Исторические университеты. Московский педагогический государственный университет (мпгу)

Учусь на историческом факультете НИУ ВШЭ.

Моя печальная предыстория: два года подряд пыталась безрезультатно поступить на бюджет журфака МГУ. Не поступила. Спохватилась в июле этого года, судорожно просматривая гуманитарные специальности в ВУЗах Москвы. (в 11 классе сдала ЕГЭ по всем гуманитарным предметам). Какого было моё изумление к моим среднем баллом 85, я проходила на бюджет в ВШЭ. Счастье, вторая волна, бюджет, Старая Басманная.

Моя счастливая история:

1) коллектив- истфак в Вышке-это маленький мир, о котором не знает никто в универе, и которой живёт по своими законам и правилам. Атмосфера семьи чувствуется, буквально со второй недели обучение, перваки ходит с четвёртым в библиотеку, а после библиотеки в бар. Круглогодичные крутые истфаковские тусы, поездки в общагу, совместные приёмы пищи.

2) Преподаватели. Система оценки преподавания, постоянно отсеивает несоответсвующих требованиям педагогов. У нас нет любителей поболтать о своей жизни или полить воды. От нас много требуют, но дают нам ещё больше. Мне с моими скудными знаниями по истории было очень (ОЧЕНЬ) тяжело, но к третьему модулю я втянулась. Здесь реально ХОЧЕТСЯ (!!!) учиться, отвечать, участвовать в дискуссиях на семинарах.

3) Нас не нагружают ненужными предметами. Нет физкультуры, нет математики, обязательны только важные предметы. Всё остальное: факультативы. Если есть желание, то можно попробовать объять необъятное и ходить на несколько сразу. Со второго курса дополнительный язык на выбор.

4) Учебная часть. Святые люди сидят у нас в учебке. Напоминание о любых изменениях по почте, помощь в любых просьбах, уступки, поддержки инициатив, и всегда улыбчивые и вежливые.

5) Самое главное. Вас действительно учат истории. Учат, а не делают вид что учат.

Нехватка времени, бесконечные дедлайны, большой объем дз, развивающийся алкоголизм.

Ну я с опорой на личный опыт, но мне, собственно говоря, не с чем сравнивать. Однако я всеми руками за Вышку. Поступайте на истфак ВШЭ, мы всех примем в нашу семью! А плюсы и минусы уже расписала моя однокурсница Юля Цветкова (хотя на мой взгляд, приобщение к алкоголю совсем не минус)

Забавно, что все ответившие из одного вуза, но не суть.

Я сейчас учусь на втором курсе, и только в этом году я понял, какие есть минусы у истфака ВШЭ. Расскажу и о плюсах, и о минусах.

Плюсы: 1) начиная со второго курса, у вас, если вы только не поступите на военную кафедру, будет дополнительный свободный день - четверг. Этот день можно посвятить как кутежам, так и своим проектам, исследованиям и т.д., что, как мне кажется, является плюсом;

2) сильные медиевисты, русисты и антиковеды. Если вам близка история Средних веков, Древней Руси или Древнего мира, то в вышке вы найдёте большое количество специалистов по этим периодам. Да, чуть не забыл - ещё есть Центр истории и социологии Второй Мировой войн+есть специалисты по советской истории и истории российских эмигрантов;

3) вай-фай во всех зданиях Вышки. Наличие бесплатного вай-фая сильно упрощает жизнь - например, можно не таскать с собой кучу книг, а брать планшет и спокойно заходить в интернет (можно и скачать книги, но ситуации бывают разные). Кроме того, можно позалипать на парах::) Правда, в нашем корпусе сейчас с вай-фаем проблемы, но, возможно, в следующем году все станет лучше;

4) различные встречи. Вышка постоянно устраивает встречи с различными специалистами, что также радует;

5) пересдачи. Да, в вышке учиться сложно, однако есть определённый плюс - это пересдачи. Если у вас получилось не более 2 незачетов за семестр, тогда вы можете, насколько я помню, 2 раза пересдать экзамен, а потом пойти на комиссию, после которой, если вы ее не сдали, у вас появляется индивидуальный план - это значит, что вы должны будете отходить предмет ещё раз с курсом младше и ещё раз сдать экзамен. По идее, на некоторые предметы можно не ходить, а тупо ещё раз сдать экзамен в конце курса - по-моему, удобно;

6) люди. Тут, честно говоря, по-разному - лично я особо ни с кем не сдружился, но тут, скорее всего, проблема во мне, а так есть действительно много хороших людей;

7) система оценивания. Это один из больших плюсов вышки в целом: у вас есть 2 отдельных оценки - накопленная, которую вы получаете в течение модуля (в вышке год разделяется на 4 модуля и 2 семестра), и экзаменационная. Если у вас высокая накопленная, то иногда можно не особо готовиться к экзаменам.

На этом с плюсами, пожалуй, можно закончить. Теперь о минусах:

1) жуткая неорганизованность учебного процесса. Истфак Вышки появился недавно, поэтому проблемы с организацией серьезные. Во-первых, даты сессии обычно вывешивают за неделю-две до самой сессии, что неудобно: во-вторых, система "Расписание учебных занятий", или РУЗ лагает, и бывают ситуации, когда приезжаешь на пары, которых нет, а учебка оповещает уже по дороге в универ; в-третьих, преподаватели могут поменять билеты недели за 2 до сессии - обычно меняют часть, но тоже бесит; в-четвёртых, могут поменять соотношение накопленной и экзаменационной оценки месяца через 3 после начала года - это тоже раздражает;

2) преподаватели-специалисты в ограниченных областях. Если вы не интересуетесь теми периодами, о которых я рассказал раньше, то в вышке вам делать особо нечего (кроме, пожалуй, ещё Нового времени в Европе) - я, например, пишу сейчас курсовую работу по Америке, однако мой научный руководитель не очень компетентен в этой области, а преподавателя, который специализируется на истории Америки, отстранили от ведения работ, потому что работе, за которую он поставил 10, комиссия на защите поставила 1. Такая ситуация;

3) очень разные преподаватели. Есть преподаватели, которые не соотносят лекции с семинарами и ведут семинары на те темы, которые интересны лично им - у меня возникала такая ситуация (привет Бойцову), однако когда я попросил после 2 семинаров перевестись к другому предподавателю, то мне отказали; кроме того, некоторые не соотносят содержание семинаров с их темой - так, я попал на научно-исследовательский семинар "Петровские реформы глазами современников", на котором мы обсуждали петровские реформы 1 раз, а в остальное время нам рассказывали о том, как работать с источниками, что такое история и т.д. - в принципе, полезно, но почему нельзя было так и обозначить тему НИСа? Ещё у некоторых преподавателей на экзамене нужно отвечать не то, что ты проходил в течение года - тоже, как бы, несколько странно;

4) мало занятий историей. Со второго курса у вас один день в неделю будет посвящён майнору (это такой общеуниверситетский курс, который может быть не связан с основным вашим направлением) и минору (это уже курс исключительно для Факультета гуманитарных наук, в который также входит истфак - он тоже может не соотноситься с историей)+у вас будет свободный четверг. Таким образом, на историю уходит 3 дня в неделю, что приводит к появлению 6 пар в день;

5) обязательная сдача экзамена по типу IELTS. Для меня это плюс, потому что я собираюсь сдавать IELTS, но, например, в моей группе есть люди, которые плохо знают язык, и им в дальнейшем он вряд ли понадобится для работы. В общем, для кого-то это плюс, а для кого-то - минус;

6) переселение - это минус для всей Вышки. Сейчас Вышка пытается оптимизировать расходы, поэтому некоторые здания, у которых слишком дорогая аренда, отдаёт другим организациям, а факультеты переселяет в другие здания - так, мы из здания на Петровке (которое было очень маленьким, но туда было удобно ездить) переехали в здание на старой Басманной. Кроме того, насколько я знаю, планируется ещё один переезд на Шаболовку через 2 года (информация не достоверна).

На этом, пожалуй, все.

P. S. Я не пытаюсь как-то опорочить Вышкинский истфак - вовсе нет. Просто, на мой взгляд, есть как и плюсы обучения, так и минусы. И если вы спросите, пошёл бы я на истфак Вышки, если бы у меня была возможность отказаться, я бы не смог ответить. Я вообще сначала на политологию собирался, однако меня переубедили, так что все сложно.

P. P. S. Предупреждение первокурсникам: не берите Средние века, если только вы не очень заинтересованы в этом периоде - в конца года вам будет плохо!

Несмотря на то, что первый университет в России, преподавание в котором было устроено в соответствии с западноевропейскими стандартами, был открыт в Петербурге, история высшего образования начинается не с него. Первым в Московском Царстве была Славяно-Греко-Латинская Академия, которая готовила главным образом переводчиков, владевших языками соседних крупных держав.

Первый университет в России

Первым университетом, устроенным по образцу западноевропейский учебных заведений, стал Санкт-Петербургский государственный университет, датой организации которого считается 28 января 1724 года. Однако с первого раза дела университета не задались, и вскоре по причине нехватки студентов он был закрыт и возобновил свою работу лишь в 1819 году.

Официальная версия гласит, что нынешний университет ведет свою родословную от петровского указа, хотя альтернативной точки зрения придерживаются многие ученые. Согласно альтернативному взгляду, университет современный СПбГУ был создан на основе Главного педагогического института, который, в свою очередь, представлял собой реорганизованную Учительскую семинарию, основанную в 1786 году.

Однако в советское время утвердился миф о преемственности нынешнего университета и учреждения, созданного еще Петром I. Этой же точки зрения придерживается и нынешнее руководство страны и самого учебного заведения. Таким образом, согласно официальной истории, первым университетом в России считается именно Петербургский. В 1999 году была торжественно отпразднована 275-я годовщина вуза. Так легенда о первом университете в России получила подтверждение на высшем уровне. Несмотря на всю сложность с определением исторического первенства, Петербургский университет остается сегодня одним из наиболее престижных высших учебных заведений в стране.

История МГУ

Несмотря на то что университет в Москве был организован на тридцать лет позже Петербургского, его история, в отличие от первого, не прерывалась. Таким образом, не может быть сомнений в дате его основания, которая достоверно установлена на основании указа императрицы Елизаветы Петровны, подписанного 24 января 1755 года. В день основания университета студенты празднуют ежегодно Татьянин день, который считается праздником всего российского студенчества. Вразрез с официальной точкой зрения некоторые историки уверены, что первым университетов в России правильно считать Московский.

Первое здание университета находилось на Красной площади, на месте современного Исторического музея. Так как в восемнадцатом веке университет был государственным учреждением, то он подчинялся напрямую Правительствующему сенату, а для его профессуры существовали специальные условия суда и увольнения.

Уже в XVIII веке университет обзавелся собственной прессой, гимназией и в 1791 году получил право присуждения ученых степеней. Однако численность студентов на момент основания МГУ составляла всего сто человек.

Значительные перемены в произошли в 1804 году, когда был принят новый устав императорского Московского университета. Им теперь должен был управлять Университетский совет, возглавляемый ректором, которого, тем не менее, утверждал лично император.

Современность Московского Университета

История МГУ всегда была неразрывно связана с Москвой и ее интеллектуальной элитой. Сегодня университет является крупнейшим и одним из самых престижных вузов страны. В распоряжении университета находятся более шестисот зданий и сооружений, самым знаменитым из которых считается главное здание на Воробьевых горах.

В 2017 году в структуре университета насчитывается сорок один факультет. Активно функционируют и развиваются исследовательские институты, работающие в тесной связке с научными структурами академии наук.

Помимо московских корпусов, функционируют также филиалы университета в таких городах, как Севастополь, Астана, Ереван, Баку, Бишкек, Ташкент и Душанбе. Каждый из филиалов вносит значительный вклад в развитие интеллектуальной среды городов, в которых они находятся.

Казанский и другие университеты

Был открыт в 1805 году и сразу превратился в один из наиболее важных центров научных центров. Кроме того, не самое центральное положение на карте России позволяло поддерживать в университете определенный уровень свободы, который делал Казань центром притяжения для свободолюбивых студентов.

В конце девятнадцатого века Казанский университет стал центром социалистического движения благодаря нескольким студенческим кружкам, в которых принимал участие юный Владимир Ленин. Именно в его честь университет и был назван в 1924 году.

Помимо университетов, основанных по приказу того или иного российского монарха, на территории российской империи существовали и другие высшие школы. Например, Дерптский императорский университет был организован по распоряжению шведского короля Густава ll в 1632 году, когда Дерпт, нынешний эстонский Тарту, находился под властью Швеции.

До 1710 года в университете преподавали исключительно на шведском языке, после чего доминирующее положение в городе и университете заняли выходцы из немецких земель, а, следовательно, преподавание велось на немецком. Однако история университета прервалась в середине восемнадцатого века. Вновь свою работу он возобновил лишь в 1802 году по указу Павла l, который запретил отправлять студентов на обучение за границей. Как и в других университетах Российской империи, преподавание в новом учебном заведении велось на русском языке.

Дерптский университет в XX веке

После падения самодержавия и поражения России в Первой мировой войне в Дерпте начались гонения на русскоязычную профессуру и студентов, а сам университет был эвакуирован в Воронеж.

Именно на базе Дерптского и был создан Воронежский государственный университет. А воронежский художественный музей имени Крамского был создан на основе коллекции Дерптской галереи.

После присоединения Эстонии к СССР преподавание в университете возобновилось на русском языке, именно это время стало периодом расцвета местной науки. Всемирную славу университету принесла деятельность Юрия Михайловича Лотмана и его филологической школы, вошедшей в историю под именем Тартусской.

Современный Дерптский университет

После обретения Эстонией независимости и провозглашения эстонского единственным государственным языком преподавание в университете ведется на эстонском и английском языках.

Университет хорошо интегрирован в систему европейского и международного образования. В нем действует много программ международного обмена по европейской программе "Эразмус".

На сегодняшний момент заочная система получения высшего образования является одним из способов получить теоретические знания и практические умений в стенах отечественных Вузов. Однако так было не всегда. До начала 20-х годов прошлого века процесс получения высшего образования предусматривал исключительно очную систему обучения. До этого существовали всего лишь курсы или тренинги, составители которых предлагали своим подписчикам освоить какой-нибудь вид деятельности (кройку, изучение иностранн


Первые попытки реализовать процесс заочного образования предпринимались энтузиастами педагогики еще в 19 веке, однако, становление полноценной системы стало возможно только при поддержке государства. В 1919 году были предприняты первые попытки наладить схему удаленного обучения. При поддержке министерства просвещения революционной России был налажен выпуск методических материалов, позволяющих изучать школьную или вузовскую программу самостоятельно.

Следующим этапом стало открытие в конце 20-х годов прошлого века заочных курсов связистов, строителей, переводчиков. Итогом усилий передовых педагогов того времени стала организация курсов заочной Промышленной академии и Университета коммунизма, а затем и полноценного заочного факультета в МГУ и сельхозакадемии Тимирязева. В 1926-1927 учебном году студентами-заочниками стали около 37 тысяч человек. В основном это были слушатели подготовительных отделений и факультетов послевузовской подготовки.

К началу тридцатых годов прошлого века в России существует более 30-ти заочных факультетов (в основном при сельхозинститутах). Деятельность системы заочного образования курирует ЦК ВЛКСМ, организовавший особую структуру - Центральный институт заочного обучения. Альтернатива дневным факультетам появляется не только в стенах ведущих вузов страны. Заочные отделения открываются при всех крупных предприятиях, рекрутируя талантливую и грамотную молодежь. За первое послереволюционное десятилетие количество студентов-заочников увеличивается на порядок и достигает цифры 350 тысяч человек. Важнейшими центрами заочного образования РСФСР становятся московские и ленинградские вузы: Всесоюзный индустриальный институт, Всесоюзный сельхозинститут, Всесоюзный финансовый институт и Ленинградский индустриальный институт. Процесс получения высшего образования регламентируется приказами Наркомата просвещения, установившего порядок проведения экзаменов, проверок курсовых работ и зачетов. Студенты заочной системы обучения получают право на оплачиваемый учебный отпуск, выделяемый для закрытия сессии или защиты или выполнения дипломных проектов. С конца тридцатых годов организуется процесс заочного обучения в аспирантуре, и студенты-заочники принимаются за написание диссертаций.

В послевоенное время помимо заочного обучения в техникуме или вузе был налажен процесс получения среднего образования - появились учащиеся 9-10 классов, пожелавшие проходить школьную программу заочно. В конце 60-х годов в 900-х заочных школах учится более одного миллиона человек.

Семидесятые года вводят в учебный процесс новое понятие - вечернее обучение. Студентам заочных факультетов предоставлялась возможность прослушивать лекции на первом, втором и третьем курсах в вечернее время. Одновременно расширяется список специальностей, которые может освоить студент-заочник. В 1970-х в перечень специальностей входило более 250 наименований. Заочные филиалы крупных вузов открываются практически в каждом областном центре и большинство периферийных университетов и академий современности берут свое начало с учебно-консультационных пунктов, которые открывались в 60-е и 70-е года. Одновременно с расширением количества УКП происходит формирование совершенно новой методической базы. Для студентов заочных отделений издают особые учебники и справочники, снимают образовательные фильмы и разрабатываются методические материалы. Количество заочных УКП при вузах превышает отметку в 500 единиц, а число заочных техникумов - 1000. Только в заочной аспирантуре обучается более 44 тысяч слушателей. Россия входит в число лидеров системы заочного образования, опережая Японию (199 заочных Вузов), Англию (всего 20 тысяч студентов-заочников) и Канаду (не более 120 тысяч студентов заочной формы образования).

Современная система получения высшего образования, поддерживаемая новейшими информационными технологиями, улучшила качество процесса заочного обучения. Электронные библиотеки, видеозаписи лекций и практических занятий, веб-семинары и видеоконференции - именно эти высокотехнологичные составляющие процесса обучения позволяют приблизить характеристики очного и заочного процесса. В итоге, для современного студента, обладающего такими качествами, как самодисциплина, усидчивость и живое восприятие нового материала, уже нет разницы между дневной и заочной схемой получения высшего образования.

Адрес: пр. Вернадского, 88 (метро "Юго-Западная")
Телефон 438-18-40
На факультете обучается 752 студента. Факультет осуществляет подготовку дипломированных специалистов по специальностям:

1. Очное отделение, бесплатное и платное обучение, срок обучения 5 лет:

2. Очное отделение, платное обучение, срок обучения 5 лет:
История с дополнительной специальностью Иностранный язык (английский), квалификация – учитель истории и английского языка.

3. Очно-заочное отделение, бесплатное и платное обучение, срок обучения - 6 лет:
История, квалификация - учитель истории.

4. Заочное отделение, платное обучение, срок обучения 6 лет:
История, квалификация - учитель истории.
Декан факультета - кандидат исторических наук, доцент Петр Юрьевич Савельев.
Исторический факультет – старейшее подразделение Московского педагогического государственного университета. Традиции изучения преподавания истории своими корнями уходят к 1872 году – времени основания Высших Женских Курсов.
За вековую историю на факультете было подготовлено свыше 10 000 специалистов и сформировались научные школы в различных областях исторической науки.
На факультете существует 5 кафедр: истории России, новейшей отечественной истории, истории древнего мира и средних веков, новой и новейшей истории и методики преподавания истории.
В штате факультета 73 преподавателя, в том числе 20 докторов и 46 кандидатов наук.
Основными предметами, изучаемыми на факультете, являются история России, история древнего мира и средних веков, история зарубежных стран нового и новейшего времени, историография и источниковедение, история Москвы, археология, философия и история русской философии, иностранные и классические языки, политология, экономика, социология, цикл психолого-педагогических дисциплин. Ежегодно проводятся археологические экспедиции, педагогическая, музейная и архивная практики.
Особое внимание в учебном процессе отведено специализации студентов, призванной дать более глубокие знания, дополнительный материал для школьных и гимназических факультативов. Помимо курсов по источниковедению и историографии, студентам предлагается обширный выбор специальных курсов и семинаров: по истории культуры античных цивилизаций, по истории религии и мифологии стран Востока, изучение античных традиций в истории Европы, по истории католической церкви в средневековой Европе и религиозного фанатизма, по истории средневекового рыцарства, и истории европейской культуры.
Студенты исторического факультета стояли у истоков создания Музея Истории МПГУ. В фондах музея хранятся документы “абитуриенток” МВЖК. Большая экспозиция повествует об истории Московского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны. Представлены материалы, посвященные 10-летию преобразования МГПИ им. В.И. Ленина в Московский Педагогический Государственный Университет и рассказывающие о достижениях и сегодняшних буднях университетской жизни.
Большое внимание на факультете уделяется самодеятельному творчеству студентов. Здесь сложились такие устойчивые традиции, как проведение “Дня знаний”, новогодних вечеров, студенческих капустников, “Последнего звонка”. Студенты активно участвуют в спортивной жизни университета и туристических походах.
На протяжении 10 лет подготовку для поступления на исторический факультет осуществляет Гуманитарный колледж. В нем обучаются школьники 10-11-х классов. Курсы обучения рассчитаны на один-два года, занятия проходят три раза в неделю.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....