Иваницкий анатомия человека. Иваницкий М.Ф

1895 - 1969

В 25 лет М.Ф.Иваницкий становится начальником санитарной службы Каспийского военного флота
(с середины июля 1920 года - Морские силы Каспийского моря) в Баку.

Занятие в анатомичке 1-го МГУ проводит преподаватель М.Ф. Иваницкий.

С 1926 года М.Ф.Иваницкий в Москве:

  • Приват-доцент медицинского факультета 1-го МГУ.
  • С 1930 года - Заведующий кафедрой анатомии Московского института физкультуры
    и на протяжении 40 лет, до самой своей кончины, руководил ею.

В это время кафедра получила новое название: Кафедра анатомии и спортивной морфологии.

  • Профессор с 1935 года.
  • Параллельно возглавляет одноименную кафедру в Московском областном медицинском
    институте (1931-1943),
    в Московском медицинском институте Минздрава РСФСР (1945-1952),
    работает научным консультантом хореографического училища при Большом театре.
  • 1947 г. - Заслуженный деятель науки РСФСР.

М.Ф.Иваницкий выдающийся российский ученый и педагог, анатом, морфолог и антрополог.
По праву считается основоположником всемирно известной российской школы динамической анатомии и спортивной морфологии. Заложил основы функциональной, динамической и пластической анатомии. Его исследования оказали основополагающее влияние на формирование прикладных разделов анатомии в физической культуре, спорте, живописи, ваянии и т.д.

  • В 1928 г. завершил фундаментальное исследование «О положении общего центра тяжести человеческого тела» и опубликовал первый оригинальный учебник «Записки по динамической анатомии», послуживший основой для книги «Движения человеческого тела» (1938).
  • В 1929 году – Публикация книги «Двигательный аппарат и механика движений человеческого тела» (Изд-во МГУ).
  • 1935 год - Доклад «Анатомия и физкультура» на конференции по вопросам физического воспитания в Харькове.
  • В 1938 году издает фундаментальную монографию «Движения человеческого тела» (Изд-во «Физкультура и спорт»), которая и по сей день служит настольной книгой спортивных анатомов и морфологов.

  • В 1940 году вышел в свет учебник для студентов институтов физкультуры «Анатомия человека».
    Этот учебник выдержал 7 изданий и в наши дни остается основным источником информации по предмету для студентов физкультурных вузов.
  • 1955 год - "Очерк пластической анатомии человека." [Изоматериал].
  • 1965-1966 гг. - "Анатомия человека: [учебник для ин-тов физкультуры]". Т. 2, Внутренние органы. Сосудистая система. Нервная система. Органы чувств. Органы внутренней секреции.
    Михаил Фёдорович Иваницкий умер и захоронен в Москве в 1969 году.
В Президентской библиотеке Управления делами Президента Азербайджана
имеется несколько книг Иваницкого М.Ф. :
  • Заглавие: "Анатомия человека" / М. Ф. Иваницкий. Т. 1: Введение в анатомию. Двигательный аппарат.
    Учение о движениях. 4-е изд., испр.- М.: Физкультура и спорт, 1965.
  • Заглавие: "Анатомия человека" / М. Ф. Иваницкий. Т. 2: Внутренние органы. Сосудистая система. Нервная система. Органы чувств. Органы внутренней секреции. Приложения. Пропорции тела. Исторический очерк анатомии. 4-е изд., испр.- М.: Физкультура и спорт, 1966.
  • Заглавие: "Анатомия человека: с основами динамической и спортивной морфологии." / М. Ф. Иваницкий.
    5-е изд., перераб. и доп.- М.: Физкультура и спорт, 1985.

Учебник для институтов физической культуры. — Изд. 7-е. — М.: Олимпия, 2008. — 624 с. — ISBN 978-5-903639-06-9.В учебнике кроме анатомических данных включены материалы по возрастной, конституциональной и спортивной морфологии, половому диморфизму, основным анатомо-антропометрическим методам исследования и методам обработки научной информации.Содержание:
Введение в анатомию.
Предварительные замечания
Оси и плоскости тела человека.
Асимметрия строения
Органы, системы и аппараты органов
Клетки и ткани
Развитие организма.
Учение о костях и их соединениях
Общая часть
Скелет туловища.
Череп
Скелет верхней конечности.
Скелет нижней конечности
Учение о мышцах
Общая часть
Мышцы верхней конечности
Мышцы нижней конечности
Мышцы туловища и шеи
Дыхательные мышцы.
Мышцы головы
Учение о внутренних органах
Общая часть
Пищевая система.
Дыхательная система.
Мочеполовая система
Учение о сердце и сосудах
Общая часть
Сердце
Сосуды большого круга кровообращения
Сосуды малого (легочного) крута кровообращения
Лимфатическая система и органы иммуногенеза.
Общая часть
Центральная нервная система.
Периферическая нервная система
Вегетативная (автономная) нервная система
Учение об органах чувств
Общая часть
Орган зрения
Преддверно-улитковый орган.
Орган обоняния
Орган вкуса.
Общий покров тела
Учение об органах внутренней секреции
Общая часть
Шишковидное тело
Гипофиз.
Щитовидная железа
Паращитовидные железы
Эндокринная часть поджелудочной железы (островки поджелудочной железы)
Надпочечник.
Хромаффинная система.
Внутрисекреторная часть половых желез
Роль эндокринных желез в регуляции мышечной деятельности
Возрастная морфология
Предварительные замечания
Основные этапы онтогенеза, их особенности и периодизация
Интегральные показатели биологического возраста.
Акселерация развития и факторы онтогенеза.
Частные показатели биологического возраста.
Биологический возраст, двигательный возраст и двигательные качества
Прогнозирование сроков полового созревания, дефинитивных размеров тела и развития
двигательных качеств
Конституциональная морфология и половой диморфизм
Конституциональная морфология
Половой диморфизм
Общая динамическая морфология
Предварительные замечания
Схема анатомического анализа положений и движений тела
Морфокинезиологический анализ верхней конечности
Морфокинезиологический анализ нижней конечности
Смещение сердца, диафрагмы и внутренних органов при различных положениях тела.
Частная динамическая морфология
Анатомическая характеристика положений тела
Предварительные замечания
Анатомическая характеристика поступательных движений тела
Предварительные замечания
Анатомическая характеристика вращательных движений тела.
Предварительные замечания
Морфологическое обеспечение массовой физической культуры и спорта (спортивная морфология)
Общетеоретические основы учения об адаптации
Адаптация к физическим нагрузкам систем исполнения движений
Адаптация к физическим нагрузкам систем обеспечения движений.
Адаптация к физическим нагрузкам систем регуляции движений
Роль морфофункциональ ных показателей при спортивном отборе
Основные положения спортивной морфологии
Понятие об антропометрии
Морфологическая характеристика спортсменов некоторых специализаций

В учебнике кроме анатомических данных включены материалы по возрастной, конституциональной и спортивной морфологии, половому диморфизму, основным анатомо-антропометрическим методам исследования и методам обработки научной информации.

ОРГАНЫ, СИСТЕМЫ И АППАРАТЫ ОРГАНОВ.
При изучении человеческого тела его принято подразделять на системы и аппараты органов и рассматривать их в определенной последовательности. Поэтому нормальную анатомию человека иногда называют систематической анатомией.

Орган, как компонент системы или аппарата органов, анатомически и функционально обособлен от соседних образований. Органом называют часть тела, которая в процессе развития вида и особи приобрела своеобразие положения, формы, размеров, внутреннего строения, функций и взаимодействуете другими органами. Орган - это целостная конструкция, состоящая из различных тканей (см. стр. 22) и подразделяющаяся на более мелкие части: доли, дольки, сегменты и т. п. Эти анатомические образования, в свою очередь, включают в себя структурно-функциональные единицы органа. При вы делении анатомических систем и аппаратов учитывают общность источников развития и функциональных отправлений органов. Органы, выполняющие общие функции и имеющие общие источники происхождения, образуют анатомическую систему (например, костную, мышечную, пищеварительную, дыхательную). Для аппаратов характерно функциональное объединение систем и органов, имеющих различные источники происхождения (опорно-двигательный, эндокринный).

Для динамической анатомии и спортивной морфологии характерно подразделение целостного организма на три части (блока): органы, исполняющие движения (опорно-двигательный аппарат); органы, регулирующие двигательную деятельность (нервная система, органы чувств, эндокринный аппарат); органы, обеспечивающие двигательную деятельность (сердечно -сосудистая, пищеварительная, дыхательная, выделительная системы). Это разграничение условно, так как достижение высокой спортивной формы, приспособление к специализированным нагрузкам достигается благодаря перестройке всего организма, а не какой-либо отдельной его части (блока).

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Введение в анатомию
Предварительные замечании
Оси и плоскости тела человека.
Асимметрия строения
Органы, системы и аппараты органов
Клетки и ткани
Развитие организма
ГЛАВА ВТОРАЯ. Учение о костях и их соединениях
Общая часть
Скелет туловища
Череп
Скелет верхней конечности
Скелет нижней конечности
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Учение о мышцах
Общая часть
Мышцы верхней конечности
Мышцы нижней конечности
Мышцы туловища и шеи
Дыхательные мышцы
Мышцы головы
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Учение о внутренних органах
Общая часть
Пищевая система
Дыхательная система
Мочеполовая система
ГЛАВА ПЯТАЯ. Учение о сердце и сосудах
Общая часть
Сердце
Сосуды большого круга кровообращения
Сосуды малого (легочного) крута кровообращения
Лимфатическая система и органы иммуногенеза
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Учение о нервной системе
Общая часть
Центральная нервная система
Периферическая нервная система
Вегетативная (автономная) нервная система
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Учение об органах чувств
Общая часть
Орган зрения
Преддверно-улитковый орган
Орган обоняния
Орган вкуса
Общий покров тела
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Учение об органах внутренней секреции
Общая часть
Шишковидное тело
Гипофиз
Щитовидная железа
Паращитовидные железы
Эндокринная часть поджелудочной железы (островки поджелудочной железы)
Надпочечник
Хромаффинная система
Внутрисекреторная часть половых желез
Роль эндокринных желез в регуляции мышечной деятельности
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Возрастная морфология
Предварительные замечания
Основные этапы онтогенеза, их особенности и периодизация
Интегральные показатели биологического возраста
Акселерация развитии и факторы онтогенеза
Частные показатели биологического возраста
Биологический возраст, двигательный возраст и двигательные качества
Прогнозирование сроков полового созревания, дефинитивных размеров тела и развития двигательных качеств
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Конституциональная морфология и половой диморфизм
Конституциональная морфология
Половой диморфизм
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Общая динамическая морфология
Предварительные замечания
Схема анатомического анализа положений и движений тела
Морфокинезиологический анализ верхней конечности
Морфокинсзиологичсский анализ нижней конечности
Смещение сердца, диафрагмы и внутренних органов при различных положениях тела
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Частная динамическая морфология
Анатомическая характеристика положений тела
Предварительные замечания
Анатомическая характеристика поступательных движений тела
Предварительные замечания
Анатомическая характеристика вращательных движений тела
Предварительные замечания
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. Морфологическое обеспечение массовой физической культуры и спорта(спортивная морфология)
Общетеоретические основы учения об адаптации
Адаптация к физическим нагрузкам систем исполнения движений
Адаптация к физическим нагрузкам систем обеспечения движений
Адаптация к физическим нагрузкам систем регуляции движений
Роль морфофункциональных показателей при спортивном отборе
Основные положения спортивной морфологии
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Понятие об антропометрии
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Морфологическая характеристика спортсменов некоторых специализаций.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Анатомия человека, Иваницкий М.Ф., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Год выпуска: 2008

Жанр: Анатомия

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Приступая к переизданию учебника «Анатомия человека» М.Ф. Иваницкий, редакционная коллегия бережно отнеслась к печатному наследию ученого. Необходимость сокращения объема текста, обновления его содержания в свете достижений современной науки и введения новых разделов соответственно требованиям действующей учебной программы сделала неизбежным в части случаев изменение буквы, но не духа этого классического учебно-научного издания. По возможности сохранены оригинальные иллюстрации учебника. Как и в четвертом издании учебника, анатомическая терминология дана в соответствии с Парижской анатомической номенклатурой. Устранение из текста латинских терминов потребовало их замену русскими эквивалентами с учетом нормативного списка терминов, утвержденного VIII Всесоюзным съездом анатомов, гистологовиэмбриологов (1974г.). Гистологические термины приведены в русской транскрипции по списку, одобренному этим съездом, с дополнениями, принятыми X Международным конгрессом анатомов в Токио (1975 г.).
В пятом издании книги главы 1-5 редактировались М.Ф. Иваницкий и А.А. Гладышевой, 6-8 - Б.А. Никитюком и Ф.В. Судзиловским. Главы 9,10 и 13, атакже предисловие и приложение написаны Б.А. Никитюком; главы 11 и 12 - Б.А. Никитюком и А.А. Гладышевой с использованием материалов М. Ф. Иваницкого. Разделы по анатомии лимфатической системы и органов иммуногенеза (глава 5) написаны заново М.Ф. Иваницкий и А.А. Гладышевой.
Редакционный коллектив благодарит официальных рецензентов книги - профессоров В.П. Стрельникова и В.Г. Петрухина - за критический разбор рукописи книги, ценные замечания и рекомендации и выражает признательность профессору М.А. Джафарову за помощь в определении содержания глав 11 и 12, а также профессору В.Ш. Белкину за его советы по содержанию глав 9, 10 и 13.
Авторы признательны всем сотрудникам кафедры анатомии и спортивной морфологии ГЦОЛИФКа, участвовавшим в подготовке учебника «Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии)» М.Ф. Иваницкий к изданию.
Советы и замечания читателей будут приняты коллективом с благодарностью.

«Анатомия человека»

(с основами динамической и спортивной морфологии)

Введение в анатомию

  1. Предварительные замечания
  2. Оси и плоскости тела человека. Асимметрия строения
  3. Органы, системы и аппараты органов
  4. Клетки и ткани
  5. Развитие организма

Учение о костях и их соединениях

  1. Скелет туловища
  2. Череп
  3. Скелет верхней конечности
  4. Скелет нижней конечности

Учение о мышцах

  1. Мышцы верхней конечности
  2. Мышцы нижней конечности
  3. Мышцы туловища и шеи
  4. Дыхательные мышцы
  5. Мышцы головы

Учение о внутренних органах

  1. Пищевая система
  2. Дыхательная система
  3. Мочеполовая система

Учение о сердце и сосудах

  1. Сердце
  2. Сосуды большого круга кровообращения
  3. Сосуды малого (легочного) крута кровообращения
  4. Лимфатическая система и органы иммуногенеза

Учение о нервной системе

  1. Центральная нервная система
  2. Периферическая нервная система
  3. Вегетативная (автономная) нервная система

Учение об органах чувств

  1. Орган зрения
  2. Преддверно-улитковый орган
  3. Орган обоняния
  4. Орган вкуса
  5. Общий покров тела

Учение об органах внутренней секреции

  1. Шишковидное тело
  2. Гипофиз
  3. Щитовидная железа
  4. Паращитовидные железы
  5. Эндокринная часть поджелудочной железы (островки поджелудочной железы)
  6. Надпочечник
  7. Хромаффинная система
  8. Внутрисекреторная часть половых желез
  9. Роль эндокринных желез в регуляции мышечной деятельности

Возрастная морфология

  1. Предварительные замечания
  2. Основные этапы онтогенеза, их особенности и периодизация
  3. Интегральные показатели биологического возраста
  4. Акселерация развития и факторы онтогенеза
  5. Частные показатели биологического возраста
  6. Биологический возраст, двигательный возраст и двигательные качества
  7. Прогнозирование сроков полового созревания, дефинитивных размеров тела и развития двигательных качеств

Конституциональная морфология и половой диморфизм

  1. Конституциональная морфология
  2. Половой диморфизм

Общая динамическая морфология

  1. Предварительные замечания
  2. Схема анатомического анализа положений и движений тела
  3. Морфокинезиологический анализ верхней конечности
  4. Морфокинезиологический анализ нижней конечности
  5. Смещение сердца, диафрагмы и внутренних органов при различных положениях тела

Частная динамическая морфология

  1. Анатомическая характеристика положений тела
  2. Предварительные замечания
  3. Анатомическая характеристика поступательных движений тела
  4. Предварительные замечания
  5. Анатомическая характеристика вращательных движений тела
  6. Предварительные замечания

Морфологическое обеспечение массовой физической культуры и спорта (спортивная морфология)

  1. Общетеоретические основы учения об адаптации
  2. Роль морфофункциональ ных показателей при спортивном отборе
  3. Основные положения спортивной морфологии

Понятие об антропометрии
Морфологическая характеристика спортсменов некоторых специализаций

М . Ф. И в а н и ц к и й

А Н А Т О М И Я

Ч Е Л О В Е К А

Учебник для высших учебных заведений физической культуры

Допущен Г осударственным комитетом РФ по физической культуре и спорту в качестве учебника

для высших учебных заведений физической культуры

Издание 7-е

чЭлимпия

Б БК 28.706 И19

Иваницки й М. Ф.

И19 Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физи­ ческой культуры. - Изд. 7-е. / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. - М.: Олимпия, 2008.-624 с, ил.

ISBN 978-5-903639-06-9

В учебнике кроме анатомических данных включены материалы по возрастной, конституциональной и спортив­ ной морфологии, половому диморфизму, основным анато- мо-антропометрическим методам исследования и методам обработки научной информации.

Текст подготовлен по 5-му изданию.

ПРЕДИСЛОВИЕ

к 5-му изданию

Пятое издание учебника «Анатомия человека» юбилейное. Оно посвящено 90-летию со дня рождения его автора, выдающегося со­ ветского ученого в области функциональной и спортивной анато­ мии Михаила Федоровича Иваницкого, и вышло в свет через 20 лет после последнего, четвертого, издания. Причина такого внимания к трудам ученого не только в том, что они послужили основой анато­ мической подготовки ряда поколений студентов высших и средних учебных заведений, будущих тренеров и учителей физической культуры, и стали библиографической редкостью. Главное в том, что М.Ф. Иваницкий - создатель оригинальной системы препода­ вания анатомии. Творчески развивая идеи П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он с новых, принципи­ альных, позиций подошел и к созданию учебника по анатомии.

Главный принцип этой системы - функциональность, дина­ мичность: рассмотрение анатомических фактов сквозь призму особенностей двигательной деятельности. Так возникла динами­ ческая анатомия, включенная М.Ф. Иваницким в учебный курс анатомии человека. Принцип динамичности потребовал изучения анатомии мышц в связи с движениями тела, которые они произво­ дят. Топографо-анатомический подход, признанный в медицинс­ кой анатомии ведущим при описании мышечной системы, отошел на второй план, хотя в некоторых случаях он также используется.

Второй принцип - комплексность подхода с использованием данных макро-, макромикро- и микроскопической анатомии. По­ этому вслед за характеристикой костной или поперечнополосатой мышечной ткани в главе «Введение в анатомию» дается описание макромикроскопических конструкций, а вслед за нервной тканью (там же) рассматривается внутриствольное строение нервов и их оболочек. Включение в курс анатомии материалов о строении кле­ ток и тканей, соединение этих данных со сведениями о конструк­ ции органов (вопросы цитологии и гистологии) не самоцель, а способ углубленного познания макромикроскопических компо­ нентов тела человека.

А Н А Т О М И Я Ч Е Л О В Е К А

Третий принцип - большое внимание к теоретическим и общеметодологическим вопросам. Свидетельство этому -наполненные глубоким содержанием вводные замечания по каждому из разделов анатомии, дающих описание строения тела по системам и возведен­ ных М.Ф. Иваницким в ранг «учений». Теоретико-методологичес­ кий настрой, проявившийся особенно отчетливо в главе «Введение в анатомию», по возможности сохранен в новых главах, посвящен­ ных спортивной и дифференциальной морфологии.

Как уже отмечалось, характерной особенностью разработанной М. Ф. Иваницким системы преподавания анатомии явилась дина­ мическая анатомия как самостоятельный раздел, с одной стороны, и как сквозной принцип в рассмотрении анатомических фактов, с другой. При этом М.Ф. Иваницкий видел место динамической анатомии вслед за описанием строения опорно-двигательного ап­ парата. Накопленный за последние годы спортивными анатомами опыт, а также перспективы на будущее диктуют необходимость включения в анатомическую оценку положений и движений тела (наряду с данными о костях, суставах и мышцах) сведений о серд­ це, сосудах, внутренностях и т. п. Это явится логическим перехо­ дом к складывающемуся на наших глазах содержанию спортивной морфологии. Вот почему в настоящем издании учебника анатоми­ ческий анализ положений и движений тела рассматривается не до, а после учений о системах обеспечения и регуляции двигательной деятельности. Придавая особое значение этому разделу, мы име­ нуем его учением о динамической морфологии.

Динамическая, дифференциальная и спортивная морфология служат анатомо-антропологическому обеспечению современного спорта, решают важные вопросы спортивного отбора и ориентации, рационализации тренировочного процесса, оптимизации массовой физкультурно-оздоровительной работы среди населения и др.

Анатомия человека в ее приложении к физической культуре и спорту прогрессивно развивается, обогащая себя сведениями и метода­ ми смежных наук: биологии человека, антропологии, эксперимен­ тальной морфологии, генетики и др. К началу 80-х годов морфологи­ ческие основы физической культуры и спорта структурно сложились в составе классического курса анатомии, динамической морфологии (анатомическая часть спортивной кинезиологии и спортивной топог­ рафической анатомии), спортивной морфологии (синтезспортивной анатомии и спортивной антропологии) и дифференциальной морфо­ логии (соединение возрастной и конституциональной морфологии с морфологической характеристикой полового диморфизма).

П Р Е Д И С Л О В И Е

Приступая к переизданию учебника М.Ф. Иваницкого, редакци­ онная коллегия бережно отнеслась к печатному наследию ученого. Необходимость сокращения объема текста, обновления его содержа­ ния в свете достижений современной науки и введения новых разде­ лов соответственно требованиям действующей учебной программы сделала неизбежным в части случаев изменение буквы, но не духа этого классического учебно-научного издания. По возможности со­ хранены оригинальные иллюстрации учебника. Как и в четвертом издании учебника, анатомическая терминология дана в соответствии с Парижской анатомической номенклатурой. Устранение из текста латинских терминов потребовало их замену русскими эквивалента­ ми с учетом нормативного списка терминов, утвержденного VIII Все­ союзным съездом анатомов, гистологовиэмбриологов(1974г.). Ги­ стологические термины приведены в русской транскрипции по списку, одобренному этим съездом, с дополнениями, принятыми X Международным конгрессом анатомов в Токио (1975 г.).

В пятом издании книги главы 1-5 редактировались Б. А. Никитюком и А. А. Гладышевой, 6-8 - Б. А. Никитюком и Ф. В. Судзиловским. Главы 9,10 и 13, атакже предисловие и приложение написаны Б. А. Никитюком; главы 11 и 12 -Б. А. Никитюком и А. А. Гладышевой с использованием материалов М. Ф. Иваницкого. Разделы по анатомии лимфатической системы и органов иммуногенеза (глава 5) написаны заново Б. А. Никитюком и А. А. Гладышевой.

Редакционный коллектив благодарит официальных рецензентов книги - профессоров В. П. Стрельникова и В. Г. Петрухина - за критический разбор рукописи книги, ценные замечания и рекомендации и выражает признательность профессору М. А. Джафарову за помощь в определении содержания глав 11 и 12, а также профессору В. Ш. Белкину за его советы по содержанию глав 9, 10 и 13.

Советы и замечания читателей будут приняты коллективом с благодарностью.

Глава первая

ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Анатомия человека - наука о внешней форме и внутреннем строе­ нии организма. Она изучает строение человеческого тела в связи с функцией его органов, особенностями происхождения человека и его возрастного развития, условиями труда и быта. Это касается как всего организма человека в целом, так и отдельных его систем и органов.

Ввиду того что изучение тела человека в анатомии всегда ведется с учетом выполняемой им и его отдельными органами функций, наи­ менование «функциональная анатомия» в наибольшей мере соответ­ ствует содержанию современной анатомии человека. Лишь будучи связаны с жизнедеятельностью организма, с функцией, те или иные анатомические данные становятся полноценными и представляют интерес для специалиста в области физического воспитания.

Слою «анатомия» означает расчленение, рассечение и происходит от греческого слова «anatemno» - «рассекаю». Таким образом, назва­ ние этой науки произошло от наименования одного из ее методов исследования. В течение долгого времени метод рассечения являлся единственным для изучения строения тела человека. Он широко ис­ пользуется и в настоящее время. Наряду с этим методом современная анатомия располагает многими другими методами исследования. Поэтому само название науки «анатомия» - «рассечение» теперь мо­ жет быть принято в расширенном толковании слова, а именно: рассе­ чение возможно не только ножом или лучом (например, рентгено­ вскими лучами), но и мыслью. Это подтверждается выражением: «Рассекая ножом, рассекайте мыслью» (П. И. Дьяконов).

Задачи анатомии и ее связи с другими науками. Изучение анатомии направлено на решение многих задач, среди которых следует выде­ лить воспитание материалистического мировоззрения, подготовку к восприятию других медико-биологических наук (физиологии, ме­ дицины), овладение знаниями, навыками и умениями, необходимы­ ми в профессиональной деятельности. Анатомия, как предмет науч­ ного исследования, выясняет особенности строения организма на разных уровнях организации живой материи - от изучения тела в

целом до раскрытия закономерностей строения клетки и ее состав­ ных частей.

Интересы анатомии соприкасаются с вопросами, решаемыми другими науками, в первую очередь физиологией, генетикой и ант­ ропологией. Краеугольное положение материалистической диалек­ тики о единстве структуры и функции раскрывается в исследовании как структур (анатомами), так и функций (физиологами). Генетика, изучая наследственность человека, раскрывает законы роста и разви­ тия, определяемые наследственностью и влиянием внешней среды. Хотя интересы антропологии направлены на изучение многообразия проявлений не только структур, но и функций организма, традици­ онно первые остаются для нее основным источником информации как о современных, так и об ископаемых людях. Пограничный раз­ дел анатомии и антропологии, выясняющий формы изменчивости структур тела человека и определяющие ее факторы, называется ана­ томической антропологией.

Методологические основы анатомии. Анатомия человека принадле­ жит к биологическим наукам, то есть к наукам, изучающим жизнь, жизненные процессы организмов (bios-жизнь). Как биологическая наука она использует для объяснения наблюдаемых явлений, для по­ строения гипотез и теорий, для обобщения фактического материала законы развития и законы жизни, присущие всем живым организмам.

Среди всех живых существ человек наиболее сложное существо. Принципиальное отличие его составляют не физические особеннос­ ти строения, а причины этих особенностей: социальный характер жизни, труд и членораздельная речь. Такие биологические явления, как естественный отбор, борьба за существование, в процессе станов­ ления человека занимали все более и более подчиненное место по сравнению со складывающимися между людьми производственны­ ми отношениями. От условий труда, от производственных отноше­ ний зависят условия жизни, физическая природа человека, особен­ ности строения и функций его организма. Поскольку условия труда определяются социальными законами, последние имеют первен­ ствующее значение для человека.

Естественно, что социальные и биологические факторы, обуслов­ ливающие особенности эволюции физических, материальных свойств человеческого организма, неразрывно связаны между собой, причем законы общественной жизни не уничтожают биологические законы. Основные жизненные процессы (обмен веществ, рост, раз­ множение, движение, способность воспринимать раздражения и реа­ гировать на них), протекающие во всяком живом существе, имеют

место и в человеческом организме, что позволяет использовать био­ логические законы при изучении человеческого тела.

К.А. Тимирязев писал, что «каждая органическая форма есть ре­ зультат воздействия на нее не только современных ей условий, но и всех неисчислимых условий, действовавших на несметные ряды форм, из которых она произошла». Это обстоятельство позволяет рассматривать каждую форму «как процесс, как нечто не просто от века существующее, а непрерывно образующееся»1 . Поэтому при изучении анатомии человека для понимания формы и строения его тела используются факты, касающиеся процесса развития вида -его филогенеза (phylon -род, genesis -происхождение), а также разви­ тия отдельного человека, начиная от зарождения и кончая смертью, -его онтогенеза (ontos -сущий, genesis -происхождение). Для этого понимания анатомия человека учитывает данные смежных наук, главным образом сравнительной анатомии и эмбриологии (embryo - зародыш, logos -наука). Изучая анатомию животных с помощью ме­ тода их сравнения и развитие человеческого эмбриона, можно по­ нять тот путь, по которому идет формирование того или иного органа и всего организма в целом.

Человеческий организм представляет собой единое целое, в котором все отдельные системы и органы развиваются и функционируют во вза­ имной зависимости и обусловленности. В качестве примера сложной взаимосвязи органов живого человеческого тела можно привести связь между двигательным аппаратом и нервной системой. Двигательный аппарат посылает раздражения в центральную нервную систему, а цен­ тральная нервная система регулирует работу двигательного аппарата. Однако во всяком взаимодействии необходимо выделить ведущее зве­ но. Этим звеном в человеческом организме, как и в организмах других живых существ, является нервная система, которая, с одной стороны, осуществляет связь организма с окружающей его внешней средой, с другой, находясь в анатомической и функциональной связи со всеми системами, со всеми органами, со всеми тканями и клетками организма, обеспечивает его существование как единого целого.

Основой «мыслящей», «думающей» анатомии служит каузальный подход - выяснение причин и проявлений изменчивости организма в связи с функцией и другими факторами.

Факторы изменчивости организма. Систематизируя все факторы, определяющие физическую природу человека, и рассматривая их в последовательном порядке, надо отнести к ним в первую очередь все

1 К. А. Тимирязев. Соч., т. V I I I , 1939, стр. 69.

П Р Е Д В А Р И Т Е Л Ь Н Ы Е З А М Е Ч А Н И Я

то, что связано с внутриутробным развитием организма. К этой груп­ пе факторов причисляют те особенности, которые передаются чело­ веку по наследству и с которыми он рождается.

К этим факторам принадлежит также возраст. Все органы челове­ ческого тела-одни в большей, а другие в меньшей мере -подвержены возрастным изменениям. При этом одни органы развиваются быстрее, чем другие, одни стареют раньше, адругае позднее. Возрастные изме­ нения отличаются большой сложностью и далеко выходят за пределы общего схематизированного описания строения человеческого тела.

Следующим фактором является пол. Половые особенности в той или иной степени проявляются в строении всех органов, но в наи­ большей мере они касаются органов малого таза.

Наконец, к факторам изменчивости организма относятся соци­ альные условия жизни человека, условия его труда и быта. Болезнет­ ворные процессы, если они имеют место, тоже влияют на анатоми­ ческие особенности и на функцию того или иного органа. Таким об­ разом, у каждого отдельного человека индивидуальные колебания в строении его органов так же бесконечно разнообразны, как разнооб­ разны комбинации перечисленных основных факторов.

Для специалистов по физической культуре и спорту особый инте­ рес представляют те изменения в организме, те особенности формы, строения и связанной с ними функции, которые происходят под вли­ янием занятий физическими упражнениями и спортом.

Методы исследования. Анатомия применяет широкий арсенал ме­ тодов исследования. Детали строения изучаются на мертвых объектах: трупах, извлеченных из организма органах, кусочках органов или тка­ ней, взятых прижизненно в ходе биопсии (биоптатах крови, костного мозга, мышц и др.). При работе на трупе используются методы послой­ ного рассечения тканей с последующей препаровкой (выделением) структурных компонентов, подлежащих изучению. Для облегчения этой работы и предохранения препарата от гниения его фиксируют специальными растворами, чаще всего слабым раствором формалина. Кровеносные и лимфатические сосуды, протоки желез хорошо выяв­ ляются при их предварительном заполнении застывающими массами (метод инъекции). Можно удалить окружающие мягкие ткани, под­ вергнув препарат действию кислоты. Тогда остается слепок образова­ ний, заполненных инъекционной массой (метод коррозии).

Изучение анатомии живого человека требует использования отно­ сительно безвредных методов исследования. С этой целью применя­ ются рентгеновские лучи и ультразвук (методы рентгенографии и ультразвуковой эхо-локации). При этом дифференцируются органы,

В В Е Д Е Н И Е В А Н А Т О М И Ю

обладающие различной пропускной способностью по отношению к данным физическим агентам. Началом рентгенологических исследо­ ваний в анатомии послужило применение в 1895- 1896 гг. анатомами П.Ф. Лесгафтом и В.Н. Тонковым и физиком П.Н. Лебедевым (неза­ висимо друг от друга) лучей Рентгена для выявления костей кисти. Сегодня наряду с обычными приемами рентгенографии и рентгено­ скопии существуют кинорентгенография, микрорентгенография, электрорентгенография, цветная рентгенография, ЭВМ-томография. Большими перспективами обладает метод ядерно-магнитного резо­ нанса, который используется для изучения мягких тканей.

К числу наиболее широко распространенных относятся методы ант­ ропометрии и антропоскопии, позволяющие определить общие (то­ тальные) и частные (парциальные) размерытела (продольные, попереч­ ные, обхватные) и толщину кожно-жировых складок, оценить в услов­ ных единицах (баллах) выраженность признаков, не подлежащих мет­ рическим измерениям (например, вторичных половых признаков - развитие волосяного покрова, форму и размеры молочной железы у де­ вочек, форму гортани у мальчиков). Современная микроскопическая анатомия и гистология используют методы избирательного окрашива­ ния отдельных структур, жиров, ферментов и т. п. на срезах тканей тол­ щиной в несколько микронов с последующим изучением этих препара­ тов под микроскопами, дающими увеличение объектов в сотни или ты­ сячи раз. Наряду со световой микроскопией существует электронная, позволяющая увеличить изображение в десятки и сотни тысяч раз. С ее помощью изучается строение клетки и ее компонентов.

Классификация морфологических (анатомических) наук. Все био логи­ ческие науки подразделяются на две основные группы-науки о форме и науки о функции организма, или, как говорят, на морфологические и физиологические науки (morphe-форма, physis-природа). Анатомия по этой классификации относится к морфологическим наукам.

Морфологические науки принято подразделять на науки, изуча­ ющие строение организма невооруженным глазом (макроскопичес­ кая морфология: macros - большой, scopeo - смотрю), и науки, изу­ чающие это строение с помощью микроскопа (микроскопическая морфология: micros-малый). Анатомия является в основном макро­ скопической морфологией. Микроскопическая анатомия выдели­ лась как самостоятельная наука после изобретения и применения микроскопа. К микроскопической морфологии относятся гистоло­ гия - наука о тканях (histos -ткань) и цитология - наука о клетке (kytos -клетка). Помимо этого, существует раздел морфологии, изу­ чающий область пограничного видения, -макромикроскопическая

П Р Е Д В А Р И Т Е Л Ь Н Ы Е З А М Е Ч А Н И Я

анатомия. Своим возникновением и развитием в нашей стране она обязана трудам В.П. Воробьева (1876-1937).

Та основная наука, от которой отделились эти ветви, анатомия человека, получила название нормальной анатомии. Она изучает здо­ рового живого человека, находящегося в своем естественном, нор­ мальном состоянии. В этом отношении она отличается отпатологи­ ческой анатомии, предметом изучения которой являются те измене­ ния в строении организма, которые происходят под влиянием забо­ леваний (pathos - страдание). Нормальная анатомия также имеет от­ ветвления. Некоторые из них рассматриваются как самостоятельные науки. К этим наукам относятся в первую очередь пластическая ана­ томия и топографическая анатомия.

Пластическая анатомия (plastike - ваяние) изучает внешнюю форму человеческого тела и те особенности его внутреннего строе­ ния, которые ее обусловливают. Эта наука имеет прикладное значе­ ние для изобразительных искусств (живописи, графики и скульпту­ ры). Первым профессором пластической анатомии в нашей стране был И. В. Буяльский (1789-1866).

Топографическая анатомия (topos - место, grapho - пишу) изуча­ ет взаимное расположение органов. Она возникла как наука, необхо­ димая для целей практической медицины, в особенности для хирур­ гии, применительно к которой получила также названиехирургичес­ кой анатомии. Создателем топографической и хирургической анато- миибылН.И.Пирогов(1810-1881).

К ответвлениям нормальной анатомии относятся также динами­ ческая анатомия (морфология), спортивная морфология и возраст­ ная анатомия. Динамическая анатомия (dynamikos -действующий) изучает спортивные, трудовые, художественные и другие движения человеческого тела. Анатомические изменения в организме, которые происходят при выполнении этих движений, причем не только адап­ тационные (приспособительные) изменения, но и результаты так на­ зываемого спортивного отбора (подробнее см. стр. 512) выясняет на­ ряду с динамической анатомией (морфологией)спортивная морфо­ логия. Основоположником изучения движений тела с позиций ана­ томии был в нашей стране П.Ф. Лесгафт (1837-1909). Возрастная анатомия изучает анатомические особенности человеческого орга­ низма с точки зрения его возрастных изменений. Большое значение для создания этой отрасли анатомии в отечественной науке имели труды Н.П. Гундобина(1860-1908).

Различают также типовую анатомию, проекционную анатомию, рентгеноанатомию и теоретическую анатомию. Типовая анатомия,

В В Е Д Е Н И Е В А Н А Т О М И Ю

основоположником которой является В.Н. Шевкуненко (1872- 1952), изучает соотношение между внутренним строением тела и его внешними формами. Все многообразие особенностей этого соотно­ шения подразделяется на основные группы, или типы. Тем самым реализуется антропологический подход в анатомии, задача которого

Исследование форм (типов) и факторов изменчивости организма. Предметом изучения в проекционной анатомии является проекция органов человеческого тела на его наружную поверхность.Рентгеноанатомия изучает строение человеческого организма с помощью рентгеновских лучей. Успехи этой науки в нашей стране связаны с именами Д.Г. Рохлина и М.Г. Привеса. В конце прошлого столетия была созданатеоретическая анатомия, изучающая общие законо­ мерности строения тела. Основоположником ее и автором наимено­ вания является П.Ф. Лесгафт.

Углубление анатомических исследований привело в настоящее время к относительному обособлению ряда разделов анатомии. Традиционны в нашей стране успехи в изучении анатомии лимфати­ ческой системы. Заслуга в этом принадлежит Г.М. Иосифову (1870-1933), Д А. Жданову (1908-1971), М.С. Спирову (1892- 1973), Ю.И. Бородину, М.Р. Сапину и их ученикам. Внимание уче­ ных привлекает анатомия головного мозга и нервной системы. В этой связи необходимо упомянуть В.А. Беца (1834-1894), В.М. Бех- терева(1857-1927), В.П. Воробьева, В.Н. Терновского(1888-1976). Существенный вклад советские анатомы внесли в изучение крове­ носных сосудов, а также в выяснение путей микроциркуляции. Ог­ ромное значение в этом отношении имеют работы В.Н. Тонкова (1872-1954), Б.А.Долго-Сабурова (1900-1960), В.В. Куприяноваи их учеников.

Несомненны также успехи в разработке проблем возрастной и конституциональной морфологии. Ведущие позиции здесь принад­ лежат антропологам московской школы, которую долгие годы воз­ главлял В.В. Бунак(1891-1979).

Для специалиста в области физической культуры и спорта важно не только основное содержание анатомии человека, но и многое из того, что относится к ее ответвлениям. Постоянно имея дело с живым человеком, преподаватель физической культуры, тренер или спорт­ смен решают возникающие в процессе своей деятельности вопросы, связанные с особенностями строения и функций человеческого тела. Для них бывает важно значение и возрастных особенностей организ­ ма, и взаимного расположения и проекции органов, и внешних форм человеческого тела.

П Р Е Д В А Р И Т Е Л Ь Н Ы Е З А М Е Ч А Н И Я

Принципы изучения анатомии. П.Ф. Лесгафт писал, что «при изу­ чении анатомии главным объектом должен всегда быть живой орга­ низм, из наблюдений над которым должно исходить всякое изуче­ ние, мертвый же препарат должен служить только проверкой и до­ полнением к изучаемому живому организму»2 . Действительно, изу­ чая анатомию, недостаточно пользоваться только препаратами, ри­ сунками, атласами, книгами. Необходимо наблюдать, изучать живо­ го человека. Для спортсмена такое изучение играет особенно важную роль. В своей практической деятельности он имеет дело всегда с жи­ вым человеком. Поэтому весь процесс изучения анатомии должен быть направлен на познание живого человеческого тела. В первую очередь это касается двигательного аппарата. Рассматривая анатоми­ ческий препарат, прежде всего необходимо ясно себе представить, где данный орган находится у живого человека. Нужно научиться определять на живом человеческом теле все наиболее выступающие костные образования, щели крупных суставов, положение мышц и понимать значение последних для рельефа наружной поверхности тела. Прощупывая поверхностные мышцы, необходимо научиться определять их состояние. Изучая кровеносные сосуды, артерии и вены, нервы, следует находить их проекцию на наружную поверх­ ность тела, определять по пульсации ход крупных артериальных стволов, знать просвечивающие сквозь толщу кожи вены. При изу­ чении внутренних органов, в частности легких, печени, желудка, кишок, сердца, важно ясно представлять себе их положение на жи­ вом человеке. То же самое касается головного и спинного мозга, про­ екции долей полушарий мозга, мозжечка, продолговатого мозга и других крупных образований. Это относится и к некоторым образо­ ваниям органов чувств (например, к полукружным каналам внут­ реннего уха). В результате систематически проведенного изучения анатомии на живом человеке можно в наибольшей мере достигнуть понимания внутреннего строения организма по его внешней форме.

Социальная значимость анатомии. Ошибочны представления об анатомии как мертвой, застывшей в неизменном постоянстве науке. Конечно, состав скелета за весь период эволюции человека, насчиты­ вающий несколько миллионов лет, не изменился. Тем более он сохра­ нил свое постоянство у человека современного вида, пребывание кото­ рого на планете исчисляется тысячами лет. Однако размеры костей и других органов изменяются от поколения к поколению, что связано с

2 П. Ф. Лесгафт. Основы теоретической анатомии, т. I. Спб,: "Т-во Худож. печати", 1905, стр. 1-2.

В В Е Д Е Н И Е В А Н А Т О М И Ю

неравномерностями роста и развития. На строении тела отражаются условия жизни и профессиональные особенности трудовой деятель­ ности, характер питания и уровень физической нагруженности. Не последнюю роль играют и занятия физической культурой и спортом.

Анатом, как регистратор изменений, происходящих в организме че­ ловека при неблагоприятных условиях труда и жизни, выполняет важ­ ные социальные функции. Запрету испытаний атомного оружия в ат­ мосфере способствовала широкая кампания, поднятая морфологами, доказавшими опасность радиоактивного излучения для наследственно­ сти, возникновения под его действием врожденных уродств, злокаче­ ственных новообразований и других видов патологии. Не последняя роль принадлежит морфологам в обосновании непоправимых послед­ ствии для человечества при использовании химического оружия.

Тренер и педагог физического воспитания, наделенные знаниями анатомии и других медико-биологических дисциплин, должны строить тренировочный процесс так, чтобы не только подвести спортсмена к достижению высокого результата, но и улучшить со­ стояние его здоровья и физического развития. Завет великого врача Древней Греции Гиппократа (ок. 460-377 до н.э.) «не вреди» строго обязателен не только для медиков, дающих клятву Гиппократа при окончании высшего учебного заведения, но и для специалистов по физическому воспитанию.

Частями тела человека являются туловище, шея, голова и две пары конечностей: две верхние конечности - руки и две нижние - ноги.

В анатомии условно принято изучать тело в вертикальном сим­ метричном положении с опущенными руками, большие пальцы ко­ торых обращены кнаружи (положение супинации). При анатомичес­ ком описании пользуются плоскостями и направлениями, проходя­ щими через тело соответственно трем плоскостям и осям системы прямоугольных координат. Из трех плоскостей одна проходит гори­ зонтально и называется горизонтальной, а две, идущие перпендику­ лярно к ней, являются вертикальными и называются одна -фрон­ тальной, другая -сагиттальной. Горизонтальная плоскость прохо­ дит параллельно линии горизонта; фронтальная плоскость - в попе­ речном направлении, соответствуя плоскости лба, откуда произошло и ее название (frons - лоб, frontalis - лобный); сагиттальная плос­ кость - через тело в переднезаднем направлении (sagitta - стрела).

ОСИ И ПЛОСКОСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА, АСИММЕТРИЯ СТРОЕНИЯ

Сагиттальная плоскость, проходящая строго посередине тела и деля­ щая его на правую и левую половины, называется срединной или медианной. Оси, идущие в местах пересечения горизонтальных и фронтальных плоскостей, называются поперечными; идущие в мес­ тах пересечения горизонтальных и сагиттальных плоскостей - са­ гиттальными или переднезадними; находящиеся на пересечении фронтальных и сагиттальных плоскостей - вертикальными. Есте­ ственно, что фронтальных, горизонтальных и сагиттальных плоско­ стей можно провести через тело любое количество. Исключение со­ ставляет медианная плоскость - ее можно провести только одну.

Фронтальная плоскость, проходящая через продольную ось тела, делит его на передний и задний отделы. Передний называется также брюшным или вентральным (venter -живот), а задний - спинным или дорсальным (dorsum-спина). Поверхность какого-либо органа, обращенная в сторону передней поверхности тела, называется пере­ дней или вентральной, а направленная в сторону спины - задней или дорсальной. Поверхность органа, которая обращена в сторону сре­ динной плоскости тела, называется внутренней или медиальной (medialis), а противоположная - наружной или латеральной (lateralis). Поверхность, обращенная в сторону головы, называется краниальной (cranialis - черепной) или верхней, а противоположная поверхность, обращенная к тазу, - каудальной (caudalis - хвостовой) или нижней. Соответственно плоскостям и осям тела названы и на­ правления, по которым располагается тот или иной орган: кверху, или краниально, т. е. по направлению к голове; книзу, или каудально, т. е. по направлению к тазу; кпереди, или вентрально; кзади, или дорсально; кнутри, или медиально; кнаружи, или латерально. Тер­ мины «краниально» и «каудально» употребляют только тогда, когда речь идет о туловище и шее. Для конечности пользуются терминами, обозначающими более близкое или более отдаленное по отношению к туловищу положение ее части: соответственно проксимальное или дистальное. Для определения направления применяют термины «проксимально» и «дистально».

Две половины тела, на которые разделяет его медианная плос­ кость, построены по типу их зеркального отображения. Однако в де­ талях они не вполне одинаковы. Асимметрия строения тела особенно сказывается на строении и положении его внутренних органов. Та­ кие непарные органы, как желудок, селезенка, сердце и другие, асимметричны как по своему строению, так и по местоположению в организме. Если говорить только о внешних формах тела, то они так­ же не вполне симметричны. Например, у правшей обычно больше

В В Е Д Е Н И Е В А Н А Т О М И Ю

развита правая рука: она не только сильнее, но и длиннее, чем левая, приблизительно на сантиметр. У левшей имеются обратные соотно­ шения. Можно также отметить некоторую асимметрию строения ног. Позвоночный столб тоже построен не совсем симметрично и имеет небольшие изгибы в сторону. Почти у всех людей имеется не­ которая асимметрия лица (подробнее см. стр. 402).

ОРГАНЫ, СИСТЕМЫ И АППАРАТЫ ОРГАНОВ

При изучении человеческого тела его принято подразделять на системы и аппараты органов и рассматривать их в определенной пос­ ледовательности. Поэтому нормальную анатомию человека иногда называют систематической анатомией.

Орган, как компонент системы или аппарата органов, анатоми­ чески и функционально обособлен от соседних образований. Орга­ ном называют часть тела, которая в процессе развития вида и особи приобрела своеобразие положения, формы, размеров, внутреннего строения, функций и взаимодействует с другими органами. Орган - это целостная конструкция, состоящая из различных тканей (см. стр. 22) и подразделяющаяся на более мелкие части: доли, дольки, сег­ менты и т. п. Эти анатомические образования, в свою очередь, вклю­ чают в себя структурно-функциональные единицы органа. При вы­ делении анатомических систем и аппаратов учитывают общность ис­ точников развития и функциональных отправлений органов. Орга­ ны, выполняющие общие функции и имеющие общие источники происхождения, образуют анатомическую систему (например, кост­ ную, мышечную, пищеварительную, дыхательную). Для аппаратов характерно функциональное объединение систем и органов, имею­ щих различные источники происхождения (опорно-двигательный, эндокринный).

Для динамической анатомии и спортивной морфологии харак­ терно подразделение целостного организма на три части (блока): органы, исполняющие движения (опорно-двигательный аппарат); органы, регулирующие двигательную деятельность (нервная систе­ ма, органы чувств, эндокринный аппарат); органы, обеспечиваю­ щие двигательную деятельность (сердечно-сосудистая, пищевари­ тельная, дыхательная, выделительная системы). Это разграничение условно, так как достижение высокой спортивной формы, приспо­ собление к специализированным нагрузкам достигается благодаря перестройке всего организма, а не какой-либо отдельной его части (блока).

К Л Е Т К И И Т К А Н И

КЛЕТКИ И ТКАНИ

Органы тела образуются тканями, а последние - клетками. Их изучение составляет задачу двух морфологических наук - гистоло­ гии (науки о тканях) и цитологии (науки о клетке). Клетка - это живая саморетулируемая и самообновляемая системна, являющаяся основой строения, развития и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов. В организме человека клетки различны по форме, величине, внутреннему строению и функциональному значению (рис. 1). Различают клетки шаровидной формы, веретено­ образные, кубические, цилиндрические, звездчатые и др.

Величина клеток колеблется от 7 до 200 микрон (мкм). Несмотря на многообразие форм, клетки имеют общий план строе­

ния (рис. 2). Основными частями клетки являются цитоплазма и ядро. Цитоплазма. Цитоплазма клетки неоднородна, в ней различают:

цитолемму (плазмолемму), гиалоплазму, органеллы и цитоплазматические включения.

Цитолемма (плазмолемма) отделяет клетку от окружающей сре­ ды, регулирует обмен веществ в клетке и обеспечивает постоянство ее внутренней среды. Толщина цитолеммы 9-10 нм*. В ее состав входят соединения белков и липидов с углеводами (гликопротеиды и гликолипиды), причем углевод содержащие части этих молекул, согласно А. Хэму и Д. Кормаку (1982), находятся в поверхностном слое цито­ леммы - гликокаликсе. Холестерин, наоборот, располагается глав­ ным образом в глубоких ее слоях. На поверхности цитолеммы нахо­ дятся так называемые рецепторы - молекулы, взаимодействующие с биологически активными веществами гормонами, медиаторами и т. п. и способствующие их «узнаванию» клеткой. Цитолемма участвует в поглощении клеткой крупных частиц (фагоцитозе) или макромо­ лекул (пиноцитозе), подвергающихся процессам внутриклеточного пищеварения. Она обеспечивает выделение из клетки наружу не­ нужных продуктов обмена (экзоцитоз). По своему составу цитолем­ ма близка мембранным цитоплазматическим органеллам, на долю которых вместе с цитолеммой приходится до 1 /2 массы клетки.

Гиалоплазма- это основное вещество клетки, в котором распола­ гаются все внутриклеточные образования, имеющие определенное строение и выполняющие специфическую функцию. Различают органеллы мембранные и немембранные, общего значения и специ­ альные. К органеллам общего значения относятся: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи (внутренний сетчатый аппарат) и центриоли.

В В Е Д Е Н И Е В А Н А Т О М И Ю

К Л Е Т К И И Т К А Н И

Рис. 1. Полиморфизм строения клеток:

1 -мегакариоцит костного мозга; 2 - нейтрофильный лейкоцит (вверху) и эритроцит (внизу): 3 - клетка мерцательного эпителия; 4- плазматическая клетка; 5 - гладкомышечная клетка; 6- жировая клетка; 7 - нейрон; 8- гепариноцит

Эндоплазматтеская сеть представляет собой систему каналь­ цев, обеспечивающую транспорт веществ из окружающей среды и внутри клетки. Незернистая (гладкая) эндоплазматическая сеть участвует в синтезе углеводов и липидов, а зернистая, с рибосома­ ми на поверхности, -в синтезе белка.

Рис. 2. Строение клетки (по Прокофьевой-Бельговской)

Рибосомы вырабатывают белок, причем специфический для каж­ дого вида клеток.

Митохондрии содержат макроэргические соединения и являются источником энергии.

Лизосомы содержат большое количество ферментов и осуществ­ ляют внутриклеточное пищеварение.

Комплекс Гольджи (внутренний сетчатый аппарат), состоящий из цистерн, канальцев и пузырьков, является местом скопления ве­ ществ, секретируемых клеткой.

Центриоли, образующие центросому, принимают участие в деле­ нии клетки.

Специальные органеллы связаны со специфической функцией клетки. К ним относятся миофибриллы в мышечных клетках, нейрофибриллы - в нервных, тонофибриллы -в эпителиальных.

Включения -это зернышки белка, капельки жира, пигмента, ко­ торые могут быть или не быть в клетке, в отличие от органелл -по­ стоянных ее образований.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....