Эгоцентризм: раздутое самомнение человеческого эго. В чем разница между эгоизмом и эгоцентризмом

Эгоизм – это мотивационная ориентация человека, которая заставляет его ставить на первое место собственные интерес и потребности. Эгоистичный человек никогда ничего не делает без выгоды для себя. Хотя то, что это является исключительно отрицательная черта в последнее время вызывает сомнения. Просто, как многое в этом мире, всё зависит от степени выраженности эгоизма. Но, давайте подробно разберёмся.

Итак, начнём, пожалуй, с обозначения чётких границ определения эгоизма. Ведь в быту люди часто смешивают это понятие с подобными. Основа эгоизма – это, безусловно, завышенная самооценка. Но, этот термин связан прежде с поведением, которое направлено на достижение желаемого результата. Иногда это стремление выражается в «победой любой ценой» и «хождению по трупам», но может и учитывать потребности других , если при этом достигается общая выгода. То есть, эгоист не считает себя центром вселенной. Зачастую он, наоборот, считает себя «обделённым» и потому постоянно стремиться к большему и лучшему. Ближе всего в понятии находится феномен эгоцентризма или себялюбия. Вот здесь мы имеем дело не с моделью поведения, а с установкой в своеобразное «богопомазанье», со специфичностью мышления человека.

Эгоцентрик считает, что существует два мнения: его и неправильное. И это не шутка. Только его идеи правильны, даже если он сотый раз наступает на грабли. Он не слышит доводов и рассуждений. Вселенная замыкается на нём. Считается, что такое проявление в детском возрасте может быть результатом определённых событий и значительно ослабляться в возрасте 12 лет. Что же касается таких убеждений в возрасте до 8 лет, то они часто рассматриваются как вполне допустимый этап формирования личности ребёнка, с учётом их нивелирования к указанному сроку. А вот взрослый человек, ведущий себя как эгоцентрик указывает на проблемы своего взросления. Судя по всему, в раннем периоде у него были определённые травмирующие события, не позволившие ему адекватно внутренне повзрослеть. Или же руку к этому приложили близкие люди (чаще всего мамы), которые внушили ему определённые постулаты не просто личностной значимости, а настоящей сверхзначимости.

Эгоцентрик отлично проводит время в одиночестве, ведь никто не нарушает его порядок. Хотя, в реальной жизни встречаются люди, которые проявляют смешанные черты.

Есть так же некоторые сходные черты проявлений эгоизма и эгоцентризма, это давление на вину других людей. И эгоисты, и эгоцентристы не склонны ощущать чувство вины. Поэтому, им удивительно видеть, что подобное может так явно влиять на других. Поэтому, чтобы мочь пользоваться людьми, они охотно внушают им ощущения «ущербности», а как следствие — виноватости перед ними. Причём это особенно больно бьёт по близким людям, поскольку внушает ощущение, что человек «не дотягивает» до их уровня. В первое время такой близкий ещё будет стараться исправиться и научиться, но видя, что любые старания приводят только к очередной порции критики, начинает сомневаться в правильности таких суждений. Но, ведь суждения эгоиста, а тем более эгоцентриста – справедливость в априори. И такие отношения начитают стремительно рушиться, ведь нормальному человеку невозможно постоянно жить с чувством вины.


Но, существует различие, которое коренным образом отличает эгоиста от эгоцентриста – это позитивный компонент данных проявлений. Дело в том, что эгоизм имеет иногда достаточно позитивный аспект. Эгоцентризм никогда и ни при каких обстоятельствах его не имеет.

Формы проявления и что такое рациональный или здоровый эгоизм

Считается, что эгоизм не однороден и имеет целый ряд форм:

  • этический эгоизм – это собственно тот самый эгоизм, который заставляет человека действовать в своих интересах;
  • психологический эгоизм, который выражается в том, что человеческая мотивация связана со своими интересами;
  • рациональный эгоизм – утверждение, человек всегда существует принципиальный приоритет собственных интересов.

И вот именно с последним понятием связанно много интересного. Дело в том, что в нашей стране на протяжении многих лет существовал определённый культ жертвенности. То есть, доминирующим принципом было благо общества, а личное благо стояло, мягко говоря, на втором месте. Однако, согласно многим исследованиям, это противоречит истинной природе человека. Если маленькому ребёнку предлагают один из двух кусков пирога, то он выберет больший или лучший. Будучи взрослыми, если не существует иных важных для нас составляющих, мы действуем в случае выбора так же – выбираем лучшее. Какими могут быть эти самые дополнительные важные составляющие? Это потребности значимых для нас людей. И вот здесь понятие разумного, рационального или так называемого «здорового» эгоизма входит в некоторый конфликт с основным его определением. В этом случае эгоизм не определяется как «в ущерб другим», а переходит в разряд «не в ущерб себе». И, когда при приёме на работу, вас просят указать предполагаемую заработную плату, смотря уровень ваших притязаний, всплывает и «жизнеспособность» вашего рационального эгоизма.

Как утверждают современные психологи, доля здорового эгоизма необходима в современном обществе. Ведь она заставляет нас чувствовать и отстаивать свою значимость. Ведь, как говорится, себя не похвалишь, никто тебя не оценит. Разумный эгоизм заставляет нас протестовать против бесплатных дополнительных нагрузок на работе; требовать повышение, потому что мы уже давно являемся сотрудниками фирмы и можем оценить себя как «лучший и достойный». Без доли эгоизма человек вряд ли так себя оценит.

Существует много примеров здорового эгоизма.


Ну и наконец, человеку не хочется тратить много времени на разогрев пищи, и он изобретает микроволновку; хочет видеть руки жены красивыми, и изобретает посудомойную и стиральную машину; хочет перемещаться быстро и комфортно и к нашим услугам автомобили, самолёты, поезда, а если при этом появляется стойкое желание не дышать грязным воздухом – изобретается электротранспорт, роется метро, а тепловозы заменяются суперсовременными электровозами, которые несут эгоистичных пассажиров, требующих только лучшее обслуживание и сервис за свои тяжело заработанные деньги. И, таким образом, этот самый разумный эгоизм становится двигателем прогресса.

А ещё невозможно любить других, не любя себя. Если каждый день твой альтруизм сталкивается с неимоверными волевыми усилиями, рано или поздно ты начнёшь думать, что тебя «не оценили». По типу «я жизнь свою потратил на тебя, а ты – неблагодарный». И вот здесь всегда возникает вопрос: «а кто тебя просил?». Это был твой выбор, значит, он должен был приносить тебе удовольствие; если ты при этом получал только негатив, то зачем такое выбирал (или выбирала)? Часто подобное всплывает в отношениях мама-дети, когда мамы полностью растворяются в заботах и потребностей детей. Ведь будучи здоровыми эгоистками, они могут заниматься дополнительно тем, что им нравится и быть счастливыми , тогда и дети их будут счастливы. А выросшие дети будут строить свою жизнь, не оставляя маму «у разбитого корыта», ведь у неё есть свои занятия. А если как раз всеми занятиями были дети, отпустить их становится невыносимо. Ведь жизнь теряет смысл. Детей обвиняют в неблагодарности по отношению к родительскому альтруизму. Но упомянутые претензии как раз вовсе не пример его, а признак самого что ни на есть нерационального эгоизма! Ведь постулат: будь несчастен потому, что я сама была из-за тебя несчастна – это стремление получить удовлетворение без оглядки на чувства и потребности другого.

Нездоровый эгоизм – дракон с разными головами

Таким образом, получается, что нездоровый эгоизм — весьма интересная и многоплановая вещь. Так, эгоизм в отношениях, когда не учитываются чувства, потребности и желания другого, склонны заканчиваться крахом. Потому что человеку невозможно постоянно жертвовать, не получая ничего взамен. Даже если кто-то именно в этом получает удовольствие, всё равно наступают моменты, когда помощь необходима, ведь человек может заболеть, устать или попасть в неприятность. А нерациональный эгоист вряд ли захочет напрягаться при этом.


Но, есть и другой вариант эгоизма. Человек вроде бы живёт для кого-то. Например, он всячески обеспечивает ту же семью: покупает еду, одежду и всякие блага. А потом начинает жаловаться, что его недооценили. Стоп. А действительно ли всё это совершено с заботой о ближнем? Спросил ли упомянутый человек что действительно хотят близкие? Или их потребности – только его личное мнение относительно этого? Например, ваш ребёнок с большим удовольствием бы пошёл в художественное училище на соседней улице, чем поехал изучать экономику за границу; а ваша жена с удовольствием провела время на даче только с вами и огородом, а не на престижном курорте. А вы тратите силы и здоровье на зарабатывание «мешка денег», который оказывается никому не нужным и не оценённым. Но, ведь положите руку на сердце, вы зарабатываете его не для них, а потому что вы и только вы достойны лучшего. Вот вам и эгоизм под маской альтруизма. А также путь к непониманиям, ссорам и расставаниям.

Если человек предполагает «жить для других», он сознательно идёт на получение удовольствия от того, что делает хорошо кому-то, не желая ничего взамен. То есть это поведение полностью исключает зависть, жадность, гнев и многое другое. Но, истинный альтруист не может переступить определённый порог. Например, если вы идёте в монастырь или хотите посвятить жизнь философии – это одно. Но, если вам важно всё-таки одеть своего ребёнка не в фиговые листики, а в «сто получше», если вы любите кушать определённые вкусные блюда, а не только хлеб из лебеды и воду, значит доля эгоизма у вас присутствует, просто в разумных пределах.

Последствия эгоизма и что делать

Сточки зрения современного общества на разумный эгоизм – развивать его дальше. Люди, могущие оценить себя, добиваются успехов. Но, иногда обиду вызывает умение заявить об этом начальству. Так и получается, что работники с одинаковыми знаниями получают разную заработную плату. Теперь понятно почему в разумных пределах стоит быть эгоистом?


А вот с истинным эгоизмом, без оглядки на других людей стоит бороться. Но, проблемы заключаются в том, что такому эгоисту сложно понять и принять свою проблему. Вот представьте, что у вас на руке шесть пальцев и вы прекрасно ими пользуетесь. Иногда, правда, путаетесь и перчатки не купишь, приходится мёрзнуть, но всё равно у вас всё отлично и вы – уникальный. Как же всё-таки прийти к мнению, что шестой палец вам не нужен и это – проблема, с которой нужно бороться кардинально? Конечно, тяжело и мучительно.

Оцените, сколько людей, которые были рядом с вами оставили вас. Задумайтесь, счастливы ли вы? Ведь чаще всего эгоисты не счастливы. И постоянная погодя за призрачным «насыщением во всём» лишает их вкуса настоящего дня. И, если это так, обратитесь к психологу. Возможно, он поможет найти ваши спусковые механизмы формирования такого отношения к миру. А вам остаётся учиться замечать потребности и чувства всё ещё оставшихся радом с вами людей.

И являются синонимами. Однако это не так.

Человек эгоцентричен, если ощущает себя центром всех событий, центром Вселенной, считает свое мнение единственно правильным. Эгоцентрист сосредоточен на своих переживаниях, ощущениях, интересах и не замечает интересов и переживаний других людей. Он не способен воспринимать и учитывать информацию, которая противоречит его собственному опыту. Эгоцентричный человек не понимает, что возможно существование других точек зрения, он уверен, что другие люди должны мыслить так же, как он. Главная потребность эгоцентричного человека – быть в центре внимания.

Можно сказать, что в каком-то смысле эгоцентризм является естественным состоянием. Он присущ в той или иной степени любому человеку и может усиливаться, обостряться в зависимости от обстоятельств. С самых первых дней жизни ребенок требует исключительного внимания всех, кто его окружает, особенно матери. Даже совсем кроха умеет находить способы, позволяющие этого добиться (плач, улыбка). Он манипулирует окружающими. Ребенок растет и все острее у него проявляется желание быть в центре внимания в семье, в школе, среди друзей. Детский эгоцентризм становится своеобразной формой самоутверждения. Со временем он может вызывать чувства, ошибочно называемые любовью, хотя в основе этих чувств лежит дух собственничества, желание стать центром существования для «любимого»человека, сохранить его только для себя. Поэтому вместе с эгоцентризмом рождается ревность. Таким образом, эгоцентризм является первым, этапом самоутверждения. Преодоление детского эгоцентризма – одна из самых главных задач воспитания. Эгоцентризм взрослых часто является причиной конфликтов и одиночества, поэтому так важно научить ребенка терпимо относиться к чужим мнениям, формировать способность видеть и оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения.

Если эгоцентрист считает себя центром мира, то эгоист считает себя не просто центром, он считает себя ЕДИНСТВЕННЫМ центром мира. Эгоист живет, чувствует и ведет себя так, будто в мире не существует никого, кроме него. Весь мир для него делится на «Я» и «не-Я». Эгоистичный человек может видеть цели, желания и потребности окружающих (то есть он может не быть эгоцентричным) и намеренно пренебрегать ими.

Погружен в себя и большей частью просто не замечает потребностей и желаний окружающих. Если эгоцентриста попросить сделать что-то для другого человека, он может с радостью это сделать. Поведение же эгоиста будет корыстным вопреки интересам других людей. Если его желания удовлетворяются, его абсолютно не интересует, что происходит с другими людьми.

Прав был профессор Ливрага, когда говорил:

“Нет человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях”.

На некоторых людей смотришь и диву даешься, почему они так уверены, что мир крутится вокруг них. Попытки переубедить их или каким-то способом повлиять на их восприятие действительности обычно не приводят к позитивным результатам, да они только больше показывают свое безразличное отношение ко всему, кроме своей далеко не скромной персоны. Нужно понять, что такие люди не специально ведут себя так, просто они обладают одной чертой, вообще-то присущей детям. Черта эта носит название эгоцентризм. Означает она нежелание и неспособность человека воспринимать другую точку зрения, отличную от своей, сосредоточенность исключительно на собственных переживаниях, мыслях и интересах. Да, такие люди – центры Вселенной – живут среди нас.

Эгоцентризм и эгоизм.

Понятие «эгоцентризм» это очень созвучно с еще одной – эгоизмом, но значения этих терминов все-таки отличаются. Если эгоизм рассматривает исключительно моральный аспект личности, то эгоцентризм в основном связан с познавательной сферой.

Так, эгоист может пренебрегать чувствами других людей не потому, что он о них даже не догадывается. Он прекрасно понимает, что есть несколько точек зрения по одному вопросу, что есть разные люди с разными интересами, однако, свои интересы и свое удовольствие он ставит выше остальных. А потому и ведет себя так, словно окружающие для него – мусор.

Эгоцентрик же ведет себя подобным образом, потому что он искренне не осознает, что вообще существует точка зрения, отличная от его собственной. Он действительно не понимает, что у окружающих людей могут быть другие интересы, эмоции и мысли. У эгоцентрика переживания, мысли и чувства сконцентрированы вокруг одной персоны – его собственной.

Понятие эгоцентризма в психологии.

Изначально это понятие ввели для описания черты личности ребенка. Считалось, что эгоцентризм у детей – это вполне нормальное явление, отражающее определенный уровень развития познавательной сферы малыша. Проводились эксперименты с детьми 8-10 лет, результаты которых подтверждали наличие у них эгоцентризма.

Например, ребенку показывали определенную местность, представляющую некий ландшафт в миниатюре: гору, деревья, домики и т.д. Он оглядывал этот ландшафт со всех сторон, а затем садился на стул и описывал то, что он видит. Затем с противоположной стороны сажали куклу, а малыша спрашивали, что она видит. Ребенок снова описывал то, что видит он сам. Был сделан вывод, что дети не могут себя поставить на место другого.

Другой научный опыт состоял в том, что малыша спрашивали о количестве братьев или сестер. А затем задавали вопрос, сколько братьев и сестер у его, например, брата. Малыш всегда называл на одного родственника меньше, чем в предыдущем ответе, т.е. себя он не считал. Не мог он воспринимать себя как «приложение» к чему-то, только как центральную фигуру.

Затем эти эксперименты подвергались критике, но факт есть факт. Даже если сейчас провести на детях подобные эксперименты, большинство ответило и поступило бы также. Ведь эгоцентризм детей – это определенная ступень развития. Действительно же, новоиспеченные родители подчиняют свою жизнь новорожденному малышу, меняют свои интересы и вообще ритм жизни ради него. Только благодаря эгоцентризму дети познают себя, свои возможности, желания и потребности, приучаются следить за собой и выполнять действия, которым традиционно учатся в детстве. По мере взросления приходит осознание, что есть разные мнения по одному вопросу, что даже мама с папой иногда не согласны между собой, что у каждого человека своя позиция и т.д. Но есть исключения: не все ребята вовремя осознают эту мысль.

Взрослые эгоцентрики.

Из-за разных факторов воспитания и особенностей личности эгоцентризм может проявляться и у взрослых. У кого-то проявления эгоцентризма могут возникать очень редко, у других – чаще, а третьи вообще так и не меняются с детства, а потому видят окружающий мир только со своей позиции.

У всех иногда возникает похожая ситуация: мысль о чем-то или желание чего-то настолько захватывают человека, что, кажется, ни о чем другом сейчас думать он вообще не способен. Этому подчиняется все: эмоции, мышление, поведение. Все – ради удовлетворения определенной своей потребности! Так выглядит проявление эгоцентризма у обычных людей. А эгоцентрики так захвачены чем-то, связанным с собственными желаниями, постоянно.

Часто описывают эгоцентриков как неких философов, которых не понимают окружающие. Действительно, обычно подобные черты проявляются у тех, кто раздумывает над смыслом жизни, своем месте на планете, своем предназначении и другими философскими вопросами. Но сводятся ответы на все эти вопросы к этакому «Я-восприятию» действительности. Человек все понимает только через призму собственной личности: «Все, что происходит в мире, происходит специально для меня». Да-да, и самолеты летают, и лоси соль едят, и африканские племена вокруг костра прыгают – все это для него. С такими людьми взаимодействовать трудно. К тому же они-то к этому взаимодействию с окружающими особо не стремятся.

Нужно понимать, что эгоцентризм у взрослых – это уже не совсем хорошо, хотя, конечно, это не заболевание и не патология. Но бороться с такими проявлениями личности достаточно тяжело.

Можно ли изменить эгоцентрика?

У детей эгоцентризм обычно исчезает в подростковом возрасте. Если значимые взрослые (родители, педагоги) ведут себя правильно, то ребенок довольно быстро понимает, что он не центральная фигура в мире, что есть много различных точек зрения, что у всех разные интересы, цели и жизненные позиции.

Есть взрослые, которые могут прививать и навязывать своим детям «правильные» мысли, о чем потом окружающим приходится жалеть. Такие дети могут либо позже осознать все эти вещи, либо не осознать их вообще.

А с эгоцентризмом у взрослых нужно долго и, что главное, глубоко работать:

  • Во-первых, поменять кого-то без его желания и воли не получится. Если взрослый человек сам не понимает, что поведение его несколько затрудняет ему общение и взаимодействие с окружающим миром, помочь ему не удастся. Даже опытные психологи не способны доказать человеку, что он эгоцентрик. Если же человек понимает, зачем ему нужно менять свое поведение и образ мышления, он может либо самостоятельно работать над собой, либо отправиться к специалисту.
  • Во-вторых, важно осознать, что эгоцентризм присущ детям. А детям, которым 20, 40 или 50 лет, он несколько не свойственен. Окружающим важно не потакать эгоцентрику и не принимать его стиль жизни, тогда он, возможно, поймет, что уже вышел из детского возраста.
  • Если близкий человек – эгоцентрик, можно попытаться поставить его на место другого человека. Проще это делать с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что я чувствовал?». Это может повергнуть его в ступор («Неужели другие думают как-то по-другому?»), но вполне вероятно, что первые мысли о том, что вокруг не все такие, как он сам, поселятся в его голове.

Если с проявлениями эгоцентризма не работать, никак не корректировать свое поведение, то жизнь может преподать урок сама, причем урок довольно жестокий. Ведь жизнь обычно средств «лечения» не выбирает.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Кто я?» Точный ответ на него должен привести вас к согласию с самим собой. Ведь, не познав себя, тяжело найти в этом мире достойное место, стать активным участником этой жизни, а не безвольным зрителем…

Хотя все это справедливо далеко не для всех. Как и сам вопрос. Задаются им только те, кого вообще интересуют всяческие смыслы: смысл жизни, место своего «Я» в мире и обществе (да-да, сначала именно в мире), смысл ежедневной суеты - и прочие смыслы. Это люди со звуковым вектором (для простоты буду называть их звуковики) - люди нередко тяжелые в общении, для многих странные и «усложняющие» себе жизнь.

Так вот, если вы понимаете, о ком я говорю, вам знакома и такая характерная черта многих звуковиков - эгоцентризм. Это только «Я» - без других, это только «Я» - умнее других, это только «Я» и мои страдания.

Эгоцентризм и эгоизм - в чем разница?

Что вообще такое эгоцентризм? Википедия дает очень узкое толкование, выделяя в качестве главного признака эгоцентризма неспособность человека воспринять чужую точку зрения. «Большая советская энциклопедия» толкует шире и говорит об отношении к миру, которое можно охарактеризовать как сосредоточение на своем «Я».

И все-таки из этих определений сложно понять, что есть эгоцентризм, а что - эгоизм, в чем их сходства и отличия. Разобраться в нюансах смыслов мне помогла Юрия Бурлана, в очередной раз расставив все на свои места.

Рождается ли человек эгоистичным или его делает таким жизнь? Как формируется эгоизм у ребенка? Главное условие нормального развития человека, главная жизненная сила – любовь. Она, как солнце, дающее жизнь. Наверное, многие из вас слышали об эффекте «госпитализма». Это явление наблюдалось в немецких домах ребенка. Несмотря на то, что дети имели все: питание, уход, тепло, они почему-то не только плохо развивались, но там была и повышенная смертность. Как выяснилось, это результат того, что ребенок лишен материнской любви. Там, где няня проявляла к ребенку любовь, внимание и заботу, он выживал. Если этого не было – ребенок чахнул, заболевал, а в некоторых случаях и умирал. Для выживания ребенку необходима прежде всего любовь.

Аналогичные ситуации в семье, где мама в состоянии усталости, раздражения, утомления: у нее нет душевных сил проявить любовь к ребенку. Когда она его кормит, ребенок может отказываться от кормления, кричать. У него появляются болезни пищеварения и другие недуги. Г.С. Салливан – американский психоаналитик, посвятивший этому свои исследования, выявил, что если мать кормит младенца в состоянии тревоги, то для него весь мир окрашивается в темные тона, становится страшным, угрожающим, ужасным. Дети реагируют по принципу: «все или ничего». Материнская тревога даже в небольших дозах вызывает у них переживание ужаса, поэтому ситуация кормления становится для ребенка страшной, и он от нее уходит, отказывается от груди. Многие матери не могут понять, почему дети плохо едят, почему они капризничают. А это происходит потому, что ситуация кормления становится травмирующей уже с младенчества из-за состояния самой матери. Оказывается, дети очень чувствительны к эмоциональной атмосфере семьи: если она напряжена, тревожна, неблагополучна, то и психическое развитие младенца идет по типу «госпитализма».

Так же возникают разные болезни: физические, а главное – психические. У ребенка формируются трудности характера. Мир для него становится опасным, угрожающим – и так формируется эгоцентризм. Взрослый становится опасным, мир – страшным, и ребенок замыкается в себе. Мы видим упрямых детей, которые боятся и чураются взрослых, детей негативистичных и агрессивных. Душевные травмы младенчества поглощают все их внимание, концентрируют на себе их душевную жизнь, и так у них формируется эгоцентрическая доминанта, которая искажает восприятие окружающего мира.

Эгоцентризм – это не то же, что эгоизм. Эгоизм сопряжен с жизненной позицией использования других в своих целях, когда на первое место ставятся свои интересы в ущерб интересам других. Можно допустить, что эгоизм связан с эгоцентризмом, но все-таки это разные явления.

В своей дипломной работе Марина Юрьевна Колпакова проводила исследование с детьми из детского дома, родители которых лишены родительских прав, и с детьми1 из обычного детского сада. Мы смотрели, как у детей развиваются отношения к людям, к окружающему миру, и пытались понять психологию эгоизма и эгоцентризма. Оказалось, что здесь разные корни. Эгоистичные дети обычно вырастают в семьях, где их балуют, где единственный ребенок становится центром семьи. Эгоцентричные дети – это дети, часто вообще лишенные семьи, нормального материнского ухода, это нередко дети из детских домов.

Всем участникам исследования предъявлялись картинки теста ТАТ (Тематического Апперцептивного Теста). На одной из картинок мальчик с неопределенным выражением лица держит скрипку. Можно дать разные ответы: мальчик или думает, или он изучает скрипку, или мальчик сидит печальный. Ответы зависят от состояния воспринимающего. Дети из детского дома, как правило, отвечали, что мальчика оставили, бросили, он один. Также и по поводу других подобных картинок звучала та же мысль: скажем, мальчик сидит у порога, и дети говорят, что его оставили, он один. Дети из детского сада отвечали, что мальчик кого-то ждет у порога, он не один, а на скрипке он будет учиться играть, пойдет в школу. Особенно показательной была картинка, на которой бежит мальчик, а за ним виден паровоз. Несколько детей из детского дома ответили, что паровоз хочет задавить мальчика, паровоз бежит за ним.

Эгоцентризм – это искаженное восприятие. Такой ребенок не может адекватно видеть мир. Он видит угрозу там, где ее нет. Внутренняя тревожность и неблагополучие формируют искаженное восприятие действительности, неадекватность мировосприятия, Дети из благополучных семей видели ситуацию благоприятной, воспринимали мир в оптимистических тонах. Дети же из трудных семей отвечали подобно воспитанникам детского дома.

Итак, атмосфера в семье, любовь или ее отсутствие оказываются решающими в формировании типа личности. А в направленности на себя как две ее разновидности мы различаем эгоцентризм и эгоизм. Эгоизм развивается часто там, где, притом, что ребенка балуют, он оказывается лишенным душевной, внутренней любви, той любви, которая дает чувство сопричастности другим. Эгоизм – это тоже следствие отсутствия любви, но другого типа. С эгоистичным ребенком надо вести себя не так, как с эгоцентричным. Если эгоистичного надо ставить в условия, где необходимо учитывать интересы других, стараясь изменять привычки и жизненную установку ребенка, то с эгоцентричным надо действовать очень осторожно. Его надо лечить любовью.

Подведем итоги сказанному о различии эгоизма и эгоцентризма. Эгоист использует других людей как средство достижения собственных целей, ставит на первое место свои интересы в ущерб другим. Эгоцентризм является следствием душевной травмы в раннем детском возрасте. У таких детей повышенный уровень тревожности, они склонны ожидать плохого и проецируют свой внутренний душевный опыт на окружающих.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...