Гуманистическая психология и ее представитель ролл мэй. Ролло Мэй «Раненый целитель

(1909-04-21 )

Окончив школу, юноша поступил в университет штата Мичиган . Бунтарская натура привела его в редакцию радикального студенческого журнала, который он вскоре возглавил. Неоднократные стычки с администрацией привели к исключению из университета. Он перевёлся в Оберлин -колледж в штате Огайо и здесь в 1930 году получил степень бакалавра гуманитарных наук.

По окончании университета Мэй много путешествовал по восточной и южной Европе, писал картины и изучал народное творчество, он успел в качестве свободного художника побывать в Турции , Польше , Австрии и других странах. Однако, на второй год странствий Мэй внезапно почувствовал себя очень одиноким. Пытаясь избавиться от этого чувства, он с усердием погрузился в преподавательскую деятельность, но это слабо помогало: чем дальше, тем более напряженной и менее эффективной становилась проделываемая работа.

Вскоре вернувшись на родину, Мэй поступает в семинарию Теологического общества , чтобы найти ответы на основные вопросы о природе и человеке, вопросы, в решении которых религия играет не последнюю роль. Во время учёбы в семинарии Теологического общества Мэй познакомился с известным теологом и философом Паулем Тиллихом , бежавшим из нацистской Германии и продолжившим академическую карьеру в Америке. Мэй многому научился у Тиллиха, они стали друзьями и оставались ими более тридцати лет.

По окончании семинарии он был рукоположен в священники Конгрегационной церкви. В течение двух лет Мэй служил пастором, но быстро разочаровался, сочтя этот путь тупиковым и принялся искать ответы на свои вопросы в психоанализе. Мэй изучал психоанализ в Институте психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта. Тогда же он познакомился с Гарри Стэком Салливаном, президентом и одним из основателей Института Уильяма Алансона Уайта. Взгляд Салливана на терапевта как на соучаствующего, а не как стороннего наблюдателя и на терапевтический процесс как на увлекательное приключение, способное обогатить как пациента, так и врача, произвел на Мэя глубокое впечатление. Ещё одним важным событием, определившим развитие Мэя как психолога, стало знакомство с Эрихом Фроммом , который к тому времени уже прочно обосновался в США.

К 1946 году Мэй решает приступить к собственной частной практике, а через два года он начинает преподавание в Институте Уильяма Алансона Уайта. В 1949 году зрелым сорокалетним специалистом он получил первую докторскую степень в области клинической психологии, присвоенную Колумбийским университетом , и продолжал преподавать психиатрию в Институте Уильяма Алансона Уайта до 1974 года.

Прозрение

Возможно, Мэй никогда бы не выделился среди множества других терапевтов, практикующих в то время, если бы с ним не произошло то самое переворачивающее жизнь экзистенциальное событие, о каких писал Жан Поль Сартр . Ещё до получения докторской степени Мэй пережил одно из самых глубоких потрясений своей жизни. Когда ему было чуть больше тридцати лет, он перенес туберкулез - трудноизлечимое по тем временам заболевание и провел три года в санатории в Саранаке, на севере штата Нью-Йорк, и в течение полутора лет Мэй не знал, суждено ли ему выжить. Сознание полной невозможности противостоять тяжелой болезни, страх смерти, томительное ожидание ежемесячного рентгеновского обследования, всякий раз означающего либо приговор, либо продление ожидания - все это медленно подтачивало волю, усыпляло инстинкт борьбы за существование. Поняв, что все эти, казалось бы, вполне естественные психические реакции вредят организму не меньше физических мучений, Мэй начал развивать в себе взгляд на болезнь как на часть своего бытия в данный период времени. Он понял, что беспомощная и пассивная позиция способствует развитию болезни. Оглядываясь вокруг, Мэй видел, что больные, которые смирились со своим положением, угасали на глазах, тогда как те, что боролись, обычно выздоравливали. Именно на основании собственного опыта борьбы с недугом Мэй делает вывод о необходимости активного вмешательства личности в «порядок вещей» и свою собственную судьбу.

В это же время он открывает, что излечение есть не пассивный, но активный процесс. Человек, пораженный физической или психической болезнью, должен быть активным участником лечебного процесса. Окончательно убедившись на собственном опыте, он начал внедрять этот принцип в свою практику, воспитывая в пациентах способность анализировать себя и корректировать действия врача.

Признание

Столкнувшись на собственном опыте с феноменами страха и тревоги во время длительной болезни, Мэй стал изучать труды классиков, посвященные этой теме, -- в первую очередь Фрейда , а также Кьеркегора , датского философа и теолога , прямого предшественника экзистенциализма ХХ века. Высоко ценя идеи Фрейда, Мэй все же склонялся к предложенной Кьеркегором концепции тревоги как скрытой от сознания борьбы против небытия , которая затронула его более глубоко.

Вскоре после возвращения из санатория Мэй оформил записи своих размышлений о тревоге в виде докторской диссертации и опубликовал ее под заглавием «Значение тревоги» (1950). За этой первой крупной публикацией последовало множество книг, которые принесли ему общенациональную, а потом и мировую известность. Наиболее известная его книга - «Любовь и воля» - вышла в 1969 году, стала бестселлером и в следующем году была удостоена премии Ральфа Эмерсона. А в 1972 году Нью-Йоркское общество клинических психологов присудило Мэю премию доктора Мартина Лютера Кинга-мл. за книгу «Власть и невинность».

Помимо этого, Мэй вел активную педагогическую и клиническую работу. Он читал лекции в Гарварде и Принстоне, в разное время преподавал в Йельском и Колумбийском университетах, в колледжах Дартмут, Вассар и Оберлин, а также в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Он был внештатным профессором Нью-Йоркского университета, председателем Совета ассоциации экзистенциальной психологии и членом Попечительского совета Американского фонда душевного здоровья.

22 октября 1994 года после продолжительной болезни в возрасте 85 лет Ролло Мэй умер в городе Тибуроне, штат Калифорния, где он жил с середины семидесятых.

Основные идеи

Литература

Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 224 с. - ISBN 5-88239-137-8

Примечания

См. также

  • Любовь и Воля

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 21 апреля
  • Родившиеся в 1909 году
  • Умершие 22 октября
  • Умершие в 1994 году
  • Персоналии:Трансперсональная психология
  • Психологи США

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мэдсен, Вирджиния
  • Мэйбург, Джонатан

Смотреть что такое "Мэй, Ролло" в других словарях:

    Мэй Ролло - Ролло Мэй Rollo May Известный американский экзистенциальный психолог. Дата рождения: 21 апреля, 1909 … Википедия

    Мэй Ролло - Мэй (May) Ролло (род. 1909) американский психолог, представитель гуманистической психологии. Изучал индивидуальную психологию А. Адлера, затем получил теологическое образование. 1940 х гг. работал в Институте психиатрии, психоанализа и… … Психологический словарь

    МЭЙ Ролло Риз - (1909–1994) – американский психоаналитик, психотерапевт, психолог. Родился 21 апреля 1909 года в городе Ада (штат Огайо). Он был вторым ребенком из шестерых детей. Его отец был секретарем Христианской ассоциации молодежи и часто переезжал вместе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Мэй Ролло / Мау, Rollo - (p. 1909). Мэй известен как один из лидеров гуманистической психологии, пропагандирующий и разъясняющий такие экзистенциальные принципы, как «встреча», «выбор», «аутентичность», «ответственность», «трансцендентность», а также другие… … Психологическая энциклопедия

    Мэй - (англ. May) немецкая фамилия. Известные носители: Мэй, Брайан английский рок музыкант, гитарист группы Queen Мэй, Джеймс английский журналист, известный как один из соведущих телепередачи Top Gear Мэй, Тереза английский политик Мэй, Дэвид… … Википедия

Это очень простая и доступная любому человеку, желающему приобрести навыки консультирования даже без всякого специального образования, книга, написанная основателем экзистенциальной психологии, видным психологом, признанным специалистом в области психотерапии и консультирования Ролло Мэем.

Ролло Мэй - один из самых известных в мире психиатров, удостоенный Золотой медали Американской психологической ассоциации, отмечающей "изящество, остроумие и стиль" его книг, неоднократно попадавших в списки бестселлеров. Предлагаемая книга содержит блестящий анализ любви и воли как фундаментальных измерений человеческого бытия и их исторической перспективе и актуальной феноменологии.

В своей книге известный психоаналитик и один из ведущих представителей американской экзистенциальной школы анализирует сложный психологический механизм создания произведений искусства.

Отчаиваясь найти смысл жизни, люди сегодня прибегают к различным способам притупить свое сознание бытия - через уход в апатию, психическую нечувствительность, в поисках наслаждений.
Другие, в особенности молодые люди, выбирают страшные способы ухода, совершая самоубийство, и таких случаев все больше и больше.

Написанная блестящим литературным языком и адресованная широкой читательской аудитории книга одного из ведущих представителей экзистенциальной психологии посвящена поиску психологических корней агрессии и насилия, проблемам добра и зла, силы и бессилия, вины и ответственности.
В оформлении обложки использована картина Рене Магритта "Титанические дни"

Пытаемся ли мы разобраться в психологических причинах кризисов в политике, экономике, предпринимательстве, профессиональных или домашних неурядицах, хотим ли углубиться в сущность современного изобразительного искусства, поэзии, философии, религии - везде мы сталкиваемся с проблемой тревоги. Тревога вездесуща. Это вызов, который бросает нам жизнь.

Книга "Экзистенциальная психология" стала манифестом гуманистической психологии, возникшего в начале 60-х годов в США особого направления современной психологической науки. Основоположниками гуманистической психологии и ее признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и Карл Роджерс.

Стопроцентный американец со Среднего Запада, Мэй после колледжа преподавал английский в Греции, одновременно путешествуя по Европе, занимаясь самообразованием и присматриваясь к клинической психологии. Вернувшись в США, он выпустил первое в стране (и до сих пор одно из лучших) руководство по психологическому консультированию. А параллельно окончил семинарию и стал практикующим священнослужителем.

Эти две стороны своей личности он пытался «сопрячь» в книге 1940 года «Истоки творческой жизни», посвященной взаимоотношениям психотерапии и религии, с эпиграфом из Бердяева: «…Говорить о человеке – это значит одновременно говорить о Боге…» Книга пользовалась успехом, но Мэй вскоре скупил остатки тиража и запретил упоминать и переиздавать ее. «Я осознал, что не верю в то, что я написал». Следующим поворотным пунктом стал смертельно опасный в те годы туберкулез, уложивший его в постель на полтора года. Выздоровлению способствовало осознание того, что смерть грозит прежде всего тем, кто заранее готов уступить ей или зачарованно идет ей навстречу. «Взгляд в лицо смерти был ценным опытом,– говорил Мэй, – он научил меня смотреть в лицо жизни». Выздоровев, Мэй порвал с религией, найдя в психологии более эффективное средство уменьшения страданий. Однако главным для него было не консультирование, а написание книг. Почти все его труды обращены к широкой аудитории, они принесли ему не только научные, но и литературные премии.

Ролло Мэй стал главным пропагандистом идей европейского экзистенциализма в США, одним из основателей и лидеров гуманистической психологии. Экзистенциальный взгляд позволил ему видеть в человеке не то, что задано генами и средой, а прежде всего то, что он творит из себя сам, совершая те или иные выборы.

  • 21 апреля 1909: родился в городке Ада (США).
  • 1930–1933: окончив колледж, преподает в Салониках (Греция), посещает семинары психоаналитика Альфреда Адлера в Вене.
  • 1933–1938: учится в Унионистской богословской семинарии, которую оканчивает с отличием. Начало многолетней дружбы с Паулем Тиллихом.
  • 1939: «Искусство психологического консультирования».
  • 1942–1943: лечение в туберкулезном санатории: «Главной причиной, по которой я подхватил туберкулез, было отчаяние и чувство обреченности».
  • 1949: защита диссертации «Смысл тревоги» в Колумбийском университете.
  • 1958: избран президентом Института психиатрии, психоанализа и психологии в Нью-Йорке.
  • 1971: награжден золотой медалью Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку и практику клинической психологии.
  • 29 октября 1994: скончался в Тибуроне (США).

Ключи к пониманию

Выбор судьбы

Каждому из нас дана возможность управлять собственным развитием – в этом заключается наша свобода. Обладая свободой и самосознанием, мы можем прервать цепь стимулов и реакций и поступить осознанно, поэтому свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. В то же время она соотносится с неизбежными данностями нашей жизни – другими словами, с судьбой. Мэй различает ее уровни: космическая, генетическая, культурная судьба и конкретные обстоятельства. И хотя каждый из этих уровней многое предопределяет, у нас остается свобода сотрудничать с судьбой, принимать ее, бросать ей вызов. Цена свободы – неизбежность зла. Если я свободен выбирать, никто не может гарантировать, что я выберу добро. Все великие святые считали себя великими грешниками, будучи чрезвычайно чувствительны и к добру, и к злу и тем самым к последствиям своих действий. Свобода, расширяя потенциальные возможности для добра, одновременно расширяет возможности и для зла. И только сам человек отвечает за то, что он выберет.

Становление человека

«ОЧЕНЬ МНОГО ЛЮДЕЙ МЕЧТАЮТ, ЧТОБЫ ИМ СКАЗАЛИ, ЧТО СВОБОДА - ЭТО ИЛЛЮЗИЯ И ЧТО НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ЛОМАТЬ НАД ЭТИМ ГОЛОВЫ».

Главная дилемма нашей жизни – присущая только человеку фундаментальная способность воспринимать себя и как активного субъекта, и как пассивный объект. В пространстве между этими двумя полюсами колеблется наше сознание, выбирая способ нашего существования. Идентичность, чувство «Я» – исходная точка нашей жизни. Все, что мы делаем, направлено на сохранение этого внутреннего центра, даже наши неврозы служат этой цели. Становление личности - это развитие чувства «Я», ощущения себя активным субъектом, влияющим на события. Этот процесс сопряжен с освобождением от разного рода неосознаваемых зависимостей и переходом к свободно выбранным действиям и отношениям.

Ценность тревоги

Тревога – естественное и конструктивное чувство. Оно вызвано непредсказуемостью будущего и связано с ощущением угрозы чему-то значимому: личностным ценностям или самой жизни. Философские идеи Кьеркегора, Хайдеггера и Тиллиха об экзистенциальной тревоге как неустранимом условии нашего существования Мэй перевел на язык психологических концепций. Болезненной является лишь тревога, несоразмерная поводу. Она возникает тогда, когда мы, не желая мириться со своими переживаниями, пытаемся вовсе изгнать тревогу из жизни, что приводит, напротив, к ее усилению. Задача психотерапевта – не устранить тревогу вообще, а помочь принять ее, не допуская ее патологического разрастания.

Об этом

Книги Ролло Мэя

  • «Искусство психологического консультирования», Институт общегуманитарных исследований, Астрель Пресс, 2008.
  • «Открытие бытия», Институт общегуманитарных исследований, 2004.
  • «Смысл тревоги», Класс, 2001.

У каждого из нас своё представление о существовании людей. Кто-то верит в судьбу, в то, что всё в нашей жизни предрешено Всевышним, и нам, как марионеткам, остаётся послушно следовать нитям судьбы. Другие же считают, что человек сам выбирает, где и как ему жить, каким быть, каким путём идти... «С судьбой нельзя не считаться, мы не можем просто стереть ее или заменить чем-то другим. Но мы можем выбирать, как нам отвечать нашей судьбе, используя дарованные нам способности», - так говорил великий психолог Ролло Мэй. Ведь и правда, случайности неслучайны, значит, судьба есть, но неужели у человека нет выбора? Последние годы своей жизни Мэй посвятил именно этому вопросу.

Общие сведения

Полное имя — Ролло Риз Мэй. Дата рождения: 1909 г. Дата смерти — 22 октября 1994 г. Место рождения — город Ада, Место смерти — город Тибурон штат Калифорния.

Родители: мать - Эрла Тайтла Мэй, отец - Мэти Баутон Мэй. Семья: Ролло Мэй родился в достаточно большой семье, состоящей из 7 детей (самой старшей сестры и остальных 6 братьев, Ролло Мэй был самым старшим из них). Место проживания: почти сразу после рождения ребёнка семья переехала в другой город в Марин-Сити, где проходили все детские годы психолога. Причина смерти: продолжительная болезнь.

Семья психолога Ролло Мэй была не столь положительна, как можно себе это представить. Отец и мать были необразованными людьми, которые злились на то, что их дети интеллектуально развивались. Заниматься со своими ребятами некогда было и матери, и отцу, поэтому детишки развлекались и развивались сами.

В скором времени родители не смогли жить вместе и подали на развод. Возможно, это стало первым толчком на пути к карьере психолога. Таким образом, в семье атмосфера была не из лучших, мальчик часто сбегал из дома, да и со школы, чтобы побыть в тишине, наедине с природой. Там он чувствовал себя спокойным и счастливым.
Помимо общения с природой, психолог уже с ранних лет начал интересоваться литературой и изобразительным искусством, что в дальнейшем сопровождало его всю жизнь.

Ролло Мэй поступил в институт, но вскоре был из него отчислен за бунтарство и своенравный характер. Однако поступил в колледж Оберлин и успешно его окончил.

Начало взрослой жизни

После окончания колледжа Ролло Мэй уехал в Грецию и начал там преподавать свой родной английский язык в одной из местных школ.

В то же время психолог открывал для себя новые места, путешествуя по прекрасным городам в Европе. Он раскрывал культуру каждой страны, углубляясь в понимание себя и человека в целом. Заинтересовала его и медицина, а именно то есть как человек справляется со своей болезнью и может ли это как-то повлиять на его дальнейшую жизнь.

Понимание собственной роли в жизни

В свои 30 лет Ролло Мэй столкнулся со страшной болезнью — туберкулёзом. В те времена это было неизлечимое заболевание. Он отправился в санаторий, где ему приходилось много переживать, осознавая приближение смерти. Он начал понимать, что физическое состояние человека неразрывно связано с его эмоциональной составляющей. Наблюдая за пациентами, находившимися в том же санатории, Ролло Мэй выявил, что те, кто переставал бороться за жизнь, умирали на глазах, а те, кто стремился жить, чаще всего выздоравливали. Тут-то он и понял, что есть судьба, то есть болезнь, но принимать её или бороться с ней - это решение, которое принимает сам человек. Написал Ролло Мэй «Человек в поисках себя», где он пытался разобраться в себе, в своей жизни и помогал в этом окружающим его людям.

Основная проблема человечества — тревога

Ролло Мэй начал писать книги, познавать себя и окружающих. Он посвятил годы на изучение трудов великих классиков, таких как: Фрейд и Кьеркегор.

И в результате своих многолетних исследований психолог понял, что человек может победить всё: болезни, проблемы, неприятности и даже смерть в том случае, если он сможет побороть чувство тревоги и страха в своём сознании. А для этого каждый из нас должен заниматься самопознанием.

Труды психолога

Осознав тот момент, что проблема человечества - это страх перед неизвестным и постоянная тревога за себя и своё будущее, Ролло Мэй записал все свои мысли по этому поводу в диссертацию, которая была напечатана в 1950 г. под названием «Значение тревоги». Это стало его первой крупной публикацией, после чего психолог ещё больше начал погружаться в познание себя, взаимосвязи окружающего мира и человека,
личности.

Это дало начало его публикациям, изданиям книг и руководств к изучению себя. Психологическая помощь, которую оказывал психолог, способна была возродить многих людей к счастливой жизни. Самые известные книги:
1. «Смысл тревоги».
2. «Открытие бытия».
3. «Любовь и воля».

Возвращение на родину

По истечении нескольких лет Ролло Мэй возвращается в США, где пишет своё первое и до сих пор лучшее издание по психологии («Руководство по психологическому консультированию»). В это же время он проходит обучение в семинарии и становится священнослужителем. Нет в жизни ничего случайного, каждое занятие, каждое действие и каждый выбор призван привести человека туда, куда ему предрешено прийти, но силой воли и самопознания каждый может изменить своё будущее. Много людей пытались попасть на личный приём к психологу, после прочтения книги «Психологическое консультирование». Ролло Мэй пытался найти ответ, открыть правду для каждого, кто шёл к нему за помощью.

Бестселлер в истории психологии человека

В основу сюжета легло осознание себя (Ролло Мэй).«Любовь и воля» стала самой издаваемой и читаемой книгой Ролло Мэя. Она вышла в 1969 году. Буквально через год ей была присвоена премия В данной книге происходит анализ естественных составляющих человека.

Это непосредственно любовь к себе, ко всему, что нас окружает, и воля, способность выбирать и идти по выбранному пути. Автор указывает на то, что для того, чтобы расширить свою зону комфортной жизни, эти два критерия должны слиться воедино. Только в благоприятном сосуществовании любви и воли человек сможет открыть себя заново и выйти на новую ступень жизненного пути.

Основы учения психолога

За всю свою жизнь Ролло Мэй в отличие от других психологов не основал своей школы. Он считал, что это только отвлекает от по-настоящему важных аспектов учения. Он считал своей основной задачей и целью сделать так, чтобы люди почувствовали себя свободными. Именно в этом заключаются основы счастливой жизни, почувствовать себя свободным от всех предубеждений, страхов, неуверенности и тревоги. Откинув прочь все сомнения, поверив в себя и своё «Я», человек способен преодолеть даже смерть. Искусство помогло психологу стать проводником к каждому, кто к нему обращался. Он говорил, что в его силах помочь человеку сделать выбор между тем, чтобы оставаться жертвой, строго следующей судьбе, или взять себя и свой путь в свои руки.

Заключение

Ролло Мэй - великий психолог, который сумел и свою роль в этом мире. Он смог помочь и до сих пор помогает людям посредством своих книг выбирать свободу,
любовь, жизнь, полную смысла, покоя и приключений.

Оказанная им психологическая помощь способствовала выведению человека из собственного кризиса. Благодаря способности помогать людям Ролло Мэй прожил долгую и счастливую, по-своему, жизнь.

Ролло Риз Мэй родился 21 апреля 1909 г. Его родители, Эрл Тайтл Мэй и Мэти Баутон Мэй, жили в городе Ада, в США. Отец много путешествовал, а мать мало заботилась о детях. Они не считали, образование своих детей обязательным, даже препятствовали чрезмерным, на их взгляд, интеллектуальным занятиям. Когда у их старшей дочери обнаружили психоз, они списали его на излишние занятия умственным трудом. Сам Ролло Мэй увлекался искусством и литературой, и отношения с родителями у него не складывались, поэтому будущий ученый много времени проводил в одиночестве. В школе он учился неохотно, был хулиганом и лентяем. Он говорил, что школьные занятия дали ему гораздо меньше, чем чтение книг на берегу реки.

Впоследствии уже он, будучи известным психотерапевтом, находил причины своей неуспешной личной жизни в проблемах, которыми сопровождались его отношения с матерью и неуравновешенной сестрой. Вскоре семья распалась, и Ролло Мэй был рад уехать из дома на учебу.

В 1926 г. он поступил в Мичиганский университет. Там он участвовал в создании радикального студенческого журнала, а затем и возглавил его. Результатом этого, стало его исключение. Р. Мэй перешел учиться в Оберлин-колледж в Огайо и, закончив его в 1930 г., получил степень бакалавра.

Получив образование, Мэй нашел работу в греческом городе Салоники, и вскоре отправился в Грецию преподавать английский язык в колледже. Специфика работы оставляла ему много свободного времени, которое он использовал с толком, изучал античную историю, творчество греческих мастеров, сам пробовал рисовать. В выходные и на каникулы он ездил в путешествия, побывал в Турции, Австрии, Польше. Такая активная жизнь не прошла даром: через год Ролло Мэй почувствовал себя совершенно усталым и опустошенным, его стало одолевать чувство одиночества. Основы психологического знания, полученные им в колледже, навели его на мысль о причине такого недомогания. Мэй решил, что его источником является неправильный образ жизни, неверные принципы и цели существования. В 1932 г., путешествуя по Австрии, Мэй участвовал в летнем семинаре Альфреда Адлера и очень заинтересовался его идеями.

В поисках новых принципов жизни он обратился к религии, считая, что многовековая традиция, накопленная ею, поможет ему в жизненных исканиях. В 1933 г., вернувшись в США, поступил в семинарию Теологического общества. Там он познакомился с известным теологом и философом Паулем Тиллихом, бежавшим в Америку из нацистской Германии. Между ними завязалась дружба, которая оказала большое влияние на Ролло Мэя. В 1938 г. он окончил семинарию и получил степень магистра богословия, затем был рукоположен в сан священника. После двух лет служения церкви Мэй разочаровался в выбранном пути и оставил религию.

Дальнейший выбор был сделан под влиянием давнишней встречи с Альфредом Адлером: Мэй решил изучать психоанализ в Институте психиатрии, психоанализа и психологии Алансона Уайта. Параллельно с учебой он работал психологом-консультантом в Сити-колледже в Нью-Йорке. В то время он познакомился с такими знаменитыми учеными, как Г. Салливен и Э. Фромм. Эти люди сильно повлияли на формирование взглядов Ролло Мэя. Особенно близко Мэй воспринял особенность взглядов Салливена на психотерапевтический процесс как на приключение, приносящее пользу как пациенту, так и врачу.

По окончании учебы Р. Мэй стал заниматься частной практикой, а в 1948 г. начал работать преподавателем в Институте Уайта. В 1949 г. совет Колумбийского университета присвоил ему докторскую степень. Он считал, что основная задача психотерапии заключается в обретении пациентом свободы, необходимой для понимания своих возможностей и их использования. Нельзя изучать и лечить только симптомы болезни пациента. На самом деле, по мнению Мэя, эти симптомы, по сути, представляют собой попытки убежать от свободы по причине отсутствия (или кажущегося отсутствия) вариантов использования собственных возможностей. Врач, помогая пациенту обрести внутреннюю свободу, избавляет его тем самым от невротических проявлений. Ролло Мэй акцентировал внимание на том, что избавление от симптомов болезни не является главной целью.

Ученый не давал конкретных решений, как достичь этого, считая, что нужно учитывать личностные особенности каждого. Можно добиться лучшего понимания себя пациентом через установление доверительных личных отношений. В таких условиях человек сможет лучше понять себя, осознать собственный мир и свои ценности. Ролло Мэй представлял это как своеобразный «поединок с собственной судьбой, с отчаянием, с чувством вины». Оба участника терапевтического процесса являются активно действующими личностями, равноправно участвующими в лечении. Обладая богатым воображением, Мэй представлял процесс лечения как путешествие по аду, а затем чистилищу. Терапевт же является проводником, объясняющим человеку, где он находится, и показывающим человеку путь к излечению.

В это время у Ролло Мэя был обнаружен туберкулез, и ему пришлось отправиться на лечение в санаторий на севере штата Нью-Йорк. В то время туберкулез был еще трудноизлечим, и два года, которые ученый провел в санатории, были для него наполнены постоянным ожиданием смертельного приговора и постоянной его отсрочкой. Будучи талантливым психологом, Мэй понял, что моральные переживания приносят ему вред и могут послужить причиной прогрессирования болезни. Он попытался изменить свое отношение к болезни, сменить пассивную позицию на более активную.

Болезнь оказала влияние не только на мировоззрение Ролло Мэя, но и на его теории. Он задумался над проблемами страха и тревоги, изучил работы Фрейда и Кьеркегора, датского философа и теолога. Кьеркегор рассматривал тревогу как скрытую от сознания борьбу против небытия. На фоне переживаемых проблем эта концепция показалась ему наиболее правильной.

Результаты своих собственных размышлений на эту тему Р. Мэй опубликовал в работе «Значение тревоги», которая стала его докторской диссертацией.

В конце жизни Ролло Мэй обратился к глобальным размышлениям о человеческой судьбе и выборе, который человек постоянно делает в жизни. По его мнению, судьба человека не может быть кардинально изменена им или заменена на другую, однако ученый не считал, что человек должен безоговорочно подчиняться велениям судьбы. Каждый может выбирать, как реагировать на события, происходящие в его жизни.

Ролло Мэй, изучив работы многих психологов, отрицал как возможность сведения природы человека к его инстинктам, так и восприятие его поведения исключительно как реакции на внешние стимулы. Благодаря своим способностям, человек может активно воздействовать на окружающий мир, следовательно, он несет ответственность за то, кто он есть, и за свой жизненный путь.

Ролло Мэй умер 22 октября 1994 г. после долгой болезни. В течение жизни он общался со многими известнейшими психологами и мыслителями, поддавался их влиянию и усваивал многие их идеи. Создавая собственные теории, он обобщал опыт многих ученых, учитывал недостатки и достоинства их теорий. Вся жизнь ученого состояла из долгих поисков своего «Я», подобные поиски он проводил и со своими пациентами, пытаясь помочь им вернуть утраченное чувство свободы. К психологии Мэй пришел не сразу, а будучи уже взрослым человеком с вполне устоявшимися личностными характеристиками. В то же время психология стала для него самого возможностью найти свои идеалы в жизни.

Ролло Мэй отличался высокой трудоспособностью и отличным литературным слогом. Он написал много статей и книг, которые содержат как теоретические выкладки, так и методы клинической терапии.

Произведения:

Последние материалы раздела:

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...