Кому на руси жить хорошо народ. Народ - герой поэмы "кому на руси жить хорошо"

«Кому на Руси жить хорошо» – произведение о народе и для народа

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - вершина творчества Н. А. Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных сословий тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал 13 лет неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение 20-ти лет. Замысел поэмы несколько раз менялся. Поэт задумал ее после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощенной» России все несчастны. «Счастливым» себя должен был назвать только бедняк, пропившийся догола. С горькой иронией Некрасов тем самым как бы признавал, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти минутное забвение. Но поэма дописывалась в 70-е годы, в годы подъема освободительного движения, когда сотни и тысячи юношей и девушек были увлечены демократическими идеями и в служении народу находили высшее счастье. В своей поэме Некрасов показывает послереформенную жизнь народа, его бедственное положение, что видно из названий деревень, волостей, уездов.

Это «временнообязанные»
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень,
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова.
Неурожайна тож.

Странствуя в поисках счастливого, мужики проходят через «Испуганную» и «Неграмотную» губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки. Немудрено, что «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут»... В ряде мест поэмы показана безотрадная, голодная жизнь народа. Мужицкое счастье - «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», счастливых среди крестьян нет. Положение народа красноречиво обрисовано в песнях: «Голодная», «Барщинная», «Солдатская», «Веселая», «Соленая» и в других. Вот, например, как показан мужик в одной из песен:

С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый,
Еле Калина бредет.

Безмерны народные страдания. Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы полного разорения или голодной смерти. Но как ни страшна эта жизнь, она не убила в народе лучших человеческих свойств: отзывчивости к чужому страданию, человеческого достоинства, готовности к борьбе с угнетателями.

В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!

Только крестьяне помогают отставному солдату, которому «тошен свет», потому что у него «хлеба нет, коровы нет». Они же выручают Ермилу Гирина, который «бился» с купцом Алтынниковым. Крестьяне - «люди... великие» в работе. «Привычка... к труду» никогда не покидает мужика. Поэт показал, как недовольство народа начинает переходить в открытое возмущение:

Иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь!

С нескрываемым сочувствием относится Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправием и голодным существованием. Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, которые задумались над коренным вопросом жизни: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправия, принадлежит и Яким Нагой. Он понял, кому достаются плоды народного труда:

Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

К такому же типу крестьян принадлежит и Агап, который на брань князя Утятина - «последыша» - ответил гневными словами:

Цыц! Нишкни!..
...Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы Последышу
Пинка - и кончен бал!

Особое место занимают образы борцов за общее дело. Таковы Ермил Гирин, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий - «богатырь святорусский» и разбойник Кудеяр. Савелий - один из тех крестьян, которые за «вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнется, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «в землю немца Фогеля... живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» - говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохраняет твердость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, внутреннюю гордость и благородство. «Клейменый, да не раб», - говорит он домашним. Савелий - олицетворение лучших свойств русского народа - трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Некрасов видел и теневые стороны крестьянской жизни: суеверие, невежество, пьянство. Они порождены «крепью» и исчезнут, когда исчезнут последние остатки крепостного права. Не все крестьяне - бунтари. Есть и такие, которые свыклись со своим бесправным положением. Некрасовская муза была «музой мести и печали», и поэта не могло не возмущать долготерпение части народа. Особенно много добровольных рабов среди дворовых:

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда!
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.

С негодованием рисует Некрасов таких холопов. В главе «Счастливые» - дворового князя Переметьева, в главе «Последыш» - Ипата, слугу князя Утятина. Первый счастлив тем, что у князя Переметьева он был «любимый раб». Образ Ипата, лакея князя Утятина, прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп - и весь тут сказ!» Образ этого «чувствительного холуя», с восторгом вспоминающего об издевательствах барина над ним, вызывает отвращение поэта. Еще с большим негодованием говорит Некрасов о тех крестьянах, которые способны предать своих братьев по положению. Таков староста Глеб, из корысти согласившийся уничтожить вольную, данную его барином крестьянам.

На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей...

И поэт с удовольствием отмечает, что сам народ беспощадно расправляется с предателями и шпионами. Так крестьяне относятся к Егорке Шутову, говоря: «Не бить его, так уж кого и бить?». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» выразилось и беспокойство поэта о крестьянской женщине. Судьбе крестьянки посвящены многие эпизоды и целиком вторая часть поэмы. Жизнь Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве. Она говорит:

Счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья...

Но даже в этой заботливой, ласковой семье она начала трудиться «по пятому годку». Тяжелый труд, однако, не сломил ее:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была...

Но счастья ей в жизни выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей доли в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, раннее вдовство - вот как сложилась ее жизнь. Женщине-крестьянке нет счастья на Руси - к этому выводу приводит Некрасов читателя. О том же говорит странникам Матрена Тимофеевна: «Не дело - между бабами счастливую искать!» Но тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь не сломила воли, не принизила достоинства русской женщины. В ее душе таятся сокровища доброты и благородства. И как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее. Борцом за счастье народное изображен в поэме Некрасова семинарист Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши. Он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и личное благополучие. Некрасовский герой готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!». Гриша не одинок. «На честные пути» вышли уже сотни людей. Им, как и Грише, судьба готовила

Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но Гришу не пугают предстоящие испытания, он знает, что его родине «суждено еще много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он знает, что многомиллионный народ пробуждается:

Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его радостью и уверенностью в победе. На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает не односложно, а как настоящий художник, рисуя живой, многогранный образ «народного заступника». Вот почему поэт говорит: «Быть бы нашим странником под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею». Труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша Добросклонов, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто отдает себя борьбе за благо и счастье народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - произведение о народе, его жизни, труде, борьбе. Стремясь создать произведение, понятное и близкое народу, Некрасов обратился к сокровищам, созданным самим народом - устному народному творчеству. В фольклоре, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл фольклор «хранилищем русской народности». Связь поэмы с фольклором проявилась в сюжете, отмеченном печатью сказочности. Сказочными являются и такие персонажи, как чудесная птичка, говорящая человеческим голосом, и скатерть-самобранка, облегчившая странникам поиски счастливого. Зачин поэмы характерен также для фольклорной литературы. Усиливая впечатление от него, Некрасов прибегает к приему многократного повтора. При встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, откуда родом, о чем поспорили. Повторяют они и рассказ о той « заботушке», которая повыжила их из домов, «раздружила» с работой, «отбила от еды». В поэме использовано большое количество народных загадок. Чаще всего Некрасов дает их вместе с отгадкой:

Замок - собачка вредная,
Не лает, не кусается,
А не пускает в дом!

Язык поэмы отличается той меткостью и простотой, которые характеризуют речь народа. Поэма, главным героем которой является народ, не могла быть написана по-другому. Речь крестьян насыщена шутками, поговорками, иногда «сочными» словечками и вульгаризмами:

Хрюкалом
В канаву ляг, воды испей,
Авось, соскочит дурь!

Некрасов воспользовался всеми приемами устной народной поэзии: постоянными эпитетами («сыра земля», «черны вороны», «ветры буйные»), отрицательными сравнениями («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачинами, повторами, гиперболами и так далее. Стих поэмы музыкален и певуч, глубоко эмоционален. Он выражает радость и печаль, гнев и жалость, презрение и любовь, окрашен то в тона беспощадно бичующей сатиры, то легкого лукавого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Его поэма стала народной.

Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит впечатление целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художественного мастерства поэта.

Расположение частей поэмы до сих пор является предметом споров. Но Некрасов писал так, что каждая часть представляется как бы отдельным законченным произведением, практически не зависящим от событий, произошедших в другой ее части. Единственным связующим звеном повествования являются семеро мужиков-правдоискателей, которые тщетно пытаются найти ответ на вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”

Что же такое народное произведение? Произведение можно назвать народным, когда оно выражает стремления и надежды самого народа, когда автор является продолжателем художественных традиций и особенностей народного творчества. Это отражено в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Попробуем разобрать поподробнее те черты, которые характерны для данного произведения. В чем выражается народность поэмы?

Главную роль, то есть роль главного героя художественного произведения, Некрасов отводит народу во всем его многообразии. Большинство глав посвящено самому многочисленному сословию России прошлого века -крестьянству. Поэт описывает крестьянскую радость и беду, сомнения и надежды, красоту и уродство. В поэме мы можем оценить степень стремления народа к свободе. Свобода и счастье - вот два ключевых понятия, .которые часто встречаются в поэме. Свобода и счастье - одно и то же ли это? Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос в поэме-эпопее.

Особое место автор уделяет проблеме крестьянского счастья. Для Некрасова крестьянин-труженик - это тот стержень, на котором зиждется Россия, все прочие сословия. Ведь вся остальная часть общества лишь висит от крестьянина, судьба которого имеет огромное влияние на судьбу государства.

Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права. Поэтому вопрос: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” - центральный в поэме. Некрасов ставит вопрос, как стал жить народ после реформы, изменилось ли что-нибудь. Ответ, мы знаем, весьма неутешительный: все так же бедствует крестьянин, надрываясь от тяжелого труда. Увы, жизнь не стала лучше.

Интересно, что проблему счастья автор пытается решить, смотря на вещи глазами крестьян, то есть глазами народа. Поиски счастья не дают никаких результатов. В главе, иронично названной “Счастливые”, перед мужиками-правдоискателями чередой проходят “счастливцы”: рябая баба, солдат, охотник, грузчик, старый лакей, нищие, У каждого из них свое понимание счастья. Для одного - досыта поесть хоть черного хлеба, для другого - остаться в живых после десяти сражений, для третьего - быть здоровым, для четвертого - “пропустить косушечку”, для пятого - быть причастным, хоть и через болезнь, к барской жизни. Но истории этих людей трагикомичны. Каждый прохожий рад любому минутному счастью, которое касается лишь бытовых проблем. Трудно назвать их счастливыми. Поэтому-то мужики-правдоискатели и восклицают: “Эй, счастие мужицкое, дырявое, с заплатами,... проваливай домой”.

Счастье же более цельных натур, таких как Матрена Тимофеевна, дед Савелий или Ермила Гирин, не вечно, легко теряемо.

И Некрасов делает вывод, что народ несчастлив, а значит, и не свободен. Ведь не может же рухнуть в одно мгновение то, что было образом жизни многие века.

Черты народности поэмы Некрасова прослеживаются не только в проблематике и главной идее, но и в стиле, и в языке повествования. Перед нами поэма-эпопея. Она имеет форму, близкую к устному народному творчеству. Сам поэт знал фольклор не только по книгам и сборникам. Общение с крестьянами помогло Некрасову создать это произведение. Поэма создана по аналогии с фольклорными произведениями: сказками, былинами, песнями. Некрасов пользуется постоянными эпитетами, типа: горе лютое, ветры буйные. Много в поэме и пословиц, и поговорок, и загадок. Например: “Замок - собачка верная: не лает, не кусается, а не пускает в дом”. Есть в поэме и песни, которые по стилю трудно отличить от истинно народных. Особенно их много в части “Пир на весь мир”: песни “Соленая”, “Русь”, “Бурлацкая” и др. А притча “О двух великих грешниках” стала народной песней. В поэме переплетаются различные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, верлибр, тонический стих, дольник. Это помогает передать колорит разговорной речи, приближает читателя к героям - простым людям.

Некрасов попытался в поэме решить вопрос, что же такое народное счастье. Ответ его прост и ясен - в свободном труде для каждого человека:

“Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!”

Роль Некрасова и его поэмы “Кому на Руси жить хорошо” для дальнейшего развития русской поэзии исключительно велика. В стихотворной области он сделал то, что сделал Гоголь в прозе - обратил литературу, высокую поэзию к проблемам простого народа. Поэтому творчество Некрасова народно, доступно и понятно каждому.

НАРОД - ГЕРОЙ ПОЭМЫ НЕКРАСОВА. Многие предшественники и современники Некрасова пи­сали о народе. Их произведения помогали развитию обществен­ного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа. Некрасов же впервые созда­ет произведение не только о народе, но и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это многолетний труд Некра­сова, в котором вылились его любовь к народу, размышления и боль поэта о народной судьбе.

Крестьяне-странники в поэме Некрасова представляют ту многоликую Русь, которую объединяет одно - нищета и бес­правие. Мужики подобрались из деревень, чьи названия гово­рят сами за себя; Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Соответствующие названия и у губерний, уездов, волостей. Уже самими этими названиями поэт вершит суд над неустроенностью, убогостью и беспросветностью жизни крестьянской Руси, которая предстает в поэме голодной, разу ­той и раздетой, доведенной до последней степени разорения, страдающей от непосильного труда и унижений.

Но бесправное положение народа не убило в нем лучших человеческих качеств: отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, готовности к борьбе с угне­тателями. «В рабстве спасенное сердце свободное - золото, золото сердце народное!»-- говорит поэт.

В образе крестьянина Савелия - «богатыря святорусско­го», «богатыря сермяжного» олицетворены могучие силы, непреклонное упорство и богатырская стойкость русского на­рода. Вместе с другими крестьянами он отказывается пла­тить помещику оброк и решает про себя: «Как не дери, соба­чий сын, а всей души не вышибешь!» Савелий становится во главе крестьянского бунта против управляющего поместьем немца Фогеля.

Бесправное положение женщины-крестьянки, ее незавид­ную долю поэт показывает на примере Матрены Тимофеевны. «По пятому годку» она уже трудится. Выйдя замуж, перено­сит издевательства мужниной родни, смерть ребенка, побои, каторжный труд. Но, несмотря на это, полная невзгод жизнь не убила в ней лучшие черты русской женщины-крестьянки: ее нравственную чистоту, сознание человеческого достоинства.

Поэт показывает пробуждение крестьянского самосознания и создает образы «новых» людей, вышедших из народа и став­ших активными борцами за благо народное. Таков Ермил Ги­рин. В какой бы должности он ни был, он стремится помочь мужику, защитить его. Почет и любовь снискал он «строгою правдою, умом и добротой». Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка.

Поэт не идеализировал народ, зная, что не все устояли про­тив растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с презрением.

Лакей Ни а? счастлив своим холоисюш положением. Зах­лебываясь от восторга, он вспоминает об издевательствах образа, называя его «князюшной», а себя «рабом последним». Автор дает Ипату меткую и злобную оценку - «холоп чув­ствительный» .

Ненависть к холопству, к рабскому терпению -- одна из характерных черт нравственного облика революционеров-демекратов. Это чувство разделяет и народ. В рассказе «Про хо­лопа примерного Якова верного» дворовой человек барона Синегузинатак говорит: «Люди холопского звания - сущие псы иногда… Чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

В поэме совершенно ясно сказано о том, что делает кресть­янина бунтарем и какой силы может достичь его возмущение и бунт: «У каждого крестьянина душа что туча черная - гро­мам греметь оттудова, кровавым лить дождям…»

Некрасов свято верит в «силу народную - силу могучую», в славное будущее народа: «Еще народу русскому пределы не поставлены: пред ним широкий путь!» Поэт хочет вселить эту веру в других, вдохновить своих современников не отворачи­ваться от людей простого звания: «Такая почва добрая - душа народа русского… О сеятель, приди!..»

А ведь действительно, наш народ выстоял, выдержал и войны, и революции кровавые. Выдюжил, не согнулся, оста­лись работящие и умные, жадные до знаний люди. Я верю, что Россия превратится в могучую, цветущую державу, какой и должно ей быть. Мы ведь русские..


Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином...
Н. А. Некрасов

Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
Некрасов начал работу над поэмой вскоре после “освобождения” крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.
Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” - не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом - Заплато-во, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка...
Крестьяне - люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье - “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.
“Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый...” - эти строки из песен говорят сами за себя.
Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”, Агапа Петрова, Ермилы Ги-рина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:

Душа, что туча черная,
Гневна, грозна
- и надо бы,
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.

Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий - “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб!” - говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.
Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.
Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша - выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”.
Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.
Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа.
Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа. Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “... проснулась, разгорелася привычка позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь - все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

Задачи и тесты по теме "Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Тема и главная мысль текста. Части текста. Разбиение текста на абзацы - Текст 2 класс

Творчество Николая Алексеевича Некрасова связано со вторым периодом русского освободительного движения. В своих произведениях он рассматривает истоки социальных бедствий и средства их преодоления. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. В ней решается основной вопрос послереформен- ной России: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Некрасов показывает путь, ведущий к народному счастью, путь борьбы.
В центре произведения - образ народа. Описывая его, автор пользуется простым русским языком, употребляя фольклор, пословицы. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, в душе которых уже зреет протест. Другая категория крестьян - люди, отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов.
Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы:
Слыхал ли кто из вас,
Как бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревни Столбняки?..
В этом отрывке обращают на себя внимание говорящие названия, подчеркивающие страх, забитость жителей. И если крестьяне таких мест взбунтовались, то чаша народного терпения переполнилась!
Среди других особенно выделяется Яким Нагой. Он защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые нарастают в крестьянской массе. Рисуя портрет Якима, Николай Алексеевич подчеркивает его близость земле, на которой он родился, жил, трудился:
И сам на землю-матушку
Похож он...
Грамотный мужик Яким Нагой долго думал о судьбах своих собратьев, многое сумел понять на собственном опыте. Он говорит о народе с любовью, с гневом - о поработителях:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная -
Гневна, грозна, - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
Образ грозовой тучи - это образ революции, той бури, которую призывал поэт, восклицая:
Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи!..
Во многом похож на Якима Нагого Савелий. Старик видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя («высоко Бог, далеко царь»). Дед понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю. Савелий осознает богатырскую мощь народа, но с болью видит, что все силы крестьян уходят на бесконечное терпение. Некрасов раскрывает и противоречивость народного сознания, и борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом.
Из рассказа о Матрене Тимофеевне мы глубже понимаем, что и в женщине, самом забитом и обездоленном существе, зреет душевная гроза. Вера в народ, в его душевное пробуждение выражена в словах поэта:
В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!
Автор не идеализировал крестьян, ведь многие из них превратились в холопов. Об этой части народа он говорит с горечью и презрением. Лакей Ипат (глава «Последыш») счастлив своим холопским званием, слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его «князюш- кой», а себя «рабом последним». Некрасов дает Ипату меткую оценку: «холуй чувствительный». Но есть среди рабов и такие люди, как Яков. Не выдержав издевательств, он своей смертью отомстил барину. Поэт понимает, что причиной всех народных бедствий является крепостное право.
С сарказмом он рисует образы помещиков. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев:
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту...
В крестьянской речи часто звучит издевка над крепостниками:
Мы, барщинные, выросли
Под рылом у помещика...
Николай Алексеевич создает образы «новых людей», вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. Кем бы он ни был, чем бы ни занимался, он стремился быть полезным мужику, помочь ему, защитить его.
Тип интеллигента-демократа воплощен в Грише Добросклонове. Гриша мечтает о народном счастье больше, чем о собственном. Любовь к бедной и измученной матери постепенно переходит у него в любовь к родине. Добросклонов сознательно выбирает дорогу, по которой идут «души сильные, любвеобильные». Его образ типичен для «народного заступника». Характерной для Гриши является тяга к учению. Он верит в будущее счастье народа.
Песни Добросклонова содержат надежду и оптимизм. Песня «Русь» заканчивается строками:
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...