Здоровье - это благополучие - Психология - Каталог статей - Manage your dreams. Семья - надёжный тыл

Благополучием считается спокойное и счастливое состояние человека. Действительно, мы называем людей счастливыми, если они довольны собой и миром, который их окружает. Самый сложный вопрос - как достичь такого состояния, и над ним с давних времен и по сей день спорят ученые и философы.

Многие считают, что путь к благополучию - это большое количество денег в кошельке. Зачастую люди, ограниченные в средствах, верят, что богатство откроет им двери к счастливой жизни. Однако это не всегда так, и деньги способны сделать человека счастливее только на время. Согласно данным многочисленных исследований ученых, нет прямой зависимости между богатством и благополучием, и зачастую жители бедных стран, таких как Куба или Индия, чувствуют себя счастливее, чем гораздо более обеспеченные граждане Японии или Норвегии.

Многие полагают, что основная составляющая благополучия - это здоровье. Но этот вопрос также остается спорным. Действительно, вокруг много совершенно здоровых людей, которые не могут самореализоваться, найти себя и ощущают свою жизнь бессмысленной. В то же время есть много примеров, когда инвалиды живут полной жизнью, занимаются творчеством, растят детей и радуются своей судьбе.

Американские психологи обобщили существующие знания о факторах человеческого благополучия. Они представили их в виде пирога, каждый кусок которого - это определенная группа факторов. Так, первый кусок - внешние. Это государство, где проживает человек, его социальная среда и природные условия, степень финансового благополучия личности. Второй кусок - это психологические черты индивида, такие как темперамент, характер, наследственность. Третий кусок - это результаты выбора человека: цели, которые он перед собой ставит, род его занятий и образ жизни. Первая группа факторов имеет наименьший вес в результате – лишь 10%, тогда как вторая и третья очень значимы (50 и 40% соответственно).

Таким образом, наше счастье как минимум наполовину зависит от нас самих. Безусловно, сложно изменить то, что задано генетикой, но каждому по силам сменить работу, заняться своим хобби, переехать в другой город. Но даже такие значимые шаги требуются не всегда. Иногда бывает вполне достаточно посмотреть на свою жизнь под иным углом. Например, вы расстались с любимым человеком – значит, скоро встретите того, с кем у вас сложатся счастливые отношения. В самый важный момент завис компьютер – значит, вам нужно отдохнуть, немного прогуляться. На работе не дали отпуск - значит не время, и ваш лучший отдых впереди.

Разные люби по-разному смотрят на одни и те же жизненные ситуации. В стране нет стабильности, на работе нет профессионального и материального роста, и никто не берет замуж? Можно грустить и плакать над этим, а можно попробовать что-то изменить: работу, страну проживания, манеру вести себя и мужчинами и т. д. Ведь наше благополучие, прежде всего, в наших руках.

Тем и страшно благополучие, что оно может рухнуть в один единственный миг.

Олег Рой. Искупление

Трудно найти на свете существо более благополучное и богатое, чем трехлетний малыш,

обладатель коробки цветных карандашей и альбома для раскрашивания.

Рэнди Гейдж. 101 ключ к вашему процветанию

Благополучие (Благополучность) как качество личности – способность исполнить свое жизненное предназначение, жить без тревог, достигнув умиротворенного, размеренного, счастливого течения жизни, полностью обеспеченного состояния и благоденствия.

Один богач попросил мудреца написать для него что-нибудь, что облегчит достижение благополучия семьи. — Умирает отец, умирает сын, умирает внук, — написал мудрец. — Ты смеёшься надо мной, — разгневался богач. — Если бы твой сын умер раньше тебя, это потрясло бы тебя и твою семью. А в случае смерти внука вы с сыном высохли бы от горя. Сама смерть неизбежна, но пусть всё идёт своим чередом. Вот и весь секрет благополучия семьи!

Банально и глупо сводить благополучие к толщине кошелька или к счету, едва умещающемуся в банковской выписке. Можно иметь многомиллиардные активы и быть завсегдатаем в кабинете психолога и психиатра. Большие деньги – большие заботы и тревоги, а благополучие предполагает отсутствие тревог и умиротворенное состояние. Но и это всего лишь ступенька для того, чтобы исполнить своё жизненное предназначение, постичь нетленное, духовное и вечное. Умиротворенный человек способен отличать истинное от ложного и будет стремиться к этому истинному. Его не введешь в заблуждение, внушив, что выгоднее работать бухгалтером, когда ему по судьбе полагается быть музыкантом. Он не предаст себя и не станет заниматься нелюбимым делом, поддавшись на уговоры или конъюнктурные интересы момента.

Благополучие – это снайперское попадание в своё жизненное предназначение. Благополучие – означает «взять след», настичь и реализовать своё жизненное предназначение. Благополучная личность – самодостаточность, нашедшая своё предназначение. Писатель Владимир Классовский говорил: « Все, что можно назвать благосостоянием, счастьем, благополучием, обусловлено присутствием трех слагаемых: нужно что-нибудь делать, что-нибудь любить, на что-нибудь надеяться».

Богач, не имеющий твердого, мудрого разума и самодостаточного сердца, бесконечно далёк от благополучия. Где взять ему спокойствие, идущее изнутри и превращающееся в радость и счастье? У каждого человека свой путь, своя дорога судьбы. Освещает путь сердце, нужно только различить этот благостный свет, не сбиться с дороги к своему благополучию. Большинство людей, как слепые, идут по жизни на ощупь. Батарейки фонарика сердца сели из-за нещадной корысти и эгоизма, и человек перестает чувствовать свою судьбу, проходит мимо своего предназначения. Вроде деньги капают, финансовая независимость достигнута, а счастья нет. Внешне для окружающих и для своего оправдательного механизма выглядишь благополучным, но внутреннего ощущения благополучности нет. Наоборот внутри раздрай, а как его объяснить и растолковать самому себе? Как понять, если внутри темень? Эгоизм и корысть, как при светомаскировке, надежно накрыли черным занавесом свет сердца.

Признак нащупанного предназначения – когда у тебя с работой любовный роман и при этом твой бюджет имеет надежную статью дохода. То есть когда к занятию испытываешь неподдельный интерес, с любовью делаешь своё дело и ещё получаешь за это приличные деньги – значит, ты на своём пути. Еще Конфуций сказал: «Найди работу по душе, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни». Если приятно заниматься каким-то делом, но денег оно не приносит, значит, мы имеем дело с простым хобби, которому можно отдать свободное время.

Когда человек идет по дороге своего предназначения, он спокоен, умиротворен и счастлив. Деньги его находят, ибо то, что сделано с любовью всегда стоит дорого. Человек развивается, получает признание и статус. Чем выше его общественное положение, тем больше достаток, стабильность и успешность в жизни. То есть материальное благополучие достигается двумя путями: либо его можно урвать и изо всех сил удерживать, либо естественным путем дойти по дороге своего предназначения. Во втором случае достаток сам, без всякого напряга, плывет человеку в руки, и при этом у человека появляется не только внешнее, но и внутреннее ощущение благополучия.

Иными словами, благополучие становится качеством личности, когда человек находит своё жизненное предназначение, следует ему и, как следствие, живет без тревог, достигая умиротворения и спокойствия. Благополучный человек живет в гармонии с собой и с внешним миром, он доволен и удовлетворен жизнью, у него крепкое здоровье и устойчивое материальное положение.

Романтикам важно противопоставить низкое благополучие и возвышенное счастье. Так, Константин Паустовский пишет: «Когда я кончил бюст, Байрон мельком взглянул на него и сказал: «Вы сделали не меня, а благополучного человека. На вашем бюсте я не похож». — «Что же дурного, если человек счастлив?» — спросил я. «Торвальдсен, — сказал он, и лицо его побледнело от гнева, — счастье и благополучие так же различны, как мрамор и глина. Только глупцы или люди с низкой душой могут искать благополучия в наш век. Неужели на моем лице нет ни одной черты, говорящей о горечи, мужестве и страданиях мысли?»

Для достижения семейного благополучия необходима уважительность, заботливость и терпение. Олег Рой в книге «Сценарий собственных ошибок» пишет: «Какая это, оказывается, хрупкая вещь – надежда на семейное благополучие! Достаточно единственного слова, и то, что казалось прочным мостом между двумя берегами одной реки, уходит из-под ног, окуная тебя в ледяную воду».

В далёкие времена жила огромная семья, которая объединяла девять поколений и насчитывала несколько тысяч человек. В семье царило полное согласие: никто ни с кем не ссорился, женщины никогда не ревновали мужей, дети жили в мире и не отбирали друг у друга игрушек. И даже собаки под влиянием общего согласия стали ласковыми, помахивали хвостами и спокойно наблюдали, как их сородичи обгладывают кости.

Молва об этом семействе дошла до императора. Повелел он пригласить к себе старейшину рода, чтобы узнать, как удаётся ему сохранить мир и согласие в такой большой семье. Старейшина вместо ответа попросил лист бумаги и стал быстро писать на нём иероглифы. Написав сто иероглифов, он передал лист императору. Император обнаружил, что на листе сто раз был написан один и тот же иероглиф — «терпение». — Что это означает? — спросил он. — Мы всеми средствами приучаем всех к терпению, — заявил глава большой семьи, — чтобы каждый относился к другим терпеливо и сдержанно. И этим достигаем всеобщего согласия и благополучия.

№1. Определите – куда бы Вы хотели придти. Когда Алиса из сказки Льюиса Кэрролла заблудилась, она спросила Чешерского кота о том, куда ей идти. Но после того, как Алиса сказала, что она не знает точно, куда ей хотелось бы придти, Чешерский кот ответил: ”Тогда не важно, в какую сторону идти”. Проще говоря, если Вы не знаете, чего именно Вы хотите от жизни, у Вас будут сложности с достижением этого. Важно всегда держать в уме мечту всей Вашей жизни для того, чтобы постоянно сверять и подстраивать Ваше дело для достижения этой мечты. Вы запросто можете быть очень успешным и при этом никогда не достичь того, чего Вы по-настоящему желали и о чем мечтали.

№2. Окружите себя хорошими примерами. После того, как Вы определите, куда Вы хотите придти, посмотрите вокруг себя и выделите ролевые модели и персоны, которые соответствуют типу желаемой Вами жизни. Как только Вы их выберете, начинайте себя вести также, как и они, во всех областях, в которых только сможете. Однажды Вы станете человеком, которым Вы хотели бы быть. Если Вам кажется, что у Вас нет такого потенциала, Вы выбрали не ту группу людей. Делайте все возможное для того, чтобы оказаться в компании людей с позитивным взглядом на жизнь и начинайте культивировать позитив в самом себе.

№3. Помогайте окружающим. В традиционном мире корпораций люди продвигаются вперед, помогая своему боссу улучшить его жизнь. Они – наемные сотрудники, которые работают для того, чтобы их босс становился более успешным, и тогда их босс помогает им. В нашем бизнесе все совсем наоборот.

Люди достигают своего наибольшего успеха, помогая нижестоящим улучшить свою жизнь и добиться собственного успеха. Наших людей никто не тянет вперед, наоборот, они подтягивают и способствуют совершенствованию окружающих. Можно сказать, что наша программа действительно построена на предоставлении возможности. Чем большему количеству людей Вы помогаете, тем более успешным Вы становитесь. Повторю еще раз: взаимопомощь – наша основа – быть силой во благо. Это именно тот дух, который меня вдохновляет. Это именно то, что приносит радость и удовлетворение. Это та вещь, которую я хочу передать своим детям. Я хочу, чтобы они обладали духом взаимопомощи и делились своим временем, талантами, энергией и деньгами, помогая другим людям. А еще лучше, если они будут делать это и создавать свое собственное благополучие. Если Вы будете следовать этим трем базовым принципам, Вы получите инструменты, необходимые для достижения желаемого успеха. Окружите себя хорошими примерами и помогайте окружающим в достижении успеха. В моем случае это сработало!

Петр Ковалев 2013 год

Преодолеть отчуждение и ощутить единение с окружающим миром, с одной стороны, и осознание собственного отдельного и неделимого «я» - с другой. Это благополучие подразумевает полное рождение человека, реализацию заложенного в нем потенциала, т. е. его пробуждение, избавление от усредненности, обретение способности испытывать полную гамму чувств - от бурной радости до глубокой печали. При этом человек должен быть способен творить, реагировать на окружающий мир, ответствовать как перед самим собой, так и перед всем, что его окружает; предстать цельной личностью, действительно существующей в мире одушевленных и неодушевленных объектов.

Давая истинный ответ миру, человек-творец в то же время способен этот мир реально воспринимать. В творческом отношении к миру человек должен рассматривать его как продукт собственного восприятия. Как следствие, этот мир перестает быть для него чем-то чужим и далеким и становится своим. В конце концов благополучие состоит в усмирении своего эго и пересмотре жизненных приоритетов. Человек должен отказаться от стяжательства, от стремления к собственной неприкосновенности и возвеличиванию. Смыслом жизни должна стать не вечная жажда обладания, накопления, наживы и потребления, а радость самого бытия, осознание собственной неповторимости в этом мире.

Сказанным я предпринял попытку соотнести развитие человеческой индивидуальности с историей религии. В силу того что настоящая статья посвящена сопоставлению психоанализа и дзэн-буддизма, мне представляется необходимым рассмотреть эволюцию религии хотя бы в некоторых психологических аспектах.

Как я уже отмечал, само бытие ставит перед человеком вопрос. Вопрос этот порожден заложенным в человеке противоречием: принадлежностью к природе, с одной стороны, и пребыванием вне ее, обусловленным осознанием собственного бытия, с другой. Человек является «религиозным», если он подходит к этому основополагающему вопросу не формально, а стремится дать на него ответ всей своей жизнью.

Аналогично любая система представляет собой «религию», если она пытается дать свой ответ на этот вопрос и понуждает к этому людей. Соответственно всякая культура и всякий человек, не ищущий ответа на экзистенциальный вопрос, нерелигиозны по своей сущности - лучшим примером чему служит человек XX века. Озабоченный мыслями о материальных благах, престиже, власти, карьере, современный человек пытается уйти от ответа на данный вопрос, стараясь забыть о самом факте своего существования, а значит, о факте существования своего «я». Не имеющий собственного ответа человек не способен к развитию, в своей жизни и смерти уподобляясь одной из миллионов произведенных им вещей. При этом не имеет значения, насколько глубоки его религиозные убеждения, как часто он думает о Боге или посещает церковь. Такой человек вместо того, чтобы верить в Бога, лишь думает о нем. Однако религии в своих ответах на экзистенциональный вопрос могут принципиально отличаться друг от друга, и было бы заблуждением обобщать их в этом аспекте. Существующие религии во всем многообразии дают два в корне противоположных друг другу ответа на этот основополагающий вопрос.

Первый ответ заключается в восстановлении единства с природой через уподобление животным, отказ от разума, возвращение к лишенному сознания первобытному образу жизни. Подобная идея может принимать весьма разнообразные воплощения. В качестве одной из крайностей можно привести пример германских подпольных обществ «медведерубашечников». Посвящаемый в эту организацию новобранец должен уподобиться медведю и «изменить свой человеческий облик в приступе агрессии и безудержной ярости, став похожим на бушующего зверя».

Стремление к первобытному единению с природой может принимать массу других, не столь архаичных религиозных воплощений. Данная идея прослеживается в религиях племен, где происходит отождествление с тотемным животным, где есть культ дерева, озера, пещеры и т. д. Проявляется это и в оргиастических культах, стремящихся подавить в человеке рассудок и моральные установки. Все, что приближает человека к первобытной близости с природой, является священным для подобных религий. Тот, кто стоит ближе всех к поставленной цели, как, например, шаман, и будет «святым».

К противоположному лагерю относятся все религии, где ответом на экзистенциальный вопрос служит идея эволюции человеческого разума, воспитания в человеке умения любить, и как результат - обретение гармонии с природой и другими индивидами. И хотя у некоторых относительно примитивных обществ подобные идеи прослеживались лишь отчасти, но не подлежит сомнению, что своеобразным рубиконом человечества явился период в пределах примерно с 2000 года до н. э. и до Рождества Христова. Этот временной отрезок ознаменовался глобальными переменами в человеке, выразившимися в появлении таких религий, как даосизм и буддизм на Дальнем Востоке, религиозных революциях Эхнатона в Египте, зарождении зороастрийской религии в Персии, религии Моисея в Палестине, Кецалькоатль - в Мексике.

Эти религии сближает мысль о единении - уже не в регрессивном значении, достигаемым путем стирания индивидуальности и возврата к лишенной сознания райской гармонии. Единение рассматривается теперь в новой плоскости; прийти к нему человек может, лишь преодолев отчужденность, изоляцию самого себя от окружающего мира и осуществив тем самым подлинное рождение. Человеческий разум должен достичь полного развития, после чего для индивида откроется доступ в деятельное, интуитивное проникновение в реальный мир, что является непременным условием достижения подобного единения. Устремление этих религий направлено не в прошлое, а в будущее, и цель их определяется понятиями «дао», «нирваны», «просветления», «блага», Бога.

Социокультурные различия между странами происхождения данных религий обусловили выбор того или иного символа. Властный образ величественного монарха или вождя племени был характерным символом для западного общества. Однако уже в ветхозаветную эпоху подобный образ начинает претерпевать изменения. Всемогущего вершителя судеб теперь связывают со своими подданными соглашения, содержащие определенные обещания. Например, достижение человеком гармонии с природой в срок, определенный мессией, является целью пророчеств; для христианства же характерно представление Бога в человеческом образе. В распространенных западных религиях антропоморфные авторитарные составляющие практически не претерпевают изменений. Примером же почти полного их отсутствия может служить философия Маймонида, или мистицизм.

Иудео-христианское и дзэн-буддистское мышление сближает идея отказа индивида от эгоистического стремления к принуждению, повелеванию и подавлению внутреннего и внешнего мира. Вместо этого человек должен стать открытым, восприимчивым, пробужденным, способным реагировать на вызовы внешнего мира.

Дзэн называет это состояние «быть пустым», причем этот термин не имеет негативной окраски, а, напротив, характеризует открытого для восприятия внешнего мира индивида.

В христианской религии эта же идея выражается в понятиях самоотречения и подчинения воле божественного провидения. На первый взгляд отличия в христианских и буддистских постулатах не столь значительны и разница существует лишь на уровне формулировок. На самом же деле христианские представления, как правило, интерпретируются таким образом, что человек полностью вверяет свою судьбу великому и всемогущему Отцу, охраняющему и опекающему его, при этом утрачивается всякая самостоятельность . Естественно, в этом случае человек становится кротким и смиренным, но никак не открытым и способным реагировать. Подлинный отказ от эгоистических устремлений как следование воле Господа обретает реальный смысл, если понятие Бога при этом отсутствует как таковое. Лишь забывая о Боге, человек, как это ни парадоксально, искренне следует его воле. Быть «пустым» в терминологии дзэн-буддизма действительно означает усмирение своей воли, но в то же время исключает возможность возвращения к рабскому упованию на поддержку Отца.

Успешный ученик, отличник, как правило, не вызывает беспокойства ни у учителей, ни у родителей. Напротив, взрослым кажется, что он вполне благополучен. На самом деле, зарабатывая «пятерки», ребенок может руководствоваться не только тягой к знаниям и желанием преуспеть.

Для детей, не слишком избалованных родительским вниманием, неуверенных в себе и своих достоинствах, оценки могут стать своеобразной компенсацией, «платой» за одобрение родителями и учителями. Принося отличные оценки, ребенок надеется получить в ответ признание своих талантов. Становясь взрослыми, таким людям бывает нелегко осознать, что их можно любить и ценить не за то, что они отлично справляются со своей социальной ролью, а за их личные достоинства и качества.

Другой проблемой отличника может стать перфекционизм. Желание сделать все идеально во всех сферах своей жизни. Такие люди теряются, когда необходимо расставить приоритеты и выделить главные направления и задачи в своей жизни. Для них «второе место» означает поражение. Но как известно, невозможно объять необъятное и быть лучшим буквально во всем, в жизни приходится выбирать что-то наиболее важное и значимое и отдавать выбранному пути максимум сил, талантов и времени. В противном случае довольно легко довести себя до нервного и физического истощения, что зачастую и случается с перфекционистами.

Еще одной бедой отличников является то, что они не умеют проигрывать. Привыкнув во всем быть первыми, они не умеют адекватно воспринимать неудачи и извлекать из них жизненные уроки. Внезапное поражение на фоне постоянных побед может стать для них настоящей катастрофой. И там, где менее успешный ученик постарается исправить положение, потерпевший фиаско отличник будет лишь страдать и горевать над своим бедственным положением.

Возможны у отличников и проблемы с установлением дружеских связей, умением работать в команде и организовать совместную деятельность. Случается так, что окружение успешного ученика довольно потребительски относится к своему товарищу-отличнику, ведь это так удобно: есть, у кого проконсультироваться, получить объяснения, списать, наконец! А настоящих друзей, ценящих не его успехи в учебе и знания, а личные качества, у отличника может и не быть.

Успешные троечники

А вот те ребята, которые в школе учились достаточно средне, во взрослой жизни подчас становятся вполне успешными людьми. Известно, что 50% бизнесменов были в школе «троечниками». И это скорее правило, нежели исключение.

Происходит это оттого, что троечники, в отличие от отличников и хорошистов, не настолько сосредоточены на учебе, на том, чтобы доказать родителям и учителям, насколько они хороши. Дети просто выбирают то, что им интересно. Они не боятся за свою «репутацию», поэтому чаще предпринимают рискованные или авантюрные шаги. Учеба для них – не средство построения карьеры, а необходимость, часть жизни, к которой они учатся приспосабливаться. Они не боятся поражений, не так остро воспринимают неудачи, а успех и случающиеся у них хорошие отметки не кружат им голову. К тому же нет необходимости выглядеть хорошо в глазах родителей и учителей.

В результате троечники оказываются лучше приспособлены к жизни в обществе, более гибки и свободны, чем успешные ученики. За время учебы в школе они успевают приобрести качества, позволяющие сделать успешную карьеру, да и разобраться, чего им действительно хочется в жизни, у них подчас получается быстрее и лучше.

Конечно, нельзя сказать, что любой отличник вырастет неуверенным в себе перфекционистом с комплексом неполноценности, а любой троечник станет когда-нибудь признанным гением. Успех в жизни зависит от очень многих факторов, но и говорить о том, что уровень дальнейшего жизненного благополучия напрямую зависит от успешности в учебе, тоже неверно.

Широко распространено мнение, что для благополучия достаточно лишь большого количества денег. Человек, живущий от зарплаты до зарплаты, уверен, что богатство откроет ему путь к счастью. Действительно, деньги могут сделать людей счастливее, но только на время. Многочисленные исследования доказывают, что прямой зависимости между благополучием и богатством нет. Более того, согласно статистике, жители таких бедных стран, как Индия или Куба часто ощущают себя гораздо счастливее, чем обеспеченные норвежцы или японцы.

Другая популярная зрения состоит в том, что главная составляющая благополучия - это здоровье. Но вы замечали, как много вокруг физически здоровых людей, которые страдают от невозможности найти свое место в мире и жалуются на бессмысленность существования? А инвалиды порой живут полной жизнью, занимаются спортом, пишут книги, растят детей и вполне довольны своей судьбой.

Так что же на благополучие человека? Известные американские психологи обобщили все известные знания о человеческом счастье и представили их в виде пирога, разделенного на несколько частей. В первый «кусок пирога» вошли внешние условия - от страны, в которой человек родился, образования и социальной среды до климата и финансового достатка. Вторую часть составили устойчивые личности, то есть наследственность человека, его темперамент и характер. И последняя часть – это выбора индивидуума, его цели, и предпочитаемый образ жизни. Так вот, первая группа влияет на благополучие человека всего на 10%, вторая – на 50%, а третья – на 40%.

Получается, что наполовину счастье зависит от самих людей. Если невозможно поменять темперамент или генетическую предрасположенность к лишнему весу, а переехать в другой город, найти новую работу и заняться любимым хобби по силам каждому. Но часто даже такие радикальные меры не нужны. Порой достаточно взглянуть на свою жизнь под другим углом. Горюете от того, что вас бросил любимый? Значит, скоро найдете настоящую любовь! Завис компьютер в самый ответственный момент? Пора отложить работу и выйти подышать свежим воздухом. Начальник не дал долгожданный отпуск? Значит, не время пока отдыхать, да и подходящего тура в страну мечты пока нет.

На одно и то же событие люди смотрят по-разному. Если правительство не желает делать из страны, в которой вы живете, великую державу, начальство не собирается повышать зарплату, и замуж никто не берет – можно сесть и поплакать. А можно с работы, переехать на ПМЖ в страну с теплым морем и наслаждаться свободой. Ведь благополучие человека во многом зависит от его собственных усилий.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...