Тема родины в лирике ахматовой. Тема родины в лирике ахматовой сочинение

Выполнила:,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 сУИО

Анпилогова Любовь АлександровнаП».

Г.Сорск, 2018


Введение:

2019 год будет годом 130-летия со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой.

«…Её поэзия близится к тому,

чтобы стать одним из символов

величия России».

Осип Мандельштам,

1916 год.


  • Годы жизни.
  • Название 1-го сборника.
  • Принадлежность к литературному направлению.
  • Кто стал критерием красоты и гармонии для поэтов данного направления?
  • Основная тема ранней лирики Ахматовой.

И замертво спят сотни тысяч шагов Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт. 9 июля 1959 Ленинград

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.


В лирике у Ахматовой «земная любовь» подразумевает и любовь к окружающему человека земному миру. звучат философские мотивы – размышления о смысле существования, о «жизни тленной… и прекрасной».

  • Я научилась просто, мудро жить,
  • Смотреть на небо и молиться Богу,
  • И долго перед вечером бродить,
  • Чтоб утомить ненужную тревогу.
  • Когда шуршат в овраге лопухи
  • И никнет гроздь рябины желто-красной,
  • Слагаю я веселые стихи
  • О жизни тленной, тленной и прекрасной.
  • Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
  • Пушистый кот, мурлыкает умильней,
  • И яркий загорается огонь
  • На башенке озерной лесопильни.
  • Лишь изредка прорезывает тишь
  • Крик аиста, слетевшего на крышу,
  • И если в дверь мою ты постучишь,
  • Мне кажется, я даже не услышу.
  • Май 1912 Флоренция

Тема любви:

В лирике Ахматовой тема Родины

неразрывно связана с темой любви.

Тема любви в её поэзии не ограничена

лишь изображением отношений любящих-

в ней всегда обнаруживается интерес

поэта к глубокому внутреннему миру

человека. Ранней любовной лирике

Ахматовой не свойственно изображение

романтически преувеличенных чувств,

которые «обесценивают всё обычное, простое и

земное». Ахматова, напротив, говорит о простом

и личном горе.


Ты знаешь, я томлюсь в неволе…

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,

О смерти Господа моля.

Но все мне памятна до боли

Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.

И осуждающие взоры

Спокойных загорелых баб.

Осень 1913 Слепнево


Творчество А.Ахматовой.

Творческие образы поэзии А.Ахматовой никогда

не жили своей собственной жизнью, а всегда

неизменно служили раскрытию лирических

переживаний поэта, его радостей, скорбей и

тревог. Немногословно и сдержанно выражала она все эти чувства. Лирика Ахматовой почти всегда сюжетна.

В ней очень мало отвлечённых слов. Её стихи не только

песни, но зачастую - новеллы со сложным и ёмким

сюжетом. В творчестве А. А. Ахматовой преобладают две темы: тема Родины и тема любви.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.


МОЛИТВА

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

1915 г.

Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.


Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны.

В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.


Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.


Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда»…

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух

1917 г.

  • Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
  • Каким образом выражена нравственная позиция автора?


Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслёзней.

Надменнее и проще нас. 1922 г.


Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут: слишком многое связывало их.

О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».


Личная тема стихотворений А.А.Ахматовой.

Личная тема и тема любви развиваются в стихах Ахматовой не

параллельно, а в неразрывном единстве. Так стихи 1921 года

отличаются суровым и высоким трагизмом, отмеченным расстрелом

Н.Гумилёва. Боль за сына, за судьбы близких ей людей прорывались

во многих стихах Ахматовой.

Заплаканная осень, как вдова,

В одеждах чёрных, все сердца туманит.

Перебирая мужчины слова,

Она рыдать не перестанет.

* * * * * * * * *

Разлучили с единственным сыном,

В казематах пытали друзей,

Окружили неведомым тыном

Крепко слаженной слежки своей.


А.Ахматова не принадлежала к поэтам,

которые «навзрыд сочиняют» стихи о

Родине, однако образ России – один из

ведущих в её творчестве. «Какую

значительную по своему гражданственному

смыслу и внутреннему своему масштабу

маленькую антологию можно было бы

составить, если собрать воедино всё

написанное ею о Родине, о родной земле»,-

заметил исследователь её творчества

В.Я.Виленкин.


В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.


Тема Родины в годы войны.

Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».В него вошли

стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период первой мировой войны. В годы

Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой.

«Она патриотка,- записал в дневнике писатель П.Лукницкий, посетивший А.Ахматову в

августе 1941 г.,-и сознание, что она сейчас душой вместе с народом, видимо, очень

ободряет её». В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 г., судьба родной

земли связывается с судьбой родного языка, родного слова.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя русская речь,

Великое русское слово.


Образ России в лирике А.Ахматовой.

В период 20-30-х годов в поэзии Ахматовой Журавль у ветхого колодца,

впервые появляется определение великая Над ним, как кипень, облака,

(озёра, степи, города и зори Родины великой). В полях скрипучие воротца,

Образ земли характеризуется святостью и чистотой, И запах хлеба, и тоска…

святость Русской земли подчёркивается эпитетами,

сближающими стихи Ахматовой.


«Поэт и Родина»:

Своеобразно решается Ахматовой проблема «поэт и Родина»:разлуку

с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых

трагических обстоятельствах- нравственным долгом.

А весёлое слово – дома -

Никому теперь не знакомо,

Все в чужое глядят окно.

Кто в Ташкенте, а кто в Нью-Йорке,

И изгнания воздух горький-

Как отравленное вино.

Ты знаешь, я томлюсь в

неволе,

О смерти господа моля.

Но всё мне памятна до

боли

Тверская скудная

земля…


Сравнительно-аналитические наблюдения: Тема Родины

Познакомившись с творчеством поэтессы, я попытался подсчитать, сколько раз слова Родина, Отчизна встречаются в стихах А.А.Ахматовой и других поэтов:

Поэты

А.А.Ахматова

Кол-во встречающихся слов:

Е.А.Баратынский

Родина

Отчизна

А.А.Фет


В 1910 – 1916 г. А.Ахматова выезжала в имение Гумилёвых – Слепнёво в

Тверской губернии. Там она пишет поэму «У самого моря», восходящую

к переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем,

где она проводила каждое лето.


Заключение:

Итак, образ родной земли является одним из ключевых

в поэзии Ахматовой, а само слово регулярно используется при обращении к теме России. Мотив Родины является одним из сквозных, он органически связывает произведения начала века и позднее творчество А.А.Ахматовой . Образ России, созданный в её стихах, развивает традиции русской классической поэзии .

Любовь в творчестве Ахматовой – это то, «что близко каждому, то, что переживает и понимает каждый».


Список использованной литературы:

1.Н.А.Николина.Язык художественных произведений.- М.,Рус. Речь,1982.

2.А.Л.Дмитриев.Для великой земной любви.- М.,Русская речь,1973.

3.А.М.Совокин.Горьковский университет.-Г., Государственный

университет,1879.

4.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- М. К и М,2009.

5.Н.В.Недоброво.Анна Ахматова.- М.,Русская речь,1915.

6 . Словарь языка поэзии(образный арсенал русской лирики конца XVIII

начала XXв), М., АСТ, Астель, 2004.

7.В.Я.Виленкин.В сто первом зеркале.-М., 1987.

8.Б.М.Эйхенбаум.О поэзии.-Л.,1969.

Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений. Каждое из них наполнено сильными эмоциями, изображёнными буквально несколькими штрихами.

Патриотизм Анны Андреевны прозвучал в нелёгкие годы начала XX века, когда за окном бушевала революция, обретала мощь нескончаемая война Тройственного союза с Антантой, а муж поэтессы - Николай Гумилёв - ушёл добровольцем на фронт. Вопрос: остаться на родине или переехать? - для многих был на повестке дня. В стихотворении «Когда в тоске самоубийства...» лирическая героиня тоже спрашивала себя: покинуть Россию или нет? Хотя голос искусителя очень убедительно призывал к побегу заграницу, истинная патриотка не покорилась. Со спокойствием и без усилий лирическая героиня закрыла уши руками, чтобы не осквернить свой дух недостойной речью.

В творении «Не с теми я, кто бросил землю...» Анна Ахматова тоже размышляет об эмигрантах и истинных патриотах. Лирическая героиня резко отделяет и противопоставляет себя и других оставшихся в России от людей, покинувших Родную страну. Нет ни обвинений, ни упрёков, лишь вечная жалость к бежавшим. Поэтесса сравнивает отсутствие патриотизма у беженцев с заключением, болезнью. Утешением для лирической героини является осознание, что благодарные потомки в будущем оценят поступки патриотов, не пожелавших бросить родную страну. Она не боится погубить молодость в чаду пожаров, не отклоняя ни одного удара противника.

Эмоциональность лирической героини заставляет испытать ситуацию нравственного выбора, задать вопрос самому себе: "Что избрал бы я при таких обстоятельствах?"

Сочинение Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах)

Впервые раскрытие темы Родины можно увидеть у А.Ахматовой в сборнике стихов «Белая стая», который публикуется в 1917 году. Это был сложный период, как для страны, так и для самой Анны, что существенно влияет на ее творчество. Стихи этого сборника пронизаны ощущением катастрофы в судьбе России. Ахматова, не влезая в политические дела, выражала свое отношение ко всему через стихи.

«Белая стая» - это стихи, в которых описана жертвенная любовь к Родине, в произведении «Молитва» прослеживаются сильные переживания за судьбу России, здесь видно, что Ахматова готова многим пожертвовать, чтобы что-то изменить в ее судьбе, хотя она и осознает, что очень оторвана от народа и желает слиться с ним. Меняется и сама стилистика стихотворений, они становятся очень строгими, сдержанными, иногда даже философскими.

В 1921 году публикуется еще один сборник стихов Ахматовой «Подорожник». Особенностью произведений здесь является то, что страшные события в жизни России, такие как революция и война осмысляются через личное отношение поэта. Многие поэты того времени уезжали из страны, Ахматова же не предала Родину и осталась. Она не воспевала революцию в своих стихах, но и ненависти в них не было, скорее, в них раскрывалась проблема нравственности людей и проблема их выбора. Ахматова все больше сливается с народом, в ее произведениях все чаще встречается местоимение «мы», она едина с патриотами, которые остались и не покинули Россию.

Очень сильно прослеживается связь с народом в поэме «Реквием», которая посвящена репрессированному народу. Повествование в ней соотносимо с историей России. Эта поэма не только самая личная, но и наиболее всеобщая. Здесь личное горе главной героини перекликается с горем тысяч женщин.

Все стихотворения Ахматовой, написанные в годы войны, наполнены настроением народа, сражающегося за Россию. Совсем исчезает из творчества поэта личная лирика. В своих произведениях Ахматова выражает веру в победу и огромную любовь к России. Цикл произведений «Ветер войны» наполнен восхищением мужеством и силой народа, но так же здесь описаны и чувства российских женщин и простых солдат.

Тема Родины терпит сложные изменения в произведениях Ахматовой, так же как и изменяется само понятие Родины для поэта. Изначально Родиной для Ахматовой было Царское Село, в котором проходило ее детство и юность. Позже Родиной для нее становится Петербург, а в годы войны и репрессий, Ахматова начинает ассоциировать себя, как частичку русского народа и считает Родиной уже всю страну.

Всю жизнь Ахматова переживает за судьбу России, она принимает все испытания и не жалеет, что не покинула Родину, уехав вслед за своими друзьями из страны.

Несколько интересных сочинений

  • Хрюмины в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Два второстепенных персонажа комедии Грибоедова «Горе от ума» показывают недостатки высшего общества, которые желал подчеркнуть автор комедии.

  • Критика о романе Дубровский Пушкина - отзывы современников

    Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт России, который стал эталоном для всех писателей, которые творили после его рождения. Он является создателем особо художественного языка, а его произведения вошли в самую великую классическую литературу.

  • Сочинение Доброта и жестокость

    Посмотрев на эти слова можно подумать, что это совершенно разные вещи. Но в жизни очень часто бывает так, что совершенно несовместимые вещи бывают вместе. А доброта и жестокость – это не исключение. Так почему же такие разные вещи встречаются вместе?

  • Образ и характеристика Мамы (Маменьки) в повести Детство Толстого сочинение

    Особое место в обосновании характера главного героя и неотъемлемой частью жизни является мать Николеньки Иртеньева

  • История создания произведения Островского Снегурочка

    Россия в середине 19 века по культурному уровню не уступала европейским странам. Общественность очень интересовала и собственная национальная культура. К теме русских народных сказок, не свойственной для него

Цель урока: развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой.

Оборудование урока: сборники стихов Ахматовой, ее портрет.

Методические приемы: проверка домашнего задания, анализ стихотворений, лекция с элементами беседы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают стихотворения наизусть. Затем вместе анализируем, обсуждаем результаты.

II. Слово учителя

На предыдущем уроке в числе других прозвучало стихотворение Ахматовой из сборника «Белая стая» «Молитва». Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы («Отыми и ребенка, и друга // И таинственный песенный дар») ради того, «Чтобы туча над темной Россией // Стала облаком в славе лучей».

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось, а часто и противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев. В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован ее единственный сын, Лев Гумилев. Вскоре освобожденный, он вновь был арестован. Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе. Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении А. Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен.

Только в годы «оттепели», с середины 50-х годов, на страницах периодики стали снова появляться стихи Ахматовой, вышло несколько ее сборников.

В последние годы жизни поэзия Ахматовой получила мировое признание. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина» в Италии, в 1965 г. - почетным доктором Оксфордского университета в Англии. В 1966 году А. А. Ахматова умерла.

На родине творчество Ахматовой снова стало широко известно только в 80-е годы ХХ века, когда массовыми тиражами стали издаваться сборники ее стихотворений, когда вышел, наконец, из забвения ее «Реквием».

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В каком стиле написано это стихотворение?

(Оно выдержанно в высоком стиле: старославянизм «не внемлю», «песен... не дам» в значении «не буду посвящать стихов», слова «растерзание», «изгнанник» и др.)

Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

(Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. «Бросившие землю» (первая строфа) и «изгнанники» (вторая строфа) разные люди, и отношение автора к нам различно. К первым сочувствия нет. «Но вечно жалок мне изгнанник, / Как заключенный, как больной». Можно предположить, что имеются ввиду, литераторы и философы, высланные из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента (позднейшая дата «Июль 1922», вероятно, - маскировочная: высылка состоялась в августе). Однако судьба оставшихся, жалеющих тех, кто изгнан («Темна твоя дорога, странник, / Полынью пахнет хлеб чужой»), не лучше: «Мы ни единого удара / Не отклонили от себя». Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически оправдан будет каждый час» мученической жизни.)

Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Ее патриотические стихи тех лет - вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.

III. Чтение и анализ стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно...»

Прочитаем стихотворение «Мне был. Он звал утешно...» и ответим на вопросы:

Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?

Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Какими художественными средствами создается тональность произведения?

В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива (резко обличительное по характеру произведение). Подтвердите или опровергните это мнение.

Революционная Россия в этом стихотворении - «край, глухой и грешный», окровавленный и порытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в композиционно выделенном катрене: готовность к худшему, невозможность поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться - значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и стыд, и скорбь. В первой части стихотворения стиль библейский, пророческий, размеренный, директивный, он создается неторопливым, торжественным ритмом, глаголами повелительного наклонения, анафорой (единоначатием строк), синтаксическим параллелизмом, настойчиво диктующими волю «голоса». Последнее четверостишие передает одно движение, спокойное, гордое: «руками я замкнула слух»; ни возмущения, ни прямого обличения нет - недостойно «скорбному духу» даже слушать подобные речи.

IV. Чтение и анализ стихотворения «Все расхищено, предано, продано...»

Прочитайте стихотворение «Все расхищено, предано, продано...».

Как рисуется образ родины, каково настроение этого произведения? От какого лица идет речь?

Картина разрушения, «черной смерти», «голодной тоски» в первых трех строчках противопоставлена всему остальному стихотворению, его светлой интонации, настроению надежды. «Чудесное» преображает и «развалившиеся грязные дома». Настроение стихотворения создается высокой лексикой: «светло», «небывалый» «созвездьями», «прозрачных «небес», «чудесное», «желанное», риторическим вопросом. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.

V. Слово учителя

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Как решается образ родины в стихотворении «Мужество»?

Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» - это голос все го народа, объединенного Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Всей жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика - это деталь, подробность ее судьбы. В 1961 году она пишет стихотворение «Петербург в 1913 году», как бы связывая нить времен:

За заставой воет шарманка,

Водят мишку, пляшет цыганка

На заплеванной мостовой.

Паровик идет до Скорбящей,

И гудочек его щемящий

Откликается над Невой.

В черном ветре злоба и воля.

Тут уже до Горячего Поля,

Тут еще чудеса похлеще.

Но уйдем - мне некогда ждать.

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.


Похожая информация.


Но ложимся в нее

и становимся ею -

оттого и зовем так

свободно - свою...

"Родная земля" 1961г

На протяжении многих лет поэты обращаются к теме Родины, либо восхваляя ее красоту и силу, то, наоборот, относясь с критикой ко всем ее составляющим. Затрагиваю тему Родины в творчестве поэтов и писателей России, нельзя обойти стороной Анну Андреевну Ахматову (Горенко), большинство стихотворений которой посвящены тяжелому времени родной страны, ведь она не покинула ее в этот момент, а продолжила быть верной России, стойко выдержав все испытания. Многие поэты того времени были вынуждены покинуть страну, но Ахматова не могла допустить столь грешной мысли. Она была " не с тему, что бросил землю...".

если проследить по хронологии, можно заметить, как меняется слог Ахматовой, как ее переживание сливаются в одно страстное желание быть чем-то полезной для Родины.

Ее стихотворения полны патриотизма, даже голод и разрух не могут заставить ее отречься от решения поддержать родную страну. Сквозь годы гражданский войны и революций она проходит, ни разу не ударив в грязь лицом. Ахматова достойно несет свое призвание, за что и заслуживает почтение в нынешнее время.

Мужество поэтессы потрясает. В 30е годы, в годы жестких репрессий, под арест попадают ее муж и сын. Да что там говорить, она и сама стойко ожидает свой арест, сталкивая с жестокой критикой.

Своего апогея творчество Ахматовой достигает как раз в годы репрессий. Женщина пишет поэму "Реквием", строки которой насквозь пронизаны болью и отчаянием.

Она пишет от лица тысяч советский вдов. Здесь образ главной героини принимает обобщенный характер, выплескивая всеобщее чувство безнадежной тоски. Идея поэмы возникла у Ахматовой, когда она отстаивала очередь, чтобы передать коробку с продовольствием для сына. В этой поэме все горе разбитой на части России достигает огромных высот. Поэма писалась очень долго, ведь она должна была вместить в себя две разные эпохи российской жизни - царскую и советскую.

Тема Родины в творчестве Ахматовой переживает сложную эволюцию. Сначала она пишет о Царском Селе - месте, где прошло ее детство и юношество. Потом родина перебирается в Ленинград. И уже в годы войны и репрессий Ахматова по-настоящему сближается с народом, чувствует то, что чувствует страна, переводит это все на бумагу и называет Родиной страну, в которой живет ее народ. К концу своей жизни Анна говорит о России, как о русской земле.

В течение своей жизни Ахматова переживает и страдает за Россию. Каждый раз - по-разному, что вносит в ее творчество характерное разнообразие.

I. Творчество Анны Ахматовой довольно долго оценивалось как «женская поэзия», замкнутая в узком мире любовных переживаний. Современники видели в ее ранних стихах своеобразный лирический дневник.

Ахматова не принадлежала к поэтам, которые клянутся в своей любви к Родине «навзрыд», однако образ России- один из ведущих в ее творчестве. Если собрать воедино все написанное ею о Родине, о родной земле, можно составить значительную по своему гражданскому смыслу антологию.

II. Тема Родины одна из традиционных тем русской поэзии, для которой характерны такие образные параллели: - мать, Россия - невеста (жена), Россия - сфинкс, Россия - огневая стихия и т. д. Традиционной является и связь образа России с образами дороги, дали, простора, ветра, песни. Ахматова дополняет их образами колокольного звона (колокольни).

III. В стихотворении «Родная земля» (1961) происходит своеобразная перекличка с лермонтовской «Родиной».

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем...

В основе ахматовского понятия Родина - образ земли.

Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно своею.

В последнем двустишии сопоставление «мы - земля» утверждает глубинную нерасторжимую связь русского человека с родной землей. Связь эта осмысляется поэтом как трагическая - связь смерти и страдания, требующей «бесслезной стойкости», и поэтому особенно прочной. Эпиграф, взятый из стихотворения 1922 г., подчеркивает единство темы Родины в лирике поэта.

IV. Образ Родины связан с темой земли. Образ земли в поэзии Ахматовой характеризуется святостью и чистотой. Он -один из ключевых в поэзии Ахматовой. Тема Родины в лирике Ахматовой, однако, не статична, ее развитие отражает эволюцию творчества поэта. Истоки ее - в стихотворении «Ты знаешь - я томлюсь в неволе...», написанном в 1913 г. на основе впечатлений от Слепнева:

Но все мне памятна до боли

Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба и тоска...

Образ России усложняется и получает дальнейшее развитие в стихотворении «Плотно сомкнуты губы сухие» (мотив страдания и нищеты, народной судьбы и пламенной веры).

В годы Первой мировой войны появляется беспримерное по силе любви к родной земле стихотворение «Молитва» (1915), выражающее высшую степень самоотречения:

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

V. Истинный патриотизм, присущий творчеству Ахматовой, особенно ярко проявился в ее послереволюционной лирике («Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам...»). В то же время в лирике Ахматовой 20-:ЗОтХ годов глубоко трагичен. В этот период впервые появляется определение «великая» в ее поэзии («И зори Родины великой»), но одновременно сквозными образами ее лирики становятся образы смерти, боли, крови и страдания.

В 30-40-е годы усиливается роль исторических параллелей и образов, связанных с историей. Ахматова рассматривает историю как постоянное «перетекание» настоящего в прошлое, что придает стихам внутренний драматизм и трагическую напряженность («Северные элегии»).

VI. Своеобразно решается Ахматовой проблема «Поэт и Родина»: разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах - нравственным долгом:

Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух.

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Мотив нерасторжимой близости поэта с Родиной сохраняется и в поздней лирике Ахматовой:

Что ж, прощай.

Я живу не в пустыне.

Ночь со мной и всегдашняя Русь.

Слово «Русь», редкое у Ахматовой, - знак неразрывной связи прошлого и настоящего России.

VII. В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942г., судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

VIII. Мотив Родины, русской земли, ее судьбы, ее культуры и историй является одним из сквозных в поэзии Ахматовой. Он органически связывает ее произведения начала века и позднее творчество. Образ России, созданный в ее стихах, развивает традиции русской классической поэзии, поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ Родины В Творчестве Анны Ахматовой . И в закладках появилось готовое сочинение.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....