Консультация (подготовительная группа) на тему: Игры на обогащение и активизацию словарного запаса. Конспект НОД по обогащению и активизации словаря детей подготовительной группы «Все мы знаем обо всем

Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств.

Работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.

Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего разнообразия значений слов развивается у ребенка на протяжении многих лет. Следует знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, с речевой ситуацией способствует формированию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Слово усваивается детьми быстрее, если обучение употреблению этого слова связано с его смыслом, а в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи.

В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева» входит в следующее семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зеленая - пушистая, растет - опадает. Это же слово в значении «игла для шитья» входит в другое семантическое поле: шить - зашивать - вышивать - платье - рубашка - узор - острая - тупая и т.д.

Главные задании словарной работы - обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Работа с детьми над синонимами (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с работой по усвоению тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.д.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал ).

Работа над антонимами (слова с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова (старый дом - ветхий, старое платье - рваное, старый друг - давний).

Многозначность слова дошкольникам показывают на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка).

Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какое значение того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий - составление словосочетаний, затем предложений и в конечном итоге использование слов в связном тексте.

В процессе словарной работы (и в процессе решения других задач) необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. В словарной работе надо учитывать:

1) тематический принцип организации лексики;

2) семантический аспект (ознакомление ребенка со значением слова);

3) ассоциативный метод объединения слов.

Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

Вторая младшая группа.

В младших группах основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

Дети младшего возраста еще не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы. Чтобы научить их соотносить предмет со словом, его обозначающим, важно чаще ставить вопросы типа: «что это?», давать задания: принеси то - то.

В данной возрастной группе основной является, конечно, задача количественного накопления словаря, которая решается не только на занятиях по развитию речи, но и во всех других видах деятельности.

Наряду с этим следует иметь в виду и решение задач качественного накопления словаря, привлечения внимания детей не только к правильному называнию предметов, но и их качеств, свойств и действий, то есть задач активизации в речи ребенка, помимо имен существительных и имен прилагательных и глаголов. С этой целью чаще следует задавать вопросы: «какой?», «что можно делать?», «что делает?». Например, при рассматривании игрушек воспитатель говорит: «Лена, покажи большой мяч. Какой мяч? (Прилагательное повторяют 2-3 ребенка.) А какой по цвету мяч? (Вопрос также адресуется двум - трем детям поочередно.) А это какой мяч?» (Маленький.) Следующие вопросы направлены на активизацию глаголов: «Что вы делаете с мячом? Как с ним можно играть?» Можно предложить детям сравнить предметы, называя самые разные качества. Конечно, на первых занятиях малыши не всегда могут самостоятельно назвать какие-то качества, действия, и тут им помогает воспитатель. Но обязательно надо побуждать детей к повторению, для того чтобы нужные слова включились в активный словарь. Аналогичные вопросы ставят и при рассматривании картин.

Такие лексические упражнения важны не только для решения задач накопления словаря, но и для того, чтобы ребенок мог использовать освоенный речевой материал в целях построения простейших высказываний.

В этой группе словарная работа проводится с широким использованием наглядности (игрушки, картины). Большую роль играет и речь воспитателя, как один из важных источников обогащения детской речи. Освоению обобщающих понятий служат игры, для которых подбирают предметы одной родовой категории (игрушки, кукольная посуда, одежда). Например, в игровой ситуации дети рассматривают куклу, рассказывают, что они делают: собирают Катю на прогулку, надевают на нее пальто, шапочку и др. В заключение воспитатель говорит: «Вот мы и собрали куклу на прогулку. Какую одежду мы на нее надели?» (дети повторяют названию отдельных предметов.)

Средняя группа.

С воспитанниками средней группы ведется работа по расширению их активного словаря путем постоянного и целенаправленного введения новых слов в процессе различных видов деятельности. Для того чтобы ребенок правильно понимал употребляемые им слова, педагог углубляет его знания и представления об окружающем мире.

В процессе непосредственно образовательной деятельности большое место отводится выделению в предметах свойств, качеств, деталей и правильному обозначению их соответствующими словами.

Постепенно детей знакомят со словами, имеющими противоположное значение. С этой целью можно сравнивать свойства игрушек, предметов. Так как дети пятого года жизни чаще всего не могут подобрать нужные слова для противопоставления, педагог использует подсказывающие вопросы: «У Танечки волосы темные, а у Марины…?» или «У Марины волосы темные и длинные, а у Тани светлые и…?» При рассматривании картины, на которой изображены петух, куры, цыплята, для нахождения слов с противоположным значением задают вопросы типа: «Петух сильный, а цыплята…?» и т.п.

В обучении дошкольников этого возраста все еще значительное место занимает наглядность, однако теперь следует больше, чем в младших группах, использовать дидактические игры, лексические упражнения (в зависимости от уровня речевого развития детей). Например, для активизации глаголов полезны упражнения на подбор действий к предмету («Для чего нужен утюг?», «Что можно делать веником?», «Для чего нужна лейка?» и т.п.), упражнение «Кто что делает?» (ребенок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» - мяукает, мурлычет, подпрыгивает, играет, лакает молоко и т.п.).

Педагог учит воспитанников употреблять обобщающие слова (существительные с собирательным значением). У детей уже накоплено достаточно знаний об отдельных предметах, входящих в родовую категорию (одежда, мебель, посуда), поэтому ребенок начинает использовать в своей речи такие слова самостоятельно. Для упорядочения знаний об отдельных предметах, активизации слов, их обозначающих, модно задавать вопросы типа: «Какая мебель стоит у вас дома?», «Какая одежда надета на вас?», «Как это можно назвать одним словом?» и т.п.

Для формирования умения обозначать качества и свойства предметов, игрушек с помощью прилагательных целесообразен прием сравнения. Например, показывая детям двух кукол, воспитатель спрашивает: «Что у них одинаковое, а чем они различаются?» Дети рассматривают игрушки и определяют сходство и различие: цвет глаз, волос, детализируются прилагательные, которые делают ее более выразительной, интересной. Для того чтобы усвоенные слова не были пассивным достоянием ребенка, необходимо создавать условия для их частого употребления и следить за правильностью их сочетания по смыслу. Особенно тесно словарная работа переплетается с формированием у детей навыков связной речи.

Старшая группа.

В словарной работе большое место занимает непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающими миром), различные наблюдения, экскурсии, в ходе которых приобретенные детьми знания и представления находят свое выражение в точном названии (обозначении) тех или иных предметов и явлений, их качеств, взаимосвязей. Однако необходима и специальная работа над словарем в процессе образовательной деятельности по образовательной области »Речевое развитие».

Наряду с обогащением словаря особое внимание следует уделять качественному совершенствованию детской лексики, расширению словарного запаса слов с противоположным значением (антонимы) и с близким значением (синонимы), формированию умения выбирать наиболее уместные для того или иного высказывания слова.

Работа над синонимами способствует усвоению разных значений слова, приучает к точному его употреблению, позволяет избегать неоправданного повторения одних и тех же слов.

Важное место в обогащении словаря занимает работа над антонимами, которая полезна тем, что приучает ребенка сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным признакам, величине, цвету, весу и т.п.

Задания на подбор синонимов и антонимов, включенные в занятия, проводятся в форме упражнений (по 5-7 минут). На первых занятиях при подборе антонимов используют подсказывающие вопросы типа: лиса большая и сильная, а лисенок? (Маленький и слабый.) На последующих занятиях, например, при сравнении посуды, значительное внимание уделяют усвоению значений и правильному употреблению антонимических пар, таких, как глубокая - мелкая, высокая - низкая.

После пересказов, рассказывания по картине детям предлагаются вопросы, побуждающие к подбору синонимов. Например, после пересказа рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки» можно задать следующие вопросы: какое настроение было у мамы, когда она увидела, что ее дочка жива? (Радостное, довольное, веселое.) А до этого мама плакала… Как сказать по-другому, какое у нее было настроение? (Она была огорчена, расстроена, печальна.) Для активизации глаголов с близким значением задают аналогичные вопросы, например: завидев охотника, лиса убегает. Как можно сказать по-другому, что она делает? (Уносит ноги, летит стрелой, мчится.)

Для активизации в речи прилагательных и глаголов, формирования умения выбирать более точные слова можно использовать специальные речевые ситуации. Например, воспитатель спрашивает: «Если часто идет дождь, небо затянуто тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она? (Пасмурная, дождливая, холодная.) А если осенью голубое небо, светит солнце, еще тепло, на деревьях желтые и красные листья, то как можно сказать по осень, какая она?» (Солнечная, ясная, ранняя, золотая).

На данном этапе происходит дальнейшее углубление и уточнение представлений детей об одном и том же предмете, его деталях, назначении; в словарь ребенка вводят слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло). В этих целях эффективен прием сравнения предметов одного и того же наименования. Умение сопоставлять различные и сходные признаки важно и для формирования процесса обобщения.

Подготовительная к школе логопедическая группа.

Основными задачами словарной работы являются обогащение словаря, его закрепление и уточнение, активизация. Все эти задачи взаимосвязаны. Однако в старшем дошкольном возрасте, когда накоплен в основном достаточный запас слов, задача уточнения и активизации словаря выступает как ведущая. В словарной работе важно не только увеличивать объем пассивного словаря, то есть количество понимаемых ребенком слов, но и активизировать употребление ребенком как можно большего числа разнообразных слов в его собственной речи. Только при этом условии будет совершенствоваться умение полно и точно выражать свои мысли, повысится эффективность речевого общения.

Особенность программы словарной работы заключается в том, что она, по существу, связана со всеми видами деятельности ребенка. Большое значение для развития словаря (и, прежде всего, его накопления) приобретают на этом этапе непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающими миром), различного рода экскурсии, где дети усваивают новые знания, уточняют полученные ранее представления, где они овладевают умением точно называть явления, предметы, их качества и свойства, действия. Вся эта работа является необходимой предпосылкой для словарной работы, которая проводится на специальных речевых, в том числе логопедических занятиях.

Эти занятия имеют следующие основные направления:

  • уточнение понимания смысла известных детям слов;
  • расширение запаса синонимов и антонимов;
  • активизация употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формирование умения правильно сочетать слова во фразах по смыслу.

Решение данных задач осуществляется в основном в форме лексических упражнений. Рекомендуется шире использовать словесные дидактические игры на уточнение, систематизацию и активизацию словаря, формирование умения правильно употреблять слова.

В подготовительной группе наряду с наглядными методами большой удельный вес имеют методы, опирающиеся на словесные объяснения. Значительное место уделяется такому приему работы, как вопрос. Ставя перед детьми те или иные вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения заданий, а учит обобщать, выделять главное, рассуждать. Вопросы типа: «Можно ли так сказать?» и др. воспитывают у ребенка внимание, интерес к слову, потребность в правильном его использовании. При этом взрослому не следует спешить со своей оценкой. Пусть дети подумают, не спеша, обсудят, какой ответ был правильнее. В ответ на вопрос: «Почему ты думаешь, что так можно сказать?» или «Скажи детям, как ты это понимаешь?» и т.п. как можно больше детей должны иметь возможность высказать свое мнение.

Наибольшую трудность для детей могут представлять задания на подбор синонимов (слов, разных по звучанию, но имеющих одинаковое или близкое значение) и антонимов (слов, противоположных по значению). Но это только на первых порах, пока дошкольники не усвоят смысл задания, сформулированного примерно так: «Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или: «Подберите к слову веселый слова, противоположные по смыслу».

Если детей затрудняет выполнение этого задания, воспитатель сам называет нужные слова. Например: «Заяц трусливый. Как можно про него сказать по-другому? Можно сказать боязливый?.. А пугливый можно сказать про зайца?... Да, про зайца можно сказать, что он трусливый, боязливый, пугливый. Это слова, близкие по смыслу, слова - друзья».

Работа над синонимами способствует усвоению различных значений одного и того же слова, приучает выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторения одних и тех же слов. Воспитатель обращает внимание детей на то, как интересно узнавать разные значения одного и того же слова.

Упражняя дошкольников в подборе синонимов, им предлагают словосочетания с одним и тем же многозначным словом, например: снег идет, человек идет. Дети должны заменить в данных словосочетаниях слово идет близким по смыслу.

Такого рода упражнения способствуют не только совершенствованию навыков подбора синонимов, но и в конечном итоге усвоению разных значений многозначного слова.

При выполнении заданий на подбор антонимов дети часто отвечают тем же словом с частицей НЕ- (глубокий - неглубокий, падать - не падать). Воспитатель замечает, что так сказать можно, но побуждает назвать и другие слова.

Для уточнения понимания слов, противоположных по смыслу, полезны и задания ответить на вопросы типа: «Что бывает глубоким? А что бывает мелким?», «Что может быть трудным? А что может быть легким?» и т.п. Такие упражнения также очень важны для раскрытия детям значений многозначных слов (глубокий колодец глубокая река, глубокая осень; легкий груз, легкая задача, легкий ветерок и т.п.)

Конечно, время, которое отводится на словарную работу на занятиях, недостаточно для практического усвоения языка, поэтому надо шире использовать моменты повседневной жизни. Она предоставляет большие возможности для закрепления речевых навыков и умений, приобретенных детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. Прежде всего, вне образовательной деятельности необходимо создавать условия для речевой активности каждого ребенка (особенно тех детей, у которых речь бедна, однообразна). Педагогу следует находить время для индивидуальных разговоров с воспитанниками, обращать внимание на правильное и разнообразное использование детьми слов, следить за их правильным употреблением.

Например, на прогулке достаточно 10 минут для проведения словесной дидактической игры. Чаще нужно задавать вопросы на активизацию прилагательных типа: «Какое небо?», «Какая погода?» и др. Такие вопросы побуждают детей не только выделять качества, свойства различных объектов окружающего мира, но и подбирать образные определения.


Используемая литература:
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И.Максаков, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина. Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: Изд-во «Совершенство», 1999. - 384 с.

Формирование нравственно - ценной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Знания о нормах и правилах морали, вербализирующиеся в слове, рассматриваются как один из критериев оценки уровня морального развития индивида. В игре ребенку легче усвоить сложные морально - нравственные категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

Дидактические игры и приложения направленные на обогащение нравственно - ценного словаря дошкольников

"Добавь словечко"

Правило игры:

Ведущий называет несколько слов, а игроки называют синонимический ряд.

Например:

Добрый - доброжелательный, добросердечный...

Испуганный - боязливый, трусливый...

Храбрый - отважный, смелый...

Скупой - скаредный, жадный...

"Скажи наоборот"

Правило игры : кому брошу мяч, тот отвечает.

Воспитатель называет слово, а ребёнок подбирает антоним.

Например: Трудолюбивый - ленивый.

"Найди себе пару"

Правило игры: Дети превращаются в слова.

Ведущий говорит, кто каким словом стал. Дети бегают, прыгают, по команде находят свою пару.

В этой игре необходимо использовать разные части речи, а также обращать внимание, на соответствие части речи, предлагаемой взрослым и называемой ребёнком.

Например: доброта - злость, злой - добрый, быть добрым - злиться.

Надо стимулировать ребёнка к использованию в речи не только отдельных слов, но и словосочетаний.

Например: скупой купец - щедрый купец; скупая девочка - щедрая девочка.

"Что бывает...(добрым, злым, щедрым, лживым...)"

Цель: формирование умения подбирать слова, лексически сочетающиеся с заданным.

Правило игры : дети должны назвать слова по цепочке.

Добрым бывают не только человек, какое-либо животное (кошка, собака), но и руки, глаза, солнце, ветер. улыбка, книга и т.д.

"Найди ошибку"

Цель: закреплять умение подбирать нравственно - ценную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.

Правило игры : кто быстрее найдёт ошибку.

Примерные варианты заданий :

Вежливая девочка грубо разговаривала с бабушкой.

Сегодня праздник, поэтому мальчик хвастается новой игрушкой.

Мама обрадовалась, так как дочка не хотела ей помогать.

Трусливый мальчик заступился за слабого и т.д.

"Кто что делает? или Кого как называют?"

Цель: Активизировать нравственно - ценный словарь (глаголы, имена существительные)

Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.

Используемая лексика:

плакса - ...(плачет); смельчак - ...(никого не боится);

лгун -...(лжёт); трудолюбивый -...(любит трудиться);

храбрец -...(никого не боится) и т.д.

Вариант:

Как называют человека, который всего боится? (трус) А если это девочка? (трусиха)

Как называют девочку, которая все время жадничает? (жадина) А мальчика? (тоже жадина)

и т.д.

"Живая радуга"

Цель : определение нравственных качеств человека: хвастливость, лживость, справедливость, доброжелательность, смелость, щедрость - и их роль в жизни людей.

Правило игры: перед детьми раскладываются карточки разных цветов. Воспитатель называет нравственные качества человека. Детям необходимо подумать и подобрать к каждому качеству свой цвет, объяснить свой выбор.

"Две страны"

Вместе с ребёнком вырежьте из раскрасок, детских журналов персонажей из разных сказок (как положительных, так и отрицательных).

Подготовьте два листа цветной бумаги: светлый и тёмный. Разместите положительных героев на светлом листе - это страна хороших поступков , а отрицательных персонажей - на тёмном листе - это тёмное царство .

Обсудите, почему ребёнок помещает героев в ту или иную страну. После того, как две страны обретут своих жителей, спросите, в какой стране лучше, почему?

Пожалейте тех персонажей, которые попали в тёмное царство , и предложите совершить чудо. Пусть ребёнок станет добрым волшебником . Ему нужно будет наделить отрицательных героев хорошими манерами и обменять их плохие качества на хорошие.

Ребёнку предстоит изменить образы этих персонажей, например, нарисовать им улыбки, украсить их цветами, дорисовать их таким образом, чтобы они превратились в хороших и добрых героев.

"Добро победит зло"

Для игры нужны

  • карточки-таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь и т.п.
  • мелкие игрушки, бусины - добрые дела
  • весы

Чтобы победило добро нужно постараться. Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашку свою капельку (игрушку).

"Коврик мира"

Цель : научить детей стратегии переговоров.

Для игры необходим коврик (кусок тонкого пледа).

Беседа : Что такое спор? Ссора?

Как возникает спор? Что может послужить поводом? Что может произойти после спора? Ссоры? и т.д.

Коврик мира - место где "противники" могут сесть и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

(Поставьте на середину коврика игрушку, предложите решить (проиграть) ситуацию.

Два ребёнка хотят взять игрушку, но она одна. Помогите им договориться.)

"Сказка"

Водящий называет сказочного героя, а участники определяют добрый он или злой.

Если добрый - хлопают в ладоши, если злой - закрывают лицо руками.

"Народная мудрость"

Предложите объяснить смысл пословицы (поговорки).

Делай другим добро - будешь сам без беды.

Доброе смолчится, худое молвится.

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

Добро не лихо - ходит тихо.

Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Учись добром - худое на ум не пойдёт.

Добро поощряй, а зло порицай.

Делая зло на добро не надейся.

Доброму гостю хозяин рад.

Доброму человеку весь мир - свой дом, злому - и своя хата чужая.

Сказка о щедрости и жадности

Хорошо живётся белкам в лесу летом. Так много вокруг разных грибов, ягод, орехов, которые можно есть самим, угощать других зверят и собирать на зиму про запас!

Бельчонок Пушистик набрал полное дупло разных вкусностей. Чего в нём только не было! И лесные орешки, и жёлуди, и семена, и разные сушёные ягоды! Пушистик ел их сам, а порой и приглашал в гости белочку по имени Кисточку с её бельчатами, чтобы угостить их. Кисточка была очень благодарна щедрому Пушистику - ведь она сама не могла собрать в своё дупло столько разной еды, так как нянчила маленьких бельчат и редко выбиралась из своего жилища. Когда наступила холодная, суровая зима, Пушистик охотно делился своими запасами с синицами и снегирями, которым так трудно найти корм под снегом. Птицы прилетали к дуплу бельчонка каждое утро, клевали семена и ягоды, а потом весёлым свистом благодарили своего щедрого друга.

По соседству с Пушистиком жил зверь-бурундук по прозвищу Сундук. Этот бурундук Сундук только и делал всё лето, что тащил в своё жилище орехи и складывал их в сундук про запас. Он никогда никого не угощал, ничем ни с кем не делился. Звери его не любили, в гости к нему не ходили и называли жадиной. сундук- бурундук всю долгую зиму сидел в дупле один. И хотя у него было много еды, одному, без друзей, ему было очень скучно коротать длинные тёмные вечера.

Однажды в домик бурундука постучалась птичка-клёст по прозвищу Хохолок. Хохолок очень проголодался, так как ёлки после снегопада покрылись ледяной корой, и до шишек ему было никак не добраться. Хохолок совсем ослабел от голода и решил попросить немного еды у Сундука. Но жадный Сундук высунул из дупла толстые щёки и сказал: "Пошёл прочь, попрошайка! Ничего тебе не дам! Самому мало!"

Эти слова услышал Пушистик и крикнул:"Лети ко мне, Хохолок! Я с тобой поделюсь! Никто не должен голодать!" Хохолок обрадовался, склевал угощение повеселел. В благодарность он спел Пушистику весёлую песенку о том, что совсем скоро наступит весна. Так подружились Хохолок с Пушистиком!

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из сказочных зверей тебе нравиться и почему?
  • Кого из них можно назвать щедрым и почему?
  • А кого жадным? Почему?
  • А каким словом ещё можно назвать бурундука?
  • На кого бы ты хотел быть похожим?
  • Как ведёт себя Щедрый человек?
  • Как поступает жадный?

Дополнительное задание

Нарисуйте две картинки с названиями "Щедрость" и "Жадность".

Сказка о бережливости и скупости.

У каждого из двух светлячков, живущих в дремучем тёмном лесу, было по два хрустальных фонарика с разноцветными стёклами.

Светлячок Ойля зажигал свои фонарики каждый вечер, чтобы освещать дорогу всем жителям леса. Он берёг свои фонарики - часто протирал тряпочкой хрупкие цветные стёклышки, чтобы фонарики ярче светили тёмной ночью. Днём он аккуратно убирал их в коробку, чтобы не разбились. Когда к Ойле кто-нибудь приходил, чтобы попросить фонарик для освящения тёмных тропинок, то Ойля всегда с радостью откликался на просьбу и давал свои фонарики.

А светлячок Охля был скупой. Он никому не позволял брать свои фонарики. Он так их берёг, что сам никогда ими не пользовался и не доставал их из коробки. Фонарики лежали в ней без дела и даже запылились так, что перестали блестеть их хрустальные цветные стёклышки.

Однажды тёмным вечером Охля возвращался от Ойли, у которого был в гостях на дне рождения. Он не заметил в темноте пенёк, споткнулся, подвернул лапку и упал. Охля закричал, стал звать на помощь. Сбежались звери и стали помогать Охле подняться и добраться до дома. А ведь в это время в коробке под кроватью у Охле лежали прекрасные фонарики, которые могли бы помочь быстро и легко добраться домой в темноте.

Вопросы для обсуждения

  • Кого из светлячков можно назвать скупцом, а кого просто бережливым?
  • Кто из светлячков вам понравился больше? С кем из них вы хотели бы дружить?
  • Как был назван Охля за свою скупость?
  • Кого люди называют скупцами?
  • Что такое скупость?

Дополнительное задание

Нарисуйте бережливого Ойлю и скупого Охлю и их фонарики.

Сказка о бережливости и экономности

Все знают про полосатого кота Матроскина. Он умный, бережливый. Пёс Шарик тоже бережливый. В избушке у Матроскина с Шариком чисто, аккуратно. Все вещи лежат по местам. Кот и пёс берегут свои вещи, заботятся о них: чистят свои серые шубки, просушивают их, если они намокли от снега и дождя; протирают каждый вечер свои сапожки и аккуратно ставят их в угол избушки. После ужина они всегда моют посуду и аккуратно расставляют её по полочкам. Шарик так же протирает и чистит своё ружьё для фотоохоты, а Мтроскин начищает большой бидон для молока, которое даёт его любимая корова Мурка. Так кот и пёс берегут свои вещи, чтобы они дольше прослужили, и не пришлось тратить деньги на покупку новых. Эти деньги Матроскину с Шариком ещё пригодятся для разных покупок в будущем.

Атроскин не только бережливый, он ещё и очень экономный. Он не тратит неразумно и сразу все деньги от продажи молока. Он их экономит: тратит только часть, а другую складывает в копилку, чтобы потом купить для всей семьи: для себя, Шарика и Дяди Фёдора - новый большой телевизор. Вот он какой экономный, кот Матроскин!

Вопросы для обсуждения

  • Тебе нравиться Матроскин? Почему? А Шарик?
  • Кого из них можно назвать бережливым? А кого экономным?
  • Что это значит экономить?
  • Что такое бережливость?
  • Чем похожи бережливые и экономные люди?

Дополнительное задание

А теперь составьте рассказ о том, кто в вашей семье лучше всех умеет экономить.


Дидактическая игра

как средство обогащения словаря дошкольников.

В дошкольном возрасте одной из главных задач воспитания и образования является обучение родному языку. Правильная речь - важнейшее условие всестороннего развития ребенка. В системе работы ДОУ по развитию речи обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения ребенка. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Для развития словаря важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Активный образ жизни ребенка предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

Развитие речи у ребенка происходит с определенной постепенностью. Так усвоение частей речи происходит со следующей последовательностью: существительные - это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия - несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться в речи гораздо позднее, затем наречия, числительные и служебные слова. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

Лингвисты подразделяют детей на возрастные группы, выделяя этапы формирования лексики у детей.

Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 - 300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 - 1000 слов.

Средняя группа . К четырем годам активный словарь достигает 1900 - 2000 слов.

Старший возраст . К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 - 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода.

Подготовительная группа . Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас -3000 - 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.

«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого» (А.С.Спиваковская). Игровые методы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным приемом является дидактическая игра. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности. Дидактическая игра - сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера. Ею руководствуются взрослые, применяя ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактическая игра - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям младшего дошкольного возраста, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (транспорт, одежда), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Например, «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Назови ласково».

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.

Таким образом, использование дидактических игр способствует развитию речевой активности детей. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Подготовил: воспитатель МБДОУ детский сад № 65 «Буратино»

Отчет.

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Васильева Светлана Юрьевна

Тема: «Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста».

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1) Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2) Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3) Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения иобобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются в разном содержании.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Разви- вать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Сто- ят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, по- душка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать - за- крывать, снимать - надевать, брать - класть), действия, характеризую- щие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, хо- лодный, горячий); наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Младшая группа (от 3 до 4 лет).

На основе обогащения представлений о бли- жайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттен- ки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шерохова- тая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанав- ливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табурет - скамеечка, шуба - пальто - дуб- 94 ленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Пополнять и активизировать словарь де- тей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение пред- мета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (ме- бель, овощи, животные и т. п.).

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, харак- теризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять в подборе существительных к прилагательному (бе- лый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озор- ник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно). Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).

Продолжать работу по обогащению бытово- го, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка .

Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
Выделяют две группы методов:

- методы накопления содержания детской речи;

Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

* непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

* опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры - это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами (игрушками, природным материалом),

Настольно-печатные;

Словесные игры.

Игры с предметами:

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.
В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры:

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры:

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.


Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых - расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений.

Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? Ответ детей 5-6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.

Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, - которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают - береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

Подбор к предмету действий (глаголов): Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

Подбор к действиям предмета: На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? - Солнце.

Подбор к действию объектов: Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п. Высказывания детей 6-7 лет: “Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева”.

Подбор обстоятельств: Учиться можно как?.- хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.

Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы. Высказывания детей 6-7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля - еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький.

Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети - вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет.... Пришел почтальон: он принес... . Надо распилить дрова; где наша...? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне...». Затем предложения составляли сами дети, а заканчивала - воспитательница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести... Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой...».

Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно должно быть не слишком элементарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в таких занятиях могут принимать участие и маленькие дети.

Распространение предложений. Воспитательница говорит: «Садовник поливает... (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд-паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево- ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?

Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.

Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы - голоса.

Составление предложения с несколькими данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л.Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».
Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их. Л. Н. Толстой делал это упражнение еще интереснее, превращая его в игру.

Рассмотрим ряд заданий, которые можно давать в форме лексических упражнений (продолжительностью 7-10 мин) для детей старших и подготовительных к школе групп.

Подбор синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Весна идет, как можно сказать по-другому?» Подбирая слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети приходят к выводу, что одно и то же слово идет в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.

Выполняя задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно синоним, соответствующий словарным нормам, но все же подбирает такие слова, которые правильно передают смысл словосочетания. Например, к словосочетанию: река бежит - дети подбирают такие слова: течет, плывет, шумит, бурлит, льется, катится, журчит и др. Среди этих ответов собственно синонимом является слово течет, а остальные могут быть названы «эквивалентными заменами».

Задания на составление предложений с отдельными словами (существительными, прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда (например, большой-огромный-громадный). Эти задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при правильном понимании значения слова.

Составление предложений с заданными словами представляет определенную трудность для ребенка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по смыслу и по законам грамматики. Однако такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается и действительно вошло в активный словарь, является умение правильно употреблять его. А значения слов с наибольшей полнотой и ясностью раскрываются в сочетании с другими словами.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Данное пособие содержит теоретические и практические материалы, помогающие обогащать и активизировать словарный запас детей подготовительной группы детского сада не только на специальных занятиях, но и в бытовых ситуациях, на прогулке, на занятиях по художественной литературе, музыкальных праздниках.

Автором представлены конспекты занятий, разнообразные словесные приемы, способствующие повышению уровня речевого развития ребенка, совершенствованию культуры общения.
Особое внимание в работе уделено правильному произнесению звуков, освоению основных форм системы языка, лексической стороны речи.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Обогащение словаря
Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания. Со злом ним надо бороться, и наилучшим средством для этой борьбы являются те уроки наблюдения, о которых была речь выше.

Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом.
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и ею свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство С предметом, образование представления, отражение последнего в слове.
Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова - второстепенное и вспомогательное Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

Содержание
Пояснительная записка.
I. Формирование словаря у дошкольников
- задачи развития речи и словаря
- особенности усвоения
- обогащение словаря
- активизация словаря
- работа над смысловой стороной слова
II Методы и приемы работы над словарем.
III. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Приложение
Литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обогащение и активизация словарного запаса, подготовительная группа, Бочкарева И.О. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....