Правописание предлогов союзов наречий по 10 слов. Производные предлоги и их правописание


Передовая русская литература всегда выступала в защиту народа, всегда стремилась правдиво осветить условия его жизни, показать его духовное богатство - и роль ее в развитии самосознания русского человека была исключительна.

Начиная с 80-х гг. русская литература стала широко проникать за рубеж, изумляя зарубежных читателей своей любовью к человеку и верой в него, своим страстным обличением социального зла, своим неистребимым стремлением сделать жизнь более справедливой. Читателей привлекало тяготение русских авторов к созданию широких картин русской жизни, в которых изображение судеб героев сплеталось с постановкой множества коренных социальных, философских и моральных проблем.

К началу XX в. русская литература начала восприниматься как один из мощных потоков мирового литературного процесса. Отметив в связи со столетним юбилеем Гоголя необычность русского реализма, английские литераторы писали: «…русская литература стала факелом, ярко светящим в самых темных углах русской национальной жизни. Но свет этого факела разлился далеко за пределы России, - он озарил собой всю Европу».

Высочайшим искусством слова русская литература (в лице Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого) была признана в силу своеобразного отношения к миру и человеку, раскрываемого оригинальными художественными средствами. Как нечто новое был воспринят русский психологизм, умение русских авторов показывать взаимосвязь и обусловленность социальных, философских и моральных проблем, жанровая раскованность русских писателей, создавших свободную форму романа, а затем рассказа и драмы.

В XIX в. русская литература многое восприняла от мировой литературы, теперь она щедро обогащала ее.

Став достоянием зарубежного читателя, русская литература широко знакомила его с малоизвестной ему жизнедеятельностью огромной страны, с духовными запросами и социальными чаяниями ее народа, с его трудной исторической судьбой.

Еще более повысилось значение русской литературы в канун первой русской революции - как для русского (значительно выросшего в своем числе), гак и зарубежного читателя. Весьма знаменательны слова В. И. Ленина в работе «Что делать?» (1902) о необходимости подумать «о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература».

И литература XIX в., и новейшая литература помогали понять, что именно содействовало назреванию взрыва народного гнева и каково общее состояние современной русской действительности.

Беспощадная критика государственных и общественных основ русской жизни Л. Толстым, чеховское изображение повседневного трагизма этой жизни, поиски Горьким истинного героя новой истории и его призыв «Пусть сильнее грянет буря!» - все это, несмотря на различие писательских мировосприятий, говорило о том, что Россия оказалась на крутом переломе своей истории.

1905 год обозначил начало «конца „восточной“ неподвижности», в которой пребывала Россия, и зарубежный читатель искал ответа на вопрос, как все это произошло, в наиболее доступном ему источнике - русской литературе. И вполне естественно, что особое внимание стало теперь привлекать творчество современных писателей, отражающее настроения и социальную устремленность русского общества. На рубеже веков переводчики художественной литературы с огромным вниманием следят за тем, какие произведения пользуются наибольшим успехом в России, и спешат перевести их на западноевропейские языки. Выход в 1898–1899 гг. трех томов «Очерков и рассказов» принес Горькому всероссийскую славу, в 1901 г. он уже европейски знаменитый писатель.

В начале XX в. было уже несомненно, что Россия, немало почерпнувшая из исторического опыта Европы, начинает сама играть огромную роль во всемирном историческом процессе, отсюда и все более увеличивающаяся роль русской литературы в раскрытии изменений во всех областях русской жизни и в психологии русских людей.

«Подростком» в европейской семье народов называли раскрепостившуюся Россию Тургенев и Горький; теперь подросток этот превращался в исполина, зовущего вслед за собой.

В статьях В. И. Ленина о Толстом показано, что мировое значение его творчества (Толстой уже при жизни был признан мировым гением) неотделимо от мирового значения первой русской революции. Рассматривая Толстого как выразителя настроений и чаяний патриархального крестьянства, Ленин писал, что Толстой с замечательной силой отобразил «черты исторического своеобразия всей первой русской революции, ее силу и ее слабость». При этом Ленин четко обозначил границы материала, подвластные изображению писателя. «Эпоха, к которой принадлежит Л. Толстой, - писал он, - и которая замечательно рельефно отразилась как в его гениальных художественных произведениях, так и в его учении, есть эпоха после 1861 и до 1905 года».

С русской революцией было неразрывно связано и творчество крупнейшего писателя нового века - Горького, отразившего в своем творчестве третий этап освободительной борьбы русского народа, которая привела его к 1905 году, а затем к революции социалистической.

И не только русский, но и зарубежный читатель воспринял Горького как писателя, увидевшего истинного исторического деятеля XX в. в лице пролетария и показавшего, как меняется под воздействием новых исторических обстоятельств психология трудовых масс.

Толстой изобразил с изумительной силой Россию, уже уходящую в прошлое. Но, признавая то, что существующий строй отживает и что XX век - век революций, он все же остался верен идейным основам своего учения, своей проповеди непротивления злу насилием.

Горький показывал Россию, идущую на смену старой. Он становится певцом молодой, новой России. Его интересует историческая видоизменяемость русского характера, новая психология народа, в которой в отличие от предшествующих и ряда современных писателей он ищет и выявляет антисмиренные и волевые черты. И это делает горьковское творчество особо значимым.

Противостояние двух больших художников в этом плане - Толстого, давно уже воспринимаемого как вершина реалистической литературы XIX в., и молодого писателя, отображающего в своем творчестве ведущие тенденции нового времени, было уловлено многими современниками.

Весьма характерен отклик К. Каутского на только что прочитанный им в 1907 г. роман «Мать». «Бальзак показывает нам, - писал Горькому Каутский, - точнее любого историка характер молодого капитализма после Французской революции; и если, с другой стороны, мне удалось в какой-то мере понять русские дела, то этим я обязан не столько русским теоретикам, сколько, пожалуй, еще в большей степени, русским писателям, прежде всего Толстому и Вам. Но если Толстой учит меня понимать Россию, которая была, то Ваши работы учат меня понимать Россию, которая будет; понять те силы, которые вынашивают новую Россию».

Позднее, говоря, что «Толстой больше, чем кто-либо из русских, вспахал и подготовил почву для бурного взрыва», С. Цвейг скажет, что все же не Достоевский и не Толстой, показавшие миру удивительную славянскую душу, а Горький позволил изумленному Западу понять, что и почему произошло в России в октябре 1917 г., и особенно выделит при этом горьковский роман «Мать».

Дав высокую оценку творчества Толстого, В. И. Ленин писал: «Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества».

Писателем, осветившим с большой художественной силой предреволюционные настроения русского общества и эпоху 1905–1917 гг., стал Горький, и благодаря этому освещению революционная эпоха, завершившаяся Октябрьской социалистической революцией, в свою очередь, явилась шагом вперед в художественном развитии человечества. Показывая тех, кто шел к этой революции, а затем совершал ее, Горький открывал новую страницу в истории реализма.

Новая концепция человека и социальный романтизм Горького, новое освещение им проблемы «человек и история», умение писателя выявлять всюду ростки нового, созданная им огромная галерея людей, представляющих старую и новую Россию, - все это содействовало и расширению, и углублению художественного познания жизни. Свой вклад в это познание вносили и новые представители критического реализма.

Итак, для литературы начала XX в. стало характерным одновременное развитие реализма критического, переживающего на рубеже веков пору своего обновления, но не теряющего при этом своего критического пафоса, и реализма социалистического. Отметив эту примечательную черту литературы нового века, В. А. Келдыш писал: «В обстановке революции 1905–1907 гг. впервые возник тот тип литературных взаимосвязей, которому суждено было сыграть позднее столь значительную роль в мировом литературном процессе XX столетия: реализм „старый“, критический развивается одновременно с социалистическим реализмом, и появление признаков нового качества в критическом реализме - во многом итог этого взаимодействия».

Социалистические реалисты (Горький, Серафимович) не забывали о том, что истоки нового изображения жизни восходят к художественным исканиям таких реалистов, как Толстой и Чехов, некоторые же представители критического реализма начинали осваивать творческие принципы социалистического реализма.

Такое сосуществование будет характерно позднее и для других литератур в годы возникновения в них социалистического реализма.

Отмечаемое Горьким в качестве своеобразия русской литературы прошлого века одновременное цветение значительного числа больших и несхожих дарований было характерно и для литературы века нового. Творчество ее представителей развивается, как и в предшествующий период, в тесных художественных взаимосвязях с западноевропейской литературой, также обнаруживая при этом свою художественную оригинальность. Как и литература XIX столетия, она обогащала и продолжает обогащать мировую литературу. Особенно показательно в данном случае творчество Горького и Чехова. Под знаком художественных открытий писателя-революционера будет развиваться советская литература; его художественный метод окажет большое влияние также на творческое развитие демократических писателей зарубежного мира. Новаторство Чехова было признано за рубежом не сразу, но начиная с 20-х гг. оно оказалось в сфере интенсивного изучения и освоения. Мировая слава сначала пришла к Чехову-драматургу, а затем и к Чехову-прозаику.

Новаторством было отмечено и творчество ряда других авторов. Переводчики, как мы уже говорили, уделяли в 1900-е гг. внимание как произведениям Чехова, Горького, Короленко, так и произведениям писателей, выдвинувшихся в канун и в годы первой русской революции. Особенно следили они за литераторами, группирующимися вокруг издательства «Знание». Широкую известность подучили за рубежом отклики Л. Андреева на русско-японскую войну и на разгул царского террора («Красный смех», «Рассказ о семи повешенных»). Интерес к прозе Андреева не исчез и после 1917 г. Трепетное сердце Сашки Жегулева нашло отзвук в далеком Чили. Юный ученик одного из чилийских лицеев Пабло Неруда подпишет именем андреевского героя, избранного им в качестве псевдонима, свое первое большое произведение «Праздничная песня», которое получит премию на «Празднике весны» в 1921 г.

Известность получила также драматургия Андреева, предвосхитившая возникновение экспрессионизма в зарубежной литературе. В «Письмах о пролетарской литературе» (1914) А. Луначарский указал на перекличку отдельных сцен и персонажей пьесы Э. Барнаволя «Космос», с пьесой Андреева «Царь Голод». Позднее исследователи отметят воздействие андреевской драматургии на Л. Пиранделло, О’Нила и других зарубежных драматургов.

К числу особенностей литературнрго процесса начала XX в. следует отнести необычайное разнообразие драматургических поисков, взлет драматургической мысли. На рубеже веков возникает театр Чехова. И не успел еще зритель освоить поразившее его новаторство психологической чеховской драмы, как уже появляется, новая, социальная драма Горького, а затем неожиданная экспрессионистская драма Андреева. Три особые драматургии, три различные сценические системы.

Одновременно с огромным интересом, проявленным к русской литературе за рубежом в начале нового века, возрастает также интерес к старой и новой русской музыке, искусству оперы, балету, декоративной живописи. Большую роль в возбуждении этого интереса сыграли концерты и спектакли, организованные С. Дягилевым в Париже, выступления Ф. Шаляпина, первая поездка Московского Художественного театра за рубеж. В статье «Русские спектакли в Париже» (1913) Луначарский писал: «Русская музыка стала совершенно определенным понятием, включающим в себя характеристику свежести, оригинальности и прежде всего огромного инструментального мастерства».

I. Начало 1890-х – 1905 год 1892 год. Свод законов Российской империи: «обязанность полного послушания царю», власть которого объявлялась «самодержавной и неограниченной» Быстрыми темпами развивается промышленное производство. Растет социальное сознание нового класса – пролетариата год. Первая политическая забастовка Орехово-Зуевской мануфактуры. Суд признал требования трудящихся справедливыми год. Император Николай Второй. Образовались первые политические партии: 1898 – социалдемократы, 1905 – конституционные демократы, 1901 – социал-революционеры




Жанр – повесть и рассказ. Ослаблена сюжетная линия. Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком. Образ автора выходит на первый план, задача- показать свое, субъективное восприятие жизни. Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий) Возрастает роль детали. Поэтические приемы переходят в прозу. Реализм (неореализм)


Модернизм. Символизм год. В статье Д.С Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» модернизм получает теоретическое обоснование. Старшее поколение символистов: Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Федор Сологуб. Младосимволисты: Блок, А. Белый Журнал «Мир искусства» Изд. княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, ред. С. П. Дягилев, А. Н. Бенуа (Петербург гг.) К. Бальмонт В. Брюсов Мережковский Д


Символизм Сосредоточено преимущественно посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных чувств и видений; Стремление проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира и его Красоту. Вечная Женственность Мировая Душа «Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи и соединятся им в одно. Это образ стиха». (К. Бальмонт) Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий (Соловьев) Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздельно, бесцельно (Брюсов)




1905 год - один из ключевых в истории России В этот год свершилась революция, начавшаяся с «Кровавого воскресенья» 9 января, издан первый царский манифест, ограничивающий власть монархии в пользу подданных, провозглашающий Думу законодательным органов власти, утверждающий гражданские свободы, создание совета министров во главе с Витте, вооруженное восстание в Москве, явившееся пиком революции, восстание в Севастополе и др.


Годы. Русско-японская война


III – 1920-е годы


Кризис символизма год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского символизма» 1911 год. Появляется самое радикальное направление, отрицающее всю предшествующую культуру, авангардное – футуризм. В Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин.


Футуризм стремление создать «искусство будущего», отрицание наследия «прошлого» - традиций культуры. языковое экспериментирование «заумь» Усадьба ночью, чингисхань! Шумите, синие берёзы. Заря ночная, заратустрь! А небо синее, моцарть! И, сумрак облака, будь Гойя! Ты ночью, облако, роопсь!.


Пощечина общественному вкусу Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!... Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва Декабрь




Особенности «серебряного века» 1.Элитарность литературы, рассчитанная на узкий круг читателей. Реминисценции и аллюзии. 2.Развитие литературы связано с другими видами искусства: 1.Театр: своё направление в мировом театре – Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, М. Чехов, Таиров 2.Живопись: футуризм (Малевич), символизм (Врубель), реализм (Серов), акмеизм («Мир искусства») 3.Огромное влияние философии, много новых мировых направлений: Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, В. Соловьев; Ницше, Шопенгауэр. 4.Открытие в психологии – теория Фрейда о подсознательном. 5.Преимущественное развитие поэзии. Открытие в области стиха. –Музыкальное звучание стиха. –Возрождение жанров – сонет, мадригал, баллада и др. 6.Новаторство в прозе: роман-симфония (А. Белый), модернистический роман (Ф. Соллогуб) 7.Изотерические учения (спиритизм, оккультизм) – элементы мистики в литературе.


Константин Сергеевич Станиславский Ключевые понятия его знаменитой системы: стадии работы артиста над ролью, метод претворения в персонаж, игра «ансамблем» под руководством постановщика, который исполняет «роль», аналогичную дирижерской в оркестре, труппа как живой организм, проходящий разные стадии развития; и главное теория причинно-следственных связей характера Актёр, выходя на сцену, выполняет определённую задачу в рамках логики своего персонажа. Но при этом, каждый персонаж существует в общей логике произведения, заложенной автором. Автор создал произведение в соответствии с какой-то целью, имея какую-то главную мысль. И актёр помимо выполнения конкретной задачи, связанной с персонажем, должен стремиться донести до зрителя главную мысль, попытаться достичь главной цели. Главная мысль произведения или главная его цель - это сверхзадача. Актёрская игра разделяется на три технологии: – ремесло (основано на пользовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр), – представление (в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли). –переживание (актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене).


Александр Яковлевич Таиров Идея Свободного театра, который должен был сочетать трагедию и оперетту, драму и фарс, оперу и пантомиму Актер должен был быть подлинным творцом, не скованным ни чужими мыслями, ни чужими словами. Принцип «эмоционального жеста» взамен жеста изобразительного или житейски достоверного. Спектакль не должен во всем следовать за пьесой, ведь спектакль и сам «ценное произведение искусства». Главная задача режиссера - дать исполнителю возможность раскрепоститься, освободить актера от быта. В театре должен царить вечный праздник, неважно, праздник трагедии или комедии, лишь бы не пустить в театр обыденность -«театрализация театра»


Всеволод Эмильевич Мейерхольд Тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок. «Биомеханика стремится экспериментальным путем установить законы движения актера на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения игры актера». (психологическая концепция У.Джемса (о первичности физической реакции по отношению к реакции эмоциональной), на рефлексология В. М. Бехтерева и эксперименты И. П. Павлова.


Евгений Багратионович Вахтангов поиски «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Экономическая и политическая тряска в конце 19, в начале 20 века (зарождение буржуазии, отмена крепостного права) способствовала появлению новых литературных течений.Реализм сменяется пролетарской литературой, появляется модернизм (современный).

К модернизму относятся: символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм

Символизм- первое самое крупное течение, возникшее в России. Начало ему положили: Дмитрий Мережковский и Валерий Брюсов. Представители этого течения центральное значение в своем творчестве отдавали символу.

В 1812 году выходит первый сборник стихотворений русских символистов.

Затем вышел второй сборник и третий. Предполагалось, что в этих сборниках печатались различные поэты. Но вскоре выяснилось, что автором всех стихотворений в этих сборниках был начинающий поэт Валерий Брюсов, который подписывал стихи различными псевдонимами. Его уловка удалась и на символистов обратили внимание. И вскоре стали появляться новые авторы- символисты.

Символисты делятся на:

младосимволистов- Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Александр Блок.

старших символистов- Валерий Брюсов, Соловьев, Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб.

Они проповедовали искусство для искусства. Но между ними возникали споры. Старшие отстаивали приоритет религиозно филосовских поисков, а младосимволистов считали декодентами.

Декоденство (в переводе с фр.- упадок)- в литературе это кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия. Поэтому у представителей этого течения много уныния, печали.

Акмеизм - возник в 1910 году и генетический связан с символизмом. Представителями этого течения являются: Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Николай Гумелев, Алексей Толстой. Вскоре они объединились в кружок "Цех поэтов", к которому присоединились Анна Ахматова, Зинкейвич, Миндельшпам. Акмеисты в отличии от символистов выступали за показ ценностей жизни, отказавшись от не целомудренного стремления символистов познать непознаваемое. По мнению акмеистов, предназначение поэзии в художественном освоении окружающего нас многообразного мира.

Футуризм

Футуризм (будущее) - интернациональное литературное явление. Самое крайнее по эстетическому радикализму, возникшему в Италии и и практически сразу же возникшее в России после выхода в свет футуристического общества "Садок Судей". Авторами- футуристами были: Дмитрий Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский. Футуристы делились на три группы:

эго-футуристы- Игорь Игнатьев, Олимпов, Гнедов, и др.

куба-футуристы- Ивнев, Крисанф.

центрифуга- Борис Пастернак, Бобров, Агеев, Большаков и т. д.

Представители футуризма призывали отсечь все старое и создать новую литературу, способную преобразить мир.

Футуристы говорили:

" С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество"

Так они говорили о Горьком, Гумилеве и Блоке.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Следует различать производные предлоги и существительные в косвенных падежах, употреблённые с непроизводными предлогами.

ПРИМЕЧАНИЯ :

1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова : в связи с отъездом.

2. Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце и имеет значение «ЗАВЕРШАЯ», «В ИТОГЕ», «ПОД КОНЕЦ»: В заключение (= под конец) доклада подытожу сказанное.

3. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце: В отличие от меня , сестра – отличница.

4. Запомни правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно : ПОСЕРЕДИНЕ комнаты, ВБЛИЗИ памятника, ВМЕСТО сестры.

5. РАЗЛИЧАЙТЕ:

II. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ И ОМОНИМИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

СоюзыЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно , их можно заменить синонимами той же части речи.

Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЁМ, И ТКА, ОТ ТОГО пишутся раздельно . Они состоят из двух компонентов: один из них можно либо убрать из предложения, либо между этими двумя компонентами вставить другое слово.

ТО ЖЕ (местоимение с частицей ЖЕ) ТАК ЖЕ (наречие с частицей ЖЕ) · Я писал то же сочинение, что и ты. · Сегодня на улице так же ветрено, как и вчера. 1.Частицу ЖЕ можно отбросить или переставить в другую часть предложения без искажения смысла: · Я же писал то сочинение, что и ты. · Я писал то сочинение, что и ты. 2.К местоимению ТО и наречию ТАК можно задать вопрос: сочинение (какое?) то; ветрено (как?) так. 3. Местоимение ТО можно заменить местоимением ЭТО: · Я писал это же сочинение, что и ты. 4.Наречию ТАК обычно соответствует слово КАК в предложении ТАК ЖЕ…, КАК 5.Запомни правописание следующих сочетаний слов: ТО ЖЕ…, ЧТО ТО ЖЕ САМОЕ ОДНО И ТО ЖЕ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК ВСЁ ТАК ЖЕ ВСЁ ТО ЖЕ

III. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

1.Наречия, в состав которых входят слова, в современном русском языке не употребляющиеся: вдребезги, натощак, исподтишка, исподлобья, вдогонку, дотла, запанибрата, насмарку, невпопад, понаслышке, спросонья, спозаранку, наспех, наугад, невдомёк. 2.Наречия, образованные соединением ПО, ОТО, ПОСЛЕ, НАс другими наречиями: послезавтра (после +завтра), навсегда (на +всегда), наскоро (на +скоро), позавчера (по + за +вчера), навряд ли (на +вряд ли), отовсюду (ото +всюду). 3.Наречия, оканчивающиеся на -УЮ: зачастую, вплотную, вручную, врассыпную, врукопашную. КРОМЕ : на боковую, на попятную, в открытую, на мировую. 4.Наречия с корнями –верх-, - низ-, -высь-, -глубь-, –даль-, -век-, -начал-, -врем-, если к ним нет пояснительных слов: · Посмотрел наверх (нет пояснительного слова ) – посмотрел на верх (чего? ) колонны. · Подумай сначала (нет пояснительного слова ) – с начала (чего? ) учебного года. · Смотрел вдаль (нет пояснительного слова ) – смотрел в даль (чего? ) горизонта. 5.Наречия, образованные соединением В, НА с собирательными числительными: втроём, всемером, надвое, втрое. ЗАПОМНИ : по двое, по трое, по одному, поодиночке. 6.Наречия с В и конечным слогом КУ: вдогонку, всухомятку, вприпрыжку. ИСКЛЮЧЕНИЯ : в диковинку, в рассрочку, в насмешку. 7.Наречия, если приставкой и существительным, от которого образовано наречие, не может быть без изменения смысла вставлено прилагательное, числительное, местоимение: вслух, назлои др. 8.Наречия, образованные соединением предлогов-приставок с прилагательными: подолгу (по + долгий), изредка (из + редкий), досыта (до + сытый), слева (с + левый), помногу (по + многий).

IV. ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

Через дефис пишутся:

1. Наречия, образованные от местоимений и прилагательных с помощью приставки ПО- и оканчивающиеся на –ОМУ, -ЕМУ, -ЦКИ, -СКИ, -ЬИ: выполнил по-своему , жить по-новому , кофе по-турецки , говорить по-итальянски , выть по-волчьи .

ИСКЛЮЧЕНИЯ : по одному, поэтому.

2. Наречия, образованные от порядковых числительных (первый, второй и др.) с помощью приставок В-, ВО-: во-первых, в-четвёртых, в-сотых .

3. Наречия, образованные посредством:

· Повтора того же слова: еле-еле, чуть-чуть, точь-в-точь, волей-неволей, видимо-невидимо, тет-а-тет.

ИСКЛЮЧЕНИЯ : бок о бок, с глазу на глаз, волк волком, честь честью, точка в точку, чудак чудаком.

· Повтора одного и того же корня, осложнённого приставкой или суффиксом: крепко-накрепко, мало-помалу, видимо-невидимо, как-никак.

· Соединение синонимов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

4. Наречия, образованные с помощью приставки КОЕ- или суффиксов ТО-, ЛИБО-, НИБУДЬ-: кое-как, где-нибудь, как-либо, куда-то .

5. На-гора выдать уголь; по-латыни.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....