Учебно методическое пособие по дисциплине биология. Биология

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»

(ГАПОУ ТКСТП)

Учебно - методическое пособие

по дисциплине «Биология»

Тема: « Основы генетики и селекции »

Винтаева Юлия Анатольевна

Тольятти, 2016

Аннотация

Методическое пособие разработано для использования студентами первого курса дневного отделения колледжа, а также для учащихся классов с углубленным изучением биологии общеобразовательных школ, лицеев гимназий, изучающих генетику.

В пособии представлены задачи по основным разделам генетики. Дана методика их решения и некоторые сведения, помогающие усвоить необходимый материал. Пособие рекомендовано для использования как преподавателями и учителями биологии, так и в помощь студентам при подготовке по темам из данного раздела биологии.

Винтаева Юлия Анатольевна,

Должность - преподаватель биологии,

Место работы – ГАПОУ ТКСТП

Содержание

    Пояснительная записка…………………………………………………………………………с. 4

    Основные понятия генетики………………………………………………................................с.5

    Первый и второй законы Г. Менделя. Закон чистоты гамет…………………………………с.6

    Третий закон Г. Менделя (дигибридное и полигибридное скрещивание)…………………..с.8

    Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование…………………………………..с. 9

    Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование. Наследование признаков, сцепленных с полом……………………………………………………………………………………………с.11

    Примеры решения задач по темам……………………………………………………………с.14

1 Пояснительная записка

Методическое пособие разработано в соответствии с примерной программой для средних учебных заведений по дисциплине «Биология». Данное учебное пособие предназначено для использования студентами первого курса дневного отделения колледжа, а также для учащихся классов с углубленным изучением биологии общеобразовательных школ, лицеев гимназий, изучающих генетику.

Пособие содержит примеры решения задач из разных тем раздела «Генетика», работа над которыми поможет самостоятельно научиться решать задачи по генетике, закрепить и конкретизировать знания по генетике, а также правильно применять полученные знания на практике.

В результате изучения пособия учащиеся должны:

иметь представление:

    обосновных закономерностях наследственности;

    о понятиях генотип, фенотип, генофонд;

    о понятиях гомозиготные особи, гетерозиготные особи;

    о понятиях доминантные и рецессивные признаки;

знать:

    законы Г. Менделя;

    наследование пола;

    моногибридное, дигибридное и анализирующее скрещивание;

    закон Моргана;

    генетическую символику;

уметь:

    логически мыслить;

    анализировать и делать выводы;

    решать генетические задачи;

    использовать навыки генетической символики;

    самостоятельно работать с материалом;

2 Основные понятия генетики

Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов.

Наследственность – это способность организма передавать свои признаки, особенности развития следующим поколениям.

Изменчивость – это свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

Ген – это участок молекулы ДНК, хранящий наследственную информацию.

Аллель – конкретное состояние гена.

Аллельными генами – называют гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

Локус – это конкретное место нахождения гена в хромосоме.

Генотип – это совокупность всех наследственных признаков организма (генов).

Фенотип – это совокупность проявившихся в процессе жизнедеятельности признаков организма (внешних и внутренних).

Доминантный признак – это признак, который проявился у гибридов первого поколения. Обозначается большими буквами (А, В, С, D ).

Рецессивный признак - это признак непроявившийся (подавленный признак). Обозначается маленькими буквами (а, b, c, d ).

Гомозиготные организмы – это особи, у которых пара аллелей представлена двумя доминантными (АА) или двумя рецессивными (аа) генами. Образуют один вид гамет (А) или (а).

Гетерозиготные организмы – это особи, у которых в одной и той же аллели один ген доминантный, а другой ген рецессивный (Аа). Образуют два типа гамет (А) и (а).

Моногибридное скрещивание – родительские особи различаются по одному признаку.

Дигибридное скрещивание

Полигибридное скрещивание – родительские особи различаются по трем и более признакам.

3 Первый и второй законы Г. Менделя. Закон чистоты гамет

I закон Г. Менделя (закон доминирования или единообразия) – при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга альтернативным вариантом одного и того же признака, все гибриды первого поколения будут единообразными как по фенотипу, так и по генотипу, и будут нести в генотипе признаки обоих родителей.

Г. Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику;

Р – родительские особи;

G – гаметы;

х – знак скрещивания;

F – потомство; гибриды первого, второго и последующих поколений обозначаются буквой F с цифрой внизу – F 1, F 2, F 3….;

- женская особь;

- мужская особь;

А, В, С, D доминантные признаки;

a , b , c , d – рецессивные признаки;

Генетическая запись осуществляется следующим образом:

Решение:

А – желтые семена

а – зеленые семена

жел. зел.

Р1 ♀АА х ♂аа

жел. зел.

Р1 : ♀АА х ♂аа

׀ ׀

G : А а

(гаметы )

F 1 : Аа – 100% желтых семян

Найти: F 1 - ?

II закон Г. Менделя (закон расщепления гибридов второго поколения) – при скрещивании двух гетерозиготных особей (гибридов Аа), имеющих пару альтернативных вариантов одного признака, в потомстве происходит расщепление по этому признаку в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.

Решение:

А – желтые семена

а – зеленые семена

жел. жел.

Р2 ♀Аа х ♂Аа

жел. жел.

Р2 : ♀Аа х ♂Аа

Λ Λ

G : А а А а

(гаметы )

F 2 : АА: Аа: Аа: аа

жел. жел. жел. зел.

Найти: F 2 - ?

Мы видим, что по фенотипу произошло расщепление 3:1, а по генотипу 1АА: 1Аа: 1 аа.

Запись скрещивания можно производить еще одним способом, с использованием решетки Пеннета, которую предложил английский генетик Пеннет. Принцип построения решетки прост: по горизонтальной линии вверху записывают гаметы женской особи, а по вертикали слева – гаметы мужской особи, и на пересечении вертикальных и горизонтальных строк определяют генотип и фенотип потомков.

Произведем генетическую запись рассмотренных примеров с использованием решетки Пеннета.

Решение:

А – желтые семена

а – зеленые семена

Р1 ♀жел. х ♂жел.

жел. зел.

Р1 : ♀АА х ♂аа

׀ ׀

G : А а

(гаметы )

F 1 :

F 2 - ?

100% - желтые

Р2 : ♀Аа х ♂Аа

Λ Λ

G : А а А а

F 2 :

по фенотипу - 3: 1

Как правило, генетическую запись с использованием решетки Пеннета применяют при анализе более сложных скрещиваний.

Нам же она позволяет легко разобраться, почему потомство первого поколения единообразно, а во втором поколении произошло расщепление.

Закон чистоты гамет – находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются и при образовании гамет по одному переходят в них в чистом виде.

жел. жел.

F 1 ♀ Аа х ♂Аа

Λ Λ

G A a A a

F 2 AA Aa Aa aa

жел. жел. жел. зел.

по фенотипу 3:1

по генотипу 1: 2:1

4 Третий закон Г. Менделя (дигибридное и полигибридное скрещивание)

Дигибридное скрещивание – родительские особи различаются по двум признакам.

III закон Г. Менделя (закон независимого наследования признаков) – расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков.

Генетическая запись данного скрещивания:

Решение:

А – желтые семена

а – зеленые семена

В – гладкие

в – морщинистые

жел.глад. зел. морщ.

Р1 ♀ ААВВ х ♂аавв

жел.глад. зел. морщ.

Р1 ♀ ААВВ х ♂аавв

׀ ׀

G АВ ав

F 1 АаВв – 100% желтые гладкие

жел.глад. жел.глад.

Р2 ♀АаВв х ♂АаВв

G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав

Во время оплодотворения каждый из четырех типов гамет (АВ, Ав, аВ, ав) одного организма может встретиться с любой из гамет (АВ, Ав, аВ, ав) другого организма. Все возможные сочетания мужских и женских гамет легко можно установить с помощью решетки Пеннета.

Найти: F 1 -? и F 2 -?

F 2

3 – зеленые гладкие

3 – желтые морщинистые

1 – зеленые морщинистые

- 9:3:3:1

По генотипу: 1ААВВ: 2 ААВв: 2АаВВ: 4 АаВв: 1ААвв: 2Аавв:1ааВВ:2ааВв:1аавв

5 Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование

Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой нужно определить, с особями гомозиготными по рецессивному признаку (аа).

Если в результате скрещивания все потомство окажется однородным, то особь, генотип которой неизвестен, - гомозиготна, если произойдет расщепление, то она гетерозиготна.

Рассмотрим конкретный пример. Пусть особи Аа и АА имеют одинаковый фенотип - желтую окраску семян. При скрещивании с особью рецессивной по определяемому признаку, то есть имеющей генотип аа, получим следующий результат:

    Р: ♀АА х ♂ аа 2. Р: ♀Аа х ♂аа

׀ ׀ Λ ׀

G : А а G : А а а

F 1 Аа – 100% желтые F 1 Аа: аа

50% желтые семена

50% зеленые семена,

то есть по фенотипу произошло расщепление 1: 1

Мы видим, что потомство гомозиготной особи единообразно, а потомство гетерозиготной особи дает расщепление в соотношении 1: 1. Таким образом, анализирующее скрещивание позволяет определить генотип особей с доминантным фенотипом.

Неполное доминирование (промежуточное наследование)

Неполное доминирование, или промежуточное наследование, можно рассмотреть на примере наследования окраски лепестков венчика у цветка ночной красавицы. При скрещивании растений с красными и белыми цветками все потомство получилось с розовыми цветками, то есть наблюдается промежуточный характер наследования. При скрещивании же гибридов между собой произошло расщепление по фенотипу и генотипу:

1 красная окраска (АА) : 2 розовые (Аа) : 1 белая окраска (аа).

Генетическая запись выглядит следующим образом:

Решение:

А – красная окраска

а – белая окраска

кр. бел.

Р1 ♀АА х ♂аа

кр. бел.

Р1 : ♀АА х ♂аа

׀ ׀

G : А а

F 1 : Аа 100% - розовые

роз. роз.

Р2 : ♀Аа х ♂Аа

Λ Λ

G : А а А а

F 2 : АА: Аа: Аа: аа

кр. роз. роз. бел.

По фенотипу: 1: 2: 1

По генотипу: 1АА: 2Аа: 1аа

Найти: F 1 - ?F 2 - ?

Причина неполного доминирования состоит в том, что в ряде случаев у гетерозиготных гибридов доминантный аллель недостаточно активен и не обеспечивает в полной мере подавления рецессивного признака.

Неполное доминирование часто встречается у растений, животных и человека. Например, при скрещивании крупного рогатого скота красной масти с белыми животными полученное потомство имеет чалую масть (результат равномерного перемешивания красных и белых волос). То же наблюдается при наследовании курчавости волос у человека, окраски оперения у кур. В частности у андалузских кур бывает черная и белая окраска перьев, а их потомство имеет так называемую голубую окраску. По принципу неполного доминирования наследуются некоторые заболевания человека, например серповидноклеточная анемия (эритроциты принимают форму серпа при изменении нормального содержания в них гемоглобина), атаксия Фредрейха (теряется произвольная координация движений).

6 Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование. Наследование признаков, сцепленных с полом

Группу сцепления – образуют гены, локализованные в одной хромосоме.

Закон Т. Моргана (сцепленное наследование) – гены, локализованные в одной хромосоме наследуются совместно.

Гены: А, а – цвета тела мухи дрозофилы

В, b – формы крыльев

Гаметы: А а

А а

В b

В b

Нарушение сцепления генов.

ген ген

серое тело А а темное тело

ген ген

нормальные В b рудиментарные

крылья крылья

В мейозе гомологичные хромосомы конъюгируют, может произойти обмен их участками.

Таким образом, изучение групп сцепления у разных объектов говорит о том, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке; набор генов и порядок их расположения являются характерным для каждой пары хромосом данного вида.

В изучении закономерностей наследования сцепленных признаков выдающаяся роль принадлежит английским генетикам Бетсону и Пеннету, которые открыли это явление в 1908г., а впоследствии крупнейшему американскому генетику Томасу Моргану. Т. Морган на плодовой мушке дрозофиле показал, что на основе использования явления сцепления и вытекающих из него закономерностей могут быть составлены карты хромосом с нанесенным на них порядком расположения генов.

Закон Т. Моргана говорит о том, что если нам известна частота перекреста (то есть расстояние) между генами А – В и В – С, принадлежащими к одной группе сцепления, то частота перекреста (расстояния) между генами А – С будет равна, либо сумме, либо разности расстояний А – В и

В – С, в зависимости от порядка их расположения в хромосоме.

Расстояние между генами принято обозначать в условных единицах, называемых в честь Моргана, морганидами.

Наследование признаков, сцепленных с полом

Самцы и самки отличаются друг от друга по половым хромосомам. В большинстве случаев мужской пол гетерогаметен и содержит Х и Y хромосомы, а женский пол гомогаметен - содержит две Х - хромосомы.

ХY – мужской пол.

ХХ – женский пол.

Наследование признаков, гены которых находятся в Х хромосоме или Y хромосоме, называют наследованием, сцепленным с полом.

В половых хромосомах могут находиться гены, не имеющие отношения к развитию половых признаков.

Например, Х – хромосома человека содержит ген, обуславливающий свертываемость крови (Н). Его рецессивная аллель (h ) вызывает тяжелое заболевание, характеризующееся пониженной свертываемостью крови – гемофилию. В этой же хромосоме есть гены, определяющие дальтонизм (нечувствительность к красному и зеленому цвету) и представляет собой рецессивный признак.

Такие заболевания встречаются, за редкими исключениями и только у мужчин. Девочка, страдающая гемофилией (или дальтонизмом) может родиться только от такого редкого брака, когда ее отец – гемофилик (дальтоник), а мать – гетерозиготна по этому гену.

Рассмотрим пример наследования дальтонизма. Нормальное цветовосприятие обусловлено доминантным геном (D ), локализованным в Х – хромосоме, а ген дальтонизма (d ) рецессивен.

D D

1) Мать имеет нормальное цветовосприятие и является гомозиготной по этому признаку (Х X ),

а отец страдает дальтонизмом (ХY ).

В генетике человека принято использовать специальные символы:

Мужчина

мужчина, обладатель изучаемого признака

Женщина

Брак

Дети

Решение:

Р: ХХXY

׀ ׀ ׀

G : Х ХY

ХХ ХY

здор. здор.

дочь сын

Все дети фенотипически здоровы, но дочери являются носителями дальтонизма.

2) Мать – носитель дальтонизма (ХХ),а отец здоров (ХY ).

Р: ХХXY

Λ Λ

G : Х Х ХY

F ____________________________

ХХ ХY ХХ ХY

здор. здор. здор. сын

дочь сын дочь дальтоник

Все дочери здоровы, хотя половина из них являются носителями дальтонизма, а среди сыновей 50% страдают дальтонизмом.

Отсюда понятно, почему мужчины чаще страдают этим заболеванием. Так как у них только одна Х – хромосома, то если в ней находится рецессивный ген дальтонизма, он обязательно проявится.

7 Примеры решения задач

I и II законы Г. Менделя.

Задача № 1

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Решение:

а – гладкая окраска

А – полосатая окраска

Р: ♀Аа х ♂Аа

пол. пол.

Р: ♀Аа х ♂Аа

Λ Λ

G : А а А а

F : АА: Аа: Аа: аа

пол. пол. пол. глад.

Ответ: 75% - с полосатой окраской;

25% - с гладкой окраской.

Найти:F -?

Задача № 2

Найдите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами: АА, Вв, Сс, ДД.

Решение:

Генотипы:

АА, Вв, Сс, ДД

    АА – гомозиготный организм, образует один тип гамет: А

    Вв – гетерозиготный организм, образует два типа гамет: В и в.

    Сс – гетерозиготный организм, образует два типа гамет: С и с.

    ДД – гомозиготный организм, образует один тип гамет: Д.

Ответ: 1) А; 2) В и в; 3) С и с; 4) Д.

Найти: возможные варианты гамет -?

Задача № 3

При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите,

сколько растений имело желтую окраску?

Решение:

А – красноплодные

а - желтоплодные

Р: ♀Аа х ♂аа

F : 352 красноплодных

красн. жел.

Р: ♀Аа х ♂аа

Λ ׀

G : А а а

F : Аа: аа

красн. жел.

50% - красноплодных растений

50% - желтоплодных растений

Если красноплодных растений получено 352, то желтоплодных получено тоже 352 растения.

Ответ: 352 растения.

Найти: F желтоплодных - ?

Задача № 4

У томатов ген, определяющий красную окраску плодов, доминантен по отношению к гену желтой окраски. Полученный из гибридных семян 3021 куст томатов имел желтую окраску, а 9114 – красную.

Вопрос: а) сколько гетерозиготных растений среди гибридов? б) относится ли данный признак (окраска плодов) к менделирующим?

Решение:

А – красная окраска плодов

а – желтая окраска плодов

F : 3021 куст – желтоплодные; 9114 – красноплодные растения

    Из условия задачи видно, что соотношение желтоплодных растений – 3021 куст и красноплодных - 9114 составляет 3:1. Значит, генотип родителей: Аа

кр. кр.

Р: ♀Аа х ♂Аа

Λ Λ

G : А а А а

F : АА: Аа: Аа: аа

кр. кр. кр. жел.

25% - красноплодных гомозиготных растений;

50% - красноплодных гетерозиготных растений;

25% - желтоплодных гомозиготных растений.

    Подсчитаем количество гетерозиготных растений, составляющих 2/3 от числа всех красноплодных:

(9114:3)* 2= 6076 растения.

    Признак «окраска плодов» относится к менделирующим, так как соотношение кустов с желтыми и красными плодами составляет 1:3, то есть подчиняется второму закону Г. Менделя.

Ответ: а) 6076 растения; б) относится.

Найти: а) F гетерозиготных растений -?

б) относится ли признак (окраска томатов) к менделирующим - ?

Задача № 5

Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания: а) двух гетерозиготных особей? б) красного быка и гибридной коровы?

Решение:

А – черная окраска

а – красная окраска

а) ♀Аа х ♂Аа

б) ♀Аа х ♂аа

чер. чер.

а) Р: ♀Аа х ♂Аа

Λ Λ

G : А а А а

F : АА: Аа: Аа: аа

чер. чер. чер. кр.

75% черных телят

25% красных телят

чер. кр.

б) Р: ♀Аа х ♂аа

Λ ׀

G : А а а

F : Аа: аа

чер. кр.

50% черных телят

50% красных телят

Ответ: а) 75% черных телят, 25% красных телят; б) 50% черных телят, 505 красных телят.

Найти: а) F -?

б) F -?

Задача №6

Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Примечание: если в задаче речь идет о людях, то вводится следующие обозначения родителей:

○ – женщины;  - мужчины.

Решение:

А – карие глаза

а - голубые глаза

Р: ○ – Аа

- Аа

Р: Аа Аа

Λ Λ

G :А а А а

׀ ׀ ׀ ׀

F : АА: Аа: Аа: аа

кар. кар. кар. гол.

1: 2: 1 – по генотипу

3: 1 – по фенотипу

Ответ: 1АА: 2Аа: 1аа; трое детей с карими и один с голубыми глазами.

Найти: F -?

Задача № 7

Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

Решение:

А – миоплегия

а - здоровы

Р:  - Аа

○ – аа

Р: аа Аа

׀ Λ

G : а А а

׀ ׀

F 1 : Аа аа

больны здоровы

50% детей будут страдать аномалией

50% детей будут здоровы

Ответ: вероятность рождения детей с аномалиями составит 50%.

Найти: F - с аномалией.

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование

Задача №1

У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм.

Решение:

А – серый цвет

а – черный цвет

F : сер. х чер.

50% сер. : 50% чер.

Если дрозофила имеет черную окраску тела, то ее генотип является гомозиготным по рецессиву – аа (иначе окраска будет серой). Для того чтобы определить генотип дрозофилы с серым цветом тела, проведем анализирующее скрещивание:

сер. чер.

а) Р: ♀А? х ♂аа

Λ ׀

G : А? а

F 1 : Аа: аа

сер. чер.

Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1: 1, следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа.

Ответ: генотипы Р – аа, Аа.

Найти: генотипы Р - ?

Задача № 2

Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.

Решение:

А – нормальная форма

а - листовидная форма

Аа – промежуточная форма

Р: ♀Аа х ♂Аа

нор. лист.

Р: ♀АА х ♂аа

׀ ׀

G : А а

F : Аа – промежуточная форма

пром. пром.

Р: ♀Аа х ♂Аа

Λ Λ

G : А а А а

F: АА: Аа: Аа: аа

нор. пром. пром. лист.

По фенотипу: 1: 2: 1

По генотипу: 1АА: 2Аа: 1аа

Ответ: 1АА: 2Аа: 1аа; 25% имеют нормальную чашечку, 50% промежуточную, 25% листовидную.

Найти: генотипы и фенотипы F -?

Задача № 3

Серый цвет тела мухи дрозофилы (ген В) доминирует над черным (в). в серии опытов при скрещивании серых мух в потомстве оказалось 1392 особи серого цвета и 467 – черного. Определите генотипы и фенотипы родительских форм.

Решение:

В – серый цвет

в – черный цвет

Р: ♀сер. х ♂сер.

F : 467 черного цвета; 1392 серого цвета

Проанализируем генотип потомков. Поскольку ген черной окраски тела рецессивен, то черные мухи могут быть только гомозиготными (вв). Один ген черной окраски тела эти потомки получили от отца, а другой – от матери. Следовательно, в генотипе обеих родительских форм с серой окраской тела кроме доминантного гена (В) есть и рецессивный (в), то есть генотип родительских форм Вв.

Ответ: Вв.

Найти: генотипы Р - ?

Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание

Задача № 1

Написать возможные типы гамет, продуцируемых организмами со следующими генотипами: а) ААВВ, б) СсДД, в) ЕeFf , г) ддhh (гены наследуются независимо).

Решение:

а) ААВВ;

б) СсДД;

в) ЕеFf ;

г) ддhh

а) ААВВ→ АВ;

б) СсДД→ СД; сД;

в) ЕеFf → EF ;Ef ; eF ; ef ;

г) ддhh→ дh

Ответ: а) АВ; б) СД; сД; в) ЕF ;Еf ; еF ; еf ; г) дh .

Найти: типы гамет - ?

Задача № 2

У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

Решение:

А – серая окраска

а – желтая окраска

В – наличие щетинок

в- отсутствие щетинок

Р: ♀аавв х ♂АаВв

ж.б/щ. сер. щ.

Р: ♀аавв х ♂АаВв

׀ / / \ \

G : ав АВ Ав аВ ав

F

Найти: F -?

Задача № 3

Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Какой фенотип родительских особей?

Решение:

А – нормальный рост

а – гигантизм

В – раннеспелость

в – позднеспелость

Р: ♀АаВв х ♂АаВв

нор. ран. нор. ран.

Р: ♀АаВв х ♂АаВв

/ / \ \ / / \ \

G : АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав

Найти: F -?

фенотипы Р -?

Задача № 4

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания между собой гибридов первого поколения?

Решение:

Р: ♀бурая хохлатая х ♂черный без хохла

F : черные хохлатые

Так как в F все потомство оказалось черным хохлатым, эти признаки будут доминантными: А – черные; В – хохлатые, а а – бурые; в – без хохла.

бур. хохл. чер. б/хохл.

Р: ♀ааВВ х ♂ААвв

׀ ׀

G : аВ Ав

F : АаВв 100% - черные, хохлатые.

чер.хохл. чер.хохл.

Р: ♀АаВв х ♂АаВв

/ / \ \ / / \ \

G : АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав

F:

16 – 100%

1 – х%

х =1*100 =6,25≈ 6%

16

Ответ: Р: ааВВ, ААвв; F : АаВв;

Р: АаВВ, АаВв;

F: 1ААВВ: 2ААВв: 2АаВВ: 4 АаВв: 1ААвв: 2Аавв: 1ааВВ: 2ааВв: 1аавв; доминантные признаки – черный цвет оперения и наличие хохла; бурых без хохла цыплят получится 6%.

Найти: 1) генотипы Р и F -?

2) какие признаки доминантны - ?

3) % бурых без хохла цыплят в F?

Задача № 5

Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?

Решение:

- желтая дисковидная

- белая шаровидная

F - белые шаровидные

Поскольку все потомство единообразно, следовательно, родительские формы гомозиготны, доминантные признаки – белая окраска плодов (А) и дисковидная форма (В); соответственно, желтая окраска (а), шаровидная форма (в) – рецессивные признаки.

ж. д. б. ш.

Р: ♀ааВВ х ♂ААвв

׀ ׀

G : аВ Ав

F : АаВв 100% - белые дисковидные.

Ответ: Р: ааВВ;ААвв; F : АаВв; доминантные признаки – белая окраска, дисковидная форма плодов.

Найти: 1) генотипы Р -?; F -?

2) какие признаки доминируют?

Задача № 6

Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов?

Решение:

А – полидактилия

а– здоровые

В – отсутствие малых коренных зубов

в- здоровые

Р: ○ – АаВв,  - АаВв

Р:А а В в O-А а В в

/ / \ \ / / \ \

G : АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав

F :

F - без аномалий?

Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы, содержит необходимые и достаточные сведения по ботанике, зоологии, анатомии человека и общей биологии. Материал изложен на современном уровне, по всем разделам информация дается с «запасом», и её более чем достаточно для поступления в высшее учебное заведение. В книге приведены 384 рисунка и 11 таблиц, помогающие восприятию изложенного материала, в конце каждого раздела имеются вопросы для самоконтроля. Особое внимание в пособии обращено на изложение тех тем курса биологии, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения. Прослеживаются основные этапы эволюции органического мира, эволюционные изменения в строении и функциях организмов.

Предназначено для абитуриентов, слушателей подготовительных отделений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий с углубленным изучением биологии, учителей биологии.

Научный редактор Гороховская Е.А.

Рецензент доктор биологических наук, профессор Шарова И.Х.

Растения, главы 35, 36, 38, 39, 40 написаны Гончаровым О.В.

Животные, Человек, главы 37, 41, 42, 43, 44, 45 и основные вопросы для повторения ко всем разделам написаны Пименовым А.В.

Раздел 1. Царство Растения (Plantae) 11

Введение 11

Морфология и анатомия растений 13

Глава 1. Особенности строения растительных клеток 14

Глава 2. Растительные ткани 18

2.1. Образовательные ткани (меристемы) 19

2.2. Покровные ткани 20

2.3. Механические (арматурные) ткани 22

2.4. Проводящие ткани 22

2.5. Основные ткани 24

2.6. Выделительные ткани 24

Глава 3. Вегетативные органы 25

3.1. Корень и корневые системы 25

3.1.1. Морфология корня 26

3.1.2. Анатомическое строение корня 27

3.1.3. Корневые системы 29

3.1.4 Почва 30

3.1.5. Удобрения 30

3.1.4. Физиология корня 33

3.2. Побег и системы побегов 37

3.2.1. Морфология побега 37

Внешнее строение побега 37

3.2.2. Развитие побега из почки 40

3.2.3. Образование системы побегов. Ветвление 40

3.2.4. Видоизменения побега 41

3.2.5. Стебель - осевой орган побега 44

Общая характеристика стебля 44

Анатомия стебля 45

Транспорт веществ по стеблю 47

3.2.6. Лист - боковой орган побега 47

Морфология листа 48

Анатомия листа 52

Функции листа 53

Видоизменения листа 56

Листопад 57

Глава 4. Размножение растений 57

4.1. Бесполое размножение 58

4.2. Вегетативное размножение растений 59

4.3. Половое размножение 65

Глава 5. Генеративные органы 66

5.1. Цветок 66

5.1.1. Морфология цветка 67

5.1.2. Соцветия 74

5.1.3. Опыление 76

5.1.4. Оплодотворение. Образование плодов и семян 78

5.2. Семя 78

5.2.1. Состав семян 79

5.2.2. Строение семени 79

5.2.3. Типы семян 80

5.2.4. Условия прорастания семян 81

5.3. Плод 81

5.3.1. Околоплодник 82

4.3.2. Классификация плодов 82

Систематика растений 86

Глава 6. Низшие растения, или Водоросли 86

6.1. Красные водоросли, или багрянки 88

6.2. Отдел Бурые водоросли 90

6.3. Отдел Зеленые водоросли 91

6.4. Значение водорослей 95

Высшие растения 96

Глава 7. Отдел Моховидные (Bryophyta) 96

Значение мхов 100

Глава 8. Отдел Плауновидные (Lecopodiophyta) 100

Значение плаунов 101

Глава 9. Отдел Хвощевидные (Equisetophyta) 102

Значение хвощей 103

Глава 10. Отдел Папоротниковидные (Polypodiophyta) 104

Семенные растения 106

Глава 12. Отдел Покрытосеменные (Angiospermae) 110

12.1. Двудольные растения 113

11.2. Однодольные растения 117

Раздел 2. Царство Грибы (Mycota) 119

Глава 13. Отдел Грибы 119

13.1.1. Плесневые грибы. Дрожжи 120

13.1.2. Шляпочные грибы 123

13.1.4. Значение грибов 126

13.2. Отдел Лишайники (Lichenophyta Lichenes) 126

13.2.1. Морфология лишайников 126

13.2.2. Физиология лишайников 127

13.2.3. Значение лишайников 129

Раздел 3. Царство Дробянок (Mychota) 129

Глава 14. Бактерии 129

14.1. Морфология бактерий 130

14.2. Физиология бактерий 134

14.3. Значение бактерий 136

Основные вопросы для повторения 137

Корень 137

Цветы и соцветия 138

Плоды и семена 139

Классификация цветковых 139

Водоросли 139

Лишайники 140

Моховидные 140

Раздел 4. Царство Животные (Zoa) 141

Глава 15. Подцарство Простейшие (Protozoa) 144

15.1. Общая характеристика 144

15.2. Тип Корнежгутиковые (Sarcomastigophora) 145

15.2.1. Класс Корненожки, или Саркодовые (Sarcodina) 145

15.2.2. Класс Жгутиконосцы (Mastigophora) 146

15.2.3. Тип Инфузории, или Ресничные (Ciliophora) 149

15.2.4. Тип Споровики (Sporozoa) 151

Подцарство Многоклеточные 153

Глава 16. Тип Кишечнополостные (Coelenterata) 153

16.1. Появление многоклеточных животных 153

16.2. Общая характеристика типа 154

16.2. Класс Гидроидные полипы (Hydrozoa). 155

16.3. Класс Сцифоидные медузы (Scyphozoa) 156

Глава 17. Тип Плоские черви (Plathelminthes) 158

17.1. Общая характеристика типа 158

17.2. Класс Ресничные (Turbellaria) 160

17.3. Класс Сосальщики (Trematoda) 162

17.4. Класс Ленточные (Cestoda) 164

Первичнополостные 168

Глава 18. Тип Круглые черви (Nemathelminthes) 168

18.1. Общая характеристика типа 168

18.2. Строение и жизнедеятельность нематод 169

Вторичнополостные 173

Глава 19. Тип Кольчатые Черви (Annelida) 173

19.1. Общая характеристика типа 173

19.2. Строение и жизнедеятельность 174

Глава 20. Тип Моллюски (Mollusca) 179

Класс Двустворчатые (Bivalvia), Класс Брюхоногие (Gastropoda) 179

20.1. Общая характеристика типа 179

20.2. Строение и жизнедеятельность 180

Глава 20. Тип Членистоногие (Arthropoda) 186

20.1. Общая характеристика типа 186

20.2. Подтип Жабродышащие (Branchiata) Класс Ракообразные (Crustacea) 188

20.3. Подтип Хелицеровые (Chelicerata) Класс Паукообразные (Arachnida) 191

20.4. Подтип Трахейные (Tracheata) Класс Насекомые (Insecta) 197

Строение и жизнедеятельность 197

Глава 21. Тип Хордовые (Chordata) 206

Подтип Бесчерепные (Acrania) Класс Головохордовые (Cephalochordata) 206

21.1. Общая характеристика типа 206

21.2. Ланцетник 208

Подтип Позвоночные (Vertebrata) Надкласс Рыбы (Pisces) 212

21.3. Характеристика подтипа 212

21.4. Характеристика надкласса 215

21.5. Класс Хрящевые рыбы (Сhondrichtyes) 217

21.6. Класс Костные рыбы (Osteichtyes) 217

Надкласс Наземные позвоночные (Tetrapoda) 225

Класс Земноводные (Amphibia) 225

21.7. Характеристика класса 225

21.8. Строение и жизнедеятельность 226

Класс Пресмыкающиеся (Reptilia) 234

21.9. Характеристика класса 234

21.10. Строение и жизнедеятельность 235

Класс Птицы (Aves) 243

21.11. Характеристика класса 243

21.12. Строение и жизнедеятельность 244

Класс Млекопитающие (Mammalia) 256

21.13. Общая характеристика класса 256

21.14. Строение и жизнедеятельность 257

Основные вопросы для повторения 273

Простейшие 273

Кишечнополостные 273

Плоские черви 274

Круглые черви 274

Кольчатые черви 274

Членистоногие, ракообразные 275

Членистоногие, Паукообразные 275

Членистоногие, Насекомые 275

Головохордовые 276

Земноводные 276

Пресмыкающиеся 276

Единый государственный экзамен – это новая форма аттестации, ставшая обязательной для выпускников старшей школы. Подготовка к ЕГЭ требует от школьников выработки определенных навыков ответа на предлагаемые вопросы и навыков заполнения экзаменационных бланков.

В предлагаемом полном справочнике по биологии приводятся все необходимые материалы для качественной подготовки к экзамену.

1. Книга включает в себя проверяемые в экзаменационных работах теоретические знания базового, повышенного и высокого уровней знаний и умений.

3. Методический аппарат книги (примеры заданий) ориентирован на проверку знаний и определенных умений учащихся по применению этих знаний как в знакомых, так и в новых ситуациях.

4. Наиболее трудные вопросы, ответы на которые вызывают трудности у школьников, анализируются и обсуждаются для того, чтобы помочь учащимся с ними справиться.

5. Последовательность изложения учебного материала начинается с «Общей биологии», т. к. содержание всех остальных курсов в экзаменационной работе строится на основе общебиологических понятий.

В начале каждого раздела цитируются КИМы по данному разделу курса.

Затем излагается теоретическое содержание темы. После этого предлагаются примеры тестовых заданий всех форм (в разном соотношении), встречающихся в экзаменационной работе. Особое внимание нужно обратить на термины и понятия, которые выделены курсивом. Именно они, в первую очередь, проверяются в экзаменационных работах.

В ряде случаев наиболее трудные вопросы анализируются и предлагаются подходы к их решению. В ответах к части С даются только элементы правильных ответов, которые позволят вам уточнить информацию, дополнить ее или привести другие доводы в пользу своего ответа. Во всех случаях эти ответы достаточны для сдачи экзамена.

Предлагаемое учебное пособие по биологии адресовано прежде всего школьникам, решившим сдавать единый государственный экзамен по биологии, а также учителям. Вместе с тем книга будет полезна всем школьникам общеобразовательной школы, т. к. позволит не только изучить предмет в пределах школьной программы, но и систематически проверять его усвоение.

Раздел 1
Биология – наука о жизни

1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека

Термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах по данному разделу: гипотеза, метод исследования, наука, научный факт, объект исследования, проблема, теория, эксперимент.


Биология – наука, изучающая свойства живых систем. Однако определить, что такое живая система, достаточно сложно. Именно поэтому ученые установили несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым.

Главными из этих критериев являются обмен веществ или метаболизм, самовоспроизведение и саморегуляция. Обсуждению этих и других критериев (или) свойств живого будет посвящена отдельная глава.

Понятие наука определяется, как «сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности». В соответствии с этим определением объектом науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях .

Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами исследования. Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий. Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой. Например, у генетиков есть генеалогический метод изучения родословных человека, у селекционеров – метод гибридизации, у гистологов – метод культуры тканей и т. д.

Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, экологией, географией. Собственно биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.

Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.

К основным методам науки относятся следующие:

Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте. Так, например, при установлении структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК. (См. раздел Нуклеиновые кислоты.)

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте. Наблюдать можно визуально, например за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса теленка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т. д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы . Примерами экспериментов являются скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства, выявление роли какого-либо органоида клетки и т. д. Эксперимент – это всегда получение новых знаний с помощью поставленного опыта.

Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации. Примером проблемы может служить, например, такая: «Как возникает приспособленность организмов к окружающей среде?» или «Каким образом можно подготовиться к серьезным экзаменам в максимально короткие сроки?».

Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.

Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Например, «Если растения на свету выделяют кислород, то мы сможем его обнаружить с помощью тлеющей лучины, т. к. кислород должен поддерживать горение». Гипотеза проверяется экспериментально. (См. раздел Гипотезы происхождения жизни на Земле.)

Теория – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Например, теория эволюции обобщает все достоверные научные данные, полученные исследователями на протяжении многих десятилетий. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой. Так, например генетическая теория Г. Менделя и хромосомная теория Т. Моргана подтвердились многими экспериментальными исследованиями в разных странах мира. Современная эволюционная теория хотя и нашла множество научно доказанных подтверждений, до сих пор встречает противников, т. к. не все ее положения можно на современном этапе развития науки подтвердить фактами.

Частными научными методами в биологии являются:

Генеалогический метод – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.

Исторический метод – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет). Эволюционное учение развивалось в значительной мере благодаря этому методу.

Палеонтологический метод – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т. д.

Цитологический, или цитогенетический , – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.

Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими более частными методами исследования.

У каждой науки есть свой объект , и свой предмет исследования. У биологии объектом исследования является ЖИЗНЬ. Носители жизни – живые тела. Все, что связано с их существованием, изучает биология. Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ организмов. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ. С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов. Это важно понять, т. к. вопросы о том, что является объектом исследования той или иной науки встречаются в экзаменационных вопросах. Кроме того, это важно для тех, кто в будущем будет заниматься наукой.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А

А1. Биология как наука изучает

1) общие признаки строения растений и животных

2) взаимосвязь живой и неживой природы

3) процессы, происходящие в живых системах

4) происхождение жизни на Земле


А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:

1) исторический 3) экспериментальный

2) описательный 4) биохимический


А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:

1) теория 3) факт

2) гипотеза 4) доказательство


А4. Эмбриология изучает

1) развитие организма от зиготы до рождения

2) строение и функции яйцеклетки

3) послеродовое развитие человека

4) развитие организма от рождения до смерти


А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования

1) биохимическим 3) центрифугированием

2) цитологическим 4) сравнительным


А6. Селекция как наука решает задачи

1) создания новых сортов растений и пород животных

2) сохранения биосферы

3) создания агроценозов

4) создания новых удобрений


А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом

1) экспериментальным 3) генеалогическим

2) гибридологическим 4) наблюдения


А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:

1) селекционер 3) морфолог

2) цитогенетик 4) эмбриолог


А9. Систематика – это наука, занимающаяся

1) изучением внешнего строения организмов

2) изучением функций организма

3) выявлением связей между организмами

4) классификацией организмов

Часть В

В1. Укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория

1) Экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов

2) Прогнозирует появление новых фактов, явлений

3) Описывает клеточное строение разных организмов

4) Систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов

5) Выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов

6) Создает новые методы исследования клетки

Часть С

С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких как, бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?

1.2. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие

гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ.


Признаки и свойства живого . Живые системы имеют общие признаки:

Клеточное строение – все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключением являются вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.

Обмен веществ – совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Саморегуляция – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Стойкое нарушение гомеостаза ведет к гибели организма.

Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных и тропизмы, таксисы и настии у растений).

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата – молекул ДНК.

Наследственность – способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение.

Репродукция или самовоспроизведение – способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе размножения лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.

Рост и развитие – все организмы растут в течение своей жизни; под развитием понимают как индивидуальное развитие организма, так и историческое развитие живой природы.

Открытость системы – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Способность к адаптациям – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.

Общность химического состава . Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.

Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы. Взаимосвязь живых и неживых систем отчетливо проявляется на уровне биогеоценозов и биосферы.

1.3. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах: уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне, молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный.


Уровни организации живых систем отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы. Клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией.

Уровень жизни – это форма и способ ее существования. Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования.

Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.

Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.

Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма.

Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций.

Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания.

Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется:

1) биогеоценотический

2) биосферный

3) популяционно-видовой

4) молекулярно-генетический


А2. На популяционно-видовом уровне изучают:

1) мутации генов

2) взаимосвязи организмов одного вида

3) системы органов

4) процессы обмена веществ в организме


А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется

1) метаболизм 3) гомеостаз

2) ассимиляция 4) адаптация


А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1) наследственность 3) раздражимость

2) изменчивость 4) самовоспроизведение


А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1) клетка амебы 3) стадо оленей

2) вирус оспы 4) природный заповедник


А6. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример

1) раздражимости

2) способности к адаптациям

3) наследования признаков от родителей

4) саморегуляции


А7. Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры

1) пластического обмена веществ

2) энергетического обмена веществ

3) питания и дыхания

4) гомеостаза


А8. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?

1) анаболизм 3) ассимиляция

2) катаболизм 4) метаболизм

Часть В

В1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни

1) репликация ДНК

2) наследование болезни Дауна

3) ферментативные реакции

4) строение митохондрий

5) структура клеточной мембраны

6) кровообращение


В2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались

Часть С

С1. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?

С2. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?

Раздел 2
Клетка как биологическая система

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: единство органического мира, клетка, клеточная теория, положения клеточной теории.


Мы уже говорили о том, что научная теория представляет собой обобщение научных данных об объекте исследования. Это в полной мере касается клеточной теории, созданной двумя немецкими исследователями М. Шлейденом и Т. Шванном в 1839 г.

В основу клеточной теории легли работы многих исследователей, искавших элементарную структурную единицу живого. Созданию и развитию клеточной теории способствовало возникновение в XVI в. и дальнейшее развитие микроскопии.

Вот основные события, которые стали предшественниками создания клеточной теории:

– 1590 г. – создание первого микроскопа (братья Янсен);

– 1665 г. Роберт Гук – первое описание микроскопической структуры пробки ветки бузины (на самом деле это были клеточные стенки, но Гук ввел название «клетка»);

– 1695 г. Публикация Антония Левенгука о микробах и других микроскопических организмах, увиденных им в микроскоп;

– 1833 г. Р. Броун описал ядро растительной клетки;

– 1839 г. М. Шлейден и Т. Шванн открыли ядрышко.

Основные положения современной клеточной теории:

1. Все простые и сложные организмы состоят из клеток, способных к обмену с окружающей средой веществами, энергией, биологической информацией.

2. Клетка – элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого.

3. Клетка – элементарная единица размножения и развития живого.

4. В многоклеточных организмах клетки дифференцированы по строению и функциям. Они объединены в ткани, органы и системы органов.

5. Клетка представляет собой элементарную, открытую живую систему, способную к саморегуляции, самообновлению и воспроизведению.

Клеточная теория развивалась благодаря новым открытиям. В 1880 г. Уолтер Флемминг описал хромосомы и процессы, происходящие в митозе. С 1903 г. стала развиваться генетика. Начиная с 1930 г. стала бурно развиваться электронная микроскопия, что позволило ученым изучать тончайшее строение клеточных структур. XX век стал веком расцвета биологии и таких наук, как цитология, генетика, эмбриология, биохимия, биофизика. Без создания клеточной теории это развитие было бы невозможным.

Итак, клеточная теория утверждает, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка – это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами – способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению. Клетки всех организмов обладают сходными чертами строения. Однако клетки отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки. Мышечные клетки обладают сократимостью, а нервные клетки проводят нервные импульсы. Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки. Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму. Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира.

…Жили на земле птицы-великаны - ростом больше слона! В лесах Конго обитает водяное чудовище, пожирающее бегемотов… На зоологов одной экспедиции в Камеруне напал птеродактиль… Лайнер «Сайта Клара» столкнулся в океане с морским змеем, а норвежский корабль «Брунсвик» был атакован гигантским кальмаром…

Что здесь правда, а что вымысел?..

Если вас увлекают зоологические приключения и сокровенные тайны джунглей, вы с интересом прочтёте книгу «Следы невиданных зверей». Вы узнаете и о драконах из Комодо, и о страшной нунде (кошке ростом с осла!), о сказочной птице феникс и о том, сколько новых зверей и птиц открыто учёными за последние полвека и какие ещё неведомые существа скрываются в лесных дебрях и морских глубинах нашей планеты.

Испокон веков люди обращали взоры к звездам и размышляли, почему мы здесь и одни ли мы во Вселенной. Нам свойственно задумываться о том, почему существуют растения и животные, откуда мы пришли, кто были наши предки и что ждет нас впереди. Пусть ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и вообще всего не 42, как утверждал когда-то Дуглас Адамс, но он не менее краток и загадочен - митохондрии.

Они показывают нам, как возникла жизнь на нашей планете. Они объясняют, почему бактерии так долго царили на ней и почему эволюция, скорее всего, не поднялась выше уровня бактериальной слизи нигде во Вселенной. Они позволяют понять, как возникли первые сложные клетки и как земная жизнь взошла по лестнице восходящей сложности к вершинам славы. Они показывают нам, почему возникли теплокровные существа, стряхнувшие оковы окружающей среды; почему существуют мужчины и женщины, почему мы влюбляемся и заводим детей. Они говорят нам, почему наши дни в этом мире сочтены, почему мы стареем и умираем. Они могут подсказать нам лучший способ провести закатные годы жизни, избежав старости как обузы и проклятия. Может быть, митохондрии и не объясняют смысл жизни, но, по крайней мере, показывают, что она собой представляет. А разве можно понять смысл жизни, не зная, как она устроена?

Очевидно, что тема мозга находится сегодня на пике популярности, а любой мотив человеческого поведения можно очень убедительно объяснить с точки зрения нейронных связей. Эта книга - критическое эссе о повальном увлечении наукой о мозге в качестве универсального объяснения любых поступков человека. При всей серьезности проблемы Салли Сэйтл и Скотт Лилиенфельд написали книгу чрезвычайно увлекательную: они рассказывают много интересного о нейронауках и о том, чем поп-культура пытается их заменить.

Также книга выходит под названием «Вынос мозга. Чарующее обаяние бездумной нейронауки».

Познакомьтесь с итогами более чем полувекового труда Иэна Таттерсаля, крупнейшего современного специалиста по эволюции человека и палеоантропологии. Драматическая история человеческого рода, рассказанная Таттерсалем, не оставит вас равнодушными. Это книга о том, как разные виды людей сосуществовали и боролись друг с другом. Автор прослеживает развитие науки о человеке от работ Чарльза Дарвина до открытий династии Лики, завершая книгу рассказом о последних поразительных находках, сделанных на Кавказе.

Прежде на всех хищников человек смотрел как на злейших своих врагов и истреблял их без жалости. Но наука доказала, что хищники в жизни природы не только полезны, а просто необходимы: как санитары и селекционеры, совершенствующие племя нехищных зверей, ибо уничтожают хищники в первую очередь больных и слабых, плохо приспособленных, несущих в себе разные наследственные пороки и дефекты. Поэтому теперь во многих странах от чрезмерного истребления хищников охраняет закон. Но старые традиции и предубеждения против хищного зверья еще живы среди людей. Судьба волков особенно трагична: почти всюду их добивают – без жалости, без угрызений совести и с наивным сознанием полезности этого вредного дела.

Историю загадочного и дикого мира животных, окружавшие наших далеких предков, поведает вам эта книга. Обожествляемые людьми животные - дельфины, гигантские спруты, сказочные кони, морские змеи и другие - вошли в многочисленные легенды и сказки, в которых причудливо переплетаются истина и вымысел.Автор подробно исследует историю возникновения мифических преданий, дошедших к нам из глубины веков. Животные в них являются главными персонажами. Рассчитана на массового читателя.

Автор знакомит читателей с удивительным миром растений и с наукой, раскрывающей их жизнь и роль в истории человеческой культуры. Используя легенды, опыт и знания о растениях с древних времен, ученый-популяризатор ведет интереснейший рассказ о происхождении и свойствах растений, дает советы по их применению.

Биология — наука о жизни

С рождения мы видим красоту окружающей нас природы. С младенческих лет родители прививают своим чадам любовь к животному миру . Некоторых редких представителей млекопитающих, птиц, насекомых, рыбок и растений мы видели на картинках, а других в жизни.

Подрастая, нам хочется узнавать не только их названия, но и как они устроены, где обитают и как взаимодействуют с другими живыми организмами. Почему же нас тянет наблюдать за удивительным миром растений и животных? Потому что мы сами являемся частью природы и зависим от окружающего живого мира.

Биология крайне увлекательная наука. Она изучает все живые организмы и как они влияют друг на друга . Само слово состоит из двух (биос и логос) и переводится как слово о жизни или учение о жизни.

Что изучает биология?

Биология изучает все живые организмы, независимо от их размера и среды обитания. Процессы, которые происходят в природе очень сложны, а живых существ на Земле так много, что пришлось разделить биологию на самостоятельные науки . Мы отметим лишь некоторые, например: генетика, анатомия, физиология человека, селекция, эмбриология и многое другое.

Биология в художественной литературе

Есть писатели, котрые работают только в этом жанре. Они прилагают много усилий, чтобы текст предоставлял достоверную информацию об особенностях живых организмов. Их произведения представляют большой интерес, ведь в отличие от школьной программы их книги читаются легко и написанное быстро запоминается.

Читатели как взрослые, так и маленькие могут живо представить, в какой природной зоне происходит действие, какие там обитают организмы, какая пора года и много другой полезной информации. Литературная биология зачастую идёт рука об руку с ботаникой, зоологией биогеографией.

Почему полезно читать книги по биологии?

Рассказы, очерки, заметки о природе интересны разным возрастным категориям читателей. Дети, читая, лучше узнают окружающий мир и становятся добрее, ответственней, а взрослым художественная литература поставляет дополнительные биологические знания. Ценность книги в том, что серьёзную тему Азимов излагает в юмористическом ключе. Прочитав её, вы осознаете всю грандиозность человеческого существа!


Кэрол Доннер

Анатомия скучная для детей наука. Большинство выученного в школе материала дети забывают. Для того чтобы ребёнок заинтересовался анатомией, обязательно пусть прочитает эту книгу! Она написана в приключенческом жанре. Близнецы Макс и Молли чудесным образом попадают внутрь человеческого организма.

Там они знакомятся с Вольняшкой маленькой тканевой жидкостью, которая поможет им выбраться из этой ситуации. Детей ждут удивительные приключения, сопряжённые со смертельной опасностью, ведь человеческий организм оснащён защитниками — макрофагами.

Дети чудом не растворятся в желудке и совершат плавание по кровеносным сосудам. Простым языком автор рассказывает о нейронах, строении мозга и других органах.

Последние материалы раздела:

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...