Осторожно: шопоголизм! Как «лечиться» от страсти к покупкам. Как избавиться от зависимости

В настоящие дни стремительно увеличивается группа лиц, для которых поход в магазины перестает быть способом удовлетворения естественных нужд в продуктах, предметах обихода и гардероба. Сегодня для многих современников шоппинг – приятное развлекательное мероприятие, которое позволяет скрасить серость будней, избавиться от накопившегося напряжения и меланхолии. Прогулки по торговым центрам – доступный релаксант и эффективный стимулятор, дарящий прекрасное расположение духа, подъем самооценки и уверенности в себе. Однако, на первый взгляд, безвредное времяпровождение у некоторых субъектов достигает размеров патологии – навязчивой и неуправляемой страсти к приобретениям. Данный вид психической зависимости описан в психиатрии под термином «ониомания». В простонародье непреодолимая тяга к покупкам носит название «шопоголизм» (иные варианты: «шопинголизм», «шопингомания»)

Описание

Шопоголизм – наличие у человека неконтролируемой зависимости от свершения покупок. Этот вид проявляет себя иррациональной, навязчивой, неуправляемой потребностью систематически посещать магазины и делать постоянно покупки.

При шопоголизме у субъекта отсутствуют логичные критерии для выбора товара: он часто приобретает совершенно ненужные вещи, не сопоставляя их цену с собственными материальными возможностями. Человек отправляется в супермаркеты не из-за того, что ему необходимо пополнить запасы продуктов или купить необходимую одежду. Он идет в магазин, чтобы оказаться в единственно комфортной для него атмосфере торгового зала и свершает покупку из-за того, что его преследует навязчивая идея – стать владельцем нового товара.

Потребность вновь очутиться среди изобилия супермаркетов целиком поглощает мышление индивида, уничтожая возможность ощущать комфорт в другой обстановке. Шопоголизм лишает человека былых увлечений, хобби, не позволяет получить удовольствие от иных приятных занятий. Только в атмосфере купли-продажи персона чувствует себя умиротворенной, расслабленной, счастливой. Выбирая товар, особа ощущает прилив жизненных сил, бодрость и энергичность.

Как и другие виды аддикций, шопоголизм приводит к изменению мышления и поведения человека, со временем приводя к деградации личности. Покупки для шопоголика – своеобразное наркотическое средство. Невозможность или запрет осуществить навязчивую потребность выбивает особу из колеи, награждая крайне неприятнымисимптомами «ломки».

Согласно последним данным статистики, число официально зарегистрированных лиц с клиническими признаками шопоголизма превысило 5% всех жителей планеты. Однако такой показатель явно занижен и не отражает истинные масштабы этого вида аддикции, поскольку много людей свою навязчивую страсть умело маскируют под благовидными целями. Частые оправдания зависимых лиц: «я иду в магазин, чтобы отвлечься от работы и бытовых дел», «в супермаркетах я общаюсь со знакомыми», «я стараюсь найти самые дешевые товары, чтобы сэкономить семейный бюджет».

Большая часть людей, зависимых от шопоголизма, – женщины зрелого возраста, у которых объективно определяются неразрешенные психологические проблемы. Однако маниакальная страсть совершать покупки не обошла стороной и мужчин, но их количество значительно меньше, поскольку среди сильной половины человечества принято решать проблемы по-другому, например: за рюмкой водки.

Ониомания проявляется как и глобальной тягой к приобретением, так и может выражаться в более «узких» сферах. На постсоветском пространстве наиболее распространенный подвид шопоголизма – неукротимое желание делать покупки в дни акций, распродаж, ярмарок, скидок. Некоторые женщины, не преследуя коммерческий интерес, подвержены мании – скупать без разбора любые товары «по выгодной цене» в секонд-хендах. Среди подростков и молодых мужчин более распространена неконтролируемая тяга стать владельцем всех суперновинок на рынке смартфонов, планшетов, ноутбуков. Еще одной формой шопоголизма является неукротимое пристрастие к продукции конкретных брендов.

Последствия шопинголизм – не только ухудшение материального положения и проблемы в семье. Частый союзник ониомании – асоциальные и противоправные нарушения, когда при необходимости достать средства для покупок, человек начинает изобретать аферы или воровать. Шопоголизм овладевает все сознание больного, меняя его характер и разрушая в личность. В итоге зависимое лицо теряет возможность нормально взаимодействовать с членами социума. Стоит отметить, что депрессии и фобии могут быть и спутниками расстройства, так и развиться вследствие аномальной зависимости.

Причины

На данный момент не определен единственный «виновник» развития аддикций. Почвой для зарождения патологических зависимостей выступает генетическая предрасположенность к аддиктивному поведению. Однако развитие маниакальной тяги к покупкам происходит постепенно при продолжительном воздействии негативных факторов. Основной причиной шопоголизма является сочетание дефектов конституции личности и неудовлетворенность каких-либо потребностей индивида.

Часто шопоголик – человек с низкой самооценкой, который отрицает свою индивидуальность. Он испытывает явный дефицит внимания, страдает от нехватки любви, одержим страхом одиночества. У него не складываются товарищеские и личные отношения. Нередко в его семье – тяжелый психологический климат, он играет роль «жертвы» в супружеских отношениях. Возможно его брачный партнер – алкоголик, наркоман или тяжелобольная персона, требующая постоянного ухода.

Его натура требует от окружающих знаков признания. Индивид не достиг успеха в профессиональной деятельности или вовсе трудится в той сфере, которая ему неинтересна.Он не смог реализовать в жизни творческий потенциал.

Нередко человек, страдающий шопоголизмом, – эгоцентричная, властная натура с гигантским себялюбием. Он не может сопоставить свои глобальные запросы с собственными возможностями. Довольно часто такой субъект страдал от гиперопеки родителей, не знал запретов или отказов.

Может иметь место и полностью противоположная картина, когда нынешний шопоголик в детстве пребывал в асоциальной среде или рос в семье с низким уровнем достатка. Ребенок, который не получал требуемого родительского внимания, жил в нужде и не имел предметов естественной необходимости, в зрелом возрасте компенсирует такой недостаток бессмысленными покупками.

К шопоголизму также приводят неразрешенные психологические проблемы, которые человек на сознательном уровне отрицает или не имеет достаточных навыков для преодоления трудностей. К способу вытеснения своих переживаний как раз и относится проявляемое при ониомании бегство от реальности – погружение в иллюзорный мир «комфорта, изобилия, оживленности».

Признаки

Понять, что тяга совершать покупки переступила грань нормы и стала психическим отклонением, самостоятельно довольно сложно, поскольку больной ониоманией часто опровергает наличие у него проблем. Однако любая форма аддикции проявляется специфичными симптомами, наличие которых позволяет предположить о развитии шопоголизма.

Основной признак патологического пристрастия – наличие у индивида навязчивой и упорной потребности посетить магазин и совершить покупку. Внешние проявления такой страсти:

  • оживленность, суетливость при предвкушении предстоящего похода в торговый зал;
  • нервозность, раздражительность, вспышки агрессии в те моменты, когда близкие люди делают замечания о его аномальном и безрассудном влечении;
  • апатия, тоскливое настроение, когда исчезает возможность совершить шоппинг;
  • склонность к уединению, нежелание контактировать с людьми, когда финансовое положение ухудшается, и человек не может достать денег для покупок;
  • лицемерие, обманы, попытки манипулировать близкими людьми, мошеннические действия при необходимости улучшить свой материальный статус;
  • преображение человека при попадании в атмосферу магазина: у него улучшается настроение, он становится доброжелательным и активным, старается вступить в контакты с продавцами и покупателями;
  • пристальное изучение ассортимента торгового центра, желание прикоснуться к продукции, склонность примерять разные модели одежды и обуви и любоваться своим отражением;
  • приобретение огромных объемов товаров, когда в корзину складываются изделия все подряд и не просчитывается их стоимость;
  • игнорирование замечаний родственников насчет безрассудности его приобретений, стремление доказать, что он купил только полезные и нужные вещи;
  • отсутствие мотивации для личного роста и развития: человек не предпринимает никаких усилий, чтобы улучшить свое существование;
  • отказ от дружеского общения, семейного отдыха, если в программе досуга не присутствует посещение магазина;
  • ухудшение качества выполняемых профессиональных обязанностей: индивид делает дело, лишь бы его завершить и получить за это материальное вознаграждение;
  • уменьшение круга общения из-за нежелания беседовать на темы, кроме шоппинга;
  • утрата интереса к ранее любимым занятиям;
  • ухудшение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться на выполняемом деле, поскольку в голове существует одна мысль – свершить шоппинг.

Методы преодоления

Как избавиться от шопоголизма? Как показывает клиническая практика, большинству лиц, одержимых страстью к покупкам, требуется пройти курс психотерапевтического лечения. К сожалению, в России не приобрели широкого распространения анонимные сообщества шопоголиков, поэтому в лечении этой аддикции чаще всего применяют техники индивидуальной психотерапии.

Хороший терапевтический эффект показывает курс сеансов гипноза, который признан наиболее безопасной, безболезненной и действенной манипуляцией. Измененное состояние сознания при гипнозе – именно то необходимое условие, без которого невозможно искоренить иррациональные компоненты мании. В трансе открывается доступ к подсознательным механизмам поведения индивида, что позволяет устранить деструктивные компоненты «жизненного сценария» и направить пациента на удовлетворение потребностей здоровыми и адекватными способами. Работа с подсознанием обеспечивает формирование верной самооценки у больного, избавление его от навязчивых страхов, мотивацию на преобразование своей личности.

Если навязчивая мания находится на начальной стадии, избавиться от шопоголизма можно путем целенаправленной работы над своей личностью и изменением образа жизни.

Для преодоления привязанности к покупкам психологи советуют:

  • Устранить или снизить до минимума воздействие негативных факторов, например: развестись с мужем-алкоголиком или сменить место работы.
  • Помимо трудовой и учебной деятельности составлять свой режим таким образом, чтобы в нем присутствовали разнообразные интеллектуальные и спортивные занятия. Правило для шопоголиков – не оставлять в своей жизни место для скуки и самоанализа. Жить насыщенной жизнью: посещать выставки и спектакли, заниматься спортом или танцами, прогуливаться на свежем воздухе, отправляться в экскурсионные туры.
  • Необходимо отыскать иные способы для раскрытия своих талантов. Для этого следует пробовать свои силы в различных сферах, даже если на первый взгляд такое новаторство – сложно и неперспективно. Изучать иностранные языки, стать археологом, исследовать жизнь микроорганизмов – любые новые попытки откроют ранее неизведанные сферы личности.
  • Закон для страстного любителя шоппинга: планировать и просчитывать доходы и траты. Составлять семейный бюджет, четко фиксировать необходимые приобретения, устанавливать лимит наличных денег, отказаться от заманчивых кредитов. Определить дни посещения супермаркета и выбирать товары только по предварительно составленному списку.
  • Не допускать умственных и физических перегрузок, когда организм настойчиво требует отдохнуть и побаловать себя приятными покупками.

Оценка статьи:

читайте также

Паническое расстройство – психосоматический невроз, симптомы которого проявляются приступообразно в виде панических атак.

Кадр из к/ф "Шопоголик"

Шопоголизм: болезнь или стиль жизни

На самом деле в психологической науке термина «шопоголизм» нет. Это явление принято называть ониоманией, подразумевая непреодолимое желание покупать, неважно что, не ориентируясь на последствия или необходимость этой вещи. Для шопоголика сам процесс покупки – это и отдых, и развлечение, и, в общем-то, стиль жизни. Но насколько подобное явление можно признать серьёзным заболеванием, от которого по большому счёту страдает только ваш кошелёк, но никак не ваш организм?

Судя по исследованиям учёных шопоголизм прямо пропорционален вашему состоянию. Чем больше денег, тем сложнее обуздать свои потребности. Так, например, известны случаи, когда жёны богачей спускали менее чем за сутки годовой оклад банковского служащего, только чтобы удовлетворить непомерную жажду покупок, которые на деле были им не так уж и нужны. Конечно, парочки лишних миллионов у нас нет, поэтому среднестатистический шопоголизм принимает куда более скромные масштабы.

Кадр из к/ф "Шопоголик"

Но, тем не менее, главными признаками того, что с вами что-то не так могут стать: чрезмерное увлечение модными журналами и блогами, поход в магазин без четкого желания найти что-то конкретное, тщательный осмотр практически всего выставленного на продажу товара. Это не означает, что придя в магазин за, скажем, новым джемпером, вы должны ограничиться просмотром 2-3 моделей. Но и примерять или пересматривать при этом еще и все имеющиеся шарфы и перчатки вы, скорее всего, тоже не будете.

К списку признаков явного шопоголизма так же относят и желание купить что-либо без явной на то причины, будь это вечернее платье или дешёвая бижутерия. Более того, одним из симптомов заболевания двадцать первого века относят апатию и глубокое уныние, обусловленное слишком редким посещением магазинов.

Кадр из к/ф "Шопоголик"

Об этом ещё Фредерик Бегбедер написал в своём романе, успевшим уже стать классикой сегодняшнего дня – «99 франков»: мир захвачен рекламодателями, а соответственно – потребление в мире рекламы и предложения всячески поощряется. Буквально повсюду вам предлагают вещи, как правило, совершенно вам не нужные, но, само собой, обладающие такими качествами, о которых вы и мечтать не могли. Платья и туфли рекламируют длинноногие красотки, это создаёт иллюзию, что вы можете стать обладательницей не только баснословно дорогой обуви, но и идеальных форм, как модель с рекламного баннера.

Продавцы и директора магазинов располагают вещи на прилавках так, чтобы вы купили несколько ненужных, но очень милых вещиц. Например, вы никогда не задумывались о том, почему столько приятной, и, казалось бы, недорогой мелочи продаётся около касс? Дело в том, что такой ход рассчитан на скучающих покупателей, которым от нечего делать, стоя в очереди, волей неволей приходится рассматривать безделушки, и, да, приобретать их! В этом случае нужно не позволять управлять своими желаниями.

Путь к выздоровлению

Кадр из к/ф "Шопоголик"
  1. Прежде чем отправиться в магазин составьте список покупок. И этот способ хорош отнюдь не только для продуктового шоппинга, но и для вещевого. Вам нужно платье и пуловер? Отлично! Запишите это на бумаге – так у вас отпадёт потребность в том, чтобы посмотреть ещё и джинсы, куртки и юбки.
  2. Откажитесь от кредитной карты. Деньги в электронном виде создают иллюзию бесконечных финансовых возможностей – вы ведь не видите, сколько вы потратили, а главное, сколько у вас осталось ещё. В случае же, когда вы берёте с собой в магазин фиксированную сумму, потратить больше, чем вы собирались, окажется совсем непросто.
  3. Перед походом в магазин проведите мысленную ревизию гардероба: представьте, за чем вы отправляетесь в торговый центр и с чем в последующем планируете носить эту вещь. И если носить новую юбку или брюки совсем не с чем, тогда лучше ее не покупать. Таким образом, вы избавите себя от ощущения необходимости купить в дополнение к новому приобретению ещё и аксессуары – шапочку, шарфик или сумку.
  4. Относитесь к походу в магазин не как к развлечению, воспринимайте его как вынужденное мероприятие. Когда шоппинг перестанет быть для вас способом расслабиться – пропадёт и желание хватать с полок всё подряд. Существует множество других способов развлечься и отдохнуть.
  5. Не обращайте внимания на скидки. Не все акции, которые рекламирует магазин при помощи ярких стикеров, броских ценников и запоминаемых объявлений, выгодны. К тому же, часто со скидкой продают товары, которые уже потеряли оригинальный внешний вид, давно весят на вешалках. Обратите внимания, вещи в идеальном состоянии в сезон скидок продают только в Европе, да и то, только если речь идёт о частных бутиках, а не о сетевых магазинах.
  6. Так же от шопоголизма в тяжёлой форме поможет любая методика снятия стресса, как то: танцы, рисование, занятия спортом.

По себе знаю, какие приятные чувства тебя посещают, когда ты только что купил понравившуюся тебе вещь. Причем, как правило, ты приходишь за одной вещицей, а покупаешь еще что-то. Порой даже просто прогуливаясь по супер-маркету, имея деньги в кармане, создается такое ощущение, что им тесно в кошельке, они хотят на свободу, точнее, хотят быть потраченными. И вот запросто можно обойтись без очередной маски для лица, шарфика, лака для ногтей (это я так, по мелочи), а то и сотого платья, кофточки, туфель…но нет! Раз в кармане есть деньги, их надо потратить! Иначе внутри ощущается какое-то недовольство, неудовлетворение жизнью, портится настроение.

У меня самой было несколько раз, когда проезжала на общественном транспорте по центру города, мимо витрин и, видя одну блузку, дико захотелось ее купить. Блузок в моем шкафу достаточно, но нет, хочу эту и точка! Наплевала на дела, выскочила из маршрутки и помчалась в заветный магазин покупать вожделенную вещь. За все время, пока она висит у меня в шкафу, я надела ее от силы раз пять. И стоило срывать деловую встречу, ради сиюминутной покупки? На тот момент мне казалось, что стоит. Пусть весь мир подождет, но именно эта вещь поднимет мне настроение и избавит от депрессии.

Избавиться от стресса можете, следую советам нашего главного редактора Анастасии Гай из статьи «Как избавиться от стресса»

К счастью, такие заскоки у меня случаются редко. Хотя и бывают моменты, когда действительно бродишь по магазину (или пока ждешь кого-то или за компанию) не целенаправленно и покупаешь какую-то мелочь, потому то голос внутри шепчет тебе: «Ты что, уйдешь из магазина без покупки?» . Как будто этим ты осквернишь святые торговые полки, и дух супер-маркета тебя проклянетJ

Смешно-то смешно, но если со мной, в принципе не зависящим человеком от покупок порой творится нечто непонятное и сносит крышу при виде распродаж, то что говорить о людях, которые действительно и дня не могут прожить, чтобы не потратить деньги? Не важно, на что, пусть даже на самую мелочь, но факт остается фактом – покупка была. Что мотивирует их это делать и надо ли пытаться от этого избавиться?

Для начала надо разобраться, что дает нам шопинг, какие эмоции получаем? А уже потом стараться избавиться от шопоголизма.

Конечно, для женщины стать обладательницей красивой одежды или аксессуаров – это пусть небольшой, но праздник.

Примеряя новое платье, которое идеально сидит по фигуре, у женщины начинают светиться глаза, разглаживается лицо, да она молодеет на глазах! Поэтому, несомненно, многие испытывают радость и удовлетворение после шопинга.

Но здесь есть и подводные камни. Вы отправились в магазин со списком необходимых покупок, потому что надо обновить гардероб, или прикупить сезонные вещи? Какая цель прогулки по магазинам? Если на какой-то из вышеперечисленных вопросов вы дали положительный ответ, то это вполне нормальное действие для каждого человека. А вот если вам просто нечего делать или чувствуется апатия, и вы идете в магазин «оторваться», скупая все, что вам надо и не надо, тогда это уже не шопинг, а шопоголизм.

Действительно, ученые доказали, что у тех, кто бесконтрольно совершает покупки, есть нехватка серотонина – гормона счастья. И таким способом человек думает, что восполняет это счастье путем транжирства. Но так получается некая зависимость: сделал покупку — ты счастлив, не сделал – мир потух, все плохо и печально. Но это же глупости! Неужели счастье соизмеряется только путем приобретения какой-то вещи, причем в случае с шопоголиками – не важно, какой, лишь бы вещи!

Определить шопоголик вы или обычный человек, который порой просто увлекся покупками, но не испытывает от них зависимость, очень легко. Шопоголики все свое свободное время проводят, блуждая среди торговых полок, лавок, посещая распродажи, иных увлечений у них нет. Эти люди просто маниакально желают владеть сию минуту той вещью, которая им просто понравилась. А архи необходима она или нет, как правило, становится понятно дома, но уже поздно, деньги потрачены. Причем на цену, чаще всего, шопоголик особо не смотрит. Человек не думает в тот момент, что подрывает семейный бюджет, что придется влезть в долги. И кстати, обычно шопоголики не вылезают из кредитов.

К слову, очень полезна будет статья Рашида Кирранова для тех, кто задумался о приобретении своего жилья. Советую прочитать «Как получить ипотечный кредит?» .

Вы уже согласны, что это не смешно и вовсе не безобидный поход по магазинам? Шопоголики схожи с наркоманами, только у каждого своя доза. Болезнь, которую надо лечить. Ведь иначе находясь в семье с таким человеком не то, что на крупную необходимую покупку, не накопишь, просто потеряешь его, как личность. Ведь о чем можно беседовать с человеком, который само не развивается? Да, он знает о всех модных новинках, о последних коллекциях дизайнеров, все все о шмотках, но это же ограниченная тема для разговоров.

Шопоголизм в запущенной стадии, это когда приходя домой, человек, пересматривает все свои покупки и начинает себя винить, ругать, так как практически все вещи по сути ему не нужны. С помощью шопинга человек хотел вывести себя из депрессии, поднять настроение, а получается, что только еще больше себя туда вогнал. Замкнутый круг, который может привести к нервному срыву. Так что спасать шопоголика надо однозначно.

Иными словами отсутствие внимания, ласки, заботы человек компенсирует походом в магазин. Дайте ему эту заботу, дайте ему почувствовать себя нужным и любимым. Общение не заменит никакая брендовая вещь.

Еще одной из причин шопоголизма может быть низкая самооценка. У женщин это проявляется чаще всего. Недовольство своей внешности, одиночество, мало общения и…плоды самокритики на лицо – компенсировать все это девушка, женщина стремиться в магазинах. Но сотое платье не сделает ее красавицей, пока внутри сидит этот червь и точит мозг, внушая, что она неудачница, всеми покинутая и брошенная серая мышка. Здесь ПОКА нет рядом человека, который поможет повысить самооценку, что называется «помоги себе сам». Нельзя загонять себя в угол. Сейчас есть и тренинги, повышающие самооценку и психологические курсы, а мы рекомендуем прочитать статью Анастасии Гай «Самооценка – выше ее, выше. Низкая самооценка портит жизнь» .

Рекомендуется также почаще делать ревизию в своем шкафу. Во-первых, вы будете знать, какие вещи у вас имеются, чтобы не покупать похожие. Во-вторых, в недрах шкафа можно подчас найти столько позабытых вещиц, что поход в магазин отложится сам по себе.

Если шопоголизм не в запущенной стадии, то следуя вышеперечисленным советам, справиться с магазинной зависимостью можно довольно быстро. Но так как мы уже поняли, что шопоголизм это психическое расстройство, установить его причину поможет специалист. Самолечение и советы друзей могут только навредить. Так что если шопинг доходит до крайностей: постоянных срывов, недовольством покупок, кучей кредитов, ссорами с домочадцами, лучше всего обратиться к профессиональному психотерапевту, ведь шутки со своей психикой могут быть опасны.

Ну и напоследок, хотелось бы дать несколько советов, как правильно совершать покупки. Это касается абсолютно всех, ведь купить лишнее может любой человек.

Золотое правило шопинга – никогда не ходите по магазинам голодными или в плохом настроении. Сметете с полок все, что на миг показалось вам привлекательным. Что касается продуктов, возможно, баночка кальмаров, каперсов и красной икры дома у вас не пропадет и будет успешно съедена. Но вы-то отправились в магазин совсем с другим списком продуктов, а теперь ваш бюджет вышел за рамки;

— насчет списка! Всегда пишите, что вам надо купить и не отходите от него. Так вы научитесь себя контролировать. Да, увидели милую безделушку, и не дорогую, ну что такого, если ее купить? Нет! Возьмите себя на слабо и откажитесь от вещи, без которой вы все это время легко обходились и дальше проживете припеваючи. Научившись говорить себе «стоп», вы будете проходить мимо заманчивых вещиц просто с улыбкой, а не маниакальным желанием получить ее, во чтобы то ни стало;

— покупая дорогую вещь, взвесьте все «за» и «против». Проверьте ее качество, поищите аналоги. А лучше, отложите вещь до утра. Если проснувшись, вы так же уверены, что хотите ее приобрести, смело покупайте;

— похожий прием можно сделать, когда не решаетесь какое же, к примеру, платье выбрать — одно или сразу два? Выйдите из бутика, пройдитесь по рядам, посидите в кафе, отдохните и подумайте – так ли необходимо вам иметь сразу две вещи? Если нет, то цвет и фасон, какого платья вам более импонирует – то и берите;

— берите с собой именно ту сумму, которую можете себе позволить потратить за этот поход по магазинам. Так вы не залезете в долги и на следующей недели не придется урезать бюджет;

О том, как научиться планировать и учитывать семейный бюджет, рекомендую почитать .

— слушайте только себя и свою интуицию. Продавцы подчас пытаются вам сбагрить вещь, обсыпая комплиментами. А подруги порой или завидуют или устали ходить с вами среди стеллажей, поэтому говорят, что эта вещь сидит идеально, чтобы вы поскорее ее купили и можно, наконец, уйти из магазина. То же самое касается вашего молодого человека или мужа – он скажет все что угодно положительное в ваш адрес, лишь прекратить свои муки ожидания в супермаркете;

— чтобы накопить на конкретную крупную вещь, определитесь с суммой, сколько вы сможете откладывать в месяц. Но при этом чтобы вы не чувствовали себя ущемленным. Полностью лишать себя мелких радостей, например похода с подругами в кафе, тоже может привести к депрессии.

В общем, ничего плохого в покупках нет, если совершать их без фанатизма, обдуманно и рационально. Хорошенькая вещь и правда, может поднять настроение. Но это не должно быть нормой и спасательной соломинкой от депрессии. Спорт, театр, кино, музеи, выставки – вот куда можно отправиться, чтобы избавиться от временной апатии. Пусть ваша жизнь будет разносторонней, разнообразной. Вы сами можете разукрасить ее в разноцветные краски, причем питаясь далеко не материальной энергией. Жизнь гораздо интереснее, чем блуждать по лабиринтам стеллажей из шмоток.

Мила Александрова

Многие современные люди спешат в магазин не для того, что удовлетворить свои естественные потребности. На сегодняшний день шопинг для многих стал развлекательным мероприятием, скрашивающим серые будни, избавляющим от , плохого настроения. Замечали за собой, что во время прогулки супермаркетом, торговым центром, у вас поднималось настроение, появлялась уверенность в себе? А может вы покупаете все подряд, не обращая внимание – нужно это или не нужно? Пора бороться с шопоголизмом или ониоманией.

Описание

О шопоголизме говорят, когда человек не может контролировать свою зависимость и постоянно все покупает. В данном случае потребность в посещении магазинов становится неуправляемой. Во время шопоголизма субъект не может сказать, зачем ему нужна та или иная вещь. Кроме того, шопоголик не сопоставляет цену и свои финансовые возможности. Обращаем ваше внимание, человек идет в супермаркет, не потому что у него пустой холодильник или нет одежды. Просто шопоголик получает удовлетворение о время покупки.

В голове больного постоянно появляется мысль, как можно скорее оказаться в супермаркете. Человек отказывается от своего хобби, разных увлечение. Только после купли товара он расслабляется, чувствует себя счастливым, умиротворенным. При выборе конкретного товара у человека прилив жизненных сил, появляется энергичность, бодрость.

Шопоголизм полностью меняет поведение, мышление человека, приводит к деградации человека. Покупка для шопоголика – это наркотик. Если человек не может ее осуществит, у него появляется своеобразная ломка.

Интересно! Последние данные исследования доказали, что количество людей, страдающих шопоголизмом, за последний год повысилось на 5%. Но это заниженный показатель, потому что многие свою страсть скрывают: «я часто посещаю супермаркет, у меня там работает знакомый», «я хожу по магазинам и сравниваю цены ».

Чаще всего от психического расстройства страдают пожилые женщины, которые переживают . Встречаются и мужчины шопоголики, но достаточно редко. При ониомании возникает постоянная тяга к приобретению. Женщины не могут сдержаться, чтобы ничего не купить на распродаже, ярмарке, по скидке.

Некоторые покупают разный хлам в секонд-хенде, потому что «выгодная цена». Подростки, мужчины помешаны на покупке последних гаджетов – ноутбуков, планшетов, смартфонов. А мужчины побогаче постоянно меняют свой автомобиль, покупая новый.

Чем опасен шопоголизм?

Кроме того, что у человека ухудшается финансовое положения, появляются серьезные семейные проблемы, шопоголик может решиться нарушить законодательство. Человек разрабатывает план воровства или аферы. Шопоголизм полностью заполняет сознание психически больного, разрушает его личность. Больной становится изолированным от общества, при этом страдает — боязнью одиночества.

Причины болезни

Очень сложно выделить конкретный фактор, ставший причиной развития патологии. Чаще всего это наследственность. Маниакальная тяга к покупке – последствие психического расстройства, . Психотерапевты заметили, что шопоголики – это люди, имеющие низкую самооценку, страдают от дефицита внимания, нехватки любви. У шопоголика брачный партнер может быть наркоманом, алкоголиком, больным человеком, за которым нужно постоянно ухаживать.

Индивид не смог достигнуть успехов в профессии, самостоятельно не реализовался в жизни. Часто шопоголик – властная, эгоцентричная личность, которая себя слишком любит, его сильно опекают родители, он не знает слова «нет».

Известны ситуации, когда шопоголик рос в бедной семье, не получал должного внимания, мечтал о чем-то, но у него всего этого не было. Затем шопоголик начал жить в достатке и покупать все подряд, компенсируя отсутствие внимания.

Часто шопоголизм – последствие неразрешенной психологической проблемы. Делая много покупок, человек создает для себя иллюзорный комфортный мир.

Основные признаки

Самостоятельно невозможно узнать о своем психическом отклонение. Болезнь можно заподозрить в таких случаях:

  • Радость и оживленность перед походом в магазин, на рынок.
  • Повышенная раздражительность, нервозность, агрессия на замечание близких людей.
  • Нет финансовой возможности совершать покупки, у человека падает настроение, он испытывает .
  • Больной постоянно хочет уединиться, отказывается от контакта с людьми.
  • Обман, лицемерие, манипуляция родными и близкими, мошенничество.
  • После попадания в магазин у человека резко поднимается настроение, он активно все расспрашивает у продавцов.
  • Изучение продукции, примерка разной обуви, одежды.
  • Покупка огромного объема товаров.
  • Не обращает внимание на замечания родственников, считает их безрассудными, стремится доказать, что купил очень полезный товар.
  • Свой досуг шопоголик проводит только в магазине.
  • Человек некачественно выполняет свою работу, делает все, чтобы только быть материально вознагражденным.
  • Сокращенный круг общения. Больной человек общается только с такими же шопоголиками.
  • Ухудшается внимание, человек не может сосредоточиться на своем деле, потому что думает только о шопинге.

Как бороться с шопоголизмом?

Лучшим методом борьбы является психотерапия. Рекомендуется посещать курсы , которые относятся к безболезненной и безопасной процедуре. Во время гипноза врач узнает о причинах развития болезни, помогает пересмотреть свое отношение к постоянным покупкам. После использования психотерапевтических методов больной избавляется от навязчивого страха, маний.

На ранней стадии шопоголик может сам себя излечить. Для этого необходимо изменить образ жизни, постоянно работать над своей личностью.

Замечаете, что тратите много денег на покупки? Не можете остановиться? Проанализируйте свою жизнь, возможно у вас серьезные проблемы и пора, наконец-то, что-то менять. Если вы несчастливы, и пытаетесь покупками разнообразить свою жизнь, не стоит тратить время на мелочи. Сделайте все, чтобы быть по-настоящему счастливым человеком!

Известная шутка о двух главных проблемах некоторых женщин – «нет места в шкафу» и «нечего надеть» - имеет под собой веские основания. Такая взаимно усугубляющая точка зрения некоторых людей – шопоголиков - может объясняться внутренним дисбалансом их переживаний. Важно определить, какие эмоции испытывает человек (раздражение, подавленность, злость, радость) в момент «приступа» желания покупать практически все, что попадается ему на глаза.


Еще пару десятков лет назад в некогда великой нашей стране такого понятия как «шопоголизм» и в помине не было, да и быть не могло по причине пустых полок в магазинах. Изобилие товаров в современной торговой сети по всему миру поспособствовало возникновению такой модной сегодня привычке. Вредной эту привычку не принято считать, но, согласитесь, она доставляет немало хлопот и серьезных житейских проблем. Результат такого увлечения – ощутимый удар и по кошельку (по семейному бюджету), и по моральному состоянию членов семьи, включая самого шопоголика, потому что рано или поздно результаты его поступков начинают нарушать нормальный образ жизни. И тогда нужно срочно решать, как избавиться от шопоголизма.

Суть проблемы



Избавиться от проблемы можно, изучив ее причины. К шопоголизму могут приводить как внутренние, так и внешние факторы.

Как утверждают психологи, причины шопомании или, на медицинском языке ониомании, могут лежать в глубоком детстве, которое проходило в бедствующей семье при отсутствии внимания и любви родителей. Повзрослев, бывший ребенок всю жизнь стремиться наверстать упущенное, восполнить пробел в недостатке приятных ощущений за счет бесконечно повторяющихся покупок. Такое сомнительное удовольствие длиться очень недолго, поэтому требует новых и новых ощущений, а значит, толкает на новые покупки.

Если детство было окрашено исполнением всех ваших прихотей, то в сознательном возрасте привычка баловать себя вырастет вместе с вами и не покинет вас, пока вы сами ее не прогоните.

Взрослый человек, столкнувшийся с неудачами в личной жизни (ссорами в семье, с нелюбовью супруга) или в профессии (медленный карьерный рост, неумение отстоять свою позицию, низкая заработная плата), ищет подмену «счастья» в просторных торговых помещениях. А не находя его, в минуты редкого просветления испытывает угрызения совести из-за своего неподобающего поведения и горечь от факта финансовых растрат. Поэтому в конце дня раз и навсегда дает себе слово – никакого шопинга… А утром все повторяется.

Внутренние факторы шопоголизма



Как мы уже упоминали, многое обусловлено психологическими особенностями личности. Чаще всего эмоции человека, которые он испытывает в повседневной жизни из-за эмоциональных нагрузок, стрессов, перенапряжений, моральной усталости, одиночества, рутины повседневной жизни требуют выплеска. В противном случае они приводят к возникновению неуверенности в себе, к занижению самооценки.

«Экскурсии» по магазинам – прекрасная возможность переключить свое внимание на то, что доставляет удовольствие и даже радость. В результате в организме происходит выброс гормона радости – серотонина и гормона эмоций – адреналина. Чтобы усилить и продлить свою радость, мы открывает кошелек в готовности оплатить эти ощущения. В ответ получаем восторженные взгляды, реплики работников магазина по поводу совершенной нами покупки, что значительно повышает нашу самооценку. Власть над ситуацией импонирует нам, поэтому запоминается. Время от времени мы стремимся снова ее ощутить. Такие кратковременные чувства в момент покупки создают иллюзию контроля над своей жизнью, иллюзию внутренней свободы.

Внешние факторы шопоголизма



Побуждение к необдуманному совершению покупок формируется благодаря разнообразию маркетинговых приемов, применяемых владельцами магазинов. Если красиво оформленные витрины стали для нас уже более или менее привычным антуражем, то сезонные и не только сезонные периоды всевозможных скидок и акций успешно стимулируют наши стремления совершать бессмысленные покупки. Ну как пройти мимо заведения, где тебе «только сегодня» позволят 70% стоимости оставить себе или отдадут три предмета по цене одного? Импульсивное желание немедленно сделать еще одну покупку возникает и при мысли, что завтра к этой вещи вернется ее первоначальная стоимость.

Надо признать, что не всегда подобные акции экономят средства покупателей, потому что чаще всего магазин многое сделает для того, чтобы не только вернуть потраченные средства, но и получить прибыль. Рядом на полке будет лежать предмет более жизненно важной необходимости, который вы будете вынуждены купить даже по завышенной цене. Но это уже тонкости ценовой политики торговых предприятий и их привычки заводить в заблуждение покупателей, а нам бы с вами разобраться, как избавиться от шопоголизма.

Симптомы



По следующим признакам можно предположить приверженность к шопоголизму:

  • пониженный тонус, апатия без возможности посетить магазины, раздражительность от нерегулярности покупок;
  • посещение торговых центров без всякой причины;
  • регулярное многочасовое и бесцельное блуждание по торговым залам, даже если нет необходимости в покупках;
  • бессмысленное рассматривание всевозможных товаров;
  • трудно сдерживаемое желание купить многое из увиденного при отсутствии веской на то причины;
  • посещение магазинов или их отделов, которые не имеют никакого отношения к вашим потребностям и к вашему образу жизни;
  • постоянные обсуждения своих покупок с подругами и знакомыми, отсутствие интереса к другим темам;
  • изобилие приобретенных вещей, которые остаются неиспользованными;
  • полное удовлетворение и душевный подъем в период шопинга;
  • настойчивое неодобрение вашим ближайшим окружением совершенных вами покупок;
  • при уличении вас в чрезмерных неоправданных тратах вы начинаете скрывать факт покупок и занижать истинную их стоимость.



Шопоголик фанатичный – тот человек, который испытывает непреодолимое пристрастие не только к приобретению товаров в магазинах, но и неудержимое желание обсуждать новинки и модные тренды.

Если при этом важно купить побольше и подешевле, а также, если качество интересует в меньшей степени, нежели количество, то перед вами шопоголик деловой.

Шопоголика равнодушного занимает не та или иная покупка и владение ею, а скорее, сам процесс шопинга: предвкушение похода по магазинам, прогулки по залам с товарами, выбор новых покупок, их приобретение, последующее наслаждение купленным, но, к сожалению, непродолжительное время.

Шопоголик эмоциональный , отправляясь в магазин за одним платьем, возвращается с множеством пакетов в руках, в которых найдутся туфли, юбка, шарфик, браслет, серьги, заколка… И что-нибудь из белья. Такое обилие покупок захламляет жизненное пространство, загружает его ненужными вещами и, что самое удивительное, не приносит длительного удовлетворения, ради которого приложено столько сил.

Обратите внимание! Именно иллюзия свободы поступать, как хочется, избалованность с корнями из детства, неудовлетворенность при дефиците внимания, адреналин в качестве приятного стресса – все это «подсаживает» на шопинг.

Излечение



Для тех, кто понимает, что «спасение утопающего – дело рук самого утопающего», будут полезны наши советы. От навязчивого состояния можно избавиться самостоятельно только честно признав факт зависимости от своих сомнительных желаний.

Пошаговые меры борьбы с шопоголизмом приблизительно могут выглядеть так:

  1. Составьте план покупок на месяц с учетом своих финансовых возможностей.
  2. Перед посещением магазина составьте список крайне необходимых покупок.
  3. Отправляясь в магазин, возьмите с собой только необходимую сумму в соответствии с составленным списком покупок.
  4. При возникновении острого желания что-либо купить, перенесите этот пункт в список следующего месяца.
  5. Регулярно анализируйте список покупок, отмечая совершенные спонтанно.
  6. Не устраивайте себе экскурсии по торговым сетям, в особенности по элитным магазинам с дорогостоящими товарами, где цену чаще всего определяет не только качество вещей, но в большей степени их бренд.
  7. Расставьте жизненные приоритеты, займитесь самооценкой, сделайте для себя вывод – что возвысит вас в собственных глазах.


Трудно оспаривать тот факт, что хождение по магазинам – тяжелый труд, и не только потому, что приходиться много ходить пешком. Как оказывается, это занятие в конечном итоге отнимает не только физические, но и моральные силы. Разорительный недуг – шопоголизм – способен безвозвратно отобрать:

  • деньги,
  • силы - физические и моральные,
  • драгоценное время.

В итоге есть угроза наступления материального и духовного разорения в сопровождении с глубокой депрессией и утратой жизненных ценностей.

Обратите внимание! Шопоголизм давно признан опасным. Это психологическое заболевание чаще наблюдалось за рубежом. США признают родиной шопоголизма. На постсоветском пространстве в нем было заподозрено лишь 3% покупателей. Сегодня зависимость от шопинга сравнивают с привязанностью к алкоголю, к сильному наркотику героину, с зависимостью от игровых автоматов.

Масса покупок, неподкрепленных необходимостью в них, с последующим поиском оправдания себя и своего поведения – явные признаки шопоголизма. Как и от всякой болезни, от шопомании можно и нужно избавиться, если вовремя признать и сам недуг, и важность избавления от него. И тогда новые краски заиграют в вашей жизни. Она приобретет новый смысл – позитивный и здоровый.

Видео

Подробнее о психологии шопоголизма рассказано в следующем видео-ролике:

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...