"сталинские соколы" на службе в люфтваффе. Выдача и казнь

Семён Трофи́мович Бычко́в (15 мая 1918, село Петровка Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии - 4 ноября 1946, Москва) - Герой Советского Союза (1943 год, лишён звания в 1947 году). Участник «власовского» движения.

Образование

Окончил аэроклуб (1938), Борисоглебское авиационное училище имени В. П. Чкалова (1939).

Служба в Красной армии

С 1939 служил в 12-м запасном авиационном полку.

С 16 декабря 1940 года - младший летчик 42-го истребительно-авиационного полка, затем пилот 287-го истребительно-авиационного полка.

В 1942 был признан военным трибуналом виновным в совершении аварии и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей с отбытием наказания после войны. В том же году судимость была снята.

В 1943 году - штурман 937-го истребительного авиационного полка, заместитель командира 482-го истребительного авиационного полка 322-й истребительной дивизии.

За отличия в боях награждён двумя орденами Красного Знамени. 2 сентября 1943 года присвоено звание Герой Советского Союза с награждением орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» за лично сбитые 15 самолётов противника (кроме того, один самолёт был сбит им в группе). В представлении к награждению говорилось, что Бычков

проявил себя отличным летчиком-истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром-организатором групповых воздушных боёв.

«Власовец»

Содержался в лагере в районе Сувалок, затем в Морицфельде. В начале 1944 года полковник Виктор Мальцев, сотрудничавший с немецкими властями ещё с 1941 года, убедил его вступить в состав авиационной группы «Остланд». На следствии в 1946 году Бычков утверждал, что пошёл на этот шаг под сильнейшим давлением - так, другой Герой Советского Союза Бронислав Антилевский, к тому времени уже пошедший на сотрудничество с немецкими властями, якобы, избил его. Однако, по другим данным, Бычков принял решение добровольно, а с Антилевским они были друзьями.

Участвовал в перегонах самолетов с авиазаводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в антипартизанских боевых действиях в районе Двинска. Совместно с Антилевским письменно и устно обращался к пленным лётчикам с призывами сотрудничать с немцами.

После расформирования группы «Остланд» в сентябре 1944 года Бычков прибыл в Хеб, где под началом Мальцева принимал активное участие в формировании 1-го авиационного полка ВВС «власовского» Комитета освобождения народов России. Стал командиром 5-й истребительной эскадрильи имени полковника А. А. Казакова (на её вооружении находились 16 самолётов). 5 февраля 1945 года был произведён в майоры.

Выдача и казнь

В конце апреля 1945 года сдался американским войскам, вместе с другими «власовскими» лётчиками был интернирован во французском городе Шербуре, а в сентябре 1945 года передан советским властям.

Выпускник 1939 года

Лишён звания Героя Советского Союза

Среди лётчиков советской авиации есть несколько человек о судьбе которых, как правило, пишут очень редко. Эти люди, прославившиеся на фронтах Великой Отечественной войны и получившие там звание Героя Советского Союза, спустя некоторое время по различным причинам, были лишены его. Поэтому имена Сергея Сергеевича Щирова, Александра Афанасьевича Шилкова, Бронислава Романовича Антилевского, Семёна Трофимовича Бычкова мало что говорят неискушённым читателям.
.
Судьбы этих людей оказались трагичными. На этой странице - судьба Бычкова С. Т. выпускника Борисоглебской школы лётчиков 1939 года.

* * *

Бычков Семён Трофимович родился 15 мая 1918 года в селе Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. В 1936 году окончил 7 классов средней школы. Член КПСС с 1943 года. В рядах Красной Армии с 16 января 1939 года. Летать учился в Борисоглебском военном авиационном училище имени В. П. Чкалова. 5 ноября 1939 года выпущен пилотом истребителя И-16 в 12-й запасной авиационный полк (приказ НКО СССР № 04601). 30 января 1940 года ему присвоено воинское звание младший лейтенант, с 16 декабря - младший лётчик 42-го истребительного авиационного полка, затем пилот в 287-й истребительном полку.

Упомянание о нём есть в известной книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", где на странице 93 помещено следующее сообщение:

"7 марта 1942 года. Части 6-го ИАК ПВО в течение дня выполняли задачи по прикрытию войск Западного и Северо - Западного фронтов, железнодорожных перевозок и объектов тыла. Произведено 184 самолёто - вылета, проведено 5 воздушных боёв. Сбито 3 самолёта противника: Младший лейтенант С. Т. Бычков (287-й ИАП) в районе Юхнова сбил Хе-113, а шестёрка истребителей этого же полка (ведущий - капитан Н. И. Хромов) также в районе Юхнова уничтожили 2 Ме-109".
Следует лишь отметить, что в те дни под "Хе-113" подразумевали новый немецкий истребитель Ме-109F.
Далее воевал в составе 937-го и 482-го истребительных авиационных полков.

25 марта 1942 года Бычкову присвоено воинское звание лейтенант, 20 июля назначен заместителем командира эскадрильи. В 1942 году за аварию самолёта осуждён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей, судимость снята решением Военного совета № 037/44 от 1 октября.

28 мая 1943 года ему присвоено воинское звание капитан.

2 сентября 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Также награждён двумя орденами Красного Знамени.

С 1943 года - заместитель командира 482-го истребительного авиаполка 322-й истребительной авиационной дивизии.

Совершил 230 боевых вылетов. Проведя 60 воздушных боёв, сбил 17 немецких самолётов (16 лично и 1 - в группе).

Фото С. Т. Бычкова (на групповом снимке - второй слева) попало и в известную книгу "Асы Сталина" (авторы Томас Полак и Кристофер Шоурз), хотя о самом лётчике в этом издании не сказано ни слова...

.
11 декабря 1943 года сбит огнём зенитной артиллерии противника и раненым захвачен в плен. 7 марта 1944 года приказом ГУК НКО СССР № 0739 исключён из списков РККА. Содержался в лагере для военнопленных лётчиков в Сувалках. В 1944 году в лагере Мориифельд согласился вступить в русскую авиационную группу Г. Холтерса - В. И. Мальцева. Принимал участие в перегоне самолётов с заводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в боевых операциях русской эскадрильи против партизан в районе Двинска в марте - июне 1944 года.

После расформирования группы в сентябре 1944 года прибыл в Эгер (Чехия), где принял активное участие в создании 1-го авиационного полка "Комитета освободительного движения народов России" (КОНР). Вместе со старшим лейтенантом Б. Р. Антилевским и полковником В. И. Мальцевым неоднократно выступал в лагерях военнопленных и восточных рабочих с пропагандистскими антисоветскими речами. В декабре 1944 года возглавил формирование 5-й истребительной эскадрильи имени Полковника А. А. Казакова 1-го авиаполка, ставшей 1-й лётной эскадрильей ВВС КОНР.

Истребитель Bf.109G-10, С. T. Бычкова, 1-я ИАЭ авиации РОА, 1945 год .

.
4 февраля 1945 года генерал-лейтенантом А. А. Власовым награждён боевым орденом. 5 февраля произведён в чин майора ВВС КОНР. 20 апреля вместе с другими авиачастями КОНР выступил из Мариенбада на Ноерн, 30 апреля сдался в Лангдорфе представителям 12-го корпуса 3-й американской армии. В сентябре выдан из лагеря в Шербуре (Франция) советским представителям. 24 августа 1946 года осуждён Военным трибуналом МВО и расстрелян 4 ноября 1946 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года лишён всех наград и звания Герой Советского Союза.

Такова вкратце его история...

*****

Лишённый звания Героя...
На фронте редко бывают радостные дни. 6 сентября 1943 года стало одним из таких для личного состава 937-го истребительного авиаполка и, пожалуй, для всей 322-й истребительной авиадивизии. Боевые друзья провожали в Москву командира полка майора Алексея Кольцова и штурмана полка капитана Семёна Бычкова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство" им было присвоено звание Героя Советского Союза. И теперь они летели в столицу за заслуженной в воздушных боях с врагами наградой.

Фронтовые авиаторы собрались в Кремле 10 сентября. Награды вручал заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И. Я. Верес. С волнением услышал капитан Бычков свою фамилию:
- капитан Семён Трофимович Бычков...
Прикрепляя к его парадной гимнастёрке, на которой уже поблескивали два ордена Красного Знамени, Верес пожелал Бычкову новых успехов в воздушных схватках с ненавистным врагом.

Выйдя из Кремля, Бычков и Кольцов медленно пошли по брусчатке Красной площади. Остановившись, долго вглядывались в кремлёвские стены и башни, стараясь запомнить их величавую красоту.
- Мы ещё придём сюда, командир... - задумчиво произнёс Семён. - После победы над фашистами. А день победы придёт, обязательно придёт...

Но не всем советским воинам довелось дожить до 9 мая 1945 года. 7 ноября 1943 года группа "Лавочкиных" под командованием Кольцова наносила удар по вражескому аэродрому. Словно огненный смерч налетели на врага лётчики 937-го авиаполка. С двух сторон они подожгли 9 бомбардировщиков, а 14 вывели из строя. Во время штурмовки осколок зенитного снаряда повредил машину командира полка. Кольцов был ранен. А с соседнего аэродрома поднялась большая группа "Мессеров". Завязался воздушный бой, в котором очередную победу одержал капитан Бычков, сбивший вражеский истребитель.
Один "Мессершмитт" записал на свой счёт в этом неравном бою и майор Кольцов, но раненый, на повреждённом самолёте, он не мог противостоять врагу. Его истребитель упал близ села Лиозно Витебской области. Похоронен А. И. Кольцов в деревне Черницы Лиозненского района. На его могиле установлен памятник, а на зданиях школы - интерната в Лиозно и механического завода в Воронеже, где он работал мотористом в начале 1930-х годов, - мемориальные доски. Сведения о Герое Советского Союза майоре Алексее Ивановиче Кольцове помещены в вышедшем в 1987-1988 годах двухтомном кратком биографическом словаре "Герои Советского Союза".

Но почему в этом же словаре ни слова не говорится о его однополчанине - капитане Семёне Трофимовиче Бычкове? В этом достаточно полном и выверенном военными историками издании есть биографические сведения только об одном Бычкове - сержант Бычков Николай Васильевич заслужил эту высокую государственную награду за форсирование Днепра. Что это - ошибка составителей биографического словаря, неточность? Документы военных архивов позволяют дать в достаточной степени объективный и достоверный ответ на этот нелёгкий вопрос...

Семён Трофимович Бычков родился в 1919 году в селе Петровка Хохольского района Воронежской области в семье служащего. В 1935 году окончил 7 классов. Его путь в военную авиацию был обычным для юношей предвоенных поколений: сначала аэроклуб (1938 год), затем учёба в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. Повышал своё лётное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи (1941 год).

В представлении на штурмана 937-го истребительного авиационного полка капитана Бычкова Семёна Трофимовича, написанном командиром полка Майором А. И. Кольцовым летом 1943 года, отразился долгий боевой путь лётчика-истребителя.
"В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941-1942 гг. имеет лично сбитых (подтверждённых) 13 самолётов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолёт. За успехи в ожесточённых воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награждён в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.
Участвуя в ожесточёных воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на Орловском участке фронта с 12 июля по 10 августа 1943 года, проявил себя отличным лётчиком-истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром - организатором групповых воздушных боёв. Лётчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолётов, причём случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу.
В августе 1942 года награждён вторым орденом Красного Знамени.
В последней операции с 12 июля по 10 августа 1943 года сбил 3 самолёта врага. 14 Июля 1943 года в группе из 6 Ла-5 в бою против 10 Ю-87, 5 Ю-88, 6 ФВ-190 лично сбил 1 Ю-87, который упал в районе Речица.
15 июля 1943 года в составе 3 Ла-5 перехватил и сбил вражеский самолёт - разведчик Ю-88, который упал в районе Ягодная...
31 июля 1943 года в воздушном бою лично сбил 1 Ю-88, который упал в районе Масальское.
Вывод: за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками и сбитые лично 15 и в группе 1 самолётов противника представляется к званию Героя Советского Союза".

11 декабря 1943 года во время выполнения очередного боевого задания в районе Орши Ла-5, ведомый капитаном С. Т. Бычковым, попал под перекрёстный огонь немецкой зенитной артиллерии. Получив массу пробоин, самолёт совершил вынужденную посадку в болотистом месте, тяжело раненный лётчик в бессознательном состоянии, с тяжёлым ранением головы был извлечён из-под обломков машины вражескими автоматчиками. Очнулся Семён Бычков в немецком военном госпитале...

Осенью 1943 года подполковник немецкого Генерального штаба Холтеро - начальник пункта обработки разведывательных данных "Восток" в штабе командования "Люфтваффе", обрабатывавший результаты допросов советских лётчиков, предложил сформировать из пленных, готовых воевать на стороне Германии, лётное подразделение. При этом он заручился полной поддержкой своей идеи со стороны бывшего полковника советской авиации Виктора Мальцева.

С октября 1943 года из различных лагерей военнопленных начали свозить в лагерь, расположенный близ Сувалок, советских пленных авиаторов. Здесь от них различными путями добивались согласия вступить в вооружённые силы свободной России, затем они проходили медицинское обследование, их проверяли в профессиональном плане. Признанные пригодными обучались на двухмесячных курсах, после чего им присваивали воинское звание, они приносили присягу, а затем откомандировывались в "авиационную группу" подполковника Холтерса в Моризфельде около Истенбурга (Восточная Пруссия), где их использовали соответственно их лётным специальностям: технический персонал ремонтировал попавшие к немцам советские самолёты, пилоты же переучивались на различных типах немецких военных самолётов. Те из бывших советских авиаторов, которым враги особенно доверяли, в составе немецкой эскадрильи перегоняли самолёты с заводских площадок на военные аэродромы Восточного фронта.

При 1-м немецком Воздушном флоте, дислоцировавшемся в Прибалтике, была сформирована в то же время дополнительная группа ночного боя "Остланд", в которую, кроме эстонской группы (три эскадрильи) и латышской группы (две эскадрильи), вошла и первая "восточная" эскадрилья - первое "русское" авиационное подразделение в составе немецких Люфтваффе. До своего расформирования в июне 1944 года 1-я эскадрилья выполнила до 500 боевых вылетов в тыл советских войск.

В составе немецких истребительных, бомбардировочных и разведывательных эскадрилий позже были самолёты с "русскими" экипажами, отличившимися в воздушных боях, при бомбёжках, в разведывательных полётах. В общем и целом, опыт с советскими пленными авиаторами показался командованию Люфтваффе довольно удачным, и немецкие и власовские военные наблюдатели в один голос отмечали высокие боевые качества личного состава авиагруппы Холтерса - Мальцева.

29 марта 1944 года в газете власовской армии "Доброволец" было опубликовано обращение к советским пленным лётчикам, подписанное Героями Советского Союза капитаном Семёном Бычковым и старшим лейтенантом Брониславом Анталевским, в котором они утверждали, что "...сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и движение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам".

А некоторое время спустя было опубликовано их новое заявление:
"Мы - капитан Семён Трофимович Бычков и старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, бывшие лётчики Красной Армии, дважды орденоносцы и Герои Советского Союза, - узнали, что сотни тысяч добровольцев русских, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления, и мы тоже встали в эти ряды".

Дважды запись выступления Бычкова с призывом переходить на сторону немецкой армии транслировалась немцами на различных участках Восточного фронта. Думается, могли знать об измене однополчанина и авиаторы 322-й авиадивизии.
Был ли переход боевого советского авиатора на сторону врага вынужденным или добровольным? Мы не можем исключать ни первой, ни второй версии.

Когда в июле 1946 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приступила к рассмотрению дела по обвинению А. А. Власова, В. Ф. Малышкина, Г. Н. Жиленкова, В. И. Мальцева и других в измене Родине и других "особо опасных для СССР государственных военных преступлениях", С. Т. Бычков был вызван в качестве свидетеля. В протоколе заседания суда записано:
"Свидетель Бычков рассказал, как в конце январе 1945 года в лагере Морицфельд командующий авиацией Русской освободительной армии (РОА) Мальцев вербовал содержавшихся в этом лагере советских лётчиков. Когда на предложение Мальцева пойти на службу в "авиацию РОА" Бычков ответил отказом, он был так избит, что его отправили в лазарет, где он пролежал две недели. Мальцев и там не оставлял его в покое. Запугивал тем, что в СССР его всё равно "расстреляют как изменника", а если он всё же откажется служить в РОА, то он, Мальцев, позаботится о том, чтобы Бычкова отправили в концлагерь, где он, несомненно, погибнет. В конце концов Бычков не выдержал и дал согласие служить в РОА".

Не исключена возможность, что к Семёну Бычкову гитлеровцы действительно применяли методы "физического воздействия" (в настоящее время мы знаем, что подразумевалось под этими "методами" в нацистских и сталинских застенках), и его согласие служить в авиации "Комитета освободительного движения народов России" (КОНР) было вынужденным. Но неоспоримым фактом является также и то, что свидетель Бычков не сказал на этом судебном заседании печально известному председателю Военной коллегии генерал-полковнику юстиции В. В. Ульриху всей правды. А она заключалась в том, что в Морицфельде был вовсе не лагерь для военнопленных, а для бывших лётчиков Красной Армии, которые в силу разных причин были вынуждены дать согласие вступить в РОА, да к тому же в январе 1945 года уже был очищен от врагов наступающими советскими войсками. Капитан Бычков и старший лейтенант Антилевский уже в начале 1944 года выступали в лагерях для военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к "вооружённой борьбе против сталинского режима" и в составе авиагруппы участвовали в боевых вылетах против войск Красной Армии.

Бычков пользовался у фашистов большим доверием. Ему доверяли перегонять боевые машины с авиазаводов на прифронтовые аэродромы, обучал он лётному мастерству пилотов РОА. Ему никто не смог бы помешать перелететь на вражеском боевом самолёте через линию фронта. Но он этого не сделал. И немцы оценили его преданность "освободительной миссии" РОА", присвоив ему звание майора немецкой армии.

4 февраля 1945 года, во время первого смотра авиационных частей, находившихся в стадии формирования, генерал Власов вручал боевые награды авиаторам РОА. В числе других ордена были вручены майору Бычкову и вновь испечённому капитану РОА Антилевскому.

19 декабря 1944 года был издан приказ "рейсмаршала великого германского рейха и главнокомандующего люфтваффе" Германа Геринга о создании военно - воздушных сил РОА, в котором подчёркивалось, что "руководство формированием находится в руках РОА", и они непосредственно подчиняются Власову.

2 февраля 1945 года Власов и Мальцев по приглашению рейсмаршала Геринга участвовали в совещании в Каринхалле. Мальцев, по представлению Власова произведённый в генерал-майоры, получил полномочия командующего ВВС РОА или "начальника военно-воздушных сил народов России". 13 февраля был утверждён штат штаба ВВС РОА. Большинство должностей в штабе заняли офицеры царской и белых армий, в период между двумя войнами служившие в югославской военной авиации. Среди них были георгиевские кавалеры полковники Л. Байдок и Антонов, майор В. Шебалин.

10 февраля 1945 года в Мариенбаде было начато формирование авиационных частей. Первым авиаполк (командир полковник Байдак, начальник штаба майор Шебалин) был сформирован в Эгере. Быстрее всего сформировали 5-ю истребительную эскадрилью имени полковника Александра Казакова - знаменитого русского авиатора, героя Первой Мировой войны, воевавшего затем в рядах белогвардейских армий против советской власти. Командиром эскадрильи был назначен майор С. Т. Бычков. Эскадрилья дислоцировалась в Эгере и состояла из 16 истребителей Ме-109G-10. По расчётам штаба ВВС РОА, она уже в марте должна была быть задействована "для боёв на востоке". 2-я эскадрилья (командир капитан Антилевский) имела на вооружении немецкие бомбардировщики и предназначалась для выполнения ночных боевых вылетов. В середине февраля Мальцев доложил генералу Власову, что "самостоятельные боевые группы ВВС РОА готовы к приложению на фронте".

Советские войска продвигались на запад стремительно и вместо выполнения боевых заданий немецкого командования отходили на второй план: штаб ВВС РОА стремился спасти свои авиационные подразделения. Всё же 13 апреля 1945 года эскадрилья ночных бомбардировщиков с воздуха поддерживала наступление 1-й дивизии РОА на советский плацдарм Эрленгоф, к югу от Фюрстенберга.

13 апреля Власов сообщил Мальцеву о своём решении стянуть все вооружённые силы КОНР к востоку от Зальцбурга или в Богемию. Части РОА двинулись в путь, 23 апреля в Нейерке влились части связи ВВС. 24 апреля на военном совете было наконец - то признано то, что к тому времени было очевидным для самых оголтелых гитлеровцев: окончательное поражение вермахта - дело нескольких дней. Поэтому Мальцев вместе с немецким Генералом Люфтваффе Ашекбусннером отправились на переговоры к американцам с целью добиться от них для военнослужащих авиачастей Русской освободительной армии статуса политических беженцев.

На переговорах в штабе 12-го корпуса армии США американцы вели себя предельно корректно, но вскоре выяснилось, что они совершенно не знают, что на стороне немцев воюют против них войска какой - то русской освободительной армии. Бригадный генерал Кенин заявил, что командование корпуса, да и всей 3-й американской армии, в состав которой он выходит, не уполномочены вступать в переговоры о представлении кому-то политического убежища, что этот вопрос является компетенцией исключительно президента и конгресса США. Американский генерал твёрдо завил: речь может идти только о безоговорочной сдаче оружия.

Сдача оружия прошла 27 апреля в Лангдорфе, между Цвизелен и Резеном. Группа офицеров, состоявшая из 200 человек, и в их числе Семён Бычков, после временного интернирования во французском городе Шербуре в сентябре 1945 года была передана советским войскам.

24 августа 1946 года С. Т. Бычков военным трибуналом Московского военного округа был приговорён по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу. На другой день Бычков подал в Военную коллегию Верховного суда СССР прошение о помиловании. Он писал, что "совершил вынужденную посадку и с тяжёлым ранением головы оказался под обломками самолёта в бессознательном состоянии... На допросах не выдал врагу военной тайны, вступил в РОА по принуждению, глубоко раскаивается в содеянном". Его прошение было отклонено...

Указом Президиума Верховного Совет СССР от 21 марта 1947 года он был лишён звания Героя Советского Союза.

(Анатолий Копейкин, корреспондент журнала "Авиация и космонавтика")
http://airaces.narod.ru/all6/bychkov1.htm

*****

Информация с центрального архива МО:

Номер записи 55834210
Фамилия Бычков
Имя Семен
Отчество Трофимович
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Воронежская обл., Хохольский р-н, с. Петровка
Дата и место призыва добровольно в Борисоглебскую ВАШП
Последнее место службы 2 истр. ав. корп. 482 ИАП
Воинское звание капитан
Дата выбытия 10.12.1943

Номер дела источника информации 277

Номер записи 77931745
Фамилия Бычков
Имя Семен
Отчество Трофимович
Дата рождения __.__.1918
Место рождения Воронежская обл., Хохольский р-н, д. Петрово
Дата и место призыва __.__.1938 Семилукский РВК, Воронежская обл., Семилукский р-н
Последнее место службы в/ч 55759
Воинское звание капитан
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 10.12.1943
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 540

Тема с участием воздушных асов РККА,в войне на стороне немцев, является малоизученной страницей истории войны

Недовольные властью были везде и во все времена.Это порождало измену и перебежчиков.

Надо сказать, что побеги советских лётчиков за границу случались и до войны. Так, в 1927 году в Польшу бежали в одном самолёте командир 17-го авиаотряда Клим и старший моторист Тимащук.

В 1934 году с одного из аэродромов Ленинградского военного округа перелетел в Латвию Г. Н. Кравец. В 1938 году на самолёте У-2 улетел в Литву начальник Лужского аэроклуба Старший лейтенант В. О. Унишевский.

А в годы Великой Отечественной войны под влиянием немецкой пропаганды и неудач РККА на фронте такие перелёты возросли многократно.

В исторической литературе среди русских "перелётчиков" упоминают кадровых офицеров ВВС РККА Подполковника Б. А. Пивенштейна, Капитанов К. Арзамасцева, А. Никулина и других.

Основную же часть перешедших на службу в Люфтваффе составляли лётчики, сбитые в воздушных боях и завербованные в период нахождения в плену и сломавшиеся там....

Наиболее известные "сталинские соколы", воевавшие на стороне немцев: Герои Советского Союза Капитан Бычков Семён Трофимович, Старший лейтенант Антилевский Бронислав Романович, а также их командир - Полковник ВВС РККА Виктор Иванович Мальцев.

В разных источниках упоминаются также сотрудничавшие с немцами: исполняющий должность командующего ВВС 20-й армии Западного фронта Полковник Ванюшин Александр Фёдорович, ставший заместителем и начальником штаба у Мальцева,

Начальник связи 205-й истребительной авиадивизии Майор Ситник Серафима Захаровна, командир эскадрильи 13-го авиаполка скоростных бомбардировщиков Капитан Ф. И. Рипушинский, Капитан А. П. Меттль (настоящая фамилия - Ретивов), служивший в авиации Черноморского флота, и другие.

Всего их было около 38 человек.

СКОЛЬКО ВСЕГО ИХ БЫЛО

По германским источникам, только за 1943 год перелетели к немцам 66 самолётов, ещё 20 экипажей воспользовались возможностью побега в первые 3 месяца 1944 года.

Проверить эти цифры по материалам отечественных архивов и дать им адекватную оценку вряд ли возможно

Подобных признаний в них нет, ведь для командира части согласие с фактом дезертирства своего лётчика означало бы обвинение в пособничестве или как минимум в попустительстве и крест на всей карьере.

К тому же решившийся на перелёт едва ли внешне выдавал свои намерения и попросту терялся в небе, отставая от группы и уходя на запад незамеченным, числясь затем в рапортах "пропавшим без вести" или "не вернувшимся из боя".

Впрочем, единичные свидетельства дезертирства лётного состава всё же сохранились, первое из которых относится уже к 22 июня 1941 года, когда при бомбардировке Кёнигсберга штурман предпочел выпрыгнуть с парашютом из своего СБ, но не возвращаться обратно...

Летом 1941 года в 735-й БАП один из экипажей на самолёте Су-2 не вернулся домой, взяв курс на запад.

В результате разбирательства полк не получил Гвардейское звание, хотя и был уже к нему представлен.

Подтверждением нескольких таких случаев, не остававшихся незамеченными контрразведкой, является раздел сталинского приказа № 229 H КО СССР "Меры борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков", выпущенный уже 19 августа 1941 года.

Другим косвенным свидетельством служит значительное число советских самолётов, практически неповреждёнными попадавшими в руки противника.

Hаибольшее их количество, естественно, было захвачено на аэродромах в 1941 году, однако и в дальнейшем, в течение всей войны и даже при отступлении немцев число трофейных машин, в том числе и самых современных

Оставалось заметным и позволяло Люфтваффе не только проводить испытания советской техники, знакомясь с её боевыми качествами, но и использовать десятки вполне работоспособных "пленных" машин в своём строю.

Последние случаи перелётов отмечались уже за считанные дни до окончания войны (хотя и сомнительно, чтобы лётчики тогда выбирали германские аэродромы; скорее всего, их целью становились нейтральные государства или авиабазы союзников).

Так, в апреле 1945 года Пе-2 из состава 161-го ГвБАП в воздухе покинул строй и, не отзываясь на окрики командира группы, скрылся в облаках.

За летевшими на нём Старшим лейтенантом Бацуновым и штурманом Кодь и раньше водились подозрения, а после столкновения накануне в полёте с другим самолётом их и вовсе обвинили во вредительстве и трусости, так что вопрос об их судьбе был решён. Hо экипаж, видимо, успел сделать выводы раньше...

МАЛЬЦЕВ

Виктор Иванович Мальцев, 1895 года рождения, один из первых советских военлётов и самым известным воздушным перебежчиком

В 1918 году он добровольно вступил в Красную Армию, в следующем году окончил Егорьевскую школу военных лётчиков, в годы Гражданской войны получил ранение. Мальцев был одним из инструкторов В. П. Чкалова, в период обучения того в Егорьевской авиашколе.

В 1925 году Мальцев был назначен начальником Центрального аэродрома в Москве, а ещё через 2 года стал помощником начальника Управления ВВС Сибирского военного округа.

В 1931 году он возглавил авиацию округа и занимал эту должность до 1937 года, пока не был выведен в резерв, получив должность начальника Туркменского управления Гражданской авиации. За достигнутые в работе успехи его даже представили к награждению орденом Ленина.

Но 11 Марта 1938 года неожиданно арестовали, как участника "военно - фашистского заговора"

В период заточения в подвалах Ашхабадского управления НКВД(ежовские времена) Мальцева неоднократно подвергали пыткам, однако он не признал ни одного из сфабрикованных обвинений.

5 Сентября 1939 года,при Л.Берии дело Мальцева пересмотрели и освободили за недоказанностью обвинения.

После освобождения Мальцев был восстановлен в партии и в рядах РККА, получив назначение на должность начальника санатория Аэрофлота в Ялте.

А 8 Ноября 1941 года, в первый же день оккупации Крыма германскими войсками, в форме Полковника ВВС РККА явился в немецкую военную комендатуру и предложил свои услуги по созданию антисоветского добровольческого батальона.

Рвение Мальцева фашисты оценили по достоинству: опубликовали 50-тысячным тиражом в пропагандистских целях его мемуары "Конвейер ГПУ", а потом назначили бургомистром Ялты.

Он не раз выступал перед местным населением с призывами о необходимости активной борьбы с большевизмом, лично сформировал в этих целях 55-й карательный батальон по борьбе с партизанами.

За проявленное при этом усердие был награждён бронзовым и серебряным знаками для восточных народов "За храбрость" II класса с мечами.

Мальцев на службе ВВС РККА

Мальцев на службе ВВС Германии

АНТИЛЕВСКИЙ

В сетях "обаятельного" Мальцева вскоре оказались попавшие в плен "Сталинские соколы" - Герои Советского Союза Капитан С. Т. Бычков и Старший лейтенант Б. Р. Антилевский.

Антилевский родился в 1917 году в деревне Марковцы Озерского уезда Минской области. После окончания в 1937 году техникума народно - хозяйственного учета он вступил в РККА и в следующем году успешно закончил Монинское училище авиации особого назначения, после чего служил стрелком - радистом дальнего бомбардировщика ДБ-ЗФ в 21-м дальнебомбардировочном авиаполку.

В составе этого полка участвовал в Советско - Финляндской войне, в воздушном бою сбил 2 истребителя противника, получил ранение и за проявленный героизм 7 Апреля 1940 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

В Сентябре 1940 года Антилевский был зачислен курсантом в Качинскую Краснознамённую военную авиашколу имени тов. Мясникова, после окончания которой получил воинское звание "Младший лейтенант" и с Апреля 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне в составе 20-го истребительного авиаполка.

Летал он на "Яках", неплохо проявил себя в Августовских боях 1942 года под Ржевом.

В 1943 году полк был включён в состав 303-й истребительной авиадивизии, после чего Антилевский стал заместителем командира эскадрильи.

Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров писал:

"20- й истребительный специализировался на сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков. Слава лётчиков 20-го полка - слава негромкая. Их не особенно хвалили за сбитые самолёты противника, но строго спрашивали за потерянные свои.

Они не были раскованы в воздухе в той мере, к какой стремится любой истребитель в открытом бою, не могли бросить "Илы" или "Петляковы" и очертя голову кинуться на самолёты противника.

Они были телохранителями в самом прямом смысле этого слова, и только лётчики - бомбардировщики и лётчики - штурмовики могли в полной мере отдать им должное... Свои задачи полк выполнял образцово, и в этой работе ему, пожалуй, не было равных в дивизии".

Лето 1943 года складывалось для Старшего лейтенанта Б. Р. Антилевского удачно. Он был удостоен ордена Красного Знамени, а потом, в Августовских боях, сбил за 3 дня сразу 3 вражеских самолёта.

Но 28 Августа 1943 года сам был подбит и оказался в немецком плену, где в конце 1943 года добровольно вступил в Русскую освободительную армию, получил чин Поручика...

БЫЧКОВ

Особо ценным приобретением Мальцева стал Герой Советского Союза Капитан С. Т. Бычков.

Он родился 15 Мая 1918 года в селе Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. В 1936 году окончил Воронежский аэроклуб, после чего остался работать в нём инструктором.

В Сентябре 1938 года Бычков окончил Тамбовскую школу Гражданского Воздушного Флота и стал работать пилотом Воронежского аэропорта. А в Январе 1939 года он был призван в Красную Армию.

Учился в Борисоглебской авиашколе. Проходил службу в 12-м запасном авиационном полку, 42-м и 287-м истребительных авиационных полках.

В Июне 1941 года Бычков окончил курсы лётчиков - истребителей Конотопской военной школы. Летал на истребителе И-16.

Упоминание о нём есть в известной книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", где на странице 93 помещено следующее сообщение:

"7 марта 1942 года. Части 6-го ИАК ПВО в течение дня выполняли задачи по прикрытию войск Западного и Северо - Западного фронтов, железнодорожных перевозок и объектов тыла. Произведено 184 самолёто - вылета, проведено 5 воздушных боёв. Сбито 3 самолёта противника: младший лейтенант С. Т. Бычков (287-й ИАП) в районе Юхнова сбил Хе-113, а шестёрка истребителей этого же полка (ведущий - капитан Н. И. Хромов) также в районе Юхнова уничтожили 2 Ме-109".

Но в 1942 году заместитель командира эскадрильи Лейтенант С. Т. Бычков впервые оказался под трибуналом.

Он был признан виновным в совершении аварии самолёта и осужден на 5 лет исправительно - трудовых лагерей, но на основании примечания 2 к ст. 28 УК РСФСР приговор был отсрочен с направлением осужденного в действующую армию. Он сам рвался в бой и быстро искупил вину. Вскоре судимость с него была снята.

1943 год для Бычкова, как и для его будущего друга Антилевского, складывался удачно. Он стал известным воздушным асом, получил два ордена Красного Знамени.

О его судимости уже не вспоминали. В составе истребительных авиационных полков 322-й истребительной дивизии он принял участие в 60 воздушных боях, в которых уничтожил 15 самолётов лично и 1 - в группе.

В том же году Бычков стал заместителем командира 482-го истребительного полка, 28 Мая 1943 года ему дали Капитана, а 2 Сентября - "Золотую Звезду".

В представлении на присвоение ему звания Героя Советского Союза говорилось:

" Участвуя в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами авиации противника с 12 Мюля по 10 Августа 1943 года проявил себя отличным лётчиком - истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством.

В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу..."

Удача изменила Семёну Бычкову 10 Декабря 1943 года. Огнём зенитной артиллерии его истребитель был сбит в районе Орши. Осколки ранили и Бычкова, но он выпрыгнул с парашютом, а после приземления был захвачен в плен.

Героя поместили в лагерь для пленных лётчиков в Сувалках. А затем перевели в лагерь Морицфельде, где он вступил в авиационную группу Холтерса - Мальцева.

На службе у нацизма

ИНИЦИАТИВА И ДЕЛО

Начало всему положила инициатива плененных асов...

В августе 1942 года в лагере Осиновка под Оршей группа пленных офицеров, искавших возможность вновь вернуться к лётной работе, предложила сформировать из них отдельную авиачасть в составе Люфтваффе.

Инициаторами стали майор Филатов, капитан Рипушинский и лейтенант В. П. Плющев.

Такая группа под началом Филатова была образована, хотя доверить вчерашним противникам самолёты немцы не торопились, перепроверяя лётчиков и проводя их общую переподготовку

А точнее доучивание, поскольку многие вчерашние сталинские соколы попали на фронт, а оттуда в немецкий плен имея всего по нескольку десятков лётных часов, из них на боевых машинах порой не более 10.

К тому же, абсолютному большинству необходимо было освоить немецкий язык.

Первоначально теорию полётов, штурманское дело и матчасть в группе изучали 22 человека, в том числе 9 лётчиков, 3 штурмана и 4 стрелка - радиста.

В это же время в составе 4-го и 6-го Воздушных флотов Люфтваффе были образованы группы техсостава из числа пленных добровольцев, обслуживавших самолёты.

Ещё одним побудительным мотивом для германского командования стали советские лётчики - перебежчики, перелетавшие на собственных машинах.

ОСТАЛЬНЫЕ...

Не все асы попавшие в плен однако согласились предать родину...

Майор авиации Г. И. Тхор, которого и фашисты, и власовцы неоднократно склоняли к переходу на службу в гитлеровскую армию, за отказ служить врагу был брошен в лагерь Хаммельсбург.

Там он возглавил подпольную организацию и за подготовку побега был переведён в гестаповскую тюрьму в Нюрнберге, а затем в концлагерь Флоссенбург, где его и расстреляли в Январе 1943 года.

Г.И.Тхор

В Маутхаузене содержался Гвардии майор А. Н. Карасёв. В том же концлагере узниками 20-го штрафного офицерского блока - "блока смерти" - были Герои Советского Союза Полковник А. Н. Кобликов и Подполковник Н. И. Власов

А.Кобликов

Они, вместе с бывшими авиационными командирами Полковниками А. Ф. Исуповым и К. М. Чубченковым в Январе 1945 года стали организаторами восстания.

За несколько дней до его начала они были схвачены гитлеровцами и уничтожены, но в ночь со 2 на 3 Февраля 1945 года узники всё равно подняли восстание и некоторым из них удалось бежать.

Достойно вели себя в плену и не пошли на сотрудничество с врагом Герои Советского Союза лётчики И. И. Бабак, Г. У. Дольников, В. Д. Лавриненков, А. И. Разгонин, Н. В. Пысин и другие.

НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Что касается Антилевского и Бычкова, то они со временем стали близкими соратниками Мальцева.

Вначале перегоняли самолёты с заводов на полевые аэродромы Восточного фронта. Потом им доверили выступать в лагерях военнопленных с антисоветскими речами пропагандистского характера.

Вот что, например, писали Антилевский и Бычков в издававшейся РОА с начала 1943 года газете "Доброволец":

" Сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и уважение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам".

В следственно - судебных документах по делу Б. Антилевского отмечалось:

" В конце 1943 года добровольно поступил в Русскую освободительную армию (РОА), был назначен командиром авиаэскадрильи и занимался перегонкой самолётов с немецких авиазаводов к линии фронта, а также обучал лётчиков РОА технике пилотирования на немецких истребителях.

За указанную службу поощрён двумя медалями, именными часами и присвоением воинского звания Капитан. Кроме того, подписал "воззвание" к советским военнопленным и советским гражданам, в котором возводилась клевета на советскую действительность и руководителей государства.

Его портреты, с текстом "воззвания" немцами распространялись как в Германии, так и на оккупированной территории Советского Союза. Также неоднократно выступал по радио и в печати с призывами к советским гражданам вести борьбу против советской власти и переходить на сторону немецко - фашистских войск..."

Вот так состоялись первые шаги в сотрудничестве асов с нацистами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После подобной инициативы,было пинято решение включить летный состав в формирование генерала Андрея Власова

Так началось сотрудничество одиозного генерала и воздушных перебежчиков

Лишённый звания Героя...
На фронте редко бывают радостные дни. 6 Сентября 1943 года стало одним из таких для личного состава 937-го истребительного авиаполка и, пожалуй, для всей 322-й истребительной авиадивизии. Боевые друзья провожали в Москву командира полка Майора Алексея Кольцова и штурмана полка Капитана Семёна Бычкова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство" им было присвоено звание Героя Советского Союза.

Фронтовые авиаторы собрались в Кремле 10 Сентября. Награды вручал заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И. Я. Верес. С волнением услышал Капитан Бычков свою фамилию: - Капитан Семён Трофимович Бычков...

Прикрепляя к его парадной гимнастёрке, на которой уже поблескивали два ордена Красного Знамени, Верес пожелал Бычкову новых успехов в воздушных схватках с врагом.

Выйдя из Кремля, Бычков и Кольцов медленно пошли по брусчатке Красной площади. Остановившись, долго вглядывались в кремлёвские стены и башни, стараясь запомнить их величавую красоту. - Мы ещё придём сюда, командир... - задумчиво произнёс Семён. - После победы над фашистами. А день победы придёт, обязательно придёт...

Но не всем советским воинам довелось дожить до 9 Мая 1945 года. 7 Ноября 1943 года группа "Лавочкиных" под командованием Кольцова наносила удар по вражескому аэродрому. Словно огненный смерч налетели на врага лётчики 937-го авиаполка. С двух сторон они подожгли 9 бомбардировщиков, а 14 вывели из строя. Во время штурмовки осколок зенитного снаряда повредил машину командира полка. Кольцов был ранен. А с соседнего аэродрома поднялась большая группа "Мессеров". Завязался воздушный бой, в котором очередную победу одержал Капитан Бычков, сбивший вражеский истребитель.

Один "Мессершмитт" записал на свой счёт в этом неравном бою и Майор Кольцов, но раненый, на повреждённом самолёте, он не мог противостоять врагу. Его истребитель упал близ села Лиозно Витебской области. Похоронен А. И. Кольцов в деревне Черницы Лиозненского района. На его могиле установлен памятник, а на зданиях школы - интерната в Лиозно и механического завода в Воронеже, где он работал мотористом в начале 1930-х годов, - мемориальные доски. Сведения о Герое Советского Союза Майоре Алексее Ивановиче Кольцове помещены в вышедшем в 1987 - 1988 годах двухтомном кратком биографическом словаре "Герои Советского Союза".

Но почему в этом же словаре ни слова не говорится о его однополчанине - Капитане Семёне Трофимовиче Бычкове? В этом достаточно полном и выверенном военными историками издании есть биографические сведения только об одном Бычкове - сержант Бычков Николай Васильевич заслужил эту высокую государственную награду за форсирование Днепра. Что это - ошибка составителей биографического словаря, неточность? Документы военных архивов позволяют дать в достаточной степени объективный и достоверный ответ на этот нелёгкий вопрос...

Семён Трофимович Бычков родился в 1919 году в селе Петровка Хохольского района Воронежской области в семье служащего. В 1935 году окончил 7 классов. Его путь в военную авиацию был обычным для юношей предвоенных поколений: сначала аэроклуб (1938 год), затем учёба в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. Повышал своё лётное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи (1941 год).

В представлении на штурмана 937-го истребительного авиационного полка Капитана Бычкова Семёна Трофимовича, написанном командиром полка Майором А. И. Кольцовым летом 1943 года, отразился долгий боевой путь лётчика - истребителя.
"В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941 - 1942 гг. имеет лично сбитых (подтверждённых) 13 самолётов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолёт. За успехи в ожесточённых воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награждён в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на Орловском участке фронта с 12 Июля по 10 Августа 1943 года, проявил себя отличным лётчиком - истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром - организатором групповых воздушных боёв. Лётчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолётов, причём случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу.

В Августе 1942 года награждён вторым орденом Красного Знамени.

В последней операции с 12 Июля по 10 Августа 1943 года сбил 3 самолёта врага. 14 Июля 1943 года в группе из 6 Ла-5 в бою против 10 Ю-87, 5 Ю-88, 6 ФВ-190 лично сбил 1 Ю-87, который упал в районе Речица.

15 Июля 1943 года в составе 3 Ла-5 перехватил и сбил вражеский самолёт - разведчик Ю-88, который упал в районе Ягодная... 31 Июля 1943 года в воздушном бою лично сбил 1 Ю-88, который упал в районе Масальское.

Вывод: за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками и сбитые лично 15 и в группе 1 самолётов противника представляется к званию Героя Советского Союза".

11 Декабря 1943 года во время выполнения очередного боевого задания в районе Орши Ла-5, ведомый Капитаном С. Т. Бычковым, попал под перекрёстный огонь немецкой зенитной артиллерии. Получив массу пробоин, самолёт совершил вынужденную посадку в болотистом месте, тяжело раненный лётчик в бессознательном состоянии, с тяжёлым ранением головы был извлечён из - под обломков машины вражескими автоматчиками. Очнулся Семён Бычков в немецком военном госпитале...

Осенью 1943 года Подполковник немецкого Генерального штаба Холтеро - начальник пункта обработки разведывательных данных "Восток" в штабе командования "Люфтваффе", обрабатывавший результаты допросов советских лётчиков, предложил сформировать из пленных, готовых воевать на стороне Германии, лётное подразделение. При этом он заручился полной поддержкой своей идеи со стороны бывшего Полковника советской авиации Виктора Мальцева.

С Октября 1943 года из различных лагерей военнопленных начали свозить в лагерь, расположенный близ Сувалок, советских пленных авиаторов. Здесь от них различными путями добивались согласия вступить в вооружённые силы свободной России, затем они проходили медицинское обследование, их проверяли в профессиональном плане. Признанные пригодными обучались на двухмесячных курсах, после чего им присваивали воинское звание, они приносили присягу, а затем откомандировывались в "авиационную группу" Подполковника Холтерса в Моризфельде около Истенбурга (Восточная Пруссия), где их использовали соответственно их лётным специальностям: технический персонал ремонтировал попавшие к немцам советские самолёты, пилоты же переучивались на различных типах немецких военных самолётов. Те из бывших советских авиаторов, которым враги особенно доверяли, в составе немецкой эскадрильи перегоняли самолёты с заводских площадок на военные аэродромы Восточного фронта.

При 1-м немецком Воздушном флоте, дислоцировавшемся в Прибалтике, была сформирована в то же время дополнительная группа ночного боя "Остланд", в которую, кроме эстонской группы (три эскадрильи) и латышской группы (две эскадрильи), вошла и первая "восточная" эскадрилья - первое "русское" авиационное подразделение в составе немецких Люфтваффе. До своего расформирования в Июне 1944 года 1-я эскадрилья выполнила до 500 боевых вылетов в тыл советских войск.

В составе немецких истребительных, бомбардировочных и разведывательных эскадрилий позже были самолёты с "русскими" экипажами, отличившимися в воздушных боях, при бомбёжках, в разведывательных полётах. В общем и целом, опыт с советскими пленными авиаторами показался командованию Люфтваффе довольно удачным, и немецкие и власовские военные наблюдатели в один голос отмечали высокие боевые качества личного состава авиагруппы Холтерса - Мальцева.

29 Марта 1944 года в газете власовской армии "Доброволец" было опубликовано обращение к советским пленным лётчикам, подписанное Героями Советского Союза Капитаном Семёном Бычковым и Старшим лейтенантом Брониславом Анталевским, в котором они утверждали, что "...сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и движение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам".

А некоторое время спустя было опубликовано их новое заявление:
"Мы - Капитан Семён Трофимович Бычков и Старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, бывшие лётчики Красной Армии, дважды орденоносцы и Герои Советского Союза, - узнали, что сотни тысяч добровольцев русских, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления, и мы тоже встали в эти ряды".
Дважды запись выступления Бычкова с призывом переходить на сторону немецкой армии транслировалась немцами на различных участках Восточного фронта. Думается, могли знать об измене однополчанина и авиаторы 322-й авиадивизии.
Был ли переход боевого советского авиатора на сторону врага вынужденным или добровольным? Мы не можем исключать ни первой, ни второй версии.

Когда в Июле 1946 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приступила к рассмотрению дела по обвинению А. А. Власова, В. Ф. Малышкина, Г. Н. Жиленкова, В. И. Мальцева и других в измене Родине и других "особо опасных для СССР государственных военных преступлениях", С. Т. Бычков был вызван в качестве свидетеля. В протоколе заседания суда записано:
"Свидетель Бычков рассказал, как в конце Январе 1945 года в лагере Морицфельд командующий авиацией Русской освободительной армии (РОА) Мальцев вербовал содержавшихся в этом лагере советских лётчиков. Когда на предложение Мальцева пойти на службу в "авиацию РОА" Бычков ответил отказом, он был так избит, что его отправили в лазарет, где он пролежал две недели. Мальцев и там не оставлял его в покое. Запугивал тем, что в СССР его всё равно "расстреляют как изменника", а если он всё же откажется служить в РОА, то он, Мальцев, позаботится о том, чтобы Бычкова отправили в концлагерь, где он, несомненно, погибнет. В конце концов Бычков не выдержал и дал согласие служить в РОА".

Не исключена возможность, что к Семёну Бычкову гитлеровцы действительно применяли методы "физического воздействия" (в настоящее время мы знаем, что подразумевалось под этими "методами" в нацистских и сталинских застенках), и его согласие служить в авиации "Комитета освободительного движения народов России" (КОНР) было вынужденным. Но неоспоримым фактом является также и то, что свидетель Бычков не сказал на этом судебном заседании печально известному председателю Военной коллегии Генерал - Полковнику юстиции В. В. Ульриху всей правды. А она заключалась в том, что в Морицфельде был вовсе не лагерь для военнопленных, а для бывших лётчиков Красной Армии, которые в силу разных причин были вынуждены дать согласие вступить в РОА, да к тому же в Январе 1945 года уже был очищен от врагов наступающими советскими войсками. Капитан Бычков и Старший лейтенант Антилевский уже в начале 1944 года выступали в лагерях для военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к "вооружённой борьбе против сталинского режима" и в составе авиагруппы участвовали в боевых вылетах против войск Красной Армии.
Бычков пользовался у фашистов большим доверием. Ему доверяли перегонять боевые машины с авиазаводов на прифронтовые аэродромы, обучал он лётному мастерству пилотов РОА. Ему никто не смог бы помешать перелететь на вражеском боевом самолёте через линию фронта. Но он этого не сделал. И немцы оценили его преданность "освободительной миссии" РОА", присвоив ему звание Майора немецкой армии.

4 Февраля 1945 года, во время первого смотра авиационных частей, находившихся в стадии формирования, Генерал Власов вручал боевые награды авиаторам РОА. В числе других ордена были вручены Майору Бычкову и вновь испечённому Капитану РОА Антилевскому.

19 Декабря 1944 года был издан приказ "рейсмаршала великого германского рейха и главнокомандующего люфтваффе" Германа Геринга о создании военно - воздушных сил РОА, в котором подчёркивалось, что "руководство формированием находится в руках РОА", и они непосредственно подчиняются Власову.
2 Февраля 1945 года Власов и Мальцев по приглашению рейсмаршала Геринга участвовали в совещании в Каринхалле. Мальцев, по представлению Власова произведённый в Генерал - Майоры, получил полномочия командующего ВВС РОА или "начальника военно - воздушных сил народов России". 13 Февраля был утверждён штат штаба ВВС РОА. Большинство должностей в штабе заняли офицеры царской и белых армий, в период между двумя войнами служившие в югославской военной авиации. Среди них были георгиевские кавалеры Полковники Л. Байдок и Антонов, Майор В. Шебалин.

10 Февраля 1945 года в Мариенбаде было начато формирование авиационных частей. Первым авиаполк (командир Полковник Байдак, начальник штаба Майор Шебалин) был сформирован в Эгере. Быстрее всего сформировали 5-ю истребительную эскадрилью имени полковника Александра Казакова - знаменитого русского авиатора, героя Первой Мировой войны, воевавшего затем в рядах белогвардейских армий против советской власти. Командиром эскадрильи был назначен Майор С. Т. Бычков. Эскадрилья дислоцировалась в Эгере и состояла из 16 истребителей Ме-109G-10. По расчётам штаба ВВС РОА, она уже в Марте должна была быть задействована "для боёв на востоке". 2-я эскадрилья (командир Капитан Антилевский) имела на вооружении немецкие бомбардировщики и предназначалась для выполнения ночных боевых вылетов. В середине Февраля Мальцев доложил Генералу Власову, что "самостоятельные боевые группы ВВС РОА готовы к приложению на фронте".

Советские войска продвигались на запад стремительно и вместо выполнения боевых заданий немецкого командования отходили на второй план: штаб ВВС РОА стремился спасти свои авиационные подразделения. Всё же 13 Апреля 1945 года эскадрилья ночных бомбардировщиков с воздуха поддерживала наступление 1-й дивизии РОА на советский плацдарм Эрленгоф, к югу от Фюрстенберга.

13 Апреля Власов сообщил Мальцеву о своём решении стянуть все вооружённые силы КОНР к востоку от Зальцбурга или в Богемию. Части РОА двинулись в путь, 23 Апреля в Нейерке влились части связи ВВС. 24 Апреля на военном совете было наконец - то признано то, что к тому времени было очевидным для самых оголтелых гитлеровцев: окончательное поражение вермахта - дело нескольких дней. Поэтому Мальцев вместе с немецким Генералом Люфтваффе Ашекбусннером отправились на переговоры к американцам с целью добиться от них для военнослужащих авиачастей Русской освободительной армии статуса политических беженцев.

На переговорах в штабе 12-го корпуса армии США американцы вели себя предельно корректно, но вскоре выяснилось, что они совершенно не знают, что на стороне немцев воюют против них войска какой - то русской освободительной армии. Бригадный генерал Кенин заявил, что командование корпуса, да и всей 3-й американской армии, в состав которой он выходит, не уполномочены вступать в переговоры о представлении кому - то политического убежища, что этот вопрос является компетенцией исключительно президента и конгресса США. Американский Генерал твёрдо завил: речь может идти только о безоговорочной сдаче оружия. Сдача оружия прошла 27 Апреля в Лангдорфе, между Цвизелен и Резеном. Группа офицеров, состоявшая из 200 человек, и в их числе Семён Бычков, после временного интернирования во французском городе Шербуре в Сентябре 1945 года была передана советским войскам.

24 Августа 1946 года С. Т. Бычков военным трибуналом Московского военного округа был приговорён по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу.

Окончил аэроклуб (1938), Борисоглебское авиационное училище имени В. П. Чкалова (1939).

Служба в Красной армии

С 1939 служил в 12-м запасном авиационном полку.

С 16 декабря 1940 года - младший летчик 42-го истребительно-авиационного полка, затем пилот 287-го истребительно-авиационного полка.

В 1942 был признан военным трибуналом виновным в совершении аварии и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей с отбытием наказания после войны. В том же году судимость была снята.

В 1943 году - штурман 937-го истребительного авиационного полка, заместитель командира 482-го истребительного авиационного полка 322-й истребительной дивизии.

За отличия в боях награждён двумя орденами Красного Знамени. 2 сентября 1943 года присвоено звание Герой Советского Союза с награждением орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» за лично сбитые 15 самолётов противника (кроме того, один самолёт был сбит им в группе). В представлении к награждению говорилось, что Бычков

«Власовец»

Содержался в лагере в районе Сувалок, затем в Морицфельде. В начале 1944 года полковник Виктор Мальцев, сотрудничавший с немецкими властями ещё с 1941 года, убедил его вступить в состав авиационной группы «Остланд». На следствии в 1946 году Бычков утверждал, что пошёл на этот шаг под сильнейшим давлением - так, другой Герой Советского Союза Бронислав Антилевский, к тому времени уже пошедший на сотрудничество с немецкими властями, якобы, избил его. Однако, по другим данным, Бычков принял решение добровольно, а с Антилевским они были друзьями.

Участвовал в перегонах самолетов с авиазаводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в антипартизанских боевых действиях в районе Двинска. Совместно с Антилевским письменно и устно обращался к пленным лётчикам с призывами сотрудничать с немцами.

После расформирования группы «Остланд» в сентябре 1944 года Бычков прибыл в Хеб, где под началом Мальцева принимал активное участие в формировании 1-го авиационного полка ВВС «власовского» Комитета освобождения народов России. Стал командиром 5-й истребительной эскадрильи имени полковника А. А. Казакова (на её вооружении находились 16 самолётов). 5 февраля 1945 года был произведён в майоры.

Выдача и казнь

В конце апреля 1945 года сдался американским войскам, вместе с другими «власовскими» лётчиками был интернирован во французском городе Шербуре, а в сентябре 1945 года передан советским властям.

24 августа 1946 года приговорён к расстрелу военным трибуналом Московского военного округа. Приговор приведён в исполнение 4 ноября того же года.

Библиография

  • Александров К. М. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А. А. Власова. 1944-1945. СПб, 2001.
  • Т. Бортаковский, Расстрелянные Герои Советского Союза. - М. Вече, 2012г. - ISBN: 978-5-9533-6190-3

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...