Пособия колесниковой для дошкольников. Методика математического обучения колесниковой для самых маленьких

Педагог Елена Владимировна Колесникова разработала уникальную методику раннего детского развития. С помощью данной методики дети приобретают математические знания, которые потом очень пригодятся в процессе школьного обучения. Особенности методики Колесниковой заключаются в индивидуальном подходе к каждому малышу и учете его возрастных особенностей. В своей практике она применяла обучающие материалы по нарастающей: от наиболее легкого до максимально сложного. С заданиями по математике для детей поступала аналогично, их нужно было выполнить по приведенным примерам и т.д.


Наиболее известные программы из методики Елены Колесниковой

Огромной популярностью в педагогической среде раннего развития дошкольников пользуются следующие программы, разработанные Е. В. Колесниковой:

    • «От звука к букве ».
    • «Математические ступеньки ».

Данные методики специализируются на обучении детей начальной грамоте, развивают способности к математике и преодолевают речевой барьер. Каждая методика включает в себя несколько этапов, а самый первый – это математика для детей 3-4 лет.

Начальная методика

В методике Колесниковой по математике для детей продумано все:

  • Первый этап рассчитан на детей от 3-х до 4-х лет и считается базовым для развития ориентации и восприятия.
  • В возрасте от 4-х до 5-ти лет важно развивать устную речь и анализировать ее.
  • Дети 5-6 лет приступают к чтению.

Книги и вспомогательные тетради для раннего развития детей наполнены развивающими заданиями в игровых формах, а также упражнениями с иллюстрациями, стихами, рисунками, которые тренируют память и помогают сконцентрироваться в дальнейшем. Купить их вы можете в Интернет-магазине «Маленькая страна». В ассортименте пособия для детей от 3х до 6 лет. Занятия способствуют развитию правильной дикции и структурно-логического мышления. К примеру, малыш тренируется определять созвучные слова, идентифицировать звуки, а также верно их произносить.

Познакомить малышей с математикой совсем не трудно. Методика Е. В. Колесниковой предлагает делать это при помощи интересных заданий. Математика для детей может быть игрой, что особо важно на этапе ознакомления с цифрами, количеством предметов, и т.д.


Чему учится ребенок?

  • Методика Колесниковой по математике для детей от 3х лет позволяет четко проработать восприятие времени суток, а также времен года.
  • Ребенок проявляет интерес к сравнению предметов относительно их веса, формы, цвета и размеров.
  • Он уже готов к восприятию предметного местоположения даже по отношению нескольких фигур друг к другу.

Приобретенные знания лучше закрепить тематическими играми или последующими физическими упражнениями.

В процессе обучения рекомендуется делать коротенькие паузы, когда ребенок может просто встать и размяться. Например, побегать на месте, сделать зарядку для рук и пальцев, погудеть или пожужжать. В возрасте постарше во время паузы из рассыпанных букв дети складывают слова или разгадывают ребусы, кроссворды.

Как обучать детей по методике Колесниковой

В дошкольной подготовке по математике по методике Колесниковой всегда в приоритете мягкая форма ненавязчивого обучения с целью учета возрастных особенностей детской аудитории. Это касается и математики для детей 5-6 лет. Не стоит игнорировать создание естественной среды для работы ребенка, поскольку именно в таких условиях ему будет легче сконцентрироваться, а также выполнять разные задания, приобретая новые навыки. Между ребенком и преподавателем, в роли которого выступает воспитатель или родители, должны быть доверительные отношения. Педагог, в свою очередь, должен быть снисходительным к пожеланиям ребенка.

Е. В. Колесникова уверена в важности приобретения следующих качеств помимо накопления базовых знаний:

  • Любознательности.
  • Активности.
  • Способности сотрудничать.
  • Дружелюбности.
  • Умения поверить в свои силы, чтобы закончить начатое.

В методике предусмотрены специальные занятия для отдыха от обучающего процесса. Они заключаются в активных пятиминутках, когда дети покидают парты, чтобы слегка размяться, попрыгать или даже побегать.

Обучение и его результаты

По окончанию курса изучения букв у детей 3-4 лет появляется понятие о звуках и буквах, слогах и даже словах. У возрастной категории 4-5 лет обнаружится фонематический слух, который укрепляется в работе над произношением. Это касается не только слов, но и целых предложений, правильных фраз, и т.д.

Изучение математики невозможно без игровой подачи материала. После годового периода занятий ребенок сможет не просто идентифицировать геометрические фигуры, отличать левую и правую стороны, но и решать задачи, связанные с логическим ходом мышления. Ребенок дошкольного возраста нуждается в развитии и непосредственной подготовке к школьным занятиям. Главное правило методики Колесниковой состоит в игровом обучении.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

) Введение Цель – помочь практическим работникам в организации и проведении занятий по развитию звуковой культуры речи у детей 3-4 лет с целью подготовки к обучению грамоте.

Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.

В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова.

Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха.

Во II-ой младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков.

На этом этапе обучения у детей развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение слов и фраз, вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более четко, чем другие, развивается слуховое восприятие.

Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных а, о, у, ы, э, и и согласных п, б, т, д, к, г, м, в, ф.

Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.) , а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.

Данная методика базируется на трех основных программах обучения детей 3-4 лет. ("Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» – Москва, "Просвещение", 1984 г, Программа "Развитие» – Москва, "Новая школа» 1994 г. и "Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста» – Москва, "Профессиональное образование", 1994 г.) .

В книге нашли свое отражение задачи, которые стоят перед педагогами на современном этапе обучения: сочетание практической и игровой деятельности, умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков.

Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции, развивается память.

Развитие звуковой культуры речи осуществляется в единстве с развитием различных сторон речевой и психической деятельности.

Речевой материал, предложенный в каждом занятии, способствует четкому и правильному произношению изучаемого звука в словах, а затем и во фразовой речи.

При отработке гласных звуков детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т.е. вырабатывается умение выделять звук голосом.

Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче и четче, чем другие.

Каждое занятие содержит конкретные игры и упражнения для групповой работы с детьми и индивидуальной работы детей в тетради.

Лучшему запоминанию способствуют рисунки, соответствующие тексту стихотворения, которые подобраны таким образом, что отвечают основной цели каждого занятия и в то же время способствуют развитию связанной речи, ее выразительности, обогащают словарь детей образными словами и выражениями, способствуют развитию памяти.

Игры "Подскажи словечко» изучают детей внимательно слушать текст стихотворения, подобать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящий по смыслу. Способствуют развитию фонематического слуха.

Задания "Найди похожие картинки» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Много в данном пособии загадок.

Использовать загадки можно уже в работе с детьми младшего возраста, потому что у них интуитивно начинает развиваться внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета.

Тематика загадок ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предмета окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

В каждое занятие включены физкультминутки, которые органически вливаются в занятия, и служат решению поставленных задач.

Для физкультминуток используются игровые упражнения, направленные на развитие обшей моторики-двигательных функций рук, зрительно-моторной координации, а также на речевое развитие. Кроме того, эти упражнения Развивают память, четкое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

В занятия включены несложные задания по развитию графических навыков. Задания выполняются в игровой форме (провести дорожку, обвести в кружок, соединить одинаковые предметы) , желательно фломастерами, чтобы линии получались яркими и привлекательными.

При работе по данной методике к концу года у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова и создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения: развитию фонематического слуха.

Курс обучения рассчитан на 18 занятий (2 занятия в месяц с сентября по май включительно) .

Вашему вниманию предложено 18 конспектов для педагога и тетрадь для выполнения заданий ребенком.

В книге также имеется дополнительный речевой и игровой материал для закрепления программных задач, однако по усмотрению педагога он может быть использован и на занятиях. При проведении занятий по звуковой культуре речи 1 раз в неделю, дополнительный материал может быть использован в качестве конспекта второго занятия по данной теме.

Дидактические и игровые упражнения в данном пособии (как и в других книгах цикла) предлагаются в определенной системе и последовательности, что очень важно для развития способностей ребенка.

Занятия, предложенные в книге, носят комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений развивает слуховую память, нахождение одинаковых рисунков развивает зрительное внимание.

Однако основной задачей на каждом занятии остается развитие звуковой культуры речи с, целью подготовки к обучению грамоте.

Предложенные конспекты являются одним из возможных вариантов проведения занятий. Выбор содержания занятия зависит от уровня подготовленности детей и от количества детей в группе. Педагог может использовать конспект целиком или частично.

"Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (Москва, "Российская Академия образования", 1994 г.) следующим образом характеризует речевое развитие детей в возрасте 3-4 лет:

"При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания) .

Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимений.

У ребёнка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формам: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласковые суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, и речи отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союз»,

Дети осваивают навык разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ) , сонорные (р, ръ, л) звуки, некоторые звуки пропускаются. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры как темп, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.

Дети четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

Распределение материала на учебный годСентябрь

Занятие 1. Знакомство сорганами артикуляционного аппарата.

Дополнительный материал.

Занятие 2. Звук "А". Обучение правильной и четкой артикуляции.

(звук "А") .

Занятие 3. Звук "У". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "У") .

Занятие 4. Звук "О". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "О") .

Занятие 5. Звук "Ы".Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Ы") .

Занятие 6. Звук "Э". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Занятие 7. Звук "И". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой Материал (звук "И") .

Занятие 8. Звук "М". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "М") .

Занятие 9. Звук "Б". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Б") .

Занятие10. Звук "П". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "П") .

Занятие 11. Звук "Д". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Д") .

Занятие 12. Звук "Т".Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Т") .

Занятие 13. Звук "Г". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Г") .

Занятие 14. Звук "К".Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "К") .

Занятие 15. Звук "В". Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "В")

Занятие 16. Звук "Ф".Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Ф") .

Занятие 17. Повторение пройденного материала (гласные звуки) .

Занятие 18. Повторение пройденного материала (согласные звуки) .

Занятие? 1 Знакомство с органами артикуляционного аппаратаЦель:

Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта) .

1. Игра "Весёлый язычок"

Во время занятия обращать внимание на каждого ребенка.

Показывать детям выполнение упражнений и проверять, как они выполняют упражнения по ходу чтения сказки.

Прочитайте детям сказку М.Г.Генинг и Н.А.Герман "О Веселом Язычке":

"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот.

Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы) . Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы) .

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое) , а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык) . Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок – это небо. Просит погладить небо языком) .

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показывает описанные упражнения) . Вот и вся сказка про Веселый Язычок.

Дополнительный материал

(может быть использован и для проведения дополнительных занятий по усмотрению педагога)

1. Чтение сказки Н.В. Новоторцевой "О Веселом Язычке".

Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

Познакомить с основными движениями языка.

"Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт) . Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык) . Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой» на нижней губе) . Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой") , спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть) . А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д ") . Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт) , потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт) . Язычок посмотрел на часы, они тикали: "тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта) . Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", – подумал Язычок".

2. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта) .

Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами) .

Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

1) Статические упражнения для языка

"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"Иголочка", «Стрелочка", "Жало". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

"Горка", "Киска сердится". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

"Трубочка". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

2) Динамические упражнения для языка

"Часики", "Маятник". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

"Футбол", "Спрячь конфетку". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

"Почистить зубы". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"Гармошка". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

"Оближем губки". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

3) Упражнения для губ

"Улыбочка". Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

"Заборчик". Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

"Трубочка". Вытягивать губы вперед длинной трубочкой. "Хоботок". Вытягивать сомкнутые губы вперед.

"Бублик", "Рупор". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чередование положений губ:

"Заборчик» – «Бублик", "Улыбка» – «Хоботок".

При работе с детьми педагог по своему усмотрению выбирает упражнения, которые соответствуют цели данного занятия.

Занятие? 2 Звук "А"Цель:

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "А ".

Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения.

Способствовать четкому и правильному произношению звука "А » в словах и фразовой речи.

Развивать графические навыки (рисование дорожек) .

1. Игра "Птица и птенчики» (лист 1, рисунок 1)

Предложите детям рассмотреть картинку "Птичка кормит птенцов". Обратите внимание детей на птенчиков, которые широко открывают клювики, когда мама-птичка их кормит.

Поиграйте с детьми в игру: дети – птенчики, а педагог – мама-птичка. Когда мама-птичка принесет зернышки, то птенчики открывают ротики; съели зернышки и закрыли ротики. Дети выполняют эти движения несколько раз.

2. Слушание стихотворения (лист 1, рисунок 2)

Прочитайте детям стихотворение А. Барто.

Лягушата

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

Предложите детям рассмотреть рисунок. Спросите у детей:

Как называется птица? (Цапля) .

Кто спешит броситься в воду? (Пять веселых лягушат) .

Кто не боится цапли? (Я же этой цапли не боюсь ни капли!) .

Приучайте детей отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Следите за четким произношением звука "А» (произносится более длительно, чем другие звуки) .

3. Физкультминутка. Игра "Цапля"

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Текст читается два раза: сначала дети стоят на одной ноге, затем на другой.

4. Игровое упражнение "Кто где живет» (лист 1, рисунок 3)

Предложите детям внимательно рассмотреть рисунок.

Спросите детей:

Какие животные нарисованы на картинке? (Собака, лиса, заяц) ,

Кто где живет? (Собака в конуре; лиса, заяц – в лесу.)

Дайте детям задание провести дорожку от животных к месту, где они живут.

5. Итог

Предложите детям вспомнить и показать, как птенчики широко открывают клювики, когда мама приносит им корм.

Спросите:

Как квакают лягушки? (Ква-ква-ква) .

Как называется домик, в котором живет собака? (Конура) .

При ответах детей следите за тем, чтобы они произносили звук "А» более длительно, чем другие звуки.

Дополнительный материал

.

Добиваться от каждого ребенка умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд.

Спросите детей:

Что вы говорите врачу, когда он осматривает ваше горло? (А-а-а) .

Как гогочет гусь? (Га-га-га) .

Как квакает лягушка? (Ква-ква-ква) .

Как лает собачка? (Гав-гав-гав) .

Обогащать словарь.

Способствовать четкому и правильному произношению звука "А » во фразовой речи.

Разучите с детьми стихотворение (по выбору) .

Е.Благинина

– А-а-а! – заплакала Аленка

– На, – сказала ей сестренка,

Алый цветик сорвала

И Аленушке дала!

В. Ланцетти

В пыли валялась палка.

Ее мне стало жалко.

Взял я палку и она

Превратилась в скакуна!

И. Михайлова

И скачет, и скачет,

И скачет, и скачет

Мой звонкий веселый

Оранжевый мячик!

Он очень старался

–Сто раз проскакал,

Сто раз проскакал

И совсем не устал!

П. Воронько

Спать пора!

Наступает ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора,

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко!

3. Игра "Подскажи словечко"

Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и под ходящие по смыслу.

Развивать правильное произношение заданного звука в словах и фразовой речи.

Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука "А ".

Учите детей произносить ударный звук "А» более длительно (глазаа, комараа, лаапу, рекаа, краана) .

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные... (глаза) .

Спи мышонок до утра,

Дам тебе я... (комара) .

Не послушал зайка папу,

Отдавили зайке... (лапу) .

Между гор издалека

Течет бурная... (река) .

Я сегодня утром рано

Умывался из-под... (крана) .

Занятие? 3 Звук "У"Цель:

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука У.

Способствовать четкому и правильному произношению звука "У» в словах и фразовой речи.

Развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат.

Развивать связную речь, ее выразительность, обогащать словарь.

Развивать произвольную память.

Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из него.

Учить детей произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

Развивать графические навыки (рисование дорожек) .

1. Игра "Поезд и птицы» (лист 2, рисунок 1)

Предложите детям рассмотреть картинку и назвать, что они на ней видят (паровоз, гусь, курица, утка, петух) . Спросите, как гудит паровоз (у-у-у) .

Учите детей произносить ударный звук "У» в словах более протяжно.

Дайте задание детям провести линию фломастером по дорожке между рельсами, как только фломастер окажется около птиц, предложите детям погудеть как паровоз (у-у-у) .

2. Физкультминутка. Игра "Поезд"

Дети встают друг за другом, образуя поезд. Педагог заранее ставит в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающие разных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, напомнить детям, что поезд должен погудеть, если на дороге встретятся животные (у-у-у) », миновав их, поезд перестает гудеть.

3. Заучивание стихотворения (лист 2, рисунок 2)

Предложите ребенку рассмотреть картинку, чтобы вызвать интерес к стихотворению, а затем неторопливо, выразительно прочитайте стихотворение С. Маршака.

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну.

И сказал: "Нужны пошире,

И не две, а все четыре!".

Задайте вопросы детям:

Как называется стихотворение? (Слон) .

Что дали слону? (Дали туфельки слону) .

Что он сделал? (Взял он туфельку одну) .

Что сказал слон? (Нужны пошире, и не две, а все четыре!)

Приучайте детей отвечать строчками из стихотворения.

4. Дидактическое упражнение "Назови предметы» (лист 2 рисунок 3)

Предложите детям назвать предметы, выделяязвук "У» (сту-ул, жуук, луук) .

5. Итог (закрепление пройденного материала)

Предложите детям вспомнить, как гудит паровоз (у-у-у) . Назвать картинки со звуком "У", произнося его более длительно, чем другие звуки (гуусь, куурица, петуух, тууфелька, стуул, жуук, луук) .

Дополнительный материал

(может быть использован для проведения дополнительных занятий по усмотрению педагога) .

1. Артикуляционная гимнастика

Вырабатывать у каждого ребенка умение вытягивать губы вперед и удерживать их в таком положении в течении нескольких секунд.

Упражнение "подуйте на шарик» (у педагога в руках воздушный шарик) .

Спросите детей:

Как мычиткорова? (Му-у-у, му-у-у) .

Как кукуеткукушка? (Ку-ку, ку-ку) .

2. Стихи для заучивания наизусть

Развивать связную речь, ее выразительность.

Обогащать словарь.

Развивать произвольную память.

Способствовать четкому и правильному произношению звука "У» во фразовой речи.

Выучите с детьми стихотворение (по выбору) .

М. Клокова

У леса на опушке,

Высоко на суку,

С утра поет кукушка:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

О. Высотская

Кукла в ванночке не плачет,

Просидит хоть целый час.

Любит мыться! Это значит –

Кукла умница у нас!

Устала утка на пруду

Учить своих утят:

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

Ну что из них получится?!

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

Курочка моя,

Умница моя,

Вот тебе водичка.

Дай ты мнеяичко,

Умница моя.

Аи ду-ду, ду-ду, ду-ду

Сидит ворон на дубу!

Он играет во трубу

Во серебряную.

Рано-рано по утру

Пастушок: » Ту-ру, ту-ру"!

А коровы в лад ему

Затянули: "Му-му-му"!

3. Загадки

Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Способствовать четкому произношению звука "У» в словах.

Предложите детям отгадать загадки. Следите за тем, чтобы называя слова-отгадки, дети произносили звук "У» более длительно (уулитка, уутенок) .

На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко, Рожки спрятались опять.

(Улитка)

Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок –Может плавать и нырять, Как его родная мать.

(Утенок)

4. Игра "Подскажи словечко"

Развивать правильное произношение заданного звука в словах.

Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука "У".

Предложите детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Учите детей произносить звук "У» более длительно (уутпюг, уулитка) .

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг,

Электрический... (утюг) .

Пусть крыша течет и сломалась калитка, Свой дом ни за что не покинет...(улитка) .

Занятие? 4 Звук "О"Цель

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "О".

Способствовать четкому и правильному произношению звука "О » в словах и фразовой речи.

Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память.

Учить произносить потешку правильно, не спеша, четко выговаривая каждое слово.

1. Игра "Загадки и отгадки» (лист 3, рисунок 1)

Предложите детям отгадать загадки и обвести отгадку. Следите, чтобы дети произносили звук "О» в словах-отгадках более протяжно (короова, коошка, лоошадь) .

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком. (Кошка)

Полем идет,

Травку жует.

Мычит му-му,

А кто, не пойму. (Корова)

У нее большая грива,

Есть копыта,

Есть и хвост.

Скачет быстро и красиво,

Просто глаз не оторвешь. (Лошадь)

2. Физкультминутка. Игра "Как у наших у ворот"

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

А устали ножки –

Хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Дети произносят слова и выполняют движения соответственно тексту стихотворения.

3. Заучивание потешки (лист 3, задание 2)

Предложите ребенку рассмотреть картинку, чтобы вызвать интерес к потешке. Затем неторопливо прочитайте потешку:

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом!

Спросите:

Что случилось? (Загорелся кошкин дом) .

Что делает курица? (Бежит курица с ведром заливать кошкин дом) .

Добивайтесь, чтобы ребенок отвечал строчками из потешки. Предложите детям запомнить потешку и прочитайте ее еще раз.

4. Игровое упражнение "Назови картинки» (лист 2, рисунок 3)

Предложите детям назвать картинки и раскрасить их. Учите детей произносить ударный звук "О» в словах более протяжно (полыпоо, зоонпг, ведроо) .

5. Итог (закрепление пройденного материала)

Предложите детям найти на рисунках 1-3 и вслед за вами назвать слова со звуком "О» (кошка, корова, лошадь, дом, пальто, зонт, ведро) .

Следите за тем, чтобы дети произносили ударный звук "О» более протяжно.

Дополнительный материал

1. Артикуляционная гимнастика

Добиваться от каждого ребенка умения вытягивать губы вперед и округлять их.

"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлые и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Спросите детей:

Как курочка зовет своих цыплят? (Ко-ко-ко, ко-ко-ко) .

Как лошадка зовет своего жеребенка? (И-го-го, и-го-го) .

2. Игра "Угадай, чего не хватает"

Способствовать четкому и правильному произношению звука "О» в словах.

Развивать кратковременную зрительную память.

На столе у педагога игрушки (картинки) : слон, ведро, совок, пирамидка, матрешка и т.д.

Педагог убирает по одной игрушке (картинке) , в названиях которых есть звук "О", и просит детей назвать игрушку (картинку) , которой не стало.

Следите, чтобы дети произносили звук "О» в словах протяжно, выделяя его.

3. Игра "Подскажи словечко"

Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Способствовать правильному произношению звука "О » в словах.

Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука "О".

Предложите детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Учите детей произносить ударный звук "О» более длительно (сороока, цветоок, коошки, живоотиками, крылоом) .

Верещунья, белобока,

А зовут ее... (сорока) .

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

А тому, кто так высок,

Нелегко сорвать... (цветок) .

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится... (кошки) .

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по... (животикам) .

Эй, цыпленок, Где твой дом? –

Он у мамы Под... (крылом) .

4. Стихи для заучивания наизусть

Развивать связную речь, ее выразительность.

Обогащать словарь.

Развивать произвольную память.

Способствовать четкому и правильному произношению звука "О » во фразовой речи.

Предложите детям разучить стихотворение (по выбору) .

О. Высотская

Возле дома пес цепной,

Но не страшный, а смешной,

Ну кого он устрашит,

Если он из байки сшит?

3. Александрова

Вышли волки на охоту.

Бродят стаей по болоту.

Между прочим, говорят,

Волки ягоды едят.

3. Александрова

Ходит Оленька, вздыхая.

Что с тобою?

Я плохая!

Я ногой толкнула кошку,

На пол бросила картошку,

Кашу манную не ела.

Быть хорошей надоело!

Не пора ли Оле спать,

Чтоб опять хорошей стать?

Дайте детям задание повторить слова из стихотворения с ударным звуком "О", произнося их более протяжно (дооома, смешнооой) .

Занятие? 5 Звук "Ы"Цель:

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "Ы".

Способствовать четкому и правильному произношению звука "Ы» в словах и фразовой речи.

Закреплять навыки правильного произношения звуков: "А","О", "У".

1. Игровое упражнение "Назови предметы» (лист 4, рисунок 1)

Дайте задание назвать предметы на рисунке, выделяя звук "Ы» (лыыжи, мыыло, сыыр, дыым, крыыша) .

2. Заучивание стихотворения (лист 4, рисунок 2)

Мышка мыла

Мылом нос,

Мыла уши,

Мыла хвост,

Мыла так,

Что стала белой,

И от счастья

Мыло съела.

Задайте детям вопросы:

Что и чем мыла мышка?

(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост) .

Как она все это мыла и что с ней стало?

(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела) .

Добивайтесь, чтобы ребенок отвечал на ваши вопросы строчками из стихотворения.

Предложите детям запомнить стихотворение и прочитайте его еще раз.

3. Физкультминутка. Игра "Мы руки поднимаем"

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Дети произносят слова вместе с педагогом и выполняют движения по тексту стихотворения.

(лист 4, рисунок 3)

Спросите детей:

Что изображено на рисунке?

(Всшза, стуул, стоол, мыышка, сыьгр) .

Учите детей произносить ударные звуки "А", "У", "О", "Ы» в словах более протяжно.

Предложите детям провести дорожку от мышки к сыру.

5. Игра "Ответь правильно» (лист 4, рисунок 3)

Спросите детей:

Что стоит в вазе? (Цветыы) .

Что лежит на столе? (Сыыр) .

Кого вы видите на полу? (Мыышку) .

Дополнительный материал Звук "Ы"

1. Игра "Лото"

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука "Ы".

Развивать внимание

У педагога набор картинок, в названии которых есть звук "Ы» (мыло, грибы, сыр, мышь, весы, тазы, рыба, лыжи, часы) .

У детей по одной картинке из этого набора.

Педагог показывает картинку и спрашивает: "У кого есть картинка "рыба"? Ребенок, у которого есть парная картинка, говорит: "У меня есть картинка "рыба".

Учите детей произносить ударный звук "Ы» в словах более протяжно.

2. Загадки

Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Способствовать четкому произношению звука "Ы» в словах.

Предложите детям отгадать загадки. Следите за тем, чтобы называя слова-отгадки, дети произносили звук "Ы» более длительно (мыыло, лыыжи, цветыы, рыыба, мыышка, дыым) .

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.(Мышка)

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

–И исчез. (Дым)

3. Игра "Подскажи словечко"

Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Способствовать правильному произношению звука "Ы» в словах.

Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука "Ы".

Предложите детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Учите детей произносить ударный звук "Ы» более длительно (мартыышки, шарыы, мыышки, косьш) .

И шалить без передышки

Целый день могли... (мартышки) .

В руках у детворы,

Горят, переливаются

Воздушные... (шары) .

Говорит мартышка мишке:

"Я в гостях была у... (мышки) "

Своей младшей дочке

Тосе Заплетает мама... (косы) .

Занятие? 6 Звук «Э"Цель:

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "Э".

Способствовать четкому и правильному произношению звука "Э» в словах и фразовой речи.

Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно.

Закреплять навыки правильного произношения звуков: "А ", "У".

Продолжать учить рисовать дорожки фломастером.

1. Игра "Проведи дорожку» (лист 5, рисунок 1)

Спросите детей:

Кто нарисован на рисунке? (Коза, козленок) .

Как козленок зовет маму, если заблудится? (Мэ-э-э) .

Дайте детям задание провести дорожку от козленка к маме-козе.

2. Заучивание стихотворения (лист 5, рисунок 2)

Предложите детям рассмотреть картинку, чтобы вызвать интерес к стихотворению.

Неторопливо прочитайте стихотворение М. Мышковской.

От сильной жары

Эскимо потекло –

Надо скорее

Кушать его.

Задайте детям следующие вопросы:

От чего потекло эскимо? (От сильной жары эскимо потекло) .

Что с ним надо сделать? (Надо скорее кушать его) .

Приучайте детей отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

Предложите детям запомнить стихотворение и прочитайте его еще раз.

3. Физкультминутка. Игра "Пальчики"

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

Пальчики сжаты в кулачок. Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого.

4. Игровое упражнение "Назови предметы» (лист 5, рисунок 3)

Предложите детям назвать картинки, четко выделяя голосом ударные гласные звуки "О", "У", "А» (соолнце, уутпка, экскаваатор) .

5. Итог (закрепление пройденного материала)

Предложите детям еще раз рассмотреть рисунки 1-3

Спросите:

Как коза зовет своего козленка? (Мэ-э-э) .

Дайте задание назвать вслед за вами предметы на картинках, в названиях которых есть звук "Э» (эскимо, экскаватор) . Следите, чтобы дети произносили звук "Э» более длительно.

Занятие? 7 Звук «И"Цель:

Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «"И".

Способствовать четкому и правильному произношению звука "И» в словах.

Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Развивать общую моторику и двигательные функции рук.

Развивать простейшие графические навыки.

1. Игровое упражнение "Рисуем зернышки цыплятам» (лист 6, рисунок 1)

Предложите детям рассмотреть рисунок.

Спросите:

Кто здесь нарисован? (Курица с цыплятами) .

Как пищат цыплята, когда хотят есть? (Пи-пи-пи) .

Предложите детям по пищать как цыплята. Следите за тем, чтобы звук "И» дети произносили более протяжно.

Дайте детям задание нарисовать желтым фломастером зернышки цыплятам (маленькие кружочки) .

2. Физкультминутка. Игра "Улыбнись"

Мы сначала будем хлопать, А затем мы будем топать, А сейчас мы повернемся И все вместе улыбнемся.

Дети стоят спиной к кругу и выполняют движения по тексту стихотворения. На слова "а сейчас мы повернемся» дети поворачиваются лицом в круг и все улыбаются друг другу.

3. Игра "Подскажи словечко» (лист 6, рисунок 2)

Предложите детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Учите детей произ

Елена Владимировна Колесникова - педагог высшей квалификации, лектор Московского института открытого образования, автор серии книг и пособий по развивающему обучению дошкольников. На данный момент под ее авторством выпущено 4 серии книг - по подготовке к обучению грамоте (13 книг), по развитию математических представлений (12 книг), тесты для детей 3, 4, 5, 6, 7 лет (5 книг), пособия по коррекционно-развивающему обучению детей 3-7 лет. По ним успешно обучаются тысячи дошкольников в России и странах СНГ.

Дошкольное детство – это время становления личности, индивидуальности, период для развития любознательности. Ребенок становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его развитие.

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решает дошкольное образование, родители, педагоги, занимающиеся с ребенком. Успешное развитие речи имеет огромное значение для дальнейшего успешного обучения ребенка в начальной, а затем и средней школе. Уровень развития речи зависит от целого ряда условий – от уровня развития общих способностей, от частных способностей определенной направленности, обучение грамоте детей дошкольного возраста – это взаимосвязанные речевые задачи – фонематические, лексические, грамматические и на их основе- развитие связной речи.

Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко– буквенному анализу, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. В процессе обучения по этой программе педагог учит детей пониманию того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучащим словом, его протяженностью, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, усваивают смысловую функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки. Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Программа Колесниковой включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Она составлена в доступной и интересной форме, включает в себя дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи. Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по этой программе, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. В этом пособии уже все продумано, подобрано, вам остается только обучение.

Чтобы проверить усвоение материала программы рекомендуется в конце каждого учебного года по каждому возрасту провести тестирование. Для этой цели в методических пособиях есть показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа графических навыков. Для этой цели существуют тесты из серии «Умные книжки» Земцовой О.Н.

В начале учебно – методического пособия к рабочим тетрадям Колесниковой изложены характеристики речевого развития детей каждого возрастного периода. Возраст 3-4 года - это подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации, 4-5 лет – анализ звуковой сторон устной речи, 5-7 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтением. В комплект программы для 3-4 лет входит методическое пособие «Развитие звуковой культуры речи, рабочая тетрадь для детей «Раз словечко-два словечко», для 4-5 лет – учебно- методическое пособие «Развитие фонематического слуха» и рабочая тетрадь « От слова к звуку», для обучения детей 5-6 лет- учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа» и рабочая тетрадь «Звуки и буквы», «Ну-ка, буква, отзовись», для детей 6-7 лет-«Развитие интереса и способностей к чтению» и рабочая тетрадь.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый свой социальный опыт. Велико влияние микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно - эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по свое природе активен любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых.. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные, какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.

Дети чутко улавливают отношения взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Если любое желание ребенка выполнять безотказно, в нем может развиться эгоцентризм.

Некоторые родители не понимают, как можно избаловать ребенка. «Ничего лишнего не покупаем, игрушек не больше, чем у других, одеваем, как все. Разве этим балуем его?»- сетуют они.

Но избаловать ребенка можно не только всевозможными излишествами, но и нетребовательным отношением к нему. Если ребенок привыкает смотреть на своих близких с позиции потребителя, то трудно в нем сформировать чувство долга перед ними. Он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей. Так вырастают люди деспотичные, заносчивые, эгоистичные, склонные к переоценке собственных возможностей.

Дети ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых. Потребности и желания не возникают у ребенка из ничего, их порождает поведение родителей, их отношение к нему.

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослы – ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семье.

Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им; чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать или непреклонны, раздражены или благодушно настроены.

Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам. Особенно ярко это проявляется в играх детей. Ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Малышу так хочется быть большим, походить на близких!

Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи.

Важно уметь отличать озорство от шалости ребенка. От этого зависит, сумеем ли мы вовремя остановить ребенка. Шалость - забава невинная: ребенок весел, оживлен, пытается по – своему, по – детски острить, смешить окружающих и занимать себя. Однако если ребенок не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство. В проявлении озорства ребенок как бы переступает границы дозволенного. Взрослые обязаны определить ту черту, за которую он не должен переступать, и соответственно руководить его поведением. Если ребенка приучили со вниманием относиться к слову взрослого, то шалости удается легко прекратить.

Стремление быть хорошим характерно для детей. Ребенок всегда верит в то, что он хороший. Взрослым важно поддерживать в нем эту веру, она возвышает человека. Ребенку полезно слышать от взрослых заслуженную оценку своих действий. Когда положительный детский поступок подкрепляется оценкой, тогда абстрактное «Я хороший» обретает конкретный для него смысл.

Детскую настойчивость родители нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему внешнему выражению в поведении ребенка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребенка.

Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку завершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленные действия.

Упрямство присуще избалованным детям, привыкшим к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Оно возникает также и тогда, когда детей часто одергивают, покрикивают на них ограждают бесконечными запретами. В этом случае детское упрямство – результат неправильного подхода – является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока «воспитательных» мер.

Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не возрастная их особенность. Капризным ребенок становится в результате допущенных ошибок в воспитании. Взрыв детских капризов – это тактика малыша добить своего, такая сцена рассчитана ребенком на то, чтобы добиться от вас уступки. Когда же он убеждается, что возле него нет сочувствующих и никто не спешит успокоить его, ему ничего не остается, как прекратить сцену. Скоро малыш поймет, что его вопли никого не трогают, привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

Уважать ребенка как личность – это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним, уметь разговаривать с ним и выслушивать его; проявлять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение; уметь выбрать способ воздействия на ребенка, не насилуя его волю; уметь выбрать место и время для разговора «по душам»; уметь понять ребенка и мотивы го поступков, чтобы став на его место, решать, как поступить с ним по справедливости, и лавное – при выборе приемов воздействия опираться на то лучшее, что есть в ребенке.

Уважать ребенка – это не значит идти у него на поводу, проявлять уступчивость, напротив, быть разумно требовательным и строгим.

Очень важно, чтобы подход к ребенку опирался на все возрастающее его сознание. Такой метод воздействия развивает ребенка в нравственном плане, дает ему возможность активно вырабатывать критерии хорошего и плохого. И главное – готовит его к дальнейшей жизни, когда ему придется самостоятельно, без родительских «директив» управлять собою, проявлять сдержанность.

Если взрослые обладают чувством юмора, то и ребенок, постоянно с ними общаясь, приобретает это качество. Даже маленькие дети склонны откликаться на шутку, если она понятна им, и сами способны ответить шуткой. Чуковский писал в своей книге «От двух до пяти» о том, что надо стараться «воспитывать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое когда ребенок подрастает, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной сред и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».

Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении взрослых к себе. Но если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослого разделить с ним радости и волнения, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухает. В результате детское стремление к контакту с родителями ослабевает. И как знать, не станут ли вскоре родители сожалеть об этом! Когда ребенок становится школьником и когда его дела начинают нас волновать, мы ждем от него рассказов о школе, учебе, друзьях, событиях в классе. Нам интересно знать, что думает, чем живет, что интересует, волнует ребенка. Но при таком отношении к его интересам напрасно ждать от него в дальнейшем откровения, не следует удивляться его замкнутости.

Книга является 1-й частью авторской программы "От звука к букве" по подготовке детей 3-7 лет к обучению грамоте (2-я часть - "Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"; 3-я часть - "Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет"; 4-я часть - "Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет").
Основное назначение книги - оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте на первом этапе обучения.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Цель:
Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.
Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

1. Игра "Весёлый язычок"
Методические рекомендации:
Во время занятия обращать внимание на каждого ребенка.
Показывать детям выполнение упражнений и проверять, как они выполняют упражнения по ходу чтения сказки.

Прочитайте детям сказку М.Г.Генинг и Н.А.Герман "О Веселом Язычке":
"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот.
Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это небо. Просит погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показывает описанные упражнения). Вот и вся сказка про Веселый Язычок.

Оглавление
Введение
Распределение материала на учебный год
Занятие № 1 Знакомство с органами артикуляционного аппарата
Занятие № 2 Звук "А"
Занятие № 3 Звук "У"
Занятие № 4 Звук "О"
Занятие № 5 Звук "Ы"
Занятие № 6 Звук «Э»
Занятие № 7 Звук «И»
Занятие № 8 Звук "М"
Занятие № 9 Звук "Б"
Занятие № 10 Звук "П"
Занятие № 11 Звук "Д"
Занятие № 12 Звук "Т"
Занятие № 13 Звук "Г"
Занятие № 14 Звук "К"
Занятие № 15 Звук "В"
Занятие № 16 Звук "Ф"
Занятие № 17 Повторение пройденного материала (гласные)
Занятие № 18 Повторение пройденного материала (согласные)
Использованная литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Колесникова Е.В., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...