Минимальный состав экипажа судна рф. Морские перевозки спг

Перевозки СПГ представляют собой его морскую транспортировку от до регазификационных терминалов. По состоянию на ноябрь 2007 года в мире насчитывалось 247 СПГ-танкеров грузовместимостью свыше 30,8 млн. м 3 . Бум обеспечил полную занятость всех судов на данном этапе по сравнению с серединой 1980-х годов, когда простаивало 22 судна.

Кроме того, к концу десятилетия должны быть введены в эксплуатацию порядка 100 судов. Средний возраст мирового составляет около семи лет. Возраст 110 судов равен четырем и менее лет, а возраст 35 судов колеблется от пяти до девяти лет. Порядка 70 танкеров эксплуатируются 20 и более лет. Однако впереди у них остается все еще продолжительный срок полезной службы, поскольку срок эксплуатации СПГ танкеров составляет, как правило, 40 лет ввиду их коррозиостойких характеристик. В их числе имеется до 23 танкеров (небольшие старые суда, обслуживающие средиземноморскую торговлю СПГ ), которые подлежат замене или существенной модернизации в последующие три года.

Из ныне эксплуатируемых 247 танкеров более 120 обслуживают Японию, Южную Корею и Китайский Тайбэй, 80 – Европу, а остальные суда – Северную Америку. В последние несколько лет наблюдался феноменальный рост числа судов, обслуживающих торговые операции в Европе и Северной Америке, в то время как для Дальнего Востока было характерно лишь его незначительное увеличение ввиду стагнации спроса в Японии.

Вопросы безопасности и квалификация экипажей

Вопросы безопасности имеют исключительно важное значение для морских перевозок. С момента начала их осуществления в середине 1960-х годов произошло несколько инцидентов, включая груза, три столкновения (в одном из них имел место один смертный случай) и две посадки на мель. С учетом того, что в целом было совершено более 40 тыс. рейсов, подобная статистика эксплуатационной безопасности является убедительным свидетельством применения высоких стандартов безопасности в морских перевозках СПГ.

Еще одним важным вопросом безопасности является квалификация экипажа судна. Штатный состав экипажа типового СПГ-танкера насчитывает 27 моряков, включая пять человек командного состава, пять специалистов и 17 человек рядового плавсостава. С учетом нештатных ситуаций, отпусков, больничных и текучести кадров, эксперты по морским перевозкам считают, что численность экипажа должна составлять 64-70 моряков на судно. Ввиду стремительного увеличения числа СПГ-танкеров в мире, перед флотом встанет проблема дефицита квалифицированных морских кадров. Исходя из нынешнего портфеля заказов на такие суда, в последующие несколько лет флоту потребуется порядка 8500-9200 моряков.

Грузовые мощности, не связанные обязательствами

Наличие незадействованных судов является одним из основных условий для ведения спотовой торговли и, как правило, такие суда находятся в собственности таких крупных компаний, как BG, Shell и BP, которые используют их в собственных целях. Они эксплуатируются по гибкому графику в зависимости от соотношения между предложением и спросом, однако их применение ограничено маршрутами между и , принадлежащими одной и той же группе компаний.

С конца 1990-х годов, когда технический прогресс и строительство регазификационных мощностей во всем мире обеспечили возможность использования одних и тех же танкеров на различных торговых маршрутах, «вольные» суда эксплуатировались также независимыми судоходными компаниями с уплатой фрахта.

Хотя «вольные» танкеры могут находиться в собственности независимых судоходных компаний, которые вправе самостоятельно управлять ими, всегда существует возможность использования незадействованных танкеров на условиях срочного контракта в рамках более крупного флота продавца или покупателя. Этот вариант является более выгодным с точки зрения затрат. Такие краткосрочные сделки, как спотовый фрахт предполагают чрезмерное бремя затрат на управление, что осложняет совершение деловых операций в случае снижения спроса. С точки зрения фрахтователя, эксплуатация незадействованных танкеров в рамках флота открывает возможность снижения затрат и служит своего рода буфером для танкеров, приписанных к конкретным проектам. В настоящее время наибольшая часть танкеров, эксплуатируемых независимыми компаниями, фрахтуются в рамках долгосрочных договоров.

Как показывает анализ, в период до 2009 года определенное количество судов будет не задействовано. Причина этого в разрыве во времени между вводом в эксплуатацию новых заводов по сжижению и новых СПГ-танкеров. С учетом того, что в последние годы имели место многочисленные задержки с пуском заводов по сжижению, в последующие несколько лет могут появиться дополнительные незадействованные суда. Вместе с тем, в более долгосрочной перспективе существует вероятность дефицита «вольных» танкеров. Ответ на вопрос о том, будет ли сделано достаточное количество заказов на незадействованные суда или нет, будет зависеть от рентабельности и долговечности спотового танкерного рынка.

Существуют танкеры, срок действия тайм-чартеров на которые истечет в последующие несколько лет (12 – в 2008 году, 2 в 2009 году и 8 – в 2010 году). Продление срока действия таких тайм-чартеров будет зависеть от ставок спотового фрахта и позиции на переговорах долгосрочных фрахтователей. В настоящее время независимые судовладельцы более заинтересованы в обеспечении возврата своих инвестиций за счет возобновления тайм-чартертов. Срок действия тайм-чартеров становится короче по мере старения судов, но они, как правило, предусматривают возможности продления. На данном же этапе количество заказов на строительство «вольных» судов остается незначительным.

Российская Федерация

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.05.94 N 31 "О МИНИМАЛЬНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ"

В соответствии со статьей 40 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, а также требованиями международных Конвенций, участником которых является Россия, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 1994 года "Положение о минимальном составе экипажей транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", обеспечивающее безопасность эксплуатации судов (Приложение).

2. Капитанам морских и речных портов, начальникам бассейновых Государственных речных судоходных инспекций установить контроль за соблюдением судовладельцами требований "Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", не допуская эксплуатацию судов численностью экипажа менее установленной настоящим Положением.

3. Считать недействующими Приказы Министерства морского флота СССР от 23.05.90 N 44, Департамента морского транспорта от 06.05.92 N 25 и инструктивное письмо Министерства речного флота от 31.03.89 N 54 на территории Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Департамент речного транспорта и Департамент морского транспорта.

В.Б.ЕФИМОВ

Приложение
к Приказу Министра транспорта
Российской Федерации
от 24 мая 1994 г. N 31

С тех пор, как челны наших далеких предков стали вмещать не одного, а нескольких человек, среди них стал выделяться тот, кто с рулевым веслом управлял челном, в то время как остальные, исполняя его указания, гребли или ставили парус. Этот человек, пользовавшийся неограниченным доверием команды, поскольку был способен вести судно, опираясь на собственный опыт и интуицию, и был первым рулевым, штурманом и капитаном в одном лице.

В дальнейшем, с ростом размеров судов, росло и число людей, необходимых для приведения судна в движение и управления им. Началось естественное разделение труда, когда каждый стал отвечать за свое конкретное дело и все вместе - за благополучный исход плавания. Так в среде мореплавателей началась градация и специализация - появились должности, звания, специальности.

История не сохранила первых наименований тех, чьим уделом стало мореплавание, но можно полагать, что уже за тысячелетия до нашей эры у приморских народов существовали термины, определяющие принадлежность людей к морской профессии.


Одной из семи сословных каст в Древнем Египте была каста кормчих. Это были отважные люди, по египетским понятиям - почти смертники. Дело в том, что, покидая пределы страны, они лишались покровительства отечественных богов...

Первые достоверные сведения о системе морских званий относятся ко временам Древней Греции; позднее она была заимствована римлянами. Своя система морских знаний сформировалась у арабских мореплавателей. Так, во все европейские языки прочно вошло слово "адмирал", образованное от арабского "амир аль бахр", что означает "повелитель морей". О многих из этих арабских терминов европейцы узнали из восточных сказок "Тысяча и одна ночь", в частности, из "Путешествия Синдбада-Морехода". Да и само имя Синдбада - собирательного образа арабских купцов - является искаженным индийским словом "синдхапути" - "властитель моря": так индийцы называли судовладельцев.

После XIII века возникла самобытная система морских званий и у южных славян: судовладелец - "бродовластник" (от "брод" - корабль), матрос - "бродарь" или "ладьяр", гребец - "весляр", капитан - "главарь", команда - "посада", глава морских сил - "воевода поморский".


В допетровской России морских званий не было и не могло быть, поскольку страна не имела выхода к морю. Однако речное судоходство было весьма развитым, и в некоторых исторических документах тех времен встречаются русские названия судовых должностей: капитан - "глава", лоцман - "водич", старший над командой - "атаман", сигнальщик - "махоня" (от "махать"). Матросов наши предки называли "сар" или "сара", так что в грозном кличе волжских разбойников "Сарынь на кичку!" (на нос судна!) "сарынь" следует понимать как "судовую команду".

На Руси судовладельца, капитана и купца в одном лице называли "корабельщик", или гость. Первоначальное значение слова "гость" (от лат. hostis) - "чужой". В романских языках оно прошло такой путь смысловых изменений: чужой - иноземец - враг. В русском же языке развитие семантики слова "гость" пошло по противоположному пути: чужой - иноземец - купец - гость. (А. Пушкин в "Сказке о царе Салтане" употребляет слова "гости-господа" и "корабельщики" как синонимы.)

Хотя при Петре I слово "корабельщик" было вытеснено новыми, иноязычными, в качестве юридического термина оно просуществовало в "Своде законов Российской империи" до 1917 г.

Первым документом, в котором наряду со старыми русскими словами "корабельщик" и "кормщик" встречаются иностранные, были "Артикульные статьи" Давида Бутлера, возглавившего команду первого боевого корабля "Орел". Этот документ представлял собой прообраз Морского устава. На переводе его с голландского рукой Петра I написано: "Статьи правильныя, против которых достоит всяким корабельным капитанам или начальным корабельным людям применяться".

В царствование же самого Петра I в Россию хлынул поток новых, до той поры неизвестных названий должностей и званий. "Того ради" он и счел необходимым "учинить" Морской устав, чтобы на каждом большом и малом корабле "всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался".

Попробуем бросить хотя бы беглый взгляд на историю происхождения основных терминов, относящихся к составу судового экипажа - команды яхты или катера.

БАТАЛЕР - тот, кто заведует вещевым и продовольственным снабжением. К "баталии" слово никакого отношения не имеет, так как происходит от голландского bottelen, что означает "разливать по бутылкам", отсюда bottelier - виночерпий.

БОЦМАН - тот, кто следит за порядком на палубе, исправностью рангоута и такелажа, руководит общесудовыми работами, обучает матросов морскому делу. Образовано от голландского boot либо английского boat - "лодка" и man - "мужчина". В английском наряду с boatsman, или "лодочный (судовой) человек", есть слово boatswain - так называют "старшего боцмана", имеющего в подчинении нескольких "младших боцманов" (boatswain’mate, откуда наше старое "боцманмат").

В русском языке слово "боцман" впервые встречается в "Артикульных статьях" Д. Бутлера в формах "ботсман" и "бутман". Там же впервые определен круг его обязанностей. В торговом флоте это звание официально введено только в 1768 г.

ВАХТЕННЫЙ - это поначалу "сухопутное" слово попало в русский язык из немецкого (через Польшу), в котором Wacht имеет значение "стража, караул". Если же говорить о морской терминологии, то в Морском уставе Петра I фигурирует заимствованное из голландского слово "вахтерс".

ВОДИТЕЛЬ - рулевой на катере. В данном значении это русское слово появилось недавно как прямой перевод английского draiver. Однако в отечественном морском языке оно не такое уж и новое: в допетровскую эпоху словами того же корня - "водич", "корабельный вож" - называли лоцманов.

"Судоводитель" - ныне существующий и сугубо официальный термин (например, в морском праве), как и "судоводитель-любитель" - в значении "капитан", "шкипер" маломерного прогулочно-туристского флота.

ВРАЧ - вполне русское слово, является однокоренным слову "враль". Происходят они от древнерусского глагола "врать" с первичным значением "болтать вздор, пустословить, говорить" и вторичным - "заговаривать", "лечить".

КАПИТАН - единоначальник на судне. Слово это пришло к нам сложным путем, войдя в язык из средневековой латыни: capitaneus, которое образовано от caput - "голова". В памятниках письменности оно встречается впервые в 1419 г.

Воинское звание "капитан" появилось вначале во Франции - так называли командиров отрядов численностью в несколько сот человек. В военный флот звание "капитан" вошло, вероятно, из итальянского capitano. На галерах капитан был первым помощником "сапроко-мита" в военных вопросах; он отвечал за выучку солдат и офицеров, руководил в абордажных схватках, лично защищал флаг. В дальнейшем эта практика была перенята на парусных военных и даже торговых судах, нанимавших вооруженные отряды для охраны. Даже в XVI веке на должность первого лица на корабле часто назначали тех, кто мог лучше защитить интересы короны или судовладельца, поскольку военные качества ценились выше морских знаний и опыта. Так звание "капитан" с XVII века стало обязательным на военных кораблях почти всех наций. В дальнейшем капитанов стали делить на ранги в строгом соответствии с рангом корабля.

В русском языке звание "капитан" известно с 1615 г. Первыми "корабельными капитанами" были Давид Бутлер, возглавивший в 1699 г. экипаж корабля "Орел", и Ламберт Якобсон Гельт, возглавивший экипаж построенной вместе с "Орлом" яхты. Затем звание "капитан" получило официальный статус в Потешных войсках Петра I (сам Петр был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка). В 1853 г. звание капитана в военном флоте было заменено на "командир корабля". На судах РОПиТ с 1859 г. и Добровольного флота с 1878 г. шкиперов из офицеров военного флота стали неофициально называть "капитанами", а официально это звание на гражданском флоте было введено в 1902 г. взамен "шкипера".

КОК - повар на судне, именуется так с 1698 г. В русский язык слово попало из голландского. Образовано от лат. cocus - "повар".

КОМАНДОР - начальник яхт-клуба, руководитель совместного похода нескольких яхт. Первоначально это была одна из высших степеней в рыцарских орденах, затем, во времена крестовых походов, - звание командующего армией рыцарей. Слово образовано от латинского: предлог cum - "с" и глагол mandare - "приказывать".

В военном флоте России в начале XVIII века было введено офицерское звание "командор" (между капитаном I ранга и контр-адмиралом; в иностранных флотах существует и сейчас). Командоры носили адмиральскую форму, но эполеты - без орла. С 1707 г. вместо него присваивалось звание "капитан-командор", окончательно упраздненное в 1827 г. Это звание носили выдающиеся мореплаватели В.Беринг, А.И. Чириков, а одним из последних - И.Ф. Крузенштерн.

КУПОР (англ. cooper, голл. Kuiper - "бочар", "бондарь", от kuip - "кадка", "чан") - очень важная должность на деревянных судах. Он не только поддерживал в исправности бочки и кадки, но и следил за водонепроницаемостью судового корпуса. Иностранное слово "купор" быстро вошло в обиходную русскую речь, образовав производные "закупоривать" и "откупоривать".

ЛОЦМАН - человек, знающий местные условия плавания и принимающий на себя безопасную проводку и швартовку судна. Обычно это немолодой судоводитель, о котором моряки в шутку, помня об установленных для лоцманского судна огнях, говорят: "Волос белый - нос красный". Первоначально лоцмана были членами экипажа, однако в XIII-XV веках появляются те, кто работает только каждый на своем определенном участке. Такой "пилот" у голландцев и получил название "лоцман" (loodsman, от lood - "свинец", "грузило", "лот"). Первый документ, регламентирующий деятельность лоцманов, появился в Дании ("Морской кодекс" 1242 г.), а первая государственная лоцманская служба была организована в Англии в 1514 г.

На Руси лоцмана называли "корабельный вож", а его помощник, меривший глубину на носу лотом, нередко назывался "носовщик". В 1701 г. указом Петра I был введен термин "лоцман", но до середины XVIII века можно было встретить и термин "пилот". Первая в России государственная лоцманская служба была создана в 1613 г. в Архангельске, а первым руководством для них стала изданная в 1711 г. адмиралом К. Крюйсом инструкция для лоцманов Петербургского порта.

МАТРОС - едва ли не самое "темное" по происхождению слово. Достоверно известно лишь, что к нам оно попало в XVII веке из голландского морского языка в форме "матроз". И хотя в Морском уставе 1724 г. встречается уже форма "матрос", до середины XIX века более распространенным было все же "матроз". Можно предположить, что это слово произошло от голландского mattengenoot - "товарищ по койке": matta - "рогожа", "циновка", а genoot - "товарищ".

В середине века слово mattengenoot в усеченном виде matten попало во Францию и преобразовалось во французское matelot - матрос. А спустя некоторое время это же самое "матло" вновь вернулось в Голландию и, не узнанное голландцами, превратилось сначала в matrso, а затем в более удобопроизносимое matroos.

Есть и иное толкование. Одни этимологи в первой части слова видят голландское matt - "товарищ", другие - mats - "мачта". Некоторые ученые усматривают в этом слове наследие викингов: в исландском, например, mati - "товарищ" и rosta - "бой", "драка". А вместе "матироста" означает "боевой друг", "товарищ по оружию".

МАШИНИСТ - слово относительно молодое. Появилось оно в те времена, когда паруса на флоте стали вытесняться паровой машиной, и заимствовано из нем. Mashinist (от др.-гр. machina), но впервые в русском языке отмечено в 1721 г! Естественно, тогда эта специальность морской еще не была.

МЕХАНИК - происхождение аналогично слову "машинист", но в русском языке в форме "механикус" отмечено еще раньше - в 1715 г.

МОРЯК - человек, избравший уделом морскую профессию. Полагают, что профессии этой около 9000 лет. Наши предки называли ее представителей "моренинъ", "морянинъ" или "мореход". Корень "ход" очень древний. Выражение "ходить по морю" встречается уже в летописи при описании похода князя Олега на Константинополь в 907 г. Можно вспомнить и "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

В современном языке корень "ход" закрепился в терминах "мореходность", "судоходство", "ходкость" и др. Петр I пытался привить иноязычное итало-французское название военного моряка - "маринер" (от лат. mare - море). Оно встречается с 1697 г. в формах "мари-нир", "маринал", однако к концу XVIII века выходит из употребления, оставив лишь след в слове "гардемарин". Та же участь постигла и другой голландскнй термин - "зееман" или "зейман". Он просуществовал лишь до конца первой четверти XIX века.

ПИЛОТ - водитель (реже - штурман) гоночного катера; явное заимствование из авиации "в знак уважения" к высоким скоростям. Во времена раннего средневековья это было персональное звание лоцмана, сопровождавшего судно на всем переходе от порта отправки до порта назначения. К нам это слово попало через итальянское pilota, а корни его древнегреческие: pedotes - "кормчий", образованное от pedon - "весло".

РУЛЕВОЙ - тот, кто непосредственно управляет ходом судна, стоя у штурвала. Слово восходит к голландскому pyp ("руль") и в этой форме упоминается в Морском уставе 1720 г. ("Осматривать рур прежде похода"). К середине XVIII века слово "рур" окончательно вытеснило древне-русское "кормило", однако звание "кормщика" официально сохранялось в русском галерном флоте до последнего десятилетия того же века.

САЛАГА - неопытный матрос. Вопреки оригинальным "интерпретациям", например, на тему исторического анекдота о мифическом острове Алаг ("Откуда ты?" "С Алага"), ближе к истине прозаическая версия, связывающая это слово с "салакой" - мелкой рыбешкой. "Салагой" в некоторых русских говорах, в основном в северных губерниях, долгое время называли мелкую рыбу. На Урале зафиксировано употребление слова "салака" как прозвище, то есть в значении "салага".

СИГНАЛЬЩИК - матрос, передающий сообщения с корабля на корабль или на берег посредством ручного семафора или подъема сигнальных флагов. Слово "сигнал" пришло к нам при Петре I через немецкое Signal из латыни (signum - "знак").

СТАРПОМ - обе части этого слова происходят от старославянских основ. Старший (от основы "ста") здесь имеет смысл "главный", потому что это должен быть самый опытный из помощников капитана. А "помощник" ведет начало от утраченного ныне существительного "мога" - "сила, мощь" (сохранились его следы в словах "подмога", "вельможа", "немочь").

ШКИПЕР - капитан гражданского судна. Слово представляет собой "тезку" "корабельщика" - "щипор", а затем и голл. schipper (от schip - "корабль"). Некоторые этимологи усматривают образование от слова из норманнского (др.-сканд. Skipar) или датского (skipper) с тем же значением. Другие указывают на близость слова к немецкому Schiffer (от schiff(s)herr - "господин, начальник судна").

В русском языке слово впервые встречается в начале XVIII века как младший офицерский чин. Согласно Морскому уставу шкипер должен был "смотреть, дабы канаты были хорошо свернуты и чтоб опрятно лежали в интрюйме"; "в бросании и вынимании якоря повинен быть при битинге [битингах] и смотреть над завязыванием якорного каната".

В торговом флоте судоводительское звание шкипер было введено только в 1768 г. с обязательной сдачей экзаменов в Адмиралтействе. В 1867 г. звание было разделено на шкиперов дальнего и каботажного плавания, а в 1902 г. отменено, хотя должность "подшкипера" - содержателя судового снабжения по палубной части - на больших судах существует и сейчас, как и слово "шкиперская кладовая".

ШКОТОВЫЙ - матрос, работающий на шкотах (от голл. schoot - пола). Слово "шкот" (снасть для управления шкотовым углом паруса) впервые встречается в Морском уставе 1720 г. в форме "шхот".

ШТУРМАН - специалист по судовождению. Слово это в русском языке впервые отмечено в форме "стурман" в "Артикульных статьях" Д. Бутлера, затем в "Росписи припасам на барколон..." К. Крюйса (1698 г.) в формах "стюрман" и "штюрман" и, наконец, в Морском уставе 1720 г. встречается современная форма слова. А происходит оно от голландского stuur - "руль", "править". В эпоху расцвета мореплавания, когда суда голландской Ост-Индской компании уже бороздили воды Индийского океана и роль штурманов чрезвычайно возросла, голландское слово "штурман" стало международным. Так и в русском языке оно пришло на смену древнему "кормчий" или "кормщик" (от "корма", где издревле находился пост управления судном). Согласно "Артикульным статьям", штурман должен был сообщать капитану "обретенное высоту полуса (полюса) и свою записную про корабельное хождение книгу и книгу морского ходу показывати, чтоб наилучше усоветовать к сохранению корабля и людей...".

ЮНГА - мальчик на корабле, обучающийся морскому делу. В отечественной лексике слово это появилось при Петре I (от голл. jongen - мальчик). В ту пору существовали "кают-юнги", набираемые в качестве прислуги, и "дек-юнги" - для палубных работ. Юнгами начинали флотскую службу многие известные адмиралы, в том числе и "адмирал адмиралов" - Горацио Нельсон.

14. Минимальный состав должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

15. При установлении минимального состава экипажей самоходных транспортных судов численный и квалификационный состав экипажей судов обеспечивает:

Безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;

Проведение безопасных и надежных швартовых операций;

Грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;

Управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;

Поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;

Эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;

Выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;

Безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.

16. Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха.

17. Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния спасательного, противопожарного оборудования и других систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне.

18. На борту судна необходимо иметь достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта.

19. Совмещение профессий электромеханика и радиомеханика допускается любым членом экипажа при наличии соответствующего диплома и с учетом, что в районах плавания эксплуатационная и аварийная связь, а также получение навигационной и гидрометеорологической информации обеспечивается по радиотелефону или в автоматическом режиме.

20. При вождении грузовыми теплоходами барж-приставок и буксирными судами (толкачами) двух и более барж, эксплуатируемых без судового экипажа, в штат экипажа самоходного судна дополнительно к нормативам минимального состава добавляется по одному человеку рядового состава на каждые две баржи.

При работе самоходных транспортных судов длиной более 75 метров или состава более 75 метров численность рядового состава должна обеспечивать одновременную швартовку (отшвартовку) на носу и корме судна (состава).

21. Штатное расписание экипажа должно быть утверждено судовладельцем и выдано на судно до ввода его в эксплуатацию.

В соответствии с подпунктом 26-15) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" ПРИКАЗЫВАЮ :

1. Установить требования к минимальному составу экипажей судов согласно приложению к настоящему приказу.

2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:

1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

"СОГЛАСОВАН":

Министр национальной экономики

Республики Казахстан

_______________ Е. Досаев


Требования к минимальному составу экипажей судов

1. Настоящие Требования к минимальному составу экипажей судов (далее - требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" и устанавливают требования к минимальному составу экипажей самоходных судов (далее - минимальный состав), которые достаточны для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна.

2. Требования распространяются на самоходные суда, подлежащие государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан и Реестре арендованных иностранных судов.

3. В минимальный состав экипажей самоходных судов внутреннего водного плавания входят следующие должности:

1) капитан-механик;

2) капитан;

3) механик;

4) судоводитель-судомеханик;

5) судоводитель;

6) судомеханик;

7) электромеханик.

4. В минимальный состав экипажей самоходных судов смешанного (река-море) плавания входят следующие должности:

1) капитан;

2) старший помощник капитана;

3) второй помощник капитана;

4) третий помощник капитана;

5) старший механик;

6) второй механик;

7) третий механик;

8) четвертый механик;

9) электромеханик (электрик);

10) радиоспециалист;

11) судовой повар.

5. При численности экипажа менее нормативов минимального состава экипажей самоходных судов внутреннего плавания ( приложение 1 к настоящим требованиям) и нормативов минимального состава экипажей самоходных транспортных судов смешанного (река-море) плавания ( приложение 2 к настоящим требованиям) эксплуатация судна не допускается.

6. В минимальный состав не входят работники, обслуживающие пассажиров, командный состав судов и судовую команду.

7. На судах, перевозящих скоропортящиеся грузы, в минимальном составе экипажа судна предусматривается должность механика по рефрижераторным установкам.

На судах с главной дизель-электрической установкой в минимальный состав вводятся два электромеханика на пассажирских судах и один электромеханик - на судах другого типа.

На судах без символа "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав увеличивается на одного матроса (рулевого) - моториста.

На судах с символом "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав увеличивается на одного специалиста соответствующей специальности.

8. При вождении грузовыми теплоходами и буксирными судами (толкачами) двух и более барж (барж-приставок), эксплуатируемых без судового экипажа, в штат экипажа самоходного судна добавляется по одному человеку рядового состава на каждые две баржи.

При работе самоходных судов длиной более 75 метров или состава длиной более 75 метров численность рядового состава обеспечивающих одновременную швартовку (отшвартовку) на носу и корме судна (состава) составляет не менее двух человек.

9. С учетом настоящих требований судовладельцем разрабатывается и утверждается штатное расписание экипажа, которое выдается на судно до ввода его в эксплуатацию.


судов внутреннего плавания

Степень автоматизации

Минимальная численность состава экипажа

Суда с символом "А" в классе Регистра судоходства

Суда без символа "А" в классе Регистра судоходства

Режим использования судов по времени

До 12 Часов включительно

До 16 часов включительно

круглосуточно

До 12 часов включительно

До 16 часов включительно

круглосуточно

Режим работы экипажей судов по времени

1 сменная

2-х сменная

3-х Сменная по 8 часов

2-х сменная по 12 часов

1 сменная

2-х сменная

3-х Сменная по 8 часов

2-х сменная по 12 часов

Группы судов

Профессиональный состав

Самоходные сухогрузные

Грузоподъемностью до 600 тонн включительно

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Грузоподъемностью 601-1000 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Грузоподъемностью 1001-2400 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Грузоподъемностью 2401-5500 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Самоходные нефтеналивные (танкеры)

Грузоподъемностью до 599 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Грузоподъемностью 600-1500 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Грузоподъемностью 1501-3300 тонн

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Грузоподъемностью 3301 тонн и более

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Буксиры и толкачи

Мощность главных двигателей от 55 до 184 квт

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Мощность от 185 до 300 квт

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Мощность от 301 до 750 квт

Капитан-механик

Судоводитель-судомехник

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Мощность 751 квт и более

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Судоводитель

Судомеханик

Рядовой состав

Электромеханик (электрик)

Пассажирские водоизмещающие суда

С местам для сидения до 100 мест

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Рядовой состав

С местам для сидения на 101 и более мест

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Рядовой состав

Скоростные суда на подводных крыльях

Капитан-механик

Судоводитель-судомеханик

Рядовой состав

Нормативы минимального состава экипажей самоходных
транспортных судов смешанного (река-море) плавания

Минимальный состав экипажей

Численность минимального состава экипажей судов

Степень автоматизации

Суда со знаком А, А-1, А-2, А-3 Регистра судоходства

Суда без знака автоматизации в классе Регистра судоходства

Вид морского плавания

Заграничное плавание

Прибрежное плавание

Заграничное плавание

Прибрежное плавание

Режим работы экипажей судов

3-х сменная

3-х сменная

2-х сменная

3-х сменная

3-х сменная

2-х сменная

Профессиональный состав экипажа

Старший помощник капитана

Второй помощник капитана

Третий помощник капитана

Старший механик

Второй механик

Третий механик

Четвертый механик

Электромеханик (электрик)

Рядовой состав

Радиоспециалист

Судовой повар

При совмещении профессий командным и рядовым составом

(без выхода в заграничное плавание)

Капитан-механик (помощника механика)

Помощника капитана – помощника механика

Электромеханик – помощника электромеханика

Рядовой состав

Судовой повар

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...