Отличие союзов от омонимичных частей речи. Омонимичные части речи

В лекции рассматриваются основные признаки и классификации союзов.

Союз

В лекции рассматриваются основные признаки и классификации союзов.

План лекции

29.1. Союз как часть речи.

29.2. Классификации союзов.

29.3. Типы союзов по синтаксической функции.

29.4. Омонимия союзов и слов других частей речи.

29.1. Союз как часть речи

Союзы - это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между членами предложения, между частями сложного предложения, между предложениями в тексте. По образному выражению М.В. Ломоносова, союзы подобны «гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают».

В зависимости от выполняемой функции союзы :

Связывают однородные члены предложения (Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. )

Связывают части сложносочиненного предложения ([Сначала он не обращал внимания на слепого ребенка], но ]потом странное сходство судьбы мальчика с его собственною заинтересовало дядю Максима]. )

Связывают части сложноподчиненного предложения ([У него пока есть все шансы развить остальные свои способности до такой степени], (чтобы хотя отчасти вознаградить его слепоту). )

Связывают члены предложения внутри простого (Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? )

Связывают два предложения в тексте между собой (Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время поднимается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы. )

Попробуйте самостоятельно выделить в каждом предложении союз. Если вы сделаете это верно, то слово окрасится в зеленый цвет, если нет - в красный.

1) Так я воспринимаю и слышу это слово.

2) Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

3) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.

4) Родник родит реку, а река льется, течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ.

5) Своеобразны не только результаты развития, но и самые «законы развития».

Flash: Find_souz.swf

Чтобы правильно определять союзы, важно помнить о том, что союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними.

Функция оформления синтаксических связей сближает союзы с предлогами. Однако союз отличается от предлога большей свободой сочетаемости и более широким кругом выражаемых отношений:

Связующая функция союзов сочетается с функцией квалифицирующей: союзы выражают характер отношений между объединяемыми элементами. Именно указание на тот или иной тип синтаксических отношений является значением союза. По определению А.А. Шахматова, союзы - это «слова, соединяющие или разъединяющие сочетавшиеся слова, словосочетания или предложения и определяющие эти сочетания со стороны тех или иных отношений, дающие смысл, раскрывающие значение этих сочетаний. Следовательно, союз имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное обнаружение такого сочетания». Поэтому союзы изучаются не только в курсе морфологии как одна из частей речи, но и в курсе синтаксиса, без чего была бы невозможна характеристика синтаксических связей и синтаксических единиц.

29.2. Классификации союзов

Типы союзов по происхождению

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (первообразными) (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

Первообразными являются те союзы, которые не образованы от каких-либо других слов: а, но,и, да.

Производные союзы образуются:

- соединением непроизводных союзов (как будто);

- соединением союза со словом с обобщенным значением (до тех пор, в то время как);

- соединением указательного слова из главной части и простого союза (для того чтобы);

- от других частей речи (пока, хотя, чтобы).

Типы союзов по структуре

По структуре союзы могут быть:

- простыми (что, как, когда и др.);

- составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

Простые союзы состоят из одного слова (например, а, и, но, если, хотя).

Составные союзы состоят из двух или более слов и делятся на:

Одноместные (компоненты одноместных союзов расположены в непосредственном соседстве друг с другом, например, благодаря тому что );

Неодноместные (неодноместные союзы состоят из позиционно разобщенных компонентов, например, не только... но и ).

Типы союзов по употреблению

По употреблению союзы делятся на:

Одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.);

Повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.);

Двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.).

Найдите в предложении союз и дайте ему характеристику по трем классификациям.

Человек, живущий по сердцу, в согласии со своим внутренним миром, - всегда создатель, обогатитель и (непроизводный2, простой1, одиночный1 ) художник.

Для таких мастеров, как (производный1, простой1, одиночный1) Пришвин, мало одной жизни.

Я вернулся домой с таким чувством, как будто (производный1, составной2, одиночный1) видел хороший сон.

Не только страсть, но и (производный1, составной2, двойной3)самая жизнь замирает тихо, незаметно…

Звуки откладываются одинаково весельем, или грустью, или радостью, или тоской (непроизводный2, простой1, повторяющийся2).

Flash: Souz_charac.swf

29.3. Типы союзов по синтаксической функции.

Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на:

- сочинительные (и, а, но, или и др.) - оформляют связь грамматически равноправных языковых единиц;

- подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.) - выражают зависимость одной единицы от другой.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на несколько разрядов:

Соединительные;

Противительные;

Разделительные;

Сопоставительные;

Пояснительные;

Присоединительные.

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу примерами. Будьте внимательны: союзы перепутаны. Если вы неправильно выполните задание, союзы снова займут свою исходную позицию, если вы ошибетесь дважды, программа начнет вам помогать (как только вы допускаете ошибку, союз начинает мигать).

соединительные

противительные

разделительные

сопоставительные

пояснительные

присоединительные

также, тоже,

да (в значении и),

и...и, ни...ни

однако, же,

зато,

да (в значении но),

то...то,

не то...не то,

или...или,

либо,

либо...либо, то ли...то ли

не только...но и,

как...так и,

не столько…сколько

то есть,

или (в значении то есть),

а именно

да и,

а также

Соединительные союзы выражают отношения перечисления. - И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной...

Разделительные союзы выражают взаимоисключение или чередование явлений. - Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска.

Противительные союзы выражают различные оттенки противопоставления. - Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

Двойные сопоставительные союзы совмещают перечисление с сопоставлением объединяемых компонентов. - Идея Колумба достичь Индии западным путем была не только одним из величайших заблуждений, но и величайшим открытием.

Пояснительные союзы связывают разные наименования одного и того же явления. - Еще Геродот, Аристотель и Плиний более или менее верно описали бегемота, или гиппопотама.

Присоединительные союзы вводят добавление к основной информации. - Кто и в какой истребитель пустит Степу без сапог? <...> Да и в сапогах в истребитель его не пустят!

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения. По характеру выражаемых отношений союзы делятся на несколько групп:

1. Временные союзы: когда, пока, едва, как только, прежде чем, после
того как, в то время как, перед тем как, до тех пор пока, по мере того как.

2. Условные союзы: если, если бы, если... то, раз, коли, кабы (союзы
коли и кабы являются устаревшими).

3. Причинные союзы: потому что, так как, ибо, поскольку, оттого
что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, из-за того что.

4. Уступительные союзы: хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая
на то что, даром что, пусть, пускай
(слова пусть и пускай сочетают свойства союзов и частиц).

5. Целевые союзы: чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

6. Союзы следствия: так что, в результате чего.

7. Сравнительные союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подобно тому как, чем, нежели.

8. Изъяснительные союзы: что, чтобы, как, будто.

2 9 .6. Омонимия союзов и слов других частей речи

Подчинительные союзы по своему происхождению связаны в большинстве случаев со знаменательными словами или с сочетаниями знаменательных и служебных слов. Так, союз хотя исторически связан с деепричастием от глагола хотеть, союзы пусть и пускай - с формами повелительного наклонения глаголов пустить и пускать; союз если возник путем сращения формы глагола есть (3 л., ед.ч. от быть) и частицы ли.

Историческое родство многих подчинительных союзов со знаменательными словами проявляется в нередких случаях омонимии союзов и слов других частей речи: например, раз - союз и существительное, пускай - союз и форма повелительного наклонения глагола, точно - союз и наречие.

Особенно важно учитывать омонимию союзов и так называемых союзных слов, то есть местоимений и наречий, выступающих как средство связи между придаточным и главным предложением.

В качестве союзных слов употребляются местоимения кто, что, какой, который, чей, каковой, какое, сколько, наречия где, куда, откуда когда, как, насколько, почему, отчего, зачем.

Омонимия союзов и союзных слов проявляется в словах что, когда и как. Как же отличить, к примеру, союз «что» от местоимения «что», выступающего в роли союзного слова? Необходимо учитывать следующие моменты.

  1. Анализ по членам предложения.
  2. Пропуск анализируемого слова : такой пропуск зачастую возможен для союзов, для союзных же слов пропуск невозможен. Так, в предыдущем примере первое что можно пропустить, второе - нельзя
  3. Постановка логического ударения. Логическое ударение может падать на союзное слово, но не может падать на союз.
  4. Трансформация придаточного предложения с союзным словом в вопросительное предложение.
  5. Замена слова : союз можно заменить только синонимичным союзом, а союзное слово заменяется другим союзным словом, местоимением или существительным».

Рассмотрим все эти способы разграничения союза и союзного слова на конкретных примерах.

Союзное слово

Союз

Я знаю, что вы мне принесли.

1) Является членом предложения, к нему можно задать вопрос.

2) Слово «что» нельзя опустить.

3) Логическое ударение падает на слово «что».

4) Что вы мне принесли?

5) Я знаю: что-то вы мне принесли. Я знаю, кого вы мне принесли.

Таким образом, слово что играет в придаточном предложении роль дополнения и является местоимением, выступающим в роли союзного слова.

Я знаю, что вы принесли мне подарок.

1) Не является членом предложения. к нему нельзя задать вопрос.

2) Слово «что» можно опустить: Я знаю: вы принесли мне подарок.

3) Логическое ударение не падает на слово «что».

4) Трансформация предложения невозможна.

5) Союз «что» ничем в данном контексте заменить нельзя.

Таким образом, слово что является союзом.

Сочинительные союзы, в отличие от подчинительных, имеют омонимы не из числа знаменательных слов, а из числа частиц и междометий.

Так, омонимами союза и являются:

1) усилительная частица: «Овец-то и забыли!» (И.Крылов); «Вот тебе постель! Не хочу и доброй ночи желать тебе!» (Н. Гоголь) ;

2) междометие, употребляемое в начале восклицательного предложения: «И, полно, что за счеты!» (И. Крылов) .

Омонимами союза а являются:

1) частица, выражающая вопрос или отклик на чьи-либо слова: «- А? Что? Что такое? - проговорил Сипягин, как бы просыпаясь» (И. Тургенев). Частица «а» используется также при повторе обращения: «- Барышня, а барышня? - начал опять городовой» (Ф. Достоевский);

2) междометие, употребляемое «для выражения удивления, злорадства и других чувств»: «- А, Чацкий! Любите вы все в шубы рядить, Угодно ль на себя примерить?» (А. Грибоедов); «А! так ты не можешь, подлец! Когда увидел, что не твоя берет, так и не можешь! Бейте его!» (Н. Гоголь).

Укажите только те предложения, в которых есть союзы, а не омонимичные им части речи (нажмите мышкой на номера этих предложений). В случае ошибки предложение начнет мигать и появится комментарий, обязательно его прочтите.

  1. 1. Узнав от дочери, что я, быть может, приеду в Шелковку, она торопливо припомнила два-три моих пейзажа
  2. 2. Зато мой Петр Петрович, у которого еще со студенчества осталась манера всякий разговор сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно. (Слово «который» никогда не бывает союзом, это всегда местоимение, выступающее в роли союзного слова.)
  3. 3. Я могу верно угадывать даже то, чего не знаю. (Слово «чего» является дополнением, его можно заменить местоимением «чего-то», на него падает логическое ударение, придаточную часть можно переделать в вопросительное предложение: «Чего я не знаю?» Следовательно, это местоимение в роли союзного слова.)
  4. 4. Пока накрапывал дождь, мы говорили о Лиде.
  5. 5. У ворот со львами стояла Женя, поджидая меня, чтобы проводить.
Дата: 2010-05-22 00:58:40 Просмотров: 4625


Союз

тоже = также = и

Местоимение или наречие с частицей

то же так же

Наш класс тоже пойдёт в музей.

Он вдруг остановился, товарищи тоже застыли на месте.

То же самое мы уже видели (что?).

То же , что вчера, сегодня повторилось (что?).

Люди очень устали, лошади также нуждались в отдыхе.

Мы также решили учиться настойчиво и старательно.

Мы обнаружили в горах то же озеро, что и геологи (какое?).

Я сделал это так же , как ты (как?).

Значение сопоставления.

Союзы можно заменить синонимичными по смыслу другими союзами.

Же можно опустить.

Самое, что, как -- ?


Союз

чтобы

Местоимение с частицей

что бы

Все хотят, чтобы не было войны.

Чтобы не заболеть, надо закаляться.

Значение цели.

Я думал, что бы мне сказать отцу (что?).

Союз чтобы связывает простые предложения в составе сложного.

Я думал, что мне бы сказать отцу (что?).

Союз можно заменить другим синонимичным союзом (для того чтобы).

Значение объекта.

К местоимению можно задать вопрос.

Бы можно опустить или переставить.


Союз

Местоимение с предлогом

Зато = но, однако

За то

Все устали, зато были довольны поездкой.

Мал золотник, зато удал.

Я спрятался за то дерево (за какое?).

Зима была снежная, тёплая, зато лето выдалось холодным.

Он убежал за то здание (за какое?).

Значение противопоставления.

Я благодарен ему за то , что он мне помог (за что?).

Люблю весну за то , что наступает тепло (за что?).

Союз зато можно заменить другим противительным союзом.

Значение указания.

Союз связывает однородные члены предложения.

К местоимению можно задать вопрос.

К союзу нельзя задать вопрос.

Местоимение союзом заменить нельзя.


Союз

Местоимение с предлогом

Поэтому = так что

По этому

Буря разыгралась не на шутку, поэтому корабли в море не вышли.

Было холодно, поэтому мы остались дома.

Давай пройдём по этому мостику (по какому?)

Значение следствия.

Люблю гулять по этому парку (по какому?).

По этому поводу не беспокой меня больше (по какому?).

Значение указания.

Союзы связывают простые предложения в составе сложного.

К союзам нельзя задать вопрос.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

Потому что - потому

По тому, что - потому

Поездку отложили, потому что ожидался тайфун.

Она не позвонила, потому что они поссорились.

О людях нужно судить по тому , что они сделали в жизни полезного (по чему?)

Мы гуляли по тому берегу (по какому?).

Шёл проливной дождь, потому весь день мы просидели дома.

Значение причины.

По тому вопросу они никак не могли прийти к согласию (по какому?)

Значение указания.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

Оттого что - оттого

От того, что - от того

Все расстроились, оттого что проиграли соревнование.

С утра было пасмурно, оттого и настроение было неважным.

Мне грустно от того , что весело тебе (от чего?).

Значение причины.

От того дома можно пройти через двор и сократить дорогу (от какого?).

Союз можно заменить другим синонимичным союзом.

Значение указания.

Союз связывает простые предложения в составе сложного.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

Притом - причём

при том – при чём

Он стал заниматься бизнесом, притом успешно.

Он выполнил задание быстро, причём правильно.

Сын занимается спортом при том клубе, где занимался его отец. (при каком?).

Он не понимал, при чём он, в чём его вина.

Союзы притом и причём легко взаимно заменить.

Значение указания.

Значение объекта.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

поскольку

по скольку

Поскольку полкласса болело, учителю пришлось отложить объяснение новой темы.

Значение причины.

« По скольку раз я должна повторять одно и то же?» – сердилась мать.

Можно заменить союзом потому что.

Значение количества.


Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

Яковенко Валентина Васильевна.

г. Хабаровск

МАОУ гимназия № 6.

Вороненко Инна Ивановна, учитель русского языка и литературы,

Клинцовская кадетская школа «Юный спасатель» имени Героя Советского Союза С.И.Постевого.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока

Тема

Союзы и омонимичные формы

Цели

научить правильно писать производные союзы, отличать производные союзы от омонимичной формы;

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.воспитывать желание учиться и делать открытия;

(личностные УУД )

– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; (регулятивные УУД);

– умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического и диалогического высказывания; умение работать в паре с партнёром,учитывать разные мнения,умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя. ( коммуникативные УУД);

Основные понятия

Союз, омоним,

Метапредметные связи

Биология, литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова. Русский язык, 7 класс. Москва «Просвещение» 2013

Русский язык. Орфография.Рабочая тетрадь.2006

Русский язык в таблицах. Наглядный теоретический материал. Москва. «Издат-школа»1997

Н.М.Грибова. Тесты русский язык. Дидактические материалы 7 класс. Москва «Айрис-пресс» 2007

КИМы русский язык 7 класс. Москва «Вако» 2012

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I . Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.).

Цели:

– создание психологической комфортности

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Цели:

Активизация знакомой лексики

Определение о чем пойдет речь на уроке

Приветствие детей.

Сообщение о необычном уроке

Эпиграф к уроку

«Союз – в грамматике служебное слово,

соединяющее предложения и слова

внутри предложения».

С.И. Ожегов

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Фронтальный опрос.

Вставить слова вместо многоточий

ТЕСТ

1. В русском языке есть самостоятельные и ………… части речи.

2. Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

Отвечают на приветствие

Вставляют слова

1. служебные

2.Предлоги, союзы, частицы.

3. союз- это служебная часть речи, которая служит для связи слов и предложений.

4. …простыми

5….не являются членами предложения.

6. …однородные члены и простые предложения.

7. …сочинительными.

8. подчинительными

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной дечтельности.

На данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

а) актуализирутся требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»)

б) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

(личностные УУД)

Обнаруживать и формулировать учебную тему совместно с учителем;

(регулятивные УУД ).

Актуализировать лексику по теме «Союз»

2.Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Прием «Отсроченная отгадка»

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1.Кто изображён на иллюстрации?

(если затрудняются ответить на 1 вопрос)

2.Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

Прочитайте предложения, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

1. Что(бы) хорошо учиться, нужно много заниматься.

3. Оля так(же) решила задачу, как и все остальные.

4. Его товарищи учатся хорошо, он так(же) не отстаёт от них.

5. Я то(же) это прочитал.

6. Серёжа выполнил то(же) задание, что и я.

7. Это нелегко, за(то) интересно.

8. Я спрятался за(то) дерево.

Отгадывают животное, изображённое на иллюстрации.

Хамелеон.

Читают предложения

(слайд 7)

Ориентироваться в своей системе знаний

Формировать умения проводить классификацию по заданным критериям, под руководствам учителя;

(познавательные УУД ).

3.Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление места и причины затруднения

Итак, возвращаемся к вопросу. Вы помните поставленный вопрос? 1.Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

2.Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие задачи мы можем перед собой поставить?

– Итак, тема нашего урока – «Союзы и омонимичные формы».

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании союзов и омонимичныхчастей речи?

Определяют тему

Ставят задачи: отличать производные союзы от омонимичной формы; отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов; правильно писать производные союзы иомонимичные части речи

(Определить часть речи...)

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(регулятивные УУД ).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: устранение возникшего затруднения

Научиться отличать союзы от омонимичных форм.

Как это затруднение преодолеть?

Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

Я предлагаю самостоятельно поработать с учебником.

Работа в парах и по рядам, определяют часть речи.

Самостоятельная работа с п.65 стр. 159-161 (работа в парах)

Извлекать информацию, строить логические цепочки

познавательные УУД ).

Умение работать в паре с партнёром, учитывать разные мнения,

умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя.

(коммуникативные УУД ).

5. Реализация построенного проекта

Цели: решение исходной задачи, вызвавшеё затруднение

– активизировать навык монологической речи

Реализация построенного проекта.

Составление алгоритма определения написания омонимичных слов.

Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.) Вернемся к предложениям.

Слитное написание союзов

Раздельное написание омонимичных частей речи

Чтобы=для того чтобы

Что бы =мест.+ частица

Также, тоже} = и

Так же = нареч.+же – частица

То же = мест.+же - частица

Зато=но

За то =за - предлог, то – мест.

Союз - слитно

Бы, же, за - раздельно

Осуществляют в парах поиск необходимой информации, выстраивают ее в логической последовательности

Алгоритм:

Определяю, можно ли к слову подобрать синоним, если да– то это союз- пишу слитно, если нет – это омонимичные формы – пишу раздельно

Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме.

(коммуникативные УУД ).

6. Первичное закрепление с проговариванием

Цель: решение типовых заданий на новый способ действий

Запись предложений с проговариванием алгоритма

Запишите предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи. Графически объясните орфограмму – контакт и орфограмму – пробел.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

Записывают предложения и объясняют правописание

1.Что(бы) сократить путь, мы пошли к речке напрямик .

2. Что(бы) ни случилось, я буду рядом.

3. Ночью ветер дул так(же) сильно, как и днём.

4.Он то(же) готов был идти искать заблудившихся ребят.

5.Я спрятался за(то) дерево, что росло у дороги.

6.Морозило сильнее, за(то) было тихо.

Умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

(регулятивные УУД ).

7. Самостоятель

ная работа по эталону с самопроверкой

цель: самостоятельно выполнять задания нового типа и осуществлять их самопроверку, сравнивая с эталоном

Составить предложения

Самостоятельная творческая работа

Каждый ряд составляет по 2 предложения:

1 ряд: Чтобы – Что бы

2 ряд: Также - так же; Тоже – то же

3 ряд: Зато - За то

Осуществлять осознанное построение речевого высказывания

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД ).

Ориентироваться в своей системе знаний

(регулятивные УУД ).

8.Физминутка.

Цель:

– снять напряжение и усталость

Выполняют упражнения

Умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

(регулятивные УУД ).

9. Включение в систему знаний и повторение

Цель: самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

Экспресс-тест.

Самодиагностика

По горизонтали поставьте цифры от 1-10. Под цифрами ставить знаки плюс- слитное написание, минус раздельное написание.

(+) - слитное написание, союз

(-) раздельное написание, не союз

Критерии оценивания

5 и более «2»

Проверьте, как вы справились с заданием?

Ключ (слайд 12)

1

Решают тест (слайд)

1. Я люблю делать то(же), что и брат.

2.Мой брат так(же) учится в музыкальной школе.

3.Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился.

4.Корень учения горек,за(то) плод сладок.

5.Что(бы) ещё придумать?

6.Молчание то(же) ответ.

7Мал золотник, за(то) дорог.

8. То(же) слово, да не так бы молвить.

9.Что(бы) писать грамотно, надо знать и теорию.

10. Все очень устали, за(то) цели достигли.

Сверяют свои ответы

Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.

Умение корректировать свои ошибки.

(регулятивные УУД ).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД ).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель::

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

1 1.Какое открытие сделали сегодня на уроке?

2.Какие затруднения были?

3.Что получилось лучше сегодня на уроке?

5.Пригодятся ли полученные знания в жизни?

(при наличии времени)

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

11. Домашнее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Параграф 65 (учить),упр.391. или упр.392.

Записывают задание в дневник

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока «Различение союзов и омонимичных частей речи»

Цели урока:

Образовательные:

- показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий, местоимений с частицами то, же, бы;

Развивающие:

Развивать навыки написания союзов также, тоже, чтобы, зато;

Формировать навык самостоятельного сопоставления и анализа примеров.

Воспитательные:

Прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, программа E-rating, пульты, ресивир.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы урока: создание проблемных ситуаций,индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

I .Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату.

II .Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя

Сегодня мы обратимся к чату школьников и посмотрим, как они общаются, узнаем, как избежать очень распространённых ошибок, запомним несколько интересных приёмов.

Откуда же произошло слово «чат»? С английского слова «чаттер», − болтать. Так называется средство общения пользователей в компьютерной сети в режиме реального времени.

Перед вами на слайде чат школьников. Пользователи допустили ошибки в написании союзов. Мы с вами постараемся им помочь.

Перед тем как помочь пользователям разобраться в написании союзов, давайте сформулируем тему урока. (Различение союзов и омонимичных частей речи).

Что мы сегодня будем делать на уроке? (выяснять, как пишутся союзы, тренироваться правильно писать союзы, отличать их от местоимений с частицами и предлогами)

III . Актуализация знаний

Мы ответим на вопрос, как отличить союз от омонимичных частей речи?

Есть два основных приёма. Удаление или перестановка части сочетания и замена одного союза другим.

Способ первый

Частицы же, бы и местоимение то обычно можно удалить или опустить.

На слайде

Что бы ты хотел подарить другу ? Удаляем бы. Значение не особенно изменилось.

Я пришла сюда, чтобы пообщаться . Если попробуем удалить бы – получится «что пообщаться». Бессмыслица.

Автомобиль нырнул за то здание . Мы убираем местоимение. Получается: «Автомобиль нырнул за здание».

Зато я очень грамотная! Убрать «то» здесь не получится, потому что это часть союза, а не частица или местоимение.

Что бы такое мне сейчас придумать?Бы можно убрать. Что – это местоимение, и пишется с бы слитно.

Я хочу, чтобы мне купили мотоцикл . Убрать бы никак не получается, значит, перед нами союз, а он пишется слитно.

Второй способ

Союзы можно заменить другими союзами.

Союз также можно заменить союзом тоже и наоборот. Зато можно заменить союзом но. А союз чтобы заменяется союзом для того, чтобы .

Схему запишем в тетрадь.

Давайте попробуем заменить союзы!

Работа у доски

(У доски работает ученик).

Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Можно заменить чтобы на для того, чтобы .

Что бы такое мне сейчас придумать? Для того, чтобы не подходит.

Он тоже оказался хорошим человеком. Тоже можно заменить на также .

Я сказала родителям то же самое . Сказала так же самое звучит глупо, поэтому здесь перед нами местоимение с частицей, которые мы пишем раздельно.

Сделаем вывод (Если перед нами – сочетание местоимения или наречия с предлогом или частицей, то часть этого сочетания обычно можно убрать или переместить.

А если перед нами союз, то его обычно можно заменить . Также и тоже заменяют друг друга. Зато можно заменить на но . Чтобы – на для того, чтобы .)

Составьте кластер. (Дети в тетрадях составляют кластер)

Раздельно Слитно

IV . Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с учебником.

Упражнение 344. Нужно списать и расставить пропущенные знаки препинания.

Работа с карточками.

Карточка 1

Спишите, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

Карточка 2

1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.).

Проверяем по цепочке.

V .Физкультминутка для глаз

Ребята, посмотрите на экран. (На слайде появляется электронная физкультминутка для глаз)

VI . Закрепление знаний

Буквенный диктант в системе тестирования Votum

Отмечаем на пультах, только те номера предложений, где союзы тоже, также, чтобы, зато. Уверена, что вы легко справитесь с этим заданием.

1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то/зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.

2. И что бы/чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…

3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же/тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы/чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.

5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же/тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.

6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы/чтобы дома была помощница.

7. И для Анисима отыскали то же/тоже красивую невесту.

8. Я их то же/тоже, со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.

9. Всё так же/также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.

10. Невзлюбила его сноха: а вот за то/зато, что он никакой не ответственный, не руководитель.

11. Понимаю так же/также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.

12. То же/тоже был помещик, и богатый, да разорился.

13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же/также ревностью.

14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы/чтобы такое приятного сделать снохе.

15. Можно допустить так же/также, что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.

16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то/зато время он не издал ни одного звука.

17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б/чтоб вымолить у друга примирение.

Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.

VIII. Итог урока. Рефлексия

Продолжите предложения:

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я выполнял задания…

    Я понял, что…

    Теперь я могу…

    Я научился…

    У меня получилось …

    Я попробую…

    Мне захотелось…

IV. Домашнее задание

Дома я предлагаю вам выполнить упражнение 346 с.163 учебника. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания.

Разгадайте шифровку-анаграмму: Л О М Ы Ц О Д – 3 2 1 6 7 4 5 (Молодцы)

Урок окончен. Спасибо.

С явлением омонимии можно встретиться на разных уровнях языка. На этом уроке рассматриваются некоторые сложные случаи морфологической омонимии: правописание омонимичных частей речи, приемы, позволяющие разграничить части речи и не допустить ошибку в их написании.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

3. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....