Краткий анализ: Блок, "Стихи о прекрасной даме". Анализ стихотворения блока о прекрасной даме сочинения и текст

Александр Блок вошел в литературу как поэт-символист. На рубеже веков европейская культура переживала глубокий кризис в связи с разочарованием в прежних общественных идеалах. Ощущение неизбежной гибели общественного строя и катастрофичности бытия требовало пересмотра прежних моральных ценностей. Так возник символизм - одно из ярких литературных течений в поэзии рубежа веков. Символизм - это эстетическая попытка уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей и истин. В поэзии символистов наметился отход от гражданских традиций русской классики. А. Блок, А. Белый, В. Иванов принадлежали к «младшим» символистам, которые определяли символизм как философско-религиозное понимание мира.

«Стихи о Прекрасной Даме» (1904) - первый поэтический сборник А. Блока, оригинальное и уникальное произведение великого поэта. Его называют лирическим дневником Блока, так как в основе его лежат факты его биографии, рассказывается о его переживаниях и чувствах. Сам цикл «Стихов о Прекрасной Даме» является второй (центральной) частью сборника. Однако его особенности трудно понять без обращения к тем стихотворениям, которые составили раздел «Ante Lucem», открывающий книгу. Уже само название (в переводе с латинского - «до света») говорит об одиночестве лирического героя, о его пребывании во мраке. Стихотворение «Пусть светит месяц - ночь темна…» как раз и рассказывает об оторванности лирического героя от радостей мира:

В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

Поэт сравнивает состояние души своего героя с темной ночью. «Ночь распростерлась» над ним, и в душе его такая же темнота. Одиночество героя с характерным романтическим мироощущением усугубляется оторванностью от жизни. Хотя нигде нет прямого противопоставления «я» и «мы», тем не менее, видно, что где-то есть люди («Среди толпы блуждаю я»), которые живут по-другому, но лирический герой не может и не хочет порвать со своим одиночеством. «Пусть жизнь приносит людям счастье», но не ему. Такова его позиция. И она подкрепляется его концепцией двоемирия. Он - творческий человек - пытается постигнуть тайны мироздания, то есть тайны небесного, неземного мира. А, как известно, ночь для раздумий - наилучшая пора. Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишьем, в котором и выражено мироощущение героя:

Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, -
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

Лирический герой убежден, что ночь для него останется темной, пусть даже и месяц светит. Однако здесь слышится и намек на возможность появления света в этом сумрачном мире. Мглу поэт называет «передрассветной», а это значит, что надежда на перемены все-таки есть.

Центральным циклом сборника являются стихи, которые так и озаглавлены - «Стихи о Прекрасной Даме», отражающие развитие сложного любовного романа между поэтом и его будущей женой Л. Менделеевой. Здесь тоже, как и в первом цикле, нет ощущения реальности. Все очень зыбко, неясно, неопределенно. Однако поэт намекает здесь на приближение той, кто наполнит его жизнь смыслом, - Прекрасной Дамы. У Блока возникает и получает развитие средневековый мотив рыцарского служения своей даме сердца. Мы не видим ее. Она бесплотна, ее облик неясен, но все намекает на ее появление.

Стихотворение «Ветер принес издалека…» отличается своей динамикой. Именно ветер (так и хочется сказать «ветер перемен») становится здесь свидетельством приближения той, которая является воплощением прекрасной и неземной сущности мира. Она сравнивается с «близкой весной», о ней «реяли звездные сны», а ветер доносил ее «звучные песни».

Теперь у Блока возникают и иные образы. Так, вечная ночь понемногу рассеивается - появляется «клочок неба», который к концу стихотворения расширяется до «бездонной лазури». Меняется не только мир света, но и мир звука. Если раньше лирического героя окружала мертвенная и беззвучная ночь, то теперь ветер приносит «песни намек», который потом переходит в «звучные песни».

Жизнь поэта до появления его Прекрасной Дамы сравнивается с зимой. И сразу же возникает предчувствие скорого борения зимы и весны. Нет, весны еще нет, лирический герой только еще ощущает ее «сумерки», но она уже близка:

В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури…

Если более ранние стихотворения отличались статичностью, то это поражает своей динамикой. Движение передается здесь многочисленными глаголами («принес», «открылся», «плакали», «реяли») и подвижным ритмом. Сама композиция стихотворения строится таким образом, что все говорит о скором разрушении одиночества лирического героя, о предчувствии появления той, которую он пока не знает, но видит в «звездных снах».

Таким образом, центральным сюжетом «Стихов о Прекрасной Даме» становится ожидание той встречи, которая преобразит лирического героя, соединит мир небесный и земной. Лирический герой и его Прекрасная Дама заранее не равны в представлении поэта. Она есть недостижимый и вечно прекрасный его идеал. Он же рыцарь, готовый служить ей и преклоняться перед ней.

В «Стихах о Прекрасной Даме» воплотилась характерная для символистов идея «двоемирия» - противопоставление «земли» и «неба», материального и духовного. Прекрасная Дама - это Душа мира - женственная по природе субстанция. Эта идея принадлежит В. Соловьеву, который создал учение о Мировой душе, являющейся духовным началом, гармонией, символом добра и красоты.

В целом, для поэтического сборника Блока характерны возвышенные чувства, разрыв с реальной действительностью, святость неземных идеалов, культ красоты.

Лирический сюжет цикла составляет ожидание встречи героя и Прекрасной Дамы, которая должна преобразить мир, сделать царство божие на земле. Лирический герой - существо земное - испытывает любовь к Прекрасной Даме, к божеству, к неземному идеалу:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

В ореоле святости и божественной лучезарности является герою его мечта, надежда на грядущее счастье. Не случайно действие происходит в храме, где человек через молитву общается с Богом.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Прекрасная Дама - неземное существо, лишь отдаленно напоминающая женский облик. Это возвышенная идея, мечта человека о лучшей жизни, надежда на счастье, тоска по непостижимому.

«Стихи о Прекрасной Даме» написаны утонченным и изысканным языком, проникнуты поиском идеала, гармонии, красоты, резким неприятием будничной жизни, стремлением к совершенству.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Александр Блок поэт-символист, который жил на рубеже веков, в смутное время, когда велась переоценка ценностей, пересмотр принципов жизни. И вдруг «Стихи о Прекрасной Даме »? Во времена протестов, репрессий, подавления человека, как личности независимо крестьянин ты или дворянин. В такое время хотелось хоть как-то спастись от действительности. Вот как раз писатели и стали прибегать к символизму, дабы найти отдушину, стали прибегать к мистическому и нереальному.

Стихи о Прекрасной Даме история создания

Блок нашел свою отдушину в любви, в том чувстве, которое окрыляет и возводит до небес. В любви к «Прекрасной Даме», которую стал излагать на листах бумаги. Так появились у Блока «Стихи о прекрасной Даме». В каждом своем произведении он искал спасения, скрывался от серости будней и это ему удавалось. Он, когда писал, попадал в райское место, в мир любви к «Прекрасной Даме», образ которой он сотворил в своих мыслях и стал ему поклоняться «порой - слуга, порою - милый; и вечно - раб»,- как пишет в стихах поэт.

Блок боялся, что в реальном мире он не найдет такой женщины, потеряется созданный им образ: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Однако Блок продолжает искать «Прекрасную даму», он ищет ее везде, слышит ее голос, дыхание на улицах, ищет ее взгляд и находит. Находит намного прекраснее женщину, настоящую, живую.

Он встретил свое счастье, свою любовь в образе Менделеевой Лидии. Его любовь с еще большим рвением стала отображаться на бумаге. Он боялся спугнуть ее, он не хотел, чтобы она упорхнула, будто бабочка, поэтому долго лишь следил за ней, любовался издали, но он понимал, это та самая женщина, та самая «Величавая Вечная Жена», его половинка «не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая - Ты». И он решился сделать предложение. С годами чувства не угасли, а только разгорались, о чем свидетельствуют произведения, вошедшие в цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?

Отвечая на вопрос: «Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме», с уверенностью можно сказать, ей, Лидии Менделеевой, которая прожила с ним до последнего его дыхания. Только ей одной и прекрасному чувству любви были посвящены такие замечательные шедевры.

Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме

Работая над «Стихами о Прекрасной Даме» Блока и делая анализ, мы можем сказать, что здесь переплелось «двоемирие»: небо и земля, материальное и духовное. Все стихи, наполнены возвышенными чувствами, здесь ощущается разрыв с действительностью, создание неземных идеалов. Когда читаешь стихи о прекрасной женщине, начинаешь понимать все чувства, которые испытывал поэт и кажется, будто бы читаешь его жизнь, ведь не зря же раннюю лирику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» назвали лирическим дневником поэта.

Это популярно:

Анализ стихотворения «Пороша» Есенин Анализ стихотворения «Муза» Ахматова Анализ стихотворения «Дверь полуоткрыта…» Ахматова Анализ стихотворения «Я - Гамлет…» Блока Анализ Стихотворения А.А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…»

Прекрасна ты,моя великая принцесса.
Весна в душе твоей мимозой расцвела.
Познать всю правду сказочного леса
Мечтала в детстве,принца ты ждала.

Хотела ты без памяти влюбиться.
Стать для него желанною одной,
И страстною,как может только львица,
Свести с ума,очаровав собой.

И вот пришёл желанный-неказистый,
Но это принц,он принц твоей души.
А взгляд его неистовый и чистый.
Скорей к нему в объятия спеши.

Вы проживёте вместе жизнь большую,
Пройдёте вместе тысячи дорог.
И судьбы во единую цепь связуя,
Пока смерти молчит ещё звонок.

Нежная и скромная заря,
Для меня милее в мире нет!
Говорить не стану я зазря!

Если улыбаешься мне ты,
Солнце прогоняет тьму ночи,
И сюда с небесной высоты
Тянет свои теплые лучи!

И как лань волнующе стройна!
Для меня такая ты одна!

О, женщины, земное чудо!
Вас всех для счастья создал Бог.
Глаза - прекрасней изумрудов,
Душа - таинственный цветок.

Жизнь - это вечное движенье.
За мир всегда в тревоге мать
И за судьбу детей. С рожденья
Их ей лелеять, охранять.

Легко живется рядом с вами.
Вы все стараетесь успеть.
Все сделать добрыми руками,
Над колыбелью песни спеть…

Кто с вами красотой сравнится?
Вы от вниманья, нежных слов ,
С мужчиной рядом, как царицы,
Цветок любви среди цветов.

О, наши милые царицы!
За все старанья вам поклон!
Пусть счастье с вами породнится
И станет жизнь, как чудный сон.

Во всем стремитесь к совершенству,
Цените жизни каждый час.
Пусть испытает тот блаженство,
Кто всей душой полюбит вас.

Ты мой ясный, утренний рассвет,
Нежная и скромная заря,
Для меня милее в мире нет!
Говорить не стану я зазря!

Если улыбаешься мне ты,
Солнце прогоняет тьму ночи,
И сюда с небесной высоты
Тянет свои теплые лучи!

Словно лунный свет неуловима,
И как лань волнующе стройна!
Манишь ты к себе неумолимо...
Для меня такая ты одна!

Мне нравится быть женщиной за двадцать:
Смеяться, увлекаться, ошибаться,
Влюляться до безумия навеки
И видеть друга в каждом человеке.

О звуках Мендельсоновского марша
Мечтать. И чтоб мужчина был постарше...
Надеяться стать светочем Вселенной,
Чтоб замер мир передо мной смиренно!

Мне нравится быть женщиной за тридцать:
Сиять огранкой и собой гордиться,
Любить со страстью и душой и телом,
Желанной быть, раскованной, умелой.

Семью хранить, как свечечку, в ладошках,
Слыть умницей, но взбалмошной немножко.
И чувствовать: я- светоч во Вселенной,
Мир замирает предо мной смиренно!

Мне нравится быть женщиной за сорок:
Быть мудрой и прекрасной, как богиня,
Не ведающей злобы и гордыни,
При этом знать: Я - светоч во вселенной
И замер мир передо мной смиренно!

На коленях свернувшись кошечкой
Ты читала мне книги вслух
Ты родная, моя хорошая!
Был любовник тебе, был друг!

Приходил, задушив в объятиях
Грела быстро простой обед.
Поклянусь на своем распятии
Никого мне дороже нет.

О, женщина! – творение Богов!
Ты лучшее создание Вселенной!

Всегда бывая необыкновенной!

Глаза твои – сияние озер,


Морозы отводящий стороною!



Тебе желаю счастья до небес,

Ты - океан из нежности и ласки,
Ты - целый мир из света и цветов,
Ты - радуга эмоций, где все краски
Смешала вдруг волшебница Любовь.

Ты - королева вкуса, моды, стиля,
Собою глянец ты затмишь любой.
И сколько бы тебе вокруг не льстили,
Ты искренна всегда сама с собой.

Сердце покорила красотой небесной,
Смехом-переливом, грацией, умом,
Делая простую тему интересной,
Ты весьма желанна в обществе любом.

Юмор твой уместен и не жалит ядом,
Лести нет фальшивой – искренна всегда.
Счастлив я безмерно быть с тобою рядом,
Ты – небес подарок, ты – моя звезда!

Всю жизнь мечтаю я глаза в глаза
Пробыть, любимая, с тобой наедине -
Иначе тайну их понять нельзя,
Загадка эта не доступна мне!

Они красивы в опушении ресниц,
Их цвет изменчив, как и небеса,
Не хватит даже нескольких страниц,
Чтобы воздать хвалу твоим глазам!

Красивая и нежная, робкая, не спешная,
Милый ангел во плоти, ты с ума меня сведи!
Мой покой ты забрала, одним взглядом
Очаровала меня!
Прикоснись к моей груди,

И почувствуй ритм сердца,
Как оно бьется в груди.
Ты в глаза мне посмотри.
В них прочтешь ты все о моей любви!

Ведь я люблю тебя так страстно,
Но любовь она не опасна.
Отдайся ей, иди в мои объятья.
Моя мечта - это ты одна!

Чистота в душе -
как колодец бездонный,
который не вычерпать до дна.
Вкусна и прохладна водица.

Так хочется прильнуть губами,
пить и никогда не напиться!
Но как колодец сохранить,
чтоб он не засорился,

не измельчал
и не забился илом?

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год,и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду,никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Женщина должна быть загадкой:
Маленькой, миленькой,сладкой.
Кокетничать,строить глазки,
Верить во всякие сказки.

Оставаться святой и грешной,
Быть красивой душой и внешне.
Обаятельным, хитрым бесенком,
Нежным. мягким пушистым котенком.

Шалуньей веселой, игривой,
Любить и всегда быть любимой.
Влюбленной безумно и страстно,
Ласковой, робкой и властной,

Сквозь слезы уметь смеяться
И никогда не сдаваться........

Милая, смешная сумасбродка,
Женщина по имени Душа
Промочила и пальто, и боты,
И опять часы её спешат!

В облаках, как будто в белой шали,
Прыгала в воздушные струИ,
“Как же в небесах тебя держали
Крылышки прозрачные твои?

Ну и что, нашла ключи от рая?”
Прикорнув на стуле у двери,
Пёрышки рукой перебирая,
Улыбнувшись грустно, говорит:

“Это верно, на подъём легка я,
Даже под дождём и на снегу.
Извини,что глупая такая-
На земле остаться не могу..

Не зови меня в богатый терем,
Где всегда покой и тишина -
Сонная и сытая тетеря,
Разве буду я тебе нужна?

Не читай морали и нотаций,
Помудреть до срока не проси,
Дай мне напоследок налетаться,
Дай - пока ещё хватaeт сил...

Золотая клетка не годится
Мне для постоянного жилья,
Я-Душа,а это значит- птица,
Ипостась крылатая твоя..

Жизни дали срок такой короткий
A не судят тех, кто не грешат...”
Милая, смешная сумасбродка
Женщина по имени Душа

Всем женщинам, которые читают эти строки –
Наполненные нежностью слова,
Я вас прошу – не подводить итоги,
Ведь с каждым утром эта жизнь – нова.

Вы,просыпаясь ранним утром,доверяйте встречам
Они приносят убеждение в том,
Что только вера и любовь излечат,
Что счастье–близко,по дороге в дом!

Вы только не грустите и не отдавайтесь страсти
Неверия,отчаянья и зла.
Все эти мимолётные напасти
Как от костра бессильная зола.

Молитва за женщину.
Огради её от мук,
От обиды, слёз и горя,
От несчастья и боли,

От потерь и от разлук.
Огради от сплетен, лжи,
Равнодушия и лести,
От падения и мести,

От невзгод всех огради.
Огради от злой молвы,
От страданья и печали,
Пусть беды к её причалу

Не пристанут корабли.
Нежность встреч ей подари,
Теплоту, любовь и счастье,
Дружбу, чистоту участья,

Луч не гаснущей зари.
Подари ей, поспеши,
Чистоту всех отношений,
Не коснутся пусть лишенья
Её трепетной души

Вженщине есть сила, которая изумляет мужчину.
Она может справиться с бедой и вынести тяготы жизни.
Она несет счастье, любовь и понимание.
Она улыбается, когда ей хочется кричать, поет, когда хочется плакать.

Плачет, когда счастлива, и смеется, когда боится.
Она борется за то, во что верует.
Восстает против несправедливости.
Не принимает отказа, когда видит лучшее решение.

Она отдает всю себя на благо семьи.
Ведет подругу к врачу, если та боится.
Любовь ее безусловна.
Она плачет от радости за своих детей.

Радуется успеху друзей.
Умиляется рождению ребенка и свадьбе.
Сердце ее разрывается от горя, когда умирают родные или друзья.
Но она находит в себе силы продолжать жить.

Она знает, что поцелуй и объятие могут исцелить разбитое сердце.
У нее лишь один недостаток:
Она забывает о своих достоинствах…
Передай это своим подругам, чтобы напомнить им, какие они чудесные

О, женщина! – творение Богов!
Ты лучшее создание Вселенной!
Владеешь ты могуществом волхвов,
Всегда бывая необыкновенной!

Глаза твои – сияние озер,
Влекут своей бездонной глубиною!
А сердце – согревающий костер,
Морозы отводящий стороною!

С тобою встреча – чудо из чудес!
Ты фея из прекрасной доброй сказки,
Тебе желаю счастья до небес,
Любви Великой, нежности и ласки!

Любите женщину за грех, который вынесла из рая.
А не за то, что лучше всех она готовит и стирает.
Любите женщину за грусть, которую от Вас скрывает.
За то, что рядом с нею груз проблем быстрее убывает.

Любите женщину за ум, который и велик и скромен.
За детского веселья шум, рассветным утром в Вашем доме.
Любите женщину за ночь, которую она Вам дарит,
И за желание помочь, когда смертельно Вы устали.

И за бесценный дар небес- сарказмы терпеливо слушать.
Любите в женщине мечту и интригующую тайну.
Не унижайте красоту упрёком, брошенным случайно.
Любите женщину за лесть, ласкающую ваши уши.

Любите в женщине протест, как любит слабых победитель.
И ПРОСТО ТАК, ЗА ТО, ЧТО ЕСТЬ ОНА У ВАС-ЕЁ ЛЮБИТЕ

Распечатать

Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии - - «Стихи о Прекрасной Даме». Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. В учении философа о Душе мира, или Вечной Женственности, Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. «Высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь прозреть ее небесную природу. «Стихи о Прекрасной Даме» многоплановы. Там, где в них говорится о реальных чувствах и передается история «земной» любви, - это произведения интимной лирики. Но «земные» переживания и эпизоды личной биографии в лирическом цикле Блока важны не сами по себе - они используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Важно не столько увидеть и услышать, сколько прозреть и расслышать; не столько рассказать, сколько поведать о «несказанном».

Сюжет блоковского цикла «Стихи о Прекрасной Даме» - это сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом. Участники этого сюжета - «он» и «она». Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина, каждое свидание с которой открывает в ней лирическому герою какую-либо новую черту. «Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека» или встречается с ней «на закате». В разные встречи на ней может быть «сребристо-черный мех» или «белое платье». Она скрывается «в темные ворота» и т. п. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой

Вечной жены», «Святой», «Ясной», «Непостижимой»… То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен» - вполне «земная» самохарактеристика. А далее он уже «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Драматизм ситуации ожидания - в противопоставлении земного и небесного, в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви лирического героя вознесен на недосягаемую высоту, его поведение определяется ритуалом самозабвенного служения. «Он» - влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению схимник. «Она» - безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя

21. Блок. «Стихи о России»

Отечество для Блока - маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то можно увидеть Россию во всем ее многообразии. Блок показывает нам и старую Русь, и революционную Россию, охватывая большой период истории. Он не оставил вниманием даже такое отделенное от нас веками событие, как Куликовская битва.

У Блока существует цикл стихотворений «На поле Куликовом», где в каждом слове чувствуется неизбывная любовь к Родине: «О, Русь моя! Жена моя!» - так обращается к ней поэт, то есть не только как к живому, но как к самому близкому существу на свете. «Наполе Куликовом» - произведение, где Русь предстает в дыму и крови, истерзанной, (!) но гордой.

Совсем другой представляется нам страна в стихотворении «Русь». Это таинственная, колдовская земля. Здесь обитают колдуны, ворожеи, черти и ведьмы. Это загадочно, дико, страшно, но в то же время прекрасно. Однако за сказочными картинами скрывается печаль ный образ нищей, убогой жизни. Он проглядывает лишь за отдельными словами: «под заревом горящих сел», «утлое жилье». А разгадка той тайны, о которой стихотворение, в У том, что:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот -она не запятнала,

Первоначальной чистоты.

Для того чтобы постичь «живую душу», нужно не просто наблюдать за нею, нужно разделить, с русским народом его жизнь, его судьбу. В стихотворении «Россия» страна открывается еще с одной стороны. Этот образ будет близок каждому, кто хоть раз был в деревне, ехал по разбитой проселочной дороге. Поэт всего в нескольких строфах, но так живо передал облик русской деревни с ее «расхлябанными колеями» и «серыми избами». Такие картины остаются правдивыми и по сегодняшний день. Помимо любви к Родине здесь видна вера в ее силу и несокрушимость («… не пропадешь, не сгинешь ты»).

Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина - женщина; она подобна «прекрасной незнакомке», к которой поэт обращается в своих ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока - понятия неразделимые и одинаково значимые.

А. А. Блок жил в революционное время. Он чувствовал грозу, носившуюся в воздухе,.наступление Октября. И он пишет:

Я верю: новый век взойдет

Средь всех несчастных поколений.

Поэма «12» КАК НИ СТРАННО ТОЖЕ О РОДИНЕ (ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ)

Возникновение поэмы «Двенадцать» было закономерно. Блок размышлял о дальнейшей судьбе России. Это произведение до сих пор трактуется неоднозначно. Даже сам автор, как известно, сомневался в правильности выбора образов.

Блок - символист, его поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: «Черный вечер. Белый снег». Черный цвет - зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый - чистота, духовность, свет. В поэме встречается и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это - кровь.

Старый мир уподобляется шелудивому псу. Его пытаются прогнать - он бредет следом, не отстает.

Рваный ритм стихов призван отразить поступь революции. Строки то рвутся вперед, то замедляют ритм. Это - «музыка» тех дней, сама атмосфера революции.

Кульминация поэмы - появление двенадцати апостолов в образе двенадцати солдат (или наоборот?). Во главе их - Иисус Христос. Блока осуждали за это, он и сам колебался, но понял - этот образ единственно верный. Тут Христос выступает не как некая религиозная фигура, сверхчеловек, сын Божий. Этот образ лишь позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости.

«Двенадцать» - неоднозначное произведение. Кто-то видел в нем «поэму революции», кто-то - нет. Одни осуждали без всяких оговорок, другие же, наоборот, безапелляционно признавали поэму лучшим творением автора. Бесспорно одно - Блок показал Россию в совершенно новой ипостаси.

Постепенно Родина у Блока из простушки, у которой «плат узорный до бровей», превращается в страну фабричных труб и заводских стен. Поэт много размышлял о национальной промышленности и видел в ней путь к обновлению.

Блок воспевал Россию как прекрасную женщину с множеством ликов. Он видел в этом свое призвание.

В 1904 году впервые опубликовал Александр Блок "Стихи о Прекрасной даме". Анализ, проведенный исследователями его творчества, показывает, что это первый серьезный сборник стихотворений поэта. Он сразу же выделил Александра Александровича среди других художников слова. В нашей статье мы проведем анализ о Прекрасной даме" - одно из лучших творений Александра Александровича.

Чувство к Л. Менделеевой

Интересующий нас цикл был создан под влиянием чувства, которое Блок испытывал к Любови Менделеевой, в будущем ставшей его женой. Боблово, усадьба Менделеевых, была расположена возле Шахматова, родового имения Александра Александровича. Благодаря этому он мог часто видеться со своей будущей супругой. На фото ниже - Блок с Л. Менделеевой.

Влияние учения В. Соловьева

Интересующий нас сборник создан также под влиянием учения В. Соловьева о вечной женственности. Согласно этому философу, Вечная Женственность может примирить небесное и земное, божественное и мирское. Благодаря ей обновляется душа поэта. Чувство, которое испытывал А. Блок к Л. Менделеевой, было переосмыслено Александром Александровичем в духе учений о мировой душе Платона и о Вечной Женственности, выступающей в качестве нетленного божественного начала.

Позиция Соловьева полностью соответствует мнению Блока этого периода. Философ смотрит на Вечную Женственность как на явление, имеющее космический масштаб. Поэт также видит в своей возлюбленной воплощение божественного начала. Мы можем судить об этом по письмам, адресованным Любови Менделеевой. Эти взгляды Александра Александровича и определили общий характер его поэтического цикла под названием "Стихи о Прекрасной даме". В героиня цикла - мистический, непостижимый образ ("Святая, "Дева", "Непостижимая"). Порой это и реальная женщина, которая имеет конкретные черты: высока, стройна, всегда надменна и сурова.

Мистический ореол

Мистическим ореолом отмечен сборник его позволяет заметить, что ощущение нереальности всего происходящего усиливают поэтические эпитеты, такие как в тихой заводи, неведомые тени, белое платье. Они окружают мистическим ореолом чувство автора. Любовь лирического героя переходит в поэзию полутонов, символов, намеков. Это чувство - состояние души. Оно одновременно заставляет переживать лирического героя и пленяет его. Александр Александрович обращается к символу, переводящему восприятие из мира реально-конкретных вещей в таинственный, непостижимый, смутно угадываемый мир. Такой взгляд на искусство и определил общий символический характер интересующего нас цикла.

"Девушка пела в церковном хоре..."

Давайте обратимся к этому стихотворению, проводя общий о Прекрасной даме" - цикл, одним из самых известных произведений которого является именно оно. наполнено следующими символами: "белое платье", "белое плечо" и сияющий луч на нем, "голос, летящий в купол". В этом произведении эпитет "белый" подчеркивает ощущение умиротворения, покоя, тишины, исходящее от голоса героини, который характеризуется как "летящий в купол". Девушка поет об ушедших в море кораблях, о людях, оказавшихся в чужом краю, о тех, кто забыл свою радость. Финал этого стихотворения мистичен. Он вовсе не оставляет нам ощущение счастья. Блок пишет, что ребенок, "причастный тайнам", плакал о том, что никто не вернется назад.

"Вхожу я в темные храмы..."

Продолжим Блока. "Стихи о Прекрасной даме" - цикл, в котором представлено множество интересных произведений. Одно из них - "Вхожу я…". Это творение Александра Александровича было создано в 1902 году. Оно является центральным произведением цикла "Стихи о Прекрасной даме" (Блок). Анализ стихотворений, включенных в него, позволяет выявить некоторые интересные особенности. В частности, в рассматриваемом нами произведении лирическому герою лишь чудится образ "Вечной Жены", величавой Прекрасной Дамы. Это символ настоящей любви. Вместе с тем лирический герой ждет встречи с Милой, а также боится собственного чувства.

Цикл "Распутья"

Цикл "Распутья", созданный в период с 1902 по 1904 год, замыкает книгу "Стихи о Прекрасной даме" (Блок). Анализ его позволяет заметить, что он стоит как будто стоит особняком от других произведений книги. В этих стихотворениях Блока возникает мотив растерянности, тревоги. У лирического героя появляются мысли о том, что в реальной жизни обретение гармонии невозможно. Внимание автора переключается на современную ему действительность. Он изображает реальный город, его интересует мистика страсти и природы.

"Трилогия вочеловечивания"

Первый том этого цикла составляют в основном "Стихи о Прекрасной даме". Блок, анализ стихотворений которого и в наше время проводит множество исследователей, самостоятельно подготовил свой сборник к изданию. Он распределил его по 3-м книгам, объединив их под названием "Трилогия вочеловечивания". Вместе с тем в первом томе намечены и другие темы. Это связь с "повседневностью", социальные вопросы ("Из газет", "Плачет ребенок…", "Фабрика" и др.). Возникает мотив "конца мира", как показывает анализ стихов Блока. "Стихи о Прекрасной даме" наполняются новыми мотивами. Полный теней, оборотней, призраков современный город напоминает читателю картины Апокалипсиса. Плачущий ребенок оказывается не нужным никому, женщины выбрасываются из окон… Несмотря на то что в этих стихотворениях представлено обилие реалистических деталей, автор все-таки сохраняет их символистскую сущность. В произведении "Фабрика" черный и желтый цвета ("черный кто-то", "окна желты" и т. д.) символизируют сущность людей, которые наделены деньгами и властью. Они оказываются бездуховными. Поэт, который слышит все "со своей вершины", не участвует в происходящем.

Итак, мы вкратце охарактеризовали "Стихи о Прекрасной даме" (Блок). Анализ наш вы можете дополнить собственными размышлениями, поскольку мы отметили лишь основные особенности данного цикла.


В жизни - строга и гневна.
Дева, Заря, Купина.



Встает туман, алеют небеса.



Я жду призыва, ищу ответа,



Помилуй, боже, ночные души!



.

И молча жду,- тоскуя и любя.

Не одолев смертельные мечты!



А уж Там веселятся победою

Как ты лжива и как ты бела!
Завершая дневные дела,

Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, -
Иду, - и песни не те...

Вот скоро вечер придвинется,
И ночь - навстречу судьбе:
И я возвращусь к Тебе.


Дорогие участники проекта, вашему вниманию предлагается статья о поэтическом сборнике А.А. Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». Ведь этот первый поэтический сборник поэта, принесший ему славу, вдохновлён любовью, и все 687 стихотворений, входящих в него, посвящены возлюбленной.

Блок начал создавать этот сборник в 1901 году, летом. Сам он называл это лето «мистическим». Тому были две главные причины. Именно в это лето он познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Менделеева, и страстно в неё влюбился. А вторая причина заключается в том, что 1901 год – это год знакомства поэта с философией и поэзией Владимира Соловьёва.

Одной из главных идей в философии Соловьёва была идея поиска Вечной Женственности – воплощении добра, истины и красоты. Именно эта идея ложится в основу поэтического сборника Блока «Стихи о Прекрасной Даме». В нём автор по-разному называет Прекрасную Даму – Таинственная Дева, Лучезарное Виденье, Заря, Купина, Величавая Вечная Жена,Святая, Царевна, Вечная Надежда, Вечная Весна, Непостижимая, Недостижимая, Хранительница - и все эти эпитеты непременно с заглавной буквы. В одном этом мы уже видим ту высоту, на которую поднимает поэт образ возлюбленной.

Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни - строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.

Главная антитеза сборника – Он и Она – лирический герой и Прекрасная Дама. Он олицетворяет собой земное начало, Она – небесное. И движет сюжетом всего цикла ожидание встречи с возлюбленной, встречи, которая соединит небесное и земное, встречи, которая преобразит весь мир.

Проследим это внутреннее движение лирического сюжета, опираясь на стихи сборника.

До появления возлюбленной поэт рисует мир, лишённый каких бы то ни было красок и звуков («Душа молчит, в холодном небе …»). Душа поэта также равнодушна и холодна, как всё вокруг, как само небо. И лишь одна только мысль о возлюбленной, даже не сам приход её, а только мысль об этом, кардинально меняет пейзаж вокруг:

Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.

Блок целенаправленно подчёркивает разницу между собой и Ею, обозначая себя «рабом» по сравнению с Ней и рядом с Ней:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.

В поэтическом мире Блока всё символично, особенно на раннем этапе творчества. Если обратить внимание на символику цвета в этом стихотворении, то мы увидим, что образ героини несёт в мир разнообразие цвета – «синеют без границы моря, поля, и горы, и леса», «алеют небеса». Природа как будто оживает в присутствии Прекрасной Дамы. В других стихах начала цикла появляются цвета белый, золотой, лазурь.

А единственный цвет земли, низа – всего лишь пыль.

Но, понимая своё «уничиженье» и приземлённость по сравнению с Ней, Он всё же жаждет встречи всей душой:

Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой - далёко где-то -
На миг проснулось мое воззванье.

Я жду - и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше...
Ночную тайну разрушит слово...
Помилуй, боже, ночные души!

На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье
.

Примерно к середине цикла к радостному и трепетному ожиданию свидания с возлюбленной начинает примешиваться чувство тревоги – а вдруг грядущая встреча не принесёт поэту ожидаемого?

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В чём причина тревоги? Во-первых, известно, что Блок не был долгое время до конца уверен во взаимном чувстве Любови Дмитриевны, а,

во-вторых, сама философия раннего Блока, взращенная на идеях

В. Соловьёва, противоречила мысли о простом земном счастье лирического героя и Прекрасной Дамы. «Земной» Он и «небесная» Она в принципе не могут быть вместе.

«Но страшно мне: изменишь облик ты» - ключевая фраза, знаменующая поворот всего сюжета. Поэту страшно, что Идеал перестанет быть идеалом, что земная оболочка поглотит его и лишит Божественного совершенства.

И что же происходит – предчувствие не обманывает поэта, возлюбленная, действительно, меняет облик:

Ты - другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши.

Но во что обратишься - не ведаю,
И не знаешь ты, буду ли твой,

А уж Там веселятся победою
Над единой и страшной душой.

По логике поэта, сойдя с небес на землю, возлюбленная неминуемо должна измениться.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь…
Завершая дневные дела,
Знаю - вечером снова придешь.

Однако, и изменённая, то есть уже не такая недосягаемо возвышенная, совершенная, а вполне земная, реальная, с недостатками, слабостями, она нужна ему, как воздух.

Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, -
Иду, - и песни не те...

Вот скоро вечер придвинется,
И ночь - навстречу судьбе:
Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе.

Итак, мы видим, что в начале цикла Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты, но возлюбленная не становится от этого менее дорога.

«Стихи о Прекрасной Даме» - это своеобразный гимн любви и образу возлюбленной, это и книга личных, интимных переживаний поэта.

Стихи Блока читать и понимать не просто, и мы надеемся, что, прочитав эту статью, вы по-новому посмотрите на эту кажущуюся сложность и возьмёте в руки томик с его стихами. А, возможно, и проанализируете блоковскую лирику в рамках нашего проекта! Удачи вам!

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....