Синтез представляет. Значение слова «синтез

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ

1. Метод исследования - установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа (научн., филос.). Синтез явлений.

|| Вывод, сложное обобщение, результат, получившийся из этого сведения (научн.). Правильный синтез.

2. Высшая ступень в развитии явления, объединяющая в себе, как в высшем единстве, прогрессивные элементы прежних ступеней развития (филос.). От тезиса через антитезис к синтезу.

3. Получение химического соединения из составных частей путем химической реакции элементов (хим.). Синтез органических веществ.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СИНТЕЗ" в других словарях:

    - (от греч. соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен… … Философская энциклопедия

    Синтез - Синтез ♦ Synthèse По гречески слово synthesis означает союз, состав, со единение. Синтезировать означает составлять (tithenai) вместе (sun). Тем самым синтез противостоит анализу, то есть расчленению, разложению. Синтез идет от простого к … Философский словарь Спонвиля

    синтез - а, м. synthèse f. < гр. synthesis соединение, составление. 1. Метод научного исследования явлений действительности в их целостности, во взаимодействии их частей. БАС 1. Сначала ум человеческий дробит предмет, рассматривает, так сказать, монады … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. syn вместе, tithemi помещаю) метод мышления, состоящий в восхождения от простого к сложному, от частей к целому, от причин к явлениям, от начала к последствиям, противоположен анализу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    синтез - (от греч. synthesisсоединение, сочетание, составление) включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс пpaктичecкoгo или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое,… … Большая психологическая энциклопедия

    - (греч. соединение, сочетание, составление) соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы. Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно… … Энциклопедия культурологии

    Единство, единение, репликация, целостность, обобщение, соединение, синтезирование. Ant. анализ, разбор, анализирование Словарь русских синонимов. синтез см. обобщение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    синтез - — синтез 1. Исследовательский метод, в известном смысле обратный анализу, т.е. имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы, в единую систему. Целью… … Справочник технического переводчика

    - (от греческого synthesis соединение), соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему). Синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы) … Современная энциклопедия

    - (от греч. synthesis соединение) соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы) … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Синтез , Слюсаренко Сергей Сергеевич. Центрум. Центральный мир вселенной, окруженный лепестками других миров, среди которых и наша Земля. Когда-то Центрум был велик и силен, но катастрофа отбросила его впрошлое. Здесь, на…

Синтез - это объединение, реальное либо мысленное, разных элементов в одно целое, в гармоничную систему. Неразрывно связан с ним анализ, предполагающий разделение общего на составные компоненты.

Что означает слово «синтез» с медицинской точки зрения? Под ним подразумевают объединение различных явлений и предметов в одно целое.

Значение в медицинском словаре

Вместе с анализом этот процесс гарантирует формирование мышления и понятий.

Синтез - это процесс создания прочных иерархических взаимосвязей между реальными объектами, некая мыслительная операция. Психологи используют подобный термин для получения объективной картины о внутреннем состоянии человека.

В словаре Ушакова

Определение слова «синтез» здесь рассматривается в трех ракурсах. В первом значении под ним подразумевают метод исследования, позволяющий устанавливать связи, получать из отдельных фрагментов одно целое.

Дано в словаре и второе значение слова «синтез» - обобщение, результат, который получают по в ходе исследования. Например, происходит синтез в химии при образовании органических веществ.

Также здесь предлагается еще одно определение подобного термина. Синтез - это ступень в формировании прогрессивных ступеней развития в высшее единство.

Трактовка в БСЭ

Термин противопоставляют анализу. Греческое слово «синтез» в БСЭ рассматривается как объединение в одно целое нескольких сторон объекта. В науке он подразумевает процесс последовательной добычи информации, ее оценку, разбор. Аналогичной точки зрения придерживались представители античной геометрии: Евклид, Платон.

Также часто значение этого термина связывают с некими «синтетическими суждениями». Синтез и анализ располагаются не только в основе всех разновидностей человеческой деятельности, но и в простейших формах. Они характеризуют поведение животных, применяются в технических программах, компьютерном моделировании. Например, с биологической точки зрения синтез - это аналитическая деятельность головного мозга.

Психологи С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже после продолжительных исследований пришли к выводу, что познавательные процессы, характерные для человека, также связаны с этим явлением.

Например, в научном смысле синтез можно рассматривать как взаимосвязь теорий, относящихся к одной предметной области. В современной физике основы корпускулярной и волновой теории связаны с объединением отдельных признаков и характеристик в единую картину.

Какой можно подобрать синоним к слову «синтез»? Например, вместо этого термина можно использовать следующие слова: соединение, объединение, сумма. Выбор зависит от заданной для работы научной области. Помимо внутренних процессов, для современной науки характерна и междисциплинарная взаимосвязь, которая дает полное представление о единстве мировоззрения.

Синтез в химии

Сложно представить себе эту науку без соединения нескольких простых либо сложных веществ. Химический синтез особенно актуален для органических соединений, так как с его помощью можно рассматривать получение сложных биополимеров, предугадывать специфику их химических и физических свойств, предполагать основные области применения получаемых соединений.

Фотосинтез, который свидетельствует об образовании из воды и углекислого газа сложного органического вещества (глюкозы), протекает только на свету и является необходимым условием существования зеленых растений.

Интерес представляет и хемосинтез, предполагающий объединение углекислого газа, а также при окислении неорганических веществ в органические соединения.

Нуклеосинтезом именуют процесс получения ядер химических элементов, которые тяжелее атома водорода.

Благодаря синтезу можно получить красивую и связную речь из отдельных букв, слогов. Многие слова в нашем языке имеют несколько значений, в зависимости от того, в каком контексте они применяются. Попробуем с разных точек зрения дать характеристику термина «синтез». Если в общем варианте предполагается некий процесс воссоединения в одно целое разных понятий или веществ, то в каждом конкретном случае у определения могут быть интерпретации.

Приведем пример синтеза, который рассматривается в рамках органической химии. Знаете ли вы, что собой представляет матричный синтез? Это химическая реакция поликонденсации или полимеризации, без которой невозможно получение полимерных соединений. Строение ВМС определяет макромолекулы, которые взаимосвязаны с мономерами и растущими органическими цепочками.

Под матричным структурным эффектом понимают способность матрицы оказывать влияние на длину, химическое строение, пространственный вид дочерних цепей (элементарных составных элементов).

В качестве сложнейшего процесса - синтеза - можно представить образование белковых молекул. Он предполагает использование существенного количества ферментов, осуществляется в организме на клеточном уровне.

Специфика подобной реакции состоит в способности устанавливать в получаемой макромолекуле определенную последовательность аминокислотных звеньев. Такой процесс предполагает затрату существенного количества тепла. После завершения реакции осуществляется перенос белковой макромолекулы к месту непосредственного назначения с помощью определенного полипептидного лидера.

Синтез в искусстве

Не только в классической физике, органической химии и в разных областях медицины применяется термин «синтез». Процессы, связанные с объединением отдельных фрагментов, частей, характерны и для искусства. В качестве примера можно привести применение в эпосе отрывка комического текста. Также синтез существует между отдельными видами искусства. Так, на основе определенного литературного сценария создается на телевизионном экране конкретный образ.

В последнее время часто объединяют в единое целое различные виды интерьерных направлений: готическое направление и архитектуру, модерн и классику, хай-тек и прованс. Профессиональные дизайнеры получают при этом огромный простор для своего творчества, создания неповторимых образов в интерьере.

Заключение

При грамотном подборе различных видов искусства можно рассчитывать на получение гармоничного образа. Так, при правильном подходе вполне допустимо введение в старинные города современных зданий.

Термин «синтез» встречается современному человеку в различных сферах его деятельности: науке, технике, в быту, а также в различных областях искусства.

Многие слова в русском языке имеют несколько значений в зависимости от контекста, в котором используются. Например, что такое синтез? Рассмотрим определения этого слова в его различных значениях. Начнем с общего определения.

Синтез - это своеобразный процесс воссоединения различных веществ или понятий в единое целое. Теперь поговорим более конкретно.

Матричный синтез

Наверняка вы не слышали или уже забыли, что такое матричный синтез. Это процесс реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимера определяют матрицы (макромолекулы), которые находятся в контакте с мономерами (одним или несколькими) и растущими цепочками. Пример такого синтеза мы можем наблюдать в биосинтезе нуклеиновых кислот и белков. Там роль матриц играют всем нам известные ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (Рибонуклеиновая кислота).

Структурный матричный эффект - это способность матрицы влиять на длину, а также на химическое строение и пространственную структуру дочерних цепей. А вообще, матричный синтез — это перспективный метод получения полимерных материалов.

Синтез белка

Далее рассмотрим, что такое синтез белков. Это самый сложный биосинтетический процесс. Однако несмотря на то, что он требует большого количества ферментов и других макромолекул, протекает он довольно быстро. Синтез белка в нашем организме осуществляется на клеточном уровне. Участвуют в нем нуклеиновые кислоты, при этом расположение нуклеотидов способно устанавливать последовательность аминокислот в молекуле белка (предопределять синтезируемую структуру белка).

При синтезе белка затрачивается много энергии - 24,2 ккал/моль. Когда процесс синтеза окончен, белок доставляется к месту своего назначения с помощью специального полипептидного лидера. В синтезе белка есть гены-операторы, которые контролируют его процесс. Оперон - это совокупность структурных генов и генов-операторов. Это не самостоятельная система, она подчиняется генам-регуляторам, которые отвечают за начало и конец работы оперона.

Синтез искусств

А что такое синтез искусств, и как он проявляется? Это воссоединение разных видов искусства в одно целое. Существует два вида синтеза в искусстве:

  1. Внутри вида искусства - например, использование отрывка комического текста в эпосе.
  2. Между видами искусства - например, создание экранного образа на основе сценария, который был написан по мотивам литературной книги.

Соотношение между участвующими в синтезе видами искусств очень разнообразно. Могут срастись несколько видов искусства между собой (например, архитектура и готические скульптуры). Виды искусств, которые достойно выглядят на контрасте друг с другом (например, сооружения архитектуры в XX веке). Так же 2 вида искусства могут дополнять друг друга, при этом не сливаясь в одно целое (например, искусство эпохи Возрождения).

Органический синтез

И последнее, что мы рассмотрим в нашей статье, - что такое органический синтез. Он входит в раздел технологии и химии, которые изучают разные аспекты (методики, способы, аппаратура, и т. п.) получения органических соединений, изделий, материалов и процессов получения веществ. Его основная цель — изготовление веществ с ценными биологическими, химическими и физическими свойствами.

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ

(от греч. - соединение, сочетание, составление) , соединение различных элементов, сторон предмета в целое (систему) , которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие) , с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках «С.» применяется также в некоторых спец. значениях. Так, под С. иногда понимают рассуждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному) . Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич. геометрии (Платон , Евклид, Папп Александрийский) , придерживается, напр. , Я. Хинтикка (Финляндия) . Другое термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную информацию об объектах.

В своём самом общем значении и С. лежат не только в основе человеч. деятельности, но в своих элементарных формах определяют высших животных, а в своих различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ , в искусств. самоорганизующихся системах и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. головного мозга. С. как мыслительная произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психологии.

С. как познават. операция имеет различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определ. аспектах противоположных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике) ; в форме построения дедуктивных (аксиоматич., гипотетикодедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретич. знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в результате знание об исследуемом, объекте есть С., его многообразных абстрактных определений.

Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, биохимии, эконометрии и др. ) , а также между осн. сферами совр. науч. и технич. знания - естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегра-тивных наук (напр., семиотика, систем) , в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой диалектич. исходит из многообразия форм науч. и технич. знания, объединяемых на осно-ве С. методологич. средств, понятий и принципов различных областей знания.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., ПСС , т. 18, 29; Mамардашвили М. К., Процессы анализа и С., «ВФ», 1958 , № 2; Гоpский Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966 ; С. совр. науч. знания, М., 1973 ; Швыpев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978 ; Bunge M., Scientific research, v. 1-2, Hdlb.- N. ?., 1967 ; Hintikka J., R es U., The method of analysis, Dordrecht - Boston, 1974.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СИНТЕЗ

(от греч. synthesis – соединение, сочетание)

метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются (см. Снимать). Противоположное – анализ. Результатом синтеза является совершенно образование, свойства которого есть не только внешняя свойств компонентов, но также и их взаимопроникновения и взаимовлияния. Поэтому синтез не , а «созидательный синтез». О синтезе в гегелевском, т.е. диалектическом, понимании см. Гегель, Диалектика . Кант осн. действием мышления считал «синтез трансцендентальной апперцепции», при помощи которого результаты эмпирического созерцания связываются в единство познания.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СИНТЕЗ

(от греч. σύνϑεσις – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов в единое целое, выполняемое в процессе познания и практич. деятельности. С. неразрывно связан с анализом. С. и анализ – фундаментальные процессы, к к-рым в конечном счете сводятся все виды умств. деятельности. Их физиологич. основа – аналитико-синтетич. деятельность головного мозга. Мысленный С. формируется в практич. деятельности, но затем отделяется от нее и приобретает относительно самостоятельный . С. может осуществляться на различном уровне, начиная от простого механич. соединения частей неорганизованного целого до создания науч. теории на основе обобщения отдельных фактов и идей. Результатом С. может быть качественно совсем , чем сумма составляющих элементов (см. Структура , Система, Систематика). Вместе с анализом мысленный С. ведет к образованию понятий, играет важную роль в формировании как эмпирического, так и выводного знания, в создании художеств. произведений и в технич. изобретениях. Творч. С. изобретателя опирается на изученные им связи между объектами и часто идет по пути моделирования уже известных явлений природы, а художника достигает успеха лишь в том случае, если отражает жизненные отношения и учитывает законы художеств. творчества. С. не является простым копированием действительности, а включает в себя идеализацию, расчет реальных возможностей, учет тенденций развития. Это отчетливо проявляется при построении науч. гипотез, образовании понятий и т.п.

С. можно подразделить на виды в зависимости от характера объединяемых в С. элементов, особенностей целого, возникающего в результате С., и своеобразия способа объединения элементов в единство. Учитывая все это, можно различать: объединение частей в единое целое (примером такого рода С. может служить мысленное конструирование к.-л. механизма или же осмысливание организма как единого целого); соединение множества сторон, свойств, признаков в единство (напр., нового биологич. вида посредством выделения совокупности характерных для него признаков); объединение элементов с целью установления присущих им общих свойств и отношений (этот С. характерен для обобщения и мыслительного процесса, ведущего к открытию закона).

В антнч. науке под С. понимали прием получения знания о целом через соединение его элементов или же ход от посылок (оснований, причин) к следствиям (так понимал С., в частности, Аристотель). Кант определял С. в широком смысле: как "...присоединение различных представлений друг к другу и их многообразия в едином акте познания" ("Критика чистого разума", Соч., т. 3, М., 1964, с. 173). Если этот С. совершается "посредством воображения" (там же, с. 174), то это – эмпирич. С., "синтез схватывания" (см. тамже, с. 213). Высшая С., по Канту, – "чистый", или " " С., имеет тогда, когда чувств. многообразие подводится под опред. априорные понятия (категории), к-рые придают единству, образованному в процессе С., значение необходимости. Гегель рассматривал С. как ход мысли от всеобщего к единичному и выделял ступени этого пути. Всеобщее – это " ", затем идет его (особенное) и, наконец, " ", т.е. . Правда, теорема – это не чувственно-единичное и поэтому Гегель весь С. демонстрирует на матем. примерах, где за исходное берутся абстракции. Гегель трехступенчатый С. относит лишь к области рассудочного знания. Разумному же мышлению, по его мнению, присущ С., к-рый заключается в диалектич. соединении тезиса и антитезиса.

В совр. науке анализа и С. становится все более многогранной. Это иллюстрирует уже процесс дифференциации знания. Возникновение, напр., таких наук, как физич. , биохимия, кибернетика, является, с одной стороны, результатом анализа, выделения из старых наук новых областей знания; с др. стороны – сам анализ в данном случае осуществляется в процессе С. Интеграция методов различных наук, происходящая в наст. во всех областях знания, представляет собой такого же рода.

И. Бурова, Н. Годер. Москва.

С. и анализ в математике. Анализ в математике – это рассуждение, идущее от того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного), к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно). С. – рассуждение, к-рое идет в обратном направлении. Для анализа ведущим является , как свести доказываемое к ранее известному (доказанному). Он является средством нахождения доказательства и выявления его идеи, но в большинстве случаев сам по себе еще доказательства не составляет. С. же, опираясь на данные, найденные анализом, завершает доказательство: он показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает доказываемое, дает теоремы или задачи. Такое понимание анализа и С. возникло еще в матем. школе Платона и окончательно сложилось после появления "Начал" Эвклида и работ его античных комментаторов (в частности, у Паппа Александрийского, греч. 2-й половины 3-го в. н.э.). В совр. математике термины "анализ" и "аналитический" употребляются чаще уже в др. смысле, к-рый, однако, исторически связан с первым. Поскольку решение уравнений можно считать процессом аналитическим (т.к. здесь мы переходим от неявного определения нек-рых чисел с помощью уравнений к их явному определению, к-рое появляется, когда мы находим корни этих уравнений), то науки, в к-рых уравнения и связанные с ними методы играют важную роль, стали называться математиками аналитическими. Так, область математики, в к-рой геометрич. объекты задаются уравнениями, называется аналитич. геометрией. По этой же причине дифференциальное и интегральное и нек-рые др. разделы математики наз. матем. анализом.

Б. Бирюков. Москва.

Лит.: Маркс К., Теория прибавочной стоимости, ч. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3; Кэджори Р., История элементарной математики, пер. с англ., 2 изд., Одесса, 1917; Гегель Г. В., Соч., т. 1, 5, 6, М.–Л., 1929–39; Аристотель, Метафизика, М.–Л., 1934; Евклид, Начала, пер. с греч., 2 изд., кн. 11–15, М.–Л., 1950; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "ВФ", 1958, No 2; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, [М.], 1960; Процесс мышления и анализа, синтеза и обобщения, М., 1960; Югай Г. Α., Проблема целостности растительного организма. "ВФ", 1960. No 12; Розенталь М. М., Принципы диалектич. логики, М., 1960, с. 416–26; Бурова И. Н., Единство анализа и синтеза, М., 1962; Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964. См. также ст. Анализ , Пор-Рояля логика и лит. при этих статьях.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ (от греч. σύνθεσις - соединение, сочетание, составление) - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках термин “синтез” применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под синтезом иногда понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и Синтеза, восходящего еще к античной геометрии (Платон , Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка. Другое значение термина “синтез” связано с т, н. синтетическими суждениями, которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную (эмпирическую) информацию об объектах. В своем самом общем значении лежат не только в основе человеческой деятельности, но и определяют поведение высших животных, а в технических реализациях используются в компьютерных программах, в искусственных самоорганизующихся системах и т. д..Физиологической основой поведения человека является аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. Синтез как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетических действий в психической операции синтеза исследуются в психологии. Синтез как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др.

Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный синтез, - а также между естествознанием, общественными и техническими науками. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур синтеза научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой исходят из многообразия форм научного и технического знания, объединяемых на основе синтеза методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.

Лит.: Мамардашвили М. К. Процессы анализа и синтеза.- “ВФ”, 1958, № 2; Горский Д. П. Проблемы обшей методологии наук и диалектической логики. М., 1966; Синтез современного научного знания. М., 1973; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Bunge М. Scientific Research, v. 1-2. Hdlb.-N.Y, 1967; HiMikkaJ. RemesU. The Method ot Analysis. DordrechtBoston, 1974.

В. Н. Садовский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Словарь Ушакова

Синтез

си нтез [тэ], синтеза, мн. нет, муж. (греч. synthesis - соединение).

1. Метод исследования - установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа (научн. , филос. ). Синтез явлений.

| Вывод, сложное обобщение, результат, получившийся из этого сведения (научн. ). Правильный синтез.

2. ВыСШАя ступень в развитии явления, объединяющая в себе, как в высшем единстве, прогрессивные элементы прежних ступеней развития (филос. ). От тезиса через антитезис к синтезу.

3. Получение химического соединения из составных частей путем химической реакции элементов (хим. ). Синтез органических веществ.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Синтез

(от греч. synthesis - соединение, сочетание) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в целое, в котором противоречия сглаживаются или снимаются. Противоположное понятие и научный метод - анализ.

Культурология. Словарь-справочник

Синтез

греч. synthesis - соединение, сочетание, составление.

☼ соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы.

Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно корреспондирует с такими терминами, как "диалог культур", "общение культур" (В. Библер), "концерт культур" (Г. Померанц) и др., и, следовательно, подразумевает взаимодействие культур разных регионов, стран, наций, их взаимообогащения. Такого рода взаимовлияния обнаружились, например, в ходе араб. посредничества в преемственности зап. цивилизации по отношению к античной; в вост. влиянии в рыцарском ср.-вековье Европы; в символике дантовских образов, заимствованной у известного мусульманского философа-эзотериста Мухиддина ибн-Араби; в широко использованных в эпоху Возрождения мотивах классич. Иран. и араб. поэзии (включая и само понятие гуманизма); в применении визант. канонов в архитектуре Зап. Европы; в островитянских сюжетах картин Гогена и т.д.

Тенденция расширяющегося взаимовлияния культур особенно актуальна для 20 в., что выразилось, в частности, в популяризации на Западе учений буддизма, индуизма, суфизма, в насыщенности европ. культуры афроамер. мотивами, в размыве различий между "своим" и "чужим".

Громадная роль в этом процессе принадлежит средствам массовой коммуникации. Сами продукты массмедиа с культурной т.зр. интегративны по своей природе. Сегодня с полным правом можно говорить о существовании всемирной культуры, к-рая, в отличие от мировой культуры как совокупности разл. культурных образований, представляет собой единую интегрированную систему общечеловеч. культуры.

В культурологии в теор. плане проблема С. искусств наиболее четко разработана в искусствознании. Особенно "подвижные", переломные этапы в истории худож. культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Таковы, напр., теор. и творч. искания йенских романтиков, худож. поиски Р. Вагнера, стилистика модерна, теория и практика а и т.д.

Совр. теория С. искусств раскрывает принципы классификации многочисл. видов соединений разл. худож. стихий, научно обосновывает закономерности этих соединений. Основополагающим принципом взаимодействия искусств в С. является наличие двух и более художественно самостоятельных систем, среди к-рых одна выступает как доминанта-интегратор качественно нового синтетич. целого. При этом многовековая и совр. худож. практика дают примеры безграничного разнообразия синтетич. соединений разл. видов худож. деятельности.

С громадной силой тяготение к взаимообогащению разл. культур сказалось в России. Специфика культурного развития России во многом обусловлена ее открытостью Западу и Востоку. В этом проявлении "высокосинтетич. способности всепримиримости, всечеловечности" (Достоевский) усматривали рус. философы ( , Вл. Соловьев, Достоевский и др.) истор. миссию России.

Эти идеи нашли отражение в рус. эстетике и искусстве нач. 20 в., важнейшим направлением к-рого стало стремление к осуществлению всеобщего С. искусств, к превращению искусства в некое вселенское соборное действо, в жизнетворчество, призванное изменить мир (А. , А. Скрябин, Вяч. , Вл. Соловьев). В их концепциях С. искусств представлен не как обогащение одних видов худож. творчества выразит. средствами других видов, а как проблема мировоззренческая, как выражение универсальной природы человеч. творчества.

В опр. смысле культура синтетична как целостная система, включающая в себя разл. сферы духовной жизни.

Лит. : Конрад Н.И. Запади Восток: Статьи. М.. 1972; Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978; Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // ВФ, 1989, № 6; Бердяев Н.А. Рус. идея. Осн. пробл. русской мысли XIX века и начала XX века // О России и рус. филос. культуре: философы рус. послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Munro Th. The Arts and their Interrelations. Cleveland, 1967 Levinson J. Hybrid Art Forms // The Journal of Aesthetic Education. V. 18. 1984. № 4.

Н.Д. Ирза.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Педагогический терминологический словарь

Синтез

(от греч. synthesis - сочетание, составление)

соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). С. - одна из осн. мыслительных операций. Целостность - характерная особенность восприятия; понятие формируется путём синтезирования отдельных существенных признаков предметов и явлений; С. включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа (идеи); на основе С. происходит объединение компонентов в процессе формирования двигательного навыка. С. неразрывно связан с анализом и не существует отдельно от него, а также с обобщением, систематизацией, сравнением, вместе с которыми составляет логический аппарат мышления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 259)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Синтез

(от греч. synthesis - соединение) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).

Рб: литература и наука

Корр: анализ

* "...Целостность произведения не может быть передана в исследовании при помощи той непосредственной нерасчлененности, которая остается и преимуществом, и недостатком читательского восприятия. Наука идет к ее постижению через предварительный анализ и последующий синтез" (Ю.М. Лотман). *

Термины Киносемиотики

Словарь терминов атомной энергетики

Синтез

образование более тяжелого ядра из двух более легких (обычно изотопы водорода) с сопутствующим выделением большого количества энергии.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Синтез

Синтез

♦ Synthèse

По-гречески слово synthesis означает союз, состав, со единение. Синтезировать означает составлять (tithenai) вместе (sun). Тем самым синтез противостоит анализу, то есть расчленению, разложению.

Синтез идет от простого к сложному, учит Лейбниц. По части имеющихся элементов он составляет (или восстанавливает) целое. Анализ идет от сложного к простому. Он разделяет целое на элементы. Примером тому могут служить химические процессы. Соединяя атомы кислорода и водорода, можно синтезировать воду. И наоборот, подвергнув ее анализу, можно получить атомы кислорода и водорода.

Однако в философии слово «синтез» используется в основном для обозначения умственного процесса, состоящего только из идей. Именно так понимает синтез Декарт. Синтез является третьим, после очевидности и анализа, правилом его метода: «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных» («Рассуждение о методе», часть II). Из этого следует, что анализ – первый (простое не дано изначально; его еще надо завоевать) и ближайший из истинных путей, благодаря которым была методически изобретена каждая вещь (см. «Возражения…»). Синтез в основном служит доказательству того, что уже известно. Достаточно сравнить, например, «Размышления о первой философии» того же Декарта, написанные в аналитическом ключе, и его же «Первоначала философии», выстроенные по принципу синтеза.

Но синтез – не только порядок или метод. У Гегеля и Маркса это также один из аспектов диалектики. Две противоположности соединяются, образуя третий, превосходящий термин (то есть уничтожающий и одновременно сохраняющий обе), – это и есть синтез. Таково становление как синтез бытия и ничто (Гегель. «Наука логики», раздел I, глава 1). Таков плод как синтез семени и растения (Энгельс. «Анти-Дюринг», отдел I, глава 13). Или коммунизм как синтез борьбы классов (пролетариат «побеждает в этой борьбе, только уничтожая себя и свою противоположность», то есть частную собственность; Маркс и Энгельс, «Святое семейство», IV; см. также «Капитал», I, раздел 8, гл. 32). Отрицание отрицания есть новое утверждение. Это «хорошая сторона» отрицания, это покой в движении и плодовитость. Слишком красиво, чтобы быть верным, скажете вы? Многие и в самом деле думают так. Во всяком случае, многие из наших студентов именно таким образом понимают синтез, сводя его в своих работах к апологии золотой середины и в результате получая вялость и нерешительность. Достаточно вспомнить печально известную схему – «тезис, антитезис, синтез», по которой такие работы и пишутся. Конечно, это схема как схема, и никому не запрещено ею пользоваться. Но понимать ее все-таки надо диалектически. «Тезис, антитезис, синтез» не означает «черное – белое – серое». Или «да – нет – может быть». Потому что это уже никакой не синтез, а увертка от принятия решения и компромисс. Не диалектика, а жвачка.

Последние материалы раздела:

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...