Цитаты на тему Комплекса неполноценности. Сборник идеальных эссе по обществознанию

О том, действительно ли Православие развивает в человеке комплекс неполноценности, где грань между смирением и самоедством и когда стремление к самоуничижению превращается в патологию, мы беседуем с известным психиатром и поэтом из Одессы Борисом Херсонским.

«Православные» комплексы

Борис Григорьевич, где грань, за которой покаяние, попытка смириться переходит в патологический комплекс вины и ощущение собственной никчемности?

Мне кажется, что сам человек не в состоянии отметить эту границу: она может быть почти неуловима и пролегает не внутри, а вовне - в отношении к другим людям, к ближнему.

Есть один верный критерий: пока самоумаление ведет к близости с другими, доброжелательности, умению прощать - о патологии не может быть речи. А если человек отворачивается от других, целиком уходит во внутренний мир, утрачивает радость жизни, окончательно осуждает себя самого, не пытаясь ничего исправить, - перед нами уныние, депрессия - на профессиональном нашем языке. И, разумеется, хоть в депрессии есть и «плотский уровень» (страдает, скажем, обмен серотонина), но не видеть в ней душевной и духовной составляющих означает оставаться на уровне примитивного материализма.

- Среди православных депрессия на такой почве действительно встречается чаще, чем среди других людей?

Не думаю. Первая половина моей врачебной практики проходила в условиях почти тотального атеизма. Но в депрессивных пациентах и в людях с комплексами недостатка не было. Сейчас количество верующих увеличилось на два порядка. И если бы религия действительно всерьез была патогенным фактором, то это повлияло бы на общую частоту депрессивных состояний. А она остается прежней…

Чувство ущербности - откуда оно?

- Давайте разберемся в определениях: комплекс неполноценности , низкая самооценка и комплекс вины - это одно и то же? Если нет, то в чем разница?

Термин «комплекс неполноценности» вошел в психологическую литературу с легкой руки австрийского психиатра Альфреда Адлера, наряду с «комплексом превосходства» и «социальным чувством». Комплекс неполноценности, как и многие иные комплексы, не выдумка, а психологическая реальность.

- Откуда он берется?

Он возникает из постоянного соотнесения себя с другими людьми. Возможно, впервые - в раннем детском возрасте, когда маленький «царь вселенной», вокруг которого вращался мир, внезапно осознает себя слабым, беспомощным и ничтожным существом. Фигуры взрослых и старших детей вырастают до гигантских размеров. В каком-то смысле детство - это путешествие Гулливера в страну великанов.

И даже сравнявшись с великанами в росте, человек продолжает чувствовать себя ничтожным и беспомощным: всегда рядом будут люди сильнее и значительнее его. Комплекс неполноценности подпитывается чувством зависти и страхом отвержения. В религиозном отношении это зависть к Богу. Желание «у Бога отнять небеса» (слова из советской песни). При ясном понимании, что Богу завидовать невозможно: если Его нет, то как завидовать «нулю», который «проповедуют атеисты» (Ф. Достоевский). Если же Бог есть, то человек всегда будет ничтожен перед Тем, для Кого звезды - искры.

Я думаю, что сам по себе комплекс неполноценности не патология, а часть нормального отношения человека к миру. Гораздо большее количество проблем порождает комплекс превосходства, он же - гордыня, он же прелесть в старом понимании этого слова - прельщение.

А разве комплекс неполноценности - не обратная сторона гордыни? Ведь в таком состоянии человеку нужно постоянно чем-то подпитывать свое самолюбие…

Нет, не обратная. Хотя внешние результаты близки: человек избегает общения. Но в первом случае он считает себя недостойным, боится провала, боится быть отвергнутым. А в случае комплекса превосходства он - выше всех и не хочет опускаться до общения с теми, кто его заведомо не поймет.

- В первом случае - тщеславие, во втором - гордыня?

Да. Тщеславие направлено на коммуникацию, оно нуждается в поддержке извне. Гордыня - личное дело человека, он и так считает, что всё о себе знает, а все остальные - ниже его, так что их мнения не имеют значения. Конечно, это схематичное объяснение.

Когда Вы говорите, что комплекс неполноценности не патология, а часть нормального отношения к миру, что Вы имеете в виду?

Человек, правильно относящийся к миру, осознает ограниченность своих возможностей. В том числе и ограниченность своего разума. То есть он понимает, что не всемогущ, не всеведущ. И уж точно - не всеблаг…

- Осознание ограниченности своих возможностей и комплекс неполноценности - тождественны, таким образом?

В известном смысле. Но закомплексованному человеку осознание ограниченности возможностей начинает мешать в повседневной жизни. То есть приводит к социальным фобиям. Например, так: «Я не смогу этого сделать, потому что я плохой»; или, скажем, «я не буду участвовать в благотворительной программе просто потому, что меня никто не послушает и дело только проиграет». Это признак того, что граница нормы уже пройдена.

- Что нужно для преодоления таких установок?

Комплекс неполноценности требует компенсации и сверхкомпенсации. Речь идет о достижениях, об успехах в соревновании. К примеру, пишут о комплексе Демосфена, у которого был дефект речи. И он стремился сверхкомпенсировать его, пытался говорить, набивая рот галькой, то есть работал над собой, терпеливо исправлял свой дефект и в итоге стал оратором. Похожая история случилась с самим Адлером. Он не успевал по математике и должен был быть отчислен из гимназии. Чувство неполноценности заставило его взяться за дело, и он стал первым учеником.

Кстати, Адлер писал, что компенсации может быть на «полезной стороне жизни» и на «бесполезной», «темной». Иными словами, хулиганство в школе - частая форма компенсации недостаточных успехов в обучении.

Но ведь это не преодоление проблемы, а преодоление ее симптомов. Не становится ли человек таким образом болезненно зависимым от своих успехов и неудач?

Об этом и речь. Компенсация всегда предусматривает соревновательность и ориентацию на достижение. Если успеха не будет, то комплекс, разумеется, вернется с новой силой.

- Стало быть, он неистребим? Но ведь у смиренного человека вроде бы комплексов быть не должно…

У смиренного человека в идеале - не должно. Но путь к этому - духовный и очень напряженный, приступы депрессии и самоуничижения часты на этом пути.

Другой разговор, что в жизни верующего это нормально, поскольку в его мировоззрении присутствует вертикальное измерение: он видит перед собой цель, видит идеал - Христа, и земную жизнь воспринимает как борьбу за то, чтобы приблизиться к этому идеалу. «Я буду умаляться, а Христос во мне - расти».

Как не скатиться к тому, чтобы в своем самоумалении и попытках «смириться» начать смаковать чувство собственной никчемности?

Меньше думать о себе. Адлер говорил, что королева безобразия - все равно королева. Смакование собственной никчемности в этом смысле мало отличается от смакования собственного величия.

На волоске от лицемерия

- Давайте перейдем к чувству вины - это, казалось бы, обычное состояние православного человека…

Комплекс вины куда глубже комплекса неполноценности и имеет более четкий религиозный оттенок. Достаточно сказать, что для преодоления неполноценности необходимо соревнование, совершенствование, компенсация. А для преодоления чувства вины - искупление и прощение.

- Действительно ли православная традиция покаяния провоцирует комплекс вины?

В некотором смысле - провоцирует. Но это не значит, что православное понимание покаяния заведомо неправильное. Ведь первые слова в Евангелии говорит не Христос, а Иоанн Креститель, и это - слова о покаянии: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! Потребность в покаянии вытекает из ощущения близости Христа.

Осознание своей личной греховности - отправная точка духовного роста. Христианство вообще не религия самодовольных и самоуверенных. И, если можно так выразиться, стиль нашей духовной жизни направлен на преодоление наших несовершенств с помощью Божией. Но ведь нужно знать, что именно ты преодолеваешь? Совесть - тонкий инструмент, который должен быть правильно настроен. Вот православная аскетика, молитва - это своеобразный настройщик души.

В ежедневных молитвах, в последовании богослужений постоянно подчеркивается наша греховность и виновность перед Богом. Покаянный 50-й псалом мы читаем ежедневно: Вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя…

В молитве перед Причастием - называем себя первыми от грешников. А текст Великого покаянного канона Андрея Критского, в котором наша душа приравнивается к душам всех библейских грешников и злодеев, включая Ламеха, похвалявшегося перед женами смертоубийством?

В молитвах при чтении Псалтири от имени усопшего произносятся самообвинения в таких грехах, которых покойный, может быть, и не знал… А есть еще и знаменитое «Покаяние скитское». Эта весьма поэтичная молитва, имевшая, по-моему, хождение преимущественно в старообрядческой среде, содержит такой список грехов, что удивляешься, как в него не попали вдох и выдох.

Я бы не назвал такое отношение к себе подлинно православным. Какой тут простор для лицемерия! Вспоминаю рассказ Куприна «Мирное житие», в котором подлый человек с удовольствием слушает канон Андрея Критского. Он представляет себя смиренным и очень православным, но при этом обдумывает донос, слушая покаянный канон. И не чувствует противоречия.

Это, в некотором смысле, весьма знакомый мне тип.

- То есть опасность надеть на себя «маску смирения» касается всех, кто проходит через покаяние…

Да, и подчеркнуто «смиренный» человек на поверку легко может оказаться жестким, негибким, да и недобрым. Я несколько раз имел дело с подобными людьми. Пример. Какое-то время тому назад я формально руководил православным центром милосердия. Формально, потому что моя «заместительница» отличалась редким своеволием и блокировала любые мои начинания, не забывая каждый раз просить прощения с опущенными глазами… Естественно, прощение она получала столь же формальное, сколь и просьба о нем. Я считаю, что дело, которым мы занимались, от этого пострадало сильно…

С точки зрения психологии маска - это норма. А с духовной точки зрения - что может быть хуже лицемерия? Горе вам, фарисеи лицемеры! - это ведь наиболее частая инвектива, которую мы слышим из уст Спасителя.

Если человек на самом деле себя самым плохим не считает, но продолжает говорить «я грешный, я хуже всех», это обязательно приводит к внутреннему конфликту и лицемерию?

Не совсем. Парадоксально, но лицемер как раз и не переживает внутреннего конфликта и, со своей точки зрения, - совершенно здоров. И, следовательно, никогда не обратится к психологу. У него прекрасно работают механизмы психологической защиты. В каком-то смысле жизнь для такого человека - маскарад, он может радоваться тому, что маска ему к лицу, что она лучше, чем другие маски. Психологи говорят о «масках», о «ложном я». Совсем недавно прочел статью известного детского психолога Дональда Виннекота на эту тему. Он считает доминирование ложных представлений о себе весьма опасным состоянием. Не то чтобы человек от этого заболеет. Он просто не проживет свою жизнь…

- В каком смысле?

Он будет все время гнаться за несуществующим идеалом, пытаться соответствовать некоему образу себя, который сложился у него в голове и который он считает достойным одобрения окружающих людей.

- Может ли вообще самообвинение - нелицемерное - считаться нормальным, здоровым состоянием человека?

Самообвинение - обычное состояние души того, кто вникает в смысл богослужебных текстов и стремится в молитве отождествить себя с окончательно падшим грешником. Но зачастую бывает, что мы чрезмерно подчеркиваем свою греховность - это значит, что мы либо скользим по поверхности покаянных молитв, не понимая и не вслушиваясь, либо это какой-то внутренний протест…

Во всем нужна мера. Погрязать в мыслях о грехах столь же опасно, как и погрязать в грехах. Только опасности разные.

Но как в таком случае относиться к словам покаянных молитв, если ты их искренне не можешь принять на свой счет?

Иногда это нужно глубоко прочувствовать. Для того чтобы воззвать из глубины. Но это уже далеко от психологической тематики, я бы эти вопросы оставил духовнику.

Смирение и/или достоинство?

- А что такое смирение на языке психологии?

Мне кажется, что это спокойное состояние души, готовность принять любые испытания. Психологи скажут «высокая фрустрационная толерантность», но на вопросы о смирении отвечать нашими терминами не подобает. Кроме того смирение предполагает готовность спокойно и правильно действовать с другими людьми, «никого не огорчая и не смущая», как говорится в молитве последних оптинских старцев.

Нарциссизм, болезненная обидчивость, раздражительность - все это противоречит понятию смирения. О смирении можно сказать почти то же, что апостол Павел говорит о любви - не превозносится, не ищет своего…

- С точки зрения психологии какой позитивный момент есть в смирении и покаянии?

В самоумалении есть серьезная доля реальности. Мы ведь не только считаем себя грешниками. Мы действительно таковы. Наши достижения тоже не столь велики. И мир наш не столь совершенен. И все мы бессильны перед величием Бога и Его творения. А умение видеть себя в мире таким, какой ты есть в действительности, - великое дело. В конце концов, самоконтроль и трезвый взгляд на себя - это именно то, что должен выработать у своего клиента хороший психолог.

Есть, впрочем, психологические направления, которые побуждают человека забыть страх и упреки совести, открыто выражать свою враждебность и агрессию. Но я к этим направлениям не принадлежу.

- Искореняя свои недостатки, умаляя себя, верующий человек, выходит, не имеет права замечать свои достоинства и придавать значение своим успехам? Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10)…

Скорее - не должен акцентироваться на своих успехах, но, конечно, каждый человек свои успехи замечает. И неужели верующий не может оценить то, что делает? Другой разговор, что верующий знает цену этим успехам. И что мы не имеем права трубить на всех перекрестках о «благодеяниях», совершенных нами. Мы не носимся со своей самооценкой как с писаной торбой. В каком-то смысле, в идеале, вера должна быть прививкой против нарциссизма.

Вот что важно! Не искать побед во взаимоотношениях с Богом. Вот финал стихотворения Рильке, переведенного Пастернаком:

Кого тот Ангел победил,

Тот правым, не гордясь собою,

Выходит из такого боя

В сознаньи и расцвете сил.

Не станет он искать побед.

Он ждет, чтоб высшее начало

Его все чаще побеждало,

Чтобы расти ему в ответ.

- А слова: «Все плохое во мне - от меня, все хорошее - от Бога» - позиция слабого, пассивного человека?

Не стоит всерьез говорить об этом. На мой взгляд, такая формулировка вступает в противоречие с известными словами Христа: Царство Божие - внутри вас.

А представление о том, что верующий заведомо неполноценен, слаб - оскорбительно и не соответствует реальности. Список великих верующих настолько огромен, что нет даже смысла обсуждать этот вопрос.

Не страдает ли чувство собственного достоинства, индивидуальность человека оттого, что он старается смиряться и не придает значения своим успехам?

Индивидуальность - никоим образом! Она описывается тысячью психологических характеристик, и нарциссически раздутая самооценка лишь в патологии может быть названа ведущей из них. Аккуратность, педантизм, сдержанность, импульсивность - разве зависят эти черты от самоумаления?

- А чувство собственного достоинства?

Смирение и признание собственных грехов и слабостей не умаляет достоинства человека, а просто снимает этот вопрос. Потому что, с точки зрения верующего, если Бог «немного умалил его пред ангелами, славою и честью увенчал его» - не в этом ли высшее достоинство человека? Не в неуничтожимом ли образе Божием?

Что делать?

Каков признак того, что верующему пора бороться с комплексом вины? И с чего начать, если ты привык в себе копаться и выискивать собственные недостатки?

Критерий может быть таким: если ты начинаешь себя ненавидеть и при этом отдаляться от людей, замыкаться в себе, то пришла пора бороться уже не с собой, а с ненавистью к себе. И с отчуждением от окружающих. И думаю, что начать нужно с попытки совладать с этим самостоятельно. Вдумчивый и не слишком строгий духовник может здесь быть хорошей опорой. Но иногда необходимо обращение к психологу, реже - к психиатру. Верующему христианину поможет психотерапевт, с уважением относящийся к духовному миру своего клиента. В идеале - если этот специалист сам верующий. Но вовсе не обязательно.

Многие сомневаются, что психология может быть полезна верующему. Ведь есть священники, с которыми можно поговорить, посоветоваться…

Есть простой ответ: по вопросам душевной жизни - лучше обращаться к психотерапевту, по вопросам духовной жизни - к духовнику. Сложность начнется, когда мы станем определять границу…

- Вопросы, которые мы обсудили, - чувство вины и чувство собственной неполноценности - куда относятся? К духовной или душевной сфере?

И к тому, и к другому. Все зависит от уровня. Если я чувствую вину перед другом - к душевному. Если я чувствую себя виноватым, безвозвратно погибшим перед Богом - это уже другое…

Иллюстрации Дины Гатиной.

50 основных психологических ловушек и способы их избежать Медянкин Николай

Чем опасен комплекс неполноценности

Человек, страдающий комплексом неполноценности, постоянно недоволен и собой, и миром. Жизнь кажется ему слишком тяжелой и полной страданий. И, как правило, он не замечает, что причина такого мироощущения – лишь в плохом отношении к самому себе. Стоит улучшить отношение к себе – и жизнь заиграет новыми красками, и окажется, что мир не так уж плох!

Самые опасные следствия комплекса неполноценности – это страх сделать или сказать «что-то не то», повести себя «как-то не так», опасение вызвать насмешки, неодобрение, осуждение. В результате человек может вообще отказаться совершать поступки, принимать решения, и даже замкнуться в себе, уйти от общения, только бы избежать риска неудач и ошибок. Поэтому к страданиям от собственной мнимой ущербности добавляются еще и страдания от нереализованности – ведь, живя в постоянном страхе перед любой необходимостью как-то проявить себя, просто невозможно достичь хотя бы чего-нибудь.

Результатом становится постоянная грусть, подавленность, доходящая до депрессии, а порой и нежелания жить. Это один из вариантов последствий комплекса. В другом варианте комплекс неполноценности способен перерастать в озлобленность и агрессию, направленные на всех окружающих. Еще один вариант проявления комплекса неполноценности – когда человек начинает постоянно самоуничижаться, играть роль жертвы, чуть ли не бравируя этим. Однако внутренне более счастливым его это не делает – напротив, толкает все в более глубокие бездны негативного восприятия себя и мира.

Человек, уверенный в себе и умеющий позитивно к себе относиться, столь же позитивно относится к жизни и к другим людям. Тогда как жизнь человека с комплексом неполноценности чрезвычайно трудна и безрадостна, ведь нередко он живет под негласным девизом: «Я плохой, люди плохи, и жизнь плоха».

Тот, кто способен осознать, что в реальности все не так плохо, как ему представляется, имеет немалые шансы избавиться от комплекса неполноценности .

Упражнение 1.

Заведи свой «дневник успеха»

В первую очередь надо разоблачить такие ошибочные убеждения, как «Я хуже всех» и «Меня никто не любит». Возьмите лист бумаги, ручку, и припоминайте, начиная с самого детства, когда вы что-то делали лучше других. Пусть это будут маленькие достижения и победы – важно вспомнить, что они были! Порадуйтесь за себя и похвалите. Пусть с опозданием, но это никогда не лишнее.

Возьмите другой лист бумаги, и, опять же начиная с детства, впишите туда всех людей, кто вас любил, или просто хорошо, по-доброму к вам относился. Вспоминайте все добрые слова, улыбки, полные любви взгляды, все поступки других людей, свидетельствовавшие о хорошем отношении к вам. Любовь далеко не всегда выражается словами – даже, пожалуй, чаще без слов, в поведении и поступках. Может быть, вы поймете, что вас любили даже те, кого вы считали не любящими. Просто их любовь выражалась непривычно для вас. Но это не значит, что ее не было.

Перечитайте ваш список, вспомните этих людей и их отношение к вам, и скажите себе: «Меня любят, любили и будут любить. На свете множество людей, способных хорошо ко мне относиться. И я этого достоин».

С сегодняшнего дня заведите дневник, в котором вы будете отмечать, во-первых, все свои успехи и достижения, а во-вторых, все проявления хорошего отношения к вам со стороны других людей. Только не забывайте заполнять его каждый день! Вскоре от комплекса неполноценности не останется и следа.

Упражнение 2.

Измени отношение к своим ошибкам и недостаткам

Задумайтесь о том, за какие ошибки, промахи и недостатки вы привыкли осуждать и критиковать себя. Теперь представьте себе, что эти ошибки, промахи и недостатки – не ваши, что они имеют отношение к другому человеку. Посмотрите на них как бы со стороны. Вы заметите, что слишком преувеличивали их. Вы считали каждую мелкую ошибку чуть ли не преступлением и судили себя очень строго. Хотя заслуживаете гораздо более мягкого и снисходительного отношения к себе.

Все, что вам нужно – это перестать быть себе судьей, а стать для себя добрым и снисходительным другом, все понимающим и прощающим.

Как только почувствуете, что опять судите и казните себя, говорите себе: «Стоп! Это такая мелочь, которую нужно скорее простить и забыть. Я перед самим собой ни в чем не виноват. А что другие думают – это их дело».

Поймите простую вещь: все люди совершают ошибки и промахи, все люди имеют недостатки. Вы – не исключение. Ваши ошибки, промахи и недостатки ничуть не больше и не значительнее, чем у других людей. Это вовсе не повод чувствовать себя ущербным. Лучше улыбнуться над собой доброй улыбкой, и сказать: «Ну, подумаешь, ну, ошибся, с кем не бывает. А все равно я прекрасный, замечательный и очень хороший».

И не бойтесь себя перехвалить. Тому, кто вечно сомневается в себе, это ни в коем случае не повредит, а пойдет только на пользу.

Упражнение 3.

Преодолей плохое отношение к себе

Если у вас приступ плохого настроения – так и знайте: причина в том, что вы опять недовольны собой. Люди, склонные к комплексу неполноценности, постоянно переносят отношение к себе на весь мир. Им кажется: если я плох – то и мир плох.

Снова и снова преодолевайте плохое отношение к себе! Будьте внимательны к себе, и заметьте, почему вы собой недовольны. Что-то сделали не так, как бы хотелось? Упрекаете себя за какой-то недостаток?

Если вы ругаете себя за это – прекратите делать это. Как только заметите, что думаете о себе плохо, критикуете, называете плохими словами – остановите себя, и скажите: «Все равно я хороший человек. Я хорошо отношусь к себе, и имею на это право, что бы ни произошло».

Убеждайте себя в том, что ваше хорошее отношение к себе не должно ни от чего зависеть. Что бы ни было, как бы вы себя ни вели, как бы ни относились к вам другие, повторяйте: «Я – хороший человек! И точка! Это вообще не подлежит никакому сомнению! И я очень, очень хорошо отношусь к себе!»

Признавайтесь себе в любви, как самому близкому, самому родному самому любимому человеку! Ведь вы такой и есть, в чем не может быть сомнений.

Из книги Деловой этикет. Почему нужно вести себя так, а не иначе автора Баженова Елизавета Викторовна

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОПАСЕН ДЛЯ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ Деловой стиль обязывает строить по-особому рабочие отношения, он полностью меняет ритм жизни человека. У того появляется четкий распорядок дня, каждая минута этого распорядка имеет значение. Но жить в таком ритме

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

Из книги Учимся по методу фоточтения автора Мельников Илья

Комплекс 1 Прежде чем возьметесь за выполнение комплекса упражнений, необходимо взвесить свои возможности и не брать заведомо завышенные и не выполнимые обязательства, даже если вы считаете этот дело крайне важным и полезным для вас. Лучше выбрать промежуточную и

Из книги Технология обучения скорочтению автора Мельников Илья

Комплекс 1 Упражнение 11. Прочтите и запомните три цитаты.– «Лучший способ сохранить свое обещание – никогда не давать его». (Наполеон Бонапарт).– «Само слово “христианство” является недоразумением – в действительности есть только один христианин, и он умер на кресте

Из книги Скорочтение с помощью тренажёра автора Мельников Илья

Комплекс 2 Упражнение 11. Припомните цитаты из прошлого комплекса упражнений2. Запишите их по памяти.Упражнение 22. Прочитайте и запомните три цитаты.– «Жизнь-это то, то с вами случается как раз тогда, когда у вас совсем другие планы.» (Джон Ленон)_ «Если бы вам удалось

Из книги Как повысить самооценку и достичь успеха автора

Комплекс 3 Упражнение 11. Припомните цитаты из прошлого комплекса упражнений2. Запишите их по памяти.Упражнение 22. Прочитайте и запомните три цитаты.– «Когда ты прав, никто не запоминает, а когда ошибешься – никто не забудет.» (Мухаммед Али)– «Имей смелость иметь своё

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Комплекс 4 Упражнение 11. Вспомните цитаты из второго упражнения комплекса № 3.2. Запишите эти цитаты.Упражнение 21. Прочитайте и запомните следующие цитаты:– «Люди ведут себя так, как должны, не потому, что страшатся наказания». (П. Коэльо).– «Жить надо так, чтобы тебя

Из книги Новая школа жизни. I том. Сила в тебе самом автора Шмидт К. О.

Комплекс 3 Упражнение 11. Повторите по памяти цитаты, приведенные в предыдущем комплексе упражнений.2. Запишите их по памяти.Упражнение 21. Запомните приведенные ниже цитаты– «Муж – это человек, который всегда забывает твой день рождения и никогда не упустит случая

Из книги Таинственный помощник внутри тебя автора Шмидт К. О.

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Преодоление чувства неполноценности Все сказанное выше об устранении внутренних барьеров, препятствующих достижению успеха, справедливо и в отношении преодоления комплексов неполноценности. Под ними мы подразумеваем эмоциональные негативные представления,

Из книги автора

Как преодолеть комплексы неполноценности Если тебе удастся быть хоть немного добрым по отношению к себе, ты безо всяких усилий сумеешь преодолеть свои комплексы неполноценности. Вот самый простой путь.1. Первый шаг на этом пути к внутренней свободе, силе и превосходству

Из книги автора

Ошибка 18. Комплекс неполноценности Откуда берется чувство «я хуже всех» Если человеку кажется, что он хуже всех, что все окружающие в чем-то его превосходят – у него можно диагностировать комплекс неполноценности. Это означает, что человек вообще-то полноценен (как и все

Из книги автора

Чем опасен шантаж в отношениях? Все способы шантажа и манипулирования несут большую угрозу подлинному чувству любви, и неизбежно приводят к страданиям человека, ставшего жертвой шантажиста. Рассмотрим основные из них.Угроза разрывом. Вы часто слышите от партнера или

Из книги автора

Чем опасен скепсис? Скепсис – это не что иное, как оборотная сторона синдрома неудачника. Скептик не признается себе в том, что он – неудачник, вместо этого он винит жизнь: мол, здесь и не может быть ничего хорошего, как ни старайся. Но такая позиция вовсе не спасает его от

Комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности впервые был описан Альфредом Адлером. Комплекс неполноценности - совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т.п.
Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.
Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства.

Нередко характерны попытки возместить комплекс собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя, а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т.п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.
Чувство неполноценности и вытекающие из него депрессии нередко уходят корнями в раннее детство. Научно доказано, что недостаточное внимание к ребёнку и постоянная критика могут подорвать развитие здорового чувства собственного достоинства у подростка.
Наряду с психологическими факторами в развитии комплекса неполноценности, не менее важна и роль других внешних факторов - демографических, социальных, политических, религиозных, этнических

Комплекс неполноценности - в целом, негативное явление. Однако, в некоторых случаях, он может мотивировать человека на достижение позитивных целей в жизни.
Интересно описан комплекс неполноценности в томалогии:
Неполноценность можно обнаружить только в идее о собственной полноценности. Когда есть неполноценность, у человека существует компенсационная идея о собственной полноценности, с которой он отождествляется. У него по каждому пункту есть идея о том, кто он такой, и какой он необыкновенный. И когда отражение его другими людьми не соответствует этой идее, а оно никогда не соответствует, и не может соответствовать идее, его страдания и униженность бесконечны.
У такого человека существует страх быть отражённым неблагополучно. Он зависит от отражения и постоянно тревожится, беспокоясь о том, чтобы быть отражённым согласно своей собственной идее о полноценности. Если его полноценность отражена, он человечен, если нет, если кто-то отражает его не так, как он хочет, то у него возникает злость, защитная ненависть, бравада, он начинает конфликтовать.
Идея неполноценности входит только тогда, когда происходит отказ от самого себя. Это случается в раннем возрасте, когда ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми, когда родители, учителя, воспитатели провоцируют ребёнка на такое сравнение
Взрослые, воспитывая ребёнка на сравнении и показывая ему, что «другой хороший, а он плохой», делают его невротиком. Пока его ум не навели определённым способом и не сказали, что «тот такой, а ты не такой», он сам не будет сравнивать, обязательно кто-то должен его толкнуть в эту пропасть. А толкают все кому не лень, потому что сравнивают своих детей, показывая, подчёркивая состоятельность других детей, и несостоятельность собственных. По сути, это неприятие родителями собственных детей, которое маскируется под воспитание. И вот таким образом, сверяя собственных детей с другими детьми, с достижениями других детей, ребёнка приговаривают на неполноценность.

Ребенок полноценен, невинен и простодушен. Ему обязательно будут доступны все его внутренние богатства, весь его внутренний потенциал, однако для этого понадобится время. И у взрослых должно быть колоссальное терпение, любовь и уважение к детям. Дети - это будущее, и они будут жить в совершенно другом мире, в другие годы, в другом информационном пространстве.
Но мы сразу делаем ребёнка невротичным, чтобы можно было им управлять, манипулировать и обладать. Однако во всем этом пропадает его уникальность, она теряется и ему никогда не узнать самого себя, свою индивидуальность, свой талант, он теперь не встретится с собой, если не начнёт свой рост в сознании, своё самопознание. Вот так теряется каждый ребёнок, потому что он мог бы совершенно мягко развиваться и раскрывать свой собственный потенциал, то, что так необходимо человечеству, но он не может этого сделать, потому что ребёнку не дают возможность развиваться согласно своей природе. <…>

Искажение начинается очень рано. Взгляд ребёнка поворачивают так, чтобы он сравнивал, чтобы можно было им манипулировать, чтобы он жил всё время в страхе. Возникает неполноценность, а неполноценность - это страх, страх сделать что-нибудь не так, это неуверенность в себе, это робость, это смущение, это постоянная проверка, так ли мы одеты, так ли мы выглядим. Вся индустрия работает на человека, потому что у него существует неполноценность - если ты неполноценен, то для того, чтобы компенсировать свою неполноценность у тебя должно быть десять тысяч долларов, пятьдесят тысяч долларов, колье, машина, и не простая, а именно вот такая, яхта - вот так создаётся полноценность.
На самом деле речь должна вестись не о полноценности, а о целостности. Нет полноценности, полноценность - это претензия. Есть целостность человека, и человек обязательно станет целостным на земле, если не сломать его в самом начале, если этот бутон не взять и не сжать в своей собственной руке. Но тогда к детям нужно будет подходить с любовью, тогда на самом деле придется любить детей, не заботиться лишь о том, как их накормить, как их одеть и обуть - их надо будет любить. Их надо будет наблюдать, быть осознанным, внимательным, направлять их движения, показывать направление. И даже не показывать, а идти следом и поправлять, но тогда мы обязательно должны быть осознанны.
Если из целого выбирается лишь фрагмент, то целое пропадает и упускается. Не живя в целостности, живя только на фрагменте, мы отказываемся от своей судьбы и стараемся найти утешение, бегая к гадалкам, астрологам, чтобы у них узнать о своей судьбе. Мы ждем, чтобы нас утешили, сообщив, что на следующем перекрестке нас ждут удача, деньги и большая любовь, не понимая, что судьба наша - это целостность. Именно целостность позволяет человеку осуществить собственное предназначение на земле.

Материал взят из Википедии - свободной энциклопедии.

Интересно было бы послушать участников сообщества на эту тему, опирающихся на собственный опыт.

Цитаты про комплекс неполноценности
Афоризмы, высказывания и мысли.

Комплекс неполноценности – огромная сила. Вот только неясно – разрушительная или созидательная...
Сергей Довлатов

Ведущие психологи утверждают, что настоящая любовь укрепляет и исцеляет психику, снимает комплекс неполноценности, восстанавливает баланс гормонов и улучшает цвет лица.
Роберт Шекли

Если человек пускает пыль в глаза, то это только потому, что он чувствует неполноценность и не ощущает в себе достаточно сил для того, чтобы состязаться с другими в чем-то полезном. Вот почему он продолжает заниматься бесполезными вещами.
Альфред Адлер

Чтобы быть полноценным человеком, нужно обладать комплексом неполноценности...
Альфред Адлер

Быть человеком - значит обладать чувством неполноценности.
Альфред Адлер

Человек, уверенный в своей способности преодолеть свои трудности, не будет нетерпеливым. Самонадеянность, нетерпение, драчливость - признаки сильного чувства неполноценности у детей.
Альфред Адлер

Комплекс неполноценности: ревновать жену к каждому мужчине; мания величия: считать, что она любит вас одного.
Борис Крутиер

Адлер описывает их как два разных комплекса, которые тем не менее, связаны между собой.

Необходимо уяснить, что слово «комплекс», которое мы употребляем в отношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всего преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству. Если мы посмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и добиваться успеха. Поэтому, ввиду того, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, они не более противоречивы, чем обычные чувства.

То есть получается, что комплексы - это всего лишь крайние проявления обычных чувств, грубо говоря это когда зашкаливает градусник или какой-нибудь электронный прибор.

Комплекс неполноценности - это как отрицательный полюс, который, на мой взгляд, является наиболее вредным для человека. Ведь именно он, в своей крайней степени - депрессии, может довести даже до самоубийства.
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства часто путают, вследствие их глубокой взаимосвязи.

Например, есть распространенный стереотип, что чем больше у мужчины автомобиль, тем меньше его мужское достоинство. То есть крутая машина считается той ширмой, за которой прячется маленький, закомплексованный человечек? Отнюдь.

Как бы многим мужикам не хотелось в это верить, чаще всего это не так. Роскошная машина является следствием успеха, который, в свою очередь, приходит только к уверенным в себе людям. А вот как раз у тех, кому на такую машину не заработать, возникает острый комплекс неполноценности, который они стремятся подавить с помощью шуточек про маленький пенис…

Правда у человека успешного, рано или поздно начинает появляться комплекс превосходства, вернее не появляться (стать успешным без амбиций невозможно, если у вас нет наследства или богатых родителей) а выделяться. И вот тогда появляется высокомерие .

Типичные признаки - отношение к окружающим как к быдлу, стремление удовлетворить все свои прихоти несмотря на интересы других людей, наплевательское отношение к законам и т.д.

Ничего не напоминает? Правильно. Вся наша страна заражена этим комплексом как плесенью буханка хлеба, забытая в хлебнице.

Самое удивительное, что для того, чтобы заболеть этим комплексом не нужно обладать несметными богатствами или тонким умом, достаточно просто очень сильно себя любить.

И не беда, что по жизни ты неудачник, ведь ты так лихо рассекаешь на своей тонированной девятке.

Говорят, что комплекс неполноценности иногда помогает людям добиться успеха. Что вроде как он даже придает спортивную злость и заставляет человека переступать через себя.

Но мне кажется, что чистый комплекс неполноценности только вредит человеку, ведь именно в таком состоянии он себя больше всего жалеет. Увеличивается состояние тревоги и беспокойства. Любая самая незначительная проблема становится проблемой мирового масштаба. Таких людей мы обычно не замечаем, так как они предпочитают слиться с тенью и уйти в астрал. Есть еще другой тип, страдающий тем же заболеванием - это нытики.

Они живут тем, что рассказывают другим о своих проблемах. От них можно часто услышать: “вот выговорился тебе и сразу легче стало”. Энергетические вампиры - это о них.

Как видите, они самодостаточны и предпочитают жить в своем сером мире, в котором им “тепло и сыро”.

Комплекс превосходства распознать легко - он всегда на виду. Благодаря естественному тщеславию человека этот комплекс развивается на плодородной почве. Для этого достаточно всего лишь одного маленького толчка - отличия, которое выделяло бы вас из толпы.

Отличие придумать несложно, было бы желание и любовь к себе любимому.
Кто-то купил мотоцикл и теперь он крутой перец на мотике, член мотобанды “Ночные Волки” (вступить в какую-нибудь “крутую” организацию тоже очень быстрый способ стать “не таким как все”).
Кто-то сделал себе татуировку и тут же стал неформалом.
А кто-то убил человека и стал считать себя богом, которому подвластны людские судьбы.
Да - да, крайний случай проявления комплекса превосходства именно убийство.

Начинается это в подростковом возрасте, в момент самоопределения и самоутверждения. У большинства нормальных людей гонор и самолюбование с возрастом проходит, но как всегда в клинической практике остаются экземпляры, которым больше нравится находится на крайней ступени психологического маятника, где они и “зависают”, доставляя неприятности окружающим.

Комплекс неполноценности и комплекс превосходства для меня представляются как деревянные качели, на концах которых существуют две крайности. Нормальное состояние для таких качелей - это баланс, равновесие. Все, что сдвигает их вправо или влево - неправильно и должно быть устранено.

Очень хорошо вписывается теория качелей комплексов и в , где неполноценность - это проявление заниженного ЧСВ, а превосходство - завышенного.

Так что желаю вам не качать ваш маятник. Будьте амбициозны, любите себя и не давайте никому скатить вас в депрессию

  • 24 Май 2013 --
  • 22 Октябрь 2012 --
  • 18 Октябрь 2012 --
  • 3 Май 2012 --
  • 4 Апрель 2012 --
  • 27 Октябрь 2011 --
  • 13 Октябрь 2011 --
  • 15 Сентябрь 2011 --
  • 23 Август 2011 --
  • 25 Июль 2011 --
Буду вам очень признателен, если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях:

Если Вам понравилась статья, то Вы можете получать новые материалы сайт по RSS , присоединиться ко мне на твиттере или просто получать обновления блога на e-mail .

  1. Courgette сказал(а),

    Получается, что мы вечные заложники комплексов!
    ни избавиться от них полностью нельзя, только и приходиться балансировать..
    а как же бывает говорят: “он (а) без комплексов” - ерунда?

  2. Ptah сказал(а),

    @ Courgette :
    когда мы говорим про человека, что он “без комплексов” - это как правило значит, что он не зажат и ведет себя свободно и открыто. Это может говорить об отсутствии комплекса вины или комплекса неполноценности. Но показная развязность может быть просто ширмой, пытающейся эти комплексы скрыть, либо может быть показателем наличия комплекса превосходства (типа “смотрите я какой смелый”…)

  3. Courgette сказал(а),

    я прикинула, что если человек говорит “я без комплексов” - то это тоже своего рода проявление комплекса превосходства))

  4. Courgette сказал(а),

    Ptah написал(а):

    когда мы говорим про человека, что он “без комплексов” - это как правило значит, что он не зажат и ведет себя свободно и открыто.

    Ptah написал(а):

    Но показная развязность может быть просто ширмой, пытающейся эти комплексы скрыть, либо может быть показателем наличия комплекса превосходства (типа “смотрите я какой смелый”…)

    Да-да)) см.предыдущий коммент)

  5. Courgette сказал(а),

    Может, поэтому комплекс и называется комплексом, потому что это набор, сочетание разных чувств, поведения и тп?:)
    Ко-м-п-лекс..хм, этимология слова интересно какая?

  6. Ptah сказал(а),

    Courgette написал(а):

    Да, да. Но, увы, открытое и свободное поведение еще не гарантирует отсутствие комплексов)
    Хотела бы я так себя вести, чтобы никто не мог даже и подумать, что они у меня есть!

  7. Ptah сказал(а),

    Courgette написал(а):

    Ко-м-п-лекс..хм, этимология слова интересно какая?

    Complex - значит “сложный”

  8. Courgette сказал(а),

    Ptah написал(а):

    Хороший пример комплекса неполноценности. Казалось бы, какое тебе дело, кто про тебя что подумает? Главное, что ты о себе думаешь, не так ли?

    напрягает.
    ну я не святая, есть такой у меня бзик, не люблю,когда меня не любят
    тут есть разные зоны близости. если я человека не знаю, то мне и правда все равно, что он думает
    а если знаю, а еще и общаюсь в силу необходимости - тут другое…

  9. Ptah сказал(а),

    @ Courgette :

  10. Courgette сказал(а),

    Ptah написал(а):

    @ Courgette:
    а зря, тут срабатывает железное правило маятника - чем больше хочешь понравится, тем меньше это получается

    Не, ты не путай) я не пытаюсь понравится
    я воспринимаю отношение (хорошее или плохое) как данность)
    но если оно плохое - мне не очень комфортно)

  11. сказал(а),

    Про страну - ну очень, очень верно) А вообще тема чрезвычайно обширна, но понимание принципов комплексов очень облегчает жизнь.

  12. сказал(а),

    Согласен с автором, что комплекс неполноценности не столько толкает людей как-то улучшать свою жизнь, сколько наоборот делает его жизнь еще ужаснее. На мой взгляд, наиболее успешные люди - это те, чья конечная цель не выделиться на фоне окружающих (баблом, крутой тачкой или телочкой), а действиетельно реализовать свои замыслы, как то персональный компьютер в каждый дом, легковой автомобиль каждой семье или научное открытие с целью облегчить жизнь человечества или просто, для самоудовлетворения…) У таких людей этот комплекс отсутствует, им просто на него плевать

  13. сказал(а),

    Интересные мысли. Я согласна с Вашей оценкой. Но наверняка, непросто людям не раскачивать “качели”?
    А вот люди, имеющие такие комплексы, сами понимают, что являются их владельцами? Или считают себя в норме? И еще, низкая самооценка как-то связана с комплексом неполноценности?

  14. сказал(а),

    @ Ptah :
    Ptah написал(а):

    Courgette написал(а):

    Да, да. Но, увы, открытое и свободное поведение еще не гарантирует отсутствие комплексов)
    Хотела бы я так себя вести, чтобы никто не мог даже и подумать, что они у меня есть!

    Хороший пример комплекса неполноценности. Казалось бы, какое тебе дело, кто про тебя что подумает? Главное, что ты о себе думаешь, не так ли?

    А помоему это вовсе не комплекс, а наоборот, свобода от комплексов. Как раз в таком состоянии пофигизма, когда тебе все равно что о тебе думают окружающие ты и чувствуешь себя свободно. Ты свободен от скованности своих действий и от мнения окружающих.

  15. Ptah сказал(а),

    @ веселый :
    полной свободы от комплексов не существует. Пофигизм - это всего лишь одна из форм проявления комплекса превосходства

    Татьяна написал(а):

    А вот люди, имеющие такие комплексы, сами понимают, что являются их владельцами?

    мне кажется, что чаще всего не понимают. Более того, если им об этом сказать, в ответ ничего кроме агрессии не получишь

    Татьяна написал(а):

    И еще, низкая самооценка как-то связана с комплексом неполноценности?

    Напрямую. Низкая самооценка -главный признак комплекса неполноценности.

    Крестьянин написал(а):

    На мой взгляд, наиболее успешные люди - это те, чья конечная цель не выделиться на фоне окружающих (баблом, крутой тачкой или телочкой), а действиетельно реализовать свои замыслы, как то персональный компьютер в каждый дом, легковой автомобиль каждой семье или научное открытие с целью облегчить жизнь человечества или просто, для самоудовлетворения…)

    Сомневаюсь. Я не верю в альтруизм. Такие действия - чистой воды проявления комплекса бога или супергероя

    @ dr. Strangelove :
    это верно. На эту тему можно размышлять бесконечно

  16. сказал(а),

    Мне вот стало интересно, ну психологи порешали, подумали, книжки написали. А когда вот интересно зародились в человечестве эти комплексы. Или они с нами с самого начала. Если посмотреть на младенца, то ему вообще как-то “фиолетово” до других таких же младенцев. А когда подрастает над ним уже нависают общественные устои, стереотипы и т.д. Разница в социальном положении уже формирует определенные комплексы, стандарты красоты тоже формируют определенные комплексы и т.д. Общество формирует у человека эти комплексы. Еще и рекомендует, как они их избавляться или хотя бы уменьшать. Забавно.
    Интересно, знала ли наша планета времена, когда не было люди жили в гармонии друг с другом и было полное равновесие всех стихий, всех эмоций.

  17. Ptah сказал(а),

    @ Виктория :
    действительно, дети - это абсолютно свободные от комплексов и стереотипов личности, до тех пор пока родители не начинают их “воспитывать”.
    И тут начинается… Родители с удовольствием передают своим чадам все свои комплексы и навязанные обществом правила и ограничения.

  18. сказал(а),

    Все наши комплексы родом из детства, и именно поэтому победить их очень сложно.

  19. Ptah сказал(а),

    @ Kupena :
    корни, безусловно, из детства и воспитания, но победить их вполне возможно. Надо просто их осознать, для начала

  20. сказал(а),

    @ Ptah : Вот тут и начинается самое сложное на мой взгляд - ОСОЗНАНИЕ. Вряд ли сумасшедший признает - что он не в себе, так и с комплексами. Например, тот у кого комплекс превосходства ни за что не признает его, он будет с пеной у рта доказывать чем он круче других.

  21. Ptah сказал(а),

    @ Ольга :
    конечно и это очень хорошо видно по сетевым дискуссиям

  22. сказал(а),

    Ptah написал(а):

    конечно и это очень хорошо видно по сетевым дискуссиям

    Более известные как слово из 4 букв:-)

    Осознание, что с тобой что-то не так и действия по преодолению этого - вот это действительно усиленная работа над собой. Не секрет, что в молодости у Бена Франклина было зашкаливающее ЧСВ, но в результате работы над собой, он стал высококлассным собеседником.

    Действительно ЧСВ рулит миром! В хорошем смысле: человек преодолевает себя, стремится к успеху и ничего не боиться. В плохом: в мире много бедности и нищеты, убитых стремлении и желании. Ну а тот, кто избавился от ЧСВ, тот либо Кастанеда, либо Просветленный, либо человек, который просто наслаждается жизнью, помогает другим и не мешает им же:-)

    Зачиталась..Высокомерие появляется неминуемо, если человек чего-то добивается..а вот как его притушить..вот это вопрос. На вершине оно кажется уже совсем логичным и правильным.

  23. Ptah сказал(а),

    @ Chara :
    это как посмотреть. С одной стороны действительно - смотришь на людей свысока, так как ты добился чего-то, чего они не добились, а с другой стороны, почему надо при этом быть отморозком? Ведь можно относиться к людям по-человечески, ведь это всегда приятнее и к тому же не портит карму

  24. сказал(а),

    @ Ptah : да относится-то по-человечески конечно можно, только относится никак уже не хочется. Так друзья теряются. Потому что перестают быть интересными.

  25. Ptah сказал(а),

    @ Chara :
    это другой вопрос. Когда наступают перемены в жизни(неважно к лучшему или к худшему) круг общения частенько меняется. Я предпочитаю просто перестать общаться с теми, кто мне неинтересен. Высокомерным при этом быть совсем необязательно

  26. сказал(а),

    @ Ptah : но когда вы перестаете общаться, вас считают зазнавшимся и высокомерным, не так ли?) А в общем - это с чьей стороны смотреть.

  27. Ptah сказал(а),

    @ Chara :
    может быть кто-то так и считает, но мне до это нет никакого дела

  28. сказал(а),

    Интересная тема, кто то спрашивал откуда это пошло. Это все из древности. Например кто больше мамонтов убил, у того больше еды и соответственно больше женщин. Так же можно привирать, приврал и люди которые точно не знают считают тебя важным.

    Chara написал(а):

    @ Ptah: но когда вы перестаете общаться, вас считают зазнавшимся и высокомерным, не так ли?) .

  29. Ptah сказал(а),

    c4shurik написал(а):

    Я вот пить бросил и с алко друзьями не общаюсь, а они обижаются и говорят, типо че красавчик не пьешь и с нами не общаешься да, как бы укоряют меня. Я думаю на это просто не нужно обращать внимания!

    И правильно думаете

  30. сказал(а),

    [...] же “центропупизм”, она же завышенное ЧСВ, она же комплекс превосходства. Здесь, как мне кажется, идет ссылка на первую [...]

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....