А12. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к


Примером аналогичных органов могут служить

1) крыло летучей мыши и крыло бабочки

2) рука человека и нога лошади

3) роговая чешуя ящерицы и панцирь черепахи

4) нижняя челюсть человека и собаки

Пояснение.

Аналогичные органы - органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.

1. крыло летучей мыши и крыло бабочки (крылья птиц - видоизменённые передние конечности, крылья насекомых - складки хитинового покрова)

Ответ: 1

Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания

Пояснение.

К растительнядным относятся: полевая мышь, заяц-беляк, колорадский жук. К плотоядным - хищникам относятся: волк, пресноводная гидра, божья коровка.

Ответ: 221211.

Ответ: 221211

Раздел: Царство Животные

Источник: ЕГЭ по биологии 12.06.2013. Вторая волна. Вариант 1.

Татьяна Бочерикова 13.02.2016 22:35

Подавляющее большинство божьих коровок - хищники, однако есть и растительноядные. Как в таком случае определять принадлежность животного к группе питания, не конкретно даже про божью коровку, а вообще? По преимущественному большинству?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Установите соответствие между примером и процессом, к которому этот пример относится.

A Б В Г Д

Пояснение.

Дивергенция: разнообразие пород голубей; зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добывания пищи. Конвергенция: сходство функций крыла бабочки и летучей мыши; строение глаза осьминога и человека; сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки

Ответ: 12212.

Дублирует задание 12538

Ответ: 12212

Выберите клетки, в которых набор хромосом диплоиден.

1) ооциты первого порядка

2) яйцеклетки растений

3) сперматозоиды животных

4) клетки печени мыши

5) нейроны мозга

6) клетки листьев мха

Пояснение.

Диплоидные клетки (2n) животных: соматические (телесные) клетки, зигота (оплодотворенная яйцеклетка), первичные половые клетки (сперматогонии, оогонии), созревающие половые клетки на стадии размножения и стадии роста (сперматоциты первого порядка и ооциты первого порядка).

Гаплоидные клетки (n) животных: зрелые половые клетки (сперматозоиды и яйцеклетки), а также половые клетки на стадии созревания (сперматоциты второго порядка, сперматиды, ооциты второго порядка).

Диплоидные клетки (2n) растений: зигота (оплодотворенная яйцеклетка), соматические клетки взрослых растений плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, клетки спорогона мхов.

Гаплоидные клетки (n) растений: половые клетки (яйцеклетка, сперматозоиды, спермии), споры (зооспоры, микроспоры, макроспоры), клетки взрослых растений зеленых водорослей (хламидоманада, улотрикс) и взрослых растений мхов, клетки заростка плаунов, хвощей, папоротников, ядра зародышевого мешка и пыльцевого зерна семенных растений.

(1) ооциты первого порядка - половая клетка на стадии роста имеет диплоидный набор хромосом;

(2) яйцеклетки растений - зрелые половые клетки имеют гаплоидный набор ;

(3) сперматозоиды животных - зрелые половые клетки имеют гаплоидный набор ;

(4) клетки печени мыши - соматические клетки животного имеют диплоидный набор ;

(5) нейроны мозга - соматические клетки животного имеют диплоидный набор ;

(6) клетки листьев мха - клетки взрослых растений мхов имеют гаплоидный набор .

Ответ: 145.

Ответ: 145

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетической разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: рыжий таракан, мышь полевая, сизый голубь. В биологическом регрессе: латимерия, секвойя.

Ответ: 11122.

Ответ: 11122

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетической разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: дождевой червь, домовая мышь, комнатная муха. В биологоческом регрессе: страус эму, уссурийский тигр.

Ответ: 21112.

Ответ: 21112

Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д Е

Пояснение.

Дивергенция: различия в формах клюва у галапагосских вьюрков; различия в форме черепа у млекопитающих; различные породы голубей. Конвергенция: форма тела акулы и дельфина; появление аналогичных органов; крылья бабочек и летучих мышей.

Ответ: 122121.

Примечание.

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов.

Аня Труфанова 03.10.2018 22:24

Акулы и дельфины это хордовые животные, имеющие общее происхождение. Значит, их органы гомологичные. Хотя, в то же время у них одинаковые признаки (форма тела). Что за глупость?

Наталья Евгеньевна Баштанник

конвергенция - схождение признаков при жизни в сходных условиях... аналоги - в другом предложении...

Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Пояснение.

1) конвергенция: А) крылья птицы и бабочки;Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина; Г) глаза осьминога и кошки

2) дивергенция: В) конечности медведки и кузнечика; Д) конечности крокодила и летучей мыши

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов.

Ответ: 11212

Ответ: 11212

Раздел: Основы эволюционного учения

Анастасия Королёва 04.03.2019 19:08

Почему конечности крокодила и летучей мыши-дивергенция? Ведь крокодил-пресмыкабщееся, а лет.мышь-млекопитающее?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Искренне поддерживаю Ваше недоумение, но следуя логике определения (и составителей задания) - наверное, имеется ввиду общность происхождения (млекопитающие произошли от пресмыкающихся).

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) широкий лентец и человек

2) минога и рыба

3) рак-отшельник и актиния

4) карась и щука

5) малярийный плазмодий и комар

6) сова и мышь

1. Широкий лентец и человек;

2. Минога и рыба;

5. Малярийный плазмодий и комар.

Ответ: 125.

3. Рак-отшельник и актиния - симбиоз.

4. Карась и щука - хищничество.

6. Сова и мышь - хищничество.

Ответ: 125

Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

Прогресс и регресс в эволюции . Органический мир Земли развивался от простого к сложному, от низших форм к высшим, что является прогрессивным развитием. Но это не единственное из возможных направлений эволюции. Крупный отечественный биолог-эволюционист А. Н.Северцов (1866—1936) разработал теорию морфофизиологического и биологического прогресса и регресса.

А.Н.Северцов

Биологический прогресс — это победа вида (или иной систематической единицы) в борьбе за существование.

Основные признаки биологического прогресса — стабильное увеличение численности и расширение занимаемого ареала. Расширение ареала вида приводит, как правило, к образованию новых популяций. По определению, примерами биологического прогресса служат представители типов простейших, моллюсков, членистоногих (различные виды и даже целые отряды насекомых — двукрылые, жесткокрылые и др.), хордовых (отдельные группы рыб, птиц — например, воробьинообразные, млекопитающих — например, грызуны и др.).

Ошибочно полагать, что в состоянии биологического прогресса находятся только классы птиц и млекопитающих. Следует помнить, что далеко не все группы птиц и млекопитающих иллюстрируют собой биологический прогресс. Он достигается различными путями, которые не всегда связаны лишь с повышенным уровнем организации систематических групп.

Биологический регресс характеризуется альтернативными признаками: снижением численности, сокращением ареала, снижением внутривидовой дифференциации (например, снижением популяционного разнообразия).

В конечном счете биологический регресс может привести к вымиранию вида. В типе хордовых примерами естественного биологического регресса служат: двоякодышащие и кистеперые рыбы (кл.Костные рыбы); гаттерия, крокодилы, слоновые черепахи (кл. Рептилии); киви, некоторые виды журавлей (например, американский журавль), аистов (кл.Птицы); яйцекладущие, неполнозубые, хоботные (кл. Млекопитающие).

Гаттерия

Основной причиной биологического регресса является отставание в эволюции группы от скорости изменений окружающей среды. Ускоренная трансформация окружающей природной среды вследствие антропогенного фактора, прямое преследование и истребление переводят целый ряд видов и групп животных в состояние биологического регресса и даже ставят некоторые из них на грань вымирания: хищные птицы (калифорнийский и андский кондоры, филиппинский орел и др.), большинство видов журавлей (стерх, черный журавль и др.), африканские страусы, казуары, эму, нанду, гавайские цветочницы, попугаи (72 вида), китоглав (отр. Листообразные), крупные китообразные (синий кит, финвал и др.), слоны, носороги, львы, тигры, гепарды, снежный барс, некоторые виды медведей, челове-кообразные обезьяны и многие другие.

Снежный барс

Пути биологического прогресса (по А.Н.Северцову).

Под ароморфозом, или морфофизиологическим прогрессом, понимается достижение биологического прогресса путем повышения общего уровня организации живых организмов.

Примерами главнейших ароморфозов служат: переход к многоклеточности; эволюционные преобразования основных систем органов у позвоночных (кровеносной, нервной, дыхательной и других систем); приобретение высшими позвоночными механизмов физической и химической терморегуляции. Однако не всегда корректна противопоставлять высокую организацию низкой (об этом писал еще Ч.Дарвин): например, пойкилотермные организмы (те же насекомые, моллюски) и без повышения соответствующей организации находятся на вершине биологического прогресса. То же можно сказать и об одноклеточных организмах. Ароморфоз в мире растений — это переход от спор к размножению семенами, переход от голосеменных к покрытосеменным.

Ароморфозы животных

Идиоадаптации представляют собой частные приспособления видов, не связанные с изменениями уровня их биологической организации и позволяющие им приспособиться к конкретным условиям среды.

Например, в пределах класса млекопитающих без всякого изменения уровня организации сформировались различные по образу жизни группы животных: воздушные (рукокрылые), водные (китообразные), роющие (кроты, цокоры, слепыши и др.), лазающие (обезьяны, ленивцы и др.), бегающие (копытные и др.) и т.д. Для всех этих групп млекопитающих характерны гомойотермность (относительная независимость температуры тела от окружающей среды), живорождение, выкармливание детенышей молоком, т.е. черты, общие для всего класса. Примеры покровительственной окраски и формы, отмечающиеся у самых различных животных, также должны быть отнесены к частным приспособлениям, или идиоадаптациям. К идиоадаптациям относятся конкретные приспособления к условиям существования у дарвиновых вьюрков.

У растений примерами идиоадаптаций являются многообразные приспособления цветка к опылению ветром, насекомыми, птицами, приспособления к распространению плодов и семян (с помощью ветра, воды, животных).

Ленточный червь

Асцидии, ведущие во взрослом состоянии сидячий образ жизни, утратили хорду, органы передвижения; их органы чувств и нервная система в ходе метаморфоза дегенерировали. И лишь по личиночной стадии, имеющей хорду, удалось установить принадлежность асцидий к типу хордовых.

Для пещерных обитателей (пещерные рыбы, хвостатые земноводные — протеи) характерны редукция или даже полная утрата органов зрения, снижение или отсутствие пигментации. Генетической основой упрощения уровня, организации считают мутации. Так, известны мутации, вызывающие рудиментарность органов (например, недоразвитие крыльев у насекомых) или снижающие степень пигментациипокровов (например, возникновение альбинизма у млекопитающих). При благоприятных условиях такие мутации могут прогрессивно распространяться в популяциях.

Протей европейский

Соотношение путей эволюции . Из всех рассмотренных путей достижения биологического прогресса наиболее редки ароморфозы, поднимающие ту или иную систематическую группу на качественно новый, более высокий уровень развития. Ароморфозы определяют переломные пункты, новые этапы развития жизни на Земле, открывают для групп, подвергшихся соответствующим морфофизиологическим преобразованиям, новые возможности в освоении внешней среды. Иногда это совершенно новая среда (например, выход позвоночных на сушу). В дальнейшем эволюция группы идет по пути идиоадаптаций.

Соотношение путей эволюции

Контрольная работа по теме: "Микроэволюция. Макроэволюция", 11 класс, УМК Сонин и другие. Разноуровневая контрольная работа предназначена для контроля знаний и подготовке выпускников к Государственной итоговой аттестации. задания взяты из "Решу ЕГЭ" и с сайта ФИПИ. Надеюсь на по, что работа полезна. Желаю удачи!Пояснения к контрольной работе по теме: "Микроэволюция. Макроэволюция", 11 класс, УМК Сонин и другие.

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

Контрольная работа по биологии 11 класс 2017 на тему МИКРО МАКРОЭВОЛЮЦИЯ ПОЯСНЕНИЯ.doc

Картинками

Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 1. Задание 1. Установите последовательность таксономических единиц в классификации клевера, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. Пояснение. 1) отдел Покрытосеменные 2) семейство Бобовые 3) порядок Бобовоцветные 4) царство Растения 5) класс Двудольные 6) род Клевер Царство: Растения. Отдел: Покрытосеменные. Класс: Двудольные. Порядок: Бобовоцветные. Семейство: Бобовые. Род: Клевер. О т в е т: 415326. Задание 2. Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Млекопитающие 2) Куньи 3) Лесная куница 4) Хордовые 5) Хищные Пояснение. В систематике животных: Царство - тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Но так как по условию просят начинать с наибольшей, начинаем с типа: Тип: Хордовые. Класс: Млекопитающие. Отряд: Хищные. Семейство: Куньи. Вид: Лесная куница. О т в е т: 41523. Задание 3. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) возникновение многоклеточности 2) появление корней и корневищ 3) развитие тканей 4) образование семени 5) возникновение фотосинтеза 6) возникновение двойного оплодотворения Пояснение. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Для того, чтобы успешно справиться с данным заданием, необходимо вспомнить у какой группы возник указанный ароморфоз (указано в скобках). Ароморфозы растений: возникновение фотосинтеза (цианобактерии) развитие возникновение многоклеточности (водоросли) → → → тканей (мхи) папоротники, голосеменные) О т в е т: 513246. → появление корней и корневищ (папоротниковидные) образование семени (семенные → возникновение двойного оплодотворения (покрытосеменные). Задание 4. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. 1) возникновение лёгких 2) образование головного и спинного мозга 3) образование хорды 4) возникновение четырёхкамерного сердца Пояснение. лёгких (земноводные) О т в е т: 3214. Образование хорды (ланцетник) → образование головного и спинного мозга (рыбы) возникновение четырёхкамерного сердца (птицы и млекопитающие). → → возникновение Установите правильную последовательность возникновения приспособлений организма к окружающей Задание 5. среде. Пояснение. проявление признака ний. О т в е т: 214356. Задание 6. 1) возникновение мутации 2) влияние фактора внешней среды 3) внешнее проявление признака 4) передача мутации потомству 5) сохранение и усиление признака естественным отбором 6) появление приспособлений Влияние фактора внешней среды воз→ никновение мутации пе→ редача мутации потомству → со→ хранение и усиление признака естественным отбором нее по→ явление приспособле­ внеш Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОРГАНИЗМЫ А) страус эму Б) дождевой червь В) домовая мышь Г) комнатная муха Д) уссурийский тигр НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) биологический прогресс 2) биологический регресс Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Пояснение. Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетиче­ ской разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: дождевой червь, домовая мышь, комнатная муха. В биологоческом регрессе: страус эму, уссурийский тигр. О т в е т: 21112. Задание 7. Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) Различия в формах клюва у галапагосских вьюрков. Б) Форма тела акулы и дельфина. В) Появление аналогичных органов. Г) Различия в форме черепа у млекопитающих. Д) Крылья бабочек и летучих мышей. Е) Различные породы голубей. ПРОЦЕССЫ 1) дивергенция 2) конвергенция Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Е Пояснение. Дивергенция: различия в формах клюва у галапагосских вьюрков; различия в форме черепа у млекопитающих; различные породы голубей. Конвергенция: форма тела акулы и дельфина; появление аналогичных органов; крылья бабочек и летучих мышей. О т в е т: 122121. Задание 8. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции. ПРИСОСОБЛЕНИЕ А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пу­ стыне Е) мимикрия у насекомых НАПРАВЛЕНИЕ ОР­ ГАНИЧЕСКОЙ ЭВО­ ЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е Пояснение. Ароморфозы - это крупные преобразования, которые приводят к более высокой ступени развития. Из перечисленных приспособлений ароморфозами являются возникновение полового размножения и появление шерсти у млекопитающих. Остальные перечисленные признаки являются идиоадаптациями. О т в е т: 221122. Задание 9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Ароморфозы - это крупные изменения в строении организмов, повышающие их адаптивные возможности. (2) Значительно изменился, например, уровень организации у паразитических гельминтов, прекрасно приспособившихся к своему образу жизни. (3) Появление гомологичных органов способствовало дивергенции в строении конечностей у ластоногих и китообразных. (4) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов. (5) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти. (6) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих. Пояснение. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз - это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Три предложения, в которых даны примеры ароморфозов: (4) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов. (5) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти. (6) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих. О т в е т: 456. Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 2. Задание 1. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Двудольные 2) Ромашка 3) Растения 4) Ромашка аптечная 5) Цветковые, или Покрытосеменные 6) Сложноцветные Пояснение. Царство: Растения. Отдел: Цветковые, или Покрытосеменные. Класс: Двудольные. Семейство: Сложноцветные. Род: Ромашка. Вид: Ромашка аптечная. О т в е т: 351624. Задание 2. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Пресмыкающиеся 2) Гадюка 3) Хордовые 4) Гадюка обыкновенная 5) Чешуйчатые Пояснение. В систематике животных: Царство - тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Но так как по условию просят начинать с наименьшей, начинаем с вида: Вид: Гадюка обыкновенная. Род: Гадюка. Отряд: Чешуйчатые. Класс: Пресмыкающиеся. Тип: Хордовые. О т в е т: 42513. Задание 3. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений. 1) фотосинтез 2) образование семян 3) появление вегетативных органов 4) возникновение цветка и плода 5) возникновение многоклеточности Пояснение. Пояснение. множество сегментов О т в е т: 2143. Задание 5. Важнейшие ароморфозы у растений: фотосинтез (синезеленые водоросли) - возникновение многокле­ точности (нитчатые водоросли)- появление вегетативных органов (мхи, папоротниковидые) - образование семян (семенные папоротники, голосеменные) - возникновение цветка и плода (покрытосеменные). О т в е т: 15324. Задание 4. Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных. 1) возникновение двусторонней симметрии тела 2) появление многоклеточности 3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином 4) расчленение тела на множество сегментов Появление многоклеточности → возникновение двусторонней симметрии тела → расчленение тела на → возникновение членистых конечностей, покрытых хитином. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции. 1) сохранение темных бабочек в результате отбора 2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды 3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей 4) уничтожение светлых бабочек птицами 5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную Пояснение. При изменении условий среды, начинает действовать движущий отбор, в результате которого отбираются особи с новыми признаками и передают этот признак по наследству. Из­за изменения окраски стволов берез светлые бабочки уничтожались птицами чаще темных. Это привело к тому, что темные бабочки стали численно превалировать над светлыми. Размножаясь, темные бабочки передавали свой цвет следующим поколениям, а светлые все больше уничтожались птицами, и через некоторое время были полностью уничтожены. Окраска особей в популяции изменилась со светлой на темную. О т в е т: 24135. Задание 6. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИДЫ А) рыжий таракан Б) мышь полевая В) сизый голубь Г) латимерия Д) секвойя КРИТЕРИЙ ВИДА 1) биологический прогресс 2) биологический регресс Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Пояснение. Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетиче­ ской разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: рыжий таракан, мышь полевая, сизый голубь. В биологическом регрессе: латимерия, секвойя. О т в е т: 11122. Задание 7. Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в резуль­ тате которого она сформировалась. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС 1) дивергенция 2) конвергенция Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Пояснение. Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эво­ люции: ласты кита и роющие конечности крота; разные формы клюва у вьюрков. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов: крылья птицы и крылья бабочки; обтекаемая форма тела дельфина и акулы; крылья летучей мыши и крылья совы. О т в е т: 12212. Задание 8. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ A) возникновение семени у растений Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте Г) утрата пищеварительной системы у цепней Д) приспособленность растений к опылению ветром Е) появление копыт у лошадей НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е Пояснение. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз - это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Дегенерация - процесс резкого упрощения организации, связанного с исчезновением органов и функций, а также целых систем органов. О т в е т: 112322. Задание 9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства. Пояснение. Биологический регресс противоположен прогрессу и характеризуется: уменьшением численности особей; сокращением ареала распространения; уменьшением числа систематических группировок. Преобразование одной группы организмов в другую происходит в состоянии биологического прогресса, когда начинается дифференциация исходной группы на новые систематические группы. Биологический регресс приводит в конце концов к вымиранию. Три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов: (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства. О т в е т: 346. Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 3. Задание 1. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Лилиецветные 2) Растения 3) Цветковые, или Покрытосеменные 4) Лилейные 5) Однодольные 6) Тюльпан Пояснение. Царство: Растения. Отдел: Цветковые, или Покрытосеменные. Класс: Однодольные. Порядок: Лилиецветные. Семейство: Лилейные. Род: Тюльпан. О т в е т: 235146. Задание 2. Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) класс Земноводные 2) тип Хордовые 3) род Жабы 4) царство Животные 5) отряд Бесхвостые Пояснение. В систематике животных: Царство - тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Но, так как по заданию требуется начинать с наименьшей категории, порядок будет обратный: Род: Жабы. Отряд: Бесхвостые. Класс: Земноводные. Тип: Хордовые. Царство: Животные. О т в е т: 35124. Задание 3. Установите правильную последовательность появления на Земле основных групп животных. 1) Членистоногие 2) Кольчатые черви 3) Бесчерепные 4) Плоские черви 5) Кишечнополостные Пояснение. → Коль черви О т в е т: 54213. Последовательность появления на Земле основных групп животных: Кишечнополостные → Плос кие чатые черви Чле→ нистоногие Бес→ черепные. Задание 4. Установите правильную последовательность, в которой, предположительно, возникли перечисленные классы животных. 1) многощетинковые кольчецы 2) насекомые 3) саркодовые 4) сосальщики 5) пресмыкающиеся 6) хрящевые рыбы Пояснение. Первыми появились амебы, это саркодовые, затем появляются кишечнополостные, но их в перечне нет, они дают начало плоским червям, к ним относится сосальщик, далее круглые и кольчатые черви, к которым относятся кольчатые черви, после этого образовались насекомые, затем хордовые - хрящевые рыбы и пресмыкающиеся. О т в е т: 341265. Задание 5. Установите последовательность действия движущих сил эволюции. 1) борьба за существование 2) размножение особей с полезными изменениями 3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений 4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями Пояснение. 5) формирование приспособленности к среде обитания Появляются мутации, идет борьба за существование, лучшие признаки остаются, передаются по наследству, и возникают новые приспособления к среде обитания. О т в е т: 31425. Задание 6. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками. ПРИЗНАКИ А) Многообразие видов. Б) Ограниченный ареал. В) Небольшое число видов. Г) Широкие экологические адаптации. Д) Широкий ареал. Е) Уменьшение числа популяций. НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) биологический прогресс 2) биологический регресс Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е Пояснение. Регресс ведет к уменьшению ареала и численности вида. О т в е т: 122112. Задание 7. Установите соответствие между примером и процессом, к которому этот пример относится. ПРИМЕР А) разнообразие пород голубей Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши В) строение глаза осьминога и человека Г) зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добывания пищи Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: ПРОЦЕСС 1) дивергенция 2) конвергенция A Б В Г Д Пояснение. Дивергенция: разнообразие пород голубей; зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от спосо­ ба добывания пищи. Конвергенция: сходство функций крыла бабочки и летучей мыши; строение глаза осьми­ нога и человека; сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов. О т в е т: 12212. Задание 8. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался. ПРИЗНАК A) четырёхкамерное сердце Б) окраска оперения B) теплокровность Г) наличие перьевого покрова Д) ласты у пингвинов Е) длинный клюв у птиц болот НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е Пояснение. Ароморфоз: четырёхкамерное сердце, теплокровность, наличие перьевого покрова. Идиоадаптация: окраска оперения, ласты у пингвинов, длинный клюв у птиц болот. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз - это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация - частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды. О т в е т: 121122. Задание 9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации - например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции - например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов - например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики. Пояснение. Конвергентная эволюция - эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях. Три предложения, в которых даны примеры конвергенции: (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации - например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции - например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов - например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики. О т в е т: 356. Контрольная работа

Задание №1.

Какой метод следует использовать для изучения сезонных изменений в природе?

1. Измерение

2. Наблюдение

3. Эксперимент

4. Классификацию

Объяснение: сезонный изменения в природе мы можем только наблюдать. Правильный ответ - 2.

Задание №2.

У цианобактерий ядерное вещество расположено в цитоплазме и не окружено оболочкой, поэтому их относят к

1. Эукариотам

2. Автотрофам

3. Гетеротрофам

4. Прокариотам

Объяснение: цианобактерий относят к прокариотам, а отсутствие ядерной оболочки и наличие кольцевой ДНК - главные характеристики прокариот. Правильный ответ - 4.

Задание №3.

Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ - это

1. Фотосинтез

2. Диссимиляция

3. Хемосинтез

4. Метаболизм

Объяснение: такой процесс называется хемосинтезом. Он характерен для хемосинтезирующих бактерий (нитрификаторы, серобактерии, железобактерии, водородные бактерии). Правильный ответ - 3.

Задание №4.

В процессе оогенеза образование одинарного набора хромосом яйцеклетки происходит во время фазы

1. Роста

2. Созревания

3. Размножения

4. Формирования

Объяснение: рассмотрим этапы оогенеза.

Как мы видим, одинарный набор хромосом остается в ооцитах на стадии созревания. Правильный ответ - 2.

Задание №5.

В процессе зародышевого развития млекопитающих животных скелетная мускулатура формируется из

1. Энтодермы

2. Мезодермы

3. Нервной трубки

4. Собственно дермы

Объяснение: из эктодермы формируется эпителиальная ткань и нервная система, из энтодермы формируется пищеварительная, дыхательная, выделительная и эндокринная системы, из мезодермы - соединительная, мышечная ткани, почки, сердечно-сосудистая и половая системы. Правильный ответ - 2.

Задание №6.

Определите вероятность рождения ребенка с голубыми глазами, если у женщины глаза голубые, а у мужчины - карие, и он гетерозиготен по этому признаку.

1. 75%

2. 50%

3. 25%

4. 0%

Объяснение: напишем схему скрещивания.

Р: аа х Аа

Г: а х А, а

F1: Аа - карие глаза

аа - голубые глаза

Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов - 50%.

Правильный ответ - 2.

Задание №7.

Причина болезни Дауна - проявление мутации

1. Геномной

2. Генной

3. Хромосомной

4. Комбинативной

Объяснение: причина синдрома Дауна - трисомия по 21-ой хромосоме (то есть нерасхождение хроматид), что является геномной мутацией. Правильный ответ - 1.

Задание №8.

В селекции для преодоления бесплодия отдаленных гибридов используют

1. Полиплоидные организмы

2. Чистопородных особей

3. Гетерозиготные организмы

4. Особей одного пола

Объяснение: межвидовой скрещивание полиплоидных организмов возможно, так и преодолевается бесплодие отдаленных гибридов. Правильный ответ - 1.

Задание №9.

Синтезировать органические вещества из неорганических соединений, используя энергию химических соединений, способны

1. Одноклеточные зеленые соединений

2. Хемосинтезирующие бактерии

4. Бактерии гниения

Объяснение: совершать такое превращение способны хемосинтезирующие бактерии (см. Задание №3.). Правильный ответ - 2.

Задание №10.

Из вегетативной почки развивается

1. Сочный плод

2. Зародыш

3. Зигота

4. Стебель с листьями

Объяснение: вегетативная почка является зачаточным вегетативным побегом, так как содержит зачаточные листья, зачаточный стебель и зачаточные почки. То есть из вегетативной почки образуется побег - стебель с листьями. Правильный ответ - 4.

Задание №11.

1. Имеют цветок и плод

2. Размножаются семенами

4. Имеют вегетативные органы

Объяснение: отличительный признак покрытосеменных от всех других групп растений - наличие цветка и плода. Приведем пример.

Правильный ответ - 1.

Задание №12.

Прогрессивная особенность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями, - появление

1. Отделов тела и наружного скелета

2. Незамкнутой кровеносной системы

3. Нервной системы узлового типа

4. Пищеварительной системы

Объяснение: тело членистоногих, в отличие от тела кольчатых червей, разделено на отделы (голова, грудь, брюшко) и покрыто наружным скелетом, состоящим из хитина. Правильный ответ - 1.

Задание №13.

Какой из перечисленных признаков впервые появился у хордовых?

1. Кишечник

2. Нервная система

3. Кровеносная система

4. Внутренний скелет

Объяснение: у подавляющего большинства хордовых животных есть внутренний костный скелет (или хрящевой), это и является прогрессивным признаком. Правильный ответ - 4.

Задание №14.

Потовые железы участвуют в регуляции температуры тела

1. Птиц

2. Земноводных

3. Млекопитающих

4. Пресмыкающихся

Объяснение: у земноводных потовых желез еще нет, так как они имеют тонкую влажную кожу, через которую дышат. Пресмыкающиеся уже не дышат кожей но имеют на ней роговые чешуйки (теплообмен в таких условиях невозможен). У птиц из кожных желез присутствует только копчиковая, которая выделяет секрет для перьев. А вот у млекопитающих теплообмен осуществляется через кожу при помощи потовых желез. Правильный ответ - 3.

Задание №15.

В организме человека участвует в расщеплении жиров, усилении перистальтики кишечника

1. Поджелудочный сок

2. Соляная кислота

3. Инсулин

4. Желчь

Объяснение: эмульгированием жиров и усилением перистальтики кишечника занимается желчь, она выделяется печенью, а накапливается в желчном пузыре. Правильный ответ - 4.

Задание №16.

Какая эндокринная железа вырабатывает адреналин?

1. Надпочечники

2. Гипофиз

3. Поджелудочная железа

4. Щитовидная железа

Объяснение: адреналин вырабатывается мозговым слоем надпочечников. Адреналин - гормона стресса, при его выработке учащается пульс, расширяются зрачки, притупляется чувство голода и другие признаки готовности к опасной ситуации. Правильный ответ - 1.

Задание №17.

Вегетативная нервная система человека осуществляет регуляцию

1. Работы мускулатуры брюшного пресса

2. Сокращение мышц шеи

3. Движения тела в пространстве

4. Изменения просвета кровеносных сосудов

Объяснение: движение скелетной мускулатуры (брюшной пресс, мышцы шеи, движение тела в пространстве) контролируется центральной нервной системой, а гладкая мускулатура (оболочка кровеносных сосудов) регулируется вегетативной нервной системой. Правильный ответ - 4.

Задание №18.

Укус таежного клеща опасен для человека, так как клещ

1. Вызывает малокровие

2. Разрушает лейкоциты

3. Переносит возбудителя болезни

4. Служит возбудителем заболевания

Объяснение: таежный клещ является переносчиком возбудителя энцефалита - опасного заболевания головного мозга. Правильный ответ - 3.

Задание №19.

Творческая роль естественного отбора, как главной движущей силой эволюции, заключается в

1. Формировании новых видов и увеличении биоразнообразия

2. Создании искусственных популяций: пород и сортов

3. Развитии новой оболочки Земли - ноосферы

4. Образовании особей с полезными для человека свойствами

Объяснение: естественный отбор происходит в природе и является одной из движущих сил эволюции, так как участвует в формировании новых видов и способствует увеличению биоразнообразия. Правильный ответ - 1.

Задание №20.

Сходный состав органических соединений, присущий особям одного вида, характеризует критерий

1. Морфологический

2. Биохимический

3. Генетический

4. Физиологический

Объяснение: состав органических соединений в организме описывает биохимический критерий. Правильный ответ - 2.

Задание №21.

1. Теплокровность у птиц

2. Наличие плавательного пузыря у рыб

3. Отсутствие конечностей у змей

4. Внешнее оплодотворение у земноводных

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Самым крупным прогрессивным изменением из представленных вариантов ответа является теплокровность птиц. Правильный ответ - 1.

Задание №22.

Как называют взаимоотношения собаки и пастбищного клеща?

1. Симбиозом

2. Конкуренцией

3. Хищничеством

Задание №23.

Сообщество, в котором выращивают культурные растения, - это

1. Березовая роща

2. Опытная станция

3. Биогеоценоз

4. Агроценоз

Объяснение: культурные растения выращивает человек. Сообщества, выращиваемые человеком, называются агроценозами. Как правило, они не очень устойчивы из-за незамкнутых пищевых цепей и преобладания монокультур. Правильный ответ - 4.

Задание №24.

Космическая роль растений в биосфере состоит в

1. Участии в круговороте веществ

2. Аккумуляции солнечной энергии

3. Выделении углекислого газа в атмосферу

4. Поглощении воды и минеральных веществ

Объяснение: растения и космос соединяет солнечный свет, поглощаемый растениями и перерабатываемый в энергию химических связей (основа процесса фотосинтеза). Правильный ответ - 2.

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?

А. Благодаря фотосинтезу растения обеспечивают себя и все живое на Земле необходимыми органическими веществами и кислородом.

Б. Фотосинтез - процесс синтеза органических соединений из неорганических за счет химической энергии, получаемой при окислении неорганических веществ.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: А - верно (отражена суть фотосинтеза), Б - неверно, так как данный процесс происходит за счет переработки солнечной энергии в энергию химических связей. Правильный ответ - 1.

Задание №26.

По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1. Питаются готовыми органическими веществами

2. Имеют клеточное строение

3. Растут в течение всей жизни

4. Имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5. Всасывают питательные вещества поверхностью тела

6. Имеют ограниченный рост

Объяснение: и грибы и животные питаются готовыми органическими веществами и имеют клеточное строение. Но грибы, в отличие от животных, растут в течение всей жизни, имеют тело, состоящее из гиф и всасывают питательные вещества всей поверхностью тела. Правильный ответ - 3, 4, 5.

Задание №27.

Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой мускулатуры, в организме человека

1. Состоит из многоядерных клеток

2. Состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3. Обладает большей скоростью сокращения

4. Составляет основу скелетной мускулатуры

5. Располагается в стенках внутренних органов

6. Сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

Объяснение: гладкая мускулатура состоит из одноядерных вытянутых клеток, иннервируется вегетативной нервной системой (без нашего желания), располагается в стенках внутренних органов, сокращается медленно, ритмично, непроизвольно. Правильный ответ - 2, 5, 6.

Задание №28.

Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфоза?

1. Наличие двойного оплодотворения у цветковых растений

2. Образование корней у папоротникообразных

3. Снижение испарения путем образования воскового налета на листьях

4. Усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5. Защита семени в плодах у покрытосеменных растений

6. Сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Такими прогрессивными изменениями являются: наличие двойного оплодотворения цветковых растений (что дает образование сочного плода и способствует распространению семян), образование корней у папоротников, по сравнению с мхами (у них ризоиды) и защита семени в плодах у покрытосеменных растений (по сравнению с голосеменными). Правильный ответ - 1, 2, 5.

Задание №29.

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

Характеристика Вид обмена

А. Окисление органических веществ 1. Пластический обмен

Б. Образование полимеров из мономеров 2. Энергетический обмен

В. Расщепление АТФ

Г. Запасание энергии в клетке

Д. Репликация ДНК

Е. Окислительное фосфорилирование

Объяснение: пластический обмен - процесс образование сложных молекул из простых (полимеров из мономеров). Энергетический обмен - процесс распада сложных органических молекул с выделением энергии. Поэтому к энергетическому обмену отнесем окисление органических веществ, запасание энергии в клетке и окислительное фосфорилирование. Все остальное относится к пластическому обмену. Правильный ответ - 211212.

Задание №30.

Установите соответствие между особенностью развития растений и отделом, для которого она характерна.

Особенность развития Отдел растений

А. Взрослое растение - гаметофит 1. Моховидные

Б. В цикле развития доминирует спорофит 2. Папоротниковидные

В. Образование спор происходит в коробочках

Г. Споры формируются на нижней стороне листьев

Д. При смене поколений образуется заросток

Е. Споры прорастают в зеленую нить

Объяснение: рассмотрим жизненные циклы обоих отделов.

Моховидным характерно наличие гаметофита (взрослого растения), образование спор в коробочках и прорастание спор в зеленую нить. Все остальное - признаки папоротников. Правильный ответ - 121221.

Задание №31.

Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме и его видом.

Признак Вид регуляции

А. Доставляется к органам кровью 1. Нервная

Б. Большая скорость ответной реакции 2. Гуморальная

В. Является более древней

Г. Осуществляется с помощью гормонов

Д. Связана с деятельностью эндокринной системы

Объяснение: нервная регуляция осуществляется посредством нервной системы, при этом имеет большую скорость ответной реакции (так как сигнал идет при помощи нервных импульсов), является более древней (нервные клетки появились у очень древних и не высоко организованных животных). Все остальное относится к гуморальной (гормональной) регуляции, которая осуществляется при помощи гормонов - активных веществ крови, выделяемых железами внутренней секреции. Правильный ответ - 21122.

Задание №32.

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.

Организмы Направления эволюции

А. Страус эму 1. Биологический прогресс

Б. Дождевой червь 2. Биологический регресс

В. Домовая мышь

Г. Комнатная муха

Д. Уссурийский тигр

Объяснение: Биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому к прогрессивным видам отнесем дождевого червя, домовую мышь и комнатную муху, так как численность этих видов только возрастает, а численность страусов эму и уссурийских тигров сокращается, поэтому им свойственен биологический регресс. Правильный ответ - 21112.

Задание №33.

Установите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с яйца.

1. Выход личинок из яйца

2. Попадание яиц в организм человека

3. Продвижение личинок по дыхательным путям к глотке

4. Внедрение личинок в стенку кишечника и попадание их в кровь

5. Попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву

6. Развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл человеческой аскариды.

Итак, яйца аскариды попадают в организм человека, там они выходят из яиц и попадают в кишечник, где прободают стенку кишечника и по крови проникают в легкие, затем человек откашливает личинок и они снова оказываются в ЖКТ, где в тонком кишечнике аскарида достигает половозрелости и, затем, оплодотворенные яйца снова выходят в почву и цикл начинается заново. Правильный ответ - 214365.

Задание №34.

Биологическое разнообразие - основа устойчивости природных экосистем на земном шаре. Назовите наиболее устойчивую экосистему Земли и причины ее устойчивости.

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ.

Задание №35.

Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей, системы органов и структуры формируются из него?

Объяснение: на рисунке вопросительным знаком обозначена эктодерма - наружный зародышевый листок. Из него формируется эпителиальная ткань (эмаль зубов, эпидермис, ногти, волосы, сальные и потовые железы и т.д.) и нервная система.

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В жизненном цикле цветковых растений преобладающим поколением является спорофит. 2. Ядро генеративной клетки делится мейозом, формируя два спермия. 3. Мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном, состоящим из генеративной и вегетативной клеток. 4. В процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с двумя ядрами центральной клетки, образуя гаплоидный эндосперм. 5. Женский гаметофит представлен гаплоидной яйцеклеткой.

Объяснение: 2 - ядро генеративной клетки делится митозом, а не мейозом. 4 - в процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй сливается с еще одной клеткой (из которой впоследствии образуется околоплодник). 5 - женский гаметофит представлен не гаплоидной яйцеклеткой, а восьмиядерным зародышевым мешком.

Задание №37.

Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: 1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища.

Задание №38.

Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей со средним значением признака.

Объяснение: форма отбора, при которой сохраняются особи со средним значением признака, называется стабилизирующей. Она характерна для популяций, живущих в постоянных условиях среды. При этом не выживают особи с отклоняющимся от среднего значением признака и различными мутациями, а также формируется популяция, наиболее приспособленная к данным условиям среды и стабильная в этих условиях.

Задание №39.

В синтезе белка последовательно участвовали тРНК с антикодонами АЦА, АУГ, ГУА. Определите состав молекулы ДНК и РНК.

Объяснение: запишем состав молекул тРНК, иРНК и ДНК.

ДНК: АЦА АТГ ГТА

иРНК: УГУ УАЦ ЦАУ

тРНК: АЦА АУГ ГУА

Задание №40.

У человека имеется два вида слепоты, и каждая определяется своим рецессивным аутосомным геном, которые не сцеплены. Какова вероятность рождения слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты и оба дигомозиготны? Какова вероятность рождения слепого ребенка, если оба родителя дигомозиготны и страдают разными видами наследственной слепоты?

Объяснение:

Первое скрещивание:

Р: ААвв х ААвв

Г: Ав х Ав

F1: ААвв - слепой ребенок.

Проявляется закон единообразия. Вероятность рождения слепого ребенка - 100%.

Второе скрещивание:

Р: ААвв х ааВВ

Г: Ав х аВ

F1: АаВв - здоровый ребенок.

Проявляется закон единообразия. Оба вида слепоты отсутствуют. Вероятность рождения слепого ребенка - 0%.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса Вариант 1

1. Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции.

А. приспособленность организма к окружающей среде

Б. геологическое преобразование Земли

В. возникновение новых штаммов вирусов

Г. вымирание неприспособленных к условиям среды видов

Д. возникновение этносов

Е. возникновение письменности

2. Выберите три признака, которые характеризуют мутации:

А) Имеют приспособительный характер

Б) Передаются по наследству

В) Носят случайный характер

Г) Не передаются по наследству

Д) Не затрагивают генотип

Е) Изменяется генотип

3. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические

а. Химический состав воды

б. Разнообразие планктона

в. Наличие в воздухе бактерий

г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

д. Засоленность почвы

е. Скорость течения воды

1. Абиотические факторы

2. Биотические факторы

4. Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

Организмы

Направления эволюции

А. Страус эму

Б. Серая крыса

В. Домовая мышь

Г. Синезеленые (цианобактерии)

Д. Орел беркут

Е. Уссурийский тигр

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

5. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют.

Признаки:

Критерии вида:

а. тело покрыто мантией

б. раковина имеет две створки

в.обитает в пресных водоёмах

г.кровеносная система незамкнутая

д. питается водными микроорганизмами

е. личинка развивается в воде

1) экологический

2) морфологический

6. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

Тля

Паук

Божья коровка

Грач

Черемуха Ответ______________

7. Установите хронологическую последовательность антропогенеза

Человек умелый

Человек прямоходящий

Дриопитек

Неандерталец

Кроманьонец. Ответ______________

8. Вставь-те в текст «Ла-мар-кизм» про-пу-щен-ные тер-ми-ны из пред-ло-жен-но-го пе-реч-ня, ис-поль-зуя для этого чис-ло-вые обо-зна-че-ния. За-пи-ши-те в текст цифры вы-бран-ных от-ве-тов, а затем по-лу-чив-шу-ю-ся по-сле-до-ва-тель-ность цифр (по тек-сту) впи-ши-те в при-ведённую ниже таб-ли-цу.

Ла-мар-кизм

Ла-мар-кизм — эво-лю-ци-он-ная кон-цеп-ция, ос-но-вы-ва-ю-ща-я-ся на тео-рии, вы-дви-ну-той в на-ча-ле XIX века _________(А) в трак-та-те «Фи-ло-со-фия зоо-ло-гии». В ши-ро-ком смыс-ле к ла-мар-кист-ским от-но-сят раз-лич-ные эво-лю-ци-он-ные тео-рии, воз-ник-шие в XIX — пер-вой трети XX веков, в ко-то-рых в ка-че-стве ос-нов-ной____________(Б) силы эво-лю-ции рас-смат-ри-ва-ет-ся внут-рен-нее стрем-ле-ние к__________(В). Как пра-ви-ло, боль-шое зна-че-ние в таких тео-ри-ях придаётся и вли-я-нию__________(Г) ор-га-нов на эво-лю-ци-он-ные судь-бы ор-га-низ-мов, по-сколь-ку пред-по-ла-га-ет-ся, что по-след-ствия упраж-не-ния и не-упраж-не-ния могут пе-ре-да-вать-ся по_________________(Д).

Пе-ре-чень тер-ми-нов:

1) ста-би-ли-зи-ру-ю-щий

2) дви-жу-щий

3) на-след-ство

4) упраж-не-ние

5) про-гресс

6) Ла-марк

7) Лин-ней

8) Дар-вин

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

9. Най-ди-те ошиб-ки в при-ведённом тек-сте. Ука-жи-те но-ме-ра пред-ло-же-ний, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны, ис-правь-те их. Со-глас-но ос-нов-ным по-ло-же-ни-ям син-те-ти-че-ской тео-рии эво-лю-ции:

1. Ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит на-след-ствен-ная из-мен-чи-вость, то есть му-та-ции и ком-би-на-ции генов. 2. Дви-жу-щи-ми си-ла-ми эво-лю-ции яв-ля-ют-ся из-ме-не-ние ге-но-фон-да по-пу-ля-ции и воз-ник-но-ве-ние при-спо-соб-лен-но-сти ор-га-низ-мов к усло-ви-ям су-ще-ство-ва-ния. 3. На-прав-ля-ю-щий фак-тор эво-лю-ции - есте-ствен-ный отбор, ос-но-ван-ный на со-хра-не-нии и на-коп-ле-нии на-след-ствен-ных из-ме-не-ний ор-га-низ-ма. 4. Наи-мень-шая эво-лю-ци-он-ная еди-ни-ца - вид. 5. Эво-лю-ция имеет по-сте-пен-ный и дли-тель-ный ха-рак-тер. 6. Ви-до-об-ра-зо-ва-ние как этап эво-лю-ции на-зы-ва-ет-ся мак-ро-э-во-лю-ци-ей

1.________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________________

10. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о функ-ци-ях жи-во-го ве-ще-ства в био-сфе-ре?

А. Га-зо-вая функ-ция жи-во-го ве-ще-ства свой-ствен-на в эко-си-сте-ме толь-ко про-ду-цен-там.

Б. Кон-цен-тра-ци-он-ная функ-ция жи-во-го ве-ще-ства со-сто-ит в вы-де-ле-нии ор-га-низ-ма-ми ко-неч-ных про-дук-тов жиз-не-де-я-тель-но-сти.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса

Вариант 2

Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________

1. Выберите три правильных ответа. Результатом эволюции является:

появление новых сортов растений

появление новых видов в изменившихся условиях

выведение новых пород

формирование новых приспособлений в изменившихся условиях

сохранение старых видов в стабильных условиях

получение новых пород кур

2. Вы-бе-ри-те по-ло-же-ния, от-но-ся-щи-е-ся к син-те-ти-че-ской тео-рии эво-лю-ции.

Ответ за-пи-ши-те циф-ра-ми без про-бе-лов.

1. эле-мен-тар-ной еди-ни-цей эво-лю-ции яв-ля-ет-ся по-пу-ля-ция

2. вли-я-ние внеш-ней среды на-прав-ле-но на раз-ви-тие по-лез-ных при-зна-ков

3. есте-ствен-ный отбор - глав-ная при-чи-на ви-до-об-ра-зо-ва-ния и раз-ви-тия адап-та-ций

4. ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит мо-ди-фи-ка-ци-он-ная из-мен-чи-вость

5. эле-мен-тар-ной еди-ни-цей эво-лю-ции яв-ля-ет-ся вид

6. ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит му-та-ци-он-ная и ком-би-на-ци-он-ная из-мен-чи-вость

3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

а) Личинка живет в воде

б) Тело уплощено

г) Питается тканями хозяина

д) Имеет две присоски

е) Пищеварительная система имеет ротовое отверстие

1) Морфологический

2) Экологический

4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование .

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

а) растения одного вида вытесняют друг друга

б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

в) семена погибают от сильных заморозков и засухи

г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

д) люди, машины вытаптывают молодые растения

е) большое количество елей мешают росту сосны

1) Внутривидовая

2) Межвидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

5. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции

а) Многообразие видов

б) Ограниченный ареал

в) Небольшое число видов

г) Широкие экологические адаптации

д) Широкий ареал

е) Уменьшение числа популяции

1) Биологический прогресс

2) Биологический регресс

. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

Жук жужжелица

Липа

Гусеницы

Сова

Синица. Ответ______________

7. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле

Цветковые

Папоротникообразные

Псилофиты

Водоросли Ответ______________

8. Вставь-те в текст «Дар-ви-низм» про-пу-щен-ные тер-ми-ны из пред-ло-жен-но-го пе-реч-ня, ис-поль-зуя для этого чис-ло-вые обо-зна-че-ния. За-пи-ши-те в текст цифры вы-бран-ных от-ве-тов, а затем по-лу-чив-шу-ю-ся по-сле-до-ва-тель-ность цифр (по тек-сту) впи-ши-те в при-ведённую ниже таб-ли-цу.

Дар-ви-низм

Дар-ви-низм — по имени ан-глий-ско-го на-ту-ра-ли-ста _________(А) — на-прав-ле-ние эво-лю-ци-он-ной мысли, при-вер-жен-цы ко-то-ро-го со-глас-ны с ос-нов-ны-ми иде-я-ми Дар-ви-на в во-про-се эво-лю-ции, со-глас-но ко-то-рым глав-ным ___________(Б) эво-лю-ции яв-ля-ет-ся _______________(В) отбор. В ши-ро-ком смыс-ле не-ред-ко (и не со-всем пра-виль-но) упо-треб-ля-ет-ся для обо-зна-че-ния эво-лю-ци-он-но-го уче-ния или эво-лю-ци-он-ной био-ло-гии в целом. Дар-ви-низм про-ти-во-по-став-ля-ют идеям ____________(Г) ко-то-рый счи-тал, что ос-нов-ной дви-жу-щей силой эво-лю-ции яв-ля-ет-ся при-су-щее ор-га-низ-мам стрем-ле-ние к _____________(Д).

Пе-ре-чень тер-ми-нов

1) свой-ство

2) фак-тор

3) со-вер-шен-ство

4) ис-кус-ствен-ный

5) есте-ствен-ный

6) Ла-марк

7) Лин-ней

8) Дар-вин

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

9. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.

2. Биотические факторы - это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.

3. Антропогенные факторы - влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.

5. Каннибализм - форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

1._________________________________________

2.____________________________________

3.________________________________________

10. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о живом ве-ще-стве в био-сфе-ре?

А. Живое ве-ще-ство пла-не-ты обес-пе-чи-ва-ет не-пре-рыв-ный кру-го-во-рот ве-ществ и пре-об-ра-зо-ва-ние энер-гии в био-сфе-ре.

Б. Живое ве-ще-ство рас-пре-де-ле-но в био-сфе-ре рав-но-мер-но, за ис-клю-че-ни-ем вод Се-вер-но-го Ле-до-ви-то-го оке-а-на.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

1 вариант

2 вариант

Авг

Бве

122211

212211

211122

123322

221211

122112

51324

23154

31245

54312

62543

82563

Всего максимально - 50 баллов

45-50 баллов - отметка 5

38-44 балла - отметка 4

25 -37 баллов - отметка 3

Менее 24 баллов - отметка 2.

Структура и содержание работы

Цель проведения: выявление уровеня освоения учащимися учебного материала курса "Общая биология" по итогам 11 класса

Ориентировочное время выполнения контрольной работы -40 минут.

Каждый вариант работы состоит из 10заданий, различающихся формами и уровнями сложности.

Задание 1,2 - выбор трех правильных ответов (0-3 балла)

Задание 3-5 -соответствие (0-5 баллов)

Задание 6-7 - последовательность(0-5 баллов)

Задание 8 - вписать термины (0-5 баллов)

Задание 9 - исправить ошибки в тексте (0-3 бпалла)

Задание 10 - выбрать один правильный ответ(0-1 балл)

Кодификатор

дела

контроли-

руемого

элемента

Номер вопроса в тесте

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Вид и его критерии

Популяции. Генетический состав и изменение генофонда популяций

Борьба за существование ее формы, Естественный отбор и его формы

Система растений и животных - отображение эволюции

Главные направления эволюции органического мира

Анторопогенез

Экосистема

Экологические факторы среды

Пищевые связи в экосистемах

Биосфера - глобальная экосистема

итоговой контрольной работы по биологии в 11__ классе Класс 11 " "

Ф.И.О. учителя ______________________

Дата проведения: " " _______________ 20 года

Количество обучающихся, выполнявших работу ______,

отсутствовали

Справились с контрольной работой на "5" чел. %

«2» _ __ чел. %

Не справились с работой чел. %

учащихся

Выполняли работу

Получили отметку

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....