дремучими лесами и болотами, а населявшие ее народы (германцы и славяне) сохраняли родоплеменные отношения."

В первые века нашей эры Евразию, охватило «великое переселение народов»: в поисках лучших земель многочисленные племена двинулись с востока на запад и с севера на юг. Ослабевшая к тому времени Западная Римская империя не смогла сдержать натиска варваров; и в V в. они расселились по всей ее территории: вестготы- в Испании, остготы - в Италии, франки - в Галин, англы и саксы - в Британии, вандалы - в Северной Африке. Рабы и колоны (лат. colonus - земледелец, зависимый от своего хозяина) переходили на сторону завоевателей.

Варварские народы, завоевавшие территорию Западной Римской империи, находились на стадии формирования классов и государств - процесс становления цивилизаций у них только начинался. В силу этого они не могли стать полнокровными преемниками и продолжателями позднеантич-ных традиций. Для того чтобы освоить эту культуру, им нужно было время. Вот почему феодальный Запад долгое время отставал от средневекового Востока, где экономический и культурный подъем I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте -восточно-римских и византийских традиций.

Однако было бы несправедливо думать, что средневековье в Западной Европе явилось шагом назад в культурной истории человечества - западно-европейский феодализм был результатом синтеза влиявших друг на друга римских и германских традиций (рабовладельческих, с одной стороны, и общинно-родовых - с другой). Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма, становление которого завершилось к XI в. Они создали своеобразную культуру, ставшую фундаментом последующего развития.

Высшая власть принадлежала гражданам, собиравшимся на народные собрания. Эти собрания объявляли войну, принимали законы, выбирали должностных лиц и т. п.

Главную роль в управлении играли два консула, которых выбирали сроком на год. Оба консула обладали равной властью. Они по очереди председательствовали в Народном собрании, производили набор в войско, предлагали новые законы. Каждый из консулов мог отменить распоряжение другого. Поэтому прежде чем что-либо предпринять, консулы вынуждены были договариваться между собой, находить согласованное решение. Во время войны обычно один консул оставалсяв Риме, а другой во главе войска отправлялся в поход.

Еще с тех времен, когда шла борьба между плебеями и патрициями, плебеи добились права выбирать на плебейских сходках своих собственных должностных лиц - народных трибунов (постепенно число их возросло от двух до десяти). Трибуну принадлежало право вето (по-латински вето - "запрещаю"), т. е. право отменить распоряжение консула, решение сената, запретить голосовать закон. Личность трибуна была неприкосновенна, а его убийство считалось тягчайшим преступлением. После того как плебеи добились уравнения в правах с патрициями, народных трибунов продолжали выбирать, но уже не на плебейских сходках, а на общегражданских народных собраниях.

В ходе борьбы плебеев и патрициев изменился порядок пополнения сената. В него попадали без всяких выборов бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. Все они до конца жизни являлись членами сената. Всего в сенате было 300 человек. Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами.

Управление в Риме (Зв.дон.э.)и Афинах (5 в. до н. э.) имело общие черты. Оба древних государства были республиками (в наши дни под республикой понимают государство, в котором правителей выбирают на определенный срок); высшая власть принадлежала Собранию граждан. Рядовые римские граждане сравнительно с гражданами Афин играли в управлении меньшую роль.

В отличие от Афин в Риме:

за исполнение государственных должностей денег не платили;

с предложением нового закона не мог выступить любой гражданин, но лишь тот, кто занимал государственную должность - консула, народного трибуна и др.;

судьи не выбирались из числа граждан независимо отих знатности и богатства (судьями в Риме долгое время могли быть только сенаторы);

"почти все дела решались сенатом" (так считал древний историк Полибий); сенаторы не выбирались гражданами, заседали пожизненно и ни перед кем не несли ответственность за ошибочные решения (ничего подобного в Афинах не было).

Фактическая власть в Риме принадлежала группе знати, состоявшей из семей богатых патрициев и плебеев, породнившихся благодаря бракам. Они называли себя нобили (по-латински - "знатные"), поддерживали друг друга на выборах консулов, при принятии решений в сенате и народных собраниях.

Николай Субботин

[Пермь: «пер» – «Перун»; «мя» – «меня»]

Пермская команда диггеров выделяется на общем российском диггерском фоне страстью к поиску древних сооружений, расположенных ниже уровня городской канализации. Если учесть тот факт, что архивы Перми и Пермской области практически не сохранили никаких упоминаний о существовавших ранее подземных объектах конца 18 - начала 20 в., то эта задача часто превращается почти в детективное расследование. Предводитель пермского диггерства Малдер считает:

Невероятно интересно найти то, о чем никто. Так мы нашли купеческие гужевые ходы, которые идут под улицей Сибирской, другие - пересекают улицу Кирова и спускаются в Каме. Осенью 2002 года мы долгое время работали с документами Главного архива Пермской области и смогли приблизительно обозначить их расположение, определить дома, в которых существовали выходы из гужевиков: нашли два великолепно сохранившихся хода предположительно конца 19 в., судя по характерной кирпичной «крестовой» кладке.

На территории Перми существуют и более древние подземелья, о которых известно только на основании собранного материала.

Нагуглил тут в интернетах бесконечных про батарейку возрастом 2300 лет:
т.е. возможно батарейку, а может и нет.

Перепост. Информационный мусор, порожденный журналистским бредовым сознанием повырезал по-возможности:

В 1936 году рабочие, которые подготавливали почву для монтирования железной дороги недалеко от Багдада, случайно натолкнулись на подземную гробницу, которая датируется серединой третьего века до нашей эры. В гробнице был обнаружен глиняный кувшин высотой 13 сантиметров. Внутри сосуда находились медный лист и железный стержень. Кувшин был запечатан битумом. Это дало исследователям находки повод предположить, что в кувшине когда-то была жидкость. Медный лист, расположенный внутри емкости, был поврежден коррозией, которая могла появиться под воздействием кислоты.

Подобные находки были обнаружены в районе городов Ктесифона и Селевкия. В одном из кувшинов находились свитки папируса, в другом скрученный лист бронзы.

Багдадская находка была доставлена в музей, где на нее два года спустя натолкнулся немецкий археолог В. Кениг. Он изучил кувшин в лаборатории и сделал вывод, что данный сосуд мог использоваться для выработки электрической энергии, то есть представлял собой прототип современных батареек. Кениг предположил, что с помощью небольшого электрического тока древние мастера наносили тонкий слой золота или серебра на сосуды и прочие изделия (метод гальванизации). Статья немецкого исследователя произвела фурор, так как до этого принято было считать, что первая батарея была изобретена А. Вольтом в 1800 году.

На уксусе напряжение в 1,5 В. Виноградный сок и раствор сульфата меди – напряжение до 2 В.

Для чего нужна была электрическая энергия в древности? Мнения ученых в данном вопросе разошлись. Версия Кенига о гальванизации металлов является самой распространенной. Ее подтверждает шумерская медная ваза, покрытая серебром. Но ваза датируется 2500 г. до н.э., а это означает, что электрические батареи были известны еще раньше, чем предположил Кениг.

Согласно другой версии, электричество могло использоваться в медицине. Соединенные вместе, несколько батарей могли дать достаточно мощный электрический заряд. Во время раскопок в Селевкии рядом с устройствами, похожими на батареи, археологи нашли железные и бронзовые иглы. Как предполагают историки, они могли использоваться для лечения больного методом, похожим на современную электроакупунктуру.

Скептически настроенные исследователи вообще отрицают тот факт, что сосуд, найденный в Багдаде, использовался в качестве электрической батарейки. В той местности, где был обнаружен загадочный кувшин, никогда не находили ни позолоченных сосудов, ни металлических статуй. А в кувшине могли храниться папирусы или пергаменты, выделяющие при разложении органические кислоты, которые могли оставить следы коррозии на медной пластине. Битумная пломба должна была обеспечить лучшую сохранность свитков.

В письменных источниках Древнего Египта сохранились сведения о том, что электричество в древнем мире существовало. Большинство археологов согласно с данным утверждением, и потому, несмотря на доводы скептиков, они склонны видеть в багдадском сосуде древний гальванический элемент.

мое мнение:

Может и не батарейка:

1. проводов найдено небыло, но они могли быть утеряны.
2. Элемент в данном варианте работает минут 20-30. (проверял в детстве). Кто хочет может сам проверить. Ничего сложного. Потом необходимо извлечь электроды и почистить от продуктов корозии. Соответственно зачем запечатывать битумом сосуд если это усложняет его экспуатацию?

Но для нанесения покрытия методом гальванизации собрать батарею из подобных элементов можно.
Лечебная гальванизация (есть такой метод физеотерапии тоже возможен).

3. Для нанесения покрытия методом гальванизации необходима идеальная чистота поверхности. В современной промышленности деталь перед гальванизацией “купают” в ацетоне.

Интересно чем 2300 лет назад можно было обезжирить поверхность сосуда сложной формы, чтобы легло покрытие нормально…

4. Батареи найдены небыли, что странно. Чтобы “шарахнуть молнию какую” или с гальванизацией поприкалываться надо батарею от 20 (30 вольт для гальванизации) до 500+ (мощьный разряд сделать) элементов.

Шуме́р- первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV-III тысячелетиях до н. э.

В начале 3-го тыс. до н. э. в Двуречье существовало около полутора десятков городов-государств. Окрестные, мелкие селения подчинялись центру, во главе которого стоял правитель, являвшийся иногда одновременно и военачальником и верховным жрецом. Эти мелкие государства принято в настоящее время именовать греческим термином «номы». Из городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер, расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам. Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур - храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль почитался как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время. Анализ как «Царского списка», так и археологические данные показывают, что двумя главнейшими центрами Нижней Месопотамии с начала Раннединастического периода являлись: на севере - Киш, господствующий над сетью каналов группы Евфрат-Ирнина, на юге - поочерёдно Ур и Урук. Вне влияния, как северного, так и южного центров обычно находились Эшнунна и прочие города долины реки Диялы, с одной стороны и ном Лагаш на канале И-нина-гена, с другой.

Поражение Аги под стенами Урука вызвало, как кажется, нашествие эламитов, покорённых его отцом. Кишская традиция помещает после I династии Киша династию эламского города Авана, которая, очевидно, установила свою гегемонию, помимо Элама, и в северной части Двуречья. Та часть «списка», где следовало бы ожидать имена царей династии Авана, повреждена, но возможно, что одним из этих царей был Месалим. На юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его преемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака, сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура, по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук, Адаб, Ниппур, Лагаш, Шуруппак, Умма и др. Если принять во внимание территории, охваченные этим союзом, можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима, поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединённое государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в дела Шуруппака или об уплате им дани. Правители «номовых» государств, включенных в военный союз, титула «эн» (культовый глава нома), в отличие от правителей Урука, не носили, а обычно называли себя энси или энсиа. Термин этот видимо означал «господин (или жрец) закладки сооружений». В действительности, однако, энси имел и культовые, и даже военные функции, так он возглавлял дружину из храмовых людей. Некоторые правители номов стремились присвоить себе титул военного вождя - лугаля. Часто это отражало претензию данного правителя на независимость. Однако не всякий титул «лугаль» свидетельствовал о гегемонии над страной. Военный вождь-гегемон называл себя не просто «лугалем своего нома», а либо «лугалем Киша» если претендовал на гегемонию в северных номах, либо «лугалем страны» (лугаль Калама), для получения такого титула необходимо было признание военного верховенства данного правителя в Ниппуре, как центре общешумерского культового союза. Остальные лугали по своим функциям практически не отличались от энси. В некоторых номах были только энси (например в Ниппуре, Шуруппаке, Кисуре), в других только лугали (например в Уре), в третьих и те и другие в разные периоды (например в Кише) или даже, может быть, одновременно в ряде случаев (в Уруке, в Лагаше) правитель временно получал титул лугаля вместе с особыми полномочиями - военными или другими.

II этап Раннединастического периода характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья и Элама друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными. В этот период расширяется ирригационная сеть. От Евфрата в юго-западном направлении были прорыты новые каналы Арахту, Апкаллату и Ме-Энлила, часть которых достигала полосы западных болот, а часть полностью отдавала свои воды орошению. В юго-восточном направлении от Евфрата, параллельно Ирнине был прорыт канал Зуби, бравший начало от Евфрата выше Ирнины и тем самым ослаблявший значение номов Киша и Куту. На этих каналах образовывались новые номы. Новые каналы были отведены и от Итурунгаля, а также прорыты внутри нома Лагаш. Соответственно возникли и новые города. На Евфрате ниже Ниппура, вероятно базируясь на прорытые каналы, также выросли города претендовавшие на независимое существование и боровшиеся за источники воды. Можно отметить такой город как Кисура (по-шумерски «граница», скорее всего, граница зон северной и южной гегемонии, ныне городище Абу-Хатаб), некоторые номы и города, упоминаемые надписями времен 3 этапа Раннединастического периода, не поддаются локализации.

Ко времени 3 этапа Раннединастического периода относится набег на южные районы Двуречья, предпринятый из города Мари. Набег из Мари приблизительно совпал с концом гегемонии эламского Авана на севере Нижней Месопотамии и I династии Урука на юге страны. Была ли тут причинная связь, сказать трудно. После того на севере страны стали соперничать две местные династии, как видно на Евфрате, другая на Тигре и Ирнине. Это были II династия Киша и династия Акшака. Половина сохраненных «Царским списком» имен правивших там лугалей - восточносемитская (аккадская). Вероятно, обе династии были аккадскими по языку, а то, что часть царей носила шумерские имена, объясняется силой культурной традиции. Степные кочевники - аккадцы, пришедшие, видимо, из Аравии, поселились в Месопотамии почти одновременно с шумерами. Они проникли в центральную часть Тигра и Евфрата, где вскоре осели и перешли к земледелию. Примерно с середины 3-го тыс. аккадцы утвердились в двух крупных центрах северного Шумера - городах Кише и Акше. Но обе эти династии имели мало значения по сравнению с новым гегемоном юга - лугалями Ура. По древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура. Затем трон захватывает Лугальаннемунду, правитель Адаба, подчинивший Шумеру пространства от Средиземного моря до юго-западного Ирана. В конце XXIV в. до н. э. новый завоеватель - царь Уммы Лугальзагеси расширяет эти владения до Персидского залива. В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.

Шумер - одна из древнейших известных цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг и даже пивоварение, хотя доподлинно не известно, были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками.

Аккадская держава.Акка́д - государство, существовавшее в XXIV - XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица - город Аккаде. Являлся крупнейшей державой своего времени.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишско-го правителя в войне с Лугальзагеси. Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства - земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»), Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.). Преемник Саргона - Римуш предпринял решительные меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера. Были организованы три похода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно важным был третий поход против сильной коалиции городов - Уммы, Адаба, Лагаша. Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Обострились социально-политические противоречия. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии, угонялось в плен и облагалось тяжелой данью население. Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покоренная ими Месопотамия. Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура - Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII - начало XX в. до н. э.)

3-я Династия Ура- царская династия, правившая в древнем шумерском городе Ур (Южное Междуречье) и объединявшая под своей властью всю Месопотамию около 2112 до н. э. - 2003 до н. э. Это был последний период шумерской государственности - так называемый шумерский ренессанс. Царство Шумера и Аккада в правление III династии Ура - это первая в истории тоталитарная держава, для которой были характерны огосударствление большей части хозяйства страны, контроль и регламентация всех аспектов жизни, четкая государственная идеология. Несмотря на подчеркнутый шумерский характер и то, что в официальном употреблении был только шумерский язык, на самом деле царство Шумера и Аккада было результатом синтеза шумерской и аккадской традиций, хотя и за доминированием первой, а в живом общении аккадский продолжал вытеснять шумерский.

Царь Ур - Намма – основатель III династии Ура, правившей объединенным Шумерско-Аккадским царством (Конец 22 -конец 21 века до н.э.). Этот период иногда называют неошумерским.

За время правления столетнего правления 3 династии Ура в Шумерско-Аккадском царстве произошли некоторые изменения в экономике. Была полностью восстановлена прежде нарушенная ирригационная система, предпринято строительство новой обширной системы каналов, на царско-храмовой земле были организованы в больших масштабах земледельческие и скотоводческие хозяйства, ремесленное производство в царских мастерских, увеличен объем монополизированной государством внешней торговли с соседними странами, унифицирована система мер и весов внутри страны. Велось строительство храмов, гигантского 3-х ступенчатого зиккурата Ур-Намму, дворца и усыпальниц царей в Уре.

Основную массу земель при 3 династии Ура составлял царский земельный фонд, вобравший в себя земли местных правителей, все храмовые владения и вновь завоеванные территории. Царская земля делилась на несколько категорий. Часть земли была собственно царской. Она обрабатывалась на положении рабов «гурушами», которые получали за работу натуральное довольствие, рабами из числа военнопленных, а также наемниками из разорившихся свободных общинников. Другая часть царской земли выделялась в пользование храмов, а остальная часть в пользование административному и храмовому персоналу, профессиональным воинам. Наряду с царскими были земли, находившиеся в собственности общин и частных лиц. Площадь таких земель значительно уступала царским.

Общество Месопотамии 3 династии приобрело ярко выраженный рабовладельческий характер. Верхушка - рабовладельцы (служилая, военная и кое-где родовая знать, высшее жречество, верхушка земледельческих общин). Класс мелких производителей - крестьян-общинников и ремесленников - переживал процесс глубокого расслоения, который обострялся в обстановке постоянных войн конца 3 тыс. до н.э. Цари 3 династии Ура, стремясь приостановить процесс неуклонного разорения земель, запретили куплю-продажу общинных земель. Однако она могла проходить в другой форме - под видом дарения. Продажа домов и садов вообще не запрещалась. О массовом разорении мелких производителей свидетельствует наем их для работы на царских полях в качестве батраков и поденщиков, работой свободных на ряду с рабами, частое порабощение свободных людей, продажа в рабство детей бедняков, рост долгового временного рабства.

Государственное устройство имело законченную форму древневосточной деспотии. Во главе гос - ва стоял царь, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда царем 4-х стран света. Власть царя идеологически обосновывалась религией. Глава пантеона, общешумерский бог Энлиль считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен список царей «от потопа» и «до потопа», что свидетельствовало об изначальной власти земных царей. Со времени правителя Шульги (2093-2047 гг. до н.э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

Царю подчинялся огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств было покончено, исчезает и местная общинная знать. Вся страна была поделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский - «энси», аккадский - «ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю. Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших судебников - законы Шульги. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии 3 династии Ура.

Армия царя состояла из воинов-колонистов, наемников (чаще всего из западных кочевников -амореев)

Внешняя политика в эпоху 3 династии Ура не отличалась активностью. Совершались отдельные походы в северные районы Месопотамии и восточные области Ирана, сделавшие их подвластными Шумеро-Аккадскому царству. Но приходилось больше заботиться о сохранении спокойствия внутри государства, где существовали весьма острые социальные противоречия и напряженная обстановка. С запада на Месопотамию надвигались кочевые племена амореев, против которых воздвигли систему укреплений. Строились крепости и на востоке - для защиты от кутиев и эламитов.

Внутреннюю силу государства все больше подтачивали недовольство народных масс, бегство рабов, невыполнение населением повинностей, голод, повышение цен, распад системы огромного царского хозяйства.

Натиск амореев шел уже и с запада, и с востока, т.к., обходя крепости и естественные преграды, они пересекли Месопотамию и наступали теперь с 2-ух сторон. На юге страны- в Ларсе возникло царство, основанное одним из вождей-наемников амореев. В стратегически важном городе Иссине образовалось независимое от Ура государство с собственной династией. На С-В от Ура откололась Эшнунна. Завершающий этап нанесли эламиты, которые вторглись в Месопотамию, разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен в Элам последнего представителя царской династии.(2003 г. до н.э.). Шуммеро- Аккадское царство пало.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....