Неспокойно в тоталитарном государстве. Основной посыл антиутопии

«451 градус по Фаренгейту» – культовый антиутопический роман, который содержит в себе элементы научной фантастики и драмы. Хотя книга Рэя Брэдбери написана в 1953 году, она содержит в себе проблемы, которые актуальны до сих пор. Произведение довольно объемное, поэтому за недостатком времени предлагаем прочесть краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту».

Главный герой, живший в неведении под контролем государства, внезапно осознаёт, что существует совершенно другая жизнь. Это прозрение кардинально меняет его внутреннее равновесие.

Встреча, перевернувшая жизнь

Главный герой Гай Монтэг, как обычно, возвращается с работы домой на метро. Каждый день он проходит небольшой парк. Мужчину не покидает ощущение того, что за ним кто-то наблюдает.

Он предчувствует, что возможная встреча способно перевернуть с ног на голову его привычное существование. На этот раз он не ошибся. По аллее навстречу ему шла юная девушка.

Она сразу показалась Монтэгу необычной. Когда он решился завести с ней диалог, оказалось, что это новая соседка. Девушка представилась как Кларисса Маклеллан и предложила совместную прогулку. Её дядя несколько стесняется племянницы, вечно витающей в облаках. Поэтому он предлагает представляться «семнадцатилетней и помешанной» другим людям.

Кларисса Маклеллан сразу определяет профессию пожарного по запаху керосина от куртки Гая. Также Кларисса признается, что не боится мужчину, хотя жители города запуганы представителями этой службы.

Это интересно! Сюжет представляет героя романа «451 по Фаренгейту» в качестве пожарного. Вот уже десять лет (начиная с двадцати) Монтег проводит службу за сжиганием книжной продукции. При этом сам персонаж не прочел ни одной книги за всю свою жизнь, так как это преследуется законом.

Маклеллан задается вопросом об истинном предназначении профессии – тушить пожары. Кроме того Кларисса спрашивает о проносящихся по шоссе ракетах и людях, которые действуют по четко заложенной программе. Государство делает все, чтобы избавить народ от возможности задуматься и мыслить (арест за принижение скорости и прогулку пешком).

С этого момента Монтэг понимает, что эта задумчивая девушка, не смотрящая телевизор и рассуждающая о запретных темах, пробудила в нем искру критического мышления и заставила задуматься о собственном счастье. Главный персонаж книги понимает, что он несчастлив и необходимо что-то менять.

то интересно! Рэй Брэдбери рассказ : краткое содержание

Неспокойно в тоталитарном государстве

После того, как Гай Монтэг заходит домой, он слышит звуки бомбардировки. Страна постоянно находится на военном положении, но ситуация всё равно пугает. Герои антиутопии «451 градус по Фаренгейту» противопоставляются друг другу. В противовес живой и пытливой Клариссе ставится его супруга Милдред. Милдред — олицетворение общества потребления и слепого следования политике руководителей государства.

Этой ночью Милдред выпила целый пузырек снотворного и находилась в обморочном состоянии. Гай Монтэг предположил, что это осознанная попытка самоубийства и вызвал бригаду скорой помощи.

Приехавшие санитары с помощью особого автомата очищают желудок и кровь Милдред, сообщают об участившихся подобных случаях. Однако наутро оказывается, что жена случайно наглоталась таблеток, буквально зомбированная нескончаемым потоком низкоинтеллектуальных передач.

По дороге на работу Гай Монтег вновь встречает Клариссу Маклеллан. «Инакомыслящая» направлялась на прием к психиатру (которые «излечивают» с малолетства всех думающих). Пожарник из «451 градус по Фаренгейту» задумывается о вопросах любви и приходит к выводу, что 17-летняя девушка мудрее и опытнее, чем его 30-летняя жена.

В пожарной части на него агрессивно реагирует робопес, который действует согласно заложенной программе. Гай Монтэг считает, что это из-за книги, спрятанной под домашней вентиляцией. Опасения служащего замечает Брандмейстер Битти.

Крамольная затея

На следующий день Гай Монтэг впервые в «451 градус по Фаренгейту» не встречает Клариссу. Его посещают дурные мысли. На работе он едва несколько раз не проговаривается. Очередной вызов (по доносу соседки) приходится на обшарпанный домик, в котором проживает пожилая женщина.

Впервые на задание пожарные приезжают раньше полиции, которая забирала нарушителей в лечебницу для душевнобольных, поэтому Гай Монтэг сталкивается с сопротивлением хозяйки дома. У него просыпаются человеческие чувства. Дом сжигают вместе с владелицей. Однако Гаю удается забрать с собой одну книгу.

Придя к Милдред, герой «451 градус по Фаренгейту» понимает, насколько они далеки друг от друга. Милдред постоянно пропадает в гостиной с экранами, транслирующими сразу несколько передач. Мужчина прячет тайный предмет под подушку, чтобы читать онлайн ночью. Всю ночь его мучают кошмары: видение железного пса под окном. Утром он просыпается с сильным жаром. Впервые возникает желание бросить работу.

Неожиданно больного посещает Битти. Начальник, кажется, что-то подозревает. Битти сообщает, что у каждого пожарного бывает минута сомнения. В эту минуту сомневающийся работник хочет узнать, что же скрывается в книгах.

Также Битти намекает, что Кларисса была устранена специальными службами. Начинается лекция, если читать онлайн «451 градус по Фаренгейту», то может выстроиться концепция унификации всего в этом тоталитарном мире.

Это интересно! Если пожарный захочет прочесть книгу, то у него есть сутки на ее хранение. После этого он становится вне закона. После ухода начальника Гай Монтэг открывает Милдред секрет вентиляции – там хранится несколько книг.

Часть вторая

Гай Монтэг в 451 градус по фаренгейту понимает, что Милдред не желает идти против системы. Тогда бунтарь вспоминает профессора Фабера. Герои случайно встретились год назад в парке. Тогда Фабер спрятал от своего собеседника книгу. Теперь Монтэг полон надежды найти спасение в его лице.

Поиск единомышленников

По дороге у Гая едва не случается нервный срыв в метро из-за навязчивой рекламы из динамиков и осознания всеобщей зомбированности. Фабер с недоверием относится к неожиданному гостю, но потом понимает, что он из своих.

Открывает отступнику секреты книг и объясняет, почему они не выгодны правительству. Фабер признаётся, что молчал, когда еще что-то можно было исправить.

Поэтому автоматически стал соучастником преступления. Фабер полон страха, но Гай вселяет в него веру. В «451 градус по Фаренгейту» дается описание основных постулатов:

  • качество знаний;
  • досуг;
  • право действовать, руководствуясь предыдущими двумя.

Вместе персонажи «451 градус по Фаренгейту» планируют организовать подпольную печать книг с помощью старого знакомого — бывшего профессора. Кроме того, пожарник хочет организовать диверсию. План заключается в подбрасывании книг по домам коллег (адреса которых имеются у Монтэга), чтобы выявить союзников. Фабер дает Гаю специальный наушник, чтобы давать рекомендации и поддерживать связь. Также через него можно читать ночью книги.

Гай Монтэг возвращается домой и застает несколько подруг жены в гостях. Они ведут разговоры о мужьях, войне, детях. Все это крайне поверхностно и цинично.

Несмотря на многочисленные предупреждения Фабера, Гай раскрывает перед Феллс и Бауэллс наличие книги в доме. Более того он буквально заставляет прослушать их стихотворение, надеясь на понимание и возможное сотрудничество.

Википедия говорит о «451 градус по Фаренгейту», что это было Берег Дувра. Однако произведение не только не находит отклика в сердцах Феллс и Бауэллс, но и приводит их в состояние меланхолии. Описание жизненных проблем и размышление над ними – вот враг «счастливого» человека и причина самоубийств. Милдред постепенно избавляется от улик в доме.

Часть третья

Гай направляется на службу. Фабер наставляет его по прибору в ухе. На входе отсутствует металлический пес. При встрече с брандмейстером Монтэг сразу выкидывает книгу в мусор. Битти все давно понял. Напоследок он решает окончательно подавить веру подчиненного в книги.

Предательство

В «451 градус по Фаренгейту» начинается странная лекция, во время которой Фабер в наушнике бьет тревогу. Через несколько минут поступает звонок. Пожарные едут на вызов. Монтэг видит, что это его собственный дом. Милдред в спешке покидает жилище и уезжает на такси. Битти сообщает Гаю, что жена, а также ее соседки Феллс и Бауэллс совершили донос.

Начинается процесс сжигания. Битти обнаруживает передатчик и слышит голос Фабера. В итоге Гай поливает струёй пламени самого Битти и двоих коллег. Он хочет сжечь и машину «Саламандру», но планам мешает железный пес, который вонзает в ногу Гая иглу с прокаином, после чего Монтэг уничтожает его.

Опасаясь погони, главный герой «451 градус по Фаренгейту» устремляется к дому Фабера. Ему кажется, что сзади бежит полиция. Однако фольксваген-жук едва не сбивает его. Это были подростки, желавшие задавить пешехода. Монтэг забегает в общественную уборную и слышит сообщение о начавшейся войне. Напоследок он подбрасывает спасенные из сада книги в дом коллеги – мистера Блэка.

Фабер предлагает сбежать в «пешие таборы», а сам решает уехать в Сент-Луис к печатнику. Бывший пожарник бежит от полицейской погони, которая транслируется по телевидению, и переплывает реку. Там он действительно встречается с беглецами.

Это интересно! Они принимают его и дают средство от запаха, чтобы пес не нашел его. Однако публичная казнь все равно состоялась над случайным прохожим. Беглецы продолжают свой путь. В это время за рекой возникает вспышка атомной бомбы. Гай Монтэг со своими новыми спутниками бросается на землю. После этого они наблюдают облако далеко за рекой.

Основной посыл антиутопии

После прочтения «451 градус по Фаренгейту», задаёшься вопросом – в чём смысл произведения. Рэй Брэдбери от лица главного героя поднимает проблему тоталитарного государства.

Сюда входит:

  1. Нарастающая цензура.
  2. Всеобщая стандартизация.
  3. Превалирование интересов государства над жизнью отдельного человека.
  4. Непрекращающееся состояние военного напряжения между державами.
  5. Тотальный контроль за всеми сферами жизни.
  6. Уничтожение человека, как единицы, и создание массы для удовлетворения потребностей правителей.

Также Рэй Брэдбери заставляет размышлять в романе «451 градус по фаренгейту» над такими вопросами:

  • общество потребления;
  • развитие электронных технологий и постепенное отдаление людей друг от друга;
  • страх перед государственными службами;
  • несовершенство судебной системы (человек, по ошибке убитый псом);
  • сознательный выбор потребителя в сторону некачественной массовой культуры.

Полезное видео

Подведем итоги

В годы, когда была написан роман «451 градус по Фаренгейту», в США имело место движение маккартистов (как сообщает Википедия), сопровождавшееся репрессиями и выступления против коммунизма, о чем также намекает Рэй Брэдбери.

451? по Фаренгейту

Америка относительно недалекого будущего, какой она виделась автору в начале пятидесятых годов, когда и писался этот роман-антиутопия.

Тридцатилетний Гай Монтэг - пожарник. Впрочем, в эти новейшие времена пожарные команды не сражаются с огнем. Совсем даже наоборот. Их задача отыскивать книги и предавать огню их, а также дома тех, кто осмелился держать в них такую крамолу. Вот уже десять лет Монтэг исправно выполняет свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого книгоненавистничества.

Встреча с юной и романтичной Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами. Кларисса резко выделяется из массы своих сверстников, помешанных на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в "Луна-парках" и бесконечных телесериалах. Она любит природу, склонна к рефлексиям и явно одинока. Вопрос Клариссы: "Счастливы ли вы?" заставляет Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую ведет он - а с ним и миллионы американцев. Довольно скоро он приходит к выводу, что, конечно же, счастливым это бездумное существование по инерции назвать нельзя. Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла, человечности.

Словно подтверждает его догадку о механическом, роботизированном существовании несчастный случай с его женой Милдред. Возвращаясь домой с работы, Монтэг застает жену без сознания. Она отравилась снотворным - не в результате отчаянного желания расстаться с жизнью, но машинально глотая таблетку за таблеткой. Впрочем, все быстро встает на свои места. По вызову Монтэга быстро приезжает "скорая", и техники-медики оперативно проводят переливание крови с помощью новейшей аппаратуры, а затем, получив положенные пятьдесят долларов, удаляются на следующий вызов.

Монтэг и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую фикцию. Детей у них нет - Милдред была против. Каждый существует сам по себе. Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков - ей прислали сценарий очередной "мыльной оперы" с пропущенными строчками, каковые должны восполнять сами телезрители. Три стены гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает на том, чтобы они потратились и на установление четвертой телестены, - тогда иллюзия общения с телеперсонажами будет полной.

Мимолетные встречи с Кларисой приводят к тому, что Монтэг из отлаженного автомата превращается в человека, который смущает своих коллег-пожарных неуместными вопросами и репликами, вроде того: "Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но наоборот, тушили пожары?"

Пожарная команда отправляется на очередной вызов, и на сей раз Монтэг испытывает потрясение. Хозяйка дома, уличенная в хранении запрещенной литературы, отказывается покинуть обреченное жилище и принимает смерть в огне вместе со своими любимыми книгами.

Смотрите также

На следующий день Монтэг не может заставить себя пойти на работу. Он чувствует себя совершенно больным, но его жалобы на здоровье не находят отклика у Милдред, недовольной нарушением стереотипа. Кроме того, она сообщает мужу, что Клариссы Маклеланд нет в живых - несколько дней назад она попала под автомобиль, и её родители переехали в другое место.

В доме Монтэга появляется его начальник брандмейстер Битти.

Он почуял неладное и намерен привести в порядок забарахливший механизм Монтэга. Битти читает своему подчиненному небольшую лекцию, в которой содержатся принципы потребительского общества, какими видит их сам Брэдбери: "...Двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Содержание. Экстракт. Не размазывать. Скорее к развязке!.. Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной передачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать глазами за две минуты, потом еще: десять - двадцать строк для энциклопедического словаря... Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую".

Разумеется, такое отношение к печатной продукции - не цель, но средство, с помощью которого создается общество манипулируемых людей, где личности нет места.

"Мы все должны быть одинаковыми, - внушает брандмейстер Монтэгу. - Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а... просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество".

Если принять такую модель общества, то опасность, исходящая от книг, становится самоочевидной: "Книга - это заряженное ружье в доме у соседа. Сжечь её. Разрядить ружье. Надо обуздать человеческий разум. Почем знать, кто завтра станет мишенью для начитанного человека".

До Монтэга доходит смысл предупреждения Битти, но он зашел уже слишком далеко. Он хранит в доме книги, взятые им из обреченного на сожжение дома. Он признается в этом Милдред и предлагает вместе прочитать и обсудить их, но отклика не находит.

В поисках единомышленников Монтэг выходит на профессора Фабера, давно уже взятого на заметку пожарниками. Отринув первоначальные подозрения, Фабер понимает, что Монтэгу можно доверять. Он делится с ним своими планами по возобновлению книгопечатания, пока пусть в ничтожных дозах. Над Америкой нависла угроза войны - хотя страна уже дважды выходила победительницей в атомных конфликтах, - и Фабер полагает, что после третьего столкновения американцы одумаются и, по необходимости забыв о телевидении, испытают нужду в книгах. На прощание Фабер дает Монтэгу миниатюрный приемник, помещающийся в ухе. Это не только обеспечивает связь между новыми союзниками, но и позволяет Фаберу получать информацию о том, что творится в мире пожарников, изучать его и анализировать сильные и слабые стороны противника.

Военная угроза становится все более реальной, по радио и ТВ сообщают о мобилизации миллионов. Но еще раньше тучи сгущаются над домом Монтэга. Попытка заинтересовать жену и её подруг книгами оборачивается скандалом. Монтэг возвращается на службу, и команда отправляется на очередной вызов. К своему удивлению, машина останавливается перед его собственным домом. Битти сообщает ему, что Милдред не вынесла и доложила насчет книг куда нужно. Впрочем, её донос чуть опоздал: подруги проявили больше расторопности.

По распоряжению Битти Монтэг собственноручно предает огню и книги, и дом. Но затем Битти обнаруживает передатчик, которым пользовались для связи Фабер и Монтэг. Чтобы уберечь своего товарища от неприятностей, Монтэг направляет шланг огнемета на Битти. Затем наступает черед двух других пожарников.

С этих пор Монтэг становится особо опасным преступником. Организованное общество объявляет ему войну. Впрочем, тогда же начинается и та самая большая война, к которой уже давно готовились. Монтэгу удается спастись от погони. По крайней мере, на какое-то время от него теперь отстанут: дабы убедить общественность, что ни один преступник не уходит от наказания, преследователи умерщвляют ни в чем не повинного прохожего, которого угораздило оказаться на пути страшного Механического Пса. Погоня транслировалась по телевидению, и теперь все добропорядочные граждане могут вздохнуть с облегчением.

Руководствуясь инструкциями Фабера, Монтэг уходит из города и встречается с представителями очень необычного сообщества. Оказывается, в стране давно уже существовало нечто вроде духовной оппозиции. Видя, как уничтожаются книги, некоторые интеллектуалы нашли способ создания преграды на пути современного варварства. Они стали заучивать наизусть произведения, превращаясь в живые книги. Кто-то затвердил "Государство" Платона, кто-то "Путешествия Гулливера" Свифта, в одном городе "живет" первая глава "Уолдена" Генри Дэвида Торо, в другом - вторая, и так по всей Америке. Тысячи единомышенников делают свое дело и ждут, когда их драгоценные знания снова понадобятся обществу. Возможно, они дождутся своего. Страна переживает очередное потрясение, и над городом, который недавно покинул главный герой, возникают неприятельские бомбардировщики. Они сбрасывают на него свой смертоносный груз и превращают в руины это чудо технологической мысли XX столетия.

«451 градус по Фаренгейту» - научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери.

«451 градус по Фаренгейту» краткое содержание

В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги - 451 °F (233 °C). В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём - вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг при этом подлежат аресту, одного из них даже отправляют в сумасшедший дом. Автор изобразил людей, потерявших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивным телевидением, проецирующимся сразу на стены (в которые встроены кинескопы), и заполняют своё свободное время просмотром телевизионных передач, бесконечных и бестолковых сериалов. Однако «благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения.

Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным», будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, частью которого он является, становится изгоем и присоединяется к небольшой подпольной группе маргиналов, сторонники которой заучивают тексты книг, чтобы спасти их для потомков.

«Пожарный» Гай Монтэг, знакомится с семнадцатилетней девушкой Клариссой Маклеллан и начинает понимать, что возможна иная жизнь. Клариссу считают странной из-за её увлечения природой, желания говорить о чувствах и мыслях и просто жить. Монтэг любит свою работу, но тайно забирает из нескольких домов книги, которые должен был сжечь. Гибель Клариссы, которую сбивает автомобиль, встреча с женщиной, которая отказывается покинуть собственный дом, залитый керосином, и сама чиркает спичкой о перила и сжигает себя вместе с книгами, усиливает внутренний разлад Гая. Позже Гай припомнит фамилию «Ридли», которая звучит во фразе той женщины: «Будьте мужественны, Ридли. Божьей милостью мы зажжём сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда» (начальник Монтэга брандмейстер Битти объясняет Монтэгу слова старой женщины: «Человек по имени Латимер сказал это человеку, которого звали Николас Ридли, когда их сжигали на костре за ересь в Оксфорде 16 октября 1555 года»). Монтэг решает бросить свою работу после случившегося. Он притворяется больным на сутки.

Брандмейстер Битти даёт Гаю день на то, чтобы прийти в себя, говоря, что у каждого пожарного бывают такие минуты в жизни. Но после этого он намекает ему, что Монтэг должен принести книгу, которую Монтэг украл у сгоревшей женщины и спрятал под подушку, чтобы сжечь её. Битти утверждает, что смысл уничтожения книг состоит в том, чтобы сделать всех счастливыми. Он объясняет Монтэгу, что без книг не будет никаких противоречивых мыслей и теорий и никто не будет выделяться, становиться умней соседа. А с книгами - «кто знает, кто может стать мишенью хорошо начитанного человека?». Жизнь граждан этого общества абсолютно избавлена от негативных эмоций - они только и делают что развлекаются. Даже смерть человека «упростили» - теперь трупы умерших кремируются буквально через пять минут, чтобы никого не беспокоить. Монтэг пытается разобраться в своих мыслях, просит свою жену Милдред помочь ему в этом, начинает доставать из тайника за вентиляционной решёткой книги и читать отрывки из них, но жена не понимает его, она в ужасе от происходящего, кричит о том, что он их погубит. Она отстраняется от него, надевая наушники, общаясь со своими телевизионными «родственниками» и с соседками.

Гай вспоминает о старике Фабере, которого он встретил год назад в парке. Старик спрятал что-то в левый карман пальто при виде Монтэга, вскочил, словно хотел сбежать, но Монтэг остановил его, потом завёл разговор о погоде и т. д. Старик сначала испугался, но потом признался, что он - бывший профессор английского языка, осмелел, стал более словоохотлив и прочитал наизусть несколько стихотворений. Оба избегали упоминать в разговоре о том, что Монтэг - пожарный. Фабер записал ему свой адрес на клочке бумаги: «Для вашей картотеки, - сказал старик, - на тот случай, если вы вздумаете рассердиться на меня». Гай находит карточку бывшего профессора, открыв стенной шкаф в спальне, в ящике с надписью «Предстоящие расследования» и звонит Фаберу. Он является к нему домой с Библией и просит выслушать его, научить понимать то, что он читает. Фабер дает Монтэгу миниатюрный приемопередатчик, похожий на слуховой аппарат, для экстренной связи. Они договариваются о том, что будут действовать сообща - делать копии книг с помощью печатника (знакомого Фабера), дожидаться войны, которая разрушит нынешний порядок вещей, и надеяться, что тогда, в наступившей тишине, станет слышен их шёпот.

Гай возвращается на работу со слуховой капсулой в ухе. Милдред, а до этого две соседки, мисс Клара Фелпс и миссис Бауэлс, которым он, разозлившись из-за их пустой болтовни, прочитал стих «Берег Дувра», доносят, что Монтэг хранит дома книги. Битти подстраивает всё так, что Гай приезжает на вызов по сожжению собственного дома. За ним следит электрический пёс, которого Монтэг всегда побаивался - он был уверен, что пёс настроен против него. По указанию Битти Гай сжигает собственный дом, а затем струей пламени из огнемёта убивает сознательно спровоцировавшего его на это Битти, оглушает двух пожарных и сжигает электрического пса. Но электрический пёс все-таки успевает задеть его прокаиновой иглой, одна нога Гая немеет, и это замедляет его передвижение. Повсюду слышен вой сирен, за ним гонятся полицейские машины, начинается организованная погоня на полицейских вертолетах.

Гая чуть не сбивает машина, его спасает падение. «Водитель вовремя сообразил, даже не сообразил, а почувствовал, что мчащаяся на полной скорости машина, наскочив на лежащее тело, неизбежно перевернется и выбросит всех вон». Поэтому в последнюю секунду машина круто свернула и объехала Монтэга. Гай подбирает книги и подбрасывает их в дом мисс Блэк и её мужа-пожарника. Далее он направляется в дом бывшего профессора. Там хозяин дома включает телевизор, и они узнают о транслируемой с воздуха погоне и о том, что доставлен новый электрический пёс, который выследит преступника. Монтэг советует своему союзнику сжечь покрывало с постели, бросить в печку стул, протереть спиртом мебель, все дверные ручки, сжечь половик в прихожей, - уничтожить все вещи и предметы, к которым он прикасался; Фаберу следует включить на полную мощность вентиляцию во всех комнатах, посыпать нафталином всё, что есть в доме, включить вовсю поливные установки в саду, промыть дорожки из шлангов, - чтобы прервать след Гая. Они договариваются о встрече через одну-две недели в Сент-Луисе, при условии, что останутся живы. Монтэг должен написать бывшему профессору до востребования на адрес главпочтамта. Туда Фабер отправится в гости к печатнику. Гай берёт чемодан со старыми вещами своего соратника и покидает его дом.

Монтэг пробирается к реке, переодевается в его вещи, заходит в воду, течение подхватывает его и уносит в темноту. Электрический пёс теряет его след у реки. Когда Гай выходит из воды, он заходит в лес, находит железнодорожную колею, ведущую из города вглубь страны, видит вдали огонь и идет на его свет. Там он встречается с группой людей, которые относятся к нему очень дружелюбно. Среди них: Грэнджер, который написал книгу под названием «Пальцы одной руки. Правильные отношения между личностью и обществом»; Фред Клемент, некогда возглавлявший кафедру Томаса Харди в Кембриджском университете; доктор Симмонс из Калифорнийского университета, знаток творчества Хосе Ортега-и-Гассета; профессор Уэст, много лет тому назад в стенах Колумбийского университета сделавший немалый вклад в науку об этике, теперь уже древнюю и забытую; Преподобный отец Падовер - он тридцать лет тому назад произнес несколько проповедей и потерял прихожан из-за своего образа мыслей за одну неделю. У них есть портативный телевизор, поэтому они заочно знают Гая. Ему дают выпить флакон с бесцветной жидкостью, чтобы изменить запах пота. Через полчаса, по словам Грэнджера, Гай будет пахнуть, как двое совсем других людей. По телевизору они наблюдают инсценировку смерти Монтэга, - вместо него электрический пёс прокаиновой иглой убивает случайного прохожего.

Далее выясняется, что новые знакомые Гая - часть сообщества, сохраняющего строки литературных произведений в своих головах до тех пор, пока тирания не будет уничтожена, а литературная культура не будет воссоздана (они боятся сохранять печатные книги, так как они могут выдать расположение повстанцев). Каждый из них помнит наизусть какое-либо литературное произведение. Монтэг, который помнит несколько отрывков из библейских книг - Екклесиаста и Откровения Иоанна Богослова, присоединяется к их сообществу. В одно мгновение начинается и оканчивается война, и группа профессоров вместе с Гаем наблюдает издалека за гибелью города в результате атомной бомбардировки. В этот момент Монтэг, бросившийся плашмя на землю, чувствует (или ему чудится), что он видит гибель Милдред. Фабер избегает гибели, он находится в это время в автобусе, следуя из одного города в другой. После катастрофы новые единомышленники отправляются в путь, и каждый думает о своем. «Позже, когда солнце взойдет высоко и согреет их своим теплом, они начнут беседовать <…> Монтэг чувствовал, что в нём пробуждаются и оживают слова. Что скажет он, когда придёт его черед? <…> „И по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее каждый месяц плод свой и листья древа - для исцеления народов…“ Да, думал Монтэг, вот что я скажу им в полдень. В полдень… Когда мы подойдем к городу».

Этот роман считается одним из самых известных его работ. Роман был издан в 1953 году. Смысл книги заложен уже в самом названии: 451 градус по Фаренгейту – это температура горения бумаги. В антиутопии рассказывается о недалёком будущем Америки.

По мнению автора, в будущем перестанут читать книги, и все производство будет направлено лишь на маркетинг, продажу и «отепление» человечества. Даже в таком неприглядном будущем Рэй Брэдбери смог разбавить тьму лучиками света в виде любви и жажды человека к познанию.

Рэй Брэдбери – мэтр фантастики

Именно так часто называют этого писателя . И неудивительно: большинство рассказов Брэдбери написал именно в жанре фантастики, он заложил множество традиций этого жанра. Автор написал 11 романов, 21 пьесу и около 400 рассказов.

В конце 40-х Брэдбери написал пять произведений , благодаря которым, как он рассказывал, и разгорелся «451 градус по Фаренгейту». «Пешеход», «Костёр», «Лучезарный феникс», «Эшер II», «Изгнанники».

В этих рассказах были наблюдения на тему цензуры, запрещённого чтения, силы личности и спасения искусства. Уже позже, в 1949 году Брэдбери, связав эти рассказы воедино, написал книгу «Пожарный». Тогда редактор издательства посчитал, что книга недостаточно проработана и вернул рукопись на доработку.

Спустя год кропотливой работы, Брэдбери завершил роман в том виде, в котором мы его знаем теперь, и назвал его «451 градус по Фаренгейту» . Википедия сообщает, что роман был издан тиражом 255 тысяч книг, сейчас в интернете легко можно найти бесчисленное количество онлайн-изданий. Брэдбери стал знаменитым, а книга об антиутопичном будущем вошла почти во все школьные курсы литературы.

По сюжету главный герой Гай Монтег работает пожарным . В этом мире они не тушат огонь, а, наоборот, разводят. Пожарные сжигают книги и их владельцев, потому что в будущем читать запрещено. Правительство делает все, чтобы устроить массовое отупение человечества – так людьми проще управлять. Гай Монтег десять лет сжигал книги и людей, у которых находили запретный товар. При этом он не задумывался о том, хорошо это или плохо – до определённого момента.

Однажды Монтег встречает молодую мечтательную девушку по имени Кларисса Маклеланд. Мимолётная встреча выбивает Монтега из привычной колеи. Кларисса сразу предупреждает, что она – сумасшедшая, но это не отталкивает Монтега. На вопрос «счастливы ли вы?» он не знает ответ. Этот вопрос переворачивает его жизнь.

Дома жена Монтега отравилась таблетками . Она не пыталась покончить с собой, просто закидывала снотворное одну за одной и не заметила, как отравилась. Монтег понимает, что в его жизни все происходит машинально, даже брак превратился в бессмысленную рутину. Его жена мечтает о стене-телевизоре, уже четвёртой в их доме. На этом её мечты заканчиваются. Детей она не хочет и всё больше погружается в мир сериалов и телешоу.

Монтег, благодаря коротким встречам с Клариссой, вырывается из рутины и уже не может с тем же беспристрастием жечь книги. На очередном вызове хозяйка дома отказывается покинуть дом, и её сжигают вместе с книгами. Гай Монтег не понимает, ради чего она умерла, и на следующий день не выходит на работу – он чувствует себя больным и разбитым. Тут же он узнаёт, что Клариссы больше нет – она попала под машину.

К больному пожарному приходит начальник, брандмейстер Битти . Судя по описанию, он неглупый человек, но придерживается радикальных взглядов: Битти читает наставления и рассказывает про общество потребления. Книги становятся меньше, издания сокращаются. Все делается для того, чтобы человек мог проглатывать информацию. Классические книги перекраивают в 15-минутное шоу. Битти внушает, что люди должны быть одинаковы, что в современном мире нет места личностям. Только тогда все будут счастливы. Книга в таком мире – оружие, поглощающее человеческий разум.

Монтег слушает, но уже не может остановиться. Кларисса и женщина, сгоревшая в огне, не отпускают его. Гай Монтег принёс домой книги. Когда он предлагает жене вместе прочитать, та в ужасе отказывается. Пытаясь разыскать других владельцев книг, Монтег выходит на очередного подозреваемого: профессора Фабера. За ним давно следят пожарные, и поначалу Фабер говорит с Монтегом с осторожностью. Потом все же рассказывает о своём изобретении: книгопечатание. Теперь любые книги можно размножить, пусть пока и в малых количествах. Фабер даёт приёмник-капельку, благодаря которому они могут связываться в любой момент. Кроме того, приёмник поможет Фаберу узнавать о работе пожарных изнутри.

Когда над страной нависает угроза третьей войны , Фабер надеется, что после неё люди вспомнят о книгах и решат вернуться к истокам. Монтег же ведёт свою личную борьбу: он показывает книги не только жене, но и её подругам. Они не выдерживают и доносят на него. Выезжая на очередной вызов, Монтег с удивлением подъезжает к собственному дому. Начальник Битти заставляет его собственноручно уничтожить книги. В этот момент Битти обнаруживает передатчик в ухе Монтега. Гай, стараясь сохранить тайну, направляет огнемёт на Битти и двух товарищей, после чего скрывается. Его поиски объявляют по всей стране, называя опасным преступником.

В этот же момент начинается война. За Монтегом высылают Механического Пса – холодного робота убийцу. Монтегу удаётся уйти, но Механический пёс вместо него убивает случайного прохожего. Его выдают за мёртвого Гая, чтобы показать, что никто не может уйти безнаказанным.

По подсказкам Фабера, герой уходит из города и находит тайное сообщество . Оказалось, все это время были люди, которые сохраняли книжную классику – в своей голове. Они заучивали книги целиком, а потом разносили знания, воспроизводя книги прямо из головы. Все общество с нетерпением ждёт окончания войны. Они верят, что когда на страну сбросят бомбы, человечество вернётся к тому, с чего начало. Тогда людям вновь понадобятся книги.

Герои

Анализ романа

Структура и сюжет романа основаны на противопоставлениях: свет и тьма, суета и спокойствие.

Искренняя и живая Кларисса противопоставляется сухой, статичной Милдред . У жены главного героя даже лицо с застывшими чертами. Освещённый тёплым светом веранда Клариссы совсем непохожа на холодную спальню Монтега.

Название второй главы «песо и сито» намекает на невозможность наполнения жизни смыслом. Когда Монтег в этой главе пытается прочесть в метро библию, он не может разобрать ни слова – все сознание забивает громкая музыка.

В конце книги мы видим, наконец, светлую сторону пламени: это утренние лучи солнца, освещающие вереницу людей. Ведёт просветителей, что символично, Монтег, ещё недавно сжигавший книги.

В этом рассказе описывается Америка в недалеком будущем, такой, какой её видел автор в пятидесятых годах.


Роман писался как антиутопия. В нем присутствует Гай Монтэг, служащий пожарником, которому около тридцати лет. В это придуманное время пожарные не занимаются тушением пожара, а собирают книги и сжигают их вместе с теми, кто попытался их прочесть. Гай Монтэг часто сжигает книги, и его не беспокоит то, что он сжигает историю.


Вскоре герой встречается с Клариссой Маклеланд, он понимает, что долгое время был в забвении. Кларисса очень отличается от всех людей, она заботится о природе и часто чувствует себя одинокой. Как-то Клариса Маклеланд говорит Гаю Монтэгу, что он сейчас ослеплен. Гай Монтэг совершенно по-новому начинает смотреть на жизнь, если такую жизнь можно назвать жизнью.


Когда-то давным-давно произошел Несчастный случай с его бывшей женой Мелдрид. Вернувшись домой, он нашёл её без сознания. Она выпила очень много таблеток, хотя и не хотела заканчивать жизнь самоубийством. В тот день Гай Монтэг вызвал скорую, медики перелили Милдред много крови, муж расплатился и врачи уехали.


На тот момент они женаты были уже очень долго, хотя супружеской жизнью это не назовёшь. Детей они не имели, так как жена не хотела детей. Милдред очень любила телесериалы, как-то она была в диком восторге, от того что получила сценарий нового сериала, с возможностью дополнить его её идеями. У них в гостиной было три телевизора на всю стену, но жена очень хотела купить четвёртый, чтобы почувствовать себя частью сериала.


После встречи с Клариссой, Гай Монтэг приобретает человеческие чувства, он перестает понимать коллег и он начинает одолевать их странными вопросами. В этот раз их вызвали к хозяйке дома, которую уличили в хранении книг. Хозяйка остаётся дома и ее сжигают вместе с книгами. После такого потрясения Гай Монтэг не хочет на следующий день идти на работу. Гай Монтэг жалуется на здоровье своей жене, но она его не поддерживает. Жена узнает, что Кларисса умирает, попав под автомобиль, и сообщает это Монтэгу.


Вскоре в их дом приходит начальник, его зовут Битти. Битти читает Гаю Монтэгу лекции с дисциплинами, такими, какими их видит автор, так как начальник решил, что его подчиненный это заболевший механизм, который необходимо отремонтировать.


Брандмейстер очень долго сидел с Гаем Монтэгом, объясняя, что все люди не обязаны выглядеть отличительно от других, что даже если в конституции объяснено, что люди должны быть свободны и равны с рождения, быть типичными приносит огромное счастье. Битти так говорит лишь затем, что так ему внушили, похожие личности имеют значительно большую возможность быть счастливыми, так как нет великанов из чиновников, ведь с ними чувствуешь себя ничтожным. Битти объямняет, что именно такое общество можно получить, лишь избавившись от всех книг, ведь они опасны, они пытаются научить людей власти.

Брандмейстер погружается всё глубже в сознание Гая Монтэга и объясняет, что книга является оружием, их обязательно надо сжечь, чтобы людской разум был в покое, ведь ктознает какое поведение будет у начитанного человека завтра. Гай Монтэг понимает всё сказанное брандмейстером Битти, но уже было слишком поздно, его сознание расширилось, и Гай чувствует себя уже иначе. Ещё никто кроме него не знает о том, что Гай Монтэг взял несколько книг из последнего дома, который они сжигали.

Америка в преддверии войны. Но даже то, что несколько атомных конфликтов нация уже пережила, у американских людей сейчас появится желаниезадуматься об обучении книгой и перестать думать о телевидении. Фабер монтирует в ухо Гаю Монтэгу небольшой приемник. Он необходимФаберу для того, чтобы всегда иметь возможность связи с Гаем Монтэгом и получить информацию от пожарников.


Угроза войны всё ближе и ближе. Телевидение и радио сообщает, что всем необходимо мобилизоваться и народ начинает собираться. Но всё-таки у Гая Монтэга тоже происходят перемены. В тот день, когда он предложил жене прочесть книги, он нарвался на серьезный скандал. Гай Мантэг уходит на работу. Он и его команда выезжают на срочный вызов. Вскоре он понимает, что их машина подъезжает его дому. Начальник говорит, что его жена рассказала, что у него есть книги, хотя сделала это не только она, но и ее подруги.

Гая Монтэга заставляют сжечь свой дом вместе с книгами. Его начальник замечает приемник в его ухе, поэтому Гай Монтег убиваетбрандмейтера Битти, направив свой огнемет на него, также он поступает с двумя другими пожарниками. Вскоре общество объявляет Гаю Монтэгу войну и одновременно начинается бомбардировка города. Гай Монтег сбегает. Пожарные решают уйти от наказания, что упустили Гая Монтэга и поэтому сжигают случайного человека. Так как за всеми действиями следили по телевизору, такой исход приняли все граждане. Фабер дал инструкции Гаю Монтегу, чтобы тот ушел из города и смог встретиться с необычным сообществом. Для него было новостью, что в его стране расцветала духовная оппозиция.

Некоторые люди решили, что если пожарные и человечество уничтожают книги, то чтобы спасти их, необходимо их выучить. В этом необычном сообществе все начали рассказывать наизусть различные произведения. Все эти люди считают, что сохранят эти знания, и когда-нибудь смогут дать их обществу. В Америке очень трудное время, над городом, из которого уехал герой, постоянно слышатся взрывы. От этих бомб город превращается в руины вместе со своими технологиями.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...