1088 стрелковый путь боевой путь. Боевой путь

В ДНР создана Азовская флотилия, состоящая из нескольких катеров, которые находятся в распоряжении спецподразделения «Тайфун». Корреспонденты побывали в Донецкой республике и убедились, что морской спецназ – это не миф, а вполне реальное подразделение.


В составе флотилии, в основном, гражданские катера – типовые рыбацкие лодки и «байды». Оно и понятно: крупных морских сражений на Азовском море пока не было, поэтому «отжать» что-либо у украинцев возможности ещё представилось.

На катерах ДНР стоят крупнокалиберные «Утёсы» и автоматические гранатомёты. А «ПТУР поставить дело даже не пяти минут, а двух, и катер автоматически превращается в ракетный», – говорит один представителей «Тайфуна».

«Кстати, именно управляемым реактивным снарядом летом прошлого года силы ополчения потопили катер береговой охраны ВМФ Украины. После этого "конфуза" украинские мариманы стали более осмотрительны и стараются близко не подходить к зонам, контролируемым ополчением», – пишет «Комсомолка».

При необходимости катера могут совершать стремительный бросок к береговой линии и высаживать в тылу противника десант, прикрывая его с моря.

«Конечно, ни о каком паритете на Азовском море между донецкой флотилией и ВМФ Украины речь не идёт. Но и слишком грозным украинский флот вряд ли можно назвать. Дело в том, что после перехода Крыма в состав России Азовское море для Украины фактически стало озером. Проход через Керченский пролив теперь возможен только с разрешения Российской Федерации, – поясняет издание. – По сути, украинский флот на Азове может контролировать только прибрежную зону от Широкино до Стрелкового. Дальше – уже территориальные воды Крыма, то есть – России».

Личный состав подразделения «Тайфун» в своё время сражался в Славянске. Бойцы прошли осаду города и приграничные бои. Свои лица фотографировать разрешают далеко не все – на «той» стороне у многих остались родственники.

«Военное руководство Украины всерьез рассматривало возможность десанта армии ДНР. В Мариуполе на пляже ранней весной были выкопаны траншеи и окопы. Их быстро затопили талые воды и затею бросили. Теперь, надо полагать, воду из окопов откачать все-таки придётся», – заключает газета.

Азовская военная флотилия 1-го формирования сформирована в авгус-те 1941 г. на основании приказа нарко-ма ВМФ от 22 июля 1941 г. в составе Черноморского флота для содействия войс-кам Южного фронта в ведении оборонительных боевых действий на приморских направлениях и обеспечения перевозок на Азовском море.
В состав флотилии вошли дивизион канонерских лодок (3 ед.), дивизион сторожевых кораблей-тральщиков (5 ед.), отряд сторожевых катеров и катеров-тральщиков (8 ед.) из мобилизованных и переоборудованных судов Азово-Черноморского пароходства. Главная база — Мариуполь; 8 октября 1941 г. корабли перебазировались в Приморско-Ахтарскую (главная база) и Ейск.
На основании приказа наркома ВМФ от 20 августа 1941 г. в составе флотилии был сформирован к 20 сентября 1941 г. Отдельный Донской от-ряд (ОДО) кораблей для оказания со-действия войскам Южного фронта в районах Таганрога и нижнего течения Дона. В ОДО вошли дивизион речных канонерских лодок (4 ед.) и дивизион речных сторожевых катеров. Корабли базировались на Азов и Ростов-на-Дону. В дальнейшем состав ОДО менялся. Боевые действия корабли отряда вели до конца июля 1942 г.
На основании приказа главнокоман-дующего Северо-Кавказским направле-нием от 3 мая 1942 г. был сформирован Отдельный Кубанский отряд кораблей. Для его формирования из состава ОДО были переданы 2 отряда заграждения и 5 сторожевых катеров. 4 августа в со-став отряда вошли также монитор, 2 ка-нонерские лодки, 4 бронекатера. Пе-ред отрядом ставились задачи: ведение борьбы с минами противника; обеспе-чение коммуникаций на реке Кубань и в Ахтанизовском лимане; оказание содействия войскам 47-й армии на Таман-ском полуострове. Боевые действия корабли отряда вели до конца августа 1942 г.
К июлю 1942 г. флотилия состояла из монитора, 8 канонерских лодок, 3 сторожевых кораблей-тральщиков, 7 бронекатеров, 7 торпедных катеров, 35 сторожевых катеров, 9 катеров-тральщиков, 23 полуглиссеров, 9 ар-тиллерийских батарей, отдельных ар-тиллерийского и зенитного артилле-рийского дивизионов, 4 батальонов морской пехоты, 2 бронепоездов, 44 самолетов.
Флотилия поддерживала боевые дей-ствия 9, 47, 51-й и 56-й армий, участво-вала в Керченско-Феодосийской десан-тной операции (25 декабря 1941 г. —2 ян-варя 1942 г.), эвакуировала войска Крым-ского фронта с Керченского полуост-рова в мае 1942 г., содействовала переправе войск 56-й армии через Дон. Морская пехота длительное время отра-жала атаки противника на Таманском полуострове.
Расформирована флотилия на основа-нии приказа командующего Черномор-ским флотом от 8 сентября 1942 г. Кораб-ли, тыловые и обеспечивающие части и органы управления были переданы в состав Новороссийской и Керченской военно-морских баз, 2-й бригады тор-педных катеров, других частей, морская пехота — на формирование частей мор-ской пехоты.
Командующие флотилией: капитан 1 ранга Александров А. П. (июль — октябрь 1941 г.), контр-адмирал Горшков С. Г. (ок-тябрь 1941 г. — октябрь 1942 г.)
Военные комиссары флотилии: бри-гадный комиссар Рощин А. Д. (август — октябрь 1941 г.); полковой комиссар, бригадный комиссар Прокофьев С. С. (октябрь 1941 г.)
Начальники штаба флотилии: капи-тан 3 ранга, капитан 2 ранга Фроликов И. А. (июль — октябрь 1941 г.); капи-тан 2 ранга Свердлов А. В. (октябрь 1941-октябрь 1942 г.)

Азовская военная флотилия 2-го формирования сформирована в февра-ле 1943 г. на основании приказа нарко-ма ВМФ от 3 февраля 1943 г. Корабли флотилии базировались в Ейске (глав-ная база), Азове и Приморско-Ахтарской (маневренная база).
В первой декаде июня 1943 г. в ее со-став входили следующие формирования: Отдельный Кубанский отряд кораблей (3-й дивизион бронекатеров — 6 единиц, дивизион полуглиссеров — 12 единиц); 12-й дивизион сторожевых катеров (3 единицы); 1-й дивизион бронекате-ров (6 единиц); 13-й дивизион катеров-тральщиков (4 единицы); отряд торпед-ных катеров (4 единицы).
В составе флотилии был создан Ахтарский боевой участок. В него входили: батальон морской пехоты, батальон стрелковой дивизии, 4 зенитные артиллерийские батареи.
В оперативное подчинение флоти-лии были переданы штурмовой авиа-полк (20 Р-10, 12 Ил-2), эскадрилья штур-мового полка (7 Ил-2), эскадрилья морской разведывательной авиации (5 МБР-2).
В ходе боевых действий состав сил флотилии менялся.
Корабли флотилии участвовали в морских боях, действовали на коммуни-кациях противника, высаживали такти-ческие десанты в Таганрог, Мариуполь, Осипенко, всего было высажено 7 так-тических и один разведывательный де-сант. В ходе проведения Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 ок-тября — 11 декабря 1943 г.) корабли фло-тилии высадили части 56-й армии в рай-оне северо-восточнее Керчи; в январе 1944 г. — 3 тактических десанта на побе-режье Крыма. При проведении Крым-ской операции (8 апреля — 12 мая 1944 г.) флотилия содействовала наступ-лению Отдельной Приморской армии.
В апреле 1944 г. на основе Азовской военной флотилии создана Дунайская военная флотилия.
Командующие флотилией: контр-ад-мирал Горшков С. Г. (февраль 1943 г. — январь 1944 г. и февраль 1944 г. — апрель 1944 г.); контр-адмирал Холостяков Г. Н. (январь — февраль 1944 г., врио).
Военный комиссар флотилии — капи-тан 1 ранга Матушкин А. А. (январь — апрель 1944 г.)
Начальник штаба флотилии — капи-тан 2 ранга, с сентября 1943 г. — капи-тан 1 ранга Свердлов А. В. (февраль 1943 г. - апрель 1944 г.)

Запиравшей выход из Дона . Покорение этого пункта и дальнейшее распространение завоеваний по морскому прибрежью требовали постоянного пребывания в тех местах флота; а потому царь велел строить суда на реке Воронеж , близ впадения ее в Дон . Неудача 1-й азовской осады ( г.), начатой без флота, еще более показала необходимость его, и поэтому работы не прекращались даже в начале зимы, отличавшейся в тот год необычайною суровостью. Благодаря энергической деятельности, возбуждаемой присутствием самого царя, к весне г. построено 2 корабля, или прама, 2 галеаса, 23 галеры и 4 брандера . Главным начальником этого флота, в звании адмирала, назначен Лефорт (см. это имя), а после него генуэзский уроженец де Лима и француз де Лозьер. На них преимущественно был возложен надзор за кораблестроением. Галеры, сколько известно, построены по модели, выписанной из Голландии , а корабли, или прамы, были не что иное, как плоскодонные ящики о 2-х мачтах, вооруженные каждый 44 орудиями. Эти неповоротливые массы назначались, собственно, не для плавания в открытом море, а для действия по береговым укреплениям, и так как провод их по мелководному и извилистому верховью Дона был сопряжен с большими затруднениями, то их разобрали и сухим путем везли до Черкасска, где вторично собрали и спустили на воду. Флотилия эта, находясь при вторичной осаде Азова, немало содействовала покорению крепости. Убежденный опытом в пользе флота, Петр I назначил в течение , и гг. построить еще 55 кораблей и фрегатов и 11 бомбардирных судов и брандеров; но так как средств государственной казны на это не хватало, то издержки по сооружению большей части этих судов он разложил на духовенство (начиная с патриарха), бояр и городских обывателей. Вместе с тем приступлено к устройству Таганрогской гавани . В г. учреждены были на берегах Дона еще новые верфи в Таврове, Ново-Павловске и при реке Икорц. Во всех этих местах с по г. построено 67 кораблей, фрегатов и прамов, почти столько же галер, бомбардных судов и брандеров и до 1 т. бригантин, шняв и др. мелких судов. Но поспешность постройки, сырой лес, для нее употреблявшийся, и, наконец, повреждения, которым суда подвергались при проводе через мелководное устье Дона, - все это приводило их в преждевременную негодность, так что весною г. при объявлении войны Турции в Таганроге годных к службе оказалось только 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. Прутский мир нанес решительный удар А. флоту: Азов возвращен туркам, Таганрог срыт, и находившиеся там суда частью проданы, частью уничтожены, а мастера и рабочие переведены в Петербург и Олонец . В г. Петр I приказал возобновить судостроение в Воронеже и Таврове; но в г., с кончиною императрицы Екатерины I , все работы там прекратились и не возобновлялись в течение почти 10 лет. В г., при начале новой войны с Турциею, вице-адмирал Бредаль, посланный на Дон для принятия начальства над остававшимся там флотом, употребил его с большою пользою при осаде Азова, а в исходе того же и в начале г. построил на городских верфях 500 больших лодок, из коих на каждой помещалось 50 человек с продовольствием. Лодки эти, имевшие по две 3-фунт. пушки, составили так названную А. флотилию и в

Азовская флотилия (Азовский флот). - Начало ей положено было Петром Великим. Намереваясь утвердить русскую власть на берегах Азовского моря, он решился овладеть турецкой крепостью Азов, запиравшей выход из Дона. Покорение этого пункта и дальнейшее распространение завоеваний по морскому прибрежью требовали постоянного пребывания в тех местах флота; а потому царь велел строить суда на реке Воронеж, близ впадения ее в Дон. Неудача 1-й азовской осады (1695 г.), начатой без флота, еще более показала необходимость его, и поэтому работы не прекращались даже в начале зимы, отличавшейся в тот год необычайною суровостью. Благодаря энергической деятельности, возбуждаемой присутствием самого царя, к весне 1696 г. построено 2 корабля, или прама, 2 галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Главным начальником этого флота, в звании адмирала, назначен Лефорт (см. это имя), а после него генуэзский уроженец де Лима и француз де Лозьер. На них преимущественно был возложен надзор за кораблестроением. Галеры, сколько известно, построены по модели, выписанной из Голландии, а корабли, или прамы, были не что иное, как плоскодонные ящики о 2-х мачтах, вооруженные каждый 44 орудиями. Эти неповоротливые массы назначались, собственно, не для плавания в открытом море, а для действия по береговым укреплениям, и так как провод их по мелководному и извилистому верховью Дона был сопряжен с большими затруднениями, то их разобрали и сухим путем везли до Черкасска, где вторично собрали и спустили на воду. Флотилия эта, находясь при вторичной осаде Азова, немало содействовала покорению крепости. Убежденный опытом в пользе флота, Петр I назначил в течение 1697, 1698 и 1699 гг. построить еще 55 кораблей и фрегатов и 11 бомбардирных судов и брандеров; но так как средств государственной казны на это не хватало, то издержки по сооружению большей части этих судов он разложил на духовенство (начиная с патриарха), бояр и городских обывателей. Вместе с тем приступлено к устройству Таганрогской гавани. В 1708 г. учреждены были на берегах Дона еще новые верфи в Таврове, Ново-Павловске и при реке Икорц. Во всех этих местах с 1695 по 1710 г. построено 67 кораблей, фрегатов и прамов, почти столько же галер, бомбардных судов и брандеров и до 1 т. бригантин, шняв и др. мелких судов. Но поспешность постройки, сырой лес, для нее употреблявшийся, и, наконец, повреждения, которым суда подвергались при проводе через мелководное устье Дона, - все это приводило их в преждевременную негодность, так что весною 1710 г. при объявлении войны Турции в Таганроге годных к службе оказалось только 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. Прутский мир нанес решительный удар Азовскому флоту: Азов возвращен туркам, Таганрог срыт, и находившиеся там суда частью проданы, частью уничтожены, а мастера и рабочие переведены в Петербург и Олонец. В 1722 г. Петр I приказал возобновить судостроение в Воронеже и Таврове; но в 1727 г., с кончиною императрицы Екатерины I, все работы там прекратились и не возобновлялись в течение почти 10 лет. В 1736 г., при начале новой войны с Турциею, вице-адмирал Бредаль, посланный на Дон для принятия начальства над остававшимся там флотом, употребил его с большою пользою при осаде Азова, а в исходе того же 1736 и в начале 1737 г. построил на городских верфях 500 больших лодок, из коих на каждой помещалось 50 человек с продовольствием. Лодки эти, имевшие по две 3-фунт. пушки, составили так названную Азовскую флотилию и в 1737 г. оказали большую пользу сухопутной армии графа Ласси, действовавшей против крымских татар; но в том же году почти половина этой флотилии была уничтожена бурями, а остальную часть пришлось сжечь, чтобы не отдать окружившему ее турецкому флоту. Флот на Азовском море возобновлен был при Екатерине II под названием Донской флотилии и принимал деятельное участие в войне с Турциею. В 1783 г. по присоединении к России Крыма часть судов переведена была в Севастополь и положила начало флоту Черноморскому (см. это сл.).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

АЗОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ название формирований российского и советского военно-морского флота, предназначавшихся для действий на Азовском море.

1) В русско-турецкую войну 1768-74 годов Азовская военная флотилия, созданная в 1768-69 годах, действовала на Азовском и Чёрном морях под командованием вице-адмирала А. Н. Сенявина, отразила попытки высадки турецких десантов в Крыму. В 1783 году расформирована, корабли переданы Черноморскому флоту.

2) В апреле - июне 1918 года в составе РККФ Азовская военная флотилия (база в г. Ейск) вела боевые действия против германских войск на побережье Азовского моря. Флотилия вновь сформирована 28.4.1920 (базы - в городах Мариуполь, Таганрог), в мае как отдельное формирование вошла в состав Морских сил Чёрного и Азовского морей. К сентябрю того же года включала: 7 канонерских лодок, 5 плавучих батарей, 4 сторожевых корабля, 7 катеров-истребителей, 3 тральщика, 6 сторожевых катеров, 18 самолётов. Оказывала поддержку войскам Южного и Кавказского фронтов, вела боевые действия против кораблей Белого флота. В 1921 году расформирована.

3) Сформированная 22.7.1941 в составе Черноморского флота Азовская военная флотилия (главные базы - в городах Мариуполь, Ейск) включала дивизионы канонерских лодок и сторожевых кораблей-тральщиков, отряды сторожевых катеров и катеров-тральщиков, батареи береговой обороны, части морской пехоты, с сентября 1941 года также Донской отряд речных кораблей, базировавшийся в Азове и Ростове, с июня 1942 года - отдельный Кубанский отряд сторожевых катеров. К июлю 1942 года имела: 1 монитор, 8 канонерских лодок, 3 сторожевых корабля-тральщика, 7 бронекатеров, 7 торпедных и 35 сторожевых катеров, 9 катеров-тральщиков, 9 артиллерийских батарей, 4 батальона морской пехоты, 2 бронепоезда, 44 самолёта. Поддерживала боевые действия 9-й, 47-й и 51-й армий, участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 года, эвакуировала войска Крымского фронта в мае 1942 года. Расформирована 8.9.1942. Командующие: капитан 1-го ранга А. П. Александров (июль - октябрь 1941), контр-адмирал С. Г. Горшков (октябрь 1941 - сентябрь 1942). Азовская военная флотилия вновь сформирована 3.2.1943. Включала дивизионы бронекатеров, полуглиссеров, сторожевых катеров, катеров-тральщиков, отряд торпедных катеров, 2 батальона морской пехоты и другие части. Действовала на коммуникациях германской группы армий «А.», высаживала морские десанты в Таганрог, Мариуполь и др. При проведении Керченско-Эльтигенской десантной операции 1943 года Азовская военная флотилия высадила части 56-й армии севернее Керчи; в январе 1944 года - 3 десанта на побережье Крыма. При проведении Крымской операции 1944 года поддерживала войска Отдельной Приморской армии. Командующий Азовской военной флотилией — контр-адмирал Горшков (1943-44). 20.4.1944 на основе Азовской военной флотилии создана Дунайская военная флотилия.

Лит.: Красная Азовская флотилия. Донецк, 1962; Боевая летопись Военно-Морского Флота. 1917-1941. М., 1992. С. 185, 190-191, 213-227, 685-686; Боевая летопись Военно-Морского Флота. 1941-1942. М., 1992. С. 301-306, 370-386.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....