Экологические проблемы для младших школьников. Экология для младших школьников: основные понятия

Экология для младших школьников .
(Из опыта работы Михайловой Татьяны Викторовны, учителя начальных классов общеобразовательной средней школы №3 г. Нурлат.)
Оглавление

1. Введение.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематическое планирование.

5. Список литературы.

1.Введение.

Снабженной мощной техникой человек, часто не задумываясь, нарушает связи живых организмов со средой обитания, застраивая естественные угодья городами, поселками, эстакадами дорог, заливая их асфальтом и

бетоном, осушая болота, губя все живое.

Уроки 27,28. Птицы - наши друзья. Подготовка и проведение утренника. Разнообразие птиц. Роль птиц в жизни живых организмов.

Уроки 29-31 посвящены экологической ситуации в городе. Создание группы "Зеленый патруль". Увеличение числа растений дома, в школе, во дворе. Поддержание порядка вокруг школы.

Уроки 32-34. Заключительные уроки. Природа нашего района. Экскурсия. Изучение экологической ситуации на местности (сбор информации) путем наблюдений. Размышление по выводу нарушения связей, равновесия в природе, действий по сохранности среды. Обмен мнениями. Подведение итогов.

5. Список литературы .

1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Тз. География. М.: Аванта + , 2004г.

2. Баранчикова Л. А. Уход за комнатными растениями. Ж/л Начальная школа №3/2006г, с.62.

3. Буневич Л. П. Обобщающее занятие. Знатоки родного края. Ж/л Начальная школа №5/1998г.

4. Вахрушев А. А. Обитатели Земли. Методические рекомендации .М.: Баласс,2000г.

5. Воробьева А. Н. Сельская среда и экологическое образование младших школьников. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с.63.

6. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: ЦГЛ, Ставрополь: сервис школа, 2002г.

7. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. Ж/л Начальная школа

№6/1998г,с. 13.

8. Герасимова И. Е. Экскурсии по родному краю. Ж/л Начальная школа №4/2000г,с.52.

9. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.Ж/л Начальная школа №6/1998г,с.50.

10. Литвинова Л. С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.

М.: 5 за знания, 2005г.

11. Лобов П. А. Колобок. Театрализованное представление на экологическую тему. Ж/л

Начальная школа №6/2000г, с 20.

12. Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект. Земля - аллея памяти. Ж/л Начальная школа №3/2006г, с.15.

13. Программы Начальные классы (1 - 4), М.: Просвещение, 1994г.

14. Программы Начальные классы (1 - 3). По системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова,

М.: Просвещение,1998г.

15. Программы Начальные классы (1 - 3). По системе Л.В. Занкова, М.: Просвещение, 1998г.

16. Парамонова О.М. Познаем свою малую родину. Ж/л Начальная школа №5/1998г, с.25.

17. Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. Ж/л Начальная школа №5/1998г, с. 78.

18.Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 21.

19. Пономарева О.Н. Охрана растений. Охрана животных. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 35.

20. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Ж/л Начальная школа №4/2004г,с. 54.

Проблемы, связанные с экологией, которые, к сожалению, присутствуют в современном обществе, в ближайшее время необходимо решить именно новым поколениям, которые придут на смену старым.

Современное экологическое воспитание или другими словами формирование основных понятий о том, что окружающая среда действительно считается очень важной для последующей жизни человека – это основные моменты, которые должны быть изучены человеком еще с самого детства. Ведь помимо всего этого, в мире существует огромное количество проблем, которые связаны с пренебрежительным отношением к экологической среде. В связи с этим необходимо срочно отыскать методы их решения. Исходя из всего этого, стоит отметить, что важность обучения детей экологическим правилам здесь играет главную роль.

Таким образом, рассматривая современную экологию в сочетании с нынешним обществом, можно сделать вывод, что каждое школьное заведение сегодня должно обладать собственной программой, направленной на экологическое воспитание школьников, которая сможет научить детей правильно использовать услуги экологии. К огромному сожалению не все ученики современных школьных заведений, получают всю необходимую им информацию. Но, это все абсолютно не означает то, что нет никакой необходимости в развитии процесса обучения школьников экологическим правилам. Ведь знакомство школьников с основными экологическими правилами поведения должно в обязательном порядке присутствовать в каждой школе. В связи с этим учителя должны предоставить к изучению материалы, которые включают все имеющиеся на сегодняшний день правила поведения школьника в окружающем мире. Все мероприятия, которые направляются на формирование у ученика понятий внешней среды в данной ситуации ложатся на плечи именно учителей и родителей.

Огромная часть на сегодняшний день учеников школ не желает участвовать в экологическом развитии или же их отношение ко всему этому можно просто назвать безразличным. Чтобы более точно понять подобное поведение детей, необходимо изучить их психологию. Также здесь стоит отметить, что большинство учащихся школ придают огромное значение собственному положению не только на территории школы, но и в целом, в самом обществе. Так, к примеру, учащиеся младших классов только начинают привыкать к такому процессу как учеба, а также правилам хорошего поведения. Немного позже, они начинают уделять большое количество внимания собственному авторитету посреди окружающих их людей. Другими словами, здесь можно отметить, что школьникам старшей и средней группы, как правило, свойственно подражание остальным детям идентичного возраста.

Учитывая данный фактор, рекомендуется начинать обучение школьников экологическим правилам только в пределах коллектива. Одной из главных и при этом неотъемлемой частью каждой подобной программы принято считать экологическое воспитание при помощи грамотного обращения к школьникам и выборе максимально эффективного метода подачи информации.

Вне зависимости от возрастной категории школьников, к таким детям рекомендуется относиться со всей серьезностью, чтобы можно было максимально быстро заинтересовать любого из них. При этом в обязательном порядке должны присутствовать специальные формы подачи информации, к примеру, обозначение целей такого экологического обучения, которое должно не только заинтересовать ученика, но и побудить его к последующему изучению материала. Не менее эффективными считаются и следующие формы: применение интересных и познавательных экскурсий, введение спортивных занятий, а так же использование развлекательных мероприятий под видом соревнований между школьниками и использование разнообразных игр. Помимо этого прекрасным вариантом изучения правил экологического воспитания специалисты считают использование практических занятий. При этом проверка изученного материала должна осуществляться под видом небольшого отчета, который ни при каких обстоятельствах не должен у ребенка отнять желание дальше изучать этот предмет.

Таким образом, правила экологического поведения школьников на сегодняшний день считаются очень важными. Главной целью подобного образования школьников младших классов принято считать именно развитие личности и сохранение природы. Нынешний этап развития заключается в выделении такой достаточно важной проблемы на сегодняшний день как отсутствие экологического воспитания и, конечно же, не знания школьниками даже общих понятий экологии. В принципе, здесь стоит отметить, что такое существо как человек на данный момент – это единственная экологическая разновидность существ, которая в период своего развития способна оказывать отрицательное воздействие на экологию. Современное человечество в то время, когда прогресс постоянно движется только вперед, накапливает множество всевозможных недостатков в такой отрасли как экология.

Новые тенденции в такой сфере как развитие экологических познаний на практике на сегодняшний день, как правило, показывают, что самые лучшие возможности для создания экологической культуры учеников школьных заведений сегодня можно воплотить в жизнь при помощи использования комплексной модели. В данной ситуации, специалисты рекомендуют, чтобы все предметы, которые предлагаются к изучению в школьных заведениях в обязательном порядке включали в себя освещение проблем, связанных с современной экологической ситуацией. При этом самым важным принципом подхода к решению данной проблемы считается принцип непрерывности. Таким образом, занятия в школьных заведениях должны проводиться совместно с внеурочной практикой. Вместе с тем кроме уроков необходимо использовать и иные формы обучения.

Помимо этого, подобный процесс экологического обучения для младших школьников рекомендуется начинать с обозначения основных терминов. Главной программой экологического воспитания школьников на сегодняшний день принято считать изучения местной природы. В основе всего этого должны лежать походы в разные места города, а также экспедиции, где можно посмотреть интересные места с собственной историей. В такой ситуации каждый учитель в обязательном порядке должен предоставить школьникам не только материалы, связанные с пониманием важности изучения современной экологической ситуации, но и привить такие человеческие чувства как любовь и бережное отношение к природе.

При этом в период обучения школьники должны получить знания по следующим терминам. Итак, в первую очередь они должны получить представление об имеющихся на сегодняшний день трудах специалистов и всемирно известных деятелей. Кроме этого, они должны развить собственное мышление по поводу имеющихся на данный момент экологических тем. Не помешают и знания существующих на сегодняшний день природоохранных организаций. Также при помощи разнообразных форм обучения, преподаватели должны развить в уме ребенка представление о природе местного края, куда относятся как исторические памятки экологического характера, так и соответственно, изучение имеющихся на территории экологических проблем. При этом в обязательном порядке ученики младших классов должны осознавать необходимость бережного отношения к окружающему миру, и соответственно, к самой природе.

Получается, что экологическое воспитание школьников на первоначальных этапах в большей степени зависит не от сверстников, а именно от учителей и родителей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что одна из главных ролей развития и формирования экологического воспитания учеников лежит именно на плечах их родителей. При этом только осознание и правильное поведение всех людей в мире способно в значительной степени улучшить имеющуюся на сегодняшний день экологическую обстановку как во всем мире, так и в отдельном государстве. Другими словами, экология для младших школьников подразумевает под собой изучение и понимание хотя бы общих экологических правил и терминов.

Особенным шагом в построении образовательного процесса считается цель воспитания школьников младших классов, которая состоит в целенаправленном формировании их личности. Этого можно добиться только при помощи родительского внимания и индивидуального подхода школьных преподавателей к каждому в отдельности ребенку. Что же касается роли преподавателей в данном процессе обучения, то здесь стоит отметить, что учителя как правило, должны укреплять и обогащать познания школьников, а также их связь с окружающей природой, применяя специальные системные и сочетанные формы изучения. В достаточной степени одними из самых важных требований современных реформ в такой отрасли как экологическое образование принято считать усиление работы именно с учениками младших классов. Такое требование обладает на сегодняшний день действительно законным характером, при этом основываясь на определенного рода принципах.

Родители и учителя в обязательном порядке в любой ситуации должны четко осознавать важность изучения школьниками основных экологических правил поведения в современном мире. При этом в зависимости от того, чем раньше начнется процесс обучения по экологического воспитанию современных школьников, тем соответственно в значительной степени больше будет являться результативность этого процесса. Вместе с тем в достаточно тесной связи должны выступать все используемые формы такого обучения.

При этом не стоит забывать о том, что детям, учащимся в младших классах как правило, свойственно достаточно своеобразное единство познаний и переживаний, которые разрешают говорить о реальной возможности создания у них принципов ответственного отношения к окружающей природе. Все учебные материалы начальных классов предназначены сегодня для внесения собственного вклада в процесс формирования у младших школьников ответственности перед экологией и самой природой.

Что же касается советов родителям, которые должны соблюдаться в период изучения правил экологического поведения, то в первую очередь здесь стоит отметить, что ни в коем случае не рекомендуется препятствовать ребенку, завести животное в доме. Ведь такое желание – это не банальный каприз, а действительно реальное желание обладать живой игрушкой. Под этим всем как правило скрываются достаточно сильные переживания. При этом многие специалисты утверждают, что присутствие животного на одной территории с ребенком в достаточно степени обладает благоприятным результатом. Таким образом, участвуя в разнообразных детских играх, то или иное животное в результате становится основным доверенным лицом ребенка, с которым он разговаривает и которому он доверяет.

При этом, также стоит отметить, что родители сами того не осознавая могут вызвать у ребенка стресс собственными выговорами, криками и конечно же критическими замечаниями разного характера. По мнению специалистов этого категорически нельзя делать, так как у ребенка со временем может развиться отрицательное отношение не только к животным, но и ко всему окружающему миру. Вместе с тем для того, чтобы младшие школьники заинтересовались изучением и освоением знаний по современной экологии, необходимо чтобы хотя бы иногда их родители проводили детям экскурсии по местным достопримечательностям. Не помешает и использование разнообразных игр совместно с родителями, которые помогают освоить те или иные термины экологического характера. Таким образом, все родители не только должны с пониманием относится к собственным детям, но и говорить с ними на те или иные темы, которые касаются экологической обстановки в стране и мире.

Таким образом, осуществление процесса изучения правил экологического поведения, школьников младших классов – это одна из главных задач современного общества, учителей и родителей.

Наталья Дронова
Экологическое воспитание младших школьников

Дроновой. Н. П.

Тема экологии мне близка и понятна, т. к в течение 5 лет-это была моя тема по самообразованию. Сейчас я продолжаю работу над этой темой, но уже во внеурочной деятельности. Я веду экологический кружок .

Экология – это наука , изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой.

К мысли об охране природы человек пришёл очень давно. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер : не хватает экологических знаний , нет бережного отношения к природе.

Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания , направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.

Учителя, особенно начальных классов, не могут чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу : выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда , когда точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием младших школьников я понимаю ,прежде всего,воспитание человечности , т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Разумеется, экологически грамотное , бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Заложить основы экологического образования на материале, понятном и доступном детям младшего школьного возраста ,- одна из главных задач курса природоведения в начальных классах.

Набираю учеников первого класса и стараюсь в первые школьные дни сводить на экскурсию в лес,где растут деревья и цветы. Обращаю их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям надо относиться бережно.

В октябре провели субботник на пришкольном дворе . Целый час ребята усердно и с большим удовольствием работали. Затем они взвешали мусор и убедились, что мы в силах сделать планету чище и краше. В результате наша земля стала чище на 30 кг.

Всегда стараюсь пробудить в детях интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Так, на экскурсиях стараюсь обратить внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы. Из окон класса видны кусты и деревья. Всегда обращаю внимание детей на окраску деревьев, на то, какие изменения с ними происходят. Наблюдать за изменением деревьев вошло в привычку. Естественно, экскурсии и прогулки в природу дают богатейшие возможности для экологического воспитания . И у нас, с моими детьми, есть излюбленное место в лесу- это большая полянка в окружении берёзок и большая берёза по середине,а рядом два муравейника, которые дети обнаружили во время похода. Мы всегда с интересом и долго наблюдаем за муравьями, за их работой. А муравьи перетаскивают грузы в несколько раз больше, чем сами. И когда ребятишки принесли на муравейник остатки еды, то сами были поражены трудом муравьёв. Часто посещая это место, любуемся работягами – муравьями. Иногда я им говорю, что вы, ребята, сегодня, как наши муравьи поработали на уроке. Дети остаются довольны этим.

Всегда на любую экскурсию берём фотоаппарат,а дети фотографируют всё, что им нравится. Это даёт возможность наблюдать за изменениями в природе.

Повышению познавательной активности учащихся в походах, на прогулках служат дидактические игры, например : «Знаешь ли деревья?» , «Какое дерево лист потеряло?» , «Где растёт» и другие.

Также на экскурсиях знакомлю детей с такими насекомыми, как божьи коровки, бабочки, стрекозы, пауки – путешественники на паутинке. Узнав о жизни и значении этих пауков, поедающих насекомых : мух, комаров, мошек, ребята старались обходить сети пауков стороной. А это уже маленькая победа в экологическом воспитании .

Таким же образом знакомлю своих учеников и с пернатым населением нашего края, учу их отличать одних птиц от других,сравнивая их оперение и повадки. Провожу внеклассные мероприятия, посвящённые птицам : КВН, утренники, познавательные игры. Оформляю выставки : «Перелётные птицы» , «Зимующие птицы» .

Обязательно знакомлю детей с «Красной книгой» . Так как многие дети рассказывают, что рвут в лесу подснежники, жгут с родителями костры, ловят бабочек и стрекоз. На уроке нет времени, чтобы много говорить на эту тему. Поэтому провожу много внеклассных мероприятий в классе,в библиотеке,на природе, на которых рассказываю о «Красной книге» , о поведении в лесу, о бережном отношении к природе, при этом использую материалы журналов «Начальная школа » , «Педсовет, «Юный натуралист» и другую литературу,а также материалы из интернета.

Большую помощь на уроках дают диски «Красная книга Омской обл.» , «Я познаю окружающий мир» , «Экология » и др.

И всё-таки самым любимым занятием детей остаётся слушание сказок об экологии , а затем рисование по своим впечатлениям. Большой интерес вызывают сказки написанные самими детьми. Стараюсь делать презентации к ним, а это добавляет интерес и вызывает чувство любви к природе С наступлением весны провожу внеклассное занятие на тему «Если ты пошёл в гости» . Во вступительном слове говорю :

Все знают и вы тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определённые правила поведения. Например надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко кричать, перебивать других. Правила вежливости это для того, чтобы не обижать хозяев, что бы им было приятно. Но вот отправились вы на прогулку или в поход. Помните, что в лесу, поле, на лугу вы такие же гости. Вы в гостях у природы, у тех кто здесь живет : у птиц, у зверей, у жуков и бабочек, у суетливых муравьёв, у колючих ежей, у прыгающих кузнечиков и т. д.

Экологическое образование можно осуществлять на всех уроках в начальной школе .

На уроках таких предметов, как ознакомление с окружающим миром, у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы. На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному обращению с объектами природы и изделиями из них.

На уроках математики часто включаю задачи, знакомящие с элементами природы или рассказывающими об охране природы. Если решаем задачу про муравьёв, то сначала дети разгадывают загадку про них и рассказывают всё, что знают про муравьёв. Детям нравятся такие задачи. Они с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения, накопленные во время общения с природой.

Воспитывая экологическую культуру , мы, учителя, помогаем детям осознать, почему надо поступать в природе именно так, а не по –другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу; долго стоять у птичьего гнезда и т. д. Для этого детям предлагаются задачи, показывающие, как человек может помочь природе или наоборот, навредить. Очень нравятся ребятам задачи – шутки. Такие задачи предлагаются для активизации внимания учеников.

На уроках русского языка даю задания описать по картинке птицу или животное, живущих в наших краях. Дети составляют и записывают небольшие тексты о листопаде, снегопаде, о берёзке и другие. Часто включаю в уроки предложения о временах года с заданиями, комментированное письмо. В своих сочинениях – описаниях ребята рассказывают о том, что особенно трогает их сердца.

На уроках чтения читаем очень много рассказов и стихотворений о природе, дети заучивают загадки, поговорки, пословицы. И приятно слышать, когда дети говорят, что любят читать стихи и рассказы о природе.

На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и об охране этих богатств. Огромная роль в обучении охраны природы, конечно, принадлежит природоведению. Систематическое чтение на уроках отрывков из книг, журнальных статей и газетных сообщений вызывает ответную реакцию : ребята начинают приносить в класс газетные вырезки о природе, журналы «Юный натуралист» , «Свирель» , интересные книги о природе, а иной раз просто картинки. Из них мы делаем интересные изделия «Коллаж» . Они украшают наш класс.

Одним из залогов успешного экологического воспитания младших школьников является игра . Экологические игры способствуют организации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Играя, дети всегда стремятся вперёд. Различные головоломки, шарады, ребусы, игры – это путь к познанию детей самих себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Также игры – соревнования в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления их. Это : викторины, ребусы, кроссворды.

Большую помощь в формировании экологического воспитания учащихся оказывает уголок природы.

«Почемучкин портфель!» , сколько вопросов приносят ребята, на которые их друзья должны ответить. Например; кого в лесу называют портным? Лесным доктором? У каких птиц зимой появляются детёныши? «Перепутаница» , где по описанию надо изобразить нужное животное или птицу.

«Советы предупреждения» .Например : «Прочитай и запомни! Поджигать старую сухую траву ни в коем случае нельзя. В огне погибнут полезные насекомые, разрушится биологическое равновесие в природе. Но новая трава потом растёт не лучше, а хуже, Кроме того, часто возникают пожары. Берегите всё живое ребята! Природа ошибок не простит»

С целью проверки того, как у детей формируются экологические знания предлагаются вот такие методики : «Лес благодарит и сердится» , «Радости и огорчения» , «Секретный разговор» , «Письмо зелёному другу» и другие

Хочется верить, что вот такая работа по воспитанию экологической культуры младших школьников , проведённая с детьми, не пройдёт даром.

Уважаемые коллеги! Я желаю Вам успехов в работе! Надеюсь, что моя работа поможет Вам строить работу с детьми грамотно и интересно!

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



















Назад Вперёд

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус, обыграть ту или иную ситуацию рубрики «Мы часть природы».

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Для этого можно создать клуб «Мы юные экологи».

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Природа – великий учитель!

Окружающий мир – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем. Что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.

В течение трёх лет в начальной школе на уроках природоведения я включаю факультативный курс по программе “Экология для младших школьников” по авторской программе «Мир и дети» . Убедилась, что курс позволяет организовывать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это меня очень радует.

Дети с интересом сотрудничают под моим руководством с Северо-Западным региональным центром МЧС России: с организацией «Женщины за безопасность» (автономная некоммерческая организация): мероприятия популяризирующие профессии спасателей и пожарных; рейды «Безопасное детство»; с Санк-Петербургской общественной организацией «Санкт-Петербург за экологию Балтики» – участие в международной программе «Эко-школы/ Зеленый флаг»: мероприятия, направлены на воспитание бережного отношения к окружающему миру, улучшение качества окружающей среды. Ребята за свою работу получают памятные призы, отмечены сертификатами. Учащиеся рады, что их работа оценена достойно и еще с большим интересом выполняют новые задания.

В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, на мой взгляд, назвать приобретённый ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности).

И следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

– усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
– наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
– потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
– проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
– проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.

Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трёх условно выделенных мною “ступенях роста” данного возрастного периода.

Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:

– ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;
– с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
– эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);
– старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;
– проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;
– пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

– интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
– участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
– общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
– выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом

На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

– соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
– выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
– ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
– доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

“Экологический светофор”

С помощью этой методики можно развивать:

– представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
– умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
– расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование.

Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.

В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.

  • Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
  • Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
  • Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.

“Письмо зелёному другу”

Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”
Далее учитель предлагает детям: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.

Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п. (смотрите приложение).

“Секретный разговор”

Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.

Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.

“Лес благодарит и сердится”

Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:

– спасибо;
– рассердиться на тебя;

Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.

Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).
Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также какие практические дела дети выдвигают на первый план.

Роль игры в воспитательном процессе.

На первом уроке “Мир вокруг нас” я спросила у моих первоклассников, как правильно вести себя в лесу. И услышала множество “нельзя”. “Нельзя рвать цветы”, – сказал один ребёнок, “нельзя ломать ветки” – предложил другой, “нельзя разводить костры”, – вспомнил третий.

Взрослые! Прислушайтесь к себе: после названных детьми запретов возросло ли ваше желание прогуляться с ними по лесу? А у самих ребят? Или, может быть, лучше всего в лес не ходить, чтобы не причинять природе вреда? “А что там делать?” – сказал однажды мой ученик Леша. Да, вероятно, ему не хочется идти в лес, чтобы выполнять там правила поведения, вспоминать запреты и то ли слушать учительское “нельзя”, то ли самому одергивать себя: “нельзя, нельзя, нельзя!”

Что нельзя делать в лесу? От каких действий обычно мы предупреждаем ребят? От тех, что обычно делают они? Или, может быть, от тех, что делаем обычно мы, взрослые? Или?.. Откроем форзац учебника природоведения для 2 класса. Читаем: “Находясь в лесу, парке, на лугу, нельзя гонять и убивать птиц!” Смотрю на Машеньку-третьеклассницу – это для нее, регулярно подкармливающей домашнего попугая? Или, может быть, для Анечки? Добрейшей души девочка. Найдется ли в этом классе хоть один, кому следовало бы запомнить это правило. Спрашиваю: “Саша, можно ли, находясь в лесу убивать птиц?” “Что? Как?” – переспрашивает изумленно Саша.

Да, действительно, остается задуматься “как?”. Как это может сделать ребенок, не имеющий в руках ни ружья, ни ножа и т.п. В некоторых случаях учебник даст ребенку ответ и на этот вопрос. Например, книга для первоклассника “Мир вокруг нас”. Здесь художник придал правилам конкретные образы – нарисовал запрещающие знаки, перечеркнув красной линией неверные поступки. “Не убивай лягушек и жаб” – гласит правило для первоклассника. А рядом рисунок – на лягушонка наступает детская нога. Вы не знали, как обычно это происходит? Горькая, конечно, ирония.

Почему же мы думаем о детях столь плохо, почему же мы считаем их столь жестокими, чтобы в разряд наиболее распространенных “ошибок в поведении” (!) включаем “не убивай, не разоряй, не ломай, не рви?..”. Не ранит ли детскую душу, любящую природу, подобный запрет? Отзовётся ли детская душа нам, взрослым, так плохо думающим о ребенке?

Ведь детям так хочется быть “хорошими”, знать, что взрослые им доверяют, слышать похвалу. Тем более что младший школьник часто, безусловно, верит словам взрослого: “если учитель сказал, что я могу поступить хорошо, значит могу и буду, если наоборот – соответственно, могу и буду поступать плохо”.

Другая беда в нашей работе с правилами поведения в окружающей среде – не только “качество” задаваемого ими негатива, просвещающего детей, “как принести природе вред”, но и его количество. Я провела анкетирование детей своего первого класса, предложив им ответить: “За что лес может рассердиться на тебя, а за что – поблагодарить?” Вот результат: только 5% детей дают ответы позитивного характера, например: “Лес рассердится, если я не покормлю птиц”, “Лес рассердится, если я не уберу мусор” и др. 95% первоклассников сказали так: “Лес рассердится, если я буду ломать, рвать, сорить и т.п.” (при этом негативный перечень во много раз превосходит перечень добрых дел) или, что выглядит ещё более грустно: “Лес поблагодарит меня, если я не буду ломать, рвать, сорить” и т.п. Таким образом, подавляющее большинство детей до 7 лет уже усвоили негативные примеры и, в лучшем случае, заняли пассивную позицию “так не поступать”.

Подобная позиция соответствует низкому уровню развития экологической культуры в ряду выявленных мною “низком, среднем и высоком уровнях”. Дети с низким уровнем развития экологической культуры имеют слабое представление о той пользе, которую они сами уже сейчас (а не когда вырастут) смогут принести природе, городу, окружающим людям. Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным и т.д. Экологическое бескультурье становится “нормой”, ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Зрительные образы, эмоциональный опыт являются в младшем школьном возрасте сильнейшими факторами, определяющими характер процесса развития экологической культуры личности.

Специально проведенное исследование позволило мне отнести категорию опыта по взаимодействию с окружающим миром к одному из критериев сформированности экологической культуры личности.

В числе других важнейших показателей сформированности экологической культуры личности я выделяю следующее:

– проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
– готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
– потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
– выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку;
– способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
– наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;
– проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
– эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры, как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых её интеллектуальной эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.

Обращу внимание, что процесс воспитания экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позицией личности, “объём” и “качество” её взаимодействия с окружающей средой.

Экологическое образование определяется такими понятиями, как “сознание – мышление – знание – деятельность”, а экологическое воспитание – “ценности – отношение – поведение”.

В числе условий, при которых процесс экологического воспитания обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности, я выделяю его технологическое обеспечение, то есть снабжение его системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексному и деятельностному подходам к воспитательному процессу, принципам “открытости” педагогической системы, организации взаимодействия ребенка с окружающей средой, использования её педагогического потенциала, целенаправленного воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности школьника в сочетании с обеспечением развития его интеллектуальной и деятельностной сфер.

Когда речь идет о технологии воспитания младших школьников, то, конечно же, я обращаюсь в первую очередь к игре.

Спросите детей: “Почему вы любите играть?”. Они ответят: “Играть интересно”; “нравится”; “хочется”; “играть весело!” и т.д. И именно поэтому, для нас педагогов, поиграть с детьми – важно!

Об игре написано много. Чтобы не повторять известных истин, подумаем о том, как и во что играть, чтобы развивать у детей экологическую культуру. Я специально не употребляю здесь термин “экологические игры”, так как уже укоренившиеся в литературе и педагогической практике представления о них связанно с вопросами задания “биологического” характера, рассчитано на усвоение детьми природоведческого материала. “Уроки в игровой форме” – вот, пожалуй, наиболее часто встречающийся сегодня вид “экологических игр”. Я занимаю принципиально иную позицию. Считаю, что технология воспитательного процесса должна существенно отличаться от форм и методов обучения детей, отражать самоценность воспитания, обеспечивать реализацию его специфических задач и возможностей в развитии экологической культуры личности.

“Игра – дело серьезное”. Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров.

Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Например, мы играем в игры: «Загадки Лесовичка», «Приключения Кузи», «Злючка-Грязнючка», «Правила вежливо сти страны Экология», «Мы путешественники», «Тайны волшебного леса».

Пояснительная записка к презентациям:

Презентация 1 : «Человек и природа. От экологии природы к экологии души»

Презентация 2 : «Экологические задачки»

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Презентации созданы в помощь учителю в проведении урока по окружающему миру «Человек и природа. От экологии природы к экологии души» . Презентации имеют музыкальное сопровождение, которое озвучивается автоматически с появлением слайда. На уроках по экологическому воспитанию можно использовать презентацию «Экологические задачки». Данная презентация богата экологическими заданиями. Главная героиня презентации – Бабочка, которая помогает ребятам найти верный ответ и приступить к новому заданию. Ученик, отвечая на вопрос очередной задачки, должен выбрать правильный ответ и получить разрешение на следующий ход. Правильность ответа подтверждается следующим слайдом. Музыкальное сопровождение можно использовать как минутку релаксации или как заставку для творческой работы на уроке. Смена слайдов по щелчку.

Идея презентации: интегрировать знания, полученные при изучении тем “Сохраним и сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Экологическая безопасность» по дисциплине “Окружающий мир”, и умения работать с литературными источниками, анализировать их.

Цель: дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.

Задачи:

  • Образовательные :
    • показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды;
    • дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы;
    • закрепить знания по темам, обобщить материал.
  • Развивающие :
    • развивать речь, мышление, активность, самостоятельность, обогатить словарный запас;
    • развивать элементы интегративного мышления учащихся с помощью умения работать с литературными источниками в процессе групповой деятельности;
    • развивать организационные компетенции: ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;
    • развивать навыки сотрудничества, презентационные, оценочные умения и навыки;
    • развивать коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.
  • Воспитательные :
    • воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Требования согласно программе: ученик должен:

  • иметь представления о месте человека в природной нише, о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;
  • знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;
  • уметь объяснить место человека в природе, находить пути решения экологических проблем.

Междисциплинарные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительная деятельность,экология, информатика.

Дидактические игры по экологическому воспитанию младших школьников

Выполнила: Дружинина Е. А.,

студентка 413 группы

В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

Аудитория : учащиеся 1-4 классов

Цели использования:

    воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;

    создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

    выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;

    воспитание эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

    создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Методика использования дидактических игр:

1. Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.

2. Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.

3. Добровольность - основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре - не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним - пусть и не на первой игре.

4. Не затягивать игру во времени.

5. Помнить, что игра - благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.

6. Игра должна помогать реализации целей и задач экологического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

ПРИРОДА И Я

Методика. Предложите детям закончить предложения:

Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую__________.

Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне___________.

Море волнуется и пенится, как_________________________________.

Капли дождя на стекле, словно_________________________________.

Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто_________________.

Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги_____________.

Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как______.

Этот цветок так благоухает, что_______________________________.

Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто____________________________________________________.

Разделите детей на две группы. Дети из первой группы по очереди читают только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети их второй группы должны догадаться, из какого предложения была прочитана фраза.

Предложите детям нарисовать самые яркие из своих образов. Потом каждый ребёнок показывает свои рисунки, а остальные пытаются догадаться, о чём говорится на рисунке.

Затем проводится конкурс работ детей. Все оценивают рисунки и образы по десятибалльной системе, поднимая вверх столько пальцев, сколько, по их мнению, заслуживает работа данного ребёнка.

Из работ детей делается общий стенд: "Природа и мы".

НА ЛУГУ

Методика . Эту игру хорошо проводить с детьми на лугу или на поляне. Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за жизнью разных насекомых: бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков, пчёл и т.д. Потом каждый ребёнок должен выбрать насекомое, которое ему понравилось больше всего, понаблюдать за ним, дать ему имя, например, кузнечик Миша или бабочка Красавица, и составить рассказ о его жизни.

Когда дети выполнят это задание и снова соберутся вместе, каждый должен рассказать о своём насекомом, называя его только по имени. Остальные ребята пытаются угадать, о каком насекомом идёт речь. Рассказ можно вести от своего имени, предоставив себя бабочкой или кузнечиком. Можно добавлять к рассказу жесты или показать его в виде пантомимы.

На следующем после прогулки занятии можно нарисовать насекомых, которых дети увидели, и продолжить игру. Разделите детей на пары и предложите им составить диалоги от имени насекомых, короткие рассказы о том, как они встретили друг друга на лугу, или небольшие сценки. Если детям трудно справиться с этим заданием, педагог берёт несколько рисунков и сначала составляет диалоги или рассказы сам, показывая рисунки.

Например: Встречаются на цветке пчёлка и кузнечик.

Здравствуй, сестрица, послушай мою песенку.

Некогда мне тебя слушать, мне надо нектар собрать с этого цветка.

Но эта песенка как раз про то, какой этот цветок красивый.

Дело не в красоте, а в сладком нектаре.

Но цветку так понравилась моя песня о его красоте, что он сразу наполнился сладким нектаром…

Эту игру можно провести командами. Ребята делятся на две или несколько групп. Выигрывает группа, которая составит больше рассказов про разных насекомых. Потом можно предложить детям составить общий рассказ для группы и разыграть его. Если сценки получатся интересными, можно составить из них небольшой спектакль и показать его другим детям.

Эту игру можно провести и в комнате, предварительно показав детям слайды или иллюстрации с различными насекомыми, сопровождая их рассказами и стихами.

ОПИШИ ЦВЕТОК

Методика. Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.

Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.

Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трёх-четырёх детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.

Каждый составляет описание своего растения. Затем спросите детей по очереди зачитать сделанные ими описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберёте изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.

ВЫ ПРИШЛИ В ЛЕС

Методика. Дети вытягивают карточки с различными лесными ситуациями. За несколько минут дети должны написать, что они предпримут в своей ситуации. Примерные ситуации:

На лесной опушке вы неожиданно встречаете медведя.

На одной из лесных тропинок вы находите птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.

Началась гроза, а вы заблудились.

Затем все листочки собираются. Педагог по очереди зачитывает ситуации и ответы детей. Дети пытаются отгадать имя попавшего в ту или иную ситуацию.

Можно разделить детей на группы и каждой группе дать одинаковые ситуации за более короткое время.

Можно предложить одну и ту же ситуацию всем детям. Затем интересно сравнить ответы детей, так как в них очень ярко будут отражаться их характеры.

ЕСЛИ В ЛЕСУ БЕДА

Методика. Попросите детей быстро ответить на вопросы. Педагог диктует вопросы, а дети сразу же должны писать свои ответы. На каждый ответ даётся не больше трёх-пяти минут. Например:

Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?

Если деревья к весне не распустятся?

Если осенью листья не опадут?

Если засохнут все лесные ручьи?

Если в лесу не будет насекомых?

Если летом всё время будут идти дожди?

Если в лесу не будет лесника?

Если в лесу не будет ягод и грибов?

Если зимой не будет снега?

Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все вопросы, а затем дать время на обдумывание.

Это задание должно выполняться группами детей. Результаты ответов групп сравниваются. Побеждает группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.

ЭТАЖИ ЛЕСА

Методика. Попросите детей представить, что лес – это многоэтажный дом. Каждый ребёнок должен написать сочинение на тему: "Кто на каком этаже живёт". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нём обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своём многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.

Это задание дети могут выполнять группами.

После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:

Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?

Если зальёт верхний этаж дома?

Если сломается одна из стен дома?

Если дома будет очень холодно?

Если в доме не будет воды?

Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?

Если в дом зайдут нежданные гости?

Попросите детей написать план спасения жителей лесного дома в той или иной ситуации.

КАК МЫ СПАСАЕМ ЛЕС

Методика. Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара. Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.

Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т.д.

ЛЕСНЫЕ ХОЗЯЕВА

Методика. Это задание является продолжением предыдущего. Попросите детей представить себя лесниками. Дети должны написать первые три дела, которые они осуществят в своём лесу. После того как дети выполнят это задание, попросите их написать подробный план выполнения каждого из этих дел. Затем листочки детей собираются и зачитываются вслух. Из всех ответов детей можно сделать стенд: "Как мы спасаем лес".Сходите вместе с детьми в лес и постарайтесь выполнить вместе с ними какие-нибудь пункты из их планов.

Познакомьте детей с лесником. Попросите лесника рассказать детям о своей работе. После похода в лес дети зарисовывают свои впечатления.

ВЫРАЩИВАЕМ РАСТЕНИЯ

Методика. Предложите детям провести опыт. Каждый из них должен поставить луковицу в банку с водой. В течение некоторого времени дети должны наблюдать за своими луковицами, записывать и зарисовывать свои наблюдения. Через некоторое время дети приносят результаты своих наблюдений. Все вместе дети обсуждают общие закономерности роста луковиц, делают выводы и отвечают на свои вопросы:

Почему некоторые луковицы "худеют", а некоторые нет? От чего это зависит?

Зависит ли рост зелени из луковицы от того, в какую банку её поставили?

Зависит ли рост зелени из луковицы от освещения и температуры в комнате?

Нужно ли каждый день менять воду в банке?

В каких условиях зелень почти не появляется?

Подобные наблюдения можно провести с любыми комнатными растениями или цветами.

КТО ЖИВЁТ В ГРИБНОМ ДОМИКЕ

Методика. Дети вытягивают карточки с названиями или рисунками разных грибов. Затем предложите детям представить себя насекомыми, живущими под этими грибами. Дети должны описать и нарисовать свою жизнь в грибном домике, рассказать о преимуществах своего домика, о его местонахождении, его семье и лесных соседях, его друзьях и врагах.

Педагог заранее собирает информацию о грибах, чтобы дополнить ответы детей, после того как они выполнят это задание.

ДОТРОНЬСЯ ДО РАДУГИ

Методика . Включите спокойную музыку и попросите детей представить, что они дотрагиваются до радуги, солнца, звезды, дождя, облака.

Можно предложить детям выполнить это задание во время прогулки на природе и потом описать или нарисовать свои ощущения.

Из рисунков и рассказов детей устраивается выставка: "Дотронемся до радуги и звёзд".

АЛЬБОМ ПРИРОДЫ

Методика. Когда вы идёте с детьми на прогулку или экскурсию, предложите им такое задание: вы говорите фразу о чём-нибудь, что вокруг вас. Например: "Мне кажется, что облака сегодня напоминают белые острова в океане" или "Лес такой зелёный и весёлый, что хочется поскорее войти в него". Следующий ребёнок должен продолжить эту тему, то есть что-либо сказать об облаках или о лесе. И так по кругу. Должно получиться красочное и разнообразие описание какого-либо предмета или явления окружающего мира. После того как дети выполнят это задание, предложите им по возвращении домой или в класс записать всё, что говорилось о том или ином предмете или явлении, и нарисовать его.

То, что дети записывают, не всегда совпадает с описанием, составленным всеми вместе, но это упражнение будит образное мышление ребёнка, и рассказы детей получаются красочными. Это задание можно выполнять и в комнате, глядя в окна. Постепенно в альбоме появляются рисунки и описания разных явлений природы, и в конце года можно устроить выставку альбомов природы.

С детьми можно проводить эту игру так, что каждый из них должен сказать по одному слову, характеризующему данное явление. Например: облака пушистые, как вата, похожи на снежные горы, мягкие и т.д. Если ребёнок не может подобрать слова, другие дети или педагог помогают ему. Хорошо, если ребята могут посмотреть на облака или на деревья, лёжа на траве или на песке. Таким же образом можно рассмотреть любой пень, цветок, муравейник и по возвращению с прогулки нарисовать его.

ЧТО ТЫ УВИДЕЛ

Методика. Во время прогулки или экскурсии предложите детям следующую игру. Выбирается какой-нибудь не очень отдалённый объект: забор, лужа, стог сена, дерево.

Дети бегут на время до этого объекта и обратно, все вместе или по очереди. Потом они должны записать или рассказать все, что они смогли увидеть, пока бежали туда и обратно. Дети постарше могут бежать все вместе, а потом в течение пяти минут написать на листочках все, что они увидели.

За быстроту каждый получает очки; а также и за каждое явление или предмет, которые ребёнок увидел и записал, он получает очко, поэтому выиграть может не самый быстрый, а самый наблюдательный. Набравший наибольшее количество очков получает приз.

Дети могут бежать по очереди, на время, а потом в течение одной минуты рассказать, что они увидели. Система оценки та же самая.

Пока один ребёнок бежит и говорит, другие дети должны увидеть и запомнить, как можно больше, но если они во время бега не будут смотреть по сторонам, им не удастся запомнить много.

Это задание можно повторять время от времени, так как дети после этой игры более внимательно смотрят на окружающий мир и пытаются вспомнить или увидеть всё, что они забыли или не успели сказать.

О ЧЁМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ И ДЕРЕВЬЯ

Методика. Во время прогулки на поляне предложите детям представить себя цветами на лугу и подумать, о чём могут разговаривать два цветка или цветок и пчела. Во время прогулки в лесу предложите детям представить себя деревьями и подумать о том, что говорят и думают деревья и другие жители леса; о чём говорят два листочка на ветке дерева и т.д.

После прогулки дети смогут описать и нарисовать то, что они представили.

КНИГА ДЕРЕВА

Методика. Каждый ребёнок выбирает себе дерево. Это дерево может быть возле школы, по дороге домой или в парке.

В течение года, хотя бы раз в неделю, ребёнок наблюдает за деревом, записывает и зарисовывает всё, что он увидел: как дерево себя чувствует, какие у него листья и ветви в разное время года, кто живёт на нём и прячется между его корней или под корой и т.д. Также в этот альбом можно записывать все легенды, сказки, стихи, свои размышления и беседы с деревом – всё, что связано с выбранным ребёнком деревом. Из таких записей и рисунков получается книга дерева. В конце года можно устроить выставку работ детей.

Точно также модно составить книгу поляны. Это задание можно выполнять коллективно. Во время прогулки на поляне каждый ребёнок должен найти что-то самое красивое и интересное: растение, цветок, бабочку, муравьёв. После прогулки каждый рисует и пишет небольшой рассказ о том, что он увидел. Эти рисунки и рассказы собираются в один альбом – книгу поляны.

Таким же образом можно написать и нарисовать книги озера, сада, огорода, цветов. Дети очень любят читать и рассматривать свои книги.

ВОЛШЕБНЫЕ ЗАПАХИ ПРИРОДЫ

Методика. Во время прогулки предложите детям остановиться, закрыть глаза и понюхать, чем пахнет солнце. Когда на улице есть ветер или идёт дождь, и дети пережидают его под навесом, предложите им закрыть глаза и понюхать, чем пахнет ветер или дождь. Потом каждый по очереди говорит о своих ощущениях.

Точно также можно постараться почувствовать запахи лунного света, звёзд, леса, реки, ручья.

После прогулки дети рисуют запах солнца, дождя, лунного света, леса.

Поочередно дети показывают всем остальным свои рисунки, и все отгадывают, что это за запах и чему он принадлежит. Можно сделать стенд: "Волшебные запахи мира".

РАЗГОВОРЫ С ПРИРОДОЙ

Методика. Во время прогулки на поляне или в лесу дайте детям задание выбрать себе цветок, растение или дерево и поговорить с ним. Каждый должен задать по крайней мере четыре вопроса выбранному дереву или цветку и "услышать" или представить их ответы.

Потом дети записывают и рисуют то, что они услышали.

Попросите детей по дороге в школу или домой поговорить с солнцем, облаком, землёй, цветами, горами, звёздами.

Из рисунков и рассказов детей делается стенд: "Наши разговоры с миром природы".

НАЙДИ СЕБЕ ДОМ

Методика. Перед прогулкой в поле, лесу или парке скажите детям, что их вдруг заколдовал волшебник, и каждый из них стал ростом со свой мизинец. Дети должны во время прогулки найти себе дом. Это может быть мышиная норка, цветок, лопух, пень или любое другое укрытие. Дети могут сами построить себе дом из травинок, палочек или бересты. Дети должны будут подумать, на чём они будут спать и что будут есть, с кем будут дружить и от кого прятаться.

Дети могут взять с собой на прогулку маленьких куколок, машинки или солдатиков и построить или найти дом для них.

По возвращении с прогулки дети рисуют свои дома и пишут небольшие рассказы о них или рассказывают устно по своим рисункам. Из рисунков и рассказов можно устроить выставку.

ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ЦВЕТЫ

Методика. Прочтите детям сказки или легенды о том, как появились на свет разные цветы. А потом попросите их придумать и написать небольшую сказку или историю о том, как появился на свет их любимый цветок. Перед этим можно поиграть в игру: "Я садовником родился" или в игру, когда каждый загадывает свой любимый цветок и описывает его качества, а остальные пытаются догадаться, что это за цветок.

Если ребёнку сложно придумать сказку самому, можно помочь ему, начав сказку и попросив его продолжить её.

Например, как появился василёк:

"Жил-был мальчик Вася. Он очень любил цветы. И больше всего на свете хотел научиться их языку. Однажды, когда Вася поливал розы в своём саду, одна из роз прошептала ему: "Если ты хочешь услышать наши сказки и разговоры, приходи ночью в сад. Сюда приходит фея цветов, и своей волшебной палочкой она может совершить чудо. Ты попроси её превратить тебя в какой0нибудь цветок, которого ещё нет на свете. Она очень добрая и обязательно выполнит твоё желание…"

Затем все написанные детьми истории и сказки перепишите в альбом. В течение года можно написать несколько подобных книг-альбомов о том, как появились на свет те или иные растения, деревья или животные.

ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ ДОЖДЁМ

Методика. Дети делятся на пары. Первый ребёнок из пары закрывает глаза и протягивает руки ладошками вверх, другой пальчиками по ладошкам показывает, какой идёт дождь: мелкий грибной, тёплый, ласковый, летний или осенний, грозовой ливень и т.д. Педагог может включить соответствующую музыку и сначала сам говорить, какой идёт дождь.

Потом дети в паре меняются местами, и теперь первый ребёнок показывает на ладошках другого, какой идёт дождь, а второй должен догадаться, какой дождик к нему пришёл.

Предложите детям закрыть глаза и представить себя деревом: на сильном ветру, под дождём – мелким и ливнем, под снегом, в жаркий день и т. д. Включите спокойную музыку и предложите детям выразить свои ощущения в движениях. Затем предложите детям представить себя огнём, водой, воздухом, солнцем и т.д. Можно попросить детей выразить свои ощущения в рисунке.

ТАНЕЦ РУК

Методика. Дети закрывают глаза, включается и тихая музыка. Скажите детям: "Расслабьтесь и представьте, что ваши руки волшебные. Они могут стать крыльями птицы, ветвями дерева, ветром, дождём или травой. Слушайте музыку и разрешите своим рукам танцевать так, как они хотят".

Предупредите детей, что они должны полностью расслабиться и позволить рукам делать то, что они хотят, стараясь как бы со стороны наблюдать за их движениями.

Затем попросите детей, что они чувствовали во время этого танца.

Потом дети могут нарисовать или описать свои ощущения.

ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Методика. Разделите детей на пары. Первый человек из пары пишет не менее пяти предложений на тему: "Как люди должны заботиться об окружающей среде". Второй – "Как люди уничтожают окружающую среду".

Затем детей делятся на группы таким образом, что первый человек из пары попадает в первую группу, а второй человек – во вторую. Каждая группа из предложений детей составляет общий рассказ по этим темам.

Представители каждой группы зачитывают результаты своих обсуждений. Эти результаты записываются на доске.

Дети должны найти к каждому пункту результатов обсуждений первой группы соответствующий пункт из результатов обсуждений второй группы.таким образом может быть выработан прекрасны план защиты окружающей среды.

Если детей много, для более эффективной работы их можно разделить на четыре или на шесть групп.

После этого каждый ребёнок рисует наиболее понравившееся ему предложение и пишет сочинение на тему: "Окружающая среда и я".

Из рисунков и сочинений детей можно устроить стенд: "Чем мы можем помочь нашей природе"

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....