Весь мир мой храм любовь моя святыня вселенная отечество мое. Северо-осетинский информационный портал

Людмила ОСАДЧАЯ 2017-10-21
С именем Коста Хетагурова, гениального осетинского поэта, основоположника родной литературы, революционного демократа, художника, прозаика, драматурга, этнографа, публициста, общественного деятеля, кровно связаны как Северная и Южная Осетия, так и, безусловно, Карачаево-Черкесия. Здесь, в селе у подножия горы Шоана с древним храмом византийского зодчества, поэт провел последние годы и был похоронен, как и его отец Леван Елизбарович и сестра Ольга. И хотя впоследствии прах Коста был перевезен во Владикавказ, место первой усыпальницы поэта почитается жителями села, давно носящего его имя. Пребывание Коста в Карачае, когда он работал конторщиком на Эльбрусском свинцовом руднике, дало ему возможность близко познакомиться с карачаевцами и другими местными народами. В свое время долгожитель аула Каменномост Сеит-Умар Герюгов рассказывал, что он часто встречал поэта, спускавшегося на скакуне по дороге Большого Карачая. Он был всегда желанным гостем в горских семьях, тем более что у него было немало друзей по Ставропольской гимназии. А о его трогательной дружбе с карачаевским просветителем, художником и поэтом Исламом Крымшамхаловым хорошо известно каждому школьнику, потому как вехи жизни этих выдающихся людей являются хрестоматийными. Сохранилось письмо, где Коста обращается к Исламу Крымшамхалову: «Дорогой Ислам! Устрой возможно лучше моего земляка доктора Газданова. Докажи ему, что наша Теберда - самый лучший курорт в мире»… Речь идет об известном в Осетии в начале ХХ века враче Дзыбыне Газданове, приехавшем в наши края.
Многих из нас, жителей Карачаево-Черкесии, стихотворные строки Коста сопровождают всю жизнь. В стихотворении «Пророк» в строках «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, Вселенная - Отечество мое» заложен мощный, почти космический посыл последующим поколениям: жить в мире и согласии с окружающими, ибо все мы - дети одной галактики, которая дала нам жизнь, как и всему живущему на Земле…
Именно такая атмосфера царила 15 октября в селе великого поэта, где широко, торжественно, с кавказским размахом отмечали 158-ю годовщину со дня рождения Коста Хетагурова. По давней традиции высоких гостей у осетинского кафе «Националь» встречали председатель Народного Собрания КЧР Александр Иванов, председатель Правительства КЧР Аслан Озов, заместитель председателя Правительства КЧР Мурат Озов, министр КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Мурат Хапиштов, глава администрации Карачаевского муниципального района Спартак Кущетеров, председатель общественной организации по защите прав и интересов осетин КЧР «Фарн» Олег Хетагуров, жители села.
И вот, наконец, у места встречи останавливается длинная кавалькада автомашин, которую юные жители села в национальной одежде встречают с ритуальным подносом (фынг) с тремя осетинскими пирогами, мясом и кубком национального напитка баганы.
На осетинском языке слова «молитва» и «тост» совпадают, и три пирога, олицетворяющие солнце, землю и воздух, - это не только еда, но и часть ритуального общения с Всевышним. Так заведено в каждой осетинской семье, независимо от ее достатка. Для крестьян, политиков и бизнесменов этот ритуал одинаков.
Олег Хетагуров приветствует на осетинском языке гостей, среди которых президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, министр по делам национальностей РСО-Алания Аслан
Цуциев и другие, затем слово для приветствия предоставляется первым лицам Карачаево-Черкесии. Когда были соблюдены ритуалы приветствия гостей, все направились к пантеону славы и скорби села - мемориалу павшим во время Великой Отечественной войны односельчанам и памятнику детям Беслана, жертвам чудовищного теракта. После возложения цветов и венков кавалькада автомобилей проехала в центр села к могиле Левана Хетагурова, основателя села. Поскольку президент Южной Осетии Анатолий Бибилов в наших краях впервые, в качестве экскурсовода Олег Хетагуров вводит его в курс событий, происходивших в этом селе в далекие времена.
На площади возле сельского дома культуры к этому дню была сооружена сцена с впечатляющим баннером, на котором изображен Коста Хетагуров. Под портретом - дата рождения поэта - 1859 год, вместо даты кончины - знак бесконечности в виде лежащей цифры 8, то есть память о великом Коста переживет столетия, он жив в сердцах поколений…
Жители села и многочисленные участники праздника тепло приветствуют президента Южной Осетии, и его подводят к старейшей жительнице, участнице Великой Отечественной войны Марии Васильевне Датиевой. И тут не суть важно, о чем они беседуют на родном языке, но при виде этой трогательной картины, когда Анатолий Бибилов, по-сыновьи обняв долгожительницу села с героической биографией (Датиева на войне сражалась на передовой и была отважной зенитчицей), в почтении склонив голову, слушал ее наставления, у многих повлажнели глаза… Вообще, сам ход этого незабываемого праздника, на который всех собрал великий Коста, был наполнен многими эмоциями. Здесь нашлось место и грусти, и восхищению, и радости встреч. В этот день, казалось, здесь собрался весь Кавказ, вся Россия.
Праздничный митинг открыла и. о. главы администрации Коста-Хетагуровского СП Ирина Хетагурова:
- День села и день рождения Коста Хетагурова - наши самые любимые и долгожданные праздники! Это праздник ветеранов, чьим трудом преображалось наше село, молодого поколения, кому только предстоит перенять эстафету ответственности за судьбу своей малой родины. Мы можем по праву гордиться историей и современными достижениями, верить в наше будущее и создавать его славным трудом.
В своем выступлении президент Южной Осетии Анатолий Бибилов сказал:
- Я безмерно рад, что нахожусь впервые в этом селе, где чтят традиции, пронизанные глубоким уважением к старшим, берегут память о великом Коста, в Карачаево-Черкесии очень внимательно относятся к духовным ценностям, в том числе и осетинского народа.
Далее Анатолий Ильич представил делегацию Южной Осетии, в составе которой были: депутаты Парламента, ректор университета, главный тренер сборной России по вольной борьбе Джамболат Тедеев, представители творческой интеллигенции. А писатель Милитон Казиты, сопредседатель объединенной писательской организации Осетии, в представлении не нуждался - он здесь был несчетное число раз, чтобы посетить места, связанные с Коста Хетагуровым.
От имени Главы Карачаево-Черкесии приветственный адрес зачитал председатель Народного Собрания КЧР Александр Иванов: «Дорогие земляки! Примите самые искренние и теплые поздравления с Днем села и 158-летием со дня рождения осетинского поэта, прозаика, публициста, художника, великого гуманиста Коста Левановича Хетагурова! Для тех, кто родился и живет в этом селе с его славной историей и традициями, кто своим каждодневным трудом способствует решению ключевых социально-экономических задач, этот день особенный. Коста Хетагуров был и остается патриотом и гражданином, чей яркий жизненный путь, огромный вклад в укрепление дружбы и братства народа, в развитие осетинской литературы и языка являются национальным достоянием и великим наследием и ныне живущих, и будущих поколений».
Приветственный адрес от главы РСО - Алания Вячеслава Битарова озвучил министр по делам национальностей Аслан Цуциев: «Мы, жители Северной Осетии, счастливы и горды, что в Карачаево-Черкесии вот уже полтора века горит очаг осетинской культуры и живут замечательные люди, не дающие угаснуть национальным традициям. Пусть же нынешний праздник послужит стимулом для будущих ярких свершений и созидания».
Глава администрации Карачаевского района Спартак Кущетеров подчеркнул, что героической славой этого села по праву гордятся все народы многонациональной республики, а у него лично немало друзей-осетин. Как бывший борец, Спартак Асхатович не преминул напомнить, что село Коста Хетагурова еще и родина именитых спортсменов. И сегодня на спортивном олимпе России появилось имя заслуженного мастера спорта, шестикратного чемпиона мира по армспорту Олега Черкасова. Спартак Кущетеров также поблагодарил всех гостей и отметил, что Коста Хетагуров имел еще талант политика и дипломата - он прекрасно знал карачаевский язык, налаживал отношения со всеми соседними народами.
По окончании торжественной части гости и жители села направились к величественному монументу Коста Хетагурову, созданному осетинским скульптором Умаром Дзантиевым в 1961 году, что высится в центре села, а также посетили Аллею героев для возложения цветов.
Праздничный концерт открыл ансамбль песни Южной Осетии «Симд», где слаженный хор мужских голосов блестяще исполнил героические осетинские песни. Его сменил самобытный оркестр народных инструментов Северной Осетии, и усиленные динамиками мелодии возвращали старое поколение зрителей в те времена, когда так же далеко окрест звучала музыка из общественного репродуктора на столбе в центре села. Своими искрометными танцами поднимал настроение народный ансамбль «Кавказ» под руководством заслуженного работника культуры РФ Эдуарда Хугаева. Бесподобен был дуэт сестер Альбины и Фатимы Царикаевых (РСО - Алания), известный нашему зрителю по телеканалу «9 волна», массу аплодисментов сорвала и местная группа «Домбай», исполнившая популярные эстрадные осетинские песни, покорил зрителей и ансамбль барабанщиков из Северной Осетии, которому аккомпанировал известный в КЧР гармонист Ислам Салпагаров.
Праздник завершился грандиозным банкетом на 400 персон в кафе «Националь», куда были приглашены все присутствовавшие на мероприятии.

«Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня...»

Н.Е. Князева

Его именем в Карачаево-Черкесии названо село. Тридцать лет назад улица Дальняя г. Черкесска была переименована и также стала носить имя этого замечательного поэта и художника, основоположника осетинской литературы и создателя осетинского литературного языка. Но многие ли из нас знают, что связывало Коста Хетагурова с Карачаево-Черкесией? В республиканском госар-хиве есть интересный материал, рассказывающий о жизни великого сына осетинского народа.

Родился Константин Леванович Хетагуров в октябре 1859 года в селении Нар Северной Осетии в семье прапорщика горской милиции. Мать была простой, неграмотной, но очень трудолюбивой горянкой. Она рано ушла из жизни, оставив сына грудным ребенком. И будущего народного поэта от голодной смерти спасла подруга матери - горянка по имени Чендзе.

Стынет мертвый ворон,

Страшен бури вой.

Спит на круче черной Нар - аул глухой,

Так описывал поэт свою родину в знаменитой поэме «Мать сирот».

Нар располагался в Зругском ущелье, входившем в состав Терской области. В конце шестидесятых годов XIX века жители этого ущелья во главе с подпоручиком Леваном Хетагуровым стали ходатайствовать о переселении их в Кубанскую область, чтобы избавиться от непомерных притязаний князей Мачабеловых, которые взимали десятину с осетин семи ущелий. Начальник Кубанской области ответил согласием. И семья Левана Хетагурова оказалась в числе первых поселенцев, основавших в 1870 году в Карачае селение Георгиево-Осетиновс-кое, ныне носящее имя Коста Хетагурова. Левану Хетагурову как «почетному туземцу» было обещано, помимо 15 десятин поземельного надела на общих основаниях, еще 150 десятин земли.

Начальник Кубанской области М.А. Цакни так описывал переселение: «В половине сентября 1870 г. осетины прибыли в укрепление Хумаринс-кое вместе с семействами; начавшиеся дожди и даже снег навели на них такое уныние, что они собрались было возвращаться обратно. Кроме позднего прибытия и того, что они прибыли с женами и детьми в горы, где у них не было никакого крова от непогоды, главнейшие причины недовольства осетин были: во-первых, то, что им перед отправлением из Осетинского округа было наговорено много чудес о свойстве предназначенного для их поселения края, производящего будто бы орехи в кулак величиной и т. п. нелепости, и, во-вторых, то, что в числе пришедших 150 семейств горных осетин есть много жителей плоскости, прилежащей к Ардонской станице, без всякого сравнения лучшей по удобствам климата и почвы, чем лучшие из земель нагорной полосы Эльбрусского округа...

В настоящее время осетины вырыли себе землянки в балке р. Большая Шоона, выложили стены камнями и живут, защищенные от холода и дождя, но подвержены всем невыгодам сырых и душных помещений».

Тяжелые условия жизни осетин-переселенцев были связаны с неустройством быта на новом месте, пока не были построены жилые дома и хозяйственные постройки, не приобретен скот. В дальнейшем, как писал в своем отношении дове-

КНЯЗЕВА Н.Е. «ВЕСЬ МИР - МОЙ ХРАМ, ЛЮБОВЬ - МОЯ СВЯТЫНЯ...» 29

Прогимназия, в которой учился Коста

ренный осетинского общества К.Л. Хетагуров, жизнь их наладилась: «В настоящее время население нашего села почти удвоилось. Большая часть построек крыты жестью и лесом. Всеми вопросами сельского хозяйства наши осетины занимаются здесь с большим успехом - хлебопашество, скотоводство, овцеводство, пчеловодство, садоводство и даже огородничество процветают здесь с одинаковым успехом».

На момент переезда семьи Хетагуровых в Ка-рачай Коста было всего 11 лет, и он ходил в Нарс-кую приходскую школу, где получил двухклассное образование. Он остался в Осетии из-за того, что его обещали принять в гимназию г. Владикавказа. Но стать полноправным учеником и продолжить учебу во Владикавказской прогимназии ему не удалось «за отсутствием вакантных мест», и он отправляется в Карачай к отцу.

Приезд Коста к берегам Кубани был неожиданным для Левана Хетагурова, так как он был уверен, что сын учится.

Возмущенный отец пишет начальнику Эльбрусского округа подполковнику Петрусевичу, жалуясь на невыполнение обещаний: «Меня обнадежили как начальник Осетинского округа, так и начальник Терской области, пригласив на переселение, сохранить за мной выгоды, которыми пользовался бы я, оставаясь во Владикавказе... Между тем сына моего в настоящее время вернули ко мне, и он остался непринятым за неимением вакансии. Жалования я не получаю и не имею никакого официального уведомления, что таковое мне будет отпускаться, и земля также еще не дана».

В первый свой приезд Коста в Карачае был недолго. Отец временно устроил его в Калажинское горское училище в ст. Калажинской Майкопского отдела. Позднее пришло распоряжение о приеме Коста в пансион при Ставропольской гимназии, где он учился с 1871 по 1880 годы. Здесь Коста увлекся русской литературой и живописью.

Талант Коста-художника проявился еще в детстве. Потеряв рано мать и не помня ее облика, он часто просил старших рассказать о ней. И по этим рассказам мальчик написал ее портрет. Люди,

знавшие мать Коста, были поражены точным сходством портрета с прототипом.

Способности Коста были отмечены не только его близкими, но и преподавателями. Вот строки из прошения педагогического совета Ставропольской гимназии начальнику Кубанской области о предоставлении гимназисту 6-го класса Хе-тагурову стипендии: «Педагогическим советом Ставропольской гимназии во все время пребывания в гимназии воспитанника Хетагурова, жителя Баталпашинска Пятигорского уезда, укрепления Хумары, замечена в нем преобладающая способность и наклонность к художественной деятельности, в которой он достиг значительного совершенства, его рисунки с натуры посылаются гимназией на Московскую всероссийскую выставку. Независимо от своей специальной наклонности к художеству, Хетагуров представляет недюжинные способности и во всех остальных областях учения и мог бы быть одним из лучших учеников по всем предметам, если бы не отдавал он все свое время и все свои симпатии рисованию и родственным с ним занятиям.

Считая своею обязанностью заботиться о том, чтобы природные, ясно сказывающиеся наклонности ученика получали свойственные им направления, убеждаемся в том, что из Хетагурова может выйти полезный деятель, если ему будет оказано содействие на пути художественного образования».

Одним из преподавателей Хетагурова в гимназии был художник-педагог В.И. Смирнов, окончивший Петербургскую академию художеств. Он оказал исключительно большое влияние на формирование будущего художника-живописца и сыграл немалую роль в дальнейшей его судьбе. Гимназические рисунки Коста с помощью Смирнова были представлены на Всероссийской выставке юных художников и получили признание. Это укрепило уверенность в силах, и Коста еще больше увлекся рисованием. Он называл себя «благодарным и признательным учеником» В.И. Смирнова. Позднее с его же помощью Хетагурову удается поступить в Петербургскую академию художеств.

В академии (1881-1884 гг.) Коста сходится с крупнейшим художником В.В. Верещагиным, который стал его наставником. Изучая мастерство великих художников, он пишет ряд картин из горской жизни: «На школьной скамье жизни», «Дети-каменщики», «Идущая по воду» и другие.

Но все планы на дальнейшее обучение неожиданно рушатся: его лишают даже той маленькой стипендии, которую он получал. Не выдержав лишений, Коста возвращается в Осетию.

Энергичный, настойчивый Коста развернул на родине широкую культурно-просветительскую работу: создавал школы, устраивал выставки картин, организовывал народные спектакли, читал лекции, работал во Владикавказском театре, принимал уча-

15G ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА

Петербургская академия художеств, в которой учился Коста

стие в организации общества распространения технических знаний среди горцев, пытался издавать газету на осетинском языке, выступал в судах и печати в защиту горской бедноты.

Дважды поэта высылали за пределы Осетии.

С октября 1891 года по март 1893 года он жил в горных аулах Карачая, работал на серебряносвинцовом руднике. Находился он здесь не по доброй воле, а был в ссылке.

В этот период Хетагуров встречается с одаренным художником и поэтом Исламом Крымшамха-ловым. Дом И. Крымшамхалова в Теберде стал своеобразным культурным центром Карачая. Здесь подолгу проживали его друзья и коллеги - художники Ярошенко, Хетагуров, геолог профессор Мушкетов, инженер Кондратьев, композитор Алябьев, дагестанский революционер Дахадаев и другие. Общение этих людей не могло пройти бесследно -оно взаимно обогащало и развивало их, давало толчок к дальнейшему творчеству.

Именно в Карачае К. Хетагуров рисует свои знаменитые картины и пейзажные зарисовки: «Вид Большого Карачая», «Тебердинское ущелье», «В верховьях Кубани». Здесь он также написал рассказ «Охота за турами», стихи «Желание» и «Раздумье».

В 1892 году в селе Георгиевско-Осетиновском умирает отец Коста - 92-летний Леван Хетагуров. Похоронив отца, Коста провел вторую зиму в Ге-оргиевско-Осетиновском, а весной 1893 года переехал в Ставрополь и снова включился в активную общественно-политическую работу, в борьбу с самодержавием за интересы угнетенных народов Кавказа: на страницах газеты «Северный Кавказ» публикуется его поэма «Кому живется весело». Тема и образы поэмы были навеяны знаменитой некрасовской «Кому на Руси жить хорошо». Современники поэта угадывали в персонажах поэмы реальных прототипов, Так, в Сеньке Людоедове был узнан начальник Терской области генерал Каханов, в Иване Зуботычеве - атаман Баталпашинского округа Братков. Публикация поэмы была запрещена, а газета прекратила свое существование...

Из Ставрополя Хетагуров переезжает в Пятигорск, а потом - вторая ссылка - на этот раз в г Херсон, дальше - работа во Владикавказе...

Наступает 19G3 год. Коста пользуется исключительной известностью и любовью на Кавказе, особенно в Осетии, где в каждой сакле знали его революционные стихи и пели его песни. Коста болен, утомлен - у него развивается неизлечимая болезнь, так как его силы были навсегда подорваны ссылками и преследованиями царизма. Сестра поэта Ольга Левановна Кайтмазова перевозит Коста из Владикавказа в село Георгиево-Осети-новское. И здесь на протяжении трех лет поэт медленно и мучительно умирает. (Трагической была и судьба Ольги Левановны. Она не только ратовала за обучение девочек, но и открыла в своем доме школу для них. За это и за смелые выступления на собраниях неизвестные напали на учительницу, возвращавшуюся из школы, где она занималась со взрослыми, и нанесли ей смертельные удары ножом).

Отвечая на письмо друга Коста в декабре 19G5 года, Ольга Левановна писала: «Прежде всего, вы спрашиваете о Коста - каков он сейчас? Про Коста теперь можно уже сказать, что он погиб окончательно... Его ужасная болезнь делает безостановочно свое дело разрушения... У него отнялись ноги, плохо говорит. Довольно ясно приветствует всех только одной фразой: «Мае эефшымаертае, кэераедзи уарзгаейае цаерут» (Братья мои! Живите, любя друг друга)».

19 марта 19G6 года К. Хетагуров умер и был похоронен в одной могиле с отцом, но осетинская интеллигенция настояла на перезахоронении поэта во Владикавказе. Сотни людей пришли проводить в последний путь своего певца. С тех пор прошло больше ста лет, но так близки и понятны его слова и сегодня:

Весь мир - мой храм,

Любовь - моя святыня...

Вселенная - отечество мое...

Сегодня исполняется 156 лет со дня рождения выдающегося сына осетинского народа, основоположника осетинского литературного языка, поэта, публициста, драматурга, художника Коста Левановича Хетагурова.

Ежегодно 15 октября осетинский народ как на севере, так и на юге Осетии отмечает день рождения великого гения Коста Хетагурова.

Великий мастер слова и пера, корифей осетинской литературы Коста Хетагуров живет в сердце и мыслях каждого уважающего себя осетина. Литературная и общественная деятельность Коста Хетагурова составила целую эпоху в осетинской литературе, литературном языке и живописи. Он родоначальник и первый классик, незримо присутствующий среди нас, — благодарных ему потомков.

Накануне Дня рождения выдающегося осетинского писателя в Республиканской национальной библиотеке им. Анахарсиса состоялся поэтический вечер, посвященный научной, творческой и литературной деятельности поэта.

На мероприятии присутствовали заместитель министра культуры Джульетта Джеранова, поэт, лауреат государственной премии им. К. Хетагурова и национальной премии «Яблоко Нартов» Герсан Кодалаев, член Союза писателей Осетии, прозаик Асиат Наниева, директор республиканской библиотеки им. Анахарсиса Валерия Кокоева, преподаватели осетинского языка и литературы школ города.

Вступительным словом мероприятие открыла заведующая отделом осетинского языка и литературы Заира Сланова. Она рассказала о жизни и деятельности Коста Хетагурова, о его вкладе в осетинскую литературу и судьбу осетинского народа: «Поэт сделал для своего народа все, что было в его силах, и даже больше. Великий русский писатель Александр Фадеев назвал Коста Хетагурова своеобразным Леонардо да Винчи осетинского народа.

Именно поэтому народ увековечил его имя в своей памяти. Коста был человеком уникальным, его талант проявился не только в сфере литературных жанров, но и в живописи, искусстве. Своим величием он затмил своих предшественников и современников. В своих произведениях он поднимал злободневные вопросы современной ему действительности, а потому подвергался лишениям и гонениям со стороны власть имеющих. Но это не сломило его дух, напротив, сподвигло к новым смелым действиям и произведениям».

В своем выступлении Герсан Кодалаев отметил, что в Осетии не найдется поэта, который бы не посвятил хоть одно стихотворение великому Коста. «Коста написал много произведений и стихов. Но еще больше стихотворений было написано нашими поэтами о сияющей вершине осетинской литературы Коста Хетагурове. Он является национальной гордостью осетинского народа».

Работники библиотеки Роза Кабулова, Тина Харебова, Заира Сланова, Арина Икаева прочитали известные стихотворения Коста Хетагурова «Додой», «Салдат», «Ракæс».

В свою очередь заведующая методическим отделом Галина Харебова рассказала о том, что Коста Хетагуров был не только основоположником осетинского литературного языка, но и осетинской живописи.

«Его способности к рисованию проявились еще в гимназии. Продолжив учебу в Ставрополе, его учитель Смирнов увидел талант мальчика к живописи и помог ему поступить в Петербургскую художественную Академию. Вместе с Коста учились такие великие русские художники как Айвазовский, Серов, Врубель, а живописи его учили Шишкин, Верещагин и другие.

Коста был художником-реалистом. Его самой большой работой является картина «Плачущий ангел». Работая над картиной, он познакомился с Анной Поповой и влюбился в нее. Образ Поповой занял значительное место в картине. Все картины Коста пронизаны любовью к родному краю, к его культуре», — сказала Г. Харебова.

На известные стихи Коста Хетагурова были сочинены песни, ставшие народными. В исполнении юного Давида Кокоева прозвучала песня «Цæйут, æфсымæртау…»,на гармони аккомпанировал Сармат Кабисов.

Учащиеся школы №2 прочитали стихотворения: «Катай», «Æнæ хай», «Æррафиййау», «Лæгау» и т.д.

Вечер был организован коллективом библиотеки, в частности, заведующей отделом осетинского языка и литературы Заирой Слановой. Проводила вечер заведующая краеведческим отделом Инга Техова.

В завершение мероприятия слова благодарности организаторам и присутствующим выразили Джульетта Джеранова и Валерия Кокоева.

Антитолерантность в 21 веке - это NONSENS!

Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – отечество мое… /Коста Хетагуров - основоположник осетинской литературы/

«Бирюлево» - это угроза не только Евразийскому Союзу, но и многонациональной России!

О происходящем сегодня в Бирюлево за эти два-три дня сказано и написано уже много… Отметим лишь двух авторов – В.Массальского и А.Венедиктова. Вчера,14.10.2013, опубликован материал: «Бирюлево как угроза Евразийскому Союзу» Вадима Массальского на сайте «Голосе Америки». В.Массальский прав: «речь идет о серьезном социальном звонке. Звонке не первом и далеко не последнем» и что «Бирюлево - угроза Евразийскому Союзу»

А.Венедиктов: я не говорю, что плохо визы, я говорю, что это неэффективно.

Вчера же о «Бирюлево» на «Эхо Москвы» высказал свое мнение главный редактор этой радиостанции. И на наш взгляд, А.Венедиктов абсолютно прав - введение виз не решают проблему под названием: «Бирюлево», «Сагра», «Кондопога»… А.Венедиктов прав в том, что «эту карту меньшинства-большинства, неприятия чужих, боязнь иных… эксплуатируют все политические силы. …Этому процессу власть может противостоять, а может его стимулировать. В России он стимулируется в лучшем случае. …Гнать и не пущать – это лозунг российской бюрократии. Все предложения сводятся к этому. …Я не говорю, что плохо визы. Я говорю, что это неэффективно…

Поиск «врага» - это реакция на несправедливость.

На наш взгляд, речь сегодня по большому счету должна вестись не только и даже не столько о происходящем в конкретном Бирюлево, а о социальном здоровье в стране, о состоянии межнационального взаимопонимания как таковом в России в целом! Да, на наш взгляд, «Кущевская», «Гусь-Хрустальный», «Манежная», «Домодедово», г.Пугачев, «Матвеевский рынок», а теперь и «Бирюлево» - это «явления» одного ряда. И главной и основной причиной того, что они имели место быть, на наш взгляд, являются никак не межнациональные отношения, и тем более не межнациональная рознь. Да, есть случаи «выяснений отношений», в которых иногда появляется и национальный «момент». И часто национальную «окраску» и национальный «контекст» (или «основу») придают тем или иным случаям или даже преступлениям или чиновники, или СМИ, или СМИ - с «подачи» чиновников. В действительности же причиной происшедшего во всех этих «городах и весях» России является безответственность и неисполнение закона. А «результатом» этого - несправедливость! И реакцией именно на несправедливость становится поиск «врага»(виновника) происходящего. И, как это не прискорбно, но «врага» всегда «ищут и находят» в «чужом»... Да, «врагом» всегда оказывается «чужой» («не свой») - человек иного цвета кожи, иного овала лица, формы носа, иного вероисповедания, иной национальности… И, как следствие всего этого, «поиски врага» сопровождаются проявлениями национализма.

Толерантность - это наша вера!

В Германии накануне прошли выборы. На одном празднике, отмечает в СМИ один из очевидцев, распространялась открытка, на которой значилось: «Наша вера – толерантность!» У нас же, в России, напротив, сегодня в большой «моде» антитолерантность…? И многие свое неприятие ИНОГО(читай:"чужого») не только не пытаются скрыть(как нечто неприличное и нецивилизованное), а всячески «демонстрируют» и чуть ли не гордятся этим…

Антитолерантность в 21 веке - это NONSENS!

Да, антитолерантность в 21 веке - это NONSENS и самая что ни на есть ДИКОСТЬ! И тем, кто каждый раз и по любому поводу пытается «решать» любую проблему путем «поиска врага» в «ЧУЖИХ» пора осознать вредоносность своей позиции и понять, что не «стену» (из глупостей…) надо «городить», а исправлять то, что можно и должно исправлять! А это значит, что и решать ее (эту проблему общероссийского масштаба и значимости!) можно и должно не возводя «антикавказскую стену», которой не быть никогда(!), но которая способна разрушить Россию, а совсем по иным, цивилизованным меркам, предполагающим уважительное отношение ко всем и к каждому народу, населяющим сегодня Россию и объединенных в одно единое целое под названием: «россияне»!

Толерантность - это НОРМА и ОСНОВА существования общества и государства!

Да, уходить от решения существующей проблемы (проявлений нетерпимости к «чужим»...) нельзя - это большая ошибка. Мы считаем, что именно эта проблема является центральной для России во всех смыслах! И мы уверены: без кардинального изменения места и роли гражданского общества, изменения значимости голоса народа в происходящем в стране, не решить проблему усугубляющегося процесса взаимного отчуждения власти и общества.

«Вселенная – Отечество мое…»

Сегодня, 15 октября 2013 года в Северной Осетии отмечают 154-ю годовщину со дня рождения Коста Хетагурова - основоположника осетинской литературы. Коста Хетагуров – еще 1,5 века назад демонстрировал такую толерантность, к которой мы никак не можем прийти и сегодня - в 21 веке… Ему принадлежат приведенные выше строки: Весь мир – мой храм, Любовь – моя святыня, Вселенная – отечество мое… Писатель Александр Фадеев назвал Коста Хетагурова «осетинским Леонардо да Винчи»… Да, это правда, что будучи осетином, Коста испытывал самые большие чувства к своему народу:

Но больше всех люблю -

чего скрывать позорно? -

Тебя, родной аул

и бедный мой народ.

«Я привык СВОБОДОЙ – как счастьем дорожить…»

Но, правда и то, что Коста Хетагуров не только не замыкался в границах своего аула и своего(осетинского) народа, а был по большому счету самым что ни на есть космополитом, для которого «Отечество» – это не его родной аул, не родная Осетия, и даже не его большая родина - великая Россия, а… - целая Вселенная! И о такой по настоящему широкой душе(духе(!) поэта говорит его восприятие и значимость, которую Коста Хетагуров придавал СВОБОДЕ…

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

CЕГОДНЯ не принято вспоминать некоторые памятные даты, очень широко отмечавшиеся во времена СССР. Особенно не везет событиям, связанным с историей государственного устройства России. В Северной Осетии многие считают, что если в этом нет сознательного манкуртизма, то не много и обыкновенного здравого смысла, а потому и воспринимают большинство таких "немодных" дат как повод поразмыслить о прошлом, настоящем и будущем.

Октябрь 1999 года для Северной Осетии - месяц двух очень важных юбилеев: 225-летие добровольного вхождения в состав России и 140-летие основоположника осетинской литературы, поэта, прозаика, художника, драматурга и общественного деятеля Коста Хетагурова - по выражению Фадеева, "Леонардо да Винчи осетинского народа".

МЫ - РОССИЯ, МЫ - КАВКАЗ...

Именно этот поддержанный народом девиз стал одним из основных тезисов президентской избирательной программы Александра Дзасохова в 1998 году. Президент республики продолжает придерживаться его и сегодня. "Еще десять лет назад, - говорит он, - мы бы такой акцент не делали. Мы сказали бы: "Мы - Советский Союз". Но сегодня идет как бы новая волна самоопределения народов, проявление их самосознания, утверждение на новом витке самоощущений. Поэтому мы и говорим: "Мы - Россия, мы - Кавказ". Эти два понятия и два наших состояния, мировоззренческое и духовное, вполне совмещаются".

Верность таких подходов подтверждают исторические связи Северной Осетии и России, прослеживающиеся задолго до 1774 года, когда было подписано соглашение, по которому "Осетия вошла под протекцию всемилостивейшей государыни Екатерины II". Как отмечает Юрий Готье, "c самого начала русской исторической жизни до Батыева погрома ясы (осетины) жили рядом с русскими и среди них".

Историческими хрониками зафиксированы многие факты взаимодействия русских и осетин. Например, в походе 945 года славян на Каспий принимали участие и аланы (осетины). Известный исследователь дипломатии Киевской Руси Андрей Николаевич Сахаров утверждает, что при подготовке похода славяне заключили договор с аланами, а сирийский историк Бар-Гебрей сообщает такую деталь похода: "В тот год, когда начал править Мусафид Марзубан, вышли разные народы - аланы, славяне и лезги, - проникли до Азербайджана и взяли город Бердау". Объединение славян с аланами и лезгинами указывает на вероятную остановку русов в Дагестане, где и произошло их объединение с северокавказцами.

Поход 945 года - первое зафиксированное документально совместное выступление славян и алан. Оно свидетельствует уже не столько о контактах, сколько о тесном сближении и сотрудничестве двух народов, которое развивалось столь стремительно (касаясь не только военной сферы), что в XII веке браки между представителями славянской и аланской аристократии стали обычным явлением. Согласно сообщениям летописей, князь Андрей Боголюбский был женат на аланке, а его брат князь Всеволод Большое Гнездо "имел жену аланку Марию, сестра же ее была с 1182 года за Мстиславом, сыном Святополка, Великого князя Киевского". Князь Ярополк, сын Владимира Мономаха, "после похода на Дон в 1116 году получил аланку Елену, девицу необычной красоты, и на ней в Киеве женился". Имя Елены упоминается и в 1146 году: "Перенесе благоверная княгиня Елена князя своего Ярополка из гробницы в церковь святого Андрея и положи его у янкы". По данным Ипатьевской летописи, "Елена умерла в глубокой старости в 1201 году".

Династические браки являлись традиционным инструментом средневековой дипломатии и отражали политическую ориентацию в восточной политике Киевской Руси. В средневековье много алан переселялось на территорию Киевского государства, а находки русских крестов XII века на Северном Кавказе свидетельствуют о проникновении в предгорья Центрального Кавказа русских. На это же указывает фрагмент персидской хроники "Тарасол" из Тебризской библиотеки, в которой Георгий Лаша наименован "царем царей Абхаза, Шака, Алана и Руса". По единодушному мнению ученых разных стран, под именем "русы" здесь подразумевается часть жителей Древней Руси, оторвавшихся от родных мест и еще в XII веке населявших Северный Кавказ в непосредственной близости от государства грузинских Багратидов, т.е. на территории Алании.

Нарушенные татаро-монгольским нашествием русско-аланские связи в последующем быстро восстановились. Однако окончательно они оформились осенью 1774 года подписанием упоминавшегося русско-осетинского соглашения, позитивное влияние которого на всю последующую историю Северной Осетии никогда в этой северокавказской республике не ставилось под сомнение. "Главное для современного государственного человека, говорящего от имени народа, - имеет ли он ответ на вопрос: лучше ли будет для его народа в составе большого федеративного государства или в рамках очень небольшой, но независимой страны?" - считает Дзасохов.

В Северной Осетии абсолютно убеждены в правильности сделанного предками 225 лет назад выбора. При самом взыскательном отношении к истории российского государственного устройства - а народы России входили в ее состав по-разному, - видно, что именно Россия являет собой пример того, как народы могут реализовать свои возможности в одном государстве. Предположим чисто гипотетически, что в XVIII веке Северная Осетия становится частью Турции - 225 лет назад это не было фантастикой. Сегодня в Турции нельзя обнаружить следы какой-нибудь национальной автономии. Вывод: осетины как этнос могли давно прекратить свое существование.

Суровое заключение полностью совпадает с мнением историков XVIII века, предрекавших потомкам древних аланских племен полное исчезновение. Был период, когда численность осетин упала до 16 тысяч, что поставило этнос на грань вымирания. Еще и поэтому осетины полагают выбор своих предков в пользу России проявлением мудрости.

Во время подписания соглашения 1774 года между Северной Осетией и Россией оговаривалась и идея строительства укрепления в Дарьяльском ущелье, но реализовать ее удалось только после заключения Георгиевского трактата, когда российское правительство решило основать на Центральном Кавказе крепость как политический центр региона. На строительстве крепости у входа в Дарьяльское ущелье настаивал и царь Грузии Ираклий II, заинтересованный в постоянной и безопасной связи с Россией.

12 марта 1784 года по распоряжению генерал-аншефа Толмачева на правом берегу Терека было заложено укрепление, названное Владикавказом. 6 мая крепость была освящена, и этот день считается днем рождения Владикавказа, который отметил в этом году свое 215-летие.

Евгений Вахтангов - один из крупнейших российских театральных деятелей, Гайдо Газданов - недавно открытый для широкого российского читателя, эмигрировавший после революции во Францию писатель европейского масштаба, Георгий Токати - изобретатель самолета вертикального взлета, после вынужденной эмиграции возглавлявший в Англии Комитет аэронавтики и космонавтики, Валерий Гергиев - художественный руководитель Мариинского театра, дирижер мирового уровня... Можно привести еще немало имен людей, которые родились и сформировались в здешней традиционно интернациональной, неповторимой атмосфере.

ЗВЕЗДА КОСТА

15 октября 1999 года Международный астрономический союз занес в каталог звезд звезду "Коста", чем подтвердил исключительность "знаменитого осетинского и известного российского поэта, прозаика, драматурга, художника и публициста Коста Хетагурова".

Коста родился 15 октября 1859 года в ауле Нар, в самой сердцевине Кавказских гор. Он рано потерял мать, а отец его Леван Елизбарович, человек уважаемый в горской среде, почти всю жизнь провел на военной службе и не мог уделять единственному сыну много внимания. О суровых, спартанских нравах горцев тех лет, из-за которых Осетия едва не лишилась своего гения, свидетельствует эпизод из раннего детства поэта. Коста не было еще и двух лет, когда он играл на крыше сакли и, не устояв на ногах, покатился вниз. Находившийся рядом отец успел наступить на край рубашки малыша, соскользнувшего уже с крыши. По неписаному горскому этикету отец не мог брать на руки ребенка в присутствии посторонних, для мужчин это считалось проявлением слабости. Леван невозмутимо стоял, прижимая ногой рубашку раскачивавшегося над пропастью сына до тех пор, пока на крики соседских женщин не прибежала мать Коста.

Леван Елизбарович дал сыну хорошее образование: Владикавказская прогимназия (1869-1870), Ставропольская гимназия (1871-1881) и Петербургская академия художеств (1881-1885) - поставившее его под сильное влияние русской культуры. Поэт постоянно подчеркивал, что "осетинскому народу по пути с русской культурой" и "осетины на Кавказе никогда не служили враждебным элементом для русских". В статье "Неурядицы Северного Кавказа" он напишет о необходимости "видеть и непосредственно наблюдать русскую гражданственность и жизнь, а также деятельность культурных людей, слышать русскую речь, работать рука об руку с русским пионером, отдавать детей в русские школы". Говоря "Я вырос среди русских", Хетагуров никогда не втискивался в прокрустово ложе национальных рамок.

Весь мир - мой храм,
Любовь моя - святыня,
Вселенная - отечество мое!

"Мы, русские писатели, - скажет Фадеев, - особенно горды тем, что Коста Хетагуров, будучи истинным сыном своего народа, будучи глубоко национальным по формам, в то же время не мог бы сложиться как писатель, как поэт без переклички, которая происходила у него с лучшими людьми русского народа".

Прекрасно владея и русским, и осетинским языками, Коста большую часть произведений написал по-русски: стихи, поэмы, публицистические статьи, рассказы, драматургические произведения, историко-этнографические исследования - обращены же они зачастую к осетинскому народу.

Люблю я целый мир,
люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных,
обиженных сирот,
Но больше всех люблю -
чего скрывать позорно? -
Тебя, родной аул
и бедный наш народ.

Национальным же поэтом, основоположником осетинской литературы и осетинского языка Хетагуров стал благодаря сборнику "Ирон фандыр" ("Осетинская лира"). Задолго до выхода сборника стихи уже звучали на встречах интеллигенции, переписывались вручную, сразу став энциклопедией жизни осетин. Популярность стихов объяснялась их актуальностью и связью с фольклором, что подчеркнул и сам поэт, написав на титульном листе сборника: "Думы сердца, песни, поэмы, басни".

Глубокую связь Коста с устным народным творчеством отмечала и Мариэтта Шагинян, обронившая: "Его нельзя не любить".

Социально-экономическое и общественно-политическое положение не только осетин, но всех народов Северного Кавказа было главным предметом Коста-публициста. По точному замечанию Игоря Сельвинского, Коста "и сегодня остается для осетин, и не только для них, зеркалом, которое правдиво отразит любые общественные процессы". Эта мысль перекликается с высказыванием Александра Дзасохова на одной из встреч во Владикавказе в дни юбилея Коста: "Необходимо привыкнуть к тому, что, действуя в каких-то направлениях, будь то внешнеполитическое или, скажем, в отношениях с Чечней, мы обязаны всегда принимать во внимание состояние общественной мысли. Передовой общественной мысли, которая похожа на светильник, зажженный в ночи".

Могу ли я смущать Божественным ученьем:
"Любите ближнего, как самого себя", -
Людей, готовящих с таким ожесточеньем
Кровавую зарю для радостного дня!

Последние материалы раздела:

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...