Стихотворение И.Бунина «Одиночество» на уроке русского языка. Художественно-изобразительные средства стихотворения И

Тема стихотворения Бунина «Одиночество» – также прощание с любимой женщиной. Стилевая доминанта – особого рода психологизм, основанный на подтексте, на косвенном воспроизведении душевных движений. В нем уже явственно ощущается поэтика рубежа веков: такой психологизм оказывался возможен только после художественных открытий Достоевского, Чехова, Тютчева, Анненского и др.

Прямое изображение душевных процессов в стихотворении встречается лишь однажды («И мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму»), в остальном же внутреннее состояние передается косвенно, через систему внешних деталей, ритмику, прием умолчания и т.п. Эмоциональный тон задает образная заставка в первой строфе: через изображение природы чувствуется определенный психологический настрой. Образы природы затем будут поддерживать эту тональность на протяжении всего стихотворения. Психологическое изображение двупланово – на первый взгляд внутреннее состояние лирического героя можно охарактеризовать как уныние, элегическое смирение перед неизбежным (дважды повторенное «Что ж...»).

Кажется, что лирический герой смирился с разлукой, успокоился. Но через отдельные психологические детали и еще больше через умолчание пробивается более глубокий пласт душевной жизни – боль, загнанная внутрь. Динамика стихотворения строится на психологической борьбе, на попытке подавить чувство горечи и, может быть, отчаяния, сжиться с ним, успокоиться. Эта психологическая борьба выходит наружу в опорных точках композиции – там, где Бунин дает читателю более или менее прямые указания на психологическое состояние («Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один – без жены...», «Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить»). Особенно же четко эмоциональная неоднозначность внутреннего мира, заложенная в подтексте и «реконструируемая» читателем, выступает в концовке стихотворения, где боль одиночества скрыта под нейтральными, внешне спокойными фразами. Двуплановость психологического мира отражается и в одном из самых мощных средств подтекстового психологического изображения – в темпоритме фразы.

Стихотворение написано трехсложным размером, его ритмической основой является трехстопный анапест – один из самых элегических размеров русской поэзии, великолепно передающий тоску и уныние в своем неторопливом ритме с безнадежными ударениями на конце стопы (и – обратим внимание – и абсолютном конце стихотворных строк. В бунинском стихотворении только мужские рифмы; на создаваемое этим приемом ощущение тяжести, мрачности, безнадежности указывал еще Белинский в анализе лермонтовской поэмы «Мцыри»).

Но стихотворение написано не чистым анапестом: первые строчки каждого четверостишья и третьи в первой – третьей строфе – трехстопный амфибрахий, а это ломает ритм (не слишком резко – ведь амфибрахий тоже трехсложный размер и замена им анапеста в данном стихотворении воспринимается, пожалуй, как потеря начального безударного слога в строке анапеста), показывая тем самым, что внутренняя жизнь героя далеко не так монотонна, как кажется на первый взгляд.

Элегия, уныние предполагают успокоенность, в стихотворении же Бунина перед нами лишь желание успокоиться, перевести душевную боль и надрыв в элегическую тональность, на самом же деле для нее еще не настало время, потому что еще слишком свежа душевная рана. Тот же принцип психологического подтекста осуществляется и на уровне художественной речи: стилистика стихотворения сдержанная, в основном нейтральная, стилевая доминанта – номинативность. И это так и должно быть, поскольку психологизм здесь подтекстовый, а не напоказ, сам переживания предполагает сдержанное выражение, чувство прячется, и на поверхности остается спокойствие. Перед нами характерный для Бунина реалистический стиль конца XIX – начала XX в., основанный, как уже говорилось, на достижениях психологизма русской классической литературы.

Одним из ключевых направлений в творчестве великого русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина было раскрытие темы одиночества. Многие лирические герои его творений знакомы с этим чувством. Они стали зеркалом души автора, который долгое время прожил в одиночестве, был не понятым ни у себя на родине, ни за ее пределами.

Вчитываясь в строки стихотворения «Одиночество», складывается впечатление, что оно носит автобиографичный характер, но это не так. Свое творение Иван Алексеевич посвятил своему близкому другу Петру Нилусу, который был одесским художником по прозвищу «поэт живописи».

Работу над стихотворением «Одиночество» Бунин начал в 1903 году, находясь в Константинополе. Стоит отметить, что хотя этот отрезок времени является одним из самых плодотворных в творчестве автора, эго душа была наполнена грустью и печалью. Иван Алексеевич так же, как и герой его творения страдал от одиночества. Именно поэтому, посвящая «Одиночество» своему другу, Бунин словно объединяет его судьбу со своей и говорит, что одиночество это удел всех талантливых людей, которые остаются непонятыми даже близкими и родными людьми.

Перед отъездом в Константинополь, Иван Алексеевич пережил личную драму, расставание с любимой супругой Анной Цакни. Это событие не могло пройти не замеченным и нашло свое отражение в творчестве поэта и писателя.

Так, не смотря на то, что работа над стихотворением «Одиночество» велась в знойный летний день, его строки пропитаны осенней сыростью и холодным ветром. Мы видим, как герой произведения остается один в дачном домике, его душа наполнена болью расставания. Каждая строчка стихотворения лишь усиливает эти чувства.

Дальше перед нами открывается история разрыва героя стихотворения с его любимой женщиной. Виной всему стала потеря заинтересованности и увлечения любимым человеком. Результатом всему стало серое одиночество.

Нужно отметить, что герой стихотворения воспринимает свое одиночество, как свершившийся факт и ни чего не пытается изменить. Он не пробует вернуть свою возлюбленную, не пытается заговорить с ней. Она уходит под шум осеннего ветра. У героя произведения остается лишь одна надежда о том, что скоро придет весна, и дачный городок вновь наполнится голосами.

Стоит отметить, что герой стихотворения не торопит время, он покорно и безразлично воспринимает все, что приготовила ему судьба.

Бунин заканчивает свое произведение словами о том, что неплохо было бы завести собаку. Этим он намекает на то, что животное ни когда не бросит своего хозяина.

Одиночество - одна из ведущих проблем творчества И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноименном стихотворении, которое изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1903 г. летом, когда поэт пребывал в Константинополе, посвящено Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя, именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы, можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ и перекрестная АВАВ.

Метафоры «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

Тема

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения - лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла» . Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один - без жены…» .

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер - затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Композиция

Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.

Жанр

Жанр произведения - элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер - трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы - мужские.

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры - «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты - «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации : «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила - и стал ей чужой».

Стихотворение И.Бунина «Одиночество»
на уроке русского языка

Цели урока:

1. Подготовка к написанию анализа стихотворения.

2. Совершенствование навыков анализа текста.

3. Развитие речи учащихся.

4. Воспитание бережного и внимательного отношения к слову.

Домашнее задание к уроку: 1) повторить понятия метафора, синекдоха, градация, оксюморон, многосоюзие, риторическое восклицание, фигура умолчания; 2) индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Бунина «Одиночество».

На уроке у каждого учащегося на столе стихотворение И.Бунина.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
///// Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
///// До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
///// Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…

Сегодня идут без конца
///// Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
///// Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:



Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Примерный план анализа стихотворения:

1) Образы, ассоциации, вызванные чтением стихотворения.

2) Основные темы стихотворения. Языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические и т.д.), помогающие привлечь внимание читателя к теме.

3) Образы (звуковые, зрительные и т.д.), их роль. Языковые средства, создающие образы.

4) Композиционные особенности стихотворения. Части лирического сюжета.

5) Чувства лирического героя (назвать). Развитие чувств (если есть). Языковые средства, помогающие выразить чувства лирического героя.

6) Характер лирического героя (назвать черты характера). Языковые средства, способствующие созданию характера героя.

7) Особенности ритмической организации стихов, строфики, рифмовки и т.д. (если есть).

9) Отношение читателя к произведению, к авторской позиции. (Какие мысли, чувства вызывает у читателя это стихотворение?)

ЭТАПЫ УРОКА

I. Работа с текстом по вопросам учителя.

II. Работа над вступлением и заключением.

III. Примерный анализ стихотворения.

Одиночество… Наверное, это чувство разобщенности с людьми, оторванности от мира время от времени посещает каждого, поэтому тема стихотворения близка многим читателям.

Герой стихотворения, переживая разрыв с любимой, чувствует себя не просто покинутым, но одним во всем мире (в трех строфах стихотворения повторяется слово один), причем этот мир враждебен лирическому герою.

Прошлое, настоящее и будущее переплетены в бунинском произведении, и это чередование времен лежит в основе композиции стихотворения (первая строфа – сегодня, сейчас, четыре строки второй строфы – вчера , две последние строки второй строфы – завтра ; третья строфа – сегодня , четыре строки четвертой строфы – вчера , две последние строки четвертой строфы – завтра ).

Можно отметить, что в первой и третьей строфах на первом плане пейзаж, а во второй и четвертой идет речь об отношениях с женщиной.

Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки, и перед глазами читателя возникает мрачная картина; эта картина озвучена: обилие сонорных н, м, л передает монотонный непрекращающийся гул ветра, который слышит лирический герой стихотворения. Многосоюзие в начале первой строфы (И ветер, и дождик, и мгла) помогает соединить зрительные и осязательные образы и передать читателю ощущение холода и темноты. Это ощущение усиливает метафора над холодной пустыней воды, именно так представляется лирическому герою стихотворения внешний мир. Безжизненность окружающего пространства подчеркивается оксюмороном жизнь умерла, однако у героя есть надежда на лучшее: слово до весны, повторяющееся на стыке третьей и четвертой строк первой строфы, имеет ограничительное значение. Это же слово мы видим и во второй строфе, но речь в этой строфе идет уже не о природных явлениях, а о чувствах лирического героя. Весна для лирического героя – это время воскресения как природы, так и души. Однако жизнь до весны представляется герою тягостной: наречие как-нибудь (проживу) выражает всю безрадостность будущего существования покинутого влюбленного. Душевное смятение лирического героя, ощущение нестабильности передаются и сочетанием ритмов в стихотворении (амфибрахий чередуется с анапестом).

В третьей строфе перед читателем пейзаж, сильно отличающийся от пейзажа первой строфы: обстоятельство до весны исчезает, зато появляются обстоятельства без конца и гряда за грядой, и читатель понимает, что ненастье может никогда не кончиться для лирического героя; дождик (из первой строфы) становится дождем, причем этот дождь, размывая след возлюбленной лирического героя, лишает его последней надежды; а мгла, через которую можно разглядеть силуэты, превращается в серую тьму, поглощающую все. И если в первой строфе лирическому герою темно и холодно (эти ощущения дает герою внешний мир), то в третьей строфе потерявший надежду лирический герой испытывает душевную боль.

Что же делает лирического героя несчастным? Само стихотворение является обращением героя к ушедшей возлюбленной. Отношение лирического героя к любимой показано в динамике: стала казаться женой (во второй строфе) – сроднился (в последней строфе), но чем сильнее становится привязанность героя, тем больше отдаляется от него возлюбленная. Говоря о чувствах героини стихотворения, автор прибегает к обратной градации (тоскливо со мной – разлюбила – стал чужой). Резкий контраст чувств героев создается с помощью контекстуальных антонимов (сроднился – разлюбила, стала казаться женой – стал чужой), и читатель понимает всю глубину неразрешимых противоречий жизни лирического героя.

Что же привело героя к трагедии? Лирический герой стихотворения – человек творческий, рефлектирующий, пытающийся осмыслить происходящее. Обилие существительных в речи героя говорит о том, что герой больше склонен к созерцанию и анализу, нежели к действию. Он не уверен в том, что может что-то изменить в жизни, дать событиям иной поворот. Чувства лирического героя не случайно выражены безличными предложениями (мне темно, мне больно, мне крикнуть хотелось): человек не может подчинить контролю происходящее с ним так же, как и не может изменить погоду. Причем это мироощущение было присуще лирическому герою и до ухода любимой: вчера день был тоже ненастный, героине было тоскливо , и герой также не был уверен ни в завтрашнем дне, ни в своих чувствах:

Под вечер ненастного дня
///// Ты мне стала казаться женой…

Словосочетание стала казаться и фигура умолчания показывают сомнение лирического героя, и то, что любимая была (а не казалась) близким человеком, герой понимает только после ее ухода (проживу без жены, я сроднился).

Однако герой, осознавший глубину своих чувств, страдающий после ухода возлюбленной, не верит в возможность возвращения героини и поэтому подавляет в себе желание открыто выразить свои чувства:

Мне крикнуть хотелось вослед:
///// «Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
///// Разлюбила – и стал ей чужой.

Бессмысленность попыток возвращения любимой герой объясняет особенностью женской психологии (Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой), синекдоха помогает выразить мысль о том, что неспособность сохранять теплые отношения тогда, когда страсть уже угасла, свойственна не только героине стихотворения, но и всем женщинам вообще. Таким образом, герою остается только покориться обстоятельствам, и в риторических восклицаниях Что ж, прощай! (во второй строфе) и Что ж! (в последней) слышится обреченность лирического героя на тягостное, безрадостное существование. Отчаявшийся лирический герой оказывается одиноким в холодном и темном мире, и последние две строки стихотворения – попытка героя заглянуть в будущее:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Каким же представляется будущее лирическому герою стихотворения? С одной стороны, он надеется создать островок тепла и света (камин затоплю) в холодной пустыне воды , с другой – стремится отрешиться ото всего, забывая о своих проблемах, но не решая их (буду пить). И мечта купить собаку скорее всего так и останется мечтой: вся иллюзорность желания обрести близкое существо выражена безличным предложением (Хорошо бы собаку купить) .

Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга, и изменить это мы не в силах, поэтому и обречены на одиночество – к таким выводам приходит читатель бунинского стихотворения. Но чем убедительнее автор произведения, тем сильнее хочется верить в то, что весны можно дождаться, мир вокруг себя – изменить и что одиночество – лишь временное состояние человека.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский
городской многопрофильный лицей
при МГТУ,
им. Носова

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....