Биография и д папанин. Знаменитый исследователь Севера

ПАПАНИН Иван Дмитриевич (26 ноября 1894, Севастополь - 30 января 1986, Москва) - выдающийся советский исследователь Арктики, начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» (1937 - 1938) и Главного управления Северного морского пути(1939 - 1946), директор Института биологии и внутренних вод АН СССР (1950 - 1965), Почётный гражданин Ярославской области (1982).


Родился в семье моряка. Русский. В 1909 году окончил земскую начальную школу. Ученик токаря механических мастерских лоций Черноаз (октябрь 1909 - июнь 1912), токарь мастерских Севастопольского военного порта (июнь 1912 - декабрь 1913), судостроительного завода в Ревеле (ныне - Таллин) (декабрь 1913 - декабрь 1914). На службе в Русском императорском флоте с 1914 года. Матрос полуэкипажа Севастопольского военного порта(декабрь 1914 - ноябрь 1917).

С осени 1917 года в Красной Гвардии: боец-красногвардеец Черноморского отряда революционных моряков в Крыму (ноябрь 1917 - ноябрь 1918), красноармеец-организатор моряков в тылу противника в Крыму (ноябрь 1918 - ноябрь 1919); участвовал в создании партизанского движения на полуострове, в боях против белогвардейцев. Председатель президиума ячейки мастерской Заднепровской морской бригады бронепоездов и бронесил 14-й и 12-й армий (ноябрь 1919 - март 1920). Член РКП (б) с 1919 года.

Комиссар Оперативного управления командующего Морскими Силами Юго- Западного фронта (март-июль 1920), комендант и член Революционного военного совета (РВС) Крымской революционной повстанческой армии (март-октябрь 1920), командир десанта, отряда моряков, комендант и начальник отряда ВЧК по борьбе с бандитизмом в Крыму(октябрь 1920 - март 1921); в распоряжении военного комиссара при командующем Морскими Силами Республики (март-июль 1921). Секретарь РВС Морских Сил Чёрного моря(июль 1921 - март 1922), комиссар хозяйственного управления ГМТХУ Управления Морских Сил (март 1922 - август 1923). За нарушение воинской и трудовой дисциплины уволен в запас. Заместитель ответственного руководителя Народного комиссариата почт и телеграфов (НКПТ) по организации связи в Якутии (август 1923 - январь 1927), начальник Центрального управления военизированной охраны НКПТ СССР (январь 1927 - август 1931).

В 1929 году окончил специальные курсы Осоавиахима, в 1931 году - Высшие курсы связи Наркомата почт и телеграфа, в 1932 году - первый курс факультета связи Плановой академии.

Руководил экспедицией, а затем строительством радиостанции на золотых приисках Алдана. Начальник экспедиции и полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа (апрель 1932 - декабрь 1933), полярной станции на мысе Челюскин (декабрь 1933 - декабрь 1935), начальник дрейфующей экспедиции «Северный полюс-1» (декабрь 1935 - апрель 1938), которая положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна. Начавшийся 21 мая 1937 года дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 19 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина прошла 2100 км. Участники экспедиции (океанолог П. П. Ширшов, геофизик Е. К. Фёдоров и радист Э.Т.Кренкель) в неимоверно трудных условиях сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана.

Участники экспедиции: Ширшов, Кренкель, Фёдоров, Папанин. 1938

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине Папанину Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» (№ 37).

Заместитель начальника (март 1938 - октябрь 1939), начальник Главсевморпути при Совете Министров СССР (октябрь 1939 - август 1946). Первые годы основное внимание уделял строительству мощных ледоколов развитию арктического мореплавания, в 1940 году возглавлял экспедицию по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за образцовое выполнение правительственного задания по выводу ледокольного парохода «Георгий Седов» из льдов Арктики и проявленный при этом героизм начальник Главсевморпути Папанин Иван Дмитриевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ З/И). И. Д. Папанинявляется одним из пяти героев, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза до начала Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны внёс значительный вклад в организацию бесперебойного движения судов на трассе Северного морского пути. С 15 октября 1941 года - уполномоченный Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту. В октябре 1943 года руководил коренной реконструкцией порта Петропавловск-Камчатский.

Прикомандирован к АН СССР (октябрь 1944 - август 1946 и с октября 1948). В течение двух лет находился на длительном лечении (июль 1946 - август 1948). Заместитель директора Института океанологии АН СССР (август 1948 - июнь 1950) по экспедиционной части, директор Института биологии и внутренних вод АН СССР в посёлке Борок Ярославской области (июнь 1950 - июнь 1965), одновременно начальник отдела морских экспедиционных работ АН СССР (август 1951 - январь 1986).

Депутат Верховного Совета СССР 1−2-го созывов (в 1937-1950 годах).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 30 января 1986 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Контр-адмирал (25.05.1943). Награждён девятью орденами Ленина (27.06.1937, 22.03.1938, 1.05.1944, 26.11.1944, 2.12.1945, 30.12.1956, 26.11.1964, 26.11.1974, 23.11.1984), орденом Октябрьской Революции (20.07.1971), двумя орденами Красного Знамени (1922, 15.11.1950), орденами Нахимова 1-й степени (8.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени (22.01.1955, 8.01.1980), орденами Дружбы народов (17.12.1982), Красной Звезды (10.11.1945), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (3.11.1944), а также орденами и медалями иностранных государств.

Иван Дмитриевич Папанин в редакции «Комсомольской правды». Слева от него — полярный путешественник Дмитрий Шпаро. Начало 1980-х

Доктор географических наук (1938). Награждён Золотой медалью имени С. О. Макарова АНСССР (22.11.1984; за выдающийся вклад в развитие научных исследований в Северном Ледовитом океане и за создание научно- исследовательского флота страны).

Почётный гражданин городов-героев Мурманска (19.08.1977) и Севастополя (20.12.1979), а также Архангельска (11.04.1975), Липецка (1982), Ярославской области (23.02.1982) и Автономной Республики Крым (2000).

Бюсты в его честь установлены Архангельске, Мурманске, Севастополе и посёлке Борок Некоузского района Ярославской области. Мемориальные доски установлены в Архангельске и Москве. Его именем названы мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане, Институт биологии внутренних вод РАН, улицы в Архангельске (улица Папанинцев, 1962; улица Папанина, 1986), Екатеринбурге, Измаиле, Липецке, Мурманске и Ярославле. Музей имени И. Д. Папанина расположен в посёлке Борок. При Национальном музее героической обороны и освобождения Севастополя создана музейная экспозиция - стационарная выставка «Иван Дмитриевич Папанин - севастопольский Колумб».

Презентация о первой Северной экспедиции под руководством И.Д.Папанина в Северном Ледовитом океане.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследование и изучение Арктики. Северный Ледовитый океан. И.Д.Папанин

В 30-х годах шло активное и планомерное исследование Арктики. 1932год объявлен « Первым международным полярным годом». В 1936г кремлевским руководством был утвержден подробный план основания научно-исследовательской станции на дрейфующей льдине в Арктике.

Состав экспедиции: Руководитель станции - И.Д.Папанин, радист- Эрнест Теодорович Кренкель, метеоролог и геофизик-Евгений Константинович Федоров, гидробиолог Петр Петрович Ширшов (выполнявший функции врача). Пятый обитатель научной станции стал пес по кличке Веселый.

РОССИЙСКИЙ ПОЛЯРНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ДОКТОР ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК, КОНТР-АДМИРАЛ, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ВОЗГЛАВЛЯЛ ПЕРВУЮ СОВЕТСКУЮ ДРЕЙФУЮЩУЮ СТАНЦИЮ «С-1»(Северный полюс) Дата рождения: 26 ноября 1894 года. Дата смерти: 30 января 1986 года. Место рождения: Севастополь, Российская Империя, Россия.

Радист экспедиции Э.Т. Кренкель

Петр Петрович Ширшов

Евгений Константинович Федоров

Трудовые будни Полярники высадились на льдине размером 5х3км.

19 февраля 1938 года полярников сняли со льдины ледоколы «Таймыр» и « Мурман ». 15 марта полярники были доставлены в Ленинград.

В Ледовитом океане Против северных смерчей Воевал Иван Папанин Двести семьдесят ночей. Стерегли четыре друга Красный флаг родной земли - До поры, покуда с юга Ледоколы не пришли! Поэт Александр Жаров

Результаты дрейфа станции "Северный полюс-1»: 1. Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км. 2. Опровергнуто мнение о полной безжизненности, приполюсного района, о существовании арктического "предела жизни". 3. Установлено, что в районе полюса нет земель и островов, измерены глубины океана на всем протяжении дрейфа. 4. Работа станции «СП-1» явилась началом нового этапа в исследовании высоких широт Северного Ледовитого океана.

Предварительный просмотр:

И.Д.Папанин – исследователь Арктики.

Слайд 1.

Есть люди в истории нашего государства, чьи имена олицетворяют собой целую эпоху. Их деятельность это не просто вклад в какую-то отдельную отрасль, а символ определенного периода. Именно таким являлось для нескольких поколений советских людей имя Ивана Дмитриевича Папанина – легендарного советского полярника, посвятившего свою жизнь исследованию Арктики и его товарищей.

Слайд 2.

Цель моей исследовательской работы: изучить и проанализировать материалы первой Северной дрейфующей экспедиции под руководством Ивана Дмитриевича Папанина в Северном Ледовитом океане.

Т.К. Россия имеет обширное арктическое морское побережье, то проблемы хозяйственного освоения арктического берега и Северного морского пути требовали надёжного прогнозирования метеорологической и ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане. В середине 1930-х гг. стало ясно, что полярные станции, расположенные вблизи материка, не могут быть единственными источниками данных для такого прогноза. Начальник Главсевморпути академик О. Ю. Шмидт предложил создать в районе Северного полюса стационарную полярную станцию, которая провела бы в течение года широкий комплекс метеорологических и гидрологических исследований.

Слайд 3.

Была спланирована цель экспедиции: Провести широкий комплекс метеорологических и гидрологических исследований, ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане.

"Максимум исследований при минимуме людей" - эти слова были как бы девизом дрейфующей станции.

Фото: Подготовка экспедиции велась на о.Рудольфа.

Слайд 4, 5.

21 мая 1937 года самолет, имевший на борту 4 участников экспедиции: начальника станции Ивана Дмитриевича Папанина, опытного полярника - радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, гидробиолога и океанолога Петра Петровича Ширшова, астронома и магнитолога Евгения Константиновича Федорова, благополучно сел на ледяное поле. В тот же день первая в мире станция на Северном полюсе начала научную работу. Вместе с людьми находилась собака – пес по кличке Веселый.

Слайд 6. Фото участников и собаки «Веселый».

Плыли, плыли ледоколы,

Переплыли океан.

Ехал, ехал пёс Весёлый

Из полярных дальних стран.

Слайд 7.

Позднее Отто Юльевич Шмидт писал в своих воспоминаниях: «В таком небывалом деле, как научная станция на дрейфующем льду в районе полюса, очень многое зависит от ее начальника. Выбирая его среди наших лучших зимовщиков, я остановился на И. Д. Папанине. Я имел в виду не только его многолетний опыт, но и прежде всего исключительную жизнерадостность и напористость, с которыми товарищ Папанин легко побеждает любое возникающее на его пути препятствие. Такой человек не растеряется в трудную минуту! Спутники такого человека будут каждодневно получать от него новую зарядку бодрости и уверенности в успехе».

Папанинцы работали почти как в космосе: в замкнутом пространстве, в постоянной опасности. Каждый шаг был продвижением в неведомое, в загадочное. Сам Иван Дмитриевич готовился к дрейфу основательно: даже поварскую школу прошёл. К запасам относился рачительно, как и положено опытному путешественнику.

Слайд 8.

Радистом экспедиции стал опытный полярник Эрнст Теодорович Кренкель. На фото Э. Т. Кренкель после возвращения со станции «Северный полюс» (1938) вручает приз - свой личный радиоприёмник - ленинградскому коротковолновику В. С. Салтыкову, который первым из радиолюбителей установил связь с дрейфующей льдиной.

Слайд 9.

Петр Петрович Ширшов изучал морской планктон Северного Ледовитого океана. Полученные в ходе исследований материалы существенно изменили представления о жизни в океане. Кроме этого, на станции "Северный полюс" Ширшов был не только биологом, и гидрологом, но и... врачом. Почти год он стажировался в одной из московских клиник, научился обрабатывать раны, накладывать швы и даже делать несложные операции. Утверждают, что, закончив хирургическую практику, Петр Петрович сказал речь - краткую, но впечатляющую: « Ребята, я теперь запросто могу оттяпать вам и руки и ноги. Но не хотел бы, чтобы моя первая помощь стала для кого-нибудь из вас и последней! ". «Мы оценили, - пишет Кренкель, - самокритичность нашего доктора и понимали, что лучше обходиться без его помощи. Эта убежденность помогла нам продержаться".

Слайд 10.

Евгений Константинович Федоров был самым младшим в четверке. По специальности геофизик, а точнее, магнитолог. Но на дрейфующей станции он, кроме того, вел астрономические и метеорологические наблюдения, а иногда подменял радиста. Евгения Константиновича всегда отличала большая работоспособность. И. Д. Папанин, рассказывая позднее об организации станции, писал: "Первой, без всяких сомнений, была названа кандидатура Е. К. Федорова".

Слайд 11.

Изначально полярники высадились на льдине размером 5х3км.

Палатка первой дрейфующей станции «Северный полюс-1» должна была выдержать сильнейшие ветры и уберечь своих обитателей от 50-60-градусных морозов. Конструкцию делали на столичном заводе «Каучук». Сборный каркас изготовили из алюминиевых труб, пол - прорезиненный, стены - матерчатые. По замыслу разработчиков, утеплить их предполагалось прослойкой из гагачьего пуха - подобием стеганой перины, уложенной между двумя слоями брезента. Однако мастериц, умеющих стегать пуховые одеяла, найти не могли. Пришлось прибегнуть к помощи монашек, которые прекрасно владели таким «дореволюционным» ремеслом.

Слайд 12. Фото

Слайд 13.

Предполагалось, что экспедиция продлится полтора года, но Ледовитый океан рассудил по-своему. В июне средняя температура воздуха достигла +2 0С, а минимальная – всего минус один. Скорость дрейфа оказалась неожиданно стремительной – за сутки льдина проходила до35 км. Льдина начала скалываться.

Слайд 14.

В Гренландском море к концу января 1938-го льдина скукожилась до размеров волейбольной площадки. Наступали опасные дни и ночи. Папанин телеграфировал в Москву: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад... Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».

Он ни о чём не просил, не взывал о помощи. Но помощь пришла! Уже 19 февраля два ледокола - «Таймыр» и «Мурман» - достигли папанинской льдины... Каждый моряк хотел побывать на станции, обняться с зимовщиками...

Слайд 15.

Четыре отважных советских исследователя провели на льдине 274 дня с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 г. Ими было проведено много исследований в разных направлениях. Поэт Александр Жаров сочинил стихотворение про героев-папанинцев:

В Ледовитом океане

Против северных смерчей

Воевал Иван Папанин

Двести семьдесят ночей.

Стерегли четыре друга

Красный флаг родной земли -

До поры, покуда с юга

Ледоколы не пришли!

Слайд 16

Результаты дрейфа станции "Северный полюс-1»:

1. Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море , льдина проплыла более 2000 км.

2. Опровергнуто мнение о полной безжизненности, приполюсного района, о существовании арктического "предела жизни".

3. Установлено, что в районе полюса нет земель и островов, измерены глубины океана на всем протяжении дрейфа.

4. Установлено, что теплые атлантические воды проникают на глубинах до самого полюса.

5. Работа станции «СП-1» явилась началом нового этапа в исследовании высоких широт Северного Ледовитого океана.

Слайд 17.

Вывод: За 274 дня дрейфа велась активная и плодотворная работа по изучению полярного бассейна в высоких широтах. Результатами этой экспедиции стала возможность объявить права России на часть шельфа Ледовитого океана в 21 веке.

Слайд 18.

Это была не просто демонстрация флага на открытом полюсе. Каждый день четвёрка проводила исследования - с целью открыть северный путь для авиации и навигации. Каждый месяц Москва получала отчёты о научной работе.

На весь СССР прозвучало последнее воззвание Папанина со станции: «Покидая дрейфующую льдину, мы оставляем на ней советский флаг в знак того, что завоевание страны социализма никогда и никому не отдадим!» Они в это действительно верили. Неповторимое поколение, особые люди.

Слайд 19.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств, и в первую очередь тех 1,2 миллиона квадратных километров, что принадлежат России. Российский полярный сектор в Арктике занимает наиболее обширную территорию (ок. 9 млн. км2, из них 6,8 млн. км2 приходится на водное пространство). Таким образом, именно Российской Федерации принадлежит приблизительно 37% территории Арктики.

Иван Дмитриевич Папанин

ПАПАНИН Иван Дмитриевич (14/26.11.1894-30.01.1986), арктический исследователь, географ, контр-адмирал. Родился в семье матроса. Возглавлял первую советскую дрейфующую станцию “Северный полюс-1” (1937 - 38). Начальник “Главсевморпути” (1939 - 46), во время Великой Отечественной войны уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. С 1951 начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР. Директор Института биологии внутренних вод АН СССР (1952 - 72). Автор книг “Жизнь на льдине” (1938) и “Лед и пламень” (1977).

ПАПАНИН Иван Дмитриевич (1894-1986) - советский деятель культуры, ученый, полярный исследователь, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), Герой Советского Союза (1937, 1940).

Активный участник Гражданской войны в России в 1918-1922 гг. В 1923- 1932 гг. работал в Наркомате связи. В 1932-1933 гг. возглавлял полярную станцию в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа; в 1934-1935 гг. - полярную станцию на мысе Челюскина; в 1937-1938 гг. - первую дрейфующую станцию «Северный полюс» («СП-1»), Начальник Главсевморпути (1939- 1946); одновременно в 1941-1945 гг. - уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. В 1948-1951 гг. - зам. директора Института океанологии АН СССР; с 1951 г. - начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР и одновременно в 1952-1972 гг. - директор Института биологии внутренних вод АН СССР. С 1945 г. - пред. Московского филиала Географического общества СССР.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 380.

Иван Папанин. Фото на память. 1930-е годы.
Оригинал хранится в музее "Московский Дом фотографии".

Из энциклопедии

Папанин Иван Дмитриевич [р. 14(26).И. 1894, Севастополь], советский исследователь Арктики, дважды Герой Сов. Союза (27.6. 1937 и 3.2.1940), контр-адмирал (1943), доктор геогр. наук (1938). Чл. КПСС с 1919. В 1914 был призван на воен. службу во флот. В Гражд. войну участвовал в боях против белогвардейцев на Украине и в Крыму. В составе особого отряда был направлен в тыл армии Врангеля для организации партиз. движения в Крыму. В 1923-32 работал в Наркомате связи. В 1931 в качестве представителя этого Наркомата участвовал в арк тич. экспедиции ледокола «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа. В 1932-33 возглавлял полярную экспедицию в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, в 1934-35 - полярную станцию на мысе Челюскин, в 1937-38- первую дрейфующую станцию «Северный полюс» («СП-1»), работа на к-рой положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна в интересах навигации, метеорологии, гидрологии. В 1939-46 П.- нач-к Главсевморпути, одновременно в годы Великой Отечеств, войны уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. В 1948-51 зам. директора Института океанологии АН СССР по экспедициям, а с 1951 нач-к Отдела мор. экспедиц. работ АН СССР, в 1952-72 одновременно директор Института биологии внутр. вод АН СССР. С 1945 пред. Моск. филиала Геогр. общества СССР. На 18-й Всесоюзной конференции ВКП(б) (1941) избирался членом Центр, ревизионной комиссии. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Награждён 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, а также медалями. Именем П. назван мыс на п-ове Таймыр, горы в Антарктиде и подвод, гора в Тихом ок.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 8-ми томах, т. 6

Для снабжения ГУЛАГа

Папанин Иван Дмитриевич (14.11.1894, Севастополь - 30.1.1986), полярник, государственный деятель, контр-адмирал (1943), доктор географических наук (1938), дважды Герой Советского Союза (27.6.1937, 3.2.1940). Участник Гражданской войны. В 1919 вступил в РКП(б). С 1931 руководил полярными экспедициями. В 1937-38 возглавлял первую советскую дрейфующую станцию "СП-1". Трагическая судьба станции была центром крупной пропагандистской кампании, развернутой для доказательства превосходства СССР над Западом. В 1937-50 депутат Верховного Совета СССР. В 1939-46 нач. Главсевморпути, игравшего важнейшую роль в снабжении лагерей ГУЛАГа . В 1941-52 член Центральной ревизионной комиссии БКП(О). Во Время Великой Отечественной войны одновременно уполномоченный Государственного комитета обороны по перевозкам на севере. С 1948 зам. директора Института океанологии АН СССР. С 1951 нач. отдела морских экспедиционных работ АН СССР. В 1951-72 директор Института биологии внутренних вод АН СССР. Автор мемуаров "Жизнь на льдине" (1938) и "Лед и пламень" (1977).

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

И.Д. Папанин. Таймыр. Фото Я.Халина.

...Если бы не случай

Имя Папанина никогда бы не вошло в историю мировых открытий, если бы не случай. В 1937 году он был назначен руководителем первой советской дрейфующей научной станции «Северный полюс».

В остальном его биография достаточно традиционна. Он родился в Одессе в бедной семье, дошел до должности судового механика, долго работал слесарем. Как и многие люди его поколения, Папанин был Участником гражданской войны. Затем работал на Севере и плавал на ледоколах. Во время экспедиции на «Графе Цеппелине» находился на ледоколе «Малыгин».

До экспедиции Папанина человек уже достиг Северного полюса. Первым туда добрался норвежец Роальд Амундсен, в 1926 году американец Берт и, наконец, в 1928 году итальянец Умберто Нобиле. Организация станции «Северный полюс» преследовала совсем иные цели. Исследователи должны были оставаться в районе полюса в течение многих месяцев и проводить разнообразные научные исследования.

Группа отважных полярников состояла из четырех человек: кроме Папанина в нее вошли гидролог и биолог Петр Петрович Ширшов, геофизик и астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Начальником экспедиции, а также поваром был утвержден Папанин. Всей научной программой этой уникальной экспедиции руководил известный полярник Отто Юльевич Шмидт.

Экспедицию снаряжали долго и очень тщательно: был специально сконструирован утепленный домик-палатка, создана уникальная радиоаппаратура, разработаны особые продукты питания, которые могли выдержать и сильный мо-роз в 50 градусов, и многомесячное хранение. Участники прошли разностороннюю подготовку. Например, П.П.Ширшов даже прошел курс медицинской подготовки, поскольку врача на станции не было.

В марте 1937 года грандиозная по тем временам воздушная экспедиция на четырех тяжелых бомбардировщиках конструкции А.Н.Туполева вылетела на север. 21 мая 1937 года экспедиция была высажена на льдину в районе Северного полюса. Целых две недели продолжалось оборудование научной станции, и только в начале июня самолеты улетели. Льдина начала медленно передвигаться к югу.

За время дрейфа был собран уникальный научный материал. Исследователи открыли огромный подводный хребет, пересекавший Северный Ледовитый океан, вели метеорологические наблюдения, ежедневно в одно и то же время Кренкель отправлял на Большую землю сводку погоды. Оказалось, что полярные районы густо заселены. Вопреки прогнозам, к полярникам приходили и белые медведи, и тюлени, и даже нерпы. Вода Ледовитого океана также оказалась насыщенной планктоном.

Двести семьдесят четыре дня продолжался дрейф этой научной станции. К февралю 1938 года размеры льдины сократились настолько, что полярников необходимо было снимать. Началась знаменитая эпопея их спасения. В это время станция находилась в Гренландском море и приближалась к теплым водам Атлантического океана.

Первым к дрейфующей станции отправился небольшой зверобойный корабль «Мурманец». Он отважно вошел во льды, но вскоре был зажат и Унесен в Атлантический океан. Вылетевший на номощь дирижабль «СССР-В6» разбился, врезавшись в гору около города Кандалакши. Во льды были направлены и две подводные лодки, Однако они не смогли бы всплыть в районе дрейфа.

Только 19 февраля к экспедиции смогли приблизиться два мощных ледокола - «Таймыр» и «Мурман». С борта «Таймыра» был спущен небольшой одномоторный самолет, который первым добрался до дрейфовавшей льдины. Его пилотировал известный полярный летчик Власов.

На следующий день к станции подошли ледоколы. Полярники перешли вначале на «Таймыр», а с него на борт подоспевшего к тому времени «Ермака» - дедушки русского ледокольного флота. Он и должен был доставить полярников в Ленинград. Однако внезапно капитан «Ермака» получил приказ следовать в Таллин. Все, кто находился на судне, недоумевали, зачем нужно было заходить в столицу Эстонии.

Лишь много лет спустя стало известно, что как раз в эти дни в Москве проходил печально известный процесс над Бухариным, и Сталин потребовал, чтобы встреча полярников состоялась после него. Действительно, встреча отважных героев превратилась во всенародное торжество. Они были удостоены государственных наград и стали Героями Советского Союза.

После этого Папанин работал начальником Северного морского пути, а после войны трудился в системе Академии наук.

Перепечатывается с сайта http://visserf.com/?p=35

Хождение из чекистов в полярники

Герои жестокого времени

Мало кто знает, что знаменитый полярник Иван Папанин был… чекистом именно в то время, когда на Крымском полуострове шло уничтожение десятков тысяч инакомыслящих. И все-таки легендарный крымчанин вошел в историю как создатель самого мощного в мире научно-исследовательского флота, который вывел СССР в бесспорные лидеры в изучении Мирового океана.

Иван Дмитриевич Папанин относился к категории людей, которых обычно называют самородками. Родился он 26 ноября 1894 года в Севастополе в семье портового матроса, которая вела полунищенское существование, не имея даже своего дома. Ютились в странном сооружении из 4-х стен, две из которых были трубами, старались заработать хоть какую-то копейку, помогая матери вытянуть семью. Особенно доставалось Ивану, старшему из детей. Учился мальчик отлично, был первым в классе по всем предметам, за что и получил предложение продолжить обучение за казенный счет. Но впечатления нищего и бесправного детства станут решающими при формировании его личности и характера.

Во главе партизанского движения

Самым ярким событием, по воспоминаниям самого Папанина, было для него восстание моряков на «Очакове» в 1905 году. Он искренне восхищался мужеством моряков, шедших на верную смерть. Именно тогда в нем сформировался будущий убежденный революционер. В это время он учится ремеслу, работает на заводах родного Севастополя. К 16-ти годам Иван Папанин - в числе лучших работников Севастопольского завода по изготовлению навигационных приборов. А в 18-летнем возрасте его как наиболее способного отобрали для дальнейшей работы на судостроительном заводе г. Ревеля (нынешний Таллинн). В начале 1915 года Иван Дмитриевич был призван во флот как специалист по технике. В октябре 1917-го вместе с другими рабочими перешел на сторону красногвардейцев и с головой ушел в революционную работу. Возвратившись из Ревеля в Севастополь, Папанин активно участвует в установлении здесь советской власти. После оккупации Крыма германскими войсками на основании Брестского мира Иван уходит в подполье и становится одним из руководителей большевистского партизанского движения на полуострове. Профессионалы революции Мокроусов, Фрунзе, Кун доверяют ему секретные и труднейшие задания. За эти годы он прошел все мыслимые трудности - «и огонь, и воду, и медные трубы».

В августе 1920 года в Крыму высадилась группа коммунистов и военных специалистов Красной Армии во главе с А. Мокроусовым. Их задачей была организация партизанской борьбы в Крыму. К Мокроусову присоединился и Папанин. Собранная ими повстанческая армия наносила Врангелю серьезные удары. Белогвардейцам пришлось отозвать с фронта войска. Чтобы уничтожить партизан, воинские части из Феодосии, Судака, Ялты, Алушты, Симферополя стали окружать лес. Однако партизанские отряды сумели вырваться из окружения и отступить в горы. Нужно было связаться с командованием, доложить об обстановке и согласовать свои планы со штабом Южного фронта. Было решено отправить в Советскую Россию надежного человека. Выбор пал на И. Д. Папанина.

В сложившейся ситуации попасть в Россию можно было только через Трапезунд. Удалось договориться с контрабандистами, что за тысячу николаевских рублей они переправят человека на противоположный берег Черного моря. Путешествие оказалось долгим и небезопасным. Ему удалось встретиться с советским консулом, который в первую же ночь отправил Папанина на большом транспортном судне в Новороссийск. А уже в Харькове его принял командующий Южным фронтом М. В. Фрунзе. Получив необходимую помощь, Папанин стал собираться в обратный путь. В Новороссийске к нему присоединился будущий известный писатель Всеволод Вишневский.

Стоял ноябрь, море беспрерывно штормило, но упускать время было нельзя. В одну из ночей десантники вышли в море на судах «Рион», «Шохин» и катере, где находился Папанин. Шли в темноте, с потушенными огнями, в условиях сильнейшего шторма. Катер долго кружил, разыскивая в темноте «Рион» и «Шохин», но, убедившись в бесполезности поисков, взял курс на Крым. В пути наткнулись на белогвардейское судно «Три брата». Чтобы команда не донесла о десанте, хозяина судна и его компаньона… взяли в заложники, а экипажу предъявили ультиматум: в течение 24 часов не подходить к берегу. Непрекращающийся шторм вымотал всех. В темноте подошли к селу Капсихор. Перетащили на берег весь груз. Пополнившись местными жителями, отряд Мокроусова и Папанина двинулся к Алуште, по дороге обезоруживая отступающих белогвардейцев. На подходе к городу красные партизаны соединились с частями 51-й дивизии Южного фронта.

Комиссар, которому было стыдно

После разгрома последней армии белого движения - армии Врангеля - Папанин назначается комендантом Крымской чрезвычайной комиссии (ЧК). Во время этой работы он получил благодарность за сбереженные конфискованные ценности.

Стоит ли говорить, что такое ЧК, особенно в Крыму. На эту организацию здесь была возложена чрезвычайно важная миссия - физически уничтожить остатки белых, цвет русского офицерства. Несмотря на обещания Фрунзе сохранить им жизнь после того, как они сложат оружие, были расстреляны, утоплены, закопаны заживо около 60 тысяч человек.

К сожалению, сложно проследить трансформацию мировоззрения Папанина за страшные годы революции. Но, несомненно, эти кровавые события оставили немало рубцов на его сердце. Как комендант ЧК, он видел и знал все, но ничего об этом не писал и не говорил нигде и никогда. Не написал, да и не мог написать, ибо в противном случае он был бы превращен в «лагерную пыль», как многие тысячи его соратников.

Конечно, Иван Дмитриевич, будучи веселым и доброжелательным по натуре человеком, совестливым и гуманным, не мог не задумываться о происходящем. Любопытно, что именно Папанин стал прообразом матроса Шванди в пьесе драматурга К. Тренева «Любовь Яровая». Он, конечно, сравнивал те идеалы, к которым призывали большевики, и то, что происходило в реальной жизни на его глазах и с его участием. Он сделал выводы и решился на неожиданный поступок, который можно объяснить только изменениями во взглядах на происходящее. Он всерьез решил отойти от политики и революции и заняться наукой.

Не получив специальных знаний, пройдя тернистый путь самообразования, он достигнет значительных научных высот. Таким образом, «первая» жизнь Папанина была отдана революции, а «вторая» - науке. Его идеалы утонули в потоках крови большевистского красного террора, и, осознавая свою вину и раскаиваясь, он решает отмежеваться от революционного насилия. Однако в течение следующих четырех лет Папанин не мог найти себе места в прямом и переносном смысле слова.

Судьба распорядилась так, что в будущем И.Д. Папанин будет обласкан Сталиным, находясь всегда у него на виду. Для Папанина «вторая половина» жизни значительно длиннее - целых 65 лет. Он становится военным комендантом Украинской ЦИК в Харькове. Однако волею судеб вновь попадает в реввоенсовет Черноморского флота в качестве секретаря, а в апреле 1922 г. переводится в Москву комиссаром Административного управления Главмортеххозупра. В следующем году, уже демобилизовавшись, переходит на работу в систему Народного комиссариата почт и телеграфов управляющим делами и начальником Центрального управления военизированной охраны.

Папанин постоянно меняет работу и место жительства. Его как будто что-то терзает, отчего-то болит душа, он ищет ей успокоения и такого занятия, где бы она обрела покой, получила возможность отрешиться на время от пережитого, одуматься и разобраться во всем. И таким местом стал для него Север. Здесь в 1925 году Папанин занялся строительством радиостанции в Якутии и проявил себя прекрасным организатором и просто человеком, которому можно доверять решение сложных вопросов и который никогда не подведет, даже находясь в труднейших условиях. Именно за эти качества Политбюро ЦК ВКП(б) назначило его в 1937 году начальником полярной станции СП-1.

Путь на Север - путь к себе

Для Советской России важнейшее значение имело открытие постоянной навигации судов по Северному морскому пути. С этой целью даже было создано специальное ведомство - Главсевморпуть. Но для эксплуатации пути необходимо было провести серию многоплановых научных исследований в Арктике: обозначить наличие подводных течений, пути дрейфа льдов, сроки их таяния и многое другое. Для решения этих вопросов необходимо было высадить научную экспедицию прямо на льдину. Экспедиция должна была работать на льду длительное время. Риск погибнуть в этих экстремальных условиях был очень велик.

Пожалуй, ни одно событие между двумя мировыми войнами не привлекало такого внимания, как дрейф «папанинской четверки» в Арктике. Научная работа на льдине продолжалась 274 дня и ночи. Вначале это было огромное ледяное поле в несколько квадратных километров, а когда папанинцев снимали с него, то размер льдины едва достигал площади волейбольной площадки. Весь мир следил за эпопеей полярников, и все желали только одного - спасения людей.

После этого подвига Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Федоров и Петр Ширшов превратились в национальных героев, стали символом всего советского, героического и прогрессивного. Если посмотреть кадры кинохроники о том, как встречала их Москва, становится понятно, что означали эти имена в то время. После торжественного приема в Москве были десятки, сотни, тысячи встреч по всей стране. Полярникам присвоили звание Героя Советского Союза. У Папанина это была вторая подобная награда - первую он получил еще в начале дрейфа.

Было это в 1938 году, страшном для страны. В это время были уничтожены тысячи людей, в большинстве своем составляющих интеллектуальную элиту народа. Критерием для расправ служило одно - способность оказать не только активное, но и пассивное сопротивление тоталитарному режиму. Особенно целенаправленно расправлялись с теми, кто устанавливал советскую власть, с большевиками первого призыва. В этом ничего удивительного нет - старая гвардия первой могла выступить против ревизии марксистско-ленинского учения, а посему подлежала уничтожению. И Папанин оказался бы в числе этих жертв, если бы в 1921 году не ушел из ЧК.

Папанин прожил еще 40 лет, наполненных делами, событиями, людьми. После дрейфа в Арктике он становится первым заместителем, а затем и начальником Главсевморпути. На его плечи легли задачи огромной государственной важности. С началом войны он занимается строительством нового порта в Архангельске, который был просто необходим для приема судов, привозящих из США грузы по ленд-лизу. Подобными проблемами он занимается и в Мурманске, и на Дальнем Востоке.

После войны Иван Дмитриевич вновь работает в Главсевморпути, а затем создает научный флот АН СССР. В 1951 году его назначают руководителем Отдела морских экспедиционных работ при аппарате Президиума АН СССР.

Заслуги Папанина были по достоинству оценены. Такой «иконостас» наград, как у него, мало кто имел. Кроме двух званий Героя Советского Союза, 9 орденов Ленина и множество других орденов и медалей, не только советских, но и зарубежных. Ему также присвоено воинское звание контр-адмирала и ученое - доктора географических наук.

Наверное, выдающийся человек в любую историческую эпоху и при любых жизненных обстоятельствах способен реализовать потенциальные возможности. Внешняя канва событий, обрамление судьбы возможны различные, но внутренняя, решающая сторона остается постоянной. Во-первых, это касается усилий в достижении основных целевых установок, и, во-вторых, в способности оставаться человеком высоких нравственных принципов при любых исторических условиях. Жизнь Папанина яркое тому подтверждение.

Умер И.Д. Папанин в январе 1986 года. Его имя трижды увековечено на географической карте. Воды полярных морей бороздят корабли, названные в его честь. Он почетный гражданин Севастополя, родного города, в котором одна из улиц носит имя Папанина.

Сергей Ченнык

Здесь перепечатывается с сайта http://www.c-cafe.ru/days/bio/21/papanin.php

Сочинения:

Жизнь на льдине. Дневник. Изд. 7-е. М., 1977;

Лед и пламень. М., 1977.

Литература:

Люди бессмертного подвига. Кн. 2. Изд. 4-е. М., 1975.

Биологические процессы во внутренних водоемах [к 70-летию И. Д. Папанина]. М.-Л., 1965.

Кpемеp В. А. Иван Дмитриевич Папанин.- «Метеорология и гидрология», 1964.

Сегодня Арктика привлекает повышенное внимание многих стран мира. В 30-е годы прошлого века исследовательская работа первой в мире дрейфующей на льдине полярной станции «Северный Полюс-1» под началом Ивана Папанина была одним из ярчайших событий мирового значения. Дрейф длился 274 дня. Жители всей планеты ждали вестей со станции, переживали за трудную эвакуацию, с радостью воспринимали возвращение героев на большую землю. Дети не одного поколения играли в «папанинцев», изображая членов экспедиции, и зачитывали до дыр книгу мемуаров Папанина «Жизнь на льдине».

Иван Дмитриевич Папанин (26 ноября 1894 г. - 30 января 1986 г.) родился на отдаленной окраине города Севастополя в многодетной семье портового матроса. Папанины вели граничащий с нищетой образ жизни, у них не было собственного дома. Жилище оборудовали в Аполлоновой балке — в корабельной стороне порта Южной бухты. О своем детстве Папанин в мемуарах вспоминал: «Уже став взрослым, прочёл как-то потрясшую меня до глубины души горькую фразу Чехова: «В детстве у меня не было детства». У меня — то же самое. Мой отец, сын матроса, рано узнал, почём фунт лиха, с детства видел только нужду. Был самолюбив и очень страдал оттого, что он, Дмитрий Папанин, отличавшийся богатырским здоровьем — прожил отец девяносто шесть лет, — многое умевший, на поверку оказывался едва ли не беднее всех».

Из-за трудного материального положения юному Ивану пришлось оставить учебу после четвертого класса и пойти работать на Севастопольский завод по изготовлению навигационных приборов.

В 1912 г. Ивана как одного из самых способных работников отобрали в штат судостроительного завода г. Ревель (ныне - Таллин). На новой работе юноша освоил несколько рабочих специальностей, что весьма помогало ему в дальнейшем.

Спустя три года И. Папанина призвали служить на флот как специалиста по технике. Вскоре случилась революция, и двадцатитрехлетний юноша перешел на сторону Красной армии. Возвратившись в родной Севастополь, активно принял участие в рабочем общественном движении. В период оккупации Севастополя войсками Германии в 1918 г. Иван ушел в подполье, став одним из руководителей партизанского большевистского движения в Крыму. Папанину было поручено множество заданий, большая часть которых была выполнена с успехом.

В конце лета 1920 г. в Крым для организации партизанского движения прибыла группа профессиональных военных во главе с Мокроусовым. В партизанском движении стал участвовать и Папанин.

Для борьбы с партизанами, в помощь Севастопольской армии, белогвардейцы призвали войска из Феодосии, Судака, Алушты и Ялты и окружили лес. Невероятными усилиями партизанам удалось пробить оцепление и пробраться в горы. Для связи с командованием, общей координации действий и вызова подкрепления был выбран И. Папанин. Ему удалось добраться в Харьков и встретиться с командующим Южным фронтом М. Фрунзе, который оказал необходимую помощь, выделив средства и людей.

За организацию высадки десантных отрядов в тыл врага И. Папанин был награжден орденом Красного Знамени, а в следующем году еще одним — «за исключительные боевые заслуги перед Революцией».

После Гражданской войны за короткий период времени он сменил несколько работ: даже был комендантом в Крымском ЧК, занимал должности военного коменданта Украинского ЦИК в Харькове, секретаря реввоенсовета Черноморского флота.

В 1923 г. Папанин демобилизовался и стал работать управляющим делами и начальником Центрального управления военизированной охраны в системе Народного комиссариата почт и телеграфов. Тогда была осуществлена его первая экспедиция. Нужно было построить на Алдане в Якутии мощную радиостанцию. Папанин был назначен заместителем начальника строительства. В книге «Лед и пламень» он писал: «До Иркутска поездом, затем поездом же до Невера. А потом ещё тысячу километров одолели на лошадях. Ехал наш небольшой, снабжённый деньгами и оружием отряд без особых приключений, хотя время было неспокойное: и от бандитов приходилось отстреливаться, и в реке чуть не утонули. Добрались до места еле живыми: стояли трескучие морозы, и наголодались мы порядочно. (...) За год работы в Якутии я и не заметил, как из жителя юга превратился в убеждённого северянина. Север — совершенно особая страна, забирает человека без остатка. Север завораживает. Ослепительно белые снега, безграничные просторы. Буйная короткая весна, светлые ночи. Непуганый мир животных и птиц. А уж охота была — лучше и не вообразить».

Иван Папанин. Фото на память. 1930-е

В 1931 г. Германия обратилась к СССР за разрешением посещать советскую часть Арктики на большом дирижабле «Граф Цепеллин». Предполагался полет над островами Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Северной земли и Диксона для изучения распространения ледового покрова в Северном Ледовитом океане и уточнения расположения архипелагов и островов. Советский Союз дал согласие, но с условием, что в экспедиции будут участвовать советские ученые, а копии полученных данных будут переданы СССР.

Папанин обеспечивал работу отделения связи на ледоколе «Малыгин», участвовавшем в экспедиции, в результате которой в Тихой бухте на Земле Франца-Иосифа была построена научная обсерватория.

Полярник-южанин принял решение остаться работать на Севере. Потом писал: «Не поздно ли начинать жизнь заново в тридцать семь-то лет? — спрашивал я себя и отвечал: нет и ещё раз нет! Любимое дело начинать никогда не поздно. А что работа в Арктике станет любимой, я нисколько не сомневался. Просто я чувствовал, что эта работа по мне. Трудностей не боялся, их уже достаточно пришлось пережить. И все стояли перед глазами белые просторы, синева неба, вспоминалась та особенная тишина, какую, пожалуй, не с чем сравнить. Так начался мой путь полярника, продолжавшийся 15 лет».

Менее чем через год Папанин был назначен начальником вышеупомянутой полярной станции, где проводилось крупное мероприятие того периода — 2-й Международный полярный год.

В середине 1934 г. ледокол «Сибиряков» высадил на мысе Челюскин (самой северной точке Евразии) команду полярников во главе с Папаниным. В кратчайшие сроки был разбит поселок и установлены радиомачты.

А следующая экспедиция И. Папанина навсегда оставит его в истории освоения Арктики.

Для СССР было крайне важно открытие новых маршрутов по Северному Ледовитому океану для навигации судов разного назначения. Для открытия таких путей специальное ведомство Главсевморпуть собрало экспедицию, задача которой состояла в исследовании подводных течений и маршрутов дрейфа льдов. Это была крайне важная и весьма опасная экспедиция, поскольку проходила на плывущей льдине.

Желающих попасть в коллектив полярников было много, но были отобраны несколько человек: начальник экспедиции Иван Папанин, геофизик и астроном Евгений Фёдоров, радист Эрнст Кренкель и гидробиолог Петр Ширшов. Специально были разработаны палатки, выдерживавшие пятидесятиградусный мороз, подобраны продукты питания с почти неограниченным сроком годности, собраны компактные мощные радиостанции.

21 мая 1937 г. экипаж был высажен на льдину в районе Северного полюса. За две недели была оборудована станция, на которой остались четыре полярника и пятый «папановец» — пёс Весёлый.


Слева направо: Петр Ширшов, Эрнст Кренкель, Иван Папанин, Евгений Федоров

Дрейф легендарной «СП-1» длился 274 дня. Льдина преодолела больше 2500 км. За это время было сделано множество важных научных открытий, в том числе был обнаружен подводный хребет, пересекающий Ледовитый океан. Оказалось, что полярные районы густо заселены животными - медведями, нерпами и тюленями.

Каждый день Папанин выходил на связь с большой землей и докладывал о ходе экспедиции. Последняя радиограмма была особо тревожной: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».

Было принято решение об эвакуации полярников. С немалыми трудностями, после ряда неудач 19 февраля 1938 г. коллектив был снят со льдины ледоколами «Мурман» и «Таймыр». Так завершилось, по словам академика Отто Шмидта, самое крупное географическое исследование ХХ века.


О. Шмидт и И. Папанин

В 1939 г. Папанин был назначен начальником Главсевморпути. Под его началом успешно была произведена знаменитая операция по спасению ледокола «Георгий Седов».

В период Великой Отечественной войны И. Папанин занимался переправкой на фронт разнообразных грузов из Америки и Англии, организацией движения кораблей на Северном морском пути, внес большой вклад в реконструкцию порта Петропавловск-Камчатский. В ноябре 1942 г. на фронт была отправлена танковая колонна «Советский полярник», которая создавалась за деньги полярников.


Бойцам передается танковая колонна «Советский полярник»

Один из этих танков носил имя Папанина и с успехом прошел войну. Сам И. Папанин дослужился до звания контр-адмирала.

В период с 1939 по 1950 г. он был депутатом Верховного совета СССР, однако позже здоровье не позволило продолжать активную деятельность.

С 1951 г. и до самой кончины легендарный полярник руководил отделом морских экспедиционных работ при АН СССР, находящимся в поселке Борок Некоузского района Ярославской области. По его инициативе был создал Институт биологии водохранилищ (ныне - Институт биологии внутренних вод им. И.Д.Папанина). Также Папанин основал научный центр на Волге, биологическую станцию на Куйбышевском водохранилище, ставшей Институтом экологии Волжского бассейна РАН.

В 1977 г. он издал еще одну книгу мемуаров - «Лед и пламень».

30 января 1986 г. Иван Папанин скончался. Похоронен был на Новодевичьем кладбище в Москве.

Труд полярника был высоко оценен. Он дважды удостоен звания Героя Советского Союза, стал кавалером девяти (!) орденов Ленина, награждён многими медалями и орденами, в том числе и зарубежными. Между прочим, этот человек с четырьмя классами образования получил почетную степень доктора географических наук.

Иван Дмитриевич стал почетным гражданином Мурманска, Архангельска, Севастополя, Липецка и всей Ярославской области.


Памятник И. Папанину в Севастополе

Именем Папанина был назван мыс на Таймырском полуострове, остров в Азовском море, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане. Улица Папанина есть в 16 (!) городах стран СНГ.

В поселке Борок открыт его дом-музей. А в родном городе Севастополе был установлен памятник в его честь.

Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986)

Дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал, выдающийся исследователь Арктики, Почетный гражданин Архангельска


Родился 26 ноября 1894 г. в городе Севастополь. На службе с 1914 г. Был матросом, красноармейцем, участвовал в создании партизанского движения на Крымском полуострове, в боях против белогвардейцев в Украине и в Крыму. После Гражданской войны работал в системе РВС СССР, наркомата почт и телеграфов СССР, был начальником Центрального управления военизированной охраны НКПТ СССР (1927-1931).

Руководил экспедицией, а затем строительством радиостанции на золотых приисках Алдана. Начальник экспедиции и полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа, полярной станции на мысе Челюскин, начальник дрейфующей экспедиции «Северный полюс-1», которая положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна. Начавшийся 21 мая 1937 г. дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 19 февраля 1938 г. в Гренландском море. За это время льдина прошла 2100 км. Участники экспедиции (океанолог П.П.Ширшов, геофизик Е.К.Фёдоров и радист Э.Т.Кренкель) в неимоверно трудных условиях сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 г. за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине Папанину Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» (№ 37).

С 1939 г. по 1946 г. - начальник Главсевморпути при Совнаркоме-Совмине СССР. Первые годы основное внимание уделял строительству мощных ледоколов развитию арктического мореплавания, в 1940 г. возглавил экспедицию по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов». Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-2-го созывов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 г. за образцовое выполнение правительственного задания по выводу ледокольного парохода «Георгий Седов» из льдов Арктики и проявленный при этом героизм начальник Главсевморпути Папанин Иван Дмитриевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 3/II). И.Д.Папанин является одним из славной пятерки тех славных сынов нашей Родины, кому до начала Великой Отечественной войны дважды было присвоено звание Героя Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны внес значительный вклад в организацию бесперебойного движения судов на трассе Северного морского пути. С 15 октября 1941 г. уполномоченный Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту. В октябре 1943 г. руководил коренной реконструкцией порта Петропавловск-Камчатский.

После войны был на научной работе, в 1948-1950 гг. - заместитель директора Института океанологии АН СССР, затем до 1965 г. - директор Института биологии и внутренних вод АН СССР, начальник отдела морских экспедиционных работ АН СССР. Доктор географических наук.

Контр-адмирал. Награжден девятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 1-й степении, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин города-героя Мурманска (1974), Почетный гражданин Архангельска (11.04.1975), Липецка и Ярославской области.

Бронзовые бюсты установлены в городах-героях Севастополе и Мурманске, а также в городе Архангельске. Мемориальные доски установлены в Москве, Архангельске. Его именем названы мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане, Институт биологии внутренних вод, улицы в Архангельске (улица Папанинцев, улица Папанина), Екатеринбурге, Измаиле, Липецке, Мурманске и Ярославле.

(Информация Виталия Смирнова, г. Северодвинск, фото Павла Каца, сайт moscow-tombs.narod.ru)

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....