Равнодушие — самое страшное преступление. Читаем "преступление и наказание"
Знание о себе человек может получать из всевозможных источников. Первый, с которым человек сталкивается в детстве, - окружающие его люди: иметь, родители, родственники, что замещают их люди. Они психологически оценивают ребенка, характеризуют его поведение. Ребенок принимает эти оценки на веру, относит их к себе: в итоге у него складывается определенная самооценка, что, по сути дела, является оценкой, сформированной у него другими людьми.
Психологические характеристики, которые человек дает другим людям, формируются на основе того, что сам человек видит, общаясь с этими людьми и изучая отзывы окружающих об этих людях. Соизмеряя собственные впечатления с оценками других людей, человек формирует обиды этих людей. Все это, вместе взятое, и составляет первый и основной источник знаний человека о себе и об окружающих его людях. Такими знаниями в том или другой степени он пользуется практически в течение всей жизни, начиная с того момента, когда овладеет языком и научится понимать окружающих людей.
Вторым важным источником психологического познания являются практические дела и продукты человеческой деятельности. Оценивая их, сравнивая результаты своей деятельности и деятельности других, человек формирует представление о собственных качествах, способностях и возможностях. У него складывается самооценка знаний, умений, навыков, деловых, волевых и других персональных качеств. Сопоставляя достижение других людей со своими собственными успехами и неудачами, человек формирует обиды других людей.
Третьим возможным источником психологического самопознания и познания других людей могут служить разного рода испытания и критические жизненные ситуации, в которых человек больше всего ярко проявляет свои особенности. Тесты, которые иногда дополнительно используются в некоторых случаях, дают наиболее достоверную и точную информацию о человеке. Они же чаще всего являются единственным источником знаний о таких психологических свойствах людей, которых невозможно наблюдать и оценивать непосредственно.
Как следующий источник психологических знаний могут стать произведению науки, литературы и искусства, в которых воплощена или представлена психология разных людей. Да, важным источником психологического познания людей являются произведения талантливых писателей - знатоков человеческих душ: по общему признанию, это Шекспир, Чехов, Достоевский, Толстой и др.
Рассмотрим теперь, как проявляются и с возрастом по мере приобретения жизненного опыта меняются познавательные психологические способности человека. Начало их развития, вероятно, связанное с формированием у ребенка определенной самооценки, а она, как известно, появляется приблизительно до двух-трех лет. Самооценка обычно возникает вместе с пониманием ребенком оценочных слов, которые относятся к психологии человека, вместе с первыми признаками самосознания, которое рождается. Приблизительно из трех-четырех лет ребенок начинает понимать и психологически оценивать окружающих ее людей. Источниками психологического познания рядом с суждениями окружающих людей становятся для него собственные наблюдения и практические дела тех людей, которых он берется оценивать.
В эти годы, то есть приблизительно в промежутке от двух до четырех лет, знание ребенка о себе и о людях очень бедные и, как правило, не выходят за пределы субъективных и приблизительных оценок, которые относятся к отдельным психологическим свойствам и поступкам. Причем эти оценки даются в ограниченных сроках типа «хорошо» или «плохо» с упрощенным, односторонним пониманием содержания самих оцениваемых свойств.
Начиная с пяти лет наступает качественный перелом в развитии самосознания и следующий этап в психологическом познании людей. На этом этапе, оценивая окружающих людей, ребенок уже возьмет к сведению мысли не только взрослых, но и одногодков. Кроме того, в психологическом оценивании людей как личностей начинает четко выступать собственная позиция ребенка, что она отстаивает и которая в эти годы заметно отличается от позиций других людей. Однако вплоть до семи - восьмилетнего возраста самооценка и оценки других людей со стороны ребенка еще достаточно субъективными, ограниченными и неточными. Это связано как со слабым развитием самосознания, так и с дефицитом жизненного опыта.
Данный опыт начинает быстро накапливаться и обогащаться с момента поступления ребенка в школу в первую очередь за счет активизации и расширения сферы межличностного общения, включения ребенка в новые для нее виды совместной деятельности. Она получает возможность обнаружить себя и увидеть окружающих людей в разных ситуациях. Соответственно расширяются и углубляются психологические знания ребенка о себе и о других людях. В результате его самооценка и оценки, которые даются другим, людям, становятся больше гибкими и разносторонними.
В подростковом и особенно в раннем юношеском возрасте психологические знания человека о себе и о людях начинают терять черты ребячества и постепенно добывают качества взрослости, то есть становятся похожими на оценки взрослых людей. Как подросток, так и юноша начинает целиком разумно отвечать на разнообразные вопросы, которые касаются психологии людей, причем в этих ответах уже можно найти информацию об их познавательных процессах, эмоциональных состояниях, чертах личности, способностях, мотивах, потребностях, отношениях.
До окончания школы психологические познавательные способности становятся достаточно развитыми. Правда, знания психологии людей еще долго остаются односторонними, что связано не столько со способностями, сколько с дефицитом жизненного опыта у молодых людей. Этот опыт постепенно добывается в течение жизни, и, как следствие, обогащаются, расширяются и углубляются - знание человека о себе и об окружающих людей.
С возрастом растут и индивидуальные расхождения в глубине, разносторонности и адекватности психологических знаний. Одни люди, как известно, лучше и глубже понимают себя и окружающих, чем другие. Это связано как с их личным жизненным опытом, в частности профессиональным, так и с общим уровнем культурно интеллектуального развития. Установлено, например, что люди определенных профессий - актеры, психологи, педагоги и врачи - лучше, чем представители других профессий, способные понимать и оценивать психологию людей.
Как правило, человек относительно неплохо знает, например, свои достоинства и развитые способности. Намного меньше он знает о своих негативных сторонах, например о недостатках характера. Последние особенно плохо осознаются человеком в том случае, если входят в противоречие с сформированной позитивной самооценкой и оказываются несовместимыми из принятой им же моралью. Такие знания обычно вытесняются из сферы сознания человека и сохраняются в подсознании, куда ни он сам, ни окружающие его люди не имеют свободного доступа. Психологические сведения, которые сохраняются в подсознании человека, могут стать известными только в результате применения специальных психоаналитических процедур или тестов, называемых проективними, которые позволяют проникнуть в содержание подсознания человека.
-- [ Страница 1 ] --
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
1. Основные источники психологического знания
Народная мудрость, философия, искусство, религия как основные источники психологических знаний.
Психология как самостоятельная наука появилась относительно недавно: «годом рождения» психологии принято считать 1879 год, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.
Термин «психология» (букв. в пер. с греч. – наука о душе: psyche – душа, logos – учение) появилось в научном обиходе несколько раньше – по различным историческим данным, его, независимо друг от друга «изобрели» философ Гоклениус и соратник М.Лютера Ф.Меланхтон. В нынешнем значении слово «психология» впервые употребил немецкий философ Христиан Вольф в 1732 году.
Несмотря на короткую историю, психология имеет очень длинную предысторию, поскольку во все времена человек интересовался собственной природой, внутренним миром, причинами поведения и поступков. В течение истории человечества накапливались факты и суждения, имеющие прямое отношение к психологии человека, причем не только в сфере научного знания.
Кроме научной психологии, существует еще несколько областей, в рамках которых существуют психологические знания:
- житейская мудрость (иначе говоря, здравый смысл);
- философия;
- искусство;
- религия и др. виды тайного знания (мистика, магия, астрология и пр.).
Типы психологических знаний, существующие в этих областях, различаются между собой методами получения, способами выражения и обоснования, критериями истинности.
Психологические знания, накопленные человечеством в виде житейской мудрости , связаны, прежде всего, с взаимодействием с другими людьми, с пониманием себя и другого, с объяснением психологических причин поведения и поступков.
Источником житейских психологических знаний является наблюдение за поведением других людей, а также обмен результатами этих наблюдений и совместное их обсуждение. Выражаются житейские знания в виде пословиц, поговорок, встречаются в сказках, песнях, обрядах.
Критерий истинности психологических знаний здравого смысла заключается в их правдоподобности и практической полезности. Именно поэтому они отличаются практичностью, наглядностью. С другой стороны, житейские психологические знания носят интуитивный характер, они отрывочны и бессистемны, неточны и противоречивы: в любой культуре существуют пословицы, имеющие прямо противоположный смысл («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит» и т.д.). Такая неточность и противоречивость связана, скорее всего, с многообразием житейских ситуаций, результаты наблюдений за которыми нашли отражение в этих знаниях – в одной ситуации полезно и верно одно, в другой – нечто совершенно противоположное .
Философия как область, в рамках которой существует особый тип психологических знаний, также с древнейших времен обращалась к проблемам природы человека, движущих сил его поведения и поступков. Однако психологические знания (знания о душе), накопленные философией, кардинальным образом отличаются от житейской психологии.
Философы, задумываясь об устройстве мира, выдвигали различные взгляды на природу, место человека в мире, познание и другие вопросы. Говоря о душе человека, они излагали свои психологические идеи. Разумеется, у каждого известного философа имелось свое мировоззрение, отличное от взглядов других философов. Поэтому философско-психологические знания отличаются систематичностью, но имеют умозрительный характер, т.е. опираются на философскую концепцию устройства мира, а не на факты объективной действительности. Критерий истинности философско-психологических знаний – это степень их согласованности с общей концепцией данного философа.
Первые философско-психологические концепции появились еще в VI-V вв. до н.э. в учениях древнегреческих философов Милетской школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена), первое самостоятельное психологическое произведение – это трактат Аристотеля «О душе». Позднее философско-психологические взгляды высказывали Св.Августин, Фома Аквинский, Френсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Джон Локк и многие другие известные философы.
Искусство (художественная литература, музыка, живопись и другие виды изобразительного искусства, театр, кино) как источник психологических знаний также имеет древнюю историю. Во все времена писатели, художники, композиторы с большим мастерством описывали в своих произведениях человеческие характеры, поступки, взаимоотношения, индивидуальность и жизненный путь.
Важнейшее место в описании психологии людей, проблем и ситуаций принадлежит художественной литературе, поскольку именно в тексте лучше всего выражаются психологические знания искусства. Многих великих писателей – Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова – мы называем психологами, признавая в них знатоков человеческих судеб.
Однако психологические знания, существующие в рамках искусства, также коренным образом отличаются от научных психологических знаний: в первую очередь, они носят образный характер, основаны на эмоциональных переживаниях автора и читателя. В художественных произведениях представлены пусть даже вымышленные, но единичные и конкретные персонажи и события. Именно поэтому эти знания фрагментарны и описательны, т.е. в искусстве не решается задача объяснения событий или поступков, они лишь описываются в форме, доступной непосредственному переживанию. Кроме того, в психологических идеях искусства очень четко проявляется авторская позиция и авторское отношение к тем или иным героям, ситуациям, событиям; наука же ориентируется не на субъективные мнения, а на объективные факты.
Каков же критерий истинности психологических знаний искусства? Иначе говоря, каким образом можно определить, насколько удачно писатель или художник изображает своих героев, их жизненные проблемы и ситуации?
Главным ответом на этот вопрос является реакция читателя, слушателя, зрителя – если созданный автором образ вызывает доверие, запоминается, становится узнаваемым, это и есть основной критерий его истинности.
Особое место в проблеме соотношения различных видов и форм психологических знаний занимает вопрос об их соотношении с иррациональными , религиозными , или, как еще говорят, парапсихоло гическими («пара» с лат. – «рядом») знаниями. Это особое место обусловлено тем, что очень часто в обыденном сознании эти формы знаний отождествляются, и психолог предстает как «маг и экстрасенс, видящий человека насквозь».
Между тем иррациональные психологические знания имеют мало общего со знаниями профессионального психолога. Иррациональные знания не поддаются объяснению с помощью принятых в науке объективных методов, более того, они и не нуждаются в таком объяснении – в их основе лежит вера и переживание верующим человеком собственной сопричастности к невидимым высшим силам. В основе любых иррациональных психологических знаний, особенно религиозных, лежит некий символ веры – исходные догматы, или утверждения, истинность которых не только принимается на веру, но и ни в коем случае никем не должна оспариваться; в то время как любое научное знание всегда остается открытым для проверки и опровержения.
Из таких свойств иррациональных психологических знаний, как субъективность, ориентация на веру и опыт переживаний, известная неопределенность (например, предсказания или гороскопы можно трактовать по-разному, поэтому они часто «сбываются»), но при этом утверждение целостности мира и человека, взаимосвязанности всего со всем, вытекает и критерий их истинности. Иррациональные знания признаются достоверными, если они согласуются с базовыми постулатами, которые приняты на веру, и если человек испытывает глубокую внутреннюю убежденность в их истинности.
Таким образом, все виды и формы психологических знаний, существующих в рамках житейской мудрости, философии, искусства, религии и других видов тайного знания, существенным образом отличаются от научных психологических знаний, которые лежат в основе профессии психолога.
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности . Психологические знания, существующие в рамках науки, характеризуются полнотой, достоверностью и систематичностью. Научное знание опирается на факты объективной действительности, а также на научный метод, позволяющий эти факты собрать, обработать и систематизировать, а затем сделать на их основе достоверные выводы.
Результаты научной деятельности могут быть следующими:
- описание реальности (какие явления и в каких ситуациях наблюдаются, какими свойствами обладают);
- объяснение процессов и явлений (т.е. поиск их причин);
- предсказание процессов и явлений (т.е. прогнозирование развития событий на основе знания их основных характеристик и причин возможных и наиболее вероятных изменений);
- открытие законов, теоретически объясняющих реальность.
Научные знания опираются на факты, при этом они формулируются в обобщенной форме и всегда остаются открытыми для дальнейшего изучения, уточнения или даже опровержения.
- Научная и житейская психология.
- Психологические представления житейского опыта.
- Психологические идеи в философии.
- Психология в искусстве.
- Психология и религия.
2. Психология как наука
Место психологии в системе наук. Психология как наука о человеке. Представления о предмете психологии как науке. Эволюция представлений о предмете психологии. Донаучный и научный этапы развития психологии. Фундаментальная и прикладная психология как направления научной психологии. Методы психологии.
В современной системе наук психология занимает свое место среди гуманитарных наук – наук о человеке и его деятельности (истории, филологии, социологии). С этими науками психология связана наиболее тесно, и одним из показателей такой тесной связи является существование междисциплинарных научных направлений – исторической психологии, социальной психологии, психолингвистики и т.п.
В то же время психология поддерживает связи и с естественными науками – анатомией, физиологией, антропологией, эволюционной биологией. Необходимость таких связей диктуется тем, что любое психическое явление имеет свою материальную основу – анатомические структуры и физиологические процессы, процессы развития психики в ходе эволюции. В рамках связей психологии с науками естественного цикла существуют такие научные направления, как психофизиология, нейропсихология, теории развития психики в филогенезе.
Исторически психология зародилась в недрах философии (см. предыдущую главу), поэтому она продолжает поддерживать связи с этой «родительской» наукой. Выражаются эти связи в том, что любая психологическая теория имеет под собой философско-методологическую основу, в которой формулируется взгляд на природу человека, его место в мире и возможные направления исследования психических явлений в русле этих философских позиций.
Тем не менее, поддерживая связи с перечисленными науками, психология имеет свой собственный предмет, отличный от предметов «соседних» дисциплин.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В психологии прочно укоренилось утверждение выдающегося психолога Германа Эббингауза о том, что «психология имеет короткую историю и очень длинную предысторию». В этом афоризме заключена идея двух этапов в развитии психологии – донаучного, когда психология еще не была самостоятельной наукой и развивалась в рамках философии («предыстория»), и научного, когда психология превратилась в самостоятельную науку («история»).
На протяжении всей истории психологии представления о ее предмете менялись трижды.
Практически весь донаучный этап связан с изучением души в качестве предмета психологии. Философы выдвигали идеи о природе и характеристиках души, основываясь на теоретических рассуждениях, спорили друг с другом, обосновывая свои взгляды.
Лишь в XIX в. с появлением первых психологических лабораторий на место абстрактной категории души пришли вполне конкретные явления сознания. Психологи стали изучать внимание, память, эмоции и чувства, мышление. Идеи, которые они высказывали, потеряли свой умозрительный характер и стали подкрепляться установленными ими объективными фактами и закономерностями.
И, наконец, в XX в. предметом психологии стало поведение человека, которое можно наблюдать со стороны.
Научная психология направлена на познание психологии людей научными методами, производство психологических знаний. Ее главная задача – на основе отдельных фактов прийти к пониманию общих закономерностей (т.е. научный психолог в своей деятельности размышляет по индукции – от частного к общему).
Какими же научными методами пользуется психология?
Существует несколько классификаций методов психологии, которые изучаются в рамках других учебных дисциплин (общей психологии, психологического практикума, экспериментальной психологии). Для первого знакомства с методами психологии перечислим наиболее распространенные из них.
Самый древний из методов психологии – метод наблюдения . Он применяется как научный метод сбора информации: наблюдение за поведением больного в естественных условиях, за поведением индивида и группы в реальном социальном окружении, за поведением детей в процессе реальной учебной деятельности, за развитием психических функций в естественных условиях.
Другой метод – метод беседы – используется в психологии как диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек (исследователь) выявляет психологические особенности другого (испытуемого, клиента). Специфичность беседы состоит в том, что она существует только в психологии, так как в других науках диалог между исследователем и объектом исследования невозможен. Беседа используется для сбора первичной информации об испытуемом, на последнем этапе в виде интервью о том, как испытуемый чувствовал себя во время исследования, либо как самостоятельный метод исследования.
Важным методом психологии является метод тестирования . При его использовании исследователь предлагает испытуемому стандартизованные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Целью исследователя в этом случае является измерение индивидуальных различий (особенностей темперамента, черт характера, способностей, уровня интеллекта и т.п.).
Метод анализа документов , или архивный метод состоит в том, что психолог изучает психологические особенности человека не «лицом к лицу», а на основании каких-либо текстов, рисунков и других продуктов деятельности человека.
Эксперимент – самый сложный из всех методов психологии, потому что в эксперименте исследователь определенным образом организует ситуацию, в которой находится испытуемый, и регистрирует его поведение в различных условиях этой ситуации (например, измеряет производительность труда при различных уровнях шума). Эксперимент позволяет получить очень качественную информацию о том, что является причиной тех или иных особенностей поведения испытуемого. Разумеется, экспериментатор должен следить за тем, чтобы эксперимент не нанес вреда испытуемому.
Все перечисленные методы позволяют получить достоверные и объективные научные знания. Научная психология, в свою очередь, разделяется на фундаментальную и прикладную.
Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни.
Прикладная психология изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. Прикладные психологические исследования проводятся, так сказать, «под заказ». Что лежит в основе успеваемости учащихся и как ее повысить? Какие факторы влияют на производительность труда? Что нужно делать, чтобы летчики не ошибались во время полетов? Как должен себя вести менеджер по продажам, чтобы клиенты покупали товар именно у него? Именно на эти вопросы, возникающие в процессе деятельности людей, групп и организаций, отвечают прикладные психологические исследования.
Контрольные вопросы
- Место психологии в системе наук.
- Междисциплинарные связи психологии.
- Цели и задачи научной психологии.
- Представления о предмете психологии.
- Методы психологии.
3. Практич еская и прикладная психология
Характеристика и отличия практической и прикладной психологии. Основные задачи, решаемые в рамках практической и прикладной психологии. Прикладная психология как направление научной психологии. Специфика проблем, решаемых в прикладных психологических исследованиях. Соотношение прикладной психологии и различных областей и сфер деятельности личности, групп и общества в целом. Соотношение практической и научной психологии. Сферы деятельности практического психолога и основные направления практической психологии. Позиции психолога-практика: эксперт, консультант, учитель (Ю.М.Жуков).
Прикладную психологию следует отличать от психологии практической . Прикладная психология связана с проведением психологических исследований, результаты которых затем используются на практике. Отличие прикладных исследований от фундаментальных состоит в том, что в фокусе внимания прикладной психологии находится повседневная профессиональная деятельность людей, в то время как фундаментальная психология – это «наука для науки» (как устроена человеческая память, что представляет собой процесс общения, как работает мышление при решении различных задач и т.п.). Разумеется, результаты фундаментальных исследований, как и прикладных, могут с успехом использоваться на практике, однако практическая польза – не главное для фундаментально ориентированного психолога-исследователя. Гораздо важнее для него получение наиболее полной новой информации об изучаемой проблеме.
При всех различиях, фундаментальную и прикладную психологию сближает то, что их целью является получение психологических знаний. Применением этих знаний занимается практическая психология.
Практическая психология – это оказание психологической помощи конкретным людям или группам людей, применение психологических знаний в каждом конкретном случае.
Основные задачи деятельности практических психологов:
- выявление психологических характеристик конкретного человека, группы;
- выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;
- оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;
- содействие государственным, общественным, образовательным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
- социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;
- пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;
- оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.
Основные виды деятельности в практической психологии – это психологическое оценивание, психопрофилактика, психологичес кое консультирование, психологическое просвещение, коррекцион ная и развивающая работа, психотерапия .
Психологическое оценивание – это наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза.
Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться так: психолог-диагност или психолог-эксперт. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, т.е. провести психодиагностику.
В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека. Психодиагностика осуществляется на основе объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте) или субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самим человеком).
Практический психолог обычно не занимается созданием новых психодиагностических методик, он является пользователем разработанных исследователями методов. Практический психолог с помощью психодиагностики решает следующие основные задачи :
- устанавливает наличие у человека того или иного психологического свойства или особенностей поведения;
- определяет степень развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях;
- описывает диагностируемые психологические и поведенческие особенности человека в тех случаях, когда это необходимо;
- сравнивает степень развитости изучаемых свойств у разных людей.
Подавляющее число психодиагностических методов можно разделить на две группы: экспертные (клинические) и стандартизи рованные (тестовые). Для оценивания психолог-диагност использует профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.
Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый – носитель предполагаемого качества. В психологическом тестировании могут использоваться тест-опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких-либо практических заданий.
Работа психодиагноста предъявляет к нему ряд важных требований. Самые простые и очевидные – это умение располагать к себе людей и доскональное знание используемых психодиагностических методик и условий их применения.
Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.
Задачи деятельности психолога в русле психопрофилактики следует обозначить так:
- работа по адаптации персонала организации (особенно новичков и молодых специалистов) к условиям профессиональной деятельности в условиях данной конкретной организации;
- создание специальных программ (в частности, обучающих) для работы с разными категориями персонала и отдельными сотрудниками;
- создание условий, содействующих предупреждению дезадаптации при смене места работы, должности, профессии;
- проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в учреждении;
- осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки персонала и др.
Психологическое консультирование. Этот вид деятельности практического психолога используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в образовании, в решении проблем здоровья и личной жизни, промышленном производстве, бизнесе и т.д. Психологическое консультирование относится к важнейшим направлениям профессиональной деятельности практического психолога.
Основную задачу психологического консультирования можно определить так: создать условия, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудности со стороны, осознать неконструктивные способы поведения и построения взаимоотношений и найти адекватные действия, позволяющие ему получить новый эмоциональный и личностный опыт.
Основной целью при этом следует считать психологическую помощь человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу. Консультирование направлено на то, чтобы помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения.
Консультирование может быть классифицировано по разным основаниям:
- по теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, гештальт-консультирование и т. д.);
- по возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и т. д.);
- по пространственной организации (контактное, или очное, т.е. беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное – через Интернет);
- по количеству клиентов (индивидуальное или групповое);
- по психологической проблематике (консультирование по проблемам общения, по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам и др.);
- по сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес-консультирование и т.д.).
В качестве основного метода консультирования используется интервью – это беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.
Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегуляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пенсионеров.
В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности – важнейшая основа психологического просвещения.
Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека.
Коррекционная работа – это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого психолог строит программу коррекционной работы.
Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах – групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.
Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени. Целью таких занятий может быть, например, преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля, коррекция личностных качеств, форм поведения, норм социального взаимодействия человека. Поскольку отклонения от психологической нормы могут сочетаться с серьезными отклонениями в психическом здоровье и в сфере социального поведения, то практический психолог свою коррекционную работу должен строить в тесном взаимодействии с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом. Непосредственным поводом для организации коррекционной работы обычно становятся трудности в учебной деятельности, нарушения поведения и дезадаптация школьника, проблемы в профессиональной или повседневной деятельности, в эмоционально-волевых переживаниях взрослого человека.
Групповая психокоррекция может быть направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
Осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях:
- «Делай как я!» (психолог берет ответственность на себя и предлагает довольно жесткую схему работы);
- «Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом);
- «Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя) .
В качестве методов психокоррекции используются различные виды интеллектуального тренинга, методы обучения саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.
Те же самые методы практической психологической работы могут использоваться и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой, поэтому нередко данный вид работы предпочитают называть коррекционно-развивающим.
Психотерапия в рамках деятельности практического психолога направлена на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.
В последние годы условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.
Речь идет, прежде всего, о том, что при ее проведении используются психологические методы и средства (а не фармакологические, например). Кроме того, в качестве пациентов выступают люди с теми или иными расстройствами психики, а в качестве специалистов – лица, имеющие профессиональную подготовку, среди прочего, в области основ психологии и медицины. В клинически ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии можно обнаружить огромное разнообразие методов и приемов, основывающихся на концептуальных моделях множества школ и течений.
Можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в динамично изменяющемся мире.
Под немедицинской психотерапией понимают «оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни». Задача состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития, в частности, в целях улучшения взаимоотношений с другими людьми.
В немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи :
- исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении;
- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
- изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
- развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Практический психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определенном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним из них. Кроме того, практическому психологу важно выделять наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, поставленными заказчиком, и сосредоточивать усилия на их решении.
Основные фигуры практической психологической работы – это заказчик , клиент и психолог .
Заказчик обращается к психологу, формулирует заказ на психологическую работу по решению какой-либо психологической проблемы или оказанию психологической помощи, и по окончании работы оплачивает ее. Заказчиками психологической работы могут быть руководители предприятий и организаций, семья, конкретный человек.
Клиент – это человек или группа людей, с которыми непосредственно работает психолог, оказывая им психологическую помощь. Клиентами психолога-практика могут быть какие-либо группы (семья, школьный класс, студенческая группа, отдел или другое подразделение предприятия или организации), отдельные люди (взрослые или дети).
Заказчик и клиент могут быть разными людьми: заказчик – руководитель предприятия, клиент – его сотрудники; заказчик – родитель, клиент – ребенок и т.п.
В практике индивидуального консультирования заказчик и клиент совпадают в одном лице, поскольку клиент сам обращается за психологической помощью и сам оплачивает работу психолога.
Анализируя деятельность психолога-практика, Ю.М.Жуков выделил три позиции, исходя из которых он может работать :
Психолог-эксперт выступает в качестве носителя профессиональных психологических знаний и опыта. Он применяет эти знания и опыт для того, чтобы оценить результаты деятельности клиента с позиций психологии (составить экспертное заключение). Деятельность эксперта связана с оценкой каких-либо событий, действий, программ, планов или образцов продукции, совершенных или разработанных к моменту проведения оценки (экспертизы). Таким образом, эксперт начинает действовать уже после того, как заказчик завершил свою работу.
Психолог-учитель передает специальные психологические знания, необходимые людям для эффективного осуществления их будущей деятельности. Практический психолог в позиции учителя не просто излагает необходимые клиенту сведения, он активно приобщает клиентов к психологическим знаниям в форме тренингов, деловых игр, т.е. использует активные методы обучения. Психолог-учитель работает до того, как клиент начал свою деятельность (сначала клиент учится, а затем использует полученные знания и умения на практике).
Психолог-консультант – это особая позиция, поскольку психолог оказывает психологическую помощь, сопровождая деятельность клиента. Психолог включается в процесс выполнения деятельности клиента и предоставляет ему знания и опыт, необходимые ему в данный момент, на данном этапе деятельности.
Контрольные вопросы
- Специфика прикладной психологии.
- Цели и задачи практической психологии.
- Деятельность психолога как эксперта.
- Деятельность психолога-консультанта.
- Психолог в сфере психологического просвещения.
4. Отрасли психологии
Отраслевая структура научной, практической и прикладной психологии. Психофизиология. Общая психология. Социальная психология. Возрастная психология и психология развития. Клиническая психология. Педагогическая психология. Психология труда и инженерная психология. Психология управления. Юридическая психология.
4.1. Отрасли фундаментальной психологии
Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека, общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов, а также процессов регуляции деятельности, психические состояния человека.
Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности , которая занимается изучением социально-обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания человека.
Дифференциальная психология (или психология индиви дуаль ных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.
Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.
Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.
Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимания людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.
Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости).
В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяют психологию аномального развития (или специальную психологию) , которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.
Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.
4.2. Отрасли прикладной психологии
Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней; роль психики в возникновении и протекании болезней; роль психики в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.
Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к судебной и исправительной сфере деятельности. Подразделяется на судебную, криминологическую и пенитенциарную (или исправительную) психологию.
Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.
Психология управления изучает психологические аспекты управленческой деятельности, взаимоотношений в организации, обеспечивает психологическое сопровождение бизнеса.
Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. К важным проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.
Психология религии изучает психологические проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей.
Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.
Психология труда – это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.
Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология, военная психология.
Контрольные вопросы
- Общая психология.
- Социальная психология.
- Возрастная психология и психология развития.
- Педагогическая психология.
- Клиническая психология.
- Психология труда и инженерная психология.
5. Психология как профессия
Понятие и структура профессии (Е.А.Климов). Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов. Роль дисциплин естественно-научного цикла (математика, анатомия, физиология и др.) в становлении психолога-профессионала. Гуманитарные дисциплины (философия, культурология, логика и др.) в структуре профессиональной подготовки психолога. Виды профессиональной деятельности психолога (консультирование, работа с группой, психодиагностика, просвещение, научно-исследовательская работа). Особенности личности психолога. Психологи как профессиональная общность.
Чтобы лучше понять сущность профессии, полезно вспомнить определение, которое еще в начале века дал известный отечественный психолог С.М.Богословский: «Профессия есть деятельность, деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию,... и признается за профессию личным самосознанием данного лица» .
В целом понятие «профессия» включает следующие характеристики:
- ограниченный вид труда, что для психолога неизбежно предполагает сотрудничество со смежными специалистами;
- труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки;
- труд, выполняемый за вознаграждение;
- общественно полезный труд;
- труд, дающий человеку определенный статус в обществе.
Кроме понятия «профессия», существуют и другие близкие понятия: специальность, должность, занятие. В частности, понятие «специальность» – это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т. п. Еще более конкретным понятием является «должность» или «трудовой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций. Понятие «занятие», наоборот, является достаточно широким образованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и конкретные должности. Например, можно сказать, что данные специалисты занимаются вопросами школьной профориентации, что предполагает рассмотрение и проблем возрастно-психологического развития подростков, и проблем детско-родительских отношений, и общих проблем социализации личности, и связанных с этим вопросов понимания социально-экономических особенностей общества (в котором они собираются самоопределяться), и вопросов, связанных с отклонениями в развитии и т.п.
В процессе профессионального обучения психологов студенты изучают различные учебные дисциплины, которые, согласно Государственному образовательному стандарту, объединяются в несколько блоков.
Первый блок – общие гуманитарные и социально-экономи ческие дисциплины . В этот блок входят учебные предметы, которые преподают студентам-психологам также, как и студентам других специальностей: иностранный язык, русский язык и культура речи, отечественная история, культурология, политология, правоведение, педагогика, социология, философия, экономика. Знания, которые студенты-психологи получают при изучении этих дисциплин, используются в их будущей профессиональной деятельности не прямо, непосредственно, но закладывают основы высшего образования, формируют гуманитарную культуру специалиста-психолога, его мировоззрение.
Второй блок учебных дисциплин – общие математические и естественно-научные дисциплины . Сюда входят как предметы, которые изучаются студентами всех специальностей: математика, концепции современного естествознания (КСЕ), так и дисциплины, которые изучают только психологи: информатика и ЭВМ в психологии, антропология, анатомия центральной нервной системы, физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. И если математика и КСЕ выполняют ту же функцию формирования мировоззрения специалиста с высшим образованием, что и дисциплины общегуманитарного и социально-экономического цикла, то антропология, анатомия и физиология дают будущему психологу представление о материальной базе психики, о биологических структурах и процессах, лежащих в основе психических явлений.
Третий блок дисциплин, изучаемых в процессе профессиональной подготовки психологов, – общепрофессиональные дис цип лины , т.е. достаточно длинный список предметов, которые изучаются только психологами и закладывают основу профессиональных психологических знаний. Приведем названия этих дисциплин и кратко охарактеризуем их.
Введение в профессию знакомит будущих психологов с основными направлениями и принципами работы профессионального психолога.
Общую психологию преподают в течение двух лет (четырех семестров), и она включает четыре части:
- введение в общую психологию, где студенты изучают общие положения психологии как науки, представления о ее предмете и методах, а также знакомятся с различными научными школами, существующими в психологии;
- психология ощущения, восприятия, внимания и памяти;
- психология мышления и речи;
- психология эмоций и воли.
Экспериментальная психология необходима для того, чтобы студенты научились грамотно планировать и проводить психологические исследования.
Общий психологический практикум – это первая практическая дисциплина, которую читают параллельно с общей психологией, знакомя студентов с психологическими методиками и экспериментами, которые они изучают в курсе общей психологии.
История психологии изучается на 4 курсе и позволяет систематизировать все теоретические знания студентов в хронологическую последовательность.
Зоопсихология и сравнительная психология дает студентам знания о том, чем психика животных отличается от человеческой, кроме того, чем отличается поведение животных, находящихся на различных стадиях развития психики (простейших, рыб, птиц, млекопитающих, человекообразных обезьян).
Психогенетика формирует у студентов представления о том, какие психологические свойства являются врожденными, а какие приобретаются в процессе жизни.
Психология личности знакомит студентов с общими представлениями о личности в различных теоретических направлениях психологии.
Психодиагностика обучает студентов методам, процедурам и средствам определения тех или иных особенностей личности (интеллекта, личностных черт, особенностей поведения и т.п.)
Методологические основы психологии знакомят студентов с философскими основаниями психологических исследований и научных направлений.
Математические методы в психологии обучают студентов способам математической обработки данных, полученных в результате психологических исследований.
Психология развития и возрастная психология знакомит с представлениями различных психологических направлений, о процессе и механизмах психического развития, а также с особенностями психических процессов, состояний и свойств, характерных для детей различного возраста, взрослых и пожилых людей.
Педагогическая психология дает студентам представление о психологических аспектах обучения и воспитания, а также профессиональной деятельности педагога.
Социальная психология формирует у студентов представления об особенностях поведения человека среди других людей, о психологических характеристиках групп, в которые люди объединяются.
Психология труда необходима для того, чтобы студенты знали и понимали психологические характеристики процесса труда, различных сфер профессиональной деятельности, профессий и специальностей.
Клиническая психология дает знания о том, какие психологические особенности характерны для людей с различными психическими и соматическими («телесными») заболеваниями.
Специальная психология знакомит студентов с закономерностями аномального развития психики: как развивается психика у глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, слепоглухонемых людей, детей с органическими поражениями нервной системы и задержкой психического развития.
Психофизиология формирует представления о том, какие физиологические процессы лежат в основе деятельности психики и ее проявлений.
Методика преподавания психологии необходима будущим психологам, поскольку по окончании обучения они получат квалификацию психолога и преподавателя психологии и должны знать способы и средства преподавания этой дисциплины.
Четвертый блок – это дисциплины специализации , которые могут различаться в зависимости от того, какую узкую специализацию выберет студент-психолог, т.е. на чем именно он будет специализироваться, чем интересоваться, знания и умения какой из отраслей психологии будет получать. В каждой из специализаций дисциплины специализации (спецкурсы) уникальны.
Существуют три типа психологической профессии.
- психолог-ученый , основная деятельность которого – научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей);
- психолог-практик , основная деятельность которого – применение психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);
- преподаватель психологии , основная деятельность которого – психологическое просвещение и обучение (передача психологических знаний).
Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность. Она включает в себя: профессиональные знания, умения, навыки и способности.
К числу характеристик профессиональной компетентности также относят диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические техники.
Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист. Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для его успешной профессиональной деятельности.
В области психологии специалист должен:
- понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
- владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
- понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинами; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
- знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
- знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
- понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
- знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
- знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
- знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
- иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
- знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
- знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
- знать основные закономерности психологии образования;
- знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
- иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
- знать основные сферы и виды деятельности психолога;
- знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
- знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
- владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии .
Помимо этого, для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.
Для успешной работы в сфере психологии необходимы соответствующие способности: спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень развития памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности.
Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации.
Можно выделить следующие основные цели объединения психологов в общественные организации:
- обмен научной информацией и опытом практической деятельности;
- регулирование норм и стандартов профессиональной деятельности;
- повышение квалификации профессиональных психологов;
- регулирование статуса и норм профессиональных отношений между психологами и работодателями.
Например, Российское психологическое общество в своем Уставе следующим образом определяет основные цели, задачи деятельности и функции. Приведем соответствующий фрагмент Устава.
Цели, задачи и функции Общества
1. Основные цели РПО:
- содействие развитию психологической науки, практике и образованию; привлечение ученых и специалистов в области психологии к решению актуальных научных и практических задач в интересах всего общества;
- консолидация сил и создание условий наиболее полной реализации творческого потенциала профессиональных психологов России;
- обеспечение профессиональной и социальной защиты психологов;
- содействие всестороннему культурному развитию России.
2. Задачи РПО:
2.1. Задачи, ориентированные в основном на потребности народа, страны:
- всемерное содействие распространению и развитию психологической грамотности и культуры населения страны с учетом региональных, национальных его особенностей;
- пропаганда достижений психологической науки, активное участие в распространении и популяризации современного психологического знания и психологических техник, в частности техник саморегуляции и самовоспитания;
- содействие повышению уровня, качества психологической подготовки специалистов-непсихологов, занятых в области работы с людьми (государственное управление, руководство трудовыми коллективами, общее и профессиональное образование, просвещение, здравоохранение, проектирование среды обитания людей, техники);
- содействие процессам доставки заинтересованным потребителям психологической информации, а также инициативному внедрению достижений психологии, неизвестных возможным потребителям, в практику;
- содействие процессам совершенствования систем подготовки и переподготовки профессиональных кадров всех направлений и уровней;
- содействие процессам согласования реальных запросов страны, исследованиям в области психологии и реализации их результатов в общественной практике.
2.2. Задачи, ориентированные в основном на потребности существования и развития сообщества психологов-профессионалов:
- содействие проектам, программам, разработкам, мероприятиям, ориентированным на повышение уровня понятийной упорядоченности психологического знания, на совершенствование методов, методических средств, практических психологических техник, процедур работы психологов-исследователей и практиков;
- содействие работе по улучшению информационного обеспечения психологов, обмену опытом исследовательской и практической деятельности, освоению прогрессивных форм работы;
- содействие работе по повышению профессиональной культуры и уровня квалификации психологов; укрепление междисциплинарных связей психологии с другими отраслями науки и практики;
- координация деятельности психологов страны в целях рационального распределения усилий специалистов по важнейшим направлениям науки и практики;
- оказание членам Общества информационной, теоретической и методической помощи в повышении уровня профессиональной подготовки;
- анализ и оптимизация внутрипрофессиональных конфликтов в нашем сообществе, защита профессионально-ценностных, социальных, финансовых и других законных интересов психологов страны;
- включение российской психологии в систему международного психологического сообщества в целях взаимообогащения опытом и прогрессивного развития отечественной науки.
3. В соответствии с указанными задачами Общество:
- осуществляет научную, просветительскую, издательскую, педагогическую и иную, не противоречащую действующему законодательству деятельность;
- организует и проводит съезды, конференции и совещания РПО, симпозиумы, чтения, дискуссии по наиболее актуальным проблемам психологии;
- учреждает самостоятельно или совместно с российскими и зарубежными партнерами предприятия, хозяйственные товарищества и общества (в том числе научно-исследовательские и научно-практические центры, курсы повышения квалификации, школы, колледжи, университеты и другие учебные заведения, фонды);
- осуществляет производственную и хозяйственную деятельность и создает, в целях выполнения уставных задач, предприятия, хозяйственные товарищества и общества;
- обеспечивает членов РПО информацией о научно-организационных мероприятиях психологов в России и за рубежом;
- организует издание научных, научно-практических и научно-популярных трудов по психологии, ориентированных на разные возрастно-половые, национальные, региональные, профессиональные группы населения;
- участвует в научном обеспечении международных, общенациональных и региональных проектов и программ;
- проводит общественную экспертизу научно-практических психологических методик, программ и проектов;
- участвует в совершенствовании систем подготовки и переподготовки кадров психологов страны;
- содействует трудоустройству профессиональных психологов, участвует в оценке их профессионального уровня (категории);
- принимает участие в миротворческой деятельности в необходимых случаях;
- выдвигает кандидатов в действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук и отраслевых академий в установленном порядке;
- участвует в формировании органов государственной власти и управления путем выдвижения кандидатов в депутаты Федеральных законодательных органов, в случае и порядке, установленных законодательством;
- поддерживает и развивает творческую инициативу членов Общества; учреждает в рамках Общества именные стипендии и премии;
- представляет работы по психологии к присуждению премий и знаков отличия в установленном порядке;
- в интересах развития отечественной и мировой психологии осуществляет международные контакты, участвует в работе зарубежных национальных и международных психологических конгрессов, конференций, симпозиумов; включается в выполнение международных проектов и программ; организует обмен стажерами и специалистами» .
В России существуют и другие объединения психологов, например, Международная академия психологических наук, Международная академия акмеологических наук, Психофизиологическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии, существуют также международные психологические общества и ассоциации.
Все психологические общества и ассоциации проводят регулярные встречи, симпозиумы, съезды, конференции. На таких встречах психологи обсуждают результаты своих научных исследований, обмениваются опытом практической работы, решают организационные вопросы. Материалы этих мероприятий часто публикуются в сборниках тезисов, выпускаемых их организаторами до или после конференции. Отдельные выступления могут быть опубликованы в журналах.
Каждое общество или ассоциация обычно выпускает регулярные информационные бюллетени, журналы. В России информацию о жизни психологического сообщества можно получить из сообщений в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическом журнале», в «Психологическом информационном бюллетене», издаваемом Институтом психологии РАН, в «Психологической газете», издаваемой фирмой ИМАТОН.
Для повышения квалификации и обмена опытом помимо научных и практических конференций проводятся различные обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в мероприятиях такого рода необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта. Для оценки уровня профессиональной квалификации специалистов-психологов в соответствующих ведомствах создаются экспертные комиссии.
Профессиональная квалификация характеризует компетентность психолога, его подготовленность и опыт, а потому является предметом для оценивания качества профессиональной деятельности.
В сфере научной работы и педагогической деятельности профессиональная квалификация психологов отражается в системе ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).
Учеными степенями научных работников в области психологии являются степени кандидата и доктора психологических наук. Степень кандидата наук присуждается психологу, успешно сдавшему соответствующие кандидатские экзамены, подготовившему и защитившему в диссертационном совете кандидатскую диссертацию. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук – это научно-квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли психологических знаний.
Степень доктора психологических наук присуждается ученому, подготовившему и защитившему в диссертационном совете докторскую диссертацию. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук – это научно-квалификационная работа, в которой автором на основании выполненных исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение в области психологии либо решение крупной научной проблемы.
Ученое звание доцента присваивается психологу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата психологических наук и проявившему соответствующую квалификацию в научно-педагогической деятельности. Ученое звание профессора присваивается психологу, имеющему, как правило, ученую степень доктора психологических наук и показавшему соответствующую научно-педагогическую квалификацию.
Профессиональная квалификация практического психолога оценивается квалификационными категориями, которые ему присваиваются экспертными комиссиями, состоящими из наиболее авторитетных и компетентных специалистов. В сфере практической психологии система оценки уровня профессиональной квалификации включает в себя третью, вторую, первую и высшую квалификационные категории. Они присваиваются в зависимости от опыта работы психолога, наличия у него необходимых профессиональных знаний и владения профессиональными умениями. Нормативно-правовой статус практического психолога определяется соответствующими министерствами и ведомствами, уполномоченными решать этот вопрос.
Высокий уровень квалификации психолога в области научно-педагогической деятельности и практической психологии определяет широкий круг возможностей для его профессиональной деятельности и более высокий уровень материального вознаграждения .
Контрольные вопросы
- Специфика профессиональной подготовки психолога.
- Знания, необходимые психологу.
- Естественнонаучные дисциплины в профессиональной подготовке психолога.
- Гуманитарные дисциплины в профессиональной подготовке психолога.
- Личность психолога.
- Профессиональная общность психологов.
6. Пр офессиональная этика психолога
Этические стандарты работы психолога. Этические принципы и правила профессиональной деятельности психолога. Принцип компетентности психолога. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Принцип объективности психолога. Принцип уважения клиента. Принцип конфиденциальности деятельности психолога. Принцип осведомленного согласия.
В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику.
Профессиональная деятельность психолога – это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога .
6.1. Принцип профессиональной компетентности
Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.
Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей – психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту», – не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных вопросов, о пределах своей компетентности. При решении психологических задач психолог опирается на анализ научных данных и практического опыта. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.
Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
6.2. Принцип ненанесения ущерба человеку
Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога – «не навреди», сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.
Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы; проявлять особую заботу o том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах; предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.
Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую заботу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.
6.3. Принцип научной обоснованности и объективности
Психолог может применять только валидные и надежные методы и средства. Необходимо использовать методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.
Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального статуса, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность. Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.
6.4. Принцип уважения клиента
Психолог должен уважать достоинство испытуемого или клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы он должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.
При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.
Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.
При просветительской работе во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной.
Разумеется, психология никогда не была бы самостоятельной наукой, если бы ориентировалась только на житейские, обыденные представления. Наиболее продуктивный путь к достижению психологического знания – научный. Что же такое наука? Это общезначимое, необходимое знание, которое основывается на осознанных, доступных проверке методах и всегда направлено на отдельные, конкретные объекты. Новые результаты, полученные наукой, реально воплощаются в жизнь, причем не просто как дань преходящей моде, а повсеместно и надолго. Любая научно установленная истина может быть наглядно продемонстрирована или доказана так, что разумный человек, способный понять суть дела, не сможет оспорить ее необходимый характер. Все это абсолютно ясно, но часто различного рода ложные толкования затемняют суть дела.
Наука чрезвычайно многолика. Объем и смысл научного познания меняются в зависимости от применяемых методов. Нельзя требовать от какого-либо одного метода чего-то такого, что может быть достигнуто только благодаря совершенно иным формам приемов исследования. При научном подходе приемлем любой способ достижения истины, если только он отвечает таким универсальным критериям научного, как общезначимость, необходимый характер выводов (доказуемость), методологическая ясность и открытость для предметного обсуждения.
Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования. Он состоит в сознательном, преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений. Цель наблюдения состоит в том, чтобы изучить специфические изменения в определенных условиях, а также отыскать смысл данного феномена, не выявляемый без особых усилий. Существует несколько видов наблюдения, которые отличаются друг от друга способами организации:
Включенное наблюдение , когда наблюдатель оказывается членом группы, которая стала объектом изучения. В этом случае наблюдатель организует жизнь группы, но сам в ней никак не выделяется.
Случайное наблюдение , в котором, как и в жизни, наблюдатель обнаруживает буквально поражающий его факт, поскольку в последнем, как считает исследователь, отыскивается главная причина данного процесса, становится явственной некоторая закономерность психического процесса.
Организованное , или систематическое наблюдение , когда специально продумывается план, схема наблюдения за другим человеком и ориентация на его конкретные качества;
Хаотичное наблюдение } т.е. отсутствие периодичности и систематичности, смена средств (в том числе технических) и способов наблюдения. Таким видом наблюдения могут быть дневниковые записи.
Итак, наблюдение – это общий термин, который используется для описания любой ситуации, когда наблюдатель регистрирует поведение участников эксперимента. Термин "наблюдение" можно использовать для описания метода сбора данных (т.е. мы наблюдаем, как кто-то делает что-то) или как схему исследований. При попытке дать точное определение этому термину мы автоматически противопоставляем наблюдение экспериментальному исследованию, так как наблюдение не требует манипуляций с независимой переменной. Таким образом, различные виды неэкспериментальных исследований можно классифицировать как наблюдательные. В таблице приведены наиболее распространенные категории наблюдения.
Таблица
Контролируемое наблюдение |
Наблюдение за участниками происходит в обстановке, которая до некоторой степени находится под контролем наблюдателя |
Естественное наблюдение |
Поведение изучается в естественной обстановке. Пример: наблюдение за детьми, играющими на школьном дворе |
Активное и пассивное наблюдение |
Наблюдатель принимает участие в деятельности изучаемой группы (активное наблюдение), либо наблюдает извне и старается быть незаметным (пассивное наблюдение) |
Структурное наблюдение |
Наблюдение упорядочивается по отдельным категориям. Например, событие можно регистрировать каждый раз, когда оно происходит (выборка но событиям), либо регистрировать определенные события, происходящие в данный период времени (выборка по временному интервалу) |
Эксперимент – в психологии один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством наблюдателя в ситуацию. В широком смысле психолог-экспериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аспект поведения. Можно назвать три основных категории эксперимента.
1. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой лабораторных экспериментов оказывается способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние переменные, которые в ином случае повлияли бы на результат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод, отвлекающие факторы либо характер самих участников эксперимента.
Лабораторный эксперимент имеет свои преимущества. Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их па простые составные части.
Однако лабораторные эксперименты имеют и некоторые недостатки. Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты данной категории экспериментов нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоятельная характеристика), либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оценки). Экспериментатору часто приходится вводить участников в заблуждение, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это порождает серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований.
2. Полевые эксперименты. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте. Вместо того чтобы исследовать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создаст интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве примера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычайную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида "жертвы", т.е. замаскированного экспериментатора.
В пользу этих экспериментов свидетельствует тот факт, что, сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий. Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки. Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения. Однако есть и аргументы против. Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут оставаться незамеченными для участников. Сходным образом тонкие реакции участников могут оставаться незамеченными для экспериментатора.
По сравнению с лабораторной обстановкой экспериментатор почти не контролирует воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.
3. Естественные эксперименты. Эта категория экспериментов считается "настоящей", так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях эксперимента. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, школа или больница), а психолог может изучать лишь полученный результат. Аргументы за: поскольку происходит исследование разных реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия. Аргументы против: поскольку экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер; поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно повторить в тех же условиях.
Тест (в психодиагностике) – стандартизированная методика, представляющая собой серию однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Сумма полученных результатов переводится в стандартные единицы и является характеристикой уровня измеряемого психологического качества. От других средств диагностики тест отличается соответствием требованиям валидности, надежности и репрезентативности. Надежность теста – это его "помехоустойчивость", независимость его результатов от действия случайных факторов. Выделяют ретестовую надежность – соответствие результатов двух тестирований одной и той же выборки через некоторый промежуток времени. Соответствие теста измеряемому психологическому качеству называется валидностью.
По диагностической направленности различают дифференциально-психометрические тесты (направленные на оценку отдельных параметров познавательных процессов человека), тесты интеллекта и умственного развития, тесты способностей (общих и специальных), тесты достижений.
Тесты имеют широчайшее применение в различных областях практической психологии.
Чрезвычайно широка категория тестов, предназначенных для определения интеллекта и успешности поведения человека. Интеллектуальный тест Стэнфорда – Бине и поздний тест Векселя на определение детского интеллекта (WISP) использовались для определения специфических аспектов умственного развития детей дошкольного и школьного возраста. В тестах обычно измеряются отдельные параметры человеческого интеллекта, например, вербальные или арифметические навыки. На основании этих тестов технически возможно определить более общий показатель умственного развития, хотя практическая польза такого определения остается спорной. Расцвет тестов на умственное развитие пришелся на 1960-е гг., когда по их результатам принимались решения, имевшие важное значение для образования и карьеры многих людей. Сейчас такое происходит редко, хотя тесты стали более совершенными и ориентированными на конкретные навыки.
Современная психология как наука пытается выработать более точные способы получения достоверных знаний о свойствах и качествах человека. Отсюда стремление создать новые методы. Широким спросом пользуются разного рода опросники, анкеты и направленные интервью, т.е. специальные приемы, позволяющие получить достоверные данные об отдельных качествах сознания человека. "Все методы получения психологического знания основываются на том, что наблюдатель или исследователь может поставить перед собой задачу выявить то или иное качество человека, создает для этого условия и выделяет это качество, фиксируя его как свойство психического, свойство сознания" .
- Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. С. 15.