Почему нужно бороться с несправедливостью. Несправедливость в жизни и как ее исправить

Роман М. Сервантеса «Дон Кихот» принесла популярность своему автору не только в его родной Испании, но и в других странах мира. «Дон Кихот» занимает второе место в мире, после Библии, по количеству языков, на которые сделаны его переводы.

Борец с несправедливостью или пародия на рыцаря

Дон Кихот давно стало нарицательным именем для человека, который смело вступает в борьбу с трудностями, защищая свои идеалы и гуманистические представления. Образ Дон Кихота обычно раскрывается в теме потерянности человека в этом мире . Это произведение имеет многоплановый характер.

С одной стороны, автор пытается создать своеобразную карикатуру на романы о рыцарстве, которые были популярны в Европе. В тексте произведения также изображен явный протест против угнетения высшими классами общества крестьян.

Главный герой отважный защитник народа, борец за справедливость, который очень часто боролся с порожденными своей фантазией врагами.

Однако Дона Кихота нельзя рассматривать как карикатуру на рыцарство. Пусть он нелепый и смешной, но та искренность, которой он руководствовался, делает его настоящем героем.

Роман стоит из двух частей, которые включают в себя 72 главы. В первой части романа автор знакомит нас с главным героем. В одном из отделенных испанских сел живет пятидесятилетний идальго. Он увлекается чтением романов о рыцарях и в один прекрасный день сам решает стать рыцарем и совершать подвиги для блага общества.

В качестве оружие он делает себе деревянную шпагу, называет свою старую лошадь благородным именем Росинант, а себя именует Дон Кихотом Ламанчским. Дело осталось за малым: чтобы стать настоящим рыцарем ему нужна дама сердца, в честь которой он и будет совершать свои подвиги. Возлюбленной его стала Дульсинея Тобосская.

Достаточно снарядившись, Дон Кихот начинает свой приключенческий путь. После недолгой дороги наш герой видит постоялый дом, однако в силу своего свойства воспринимать желаемой за действительное, принимает его за царский дворец.

Хозяина дома Дон Кихот воспринимает как короля и просит того посвятить его в рыцари. Обескураженный таким поведением, хозяин воспринимает нашего героя как обычного сумасшедшего, но все - таки ударом по спине, посвящает его в рыцари.

Довольный собой, новоиспеченный «рыцарь» продолжает свое героическое шествие. По пути он встречает такого же фантазера, ищущего приключений Санчо Панса, и делает из него своего оруженосца.

Дон Кихот, руководствуясь неутоленной жаждой героических поступков, принимает стадо баранов, которые паслись на лугах за вражеское войско, и начинает активно забрасывать их камнями. В последующих главах романа рассказано множество историй о приключениях Дона Кихота и его верного слуги-оруженосца Санчо Панса.

Дон Кихот вел отчаянную борьбу с ветряными мельницами, которые казались ему великанами, противостоял злыми волшебниками, которые якобы заколдовали его возлюбленную. Однако из-за повсеместного непонимания и насмешек, Дон Кихот вынужден был вернуться в свою родную деревню. Там он разочаровался во всех своих идеалах и в скором времени умер.

Дон Кихот - рыцарь

Дон Кихот один из самых ярких и насыщенных персонажей мировой литературы. Это настоящий рыцарь, для которого в первую очередь были важны такие понятие как честь, справедливость, любовь, отвага, дружба.

Какие темы могут предложить:

Какого человека можно назвать «отзывчивым»?

Какого человека можно назвать «равнодушным»?

Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

Чем опасно равнодушие?

Может ли отзывчивость принести разочарование?

Что значит быть отзывчивым?

Может ли равнодушие ранить человека?

Нужно ли учиться сочувствию?

Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?

Всегда ли нужно быть отзывчивым?

К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?

Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?

Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие»?

Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?

Можно ли научиться отзывчивости?

Когда отзывчивость может навредить?

Может ли внимательность к людям спасти жизнь?

Как привить чувство сотрадания детям?

Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?

Что значит «быть бескорыстным» человеком?

Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?

Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?

Важно ли уметь прощать?

Сочувствие и доброта – это синонимы?

Нужно ли бороться с несправедливостью?

Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

Что можно привести к равнодушию?

Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?

Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».

Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?

Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее.»

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»

Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?

Чем опасно равнодушие к своей стране?

Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?

Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?

Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм - это первопричина рака

Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?

Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?

Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?

Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?

Существуют ли люди, недостойные сочувствия?

Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

Как раскрыть тему:

При написании сочинения на эту тему, необходимо осмыслить разные типы отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе эта равнодушие и отзывчивость встречается часто. Например, герои с горячим сердцем, готовые откликаться на чужие радости и беды, персонажи, воплощающие противоположный, эгоистический тип личности.

Аргументы из произведений:

«После бала», Л.Н. Толстой

Равнодушие

Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.

Отзывчивость

Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов – равнодушие

Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

«Крокодиловы слёзы», А.П. Чехов – равнодушие

Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

«Крыжовник», А.П. Чехов – равнодушие

Николай Иванович Чимша-Гималайский - всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

«Судьба человека», Шолохов – отзывчивость

Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

«Над пропастью во ржи», Д.Д. Селинджер – отзывчивость

История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

Цитаты, которые пригодятся:

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)

Сочувствие - это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)

Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)

Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький)

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.

Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинакого безразличны. (О. Уайльд)

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками)

Там, где умеренность - ошибка, там равнодушие - преступление. (Г. Лихтенберг)

Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)

Холодность - следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч. Лэм)

Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». (Э. Золя)

Терпимость неизбежно ведет к равнодушию. (Д. Дидро)

Подростки, конечно, существа эмоционально нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это приходит позже, если вообще приходит. (С. Кинг)

Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. (К. А. Гельвеций)

Легко скрывать ненависть, трудно - любовь, а всего труднее - равнодушие. (К.Л. Бёрне)
Равнодушие - тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль)

Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему - это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие - сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)

Эгоизм - это первопричина рака души. (В. А. Сухомлинский)

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. (Л.Н. Толстой)

Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)

Равнодушие - есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)

Спокойствие - сильней эмоций.

Молчание - громче крика.

Равнодушие - страшней войны. (М. Лютер)

В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие. (пословица)

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... (Э. Золя)

Встать на путь диалога - гораздо более эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым может быть каждый. (Х. Букай)

Отзывчивость ближних - это зачастую лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма)

Жизнь многому учит, но только не такту, не отзывчивости, не умению помочь человеку в трудную минуту. (И. Шоу)

Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствие окружающим. (Ф. А. Искандер)

Коль горе чужое тебя не заставит страдать,
Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади)

Чем более живешь, тем более убеждаешься в том, что возбудить к себе сочувствие - есть редкость и счастье - и что должно этим счастьем дорожить. (И.С. Тургенев)

Кто обрел способность искренне сочувствовать людскому горю, хотя бы в одном-единственном случае, тот, получив чудодейственный урок, научился понимать всякое несчастье, как бы на первый взгляд странно или безрассудно оно ни проявлялось. (С. Цвейг)

Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно... (Ф. С. Фицджеральд)

Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов. (Н. Вуйчич)
Чрезмерное сочувствие часто становится преградой.

Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (индийская пословица)

Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский)

Не сочувствуй слишком людям, которые несчастны. Если кто-то несчастен, помоги, но не сочувствуй. Не внушай ему идею, что страдание - это что-то стоящее. (Ошо)

Она сказала в том смысле, что, когда умирает любимое животное, человек остаётся один со своим горем, никто сильно не сочувствует. Когда умирает близкий человек, тогда все понимают, и кто искренне, кто формально, а кто за компанию, но все понимают и сочувствуют. А вот умер кот, говорила она, и одиночество страшно обнажилось. (Е.В. Гришковец)

Список литературы:

А.Н. Островский «Гроза»

В.К. Железников «Чучело»

А.П. Чехов «Вишневый сад»,«Палата № 6», «Дама с собачкой»

Дж. Бойтон «Мальчик в полосатой пижаме»

М.А.Шолохов «Судьба человека»Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

К. Г. Паустовский «Телеграмма»

А.В. Вампилов «Старший сын»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.А. Гончаров «Обломов»

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»

В. Гюго «Отверженные»

Х. Ли «Убить пересмешника»

В. Г. Короленко «Дети подземелья»

В. Закруткин «Матерь человеческая»

Т. Кенэлли «Список Шиндлера»

Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего»

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война и мир»

С. Коллинз «Голодные игры»

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ф.М. Достоевский «Идиот»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «И грянет гром», «Все лето в один день»

М. Гелприн «Свеча горела столе»

А.П. Платонов «Юшка»

Б. Фредерик «Приказ есть приказ»

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

А.И. Куприн «Изумруд»

И гештальттерапии в частности, называется идея или установка, которую человек невольно получил от значимых взрослых в детстве или авторитетных людей во взрослой жизни, и которое является обязательным к выполнению. Это такое правило жизни, которое человек автоматически получает и следует ему без учета своих желаний и собственного опыта. Если это правило затрагивает устройство жизни в обществе или в мире вообще, то человек невольно выстраивает свои ожидания от взаимодействия с людьми и миром соответственно. К таким интроектам, на мой взгляд, можно отнести и идею справедливости.

Мне еще не приходилось встречать человека, который был бы равнодушен к идее справедливости. Я и сама, несмотря на годы психотерапии, до сих пор улавливаю некоторый характерный отклик страха и обиды в теле, когда пишу это слово. Мне легко сочувствовать клиентам, которые переживают какую-либо несправедливость по отношению к себе или своим близким. Однако, для меня важно отделять себя от этой концепции, чтобы смотреть на жизнь незамутненным этой идеей взглядом, меньше раниться в ситуациях, когда справедливости нет.

Идея справедливости интересует человечество с древних времен и представляет собой некоторый принцип устройства мира и общества, который содержит требование соответствия деяния и воздаяния для всех людей в равной степени. Слово «требование» тут очень важно, оно означает, что воздаяние должно соответствовать деянию. Таким образом, в жизни мне должны соответственно моим действиям.

Идея справедливости находит отражение в языке (вспомним пословицу «что посеешь - то и пожнешь»), религии (понятие о христианской справедливости), государственном и социальном устройстве (конституция и законы описывают и закрепляют равенство и соответствие преступления и наказания) и так пронизывает человеческую жизнь, что трудно не забыть, что справедливость всего лишь идея, концепция или правило жизни, которое человечество вырабатывало тысячелетия и ничего лучшего не придумало. Чем меньше недоумения вызывает у вас это предложение, тем больше вы отделены от этой идеи.

Собственно говоря, мы так легко «заглатываем» идею о справедливом устройстве этой жизни, потому что она с детства кажется очень естественной. Когда ребенок приходит в этот мир, то единственное его деяние - просто бытие и хотение, а воздаяние - это удовлетворение его желаний и потребностей, которое осуществляют родители. Поэтому часто маленькие дети плачут со словами «это нечестно» и потом чуть позже «это несправедливо», когда родители по каким-либо причинам не выполняют желание ребенка.

Подрастая, ребенок учится, что более сложные желания и потребности не всегда удовлетворяются так просто, как раньше, но немного постаравшись, приложив усилие, можно все равно это получить. Например, хочет моя дочка очередную новую куклу и получает отказ от меня с комментарием, что, например, «мы только что тебе купили новую, да и вообще у тебя их много, поиграй пока с ними», подумав немного и возможно подождав пару дней, она опять настойчиво заявляет, что она все-таки хочет новую куклу и причем именно эту, т. е. начинает уговаривать. И даже если я не сдаюсь, она пойдет к папе и проделает с ним то же самое, в результате чего он сдастся и она получит-таки свою новую куклу . Что она вынесет из этой истории? В том числе и то, что если чего-то хочешь, приложи усилие и оно у тебя появится.

Дальше больше - в школе и в институте вообще за все деяния ставят соответствующие отметки, закрепляя сам принцип соответствия наших действий или поведения и того, что мы от жизни получаем. Отметки, конечно, ставят за знания, но ведь их несложно получить путем приложения доступных усилий: разобраться, выучить, выполнить задание, потренироваться. Вот и закрепляется связь между действиями и достижениями.

Еще сто лет назад подобное соответствие сильно закрепляла религия, объясняя соответствие между земной жизнью по заповедям и прочим религиозным правилам и вознаграждением или наказанием в загробной жизни.

Вся эта прекрасная конструкция рушится, когда человек попадает в ситуацию, в которой такая связь, а именно должное соответствие, между тем, что он делает и что получает, не действует. Например, не каждый начальник повысит зарплату, если хорошо работать и выполнять все его задания. Часто встречается обратное - начальник добавит еще больше работы. У человека возникает ощущение несправедливости, которое и является маркером наличия нарушенного соответствия.

Нарушение «справедливости» как правила жизни, называемое несправедливостью, вызывает возмущение, гнев, обиду, боль, если это правило нарушил кто-то другой. А если его нарушаю я, то возможные реакции прежде всего вина или стыд. Часто недостаточно просто выразить свои чувства тому, кто нарушил правило, чтобы успокоиться. Для этого необходимо добиться восстановления справедливости, т. е. чтобы это правило жизни заработало.

Пожалуй, наиболее болезненные переживания относятся к несправедливости объекта веры (Судьбы/ Мира/ Вселенной/ Бога, условно назовем это Высшей Силой) по отношению к самому человеку, который их переживает. Эти страдания человека, как правило, отягощены тем, что совершенно неясно, какие его деяния могли вызвать такую ситуацию, в которой он оказался. Например, женщины, страдающие бесплодием, часто переживают несправедливость в связи с тем, что не работает должное соответствие между их «правильным» или «положительным» образом жизни и наступлением беременности, задаваясь вопросом «за что это мне?» или «что я такого сделала?» и т.п. Или например, люди, заболевшие смертельным заболеванием, тоже озадачиваются вопросом, в связи с какими их действиями, они получили такое «воздаяние» от Высшей Силы. Если у человека достаточно уверенности в том, что он делает в жизни все «правильно», то его охватывают злость и обида на Высшую Силу. А если он не уверен в правильности своих действий, то агрессия оборачивается на себя и переживается в виде «вины» или «стыда».

В связи с этими переживаниями встают три вопроса: по каким правилам жить, кто определяет их нарушение и когда наступает соответствующее воздаяние. Наши отношения с Высшей Силой формируются под влиянием религиозных верований наших предков. В языческих религиях человек мог получить наказание при жизни за ослушание или неисполнение воли богов, а также за недостаточное их почитание. Правила жизни и их нарушения определяли жрецы, при чем часто постфактум, т. е. когда воздаяние уже пришло (например, заморозки убили все всходы или засуха уничтожила урожай). Язычества уж тысяча лет как нет, но тем не менее его следы можно обнаружить в языке: например, все еще можно услышать такую обвиняющую фразу как «это бог наказал».

Однако, гораздо бОльшее влияние на нас оказывает христианство. Правила жизни прописаны в заповедях. Опираясь на Библию, священнослужители доводят их до верующих, они же определяют нарушение правил, называя это грехом, и даже отпускают грехи. При этом мы почему-то часто упускаем самое главное - а именно, то, что в христианстве должное «воздаяние» (причем любое: как наказание, так и поощрение) наступает после смерти в виде вечной жизни в покое и удовлетворении в раю или в мучениях в аду, т. е. в течение земной жизни нет должного соответствия между поведением человека и тем, что он получает.

Возможно, жаль, что этого нет, ведь что там после смерти мы, живые, проверить никак не можем. Возможно, именно поэтому нам так нравятся истории типа «Графа Монтекристо», в которых еще при жизни все герои получают по заслугам.

От переживаний по поводу несправедливости можно избавиться, осознав, что, как бы нам ни хотелось этого, должного соответствия между действиями людей и тем что они получают в жизни просто нет. Справедливость - это всего лишь идея, которая нами управляет, пока мы слепо подчиняемся ее влиянию. Как бы «правильно» по социальным, семейным или религиозным меркам мы ни жили, мы можем получить в ответ от других людей или Высшей Силы, пока мы живы, все, что угодно как хорошее, так и плохое. И главный вопрос не в том, почему так или за что это все, а что с этим дальше делать.

Прежде чем отказаться от идеи справедливости важно понять, на что мы себя обрекаем в дальнейшей жизни без нее. Одним из самых трудных последствий является осознание бОльшей неопределенности, отсутствия гарантий в отношении ко мне со стороны людей и Высшей силы, собственного одиночества и необходимости брать на себя ответственность за свою жизнь. С этим придется учиться справляться и это непросто, т. к. вызывает много самых разных переживаний: тревоги, страха, растерянности, одиночества. Кроме того, не опираясь на идею справедливости, приходится «иметь дело» с несчастьем как собственным, так и других людей: приходится на него смотреть, определять свое собственное отношение и принимать решение, что делать в этой ситуации, в то время как идея справедливости «затуманивает» восприятие и дает иллюзию, что все так и должно было случиться, т. к. сам человек своими действиями это заслужил.

С другой стороны, отказ от идеи справедливости дает некоторую свободу жить, как захочется, не заслуживать свою «хорошую» жизнь, не чувствовать себя за это обязанным кому-то или чему-то, не ждать «подарков» и быстрее адаптироваться к меняющимся условиям жизни, не говоря уже о том, что понимание, что «мне не должны» сильно снижает градус страдания, приносит облегчение и стимулирует поиск новых возможностей.

В чем ценность справедливости или, по-другому, что можно оставить в своей жизни из этой идеи? Это решает каждый сам для себя. Например, мне ценно право на равенство в моем отношении к другим людям: когда я имею право относиться к другим людям так же, как они относятся ко мне. Т.е. если ко мне хорошо, то и я могу хорошо, если ко мне плохо, то и я могу плохо и это нормально.

На что же опираться в жизни, если не на идею справедливости? Мое мнение, что нет ничего лучше и надежнее собственных потребностей, желаний, импульсов, выбранных и принятых ценностей и убеждений (не путать с интроектами, т. к. их не выбирают). Может быть, это сложный путь, т. к. требует хорошего знания и понимания себя, однако, по собственному опыту могу сказать, что он чрезвычайно приятный и интересный.

Каждый день нам приходится контактировать с другими людьми, при этом испытывая множество эмоций и состояний, попадаем в ситуации, которым впоследствии даем оценку - адекватную или неосознанную. Справедливость также является оценочным критерием. Но, к сожалению, мало кому понятен этот термин. Сегодня мы будем говорить на очень интересную и важную тему: несправедливость - это что?

Рассмотрим значение термина «справедливость»

С латинского языка - "правильно вести". Это ценное, духовное, нравственное качество личности и ее поступков, которое характеризует ее как человека, живущего в соответствии с нравственными нормами, устоями и законом.

Справедливость дает нам понятие о правильном взаимоотношении между людьми, соотношении обязанностей и прав индивида, о заслуженном вознаграждении каждого и другое. Эта мысль врезается в подсознание и служит оценочной категорией всего происходящего. Теперь поговорим о противоположном значении слова.

Несправедливость - это…

Явление относительное. представление о нем складывается на основе духовных понятий добра и зла, из чего следует, что истинной справедливости не существует. То есть абсолютная справедливость в представлении одного человека другому покажется несправедливостью.

Несправедливость - это оценка какого-либо поступка или ситуации как действия или явления, противоречащего законам справедливости. Приведем пример, который можно взять за основу сочинения «Несправедливость».

Аргументируем утверждение

Итак, три взрослых брата жили в хорошем достатке. Двое устроились неплохо, обзавелись собственными семьями, а третий был одинок. Вскоре умирает отец, а за ним и мать. Она составила завещание, согласно которому половина ее имущества досталась младшему сыну, а вторая была разделена в равных долях между остальными сыновьями. Последние были возмущены такой несправедливостью: почему они получили по четвертой части, а не поровну?

Все зависит от видения ситуации. Три брата будут воспринимать решение матери как справедливое либо нет в силу своих внутренних переживаний и убеждений. Два женатых брата, получив по четверти наследства, посчитали это несправедливостью, потому что веровали в большее вознаграждение. А младший брат остался доволен и счел решение матери справедливым, потому что одинок и ему труднее приходится в жизни. Хотя если младший мысленно встанет на место старших братьев, то разглядит несправедливость в получении преимущества.

Старшие также могут оказаться мысленно на месте младшего брата и оценить трезво обстоятельства, признав то, что поступок матери справедливый, потому что их благосостояние лучше, и, следовательно, расценить ее волю как правильное решение.

Недопонимание и сложности в отношениях между людьми, которые появляются на почве иллюзионной несправедливости, объясняются тем, что мы выставляем другим людям слишком высокие требования и ожидания. При этом заботимся о том, чтобы они приняли нашу точку зрения, хотя сами никогда не будем брать во внимание их внутреннюю позицию и желание. Таким образом, несправедливость - это не что иное как восприятие события, действия и отторжение решения, принятого другим человеком.

Сделаем вывод

Мать, безусловно, любила одинаково трех сыновей и составила завещание, основываясь только на личных убеждениях и своем видении ситуации. И считала решение абсолютно справедливым. Хотя могла все завещать детям-сиротам, и это было бы ее волей. Никто не вправе распоряжаться ее имуществом. Вот почему порой бывает так сложно разобрать, что справедливо, а что нет.

Несправедливость определенно нельзя оставлять безнаказанной. Если в нашем примере трудно разглядеть несправедливость, то есть явные ее проявления, когда обижают слабого, хулиганят, оскорбляют, унижают и так далее. Тут нужно занять позицию угнетенного человека и вместе бороться с несправедливостью.

Приведем еще один пример. Допустим, у вас дружная семья, двое маленьких деток. А снизу живет соседка, которая вечно всем недовольна, ее раздражает шум, который издают малыши, нервируют ваши гости и так далее. При этом она постоянно жалуется в правоохранительные органы, строчит письма-жалобы, в которых наводит на вас клевету. Вам присвоили штраф, дети боятся грозной соседки. Его можно уплатить и согласиться с ее мнением, но это повторится снова. В этом случае необходимо бороться с несправедливостью, ведь маленьких детей нельзя приковать к батарее.

Как ее победить?

  1. Всегда сохраняйте спокойствие. Воздержитесь от о которых потом можно сильно пожалеть. Нужно остыть и действовать только тогда, когда победит здравый смысл.
  2. Дайте себе время на обдумывание. Необходимо посмотреть на ситуацию со стороны, чтобы вырисовывалась полная картина действий. Проанализируйте, как можно было поступить, какой урок вы извлекли. Это послужит ценным опытом на будущее.
  3. Не стесняйтесь обращаться за помощью. Нет ничего зазорного в этом. Человек, которому вы доверяете, окажет поддержку, даст совет и поведает о своем видении сложившийся ситуации.

Всегда держите себя в руках, только тогда удастся разобраться в ситуации и принять верное решение. Теперь поговорим о социальной несправедливости.

Охарактеризуем ее

Социальная несправедливость - это существующие явные и скрытые бесчестные действия в рамках социума, порождающие неравенство, блокирующие развитие общественного прогресса.

Социальная несправедливость не может исчезнуть самостоятельно. Явление будет продолжать существование "благодаря" пассивности народа или же инстинктам. Сегодня наблюдается и то, и другое. Люди мало проявляют себя в осознанной гражданской активности и при этом отдают слишком много сил осуждению властей, что априори не улучшит ситуацию, а лишь усугубит ее.

Необходимо самосовершенствоваться, способствовать личностному росту других людей. Учиться распознавать достойных личностей, поддерживать их, проявлять гражданскую активность, и тогда справедливость обязательно восторжествует.

Какие качества необходимо развивать в себе?

  1. Уметь общаться и находить язык с оппонентом.
  2. Понимать собственные и чужие интересы.
  3. Отстаивать свою точку зрения и позицию другого человека.
  4. Обладать смелостью и мужественностью.
  5. Уметь разглядеть из массы достойных кандидатов и поддерживать их.
  6. Быть дружелюбным и благочестивым.

Таким образом, несправедливость людей, бездействие, страх, жадность, эгоизм, лень порождают социальную несправедливость. Мы все несем ответственность за это.

Все аргументы к итоговому сочинению по направлению "Смелость и трусость". Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать нет?


Некоторым людям свойственна робость. Такие люди очень часто не умеют отказывать, чем пользуются окружающие. Таким примером может служить героиня рассказа А.П. Чехова « ». Юлия Васильевна работает гувернанткой у рассказчика. Ей свойственна стеснительность, но это ее качество доходит до абсурда. Даже когда ее откровенно притесняют, несправедливо лишают заработанных средств, она молчит, потому что характер не позволяет ей дать отпор и сказать «нет». Поведение героини показывает нам, что смелость нужна не только в экстренных ситуациях, но и в повседневной жизни, когда нужно постоять за себя.

Как проявляется смелость на войне?


Экстремальные условия, как правило, раскрывают истинную сущность человека. Подтверждение этому можно найти в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Во время войны Андрей Соколов оказался в плену у немцев, его морили голодом, держали в карцере за попытку побега, но он не потерял своего человеческого достоинства, не повел себя как трус. Показательна ситуация, когда за неосторожные слова комендант лагеря вызвал его к себе, чтобы расстрелять. Но Соколов не отказался от своих слов, не показал немецким солдатам своего страха. Он был готов достойно встретить смерть, за это ему сохранили жизнь. Однако после войны его ждало более серьезное испытание: он узнал, что его жена и дочери погибли, а на месте дома осталась только воронка. Его сын выжил, но счастье отца было недолгим: в последний день войны Анатолий был убит снайпером. Отчаяние не сломило его духа, он нашел в себе смелость продолжать жизнь. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Таким образом, Андрей Соколов показывает замечательный пример того, как сохранить достоинство, честь и остаться смелым в самых сложных жизненных ситуациях. Такие люди делают мир лучше и добрее.


Как проявляется смелость на войне? Какого человека можно назвать смелым?


Война – страшное событие в жизни любого человека. Она отнимает друзей и любимых, делает детей сиротами, разрушает надежды. Одних людей война ломает, других – делает сильнее. Ярким примером смелой волевой личности является Алексей Мересьев – главный герой «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого. Всю жизнь мечтавший стать профессиональным летчиком-истребителем Мересьев в бою получает тяжелое ранение, и в госпитале ему ампутируют обе ноги. Герою кажется, что его жизнь кончена, он не может летать, ходить, лишается надежды на создание семьи. Находясь в военном госпитале и видя пример мужества других раненых, он понимает, что должен бороться. Каждый день, превозмогая физическую боль, Алексей делает упражнения. Вскоре он уже может ходить и даже танцевать. Всеми силами Мересьев старается добиться приема в летную школу, ведь только в небе он чувствует себя на своем месте. Несмотря на серьезные требования к пилотам, Алексей получает положительный ответ. Девушка, которую он любит, не отказывается от него: после войны они женятся, и у них рождается сын. Алексей Мересьев – пример человека с несгибаемой волей, храбрость которого не смогла сломить даже война.


«В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость – все равно что стена» Г.С. Крисп
Согласны ли вы с утверждение Л. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении».


В романе-эпопее « » можно найти множество примеров поведения человека на войне. Так, офицер Жерков проявляет себя как человек, не готовый жертвовать собой ради победы. Во время Шенграбенского сражения он проявляет трусость, которая приводит к гибели множества солдат. По приказу Багратиона он должен отправиться на левый фланг с очень важным посланием - приказом отступать. Однако Жерков трусит и не передает послание. В это время на левый фланг нападают французы, и начальство не знает, что делать, ведь они не получали никаких приказов. Начинается хаос: пехота убегает в лес, а гусары идут в атаку. Из-за действий Жеркова погибает огромное количество солдат. Во время этого сражения получает ранение юный Николай Ростов, он вместе с гусарами смело бросается в атаку, пока другие солдаты находятся в смятении. В отличие от Жеркова он не струсил, за что и был произведен в офицеры. На примере одного эпизода в произведении мы можем увидеть последствия храбрости и трусости на войне. Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить.

Как связаны понятия смелость и самоуверенность? Смелость признать неправоту. Чем отличается истинная смелость от ложной? Какая разница между смелостью и рискованностью? Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки? Кого можно назвать труса?


Смелость, выраженная в чрезмерной самоуверенности, может привести к непоправимым последствиям. Принято считать, что смелость – положительное качество характера. Это утверждение верно, если оно сопряжено с интеллектом. же глупца порой бывает опасна. Так, в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова можно найти этому подтверждение. Молодой юнкер Грушницкий, один из персонажей главы «Княжна Мери», является примером человека, уделяющего большое внимание внешним проявлениям храбрости. Он любит производить эффект на людей, разговаривает пышными фразами и уделяет своей военной форме чрезмерное внимание. Его нельзя назвать трусом, но и храбрость его показная, не направлена на реальные угрозы. У Грушницкого и Печорина возникает конфликт, и оскорбленное самолюбие требует дуэли с Григорием. Однако Грушницкий решается на подлость и не заряжает пистолет противника. Узнав об этом, ставит его в трудную ситуацию: просить прощения или быть убитым. К сожалению, юнкер не может победить свою гордыню, он готов храбро встретить смерть, ведь признание для него немыслимо. Его «смелость» не приносит никому пользы. Он погибает, потому что не осознает то, что смелость признать свои ошибки порой бывает важнее всего.


Как связаны понятия смелость и рискованность, самоуверенность, глупость? В чем разница между наглостью и смелостью?


Еще одним персонажем, смелость которого была глупа, является Азамат, младший брат Бэлы. Он не боится риска и свистящих над головой пуль, но его отвага глупа, даже фатальна. Он крадет свою сестру из дома, рискуя не только отношениями с отцом и своей безопасностью, но и счастьем Бэлы. Его храбрость не направлена ни на самозащиту, ни на спасение жизней, поэтому приводит к печальным последствиям: его отец и сестра погибают от рук разбойника, у которого он украл коня, а сам он вынужден бежать в горы. Таким образом, смелость может привести к ужасным последствиям, если она используется человеком ради достижения целей или защиты своего эго.


Смелость в любви. Может ли любовь вдохновлять людей на подвиги?

Любовь вдохновляет людей на подвиги. Так, главные герои рассказа О.Генри « » показали пример смелости читателям. Ради любви они пожертвовали самым дорогим: Делла отдала свои прекрасные волосы, а Джим –часы, доставшиеся ему от отца. Для того, чтобы осознать, что действительно важно в жизни, необходимо недюжинное мужество. Еще больше мужества необходимо, чтобы жертвовать чем-либо во имя любимого человека.


Может ли смелый человек бояться? Почему не следует бояться признаться в своих чувствах? Чем опасна нерешительность в любви?


А. Моруа в рассказе « » показывает читателям, чем опасна нерешительность в любви. Главный герой рассказа Андре влюбляется в актрису по имени Женни. Он носит ей фиалки каждую среду, но даже не решается к ней подойти. Страсти бурлят в его душе, стены его комнаты увешаны портретами возлюбленной, но в реальной жизни он даже не может написать ей письмо. Причина такого поведения кроется в его страхе быть отвергнутым, а также в неуверенности в себе. Он считает свою страсть к актрисе «безнадежной» и возвышает Женни до недостижимого идеала. Однако назвать этого человека «трусом» нельзя. В его голове возникает план: уйти на войну, чтобы совершить подвиг, который "приблизит" его к Женни. К сожалению, там он погибает, так и не успев сказать ей о своих чувствах. После его смерти Женни от его отца узнает о том, что он написал много писем, но так и не отправил ни одного. Если бы Андре хотя бы раз подошел к ней ближе, то узнал бы, что для нее «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига». Этот пример доказывает, что нерешительность в любви опасна тем, что не дает человеку стать счастливым. Вполне вероятно, смелость Андре могла бы осчастливить двух людей, и никому не пришлось бы оплакивать ненужный подвиг, который так и не приблизил его к главной цели.


Какие поступки можно назвать смелыми? В чем заключается подвиг врача? Почему важно быть смелым в жизни? Что значит быть смелым в повседневной жизни?


Доктор Дымов - благородный человек, выбравший своей профессией служение людям. Только неравнодушие к окружающим, их бедам и болезням может послужить причиной такого выбора. Несмотря на невзгоды в семейной жизни, Дымов думает о пациентах больше, чем о себе. Его самоотверженность в работе нередко грозит ему опасностями, поэтому он умирает, спасая мальчика от дифтерита. Он проявляет себя как герой, делая то, чего он делать был не обязан. Его мужество, верность своей профессии и долгу не позволяют ему поступить иначе. Чтобы быть доктором с большой буквы необходимо быть смелым и решительным, таким как Осип Иванович Дымов.


К чему приводит трусость? На какие поступки толкает человека трусость? Чем опасна трусость? Какова разница между страхом и трусостью? Кого можно назвать трусом? Может ли смелый человек бояться? Можно ли утверждать, что от страха до трусости один шаг? Трусливость – это приговор? Как экстремальные условия влияют на смелость? Почему важно иметь смелость при принятии своих решений? Может ли трусость тормозить развитие личности? Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывали о его друге»? Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Трусость- в том, чтобы знать, что должно делать и не делать этого»


Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди с высокими моральными принципами могут испугаться, как, например, герой повести В.В. Железникова Дима Сомов.Черты его характера, такие как "смелость", "правильность" выделяют его на фоне других ребят с самого начала, он предстает перед читателями как герой, который не позволяет обижать слабых, защищает животных, стремится к независимости и любит труд. Во время похода Дима спасает Лену от одноклассников, которые начали ее пугать, надев "морды" зверей. Именно по этой причине в него и влюбляется Леночка Бессольцева.


Но со временем мы наблюдаем моральное падение «героя» Димы. Сначала он пугается проблемы с братом одноклассника и нарушает свой принцип. Он не рассказывает о том, что его одноклассник Валя –живодер, потому что боится его брата. Но следующий поступок показал совершенно другую сторону Димы Сомова. Он сознательно позволили всему классу думать о том, что Лена рассказала о срыве урока учительнице, хотя сделал он это сам. Причиной этого поступка стала трусость. Далее Дима Сомов все глубже погружается в пучину страха. Даже когда Лене объявили бойкот, издевались над ней, Сомов не смог признаться, хотя шансов ему выпало немало. Этого героя парализовал страх, превратив его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества.

Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость не бывает полезной, она опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки, пробуждает низменные инстинкты., А страх – это то, что присуще каждому. Человек, который совершает подвиг, может бояться. Герои боятся, обычные люди боятся, и это нормально, страх сам по себе является условием выживания вида. Но трусость – это уже сформированная черта характера.

Что значит быть смелым? Как смелость влияет на формирование личности? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? В чем проявляется настоящая смелость? Какие поступки можно назвать смелыми? Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие. Может ли смелый человек бояться?

Лена Бессольцева - это один самых сильных образов в русской литературе. На ее примере мы можем увидеть огромную пропасть между страхом и трусостью. Это маленькая девочка, которая попадает в несправедливую ситуацию. Ей присущ страх: ее пугает жестокость детей, она боится чучел животных ночью. Но на самом деле она оказывается самой смелой из всех героев, потому что она способна заступиться за тех, кто слабее, она не боится всеобщего осуждения, не боится быть особенной, не похожей на окружающих. Лена доказывает свою смелость много раз, например, когда бросается на помощь Диме, когда он оказывается в опасности, даже несмотря на то, что он ее предал. Ее пример научил целый класс добру, показал, что не всегда в мире все решается силой. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».


Нужно ли отстаивать правду, бороться за справедливость? Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывали о его друге»? Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов? Почему люди бояться высказать свое мнение? Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Трусость- в том, чтобы знать, что должно делать и не делать этого»


Чтобы бороться с несправедливостью, нужна храбрость. Герой повести Васильев видел несправедливость, но из-за слабости характера не смог противостоять коллективу и его лидеру Железной Кнопке. Этот герой старается не обижать Лену Бессольцеву, отказывается ее бить, но в то же время старается сохранить нейтралитет. Васильев пытается защитить Лену, но ему не хватает характера и смелости. С одной стороны, остается надежда на то, что этот персонаж исправится. Возможно, пример храброй Лены Бессольцевой поможет ему самому побороть страхи и научит его отстаивать правду, даже если все вокруг против. С другой стороны, поведение Васильева и то, к чему привело его бездействие, учит нас тому, что нельзя стоять в стороне, если ты понимаешь, что происходит несправедливость. Молчаливое согласие Васильева поучительно, поскольку многие из нас сталкиваются с подобными ситуациями в жизни. Но есть вопрос, который должен задать себе каждый человек, прежде чем сделать выбор: разве есть что-то хуже, чем знать о несправедливости, быть ее свидетелем и просто молчать? Смелость, как и трусость - дело выбора.

Согласны ли вы с высказыванием: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»? Как мнительность связана с трусостью? Чем опасен страх? Может ли страх мешать человеку жить? Как вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенным смелости, нужно быть совершенно лишенным желаний»? Как вы понимаете устойчивое выражение: « у страха глаза велики»? Можно ли утверждать, что человек страшится того, чего не знает? Как вы понимаете высказывание Шекспира: « Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз»?


"Премудрый Пискарь" - поучительная история о том, чем опасен страх. Пискарь всю жизнь жил и дрожал. Он считал себя очень умным, потому что сделал пещеру, в которой он мог находиться в безопасности, но обратной стороной такого существования стало полнейшее отсутствие реальной жизни. Он не создал семьи, не обрел друзей, не дышал полной грудью, не ел досыта, не жил, только сидел в своей норе. Он задумывался иногда о том, есть ли кому-то польза от его существования, понимал, что нет, но страх не позволял ему выйти из своей зоны комфорта и безопасности. Так Пискарь и умер, не познав в жизни никакой радости. В этой поучительной аллегории многие люди могут увидеть себя. Эта сказка учит нас не бояться жизни. Да, она полна опасностей и разочарований, но если всего бояться, то когда жить?


Согласны ли вы со словами Плутарха: «Смелость – начало победы»? Важно ли уметь преодолевать свои страхи? Для чего нужно бороться со страхами? Что значит быть храбрым? Можно ли воспитать в себе смелость? Согласны ли вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Может ли смелый человек бояться?

Проблема преодоления страха также раскрывается в романе Вероники Рот «Дивергент». Беатрис Прайор – главная героиня произведения, уходит из своего дома, фракции Отреченных, чтобы стать Бесстрашной. Она боится реакции своих родителей, боится не пройти обряд инициации, быть непринятой в новом месте. Но главная ее сила состоит в том, что она бросает вызов всем своим страхам, смотрит им в лицо. Трис подвергает себя огромной опасности, находясь в обществе Бесстрашных, ведь она «другая», таких, как она, уничтожают. Это жутко ее пугает, но куда больше она боится саму себя. Она не понимает природу своего отличия от других, ее пугают мысли о том, что само ее существование может быть опасно для людей.


Борьба со страхами – одна из ключевых проблем романа. Так, возлюбленного Беатрис зовут Фор, в переводе с английского это означает «четыре». Именно такое количество страхов ему необходимо победить. Трис и Фор бесстрашно сражаются за свои жизни, за справедливость, за мир в городе, который называют домом. Они побеждают как внешних врагов, так и внутренних, что, несомненно, характеризует их как смелых людей.


Нужна ли смелость в любви? Согласны ли вы с утверждением Рассела: «Бояться любви – значит бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мертвым»?


А.И. Куприн "Гранатовый браслет"
Георгий Желтков – мелкий чиновник, чья жизнь посвящена безответной любви к княгине Вере. Как известно, любовь его зародилась задолго до ее замужества, но он предпочитал писать ей письма, преследовал ее. Причина такого поведения крылась в его неуверенности в себе и в страхе быть отвергнутым. Возможно, будь он смелее, то смог бы стать счастливым с женщиной, которую любит.



Может ли человек бояться счастья? Нужно ли иметь смелость, чтобы изменить свою жизнь? Нужно ли рисковать?


Вера Шеина боялась быть счастливой и хотела спокойного брака, без потрясений, поэтому вышла замуж за веселого и симпатичного Василия, с которым все было очень просто, но великой любви она не испытала. Только после смерти своего воздыхателя, глядя на его мертвое тело, Вера осознала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Мораль этой повести такова: нужно быть смелым не только в бытовой жизни, но и в любви, нужно рисковать, не боясь быть отвергнутым. Только смелость может привести к счастью, трусость и, как следствие, конформизм, приводит к большому разочарованию, как это и произошло у Веры Шеиной.



Как вы понимаете высказывание Твена: «Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие»?Как сила воли связана со смелостью? Согласны ли вы со словами Плутарха: «Смелость – начало победы»? Важно ли уметь преодолевать свои страхи? Для чего нужно бороться со страхами? Что значит быть храбрым? Можно ли воспитать в себе смелость? Согласны ли вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Может ли смелый человек бояться?

Множество писателей обращались к этой теме. Так, повесть Е. Ильиной «Четвертая высота» посвящена преодолению страхов. Гуля Королева – пример смелости во всех ее проявлениях. Вся ее жизнь – это сражение со страхом, и каждая ее победа – это новая высота. В произведении мы видим историю жизни одного человека, становление настоящей личности. Каждый ее шаг – это манифест решимости. С первых строк повести маленькая Гуля проявляет настоящую смелость в самых разных жизненных ситуациях. Преодолевая детские страхи, достает из коробки ужа голыми руками, пробирается в клетку со слонов в зоопарке. Героиня растет, и испытания, встречающиеся в жизни, становятся серьезнее: первая роль в кино, признание своей неправоты, умение отвечать за свои поступки. На протяжении всего произведения она борется со своими страхами, делает то, чего боится. Уже взрослая Гуля Королева выходит замуж, у нее рождается сын, кажется, что вот страхи побеждены, можно жить спокойной семейной жизнью, но впереди ее ждет самое большое испытание. Начинается война, и ее муж уходит на фронт. Она боится за мужа, за сына, за будущее страны. Но страх не парализует ее, не заставляет спрятаться. Девушка идет работать санитаркой в госпиталь, чтобы хоть как-то помочь. К сожалению, ее муж погибает, и Гуля вынуждена продолжать бороться в одиночестве. Она уходит на фронт, не в силах смотреть на ужасы, происходящие с ее близкими. Героиня берет четвертую высоту, она погибает, победив самый последний страх, живущий в человеке, страх смерти. На страницах повести мы видим, как главная героиня боится, но она преодолевает все свои страхи, такого человека, несомненно, можно назвать храбрецом.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...