Поурочные планы по физике 9 кл.

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Подробные поурочные разработки ориентированы на учителей, работающих как с учебником А.В. Перышкина, Е.М. Гутник (М.: Дрофа), так и с учебником С.В. Громова, Н.А. Родиной (М.: Просвещение) и содержат весь необходимый материал для полноценного проведения уроков физики в 9 классе общеобразовательных школ. Кроме базовых вариантов уроков приводятся дополнительные (игровые, уроки-викторины и пр.), которые помогут разнообразить материал, особенно в классах гуманитарного профиля. Также приводятся готовые тесты, необходимые дополнительные материалы и исторические справки, задания на смекалку и кроссворды.
Пособие будет необходимо начинающим педагогам и полезно преподавателям со стажем. Соответствует современным требованиям методики и дидактики.

Механика. Механическое движение.
Цели урока:
Объяснить необходимость изучения механики. Показать возможности ее практического применения. Сформировать у учащихся представление о материальной точке.

Ход урока
I. Вступление
Во вступительной части учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом учебном году, какие задания их ждут. Так же необходимо напомнить технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ.
Далее необходимо вспомнить, что такое физика.
Физики - это наука, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас материального мира.
Физика - наука экспериментальная, ее цели, во-первых, отыскать наиболее общие законы природы, во-вторых, объяснить конкретные процессы действием этих общих (фундаментальных) законов. В то же время физика и количественная наука. Все основные законы физики формируются на математическом языке. И этот язык надо знать, а он не прост.
Основные разделы физики:
Механика
Термодинамика
Электродинамика.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Поурочные разработки по программе А.В. Перышкина
Глава I. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
Глава II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК
Глава III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ
Глава IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР
Задачи повышенной сложности
Поурочные разработки по программе С.В. Громова, Н.А. Родиной
Глава 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Глава II. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Глава III. ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Глава IV ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Задачи повышенной сложности
Домашние экспериментальные задания
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Универсальные поурочные разработки по физике, 9 класс, Волков В.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

2-е изд., испр. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 3 68 с.

Второе издание подробных поурочных разработок по физике содержит обновленный комплект уроков, новые варианты их проведения, дополнительный материал к урокам, а также методику организации и проведения игровых уроков в 9 классе.

Пособие состоит из двух частей и ориентировано на учителей, работающих как с учебником С.В.Громова, Н.А.Родиной (М.: Просвещение), так и с учебником А.В.Перышкина, Е.М.Гутник (М.: Дрофа).

Кроме базовых вариантов уроков приводятся дополнительные (игровые, уроки-викторины и пр.), которые помогут разнообразить материал, особенно в классах гуманитарного профиля. Также приводятся готовые тесты, необходимые дополнительные материалы и исторические справки, задания на смекалку и кроссворды.

Пособие будет необходимо начинающим педагогам и полезно преподавателям со стажем. Соответствует современным требованиям методики и дидактики.

Формат: pdf / zip

Размер: 12,1 Мб

От автора 3
Поурочные разработки по программе А.В. Перышкина 4
Глава I. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ 5
Глава II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК 77
Глава III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ 116
Глава IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР 142
Задачи повышенной сложности 180
Домашние экспериментальные задания 182
Поурочные разработки по программе С.В. Громова, Н.А. Родиной 185
Глава I. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 186
Глава II. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 284
Глава III. ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 297
Глава IV. ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ 332
Задачи повышенной сложности 361
Домашние экспериментальные задания 363
Литература 365

Пояснительная записка

Представленное поурочное планирование по физике предназначено для учащихся 9 класса, составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной на федеральном уровне: Физика. 7- 9 классы. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин - М.: Дрофа, 2014.

Обучение ведется по учебнику: А.В. Перышкин. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Календарно-тематическое планирование

учебного материала по курсу «Физика» 9 класс

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Перемещение

01.09.16-02.09.16

Определение координаты движущегося тела

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

05.09.16-09.09.16

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

Скорость прямолинейного равноускоренного движения

12.09.16-16.09.16

Перемещение тела при равномерном равноускоренном движении

Фронтальная лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

19.09.16-23.09.16

Решение задач

Контрольная работа №1 «Кинематика»

26.09.16-30.09.16

Относительность движения. Первый закон Ньютона

Второй закон Ньютона

03.10.16-07.10.16

Третий закон Ньютона

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вверх

10.10.16-14.10.16

Решение задач

Фронтальная лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

17.10.16-21.10.16

Закон всемирного тяготения

Прямолинейное и криволинейное движение

24.10.16-28.10.16

Движение тела по окружности

Решение задач

07.11.16-11.11.16

Искусственные спутники Земли

Импульс. Закон сохранения импульса

14.11.16-18.11.16

Решение задач

Реактивное движение. Ракеты

21.11.16-25.11.16

Закон сохранения энергии

Контрольная работа №2 «Законы Ньютона»

28.11.16-02.12.16

Механические колебания. Волны. Звук

Колебательное движение. Свободные колебания

28.11.16-02.12.16

Величины, характеризующие колебательные движения

05.12.16-09.12.16

Виды колебаний. Резонанс

Фронтальная лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний маятника от массы груза и жесткости пружины»

12.12.16-16.12.16

Фронтальная лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины нити»

Волны. Виды волн

19.12.16-23.12.16

Источники звука. Характеристики звука

Распространение звука. Отражение звука

26.12.16-30.12.16

Звуковой резонанс. Интерференция звука

Контрольная работа №3 «Колебания и волны. Звук»

12.01.17-13.01.17

Электромагнитное поле

Магнитное поле

16.01.17-20.01.17

Направление тока и направление линий его магнитного поля

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток

23.01.17-27.01.17

Индукция магнитного поля

Фронтальная лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

30.01.17-03.02.17

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции

Направление индукционного тока

06.02.17-10.02.17

Явление самоиндукции. Получение переменного электрического тока

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

13.02.17-17.02.17

Конденсатор

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

20.02.17-22.02.17

Электромагнитная природа света. Преломление света

27.02.17-03.03.17

Дисперсия света. Спектрограф и спектроскоп

Типы оптических спектров. Спектральный анализ

06.03.17-10.03.17

Поглощение и испускание света атомами. Линейчатые спектры

Фронтальная лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

13.03.17-17.03.17

Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»

Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда

20.03.17-24.03.17

Радиоактивные превращения ядер

Экспериментальные методы исследования частиц

03.04.17-07.04.17

Открытие протона и нейтрона

Состав атомного ядра

10.04.17-14.04.17

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Деление ядер урана. Фронтальная лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

17.04.17-21.04.17

Цепная реакция. Фронтальная лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Ядерный реактор. Атомная энергетика

24.04.17-28.04.17

Термоядерная реакция

Контрольная работа №5 «Строение атома и ядра»

02.05.17-05.05.17

Повторение

Повторение и итоговая контрольная работа

Основные требования

к знаниям и умениям учащихся 9 класса по физике

В результате изучения курса физики учащиеся должны

знать:

    Понятия: материальная точка, относительность механического движения,путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, масса, сила(тяжести, трения, упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия, амплитуда, период, частота колебаний, поперечные и продольные волны, длина волны.

    Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии.

    Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракет, КПД механизмов, использование звуковых волн в технике.

    Понятия: электрический заряд; электрическое и магнитные поля; магнитный поток; электромагнитная индукция; переменный ток; резонанс; электромагнитная волна; интерференция, дифракция и дисперсия света.

    Правило Ленца; связь массы и энергии;

    Понятия: ядерная модель атома; ядерные реакции энергия связи; радиоактивный распад; элементарная частица; атомное ядро; термоядерные реакции.

    Практическое применение: устройство и принцип действия ядерного реактора.

уметь:

    Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение, массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, кпд механизмов, период колебания маятника, ускорение свободного падения).

    Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения. Пути и перемещения при равноускоренном и равномерном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, кпд длины волны, ускорения свободного падения по периоду колебаний маятника.

    Изображать на чертеже при решении задач направление векторов скорости, ускорения, силы, импульса тела.

    Определять продукты ядерной реакции на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.

    Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции.

    Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.

Учебно-методическая литература:

    Ильина Н.В. Тематический контроль по физике. Зачеты 9 класс- М.: «Интеллект-Центр» 2001.

    Лукашик В. И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: « Просвещение» 2005

    Марон А.Е., Марон Е. А. Контрольные работы по физике- М.: «Просвещение» 2007

    Мокрова И.Н. Физика. 9 класс. Поурочное планы по учебнику А.В. Перышкина « Физика. 9 класс». Часть 1.2.- Волгоград: ИТД « Корифей» 2008

    Перышкин А.В. Физика. 9 Класс. :Учебник для общеобразовательных учебных заведений.-М.: Дрофа,2008

    Поволяев О.А., Степанов С.В., Хоменко С.В. Демонстрационный эксперимент по физике.- ПФ РНПО « РОСУЧПРИБОР» 2001

Урок 1 Дата______

Механика. Механическое движение

Цели урока:

Объяснить необходимость изучения механики. Показать возможности ее практического применения. Сформировать у учащихся представление о мате­риальной точке.

Ход урока

I. Вступление

Во вступительной части учитель рассказывает, что будут изучать учащие­ся в этом учебном году, какие задания их ждут. Так же необходимо напомнить технику безопасности на уроках физики и во время проведения лаборатор­ных работ.

Физика - это наука, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас материального мира.

Физика - наука экспериментальная, ее цели, во-первых, отыскать наибо­лее общие законы природы, во-вторых, объяснить конкретные процессы дей­ствием этих общих (фундаментальных) законов. В то же время физика и ко­личественная наука. Все основные законы физики формируются на матема­тическом языке. И этот язык надо знать, а он не прост.

Основные разделы физики:

♦ Механика

♦ Термодинамика

♦ Электродинамика

II. Новый материал

Механика, к изучению основ которой мы приступаем, - это наука о движе­нии и взаимодействии макроскопических (от греческого слова makros - боль­шой, длинный) тел. Название «механика» происходит от греческого слова mechanike, что означает наука о машинах, искусство постройки машин. Пер­вые простейшие машины (рычаг, клин, колесо, наклонная плоскость и т.д.), которые теперь называют простыми механизмами, появились в древности. Первое орудие человека - палка - это рычаг. Каменный топор - сочетание рычага и клина. Колесо появилось в бронзовом веке, позже стали применять наклонную плоскость.

Уже в V в. до н. э. в афинской армии применялись стенобитные машины -тараны, метательные приспособления - баллисты и катапульты. Строитель­ство плотин, мостов, пирамид, а также ремесленное производство, с одной стороны, способствовали накоплению знанию о механических явлениях, а с другой стороны, - требовали от них новых знаний. В ответ на запросы прак­тики в новых знаниях и возникла наука механика.

Первые дошедшие до нас сочинения по механике, в которых описаны про­стейшие машины, принадлежат ученым Древней Греции. К ним относится сочинение «Физика» Аристотеля (IV в. до н.э.), в котором впервые введен в науку термин «механика». В III в. до н.э. древнегреческий ученый Архимед впервые применил математику для анализа и описания механических явле­ний. Архимед сформулироьал закон равновесия рычага и закон плавания тел. С этого времени начинается развитие механики как науки.

Новый этап связан с работой Г. Галилея, сформулирован закон инерции, установил законы падения тел и колебаний маятника. Английский физик И. Ньютон, опираясь на работы Галилея и его современников, а так же на результаты своих собственных исследований, создал цельное учение о меха­ническом движении и взаимодействии тел, которое получило название клас­сической механики. Классическая механика состоит из трех частей: кинема­тика, динамика, статика.

Слово кинематика происходит от греческого слова kinematos - движение. Кинематика изучает, как движется тело, но не изучает, почему тело движется так, а не иначе. Основными задачами кинематики являются:

а) Описание с помощью математических формул, графиков или
таблиц совершаемых телом движений.

б) Определение кинематических величин, характеризующих это
движение.

Для описания движения в кинематике вводятся специальные понятия (мате­риальная точка, система отсчета, траектория) и величины (путь, перемещение, скорость, ускорение), которые важны не только в кинематике, но и в других разделах физики.

Первое, что бросается в глаза при наблюдении окружающего мира, - это его изменчивость.

Какие изменения вы замечаете? (Ночь меняет день, вода при охлажде­нии замерзает, падают капли, лает собака, едет автомобиль, двига­ются литься деревьев в ветреную погоду.)

Поведем итог: наиболее частые ответы связаны с изменением положе­ния тел относительно друг друга.

Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени называются механическим движением.

Однако одно и то же тело одновременно может и двигаться и не двигаться, если наблюдать его с различных точек зрения.

Пример 1. В купе вагона на столике лежит яблоко. Пассажир видит, что расстояние до яблока с течением времени сохраняется. Яблоко не совершает механического движения. Но с точки зрения провожающего, яблоко движет­ся, т.к. расстояние от яблока до перрона с течением времени растет.

Пример 2. Вы находитесь в классе в покое (сидя за партой) относительно Земли, но движетесь вместе с Землей вокруг Солнца.

Из этих примеров следует: нет, и не может быть абсолютно неподвижных тел.

Даже самое простое движение тела оказывается сложным для изучения. Для того чтобы облегчить исследования, вводят ряд упрощений. Если мы рассматриваем движение автомобиля, длина которого 5 м, прошедшего 100 км, то пройденное им расстояние в 200000 раз больше его собственной длины. Очевидно, что автомобиль можно рассмотреть как точку. В этом случае пользуются термином материальная точка. Но если мы будем исследовать силу сопротивления воздуха, действующего на движущийся автомобиль, счи­тать его материальной точкой нельзя, т.к. сила сопротивления зависит от раз­меров автомобиля. Материальная точка-это абстрактное понятие, введенное для упрощения изучения многих физических явлений.

Материальной точкой называют тело, размерами и формой кото­рого в рассматриваемом случае можно пренебречь.

Как же определить положение тела (материальной точки)?

В одном древнем документе, относящемуся к началу нашей эры, сказано: «Стань у восточной стены крайнего дома лицом на север, и, пройдя 120 ша­гов, повернись лицом на восток. Затем, пройдя 200 шагов, вырой яму в 10 локтей и найдешь 100 золотых монет».

Если бы этот документ попал в Ваши руки, смогли бы найти клад? (Укаж­дого человека разные шаги и локти. Неуказан населенный пункт. Мест­ность сильно изменилась. Нет дома, от которого нужно считать.)

Итак, необходимо тело отсчета. Если через него провести оси коорди­нат, то положение тела в пространстве можно задать его координатами. Но при движении тела его положение меняется с течением времени. Значит, ну­жен прибор для измерения времени (часы), связанные с телом отсчета.

Все вместе: а) тело отсчета, б) система координат, в) прибор для определе­ния времени, - образуют систему отсчета.

Система отсчета может быть: а) одномерной, когда положение тела опре­деляется одной координатой (рис. 1); б) двухмерной, если положение тела определяется двумя координатами (рис. 2); в) трехмерной, т.е. положение тела определяется тремя координатами (рис. 3).





Ш. Упражнения и вопросы для повторения

В каких из перечисленных случаев можно считать тела материальными точками, а в каких - нельзя?

1. На станке изготавливают спортивный диск. (Не материальная точка.)

2. Тот же диск после броска спортсмена летит на расстояние 55 м. (Материальная точка.)

3. Конькобежец проходит дистанцию соревнования. (Материаль­ная точка, но не всегда: не надо забывать про фотофиниш.)

4. Фигурист выполняет упражнения произвольной программы. (Не материальная точка.)

5. За движением космического корабля следят из Центра управле­ния полетов на Земле. (Материальная точка.)

6. За тем же кораблем наблюдает космонавт, осуществляющий с ним стыковку. (Нематериальная точка.)

7. Земля вращается вокруг своей оси. (Нематериальная точка.)

8. Земля движется по круговой орбите вокруг Солнца. (Матери­альная точка.)

Домашнее задание

1. Выучить материал § 1, записи в тетради;

2. Упражнение 1 (учебник, стр. 9);

3. Материал для повторения математики:

а) Из формулы v = at выразите а через v и t; t через а и v.

б) Из формулы v = v0 + at выразите v0, a, t.


Дойбухаа Чодураа Аяс-ооловна

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...